автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Повести С. П. Антонова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Васильева, Елена Николаевна
1. Введение.
2. Глава I. Ранние повести С.Антонова: жанровое своеобразие.
3. Глава II. Повествователь и герои в повестях С.Антонова второй половины 50-60-х годов.
4. Глава III. Конфликты и характеры в повестях С.Антонова
70-80-х годов.
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Васильева, Елена Николаевна
Возросший в последние годы интерес к проблемам поэтики и определяет актуальность избранного в диссертационном исследовании аспекта изучения. На основе последних достижений отечественной науки о литературе, раскрывается новое значение таких категорий поэтики в творчестве С.Антонова, как жанр, повествователь, конфликт и др.
1 Зиновьев А. Какая разница // Советская Россия, 1993, 22 мая.
Нам представляется целесообразным выделить в творчестве С.Антонова три периода. Критерием данной классификации служит внутренняя эволюция, под которой понимается изменение осмысления действительности, мировоззрения, рост литературного мастерства.
1 ПЕРИОД. 1946-1955. /"Лена" (1947), "Поддубенские частушки" (1950), "Зеленый дол" (1953-1954)/. С.Антонов начинал как лирик. Поэтичность пейзажей, исповедальность интонации, музыкальность в ранних произведениях писателя сочетается с точностью психологических мотивировок и стремлением к тщательности в изображении человека. С.Антонов принес в литературу свое лирическое восприятие мира, удивительно свежее и радостное восприятие жизни. Все грустное и печальное, что попадало тогда в сферу его творческого внимания, окрашивалось в светлую тональность. И, пожалуй, лучше всего эта особенность писательской личности Антонова отразилась в самом характерном произведении этих лет - повести "Поддубенские частушки", которая "полна поэзии и света" (В.Панова). "Поддубенские частушки" покоряют своим задушевным лиризмом, светлым юмором, умением автора приобщить читателя к внутреннему миру своих героев.
Этот период далеко не однороден и по уровню мастерства, и по направлению поисков. В рассказе "Дожди", например, мы наблюдаем усиление драматизма в художественном осмыслении действительности. Но мы не случайно рассматриваем все созданное в эти годы в рамках одного этапа. Здесь наблюдается общность проблематики и поэтики. Именно в данный период обозначился определенный круг тем и проблем, интересующих художника. Надо отметить, что, начав с рассказов, Антонов в это время пробует себя и как автор повестей.
2 ПЕРИОД. 1956-1969. /"Дело было в Пенькове" (1956), "Аленка" (1960), "Петрович" (1964), "Разорванный рубль" (1966)/.
Антонов продолжает развивать начатые ранее темы и проблемы, оттачивает свое художественное мастерство. В то же время нельзя не обратить внимания на те новые элементы, которые появились в подходе писателя к людям, в отборе жизненного материала, в стиле повествования. Эти 1 элементы вызваны внутренней новизной художественной задачи, прикосновением к таким проблемам, которые не стояли и не могли бы быть широко поставлены в ранних произведениях С.Антонова.
Писателя все больше начинают волновать нравственные конфликты, и это получило художественное воплощение в повести "Разорванный рубль". Не утрачивая главной прелести своего дарования - умения видеть большое в малом, правдиво и тонко запечатлеть поэзию народного характера, народной речи, - писатель шел от наблюдения к постижению, к анализу сложных процессов жизни. Антонову этого периода уже мало изображать пусть "милые сердцу", пусть поэтичные, но все же недостаточно глубокие с точки зрения современной жизни события, конфликты. Можно сказать, что из "поэта повседневности" по преимуществу он превращался в писателя драматического.
Этот период характеризуется усилением связи литературы с жизнью, углублением аналитического начала, усилением психологизма, поисками новых художественных средств для многостороннего отражения действительности. В творчестве этих лет обогатилась художественная палитра, обострилось чувство гражданственности. Теперь он не просто восхищается прекрасным, а ведет бескомпромиссную борьбу против всего того, что мешает человеку проявить свою оригинальность и творческие возможности. Повысилась общественная значимость его произведений. Характерно, что в начале периода Антонов активно работает как в жанре рассказа, так и в жанре повести. По мере того, как усиливается аналитическое начало, наблюдается тяготение писателя к более многостороннему, эпическому охвату жизни, писатель "останавливается" на жанре повести и во второй половине этого периода не создает ни одного рассказа.
3 ПЕРИОД. 1970-1995. /"Царский двугривенный" (1970), "Овраги" (1987), "Васька" (1988)/. История России, осмысленная в широком нациою нально-историческом и социальном планах, послужила источником создания последних повестей С.Антонова. Еще в начале творческого пути, давая оценку первых стихов С.Антонова, С.Маршак сказал: "Стихи ваши плохие, но мне кажется, что у вас есть какие-то зерна писательского дарования. А вот какие они?. Вам надо попробовать что-то другое. Может быть, сатира у вас пойдет?" Спустя многие годы это пророческое высказывание мастера слова в какой-то мере сбылось. Конечно, нельзя говорить о чистой сатирической направленности поздних повестей С.Антонова, но сатирическое начало в позднем, уже опосредованном осмыслении трагической истории России творчестве несомненно.
