автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Проблема гражданского идеала в раннем творчестве Н. А. Добролюбова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема гражданского идеала в раннем творчестве Н. А. Добролюбова"
ГОРЬКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО
Специализированный совет К 063.77.11
На правах рукописи МИТРОПОЛЬСКИЙ Александр Сергеевич
УДК 882:82.09
ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ИДЕАЛА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА
Специальность 10.01.01—русская литература
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
ГОРЬКИЙ 1990
Работа выполнена на кафедре русской литературы филологического факультета в Горьковском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени Н. И. Лобачевского.
Научный руководитель—доктор филологических наук, профессор Н. М. Фортунатов.
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук А. А. Демченко,
кандидат филологических наук Н. В. Живолупова.
Ведущая организация—Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.
Защита состоится «_»_,_. 1990 года в_ча-
сов на заседании регионального специализированного совета К 063.77.11 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Горьковском государственном университете имени Н. И. Лобачевского по адресу: 603600, г. Горький, ГСП-20, проспект Гагарина, 23.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Горьковского государственного университета имени Н. И. Лобачевского (пр. Гагарина, 23).
Автореферат разослан «_» _(_1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета
доктор филологических наук Г. С. Зайцева.
Литературно-критической деятельности Н.А.Добролюбова (18361861) посвящено большое количества серьезных исследований. Однако степень изученности разных сторон его творчества далеко не одинакова. Ряд проблем до сих пор остается в тени. К шил относится и ряд вопросов, определивших тему и цель настоящего исследова-' шя;
Актуальность исследования» В диссертации, посвященной исследовании раннего творчества Н.А.Добролюбова, рассмотрено формирование его гражданского Идеала. Изучаемый период - необходимый этап в становлении и развитии литературно-критических воз*-зренпй писателя. Он характеризуется не только освоением культуры прошлого, накоплением знаний, но и созданием значительного количества произведений разных жанров, попытками создать собственную эстетическую теорию и выработать свой идеал общественных отношений;'
Необходимо отметить, что при всех положительных заслугах советской науки,■раннее творчество писателя изучено пока односторонне и недостаточно. Нередко исследуются не все, а лишь отдель-нне произведения, в некоторых же случаях; в довольно цельных, структурно неделимое произведениях вычленяются для анализа наиболее внигрышныэ моменты. Да и число работ посвященных исследованию раннего творчества кринка невелико, хотя почти все исследователи считали своим долгом упомянуть эту часть наследия писателя и оценить ее, давали краткий обзор
. Обстоятельное изучение раннего творчества Добролюбова имеет большое значение для понимания творчества писателя в целом. Во время дискуссии, проведенной группой по изучению революционной ситуации в России в АН СССР, была подтверждена необходимость исследования творчества Добролюбова и было отмечено, что изучение всех аспектов его творческого наследия остается актуальной задачей .
Особую актуальность в этом плане приобретает разработка лихе-» ратурно-критического и художественного творчества раннего Добролюбова.
1. См.: Егоров Б.Ф. Н.А.Добролюбов - собиратель и исследователь народного творчества нижегородской губернии. - Горьковское кн. изд-во, 1956. - 96 е.; Рейсер С.А. Добролюбов в Нижнем Новгороде: 1836 - 1853. - Горьковское кн. изд-во, 1961. - 160 е.; Орлов С. Н.Добролюбов в Нижнем Новгороде. - Горький: Волго-Вятское кн. иэд-во, 1985. - 160 с.
2. Си.: Революционная ситуация в России в середине XIX века: Деятеля и историки - М.: Наука, 1986. - С. 8.
Именно в этот период у начинающего писателя происходит становление принципов эстетического освоения действительности, складываются идейные основы его мировоззрения»
. Советские ученые проделали огромную работу по изучению литера--турно-критического наследия Добролюбова и других революционных демократов, добившись на этом пути неоспоримых успехов. Освоен большой '.фактический материал, разысканы и опубликованы малоизвестные произведения критика, выполнено большое количество исследований на самые разнив теш, от трудов, в которых исследуются литературно-критические воззрения писателя, до исследования философских, исторических, правовых, психологических и иных аспектов мировоззрения' критика,
C.A.Peîicep отмечал, однако, что творчество раннего периода критика "остается до сих пор не изученным"^;' Работы исследователя в значительной степени восполнили пробел в изучении раннего творчества писателя. Он показал также'/ что существуют такие аспекты жизни И раннего творчества критика, которые остались вне поля зрения доб-ролюбоведов или их исследование- было недостаточно полным, обстоятельным2,
В числе проблем, нуздаюцихоя в' активной разработке, называют и ■проблему становления гражданского идеала.1 Как справедливо отмечав? Б.П.Волков, "детальная разработка... проблемы возможна... на основа изучения всего (выделено мной. « A.M.) творческого опытА^пиоа» теля.
■Гражданский идеал раннего Добролюбова - явление многогранное,' сложное, противоречивое и в то же время целостное, гармоничное, яркое, самобытное. В зависимости от того, какие аспекты дейстниге— ■льности осмысливаются-писателем, у него можно выделить произведения-с доминирующей философской, социальной и литературно-критической направленностью.
1, Рейсер Н.А.Добродюбов в 1836 - 1857 гг,; Подготовка и становление литературной и общественно-политической деятельности. -Автореф, на соиск. учен. степ, докт, филол. наук. - Л., 1955. - С^ 4,
2, Там же,
3, Волков В.П. Проблема положительного героя в криэке н»л.Доб-ролюбова // Учен», зап. Ленинградского гос. под. ин-га,- - Л,, 1958, -Т. 184. - Вып. 6. - С. 139,
В целом творчество Добролюбова мояно рассматривать как'про» цесс формирования в его йилософском сознаниеидеала служения чело-»-веку - начиная от абстрактных, альтруистических идеалов, слабо ко-тивировшшых с социальной точки зрения, до конкретно выраженной программы переустройства общества, воспитания нового человека.
