автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Претворение традиционного национального художественного наследия в произведениях каракалпакских художников

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Уразимова, Тамара Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Претворение традиционного национального художественного наследия в произведениях каракалпакских художников'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Претворение традиционного национального художественного наследия в произведениях каракалпакских художников"

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ О ЛЬ ТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЙНС'ДШТ ИСКУССТВОЗНАНИИ ии. ХАМЗЫ XАКИМ-ЗАДЕ НИЯЗИ

РГ6 од

3 О ЛОГ 1393

На правах рукописи УРАЗИМОВА ТАМАРА ВЛАДИМИРОВНА

ПРЕТВОРЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕь ЛШНОГО НАСЛЕДИЯ 3 ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КАРАКАЛПАКСКИХ ХУДОЖНИКОВ

(

Специальность 17.00.04. - изобразительно

декоративное ис!

А ВТОРЕФЕР к- Т. диссертации не соискание ученой степени кандидата искусствоведения

ТА ¿Е г: На! - 1353

Диссертация заполнена в научно-исследовательской Институте искусствознания кк.Хаизы Хакиы-заде Нгази '¿книстерстза по делан х-ультурЕ Республики Узбекистан

Научный руководитель ~ кандидат искусствоведения, заслузекный деятель искусств Узбекистана Омаров А,.?.

0$ициальнае оппоненты- доктор искусствоведения - АзграЗи IL Г.!.

кандидат искусствоведении - Абдуллаев H.A.

Ведуцаг организация - Таикентсий Государственный институт искусств иы.Е'.Уйгура.

на заседании специализированного совета по заците док-торсшзс диссертаций Д.092.11.21. з каучно-исследователь-скоа Институте искусствознания: им.Даизы .Хакик-заде Ниязи.

Адрес: 70002Э, г.Тапкент, Ify-стаккллик да?;дони,2

Ученый секретарь специализированного совета 1йшд1'цат искусствоведения

ОЕЩйЯ ХДЙЙТЕгЯСТЩЙ. РАКТП

А I ? у а л ь н о о т 5. Забор теак исследования обусловлен взросший интересом к вопросу традиционного .национального худогз-гзоипого наследи. Прэтзорсниа национальная з^доавсизенннх тра-щай в ноешс видах изойразитзлыюго псггтсства Наравалпаасггаиа, юнраваиг ряд залгнайшак заглкомзраостзй з процессе формирования эволэция давописв ж сзулытгура, язлпнцкст аспзетои изучена? ■ой раЛота. йеобходамаста -опроса злжпн традиционного

тискального асауссгза на созронавнутэ зязоглсь а сзуяыггуру, Д2"-■95сй тргбоватагм худохвстзенво-Л празяяпа, а тают <з&*еА теоре?::-ской перазработанностьв лробгац искусства Нарагалпапсгала.

цэлзя' этой работа ааггсгся пспытяа' та роз пртзау лр-зтзорениа ад5П5й кудо.тгогвешрга касд<гдая„ .таиеа _ опрвдедакнув- саксбнт-зтъ кзрагзлпансгого.зрая» спещфкЕ7'ого природа, обытаез, быта, тыслора, раскрыть творчесгао х^догзааоЕ-етвописцвз и адульпго-з с К 50 по . 1560—3 'гг. .'

3 диссертации сделана лопатка первого исследования: а разра-:?.е обшпс черт свойствзкшк этсъг/ тсудожесгзэккоь'у яздениа, •лзаяная на прикладной исзусство каракалпаков, его аоэтаческо-рчесгоц Аогагсгва. Автором з процесс© работы были зспользозанз ь проетвадския С2анзавойггизопиоа' я скульптура. Ссо связано с вы, «го зивопксь а сзгулъпг/ра Каразалпанстааа восдрщпшаегся эзязшаи а критикана, кан пааболее адезнаяноа гребованвш зре-I а авангардное ср;д:1 другая вадоа ^сгусссгл. "алео ка юго^юлимс:, но несомненно шгаереснж и своеобразных произве-вос худоякикоз, автор раскрывает подкятуз пробдаиу.

Дега з задача. Ееобяэдмг. с начала очертеть к реткзнрогазь -.луг задач и гссяэдэзаняа. Основным а

олэо вепшу нссоггекго яздзеггг,. апзлгнгэ а агучагаз сг«гс£

сутс прггзороыиа нгдаозальвия традкцй в современной кскусствз Г^ракалпакстана I050-IQ30 гг. Cristas кеасследозанность pause згой revs, как впрочем в целой изобразительного искусства Нара-наляакотана, автор но претендует на зазерыенность и окончательность, вызовов па данной лроблегз. В связи с сказанный- в работе проводится: обобчешг ьотергаяа и приигнеше лишь отдельных его аспектов, а также творчеств - художников, наиболее ярко н созвучие овэзчалцшг обозначенной семе.

• . Преемственность и претворение ттз^ицаи - одна из ст^естван-екх особенностей современного изобразительного искусства Карагас-пакстана. Сочетание народной традиции с hohsui кдаа изобразительно сте e3shvS цаыенг в эьодгцшг ого искусства. Обрх^еи-.е z духовным истока: народа, с^ормуларовааакся в т-ечешк столетии, растирает спз:?гр Еереданаеиа: ч;геств, настрос-эй;, состоякнД а в СЕяга с sTsui 20s болъге стреигениз г сдогпшг сЗрмх-гш и пластя-чаенш рекениян, 1£зт&5орздаостз, сетзо.тана, стаЕдагичзсшш. исг-г~ ккяи ~л гкепереьиктзм.

