автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Проблема человека в философии Шри Ауробиндо Гхоша

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Казакова, Марина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема человека в философии Шри Ауробиндо Гхоша'

Текст диссертации на тему "Проблема человека в философии Шри Ауробиндо Гхоша"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

КАЗАКОВА Марина Ивановна

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ШРИ АУРОБИНДО ГХОША

специальность 09.00.11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель доктор философских наук, профессор

Боголюбова

Елена Владимировна

МОСКВА 1999

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.............................................с.3-17.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.МЕСТО ЧЕЛОВЕКА

В ЭВОЛЮЦИОННОЙ КАРТИНЕ МИРА ГХОША...................с.18-43.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. .с.44-72 .

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ ГХОША.............с. 73-99.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ

ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА.................................с.100-125.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................с. 12 6-130 .

БИБЛИОГРАФИЯ......................................с.131-145.

Введение.

Проблема человека принадлежит к числу "вечных" проблем философии. Вопросы самопознания, определения своего места в мире, отношения к себе и себе подобным, сущности человеческого бытия, смысла жизни, цели существования, выработки системы жизненных ценностей и многие другие с древнейших времен являлись предметом постоянного внимания со стороны представителей различных философских школ. Но особенно актуальной эта проблема становилась в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро вставал вопрос о смысле и цели существования каждого человека. Именно такой период мы сегодня переживаем.

Во времена крушения рационалистической традиции человек пытается найти средства жизненной ориентации в религиях, духовных учениях, интуитивном прозрении, а не в разуме. Это происходит потому/ что наука, все более и более продвигаясь вперед в своем исследовании Вселенной, сталкивается с бездной непостижимого. А это в свою очередь порождает сомнения в ее способности раскрыть секреты природы. Кроме того, "наука утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Духовные корни науки оказались отсеченными. Она во многом потеряла метафизическое, нравственное измерение. Поэтому возникает недоверие и к современному научному постижению человека, и к тем перспективам, которые она открывает"1.

К этому добавляется ощущение тотальной незащищенности человека и возможной гибели всего человечества. Это ощущение связано в настоящее время уже не столько с наличием в руках человека оружия массового уничтожения, сколько с появлением новых неиз-

1 Гуревич П.С. Антропологический ренессанс // Феномен человека: Антология.М.,1993.С.б.

лечимых болезней, эпидемий, с возникновением различных мутаций и как следствием - истощением генофонда. Разрушению биологии человека, как это ни странно, способствуют новые достижения в области генной инженерии, при помощи которой человек может изменить свой пол, получить потомство.

Особо следует выделить явление, последствия которого наиболее остро переживаются в настоящее время в нашем обществе. Это разрушение традиционных социальных структур, привычных форм общественной жизни, вызывающее негативные массово-психологические процессы. В результате индивид теряет представление о специфически человеческом, о подлинности своего внутреннего мира.

Но в то же время все это побудило человека к интенсивному поиску ответов на вопросы о том, кто он такой, откуда взялся и куда идет в своем развитии, что отличает его от других живых существ и какова его сущность. Именно сейчас мы наблюдаем обострение интереса к проблеме человека, возрождение антропоцентрических по своему характеру способов исследования, выработку новых путей философского постижения человека и поиск целостного подхода к данной теме, что позволяет говорить об "антропологическом ренессансе".

Почти все современные философские течения, независимо от того, рассматривается в них специально проблема человека или нет, содержат в себе положения, выражающие определенное понимание сущности человека. То есть, мы можем отыскать философские представления о человеке не только в собственно философско-антропологических системах, но и в тех системах, где доминирует другая проблематика - онтологическая, теоретико-познавательная, логико-методологическая.

Кроме того, "выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и об обществе..."х Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых данных о человеке, которые требуют философского анализа.

Но в настоящее время, помимо потребности философского осмысления данных других наук, все более осознается необходимость некоего синтеза философско-антропологических идей, ибо "выяснилось, что концепции, сложившиеся в различные эпохи и создающие видимость глубочайшего развертывания философско-антропологической мысли, имеют в своей основе фундаментально противоположные идеи о происхождении и сущности человека"2.

Как известно, любой феномен может быть осмыслен либо через сопоставление его с другими сущностями или явлениями, либо через раскрытие его собственной уникальной природы. Именно этим и определяется существование двух групп концепций о человеке. Изучение человека "извне" предполагает осмысление его отношений с Богом, природой, космосом, обществом и с другими людьми, изучение же изнутри" означает постижение его телесного, эмоционального, духовного, нравственного и социального бытия. Однако полностью раскрыть сущность человека не в состоянии ни тот, ни другой подход, ибо сам объект исследования уникален. Именно поэтому возникла идея о том, что эти два способа изучения должны дополнять друг друга.

1 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.М.,1977. С. 13.

2 Гуревич П.С. Тайна человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век.М.,1995. С.З.

