автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного)

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Соболь, Валентина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Днепропетровск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Соболь, Валентина Александровна

Введение

1. Фольклоризм украинского советского исторического романа

2. Содержание, формы и функция трагического.

3. Драматическое - доминирующая форма эстетического выражения народности.

4. Комическое как форма критики существующей действительности и выражения народного оптимизма в украинском историческом романе

5. Гармоническое - форма эстетического выражения народного идеала.

Выводы.

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Соболь, Валентина Александровна

В В Е Д Е Н И Е Актуальность темы, В условиях переживаемого исторического периода, когда идет борьба "за умы и сердца миллиардов людей на планете"-, "всю нашу идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу, отмечал в речи на Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь нашей партии Ю.В.Андропов, необходимо решительно поднять на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма" .В решении задач, намеченных партией в идеологической работе, большую роль играет советская литература. Пропаганде коммунистических идеалов служат как произведения о нашей современности, так и произведения, повествующие о далеких исторических эпохах.Произведения исторического жанра воспитывают у советских людей любовь к Родине, ее героическолу прошлому, уважение к лучшим традициям других народов. Ю.В.Андропов,выступая на торжественном заседании, посвящен ном шестидесятилетнему юбилею нашей Родины, указывал, что воспитание советских людей в духе взаимного уважения и дружбы всех наций и народностей страны, любви к своей Советской Родине, интернационализма, солидарности с трудящимися других стран это постоянная, непреходящая по своему значению задача Перед писателями, работающими в жанре исторического романа, самой сложной задачей всегда являлась научно-обьективная оценка исторического содержания воспроизводимой эпохи и ее художественно верное воплощение. В нашей партийной прессе и ряде партийных документов неоднократно отмечалось,что "как нигилистическое отноше 1 Речь Ю.В.Андропова на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года.-Матери алы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.М.: Политиздат,1983, с.7, 2 Там же, с.5. 3 Андропов Ю.В.Шестьдесят лет СССР.-М.:Политиздат,1982,с.15.4 ние к прошлощ, недооценка, а тем более игнорирование прогрессивных достижений национальных культур, так и узко понимаемое зьяечение стариной, ее идеализация, воспевание патриархальщины, гиперболизация значимости отдельных,нередко второстепенных исторических событий и явлений, подчас этакое национальное ского воспитания" Из вышеизложенного вытекает не только гражданская,воспитательная, но и научная актуальность развития исторического романа и поисков новых путей в его изучении, позволяющих полнее и глубже реализоваться его идейно-художественным, эстетическим, воспитательным и идеологически-наступательным возможностям. А направляют поиски.новых художественных средств и форм народность и партийность исходные идейные принципы литературы социалистического реализма. Весьма плодотворныы в этом плане нам представляется изучение народности украинского советского исторического романа. Как ключевую проблему дагя развития литературы социалистического реализма определил народность А.Метченко Вокруг проблемы народности всегда велась острая идеологическая борьба, потому что именно здесь проявяяется непримиримость между буржуазной и социалистической идеологией. Особую актуальность проблема народности приобретает в наши дни в связи с усилением идеологической борьбы, с активизацией деятельности буржуазных и буржуазно-националистических эстетиков, проповедующих "защиту" искусства от политики, которая на самом деле открыто или 1 Щербицкий В.В. Доклад на собрании актива республиканской партийной организации "О задачах партийных организаций республики,вытекающих из доклада Генерального секретаря ЦП КПСС тов.Ю.В.Андропова "Шестьдесят лет СССР".-Правда Украины,1983,26 марта. 2 Метченко А.Кровное,зоеванное.- М.: Сов.писатель,1975,с.35. самолюбование, разумеется, несовместимы с целями и задачаьш кошлунистичезавуалированно выражает стремление наших идеологических противников противопоставить развитие советской литературы политике партии, представить метод социалистического реализма как свод "требований" и "прописей" Опасную подрывную деятельность проводят и представители буржуазного ревизионизма. Э.Фишер ,например, призывает отказаться от понятий "партийность", "классовая точка зрения", "связь с народом". Они для Фишера и ему подобных "слова-призраки", анафемные термины" Следовательно, на современном этапе возрастает идеологическая актуальность проблемы народности. Научная актуальность вытекает из необходимости рассмотрения народности в аспекте эстетического идеала, эстетических и художественных форм его выражения в историческом романе. Более подробная характеристика научной актуальности поставленной проблемы подана ниже. Цель работы:осмыслить многообразие содержания и эволюгщю эстетических и художественных форм выражения народности в украин ском советском историческом романе, общее и специфическое для творчества каждого из романистов в выражении народности. Задачи исследования:раскрыть содержание, эстетические и художественные формы выражения народности: фольклоризм, трагическое, драрлатическое, комическое,гармоническое. Идея работы. Аксиологический аспект неизбежен при самом объективном изображении исторической действительности, как и совре1 Об изобличении попыток буржуазных идеологов и ревизионистов атаковать марксистско-ленинские основы литературы социалистического реализма, ее определяющие принципы партийности и народности, социалистического интернационализма см.: Дончик В. Правду не здолати /Проти буржуазних та буржуазно-нацхоналхстичних фальсиф1кац1Й радянсько! лхтератури/- К.:Наукова думка, 1977. 