автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Политика русского правительства в отношении коренных народов Севера Западной Сибири в XVII в.

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Главацкая, Елена Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Политика русского правительства в отношении коренных народов Севера Западной Сибири в XVII в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политика русского правительства в отношении коренных народов Севера Западной Сибири в XVII в."

ИШНСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ СКО/.и И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

уральский ордена трудового красного знамени государственный УНИВЕРСИТЕТ ни.А.М.ГОРЬКОГО

на прзвзх рукописи УДК 947(470.5(571)

ГЛАИАЦКАЯ Елена МихаАювна

полгггякд русского пшпгшъствл п отноашга когаппя НАРОДОВ СЕВЕРА ЗЛПЩЮЙ СПЕ!РИ В XVII П. (На материалах Верхотурского, Пзлчисксго, Борезопското у^ддоа)

07.00.02. - отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ЕКАТЕРИНБУРГ

1932

Габота выполнена в Уральском Ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. А.М.Горького нз кафедре истории России исторического факультета.

Научный руководитель -

Официальные оппоненты -

Ведущее учреждение

доктор исторических наук, профессор Р.Г.Пихая

доктор исторических наук, профессор В.А.Оборин кандидат исторических наук Е.В.Вершинин

Институт истории и археологии УрО РАН

Защита диссертации состоится " А" и. •с/^.с'лЭЭ2 г. в часов на заседании специализированного совета Д 063.78.02. по озцнте диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Уральском Ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. А.М.Горького (620083, Екатеринбург, пр.Ленина,51, ауд.248)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского университета. '. '

Автореферат разослан " ^ " «¿У''«; 1992 г. •

Учений секретарь специализированного совета

доктор исторических наук, профессор^/^д^д/М^Е.ГлавацкиП

Исследователи обратились к изучению внутренних процессов колонизации (П.А.Словцов). Била предпринята попытка сравнить колонизационные процессы в Сибири и Америке (П.Небольсин), сформулирована сама проблема положения аборигенного населения края и сруктуре Русского государства (Н.Н.Фирсов).

С развитием демократического направления в исторической науке связано появление первых сомнений относительно прогрессивности присоединения Сибири к России и пересмотр оценки политики правительства в отношении аборигенного населения. Была раз-' работана периодизация правительственной политики, проанализированы цели, стоявшие перед ним на разных этапах (Н.М.Ядрин-цев). В целом ае работы представителей областнического направления носили скорее публицистический характер.

Параллельно о втини исследованиями продолжалась работа по введению в научннЛ оборот широкого круга источников. Это дало импульс развитию монографической разработки отдельных вопросов, в том числе христианизации (П.Н.Буцннский), истории отдельных княжеств народов ханты и манси (Н.Н.Оглоблин) и т.д.

К проблема взаимоотношений русской государственной власти и коренных народов Сибири обратился В.И.Огородников1. Однако наибольшее снимание автор уделил не столько характеристике самой политики правительства, сколько проблеме антирусских восо-' таниЯ. В целой, ранняя советская историография оказалась перед лицом целого ряда проблей: это и трудности использования архивных фондов, и утверждение идеологии, трзбовавшей иных подходов в работе историков. В первую очередь внимание было удэ-лено социально-экономическим проблемам, в частности, ясачной политике в ХШв.С С.В.Бахрушин, В.И.Иунков, П.Н.Павлов). Была продолжена традиция изучения истории отдельных княжеств народов хлнти и ыанси и их взаимоотношений с русской государственной властью (С.В.Бахрушин). Вместе с тем, вопросы христианизации коренного населения рассматривались уже с позиции критического отношения к деятельности церкви и . большей частью на материале Х71П-Х1Хвв. (А.Г.Базанов, И.И.Огрызко).

В связи о разработкой вопросов местного управления в Сибири

'Огородников В.И. Русская государственная власть и сибирский нниродца в Х71-ХШ1 вв. - Иркутск, 1920. .

А

били рассмотрены и некоторые проблемы взаимоотношений властей с аборигенным населенней: управление и административное деление (Л. Н. Копа лоз, Б. 0. До я г Hit, В.И.Сергеев), участие коренник народов в торговле (О.Н.Еилков). Была сформулирована проблема взаишотнозений русского крестьянского н ясачного населения (A.A. Преображенский).

Вновь, после длительного пЕрерива, историки обратились к проблемам политики в области христианизации коренного населения региона. Но появившиеся исследования затрагивает лижь некоторые аспекты этой проблемы либо в более поздний (Н.А.Ыннен-ко), либо ранний периоды (В.А.Оборин). На материале бападной Сибири были изучены некоторые вопросы, касзсд,кеся вклсчения но-Еокраденов в социальнуо структуру Русского государства (H.H.Никитин ).

