автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Потребности личности как результат и условие совершенствования общественных отношений
Полный текст автореферата диссертации по теме "Потребности личности как результат и условие совершенствования общественных отношений"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕНЖЩИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИШРОИЕТ игл. М. В ЛОМОНОСОВА
Специализированный Совет /К 053.05.82/ по философским наукам
На древах рукописи ■ . '. V - УДК 1 Ш
Юриков Сергей Федорович
ПОТРЕЫЮСТИ ЛИЧНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ И У010ШЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОНЦЕСТВЕННЫХ. ОТНОШЕНИЙ
. Спещальность - 09.00.01.-диалектический и исторический матертапизм
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 1990
Работа выполнена на г.а!едре Сило с ода гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М. В Ломано сова.
Научный руководатель - доктор философских наук, профессор
Рачков II.А.
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Красин А.Н.
кандидат философских наук, доцент Взнгеренко H.A.
Ведущая организация - Го суд ¿.решенный институт театрального
искусства им. А.В.Луначарского.
/
" /-/" ¿¿¿CtU/C^ i99l г. в —
Защита состоится " '/ " О^су^/тлУ ±991 г. в — час.
_мин.
'на заседании специализированного Совета / К.053.05.82./ по философский наукам Московского' государственного университета имени И.В.Ломоносова.
Адрес: 117234. Москва, Ленинские горы, М1У, 2-й корпус
гуманитарных факультетов, аудитория & С, дассертацией молно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки ШУ /l-ü корпус гуманитарных факультетов/.
Автореферат разослан " 7" . 13э/7г.
Ученый секретарь I
специализированного Совета Самойлов Л.Н.
ОНДАЯ ХАРАКТЕШШКА РАБОТЫ.
Актуальность темы иссяедовпшятПрпйяРмн, пвгеяяинр с перестройкой всей системы общественных отношений, с раскрытием духовного потенциала советского народа и каждой конкретной личности, расширением социальной истинно ста человека, находятся в центре внимания научных к практически! интересов общества. Их значение для нынешнего этапа разштия социализма обусловлено поиском выхода из кризисного состояния, в котором наше общество оказалось вследствие господства деформированной модели социализма.-,
Централизация всей общественной жизнедеятельности, строгая регламентация функционирования социальных групп и индивидов не могли не повлиять на особенности и форму реализации, методы и форды удовлетворения осношых потребностей людей.
Поэтому разработка проблемы потребностей человека в их взаимодействии с системой наличных ойцественных отношений требует самого серьезного внимания обществоведов, так как от характера и направленности потребностей личности зашсит специфическая направленность Функционирования социалистического способа производства, прогрессивное преобразование всей системы общественных отношений. Имен-нб существенное изменение в структуре и иерархии потребностей личности на современном этапе вызывает необходимость коренного преобразования всех производательннх сел социализма на основе реализации высших достижений научно-техшческого прогресса, и раскрытии творческих возможностей личности.
Ломка преяних стереотипов,.необходимость тщательного анализа различных вар1антов общественного развития, превращение конкретного индивда в цель экономической, политической и духошой деятельности заставляет теоретическую мысль вцовь обращаться к таким понятиям как"интересы""потребности", "активность","социальный дате рюши низм" "общественные отношения". Необходимо отметить, что трактов-
ка этих понятий в научной литературе имеет зачастую дискуссионный характер. Иногда допускается их упрощенное толкование. Это, а также работы физиологов, психологов, экономистов, педагогов показывает, что проблема потребностей человека и их взаимодейсввие с общест венными отношениями требует сапой глубокой разработки.
Важно отметить, что в рамках конкретных наук ведутся основательные исследования природы потребности^ Рассматривая эту проблему под своим углом зрения, представители этих дисвдшшн принта к важным выводам, которые необходимо использовать в философских исследованиях, так как эти результаты имеют значение и мировоззренческого, и методологического порядка.
Несмотря на всю важность полученных результатов в рамках конкретных научных дисциплин, крайне необходимо и $илософско-социалогическое исследование этой проблемы. Философско-содиалогический подход позволит интегрировать данные конкретных наук, взаимоотнес-ти используемые методы и получить на этой основе целостную харак-, теристику потребностей человека кек оощального существа. Кромето того, этот анализ теснейшим образом связан с проблемами мировоззренческого характера, с проблемами сущности и природы человека. Тем самым изучение потребностей позволит в большей степени уяснить коренные пршципы взаимосвязи человека с социальный окружением, с природой, выработать ваяные, .вытекающие из сущности и природы человека ориентиры воспитания личности.