Перга'; глава пэсвя^зЕг. са::сй проблема претворений вациональ-знт. 'градаций, г,с. автор излагаем в этой часта работа, czcs пэк;-isasse к подход гаа н обзщу вопросу ксследованиа, так а к sos;roi— ко«.: тслЕОвагЕЕЯ танэг аспектов, ess "наследие", "традациа'"*, "претзорэЕле", "преемственность". Затек чзпгатель озвагошгег Еопосрэдогзенвэ с айдаш национального искусства, поЕлаанпкх па 'Зордарованае 'а развитое современного изобразительного исвусства КаразаЕпазстана. Дасзз, автор осгацает o6s?ia грана хараетеразз дле зизописи и скульптуре 1923-1980 гг., снегрфига проблем кацгогллькнх градаций. Еа этоы фона глубокого и подробного рассмотрена! всех критериев национального ^двгзстзе^-ого наслздая, гютзрза погазакг вэсаюдейсмнз прагвиэгазг себя сгсганлг огобзк-

стсй этого зрсиешогс .периода. 'Так после обзора стилистически: пбвнносгзй ауксугщх -авнти периодам нивошси 1950-1960 гг. глава/, 1970-1330 гг./З глаза,/ будет дал в веде наглядных агэроЕ, разбор твор'.-;:удагников. Вторая глаза - Е.Б.Сагдш,-1, К.Сакпов, А.Ервмбетоз, Г.В.Ееглоз. Тресья глаза - Э.Ешанов, 1зен?авз, В.Сорекеэв, М. Нудахберганоз, А.Гтэгенов, Э.Жолдасов, ^бдуратаанова, Ш.Антонов. Затеи дослэ краткое характеристики '.листотестах черт присуще скульптуре 1950-1520 гг., г. "четвертой .в-з, будут приведена цркыерк из творчества трзх с культ-: ров: угтацуратова, Д. Тореккзоза, А.Атабаева.

Автор не ставит ттзред собо5 задаст полного а последоззатель-

0 рассмотрения творчества эти: иастерэв, 1та бшш исцольззбг-г-т-

ь отдельное ганры ъ лрокзЕедешн стих художников, которые нал--за точно к полно отвечает подкатай проблеме. При этой яеяоср-зд-знгкй акг.лга творчества -^удогникои носи? исЕОГр • ргчесги! гарал-, т.е. это отдельные изыскан; о га^доа ;^долкщсе в аспекте ■лток теш. Это касастся :: самого процесса эзэлщии творчеств, зрои взяты за основу отдельна» врекенше периоды, отвечайте )екностяьг стг-листики определенного десятилетий, что ни лое.-г 13ои не должно товорить об отсутствии даадцз&зего эголгалов-

1 дута развиты.'- ' • -

Научная новизна. Обращение в зтс£' теие, ее ость и актуальность, научная новизна объясняется слздушри зои:

- :"зобразителькоэ искусство Караналпазстака, и в

претворения нгциокгдького худоЕзетвенного наследия рассьсгг-гтся ь ^ийоге кс'.тедовательгкого шика зяернга;

- исследование преецстгскнрсга национальна* художественных

традиций проводится в сочетании с рассмотрение!: естественного влкяккя советского из с браз кт е льно го искусства /в частности, русского и узбекского/;

- проводится анализ к обобщение сияшстшси творчества шо-рих художников /ранэе такна не изученных/ к их произведений. Это интерес к каядому творчеству, как к ивдивидугльной преемственности традиций. к к претворения;

- выявляется суть понятия художественной традиции, наследия I: претворения на пр;:мере конкретного анализа искусства Каракал-пакстак^;

- поднятая проблема рассматривается в соотношении с аетуаль-•ссли вспросаш современной нквошси и скульптуры.

Практическая ценность. Диссертант представляет собой парный шаг в анализе проблей изобразительного искусства. Каракалпакстаза и монет быть использована в изучении к создании доследований по вопросу претворения традиционного национального художественного наследия. В работе поднята и проблем общего эволюционного процесса изобразительного исЕусства Еаракалпакстана. Диссертапкя кокет сдужкть основой дал состав-- ■ ленца учебников, лекцй: и докладов по искусетву Каракалпакстана.

Методологическая основа. Структура

•v

диссертации основана на оперирований; иеторрщ сравнительного анализа к скстешэ-врзшнното подхода..

Апробация работа. Основные положения диссертации нашли отргг.ихе в научных ■ статьях, а тагге в докладе на научно-теоретической конференции .шлоднг учешх е специалистов.

Нсюч '*. и к е и а Ёсслвдоввная явились сььриод »¿сз-ксгг и. т/лыиу5аах ргбот зуягэвшгоз ¡.Чрдгихдсгауа 1550-1560 П.З ки* Я.В.Сашцгого Ш, з Краззедпесвои музее материала Зранназ на гсудозестЕенках выставках в Егставочао« зала СХ ГН, ;акга работы, казодщизся а ыастерск:« худоашкоа., Поуимо этого хасеортагри .испалазоваш встрзчк и беседа с зудозкакаив Каразал-телана.

Структура работа. Специфичность гсследования юштна болео чэтаого а ясного определена! мест?- и значений творекк: 'трздацйокнзго национального дуксаествекного ыаследаз :оде:ола струзтуру даагертадж», которая состоит аз введэнзя, 'дав, заяявтенгя, би&шоградка и прилозош-л.

осшеноз содешые вшз.