В последние годы начал меняться и сам подход к этой проблема н, более того, формироваться новые направления. Новый подход в изучении вопроса о взаимоотношениях пришлого и коренного населения Урала и Сибири в XVI-XVUIbq. был предложен H.H.Никитиным. Он высказал предположение о том, что в ряде случаев гораздо ваянеэ привлекать более поздние источники, покззывяпциз итоги межэтнических контактов на протяжении длительного врекз-ни, такие, как свидетельства путешественников, топографические и иные описания и т.д.2

Постановка и разработка нового - экологического - аспекта межэтнических отношений предложена Н.А.Миненко. К числу позитивных моментов автором отнесено воздействие, которое оказывали сибирские народы на экологическую культуру русского крестьянства, а оно, в cbod очередь, влипло на окологические знания и экологическое поведение аборигенов края.3

гНикитин Н.И. К вопросу о взаимоотношениях пришлого и коренного населения Урала и Сибири в XVT-XVTII вв.// Спорные вопросы отечественной истории XI-XVIII вв.: 'Тезисы докладов и сообщений Первых чтений, посвященных памяти А.А.Зимина. - М., 1930. -Т.2. - С.199-203.

эМнненко H.A. Позитивнее воздействие коренных народов Сибири на экологическус культуру русского крестьянства (XVIII - первая половиня XLX в.) // Аграрный рынок в его историческом развитии/

5

Таким образом, нельзя сказать, что тема политики правительства в отношении коренного населения' края осталось вне, круга интересов историков. Однако обобщающего труда.по интересующей нас проблеме так и не появилось.

Цель» донного исследования является изучение политики русского правительства в отношении народов Севера Западной Сибири па основе приоритетного использования делопроизводственных материалов XVII в- Мы берем три основных аспекта для характеристики политики Русского государства¡правовой, социально-вкономи-ческий и культурный.

Основные задачи работы сводятся к рассмотрении следующего ряда проблем.

. Складывание института управлении коренным населением края; соотношение в атом процессе роли родо-племенной знати и русской ыьстноЯ администрации.

Важным звеном исследования является изучение социально-экономических мероприятий правительства по включении коренных народов края в структуру Русского государства; позиция правительственной и местной администрации по вопросу земельных отношений русского и аборигенного населения; складывание ясачной политики, принципов организации торговли; влияние всех перечисленных выае факторов на хозяйство коренных народов края.

Самостоятельный круг проблем составляют вопросы, связанные с распространением христианства; позиции государства и церкви в . отношении христианизации коренного населения края; законодательство в этой области; факторы, побудившие принять новую веру; судьбы новокрещенов и' влияние распространения' христианства на изменение социальной структуры коренного населенна края. В работе мы стремились преодолеть бытовавшую оценку христианизации по принципу "хорошо - плохо".

Особый интерес представляет изучение вопросов, связанных с конфликтами между русским и коренными народами края; причины их возникновения, роль государства в регулировании межэтнических отношений.

В работа над темой методологической основой для нэс являлось

ХШ.Т сессия Всесоюзного симпозиума по изучению проблем аграрной истории: Тезисы докладов и сообщений. - М., 1991. 4.2. - С.189-1!

6

положение, выдвинутое; одним из самых интересных псследссатеяг.п истории Сибири С.В.Бахрушиным, который призвал разрабатынать архивный материал систематически по каждому уезду ti отдельности и. на основании мельчайших сопоставлений воссоздавать rcd картину старинного быта местных народностей."1 Такой подход, на наш взгляд, порой позволяет максимально приблизиться к живому человеку ннтересукдей нас впохи. проникнуть в его настроение, почувствовать его радости и забота, реконструировать мельчайшие детали его жизни.

ГеогргС^чеыша ранки ноедэдовшшя. Выделение изучаемой территории ( Еерхотурский, Пелнмскнй и Березовский уезды) сЛуо-лоалено рядом соображений. С этнической точки зрения это районы преимущественного проживания ханты-мансийского населения. Небольшие княжества, стоявшие примерно на одной стадии экономического и социального развития, до подчинения русским находились в зависимости от сибирских татар и платили ни ясак. Наряду с другими, этот факт определил относительную оезбелеэнен-ность присоединения новых земель и народов к Руоскому государству. Отсутствие активного сопротивления и крупных пгюруяенмнх конфликтов позволяет лучше рассмотреть процессы организации управления и результаты их реализации. Именно эти территории в первуи очередь били подвергни .влиянию русской колонизации на востске страны и именно здесь апробировались и отшлифовывались основы политики правительства ь отношении аборигенного населения.