Анализу каждого из периодов творческой деятельности художника будет посвящена отдельная глава диссертации. В произведении все взаимосвязано, и изучение одной из сторон немыслимо без учета остальных. Исследование проблематики творчества С.Антонова мы предлагаем дать в единстве с анализом некоторых, наиболее важных, на наш взгляд, особенностей поэтики. Это позволяет глубже проникнуть в авторский замысел и показать своеобразие С.П.Антонова как художника. Круг проблем поэтики, интересующих нас в связи с изучением творчества талантливого писателя, достаточно Широк, но в каждой из глав диссертации будет выделена одна, наиболее значимая, по нашему мнению, проблема, тесно связанная с творчеством данного этапа: 1 глава - жанровые особенности, 2 глава - проблема повествователя, 3 глава -особенности конфликта.
В наблюдениях над избранными аспектами поэтики и над взаимосвязями с основными категориями творческого метода заключается наиболее перспективное направление в изучении творчества писателя, потому что "теоретические выводы современной науки убеждают нас в зрелости, эстетической значимости, актуальности содержания литературы"1.
1 Апухтина В.А. Современная советская проза. 60-70-е годы: Учебное пособие для вузов. -М., 1984. - С. 6.
Анализ проблем поэтики тесно связан с анализом идейной, содержательной стороны творчества С.Антонова, с рассмотрением круга проблем, волнующих писателя.
Методологической и теоретической основой диссертации являются труды М.Бахтина, В.В .Виноградова, М.Б.Храпченко, Л.В.Чернец и др. Автор опирается на опыт изучения жанрово-стилевых проблем, накопленный на кафедре новейшей русской литературы Тверского государственного университета.
Метод исследования: историко-генетический и структурнотипологический. Изучение проблем поэтики не самоцель. Оно должно помочь понять идейный смысл произведения, более глубоко проникнуть в замысел автора, увидеть в творении писателя новое, ранее не замеченное.
Научная новизна и научно-практическая ценность работы определяется тем, что повести С.Антонова до сих пор не были предметом специального монографического исследования. Творчество писателя является неотъемлемой частью литературного процесса второй половины XX века. Характеристика этого периода будет неполной без созданных им книг, которые явились заметным вкладом в историк русской литературы. Основные теоретические выводы и положения диссертации могут быть использованы при разработке курсов лекций по русской литературе, найти применение в работе спецкурсов и спецсеминаров по поэтике прозы.
В диссертационной работе исследованы художественные произведения писателя, его публицистические выступления, рецензии, литературоведческие статьи. В качестве сопоставительного материала мы привлекали произведения таких писателей, как С.Залыгин, В.Тендряков и др., что позволяет при неповторимой индивидуальности каждого художника выявить общие тенденции в развитии русской литературы второй половины XX века.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1 .Идейно-художественное своеобразие повести С. Антонова
Разорванный рубль"// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Материалы 7-ой Тверской межвузовской конференции ученых-филологов и школьных учителей. 8-10 апреля, 1993. - С. 146.
2.Жанрово-стилевые особенности повести С.Антонова "Васька" // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Материалы 8-ой Тверской межвузовской конференции ученых-филологов и школьных учителей. 8-9 апреля,1994. - С.113.
3.Место повести "Аленка" в творческой эволюции С.Антонова // Материалы 11-ой Тверской межвузовской конференции , 11-12 апреля, 1997.-С.162.
4.Роль пейзажа в ранних повестях С.Антонова // Материалы 13-ой Тверской межвузовской конференции. Литературоведение. 10-11 апреля, 1998. -С.55.
5.Тема коллективизации в современной литературе (На примере повести С.Антонова "Овраги") // Русская литература XX века: новые школьные программы и методы обучения. - Тверь,1998. - С.112-119.
6.Стилевое своеобразие повести С.Антонова "Царский двугривенный" // ХХ1У Зональная конференция литературоведческих кафедр университетов и пединститутов Поволжья. 1 конференция филологов Поволжского региона 13-15 мая 1994 г. Часть 2. Литературоведение. - С.56-57.
7.Жанрово-стилевые особенности трилогии С.Антонова ("Царский двугривенный", "Овраги", "Васька") // Творчество В.Я.Шишкова в контексте русской литературы XX века. У Всероссийские шишковские чтения. Материалы научной конференции. - Тверь, 1999. - С.125-132.
8.Проблема повествователя в повестях С.Антонова ( в печати).
Апробация полученных результатов: Обсуждение диссертации состоялось на кафедре новейшей русской литературы Тверского государственного университета. По материалам диссертации сделано 4 доклада на конференции
Актуальные проблемы филологии в вузе и школе" (1993, 1994, 1997, 1998 гг.) и выступление на конференции филологов Поволжского региона (1994 г.). Основные идеи работы нашли отражение при проведении занятий просеминара по поэтики прозы, организованных на кафедре новейшей русской литературы ТГУ.
Структура и объем диссертации: Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Текст изложен на227 страницах, список использованной литературы включает 312 наименований.
