автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Причины обострения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Долова, Заира Владимировна
Введение.
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО - СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ УСИЛЕНИЯ НАПРЯЖЁННОСТИ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
§ 1 .Исторически - обусловленные причины обострения национальных отношений в современной России.
§2. Геополитические противоречия и их рожь в усилении напряжённости в межнациональных отношениях.
§3.Социально-экономические факторы обострения межнациональных отношений.
ГЛАВА II. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАПРЯЖЁННОСТИ
В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
§1. Современная конфликтология как методологическая основа нормализации межнациональных отношений.
§2. Совершенствование форм национальной государственности как фактор стабилизации национальных отношений.
§3. Учёт и реализация социально-классовых интересов как условие совершенствования национальных отношений.
§4. Укрепление духовно - нравственных устоев общества как основа нормализации национальных отношений.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Долова, Заира Владимировна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Научная значимость проблемы межнациональных противоречий и конфликтов на современном этапе обусловлена не только потребностями дальнейшего развития теории, но и требованиями общественно-политической практики. Резкое обострение в последние годы межнациональных отношений, появление многочисленных конфликтов, сделало особенно актуальным изучение причин, детерминирующих возникновение последних, и поиски возможных механизмов их преодоления.
Развитие демократических процессов в стране со всей остротой выявило глубину проблем в сфере межнациональных отношений, потребовало научно-обоснованного анализа национальной политики, предложений и прогнозов в данной сфере в современных условиях. Представления о характере национальных процессов в бывшем СССР становятся все более плюралистичными. Появляются новые общественно-политические структуры, представляющие определенные национальные интересы. Следствием несвоевременного выявления и разрешения внутринациональных и межнациональных отношений явились межнациональные конфликты, стихийные движения к децентрализации и суверенизации, перемещение проблемы межнациональных отношений в центр внутренней политики государств.
Характер современных национальных процессов детерминирован не только историческими особенностями развития народов нашей страны, но и комплексом экономических, социальных, политических и духовных проблем. Глубокий системный кризис, поразивший СССР к концу 80-х - началу 90-х годов, привел к значительному усилению напряженности, обострению противоречий, возникновению многочисленных конфликтных очагов в самых различных областях общественной жизни, включая сферу межнациональных отношений. При этом сразу же выяснилась неспособность большинства субъектов управления - от конкретных руководителей до представительных и исполнительных властных структур, политических организаций - правильно оценивать конкретную ситуацию и предложить оптимальные варианты решения острых проблем.
Обучение» проходило в основном методом «проб и ошибок». Общественные науки оказались не в состоянии глубоко проанализировать состояние процессов, происходящих в обществе и дать научно обоснованные рекомендации. Первые попытки выявления причин конфликтных ситуаций преследовались властными структурами. К сожалению, игнорировался и мировой опыт разрешения межнациональных и межэтнических противоречий.
Острота проблемы национальных отношений в глобальном и региональном уровне делает актуальной необходимость выработки стратегии и тактики гармонизации межнациональных отношений, установления мира и согласия между народами.
На современном этапе национальные процессы характеризуются легко фиксируемым внешним многообразием, эмоциональной насыщенностью, внутренними противоречиями. В этих условиях остро ощущается отсутствие интегрального подхода к изучению межнациональных противоречий и конфликтов. Явная недостаточность имеющихся попыток проникнуть во взаимосвязь психологических, идеологических и политических сторон межнациональных отношений не позволяет увидеть во внешней стороне событий суть противоречивой, но объективной действительности. Этим, на наш взгляд, во многом объясняется беспомощность органов власти, которые занимаются разрешением межнациональных противоречий, и видят их причину в поисках неких «зачинщиков», «подстрекателей», злоумышленно действующих «экстремистов». При этом межнациональные конфликты и противоречия воспринимаются как нежелательная социальная аномалия, как результат «идеологического недосмотра».
Между тем, постановка задачи полного и окончательного устранения межнациональных противоречий и конфликтов из жизни общества представляется автору работы не только утопичной, но в ряде случаев и неправомерной с точки зрения общих целей его прогрессивного развития. Налицо негативные процессы: недостаточный уровень исторической и политической культуры у значительной части общества, затягивание решения экономических, экологических и социальных проблем создают благоприятные условия для перерастания национальных противоречий в кровавые столкновения. На наш взгляд, управляющее воздействие на межнациональные отношения неизбежны и необходимы, особенно в случаях возникновения конфликтных ситуаций. Однако, такое воздействие может быть эффективным лишь при условии выяснения причин конфронтаций и обеспечения баланса интересов противоборствующих сил. Некомпетентное вмешательство в конфликтные ситуации, особенно в сфере межнациональных отношений, могут только обострить ситуацию, что к сожалению, часто и происходит.
Изложенные представления о целях и средствах регулирования межнациональных отношений в конфликтных ситуациях определяют и постановку научных задач в этой области. Представляется, что важнейшей из них в практическом отношении является прогнозирование развития межнациональных противоречий и диагностика различных стадий конфликтности.
