автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проблема художественного времени в лирике А. Т. Твардовского

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Туманова, Светлана Рачиковна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проблема художественного времени в лирике А. Т. Твардовского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема художественного времени в лирике А. Т. Твардовского"

московский ордепа ленина. и ордена трудового красного знамени

государственный педагогический институт

имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет Д 113.08.08

На правах рукописи

туманова Светлана Рачпковпа

ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ЛИРИКЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО

Специальность 10.01.02— Литература народов СССР (советский период)

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1990

Работа выполнена в Ордена Дружбы народов Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор КАРПОВ А. С.

Официальные оппоненты: доктор филологических' паук, профессор АКАТКИН В. М. кандидат филологических наук, доцент КОРМИЛОВ С. И.

Ведущее учреждение — Уральский государственный университет имени А. М. Горького.

Защита диссертации состоится 1990 г. в 14 часов на заседании специализированного совета Д 113.08.08 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальности 10.01.01 — русская литература, 10.01.02 — литература народов СССР (советский период), 10.01.05 — литература стран Западной Европы, Америки и Австралии при МГПИ им. В. И. Ленина при Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени , Государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина (Малая Пироговская, дом 1, ауд.............).

С диссертацией можно ознакомиться и библиотеке МГПИ им. В. И. Ленина (адрес института: 119435, Москва, Г-435, Малая Пироговская улица, д. 1, МГПИ им. В. И. Ленина):

Автореферат разослан 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Е. В. НИКОЛАЕВА

0е1;.-.л хлр/ляяp;:ot::ka pjïï;ctl:

Теорчосгео круькайзего поэта соерсксшосп: Ллоксэадрв Тряроновпча Твардовского прпвяокче? вакханке вссладозателея своой тлзогогравкосгко к иеясчегшеио* глуоппо;;. Просто л вненаяя доступность с?шса Твардовского обеспочош: пнутрокнзЗ сложностью, поэтому mirjîil псвяд: аспокг дзуяодяя его прокззо-доrnivi раскрквасг вес болвг_ую йеобозр:глос!?ь лрссгралсгва шелл поэта. Лирика Теярдозскгго, влксизаясь в обдуо "оргсгцу развеет совстсхо'л поэзпи, в собсгвошюз его »зорчоссво, csa да глспсо »арвдегаздло? собо;; упдкальнсз яплапда. Уассглотрзлпс еа эволюидд с тоякя зрения ouïîoU яз саалд; актуалидв; проблем со-врояоялого лигорпгуроведеияя - проблсяя худояаогяояного яра-паДд - одазлваался особенно продувала; ляя для дзуледдя ярои.а-са развитая творластва поэта в цело:.;.

"Двадияала; вал, стрсьстользо ряалухланея л. деля.: дал; ■., пород:!1: оалоул доля ст;з r е* е:у ;э я Л дд;сс^сдаа лрлбляда лар, -ллдат Г.A яг,.ялл, - л ссН'-вг датара ': - лдзд дляял .¡а > :.аяяа а-ладтдел саатлодллди старого я нового". ~ ' II.юл дря.лдд в.яя.ял позго-л ла нротядслдл долго ого тварл:;слода яряд. ласлаяядл; сдудзляа себя л другсворо:с соблада ("драла, вряд, л, лак вазлр.. панду рват g голсвя. .."), для ада одл аз - на они го:.: русада (недаром яоявлязтея образ бсд;д,ого а: я - одладого вала), :;аа "з центре вселапсвсдо г.а;ра", где еллваотая а слался образа пространство и врзглх, в внеидя; сделана дзрзкгепдо для долга, творчества поэта от порвш: ого стядотворднд сор;:согок до ~сс-леднше произвола ндн, полнях дЛвлосз.рскдх раздула:;: о ддзяд.

