автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Понимание культуры в философии Шри Ауробиндо
Полный текст автореферата диссертации по теме "Понимание культуры в философии Шри Ауробиндо"
На правах рукописи 005009432
КРЮЧКОВА ЕЛЕНА СЕМЕНОВНА
ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ШРИ АУРОБИНДО
Специальность 24.00.01 теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
2 6 виз жа
Тамбов 2012
005009432
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор философских наук Геращенко Лариса Леонидовна
доктор философских наук, профессор
Карцева Галина Александровна;
доктор философских наук, профессор
Огурчиков Павел Константинович
ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет
Защита состоится «16» февраля 2012 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д-212-261-06 по адресу: 392000, Тамбов, Советская «181 И», ТГУ, корпус 9, зал защиты диссертаций.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТГУ им. Г.Р. Державина.
Автореферат разослан «12» января 2012 г. и размещен на сайте ВАК РФ Ьйр:/уак.ес1.§оу.ги «15» января 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат философских наук, ТяГ^
профессор У B.C. Семина
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования:
Наследие Шри Ауробиндо известно всему миру. Рассмотрение им множества вопросов в своих трактатах, в том числе, обращение внимание на культуру, которую он понимает как соединенность этического, эстетического, совокупности развивающие высокий разум, приводит к подлинной культуре и культурности человечества.
Изучая культуру человека и человечества и говоря о ней, как о переходном этапе эволюции (от разума к сверхразуму), он объясняет именно этим переходным состоянием социальные и личностные (межличностные) коллизии, которые переживаются в настоящее время.
Взаимосвязанность и взаимообусловленность эволюционного движения человека, человечества, социума и земли (как планетарного логоса) к подлинной культуре соотносят всех друг с другом как микро и макрокосмы. Эволюция макрокосма (социума и Земли) вероятна лишь при эволюции человека и человечества, что, по мнению Ауробиндо, возможно лишь при постоянном практиковании Йоги. То есть, изменение индивидуального человека, через него - человечества, через них социума и мироздания, обязательно отразится на эволюции последних, в том числе принципах культурного и социального устройства. Эти позиции роднят его с позициями европейских и русских философов, которые связывали изменения нравов масс с последующими изменениями социальных институтов. Пока же отсутствие стабильности объясняется тем, что нестабилен и незавершен сам человек, вольно или невольно принимающий участие в многоплановой эволюции мира.
Этико-эстетические составляющие культуры, по Шри Ауробиндо проистекают из того, что все в мире взаимосвязано, все принимает и, одновременно, отрицает друг друга. Но именно последнее (взаимное отрицание) и есть основа универсализма, каковой, при последующей эволюции микро и макрокосмов смогут интегрировать друг в друга. Высокое понимание этой
взаимосвязанности причин и следствий выступает в его учении как базовый закон строительства и устройства мира культуры и мироздания, это понимание - основа эволюционирования человека. Посредством этого создается супраментальный мир, который нисходит в материю и преобразует ее. Мощнейшая сила мира - сознание-разум - единственно способны произвести необходимые интегральные изменения. В его понимании именно интегральность, опирающаяся на йогу, обусловлена тем, что ее принципы есть наиболее эффективное средство достижения самой цели «интегрализма»: утверждения во всех сферах человеческой жизни Божественного.
Разделяя уровни развития общества на несколько ступеней, Шри Ауробиндо отмечает, что общество ранней стадии развития обнаруживает в себе ярко выраженный символистический менталитет, который обусловливает мышление, обычаи и установления этого общества, или, по крайней мере, глубоко проникает в них. Нормативность его выражена в ритуализации жизни, что проявлено в неразрывной связи (естественном родстве) символизма и естественной религиозности.
В социуме преобладающего интеллекта эпоха символов и конвенций уходят в прошлое или теряют свое значение. Индивидуалистическое общество, где люди оторваны друг от друга и своих божественных космических корней, приводит к поискам своих первоначальных истоков, то есть возвращению в символическую Божественную нормативную природу. Наиболее действенный путь достижения этого, по мнению Шри Ауробиндо -интегральная Йога, каковая и становится наукой, вбирающей в себя знания-мудрость самопреобразования. Показателем этого становится сама жизнь Шри Ауробиндо - исследователя и йоги-на - провозвестника эволюции. Он дал людям возможность поверить в собственные суперсилы, божественные способности, раскрыть их в себе шаг за шагом посредством интегральной йоги, основателем которой он является.
Внимание к такому пониманию культуры в работах Шри Ауробиндо, возведение его в статус «надежды человечества», распространенность людей практикующих разные модификации
культурных достижений, акцентуацией которых становится йога, движение или стремление к движению по пути преобразования делают исследуемую проблему чрезвычайно актуальной.
Степень научной разработанности проблемы:
Литература, посвященная деятельности Шри Ауробиндо на английском языке, огромна. Его рассматривали как политика, поэта, преподавателя, филолога, философа и др. Одним из основополагающих трудов, изучающих учение Шри Ауробиндо, принятых как на Западе, так и в Индии является книга Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания». Именно она позволяет сориентироваться в трудах Шри Ауробиндо, издана на многих языках и выдержала несколько изданий.
В отечественной науке изучением философии Шри Ауробиндо занимались В.В. Бродов, B.C. Костюченко, Р.Б. Рыбаков, А.Д. Литман, И.П. Челышева. Большое внимание уделялось периоду его политической деятельности (1905-1910 гг., когда Шри Ауробиндо был одним из лидеров т.н. экстремистов), периоду его работы над «Арьей» (1910-1921 гг., когда он разрабатывал религиозно-философские взгляды. Среди упомянутых исследователей именно B.C. Костюченко внес наибольший вклад в изучение взглядов Шри Ауробиндо. Он впервые высказал мысль о необходимости реконструкции его мировоззрения.
В отечественной литературе к изучению трудов Шри Ауробиндо впервые обратились в начале 60-х годов В.В. Бродов. В своей работе вместе с доктором медицинских наук Л.М. Су-харебским В.В. Бродов открывает одно из самобытных явлений индийской культуры религиозно-философской системы йога, а в книге 1967 г. «Индийская философия нового времени» характеризует философию Шри Ауробиндо, указывая, что материальный мир представляет собой бесконечное количество форм и видообразований материи и сознания: имя этому сущему - феноменальный мир, природа. Все вытекает из Брахмана, все возвращается в него. Возвращение в Брахман рассматривается как «восхождение» низшего бытия в природу высшего1. В.В. Бродов подчеркнул, что прогрессивным в философии Шри Ауробиндо
1 Бродов В.В. Индийская философия нового времени. М., 1967. С. 128.
