автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Социальная помощь в контексте культуры
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Агапов, Евгений Петрович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.
§ 1. Содержание социальной помощи.
§ 2. Формы социальной помощи.
§ 3. Социальная помощь и культура.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НА ВОСТОКЕ.
§ 1. Социальная помощь на Древнем Востоке.
§ 2. Социальная помощь на средневековом Востоке.
§ 3. Социальная помощь на колониальном Востоке.
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НА ЗАПАДЕ.
§ 1. Социальная помощь в античности.
§ 2. Социальная помощь в средние века.
§ 3. Социальная помощь в Новое время.
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.
§ 1. Становление социальной работы.
§ 2. Социальная работа после второй мировой войны.
§ 3. Современное состожие социальной работы.
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В РОССИИ.
§ 1. Социальная помощь в дореволюционной России.
§ 2. Советская система социальной защиты.
§ 3. Становление социальной работы в России.
Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Агапов, Евгений Петрович
Последнее десятилетие 20 в. ознаменовалось в России существенными изменениями, затронувшими ее экономику, политику и социальную сферу. Именно к таким изменениям следует отнести создание системы профессиональной помощи нуждающимся, начало которому было положено в 1991 г., когда Советский Союз приближался к своему краху. С начала 20 в. в странах Запада проводят различие между профессиональной помощью нуждающимся, получившей название социальной работы, и непрофессиональной, которая ассоциируется с традиционными формами благотворительной деятельности. В России, имеющей большой опыт организации благотворительности, к осознанию необходимости профессионализма в деле помощи нуждающимся пришли только тогда, когда стала очевидной неэффективность советской системы социальной защиты, в функционировании которой ведущая роль принадлежит чиновникам. Связанная с потребностями развития российского общества, социальная работа стремительно вошла в нашу жизнь, хотя еще и не заняла в ней подобающего ей места.
Первые годы существования социальной работы в России прошли под знаком эйфории, когда эмоциональной отношение к ней преобладало над реальной оценкой ее возможностей. О профессиональной помощи нуждающимся говорили как о чем-то ставшем, а Ассоциация социальных педагогов и социальных работников России вскоре после своего организационного ' оформления (1992) была объявлена одной из крупнейших в мире. Между тем социальная работа в России находилась на стадии формирования исторических предпосылок, прерванной революционными событиями 75-летней давности. Становление ее как профессии предполагало прежде всего подготовку специалистов, которая и началась в 1991 г. рядом российских университетов.
Формирующаяся в России практика профессиональной помощи нуждающимися делает актуальным вопрос о том, что собой представляет социальная работа как форма деятельности, получившая в настоящее время распространение практически во всем мире. За этим вопросов кроется наше желание понять, почему в одних странах социальная работа давно вошла в повседневную жизнь людей, а в других делает лишь первые шаги. Эмпирическим фактом является то, что профессия социального работника возникла на Западе сто лет назад, а ее становление в друг их регионах мира началось по существу в наше время. Поскольку эта профессия представляет собой современную форму социальной помощи, уходящей своими корнями во времена первобытности, интересующая нас проблема может быть сформулирована следующим образом: чем определяется эволюция форм социальной помощи? Мы исходим из предположения, что формы социальной помощи несут на себе черты той культуры, в рамках которой она развивается. Это предположение помогает нам понять феномен социальной работы, которая была призвана нейтрализовать негативные последствия частной собственности, получившей неограниченное развитие в рамках западной культуры.
Впервые исследования, посвященные социальной работе, появились в отечественной литературе в начале 90-х годов. Имея в целом практическую направленность, которая проявлялась в преобладании среди них эмпирических обобщений, они касались также вопросов теории и истории социальной работы. Заметный вклад в разработку этих вопросов внесли в последние годы В.Д. Альперович, Л.В. Бадя, С .А. Беличева, В Г. Бочарова, СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина, В.И. Жуков, И.А. Зимняя, М П. Мчедлов, Э.А. Орлова, П.Д. Павленок, A.M. Панов, В.Г. Попов, Г.Г. Силласте, А.С. Сорвина, Л.В. Топчий, М.В. Фирсов, Е.И, Холостова, П.Я. Циткилов, В.Н. Ярская, Е.Р. Ярская-Смирнова и другие авторы. Из зарубежных авторов, переведенных на русский язык, следует отметить прежде всего Р. Баркера, Р. Рамзея, а также Ш. Рамон и Т. Шанина. При рассмотрении исторических аспектов в диссертации использовались работы дореволюционных авторов, посвященные благотворительности и государственному призрению в России.