В представленной диссертавди - "Потребности личности как результат и условие совершенствования общественных отношений" -^См., напр.: Анохин П.К. Узловш вопросы теории функционально! сйстемы. М., 1980; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Н.,1981 Симонов П.В. Г.1еждисщплинарная концепщя человека: потребностно-шщюрлавдонный подход. В кн.: Человек в системе наук. М.,1969.
расшатываются рас содержание и особенности понятий "потребность" и "общественные отношения", исследуется диалектика взаимосвязи общества и личности в контексте актуальных потребностей личности и налично:: системы реальных общественных отношений, даются конкретные предложит для практики социального управления и воспитания.
Степень разработанное™ проблемы. К проблеме потребностей и их взаимодействия с обществом привлечено внимание многих исследователей конкретных наук - медиков, биологов, физиологов - потребности рассматриваются как преломление внешней природной необходимости во внутренняя состояния организма, стимулируиоде его оСглен с окружающими условиями и обеспечивающими на этой основе его существование. Такое понимание ми находим в работах П.К.Анохина, К.В.Суда-кова, П.В.Симонова. Психолога рассматривают потребность либо как объективную нужду в чем-либо или как отражение объективной необходимости в психике. Зои точна зрения с наибольшой полнотой представлены в работах И.А.Джидарьян, Д.А.Кикнадзе, А.Г.Ковалева, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, К.К. Платонова, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе и др4' Важно подчеркнуть, что представители этих научных дисциплин исходя из специфики своего предмета исследования как правило не обращаются к особенностям взаимодействия потребностей и общественных отношений, их взаимной детерминации.
Этот аспект исследования проблемы часто встречается в работах экономистов. Для них характерно понимание потребностей как> следствия разштия материального производства и производственных отношений. Об этом мо:;яо прочитать в работах В.Н.Кириченко, А.Я.Кронрода, В.В.Ракитского, В.В.Радаева, О.П.Саенка и др. Щи этом следует заметить, что особенности экономического подхода к изучению и пониманию потребностей диктует и определенный срез анализа диалектики общественных отношений и потребностей, а именно воздействие производственных
отношений на стуктуру и уровень удовлетворения потребностей.
В отличие от частных наук, в философии речь ведется'по преимуществу об обще социологическом анализе потребностей человека. При этом важнейшую роль в исследовании этой проблемы играет анализ взаимодействия системы общественных отношений и потребностей. Однако единодушия среда обществоведов-марксистов в понимании этой ' диалектики нет. Одни сштают, что общественные отношения производ-ны от потребностей, т.е. любой шд общественных отношений может возникнуть, функционировать и развиваться пр1 обязательном наличии повода /пре где всего потребности/, по которому они складываются,. определенным образом совершенствуются или наоборот, уничтожаются. Такая точка зрения характера, например, для Ю.П.Андреева, Г.В.Мок-, роносоЕа, А.Т.Москаленко и других.. Следупцая позиция состоит в признании общественных отношений основой для форлирования и разштия потребностей. Потребности подчинены в своем разштии законам общественного развития , считает, например, Т.А.Марченко.
Третья точка зрения в понимании соотношения общественных отношений и потребностей состоит в попытке объединения ддух первых. Потребности порождаются общественными отношениями, но при определенных услошях воздействуют на систему общественных отношений. Так,в частности,полагает Ц.В.И^шчук.
Наличие различных позиций и подходов к этой проблеме говорит . о сложности и многогранности самого предмета исследования исследования и необходимости дальнейшей разработки столь важной темы. Существование самых разных позиций не свидетельствует об ошибочности исходных принципов исследователей, шдамо, в них находит отражение определенный аспект решения проблемы. Такое многообразие взглядов позволяет рассматр1вать- диалектику потребностей и общественных отношений с широких обще социологических позиций.
-Цеди и задачи. доследования. С учетом степени разрабртанности теш, осноыюй целью дассертшдаонного исследования является анализ потребностей личности как важнейшего условия и результата ■ совершенствования всей системы общественных отношений социалистического общества. Реализация поставленной цели предполагает решение следупцих задач:
- Осуществить анализ исходных, центральны^ понятий "потребность" и "общественные отношения";
- раскрыть диалектику взаимосвази потребностей индивида и общественных отношений в досоциалистических ойцественно-экономачес-ких форлациях; ,
. - проанализировать взаимосвязь совершенствования общественных отношений и реальных потребностей личности;
- устаношть механизмы воспитения и критерии разумных потребностей личности как условия совершенствования общественных отношений.