было критика индийского аскетизма: за пренебрежительное отношение к материальным условиям жизни человека, за «чрезмерный» мистицизм1.
B.C. Костюченко продолжил изучение философии Гхоша. Он защитил диссертацию на тему «Философские взгляды Ауро-биндо Гхоша», в 1970 году издал книгу под названием «Интегральная веданта». В своей работе он рассматривает человека как высший продукт эволюции и утверждает, что преимуществами учения Шри Ауробиндо есть признание ценности общественных идеалов, как физических, так и духовных, и признание права личности самостоятельно решать вопрос о целесообразности любых общественных традиций. Шри Ауробиндо выступает за сохранение в обществе будущего основы основ капиталистического общества - частной собственности и денег («Беседы Шри Ауробиндо и Матери», стр. 32)2. В заслугу B.C. Костюченко можно поставить то, что именно он впервые сказал о необходимости реконструкции мировоззрения Ауробиндо.
Следующим по времени к наследию Гхоша обращается А.Д. Литман. В книге «Современная индийская философия» рассматривается развитие индийской философии, в том числе философии Шри Ауробиндо, где впервые представлена классификация типов неведения. Изучение этики Ауробиндо также связно с социальной философией. В книге И.П. Челышевой «Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б.Г. Тилака и Ауробиндо Гхоша» освещается связь эволюции этической мысли Индии начала XX века с социально-политическими процессами. Она разделяет творчество Ауробиндо на три периода:
I. 1905-1910 гг., когда Ауробиндо является одним из лидеров крайних (экстремистов);
II. 1910-1921 гг. - в этот период Ауробиндо разрабатывает религиозно-философские проблемы;
III. 1922-1950 гг. - с точки зрения И.П. Челышевой самый бесплодный, поскольку «Шри Ауробиндо погружается в умозрительные спекуляции: иррационализм, мистицизм, метафизи-
1 Бродов В.В. Индийская философия нового времени. М., 1967. С. 128.
2 Костюченко B.C. Интегральная веданта. М., 1970.
ка поглощают его полностью». И.П. Челышеву, как и всех вышеперечисленных исследователей, интересует главным образом первый и отчасти второй период творческой деятельности Ауробиндо. В то же время, А. Величенко утверждает, что именно этот период жизни - наиболее продуктивен в развитии суп-раментальной личности Шри Ауробиндо.
В постсоветский период философией Шри Ауробиндо занимались Казакова М.И. «Проблема человека в философии Шри Ауробиндо Гхоша», Шустова A.M. «Философско-религиозная антропология Ауробиндо Гхоша», Величенко А.Е., исследовавшего эволюцию религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша.
Собственно проблемами культуры в философии Шри Ауробиндо исследователи ранее не занимались.
Цель и задачи исследования.
Цель работы: изучить и обосновать основы культуры в философии Шри Ауробиндо как сознательной ментальной жизни, выделяя в качестве базовых принципов взгляды на природу эволюции и пути ее достижения самосовершенствования посредством практики интегральной йоги.
Достижение указанной цели осуществляется при решении следующих задач:
1. исследовать основные этапы жизнедеятельности Шри Ауробиндо;
2. раскрыть природу культуры через философию йоги как двигателя человечества к эволюции и самосовершенствованию;
3. изучить сущность сознания как супраментальной силы, с выделением планов сознания, опирающихся на этико-эстети-ческие основания культуры;
4. выделить подготовительные основы интегральной йоги как базиса духовного восхождения;
5. аргументировать интегральную йогу как этико-эстети-ческую программу культурного преобразования человечества.
Объект исследования - творческое наследие Шри Ауробиндо.
Предмет исследования - исследование понимания культуры в учении Шри Ауробиндо как основы духовного развития человека и человечества.
Теоретико-методологическая основа и методы исследования:
При написании диссертации автор опирается на основные положения трудов Шри Ауробиндо о Йоге, человеке и др., Ви-веканады о йоге базирующие на философии веданты. Вивека-нанда был известным и оригинальным мыслителем. Одним из его наиболее важных вкладов в мировую философскую мысль является демонстрация того, как идеи Адвайта-веданты могут быть философски возвышенными и духовными, и сугубо практическими и имеющими общественное политическое значение.
При написании диссертации используется описание метафизических переживаний, йогический опыт садханы, необходимые для понимания сути итегральной йоги Шри Ауробиндо. Метафизический опыт Шри Ауробиндо Гхоша объединяет в себе опыт ведических пророков и мудрецов упанишад, основателей различных школ веданты и Тантры.
Основными методами исследования стали: биографический, компаративный, текстологический, системный методы.
Научная новизна исследования:
- установлено, что сама жизнь, эволюция сознания, культурная деятельность Шри Ауробиндо является глубочайшим метафизическим опытом, переживанием и самопреобразованием, что и может являться основанием для исследования человеческой эволюции, сжатой в одной жизни;
- выделено, что культура рассматривается в учении Шри Ауробиндо как стремление человека к ментальной жизни, где последняя выступает как самоценность, этико-эстетическая основа развития интеллектуального разума;
- определено, что развивающей основой культуры является сознание-разум, каковые выступают в учении Шри Ауробиндо как супраментальная сила, инволюционирующие в человека и пробуждающая в нем сверхспособности. При этом оно (созна-
ние) выступает как многоплановая структура, содержащая в себе разные по уровню, характеру, семантике позиции;
- обоснована сущность и направленность развития культуры человечества и человека через постижение природы интегральной йоги как эволюционного двигателя человечества. Она основана на органическом единстве трех первоначал: онтологического, гносеологического и этического порядка, каковыми являются: сат (бытие), чит (знание) и ананда (блаженство);
- выделено 5 культурно-исторических форм преобразования и самосовершенствования человека;
- произведена аргументация интегральной йоги как этико-эстетической программы преобразования культуры человечества и человека.
Научно-практическая значимость исследования.
Содержащиеся в диссертации основные положения и выводы позволяют приблизиться к более адекватному пониманию культуры в философии Шри Ауробиндо и анализу его метафизических, философских взглядов. Материалы могут использоваться при проведении углубленного анализа творческого наследия Ауробиндо, чтении курсов по истории и теории культуры.