Степень научной разработанности проблемы. Перестроечный период 1985-1991 гг. Характеризуется многочисленными межнациональными конфликтами (Карабах, Грузия, Молдавия, Таджикистан, Россия) и явились следствием игнорирования объективных процессов общественного развития. Всплеск литературы по неформальным движениям, партийному строительству, а также реформированию общественно-политической системы породил мощное течение исследования межнациональных отношений и межнациональных конфликтов.
Межнациональные отношения и трения заняли: Авксентьева
B.А., Ардавова М.К., Беджанова М.Б., Бройдо Г.И., Вострнкова
C.В., Гусейнова О.М., Дзидзоева В.Д., Зотова В., Иванова В.Н., Куличенко М.И., Кучукова М.М., Лунеева В.В., Моисеева Н.Н., Предвечного Г.П., Тертыченко В.А., Уткина А., Фольца У., Хоперскую JI.JL, Шульмана М.М. Только за 1988-1991 годы по неполным подсчетам число публикаций было свыше 500.
Эти и другие ученые определили важнейшие аспекты национальной определенности и межнациональных отношений, выявили разные состояния межнациональных отношений и взялись за трудную задачу установления причин взаимонепонимания представителей наций, причин сохранения в сознании некоторых народов негативного отношения к представителям других наций. Специалисты углубились в культуру, традиции, в религиозность, историческое сознание, в целях выяснения причин напряженности в межнациональных отношениях.
Кавказский регион не стал в стороне, отрадно, что за разрешение межнациональных проблем взялись и ученые Кавказа. (Выделим: В.Д.Дзидзоев. Национальные отношения на Кавказе. - Владикавказ, 1995; П.М.Иванов. Северный Кавказ: «Партия войны» и интересы России. - Нальчик, 1997; М.М.Кучуков. Нация и социальная жизнь. - Нальчик, 1996; JI.JI.Хоперская. Современные эт-нополитические отношения на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. - Ростов-на-Дону, 1997; Беджанов М.Б. Общественный кризис и проблемы национального возрождения. -Майкоп, 1995; Беджанов М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. - Майкоп, 1997). Значительная работа была проделана по исследованию причин и характера конфликтов между осетинами и грузинами, между абхазами и грузинами. Уделяют особое внимание социально экономическому, политическому и нравственному положению в Чечне.
В ряде научных трудов содержится достаточно примеров и аргументов тому, что проблема межнациональных отношений выдвинулась на одно из первых мест в современных условиях. Во многих из них раскрываются причины этнических конфликтов. Анализируются факторы способствовавшие деформации национальной политики. Исследования не обошли и такие вопросы, как место и роль национальной государственности в умиротворении населения Северного Кавказа, влияние национального самосознания на межнациональные противоречия, поиск путей и средств предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций.
Однако, пока ещё в них преобладает критическая сторона, мало внимания уделяется поиску эффективных путей и средств разрешения конфликтов с целью стабилизации современных межнациональных отношений. Эти процессы, происходящие в нашей стране, находят отражение и в зарубежной литературе.
Нужно сказать, что несмотря на предпринятые усилия, тему исчерпанной никак назвать нельзя. Выдвинуто немало гипотез, спорных положений, которые нужно подтверждать или опровергать. Одна из трудностей анализа межнациональных отношений состоит в том, что отечественная социально-философская методология недостаточно освоена перед возникшими межнациональными конфликтами. Первые попытки действительно научного осмысления указанных проблем начались после того, как пролилась кровь. Новым стимулом в исследовании этих проблем стала литература, изданная в период с 1988 по 1999 год, и связанная с анализом кризисных ситуаций в стране и их причин.
Объектом исследования являются:
- национальные отношения, с учетом их исторического развития и современного состояния;
- условия, способствующие дестабилизации национальных отношений;
- средства урегулирования этих отношений путем реализации современных форм национальной государственности, укрепления духовно-нравственных основ общества, путем учёта и реализацией интересов социальных групп и др.
Предмет исследования - причины возникновения и обострения межнациональных противоречий, и пути их преодоления.
Цель работы: исследование причин обострения межнациональных противоречий и конфликтов, определение форм и методы, путей и механизмов их разрешения.
Общая проблема разбита на задачи, решение которых должно в итоге суммироваться. В первую очередь нужно осуществить многосторонний анализ и теоретическое осмысление межнациональных противоречий и конфликтов. Это включает формулировку гипотез относительно глубинных причин и внешних поводов возникновения межнациональных трений, превращения невзаимопонимания между соседними нациями в конфликты. Важно знать факторы, обостряющие конфликты, затрудняющие и затягивающие их преодоление. Решение межнациональных конфликтов нуждается в конкретном подходе, нужна типологизация конфликтов, поиск адекватных принципов и механизмов урегулирования.
Теоретическая и методологическая основа. Теоретической основой работы является социальная философия этнических групп, включая национальные группы. Учтены социологические и политологические подходы, взаимодополняющие друг друга.
Методологией служат философские и научные методы, включающие анализ и синтез, сравнение и обобщение, многосторонний подход. Диссертант опирается на современные концепции этнопо-литики, геополитики, конфликтологии, а также на нормативные документы государственной власти.
Эмпирический материал взят из исторических исследований и разработок. Привлечены исследования культуры, религии, быта и традиций. Центральное место заняли материалы последнего десятилетия, использованы труды зарубежных ученных.