Во з за д о и а а опредг метсг оаноэшг • пробленатааа лэдоейне!, обосновнга&згсг тема дзсс-ртяцаи, оа актуальность, гга* коеязез, фориисувтся доли я задача работы. Освощаотся пень изученности газ сгшоЗ поставленной проблей претворения цяциодаото художественного национального паследай, таз и раз-изобразительного искусства Карщгаяшкстана а цело«. Прово-XI обзор литзратура, . . . - •

Яврв'аа па з а - Истока традщаонного худокэствак-5 наследия: Каравалпавстаяа" - посзяцена проблеме расврзтяя ифяа традиционного яудсжзотзензого наследия йаравалшгстака. 3 начале глаш даетас вводшз историЕО-зтанчзсяаа обзор раза карагадвагснога народа», его . культура» нсаусстга. Лгтор газска внавязег ипзпш всеат аспзггоз .йзтва народа /о<&?из, д гягиа, харзятар». строй теааганая, язазг, пргрода/ а». созда-сарадалшгогэ^ бгшзгяг» па дузсу/ш^тсетва.

- е> -

лрег-ор;;з£ грздацзиггнэгс ашзшадьного худоявствскного вагле-днз, зто проблема закономерного развития искусства. Здесь ваг-но- осознанно в паевую очередь того, что в любом человеческом сознании закреплена раз лютне формы реакции, на лзбые жизнен-нка ситуации, форш поведения:, психологические состояния. Поэтому без осознаний прс-илого, иаво^ыояно понимание -современного

из оброзательнэго «ызления. Традиции - это нестолько родство и повтор шепни* форы, каких-либо элементов, а' принцип национальной "духовности", система иг связи с созрепошостью.

Согре^зшое изобразительное искусство Каракалпакстааа явяе ние шлодое, начало становления которого приходится на середину 1950-х гг. Кап и шогии республикам Сродней Азии еау не была присуца б своей основе изобразительность /в современном понима-. нии этого терыина/; Heocnopsasoi пактом является то, что изобразительное искусство приэл-з в Каракалпгкстан благодаря деятельности русских и узбекских яудсаников, а через иг искусство в пошаание мирового опыта. Каракалпакскому изобразигельноцу иску* ству при всеи разнообразии худох-зст^еншз: направлений, присуща сбцность. Сально "отставая" на всех этапах развития национальна школ советского искусства, постепенно к последовательно про-ходецах различные ступзни своей эволюции, каракалпакская здвопкс и скульптура с шьЕнта зарождения стала-набирать быстрый и усно-рвщиаса теш в попягко "испробовать" себя во всем шогообг.-дзца стшшсгичесюаз: направлений. Еесоынен в этой связи и тот фаат, чз изоб- азительногцу искусству Наракалпакстака представлялась готова в "употреблении1* изобразительная форцуяа. Отседа отсутствие в раде случаев поиска и использование художниками "стереотипов" в -решении зудс^естзенных проблей. Это с негахшзно.1 сторона, но бил в этом в положительные шшшта. Еаогиэ отрицзаедьше цроавдаша

"проскакивали" быстро н незаметно, ,кв оставляя после себя "следов". 3 связи с сказанным логичен ют фам, что попггка за .несколько десятглзткЭ "пропустите" через себя шоговекоазЗ путь ispoEETx установок изобразительного искусства, бзстрая стилистическая сцена к соорудила теы корзншм толчком, "заставивший" гязош'сь н скульптуру П^раяалпакстапа пов-зркуться к сзокы ка-циональнку традиции. fsrony сшссбстзсзала специфика природа, а такие уклад и пэгаааэто тает народа. В рлде случаев эти сжцяфкдаспие ноиенты югели настолько сильное влияние, что ?лнсг$-:е приезгис худзазкЕск, - пе ведая в большинства своей, -в творч-зстзе отображала /по дс ознателъпо/ определенные г-а-я этих isctffict традиций.

Теперь, что непосредственно вклотается з понятие :-ет?гональ-нпе традиции? В первуя очзредь - \>то богатсЗггоо наследие деко-ратзно-прккчадного искусства: ковры, хгпгозка, r.azzzi, резьба по дереву, ввелиркзэ украсекня я т.д., ценнзйгяе залс:а карод-зоЯ поэзии и эпоса. Но -это лпз зрпше ценности, а но кензе гагнз духовные истопи: характер народа, ¡гаровоспркят^;, тип гацкенального ъ-шгекет, специфика яз^га. 2го среда, которая Етае? худонеетвеквое твортестго, "почва"» которая делает худоз-шка индивидуальной. лнчнестыз. В своеобразии национально? куль-турх яралвлястся особенности психологического склада народа, гарактера. Ыеетнно условия з сочетании характерной для дан-¡ого народа, влияет ка сложение вагдеонаяьннх особенностей гуль-ура я вместе с ним способствуя? заработав у народа определен-юго худоя.-cvscHHoro ззуса, прэдстазлэииЗ я критериев оценки, ¡тсэда следует, что определенная психологический склад' лсде! дно* национальности зазиегг its столько от принадлежности л

- а -

определенной национальности, сколько от сходства условий, в которых они тщрг, зоспктнзаэтся. В эта условия входит .и духовный жет, которой форгязруется в процессе национально! обярос-тк народа и оказывает обратное влияние на вкработну пакголога-ческого склада нонах лэдей. В связи с втазя вполне естественен тот факт, что определенная преемственность национальных традиций происходит не по прямой линии от члена - к члену только одно?, национальности, • здесь более важно воспитание индивидуальной человеческой личности. Не последнею роль в этой процессе играет и национальное шшление.