Положения, выносимые на защиту:
- Жизнедеятельность Шри Ауробиндо и ее изучение представляет собой самостоятельную ценность, каковую можно рассматривать в качестве стремления и достижения совершенства как цели культурного преобразования, что возможно при осуществлении фундаментальных духовных реализаций. Последние состоят в революционном преобразовании всей природы мироздания, победе над неведением, ложью, страданием и смертью. Подобное возможно лишь для человека, полностью осознающего себя ментальным существом, постоянно практикующим Йогу, в процессе которой внутренняя духовная жизнь предельно сконцентрирована. По сути дела, сама жизнь, эволюция сознания, культурная деятельность Шри Ауробиндо является глубочайшим опытом, переживанием и самопреобразованием, что и может являться основанием для исследования человеческой эволюции, сжатой в одной жизни;
- Культура понимается Шри Ауробиндо как стремление человека к самоценной ментальной жизни. Она состоит из двух позиций: ментальной жизни эстетического и ментальной жизни этического порядка. Эти стороны крайне неуравновешенны и несбалансированны друг с другом, что приводит к дисбалансу, где каждая стремится «обратить опыт и деятельность к собственной выгоде: первое - во имя культуры и поклонения Справедливости, второе - во имя культуры и поклонения Красоте»1.
- Разум-сознание выступает как развивающая основа культуры, который выводит человека на высочайшую ступень эволюции. Сама жизнь разума-сознания - упорядоченный и приведенный в гармонию интеллект - движима динамической силой разумной воли - буддхи. В учении Шри Ауробиндо разум-сознание рассмотрены как супраментальная сила, инволюцио-нирующая в человека и пробуждающая в нем сверхспособности, позволяющие ему (человеку) испытывать «озарение, которое есть не холодный свет рассудка, не теплый и текучий свет сердца - но сверкание молнии и сияние солнца»2. При этом оно (разум-сознание) выступает как многоплановая структура, содержащая в себе разные по уровню, характеру, семантике позиции.
- Эффективное развитие культуры человечества и человека возможны лишь посредством постижения природы йоги как эволюционного двигателя человечества. Йога, по Шри Ауробиндо, представляет собой союз, единение и соединение души с бессмертным бытием, сознанием и блаженством Божественного. Подобное возможно только при методичной работе по самосовершенствованию, что направлено на развитие потенциальных возможностей человека и может способствовать его слиянию с существованием универсальным и трансцендентным. Йога основана на органическом единстве трех первоначал: онтологического, гносеологического и этического порядка, каковыми являются: сат (бытие), чит (знание) и ананда (блаженство);
- Эволюция и культурные преобразования человечества протекают в 5 формах, которые последовательно заменяют друг
1 Шри Ауробиндо. Человеческий цикл. Саратов, 2007. С. 68.
2 Там же. С. 75.
друга: 1. преобразование ума и избавление его от привязанности к невежественным представлениям и предрассудкам; 2. трансформация на первоначальном этапе происходит лишь с несколькими людьми, свободными от темного влияния подсознания и болезней, приобретшими прочное тело, контролируемое вита-лическое и трезвый и логический ум. Лишь затем происходит распространение этих свойств по Земле. 3. Наполнение существа человека светом и раскрытие энергетических центров, в которых энергия концентрируется, аккумулируется и курирует определенные виды деятельности; 4. инволюционные процессы отзываются в человеке эволюционным движением, что формирует понимание всецельности Абсолюта. 5. их гармонизация (инволюции и эволюции) проявляется сначала как умственная, жизненная и материальная космическая энергия, затем приводящая к Самадхи и ощущению себя единым с мирозданием.
- Интегральной йога Шри Ауробиндо есть интегратор и существующих направлений Йоги и, одновременно, соединитель различных человеческих качеств, стремящихся слиться в гармоничной целостности. Включая в себя пять психологических совершенств - искренность, веру, преданность, устремленность и терпеливость, она (интегральная йога), как этико-эстетическая программа преобразования культуры человечества и человека, реализует стремления ментального индивидуального существа - человека, неукротимо стремящегося к самосовершенствованию, духовному преображению, пребыванию в триединстве Божественного (любви, радости и красоте).
Апробация исследования. Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры культурологии, философии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина; методологическом аспирантском семинаре «Аналитика культурологии». Основные положения работы нашли отражение в публикациях автора различного уровня.
Материалы и результаты исследования получили апробацию в форме докладов и сообщений на научно-практических конференциях и симпозиумах различного уровня:
- Развитие человечества: история и современность. Новосибирск, 2009.
- Славянский мир: духовность, культура. Минск, 2010.
- Человек в культуре России. Ульяновск, 2010.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, основные направления исследовательские концепции, формулируются цели и задачи работы, определяется ее методология и др.
В первой главе «Основы метафизического жизнепонимания Шри Ауробиндо» рассматриваются основные этапы жизнедеятельности Шри Ауробиндо в совокупности с важнейшими принципами йоги.
В § 1 «Пути постижения смысла жизни и жизнедеятельности» Шри Ауробиндо рассматривается как выдающийся мыслитель с энциклопедическими познаниями, общественный и политический деятель, поэт-провидец, йогин. Дается краткое описание основных этапов его жизни и делается основной акцент на этапах и формах его духовной трансформации, метафизическом опыте, который он пережил, находясь в тюрьме по обвинению, грозившему ему смертельный казнью. По окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан и освобожден. Именно здесь началась его духовная трансформация по реализации космического сознания, исследования планов сознания, находящихся выше человеческого понимания, постижение планов Сверхсознательного. Постижение главной цели его жизни, а именно: достижения фундаментальных духовных реализаций,
революционного преобразования природы мироздания, победы над неведением, ложью, страданием и смертью. Эти позиции были реализованы в процессе двенадцатимесячного пребывания в Алипорской тюрьме, которые были полностью посвящены практике Йоги, исключительной концентрации внутренней духовной жизни. В 1914 г. состоялась встреча Шри Ауробиндо с Миррой Ришар («Мать») - будущей сотрудницей и продолжательницей его дела.
В работе по исследованию супраментальной йоги выделены три периода: 1920-1926 гг. - удаленность от мира для проведения тестов и экспериментов для изучения супраментальной силы. Второй этап с 1926-1940 гг. изучалось тело и подсознательное. Здесь на опыте было доказано единство мира: нельзя коснуться одной точки, не затронув всего остального и то, что изменение или трансформация человеческого сознания невозможны без минимального продвижения всего мира в целом.