Научная новизна работы заключается в том, что:
- в работе систематизированы основы и причины возникновения и обострения противоречий в межнациональных отношениях на современном этапе. К их числу относятся как противоречия, идущие из исторического прошлого, так и противоречия, присущие самой динамике национальных процессов в изменяющемся обществе. То, что они во многом проявляются столь болезненно, связано прежде всего, как считает автор, с деятельностью субъективного фактора, с грубыми просчетами в разработке и осуществлении курса на перестройку и так называемых демократических реформ, приведших к ликвидации СССР и обнищанию народа.
- в рамках предпринятого анализа автор уточняет и расширяет трактовку сущности и содержания понятий «межнациональные противоречия» и «межнациональные конфликты».
- в работе делается вывод о том, что межнациональные противоречия являются особой формой социального противоречия, специфические особенности проявления которого обусловлены «синтетической» природой национального как системного единства социального и этнического. А межнациональные конфликты представляют собой разновидность социального конфликта, одну из форм проявления противоречия. В работе рассмотрены разные возможности позитивного влияния на дремлющие межнациональные трения и протекающие конфликты.
- обосновывается необходимость применения своеобразного комплекса мер предупреждения и урегулирования применительно к конфликтам разного типа.
- значительное внимание уделяется важности владения типологией, принципами и механизмами урегулирования межнациональных конфликтов. В качестве возможных механизмов урегулирования межнациональных конфликтов приводятся: информационное воздействие; законотворчество и правоприменение; переговорный процесс; участие третьей стороны в разрешении конфликта; специальные меры, вытесняющие насилие из межнациональных отношений; прогнозирование межнациональных конфликтов.
Основные положения, выносимые на защиту:
- любые этнополитические отношения так или иначе связаны с особенностями политической системы того или иного государства;
- в настоящее время в сфере национального самосознания народов России (и, в частности, на Северном Кавказе) существует устойчивая тенденция признания необходимости национально-культурного возрождения народов; данная тенденция имеет как положительные, так и отрицательные моменты:
- положительный момент заключается в оптимальном использовании факторов самодостаточности наций;
- она связана с обогащением национальной культуры, способствующим преодолению чувства ущемлённости, дискриминиро-ванности того или иного народа;
- отрицательный момент рассматриваемой тенденции заключаются в том, что национально-культурное возрождение может стать орудием спекуляций деструктивных сил в обществе, призывающих в целях удовлетворения собственных амбиций к необдуманному государственному сепаратизму, ксенофобии и национализму.
- для стимуляции положительных и нейтрализации негативных моментов в Российском полиэтническом государстве необходим простор для естественного, объективного формирования факторов самодостаточности наций, при которых самоопределение, в том числе и политическое, может и должно осуществляться на бесконфликтной основе.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость заключается в углублении знаний дестабилизирующих деструктивных сил националистическо-сепаратистского рода. Эти знания важны для просветительно-воспитательной работы, для законотворчества, для выработки миротворческой национальной политики и ее реализации.
Практика показывает, что неосторожные националистические высказывания и заявления обостряют отношения между народами. Культурная работа проводимая в многонациональных регионах должна учитывать национальные чувства, традиции, историческое сознание, националистические чувства.
Благоприятным фактором формирования здорового морально-психологического климата в обществе являются многонациональные коллективы, в которых формирование интернационально-патриотического сознания является важным фактором гармонизации межнациональных отношений. Результаты исследования могут быть использованы в курсах социальной философии, социальной психологии, национальной культуры, социологии культуры , национальной политики и, конфликтологии преподаваемых в вузах.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре истории философии Пятигорской государственной фармацевтической академии. Отдельные положения работы были доложены на научно-практической конференции Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ, декабрь, 1999 г.). Опубликованы научные статьи в «Вестнике Пятигорского государственного лингвистического университета (1999 г., № № 2, 4) и др.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, примечаний с ссылками, а также списка литературы. Объем 150 страниц, число литературных источников 155.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Причины обострения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе"
Заключение
В результате рассмотрения основных параметров и причин обострения национальных отношений можно аккумулировать основные идеи диссертации и сделать выводы. Здесь важную роль могут играть и тип политической системы, и характер политической культуры, и зрелость национальной политической элиты, и развитость гражданского общества, и характер государственности.
Мы рассмотрели эти факторы в их контексте с причинами напряжённости межнациональных отношений в современной России.
Россия, по Конституции, является демократической федеративной республикой, в которой процесс демократизации оказался тесно переплетённым с обострением этнополитических отношений, практически, на всей территории нашего многонационального государства. Корни такой ситуации следует искать в основополагающих принципах государственного устройства Российской Федерации.
Федерация, в отличие от унитаризма, предполагающего целостность, неделимость суверенитета; деление территории унитарной страны осуществляется только по административно - территориальному признаку, представляет собой более сложную систему; здесь несколько государственных образований, обладающих той или иной долей политической самостоятельности, составляют одно союзное государство.
В общепринятом понимании - это добровольная ассоциация суверенных субъектов для достижения общих целей при фиксированном делегировании определённых полномочий в центральные инстанции (федеральные органы).