Тип национального кышлекия, понятие кногогта-вое, в кото-. рое органично входят структура шпяенкг, образ ьнплсния, "подход" и "шнере." кстгениг. На вое сто в совоЕупноетк влвам? характерные особенности бета и уг-тада низ на, специфика природа. Ее из нее загшук роль здесь играет и фактор "замкнутого национального" пространства, з некоторой степени "фильтр", через который пздоизкекнясь сообразно "принятие)", пропускается "определенное" ез 'зкепкего икра, прне-пе-юе на том или шоп этапе исторического развития. Но здесь не приходится говорить о плзз-либо "Еореншх" или значительных изменениях в сапой сути гсцио-нально-худотастзенного кЕглзния,таз пап оно ело гало сь в течэнна шогих столетий.. -

Процесс худоаественного познания как ггвописца, скульптора, так п зрителя идет путем осознания кюгобразкя единичного, так части целого, всеобщего, а следовательно, через поникание всеобщего, к единству индивидуального к типического /под мшачеевзш автор кисет в виду специфику национального гыгаэнкя/. Процесс зЗдогесявевБэго лозвзаи Е'ЗПОсредсгввнз!> связан с охдрег^х&к

средой обстанет, природой г т.д. йленво эта взавшобусловленнае аспект Йатзя создают празку "возшяного* воспраятяа.

Но цзкьаео значение в слогениа основ национального а современном искусство Карптолвакстапа ягразт роль природа. Природа способствует наработка "врзэстврзшД осеову» харазтера жгиленш, ЕСТОрИЧЗСЕОГО ошта И хуДОВЭСТВЗНЕОГО ЯЗШСа. Ноль скоро Ш зато-;, ворилн о спвцяфзхв природа, здось еэ^ лкзсос будет • узогшнзнпе о еэ дегаратквЕОй основа, орггшга» гаразиЕпааса. в зскусстзз. Яюгусство йаразалпакстава ваз црздаадпоэ» таз. а совреагшна его ездя, гааопась и скульптура, рздзиваэтся в дакоративнн* фортх. 3 сапу этого- а искусство исзт раздютть разшэ вяда и форма худоваствэнного творчества, а котором декоративность зашшает . определенное каста. '. .

Поиаю непосредственного ебрагрвт

к предозту диссертации, т.о. животтса в с^лыяурэ Еараззлпакстена з претворения традиционного национального зудатаетвешюго шсладят, в работе проводится обпрй раэбор таких понятая как "прегворзжя",. "преекствея-ность", "традиция", "традацисзность", ■да^ональность1', для большей паянотв карпша. .

Вторая гли.а - •Пролвлояна национального своеобразия в станковой живописи !Г950-19б0-х гг." - радештркваат вопрос о непосредственном влитии традиционного худогествепшго нгсладаа на гивошсь 1350-1960 гг., с начала процесса становления этого вида пзобразотелыгаго гсцусстяа па территории Карагал-паастана. В глава рзчь пойдет о тех предпосшпах /соцг.ально-эгонокячееких, аультурво-этнишскас» худогвстзевзо-зстэткчесюг*/, нотоунэ вызвали з шш новнЯ ввд изобразительное« - ашопгсь. Далее, автор провода? опредвязжа гараетврксс особазэстеЯ

временного псряэда, отазчая следущке цун:тгы:

- начало формирование жквогкси, как впрочеьг и всого изобразительного ксвусдтва. Каралалпалстана, приходится; на середиау 1950-х гг. От с еда соответственно полно говорить о болыход вли-якы ^удоеэстбзнныт: установок советского искусства, этого и послсдув^его времени;

- как я лвбоку худогзотвеннаху явленкэ, изобразительному искусству Наракалпакстгна свойссвекяг зволщкошгй процесс развития, продолжавшийся по день;'

- в основе худо-зстззнногэ стиля нэгогкенко присутствие различна: направлений;

- широкое обрацезяе к традид;-^ народного искусства.

' Огиечая несощзетоа влияние советского искусства /г частности рурского и узбекского/ в дассортацаа чаткэ ярослэгкзаз,г& . доаинарованиг в-аквописк Кзракалпалзтака основы традллгонкого народизгз искусства. й?э св-'яако с рядом особенностей ¡¡танов--ленк* ж: развятзи жтвсяисл, которые и посдуаизя сдокойив .ч^цио-нальногс характера в даобрази?«л5ков искусстве:

- повэрхнэсткса '-¡канне русского и са1гое главное мирового опыта худоЕес?веягк2 взобразлгзлыюсги;

- отсутатада естестганка-зремонного сГодицаэЕшга пути ралгктал пгзаш:;.!! и скульптура;

- различна в духовкой не сислыъ ызропошаанни, сколько в о^-юк процессе гагрогазиданин;.

- не гелакиа прлнктия "гстогсй'' к "употреблениа" борц яз-расигельности а содержала:, советского исггусства..

Постановза опредзлзннше вопросов по. проблема преемственно ста худ-э^аственнкх традаци* в 1950-1950 гг. ьп последугссе

решение ка г/границах первой г.-.'-га, создает картину развития стилистики живописи этого периода. Красной нитьз проходит июль о том байге, что обращение к осно:<ам искусства прошлого, происходит на уровне индивидуального отношения к батиян современности, через па:,ять народа и нахоздения нэрш бытия свойственно.* человеку определенной национальности. При этой обращение к нациокаль-шм традициям, происходит в обцей совокупности всех видов искусства: прикладного, фольклора, поэзии, музыки. Когда упор переносится на тот или иной вид искусства, не столько по вкусу, по склонности, сколько по внутренней необходимости.. Обращение к национальному наследии в конце 1950 - начале 1950 гг. происходит на уровне стилистического приема:

- попытка в "прэобценин" к ноем видам изобразительности происходит путей поиска национальной тзглтизи;

- г.тпск тппатл гзроя, образа природа;

- необходимость "нароботки" пастсрства, в основе которого, по!.пл.:о "освоения" игроЕих художественных установок б качестве "примера" брались и местные худозественше паники.