Изучению наследия Добролюбова посвящены сотни исследований, однако такое обилие работ с течением времени привело к некоторнм -отрицательным явлениям в исследовании творчества критика, нарушило пропорциональность в изучения разных аспектов его творчества, разделив его тем самым на важное ияоростепеиное. Как верно отмечал В.С.Никоненко, возникла иллюзия изученности трудов революционных демократов, "полного объяснения и понимания их наследия"*"«
Нравственное содержание художественного сознания Добролюбова изучено слабо, не прослекены достаточно четко этапы формирования его нравственного идеала, И поэтому особую актуальность в этом плане приобретает разработка проблемы формирования ранних идеалов будущего литературного критика. Это позволит раскрыть обпие закономерности идейно-художественного развития Добролюбова в самом начале 50-х годов.
Конкретная нравствешоиТилосойская концепция нового человека, нашедшая отражение в творчестве.Добролюбова в период 1858 -1861 гг., становление целостного морального сознания критика. - эти проблемы еще не стали предметом углубленного изучения. Вычленение еле-пифической темы исследования (в данном случае речь идет о пробле~ ме гражданского идеала в раннем творчестве-Добролюбова, проблема положительного героя, проблеме нового человека) критического наследия Добролюбова определяет, специфику анализа его литературных произведений. Советские ученые сосредоточили внимание в основном на зрелом творчестве и это закономерно. Однако этическое содержа«» ние творчества равного Добролюбова, становление его нравственного идеала, Форшрованио концепции нового человека почти не изучены». Мевду тем, всестороннее и углубленное изучение этих' проблем необходимо для того, чтобы расхить общие закономерности идейно-худо™ явственного развития критика, в конце 40-х - начала 50-х годов.
Цели, и злдачц цс.следовашуга Основная цель исследования зак« личается в том, чтобы выяснить нравственное и философское содер—
1« Никоненко B.C. Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. - С. (>.
»ание добролюбовскои концепции нового человека и проследить эволюцию этой концепции в раннем творчестве писателя. Этой целью опре» делявтся те конкретные задачи, которые решаются в диссертации:
ц) осуществить анализ ранних произведений Добролюбова под утлом зрения воплощенных в нем нравствежо-^йлософских проблем;
tí) ввести в научный оборот неопубликованные работы молодого Добролюбова, поставитЕГ'вопрос об их публикации $
в) рассмотреть нравственно-философское содержание художественного сознания раннего Добролюбова как диньшческую, развивающуюся систему гуманистических идей и принципов, построенную на представлениях о духовной и социальной природе человека;
г) выяснить соотношение моральных ценностей гражданского идеала в раннем творчестпе писггеля с идеалом зрелого творчества^
Научная новизна исследования. Решение задач, поставленных ь диссертации, позволяет по-косому понять и одашть вдейно-остетачес-куЪ природу рышего творчества Добролюбова. В исследованиях, написанных ранее, нравственные и гражданские искапця начинающего писателя рассматривалась чаще всего, попутно, раннему творчеству отводилась роль, если можно, так сказать, точки отсчета на пути исследования зрелого творчества критика. Причем эти работы, естественно, в той части, которая относится к раннему творчеству, и неглубоки, и новеллки по объему, число их, как уже упоминалось, невелико. Однако практически во всех исследованиях авторы приходят к необходимости постановки вопроса о важности изучения раннего творчества. К сожалению, дальше этих пожеланий дело не идет. Единственной работой, в которой в наиболее яркой форме предпринята попытка дать развернутое исследование нравственного сознания ранн'его Добролюбова, ícaK системы моральных норм и принципов, является упомянутая выше книга Б.Ф.Егорова, в которой ученый довольно успешно рассмотрел формирование идеалов в раннем творчества критика на основа его фольклорных произведений. Но и здесь выяснение добродабовской концепции личности не является самоцелью ученого..
Особенно слабо сейчас прояснена эволюция этических воззрений молодого Добролюбова, этапы формирования революционно-деыократячес« кой концепции личности. Анализ раннего творчества в указанном аспекте позволит существенно расширить, углубить представления о. характере направленности таланта ir идейно-нравственша исканий начинающего писателя;
Практическое; значение цсследованзд. Результата, получёгопго в диссертации, создают основу для более глубокого изучения как отдельных произведений Добролюбова, так и всего его творчества в целой; а также для развития перспективного направления в иссле~ довании нравственного сознания писателя. Результаты работы могут бить использованы ученшдп, изучающими творчество революционных дс~ мшфатов, спгщпштстами по истории русской литературы-и философий, преподавателя.».® вузов. Материалы и выводи исследования, кромо fn-го, имеют практическую ценность дая учителей-словесгшков средних школ»
Общая методика исследования. Теоретической и методологической базой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам искусства, исследования ведущих советсют ученых и йупдаментадыше положения теории критического реализма. В решения коет.ретннх задач диссертащи автор опирался на. современную, научно обоснованную методику анаг-'за текстов, пользовался историческим, сравнительным и системным метода!,я изучтш материала.
Апробация работц осуществлялась путем публикации статей в периодике, сборниках научных трудой (9), докладов на научных коя* ференциях ("Научные чтения: Памяти Е.И.Покусает" - Саратов, 1987} "Значение идейцого наследия Н.Г.Чернншевского и Н.А.Добролюбовз для развития русского и советского, общественного сознания" - Горький, 1988; "Научнне чтения, посвященные 160-летию со дня рождения Н.Г.Чернышевского" - Саратов, 1988; "Научные чтения, посаященнн? ЮСМетию памяти Н.Г.Чернншевского" - Саратов, 1989; и др.)* Результаты исследования внедрены в экспозициях Горьковского госу дарственного литературно-мемориального музея Н.А.Добролюбова (авторство литературной экспозиции - залы Ш 3,4,5,8), а также используются при чтешш лешдаЗ и проведении экскурсий. Основные положения исследования отражены в девяти публикациях.