Третий период работы связан с созданным им и Матерью Ашрамом в Пондичерри. Жизнь в нем организовавалась вокруг основной цели Интегральной йоги - развития сознания. В основе ее реализации лежит развитие интегральной личности, которая является фундаментом будущей эволюции человечества.
В § 2 «Проблема обоснования сознания как культуросо-зндающей силы. Характеристики планов сознания» раскрывается понятие сознания и приводятся точки зрения известных ученых о сознании. По мнению Шри Ауробиндо сознание - это реальность, которая является неотъемлемой основой всего существования. Для его исследования главным условием является установление безмолвия в разуме, когда ментальная пауза дает понимание, что живет человек в хаосе, наполненном исключительно его мыслями, ощущениями, направленными на себя. Активированный сознание-разум, с одной стороны, помогает человеку наводить порядок в его голове, с другой, скрывает и искажает голос сверхсознательного. Внимательно изучающий ум найдет и почувствует на различных уровнях своего существа определенные центры концентрации, которые живут внутри нас, каждому из которых соответствует тип вибраций. В параграфе
анализируются характеристики энергетических центров-чакр. Мыслитель указывает, что тренированное разум-сознание начинают преобразовывать человека и выводить на подлинно ментальные уровни сознания, где индивидуальный человек получает возможность («находит ключ») к раскрытию потенциальных возможностей, что, прежде всего, проявляется в раскрытии эстетических способностей к: поэзии, музыке, живописи и др. Это происходит посредством активации инволюционной силы, открывающей первоначально высшие центры, утверждения в Высшем сверхсознательном мире, а затем адекватного оценивания окружающего мира в его объективной ипостаси. Изменения конкретного человека ведет к преобразованию окружающего, что позволяет Шри Ауробиндо рассматривать сознание как реальную культуросозидающую силу.
При выделении планов сознании, акцент делается на следующих его планах: сон, смерть и жизнь, где каждая из выделенных позиций имеет свои сложные структуры, качество и направленность которых зависит от эволюционного уровня конкретного человека. В силу этого, базовой целью интегральной йоги является достижение супраментального плана, что возможно при пресечении иных планов сознания-разума. Шри Ауробиндо разделил планы разума-сознания на: обыденный разум, высший разум, озаренный разум, интуитивный разум и глобальный разум. Каждый из пластов имеет свои характеристики, состоящие из уровня вибраций, выраженных в световом, цветовом, динамическом, ментальном и прочих аспектах.
§ 3 «Истоки и характер философии йоги как эволюционный двигатель культуры человечества» посвящен исследованию человеческой эволюции и интегральной йоге, как пути достижения совершенствования. Принцип эволюции лежит в основе философской системы. Главную задачу культурной эволюции Шри Ауробиндо видит в том, чтобы одухотворить грубую материю, трансмутировать ее из низшего состояния в высшее. Необходимое условие движения человечества к эволюции является постоянное обновление и оживление форм мышления и деятельности, каждая из которых, распадаясь вновь и вновь,
стремится к гармонии, возрождению. Так как человек в силу своей природу страстно стремится к совершенствованию, то оно возможно в достижении полноты и целостности ментальности жизни, что и есть подлинная культура, созидающая науку, искусство, религию, пребывание в радости красоте, блаженстве.
Этим целям посвящены все существующие направления Йоги, каждая из которых по-своему решает задачу гармонизации человека. Подробный их анализ, произведенный Шри Ауробиндо, указывает, что принцип любой ее формы - обращение одной или всех сил человеческого существа в средство достижения Всевышнего Бытия. Цели же заключаются в единении и/или отождествлении человеческой души с высшим Духом. В параграфе рассмотрены и проанализированы ^основные известные направления Йоги (Раджа-Йога, Хатха-Йога, Бхакти-Йога, Джнана-йога и др.), специфически решающие поставленными перед ними задачи.
В параграфе показано, что все системы Йоги есть эволюционный путь развития человека, направленного на культурное духовное самосовершенствование, что предполагает воссоединение Бога и Природы с усовершенствованной человеческой жизнью, что способствует гармонии внутренней (сознательной) и внешней (социокультурной) деятельности. Эволюционируя, низшая природа человека преобразовывает себя и приобретает природу высшего, а высшая, инволюционируя, раскрывает себя в формах низшего, возвышая последние. Встречные эволюция и инволюция не предполагает обязательной аскезы - ухода от социального мира. Это мирская жизнь посредством преобразования себя. По Шри Ауробиндо эволюция сознания приводит к возникновению человека, который в настоящем еще не венец творения, а переходное существо. Эта переходность определяется эволюцией его разума: от разума к сверхразуму, где Йога представляет собой гармоничную систему устремлений, действий, направленных на самосовершенствование путем «включения» потенциальных возможностей человека.
В главе 11 «Теоретическое содержание интегральной йоги как культурной основы духовного самосовершенствования и познания» содержатся 3 параграфа.
В § 1 «Система подготовки существа человека к культурно-духовному восхождению» раскрываются способы и средства подготовки существа человека к духовной интеграции. Суть ее заключается, во-первых, в достижении абсолютного (Божественного) сознания и, во-вторых, постоянном пребывании в нем.
Избавление от Эго - это возможность соединение с Богом, вселенной, так как, находясь отдельно Душа испытывает дисгармонию и одиночество.
Основой любого преобразования выступает четкая этическая программа, предполагающая отброс дурных качеств человека (зависти, корысти, страданий, неведения, злобы и др.), что предполагает избавления от Эго - брэнда низшей человеческой натуры. Наличие подобных качеств не есть частное дело каждого. Они не только останавливают развитие конкретного человека, но приводят к разногласию с вселенной, конфликту с другими существами, что является корнем всех зол. Отделение себя от других и эпатирование этого порочно и вредно для человека и человечества. Под чистотой Шри Ауробиндо понимает в первую очередь чистоту сердца, чувств, сознания, ибо очищение каждой части существа человека приносит общую пользу, совершенствуясь сам, он наиболее легко и эффективно помогает совершенствоваться остальным.