Затеи авторои отмечается основной чертой 1Эс0-1950 гг. поисковьй,. творческий характер нквопкеи, с присущим еЯ натурно-воспроизводягщш цетодок художественного ишленкя. Слогекиз этого т:ггга художественного мнплекия способствовало не только больяое • внимание к внешне^ шраяенло сюжета, но и потребности вреьтени, уровень культуры и саное главное первые паги в "освоении" живописи. .

Стилистические особенности в.новой виде изобразительного-искусства, проявились разнообразно, в одном случае с эффектом документальной убедительности и некоторым присутствием этногра-

фических черт /И.В.Савицкий/, в другом с обращением я натурности, конкретному знании /А.Ейимбетов/, в третьем, к чувственному, восприятии действительности /К. Саипов/, ■ тал шш' иначе выражашцих:' себя в зависишсти от интеллектуального уровня и способностей художника. Далее, во второй части главы, проводится анализ творчества 4 гивописцев: И.В.Савицкого, К.Саипава, А.Ержлбетова, Г.В.Жеглова.

Третья -глава -"Претворение национальных художественных традиций в станковой живописи 1970-1930-х гг" -посвящена анализу живописи Каракалпаистана"1970-1980 гг.•

Особенность» развития этого временного периода, автор отмечает момент созидания. К началу 1970-х гг. живопись стала уже неотъемлемой частью искусства республики, органично войдя в него и выработав созвучные местной специфике художественные средства выразительности.

Искусство 1970-х гг. развивается большей части в натурно-ассоциативном направлении. ■ Происходит сиена характера живописи от простодушной повествавательности к декоративному разыазу и свободной игре крупных цветовых силуэтов, а через нее к сосредоточенности мысли и •чувства. При этом необходимо отметить также наличие масштабности шшлёная и открытой личной сопричастности к изображаешь. Углубление во внутренний шр, вникание к индивидуальным проявлениям, лично® активности человека, значительно • обогатили щсерпршзцию тештини, его интонационнув разработку.-Речь вдет о специально выделенных смысловых акцентах, в изображениях, вещей, сдаетов, шогояратно повторяемых в различных интонациях от ораторской декларативности до интимной доверительности.

В кивошси, хтроявился момент. синводихо-образного выражения,

а таете разнообразные аспекты экспрессивного и романтического начал. .' •'

Одной из проблем поэтического , восприятия и передачи окружающей действительности,- свойственной этоцу.десятилетии, - заключалась в более глубоком осмыслении национальна* художественных традиций, их действенности в настоящем дне. Художественному языку современности оказались необходима не столько этнографические атрибута, превалируете в 1%0-х гг., сколько природа,естественное онигасение, в котором полнее ракрывается непосредственное понятие национальной специфики. Это время 1ложно назвать, периодом наиболее полного. выражения теш природа. Ее интерпретация в этот . период обладает содер-тательноЯ и образно-пластической полнотой передачи. Нэ только человеческая личность, но и природно-простран-ственшй 1,жр раскрывается перед художником в шогообразии яизне-созидательного смысла.

Типизация образа героя, окружающих его предметов, начатая в 1960-х гг., в связи с разработкой тематики яизописн, в 1970-е гг., продолжила эту линии при совершенно ином подходе к этой проблеме, принципиально другим ходом образного построения,- Обобщение проходит путь от обцвго.подхода к личности, образу, через его "очищение", к выработке "родового", национального типа предмета и-типажа человека, при котором бытовое, подчас возвшается до необычного, подчеркивая присущими еиу специфически-характерными тортами свои пре-надлекность олределенноцу народу, национальности. Обзесняется это прежде всего коренным пересмотром отношений ыезду объективным -значением вещей и художественным пониманием, в пересмотре структуры художественного образа. '

Конец 1970-х качало 1980-х гг. характерно отходом от проста*

обнденнос-;и тематики. к услоигенно замысловатым, сиьзоличным сететам, где образ, предает предстает перед зрителем как знак - шйорЕлатор, в котором типизировано и "сгущено" определенное содержание. С ироблеш осложненной ситуациями,'подчас конЗликт-ного взаимодействия лэде£ эти акценты переносятся на проблему характеров, в их "чистоы" не зависимом от обстоятельств проявлений. "Текст" картины тепзрь труднее, переводим в слова, более адекватный сзоеьу подтексту, приаадхеяащещ7 скорее не с': г.ре уг:о-заклзчениЗ, а сфере чувств, эмоций. Автор во многом не сталкивает зрителя лицом к лицу, с натурой, а словно воссоздает обобщенно в своих воспоминаниях.

Искусство молодых богато-индивидуальностями, отмечено нови; кой творческих поисков образного отражения окпргавчего нас шра На первый взгляд, трудно выявить некуэ "общность" черт .и тенденций, исаусстза колодах. Однако ногно отметить в изобразительной искусстве 1930-х гг. внутренней близость мироощущения, духовных интересов, сапой концепции содернания / правда несколько относительно., поскольку, здесь ванен кнтеленг сашго худоззаа/.