Структура диссертации определяется характером и проблематикой рассмотренная вопросов. Основная часть, диссертации изложена на ¡93 стршшцях молшнописного текста, включающего введение, три главы, заключение. Список литературы насчитывает 193 назваш 8.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ
150 введении обосновывается выбор теш, ее актуальность, научная значимость и новизна, йорг.гируются задачи исследовшшя. Прослеживается история изучения проблемы, характеризуется ее современное состояние. Уточняются хронологические рамки иссле,дуемого материала и определяется принципы отбора материала подлежащего' анализу. Кроме того, устанавливается методологическая и методическая база
исследования и формируются его задачй, Дается обзор наиболее важных с точки зрения исследуемой теш работ, выявляется степень Изученности проблемы.
Первая глава - "Эволюция лирического героя в юношеской лирике Добролюбова 1849 - 1853 годов" - рассматривает жизненный и творческий путь писателя, уточняет периодизацию его стихотворного творчества. Глава посвящена анализу юношеской лирика 1849 - 1853 годов. Основные задачи главы состоят в том, чтобы выявить в лирике Добролюбова дервоистоки его гумашзма, определить контуры намеченного им гражданского и нравственного идеала, носителем которого и был герой его стихотворений.
По мнению автора исследования, юношеская лирика занимает в раннем творчестве значительное место,:это примерно половина всего написанного. Работа со стихом, поиски своего лирического героя, того героя, который бы отражав его нравственные устремления, способствовали, во-первых, Еыработке самих идеалов, и, во-вторых, поиску жанровых форм для литературного выражения своих идей.
Проблема лирического героя в литературоведении одна из основных, именно лирический герой позволяет автору в полной мере выразить своз отношение к реальной действительности, свой нравственный идеал. Важной эта проблема остается и для молодого Добролюбова, так как поиски им своего типа лирического героя уже достаточно четко прослеживаются в лирике 40-х - начала'50-х годов, они будут присущ Добролюбову и в последующие периоды, приведут критика к выработке цельной и четко выраженной эстетической концепции - концепции нового человека,
В юношеской лирике присутствуют несколько тем, которые в самом начале творчества в общем-то равнозначны - теш аизни и смерти, синела лязни, добра-и зла, и одна из основных - поиски путей служения людям, которая получит в.юношеской лирике развитие и вскоре станет центральной. Однако в самом начале творчества, как. уже было отмечено, эта тема не дошншрует.
Тема социальной справедливости также характерна для раннего творчества писателя,' но раскрывается она но в широком, общечеловеческом плане, а лишь в рамках отдельной личности. Тенденция разделения общества на "трудящихся и дармоедов" походах яркое выражение в юношеской лирике Добролюбова. Илжостралией этих отношений может слукить, например, одно из самых ранних стихотворений "Сатира на леность" (1849 г.). Горой стихотворения, при всех заметных попытках
автора соотнести их с реальность», приобретают карикатурные Зерты и далеки от действительности, скорее всего служат автору для выражения своей философской позиции и осмысления реальности. И хотя оценки Добролюбова естественны;" для его возраста и принимают форму насмешки над бездельниками, он осуждает тип людей, которые не хотят "трудиться для света (т.е. для общества. — A.M.F.
Так в лирике Добролюбова появляется пока еще слабо выраженная, но волнующая автора тема служения обществу, или "свету", в формулировка поэта. Труд, по мнению Добролюбова, - обязательное условие общественной деятельности человека, и эта идея находит выражение в его юношеской лирике. К началу 1852 года заметен, решительный перевес суждений поэта в пользу служения людям, и уже достаточно четко вырисовывается гражданский идеал начинающего писателя. В сти-хотворешш "В шестнадцать'лет" по сути изложена программа его деК* ствий. "Всех людей... считать за братий" (8, 209) - это уже аксиома для автора стихотворения, его идеал.
Особенность ранней лирики Добролюбова — попытка создать образ человека "новой морали" и в связи с этим отказ от человека "морали старой". В стихотворении "Отрешение вперед" (IB53 г.) неоднократно повторяется июль о стремлении к "¡отвой жизни", о необходимости работать на "новом' поприще".
И если в юношеских стихах Добролюбова можно проследить все же. лишь отдельные черти созданного йй впоследствии образа "нового человека",. "способного к делу", человека цельного, по мнению Добролюбова, - с детства охваченного "одной идеей", сжившегося "с ней тан, что... нужно — или доставить торжество этой идее, или умереть" (6, 139), то в юношеских сочинениях философского хг "акт ера он рте достаточно различимо дал и теоретическое обоснование концепции "нового человека",
Вт опал улащ - "Реэстр книг, читанных мною...", пак отображение .оволлшщ гражданского идеала раннего Добролюбова" - рассматривает эволюцию этического и эстетического сознания молодого Добролюбова- в 1049 - I8G3 гг. на основа его известных реестров прочтеп-гарс книг» Работа Добролюбова с реестрами показывает, что в центре внимания здесь - отзывается процесс становления нравственного идеала' писателя, довольно четко обрисованного. Не случайно Н.ГДершшягс-
I. Добролюбов И.А. Собр. соч.: В 9 --т. - И,; Л.: Худож. лит. '., 1904. - Т. 8. - С. 127. В дальнейшем ссглки на. это издание - в-тексто. В скобках указываются том и страгапш.
кий отмечал, что относительно источников умственного развития Добролюбова имеются "Taime полные и точные сведения, что ничего равного им не представляют материалы для биографий других гениальных деятелей русской-литературы: мальчик и потом юноша, он с 1849 года вел списки прочтенных им книг, и они вполне уцелели1*^ Несмотря на то, что еще Чернышевский подчеркнул особое значена реестров в формировании ллтературно-щщтических воззрений и идеалов Добролюбова, в дореволюционной литературоведческой наука они, практически, не исследовались,"
В советском литературоведении реестры также довольно долго оставались вне предмета обстоятельного анализа. Нельзя согласиться и с С.А.Рейсером в том, что "относительно подробно "Реестры" обследовались в статье Л.Коган "К вопросу о формировании мировоззрения Добролюбова"**, Указанная статья однако - это скорее ознакомительный обзор,.чем анализ»'К наиболее серьезным работам аналитического характера можно отнести исследование В.С.Крушсова, Краткое, но весьма емкое по содержанию, вышедиее в послевоенное время3. Значительное вехой в изучении реестров стала упомянутая вше работа С.А.Рейсера. Необходимо отметить, что более обстоятельного исследования первоначального периода жизни писателя пока нет. Однако ни в одной из указанных работ реестры не стали предметом полного обследования.