. Уже в XVI1в. русское население в Западной Сибири было достаточно многочисленным,' поэтому разного рода контакты между крестьянами и служилыми лпдьыи с одной стороны и аборигенами -с другой находили отражение в делопроизводственных документах. Таким образом, мы имеем уникальную возможность изучить истории народов, не имевших собственной письменности, именно по письменным источникам.

Хронологические ршяш исследования, Розможно, впепр хронологических рамок исследования может показаться формальным. Однако мы. руководствовались тем, что ХУНз. являлся целей эпохой как в истории всего Русского государства, так и в отнесении

"Вахрупнч C.B. Научные труды. М., 1955. - T.3.-'f.2.-C.258-259.

7

территорий и населения Сибири. Именно в этот период происходило активное проникновение русских в Сибирь и хозяйственное освоение крап. Формировались принципы политики н административное структура, ее проводившие. В течение всего XVIIb. Сибирь и се население рассматривалось как основной источник поступления ценной пушнины и это определяло главное содержание политики правительства в регионе - стремление сохранить его именно в атом качестве как можно дольше.

Псточкнкобсй основой нсслэдовакия послужили главным образа;.! документы из архивохранилищ Москвы и Санкт-Петербурга. По типологическому принципу их можно разделить на несколько групп.

I. Законодательные материалы и распоряжения:

1) Центральных светских и духовных властей;

2) Именные указы и наказы воеводам.

Первая подгруппа этого круга источников дает представление о нормативном положении в области взятых для освещения вопросов. Это основной правовой кодекс XVIIb., - Соборное уложение Алексея Михайловича. На, безусловно, учитывали, что во многих статьях , особенно в области политики правительства по вопросам поземельных отношений, подразумевалось, прежде всего.население бывшего Казанского ханства. На наш взгляд, они являлись нормативными и для Сибири, правда, не Есегда выполнялись буквально. '.'..'

Документы второй подгруппы, позволяет проследить, как конкретизировались различные положения политики правительства в отношении коренных народов на территории Севера Западной ' Сибири в XVIIb. .

II. Деловая переписка представителей местной администрации.

1) Отчеты и отписки воевод центральным властям.

2) Отписки воевод и приказчиков между собой.

Эти материалы имеют огромное значение для изучения процесса действия законов на местах. Они помогают восстановить сложности, возникавшие в процессе реализации политики правительстве (отклонение от.нее; приспособление результатов законотворчества центра к мастным условиям).

III. Челобитные.

Это, пожалуй, самый интересный и эмоционально яркий источник возникавший в среде самих ясачных'людей. Необходимо учитывать,

что составлялись они ' со слов "толмачей", поскольку коренные нители "русскому языку.нэ разумели".Как и лпбие другие документы русской делопроизводственной практики ХУ11в., эти источники . несут в себе все те стилистические трафареты, которая традиционно использовались писцами. Поэтому не всегда их текст можно воспринимать буквально. 'Гем не менее, именно в челобитных с-наибольшими подробностями описывалось положенно аборигенов, их взгляды на различные события. Сам факт постоянных тесных контактов коренных жителей Сибири с русским населением вызвал появление в ХУ11в.этого массового источника. Таким образом мы получаем уникальнув возможность базировать исследование истории народов, которые на имили своей письменности, именно на документальных материалах, возникших при их непосредственном участия, хотя и изложенных на языке другого нэро-да. Каждая челобитная появлялась на свет в результате какого-либо конфликта и таким образом является пусть небольшой, но все-же заметной строчкой в судьбе кзксй-лнбо ясачной волости, семьи или отдельний личности.

IV. Материалы псзчнога сбора: окладные, дсиючнне, сметные приходные книги и т.д. По ряду причин это достаточно трудный для анализа источник. Одна из них, это то, что личные имена тяглецов часто искажались до неузнаваемости. Зачзстуи составители ясачных- книг были не заинтересованы в даче точных спадений по тому или иному вопросу. В особенности это касалось количества тяглецов и размера собранного ясака.' Поскольку доверять отдельному документу трудно, необходимо сопоставление данных различных ясачных книг, желательно за несколько лет, чтобы получить более адекватнуо картину.

В целом материалы ясачного сбора позволяет делать выводы об административно-территориальном делении края: состоянии ясачного хозяйства и развитии пушного промысла аборигенного населения. Изучение этого массового источника позволяет проследить демографические процессы, происходившие в среде ясачного населения.