Список научной литературыВасильева, Елена Николаевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Антонов С.П. Лена. Л.: Молодая гвардия, 1948. - 116 с.
2. Антонов С.П. Мирные люди. Рассказы и очерки. Л.: Молодая гвардия, 1950. - 275 с.
3. Антонов С.П. Рассказы. М.: Художественная литература, 1952. - 192 с.
4. Антонов С.П. Избранное. 1947-1953. М.: Молодая гвардия,1954. - 567 с.
5. Антонов С.П. Деревенские повести. М.: Советская Россия, 1957. - 392 с.
6. Антонов С.П. Весна. Рассказы. М.: Гослитиздат, 1958. - 166 с.
7. Антонов С.П. Повести и рассказы. М.: Московский рабочий, 1961. - 572 с.
8. Антонов С.П. Знойный июль // Наш современник.- 1965.- №7.- С.3-57.
9. Антонов С.П. Три повести. М.: Известия, 1973. - 511 с.Ю.Антонов С.П. Небольшие повести. М.: Детская литература, 1976. - 254 с.
10. Антонов С.П. Повести и рассказы. М.: Молодая гвардия, 1977. - 463 с.
11. Антонов С.П. Избранные произведения: В 2 т. М.: Художественная литература, 1979. - Т.1 - 429 с; т.2 - 429 с.
12. Антонов С.П. Поддубенские частушки: Повести. М.: Советская Россия, 1979.-256 с.
13. Антонов С.П. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Художественнаялитература, 1983.- Т.1. 670 с. (Вступ.статья Е.Сидорова, с. 5-18); 1984.Т.2. 590 с; 1984. -Т.З. - 558 с.
14. Антонов С.П. Разнотравье: Повести. М.: Советская Россия, 1985. - 541 с.
15. Антонов С.П. Васька // Юность. 1987.- №№ 3-4.
16. Антонов С.П. Кадриль // Литературная Россия.- 1987.- 2 января.
17. Антонов С.П. Овраги // Дружба народов. 1988.-№№ 1,2.
18. Антонов С.П. Овраги; Васька: Повести.М.: Известия, 1989. 539 с.
19. Антонов С.П. Царский двугривенный; Овраги; Васька: Повести. Л.:Лениздат, 1990.-717 с. .
20. Антонов С. Читая рецензию // Литературная газета. 1956. - 28 сентября.208
21. Антонов С.П. Письма о рассказе. М.: Советский писатель, 1964. - 300 с.
22. Антонов С. Сюжет это позиция автора // Дружба народов. - 1965. - №6. -С.244-246.
23. Антонов С. По поводу рецензии // Литературная Россия. -1966. № июня. -С.18.
24. Антонов С. Я читаю рассказ. М.: Молодая гвардия, 1973. - 256 с.
25. Антонов С.П. От первого лица. М.: Советский писатель, 1973. - 368 с.
26. Антонов С. За кулисами повести // Литературная газета. 1987. - 17 июня. -С.4.
27. Антонов С. Воспитывать правдой // Советская культура. 1988. - 19 января.
28. Бабаевский С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1.- М.: Художественная литература, 1979. - 629 с.
29. Бек А. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. - М.: Художественная литература: Рус.сов. ПЕН-центр,1991. - 508 с.
30. Залыгин С. Соленая падь. На Иртыше. М. 1970. - 602 с.
31. Платонов А. Происхождение Мастера. Свердловск, 1989. - 492 с.
32. Пришвин М. Собрание сочинений: В 6 т. Т.6.- М.: Гослитиздат, 1957. -867 с.
33. Твардовский А.Т. Избранные произведения: В 3 т. Т.2: Поэмы.- М.: Художественная литература, 1990. - 462 с.
34. Тендряков В. Рассказы // Новый мир.- 1988.- №3.
35. Тендряков В. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1.- М.: Художественная литература, 1987. - 573 с.
36. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т.-М.: Наука, 1974-1982.
37. Шолохов М. Поднятая целина. М.: Художественная литература, 1980. -558 с.1..
38. Апухтина В.А. Современная советская проза. 60-70-е годы. М.: Высшая школа, 1984. - 272 с.
39. Бальбуров Э. Лирическая проза в литературном процессе 50-60-х годов// Русская литература. 1979.- №2.- С.55-73.
40. Бальбуров Э.А. Советская лирическая проза (вопросы поэтики) //Диссертация. к.ф.н. Улан-Удэ, 1979. - 152 с.
41. Бахтин М.М. Проблема автора // Вопросы филологии. 1977. - №7. -С.148-160.
42. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. -М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
43. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Советская Россия, 1979. - 318 с.
44. Бахтин М. Размышления о сказе // Урал. 1967.- №12.- С.163-164.
45. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - 541 с.
46. Белая Г. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления "нейтрального" стиля // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии.- М.: Наука, 1978. С.460-486.
47. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. -191с.
48. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя // Собрание сочинений: В 9 т. Т.1. - М.: Художественная литература, 1976. С.138-185.