Субъекты федерации могут носить различные названия -штаты (например: Австралия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Мексика, США), провинции (например: Аргентина, Канада), кантоны (например: Швейцария), земли (например: Австрия, ФРГ), республики (например: Российская Федерация) и др. Но статус этих субъектов должен быть одинаков: обладание собственной учредительной властью, правом принимать свои конституции, развивать правовые и судебные системы, устанавливать гражданство наряду с федеральным гражданством.
Федерации представляют собой своеобразные политические организации, исторически сформировавшиеся по нескольким типам:
1).Классическая федерация, с широким объёмом полномочий субъектов (США, Швейцария);
2).Федерация со сравнительно небольшой независимостью субъектов (Австрия, Австралия, ФРГ, Канада);
3).Федерация с неопределёнными полномочиями субъектов (Аргентина, Бразилия, Мексика, Малайзия, Нигерия, Объединённые Арабские Эмираты).
Российская Федерация тяготеет к третьему типу, и эта её особенность связана с определёнными историко-политическими условиями государственного устройства в бывшем СССР.
Бывший СССР представлял собой политический конгломерат, включающий несколько социально-культурных пространств, в которых проживали народы, относящиеся: к различным культурно-историческим комплексам;
- к 20 языковым группам (славянской, тюркской, дагестанской, иранской, балтийской, германской, финно-угорской и др.;
- к различным этноконфессиональным системам (прибалтийско-католической, прибалтийско-протестантской, униатской, славяно-православной, тюрко-мусульманской, восточно-христианской, буддийско-ламаистской и др.
На этом, в основном, сыграли с самого начала перестроечных процессов «апологеты демократии», спровоцировав всплеск популярности идей национального сепаратизма в различных регионах страны: Прибалтике, Закавказье, Средней Азии и пр.
Таким образом, сущность современного этнополитического кризиса, заявившего о себе с середины 80-х годов «парадом суверенитетов», непосредственно связана с тем, что в интересах удовлетворения своих политических амбиций и экономических притязаний отдельных групп людей был искусственно прерван естест-венноисторический путь интеграции субъектов многонационального государства, что привело к таким существенным проблемам, как материальное, моральное и физическое истощения каждого из народов, населяющих в прошлом огромную территорию мощного государства - СССР.
С середины 80-х годов в сфере властно-управленческой жизни нашего общества этническая проблематика стала преобладающей в определении того или иного политического курса. Лозунги «национального возрождения» превратились в определяющий инструмент политизации массового сознания и поведения.
Оставшаяся от распавшегося Союза современная Россия - тоже многонациональная федерация, и для её государственной целостности и политической стабильности следует учитывать ошибки прошлого и строить национальную политику на принципах реальной демократии, которая предполагает «обратную связь» политического центра и субъектов федерации, с одной стороны, и политических институтов и гражданского общества, - с другой.
Из всего сказанного возникает закономерный вопрос: является ли многонациональная федерация неизбежно политически нестабильной? Ведь каждый этнос имеет исторические и социальные предпосылки для создания факторов самодостаточности нации, которые порождают его притязания на государственный суверенитет и тем самым могут создавать политические проблемы в том или ином обществе. Но не всё так просто.
Многонациональность - это правило в мировой практике государственного строительства. И в подавляющем большинстве стран сегодня сосуществуют несколько наций, имеются иноэтни-ческие общности (как компактно расселённые, так и дисперсно, т.е. рассеянно, рассыпано), отдельные представители какого-либо народа в ином этносоциальном организме или этникосе.
По данным западных исследователей, на начало 90-х годов 20-го века из примерно 180-ти государств в мире менее 20-ти являлись гомогенными (однородными) в том смысле, что этнические меньшинства составляли в них менее 5 % населения.
Человечество на пороге XXI века представляет собой систему, состояние которой во многом определяется характером взаимодействий более чем 4000 народов, объединённых в отдельные социальные организмы. (См.: М.М.Кучуков Нация и социальная жизнь. Нальчик. 1996. С.174).
Поэтому проблема организации жизнедеятельности народов в едином социально-экономическом и политическом пространстве традиционно является одной из наиболее сложных. Её решение всегда будет зависеть от сложившихся в политическом сознании представлений о природе наций, об их положении в структуре социального организма.
Но залогом мирного сосуществования наций должны стать выверенные практикой многих стран современного мира следующие принципы политической линии многонациональных государств:
1). Реальное равенство всех проживающих в данном государстве народов, которое в процессе государственного строительства должно быть отражено в праве, в организации аппарата управления;
2).Создание органов самоуправления в каждом социально-этническом комплексе при соответствующем волеизъявлении;
3).Мобильное решение проблем общественного производства, духовной жизни и культуры;
4).Постоянный анализ и контроль над процессами, происходящими в духовной жизни этноса, в национальном самосознании народов того или иного региона;
5).Проведение постоянной, гибкой идеологической работы, воздействие на самосознание народов, с одной стороны, идеей образа, с которым конкретный народ идентифицирует себя, а с другой, - идеей возможности и необходимости совместного бытия, наличия общих интересов со своими иноэтническими соотечественниками.