"Понята Хпар.дсзсдого, - записал в доевппкз яедор- ¿браязл.,

- попять эпоху во гезгл драдатнзмо, сдожюсз:: и протдвзорачддзо ти" Наполняя поэз;до прсстранетвзгн;о-Елз:лан:дда1 язрадстра-•ыл, худсдндд обротаот, с одно!: стороны, чувство здлкзкля с каторпан, слпяддя с рекол :отзяй, с другой - ол^арает сг-со утс-кальноств, внялекепность пз литературного и лпзподного п.роц-зс-

х'Акат1аш В.М.. Ршш:Ш Твардовский: ПроЗяока становления.

- Воронок: кзд-ЕО ВГУ, 1983. - С. 66.

2)

'Крутикова Л, 'Задор Дбрзков об Александр? Твардовском: /По маториалам личного архива 0.Абрамова/ // С-'ззо?. - 1987. -< lh 3. - G. 83-109

! са. Твардовский, осознавая сиюминутное -бытие как единство прошлого и будущего, творчество - как меру вечности, вписывается в общий поток поэзии, становясь его каплей и его энергией одновременно. . |

Актуализация проблемы времени - одной из сложнейших в : современном мире - в разных областях знания имеет различное' ; объяснение. Многоаспектность этой проблемы в IX столетии сви-1 детеяьствует о необходимости ее изучения в области культуро- I логик С в частности, художественного времени). Художественное \ время имнет свою специфику, а отсюда и сложность его нзуча-| нпя.

| Разрабатываемая в диссертации концепция развития лирики | Твардовского в связи с изменением струхсгуры художественного | ) времени и особенностей канрообразования основывается во мно- | | гом на известном определении М.Бахтиным значения хронотопа .. ! для: жанра произведения: "Хронотоп в литературе тлеет сущесг-| венное жанровое значение. Можно прямо сказать, что нанр и яан+ | ровна разновидности определяются именно хронотопом, причем в ! I литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хрпно-: топ ш.к формально-содержательная категория определяет (в зна-' читальной мере) и образ человека в литература; этот образ всегда существенно хронотопичен" ^. 1

Важность проблемы художественного времени утверждается ; | и в работах Д.СЛихачева: "Литература в большей мэре, чем лп-| | бое другое искусство, становится искусством времени. Время -' его объект, субъект и орудие изображения" . I Работы Ф.П.Федорова, В.ЙДередниченко, Б.С.Мейлаха, Р.А. Зобова и А.М.Мостепаненко, В.В.'Иванова, М.Н.Королева, Л.Ф. Луцавич, В.А.Маркова, Н.А.Петрова и других, развивающие гео- | ретинаские положения М.М.Бахтина и Д.СЛихачева, стали теоретической основой реферируемой диссертации. В историко-лигера-турком изучении лирики Твардовского основополагающими являют-, ся работы А.БЛакадонова, В.М.Акаткина, Г.М.Гмывакиной, А.И. | Павловского и других исследователей. ?

^ Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - 0^235;

^Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., , | 1979. - Изд.'3-е. - 0 . 209.

[ < Предлагаемый наш аспект рассмотрения лирики Твардовско-' 1 го очень актуален как в общетеоретшеском плане, так и в прак-р 1 тшсе изучения его творчества, однако проблема эта не находит I '1 всестороннего анализа в существующей твардовскиане. ;

Актуальность темы исследования обусловлена, во-1Т5зрвых, • ! все более возрастающим интересом современного литературове- | ' дания к. изучению пространственно-временныс отношений в лири-; ' ке, в первую очередь - к проблеме памяти: "Восприятие времени невозможно исследовать Сез учета памяти, которая органиче- ; спя включена в этот процесс воспроизведения"*^. Во-вторых, | • такого подхода требузт само творчество Твардовского. Он реа- I ; лизуется как в концептуальном аспекте - с точки зрения досто-'! янного и неизменного внимания ^оэта к проблема времени, памя-г! ти, так и в перцептуальном аспекте - с точки зрения своеобра-' зия структуры художественного времени ого произведений. |

■! Цель исследования: !