2 О деятельности псевдоученого Фишера см. в кн.: Суровцев Ю. В лабиринте ревизионизма. Эрнст- Фишер, его идеология и эстетика* М. Худож. литература, 1972.менности. Изучение его эстетического содержания и художественных форм выражения глубже раскрывает не только закономерности эстетического и художественного осглысления исторического прошлого,но и дает возможность оценить степень и характер народности произведений исторического ланра. Научная новизна исследования. В работе впервые предприни h мается попытка исследования фольклоризма как наиболее яркой формы народности украинского советского исторического романа,а также анализ его народности в аспекте эстетических категорий.Анализ осуществляется по иерархической системе эстетических категорий, апробированной на Всесоюзной конференции 1978г, в г.Днепропетровске .Изучение таких форм эстетического выражения народности, как фольклоризм, трагическое, драматическое, комическое и гармоническое обогатит представление о методе и стиле советского исторического романа и о своеобразии проявления метода социалистического реализма в одном из специфических его жанров. Анализ идейно-эстетического потенциала исторической романистики сквозь призму эстетических категорий позволяет определить ряд новых особенностей творчества исследуемых писателей. Объектом исследования являются исторические романы 0.Гончара, Скляренко,П.Загребельного,созданные в периодг последнего 1 Эстетические категории в литературоведческом и искусствоведческом анализе.Всесоюзная научная конференция.Тезисы докладов. Днепропетровск.:Изд-во Днепропетров.ун-та,1978. 2 В выборе периода исследования мы опираемся на положение Б.Сучкова о начале в середине 50-х гг., когда "советское общество стало обретать черты развитого социализма",нового этапа в развитии художественного метода советской литературы/Сучков Б, Действенность искусства.-М.:Сов.писатель,1978,с.89/.Что касается исторической романистики,то именно в середине 50-х гг.украинский исторический роман,благодаря собственно органическому росту и вдумчивому освоению опыта русской и мировой романистики исторического жанра, выходит на всесоюзную орбиту /См.:Новиченко Л. На путях к эпическому синтезу.- В кн.: Советский роман.Новаторство. Поэтика. Типология.- М.:Наука, 1978, с.550/.7 тридцатилетия /IS52-I982 гг./. Украинский роман рассматривается в контексте развития советской многонациональной исторической романистики, в сопоставлении с произведениями таких мастеров,как Г.Абашидзе, Айбек, Б.Шинкуба, В.Миколайтис-Путинас, А.Кекильбаев Т.Каипбергенов, Я.Кросс, Б.Васильев, В.Инфантьев. Защищаелые положения. Украинский советский историчес1Шй роман I952-I982 гг. характеризуется интенсивным проявлением народности. Это обусловило многообразие форм эстетического выражения народноетигфольклоризм, трагическое, драматическое, коглическое, гармоническое, Фольклоризм, самая яркая и всепроникающая форма народности, в украинском историческом романе исследуемого периода проходит сложную эволюцию от простого, порой приглитивного обращения к фольклору до усложненного фольклоризма, который становится типологическим явлением, "работающим" на раскрытие психологической глубины характеров. Авторский идеал /его понимание прекрасного/ и антиидеал /понимание безобразного/ фактически выражаются во всех эстетических категориях результат динамического отношения идеала и действительности. Каждая из категорий имеет свои характерные содержательно-художественные фор&ш ввфажения как вообще в советском историческом романе, так и в индивидуальном творчестве писателей.Анализ индивидуальной специфики выраже1шя трагического, драматического, колшческого, гармонического и взаимодействия между этими категориягли в конкретных произведениях раскрывает новые грани идейно-художественного содержания творчества и стиля писателя. В романах О,Гончара, Скляренко,11.3агребельного доминирует драматическое при глубокой социальной насыщенности трагического, комлческого и гармонического. Трагическое играет героизирующую роль, комическое имеет непосредственную связь с народной смеховои культурой, в основе которой лежит народный идеал, гармоническое единично и функционирует преимущественно в сфере желаемого, а не реального. При названных свойствах у каждого из писателей ярко выражена творческая индивидуальность, черты которой в самом общем виде можно сформулировать следующим образом. Специфика драматического и трагического в романах 0.Гончара заключается в том, что глубина социальной проблематики и в наиболее острых проявлениях проникнута возвышенной верой в торжество идеалов революции. Романы Сшшренко отличает аналитический подход автора к трактовке характеров и событий. Писатель крайне редко предоставляет своим героям право открытого выявления их позиции, а это существенно обедняет палитру трагического и драматического, сообщая им ненужный мелодраглатизм. Лдя трагического и драматического у П.Загребельного характерна особая экспрессия его художественного выражения. Это обусловлено тем, что трагическое всегда проявляется в действии, события и характеры сагловыявляются, а не представлены в пересказе, как у 0.