Методологическую и мировоззренческую оенввт исследования составляют труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.ИЛенина, содержащие основы для глубокого и всестороннего осмысления сущности потребности и общественных отношений.
В процессе исследования активно испльзовались официальные документы, выступления ученых-обществоведов в периодической печати, новейшие достияения в областях конкретных наук, связанные с темой исследования.
В становлении позипяи автора важную рель сыграли работы Л.П.Бу-
евой, И.А.Длдарьян, А.Г.Здравомыслова, Н.В.Иванчука, И.С.Кона,
М.Я.Ковальзона, II .Н.Михайлова.! А.В.Маргудиса, П.А.Рачкова, П.В.Си-
3
мопова и некоторых других авторов.
Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Диссертация состоит из вЕеденш, дцух глав /4-х параграфов/, зак-
лючения и сзшска использованной литературы.
ОСНОШОЕ СОДЕЙШМ; РАБ01Ы введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее изученности, формулируются цели и задачи исследования, опцз-деляется новизна и практическая значимость работы.
Первая глава - "Особенности исторической взаимосвязи общественных отношений и потребностей" - представляет собой содержательный анализ основных понятий диссертационного исследования, в ней опре- , делены наиболее важные связи и отношения потребностей и общественных отношений, рассмотрена их эволидая в процессе смены общественно-экономических форлаций. В пет>вом параграфе главы - "Анализ ис-^ ходних понятий" - автор стремится просследить и проанализировать имевшиеся подходы и позиции по проблеме потребностей и общественных отношений в современной научной литературе. ЬИ- ьтог1 исопоставлято-ся точки зрения физисхлогв, экономистов, психологов, социологов и философов. Диссертант исследует объективные основы не совпадениея понимания потребностей, связанные с выбором, предмета исследования. На основе анализа сущестщтщих точек зрения автор дает свое понимание потребности как общенаучного понятия. Специфика этого феномена, его раскрытие предполагает его соотнесение с такими понятиями как "необходимость", ^"активность", "семосохранение" и "самораз-г витие". Это позволяет учесть такйе основные черты потребности как ее объективный 'характер, зашсимость от окружапдей среди, дает возможность вычленить, реальный источник активности биологических и социальных систем.
■. Для понимания поаребноса«4 человзка какъсоциального существа первоочередное значение имеет соотнесение системы общественных отношений и основных, коренных потребностей человека. В связи с отим автор предлагает свою классификацию основных потребностей человека
и рассматривает их в соотнесении в - соотнесении с современными представлениями о сущности и структуре общественных отношений. Обществешаю отношения, хотя и являются продуктом деятельности людей,, подставляют в то же время объективированный продукт этой'-деятельности, носящий во многш надындивидуальный характер. Поэтому при анализе проблемы потребновттей и общественных отношений автор исходил из объективности и определенной (самостоятельности вторых к первым. Однако детерминация потребностей общественными отношениями не является абсолютной, тотальной, поскольку потребности в известной степени являются самостоятельными образованиями, имеющими свою систему и выступающими как источник активности. Поэтому соотношение потребностей личности и системы общественных отношений автор питается рассматривать как диалектическое взаимодейстше.
Проведенный анализ исходных псняшй позволил ясно обозначить контуры проблемы и создать предпосылки для её рассмотрения на социологе- историческом материале.
Второй параграф первой главы - "Диалектика взаимосвязи потребностей индивида и общественных отношений в досоциалистических общественно-экономических формациях" - содержит анализ проблемы взаимодействия потребностей личности и различных исторически данных общественных отношений. Автор начинает исследование с взаимодействия потребностей индивида и общественных отношений характершх для первобытно-общинной формации. В силу низкого уровня разштия орудий производства, слабой дифференциации деятельности и отсутствия институциональное разделения труда общественные отношения этого общества были в значительной степени синкретичными. Это дополнялось кровнородственными связями членов первобытного коллектива.Индавид в таком обществе - это элемент органического целого. Поэтому можно
утверждать, что индивидуальные потребности здесь являлись непосредственно оыцествснными по механизму (¿оптирования, развития и могли удовлетвориться в результате деятельности всей общины, рода. Для общества того периода было характерно определенное равенство, однако полного уравнивания в реализации потребностей не было. Различие в удовлетворении физических потребностей яглялось следстшем различного вклада в достижение главной общественной цели - выживание рода, общины. Высокую степень интегрированное™ индивида первобытного общества в систему наличных общественных отношений не следует абсолютизировать. Воздействие первобытного коллектива при всей свое! силе оставляло некоторые возможности для удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении, хотя и весьма незначительные. Возможности реализации иных кроме физических потребностей определялись интересами социального целого и должны были быть направлены на их достижение. Абсолютный приоритет групповых интересов над индивидуальными потребностями был оправдан как единственно возможная Форш общего вшивания- и развития, хотя и придавал общественным отношениям застойный, консервативный характер.