Уже выдающиеся мыслители прошлого отмечали, что человек по своей сути всегда был и остается существом проблематичным и ан-тиномичным. Его жизнедеятельность протекает под знаком диалектически противоречивого взаимодействия сущности и существования, биологического и социального, детерминизма и свободы, сущего и должного. И потому попытки ученых разработать единую, целостную теорию человека всегда наталкиваются на серьезные трудности.

В настоящее время существуют разные точки зрения по поводу возможности создания такой теории. Так, по мнению К.Ясперса, опыт изучения человека, начиная с середины XIX, века показал полную беспочвенность всех концепций человека, которые, будучи научными, могли выступать и в роли общего учения о целостном человеке. Он убежден, что научная теория целостного человека вообще невозможна, поскольку главное в человеке - его экзистенция, а она в принципе не поддается объективации, и, следовательно, она не доступна опредмечивающему научному познанию1. Согласно другой точке зрения, принадлежащей М.К.Мамардашвили, проблемы человека как предмета философских исследований не существует. Это связано с тем, что философия с самого начала вводит некоторые абстракции в понимании мира, которые максимально устраняют моменты, проистекающие из земной, конечной природы человека. А поскольку человек как существо, обладающее естественным образом данными ему свойствами, не является для философии объектом исследования, то нет возможности говорить и о его целостной концепции2. По мнению же Э.Агацци, все в челове-

1 См.:Ясперс К. Духовная ситуация времени.М.,1990; Его же. Смысл и назначение истории.М.,1991; Его же. Философская вера. М., 1992.

2 См.:Мамардашвили М.К. Философия и личность//Человек.-1995. -№5.-С.5-2 0.

ке, в том числе и его экзистенциальное начало, поддается рациональному познанию. Но осуществляется оно при помощи философской рефлексии, а не науки1.

Таким образом, все три точки зрения признают, что человек есть предмет философии, а не науки, и, следовательно, целостная теория человека возможна только в рамках философии. Такая позиция, как нам представляется, связана с тем, что пока отсутствует научная теория данного объекта. В такой ситуации философские размышления даже желательны. Философия в этом случае выполняет роль предтеории, прощупывая все поле логических возможностей теоретического объяснения эмпирических данных, проблемной ситуации, создавая заготовки для возникающей научной теории. Однако это не означает, что появление научной теории невозможно в принципе.

В нынешней ситуации, когда человек вновь начинает задавать вопросы о самом себе, когда существует потребность в создании целостной концепции о нем, философы, по нашему мнению, не должны замыкаться в рамках только европейской философской традиции. Следует обратить свои взгляды на Восток, и особенно на Индию. Ведь индийские философы гораздо больше , чем западноевропейские, уделяли внимание изучению переходных моментов в динамике психической жизни. "Ни у кого, пожалуй, понятие о Я в его различных формах не было до Нового времени предметом столь пристального размышления, как у индусов"2.

Европейским философам всегда было свойственно обращение к наследию Востока в попытках понять и разрешить ту или иную актуальную проблему. В эпоху Просвещения они искали некую

1 См.:Агацци Э. Человек как предмет философии//Феномен человека ¡Антология .С.142-155.

2 Ярошевский М.Г. История психологии.М., 198 5.С.34.

"прародину индоевропейцев", надеясь распознать истоки своей, европейской культуры. В этом же ряду стоят Ф.Шлегель, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, Г.Гессе и многие другие философы, размышлявшие о роли восточных философий и религий в судьбе европейской культуры, да и всего человечества в целом. Огромный всплеск интереса ко всему "восточному" произошел в конце XIX -начале XX века. Он был отмечен созданием "Теософского общества" Е.П.Блаватской, движением трансценденталистов, образованием Ве-дантистского общества в США и т.п.

В настоящее время жизнь также призывает пересмотреть отношение к Востоку и отказаться от "высокомерных претензий Запада на превосходство не только в области экономики и политики, но и в сфере духовной культуры"1. Добавим от себя, что это касается и вопроса о сущности и природе человека. Как отмечал профессор университета Св.Софии в Токио Х.Дюмулен, "сегодня только "кошмарные упростители" могут говорить о космическом и безличном Востоке в противоположность гуманному и личному Западу. На Востоке космические и негативные аспекты сильнее. Но полностью отрицать личность . . . так же нелепо, как космическое чувство природы или негативный путь постижения мира на Западе"2. Выводы об отсутствии личности на Востоке делаются из-за того, что принятый там язык описания, методы и конечные результаты не соответствуют европейской классификационной системе.

Духовное наследие Востока и Индии в частности необходимо изучать во всей его полноте, а не заимствовать только что-то созвучное западной культуре, отвергая иные традиции как уста-

1 Степанянц М.Т. Восток - Запад: диалог философов // Вопросы философии. - 1989. - №5.С.152.

2 Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры.М., 1990.С.166.

ревшие и отжившие. Крайне важно постоянно помнить о том, насколько самобытна и уникальна эта культура.

Следует отметить, что русской философской мысли всегда было свойственно обращение к Востоку, ведь "раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим - на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы - воображение и разум и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара"1.