49. Бочаров А. Круги художественного конфликта // Вопросы литературы.-1974.-№5.-С.41-71.
50. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы (образ, метод, характер). М.6 Изд-во АН СССР, 1962. С.312-450.
51. Брандес М.П. Стилистический анализ. М.: Просвещение, 1971. - 190 с.
52. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. Л.:Советский писатель, 1967. 396 с.
53. Буханцов Н.С. Типология русской советской повести // Диссертация. к.ф.н. -М., 1971.-2-6 с.
54. Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческого исследования. Л.: Наука, 1969.- 227 с.бб.Бушмин A.C. О единстве объективного и субъективного в художественном творчестве // Метод и мастерство/ Под ред. В.Тура. Вып. 1. Вологда, 1970. С.9-25.
55. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л.: Художественная литература, 1978. - 223 с.
56. Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник,!980. - 334 с.
57. Взаимодействие метода, стиля и жанра в советской литературе: Сб. научных трудов/ Свердловский гос.пед.ин-т. Свердловск, 1988. - 141 с.
58. Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике // Поэтика. Т.1. Л., 1926. С.24-40.
59. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Наука, 1959.654 с.
60. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.,1963. С.17-32.
61. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа,1971.- 240 с.
62. Возникновение русской науки о литературе / Отв.ред. П.А.Николаев. М.: Наука, 1975. - 464 с.
63. Воронов В.И. Психологизм прозы // Обогащение метода социалистического реализма и проблема многообразия советского искусства. М.: Мысль, 1967. С.39-45.
64. Выходцев П.С. Субъективное и объективное в литературе // Время, пафос,стиль. М.-Л., 1965. С.59-111.
65. Гей Н.К. Образ и художественная правда // Теория литературы. Кн.1. М.: Изд-во АН СССРД962. С.115-149.
66. Гей Н.К. Художественная литература: Поэтика и стиль. М.: Наука, 1975.471 с- .
67. Гейденко В. Лирическая проза день вчерашний? // Литературная газета.1971. -21 июля.
68. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Художественная литература,1977. 443 с.
69. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. -Л.: Советский писатель, 1987. 400 с.
70. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. - 222 с.
71. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. -М.: Высшая школа, 1991. 159 с.
72. Глушков Н. Очерковая проза. Ростов н/Д, 1979. - 215 с.
73. Горбунова Е. Идеи. Конфликты. Характеры. М.: Советский писатель,1960.-419 с.
74. Гуляев H.A. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1985. - 270 с.
75. Гусейнов Ч. Художественные конфликты в современной советской литературе // Методологические проблемы современной литературной критики. М.: Мысль, 1976. - С. 173-194.
76. Добин Е.С. Герой. Сюжет. Деталь. М.-Л.: Советский писатель, 1962. -408с.
77. Добин Е.С. Искусство детали: Наблюдения и анализ. Л.: Советский писатель, 1975. - 192 с.
78. Добин Е. Сюжет и действительность. Л.: Советский писатель, 1976. -494с.
79. Драгомирецкая Н. Характер в художественной литературе // Проблемытеории литературы. М.: АН СССР, 1960. С.83-161.
80. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе Х1Х-ХХ веков. -М.: Наука,1991. 380 с.
81. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М.: Высшая школа,1988. - 656 с.
82. Есин А. Сюжет и конфликт в рассказе // Литературная учеба. 1985. - №3. -С.224-228.
83. Жанр, стиль, метод: Сб.научных трудов/ Казахский гос. ун-т. Алма-Ата, 1990. - 112 с.
84. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы. Калинин, 1982, 1983, 1985, 1986, 1988.
85. Жанры советской литературы (вопросы теории и истории). Горький, 1968.- 159 с.
86. Жизнь. Герой. Литература. М.: Советский писатель, 1961. С.483-501.
87. Жирмунский В. О ритмической прозе // Русская литература. 1966.- №4.-С.103-114.
88. Захаров В.Н. К спорам о жанре // Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз. сб. научных трудов Петрозаводского гос. ун-та. -Петрозаводск, 1984. С.3-19.
89. Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения/ Под ред.А.С.Бушмина. Л.: Наука,1974. - 274 с.
90. История русской советской литературы: В 4 т. Т.;. - М.: Наука. - Т.1 -1967- 835 с; т.2 - 1967. - 666 с; т.З - 1968 - 643 с; т.4 - 1971. - 767 с.
91. История русской советской литературы. М.: Высшая школа,1979. - 694 с.
92. Катаев В.Б. К постановке проблемы образа автора // Филологические науки.-1966.-№1.-С.29-40.
93. Киселев И. Конфликты и характеры. М.: Советский писатель, 1957. -342с.103 .Классическое наследие и современность / Отв.ред. Д.С.Лихачев. Л.: Наука, 1981.-412 с.
94. Ковалев В.А. Проблемы стиля в советской литературе // Время, пафос, стиль. М.-Л., 1965. С.3-58.
95. Ковалев В.А. Теоретические проблемы истории русской советской литературы. Л.: Наука, 1984. - 284 с.Юб.Ковынев В.М. О диалектико-материалистической природе художественного конфликта. Саратов, 1965. - 64 с.
