автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Постколониальные многоукладные общества "Третьего мира" как особый тип социально-экономических систем
Полный текст автореферата диссертации по теме "Постколониальные многоукладные общества "Третьего мира" как особый тип социально-экономических систем"
Г| о ин
г / ,,,пп 1ППо МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ' (¡¡иЛ
КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ТАРАСА ШЕВЧЕНКО
На правах рукописи РАЛАХИ ФРАНСУА
ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ МНОГОУКЛАДНЫЕ ОБЩЕСТВА "ТРЕТЬЕГО МИРА" КАК ОСОБЫЙ ТИП СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Специальность 09.00.11 — социальная философия
Автореферат
■диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
#
Киев - 1993
Работа выполнена в Киевском университете имени Тараса Шевченко.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор ЩУК т.и.
Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор ВОЛЫНКО Г.И.;
- кандидат философских наук, старший научный сотрудник * Ш140РШ АД.
"Ведущая организация Киевский.институт культуры,
кафедра философии
Защиты состоится- ¿2 V 7 " 7_ в 14,00 часов
на заседании специализированного совета Д 01.01.04 Киевского университете иивни Тараса Шевченко по адресу: 252601, г.Киев-17, ул.Владимирская, 64, ауд.314.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Киевского университета имени Тараса Шевченко /уд.Владимирская, 58/.
Автореферат разослан " 2$' " V '_199? Года,
Ученый секретарь
специализированного совета -- проф. Скрипка П.И,,
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В современных международных отношениях происходят качественные изменения. Этот процесс заново поставил целый ряд проблем, образующих в совокупности предает функционального анализа общественного развития в странах Африки и Азии. Среди этих проблем особую актуальность приобретает поиск моделей развития этих стран. Такая необходимость диктуется специфическими факторами нынешнего общественно-политического изменения в мире в целом, и отражение этого в странах развивающихся, в частности. Такие изменения вынудили нас пересмотреть ряд теоретических и практических положений, основанных не. формационной теории общественного развития, подойти к обоснованию необходимости новой концептуальной модели, учитывающей роль культурно-цивилизационных предпосылок выхода многоукладных обществ развивающихся стран на новый уровень их развития.
Способна ли имеющаяся концепция многоукладное«!, оперирующая понятиями "переходность", "зависимость", "постколониально-сть" и многим другим, дать этиы странам целостное в нынешних условиях понимание предмета, решить конкретную экономическую, социально-политическую задачу, тем более, когда усиливается дифференциация .между ними /странами третьего мира/? Не возникает ли противоречие между объектом исследуемого /постколониальное многоукладное общество/ и рефлектирующей его теорией, используемой для определения типологических особенностей их функционирования и-развкткч, нуждается в теоретическом осмыслении сущностные опг ре^ележ'» данной разновидности обществ.
Эти положения ведут нес от идей переходности /в Дотационной понимании этого термина/.к идеям полилинейнооти, поливариантности и полиморфизма обществ развивающихся стран. Возникает необходимость рассмотрения специфики социальных и экономических структур обществ стран "третьего мира". С одной стороны, эти структуры отличаются от структур общества развитых стран. А с. другой, они - структуры - неодинаково проявляются даже среди стран "третьего мира".
Один форыационный подход не способен дать целостное понимание исследуемого объекта /"третий мир"/. К этому подходу необходимо добавить культурно-цивилизационный. .
На последних сессиях "неприсоединившихся стран" /куда входят большинство стран "третьего мира"/ в Югославии и в Джакарте сделан поворот на 180°, т.е. на месте традиционных вопросов: борьба против колониализма, неоколониализма, империализма и т.п. рассматривались вопросы о сотрудничестве, взаимодействии, о поиске взаимных интересов с ними /бывшими колонизаторами/.
Это было не оправданием или примирением колониализма со псу-ми формами его проявления! а попытка преодолеть старый стереотип, желание формировать how«, сов^емошый ьигляд Ни историю с тei-i, чтобы создать хорошую оОотаноъку для достижении 'гел целей -экономической-развитости и социальной сп;;авэдливЬсти. Ведь, кроме губительных, антигуманных ролей колсниилийм«, и которая народы этих стран /быших колоний/ и их поколение никогда не эябуде*', он играл и пололительше. Ему принадлежит роле исторически сложившегося интегрирующего фактора, звено между развитыми й развивающимися странами, особенно в послеколониальное время.