По Шри Ауробиндо, при очищении сердца, оно освобождается от подчинения желаниям и чувствам виталического: эмоций страха, гнева, ненависти и т.д. В сердце остается лишь желание любить. В Йоге любовь - это полное и всецельное обращение к Всевышнему, что есть самый сильный очиститель, который преображает сердце, совершенствует его и изливает любовь на все мироздание (Человек есть то, что он думает в сердце своем). Важным моментом духовного восхождения является утверждение в человеке пяти качеств: искренности, веры, устремленности, преданности, воли. В параграфе рассмотрены поэтап-
ные шаги взращивания любви. Подробно рассмотрены этапы эволюции духовного восхождения, где первым шагом выступает стремление, разнящееся с понятием желание. Мыслитель указывает, что делание - есть проявление виталического, стремление же - есть душевный импульс. Стремление не служит себе, а ведет к самоотдаче, дает чувство полноты, внутреннего огня, направленного из сердца, тогда как желание направлено на себя.
Вторая стадия - усиление стремления. После первых шагов происходит движение - самоотдача, что выступает как решающее действие для достижения Божественного, самопосвящение всего существа ему одному.
Главной задачей самоотдачи является самоотдача собственного характера и способа существования. Шри Ауробиндо выделяет три способа отдачи Божественному:
1. Отдавать гордыню свою в полном смирении.
2. С полной искренностью открыть свое существо с головы до пят, ничего не оставляя скрытым.
3. С абсолютной любовью и доверием раствориться в Божественном.
Чтобы полностью очистить виталическое необходимо установить ментальную паузу, научится контролировать мысли, удалять низшие.
Процесс очищения состоит в наведении порядка в работе различных частей человеческого существа. Этот метод Шри Ауробиндо назвал негативным, т.е. отрицающим ненужные движения. Позитивный же заключает в себя успокоение всех частей человеческого существа.
В § 2 «Природа инволюции божественной силы и культурно-исторические формы, преобразующие человечество» говорится о путях достижения божественной силы. Практика Йоги происходит двумя способами: Первый - эволюционный, второй - инволюционный - нисхождение Шахти - высших планов в земное сознание для того, чтобы изменить человеческую натуру и получить новые знание и силу.
Эти два способа предполагают полный контроль над жизнедеятельностью сознания и деятельности разума человека, включая сон и бодроствование.
В параграфе выделено 5 культурно-исторических форм преобразования. Изменение культурно-исторических форм инволюции - длительный процесс, требующей тщательной подготовки из-за препятствий, которые необходимо преодолевать, прежде чем двигаться дальше. 1. Для преобразования форм требуется преобразовать ум. В частности, привязанность к невежественным представлениям и предрассудкам. 2. Шри Ауробиндо предполагает, что трансформация может на первоначальном этапе произойдет сначала с несколькими людьми, а затем будет распространятся по всей земле, освобождая от темного влияния подсознания и болезней. Для инволюции высшего сознания нужно иметь прочное тело, хорошо контролируемое витали-ческое и трезвый и логический ум. 3. Одновременно с силой в человека проникает Свет, как высшая энергия. Свет от высшего - белый, Правда имеет золотой свет, Душа - розовый, голубой - это основной свет Ананды. Глубоко-голубой - свет возвышенного ума, бледно-голубой - интуитивного ума. Параллельно с этим, в человеке раскрываются энергетические центры, в которых энергия концентрируется, аккумулируется и курирует определенные виды деятельности.
4. Инволюционные процессы отзываются в человеческом существе встречным - эволюционным движением, пробуждением и активизацией энергетических центров, расширению сознания и др. что в совокупности формирует понимание всецельно-сти Абсолюта, бесконечности силы Всевышнего, поддерживающей работу Вселенной. 5. Она проявляется сначала как умственная, жизненная и материальная космическая энергия, приводящая к Самадхи и ощущению себя единым с мирозданием.
§ 3 «Интегральная йога как культурная (этико-эсте-тическая) программа: исходные принципы и способы аргументации учения о всецельном преобразовании человечества» рассмотрена этико-эстетическая программа, заложенная Шри Ауробиндо в основу Интегральной йоги.
Основополагающим принципом интегральной йоги является то, что полная трансформация может быть осуществлена благодаря супраментализации сознания, означающую восхождение с уровня разума на уровень Сверхразума с последующим нисхождением Сверхразума в индивидуальную природу. Мыслитель отмечает, что встречные движения эволюции - инволюции направлены на преобразование существа человека, его жизни и деятельности.
В параграфе отмечается существование трех периодов в работе Шри Ауробиндо по трансформации сознания. Первый период с 1920 по 1926 г. сопровождался испытаниями, тестированиями и изучением сознания. Его особенностью стала высокая концентрация сознания, посредством которой были достигнуты и реализованы множественные эксперименты, так называемые «сидхи» йогина. Но все они (левитация, отказ от сна, победа над сном и болезнью и др.) являются лишь началом новых радикальных изменений.
Начало второго периода знаменуется уходом Шри Ауробиндо в одиночество. В целом он продолжался до 1940 года, где изучалось тело и подсознательное. Основное направление деятельности были связано с исследованием атомарного строения тела и подсознательного. Встреченным им французский физик указывал на то, что все земные формы созданы из одних и тех же элементов, и отличаются друг от друга лишь атомарным строением. Огонь в материи - это подобие Агни, который способен менять и преобразовывать форму. Здесь на опыте было доказано единство мира: нельзя коснуться одной точки, не затронув всего остального, изменение или трансформация человеческого сознания невозможно без минимального продвижения всего мира в целом.
В этом периоде Шри Ауробиндо столкнулся с двумя проблемами: информировать клетки тела о сознании бессмертия и полностью очистить подсознательное.
Грандиозность проблемы и понимание необходимости трансформации поставили перед создателями ашрама - Шри Ауробиндо и Матерью - вопрос: заниматься этим лишь с не-
сколькими учениками, а затем вернуться к коллективной работе для завершения трансформации на земле, или не отделяться от остального мира. Было принято решение передавать свой опыт миру, для чего двери ашрама были открытии для садхаков (учеников), что и стало началом третьего периода работы.
В ашраме Шри Ауробиндо в Пондичерри не было разрыва связи с окружающим миром. Он был создан как центр практики духовной жизни, где живут обычной человеческой жизнью, изучая Йогу. Все здесь локализовалась вокруг базовой цели Интегральной йоги - развития сознания, которое развивает интегральную личность - основу будущей эволюции человечества. Индивидуальная работа - существенный аспект деятельности Ашрама. Помимо нее все ашрамиты были включены в конкретную социальную работу в разных департаментах. В духовной дисциплине в Ашраме не было обязательных практик, ритуалов, принудительных медитаций или систематических инструкций в йоге. Ученики могли свободно выбирать курсы и темпы их йогической практики, созвучной собственной природе. Но базовые принципы Йоги едины для всех: полная открытость Божественной Силе с тем, чтобы она могла работать над трансформацией человеческого существа.