96. Кожевникова Н. О соотношении речи автора и персонажа // Языковые процессы современной русской художественной литературы: Проза. М.: Наука, 1977. С.7-99.
97. Кожевникова H.A. О типах повествования в советской прозе // Вопросы языка современной русской литературы/ Отв.ред. В.Д.Левин.- М.:Наука, 1971. С.97-164.
98. Кожинов В.В. Художественный образ и действительность // Теория литературы. Кн.1. М.: Изд-во АН СССР,1962. С.58-72.
99. Козаченок П.П. Характеры и конфликты // Современные проблемы социалистического реализма. М.: Мысль, 1976.-С.168-171.
100. Комина Р.В. Современная советская литература. М.: Высшая школа, 1984. - 232 с.
101. Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования//Русская литература. 1974. - №1. - С.46-60.
102. Конфликты и характеры в современной советской литературе: Сб. научных статей. М., 1980. - 116 с.
103. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. М.: Наука, 1971. С.199-206.
104. Кузменко Ю. Проблемы историко-психологического изучения литературы // Литература и социология: Сборник статей / Сост.В.Я.Канторович.- М.: Художественная литература, 1977.- 218 с.
105. Кузнецов Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе.- М.: Советский писатель, 1975. 504 с.
106. Кузнецов Ф. Самая кровная связь. М.: Просвещение, 1987. - 239 с.
107. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М.: Знание, 1984. - 111 с.
108. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1983. - 208 с.
109. Кургинян М. Сущность и формы конфликта // Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. М.:Наука,1980. 383 с.
110. Дашкевич A.B. Проблемы функционального подхода к изучению литературного процесса // Литературные связи и литературный процесс: Мат. докл. Всерос. научн. конф. 1992 г. Ижевск, 1992. С.3-9.
111. Левидов А.М. Автор образ - читатель. - Л.: Изд-во Ленигр. Ун-та, 1983. -349 с.
112. Левин В.Д. Литературный язык и художественное повествование // Вопросы языка современной русской литературы. М.: Наука, 1971. С.9-97.
113. Лейдерман Н. Потенциал жанра: Из наблюдений над современной повестью // Север. 1978. - №3. - С. 101-109.
114. Липин С. Сквозь призму чувств. М.: Советский писатель, 1978. - 288 с.
115. Литература и современность. М.: Художественная литература, 1969. - 512 с.
116. Литературные связи и традиции / Отв.ред. С.А.Орлов. Горький: Изд-во Горьковского гос. ун-та, 1976. - 124 с.
117. Литературный процесс: традиции и новаторство / Под ред.Е.Ш.Галимовой. -Архангельск: Изд-во Поморского гос. пед. ун-та, 1992. 253 с. ,
118. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. С.259-292.
119. Манн Ю. О движущейся типологии конфликтов // Вопросы литературы.-1971.- №10.- С.91-109.
120. Масеев И.А. Сущность и роль конфликта в искусстве // Проблемы эстетики. М.: АН СССР,1958. - С.126-171.
121. Минокин М.В. Современная советская проза о колхозной деревне. М., 1977.- 144 с.
122. Михайловский Б. О понятии конфликта в произведениях искусства // Избранные статьи о литературе и искусстве. М., 1969. С.601-617.
123. Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии/ Отв.редН.К.Гей. М.: Наука,1978. - 510 с.
124. Монакова И.Ф. Объективизация в повествовании от разных лиц // Метод и мастерство. Вологда,1971. С.244-258.
125. Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик А.Е. Поэтика сказа. -Воронеж, 1978. С.3-273.
126. Нестеренко А.П. Авторское начало в эпическом произведении // Диссертация. к.ф.н. М., 1982. - 193 с.
127. Огнев A.B. О поэтике современного русского рассказа. Саратов, 1973. 220 с. .
128. Огнев A.B. Русский советский рассказ 50-70-х годов. М.:Просвещение, 1978. 208 с.
129. Огнев A.B. Современный русский рассказ. Калинин, 1986. - 80 с.
130. Огнев A.B. Современный русский рассказ. Калинин, 1987. - 90 с.147.0гнев A.B. Чехов и современная русская проза. Тверь, 1994. - 172 с.
131. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука,1973.- 104 с.
132. Павловский А.И. О лирической прозе // Время, пафос, стиль. М.-Л: Наука,1965. С.247-271.
133. Палиевский П.В. Внутренняя Структура образа // Теория литературы (Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер). -М.: Изд-во АН СССР,1962. С.72-115.
134. Панков A.B. На острие конфликта: Конфликт в современных литературных произведениях. М.: Знание, 1980. - 64 с.
135. Панков А.В. Вечное и злободневное. Современная проза: Конфликты, темы, характеры. М.: Советский писатель, 1981. - 368 с.
136. Пересунько Т. Современная повесть/ Критические заметки // Подъем.1969.-№5.- С.155-163.
137. Погрибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современнойсоветской прозы. Киев, 1981. 199 с.
138. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во Моск. ун-та,1970. 330 с.
139. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. - 269 с.
140. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа,1978. - 351 с.
141. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9, филология. 1979. - №4. - С. 12-18.
142. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1983. -336 с.
143. Потебня А.Ф. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 614 с.161 .Поэтика и стилистика/ Под ред. И.В. Чуприны и В.Е.Гольдина. Саратов,1980. 161 с.
144. Поэтика: Сборник по теории поэтического языка. Пг.,1919. - 168 с.
145. Принципы анализа литературного произведения / Отв.ред. П.А.Николаев.- М.: Изд-во Моск.ун-та,1984. 199 с.
146. Проблема автора в художественной литературе. Воронеж, 1987. - 163 с.
147. Проблема характера в современной советской литературе: Сборник статей/ Под ред. Н.И.Пруцкова и В.В .Тимофеевой. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962.-318 с.
148. Проблемы жанра и стиля. -Уфа, 1970. 286 с.
149. Проблемы литературных жанров: Материалы У1 научн. межвуз. конф. -Томск, 1990. -234 с.
150. Проблемы литературных жанров / Отв.ред. Ф.З.Канунова. Томск: Изд-во Томского гос.ун-та,1992. - 182 с.
151. Проблемы психологизма в советской литературе/ Под ред. В.А.Ковалева иA.И.Павловского. JL: Наука,1970. - 395 с.
152. Проблемы русской советской литературы. 50-70-е годы. JI.: Наука, 1976.- 324 с.
153. Протченко В. Современная повесть о деревне. Л., 1971.- 371 с.
154. Размышления о жанре / Отв.ред Л.П.Кременцов. М.: Изд-во Моск. гос. пед. ун-та, 1992. - 140 с.
155. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л.: Наука, 1970. - 564 с.
156. Сакун Г.И. Жанрово-стилевые поиски прозы 60-х годов о деревне //Диссертация. к.ф.н. М.Д974. - 181 с.
157. Сидоров Е. Время, писатель, стиль: О прозе и критике наших дней. М.: Советский писатель, 1983. - 320 с.
158. Симонова А. О сюжетном конфликте и характере героя // Научные труды Ереванского университета. Ереван, 1953. - С. 3-36.
159. Синенко B.C. Русская советская повесть 40-50-х годов. Вопросы поэтики и типологии жанра // Проблема жанра и стиля. Уфа,1970. С.18-193.
160. Синенко В. О повести наших дней. М.: Знание,1971. - 48 с.
161. Скатов Н.Н. К проблеме характера в русской литературе XIX века // Русская и советская литература (исследования и материалы). Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. Т.273. - Л.,1965. С.3-18.
162. Смена литературных стилей. М.: Наука, 1974. - 388 с. .
163. Современная русская советская повесть/ Под ред. Н.А.Грозновой иB.А.Ковалева. Л.: Наука, 1975. - 262 с.
164. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. - 223 с.
165. Социалистический реализм и классическое наследие (Проблемахарактера)/ Под общ.ред. Н.К.Гея и Я.Е.Эльсберга. М.: Гослитиздат, 1960.- 427 с.
166. Стенник Ю.В. Система жанров в историко-литературном процессе // Русская литература. 1972. -№4. С.93-101.
167. Сурганов В.А. Человек на земле (Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. Проблемы. Характеры). М.: Советский писатель, 1981. -624с.
168. Теория литературы: В 3 кн. Кн.1 - М.: Изд-во АН СССР,1962. - 452 с; кн.2 - 1964. - 486 с.
169. Тимофеев Л.И. Советская литература: Метод, стиль, поэтика. М.: Советский писатель, 1964. - 523 с.
170. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971. -464 с.
171. ТимофееваВ.В. Пути художественного исследования личности (Из опыта советской литературы).- Л.: Наука, 1975. 191 с.
172. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. -574 с.
173. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М.: Высшая школа, 1993. - 319 с.
174. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. - 225 с.
175. Утехин Н.П. Некоторые закономерности развития жанра // Русская советская повесть 20-30-х годов/ Под ред. В.А.Ковалева. Л.: Наука,1976.254 с.
176. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982. - 185 с.
177. Федоров А. Язык и стиль художественного произведения. М.-Л.: Гослитиздат, 1963. С.76-99.
178. Фидюшкина С. От первого лица // Литературная газета. 1973. - 21 ноября.
179. Хитарова С.М. Стилевые поиски и взаимодействие литератур. М.:Наука, 1976. 188 с.
180. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Художественная литература, 1982. - 334 с.
181. Храпченко М.Б. Познание литературы и искусства: Теория пути современ- ного развития. М.: Наука, 1987. - 576 с.
182. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Художественная литература, 1977. - 446 с.
183. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Советский писатель, 1982. 416 с.
184. Целостный анализ литературного произведения / Отв.ред. А.А.Асоян. -Свердловск: Изд-во Свердловского гос.пед.ин-та, 1989. 96 с.
185. Цилевич Л.М. Принципы анализа литературного произведения как художественной системы // Филологические науки. 1988. - №1. - С.9-13.
186. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 192 с.