V. Поземельные акты: закладные, купчие, меновые грамоты.

Это большой комплекс источников, который позволяет изучить

ход процесса перераспределения земельного фонда в Сибири в ХУПв., выявить наиболее неблагоприятные в этом отношении во-

9

листи, проследить причины закладов и круг лиц, которым в пер-eyD очередь удавалось получить Земли ясачных людей.

Безусловно, хотя работа построена в основном на архивном материале, для изучения темы -, связанной с аборигенным населением Севера Западной Сибири, его хозяйством и духовной культурой, невозможно было обойтись без этнографических данных. В качества тзкоаых мы использовали материалы, содержащиеся в записках и от«етах некоторых путешественников XVTI-XIXbb., а таете сеедения, приводимые современными этнографами и, в самой незначительной степени, собственными полевыми дневниками.

Из наш взгляд перечисленный круг источников позволяет решить поставленные в исследовании задачи.

Ноучиая новизна проведенного иясладовяшя определяется тем, чти впервые в границах отдельного региона детально рассматривается процесс проведения в жизнь политики русского государства в отнеиениии аборигенного населения. Такой подход дал возможность реально представить различные аспекты правительственен политики, механизм ее реализации и последствия для развития хозяйства коренного населения Севера Западной Сибири. Привлечение значительного круга источников позволило детально проследить судьбы отдельных семей ханты и манси, и даже некоторых ладей, В работе исследованы причины принятия христианства представителями аборигенного ' населения, влияние процесса распространения христианства на изменение социальной структуры у коронного населения края. Автором проанализированы причины возникновения межэтнических конфликтов в XVIIb., определена ро ль государства в их регулирования.

Практическое окачоипо работа. Результата исследования, а также вввдзтшэ в научный оборот источники могут бить нсполь-вопэш! при составлении учебных пособий и хрестоматии по истории Урала и Сибири, при подготовке музейных экспозиций, чтении вузовских спецкурсов. Материалы диссертации могут войти составной частью в'монографии по истории народов ханты и манси.

¿проОацяя данных исследования. Прочитаны доклады на трех региональных конференциях (Уральских археографических чтениях), организованных Уральским университетом:(Свердловск, 1988, 1383, 1991); на конференции молодых ученых в институте Истории » Археологии УрО -АН СССР (Свардлозск, 1Я90 ) ; на всесоюзной нэ-

10

них повинностей - переходит из рук представителей племенной знати - "лутчих людей"- к русским служилым людям, которые назначались воеводами. Что касается судопроизводства, то и здесь по авторитету нарождавшейся знати тзгске был нанесен ощутимый удар.- Ясачный человек, неудовлетворенный решением соплеменников по какому-либо делу, мог обратиться к самому царю, а, поскольку дело в итоге разбиралось воеводой, то это автоматически еще более сокращало компетенцию племенной знати, выбивало почву у нее из-под ног. И,, хотя при разборе дела учитывались традиции и обычаи, существовавшие в среде коренного населения, тем не менее сама процедура - с "повальным обыском", "очной ставкой","послушеством" и■использованием "жеребия" в особо запутанных случаях, была чисто русской. И судьи, естественно, были представителями русской администрации, и посулы с поминками доставались опять-таки им же. А если и они судили "не по правде", то можно было искать "управы", но не у своих именитых соплеменников, а у русского царя. Этим достигались две цели -положение представителей родовой знати низводилось до рядовых ясачных людей и одновременно возрастал авторитет русской администрации. ■'■■"•

Таким образом, процесс создания государственных структур у коренных народов был нарушен. В результате проникновения русских за Урал позиции местной знати и ее авторитет были серьезно подорваны. Часть представителей племенной знати, оказавшая сопротивление продвижению русских и возглавившая восстания ханты и мэнси, била уничтожена физически. Те, с ¡сем • удавалось установить мирные отношения, попадали в серьезную зависимость от русской местной администрации.

На первых порах, е условиях нехватки служилых'людей и постоянной угрозы нападения со стороны различных племен, русская администрация была заинтересована в сотрудничестве с представителями местной знати. Однако, создание сильных государственных структур у коренных народов шло вразрез с интересами русского государства в регионе. С самого начала складывания системы управления создавался слой служилых из числа ханты и манси, принявших христианство. Будучи тесно связанными и материально зависимыми от русской администрации, нсвокрещены, наряду с русскими служилыми людьми, призваны были создать опору цзрско-

12

му правительству в управлении краем.