Гончара и, главным образом, у Скляренко. Комическое в украинском советском историческом романе 19521982 гг. развивается от"веселой"сатиры и добродушного юмора /у 0.Гончара/ к доминанте комического без смеха, к публицистичности /у Скляренко и П.Загребельного/. Публицистичность Скляренко зиждется на несколько наивном негодовании, порицании чуждых народу явлений. J П.Загребельного это публицистичность иного качества и уровня. Она вытекает из глубины психологического исследования характеров и обстоятельств. П.сагребельный тяготеет к интеллектуально насыщенной сатире, к язвительному обличению человеческих пороков таким образом,что в явлениях, присущих конкретно-исторической эпохе,актуализируются вечные, общечеловеческие проблемы. Гармоническое в романах 0.Гончара и Скляренко, воплотив пшх наиболее характерные черты украинской романистики 50-х гг., активно выходит за рамки межличностных отношений, захватывает социально-общественные явления и поэтому в пространственно-вре менном плане оно более широко. В романах П.Загребеяьногов нас тоящее время в наибольшей степени /и в наибольшем количестве представляющих современный украинский исторический роман, заметно значительное уменьшение "дозы" гармонического. Вместе с тем отмечаем качественное изменение его функций. Гармоническое начинает "работать" на глубину характера, становясь одним из средств богатого психологического инструментария писателя. Гармоническое как бы снова перемещается в сферу межличностных отношений, но уже на новом, более высоком уровне, помогающем осмыслить через судь бу отдельной личности народную судьбу. Методология и методика исследования.Методологическим фувдаментом диссертации являются труды К.Маркса,Ф.Энгельса,В.И.Ленина, материалы ЛУ1 сьезда КПСС и материалы Й Ю Н Ь С К О Г О 1 9 8 3 Г./ Пленума ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС "О литературно-художественной критике", "О дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной работы", "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикойкоммунистического строительства", материалы УП сьезда писателей СССР и Ш сьезда писателей Украины. Из ряда существующих эстетических систем мы избрали и опиI Борев Ю.Основные эстетичесше категории. М,: Высшая школа, I960; Он же: Комическое. М.: Искусство, 1970; Он же: О трагическом. М.: Сов. писатель, I96I; Он же: Эстетика.- М,: Политиздат, I98I; Зись А. Искусство и эстетика,- М.: Искусство, 1975; Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.-Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, I97I; Крюковский И. Основные эстетические категории.-Шнек.:Изд-во БГУ им.В.И.Ленина, 1974.раемся на систему эстетических категорий Фроловой К.П., которая разрабатывается и внедряется кафедрой украинской литературы Днепропетровского университета. Эта система базируется на категориях тенденциозности, классовости и партийности, формирующих идеал и антиидеал. Она развивает глысль Кагана М.С. о динамическом соотношении идеала и дейстштельности, где прекрасное и безобразное соответственно выражают идеал и антиидеал и являются категориями критериями, а трагическое, драматическое, комическое, гармоническое результатами соотношения идеала и действительности. Наша методика состоит в том, что мы будем последовательно анализировать социальное и эстетическое содержание и художественные формы выражения трагического, драматического, комического, гармонического в исторических романах О,Гончара, Скляренко,П.Загребельного, что позволит нам сделать выводы о своеобразии народности у каждого из писателей и поможет глубже раскрыть содержание народности рассматриваемых произведений,определить их идейно-эстетически!! потенциал. Рассмотрение эстетических форм выражения народности мы начинаем с фольклоризма: во-первых, он ярко выражен и органичен в украинском историческом романе, во-вторых,, в нем проявляются все эстетические категории. Рассмотрение фольклоризма по категориям обеднило бы представление об обращении писателей к истокагл народного творчества. Практическая ценность работы.Положения диссертации могут быть применены в литературоведческой практике при изучении эстетического выражения народности, в преподавании курса истории украинской литературы с целью показать на конкретном анализе новые аспекты проблемы народности, исследовать художественное произведение в единстве и взаимосвязи эстетических форм выражения принципа наII родности с идейно-художественным замыслом и авторской позицией, концепцией исторического пропшого народа и роли народных масс в истории, являющейся важной особенностью литературы социалистического реализма. Материал данного исследования может быть основой специального курса для студентов филологического и исторического факультетов, факультатива в школе. Кроме того, положения диссертации могут использоваться в лекционной работе по пропаганде популяризации достижений украинской советской литературы. Настоящая работа является частью проводшлого кафедрой украинской литературы Днепропетровского университета исследования, звеном ведущего направления на факультете /Je гос.per. 81067410/. Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на итоговых научных конференциях Днепропетровского университета /I98I, 1982, 1983/, на научной республиканской конференции в Киеве 1983 дважды обсуждались на заседаниях кафедры украинской литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Принцип народности и формы его эстетического выражения в украинском советском историческом романе (на материале произведений О. Гончара, С. Скляренко, П. Загребельного)"