Диссертант стрешлоя не просто показать, что читал будущий критик, но и выстроить систему его философского•и художественного • мышления, определить на основе анализа реестров литературно-критические взгляды и гражданские идеалы Добролюбова. Простая констатация факта прочтения писателем того или иного произведения, также как и фиксация в реестрах.'огромного количества малозначительных произведений, мало что проясняет в' вопросе формирования истоков
1, Чернышевский Н.Г, '-''атерналн для биографии Н.А.Добролюбова, собранные в 1061 - I8G2 годах, - М.: Изд. К.Т.Соддатенкова, 1890. -T. I. - С, 6S5,
2, Рейсер С,А. Добролюбов в Низшем Новгороде: 1836 - 1853, — Горьковское 1ш, изд-во, IS6I, - С, 155; см. также: Коран Л, К вопросу о формирорании мировоззрения Добролюбова // Литературный критик,1938, - të 9-10. - С. 273 - 292»
3; См.: Кружков B.C. Мировоззрение II.А.Добролюбова, - Гос. изд-во полит. лптГ 1950. - Ci 19.
ранней добролпбовстсоЯ эстетики, если рассматривать шс толйсб is свете современных ценностей. Необходима соотнесенность с эстетн*-кой середины XLX века и той духовной атмосферой, в которой .тала русская провинция, Реестры,рассматриваемые в целом, помогают увидеть, как происходит эволюция его художественного сознания -от примитивного, в некоторых случаях, представления о жпзнмшш: реаплях к сформированию, хотя бы в упрощенном форме, основ будущих мтвратурно-хритпчееяях воззрений. В это врет ндоаяк Добролюбова еще не слояшшсь, их конструкции не завершали mí внешне, на внутренне, и хотя эти идеалы имеют целую гащу оттенков характеризующих предает изучения (литературный образ), их совокупность до воль«* но неустойчива.
Добролюбов стремстся найти в прочитанном произведении, в образе того или иного .литературного героя социально-психологический и 'моральный эквивалент своему ндоалу. Незавершешюсть внутренней конструкции добролюбовского идеала и стремление к ее развитию молено рассматривать как черту духовной эволюциг раннего Добролюбова.
Первые отзывы о прочитанном в реестрах довольно:просты, лаконичны и однообразны - "хороио", "плохо", "понравилось", "не понравилось" и т.п., - и поэтому, если соотнести подобные упрощенные оценки с тем или пнкм произведением, не включив его в- эстетическую систему автора реестров, а также к его эпохи,В" полной мере не будет понято пи само произведение, ibi его значение для читателя се— реданы ИХ века, не исключая и автора реестров.
Добролюбов пел реестры в течения 1849 — 1854 годов,' Пврвыо отрывочные'записи встречаются уде в реестре 1849 года, но правило это входит в систему лишь с 1850 г. Авторство многих прочтенных произведений установить нелегко - в реестрах но всегда приводятся выходные данные книги, но указываются их авторы, названия нород-ко неточны.
Реестр 1849 тода - это, в полном смысле слова, список прочтенного. Среди 170 записей лишь -несколько реплик, .вводе: "Виконт де Бражолои, питал во второй раз первые четыре тома"-'', или отзыв о драматических произведениях Н.Хмельницкого - "все (драмы. - A.M.) в стихах"2 и т.п.
Реестры за I860 - 1852 гг. пошло списка прочитангого," таило-чштг такяе разделы: "Замечания" о прочитанном, "Сколько томов", "Когда читано", "Общий счет'1.
Роестри за 1853 - 1854 гг. содержат до предела'упрощенные
17 iüjlH А'!'"СССР. - Ед.хр. 1252. - Л. 4-об.
2. Там
- xQ ~
сведения о прочитанных книгах - в большинстве случаев не указаны год издания, автор книга, а название нередко дано в сокращении, сообщаются довольно точные сведения о владельце книги, даты получения и возврата. Это, в основном, научная литература, прочтенная молодым Добролюбовым в период подготовки к поступлению в духовную академию и в самом начале учебы в Главном педагогическом институте.
В реестрах отмечено: за 1849 год - 170 названий, 1850 год -150 названий,'1851 год - 93 названия, 1852 год - 25 названий, 1853 - 1854 гг. - около 550 названий., В 1851 и 1852 гг. записи велись с большими, иногда многомесячными перерывами. Общее число отмеченных в реестрах названий, по подсчетам самого Добролюбова, приближается к тысяче. Вта цифра весьма-велика, если учесть, что многие из названий многотомные.
Первоначальный крут чтения Добролюбова очень пестр, но этого нет уже в реестре 1850 года, где заметен явный перевес в пользу русской новейшей литературы, И это естественно, беспорядочное чтение не могло удовлетворить довольно высокие интеллектуальные запросы начинающего писателя.
Серьезное влияние на сформирование читательских вкусов молодого Добролюбова оказали книги домашней библиотеки. Сочинения йм-лософского характера, вроде "Опыта о человеке" Александра Поупа, "0 разуме законов" Монтескье, "Разговоров о множестве миров" Фон~ . тенеля й ряд друтих бшщ материалом для умственной работы будущего литературного критика, давали ему вдссу необходимых знаний, по« могащ сформировать собственное представление о бытии, человеке, обществе.