Хотя отдельные формы социальной помощи получили более или менее детальную разработку в литературе, сама она не стала еще предметом специального исследования. Понятие социальной помощи по существу не обсуждалось, а принципы ее классификации оставались неясными. Формы социальной помощи, выделяемые в рамках такой классификации, рассматривались обычно сами по себе, а не в их взаимосвязи и развитии. В диссертации предпринимается попытка подойти к их рассмотрению с точки зрения развития, определяемого особенностями культуры, основными типами которой являются Восток и Запад. Эта точка зрения сформировалась прежде всего под влиянием идеи о парадигме помощи1, а также обсуждения вопроса о социальной работе как феномене культуры2.
1 См: Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 1999. С. 10 См: Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности (вешая профессия к академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. 1997Jf» 11. С.55-72.
Целью исследования, проведенного в диссертации, является обоснование положения о том, что формы социальной помощи имеют культурную обусловленность, которая проявляется в различном протекании их эволюции на Востоке, на Западе и в России. Эта цель влечет за собой постановку следующих задач, находящих свое отражение в структуре диссертации:
• выявить сущность социальной помощи на основе раскрытия ее содержания, которое выражается в различных формах, обладающих структурным единством;
• раскрыть особенности развития социальной помощи на Востоке;
• раскрыть особенности развития социальной помощи на Западе;
• показать значение социальной работы как феномена культуры;
• раскрыть особенности развития социальной помощи в России.
Цель и задачи исследования определяют его научную новизну, которая сводится к тому, что в диссертации:
• раскрываются содержание и структура социальной помощи, а также дается ее классификация по различным основаниям;
• формулируются функции социальной помощи;
• раскрываются особенности развития социальной помощи на Востоке;
• рассматривается изменение традиционной системы социальной помощи под воздействием колониализма;
• раскрываются особенности развитая социальной помощи на Западе;
• обосновывается положение о генетической связи социальной работы с западной культурой;
• дается периодизация социальной работы, исходящая из различия ее качественных состояний,
• обосновывается положение о стабилизирующей роли социальной работы в современном обществе;
• раскрываются особенности развития социальной помощи в России;
• рассматриваются особенности и перспективы развития социальной работы в России.
Методологическую основу исследования образует прежде всего понимание деятельности как специфически человеческой формы преобразования окружающего мира, которая включает в себя противопоставление субъекта и объекта, а также цель, средства и результат. Фундаментальное значение, которое придается ему в диссертации, определяется тем, что социальная помощь представляет собой частный случай деятельности, обнаруживающий в себе основные элементы ее структуры. Будучи структурно тождественной другим формам деятельности, социальная помощь обладает специфическим содержанием, которое сводится к содействию людям в решении их личностных проблем. Методологическую основу исследования образует также принцип историзма, который требует «смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»3. Обращение к нему обусловлено тем, что социальная работа является современной формой помощи нуждающимся, корни которой лежат в истории культуры. Образуя в своем историческом развитии контекст рассмотрения социальной
3 Ленин В.И. Собр. Соч. Т. 39. С. 7 помощи, культура получает в диссертации предельно широкое истолкование, при котором она охватывает все формы человеческой деятельности, а также ее результаты. Наконец, существенным с методологической точки зрения является проводимое в диссертации различие между Востоком и Западом, определяемое той ролью, которую сыграла в их развитии частная собственность4. Из методов исследования, используемых в диссертации, важнейшим являются анализ, синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, идеализация, обобщение, а также индукция и дедукция.
Результаты исследования, проведенного в диссертации с вышеуказанных методологических позиций, воплощаются в положениях, которые выносятся на защиту. Эти положения представляют собой следующее:
1. Социальная помощь представляет собой деятельность, направленную на содействие людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Основными элементами ее структуры являются субъект, объект, цель, мотав и средства. Если цель социальной помощи - улучшение благосостояния людей - остается неизменной, то остальные элементы ее структуры не являются фиксированными. Поэтому социальную помощь можно классифицировать по субъекту, объекту, мотиву и средствам.