1.2. Ясачная политика правительства. Аборигены присоединенного края (хзнты, манси), с их преимущественна охотничье-рнбо-ловнын типом хозяйства, могли представлять интерес для. Русского государства прежде всего как поставщики пушнины. С другой стороны, земли Севера Западной Сибири с ёкономическоЯ точки зрения в ХУПв. были призлекательны'в первую очередь именно обилием зверей пушных пород. Эти два обстоятельства, наряду с традиция!,и, заложенными еде новгородцам), определяли основное

яАгтНРР-НУПГТ) чпгптта _ пгяга -

ней сдачи в пользу государя глхоз зверей ценных пупных пород.

Для сбора атого вида повинностей все население ясачных волостей было переписано еще в конце Х71в. Функции ясачного сбора, первоначально находившиеся в руках "лутчих ладей", т.е. представителей выезих слоев местного населения, постепенно пе-рзшли в коитштенцию русской администрации. Политика правительства в втом вопросе была направлена на то, чтобы всеми возмше-ншш средствами призлечь мсстнсз население к сдаче ясака и хоть как-то скрасить езуу процедуру. Однако, трагедия заключалась в тем, что политика вта провозглашалась в Москве, а на гастах ей проводниками оказызались конкретные люди со своими взглядами на яизнь, нздостатками и слабостями наконец. Получение сибирского воеводства для ча£/и дворянства было на столько, политической ссылкой, сколько средством поправить свое материальное положение.

Соблазн воспользоваться сбоин положением был слилжом валик, а с;¡стена ясачного сбора на всех его этапах, несмотря на зап. раты и угрозы Москвы, представляла местной администрации возможность почти беспрепятственно извлекать для себя прибыль.

Прекрасно понимая какую опасность таили ■ в себе возможные конфликты на почве сбора ясака, московское правительство постоянно направляло наказы воеводам со строгим предупреждением следить за ясачными сборниками. Приезазя о ¡ерти, служилые ста^ рались оценить шкурки как можно депевле, давая иногда всего половину, или да;хе треть реальной цены. Это повторялось из года з год и при сохранении одного и того-'же денежного содержания ясачная повинность, в количестве шкурок, имела совершенно определённую тенденцию :с росту. Зтот количественный рост ясач-

13

пат склада бил особенно обременительным в . условиях,, 'когда влияний русской крестьянской колонизации становилось довольно вхутиши. В результате хозяйственной деятельности русского на-, селения изменялась ¡экологическая ситуация в крае и это наносило удар по промысловому хозяйству ясачных. В первуп очередь негативные последствия этого процесса почувствовали та волости, вблизи которых располагались русские поселения. Правительственная позиция определилась стремлением сделать ато воздействие минимальным и сохранить ясачные волости как основной источник поступления пуинины.

Если русские все ха занимали ясачнае угодья, то обычно следовал указ "обити долой" поселенцев. В большинства случаев поземельных споров правительство занимало сторону коренного населения , что, возможно, несколько сглаживало остроту противоречий, на давая им дсстичь стадии вооруженных столкновений.

Снижение продуктивности пузкого промысла, настойчивость администрации в сохранении натуральных форм повинностей наряду о начЕштия втягиванием ясачных в товарно-денежные отношения привали к тому, что некоторые из них вынуждены были закладывать свои охотничьи угодья. Таким образом ясачное население снимало с себя обязанность платить ясак. Контрагентами в этих сделках чагэ всего выступали стрельцы, крестьяне, посадские лбди. По видам угодий в заклад обычно попадали сенные покоси, пашни, рыбные ловли. Вероятно, при заключении сделок подобного рода могли иметь меото случаи обмана.

Увеличениз размеров и сохранение форм ясачного сбора на фона значительных изменений в хозяйстве аборигенов означало усилэ-ние эксплуатации и, естественно, приводило к ухудшении полоае-ния ясачных. Стремясь как-то облегчить свое положение, ясачные обращались б Москву с многочисленными челобитными о снижении количества взимаемого ясака или переносе обязанности его сдачи из одного города в другой, в надежде на более благоприятные условия.