Однако именно русская литература занимала главенствующее ывс-. то в формировании первоначальных представлений юноши. Среди книг круга чтения Добролюбова за 1849 год большая часть отечественные писатели. Даже простое перечисление имен русских авторов дает представление о его литературных интересах. В основном это литераторы I пол. XIX века - Пушкин, Сенковский, Давидов, Марлинский, Зотов, Рвиньин, Полевой, Кукольник, Шаховской, В. и И.Панаевы, ЗуковсгаиЧ, Каменский, Павлов, Чернявсзмй, Скобелев, Лажечников, Греч, Тнртов, Булгарнн, Баратынский,'Ф. п М.Достоевские, Языков, Хомяков, Дель«-виг, Жукова, Строев, Розен, .Масальский, Муравьев, Загоскин, Кони, Маркович, Колосешч, Сорокин, Воскресенский, Данилевский, Бонодок-гов, Ильин, Каратыгин, Ершов, Богданович, Сахаров, Владиславлев, Паль, Гребенка, Никитенко, Наделдаш, Крылов, Вязеиешй, Норов, Ши-
шков, Федоров, Хомяков, .Ыцевскнй, Демидов, Степанов, Воскресецо-кий, Фурман, Победоносцев, Тимофеев, Зряхов, Пяаксин, Чершадш, Пе-» репельский (Некрасов), ХмелыпщиФ, Струговщиков, Вельтмян, Ociiobï— яненко, Соллогуб, Вантыш-Камонский... Причем в этом списке упомянуты не все имена, не приведены и иностранные литераторы, кроме того; часть произведений указаны без имени автора,, сведения о которых установить не удалось.
В реестре представлена практически все- более или менее значительные авторы, работавшие в русской литература в первую половину XIX века.
Как видно, в списке немало писателей давно забытых, тем не мэ~ нее, чтение их сыграло свою ванную роль в деле формирования первоначальных представлений будущего литературного критика.
"Указать на хорошее, если оно есть, и в самом дурном произведении"*, - такого подхода придерживается и Добролюбов в своих'анализах.
В круге чтения 1849 года преобладает литература 1825 •>- 1850-х годов, переживавшая новую фазу развития, названную Белинским и Чернышевским "гоголевским периодом", по противоположности предшествующему - "пушкинскому"". Добролюбов не просто знакомится с произвело-» нияш новейших писателей,- он изучает их, основательно прорабатывая многие из них, о чем говорит постатейная роспись русских литературных журналов и книг. Например, постатейно расписываются альманахи "Сто русских литераторов", "Комета Белы", "Русская беседа", журналы "Отечественные записки", "Библиотека-для чтения", "Детский журнал" и др., тома сочинений Пушкина, Муравьева, Булгарина, Даля, Хмельницкого, Фонвизина и ряда .других.
В указанный период Добролюбов основательно познакомился с русской периодикой, как с литературными новинками, помещенными в свежих номерах, так и с комплектами-журналов трех последних десятилетий. В списках реестров - полные или неполные комплекты нурна» : ла "Современник" за 1836-1854 гг., довольно .хорошо представлена "Библиотека для чтения" за 1834-1852 гг., а "Отечественные-записка" были одним из наиболее 'питаемых Добролюбовым журналов. Читает он и
1. Белинский В.Г, Поли. собр. соч.: В 13 т. - И.: Изд-во ЛИ СССР, 1956. - Т. 10. - С. 85.
2. История русской литературы: В 4г~ т./ ИРЖ АН СССР. -Л.: Паука / Ленинградское отд., 1981. - Т. 2. - С. 343.
"Москвитянин", и "Сын отечества", и многие другие, в т.ч., говоря современным языком, ведомственные журналы, такие как "Журнал министерства внутренних дел", "Христианское чтение", и т.д. Основательное знакомство Добролюбова с периодикой давало ему возможность увидеть новейшую русскую литературу во всем ее многообразий). Внимание Добролюбова к отечественной новейшей литературе не было случайным. Он прекрасно знал произведения не только признанных классиков, но и произведения так называемых второстепенных авторов. На случайно, Н.Г.Черншевсгсий в набросках С- аграфии критика писал, что "по истории новой русской литературы бил- -17 ло-тний семинарист - был тогда уке од-им из ученейших, лучших специалистов'1"*" .
Прекрасное знание русской художественной литературы породило К ней особое отношение. Как свидетельствуют записи в реестрах, б большинстве случаев Добролюбов не принимает героев литературы ЗСМО-х годов. ■
Отсутствие положительного героя побуждало начинающего писателя к поискам героя, отвечающего его довольно высоли требовали-ям, его представления!,! о добре и зле, справедливости, и он ищет герод-.и в жпзпл, и в самом себе, пытается утвердить в своих.сочинениях те принципы, которые отвечают его высотам запросам, Это, 'вероятно, било вызвано тем, что литературные,персонален 30-40-х годов не являлись носителями новых идей и новой морали, к которым стремился будущий писатель. Но уяснение, типа "кенужнкх людей", образами которых била наполнена новейшая литература круга чтения Добролюбова,"необходимо должно било вызвать и у него "по-, тробиость в уяснении типа человека нужного", также как и "правдивое изображение среди, страдаидвй болезненными раздражегшями мыели, неизбежно .приведет'к представлению такой среды, где подобные раздражения допускаются только как исключения"'" и пободают к попеку типов пологлгольши и деятельных. К таким ллшнгонввщж-иш лэдяи Добролюбов относит и героев произведений П.Л.Каратыгина (Вихляев), .А,Ф.Писемского (Ш'.шоа), М.З.Авдесш (Та*.-трш) и гг
. I. Отдел руконксе-" ц редгаас "ппг Гос. лубя. бнб-ти ти М.Е.СагожовсйЦедряпа» - Арзсаз Н.Л.Добролпбова. - '5. 255. -Вд.ур. 154. - Л. 23.
Я, Салтшов-Щсдрт И,", Собр. соч.: В 20 " т. - Ч.: Хуг.ог, лиг.":";, 1270. - Т. II. - С." 22.
Особенно остро войрншл Добролюбов героя .рошна Писепского Бнкляола. "Изображеш-е зтого человека глубоко. зютоло me солоям-бпе, - записывает он в дневник в .январе 1853 г.,. — я устщщлся и если не тотчас принялся.за дело, то по крайней коре conrevi потребность труда (вндолоно шой, - А.!.!.).., ... чтение "Богатого жениха" также способствовало этилу. Оно пробу,дило и определило для меня, давно спавшую во мне к смутно понимаемую игою ¡.июль о не— обходамооти труда и показало все безобразие, пустоту и несчастье Шаъялових" (8 , 448).