Следует отметить указания Шри Ауробиндо на взаимосвязанность высоких уровней совершенствования и доступности нижних зон преобразования. В последних супраментальная сила, реализованная Шри Ауробиндо и Матерью, способна ускорить процесс очищения и эволюцию на земле.
По его мнению, в совершенном человеке неизбежно произойдут и физиологические изменения в оперативных процессах материальных органов. Это может отразиться в самом их строении и функциональном назначении.
Последний период жизни Шри Ауробиндо исследователи оценивают по-разному, одна часть называет ее самой бесплодной в духовном (теоретическом) наследии, другая - самой насыщенной. Это связано с тем, что Шри Ауробиндо перестал вести дневник, отвечать на письма о Йоге и был полностью погружен в мир супраментальной силы, полагая, что сообщать миру о
переживаемом им духовном опыте еще не пришло время. Учение Шри Ауробиндо принципиально апостериорно, т.е. производив от внутренней биографии, связанной с йогическим опытом. Реальность, с его точки зрения, непознаваема через мышление, ибо в йогическом опыте она начинается там, где мышление заканчивается. В силу этого преобразование человека есть сугубо индивидуальный процесс, тем не менее, решающие задачи космических (Божественных) планов преобразования человечества.
Основные положения диссертации опубликованы в:
статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Шри Ауробиндо о духовной трансформации и ее необходимости для духовного возрождения человечества // Вестник ТГУ. Тамбов, 2011. № 11. 0,5 пл.
2. «Истинная духовность» в понимании Шри Ауробиндо // Вестник ТГУ. Тамбов, 2011. № 12. 0,6 п.л.
3. Шри Ауробиндо о влиянии культуры на эволюцию человека // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011.№ 12.0,6 п.л.
статьи в электронных научных журналах, зарегистрированных в ФУГЦ «Информрегистр»:
4. Шри Аурибиндо о йоге как эволюции человечества. Аналитика культурологии. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. № 1 (19) 2011. http//analiculturolog.ru/. Номер гос. per. 0421100022/0018; ISBN 1990-4045. 0,7 п.л.
5. Духовная трансформация и ее обоснование в трудах Шри Ауробиндо. Аналитика культурологии. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. № 2 (20) 2011. http//analiculturolog.ru/. Номер гос. per. 0421100022/0054 ISBN 1990-4045. 0,5 пл.
6. Развитие цивилизации и культуры в трудах Шри Ауробиндо. Аналитика культурологии. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. № 2 (20) 2011. http//analiculturolog.ru/. Номер гос. per. 0421100022/0055. ISBN 1990-4045. 0,8 п.л.
7. Культура как духовная цель и духовная жизнь в понимании Шри Ауробиндо. Аналитика культурологии. Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2011. (№ 1 (19) 2011) http//analicultu-rolog.ru/. Номер гос. per. 0421100022/0031. ISBN 1990-4045. 0,6 п.л.
Материалы научных конференций
8. Понимание культуры в учении Шри Ауробиндо // Развитие человечества: история и современность. Новосибирск, 2010. 0,3 п.л.
9. Культура как цель развития человека и человечества // Славянский мир: духовность, культура. Минск, 2010. 0,3 пл.
10. Культура как духовная трансформация человечества // Человек в культуре России. Ульяновск, 2010. 0,3 п.л.
Подписано в печать 12.01.2012 г. Формат 60x84/16. Объем 1,28 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 4/12. Бесплатно. 392008, Тамбов, ул. Советская, 190г. Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина.
Текст диссертации на тему "Понимание культуры в философии Шри Ауробиндо"
61 12-9/194
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.Р. ДЕРЖАВИНА
На правах рукописи
КРЮЧКОВА ЕЛЕНА СЕМЕНОВНА
ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ШРИ АУРОБИНДО
Специальность 24.00.01 теория и история культуры
Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: Геращенко Лариса Леонидовна, доктор философских наук
Тамбов - 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................3
ГЛАВА 1.Основы метафизического жизнепонимания Шри Ауробин-до...................................................................................................13
1.1 Пути постижения смысла жизни и жизнедеятельности..................13
1.2 Проблема обоснования сознания как культуросозидающей силы. Характеристики планов сознания............................................................36
1.3 Истоки и характер философии йоги как эволюционный двигатель культуры человечества.......................................................................58
Выводы по первой главе.............................................................79
ГЛАВА 2. Теоретическое содержание интегральной йоги как культурной основы духовного самосовершенствования и познания.............................83
2.1 Система подготовки существа человека к культурно-духовному восхождению.......................................................................................83
2.2 Природа инволюции божественной силы и культурно-исторические формы, преобразующие человечество..................... ..............................102
2.3 Интегральная йога как культурная (этико-эстетическая) программа: исходные принципы и способы аргументации учения о всецельном преобразовании человечества.........................................................................114
Выводы по второй главе............................................................135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................139
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................146
ГЛОССАРИЙ........................................................................157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Цивилизационные процессы ХХ-ХХ1 веков, глобализация культуры все чаще обращают внимание на восточную культуру и философию, что стало реакцией на западный рационализм. На другом его полюсе живут идеи многомерности мира и человека, возможность осуществления только совместной эволюции, обнаружение нелинейности их развития и др., каковые как никогда близки современному человечеству, испытывающему отчужденность от социума и собственной природы. Наука современности все чаще обнаруживает существование вновь открываемых ею истин в древнейших космологических учениях. Более того, исследования показывают, что изучение измененных состояний сознания может быть освоено лишь при анализе мистического опыта, достижение которого тщательно проработано восточными, в том числе и индийскими духовными практиками.
В огромном ареале мировой культуры фигура Шри Ауробиндо Гхоша занимает значительное место. Своей жизнью, которая стала единым мистическим опытом, вкладом в миропонимание и объемом своих трудов в разных областях знаний он способствовал развитию духовной деятельности, в которой концентрируются вопросы особого видения цивилизации, культуры, человека.