Челобитные подобного рода далеко не всегда приносили ожидаемые результаты. А потому ясачному человеку порой не оставалось ничего другого, как удариться в бега, в одиночку, а иногда и целыми семьями откочевывали они в другие врты, просто уходили и жили в лесах, "по незнаемым местам", ила спасения от непо-

14

иврных поборов и "насилств". Русская администрация 'квалифицировала подобные поступки как побеги и неизменно требовала смака и возвращения беглецов к прежнему месту пргаиваннл и сдачи ясака.' Уходы - побеги, как.средство спасения от чрезмерных повинностей были распространены практически во всех уездах и Ш1в. ' ;

Существенной чертой политики правительства являлось то, что сиз . была направлена'на.сохранение социальных условий, при которых бы псак мог вноситься по-преанему. Таким образом, она ила вразрез с теми явлениями, которые уже происходили в хозяйства коренного населения. Начавшемуся процессу перераспределения земель в пользу увеличившегося количественно русского. населения был противопоставлен запрет сдавать в наем и продавать ясачше угодья. Тем не менее, земли 'все-таки оакподавались, а поскольку обязанность платить ясак лежала на хозяина сотчшш, то в ХУПо. в Сибири появляется русские ясачныв л»ди. -.Другим проявлением изменений а ясачном хозяйстве являйся факт уплати ясака деньга;-®. Наконец, несоответствие мс;хду форисЛ и величиной повинности и возможностями хозяйства коренных'антедей кра'з присело ¡с таким парадоксальным, из перзий взгляд, иашша, как покупка шхеа ясачниии лидылп у русских для того, чтоб:« потом сдать его в государев псак.

Eco от и факты свидетельствовал^ о том, что уже во второй по-, лопина хШа., а к его концу особенно, назревает необходимость изменения систем сисплуатации ясачного иаселзиия Севсрз Западной Сибири.

1.3. Организация торговли с коренным населением Севера Западной Сибири в Щб. В ходе .хозяйственного освоения присоединенных территорий торговля• являлась своего рода .рычагом з руках русского правительства в организации системы управления коренными народами края. Воздействие это осуществлялось при поищи различных мер, вклпчая прежде всего оапрегихекьшкз. ' Основным товаром, который аборигены могли предложить для продажи, била пуавшна. Из русских товаров наибольшим спросом пользовались хлеб, сукно и изделия из металла, в отношении которых существовала строгая регламентация, поскольку часть.из них была обьявлена "зэповедными"еше в конце XVÎb.

Стремление сохранить монополию на пушнину, дсбывз&муо ; наро-

15

даш Сибири, как и забота о поступлении десятинной пашлйны от торговли, побудили центральную власть предпринять »ары по ог-' раннчении круга торговых партнеров. В результате аборигенное население постоянно находилось в зависимости от того, привезут русские торговые леди товар или нет. Кроиз того, это создавало, благоприятные условия для злоупотреблений при заключении торговых сделок.

Помимо перечисленных вкяе, существовало строгое ограничение ¡-.о времени для торговли с ясачным населенней - только после сдачи ясака. В итоге, ясачные люди шгли поставить на рынок в основном лиаь меха второго сорта.

Законодательство в области организации торговых отношений было направлено на консервации социальных отношений в среде ясачного населения. Политика в отношении ясачного населения ориентировала его хозяйство на шнокультуру - пушной промысел. Система монополий и ващатоэ на свободную торговлю с ясачными, в условиях, когда в стране уне складывался рынок, не могла способствовать развитию промысла мастного населения. В связи о отиы снижалась его конкурентоспособность и намечался упадок ясачного хозяйства.

Создание препятствий дня включения в систему тоаарно-дгнеа-них отношений коренных народов Севера Западной Сибири способствовало консервации их хозяйственного отставания от русской экономики н углубляло проблемы вхождения этих народов в структуру Русского государства. -

Гдш/и 2. Политика русского правительства в отношении христианизации. 2.1. Деятельность государства и церкви по распространению христианства. Существенной стороной колониальной политики государства было воздействие на духовный мир аборигенного населения края. И в этом доминирующую роль должна была сыграть церковь. Тем не менее, христианизация в течение всего Х711в. не являлась самоцелью, а лишь была неизбежным спутником колонизации в целом. Безусловно, нет оснований говорить о политике насильственной христианизации народов Севера Западной Сибири в этот период. В отношении рядового ясачного населения правительство даже стремилось несколько сдержать этот процесс во имя сохранения ясачных вотчин. Что касается верхушки племенной знати, то здесь принятие православия приветствовалось и даже

поддерживалось, в честности, рядом законе», предостазлявсих приоритет в отношении наследования, вотчин и Поместий.