Эволюция общества - развитие производства, разделение труда, социальная дифференциация, появление новых видов социальной деятельности - в значительной мере усложняют всю систему общественных отношений, а тем самим и положение личности в обществе. Происходит поляризация структур'потребностей у личностей, нахрдящихся на разных, противоположных ступенях общества. В условиях рабовладельческого общества за одними социальными группами закреплялись и признавались лишь потребности физического существования, '. за другими преимущественно - социальные и творческие. В условиях рабовладельческого общества господст-увдий класс, будучи освобожден от нужды и необходимости заниматься бизическим трудом, получил еоз-
мощность удовлетворять и развивиать собственно социальные и творческие потребности. Таким образом, впервые в исторш появляется относительно небольшая группа ладей, для которой доминирующими становятся потребноста духовные и социальные. Такая структура,потребностей. создавала основу для развития литературы,искусства, Физической культуры как ватных средств и путей реализации социальных и. духовных потребностей. Следовательно, создаются предпосылки для всестороннего развития потребностей и способностей человека, хотя и ценой эксплуатации другой части общества.
Переход общества к феодализму означал такое изменение общественных отношений, которое преобразовало всю социальную структуру общества. Появились новые социальные группы, а значит и новые устойчивые структуры потребностей, меры и средства их реализации. Эти изменеия в спооэбах удовлетворения и структурах потребностей во многом определилось такими чертами феодальных общественных отношений, как их корпоративность и отношения господства-подчинения. Каждый индивид был членом той или иной группы - корпорации-.В рамках такой группы устанавливались тесные межличностные связи, которые позволяли человеку реализовывать свои социальные потребности, чувствовать определенную социальную защищенность. Однако тесная зависимость шдашда от своей социальной группы не способствовала сколь-нибудь значительному удовлетворению потребностей творческих, реализащя которых выходила по существу за круг привычных представлений членов корпорации. Весь жизненный мир человека феодального общества был строго ограничен и реглшентирован, особенно личные потребности, их размеры, форда и способы удовлетворения.
Отношения госодства-подчинения в ршках феодального общества
можно характеризовать как патерналистские, т.е. отношения личной загисимости, при которых предполагались обоюдные, хотя и неравные
обязательства. Тате общество напоминало большую семью, давало кал-дому ее члену определенные гарантии удовлетворения первичных потребностей. Однако возможности удовлетворения потребностей в рамках системы подчинения, основанной на личных связях, всецело определялись законами функционирования этой системы.
Утверждение буржуазных естественных отношений привело к новому соотношению индивидуальных потребностей и общества, способствовало появлению новых.форл и иерархий потребностей. Возникает новый класс - буржуазия, обладающая особой собственностью - капиталом. Условием ей существования с необходимостью становится личная юр!дическая ; свобода, конкуренция, частная инициатива. Происходит разрушение феодально - корпоративных зависимостей. Таким образом, капиталистические облиственные отношения создают предпосылки для увеличения меры индивидуального самоопределения, распирают границы для самореализации. Это означает расширение объективных условий для удовлетворения духовных, творческих потребностей. Разрушая сословную структуру. капитализм устраняет многие препятствия для личных притязаний, так как заметно уменьшает зашсимость индивида от бликайшего окружения. Но тем самым уменьшаются возможности реализации чисто социальных потребностей - в общении, привязанности, взаимопонимании. Всё большее значение в структуре потребностей личности начинает занимать потребность в самоутверждении через богатство, высокий социальный статус,профессиональные и политические достижения. Но осовбож.-дая человек от феодальных рамок, внеэкономического принуждения к труду, превращая ею в свободного продавца товаров или собственной' рабочей силы, капитализм эпохи свободной конкуренции создавал, тем самым условия для крайних с[орл индивидуализма.
Однако капиталистпчесхше общественные отношения увеличили при всем этой возможности развития произ вода тельных сил, что расширило
возможности реализации первичных (¡изически:: потребностей red большего числа лвдей. Капитализм с самого начата бьл ориентировал Uu массовое производство товаров и услуг, а'это i-шело, как тенденцию, определенную демократизацию потребления. Бей больше внедрю теш и повседневный быт широких слоев населения потребление блег, доступ-них ранее лишь привилегированным группам. Развитие массового производства приводит к оптимизации удовлетворения потребностей физического существования.