Глубина и степень разработки в литературе проблемы, поставленной в диссертации, совершенно недостаточны. В общественной со-
цельно-политической литературе появляются исследования по неко-■орым проблемам развивающихся стран, учиялващие новые обцествен-ые реалии комплексного всеохватывающего характера, в частности, > положении наименее развитых стран.
Обобцещей работы о моделях развития стран "третьего мира" )ерез культурно-цивилизационные подхода пока, к сожалению, очень лало. Каждой автор рассматривает лишь какую-то отдельную проблему. Например, Левсковскии А.И. исследует процессы классообразования iia современном Востоке, Мирский Г.И., Кобишанов Ю.М, анализируют особенности африканских цивилизаций, роль традиций в современности и т.п. Большой вклад в концепцию многоукладное«! внесли такие авторы, как Консплев Э.П., Хасбулатов Р.И., Рославлев А.У., Стер-балова В.А., Левсковский А.И., Ьирский Г.И., Симония H.A., Кобишанов jJ.M., Мануйлов Б.И. и т.д. Отдельные вопросы, связанные с мирогчми революционными процессами и, в частности, в "третьем мире", анализируются в работах Ясперса К., Вазелина В.А., Симонии H.A., Никифорова В., Лооне 3., Лилли С., Иморгуна A.A., Лев-скивского А.И., Агафонова В.П., Кива A.B., .Волкова Н.В., Мацс-н-кв Ю.М., Йгодовского Л.С., Арефьева Е.Б., Строева А.П., Давидова В.Г., Стербадсиа Л., Рсславнева А., Шевчешсо D.H., Еазпла-ка А.5. Теоретическим проблемам таким, как разработка новой версии гс!;о.£слизуи№л -reofir»;, ориентированной на осмысление пояива-риентности и полилинейности эволюции этих стран, полиморфизма в их структурах, исследование взаимодействия культуры и цивилизации, традиции и современности, их контактов, диалога, синтеза, их диалектического взаиморазвигия посвя:;е)Ы ряд крупшх исследопаьиЛ, среди которых виднй:"место занимают рабой! Новикова Л.И., Козлова М.П., Миронова В.В., Витаньи И., Борисова В.Н., Фенеленова А.,
Дьяченка Н.В., Рыбакова ii.ifi., Шыоргуна A.A., Гончаренка Н.В., Ерасова В.С,, Горинова М.М., Нива л.В., Рюгемера В., Кобишанова U.M., Позднякова Э., Чешкова Ii. и др.
Основная иоследовательская цель диссертации заключается в обосновании положения, что современные постколониальные общества "третьего мира" представлявт собой особую разновидность многоукладной общественной системы, соединявдую в себе полиморфиче-*
ские структуры как стадиального, так и локального характера; стадиальная эволюция таких обществ возможна только на путях интеграции в мировой исторический процесс.
Этот полиморфизм имеет не только внутренний обусловленность, но и d значительном степени результат деформации всех общественных структур под воздействием колониальной зависимости.
Теоретическая и практическая значимость проблемы, недостаточная степень изучения и разработки различных ее аспектов, а также дискуссионность ряда положения определяли выбор темы, задачи исследования и его основную цель.
Дчя дСнижения поставленной цели, в диссертации ставятся следующие конкретные задачи:
, - обосновать необходимость разработки теоретической модели современных п.остколониальных многоукладных обществ путем синтеза $ормацнопно-стаднального и культурнс-цивилиз-ационного по^
XOflOBj
- раскрыть почиструктурностъ и* соципльнс-эксномическс" системы,
f,
- выявить особенности эволюции культуры в постколониальных обществах, ее полиморфизму
- шявить основные тенденции дефо^аоди кнугрещих структур
в постколониальных обществах, раскрыть роль последствия этой деформации в их эволяции,
- определить значение интеграции стран "третьего мира" в
. мировой исторический процесс для стадиальной эволюции-этих обществ, раскрыть предпосылки такой интеграции.