Значимость названных принципов можно подтвердить конкретным примером - этнополитической ситуацией в самом многонациональном регионе Российской Федерации - на Северном Кавказе.
Мы являемся свидетелями резкого обострения межнациональных конфликтов в республиках Северного Кавказа за последние несколько лет: грузино-абхазский, осетино-ингушский, чечено-российский конфликты.
Стоит заметить, что пользуясь и манипулируя национальным самосознанием, лидеры некоторых политических партий, общественных движений в регионе выдвигают в своих программах на первое место везде и во всём идею приоритетности коренных народов Северного Кавказа.
Особенно активно в этом направлении действуют партии и движения, опирающиеся на реальные нужды и запросы этих народов (кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, ингушей, лезгин, кумыков и др.), используя, в частности, устойчивые традиции их приверженности исламу.
На Северном Кавказе есть сторонники исламского фундаментализма, которые представляют собой ощутимый противовес государственной власти, порой, проявляют себя в качестве детонирующей силы в межнациональных спорах и конфликтах.
Кроме того, в современных условиях по стране в целом становятся более широкими и разнообразными контакты северокав-казцев со своими зарубежными диаспорами, расположенными, в основном, в Турции, Сирии, Иране и других странах Ближнего Востока. Влияние этих контактов на национальное самосознание северокавказских народов (как положительное, так и отрицательное) становится всё более ощутимым и глубоким, что является одним из факторов воздействия на деятельность национально-политических и религиозных объединений.
Поэтому многие исследователи считают, что в целях нормализации этнополитической ситуации на Северном Кавказе, как со стороны официальных властей, так и со стороны общественных организаций, следует обращать пристальное внимание на два основополагающих аспекта:
1).С учётом специфики национальной структуры населения Северного Кавказа и её связи с национальным составом населения сопредельных государств, серьёзного внимания требует их политика (в первую очередь, Турции) в ходе межнациональных конфликтов в регионе и реакция законно избранных властей республик и Российской Федерации в целом. (26)
2).В общественно-политической жизни народов Северного Кавказа возросла роль ислама (за исключением большей части Северной Осетии). В соответствии с тем местом, которое занимает мусульманская религия в исторической памяти горцев, она активно влияет не только на содержание национальных интересов, рост национального самосознания, но и на лозунги, методы политической борьбы, символы, цели и задачи отдельных партий и общественных движений. (27)
Итак, национальное самосознание народов Северного Кавказа тесно связано с религиозным, и хотя исламская религия не включена непосредственно в национальное самосознание, она тем не менее играет активную роль этнообразующего фактора (при всём том, что это не национальная, а мировая религия).
На Северном Кавказе сегодня, как и по всей стране, имеются благоприятные условия для разносторонней работы религиозных организаций, которые активно влияют на духовную жизнь людей, на их мировоззренческие и политико-идеологические ориентиры, а также - на национальное самосознание, культуру межнационального общения и т.п.
И анализ общественно-политической ситуации в регионе, результаты социологических опросов населения позволяют в связи с этим сделать следующие выводы, которые мы можем встретить в работах различных авторов: В.Дзидзоева, М.Кучукова, В.Привалова и др.:
1).Есть множество верующих и религиозных авторитетов, занимающих гармонично соединённые патриотические и интернациональные позиции, поддерживающие идеи добрососедства и взаимопонимания народов на Северном Кавказе;
2).Различные слои верующих и духовенства поддерживают идеи национальной и религиозной исключительности, сепаратизма, национализма, шовинизма. Они, подогревая национальные и религиозные страсти, как правило, способствуют разжиганию межнациональной вражды, которая на Северном Кавказе неоднократно доходила до кровопролития.
Понятно, что интересы сохранения единства и территориальной целостности северокавказских республик и страны в целом, недопустимости их распада требуют решительной борьбы против националистического и религиозного экстремизма.
Решение национального вопроса в национальной политике не будет окончательно достигнуто, пока существуют этносы. Но современное человечество в состоянии гармонизировать национальные отношения, и соблюдая определённые условия, граждане Российской Федерации сумеют преодолеть комплексы национализма и ксенофобии, приводящие к политическому экстремизму, с одной стороны, и тормозящие свободное развитие факторов национальной самодостаточности, - с другой.
Итоговые выводы:
- любые этнополитические отношения так или иначе связаны с особенностями политической системы того или иного государства;
- в настоящее время в сфере национального самосознания народов России (и, в частности, на Северном Кавказе) существует устойчивая тенденция признания необходимости укрепления культурных факторов бытия наций;
- данная тенденция имеет ряд как положительных, так и отрицательных моментов:
- эта тенденция стимулирует более полное, гармоничное, развития наций;
- она связана с обогащением национальной культуры, способствующего преодолению чувства ущемлённости того или иного народа;
- обогащение же национальной культуры нацеливает этносы на готовность преодолевать националистические устремления в пользу цивилизационных начал. тенденция признания необходимости национально-культурного возрождения может становиться орудием спекуляций негативных сил в обществе, призывающих в целях удовлетворения собственных амбиций к необдуманному государсвенному сепата-ризму, ксенофобии и национализму.
