автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Помощь как социальный феномен
Полный текст автореферата диссертации по теме "Помощь как социальный феномен"
на правах рукописи
ВАСЮКОВ РОСТИСЛАВ ВИКТОРОВИЧ
ПОМОЩЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
Специальность: 09.00.11. - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
5 ДЕК 2013
Москва-2013
005541476
Работа выполнена на кафедре социальной философии, религиоведения и теологии ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
Научный руководитель — доктор философских наук, доцент
Кузьменко Григорий Николаевич
Официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор кафедры
социальной политики и трудового нрава ГОУ ВПО «Московский городской университет управления» Правительства Москвы Худавердян Владимир Цолакович
доктор философских наук, профессор кафедры философии факультета государственного управления ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы» при Президенте Российской Федерации
Ляшенко Виктор Петрович
Ведущая организация — ФГБОУ ВПО «Российский университет
дружбы народов» (г. Москва).
Защита состоится 19 декабря 2013г. в 14:00 на заседании диссертационного совета
Д 850.007.11 на базе ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4.
Автореферат диссертации размещён а сайте Высшей аттестационной
комиссии Минобрнауки РФ по адресу www.vak.ed.gov.ni и ГБОУ ВПО МГЛУ по адресу: www.mgpu.ru
Автореферат разослан .
Ученый секретарь диссертационного совета
£
БиричИ-А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Помощь - универсальный и многомерный социальный феномен, представляющий интерес как в теоретическом, так и в практическом плане. Закономерно, что мировые и отечественные научные исследования различных аспектов этого феномена за последнее десятилетие демонстрируют устойчивый рост.
В первую очередь, речь идет об исследованиях в рамках таких наук и научно-практических направлений, как медицина, социология, психология, социальная работа, этология, социобиология и других. Этот рост, помимо внутренних условий, стимулирован вызовами современной социальной ситуации в развитых государствах, в рамках которой происходит усложнение и дифференциация видов деятельности. Общество этих государств, модернизируя социальные контуры взаимодействия, заинтересовано в эффективной реализации субъектного потенциала общества и индивида, в том числе в форме помощи. Эта заинтересованность выражена в документах разного уровня: от уставов некоммерческих и религиозных организаций до программ суверенных правительств и межгосударственных структур.
Вместе с тем, следует отметить, что акцент на достижениях конкретных наук, раскрывающих феномен помощи с естествешюнаучной и прикладной точек зрения, оставил на периферии внимания как зарубежных, так и отечественных ученых такой важный аспект помощи, как социально-философский. В результате, несмотря на отмеченное многообразие научных работ, до сих пор в научной литературе отсутствует специальное социально-философское исследование помощи как социального феномена, дающее целостное представление о его природе, сущностных чертах, смыслообразующих основаниях и тенденциях развития.
В современных работах также недостаточно проблематизировано экзистенциальное измерение этого феномена, отсутствует исследование социально-философскими средствами опыта вовлеченности одного человека в трудную жизненную ситуацию другого — в такую ситуацию, которая
актуализирует акт помощи, делает его оправданным, инспирируя духовное самоопределение помогающей и получающей помощь личностей.
Кроме того, существенной проблемой как с научной точки зрения, так и с точки зрения социальной практики, сегодня становится понятийная неразличимость помощи и услуги, помощи и альтруизма.
Таким образом, в данном диссертационном исследовании предпринята попытка разрешить сразу несколько актуальных на сегодняшний день задач. Во-первых, в нашей работе мы формируем теоретико-методологическую базу исследования помощи как социального феномена и тем самым создаем методологические условия и возможности как для дальнейших исследований различных аспектов данного феномена, так и для исследования других социальных феноменов. Во-вторых, выявленные нами смыслообразующие основания помощи позволяют прояснить проблему формирования понятия помощи, наметить контуры разграничения понятий помощи и услуги, помощи и альтруизма, что представляется важным в научном и социально-практическом плане. В-третьих, социально-философский анализ деятельности субъекта помощи раскрывает мировоззренческие установки и ценностные ориентации человека, оказывающего помощь, а также основания помогающей деятельности общества как субъекта. И наконец, в-четвертых, исследование условий развития помощи как социального феномена предоставляет возможность оценить некоторые из текущих тенденций помощи, а также наметить пути и способы управления данными тенденциями.
Степень разработанности темы исследования. Проблема помощи имплицитно находила выражение уже в творчестве мыслителей глубокой древности.
Первые теоретические воззрения на феномен помощи можно обнаружить в творчестве китайских (Конфуция, Лао-Цзы), индийских (Будды), античных (в первую очередь, Платона, Аристотеля, Сенеки, Цицерона и др.) философов. Если принимать во внимание христианских
мыслителей, то большое влияние не только на раскрытие духовно-нравственных детерминант помощи, но и на состояние общественного сознания в его отношении к практике помощи, милосердия, поддержки и призрения оказали труды Августина Блаженного, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Фомы Аквинского и многих других.
Среди мыслителей эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времен проблема помощи разрабатывается в трудах Н. Макиавелли, М. Монтеня, А. Смита, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, М. Штирнера, Ф. Ницше, К. Маркса и многих других.
Проблемы помощи касались и русские философы. Особенно здесь следует отметить творчество Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, П.А. Кропоткина и других.
Со стороны философии XX века особое влияние на современное понимание экзистенциального измерения помощи оказали идеи Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Г. Марселя, Ж. Бодрийяра, М. Шелера, Э. Фромма, H.A. Бердяева, Л.И. Шестова и многих других.
Как особая форма социальных отношений помощь обретает теоретическое развитие в исследованиях большинства западных социально-философских и социологических теорий. Здесь можно выделить феноменологический подход к пониманию отношений социальных субъектов, нашедший свое развитие в работах Э. Гуссерля, К. Ясперса, X. Ортеги-и-Гассета, А. Шюца, Г. Гарфинкеля и других. Среди социологических теорий особого внимания в контексте помощи заслуживают концепция социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон и др.). Также представляет интерес социально-антропологическая версия данной концепции (Б. Малиновский, М. Мосс, К. Леви-Стросс).