Технологический переворот, связанный с инеорл^тисаццей производства, сопровождается существенными изменешигш в содорхшш;, функциях и организации труда. Трудовая деятельность становится асО более интеллектуально насыщенной, часто содержащей элементы творчества. Таким образом, интенсивное развитие производства не только создает условия для удовлетворения первичных потребностей бояннин-ства населения, но и приводит к созданию ситуации, при которой творческая самореализация становится вей более значимым фактором Функционирования и раз hi тая производства.
Появление объективных услошк для реализации потребностей ¡тл-чесного существования и творческой самореализации приводят к тому, что существенным образом меняется структура и иерархия потребностей. 5та эволюция потребностей и мотивов деятельности люде" усиливает тенденцию к демократизации общества. Личность с новой стр/^ту-рой пот ре ¿костей, большей степенью свободы их удо!Летьорения начинает вей более акт шо участвовать в экономических и политических процессах. Постепенно эволюционируют сами производственные от-ноцЕния капитализма. Тем самым возникает реальная возможность диалектического "снятия" преодоления капитализма на той самой оспою, которая создается им в ходе технологической револкщи и иа кото_
ро!" он сам функционирует, порождая вей более сильные тенденции и стрсижлшя г. выходу в пршципиалыю иную систему общественных отно-
Lo втоroll главе - "Совершенствование социалистических общественны:: орошении и потребности личности" - исследуются основные тенденции, направления и механизмы совершенствоания социалистических об-щественньх отношений в их взаимодейевши с потребностями индивида.
В первом параграфе - "Взаимосвязь совершенствания общественных отношение социализма и потробносте:! личности" -г сформулированы главные папрвпения перестройки общественных отношений нашего общества, г.отспис соответствуют базовым потребностям человека, их оптимальному удовлетворению.
Автор начинает с попытки найти исходный пункт анализа общественных отношений социализма как системного целого, саморазтвиавдего-ся организма. Основой социалистических ойцественных отношений кх диссертант считает труд и отношение по поводу труда в процессе проа||* Еодстг-а матер1альных и духовных благ, в чистом виде в условиях со- 1 циаяизма это отношение между непосредственными производителями и уполномоченными распоряжаться сопиали стической собственностью. Далее автор исследует состояние общественных отношений советского общества, сравнивает его с основными принципами современного социализма и с коренными потребностями человека. Анализируются возникшие деСориащц основных принципов (¡.¿ш абонирования социалистических общественных отношений, рассматривается соотношение государственной и общественно:! Сор.1 собственности на средства и результаты производства и еозмошыс .юздействия их на организацию и развитие общественных отношений. Делается вывод, что производственным отно-шегеиш социализма соответствует не только юридическое, но и экономическое обобществление производства, следупцее из самой логики
развития производительных сил. Если в обществе монопольно господствует государственная форла собственности, то ото чревато различными негативными моментам, противоречащими осношш пршпипм социализма, может тормозить создание условий дня оптимального удовлетворения основных потребностей личности.
Так, экономические отношения, основанные на монопольном доминировании государственной собственности, не всегда солдатат условия для гибкого реагирования на изменяшщеся материальные потребности лвдей, которые имеют тенденцию к возрастанию и услояпсшно после удовлетворения определенного минимального уровня. Могут появляться препятствия и для реализации потребности в общении как взаимодействии равноправных субъектов. Не исключаются и возможности для бпо-кирования .' : потребности в сашхтеалкзавди в рамках трудовой деятельности. Автор рассматривает возможности преобразования экономических отношений в соответствии с этими отрешениями личности и возможные механизмы нахождения гармонии между индивидуальны, л потребностями л общеелвеннвми интересами. Такие Форш реализации общественной собственности как трудовая индишдуальная, кооперативная . и арендная позволяют значительно полнее увязать индивидуальные потребности, групповш и общественные интересы. Эти (¿орш собственности позволит лучше удовлетворять потребности люде:", как пате^^в-ные, так социальные и духовные.
Кроме совершенствования экономических отношений, в этом параграфе рассматриваются проблемы рефорлирования политических отношений, усиления их-гуманистической налравлешюсти. Главнейшим направлением совершенствоания политических отношений социализма, по мнению автора, является переход к большему политическому самоуправлению. Это позволит обеспечить практическое участие всех граждан или хотя бы большинства их в управлении государством и обществом. Его
означает, что существенно расширятся возможности удовлетворения сошалышх и духовных потребностей в рамках политической деятельности. Такой становится возможным благодаря уменыналдейсл регламентации политической деятельности государственными органами и ростом условий самореализации в политической деятельности.