- показать особенности процесса развития лирики Твардов-| •лсого;

- выявить доминирующие элементы структуры художественно-; го времени (настоящее, прошедшее, будущее, вечное) на каждом |

. ; из этапов творчества Твардовского; |

- рассмотреть специфику жанрообразования в лирике Твар- I довского; |

- установить зависимость между структурой хронотопа и | аанрообразования; |

- раскрыть индивидуальность подхода ТЕардовского к важ- | нейшим проблемам современности. |

1 Методы исследования, применяемые в работа, достаточно 1 разнообразны. Используется текстологический и структурный | ; анализ как отдельных произведений поэта, .гак и всей лирики в ! 'целом, что необходимо при создании концепции художественного . времени и системы жанрообразоваяия.

Научная новизна исследования состоит в там, что в нем | ! впервые делается попытка изучения структуры художественного ' ! времени в лирике Твардовского на основе ее целостного анализа\ ; В дэтссертаиии впервые ставится и разрабатывается концепция | ; зависимости процесса яанрообразовапия от структуры худокест- ,

^Чередниченко В.И. Типология временных отношений в дири- ' кв. - Тбилиси, 1988. - С. 10. !

.3.

венного времени как внутри отдельных произведен!:1":, так и в ; ллр;л:е в целом. В связи с этим на кандом этапе творчества Тэарадвскою выявляется до;.-:инируащие эжехвкти структуры ху- • доме огненного времени (настоящее, проиюдаоо, оудущее, веч -кое). Научная яовазна реферируемой диссертации также обус -лозлеиа использованным материалом как по теории хронотопа, ' та;с и по истории изучения творчества Твардовского.

1

Рпилтичоская ценность псследованул определяется прежде всего самой постановкой вопроса о структуре художественного времени в лирике Твардовского, изучением творчества поэта в контексте развития русской советской литорагурн. Диссертация сбогецает к развивает представяе!1Ей о лирика Твардовского, об особенностях процесса ее становления на основа раскрытия специфики ::;апреобразования к его зависшлостд от структуры хронотопа. Гйкря постановка проблемы к способа ее разрешения (выявление па разных этапах доминирующи: элементов структуры : худохастзешого врзкешх)' даэт зозглокпость раскрыть индивидуальность подхода Твардовского к вгпшеШкм проблемам современное?::.

Заучше результаты и выводы дне сорта цик ыохут быть использованы дал дальнейшего исследования творчества Твардовского з контексте времени, что дает выход к проблеме историзма - одно:: из ва;ннон^:в: в современном литературоведении и еде недостаточно разработанной на материале советской поэзии.

Диссертация момет быть полезна при изучении поэзия Твардовского в стзришх классах средней иссяк. В вузовском препо- ' давании материал диссертаций комет пргпзладаться для курса лекций по истории русской советской литературы, а танке в проведении спецкурсов и спецсеминаров, написании курсовых ц даллокгадх работ как по творчеству Твардовского, так и по ис- -тории и теории литературы.

Апробация материалов исследования. Результаты исследования излагались и обсуждались на научно-теоретических конференциях Университета друмбы народов ил. П.Луд,дабы, на I Республикански.-,! научно-координаичонном совещании по творчеству А.Твардовского, М.Исаковского, Н.Ркленкова (Смоленск, 1978), на Зональном совещании до творчеству Л.Твардовского, М.Иса- ■ ковского, Н.Ркленкова.(Смоленск, 1983 ), на Ш Координационном совещании до проблеме "Л.ТвардовскдГ:, М.Исаковский, Н.Рн-

лендой. Псэздл 1з>эсг:;пгм дот:' (С:.:алодск, 1^87}, из ГЛзхзузокз-к01; дсдТерэлдип, посйплшпхй 80-логпу со дня ро:;:дз:п1д Л Л1. • Твардовского (Вороне;::, 1930).

Материалы диссертации кеодгшрагио обсул дались ла засс-

■ дагпззе ка>цр русской л ззпубзлюП лдтсратузд :::..; П.Ду-кукбл, соботскоЗ литература 1.Ш1И :;.!. В.;1.Лск:-ша и бглк ис-пояьзовэкц б цурсо докскЗ " на прадтдчзсках гаякгяях в удн г.:,!. П.Луглумби, "осютсхюгл па1игрэ1ач>:скогл шсишгуго, а гаг-ке да Яорвкх курсах русского дзпда в г.Люблдпо (Польза, 1277).