2. Социальная помощь, уходящая своими корнями во времена первобытности, была вызвана к жизни потребностями сохранения стабильности в обществе. Их тех социальных функций, которые она выполняет, важнейшей является компенсация неудовлетворенных
4 См.: Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. Т.1. М., 1994. С. 13-46. потребностей людей. Поскольку социальная помощь осуществляется в рамках той или иной культуры, Ъна оказывается зависимой от нее. Иными словами, социальная помощь является функцией культуры.
3. Основу традиционной ■vV системы социальной помощи, существовавшей на Востоке до эпохи колониализма, составляла деятельность общины, догорая заботилась о благосостоянии своих членов. С возникновением религиозно-философских систем, ориентированных на решение проблем нравственного самосовершенствования, она дополнялась благотворительной деятельностью, которая осуществлялась как отдельными лицами, так и церковью. На Востоке не получила развития благотворительная деятельность общественных организаций, которая сыграла решающую роль в возникновении социальной работы на Западе. Поскольку традиционная система социальной помопщ оказалась довольно эффективным механизмом обеспечения стабильности в обществе, деятельность государства была направлена прежде всего на то, чтобы придать ей юридическую силу.
4. Эпоха колониализма привела к изменениям в традиционной системе социальной помощи, хотя в общем и целом она сохранилась на Востоке до сих пор. Развитие капитализма, подрывавшее эту систему, сопровождалось обострением социальных проблем, которые уже не могли быть решены традиционными методами. Для людей, порвавших с общиной, становилась актуальной проблема социальной защищенности. Поэтому во многих странах Востока, которые оказались втянутыми в международные рыночные связи, появилась социальная работа, существующая наряду с традиционными формами помощи нуждающимся.
5. Социальная помощь на Западе изначально имела классовый характер, который ограничивал круг ее возможных объектов только теми, кто принадлежали к числу свободных греческих или римских граждан. Противоречие между ее ограниченными возможностями и действительными потребностями в помощи нуждающимся было снято в христианстве, которое выводило необходимость благотворительной деятельности из сущности Бога, совпадающей с любовью. Эпоха Возрождения дала начало благотворительности, исходившей не из религиозных, а из светских оснований. Становление буржуазных отношений, завершившееся промышленным переворотом, сопровождалось обострением социальных проблем, решение которых было уже не под силу волонтерам благотворительных организаций, а требовало вмешательства профессионалов.
6. Социальная работа, представлявшая собой профессиональную помощь нуждающимся, была призвана нейтрализовать негативные последствия частной собственности, которые угрожали самим устоям западного общества. На Востоке, не знавшем господства частной собственности, социальные проблемы никогда не достигали такой остроты, которая требовала бы вмешательства профессионалов. Поэтому социальная работа была генетически связана с западной культурой, хотя и вышла впоследствии за ее рамки. Она необходима обществу постольку, поскольку в нем развивается капитализм.
7. Социальная работа как форма деятельности существует с конца 19- начала 20 в., когда началось ее становление на основе сложившихся исторических предпосылок. В ее развитии можно выделить три этапа, первый из которых завершился в конце 30-х годов, второй- в середине
50-х, а третий продолжается до сих пор. Если первый этап в развитии социальной работы завершился становлением ее как профессии, то второй- превращением в социальный институт. Что касается третьего этапа в развитии социальной работы, то он характеризуется распространением ее по всему миру.
8. Социальная работа представляет собой гуманную профессию, представители которой выступают в качестве посредников между теми, кто нуждаются в помощи, и теми, кто ее оказывают. В силу посреднического характера своей профессии социальные работники стремятся к согласованию интересов отдельных людей, групп, государства и общества в целом. Их деятельность способствует достижению согласия между членами общества, без которого в нем не может быть стабильности . Поэтому роль социальной работы в жизни современного общества определяется тем, что она выступает в качестве фактора его стабильности.