Щеврацеше человека в субъекта политических отношений, а не только труда создает дополнительные услошя для самореализащи целостной личности, в единстве ее физических, социальных и духовных потребностей и способностей. Однако расширение степени свобода в рамках политических отношений требует и нового урошя индишдуаль-ной ответственности личности. При отсутствии индивидуальной ответ* ственности политическая деятельность становится разрушительной, политические отношения теряют черты,, соответствующие социализму -солидарность, коллективизм и гуманизм. Поэтому весьма актуальной становится проблема формирования разумных потребностей личности, социально значимых и социально ценных способов реализации индивидуальных потребностей.
Во втотш патырриге - "Воспитание разумных потребностей как условно совериенствошшя общественных отношений" - рассматриваются основные механизмы воздействия на структуру индивидуальных потребностей, их иерархию, меру, способы и пути удовлетворения. При это» неизбежно встает проблема цели воспитания, т.е. каша потребности и способы их удовлетворения считать разумными, социально ценными.
Автор рассматривает различные подходы к проблеме разумных потребностей, находит здесь позитивные и дискуссионные момента и дает свос понимание темы. Диссертант считает, что марксистский идеал личности - всестороннее самоосуществление человека в единстве его потребностей и способностей - является важнейшей основой выра-бо'па критерия разушшх потребностей. Однако он не может оставать-
ся внеистор!ческим, абстрактным образованием. Необходимо аго соотнесение с развитием общества, системой наличных, реачышх общественных отношений. Тем самым критерий разумных потребностей стшюшт-ся не .только системным, интегративным образованием, но мо:.:от быть ор!ентирш социальных преобразований в направлении вес большей гуманизации общественных отношений.
Воспитание разумных потребностей личности означает целенаправленный процесс общественного воздейстшя рбщества на индивида с долью выработки у него определенной системы потребностей, их иерархии, а такте средств и способов их удовлетворения в соответствии с основными пршгцшами общественных отношений социализма, их динамикой. Главная направленность в развитии личности, ее основные ценности, мотивы форлируются в процессе этического, нравственного, эстетического и атеистического воспитания. Именно этим путем воспитывается человек - субъект общественных отношений. Целью воспитания социалистической личности является также максимальное соответствие потребностей индивида таким пршиипиальным чертам общественных отношений социализма как солидарность, коллективизм и гуманизм. Автор полагает, чтовоспитание нравственной личности дол:ло строиться на основе таких бундаменталышх потребностей кои; стремление и принадлежности к определенной социальной группе, салоутиерз-дашя в ней и высокой самооценке. Ва>.ио использовать вытекающие из этих потребностей такие психологичейкие механизмы как эмпатия и самоуважение, Необходимые для более полной интерюхизаши нравствен™ х ¡1041 и целей.
В воспитании туманной, всесторонне развитой л.'лссл. -„-О! се значение имеет и эстетическое воспитание, основой которого, по млению автора, являете воспиташе эстетической потребности, т.е. ст^е::-леш1я но просто выразить себя, а объективировать свою социальную
с ••;:ость го законам :;расоты. Следовательно, активизация остешчес-потребности, ^ор.-лроьалпс соответствупцих способов ее удошет-вореи\я являемся одншл из важнейших <1актороЕ воспитания целостного человека, во всем многообразии его способностей и потребностей.
Далее автор рассматривает атеистическое воспитание как необходимы! момент ^оршрования социально-активной личности, воспитания ¿' пес разумных потребностей. При этом диссертант исходит из того, что религия, способна удовлетворять некоторое потребности личности, таппо 1;а1; в общении, поншашш, в стремлении к бессмертию, правда во многом нллгазорплм образом. Поэтому атеистическое воспитание дол-гло бгть направлено в первую очередь на обучение реализации фунда-■ ментальных потребностей реальными средствами.
В заглстении диссертации излагаются краткие выводи и практические рекомендации.
Конкретные результаты исследования и их научная новизна.