Значительный вклад в исследование альтруизма как составляющей помощи внесли работы ученых, интересовавшихся этологическими и социобиологическими проблемами (У. Гамильтон, Р. Фишер, Дж. Холдейн, Э. Уилсон, Р. Аксельрод, А. Гоулднер, Р. Трайверс, М. Ридли, К. Лоренц,
Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Д. Мак-Фарлеид, Р. Докинз, В.П. Самохвалов,
A.B. Марков, Г.В. Правоторов, X. Харбах, Н.Тинберген, В.П. Эфроимсон,
B.Р-Дольник и мн. др.). В работах данных авторов нашли свое развитие исследования социобиологических и генетических детерминант человеческого поведения, одной из разновидностей которого является и помощь.
Социально-психологические аспекты помощи как феномена отчасти раскрываются в трудах К. Юнга, Э. Фромма, Д. Быодженталя, К. Хорни, В. Франкла, К. Левина, Ф. Перлза, Д. Сандлера, К. Дэра, А. Холдера, Д. Майерса, Р. Чалдини, Б. Хеллингера, И. Ялома, Р. Столороу, Б. Брандшафта, B.C. Дерябина, Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгипа, Л.Г. Почебут и других. Данные исследователи раскрывают особенности влияния социальных факторов на психологию индивида, в том числе и на формирование тех установок, которые инспирируют индивидуальные акты помощи.
Психолого-педагогические аспекты помощи представлены в трудах М. Монтессори, К. Роджерса, Б. Хеллингера, Г. Олпорта, Э. Эриксона, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, О.С. Газмана, Т.Н. Шульги, Б.Ю. Шапиро, А.И. Мещерякова, С.А. Беличевой, М.А. Гулиной, Л.В. Мардахаева, В.В. Сизиковой, В.Г. Бочаровой, Н.Б. Шмелевой и других. В исследованиях этих ученых рассматриваются как сущность конкретной психолого-педагогической помощи, так и неискоренимые психолого-педагогические свойства помощи как явления в целом.
Исторические аспекты помощи рассматривают в своих работах М. Пейн, М. Штерн, М. Саппс, К. Уэлс, Д. Камплинг, Ж. Ле Гофф, М.В. Фирсов, К.В. Кузьмин, П.И. Нещеретний, Л.В. Бадя, Е.И. Холостова, O.A. Аникеева, М.Н. Коныгина, Е.Ю. Костина, А.Д. Григорьева, Т.А. Ромм и другие. Перечисленные исследователи во многом посвятили себя изучению исторического развития различных институтов помощи.
Социологические аспекты помощи и социология помощи как явления рассматриваются Э. Гидценсом, Н. Смелзером, Р. Мертоном, Ф. Теннисом, П.Л. Сорокиным, В.А. Яцовым, А.И. Кравченко, П.Д. Павлснком, В.И. Жуковым, Г.И. Осадчей, С.И. Григорьевым, С.С. Новиковой, Е.Р. Ярской-Смирновой и другими.
Социально-философский подход к исследованию помощи имплицитно отражен в монографиях и учебных пособиях таких отечественных ученых, как Н.В. Мотрошилова, В.Г. Федотова, В.И. Митрохин, В.А. Никитин, O.A. Митрошенков, А.Я. Иванюшкин, Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова, В,П. Ляшенко, П.Д. Павленок, Г.П. Медведева, И.М. Меликов, Г.П. Отюцкий, Г.Н. Кузьменко, И.А. Гобозов и других. Эти исследователи раскрывают наиболее общие проблемы взаимоотношения человека и общества, проясняют философские основания помощи.
На сегодняшний день наиболее полно теоретические аспекты помощи раскрыты в исследованиях, посвященных теории и методологии социальной работы, М. Пейна, Ф. Холлис, X. Перлман, С. Шардлоу, Ю. Гриза, У. Рида, К. Джермена, А. Гиттермана, JI. Доминелли, П.Д. Павленка, В А. Никитина, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева, В.И. Жукова, М.В. Ромма, Г.П. Медведевой, Т.А. Ромм, Л.И. Кононовой, Л.В. Топчия, М.В. Фирсова, М.Н. Коныгиной, A.C. Сорвиной и многих других.
В последнее десятилетие проведено множество диссертационных исследований, посвященных различным видам помощи (в особенности медицинской, социальной, психологической, юридической, экономической). Однако не более двадцати работ касаются философского рассмотрения помощи как социального феномена, при этом большинство из них имеют своим непосредственным предметом не помощь, а такие близкие к ней феномены как благотворительность, альтруизм, социальную работу. Подобный дефицит обусловливает необходимость специального социально-философского исследования помощи как социального феномена.
Объектом данного диссертационного исследования выступает феномен помощи.
Предмет диссертационного исследования - развитие феномена помощи
Цель исследования - раскрыть основные тенденции развития помощи как социального феномена.
Для реализации поставленной цели исследования предполагается решить несколько основных задач:
1. Определить основные методологические подходы к исследованию помощи как социального феномена.
2. Выявить смыслообразующие основания помощи как социального феномена.
3. Произвести социально-философский анализ помощи как социального феномена в контексте деятельности ее субъекта.
4. Прояснить объективные и субъективные условия развития помощи как социального феномена.
Гипотеза исследования. Помощь - многосущностный социальный феномен духовной и материальной природы.
Методологические основания исследования:
1. Феноменология Э. Гуссерля. Сосредоточение на субъекте как основном гносеологическом источнике. Феноменологическая социология А. Шюца как использование феноменологического метода в исследовании социальной реальности. «Жизненный мир» и «Системный мир» Ю. Хабермаса как выражение двойственного отношения субъекта к социальной реальности. Помощь как продукт сознательной деятельности субъекта, как феномен сознания субъекта.
2. Учение К. Маркса о классовой борьбе и теория взаимопомощи П.А. Кропоткина. Критика государства как макросубъекта помощи.
3. Рассмотрение духовных и мировоззренческих источников помощи в философском творчестве Б. Спинозы, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, а также идеи борьбы и индивидуализма как
противопоставление идеям помощи и взаимопомощи в трудах Ч. Дарвина, Т. Гоббса, М. Штирнера, Ф. Ницше. Социальная реальность и ирреальность помощи в конфликте представлений о ценностях борьбы и взаимопомощи.
4. Философия экзистенциализма, в частности, экзистенциальные идеи Э. Фромма («Иметь или быть?» как констатация фундаментальной онтологической дилеммы, «Бегство от свободы» как принцип «заблуждающегося» эгоизма), философия Другого и проблема отчужденности в творчестве Ж.-П. Сартра, забота как модус экзистенции в философии М. Хайдеггера. Экзистенциальное измерение помощи.