Поэтому для стимуляции положительных и нейтрализации негативных моментов в Российском полиэтническом государстве необходимо давать простор для естественного, объективного формирования факторов гармоничного развития наций, при которых самоопределение, в том числе и политическое, может и должно осуществляться на бесконфликтной основе.
Это, в частности означает необходимость скорейшего решения таких задач, как:
1).Создание реального демократического правового государства;
2).Отказ национальных меньшинств от сепаратизма, признание ими за верховной властью всех полномочий в обороне, в ведении иностранных дел, в борьбе с организованной преступностью и т.п.;
3).Финансирование из центрального бюджета преподавания, вещания и других культурных мероприятия в культурных автономиях на национальном языке;
4).Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень.
Список научной литературыДолова, Заира Владимировна, диссертация по теме "Социальная философия"
1.Абалкин Л. О национально-государственном интересе России //Вопросы экономики. - 1944. - № 2. - С. 4-16.
2. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. Москва, 1994.
3. Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984.
4. Авксентьев А. В., Авксентьев А. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993. АКАК, т. 12.
5. Авксентьев В.А. Этнические проблемы Северного Кавказа в контексте общероссийских и мировых этнических проблем //Известия вузов Сев.-Кав. регион. Общ. науки 1998. - № 2. -С. 32-35.
6. Алексеев В. П. Этногенез. Москва, 1986.
7. Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе. Москва, 1971.
8. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства //ОНС 1996. - № 1. - С. 165.
9. П.Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. Краснодар, 1966.
10. Арутюнян Ю.В., Дробижева J1.M. Советский образ жизни: общее и национально-особенное // Советская этнография. 1876.
11. Аширов Н. Ислам и нации. Москва, 1975.
12. Баранов Е.Г. Нациопатия источник конфликтов //ОНС. -1996. - Коб. - С. 67.
13. Барановский К. О феномене цивилизованного национализма //Дружба народов. 2000. - № 3. - С. 156-158.
14. Беджанов М.Б. Развитие национальных отношений на современном этапе. Краснодар, 1990.
15. Беджанов М.Б. На пути национального возрождения. Майкоп, 1992.
16. Беджанов М.Б. Общественный кризис и проблемы национального возрождения. Майкоп, 1995.
17. Беджанов М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. Майкоп, 1997.
18. Бетрозов Р.Ж. Этническая история адыгов. Нальчик, 1996.
19. Болоскова Т. Диаспора: фактор конфликта или сближения? // Дружба народов. 2000. - № 3. - С. 159-167.
20. Боров А.Х., Битова Е.Г. Проблема демократизации и этно-политической реконструкции в Северо-Кавказском регионе //Известия вузов Сев.-Кав. регион. Общ. науки 1998. - № 2. -С. 52-58.
21. Брайс Д. Современные демократии. Москва, 1992.
22. Бройдо Г.И. Национальный и колониальный вопрос. Москва, 1924.
23. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Москва, 1983.
24. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. Москва, 1973.
25. Бутрос Гали Б. Повестка дня мира. Москва, 1992.
26. Васильев В.А. Оппозиция как социальное явление //Социально-политический журнал. 1996. - № 5. - С.42.
27. Вопросы межнациональных и федеративных отношений. Москва, 1995.
28. Востриков С.В. Национальная государственность. Москва, 1996.
29. Гаврилов П.А. Устройство поземельного быта горских племён Северного Кавказа // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.2. Тифлис, 1869.
30. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IY-X вв. Ленинград, 1979.
31. ГАКК, ф. 454, оп. 2, д. 793а, л. 18.
32. Гарданов В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в 18-начале 19 вв. //Советская этнография. 1960. № 8.
33. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально тематический журнал. - 1997. - № 3. - С. 232.
34. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IY-X вв. -Л.: Изд-во ЛГУ. 213 с.
35. Гордон JI.А. Размеры России: геополитические выводы из геоэкономических сравнений // Труды международного симпозиума «Куда идёт Россия?». Москва, 1996.
36. Горячева А. И. Является ли психический склад признаком нации? // Вопросы истории. 1968. № 7.
37. Государственная служба РФ и межнациональные отношения. Москва, 1995.
38. Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие Прите-речных районов в 17- первой половине 19 вв. Грозный, 1961.
39. Гриценко Н.П. Экономическое развитие Чечено-Ингушетии в пореформенный период (1861-1900 гг.). Грозный, 1863.
40. Гусейнов О.М. О самоопределении как моральном праве народов //Социально-политический журнал. 1993. №№11-12.
41. Дедяев В.М. региональные проблемы национально государственного строительства на Северном Кавказе //Известия вузов Сев.-Кав. региона. Общ. науки. - 1998. - « 2. - С. 20-23.
42. Денисова Г.С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе как политическая проблема //Известия вузов Сев.-Кав. регион. Общ. науки 1998. - № 2. - С. 37-42.
43. Джунусов М. С. Нация как социально-этническая общность людей // Вопросы истории. 1964. №4.
44. Дзагурова Г.М. Под российскими знамёнами. Владикавказ, 1992.
45. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ, 1995.
46. Долгушин А. О переселении в Терскую область из внутренних губерний России. Владикавказ, 1907.
47. Дорофеев В. Заложник как зеркало чеченской оппозиции //Коммерсант. 1997. - № 22. - С. 24.