Акцентировав в теоретических концепциях доктрину эволюции, развивая и углубляя ее, Шри Ауробиндо понимает ее как переходный период, в котором живет и творит человек. Лишь взаимообусловленность эволюционного движения человека, человечества, социума и земли (как планетарного логоса) как микро и макрокосмов может привести к подлинному существованию культуры. Последнее, по мнению Шри Ауробиндо, возможно лишь при постоянном прак-тиковании Йоги. То есть, изменение индивидуального человека, через него -человечества, через них социума и мироздания, обязательно отразится на эволюции последних, в том числе принципах культурного и социального устройства. Пока же отсутствие стабильности объясняется тем, что нестабилен и неза-
вершен сам человек, вольно или невольно принимающий участие в многоплановой эволюции мира.
Этико-эстетические составляющие культуры, по Шри Ауробиндо, проистекают из того, что все в мире взаимосвязано, все принимает и одновременно отрицает друг друга. Последнее есть основа универсализма. Высокое понимание этой взаимосвязанности причин и следствий выступает в его учении как базовый закон строительства и устройства мира культуры и мироздания, это основа эволюционирования человека. Главная сила мира - сознание-разум -единственно способны произвести необходимые интегральные изменения. Ин-тегральность, опирающаяся на Йогу, обусловлена тем, что ее принципы есть наиболее эффективное средство достижения самой цели «интегрализма»: утверждения его во всех сферах человеческой жизни Божественного.
Показателем этого становится сама жизнь Шри Ауробиндо - исследователя и йогина - провозвестника эволюции. Шри Ауробиндо дал людям возможность поверить в собственные суперсилы, божественные способности, раскрыть их в себе шаг за шагом посредством Интегральной Йоги, основателем которой он является.
По признанию многих рейтинговых институтов, наследие Шри Ауробиндо является одним из наиболее востребованных в мире. Распространенность людей, практикующих разные модификации культурных духовных практик,
о
акцентуацией которых становится Йога, движение или стремление к движению по пути преобразования делают исследуемую проблему чрезвычайно актуальной.
Степень научной разработанности проблемы:
Литература на английском языке, посвященная деятельности Шри Ауробиндо, огромна. Его рассматривали как политика, поэта, преподавателя, филолога, философа и др. Одним из основополагающих трудов, изучающих учение Шри Ауробиндо, принятых как на Западе, так и в Индии, является книга Сат-према «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания». Именно она позволяет
сориентироваться в трудах Шри Ауробиндо, издана на многих языках и выдержала несколько изданий.
В отечественной науке изучением философии Шри Ауробиндо занимались В.В. Бродов, B.C. Костюченко, Р.Б. Рыбаков, А.Д. Литман, И.П. Челышева. Большое внимание уделялось периоду его политической деятельности (1905-1910 гг., когда Шри Ауробиндо был одним из лидеров т.н. экстремистов), периоду его работы над «Арьей» 1910-1921 гг., когда он разрабатывал религиозно-философские взгляды.
В отечественной литературе к изучению трудов Шри Ауробиндо впервые обратились в начале 60-х годов В.В. Бродов. В своей работе вместе с доктором медицинских наук Л.М. Сухаребским В.В. Бродов открывает одно из самобытных явлений индийской культуры религиозно-философскую систему Йоги. В книге «Индийская философия нового времени» характеризует философию Шри Ауробиндо, согласно которой материальный мир представляет собой бесконечное количество форм и видообразований материи и сознания: имя этому сущему - феноменальный мир, природа. Все вытекает из Брахмана, все возвращается в него. Возвращение в Брахман рассматривается как «восхождение» низшего бытия в природу высшего1. В.В. Бродов подчеркнул, что прогрессивным в философии Шри Ауробиндо была критика индийского аскетизма: за пренебрежительное отношение к материальным условиям жизни человека, за «чрезмерный» мистицизм2.
Среди упомянутых исследователей именно B.C. Костюченко внес наибольший вклад в изучение взглядов Шри Ауробиндо. Он защитил диссертацию на тему «Философские взгляды Ауробиндо Гхоша», в 1970 году издал книгу под названием «Интегральная веданта». B.C. Костюченко в своей работе рассматривает человека как высший продукт эволюции и утверждает, что преимуществами учения Шри Ауробиндо есть признание ценности общественных
идеалов, как физических, так и духовных, и признание права личности самостоятельно решать вопрос о целесообразности любых общественных традиций. ТТТри Ауробиндо выступает за сохранение в обществе будущего основы основ капиталистического общества - частной собственности и денег («Беседы Шри Ауробиндо и Матери», стр. 32)1. В заслугу B.C. Костюченко можно поставить то, что именно он впервые сказал о необходимости реконструкции мировоззрения Ауробиндо.
А.Д. Литман. в книге «Современная индийская философия» рассматривается развитие индийской философии, в том числе философии Шри Ауробиндо, где впервые представлена классификация типов неведения. Изучение этики Ауробиндо также связно с социальной философией. В книге И.П. Челышевой «Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б.Г. Тилака и Ауробиндо Гхоша» освещается связь эволюции этической мысли Индии начала XX века с социально-политическими процессами. И.П. Челышевой разделяет творчество Ауробиндо на три периода:
I. 1905-1910 гг. - Ауробиндо является одним из лидеров крайних (экстремистов);
II. 1910-1921 гг. - Ауробиндо разрабатывает религиозно-философские проблемы;
III. 1922-1950 гг. - с точки зрения И.П. Челышевой, самый бесплодный, поскольку «ТТТри Ауробиндо погружается в умозрительные спекуляции: иррационализм, мистицизм, метафизика поглощают его полностью». И.П. Челышеву, как и всех вышеперечисленных исследователей, интересует главным образом первый и отчасти второй период творческой деятельности Ауробиндо. А.Е. Величенко, исследовавший эволюцию религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша утверждает, что именно этот период жизни наиболее продуктивен в развитии супраментальной личности Шри Ауробиндо.
В постсоветский период философией Шри Ауробиндо занимались Казакова М.И. «Проблема человека в философии Шри Ауробиндо Гхоша», Шустова A.M. «Философско-религиозная антропология Ауробиндо Гхоша».
Проблемы культуры в философии Шри Ауробиндо не подвергались специальному исследованию.
Цель и задачи исследования.
Цель работы: изучить и обосновать основы культуры в философии Шри Ауробиндо как сознательной ментальной жизни, выделяя в качестве базовых принципов взгляды на природу эволюции и пути достижения самосовершенствования посредством практики Интегральной Йоги.