Умение шелить сбоцекнщи философскими категориями поззоля худолзп-Есаи сопостовлять, переосмысливать и:синтезировать в свое творчестве традиции и стили различных эпох и народов. При ?тоы несомненный наблюдается, более пристальное и бережное внимание, отношение к своему трздиционно-национальноцу наследив. Художник восьмидесятых в художественных традициях Каракалпакстаиа ишони ровала условность, шогозвучие символики, лаконичность и завершенность "простого" композиционного, ритмического, пластическог и цветового решения в орнаменте вышивки, ковра, резьбы по.дере? в ювелирных украаешй. Характерным дан этого времени является и

зирокое.обращение к Фольклору, народной пс-ззип, з аспекте "синтеза" образов народной фантазии прошлого с современный нирсм, современным человеком.

Далее, приведены пришрз творчеств ЕМЬанова, Я.Изеитаеза, Б.Серекозва, ГЛ. г*удз£ бергзновг., А.7тегенэва, Э.Жолдасова, Г.Абду-рамановой, Я.Антонова. Построение этой 'ссти глава отличается: шкографгсесяим характером.

Четвертая глаза - "Преемственность традиционного художественного наследия в произведениях скульптура 1360-Х980-Х гг. - осзецает проблему претворения традиционного художественного наследия в работах скульпторов Каракалтакстана 1360-I9SC-X гг. Скульптура, в отличии от живописи сзсэ развитие, на территории Карата лгГло т ана, начала с 196У гг. и с первых лагоз стала, взрабатнзать своп технику и "подчерк', основаннуз непосредственно на традициях* декоративно-прикладного ксз^сства, с их праздничной красачностьа.а разумной практической утилитарностью, находя сбои обрезы з фольклоре.'

Скульптура Карагалпкссташ. - это прегде всего особый ракурс .зидеадя шра, языа хядаззстзенноЖ выразительности. Несмотря на ctuHSoboä характер с;*-льптурз eft подчас свойственна нснуизнталь-ность и обобщенность ¿ори, а тагзге тяготение к больлей глубокой содержательности работ, епкзолизэ. Не ггзнее интересаан иоьйнтои, является пожалуй то, что роль изобразительного начала здесь с:с-кено, а на перзом плане ззетупает сам iasrop прэдхгэт:*.го тзор-честза» сблизааэй скульптуру с дзкоратквне-арпгладкна ;:с:г/с-CTBQU, и з частности, с резьбой по дереву. В то яэ азвас?-

ннй отход от натуркей изобразительности далаат osxo сэдтагнсэ тгсоизведекзЗ: более ут~£н е реалькзх, нг oSseis-esEnsa. частноепш.

Наиболее характерной чертоЗ присущей скульптуре Каракалпо стае., является повышенная выразительность. сялугта,, причем мы юавем дело с соверсенно уши подходом s проблеме силуэта. Здесь силуэту присуща внутренняя экспрессия и дала относительная сала стоятельность, при кагущейся застыяости форы, Особо ярко это кокно наблгдать в различиях видах масок /творчество А.Атабаеза/ где образ восприитается силуэтно. Отдичаз^ийся удивительней внутренней экспрессией, силуэт в скульптуре слажен и вместе с » прост. С особой выразительности} скдуста тесно связана и декоративность. Ее менее риштуо рель сатрап ж национальный орнамент, ' Использование орпагэнта в скульптуре, ■ одной украшательской функцией ев исчерпывается. Воль его множественна:- с одной сторо: орнамент действительно является украшением, а с другой стороны, s силу специфических ' отличий скульптур! от приклядяого КСЦуССТБс ош становится активным компонентом, способствуп^ий выявлении и экспрессии скульптурных .форм ц. содернания.

, Скульптуре Каракшшакстана присуще z обрзцеше ж аллегории, символу, зоплощагящу саше обгнив категории, т.е. по существу возвраярщеяус* s тлфг/чго издавна является сутыэ ваяния. Это скорее стремление передать представления человека о природе. Свое£ гариониай, естественной свободой, раскованностью, они. по существу даго решение проблема— представление о нравствевш-■ этическом вдрлде., -•

' ; В искусстве скульптуры надпит свое естественное развитие тенд знциа.нацаональвого летараднвво-щткяалвого искусства™ Оно

ярко шрагЕно в юнст^гпшяпсти я ддастигз црог* изделиях бытового искусства, скулынууцо-шразительшх форы гушкальных жнетрументов,' безупречности тввгаиртД пдаствве.. £о всех .атас

. ремеслах и прошслах веками соблюдались а .чтились законы хуло-кест.-зккой гармонии, образкам красноречивость силуэта, лркаьин-та и цвета. Поэтому вполне органично и целостно эстетичесвиэ представления, поялтке о красоте народом, не претерпев значительных изменений под • арекепи, вошли в ковав ранее не известные в Каракалпа^стане, боря изобразительности. 3 связи с этим вполне понятны соразмерность зсег деталей в произведениях современной сьульптурц, глубинная, внутренне динеюпса, расгологапцая зрителя; е длительно^ восприятии, рэдгим едеяст-•зом простоты' и изящества форм.

ОбъедянзЕгры качалоы слугзгт н ярко щраженнна особенности пластического стиля, языка, современной скульптуры, внутренняя уравковезенность образного строя произведения, структурная пластичность форм, отсутствие конструктивности /за ксклэчгЕиен момента тшнструэггвности в про-лзведениях ¿.Атабаева/, сдерганная цельность ргтиов, обобщенность образа, тип&тнэсть. Здесь вступает в действие бастор национально-своеобразной загтерпри-тацки зетзнензого патеру.ала, дает о себе знать влияние изсгкой культурной традиции на принципиальной строй зласгичесгих рзпе-аий, на технику, ьзнеру исполнения.