- 177 -ВЫВОДЫ

Исследование украинского исторического романа последнего тридцатилетия в эволюции с достаточной аналитичностью и конкретностью помогает выявить плодотворность принципов социалистического реализма, партийности, народности в данном жанре. Народность в исторических романах О.Гончара, С.Скляренко, П.Загребельного выражается во всепроникающем фолыслоризме, взаимодействии трагического, драматического, комического, гармонического, что отражает как многообразие идейно-эмоциональных проявлений самого исторического бытия, так и авторских идейно-эстетических оценок его.

Как значительное достижение исторического романа считаем то, что 0.Гончар, С.Скляренко, П.Загребелышй сумели воссоздать убедительные картины народной жизни К-ХХ веков и показать при этом,что главной движущей силой истории является народ. Народность содержания обретает форму, тесно связанную с устным народным творчеством.

Фольклоризм исторических романов О.Гончара, С.Скляренко, П.Загребельного несомненен, хотя у каждого из писателей он имеет свою специфику.

В фолыслоризме историко-революционных романов О.Гончара "Тавр1я" и "Перекоп", исторических романов С.Скляренко "Святое-, лав" и "Володимир" доминирует прямое, иногда наивное, как у С.Скляренко, заимствование у фольклора образов и тем. Здесь основная роль фольклора - в углублении изображения типических особенностей народного характера, а не в раскрытии психологической его глубины.

В исторических романах более позднего периода фольклор начинает "работать" на изображение народных характеров в развитии.

Фольклоризм исторических романов П.Загребельного "Диво", "Смерть у Киев1п, "Первомхст" приобретает мотивационный аспект, он на правлен в сферу исследования причин и мотивов действий героев. В данных произведениях особое внимание уделено социальной психологии, психологии общественного типа.

В произведениях 7о - начала 80-х гг ,в рассмотренных нами романах "бвпраксin", "Роксолана", "Я,Богдан" П.Загребельного, на новый уровень поднято исследование характеров,осмысление героического потенциала личности, способной в критические моменты преодолеть страх и неуверенность, совершить подвиг. Углубленное исследование социальной психологии осуществляется наряду с "копанием" характеров вглубь. В особо пристальном внимании современного исторического романа к личности, ее моральным и нравственным [качествам, полагаем, заключается и новое качество его историзма.