48. Знаменский А.А. Этнонационализм: основные концепции современной американской социологии: Аналитический обзор // Социологические исследования. 1992. № 12. 57.Зотов В. Национальное самоопределение «вплоть до.» // Свободная мысль. 1996. № 4.
49. Иванов В.Н. Межнациональная напряженность в национальном аспекте. 1993. № 7. с.58 66.
50. Иванов П.М. Северный Кавказ: «Партия войны» и интересы России. Нальчик, 1997.
51. Иванов В. и др. Состояние межнациональных отношений в Российской Федерации //Социально-политический журнал. -1996. № 3. - С. 33.
52. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. Москва, 1988.
53. История национально-государственного строительства в СССР: 1917-1978. В 2-х т /АН СССР, Ин-т истории.- Т. 1.- 3-е изд. доп. и перераб. М.: Мысль, 1979. - 424 с.
54. История национально-государственного строительства в СССР: 1917-1978. В 2-х т /АН СССР, Ин-т истории.- Т. 2.- 3-е изд. доп. и перераб. М.: Мысль, 1979. - 399 с.
55. Каганский В. Советское пространство: конструкция и деструкция. Москва, 1995.
56. Кажаров В. X. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVTII-первой половине XIX века. Нальчик, 1992.
57. Калмыков Ж.А. Установление русской администрации В Ка-барде и Балкарии (конец 18- начало 20 века). Нальчик, 1995.
58. Калмырзаев А. С. Нация и общественное сознание. Алма-Ата, 1984.
59. Калтахчян С. Т. К вопросу о понятии «нация»// Вопросы истории. 1966.№ 6
60. Кельзен X. О сущности и значении демократии. Москва, 1996.
61. Керимов Д. А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. Москва, 1979.71 .Кобищанов Ю.М. Место исламской цивилизации в этнокон-фессиальной структуре Северной Евразии России //ОНС. -1996. - № 2. - С. 91.
62. Козлов В. И. Некоторые проблемы теории нации // Вопросы истории. 1967. № 1.
63. Койчуев А.Д. Историческая и духовная общность народов Северного Кавказа основа для сохранения мира и стабильности в регионе //Известия вузов Сев.-Кав. регион. Общ. науки -1998. - № 2. - С. 58-60.
64. Комментарии к Конституции РФ. Москва, 1996. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Москва, 1994.
65. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. Москва, 1971.
66. Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону. 1998.
67. Конституция РФ. Москва, 1997.
68. Концепция государственной национальной политики РФ //Российская газета. 1994. - № 128. - С. 5.
69. Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика //МЭ и МО. 11996. - № 7. - С. 59, №8. -С. 78, № 9. - С.69.
70. Кордонский С. Г. Нации как государственные институты // Философские науки. 1990. № 8.
71. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Москва, 1961.
72. Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса конфликта. Москва, 1992.
73. Куличенко М. И. Нация и социальный прогресс. Москва, 1983.
74. Кучуков М.М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик, 1992.
75. Кучуков М.М. Нация и социальная жизнь. Нальчик, 1996.
76. Лавров П.Л. Философия и социология. Письмо 1 .Национальность в истории // Лавров П.Л. Избранные произведения в 2-х томах. Москва, 1965. Т.2.
77. Лебедева Э. Национальный вопрос и федерализм /УМЭ и МО. 1998. - № 9. - С.44-50
78. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. М.: Госполитиздат, 11952.- 66 с.
79. Личность и уважение к закону: Социологический аспект Москва, 1979.
80. Лунеев В.В. Преступность в межнациональных конфликтах //Социологические исследования. 1995. № 4. с.103 107.
81. Макитов И. В. О соотношении национальных и религиозных моментов в сознании верующего // Опыт и проблемы интернационального и атеистического воспитания. Москва, 1976.
82. Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. Москва, 1977.
83. Мальцев Л. А. К вопросу формирования правовой психологии // Философские науки. 1973. № 2.
84. Малышева Д. Этнические конфликты на юге СНГ и национальная безопасность России //МЭ и МО. 1994. - № 3. - С. 3041.
85. Мамакаев М. Чеченский род и процесс разложения. Грозный, 1962. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Москва, 1957. Т. 8.
86. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Москва, 1960. Т. 23.
87. Марченко Г.И. Формирование этнополитических идей //Социально-политический журнал. 1994. - № 9. - С. 69-75.
88. Материалы Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. Москва, 1988.
89. Материалы XIX Пленума Центрального Комитета КПСС. 29 июля 1988 г. Москва, 1988.
90. ЮО.Мигранян A.M. Новая Россия на пути к общему дому // Новый мир. 1994. № 1.
91. Моисеев Н.Н. Размышления о национализме //Социально-политический журнал. 1994. № 7 8. - С. 31-39.
92. Монастырский М.Л. Россия и геополитика // Известия. 17. 04. 1996.
93. Народы Кавказа. Москва, 1960.
94. Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы махаджирства И Материалы Всесоюзной научно-практической конференции 24-26 окт. 1990 года. Нальчик, 1994.