По тегло диссертации опуйладсовако 6 стате":.

Структура сдосланодяния. Диссертация состоит ввеязшя, трех глав, запяачошщ и бд&шогрзфпк ( 323 . олкйец) .

, • ССД5ГСЖВ РАБОТ И

Во обосковиззогся актуальность дссгедодзддя,

опрздел.адтс.;: ого пзль, дастся лрздетавдендз о даулло;! доддз-не :: прадтдчзело;: дялкозтл дсолодозандл, о его уотодалохаздз-;:ол ослэгз г,и тола:: наследования.

В дорно;: даотл буяглдотсл прлчд'::: лл'уалдзацдд дробдз д.: лрэдепл в соврзглзнпс:.: лиг,о и лззбл'лл: дудодззтвокаога тро:-:3-ии, ь частно;«!:, ирослзидздется т^оздд ^зучеиин дудедзетвои-

■ {¡ого вшг.опд в совро«ойяо.л ллтзратурзвздздд;;; ппд отел особое внимание обращается: [¡а трут: Ц.Ц. Бахтина, Д.С.Л:д:сдевз, а таюдз рзбоги 'Х'.ЙЛодороза, В.ДЛеподпвденко д дуугдо.

Во второй часта рассматривается кндгл л стать:: Л.Б.Ма-; кодоновз, • 3.1Л. Акатгдиа, Г.Н.Угдзакшой, Л Л.Павловского, прямо 1ШД косвенно подтвзрддаюддо продуктдвностъ поставленной в паыэгл исследовании пробда.ды.

В керзоЗ глй1зо "Структура художественного вреиеаа в лд-; рдде Твардовского 1925-1910 гг." расскатряваогоя функция азс' толдего вредзш:, прзоблада.одзго на это:/, этапа, с явным прогл-, нопсставлзндегл его прокодЕсглу, а такт.е процесс перехода от ' полного отрицания памяти к осознагпго ее необходимости, при этом учитивяется взаимосвязь хронотопа д яаяросОразованкя. | Кояцэшдш времени на первом этапе развития творчества | поэта определяется как би са:>.!0й действительностью, она сила-I дшзаотся-из многих компонентов. Еоршрозагше устойчивого ди-! тсреса ТвардсгвакЫ'о к созрег.зииостн диктуется к социальным | положением. молодого поэта, виходца дз деревни, работаод;зго ! "I '5

1 селькором и мечтающего вырваться из ограниченного сельского !

быта, и его желанием сделать стихи интересными "для простых, | ; неискушенных в литературном отношении людей". Хронотоп его : ( ранней лирики очевиден: смоленская деревня в период крутого ; , перелома 20-30-х годов. Многообразие жанровых форм находит. ся в прямой связи со структурой хронотопа. Все поиски Твар- ; 1 довского в построении структуры художественного времени и жан-г ; рообразования как бы смыкаются в названии цикла стихов "Сельская хроника". - I Стихи Твардовского этого времени, как и многие других ' 'поэтов, открктопублицистичны, остросоциальны. У" А.Ахматовой, | : напротив, сегодняшний день прорывается через зшкнутый круг | личных паренлваний; О.Мандельштам чувствует себя потерянным | во времени, в его стихах современность просматривается сквозь ' страдание по умирающему XIX веку. Но и они - несомненно, явление своего времени, их стихи - документ эпохи. Произведения; Твардовского направлены на прямое изображение сегодняшнего I дня. Блике всего Твардовскому в этот период оказываются сти- | хи его земляка М.Исаковского, по его собственному признанию, I обратившего его к "существенной объективной теме". Стихотво- : рения Твардовского начальных лет как бы захлебываются от нах-| лынувшей новизны творящейся вокруг жизни. Все это выливается | в строки о родине, Смоленщине ("Родное", "Песня урожая", СмоЧ ленщина"). В них - неизменный интерес поэта к делам сельских ! тружеников, осознание важности незаметных профессий, что про- | является дане в названиях ("Ночной сторож", "Уборщица", "Ле- | то в коммуне", "Стихи о всеобуче"). | Схема "старое - новое", выявляемая главным образом как | : противопоставление, используется Твардовскш и при создании | : психологических портретов. Герои этих произведений заняты про-| ! заическим трудом, который сам по себе является принаддежнос- | | тью времени - настоящему времени. Однако просматриваются и их | ^ исторические корни. Все они тесно связаны с ^рошлым, их жизнь I ! как бы делится надвое. Так, у Твардовского всегда выявляется I , трехплановая конструкция: в актуальное настоящее он включает I знание прошлого и будущего. Внимание поэта к жизни героев.в ' экстремальные моменты их судьбы (часто на' грани жизни и смер- 1 ! ти) объясняется подсознательной потребностью воспоминания, ; | нередко в стихах просматриваются и ростки будуце2 темы преем-