5. Русская экзистенциальная философия и ее идеи, связанные с духовными детерминантами общественной и индивидуальной жизни, обоснованные в творчестве H.A. Бердяева, СЛ. Франка, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Духовно-нравственная детерминация помощи.
6. Отечественные теории социальной работы (П.Д. Павленок, В.А. Никитин, Е.И. Холостова, Г.П. Медведева, М.В. Фирсов и др.). Помощь в контексте конкретной социальной практики и ее основных проблем и противоречий.
7. Этологические теории альтруизма (У. Гамильтон, Э. Уилсон, Р. Трайвсрс, В.П. Эфроимсон). Социально-психологические подходы к объяснению поведения, целью которого является оказание помощи (Д. Майерс, Р. Чалдини). Анализ предмировоззренческих детерминант помощи.
В основе проделанного нами исследования лежат принципы плюрализма, историзма, диалектики, самоорганизации. К основным методам исследования относятся следующие виды анализа: феноменологический, экзистенциальный, деятельностный, поведенческий, системный, структурно-функциональный, семантический, аксиологический, историко-материалистический. Кроме того в работе используется ряд общенаучных
методов, таких как классификация, абстрагирование, идеализация, индукция, дедукция, концептуализация, аналогия, анализ и синтез.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Определены основные методологические подходы к исследованию помощи, среди них: историко-материалистический, феноменологический, аксиологический, экзистенциальный, деятельностный, системный и поведенческий.
2. Выявлены смыслообразующие основания помощи как социального феномена, к которым отнесены: нуждаемость, духовная свобода и творчество.
3. Произведен социально-философский анализ помощи как социального феномена в контексте деятельности ее субъекта. Раскрыты социально-философский аспект помощи как определенной системы социальных отношений и перспективы данной деятельности.
4. Прояснены объективные и субъективные условия развития помощи как социального феномена.
Положения, выносимые на защиту:
1. Помощь — многомерный социальный феномен, требующий многостороннего исследования, обеспеченного привлечением разнообразных методологических подходов. Помощь раскрывается как историческое явление, претерпевающее постоянные изменения, связанные с изменениями социальной реальности, в которой оно существует; как феномен, существующий исключительно для субъекта и ограниченный рамками субъекта; как непреходящая и важнейшая ценность в аксиологических иерархиях общества и индивида; как вид деятельности общества и индивида; как определенная система социальных отношений; как тип социального поведения.
2. К смыслообразующим основаниям помощи отнесены: нуждаемость как определенное состояние потребности, обусловливающее необходимость привлечения Другого в собственную экзистенциальную ситуацию; духовная
свобода, исключающая из помощи элемент социально-экономической принужденности; творчество как процесс поиска решения проблемной ситуации и фактор созидания в деятельности субъекта помощи.
3. Деятельность субъекта помощи обусловлена социальными, социобиологическими, этическими, эстетическими, психологическими, педагогическими и экономическими детерминантами. Особое место в рамках деятельности субъекта занимает проблема установления границ помощи, связанная в свою очередь с проблемой благосостояния как самого субъекта, так и других реальных и гипотетических участников данных отношений.
4. Среди основных факторов, определяющих тенденции развития помощи как социального феномена, предложено рассматривать социальное отчуждение и сострадание. Социальное отчуждение препятствует помощи в двух основных формах: безразличии и враждебности. Сострадание способствует развитию потенциала помощи при условии определенной рефлексии субъекта.
Теоретическая значимость работы.
Данная работа во многом проясняет теоретические основания многочисленных практических видов помощи, в том числе и профессиональной.
Результаты данного диссертационного исследования могут найти применение в исследованиях различных видов и аспектов помощи как социального феномена. Положения и выводы, сделанные в ходе исследования, систематизируют и углубляют знания о сущности, основаниях и структуре помощи как социального феномена в целом, и ее тенденций развития, в частности. Данное диссертационное исследование раскрывает принципиально новые аспекты помощи как социального феномена.
Практическая значимость работы.
Практическая значимость работы состоит в возможности и целесообразности применения ее результатов в научных, учебных и
практических целях. Результаты, полученные в данном исследовании, могут быть использованы при разработке и чтении вузовских курсов по философии, социологии, теории социальной работы, а также спецкурсов соответствующей тематики.
Апробация диссертационного исследования.
Диссертация была обсуждена на кафедре социальной философии, религиоведения и теологии Российского государственного социального университета. Основные положения данного диссертационного исследования были апробированы на: III Московском открытом конгрессе общественных просветительских организаций, X Годичных научных чтений социально-гуманитарного факультета Российского государственного социального университета, Третьей Всероссийской научно-практической конференции ученых-историков и преподавателей «Отечественная история второй половины XX века: проблемы и противоречия», Круглом столе для аспирантов и преподавателей Российского государственного социального университета «Проблемы философии и методологии современной науки», посвященном памяти Г.И. Рузавина.
Материалы данного диссертационного исследования использовались для проведения лекционных и практических занятий со студентами Российского государственного социального университета по дисциплинам: «Этика», «Философская антропология», «Этика и психология семейных отношений».
Итоги исследования представлены в семи публикациях, включая пять статей в изданиях, рекомендованных ВАКом. Общий объем научных работ по теме диссертации составил более 2,5 п.л.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы, состоящего из 248 источников, в т.ч. 14 на иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение раскрывает актуальность и степень научной разработанности данной темы исследования. Формулируются проблема, цель, задачи и гипотеза диссертационного исследования, определяется его научная новизна, а также теоретическая и практическая значимость.
Первая глава «Социальная реальность помощи» состоит из двух параграфов. В данной главе, с одной стороны, мы рассуждаем о социальном измерении помощи, о специфике социального, порождаемого данным феноменом. С другой стороны, в условиях современного общества, о социальной реальности помощи мы можем говорить в контексте социальной ирреальности помощи. То есть в контексте, прежде всего, тех общественных тенденций, которые делают помощь несбыточным идеалом, исключают или практически сводят к минимуму присутствие данного феномена в социальной реальности, в наличном бытии индивида и общества.
Параграф 1.1 «Социально-философский анализ методологических подходов к исследованию помощи» содержит, прежде всего, широкое освещение методологических подходов к исследованию помощи как социального феномена.