Значительно повысился полемический пафос фолькдоризма современного исторического романа. Как образец полемики с фольклорной традицией мы рассматриваем роман "евпракс1я" П.Загребельного.Высоким образцом полемики, при посредстве народнопоэтических образов и мотивов, с литературной традицией являются романы "Роксолана" и "Я,Богдан".

Фольклоризм современного украинского исторического романа отличается богатством межнациональных параллелей, которое характеризует типологическое сходство и взаимосвязь культур разных народов. Национальный колорит изображаемой исторической действительности оказывает существенное влияние на стиль и художественные особенности произведения. Стилеобразующим компонентом в историческом романе становится, главным образом, инонациональный фольклор, поэзия.

Используемый современным историческим романом фольклор отличается жанровым многообразием. Если, например, в исторических романах С.Скляренко преобладает фольклор исторического жанра,то в романах П.Загребельного использованы, практически, все жанры народных песен, дум, легенд. Параболическое функционирование в романах П.Загребельного мотивов народной песни, сказки, были, легенды, думы повышает их философское наполнение и интеллектуализм. Все указанные выше особенности дают нагл право говорить об усложненном фольклоризме современного исторического романа, заключающемся в активном образно-стилистическом и жанровом воздействии фольклорной системы на произведение исторического жанра.

Увеличение удельного веса фольклора и качественное его обогащение сообщает историческим романам П.Загребельного такое свойство, как всепроникаемость, "вездесущность" фольклоризма,т.е.фольклор питает драматическое и комическое /в большей степени/, трагическое и гармоническое /в меньшей/.

Драматизм народной жизни, ее будней и напряженной борьбы -основной эмоциональный тон, подчинивший себе все другие:трагическое, комическое, гармоническое. Драматическое можно образно назвать океаном, волнение которого отражает деятельность "преследующих свои цели людей" /Маркс/.

В 50-60-е гг. доминирует драматизм народной жизни,драма личного плана отступает на второй план и воспринимается как прямая вина героя, не нашедшего своего места в социальной борьбе, в общем развитии событий.

Для современного исторического романа характерно повышенно личностное содержание драматического конфликта изображаемой исторической эпохи. В известной степени этому способствует утверждение исповедальной.манеры повествования, в которой синтези -руется все то, в чем особенно явственно проявляется человеческий характер.Увеличение удельного веса исдоведапьности в историческом романе /в частности,в исторических романах П.Загребельного/, полагаем, имеет прямую связь с активной фольклоризадней.

Трагическое как одна из форм эстетического выражения народности в советском историческом романе имеет строго социальную основу, заключающуюся в концептуальном изображении трагедии,как постоянного осуждения гнета и насилия существующего строя. Пристальный взгляд писателей социалистического реализма, обращенный в прошлое, исследует развитие классовых противоположностей и противоречий, которые неминуемо рождали трагедии общественные и трагедии личного плана.

Исследование эволюции трагического в украинском советском историческом романе приводит нас к следующим выводам.

Трагическое положение трудового народа изображено как явление обыденное, обусловленное социальным неравенством, строем угнетения и насилия. Трагические условия существования неминуемо рождают героическое сопротивление, формируют героические характеры, но нельзя утверждать, что все трагические характеры являются героическими.

Трагическое не сопряжено с героическим, если судьба личности, испытывающей мучительные страдания, не умеющей найти и определить свою жизненную позицию, идет вразрез с судьбой народа, выбравшего путь новой жизни. Героическим пафосом одухотворены только явления социально значимые, поступки героев, которые имеют общечеловеческое значение.

В духе марксистско-ленинской концепции украинский советский исторический роман трактует драматизм, а иногда и трагические для человека последствия, которыми чревато непонимание личностью интересов и чаяний своего народа. Исследование поведения человека в экстремальных ситуациях имеет положительные результаты, позвоt ляющие говорить об успехах украинских мастеров исторического жанра в плане реалистической реконструкции характеров многих исторических деятелей и в плане воспроизведения социально-психологических особенностей народного характера конкретной исторической эпохи, духовного потенциала трудового народа.

Комическое в украинском советском историческом романе 19521982 гг. развивается от веселой сатиры и добродушного юмора / у

Гончара/ к доминанте комического без смеха, к публицистичности /у С.Скляренко и П.Загребельного/.