Достижение указанной цели осуществляется при решении следующих задач:
1. Исследовать основные этапы жизнедеятельности Шри Ауробиндо;
2. Раскрыть природу культуры через философию Йоги как двигателя человечества к эволюции и самосовершенствованию;
3. Изучить сущность сознания как супраментальной силы, с выделением планов сознания, опирающихся на этико-эстетические основания культуры;
4. Выделить подготовительные основы Интегральной Йоги как базиса духовного восхождения;
5. Аргументировать Интегральную Йогу как этико-эстети-ческую программу культурного преобразования человечества.
Объект исследования - творческое наследие Шри Ауробиндо.
Предмет исследования - исследование понимания культуры в учении Шри Ауробиндо как основы духовного развития человека и человечества.
Теоретико-методологическая основа и методы исследования:
При написании диссертации автор опирается на основные положения трудов Шри Ауробиндо о Йоге, человеке и др., Вивекананды о Йоге, базирующиеся на философии веданты. Вивекананда был известным и оригинальным
мыслителем. Одним из его наиболее важных вкладов в мировую философскую мысль является демонстрация того, как идеи Адвайта-веданты могут быть философски возвышенными и духовными и сугубо практическими, имеющими общественное политическое значение.
При написании диссертации используется описание метафизических переживаний, йогический опыт садханы, необходимые для понимания сути Интегральной Йоги Шри Ауробиндо. Метафизический опыт Шри Ауробиндо Гхоша объединяет в себе опыт ведических пророков и мудрецов Упанишад, основателей различных школ веданты и Тантры.
Основными методами исследования стали: биографический, компаративный, текстологический, системный методы.
Научная новизна исследования:
- Установлено, что сама жизнь, эволюция сознания, культурная деятельность Шри Ауробиндо является глубочайшим метафизическим опытом, переживанием и самопреобразованием, что и может являться основанием для исследования человеческой эволюции, сжатой в одной жизни;
Выделено, что культура рассматривается в учении Шри Ауробиндо как стремление человека к ментальной жизни, где последняя выступает как самоценность, этико-эстетическая основа развития интеллектуального разума;
- Определено, что развивающей основой культуры является сознание-разум, каковые выступают в учении Шри Ауробиндо как супраментальная сила, инволюционирующаяся в человека и пробуждающая в нем сверхспособности. При этом оно (сознание) выступает как многоплановая структура, содержащая в себе разные по уровню, характеру, семантике позиции;
Обоснована сущность и направленность развития культуры человечества и человека через постижение природы Интегральной Йоги как эволюционного двигателя человечества. Она основана на органическом единстве трех первоначал: онтологического, гносеологического и этического порядка, каковыми являются: сат (бытие), чит (знание) и ананда (блаженство);
- Выделено 5 культурно-исторических форм преобразования и самосовершенствования человека;
- Произведена аргументация Интегральной Йоги как этико-эстетической программы преобразования культуры человечества и человека.
Научно-практическая значимость исследования.
Содержащиеся в диссертации основные положения и выводы позволяют приблизиться к более адекватному пониманию культуры в философии ТТТри Ау-робиндо и анализу его метафизических, философских взглядов. Материалы могут использоваться при проведении углубленного анализа творческого наследия Ауробиндо, чтении курсов по истории и теории культуры.
Положения, выносимые на защиту:
- Жизнедеятельность Шри Ауробиндо и ее изучение представляет собой самостоятельную ценность, каковую можно рассматривать в качестве стремления и достижения совершенства как цели культурного преобразования, что возможно при осуществлении фундаментальных духовных реализаций. Последние состоят в революционном преобразовании всей природы мироздания, победе над неведением, ложью, страданием и смертью. Подобное возможно лишь для человека, полностью осознающего себя ментальным существом, постоянно практикующим Йогу, в процессе которой внутренняя духовная жизнь предельно сконцентрирована. По сути дела, сама жизнь, эволюция сознания, культурная деятельность Шри Ауробиндо является глубочайшим опытом, переживанием и самопреобразованием, что и может являться основанием для исследования человеческой эволюции, сжатой в одной жизни;
- Культура понимается Шри Ауробиндо как стремление человека к самоценной ментальной жизни. Она состоит из двух позиций: ментальной жизни эстетического и ментальной жизни этического порядка. Эти стороны крайне неуравновешенны и несбалансированны друг с другом, что приводит к противоречию, где каждая стремится «обратить опыт и деятельность к собственной
выгоде: первое - во имя культуры и поклонения Справедливости, второе - во имя культуры и поклонения Красоте»1.
- Разум-сознание выступает как развивающая основа культуры, который выводит человека на высочайшую ступень эволюции. Сама жизнь разума-сознания, упорядоченный и приведенный в гармонию интеллект, движима динамической силой разумной воли - буддхи. В учении Шри Ауробиндо разум-сознание рассматривается как супраментальная сила, инволюционирующая в человека и пробуждающая в нем сверхспособности, позволяющие ему (человеку) испытывать «озарение, которое есть не холодный свет рассудка, не теплый и текучий свет сердца - но сверкание молнии и сияние солнца»2. При этом разум-сознание выступает как многоплановая структура, содержащая в себе разные по уровню, характеру, семантике позиции.
- Эффективное развитие культуры человечества и человека возможны лишь посредством постижения природы Йоги как эволюционного двигателя человечества. Йога, по Шри Ауробиндо, представляет собой союз, единение и соединение души с бессмертным бытием, сознанием и блаженством Божественного. Подобное возможно только при методичной работе по самосовершенствованию, что направлено на развитие потенциальных возможностей человека и может способствовать его слиянию с существованием универсальным и трансцендентным. Йога основана на органическом единстве трех первоначал: онтологического, гносеологического и этического порядка, каковыми являются: сат (бытие), чит (знание) и ананда (блаженство);
- Эволюция и культурные преобразования человечества протекают в 5 формах, которые последовательно заменяют друг друга: 1) преобразование ума и избавление его от привязанности к невежественным представлениям и предрассудкам; 2) трансформация на первоначальном этапе происходит лишь с несколькими людьми, свободными от темного влияния подсознания и болезней,
приобретшими прочное тело, контролируемое виталическое и трезвый и логический ум. Лишь затем происходит распространение этих свойств по Земле. 3) наполнение существа человека светом и раскрытие энергети