Кроме того, сама система управления коренными народами крал была ориентирована на то, что достаточно долгое время на территории края будут существовать бок о бо:с христиане, язычники и мусульмане. Стремление правительства, 'а, следовательно, и представителей местной администрации не' допустить или , со всяком случае, максимально сгладить все конфликты, возникавшие на по1'во разной конфессиональной принадлежности, дало, как нам кеуьч'ся, сбои плода. С одной стороны, такая политика правительства формировала у рядового русского населения если и не само чувство веротерпимости, то, во всяком случае, понимание необходимости учитывать, что может существовать н другое, нехристианское восприятие дара. С другой стороны, почти зек ненасилия в отношении.веры позволил небольшой части коренного на-сэления добровольно принять православие, а большинству, в той или иной кэре все-таки познакомиться с основными полевениями. Возисзно именно благодаря этой политике в дальнейшем православие воспринималось ухе не совсем чуадым, и это сыграло роль в формировании элементов синкретизма в верованиях коренного населения края, ч

Несмотря на то, что сложился заметный слой новохрещрноз, едкой . из серьезных проблем, стоязпйх перед служителями культа в, условиях Урала и Западней Сибири, Сило удержание этих новокре-ценсз в лене ■христианской православной церкви и' "заздата веры от поругания".

Что касается задач "христианского просвещения", то они, конечно, были очень далеки от реаения. Забегая вперед, ш:кно сказать, что зти задачи, к счастью," вообще не били решена, ни в ХТШв., ни в Х1Хв. К счастьэ - потому, что это могло означать псвальнуп русификацию целых народов, что было бы весьма печально, . ибо человечество лшнлссь бы навсегда очень яркой, неповторимей культуры народов ханты и манси.

2.2. НоЕокрещены. Изменение социальной структуры коренного населения края под влиянием распространения христианства. При отсутствии, систематической миссионерской деятельности и политике правительства по запрещение насильственной христианизации аборигенов, к концу ХТСГв. все же сложился определенный елей

17

но&окредоюа. Христианами становились как представители 'местной внэти, так и рядовое население. По этническому составу вто представители разных народностей - ханты, цанои, татары. Все они находились в одинаковых условиях при принятии христианства. Обычно о принятием христианства изьзнялось и социальное положение человека, сн верстался в службу на денежное и хлгб-ное жалование. Нет оснований говорить о политике насильственной христианизации на территории края в £Т11в.

Практически большинство случаев принятия православия было связано р тем, что человек попадая в какие-то чрезвычайные пб-отолтельотва . и выход из них связывал с принятием новой вари. Видимо это одна из причин того, что соплеменники на торопились следовать примеру тех своих сородичей, которые отказывались ст ралигии предков. Новокреценоа старались изолировать от языческого окружения, так что единственные, кто в обязательном порядка принимал православие вслед за ниш - это члены семьи. В дальнейшем такая изоляция усиливала на только религиозное , но и общекультурное влияние на новокрещенов и вела к значительной русификации населения, находившегося в непосредственен контакте с русскими.

Закюочвкио. Политика Русского правительства в отношении коренных народов Севера Западной Сибири не была чем-то неизменным дазе на протяжении одного ХУ11и. Она постоянно шнялзсь, или, вернее корректировалась под воздействием различных процессов .

Фас.- консервации привычных социальных отношений на ннзаеы уровне при почти полной ликвидации их на высшем привел к той относительной безболезненности вписывания аборигенного населения в структуру Русского государства, о которой упоыннавт практически все исследователи.

Действительно, коренное население со времени начала интенсивной колонизации постепенно разделилось на несколько групп, которые приблизительно соответствовали различным категориям русского населения центральных районов страны. Судьбу одной из них, состоявшей из представителей родо-племенной и феодализн-ровавшейся верхушки общества, мы уже рассмотрели. Частично она была уничтожена. Те, кто признал власть русского царя, постепенно влились в русское общество и уве во 2 -3 поколении почти

18

полнсстьр обрусели.

Следущая группа - "ясырь" - то, кто попал в плен во врьмл вооруженных столкновений о русскими отрядами, был крещен и. вывезен ' в центральные области представителями русской администрации. Положение втих лсдей было идентично положению холопов. Эта. группа также не была многочисленной', поскольку политика правительства была направлена на ограничение закрепощения ясачного населения частными лицами в целях сохранения ого как поставщика ценной пушнины.

Рольиая часть абсриггнса становилась государевыми ясачными ждьми! По своему правовое полозению они были близки к черносошному крестьянству.

Несмотря на го, что активной миссионерской деятельности' на территории края не велось, к концу ХУПв. все же сложился значительный слой ноЕОкреценов. Аборигены, как правило,шли на такой шаг либо по политическим соображениям, либо привлеченные возможность!) освободиться от ясачной повинности. Но в.любсм случга ото било связано о тем, что человек'попадал в экстремальное положение и в крещении видел способ разрешить свои проблемы.