95. Национальные интересы России и реальные приоритеты государственной политики за полтора века: «Круглый стол» //Отечественная история. 1996. - № 6. - С. 110.
96. Нация, национализм, суверенитет //Социально-политический журнал. 1988. - № 3. - С. 113 - 128.
97. Никитин В. Б. О структуре общественного сознания // Человек и общество. Ленинград, 1973.
98. Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994. 109.Общая теория права и государства. Под ред. В. В. Лазарева. Москва, 1996.
99. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX-нач. XX века // Материалы конф. 28-29 марта 1974. Нальчик, 1976.111.0йзерман Т. И. Философия и обыденное сознание // Вопросы философии. 1967. № 4.
100. Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. Москва, 1969.
101. Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1997.
102. Римаренко Ю., Степанов Э. Конфликтология межэтнических отношений //Социально-гуманитарные знания. 1999. - № 4. - С. 135- 147; № 5. - С. 32-48.
103. Рогачев П. М., Свердлин М. А. Нации народ - человечество. Москва, 1967.
104. Рогачев П.М., Свердлин М. А. О понятии «нация»// Вопросы истории. 1966. №1.
105. Романенко С.А. Типология процессов национального самоопределения //ОНС. № 2. - С. 66-74.
106. Россия и мусульманский мир: Бюллетень реферативно-аналитической информации. Москва, 1997. № 1.
107. Россия и мусульманский мир: Бюллетень реферативно-аналитической информации. Москва, 1997. № 3.
108. Савоскул С.С. Этнический аспект постсовестской гражданской идентичности //ОНС. 1999. - № 5. - С. 91-104.
109. Сампиев М.С. Типология самоопределения народов как инструмент его исследования //Социально-гуманитарные знания. 2000. - № 1. - с. 282-294.
110. Сармантин E.C. К оценке чеченского кризиса //Известия вузов Сев-Кав. региона. Обществ, науки. 1988. - № 2. - С. 6567
111. Серебрянников В.В. Война в Чечне: причины и характер //Социально-политический журнал. 1995.- № 3.
112. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.- 203 с.
113. Сингер Б.Д. Демократическое решение проблемы этнического многообразия //Вопросы философии. 1994. - № 6. - С. 89
114. Ситунишин В. Самоопределение народов: традиции и действующее право: Национальные отношения //ОНС. 1994. - « 2. - С. 107-113.
115. Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений //Социально-политический журнал. 1996. - № 1. - С. 29.
116. Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в XVI XIX вв. Москва, 1958.
117. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. Москва, 1992.
118. Спиркин А. К. Сознание и самосознание. Москва, 1972.
119. Тавадов Г.Т. Современная этнополитическая ситуация в России: Народы России: возрождение м развитие //Социально-политический журнал. 1994. - № 2. - С. 35-45.
120. Тертыченко В.А. Межнациональные противоречия в современной России. Санкт-Петербург, 1996.
121. Тишков В. А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 2.
122. Традициональные и новые обряды в быту народов СССР /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.И.Миклухо-Маклая: Отв. ред.: И.А.Крывелев, Д.М.Коган. М.: Наука, 1981. - 183 с.
123. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме //Вопросы экономики. 1994. - № 2. - С. 108-125.
124. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Ленинград, 1968.
125. Указ Президента РФ от 9 августа 1994 года № 9 1668.
126. Уткин А. Национализм и будущее человечества // Свободная мысль. 1995. № 3.
127. Фольц У. Этнический конфликт и вмешательство: некоторые международные аспекты // Кентавр. Москва. 1993. Март-апрель.
128. Фролов С.С. Социология. Москва, 1996.
129. Хагба Б. Факторы этнополитической бесконфликтности на Кавказе //Социально-политический журнал. 1995. - №3.
130. Хмара Н. Межнациональные отношения и безопасность России //Обозреватель. 1998. - № 1. - С. 21-27.143 .Хоперская Л.Л. Современные этнополитические отношения на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. Ростов-на-Дону, 1997.
131. Хоперская Л.Л. Этнический фактор становления федерализма на Северном Кавказе //Известия вузов Сев.-Кав. регион. 1998. - № 2. - С. 14-20.
132. Цамерян И. П. Национальные отношения в СССР. Москва, 1987.
133. Царегородцев С. Конституционный кризис в России. Анализ и перспективы развития // Известия. 26.10.1996. №203.147.ЦГА РСО.148.ЦГА ЧР.
134. Черноусова Е. Социальная интеграция и национальная идея (мировой опыт и проблемы) //Общество и экономика. 2000. -С.79-95.
135. Шадже Л.Ю. Политический диалог как средство разрешения этнических конфликтов //Социально-политический журнал. 1996. - № 2. - С.218.
136. Шульман М.М. Межнациональные отношения в России на современном этапе // Межнациональные отношения сегодня. Сборник научных трудов. Ростов на - Дону - Донецк, 1994.
137. Шемакин Я.Г. Этнические конфликты: цивилизованный ракурс //ОНС. № 4. - С. 49-60.
138. Щербин А. Земли частного владения лиц войскового сословия в Ейском отделе Кубанской области. Екатеринодар, 1894.
139. Якуба Е. А. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений при социализме. Харьков, 1970.
140. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Москва, 1987.