Среди героев произведений, прочтешшх в этот период, било и немало ищущих характеров - цели их Есегда благородии, но не всегда осуществимы порой по причине . ' душевной слабости-самих.героев, их неспособности преодолеть житейские препятствия.
Таков Ракитин в повести Я.П.Буткова "Стращая история: Из приключений московского жильца". Герой недоволен собой, упрекает себя за неучастие в общественной яизни и ... погрязает в житейской суето, в борьбе за кусок хлеба. Осмысление подобных литературных образов послужило впоследствшповодом для соединения всех этих героев под торгашом "лшшше люди", В зрелых статьях Добролюбов нередко обращался к литературным обрдзам двух прошедших десятилетий. "Тогдашние рассказы, - рассуждает критик в статье "Благонамеренность и деятельность" (I860 г.), - как известно отличались тем, что в них человек представляется животным не общественным, а изолированным" (6, 192). Критик неоднократно подчеркивает отсутствие "общественного элемента" в литературе 30-40-х годов, "когда в ходу била литература Горемык, Бедных людей,- петербургских вершин н углов" (6, 192),
• Герой первоначального круга чтения Добролюбова - это "человек, "заеденный средою" (G, 193'). И бутковишй Ракитин - один из таких героев, в котором'"жизнь ломает и переламывает своим жерновом доброе стремление, зародыши добра и честности" (6, 195). Однако в полной мере герой 40-х- годов не был полностью лишен "общественного элемента". Один из персонажей упомянутой повести Бут-кова, рассуядая о служении обществу говорит, что "талант доказывается делом и деятельностью -(подчеркнуто г,шой. - A.M.), а ш упрямо лежим на печи" ,
I. Отечественные записки: Учено-^штературный журнал издаваемый Андреем Краовси-ш. - 1849. - Ь'ХП. - № I. - С. 283.
Лишь немногие герои произведений Писемского, Даля, Григоровича, Булгарина, Достоевского, Малиновского, Загоскина, Вельтмана и некоторых других писателей получили положительную оценку в реестрах Добролюбова, Но в сравнении с немногими героями десятки, если не сотни персонажей вызвали оценку отрицательную. И этим,- быть может, сыграли положительную роль в формирований будущей Добролюбове кой концепции личности - нового человека. 'Шогие из ¡шх, хотя и несли в себе положительные качества, в целом приносили немало бед и огорчений окружающим, как, например, герой романа Авд ева "Татарин' человек сильных чувств, но в то же время не имеющий цели в жизни и легко уступающий мимолетным увлечениям. Подобные герои вызывали у молодого Добролюбова необходимость в поиске более цельной личности, живущей водикими ' идеями. И если вначале его вполне удовлетворяет герой просветительского характера - носитель положительных человеческих качеств: добра, сострадания к людям, образованности, - то со временем в его произведениях 1852 - 1853 гг. заметны не только усиленные поиски нового типа положительного героя, но к попытки дать модель личности, которая бы удовлетворяла требованиям высокой морали »■
Формирование положительного идеала у Добролюбова часто шло па основе, неприятия отрицательных явлений действительности, описанных в том или ином литературном произведении и, как следствие этого., возникало отрешение к положительному в ла;знп или литературе, к созданию в своем сознании такой личности, которая бы удовлетворила егп требования.
Но это лишь одна из сторон идеала молодого. Добролюбова, так сказать отрицание отрицательного, естественное желание противопоставить свою позищю, углубдопялю анализом литературного произведения. Вторая сторона - усвоение того положительного, что походил Добролюбов в литературе {полозаггелышо герои, пли отдельные полог» твлыше черты у литературного персонажа, идеи общественного характера и т.п.). Соединение, сочетание этих двух сторон в оценке, оси слопай Добролюбовым хздогоотвопщж щхшвсд-гпиИ дава:ю ему ио?.:.т~ ность сф-ор:з:ропать к сво" идеал* Раз^иезтся, ото бит шо.чоекк" ит> ал, оа-з ре слояегаяпГ.ся огялпохгльио» Однако а нем есть некоторые особенности, которые послужат опорой для выработки устойчивых представлений, известных по его зрелому творчеству«
Следует заметить, что № многих, случаях позиция зрелого критика на то или иное литературное произведение я сравнении с юношески
ми оценками надо изменилась, она лишь врлобрелц несколько иную форму и аргушита!««», нем ото было в реестрах (например, суждения разных лет о Дрстоевскоц, Державине, РостопчваоЗ и др.). Во-вторых, работа с реестрами постепенно подоодала пачшшхцего литератора к ::;анру лигерагурно-критичаской статьи, в которой он мог выразить свои воззрения. В-тротктх, реестры позволяют проследить в полном объеме эволюцию творческих позиций литературного крдтика от их зарождения, от первых, еще примитивных, упрощенных оценок до рождения совершенных литературных форм позднего творчества» В-четвертых, анализ роостров позволяет увидеть транспорт-цига его идешюв: эстетических: и гражданских, от перврх стадий формирования до вполне устоявшегося содержания, Вчтчос, анализ реестров позволяет приоткрыть "тайны"тг.орчеекой лаборатории будущего критика и писателя -и, что особенно важно, в них можно увидеть, какое именно начало преобладало в устремлениях молодого писателя. И последнее — реестры дают достаточно ясное представление об огромном объеме знаний, усвоенных Добролюбовым в относительно короткий период.
Анализ ршпшх (Торг.! его критической деятельности (реестры, библиографические заметки и списка) дают основание' сделать вывод о том, что к 1853 году, завершающему первый период творчества, Добролюбов вырабатывает свое отношение к типам положительного героя, содержащее элементы, из которых будет-затем складываться а развиваться его революционно-демократическая концепция личности»
В третьей главе диссертации - "Поиски гражданского идеала. Ученические сочинения, проэ£, .публицистика и библиографические пособия 1849 - 1853 гг.".продолжен разговор о формировании гражданского идеала молодого писателя и творческих поисков способов его выражения. Опираясь на выводы, полученные в предыдущей гляеэ, диссертант привлекает для анализа новый пласт малоизученных неизданных произведений писателя: ученические сочинения философского,,исч торическ.ого и богословского характера, прозу»статьи,, атак*» работы библиографического характера.