187. Чернухина М.Я. Форма изложения в художественной прозе // Филологические науки. 1983. - № 1. - С.60-67.
188. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. - 291 с.
189. Шабров В. Диалектика характеров и внутренний конфликт // Проблема личности и общества в современной литературе и искусстве. М.: Мысль, 1967. С.34-97.
190. Шкловский В.Б. Художественная проза. М.: Советский писатель, 1961. -667 с.
191. П1кловский Е.А. Жанры и разрешение конфликтов // Вопросы литературы. 1965. -№8. -С.91-102.
192. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. - 383 с.211 .Шкловский Е.А. К методологии анализа художественного конфликта //Филологические науки. 1983.- №2. -С.17-21.
193. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М.: Наука,1964. - 120 с.
194. Эйхенбаум Б. О прозе. Л.: Художественная литература, 1969. С.306-327.
195. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.: Советский писатель, 1987. - 540 с.
196. Эльсберг Я.Е. Смена стилей в советском русском рассказе 1950-60-х годов (Антонов Казаков - Шукшин) // Смена литературных стилей. - М.: Наука, 1974. С. 178-201.
197. Эльяшевич А.П. О лирическом начале в прозе // Звезда. 1961. - №8. -С. 189-202.
198. Эльяшевич А. Что есть повесть? // Знамя.- 1968.- №5.- С.58-62.
199. Якименко Л. Литературная критика и современная повесть // Новый мир. -1973. №1. - С.238-251.ш.
200. Агапов Б. О жизненной правде // Литературная газета. -1951.-27 октября.
201. Альтман Н. Поддубенские частушки // Московская правда. -1954. 9 июля.
202. Атаров Н. Пути-дороги Сергея Антонова // Литературная Россия. 1975. -16 мая.
203. Бажин Н. Полемическая повесть // Звезда. 1956. -№10. - С.172-174.
204. Блинкова М. На трудном переломе // Литературная газета. -1956. 22 сентября
205. Бородинов А. Мы мирные люди // Звезда. - 1951. -№6. - С.169-171.
206. Буковский К. Живые герои // Огонек. -1949. -№9.
207. Герасимова В. Повесть молодого писателя // Новый мир. 1949. -№3. -С.264-265.
208. Герасимова В. Об одном "упущении" критика// Литературная газета.1951. 28 июня.
209. Гехт С. Что было в Пенькове? // Новый мир. 1956. - №10.
210. Гринберг И. Рассказы о тружениках и созидателях // Выдающиесяпроизведения советской литературы 1950 года. М.: Искусство, 1952. С.163176. .
211. Грудцова О. Обаяние естественности // Знамя. 1948. -№11. - С.152-155.
212. Гусаров Д. Одна особенность // На рубеже. -1953. -№4. С.92-93.
213. Гусева 3. О литературной критике // Октябрь. -1950. №3. - С. 162-172.
214. Дедков И. Хождение за правдой, или взыскующие нового града // Знамя.1988. Кн.2. - С.199-214.
215. Егоров Б. Мастерство рассказчика // Комсомольская правда. 1953. -30 июня.
216. Ельницкая К. Зернышки "чародейки"// Литературная газета. 1954. - 20 апреля.
217. Жданов Н. Поэзия колхозной нови // Огонек. -1949. -№12. -С.25.
218. Иванова Н. О "ручном мужике", "семкиной работе" и беглой лишенке Ваське // Новый мир. 1988. - №8. - С.258-265.
219. Инбер В. Вдохновение и мастерство // Знамя. -1956. -№9. С.164-165.
220. Карпов А. История не терпит суесловья // Литературная газета. 1987. - 1 июля. - С.4.
221. Ковальчик Е. Единство замысла // Новый мир. -1950. -№12. С.245-248.
222. Кравченко К. С любовью к человеку // Литературная газета. -1954. -23 марта.
223. Крупеников Л. Запоминающийся образ // Литературная газета. 1948. - 10 октября.
224. Лазарев Л. Сложная история прямой трассы // Новый мир. -1961. -№3. -С.247-250.
225. Ларин С. Двойной набег // Литературная газета. 1953. - 18 апреля.
226. Латынина А. Договорить до конца // Знамя. 1987. - Кн.2. - С.211-220.
227. Лежнев И. Новая красота человеческая // Огонек. 1950. -№4. - С.20.
228. Лейкин Н. Характеры интересные, значительные // Гудок. 1966. - 3 декабря.
229. Литературная эпиграмма С.Антонову // Смена. 1955. -№2.
230. Лиходеев Л. Оптимистическая история // Литературная Россия. -1966. -20 мая.
231. Макаров А. Поэзия обыкновенной жизни // Знамя. -1950. -№12. С.164170.
232. Макаров А. Послесловие // Антонов С. Повести и рассказы. М.: Московский рабочий, 1961. С.568-572.
233. Макаров А. Искусство любви к людям // Макаров А. Серьезная жизнь. -М.: Советский писатель, 1962. С.117-176.
234. Макаров А.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. М.: Художественная литература, 1982. - Т.1 - 454 с; т.2 - 407 с.