Интерес к проблеме помощи со стороны различных мыслителей существовал с древнейших времен, однако вплоть до XX века этот интерес проявлялся лишь косвенно и имплицитно.
Исторически понимание помощи, ее сущности и содержания органически было связано с пониманием или интерпретацией таких понятий, как «благо», «справедливость», «любовь», «дружба». В зависимости от трактовки вышеуказанных понятий формировалось и .теоретическое видение помощи. Поэтому, с одной стороны, можно заключить, что практически любой философ, в своем творчестве затрагивавший проблемы этики и социальной философии, имплицитно или косвенно предоставлял основания для той или иной точки зрения на феномен помощи. С другой же стороны, по
сути, вплоть до XX века целенаправленных исследований феномена помощи произведено так и не было.
В рамках данного диссертационного исследования помощь предложено рассматривать как историческое явление, претерпевающее постоянные изменения, связанные с изменениями социальной реальности, в которой оно существует; как феномен, существующий исключительно для субъекта и ограниченный рамками субъекта; как непреходящую и важнейшую ценность в аксиологических иерархиях общества и индивида; как вид деятельности общества и индивида; как определенную систему социальных отношений; как тип социального поведения.
Указанные ракурсы рассмотрения данного социального феномена актуализируют применение следующих методологических подходов к его исследованию: историко-материалистического, феноменологического, аксиологического, экзистенциального, деятелыгостного, системного и поведенческого.
Социально-исторически помощь выступает важнейшим основанием социальной жизни, претерпевающим постоянные внутренние изменения духовно-нравственного и институционального порядка.
Подобная социально-историческая значимость и актуальность помощи связана с ее присутствием в качестве важнейшей ценности в аксиологических системах общества и индивида. Само же это присутствие обусловлено тем деятельностным эффектом, которым обладает данный феномен.
Изначально этот феномен мог быть идентифицирован исключительно в связи с определенным, деятельностным вмешательством человека в естественный ход вещей или событий. Первично помощь осознается и обнаруживается именно как деятельностное участие человека, приносящее большее благо, чем могло бы принести естественное состояние вещей или истечение событий (без вмешательства человека).
Показано, что деятелыюстное понимание помощи первично и чрезвычайно важно в особенности тогда, когда мы затрагиваем практический аспект помощи, ставим перед собой конкретные задачи соответствующим образом преобразовать условия, в которых пребывает «объект» помощи, либо пытаемся рассчитать конкретные последствия нашего помогающего вмешательства.
Рассмотрение помощи как системы отношений позволяет более полноценно раскрыть структуру помощи как явления. За участниками помощи не происходит жесткого закрепления субъектно-объектных ролей. Подобные преимущества обусловлены тем, что практически все принципы, понятия и определения системного подхода находят адекватное выражение в концептуальном содержании помощи. Главным образом, речь идет об органичности внедрения в концептуальное содержание помощи таких понятий, как структура, процесс, функция, состояние, системный эффект.
Определение помощи как устойчивого типа социального поведения позволяет осветить ее социальный масштаб не только в человеческом, но и в животном мире.
В рамках же человеческого взаимодействия помощь раскрывается, прежде всего, как феномен субъекта; как нечто в конечном итоге разворачивающееся в сознании субъекта и приобретающее заданную этим сознанием деятельностную или отношенческую специфику.
В параграфе 1.2 «Смыслообразующие основания помощи как социального феномена» рассматривается вопрос о непреходящих основаниях феномена помощи, выделяющих его среди других социальных феноменов.
В качестве основных смыслообразующих оснований помощи предложено рассматривать: нуждаемость как определенное состояние потребности, обусловливающее необходимость привлечения Другого в собственную экзистенциальную ситуацию; духовную свободу, исключающую из помощи элемент социальной-экономической
принужденности; творчество как процесс поиска решения проблемной ситуации и фактор созидания в деятельности субъекта помощи.
Нуждаемость рассмотрена в широком и узком смыслах. В узком (конкретном) смысле нуждаемость отражает динамический аспект потребности или определенную ее фазу, для которой характерно превращение субъекта в объект, то есть неспособность субъекта к самостоятельному удовлетворению потребности. В широком смысле нуждаемость раскрывается как фундаментальное и неизбывное состояние человека. Нуждаемость как неискоренимое свойство человеческого бытия актуализирует возможность представления помощи как важнейшего обязательства в индивидуальном бытии каждого человека.
Предложено условно разделить нуждаемость на два основных вида: материальную и духовную. Основой для подобного разделения будет выступать разграничение духовной и материальной свободы. Показано, что материальная помощь, то есть та помощь, которая ориентирована на преодоление материальной нуждаемости (и материальной несвободы) отдельного индивида, должна в определенных ситуациях иметь своим инициатором и источником общество и в этом отношении быть соответственно социальной помощью.
Феномен духовной нуждаемости представляется более сложным в силу большей сложности феномена духовной свободы. Помощь в духовной нуждаемости не может иметь характера прямой компенсации, который способна иметь материальная помощь. В данном случае с помогающей стороны могут быть созданы только условия для преодоления человеком собственного состояния духовной несвободы. И в этом смысле проявляется уже творческая составляющая сущности помощи.
Данные основания детерминируют концептуальное содержание помощи, выделяя его среди других социальных феноменов. Особый интерес в данном контексте вызывает понятийное взаимоотношение между помощью и оппозицией «альтруизм-эгоизм».
С точки зрения социально-философского познания содержание оппозиции «альтруизм-эгоизм» напрямую будет зависеть от акцентов, расставленных в другой оппозиции - «социальный атомизм — социальный холизм».
С позиции социального атомизма индивиды как составные элементы общества рассматриваются в качестве изолированных систем, внутри которых определяющим мировоззренческим ориентиром становится личный интерес. Люди вступают в какие-либо социальные группы или совместные предприятия по собственной воле лишь в той мере, в которой к этому предрасполагает их личный интерес. Эгоизм в таких условиях становится наиболее релевантной и рациональной социальной установкой.