В главе отмечается, что Добролюбов постепенно отходит от работы с реестрами, так как эта форма исчерпывает себя и не может удовлетворить высоким творческим требованиям начинающего писателя. Вначале он пытается сделать реестры формой длл выражения своих воззрений, творческих позиций, и это вполне удается ему. Но вскоре он яке не находит в шк простора, который позволил бы ему высказать свои мысли. Поэтому лишь в первое время записи в реестрах ведутся
регулярно, а затем, с 1852 года, наблюдается только фиксация отдельных книг; Форма реестра не узтраивает ого, так как не позволяет выразить свою творческую позицию, и творческие силы Добролюбова устремляются в другие литературные области, появляются опыты в проз'е и публицистике,
В главе дан обстоятельный обзор прозы молодого Добролюбова, как опубликованной, так и оставшейся в архиве, в т.ч. материалов рукописного яурнала "Ахинея" (1850 г.), основным автором которого был Добролюбов. Показаны роль и значение драматичесг к опытов начинающего писателя. По верному суждению В.В.Кданова, проза и драматические сцены Добролюбова не "уступают большинству типичных произведений этого жанра (разумеется, в сравнении с драмой и прозой коша 40-х - начала 50-х годов XIX века. - А.М,)"3'.
Однако юношеские беллетристические опыты, драматические сцены можно рассматривать лишь как одну из форм поиска своего пути в литературе, своей формы внраяентаавторской идеи, своего литературном жанра. Не случайно, Чернышевский, познакомившись с прозой молодого Добролюбова высказался довольно однозначно и посоветовал "не соваться в беллетристику", потому что он пишет "не повесть, а т<рптику на сцены"^и'.1 ке придуманные.
Как верно отмечает свидетель этой сцены А.А.Родонежский,- "приведенный факт очень важен в жизни Добролюбова.как решительный толчок, давший литературному призванию его окончательное направление -критическое"^.
При оценке первых беллетристических опытов критика подход Чернышевского может быть взят как метод исследования. Ни в стихах, ни в ранней прозе Добролюбов не смог в полной мере выразить свои творческие возможности»идеалы, тогда как литературно-критические опыты, работы фольклорного, исторического и философского содержания позволяли в более ели менее полной норме их реализовать.
Основной акцент в главе делается па анализе малоизученных и не опубликованных до сих пор так называемых ученических сочинений Добролюбова, относящихся к 1849 - 1853 гг. В фондах различных учреждений (НЕБ им, М,Е.0алтнкова-Цедрина, 11РЛИ АН СССР, музее Н.А.Добролу бова) хранится более двадцати иеопубликованнис по настоящее крепя сочинений} работы Философского и богословского характера, сочиненна исторические, лктературпс-крктичесгше. Например, к этому роду оочг-
I» Жданов В.В, Николаи Адоксащротач Добролюбов: 1836 - I8GI. Молодая гвардия, IS5I, - С, 65,
2. К.АДобролвбов в воспотнгашях совр^'.^'пскок. - П.: Худо::-, лит., 1986. -с'. 119.
3. Там же.
ценой относится практически неизвестная в добролвбоведеняи вноиес— кап статья "Разбор 103 псалма"1", где колодой исследователь показал неплохую теоретическую подготовленность.
Содержание других ученических сочинений, широта-проблем', по с«»' тавленнкх в этих работах, говорит о напряженной деятельности будущего критика, B.C.Кружков отмечает важность учебных сочинений дая исследования юношеского мировоззрения критика, как основы будущего революидошо-де'икратического мировосприятия. "Сквозь толщу идеалистических рассуждений (Добролюбова. - A.M.), - отмечает Кружков, - пробивается струя "здравых мыслей",'не сотшАяагиых с капо— Hat,я церковно-идеаластическон ортодоксии1 .
Для выяснения проблемы юношеских идеалов Добролабова особенный интерес представляют сочинения: о познании психологии, "О творениях святых апостолов", о Иоанне Златоусте, о бессмертии дут, "Рас— суждение о воскресении тел" и ряд других , в которых молодой исследователь пытается обосновать представления о добро и зле,'вывести свою модель человеческой личности,' Например, в сочинении "Слово на новый год" (копен 1852 г.) Добролюбов дает следующее определение нравственности: "То, что ш называем несчастней, marp.j лишение достояния, болезнь, посрамление от других и подобные неприятные случаи, - били, может бить, необходимы для того, чтобы вразумить нас, заставить обратить гнимпшш на душешоо' наше состояние и предохранить от. нравственной погибали"'1.
Именно в этой сочинении видны истоки концепций нового человека,
которую великий критик воссоздаст впоследствии в зрелых статьях, где
выведет образы новых ладеЯ, "которых появления так нетерпеливо
страстно адот все лучшее, все светлое в нашем обществе* /б, 139),
\ 4
В-последних учебных сочинениях Добролюбова уже сквозят гумаци—
стическае пршпдшн и задатки его будущее педагогических эдеВ*
1. См.: ГПВ im. М.Е.Саетшсова-Щецрма*»®. '255. - Ед.хр. 66»
2. Кружков B.C. Мировоззрение Н.А.Добролюбова'/ Институт философии АН ССОР. - Гос. изд-во полит, лит., 1952. - С. 35.
3. См.: Архив H.A.Добролюбова: Опись / ГПВ им. М. Е.Салтыкова--Щедрина. - Д.," 1952. - № 6G - 75. - С. 17 - П>.
. 4, Добролюбов H.A. Слово на новый год // Опыты сочинений .учеников 2-го класса .Высшего отделения ХУЛ и ХУЛ! к$роа Нижегородской семинарии, члтягаше и исправленные профессором богословских наув-Паисием. Иачя 1854 г. - Фонды музея Н.А.Добролюбова. - Р. 2026. -С. 534 - 535.