9. Социальная помощь в России отражает особенности ее культуры, испытывавшей в своем развитии влияние как Запада, так и Востока. В дореволюционной России традиции обпщнной помощи нуждающимся, уходящие своими корнями во времена древних славян, сочетались с попытками государства реформировать социальную сферу на основе протестантских и просветительских идей, которые возникли в рамках западной культуры. Советская система социальной защиты, порывавшая с традициями прошлого, отводила государству исключительную роль в осуществлении помощи нуждающимся. Осознание ее неэффективности, пришедшее в начале 90-х годов, стимулировало введение в России профессии социального работника.
10. Социальная работа в России имеет свои особенности, которые отразили основные события ее современной истории. К этим особенностям можно отнести то, что к концу 19 в. в России сложились исторические предпосылки социальной работы, но в силу политических причин становление на их основе профессиональной помощи нуждающимся было задержано на семь десятилетий. Поэтому социальная работа в России находится еще в процессе становления, предполагающего подготовку специалистов и создание профессиональных организаций. Перспективы ее развития определяются тем, сохранит ли Россия приверженность принципам демократии или свернет на путь тоталитаризма.
Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы при разработке малоизученных вопросов теории и истории социальной работы, потребность в которой особенно остро ощущается в отечественной литературе. Они также могут быть использованы в педагогической практике при чтении как общих, так и специальных курсов для социальных работников. Наконец, результаты исследования могут оказаться полезными и для практических социальных работников, потребность в которых в нашей стране постоянно возрастает.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная помощь в контексте культуры"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная помощь, возникшая в первобытном обществе, была порождена потребностями его развития, которое предполагало заботу о тех, кто играли важную роль в жизни общин, но не могли сами прокормить себя. Выступая прежде всего в форме благотворительности (или- в греческом варианте - филантропии), она способствовала сохранению общественной стабильности, без которой было бы невозможно развитие культуры. Поэтому социальная помощь является неотъемлемым элементом человеческой культуры, понимаемой как совокупность способов деятельности, которые присущи человеку в его историческом развитии. С возникновением государства она стала одним из направлений его политики, имеющей своей целью сохранение существующих отношений. Если на Востоке государство делало ставку на традиционные формы социальном помощи, то на Западе оно ориентировалось на создание таких условий, при которых люди сами могли бы решать свои проблемы. Обострение социальных проблем, вызванное промышленным переворотом, привело в конечном счете к созданию в странах Запада профессиональной помощи нуждающимся. Сначала в Северной Америке, а затем и в Европе за профессиональной помощью нуждающимся закрепилось название социальной работы. Призванная нейтрализовать негативные последствия частной собственности, социальная работа стала одним из факторов стабильности общества. Ее принципы являются важной частью стабилизационного сознания, отличающегося от кризисного своей направленностью на укрепление основ культуры и социального грядка.
Рассмотрение социальной помощи в контексте культуры сопряжено с решением множества проблем, некоторые (но далеко не все) из которых стали предметом исследования, проведенного в диссертации. Полагая, что ключ к теории социальной работы следует искать в ее истории, мы нарисовали общую картину развития профессиональной помощи нуждающимся, исходящего из определенных предпосылок. Эти предпосылки, а также происходившее на их основе развитие социальной работы в нынешнем столетии составляют ее историю, исследование которой является одной из важнейших задач, стоящих перед специалистами в области профессиональной помощи нуждающимся. Отметим, что недостаточный интерес к проблемам истории социальной работы характерен не только для отечественной, но и для зарубежной литературы, хотя первая делает лишь первые шаги на своем пути, а вторая давно уже вступила в период зрелости. Подобающего им места в этой литературе еще не заняли исследования, касающиеся как истории социальной работы в целом, так и отдельных ее периодов, неповторимость которым придает деятельность различных организаций и частных лиц.