На наш взгляд, одной из самых ярких фигур в философии Индии ХХ-го столетия является Шри Ауробиндо Гхош. Он по праву считается создателем нового направления в индийской философии, названного "интегральной ведантой". Самобытность системы Гхоша состоит в том, что она включает не только все лучшее, что накоплено индийской культурой, но и впитала в себя важнейшие идеи из духовного наследия Запада.

Имя этого индийского философа, как и его творчество, до недавнего времени было мало известно в нашей стране. Упоминание о нем можно было найти лишь в философско-энциклопедическом словаре и в специальных философских и философско-исторических работах. А между тем о нем высоко отзывались Рабиндранат Тагор, считавший, что в голосе Шри Ауробиндо воплотилась душа Индии, Ромен Роллан, провозгласивший его величайшим мыслителем нашего времени. Питирим Сорокин обнаружил в его философии "сильное противоядие против псевдонаучной психологии, психиатрии и образования, существующих на Западе". Он называл Шри Ауробиндо од-

1 Чаадаев П. Я. Философические письма//Чаадаев П.Я.Сочинения. М. , 1989.С.24-25.

ним из "величайших мудрецов нашего времени"1. Гхош известен как крупнейший философ, выдающийся деятель национально-освободительного движения Индии, как великий гуру и основоположник интегральной йоги.

Шри Ауробиндо Гхош - Ауробиндо Акройд Гхош - родился в Калькутте 15 августа 1872 года в семье врача. Отец не хотел, чтобы его сыновья (их было трое) попали под пагубное влияние "отсталого мистицизма" своей страны. Поэтому дети с самого раннего возраста воспитывались в английском духе. По достижении пятилетнего возраста Ауробиндо был отдан в ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге, где обучались сыновья английских чиновников. Еще через два года он вместе с братьями был отправлен в Англию, где прожил четырнадцать лет. Начальное образование Ауробиндо получил в Манчестере, в семье английского священника. Затем было обучение в школе Св.Павла в Лондоне. К двенадцати годам он уже знал латынь и французский и учился настолько блестяще, что получил стипендию для обучения в Королевском колледже Кембриджа. К двадцати годам он изучил семь европейских языков, достиг большого успеха на литературном поприще, но не знал своего родного языка (бенгали).

Еще в Кембридже Ауробиндо начинает выступать с революционными речами, а вернувшись в Индию, отдает все силы борьбе за ее независимость, входит в экстремистское крыло Индийского Национального Конгресса, становится первым национальным лидером, выдвинувшим перед ИНК требование полной независимости Индии.

Параллельно с революционной деятельностью, Шри Ауробиндо изучает индийскую философию, в 1904 году начинает заниматься

1 Western reaction to Sri Aurobindo's philosophy // Sri Aurobindo birth centenary souvenir.100(1872-1972).New Delhi, 1973.P.140.

йогой. В 1908 году по обвинению в руководстве подпольной революционной организацией Шри Ауробиндо оказывается в алипорской тюрьме, где приобретает большой духовный опыт, ставший основой всей его дальнейшей жизни. Выйдя из заключения в мае 1909 года, Гхош начинает издавать еженедельник на бенгали и журнал "Кармайогин" на английском языке. Но, получив сообщение о вновь готовящемся аресте, в феврале 1910 года перебирается в Шандер-нагор (анклав в Бенгалии под французским управлением), а еще через два месяца - в Пондишери. В этот период Шри Ауробиндо оставляет свою политическую деятельность и полностью посвящает себя йоге.

С 1914 по 1920 гг. он издает еженедельник "Арья", в котором публикует свои основные философские произведения. В 192 0 г. он вместе со своей сподвижницей Миррой Альфасса (получившей позже имя Мать) основывает ашрам, чтобы с несколькими учениками практиковать интегральную йогу. Но в 192 6 г., чтобы сделать свою практику максимально эффективной, он уединяется, возложив заботы об учениках, прибывающих со всего света в ашрам, на Мать. Это уединение продолжалось вплоть до 1940 г. Дальнейшая жизнь Шри Ауробиндо проходила в интенсивной духовной работе. 5 декабря 1950 года он скончался. Руководство ашрамом перешло в руки Матери, которая осуществляла его до своей смерти в 1973 году. Но еще при ее жизни, по ее инициативе в октябре-ноябре 19 66 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО был принят проект "Ауровиль", предусматривающий строительство силами международного сообщества города под таким названием около г.Пондишери. А 19 июня 1967 г. состоялась закладка первого кирпича в фундамент нового города. Мать зачитала "Хартию Ауровиля", написанную на шестнадцати языках (в том числе и на русском). В ней говорится,

что Ауровиль принадлежит всему человечеству, что он является местом для воплощения в жизнь подлинного Человеческого Единства. Это интернациональный город, принимающий жителей со всех стран мира, желающих на практике воплотить духовное учение Шри Ауробиндо. Фигура и влияние этого человека на умы людей оказались столь значительными, что в 1972 году по решению ЮНЕСКО широко отмечалось его столетие.

В последнее время и в нашей стране становится широко