235. Макарова Н. Тайна "Зеленого дола" // Пионер. 1955.- №1.
236. Мартынова С. Столкновение характеров // Правда. 1966. -19 июня.
237. Марченко А. Дорога длиною в пятнадцать лет // Вопросы литературы.1961. -№8. С.12-38.
238. Михайлова Л. Реплика критику В.Панкову // Литература и жизнь. 1960. -6 мая.
239. Михайлов М. Аленка // Звезда. 1960. - №10.- С.213.
240. Нагорный С. Литературное обозрение // Литературная газета. 1947. - 20 сентября.
241. Назаренко В. Практика типизации // Нева. -1957. -№1. С.185-191.
242. Назарова Л. Деревенская история // Труд. -1966. -10 февраля.
243. Нинов А. Осмысление современности // Нева. 1967. - №2. - С. 168-176. 267.Огнев А. Новая повесть С.Антонова // Сибирские огни. - 1960. -№12.С.180-183.
244. Орлов В. Первая должность // Труд. 1952. - 12 декабря.
245. Орлов В. Дело было в Пенькове // Труд. -1956. 14 сентября.
246. Панков В. Чувство окружающего мира // Литература и жизнь. 1960. - 24 апреля.
247. Письма С.П. Антонова и П. И. Антонова к A.B.Огневу // Из личного архива A.B.Огнева.
248. Плеханов С. От лица мастера // Вопросы литературы. 1975. - №2.С.254-260.
249. Полевой Б. Интересные рассказы // Правда. -1951.-4 февраля.
250. Рашковская А. Живое чувство современности // Литературная газета. -1948. 10 марта.
251. Сахаров В. Репортаж из котлована // Наш современник. 1988. - №3.С.186-187.
252. Сергеев Е. Времена не выбирают // Литературное обозрение. 1988. - №9.- С.43-46.
253. Сигачев А. Степь Егорушки и Аленки // Нева. -1960. -№11. С.217-218.
254. Сидоров Е. Слишком много неожиданностей // Литературная газета. -1965.-28 августа.
255. Сидоров Е. Места наши полустепные.// Литературная газета. -1966. 26 февраля.
256. Сидоров Е. Путь к драме ( Две повести С.Антонова) // Литература и современность. Сб.7. М., 1967. С. 2-6-224.
257. Сидоров Е. Вступительная статья // Антонов С.П. Собрание сочинений: В Зт.-Т.1.-М, 1983. С.5-18.
258. Скарлыгина Е. Год и вся жизнь // Знамя. -1988. Кн.11. - С.221-222.
259. Соколов В. Вторая книга и первая неудача // Знамя. 1954. -№7. - С.179183.
260. Стариков Д. Детали и характеры // Известия. -1956. -14 сентября.
261. Старикова Е. В поисках нового // Знамя. -1956. -№10. -С.170-177.
262. Старикова Е. Дальняя дорога // Знамя. 1960. - №6. - С. 195-203.
263. Старикова Е. Две повести С.Антонова //Старикова Е. Поэзия прозы. М.: Советский писатель, 1962. С.67-112.
264. Старикова Е. За что? // Детская литература. 1990. -№11. - С.11-18.
265. Сурганов В. Тугие узлы // Знамя. 1971. - Кн.2. - С.214-237.
266. Трифонова Т. Будничное и героическое // Известия. -1960. 22 июня.
267. Трифонова Т. О штопанных рукавичках и литературных схемах // Литературная газета. -1954. 25 мая.
268. Трифонова Т. Первая книга // Литературная газета. 1953. - 7 мая.
269. Трофименко П. Литература и жизнь // Новый мир. -1952. №4. - С.206-211.
270. Турбин В. Бедная Васька // Октябрь. 1987. - №7. - С.202-205.
271. Улин И. Пионеры Зеленого дола // Учительская газета. -1955. 4 июля.
272. Успенская И. Автор и его герои // Литературная газета. 1953. - 5 сентября.
273. Фадеев А. Заметки о литературе // Литературная газета. 1955. - 20 сентября.
274. Хайлов А. Беседы о мастерстве // Нева. -1964. -№12.
275. Хайлов А. Пафос творчества художника // Вопросы литературы. -1969. -№5.-С. 198-201.
276. Ханютин Ю. Поддубенские частушки // Советская культура. -1954. 6 июля.
277. Хомин Г. Светлые рассказы // Известия. -1951.-7 апреля.
278. Чупринин С. Митька и Маргарита // Литературная газета. 1988.-25 мая.-С.5.
279. Шкерин М. Грустная история // Литературная Россия. -1966. 20 мая.
280. Щеглов М. Что случилось в Пенькове? // Щеглов М.А. Литературная критика. М.: Художественная литература, 1971. С.419-428.308.1Деглова Е. Горькая ирония повестей С.Антонова // Детская литература. 1989.-№7.-С.19-23.1..
281. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М., 1986. - 492 с.
282. Краткая литературная энциклопедия / Под ред. В.Кожинова. Т.5. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 814 с.311 .Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 750 с.
283. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.Тимофеева иС.Тураева. М., 1974. - 509 с.