В противовес социальному атомизму, социальный холизм отрицает аддитивность социальных коалиций, здесь эгоизм перестает быть логически неизбежным и наиболее оправданным типом социальной установки, поскольку не санкционируется приоритет личного интереса над интересами других в индивидуальном бытии. Образуется гораздо больше рациональных оснований для приобретения альтруизмом деонтологического статуса. Вместе с этим, более остро встает проблема свободы. Приоритет социального целого над социальным единичным провоцирует подавление свобод индивида, различные формы принуждения к альтруистическому поведению, отказу от личного интереса.
В связи с этим помощь, рассмотренная как понятие более широкое, концептуально включающее определенный консенсус индивидуальных и общественных интересов, играет ключевую роль для прояснения оппозиции «альтруизм - эгоизм». Для соотнесения понятия помощи с оппозицией «альтруизм - эгоизм» предложено использовать теоретическую платформу «социальная установка - действие — последствия». При этом альтруизм и эгоизм рассматриваются как тот или иной вид социальной установки, то есть как состояние устойчивой предрасположенности к определенным
социальным действиям. Сама же помощь как таковая понимается в некоем единстве социальной установки, действий и последствий.
Во второй главе «Тенденции развития помощи как социального феномена» два параграфа. Данная глава посвящена тенденциям развития помощи как социального феномена. Если в предыдущей главе мы касались, прежде всего, общих социальных и мировоззренческих тенденций, в контексте которых существует помощь, то в этой части исследования осуществлен переход к непосредственному анализу тенденций развития самого данного социального феномена.
Обстоятельному рассмотрению подверглась деятельность субъекта помощи, ее наиболее общие основания и условия.
В параграфе 2.1 «Социально-философский аспект деятельности субъекта помощи» исследована деятельность субъекта помощи, многосущностность ее оснований.
В качестве наиболее общих причин, обусловливающих инициацию помощи, предложено рассматривать:
1. Сострадание объекту.
2. Личный интерес субъекта.
3. Долженствование субъекта.
Осуществив выбор в пользу помощи как необходимого действия, субъект предстает перед конкретной задачей определить непосредственное ее содержание. Особое место в рамках деятельности субъекта занимает проблема установления границ помощи, связанная в свою очередь с проблемой благосостояния как самого субъекта, так и других реальных и гипотетических участников данных отношений. В данном ракурсе можно выделить следующие типы средств помощи:
1. Средства, ограниченные собственным благосостоянием помогающего субъекта и благосостоянием тех, кто не связан непосредственно с условным объектом помощи.
2. Средства, ограниченные собственным благосостоянием помогающего субъекта, но неограниченные благосостоянием тех, кто не связан непосредственно с условным объектом помощи.
3. Средства, ограниченные благосостоянием тех, кто не связан непосредственно с условным объектом помощи, но неограниченные собственным благосостоянием субъекта.
4. Ничем не ограниченные средства помощи.
Наличие объекта помощи в какой-то степени способно уже само по себе определить мировоззренческую позицию субъекта, а также скорректировать или предопределить окончательно границы помощи. Содержание гипотетического объекта представляется весьма разнообразным. Объект может быть как персонифицировал, так и задан достаточно абстрактно. Например, субъект помощи может ставить перед собой задачу оказать помощь бедной семье, но может сформулировать свою задачу более широко: борьба с бедностью вообще.
Важным понятием, выражающим конкретные условия осуществления помощи, становится ресурс. Ресурс является универсальным понятием, выражающим как потенциал помощи субъекта, так и степень нуждаемости объекта. В контексте помощи ресурсы можно типологизировать как достаточные для выведения объекта из состояния нуждаемости; транслируемые субъектом с избытком, подавляющие собственный восстановительный потенциал объекта; недостаточные для выведения объекта из состояния нуждаемости, но активирующие его собственный восстановительный потенциал.
По качественному признаку дифференциация ресурсов помощи представляется более широкой. В наиболее общем виде можно выделить материальный и информационный типы ресурсов. Информационный тип связан в первую очередь с предоставлением объекту необходимой, для преодоления той или иной ситуации нуждаемости, информации, то есть он направлен на реализацию диагностической функции помощи. Материальный
тип ресурсного обеспечения ориентирован на непосредственное восполнение или компенсацию нуждаемости.
Параграф 2.2 «Объективные и субъективные условия развития помощи как социального феномена» ориентирован на исследование наиболее общих мировоззренческих, социальных и экзистенциальных факторов и условий развития помощи как социального феномена.
В качестве наиболее существенного фактора препятствия развитию и распространению помощи, раскрытию ее потенциала, рассмотрено социальное отчуждение. В контексте проблемы помощи основной интерес представляет ситуация социального отчуждения Другого или отчуждения экзистенциальной ситуации Другого. Очевидно, что «чуждость» Другому или жизненной ситуации Другого препятствует возможности раскрытия помощи как полноценного социального феномена. Показано, что возможно социальные отношения с «чужим» и могут состояться, но без потенциала помощи они не будут полноценно социальными.
Предполагается, что социальное отчуждение противостоит помощи в двух основных формах: безразличии и враждебности.
«Чужой» будучи чужим, еще не есть враг, но, однако он и не является тем, с кем была бы возможна взаимопомощь. Речь идет о некоем нейтральном состоянии между помощью и враждой - безразличии. Безразличие способно не только вообще подавлять всякую помощь, но и пронизывать собой отношения, первично имеющие форму помощи, превращая ее в своеобразный симулякр.
Таким образом, безразличие может выражаться как в полном игнорировании Другого и его ситуации, так и в недостаточной включенности в процесс помощи, когда он уже инициирован.
В этом контексте произведено сопоставление игнорирования с принципом разумного невмешательства, также проанализирована проблема недостаточной включенности субъекта в процесс помощи. Обоснована идея преодоления безразличия как мировоззренческого состояния.
Враждебность как форма социального отчуждения в предельно широкой интерпретации рассмотрена как мировоззренческая установка, во многом противоположная той, которая побуждает к помощи как к творческому, духовно свободному и бескорыстному акту.
Для носителя мировоззренческой установки враждебности социальная реальность дифференцируется на «врагов» и «своих». Мировоззренчески поврежденный враждебностью индивид уже не способен воспринимать помощь во всей ее универсальности. В том виде, в котором помощь может существовать в мировоззрении носителя подобной установки, она становится услугой в обмен на лояльность к «своим», либо на укрепление этой лояльности.
В качестве важнейшего условия развития помощи как социального феномена предложено рассматривать сострадание.