Методологическую основу исследования составляют отдельные положения формационной теории общественного развития, использованы положения разрабатываемых сегодня культурно-цивилизацион-ных концепций исторического процесса. Автор опирался также на опыт страноведческих, политологических, социологических исследо-вьний, накопленный в "трегьемироведении". В работе обобщены также статистические материалы, характеризующие положения в области экономики, науки и образования в ряде постколониальнчх стран третьего мира.
Практическая значимость исследования состоит с тем, что его шводо, предложения могут учитываться политическими деятеля-т, лидерами государств и любыми должностными лицами в сфере -экономики, в социальной и культурней сферах при принятии решений. Основные положения концепции, сформулированные в работе проблемы и предлагаемые варианты их решения могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретической модели эволюции постколониальных стран "третьего мира".
Новизна исследования заключается в следующих положениях диссертации:
- определение постколониальных обществ "третьего мира" как многоукладных средствами формациокной стадиальной теоретической модели не отражает реальных особенностей этих обществ. Их многоук-ладность - следствие не только внутренней эволюции стадиальных и
- ь -
локальных характеристик, но и в содержательном плане - результат деформирующего действия колониализма. Сложившиеся в результате этой деформации структуры не описываются известными моделями стадиальной классификации общественного прогресса, представляет собой исторически особую модель общественной системы..
Поиски особых социальных механизмов должны учитывать тот теоретический опыт, который накоплен в исследовании многоукладнь обществ с позиции стадиальной формационной модели, позволивший выявить некоторые особенности их структуры и эволюции, прежде всего в области экономики, социальной и политической структур. При однородности и абсолютизации социально-экономических факторов, этот социальный подход позволяет сделать следующий шаг в исследовании основных тенденций оволации многоукладных обществ путем синтеза его с культурно-цивилиэационным подходом к пробле мам исследования современного.исторического процесса. Особая ра в этих процессах принадлежит государству.
- Общество постколониальное, многоукладное представляет собой как сложный процесс, для которого характерно наличие полиморфизма структур, переплетение и взаимодействие традиционализма и современности. Возможная форма взаимодействия - синтез в результате внутригосударственной эволюции и межгосударственного взаимоотношения. Однако этот синтез имеет разнообразные формы: подавления, интервенции или диалога, что существенно влияет на становление определяющих элементов социальных систем, направлен ность их эволюции.
- Синтез традиционного и современного в многоукладных с$;ц.£ ствах должен происходить в рамках мировых интеграционных процес сов. Интеграция в мировой исторический процесс нуждается в соз/
нии культурно-цивилизационных предпосылок, способствующих самобытному развитию народов, их самоопределению в области пэыка, духовной культуры и государственности.
- Интеграционные процессы многоукладных обществ Африки специфичны. Они во многом происходят своеобразно, с более разнообразными причинами и проявлениями.
- Развитие многоукладных постколониальннх обществ не вытекает автоматически из процесса накопления и инвестиции капитала» что экономический рост не оказывает ни эти общества того действия, которое аналогичны.) процесс оказал в свое время на общество стран Запада. Наибольшего успеха постколониальные страны до-, бываатся тогда, когда упор в стратегии развития делается именно на человека, причем на местного, на создание культурно-цивилкзь-ционных предпосылок прогресса.
Структура работы подчинена шше излеченной исследовательской задаче. Диссертация сости.т из введения, трех глав и заключения.
Краткое содержание работы.
Бо введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования,' охарактеризована степень ее научной разработки, определены цо.та и задачи исследования,-указаны тесрот^адс-кая и методологическая основд работы, сформулирована ео'г^визна и практическая значимость,
Ь первой главе "Теоретические модели многоукладных обществ: поиск критериев типологии" анализируется сначала вопроси, связанные с понятием "многоукладнооть" в формациоиной концепции общественного развитие, а затем вопросы, касающиеся поисков новой верс.ии генерализирующей теории: от идей переходности к идее
- в -
поливариантности и полиморфизма многоукладных обществ "третьего мира".