3 исследозатёдьсгои плаке национальная ^радзцкозная' цуль-турч создает своз значение в качестве первоисточника, позволяющего реконструировать ■ исторкэ, а таете самоценное худогествен-ное наследие з которому часто прибегает худозниа.

Провода анализ кевуссгза 3 скульпторов /творчества, которое использована в запасания этой работа/, автор присел в -сдедуэгри выводам. Работы г. Ну.тьвуратова в с:«эеЯ основе яхшггтсл своеобразный спнтсзоы лршмс-в пруглой скульптура и народного покизяня

красот. Скульптура Д. Торзкиязоза берет свое качало непосредственно от истоков народного искусства: резьбн по дереву, ар® тектоники орты, фольклора. Творчеству Ев' А.Атабаева свойственна близость пластической форш, объема, риивжи африканскин, и в целой Восточкны /Средняя Азия/- полентам-искусства народной скульптуры. Необходимо, пожалуй отметить еце одну деталь, отли-чашую творчесьугэ деятельность яаздого ;;з худсшшков. Произведениям ^.КутткыуратоЕа, Д.Торенпязоза свойственна мягкая округлость, плавность очертаний, форы, объеш к ритыкки, в то врет как пластик работ А.Атабазва присуща более четкая, несколько резковатая, конструктивная форт передачи и ритма.

Скульптура тонко связывает видаете с шеликтд, настоящее с прозлны, опыт искусства с современная! средства!® выразительное ти, 'что создает своего рода переход времени, который определяет слозяую диалектику работ. "Сиюминутноесегодняшнее и историческое соедекнка и закреплена з саыоы внутренней экспрессивно!! двкгеши фигур, пластике обобщено типизированного лица, в живости фактуры, сочетавшейся с обобщено трактованные силуетогь 3 результате непосредственное лирическое и монументальное переплетается, представляя зрители вполне конкретнуэ картину лизни.

Взразрквность с природой прослеживается в отношении к материалу. Издавна применяя дерево в своей кочевой пизни каракалпаки создали свои приема обработки и поникания его твой красоты, декоративных качестз, обусловленных самой .природой. Б скульптуре сохраняется органическая гкзкь структуры дерева, ствола, сучьев. Строение конкретного куска материала является ватным имдактои в- формообразовании, оно диктует "технячзскяз условия™ построения определенной фэры, уте заложенной з кзй

- Й -

природой. Такой пращ-ж гмрогдаег и сишгакагу прогзведрагаг. Йекаргкг-Л образ, органично "жяглаатся* х-аа заз раоподогяш сучья дерева» изгиб ствола. Скульптора связывата разработку проблем борш, идущую под влиянием ызстннк традиций с много-плановни понтапиеи национального'характера, и вместе с те« проавланием духовной суха соаременника. Поверхность дерева никогда не зашлифовывалась полностью скульпторами, ровно па-чкдзнЕяе и плавно закругленные утастет содтас сочетались с полуобработанным. Погашая природпуэ красоту дерева, ее декоративность, ;аствра умело разрабатывав?? ее матовый, благородной блесв, золотистый цвет а причудлива?. рисунок текстуры.

Круг сгслэтоз к персонажей произведений художники нагадят в сказаниях, песнях- и легевдах каракалпакского народа. Это декоративные пасни в творчестве А.Атабаоза, символично трактованный образ природа в произведешь Я.Куттшуратова, и ¡Зольклонае образы в работах Д.Торешггзсза. 7л призлекалт карод-ше ткпа-хзразтера, скокцэнтрирозавиие духовный огыт шоп« цоголенлй. Лротзведенкя скульптура привлекая? зншзние контактностью построения, шнолатноегыз и вместо с теп легкостьв форн, предельный обобщением. ^

Теш духовного самопсвнания личности, ее связи с историей и современностью - вот та "ось" тЕорчзства пасторов скульптуры ■ Каракалпакстака. Нежду чудолниваыи и-ллзкьа установилась определенная связь, появилось некое прошл^точнов звзно, объективно сус,естзуядаа реальность для мастера, его внутреннее национальное иироосущзкие и понупакяа. В творчестве саульпторов отсутствует пакиз-либо деклоративкка програхн, Свободнее и независимо в свож творческие испакагх, они более естественна з выборе сагата, з его шредачэ..

В ' з а а л к ■ л ь я и и и5логзг.тся оснознь'.з швода исследования, в соотезтстеяи с поднятой проблзыоЯ, постааяеняьаи целями а задачами.

йивопись и скульптура йаракалпакстана отличаются камерный характером, •сосредоточенней на внутренних проблемах, .отнзчеш-зас исювияш духовной связи с народом, искусствен прошлого. Связи а народным искусством различна. С одной стороны пряное использование мотивов фольклора, поэзии, прикладного искусства. С другой же обращение к пршктиву свкетов и аивописно-шхастичес-ких форы. В третьей.случае, более глубинная интерпритация как форм.народного искусства, так и его содержания. Соприкасаясь, переплетаясь друг с другой ош созд^эт'зшзув шхоть соег^-тио-го искусства. Наличие различного подхода к тенденции, сдугат • свободе творческого выбора и полегает утверзденип традиционного национального худозествешого наслздас;.

■ Подводе1 итоги, автору хотелось ба наделить проблему претворения. традиционного национального художественного наследия, как один из основных аспектов в изучении процессов современного изобразительного искусства. ларактер обгацеккя к традициям народного исаусства - основная черта, которая позволяет выделить вазнув .лшоаэ современного искусства, наличие в ней нацио-иельного^ ■

По теке диссертации олубликованэ слздулааа

'работы:

I. Станковая изводись Каракалпакии //17. научно-теоретическая конференция молода: ученж и специалистов. 24 апреля 1930 г. г-Нукус; Тез. в докл.- 2990 - 0,1 п.л.