Раскрыта значимость рационального и иррационального аспектов сострадания. Показано, что с одной стороны, иррациональность, лежащая в основе сострадания, играет положительную роль. Она стимулирует индивидов к определенным формам помощи, таким как забота о близких, поддержка социального окружения, «своих». С другой стороны, в случае конфликта «своих» с кем-либо или чем-либо, сострадание может инспирировать действия весьма сомнительные с конструктивной и нравственной точек зрения, далекие от того, что можно было бы назвать помощью.
Рациональный аспект сострадания связан, в первую очередь, со способностью человека контролировать иррациональность, которая лежит в основе сострадания, осмыслять ее и преобразовывать в реальную помощь впоследствии.
В то же время, вне зависимости от рационального выбора, особенность социальной жизни такова, что человек, имея соответствующие мотивы сострадания и помощи может так и не получить возможности выразить их, с другой стороны, зачастую индивид, лишенный этих мотивов может быть как
бы искусственно принужден к их реализации. Это свидетельствует о том, что социальная жизнь и социальное бытие в какой-то степени сами выступают субъектом сострадания и помощи. В дальнейшем анализируются потенциал социального как самостоятельного субъекта помощи и те социальные последствия, которые возникают в условиях реализации этого потенциала.
Выделяются два наиболее общих уровня сострадания: социальный (материальный) и духовный. Анализируются понятия индивидуального и общественного духа сострадания.
Заключение диссертации содержит подведение итогов исследования, а также характеристику перспектив дальнейших исследований помощи как социального феномена.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:
1. Васюков Р.В. Содержание помощи как социально-философская проблема.
(Статья). // Социально-гуманитарные знания. — М., 2012, № 5. — С. 359-363 — 0,25 п.л.
2. Васюков Р.В. Помощь и нуждаемость: опыт концептуализации. (Статья). // Ученые записки Российского государственного социального университета. -
М., 2012, № 8. - С. 36-41 - 0,6 п.л.
3. Васюков Р.В. Ресентимент как проблема помогающего субъекта (социальный аспект). (Статья). // Социальная политика и социология. - М., 2012, № 7. - С. 230-240 - 0,7 п.л.
4. Васюков Р.В. Социальные и индивидуальные основания сострадания (Статья). // Социально-гуманитарные знания. - М., 2013, № 1. - С. 156-161 -0,3 п.л.
5. Педагогическая помощь и образовательная услуга в контексте высшего образования (социально-философский аспект). (Статья). // Преподаватель XXI век. - М., 2013, № 1. - С. 55-60 - 0,4 п.л.
Публикации в других изданиях:
1. Васюков Р.В. (в соавторстве) К вопросу о сущности и структуре помощи. (Статья). // Сборник статей студентов и преподавателей по итогам научно-исследовательской работы кафедры теории и методологии социальной работы / Под редакцией Старовойтовой Л.И. - М.: РГСУ, 2010. - С. 99-103 -0,25 (0,12) п.л.
2. Васюков Р.В. Социально-философское значение понятия ressentiment. (Статья). // Социальные технологии в исследованиях молодых ученых. М.: Изд-во РГСУ, 2011. - С. 277-282 - 0,4 п.л.
Подписано в печать: 18.11.2013
Заказ № 9143 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Объем: 1,5 усл.п.л. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499)788-78-56 www.autoreferat.ru
Текст диссертации на тему "Помощь как социальный феномен"
ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
на правах рукописи
04201450466
Васюков Ростислав Викторович ПОМОЩЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
Специальность 09.00.11. - «Социальная философия»
Диссертация на соискание ученой степени кандидата
философских наук
Научный руководитель доктор философских наук, доцент
Кузьменко Григорий Николаевич
МОСКВА - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПОМОЩИ..............................14
1.1. Социально-философский анализ методологических подходов к
исследованию помощи.....................................................................14
1.2 Смыслообразующие основания помощи как социального феномена.....................................................................................40
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОМОЩИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА........................................................................................................75
2.1 Социально-философский аспект деятельности субъекта помощи........................................................................................75
2.2 Объективные и субъективные условия развития помощи как социального феномена...............................................................................................................99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................:...............................130
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................134
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Помощь - универсальный и многомерный социальный феномен, представляющий интерес как в теоретическом, так и в практическом плане. Закономерно, что мировые и отечественные научные исследования различных аспектов этого феномена за последнее десятилетие демонстрируют устойчивый рост.
В первую очередь, речь идет об исследованиях в рамках таких наук и научно-практических направлений, как медицина, социология, психология, социальная работа, этология, социобиология и других. Этот рост, помимо внутренних условий, стимулирован вызовами современной социальной ситуации в развитых государствах, в рамках которой происходит усложнение и дифференциация видов деятельности. Общество этих государств, модернизируя социальные контуры взаимодействия, заинтересовано в эффективной реализации субъектного потенциала общества и индивида, в том числе в форме помощи. Эта заинтересованность выражена в документах разного уровня: от уставов некоммерческих и религиозных организаций до программ суверенных правительств и межгосударственных структур.
Вместе с тем, следует отметить, что акцент на достижениях конкретных наук, раскрывающих феномен помощи с естественнонаучной и прикладной точек зрения, оставил на периферии внимания как зарубежных, так и отечественных ученых такой важный аспект помощи, как социально-философский. В результате, несмотря на отмеченное многообразие научных работ, до сих пор в научной литературе отсутствует специальное социально-философское исследование помощи как социального феномена, дающее целостное представление о его природе, сущностных чертах, смыслообразующих основаниях и тенденциях развития.
В современных работах также недостаточно проблематизировано экзистенциальное измерение этого феномена, отсутствует исследование социально-философскими средствами опыта вовлеченности одного человека
в трудную жизненную ситуацию другого - в такую ситуацию, которая актуализирует акт помощи, делает его оправданным, инспирируя духовное самоопределение помогающей и получающей помощь личностей.
Кроме того, существенной проблемой как с научной точки зрения, так и с точки зрения социальной практики, сегодня становится понятийная неразличимость помощи и услуги, помощи и альтруизма.