Малоизученными являются также вопросы, касающиеся особенностей развития социальной помощи в тех странах, которые не относятся к западной культурной традиции. В этих странах, называемых условно Востоком, основу социальной помощи составляла традиционная структура общества, которая с течением времени практически не изменялась. Что касается стран Запада, то со времен античности социальная структура в них претерпела существенные изменения, нашедшие свое отражение в учении Маркса об общественно-экономических формациях, которые выделялись им на основании различий в формах собственности на средства производства. Результатом экспансии европейских государств в страны Азии, Африки и Латинской Америки, начало которой было положено Великими географическими открытиями, явилось не только изменение привычного им образа жизни, но и усиление роли частной собственности, повлекшее за собой обострение социальных проблем. Социальная работа, существующая в настоящее время в этих странах, была фактически привнесена в них вместе с рыночной экономикой, тогда как на Западе она явилась естественным результатом культурного развития, корни которого уходят во времена античности. Насколько, однако, она жизнеспособна? Этот вопрос касается и нашей страны, в истории которой было «несколько прививок западной культуры»169. Будет ли успешной еще одна прививка, осуществленная в России в 1991 г., когда на нее был пересажен «черенок» социальной работы?
169 Россия и Запад: взаимодействие кулыур (материалы «круглого стола») И Вопросы философии. 1992. №6. С.4.
Список научной литературыАгапов, Евгений Петрович, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону, 1999.
2. Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997.
3. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добрень-кова. М., 1994.
4. Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т. М., 1969.5. Античная драма. М., 1970.
5. Антология социальной работы. В 3 т. М, 1994-1995.
6. Арнольдов А. Восхождение к гуманизму // Социальная работа. 1994. № 3-4 (6).
7. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. М., 1993.
8. Барг М.А. Кромвель и его время / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1950. Ю.Баркер Р. Словарь социальной работы. М., 1994.
9. Бердяев Н. О самоубийстве. М., 1992.
10. Берн л ер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.
11. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М., 1993.
12. Блох И. История проституции. Ростов-на-Дону, 1991.
13. Богословский Е.С. Повседневная в жизнь в Древнем Египте // Восток. 1995. № 4.
14. Боннар А. Греческая цивилизация. В 2 т. Ростов-на-Дону,1994. П.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
15. Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость // Социологические исследования. 1993. № 10.
16. Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели» (метаморфозы стиля) // Общественные науки и современность. 2000. № 1.
17. Брутман В. Причины социального сиротства // Социальная работа. 1994. № 2 (5).
18. Ван Путерен М.Д. Исторический обзор призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России и в других странах. СПб., 1908.
19. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 1994.
20. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998.
21. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. М., 1995.
22. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
23. Ведомство учреждений императрицы Марии (1797-1897). СПб., 1897.
24. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. М., 1997.
25. Волина Л. «Невский ангел» оберегает, учит, помогает // Социальная работа. 1994. № 2 (5).
26. Волошина Т.А., Астапов С.П. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону, 1996.
27. Всеобщая декларация прав человека // Диалог. 1990. № 18.
28. Гагтицкая И. Социальная работа и церковь // Социальная работа. 1993. № 2 (3).
29. Го л осе н ко И. А. Нищенство как социальная проблема (Из истории дореволюционной социологии бедности) if Социологические исследования. 1996. № 4.
30. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1967.
31. Горский Д.П., И вин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике / Под ред. Д.П. Горского. М., 1991.
32. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.
33. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
34. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1992.
35. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.
36. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.
37. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989.
38. Да услышат меня земля и небо. Из ведийской поэзии. М., 1984.
39. Дикий Э.Л., Зимняя И.А. Милосердие: проблема психологии? (по материалам работы в поезде «Милосердие») // Психологический журнал. 1991. № 2.
40. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995.
41. Драч Г. В. Античная культура. Ростов-на-Дону, 1991.
42. Древнекитайская философия. В 2 т. М., .1994.
43. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.
44. Егошина В.Н., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1994.
45. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999.
46. Ерыгин А.Н. Восток Запад - Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов-на-Дону, 1993.
47. Экзистенциальные проблемы. Ростов-на-Дону, 1994. 5 5. Золоту хина-А бол ина Е.В. Этика. Ростов-на-Дону, 1999.
48. Изборник (Сборник произведений древней Руси). М., 1969.
49. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., 1996.5 8. Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. Л.В. Б ад и. М., 1994.
50. История буржуазной социологии XIX начала XX века. М., 1979.
51. История древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. Минск, 1996.
52. История философии / Под ред. В.П. Кохановского и В.П.Яковлева. Ростов-на-Дону, 1999.
53. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996,
54. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 кн. Ростов-на-Дону, 1989-1990.
55. Киселева Т. Культурология и социальная педагогика // Социальная работа. 1993. № 2 (3).
56. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
57. Юпочевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992.
58. Книга прозрений / Сост. Б.В. Малявин. М., 1997.
59. Кнышенко Ю.В. История первобытного общества. Ростов-на-Дону,1973.
60. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1993.70.Коран. М., 1990.
61. Корнилов М.Н. Япония, Восток и Зал ад ( Проблема»общего» и «особенного» в зарубежных культурологических исследованиях // Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып. 2. М., 1991.
62. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957.
63. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.
64. Кравченко А.И. Социальная работа как профессия (аналитический обзор) // Социологические исследования. 1993. № 10.
65. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина. М., 1989.
66. Кубанов М.М. Возникновение христианства. Эпоха, идеи, искания. М.,1974.
67. Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996.
68. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.
69. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995.
70. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. М., 1985. 81 Левяш И.Я. Культурология. Минск, 1993.
71. Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
72. Ленин В.И. Полн. собр. соч.
73. Леонтьев А.Н. Деятельнось. Сознание. Личность. М., 1977.
74. Липский И. Социальная работа в воинской среде // Социальная работа. 1993. №2(3).
75. Лисовский В. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. 1994. № (4).
76. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1999.
77. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. М., 1991.
78. Логический словарь ДЕФОРТ / Под ред. А. Ивина, В.Н. Переверзева и В .В. Петрова. М.,1994.
79. Ломброзо П. Женщина, ее физическая и духовная природа и культурная роль. Минск, 1991.
80. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. М., 1992.
81. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. М., 1996.
82. Максимов Е. Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь. 1900. № 3.
83. Малявин Б.В. Китайская цивилизация. М., 2000.
84. Малярова Н.В., Несмеянова М.М. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. 1991. № 4.
85. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд.
86. Материалы по истории социальной работы в России для семинарских и практических занятий / Под ред. П.Я. Циткилова. Новочеркасск, 1996.
87. Механизм защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). М., 1992.
88. Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995.
89. Михайлов В. А. Принцип «воронки», или Механизм развертывания межэтнического конфликта// Социологические исследования. 1993. № 5.
90. Мордовцев Д. Л. Русские женщины. М., 1993.
91. Марский И.С. Современный позитивизм. Критический очерк. М., 1961.
92. Научно-теоретическая конференция «Первые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы». Тезисы докладов и сообщений 25-26 мая 2000 г. Новочеркасск, 2000.
93. Нечаева А.И. Государственно-правовая охрана детей-сирот в России // Советское государство и право. 1991. № 6.
94. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.
95. Новокшонова Т. Многодетная семья: модели помощи // Социальная работа. 1993. № 2 (3).
96. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. М., 1997.
97. Панов A.M. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом. М., 1994.
98. Петрарка Ф. Сонеты, избранные канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. М., 1984.
99. Петров М.К. Античная культура. М., 1997.
100. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону, 1992.
101. Письма Плиния младшего. М., 1983.
102. Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1997.
103. Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2000.
104. Проблемы семьи. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 1999.
105. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. JL, 1963.
106. Пушкарева H.J1. Женщины древней Руси. М., 1989.
107. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. М., 1994.
108. Рам он Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия // Вестник высшей школы. 1991. № 11.
109. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997.
110. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 6.
111. Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991.
112. Русская философия / Под ред. М.А. Маслина. М.Д995.
113. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХП-ХШвв. М., 1993.
114. Рябова Л.В. Феномен учителя жизни. Ростов-на-Дону, 1996.
115. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
116. Сапе М., Уэлс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. М., 1994.
117. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1981.
118. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.
119. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.
120. Семенова Л. Российская благотворительность: воспоминание о прошлом или наказ на будущее? // Социальная работа. 1992. № 1.
121. Семья в современном мире (социология и психология семейной жизни). Т. 1 / Под ред. В.И. Филоненко и В.Д. Альперовича. Ростов-на-Дону, 2000.
122. Силласте Г. Все болевые точки нашего общества проявляются сегодня в семье // Социальная работа. 1994. № 2 (5).
123. Силласте Г.Г. Женщина как объект и субъект социальной безопасности // Социологические исследования. 1996. № 12.
124. Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социологические исследования. 1994. № 3.