Поскольку новокрещен в значительной степени менял образ жизни, то постепенно менялось и его сознание, система ценностных ориентации, психология. Его детЯ разделяли судьбу своих русо-, ких сверстников, так что во втором, и уж, тем более, в третьем поколении практически* невозможно отличить сннз новокрещена от русского. Этот слой из числа аборигенов, принявших христианство и зачисленных на службу, был самым тесным'образом связан с русской администрацией, зависел от. нее материально и был опорой в управлении бывшими соплеменникамиТаким образом население, не связанное о пушным промыслом, находившееся в тесных контактах с русскими, неизбежно подвергалось русификации.

Анализ различных аспектов политики правительства в отношении коренных народов края в Х7Пв. позволяет сделать нывод о том, что в ее основе не было заложено элементов грубого экономического, религиозного или этнического угнетения. Наоборот, заинтересованное ■в ясачном населении как поставщике пушнины, русское правитепьство всячески стремилось защитить интересы коренных народов края.

Ш

Вероятно, результатом такой политики било то, что, несмотря на существование большого комплекса противоречий, они обычно на приводили к антирусским восстаниям. Что касается конфликтных ситуаций, то они безусловно были, и ото естественное следствие Любой колонизации. Противоречия могли возникнуть и проя-. виться на различных уровнях: с правительством, с представителями администрации, в межличностных отношениях.

Наиболее конфликтоопаснымн были последние два. Что касается правительства, то, будучи материально заинтересованным в сохранении стабильности ясачного хозяйства, оно стояло на стране его интересов и выступало арбитром в решении спорных вопросов. Взяв на себя отвгтственность за регулирование мехзтннческих отношений в крае, русская администрация делала вое возможное, ' чтобы сгладить имевшиеся противоречия и не допустить возникнем ■ вгния вооруженных конфликтов. Такая позиция правительства, бе. зусловно, оказывала благотворное влияние на форсированна' отношения к атим народам и у рядового русского населения в ХУПв. Роль государства в'регулировании ыазгатнических отношений , на наш взгляд, невероятно велика.

Ыалейяка пренебрежение к какому-либо народу на уровне государства мэгло спровоцировать уке лавину несправедливости на уровне межличностных отношений и привести х межэтнической катастрофе. В ХУ11в. на территории Севера Западной Сибири этого удалось избежать, причем в значительной степени благодаря позиции русского правительства.

В праогвявз дастся таблицы: Административное устройство коренного населения Вврхотурского уезда в ХУ11в. (Прил.1); количественные изменения в ясачных волостях Верхотурского уезда и изменения в составе ясачных людей на примере одной из волостей (Прнл.2); Поземельные акты ясачных людей Верхотурского уезда (Прил.З).

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Некоторые вопросы ясачной политики на Урале в трудах советских историков.// Урал и проблемы региональной историографии.' Первобытно-общинный строй. Феодализм: Информационные материя пи.- Свердловск, 1986.-С.16-20.

2. Из истории'социальной борьбы коренных народов Северного Урала в ХУПв.// Культура и быт трудового населения дореззлю-

" 20

щюннсга Урала,- Свердхтао!С,13Ш.- С.4-Б,

3. Иашнениэ социальной структуры коренных нэродш Сеопрнгл« Урлла в Х711з.// Уральские археографический чтения. Тпзиоп Докладов конференция студента» и молодых ученых.-Сверд-ловок,1363.-С.8-11. •

4. НовокрЕдены Верхотурсхога уезда в лУ11в.// Религия и церковь £5 Сибири: Тезиса и 1£аториалы научной конференции. кнь, 1320.-С.31-37. '...-■

б. ¡С вопросу о христианизации народов Зауралья и Севера--'Западной Сибири з Х711в.// Этническая история н культурч народов СсзотсксД отранн. Всесоюзная.конференция юлодых ученых: Тезисы докладов.-Сиск, 1931 .-С. 14Б-М7.

6. Отнсотниа народез Зауралья и Северо-Западной Сибири к русскому населению а ХТИв. ( по материалам чедсбитных).// Археография и источниковедение истории России периода феодализма . Тез пса докладов научной конференции студентов и молодых ученых.-Свердловск, 1391.-С.40-43.

7. Рынок а систею управления корвнными народам) Зауралья а ХУПз.// Аграрный рынок а его историческим развитии/ ДШ ссссия Всесоюзного симпозиума по изучению проблей аграрной истории: Тезисы докладов и сообщений.- Н.,1391.-С.253-353.

Подписано в печать 07.05.92 Формат 60 К 84 1/16 Бумага для множительных аппаратов. Печать офсетная. ОСьем 1,0 уч.-изд. д. Тираж 100 ака. Заказ N96? Бесплатно. Урал ун-т, 620083, ЕкатеринОург, К~83, пр. Лэнинз.Б!.

22