Но если публицистичность у С.Скляренко зиждется на аналитическом, порою неглубоком подходе к объекту порицания, то у П.Загребельного - это иного качества публицистичность, вытекающая из глубокого психологического исследования характеров и обстоятельств. Персонажи из антинародного лагеря изображены П.Загребельным не поверхностно - карикатурно, а глубоко и емко, так как писатель исследует мотивы поступков и поведения героев П.Загребельный чаще, . чем 0.Гончар и С.Скляренко, изображает таких персонажей, не прибегая к прямым авторским характеристикам, а представляя их в восприятии других персонажей, в действии.

У 0.Гончара и С.Скляренко ощущается тяготение к сказовой манере сатирического повествования, у П.Загребельного - к гротескно-гиперболической. С.Скляренко развивает аналитико-констатирующую манеру изображения народных характеров, средствами сатиры и юмора отражен процесс становления социальной зрелости народа. Сатира инвективного плана отражает авторское отношение к изображаемому, не затрагивает сферу психологии героев, в то время как у 0.Гончара юмор и сатира главным образом отражают изменения в психологии трудового народа, одержимого идеей революционного преобразования мира.

-182В исторических романах С.Скляренко мы видим зарождение драматической сатиры, которая находит многогранное развитие в исторической романистике П.Загребельного. Сатирические краски у П.Загребельного часто сгущены до гротеска, где в единстве фантастического и реального находит отражение авторская концепция истории.

П.Загребелышй выработал особую ироническую манеру повествования, которая во всей отчетливости видна в романе "Первомхст". Как и у Я.Кросса, эстонского писателя, автора серии "маленьких" исторических романов, ироническая манера изображения у П.Загребельного представляет в новом измерении объект изображения, точно и остро подмечая скрытые от беспристрастного взгляда явления.

Многообразие средств комического в украинском историческом романе своими истоками уходит в украинский фольклор. Тяготение к фольклорным истокам юмора в разной степени присуще и 0.Гончару,и С.Скляренко, и II.Загребельному, Но если О.Гончар и С.Скляренко пытаются постичь сквозь призму комических явлений устойчивые национальные признаки в поведении и образе мыслей героев, то П.Загребе-льный как бы стремится определить общечеловеческое, интернациональное звучание затронутых острием сатирического изобличения проблем. Существенную роль при этом играет афористичность.

П.Загребельный тяготеет к интеллектуально насыщенной сатире, к язвительному осмеянию человеческих пороков таким образом, что в явлениях, присущих конкретно-исторической эпохе, актуализуются "вечные", общечеловеческие проблемы. Таким образом, сокращается временное расстояние между эпохами, прошлой и современной, расширяется сфера конгениального функционирования образов. Исследовав многообразие средств создания комических характеров и комических ситуаций, мы пришли к выводу, что в исторических романах О.Гончара, С.Скляренко и П.Загребельного преобладают средства достижения комического эффекта, которые имеют непосредственную связь с народным видением мира, с народной смеховой культурой.

Усложнение форм и способов использования фольклора в воссоздании сатирических характеров является характерной особенностью современного исторического романа, который прошел путь от прямого использования фольклора к сложному, "скрытому" фольклоризму.

Исторические романы 0.Гончара,С.Скляренко,П.Загребельного показывают,что в человеческом обществе, изображенном на капиталистической стадии его развития, гармония существует как желаемое, как идеал, к которому стремится трудовой народ.Гармоническое в историческом романе соотносится с уничтожением классово-антагонистических противоречий.

В украинском советском историческом романе гармоническое не является доминирующим пафосом, но тем не менее оказывает существенные воздействие на развитие основного конфликта произведений, проникнутых духом исторического оптимизма.

В разные периоды развития украинского исторического романа понятие гармонии приобретало новые смысловые значения, свидетельствующие об эволюции представлений о соотношении идеала и действительности. Уже в 50-е гг. гармоническое в украинском историческом романе активнее выходит за рамки межличностных отношений, стремится к расширению пространственно-временного влияния. В исторических романах 60-начала 70-х гг. заметно значительное уменьшение "дозы" гармонического, и вместе с тем отмечается качественное изменение его функций. Оно начинает "работать" на глубину характера,становясь одним из средств богатого психологического инструментария писателей. В романе 70 - начала 80-х гг. гармоническое как бы снова перемещается непосредственно в сферу межличностных отношений, но уже на новом, более высоком уровне, который способствует раскрытию человеческого характера в качественно новом плане, помогает осмыслить через судьбу отдельной личности - народную судьбу.