1. В диссертации установлено, что потребности, как и любое другое явление, дслздш бвть рассмотрены как некая целостность, система, с учетом внутренней противоретшеости - определенного отноше-тп.я глегду объектом и субъектом. Поэтому для интеграции различных направлений необходимо целостное, философско-социодогическое понятно потребности. Автором предложено его уточненное определение: потребность есть спещфпческая, сущностная характер стика /сила/ бнаюгичосгах и социальных организмов, обеспечивавдая их взаимосвязь с срсдоГ для. самосохранения и разштия, являщаяся гсточпиком активности как биологических так и социальных систем. Автор рассматривает основные, фундаментальные потребности че-
лотека и сводит их к трем основным группам. К первой относятся потребности физиологические - в пике, одагде, лшище, средствах защиты от вредно ^оздейстшй среды, т.е. в обеспечении сгоего индивидуального и видового существования. Но второй группе ми отнесли потребности, связанные с общественной сущностью человека, ■ т.е. стремление принадлежать к определенной социальной группе /общности/, занимать в этой группе определенное место, пользоватьп;. привязанностью и вниманием окружающих. К третьей группе потребностей мы отноегм потребности личности как относительно автономного, самостоятельного образоисииа - в положительной егмооценке, самореализации творчестве. В диссертации установлено, что комбинация потребностей,их иерархия составляют наиболее существенную характеристику конкретной личности. Потребности инициируют деятельность по производству I материальных и духовных благ, лежат в основе групповых и общественных интересов. В процессе деятельности по реализации своих потребностей люди вступают в определенные, общественные отношения, которые становясь самостоятельными, в свою очередь воздействуют на индивидуальные потребности, прежде всего на их иерархию, меру и способь удовлетворения. Однако полного тождества между структурой потребностей и структурой наличных общественны:: отношений все же нет. Потребности в известном смысле автономны от социальной наличной сре-дц, будучи продуктом длительной эволющи.
Научная новизна результата состоит в том, что автор одним из первых исследует потребность как единство объективного и субъективного явления, детерминированного внешними и шутренними условиями и факторами. Диссертант исследовал взаимодеИстгие общестьешшх отношении и индивидуальных потребностей через социально-психологические моменты и механизмы, рассмотрев тем самим проблему личности и общества в новом аспекте.
2. В диссертащи установлено, что эволюция и смена типов общественных отношений находится в тесном взаимодейстши со структурой человеческих потребностей. Различные типы общественных отношений создают и различные объективные услошя и предпосылки для реализации фундаментальных потребностей личности. Так, период становления и развития общественных отнолений первобытной общественно-экономической формащш характеризовался целостнш и в определенном смысле гарюпическим отношением между наличнши общественными отношениями и потребностями индивида. Однако потребности не были индивидуализированы, что объясняется неразштостью как общества иных отношений, так и самого индишда.
Рабовладение означало поляризацию классов и социальных групп, а тем самым и поляризацию потребностей, меры, средств и способов их удовлетворения. Возникло социально обусловленное и закрепленное с помощью социальных институтов неравенство в мере и формах реализаи ции потребностей. В лице свободного гражданина общественные отношу шш рабовладельческого общества создали человека с многообразно развитыми потребностями.
Феодальные отношения характеризуется очень тесной интеграцией индивида в рамках своей социальной группы. Личность всецело была поглащпна своим содаалыым окружением. Поэтому удовлетворение потребностей, их размеры, форма, структура диктовались всесозможными ■ сословао-корпоритишыми правилами и норами. Такимо образом, добур-яуазние форты организации общественных отношений не создали объекта! них услонп; для проявления, развития и реализации потребностей автономной личности - в самореализации, высокой самооценке и т.п. Однако это в значительной степеш компенсировалось наличием тесных пси-
хслогических связей, общением в рамках своих групп к корпораг.й.
Капиталистические общественные отношения приводят к бпстропу росту автономии личности. Появляются условия для реализации самостоятельности и предприимчивости индивида. Уменьшается зависимость личности от бликайшего окружения. С развитием производателыпг: сил значительно расширилась условия для удоияетворетпя рпзичеаг." потребностей все большего числа людей. Тем самым капитализм значительно индивидуализировал потребности, их структуру, способы и формы удовлетворения, а с разштием массового производств объек-тишо привел к появлению услошй для оптимизации потребления.
Технологический переворот, связанный с инЗорлатизацией ьсс.'о производства приводит к изменению положения духоших потребностей в системе всех потребностей личности, поскольку эволюция трудовой деятельности связана с повышением элемента творчества и твортес-ких потребностей. Ьто в свою очередь требует все большего участия человека тгуда в экономическом и политическом процессе, а значит и изменения системы общественных отношений.
Научная новизна данного результата состоит в том, что в диссертации осуществлен не встречавшийся ранее в литературе онашз социально-истор!ческих типов личности в контексте глдишдз'атьних потребностей, их структуры и иерархии.