Развивающиеся страны сегодня как никогда нуждаются в новой концептуальной модели," учитываюцеЛ роль культурно-цивилиэьцион-ных предпосылок развития.
В "третьемировэдении" многоукладное™, переходность, постколониальность как основные понятия концепции исследуют развивающийся мир как целостную, противоречивую в своих многообразных проявлениях общность. Однако, такие об.;ле концепции не способны дать целостное в нынешних условиях понимание предметы, ориентирующее на решение конкретных социально-политических и эк номических задач, в котором эти страны остро нуждаются. К тему же эти концепции, понятия отражеит лишь некоторые части, стороны исследуемого объекта.'
- Нынешняя общественная структура развивающихся c?pt.n_ представляет собой своеобразный конгломерат разных укладов, в которых отсутствует единый механизм вэшшораэвития, крепкая связь, позволяющая направить воспроизводительные циклы в единое русло Каждой уклад располагает разными инвестиционными возможностями а значит их уровень И динамизм развития неодинккошй. Следовав но, ыногоукладность неоднозначно проявляется в той или иной ст не, поэтому требуется многовариантность подхода. Суть проблемы здесь состоит в.том, сохранялись или исчезали традиционные стр туры; насколько они деформированы и каковы последствия этой де формации? Существует ли оптимальный вариант их синтеза с не-г (¿л ционным!.-1 Как это должно быть? Иначе говоря, речь идет о неспс собности традиционных, весьма медленно модернизирующихся ооциг них и политических структур справиться с реальностями нашего J
о роли социально-культурных традиций, их вкладе в механизм торможения социально-экономической модернизации. Однако также недопустимо их механическое уничтожение, необходимо найти оптимальный синтезирующий вариинт. Так как работа ориентирована на прямую практическую значимость, и сформулированные в ней предложения, выводы, рекомендации могут быть использованы при выработке политических и управленческих решений, то мы считали целесообразным уделить изучению эмпирических фвкторов, социально-экономических реальностей, их теоретическое осмысление, обобщение позволили более наглядно представить дифференциацию по уровням и вариантам социально-экономического и культурно-циви-лизационного развития в странах третьего мира; обосновать вывод о многовариантности путей их развития.
Поиск новой версии генерализующей теории развития - это движение от идей переходности к поливариантности, полилинейности, полиморфизму. Социально-экономическая структура развивающихся стран - это осрбый тип социальных систем. Проблемы разработки новой теоретической подели, поиск критериев, типологии разнообразных по своим особенностям обществ настолько многогранны и многоаспектны, "то требуют постоянного теоретического обновления, осмысления и практических рекомендаций, возникающих под 1лиянием изменяющихся общих и особенных условий. Этот динамиз, в частности, свидетельствует о том, что глубина и степень разработки данной проблемы диссертации совершенно недостаточны и мало разработаны. В общественной социально-политической литературе появляются исследования по некоторым проблемам развивающихся стран. Однако они не могут носить комплексный всеохватывающий характер, особенно положении наименее развитых стран.
Таким образом, формаЦионная стадиальная теоретическая модель не отражиет реальных существенных характеристик постколониальных многоукладных обществ.
Во второй главе "Социально-экономическая и культурная неоднородность постколониальных обществ "третьего мира" исследуются вопросы, связанные с экономической многоукладностью: единство стедиельных и локальных характеристик, затем рассматривается проблема соотношения традиционализма и сс:, еменнчх тенденций, порождающая культурно-цивилизациснный полиморфизм постколониаЛь-ннх обществ. \
На протяжении многих стслетиЛ в лирике происходили слокные процессы обмена культурной информацией не только между локальными африканскими культурами и цивилизациями, 1м и с внешним миром - Средиземноморьем, Ближним Востока), Индией, Индонезией, Европой и т.д. На разных этапах межкультурного взаимодействия, осуществления контактов и их последстгия носили различный характер, инокультурные элементы по-разному воспринимались и осваивались местной культурной традицией. Уго положение сыграло важную роль в дальнейшем развитии лфриканских культур. Сднако,^эта естественная тенденция развития нарушалась нашествием колонизаторов. Разные стадйи вступавших в контакт обществ, неодинаковая формационная природа их культур, отсутствие предпосылок' для культурного диалога и относительно незначительные, контакты делали невозможным полноценный обмен культурной информации; проникавши инокультурные элементы не могли быть безболезненно освоены и переработаны местной культурной средой. Синтез культур и синкре тизм были невозможны в тот период. Следовательно, взаимодейству локальной и мировой культуры, цивилизации носили зачастую конфликтный характер. На разных этапах развития в культуре региона
преобладали нестабильные, с мет:..иные черты.