И то, что Добролюбов не смог выразить ни в стихах, ни в ранней беллетристика, он сумел высказать в 'Т-орм-з (Тялософского сочинения»
В заключительных строках сочинения "Слово на новый год" Добролюбов как бы подводит итог раннему творчеству и призывает отка-ться от морали "ветхаго человека с деяниями его и облечься q нова-£о (подчеркнуто Добролюбовым. - А.:.!, ) с нов™ сердцем и новым духом"1 .
Анализ учетшческях сочинений Добролюбова позволяет сделать вывод, что в результате огромной работы в 1848 - 1853 т. он приходит к важным выводам - к отказу от морали блблг.ейского индивидуализма и постановке вопроса о морали, которая бы удовлетворяла потребностям общественного сознания«1
Сама постановка вопроса о выработке морали нового человека, живущего общественными интереса'.®, - самое крупное достижение в творческих исканиях писателя в рассматриваемый период,
В диссертации приводится также обзор матсизвестного библиогра фического указателя pyccntx писателей Добролюбова, Уточняется датировка отдельных произведений этого периода, устанавливается авторство первой публикации критика в провинциальной печати, что дает возможность установить точную дату первой цгбликацаи на три года раньше принятой - т.е. маем 1853, а не 1856 года (Литературная заметка // Санкт-Петербургские ведомости, 1856. tè 164. 24 июля. С. 911 - SI2).
В заключение подводятся итоги исследования, представлены осно вине выводы,. полученные при изучении проблем, поставленных в дассе тацаи,
В ходе анализа раннего творчества писателя было установлено, что гражданский идеал и концепция-нового человека у Н.А.Добролюбова складывались постепенно и в основе их лежат отвлеченные понятия о добре и зле, социальной справедливости, которые постепенно становятся доя автора все более реальными и жизненно конкретными. Причем этот процесс протекая на поне общего движения этического в эстетического сознания молодого ¡писателя от первоначального увлечения конструкциями просветительского толка, которые к тому же вне социальны;' к овладению революционно-демократическими Воззрениями на личностьi
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют суще-
I. Добролюбов H.A. Слово на новый год... - С. 544.
* 1.9. —
ственно скорректировать некоторые бытующие в современной наука представления о нравственно-етической эволюции раннего Добролюбова. Так, например, не совсем точным является утверждение о том, что писатель нэ знал эволюции эстетических и этических воззрений, а вшел на литературную арену уже. сложившимся литератором и мыслителем и что косвенной причиной этому были случайные жизненные обстоятельства. Добролюбов гее начинал с осмысления традиционных представлений роли человека в обществе и литературе, причем весьма обстоятельно и критически осмысливая.'библейские концепции человека и общества, и постепенно приходит к полному отказу от индивидуалистической концепции личности, ее принципиальной несовместимости."1 с моралью общественной, что и послужит дсновой для разработки морали революционно-демократической.'' Койиексйый ана«» лиз раннего творчества писателя свидетельствует о конкретно-историческом подходе Н.А.Добролюбова к осмыслению человеческой личности и идеала, попытках дать концепцию петюдового, гармонично^ человека,
Один из итогов исследования заключается в том, что в научный оборот введены малоизвестные,. ,§/Я1 некоторых случаях и практически' 'неизвестные, произведения критика ("Слово на новый, год") , в кото- " рых в общих чертах представлена концепция "нового человека", найден термин для обозначения этого понятия." Знакомство а, этими источника',и позволяет увидеть новый, малоизвестные стороны многогранного творчества, писателя и под новнм'.'углом рассмотреть его зрелые- выступления^
Несомненно, что^без публикации и научного, освещения ранних добролюбовских произведений не может быть прослежена эволюция его этических и эстетических концепций, гражданских идеалов и не мож^т быть выявлена позиция автора в русле проблем его раннего" творчества;
Основное, содержание диссертации отражено'в публикации*.} - -I, Ученические сочинзния Н.А.Добролюбова 1849 - 1853 годов; По неопубликованным материалам // "Стезею правды и добра": Материалы Добролюбовских чтений, и памятных дней на родине Н,А,Добро-: любою. / 150 лет со дня. рождения Н.А.Добролюбова. — Гдрышй; Вол« го-Вятское кн.- изд-во, 1987. - 0,4 п.л.
2.."Будутцсо всегда зависит от прошедшего": Из архива. Н.А.-Доб--ролюбова // Литературная учеба, - 1986. -J§ 4. - 0,1 п.л, • 3, К вопросу о формировании материалистических воззрений
П.А.Добролюбрва (шилософйки-чи^егичесзшх'^^.этичвст-ш) // Н.А.Добролюбов: Эстетика.'Литература; Критика* Об, статей м материалов / KPJtt "J< СССР. - Л.: Наука / Ленинградское отд., 1988. - 0,6 п.л.
4. Первые.литературные опыты Н.А.Добролюбова // Волга* -т 988, - № 5. - 0,2 п.л.
5. Н.А.Добролюбов. Заклад / Рассказ публикуется впервые; Пуб~ л!калия А.Млтропольского// Волга. - 1988. —.J& 5, - 0,1.п.л; ■
6. Проблема гражданского идеала в ранней лирике Н.А.Добролю». бона: Материал для урока внеклассного чтения // Анализ худоаествзн«» кого произведения в школе и вузе: Методпчесгаю рекомендации' для студентов-филологов и учителей средних гавол / ГПШ им.М.Горькоге. -"ооыает, £988. - Вып. 3. - 0,1 п.л,
7. Роль античных источников в аоршроваиии '«рэвс&зрешш . Н.А.Добролюбова // Тезисы докладов Крымской научной конференции ЩроЬяет античной культуры" / Симферопольский гос. ун-т им. М.В.Фрунзе. - Симферополь, 1988, - Ч. 2, - 0,1 п.л.
8. Неизданный Добролюбов // В wipe Добролюбова: Сб. статей / Сост. Ф.Ф.Кузнецов, С.С.Лесневский. - М.:Советекий писатель* 1989. -1,1 п.л,'
9. 100 лет книге Н.ГЛерныпевского "Материалы для биографии Н.А.Добролюбова, -собранные в .1861 - Í8S2 годах" // Памятные книжные даты: 1990. - М.: .Книга, 1990; - 0,2 п.л.