Таким образом, в данном диссертационном исследовании предпринята попытка разрешить сразу несколько актуальных на сегодняшний день задач. Во-первых, в нашей работе мы формируем теоретико-методологическую базу исследования помощи как социального феномена и тем самым создаем методологические условия и возможности как для дальнейших исследований различных аспектов данного феномена, так и для исследования других социальных феноменов. Во-вторых, выявленные нами смыслообразующие основания помощи позволят прояснить проблему формирования понятия помощи, наметить контуры разграничения понятий помощи и услуги, помощи и альтруизма, что представляется важным в научном и социально-практическом плане. В-третьих, социально-философский анализ деятельности субъекта помощи раскрывает мировоззренческие установки и ценностные ориентации человека, оказывающего помощь, а также основания помогающей деятельности общества как субъекта. И наконец, в-четвертых, исследование условий развития помощи как социального феномена предоставляет возможность оценить некоторые из текущих тенденций помощи, а также наметить пути и способы управления данными тенденциями.
Степень разработанности темы исследования. Проблема помощи имплицитно находила выражение уже в творчестве мыслителей глубокой древности.
Первые теоретические воззрения на феномен помощи можно обнаружить в творчестве китайских (Конфуция, Лао-Цзы), индийских (Будды), античных (в первую очередь, Платона, Аристотеля, Сенеки,
Цицерона и др.) философов. Если принимать во внимание христианских мыслителей, то большое влияние не только на раскрытие духовно-нравственных детерминант помощи, но и на состояние общественного сознания в его отношении к практике помощи, милосердия, поддержки и призрения оказали труды Августина Блаженного, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Фомы Аквинского и многих других.
Среди мыслителей эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времен проблема помощи разрабатывается в трудах Н. Макиавелли, М. Монтеня, А. Смита, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, М. Штирнера, Ф. Ницше, К. Маркса и многих других.
Проблемы помощи касались и русские философы. Особенно здесь следует отметить творчество Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, П.А. Кропоткина и других.
Со стороны философии XX века особое влияние на современное понимание экзистенциального измерения помощи оказали идеи Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Г. Марселя, Ж. Бодрийяра, М. Шелера, Э. Фромма, H.A. Бердяева, Л.И. Шестова и многих других.
Как особая форма социальных отношений помощь обретает теоретическое развитие в исследованиях большинства западных социально-философских и социологических теорий. Здесь можно выделить феноменологический подход к пониманию отношений социальных субъектов, нашедший свое развитие в работах Э. Гуссерля, К. Ясперса, X. Ортеги-и-Гассета, А. Шюца, Г. Гарфинкеля и других. Среди социологических теорий особого внимания в контексте помощи заслуживают концепция социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон и др.). Также представляет интерес социально-антропологическая версия данной концепции (Б. Малиновский, М. Мосс, К. Леви-Стросс).
Значительный вклад в исследование альтруизма как составляющей помощи внесли работы ученых, интересовавшихся этологическими и социобиологическими проблемами (У. Гамильтон, Р. Фишер, Дж. Холдейн,
Э. Уилсон, Р. Аксельрод, А. Гоулднер, Р. Трайверс, М. Ридли, К. Лоренц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Д. Мак-Фарленд, Р. Докинз, В.П. Самохвалов,
A.B. Марков, Г.В. Правоторов, X. Харбах, Н.Тинберген, В.П. Эфроимсон,
B.Р.Дольник и мн. др.). В работах данных авторов нашли свое развитие исследования социобиологических и генетических детерминант человеческого поведения, одной из разновидностей которого является и помощь.
Социально-психологические аспекты помощи как феномена отчасти раскрываются в трудах К. Юнга, Э. Фромма, Д. Бьюдженталя, К. Хорни, В. Франкла, К. Левина, Ф. Перлза, Д. Сандлера, К. Дэра, А. Холдера, Д. Майерса, Р. Чалдини, Б. Хеллингера, И. Ялома, Р. Столороу, Б. Брандшафта, B.C. Дерябина, Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, Л.Г. Почебут и других. Данные исследователи раскрывают особенности влияния социальных факторов на психологию индивида, в том числе и на формирование тех установок, которые инспирируют индивидуальные акты помощи.
Психолого-педагогические аспекты помощи представлены в трудах М. Монтессори, К. Роджерса, Б. Хеллингера, Г. Олпорта, Э. Эриксона, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, О.С. Газмана, Т.П. Шульги, Б.Ю. Шапиро, А.И. Мещерякова, С.А. Беличевой, М.А. Гулиной, Л.В. Мардахаева, В.В. Сизиковой, В.Г. Бочаровой, Н.Б. Шмелевой и других. В исследованиях этих ученых рассматриваются как сущность конкретной психолого-педагогической помощи, так и неискоренимые психолого-педагогические свойства помощи как явления в целом.
Исторические аспекты помощи рассматривают в своих работах М. Пейн, М. Штерн, М. Саппс, К. Уэлс, Д. Камплинг, Ж. Ле Гофф, М.В. Фирсов, К.В. Кузьмин, П.И. Нещеретний, Л.В. Бадя, Е.И. Холостова, O.A. Аникеева, М.Н. Коныгина, Е.Ю. Костина, А.Д. Григорьева, Т.А. Ромм и другие.
Перечисленные исследователи во многом посвятили себя изучению исторического развития различных институтов помощи.
Социологические аспекты помощи и социология помощи как явления рассматриваются Э. Гидденсом, Н. Смелзером, Р. Мертоном, Ф. Теннисом, П. А. Сорокиным, В. А. Ядовым, А.И. Кравченко, П. Д. Павленком, В.И. Жуковым, Г.И. Осадчей, С.И. Григорьевым, С.С. Новиковой, Е.Р. Ярской-Смирновой и другими.
Социально-философский подход к исследованию помощи имплицитно отражен в монографиях и учебных пособиях таких отечественных ученых, как Н.В. Мотрошилова, В.Г. Федотова, В.И. Митрохин, В.А. Никитин, O.A. Митрошенков, А.Я. Иванюшкин, Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова, В,П. Ляшенко, П.Д. Павленок, Г.П. Медведева, И.М. Меликов, Г.П. Отюцкий, Г.Н. Кузьменко, И.А. Гобозов и других. Эти исследователи раскрывают наиболее общие проблемы взаимоотношения человека и общества, проясняют философские основания помощи.