а. Пейзеа-эя лг-вопись А.Утегенова /некотораэ аспекты/. //Вестник НК -5АН УзСС? -1931 - 13 3 - 0,3 п.л.

3. Вступительная статья к каталогу выставки г^ракалпак-сках художников в г.Москве, галерея ЕЯКО? -1991-0,2 п.л.

4. -Некоторое • аспекты жвошсного творчества каракалпакских художников Г.Абдорахкановой и й.Антонова. //Вестник КК ОАН РУз - 1992 - Р 3 - 0,5 п.л.

5. Некоторые вопросы преемственности Ег/згакальнас традиций в изобразительной искусстве Каралалпакстака //Востние КК ОАН'РУЗ - 1933 - Е1- 0,4 п.л.

С. Национальное своеобразие произведений Д.Изентаева //Зэсткик КК СЙН Е?з - 0,4 п.л. - в печати.

Подписано в лвчагь: 4.05.93 г. Форыат буаагя 60x84 Буназа тнпогрвфскаяI.

Печать "РОТАПРИНТ". Обьзн 1.0. Тираг - 100 вкэ. Заказ (г 53.

Ротапринт "Еетны - 93". Ташкент,, ул. АЛадари, 13.

ДКССЕРГЛЦШПИГ фСЦАЧА БАЁНИ

Диссертация акъанавий бадиий меросни jçopai;a;inorç рассоклари асарларида узлегптириа иуаггмосиг-* баришланган. Бу цуашгаки урга-нш бадиий аиглкёт талаби >;аь5д.а тасаиркй оанъатникг ана иу хусуснятиии кенгрог; ёриткш зарурлигидан келиб чиздан. Диссертация ргнгтасвкр ва г;айка::тарсшлкн асарларики урганшга асосланган.

Двссертациянинг биринчи боби киллий бадкий цероснинг заыииига баткланган булиб, унда ¡гора^алпо^ >:алг;и, унинг цада-ният!! ва сеиъаткнинг ривогига тарихий ва эти и к кидатларран назар та:и:анган.

Иккикчи бобда дастгохли рснгтасвпрнинг дунёга келкпи, . яьня IS50-I950 йидларрвги ахволк куря б чщриган, унга иагиыоий-иг^гнсодий, маданий-этник, бадиий ва эстетик сингари гщ;аглар-нинг таъсири тахлкл зтк,'ади.

Утмки сакъати асосларига курожаат шахсий кузатувлар, ыуно-с-батлар, хал к хотираси ва маълуи-бир юллатга хос яшаш тарзи бклан сло^адоряикда руёбга чи^ади, деган фикр, тадяицотда зил ип Сули б утггн.

. Учикчи бобда I970-I98Q й-:ллардагк ракгтасвир асарларнкнг услубш-. хусусилтлари тахлил этилади.

I970-I9S0 йиллар рассоияари кжод;! фалсафий фикрлай олкз бклан характерланади, бу уз навбатида турли ¿изрлар ва халу-лернянг узигь хосликлприни бкр-бири билан солкптириг, грйта irypiffl ва ухшаш тоионларини ани^лЕШ инконкни беради.

Туртинчи бобда акъанавий бадиий перосни даетгонли 19601980 йиллар хайь-лтароЕЛик асарларида кг.одай узлаштирклгани

куриб чиг.ияган.

Еахснинг рухий олами, унинг тарих на закон билан ало^а-лари мат>зус'л ^ораз?ал::огистон хайхалтзроиляри иводининг асоси-ни ташшл ^илади.

Диссертация хулосаси урганилган муаымо буйича,,унинг вазнфа за ка^садига биноан якун яеаладя."

Диссертант тад^и^от дазомияа хая^яинг утмишдаги х&ёти ^сра?;алпо!-; рассомларя за хайкалтарсвлари якадида уз тал^инлни тспганини нурсятиб берган. а а таркхий шахслар характеридаги утаркплгр, эволзсцклни тасаирлаа ор;;али улар утаицпаги ыурак-каб каряма-^арзиликлар на а'арютй тзраадиетни ёритяб бера ол-дилгр, дегак хулссзга келади-

; n 5! !i a e r

Ihe thene of the present thesis is a problem of carrying into life the traditional and national heritage in the works of the artists of KaratalcaJcatan.

. Studying of the given problem ia dictated to requirement of artistic practice as well main theoretical inaettlsd problems of fine arts.

The thesis i3 baaed in the examples of easel paiirsicg and sculpture.

The first chapter is devoted to aours.sa of the traditional, national heritage. In thia chapter tr.i historical and ethnic review of the development of the KaraJcalpak people, art and culture is given.

Than, the author shows exposure of the ¡sain basis, attended both applied of the past and contemporary kinds of fine arts-

Tha second chapter includes the question concerning - ' , as influence of 'the traditional artistic heritage on easel painting of the 50-60-s frorx the beginning of the development.

She abovementioned chapter gives prerequisites (social-aco-noaic, cultural-ethnic, artistic and aesthetics!), which called into being new kind of fine arta.

Ti3.e third chapter shows analysis of painting of the 70-SC-a in aapect of the raised probles.

The fourth chapter deals with questions of succession of national traditions in eeaol painting of the 60-30-s.

In the conclusion, of the thesis the aain interferences of the research worjc S3?© stated izi 8ccoi*doncf5 wiiiti "frfas zraisfid problem.