Колониализм был важне.,::::; фактором, определившим культурное состояние и сдвиги в культуре развивающихся стран в новейшее время. В колониальны;! период в зависимые страны заносились новейшие революционные идеи, а также, хотя и в слабой степени, научно-технические достижения, элементы современного образования, средства массовой информации и т.п. На духовную жизнь этих стран оказывали влияние прогрессивные идеи и образы, распространявшиеся литературой на Западе. Колониализм не только разрушал и деформировал, но и подчас реставрировал, консервировал архаические элементы местных культур. Он играл связывающую, обьединящую роль между разноуровневыми укладами и возвышающими социальными структурами; способствовал взаимодействию,:взаиморазвитию между ними. Он играл интегрирующую роль как'внутри страны, так и в мевд'и.тро^ной. Колониализм разрушил традиционные социально-культурше структуры и, не создавая перспективной замены, ввел в обиход африканских народов отдельные элементы западных культур.
В диссертации показано, что воздействие на иные1 в стадиальном и типологическом отношении /локальдае, этнические культуры/ во многих случаях приводило к глубинному культурному конфликту.
Неоднозначность взаимодействия Запада и Африки проявлялось в далеком прошлом, во время первых культурных контактов с европейскими исследователями, купцами и миссионерами. Корни этой противоречивости уходят к мрачным временам работорговли и колониальных захватов, кроются в периоде колониального правления« зарождения и развития национально-освободительного движения.
- \г -
Во сторон главе диссертации раскрывается положение, что развитие культур Лирики невозможно без постепенного расширения, разшвания узкололониального "своего" в пространстве культуры. Противопоставление свое» культуры, религии, традиций и т.п. другим усиливает отчуждение и ведет в результате к духовному застою. Новое, всзникащее в результате межкультурного взаимодействия, на уничтожает, о обогащает традиционные этнические культуры, зачастую стимулируя более высокий уровень их развития.
Таким образом, развитие постколониалькых многоукладных стран Азии и Африки - сложный процесс, для которого характерно наличие полиморфизма структур, переплетение и взаимодействие традиционализма и современности, взаимное приспособление, использование возможностей друг друга для своих собственных и общих целей. Конфликт между ними приведут к торможению развития, поскольку подавление и разрушение традиционных структур, которг.г-- гбеспечива-ют поэдержание единства и гармонии в обществе, не способствуют приспособлению индустриальных структур к существующей среде. Возникает необходимость поиска особых социальных механизмов диалога, синтеза разнородных элементов общественного целого. Особая роль в этих процессах прннадлелшт государству.
Естественный ход культурно-цивилизацисннсго развития стран Африки был деформированным. Вследствие этого, модернизация этих стран представляет собой синтез в результате внутригосударственной эволюции, и межгосударственных взаимоотношений. Ьгот синтез иаеет ¡разнообразные фермы: подавления, интервенции или диалога, что существенно влияет на становление определяющих элементов социальных систем, направленность их эволюции.
В третьей главе "Международная интеграция как основная тенденция эволюции постколониальных многоукладных обществ" рассматри-
веются проблемы, касищиеся необходимости международной интеграции как предпосылка развития постколониальных многоукладных обществ, определяется роль взаимодействия к диалога культур как фактора создания культурно-цивилизационных предпосылок интеграции стран "третьего мира" в мировом историческом процессе.