На сегодняшний день наиболее полно теоретические аспекты помощи раскрыты в исследованиях, посвященных теории и методологии социальной работы, М. Пейна, Ф. Холлис, X. Перлман, С. Шардлоу, Ю. Гриза, У. Рида, К. Джермена, А. Гиттермана, Л. Доминелли, П.Д. Павленка, В.А. Никитина, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева, В.И. Жукова, М.В. Ромма, Г.П. Медведевой, Т.А. Ромм, Л.И. Кононовой, Л.В. Топчия, М.В. Фирсова, М.Н. Коныгиной, A.C. Сорвиной и многих других.
В последнее десятилетие проведено множество диссертационных исследований, посвященных различным видам помощи (в особенности медицинской, социальной, психологической, юридической, экономической). Однако не более двадцати работ касаются философского рассмотрения помощи как социального феномена, при этом большинство из них имеют своим непосредственным предметом не помощь, а такие близкие к ней феномены как благотворительность, альтруизм, социальную работу.
Подобный дефицит обусловливает необходимость специального социально-философского исследования помощи как социального феномена.
Объектом данного диссертационного исследования выступает феномен помощи.
Предмет диссертационного исследования - развитие феномена помощи
Цель исследования - раскрыть основные тенденции развития помощи как социального феномена.
Для реализации поставленной цели исследования предполагается решить несколько основных задач:
1. Определить основные методологические подходы к исследованию помощи как социального феномена.
2. Выявить смыслообразующие основания помощи как социального феномена.
3. Произвести социально-философский анализ помощи как социального феномена в контексте деятельности ее субъекта.
4. Прояснить объективные и субъективные условия развития помощи как социального феномена.
Гипотеза исследования. Помощь - многосущностный социальный феномен духовной и материальной природы.
Методологические основания исследования:
1. Феноменология Э. Гуссерля. Сосредоточение на субъекте как основном гносеологическом источнике. Феноменологическая социология А. Шюца как использование феноменологического метода в исследовании социальной реальности. «Жизненный мир» и «Системный мир» Ю. Хабермаса как выражение двойственного отношения субъекта к социальной реальности. Помощь как продукт сознательной деятельности субъекта, как феномен сознания субъекта.
2. Учение К. Маркса о классовой борьбе и теория взаимопомощи П.А. Кропоткина. Критика государства как макросубъекта помощи.
3. Рассмотрение духовных и мировоззренческих источников помощи в философском творчестве Б. Спинозы, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля,
A. Шопенгауэра, а также идеи борьбы и индивидуализма как противопоставление идеям помощи и взаимопомощи в трудах Ч. Дарвина, Т. Гоббса, М. Штирнера, Ф. Ницше. Социальная реальность и ирреальность помощи в конфликте представлений о ценностях борьбы и взаимопомощи.
4. Философия экзистенциализма, в частности, экзистенциальные идеи Э. Фромма («Иметь или быть?» как констатация фундаментальной онтологической дилеммы, «Бегство от свободы» как принцип «заблуждающегося» эгоизма), философия Другого и проблема отчужденности в творчестве Ж.-П. Сартра, забота как модус экзистенции в философии М. Хайдеггера. Экзистенциальное измерение помощи.
5. Русская экзистенциальная философия и ее идеи, связанные с духовными детерминантами общественной и индивидуальной жизни, обоснованные в творчестве H.A. Бердяева, C.J1. Франка, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Духовно-нравственная детерминация помощи.
6. Отечественные теории социальной работы (П.Д. Павленок,
B.А. Никитин, Е.И. Холостова, Г.П. Медведева, М.В. Фирсов и др.). Помощь в контексте конкретной социальной практики и ее основных проблем и противоречий.
7. Этологические теории альтруизма (У. Гамильтон, Э. Уилсон, Р. Трайверс, В.П. Эфроимсон). Социально-психологические подходы к объяснению поведения, целью которого является оказание помощи (Д. Майерс, Р. Чалдини). Анализ предмировоззренческих детерминант помощи.
В основе проделанного нами исследования лежат принципы плюрализма, историзма, диалектики, самоорганизации. К основным методам исследования относятся следующие виды анализа: феноменологический, экзистенциальный, деятельностный, поведенческий, системный, структурно-
функциональный, семантический, аксиологический, историко-материалистический. Кроме того в работе используется ряд общенаучных методов, таких как классификация, абстрагирование, идеализация, индукция, дедукция, концептуализация, аналогия, анализ и синтез.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Определены основные методологические подходы к исследованию помощи, среди них: историко-материалистический, феноменологический, аксиологический, экзистенциальный, деятельностный, системный и поведенческий.
2. Выявлены смыслообразующие основания помощи как социального феномена, к которым отнесены: нуждаемость, духовная свобода и творчество.
3. Произведен социально-философский анализ помощи как социального феномена в контексте деятельности ее субъекта. Раскрыты социально-философский аспект помощи как определенной системы социальных отношений и перспективы данной деятельности.
4. Прояснены объективные и субъективные условия развития помощи как социального феномена.
Положения, выносимые на защиту:
1. Помощь - многомерный социальный феномен, требующий многостороннего исследования, обеспеченного привлечением разнообразных методологических подходов. Помощь раскрывается как историческое явление, претерпевающее постоянные изменения, связанные с изменениями социальной реальности, в которой оно существует; как феномен, существующий исключительно для субъекта и ограниченный рамками субъекта; как непреходящая и важнейшая ценность в аксиологических иерархиях общества и индивида; как вид деятельности общества и индивида; как определенная система социальных отношений; как тип социального поведения.
2. К смыслообразующим основаниям помощи отнесены: нуждаемость как определенное состояние потребности, обусловливающее необходимость привлечения Другого в собственную экзистенциальную ситуацию; духовная свобода, исключающая из помощи элемент социально-экономической принужденности; творчество как процесс поиска решения проблемной ситуации и фактор созидания в деятельности субъекта помощи.
3. Деятельность субъекта помощи обусловлена социальными, социобиологическими, этическими, эстетическими, психологическими, педагогическими и экономическими детерминантами. Особое место в рамках деятельности субъекта занимает проблема установления границ помощи, связанная в свою очередь с проблемой благосостояния как самого субъекта, так и других реальных и гипотетических участников данных отношений.
4. Среди основных факторов, определяющих тенденции развития помощи как социального феномена, предложено рассматривать социальное отчуждение и сострадание. Социальное отчуждение препятствует помощи в двух основных формах: безразличии и враждебности. Сострадание способствует развитию потенциала помощи при условии определенной рефлексии субъ