125. Словарь античности. М., 1993.
126. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1983.
127. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холосто-вой. М., 1997.
128. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
129. Смирнов В. Международная федерация социальных работников // Социальная работа. 1994. № 2 (5).
130. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
131. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
132. Современная философия: словарь и хрестоматия / Под ред. В.П. Коха-новского. Ростов-на-Дону, 1996.
133. Современным философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. Москва-Бешкек-Екатеринбург, 1996.
134. Соколов П. Агапы, или Вечери любви в древнехристианском мире. Сергиев Посад, 1906.
135. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.
136. Социальная работа за рубежом. Материалы для практических занятий / Под ред. П.Я. Циткилова. Ростов-на-Дону, 1999.
137. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 1999.
138. Социальная работа. Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М., 1998.
139. Социальная сфера: совершенствование социальных отношений / Под ред. В. Н. Иванова. М., 1987.
140. Социология / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 1998.
141. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой. М., 1997.
142. Сухорукое М. Социальная работа в России // Социальная защита. 1995. №5, 6. 1996. № 1.
143. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования (материалы российско-шведского семинара, Москва, 3-5 марта 1991 г.). М., 1992.
144. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. Москва-Тула, 1993.
145. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 1998.
146. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М., 1997.
147. Учебная программа «Теория и методика (технология) социальной работы» / Сост. Н.С. Данакин. М., 1992.
148. Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.
149. Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992.
150. Феминология. Семьеведение / Под ред. JI.T. Шинелевой. М., 1996.
151. Философия любви. В 2 ч. / Под ред. Д.П. Горского. М., 1990.
152. Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1960-1970.
153. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
154. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
155. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. Москва-Воронеж, 1997.
156. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 1999.
157. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М., 1992.
158. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
159. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.
160. Хору жен ко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.
161. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. Пособие для учителя. М., 1989.
162. Христианство. Словарь. М., 1994.
163. Христианство. Энциклопедический словарь. В 2 т. М., 1993.
164. Черных А.П. Социальная сфера предприятия // Социологические исследования. 1990. № 5.
165. Чорбинский С.И. Социальные программы и социальная работа в США. М., 1992.
166. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 1999.
167. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. 1997. № 11.
168. Шапинский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль. Ростов-на-Дону, 1997.
169. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.
170. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. М., 1993-1994.
171. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения 1988. М., 1988.
172. Якушев Ю. Долгий путь по восходящей // Охрана труда и социальное страхование. 1993. № 11,12. 1994. № 1-3.
173. Яркина Т. Радуйся жизни и помоги жизни //Социальная работа. 1992. №1.
174. Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2.
175. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социальной работы. М., 1999.
176. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
177. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
178. Bamford Т. The future of social work. L., 1989.
179. Barker R. The social work dictionary. Silver Spring ( Maryland), 1991.
180. Bell D. The coming of post-industrial society. A venture in social forecasting. N. Y., 1973.
181. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N. Y., 1976.
182. Butrum Z. The nature of social work. L., 1987.
183. Day P. Sociology in social work. L., 1987.
184. Daniel P., Wheeler J. Social work and local politics. L., 1989.
185. Coulshed V. Social work practice. L., 1991.
186. Coulshed V. Management in social work. M., 1990.
187. Dominelli L. Anti-fascist social work. L., 1988.
188. Dominelli L., McLeod E. Feminist social work. L., 1989.
189. Hamner J., Statham D. Women and social work. L., 1988.
190. Hudson В., MacDonald G. Behavioral social work. L., 1986.
191. Jones C. State social work and the working class. L., 1983.
192. Jones G. Social hygiene in twentieth century. L., 1986.
193. Lishman J., Gordon R. Communication and social work. L., 1992.
194. Ogburn W. T. Social change. N. Y., 1950.
195. Payne M. Modern social work theory. L., 1990.
196. Ritzer G. Sociology. A multiple paradigm science. Boston, 1976.
197. Rostow W. W. The stages of economic growth. N. Y., 1961.
198. Schutz A. The phenomenology of the social world. L., 1972.
199. Skidmore R., Thackeray M. Introduction to social work. New Jersey, 1982.
200. Stewart G., Stewart J. Social work and housing. L., 1992.