I .

6 .....................______ __________________ ' .

I ствснности поколений ("Перевозчик", "Бубаыка", "Ивушка", цикл | про деда Данилу).

i Стихи о женщине еще более отчетливо выражают противосто-!. яние официальной концепция отрицания прошлого ("Счастливая ! одна из всех сестер...", "Кто к тобя знал, друг ты ласковы!; ; мой..."). Целый ряд стихотворений ("Катерина", "Встреча",

■ "Подруги", "Мать и дочь"), показывают перелом в жизни женщины, связанный с конкретным историческим временем. Они харак- ^

: теризуются трехплановой временной структурой и сиикретичнос-; тыо жанров. Однако вершинными достижениями в этот период ста— 1 новятся стихотворенья о матери, в которых он суыал полнее раскрыть свое лирическое "я". Соединение всех пластов времени в этих, наиболее сложных в плане совмещения временных сло-I ев стихотворениях, - самое важное для поэтики художиствешюго 1 времени Твардовского ("Ты робко его приподымешь...") . Мпого-! пластовость времени, вирахениого в стихотворениях, тробо&ала соединения и,различных жанровых форм: портреты, очерки, корреспонденции. Все это вмещала в себя хроника, однако поэту ':еобходн;ло било философское осмысление увиденного - огсяда [

■ проникновение в поток "чуаого" лирического сопнанил, полвло-' ние лирики "другого человека".

i В произведениях о матери время обретает саше разнообразь ! ные оттенки. Иногда оно придаст образу почти символическое !

значение ("Не стареет твоя красота..."), при этом очевидна от' страненность его от самой яязни человека, гак бы не подчиняю-: щегося времени. Иногда, напротив, совершенно очевидно подчинение жизни человека конкретному времени: суток, года. И тогда из обобщенных ассоциативных деталей пейзажа вырастает реальный образ живого человека ("И первый шути листвы еще непол-i ной..ч"). В стихах о матери особо важен мотив пг-лти. Одна из 'важнекиих категорий лирики Твардовского - память - в эго.тзор-. чество.заявляет о себе довольно рано. Стремление поэта в ранние года отдалиться от всего, что его связывало с продлим, ; когда память о родных местах казалась чем-то шзшгякцпы, его, продайте нио в иолыпой мир, постепенно исчезает, а память о до?до • становится наобхош-лоегья. Твардовский начинает теперь уже открыто осознавать, что без "м.хюц" родины не можэц быть поэта. . Jc/Сгепенно гаиа "мштсП" родник открывает пэясчерпяегко. возш«-ности для лирического осмысления сегодняшних щоЗхчч, во всем

■ их гляогосбраскк ("Трзвогпо-груетноо юавьв коня."Станция' Почппсг.", "Братья'1, "Сзорстши'и", "На хуторе Загорье", "Поозд-. ка б Загорьо").

j Еоякрогноо врз.мя, социальное я историческое, наиболее от: четдгзо прояБЛяется в сл^втшвс стихотсоренпях. Стпхогвороакя по'Хва.'.'лше, ссачпо ас ооасркщно с:з:,;ота, но когут х?,:е?ь четкзх ' вройзнншс границ. Однако изобрглсбкяо "природы в творчестве Таарковского зачастую связано с трудовши заботами крестьян;:-1 нг Iл:: лхчннгл:: перохивангшия поэта, что лае? отчетливое ощу- : щзнез врекенз. Обычно Тзардовский описывает природу в перихо-;