Б качестве предложений по практическому решению проблем развития стр-41 "третьего мира" рассматриваются такие пути, кик диалог культур и цивилизаций, синтез традиции и современности, развитие системы образования и науки как фактора создания куль-турно-цивилизвционных предпосылок эволюции, международная интеграция.
Интеграция развивающихся стран представляется как перпендикулярная линия: "ьг-Север" - "иг-к/г". Нестандартные условия в сфере вертикальных связей /"¿/Г-Север"/ толкает к более настойчивым поискам путей решения социально-экономических проб- • лем в системе гориэонга'л их отношений /"tr-jur"/.
Существует немалочисленные организации сотрудничества "¿jr-ur". иднако большинство из mix не оправдали ту надежду» которая с ними связана. Они неэффективно действуют, они не полностью проявили себя на практике. Это направление'интеграции требует специального исследования по мере накопления опыта взаимодействия стран "третьего мира".
Сложное сочетание внутренних и внешних факторов привело к тому, что сфера культуры становилась объектом постоянных размышлений исследователей и политических деятелей в качестве основных двилуущих сил всестороннего хозяйственного развития.
Контакты африканских культур с мировой цивилизацией знакомят с достижениями интернациональной, материальной и духовной
культуры, создают предпосылки для приобщения'к всем1.;л': шу культурно-историческому процессу.
Решающим фактором, опр делящим современную ситуацию в области взаимодействия западных и африканских культур, является многофакторная зависимость континента от мировых центров и подчинение мемкультурной коммуникации и международного культурного сотрудничества интересам западных государств и транснациональных корпораций.
Несомненно, можно утверждать, что синтез, диалог культур и цивилизаций не только возможны, но и необходимы. Однако вопрос в том, в какой форме это должно происходить: в форме подавления более слабых культур сильными, в интервенционной, в заимствовании или же в'форме сознательно взаимсвсспроизводящей? Возникает при это.м вопрос: контакт культуры, цивилизации представляет собой их трансформацию или модернизму^? Является ли этот процесс тормозом или наоборот?
Синтез традиции и современности должен осуществляться с учетом состояния тйй или иной традиционной культуры и б ходе Приспособления к современной искать возможные варианты его изменения. Варкацтность гсть непременное условие самого суцествс-вания традиции. Она ш.:еэт собсчч*! ннуп внутреннюю динамику и является связывающим элементом ме...ду культурным наследием и твор-честьсь;, поэтгиу дол:-хна р кчкой-то мере изменяться сама. Она многозначна, поливалентна, в ее составе имеется многообразные 'элементы, играющие различную роль и в равной степени поддающиеся переменам.
• Народа того или иного культурно-исторического типа могут и должны знакомиться с результатами культурной деятельности других народов, но при одном условии - заимствованию .подлежит толь-
ко то, что находится вне сферы народности, т,е. вне того главного, что определяет даннуо национальность. Ассимилироваться могут вывода и метода положительной науки, технические приеш усовершенствования искусств и промышленности.
Борьба с неграмотностью в Африке и Азии, развитие средств . массовой коммуникации, повышение культурно-цивилизационного, образовательного уровня населения через приобщение к высшим достижениям человеческой цивилизации практически невозможно без активного международного культурного сотрудничества.
Ыелкультурно-цивилизьционное взаимодействие о развивающимися странами имеет отличительные черте. Оно обладает дискретным хсрактером, что существенно затрудняет его. Причинами этого являются: общая отсталость, этническая неоднородность, принадлежность отдельных районов к различный историко-культурным ареилам, полиструктурность хозяйственной жизни, территориальные, региональные диспропорции в уровнях социально-экономическое го и культурного развития, социальная дифференциация, контрастность.
Важное значение имеет противодействие западному культурному доминированию в процессе м'ожкультурного взаимодействия. Аккультурация Заподоы должна сдерживаться утверждением, развитием национальной культуры, традиции через распространение образования, особенно высшего, через развитие духовного производства, повышение роли науки и техники в общественной жизни, через свободу личности как творящей и т.д.
Совершенствование системы образования, инвестиции в интеллект являются важнейшим стратегическим направлением развития стран "третьего мира" и не только. Они прямо связаны о творческим началом в человеке и влияют непосредственно на эффектив-
нооть производства как материального, тек и духовного.