Руководствуясь марксистско-ленинским пониманием истории как борьбы классов, украинский советский исторический роман достиг значительных успехов в многоплановом отражении судьбы народа, в глубинном раскрытии сложности человеческих характеров.

Украинский советский исторический роман 50-х - начала 80-х гг. во всей полноте и отчетливости дает нам картину жизни в ее революционном развитии, в исторической преемственности и непрерывности. Аплелируя к духовному облику личности, ее эмоциональной сфере, исторические произведения О.Гончара, С.Скляренко, П.Загребельного обогащают историческое сознание, воспитывают действенное отношение к историческому прошлому и современности, формируют чувство повышенной ответственности за судьбы мира.

Таким образом, богатство эстетических форм выражения народности в украинском советском историческом романе 1952-1982 гг. свидетельствует об огромных творческих возможностях,содержа -щихся в методе социалистического реализма,многообразии форм его художественного проявления и разностороннем воздействии на общественное сознание.

 

Список научной литературыСоболь, Валентина Александровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Худож.литература, 1977, с.7-380.

2. Абашидзе Г. Цотнэ, или Падение и возвышение грузин.- Собр.соч. в 3-х т., т.'Л. М.:Худож.литература, 1977, с.381-665.

3. Айбек Великий путь. М.:Сов.писатель,1980.-375 с.

4. Васильев Б. Были и небыли. М.: Сов.писатель,1981.-704 с,

5. Гамсахурдиа К. Давид Строитель.- Собр.соч. в 8-ми т.,т.З.Тбилиси. :Мерани, 1974 , /кн.1,2/ 693 с.

6. Гамсахурдиа К. Давид Строитель.- Собр.соч. в 8-ми т.,т.4

7. Тбилиси.!' Мерани, 1975,/кн.3,4/ 762 с.

8. Гончар 0. Тавр1я. Твори в 5-ти т.,т.2,с.187-466.

9. Гончар 0. Перекоп.- Твори в 5-ти т., т.З, К.:Дн1про,1966, 424 с.

10. Дубов Н. Колесо фортуны.- М.:Дет.литература,1982.-495с.

11. Загребельний II. Диво. Твори в 6-ти т.,т.2,- К.:Дн1про,1979,- 575 с.

12. Загребельный П. Смерть у КиевЬ- Твори в 6-ти т., т.З К.:1. Дн1про,1980, с.5-430.

13. Загребельний П. Первом1Ст. Твори в 6-ти т. т.З - К.:Дн1Про,1980, с.431-680.

14. Загребельный П. 6впракс1я.- Твори в 6-ти т. К.:Дн1про,1980,т.4, с.5-272.

15. Загребельний П. Роксолана.- К.:Рад.письменник,1980.-574 с.

16. Загребельний Г1. Инфантьев В.1. Кекшгьбаев А. Кросс Я.- ХКУП1

17. Я,Богдан. К.:Рад.письменник,1983 . - 511 с. Шаги жизни. Капитан Райчо,- Нева, 1978, №9, с.8-65; В 10,с.55-108 Каипбергенов Т. Дочь Каракалпакии.- М.:Худож.литература,1977.- 444 с.

18. Конец легенды.- Алма-Ата.:Жалын,1979. 240 с. Четыре монолога по поводу святого Георгия.- В кн.:0кна в плитняковой стене.- М.:Известия, 1975, с.7-54.

19. Имматрикуляция Михельсона. В кн.:Окна в плитняковой стене. - М.: Известия,1975,с.129-156.

20. Скляренко С. Скляренко С. Угляренко П.

21. Повстанцы.-Вильнюс.:Вага, 1970.-713 с.

22. Три возраста Окини-сан. Сентиментальный роман.

23. Нева, 1981 ,№9, с .3-85 ;И0, с .33-112 ;j'£EI , с .9-96.

24. Святослав.-Твори в 5-ти т.,т.4,-К.:Дн1про,с.5-663.

25. Володимир.-Твори в 5-ти т. т.5,-К.:Дн1Про,1965, с. 5-543.

26. Князь Лаборець.- К.:Рад.письменник,1971.-347 с.1. Шинкуба Б.

27. Последний. из ушедших. -Дружба народов, 1976,JS5, с .6-61 ДО, с .110-184 ;}£7, с .110-157.