3. В диссертации установлено, что ^унквдонирование социалистических о собственных отношений долги о соответствовать Гундакон-тальным потребностям человека, способствовать их оптимальному удовлетворении. В случае деформация этих отношений возникают услоши, препятстгущие реализации потребностей личности как самостоятельного, активного субъекта экономических,политических и идеологических отношение.
Д'ш успешно"' геаштпации индивидуальных потребностей, групповых и общественных интересов, а тают их оптимального сочетания необходимо рефоршрованце ькопомлчеажх, политических и идеологически: отношений. Ото означает, что в соответствии с реальными носи-, теляш ипдивидуальных потребностей, коллективных и групповых интересов государственная собственность на орудия и результаты производства дол:::иа быть существенно дополнена групповой /кооперативно"'/ и индивидуальной. Политические процессы должны развиваться в сторону все большего самоуправления. Социализм и самоуправление народа должны составлять органическое единство.
В процессе совераинствования социалистических общественных от-пошеш::" необходимо и совершенствование социалистической идеологии. Обосновывая социалистически идею, она должна сочетать в себе интересы различных социальных групп, приводить их к разумному компромиссу. В основе социалистической идеологии лежит взгляд на общество, которое наиболее полно соответствует сущносш и природе человека, со всеми его фундаментальными потребностями.
Новчпна полученного результата состоит в том, что шервые в научно:! литературе анализируется перестройка общественных отноше-ша!. в евлзи с совокупностью основных потребностей личности. Диссертант прослел1вает необходимые направления соверпенствовання общественных отношсии:! для гарлонизащш интересов различных групп, а такг.:е потребностей индашда и общественных интересов.
4. Установлено, что воспитание разумных потребностей является. необходимым условием успешной перестройки системы общественных отношении. Целью такого воспитания следует считать максимально возмо:^ное самораскрытие личности, в гармонии социальных интересов и индивидуальных потребностей. Осношым средством такого воспитания разумных потребностей должно стать вооружение лич-
ности такими средствами и методами реализации осноышх Оундсмен-тальннх потребностей, которые в максимальной степени соответстг/ов--•ли бы общественным интересам, были бы социально цешцъш.
Новизна полученного результата состоит в том, что впорх-ьо разработана теоретическая модель воспитание разумных потребностей на основе базовых, фундаментальных потребностей самого воспитуемого, с учетом системы наличных общественных отношений, как ваглешего условия Формирования личности.
Научно-практическая значимость получении:.. хзультатов.
СФормулируемые в диссертации основные положения и вывода могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы челоюиа в фялосооии и социолоши, проблемы оптимизации взышодейст^и^ .ильости и общества, гуманизации общественных отношений, для агитац.опро-пропагшдастской работы - в частности для более основательной аргументации необходимого реЗорлирования общественных отношений социализма.
Выводы и результаты диссертационного исследоьипь* могут паЛтп пршенение в чтении спецкурсов и в проведении социологичсс^:;: исследований, использованы как теоретическая основа во çe^ovoiir. аспектам воспитания.
Апробация работы. Основные положения и выьодп дцссс ртищи бит изложены на конференции ИГ1К npi УрГУ /г.Сьердловск, 1287г./, обсуждены на аспирантском теоретическом семинаре uaiespi. (¿¿лососи-гумаштарных оакултетов МГУ /1989г./. Диссерташ^ обсу-дона :iu седре £¡лососи гумалитаршх Оа^льтетов МГУ им. М.Ь. Ломоносове, в ишв 1990г. и рекомендована к защите.
Полученные результаты с достаточной полнотой отгаг:енп в следующих публикациях автора:
1. Юриков С.щ. Потребности и воспитание.// Повис направления
чцт-: нссчсдоъан^'. социально-экономических процессов на совренен-
от '<£.06.89г. - 0,4и.л.
2. Юрнкоп С.!-. Подробности -как о снова личности. // Социально-политические проблемы об:тсст::енного развития на -современном этапе.-И., 1909.- ПТУ.- Рукопись. дспошрована в 1ШИСИ Ж СССР Л 40 774 о? l0.01.D0i'. - 0,6п..1.
¿.Юрцков С.Л., Юршова С.А. Личность а исторгаеская ситуация.// Котс".:сли7': ^:ара:'.тор научного исследования ойцественного развития.-г.:.,1990г. Рукопись депонирована в ИНИШ АН СССР 142885 от 18.09.90г. -0,3 п.л.
но.,, этапе.- .',!., 1989. Рукопись депонировала в
;п М СССР £38567
Зак.56
Типография Госплана СССР
ТирЛОО