Таким образом, в третьей главе раскрывается и обосновывается вывод о том, что синтез традиционного и современного в многоукладных обществах происходит в рамках мировых интеграционных процессов. Интеграция в мировой исторический процесс нуждается в создании культурно-цивилизационных предпосылок, способствующих самобытному развитию народов, их самоопределений в области языка, духовно.! культур и государственности.
Интеграционные процессы многоукладных обществ Африки специфичны. Они во многом происходят своеобразно, с более разнородными причинами и проявлениями.
Еще одна принципиальная особенность развивающихся стран состоит в тем, что государство не просто активно влияло на базис, но по существу формировало его, выступая зачастую как цементирующая сила общества не на ряду, а вместо экономики. Такая функция породила потребность в централизации ресурсов, в управлении трудом, обществом и привело к концентрации власти. Все это в конце концов формировало авторитарный режим. Из этого следует сделать вывод, что модернизация государства нужна. Она состоит в ослаблении вертикальных связей при создании и усилении горизонтальных, в соединении производителей со средствами производства, в разгосударствлении госсекторов. Такая модернизация должна помогать избавиться от административно-командной системы и повысить значение человеческого фактора и является твердой базой для творчества.
Причинами отставания развивающихся стран часто называют колониализм, деформацию в культуре, в экономике, в социальной политике и т.д., которые он - колониализм - причинил. При этом не уделяется должное внимание той социальной среде, которая не
позволяло капитализму перестроить колониальные страны по'его системе и подобии. Иными словами, причины является как внутренними, гак и внешними. Необходимо заметить, что иногда упускаются из виду принципиальные моменты. Речь идет о том, что мы не в полной мере отдаем себе отчет в ответственности, которую но-сут местные общественные силы за трудности, блокировки и различные искажения развития, политические просчеты, личностные амбиции руководителем разного ранга и т.д. и т.п. Ыогло твердо утверждать, что никакой путь развития но может успешно.проводиться без существенной перемены в этой сфере.
днализ особенностей эволклрш постколониальных стран "тре-. тьего мира" позволяет сделать швод о том, что развитие отнх многоукладных осмиств не штекает автоматически из процесса накопления и инвестиции капитала, что экономически» рост не оказывает н- эти общества того воздействий, которое аналогичный процесс оказал в свое время на общество стран Запада. Наибольшего успеха постколениалькые страны дебиьалтея тогда, когда ¿лор а стратегии развития далосгся именно па челогока, причем :?а мест-него, на еи:1Дан1г.' пульту с-ло-цивилнз&ционных предпосылок прогрос-са.
Основные положения и шкоду диссертации изложена и апроби-. ревьш на научной конференции молодых ученых /Киев, Киевский университет, 1691 г./, национальной.Малагасийской конференции о дальнейшем пути развития Мадагаскара, Тананариву,февраль 1991 г. Ряд валмейших положении и выводов диссертационного исследования изложены в четырех научных статьях: "
I. Основные направления разработки теоретических моделей развития многоукладных обществ в "Третьем мире" // Ф1лософськ1
проблеми сучасного природознавства. Киев: ЛибЦь, 1991, Вып.76. -С.65-72.
2. Современные многоукладные общества как особая модель развития // Ф1лософськ1 проблеми сучасного природознавства. Киев: Либ1дь, 1991. Вып.87. - С.70-79.
3. Поиск культурно-цивилизоционных предпосылок развития: образования // Тезисы республиканской научно-методической конференции не тему: методологические и методические основы обновления философского образования в высшей школе, часть Ш. Киев, университет, №91. С.64-65.
4. Политика развивающихся стран в сфере образования и науки как фактор создания культурно-цивилизационных'предпосылок развития // Специфика современного социального познания: Респуб-л1канськнй Ы1жв1домчий науковий Эб1рник. Киев: Либ1дь, 1992. Еып.93. С.100-110.
Зех. 453,ткр. 100.ИПЦ 'КыевспиП уяявврсктет* Кяо&,Бульзар Шеоченкс,Н.