• днне г-лоь'.енты, поэтому часто звучит мотив свдгшта ("Снег ста-; , ет, отойдет зсглля...", "Как море, тс&шеот озимь..."). В ста- 1

т:ги;дг олкселиз природа поэт вкяадшзает вс;о динамику шгзненко-го процесса, включает в настоящее все прошлое и все будущее I того, что ошхснчаат ("Роль отволноваласъ...", "День пригреет ' - вогло до;/.а...", "За тысячу ворст..."). В сознании молодого ! : поэта стыку.отся порой конкретное место действия л безгранш~ i кость пространства, бесконечность времени вообще к особенная j

• сила данного конкретного времени, в котором он живет: "Да, i просторно на евзте / От крыльца до Москвы .,/Время, время, j ; как ветер/Шапку рвот с головы...". | '

I Уке ка первой этапе развита лкрикн Твардовского полвля-;

стоя стремление поэта :с осознанию себя в общем ряду жизненно-i : го процесса, а потому на скоау времени социальному приходит j

вреггя историческое, вглв'дачхцее в себя и память о прошлом (о ■ детстве, о "малой" родине), и сегодняшний день, но существующий отдельно от прошлого, и завтра, вырастающее из сегодня. Таг:, еще в довоенном творчестве Твардовский открывает неис- * ' черпаемую те:.су памяти, давшую ему впоследствии огромные воз- | ,' мощности говорить о себе,, а через себя - обо все« своем поко-! ; ленпп. J

Втор-я глава "Функции памяти в структуре художественного; ! Ерокенк лирики Твардовского военных лег" посвящена анализу, j ' категории памяти, занимающей главное место в триединстве: нас: тоящэе, прошедшее, будущее, рассматриваются различные ее ко- j ; дкфикации и в связи с этим - процесс углубления лирического ; ; качала поэзии Твардовского, что влечет за собой жанровую тран-.1 сфорыацкю лирики 40-х годов. Особое внимание при этом уделяет- '• ! ся расширений границ хронотопа.

Врскешяга л прострзпсгвепнпе пзраксгри зудскясгпешгоп Реальное?:? в пропзводвнжЕС Твардовского возпшк лет псстешмдо < изменяются, гловнии образом, за счет углублзпгл такс;! кагего- : ргаг, как паглять. Просгрсяатво в сто епкогверзи&тх ухо по ! загдхкаеуся па изображении Сыолевдиш, о врокя по огратгпялчт-ся протигопоставизшгом пастоягцего' проззоду. Его хронотоп вбн-! poor в себя все ногше и иовао стороны битля. Война в этом сш-* еле становится особенно вашим рубслаза в сознании Твардовеко- • го-д;:рш:а. Он п,кш;лает в снос творчество лвдеЗ аркпк, но за-1 бывая при ото;:, и своих корне:!, ц всей историк, лояакев за пле-

■ част народа, часгкц;И которого он всогда себя ощущал. И хотя j действительность вновь предъявила к писателям требование one-1

■ ративпости, у Твардовского "Фронтовая хроника" us стала прос~! тым повторенном "Сельской хронига". Его лирика па новом витка;

: развития сказывается обогащенной опитом всего предгаоствуйцого j

■ творчества, и ото обогащение происходит, про;:-:дэ всого, за счот осознания- своего "я" в исторической цепи развития общества. |

Тем а пшятв, приобретая разные оттенки з различных твор-!

■ чеекпх системах, отзывается необходимостью военного врзмзаи.1

, Историзм мшкения з эти годы проявляется у многих поэтов. Па-' ' .

мять становится потребностью творческого сознания. Сегодняпнее | время, сиюминутное, глгновешюэ вступало в конфликт с природ- •

ним вромонеы, -веяния - его разрушала война. Поэтому память ' играет, пре;:сдо всего8 роль связующего звена человека с исто- , pEQii, с народом, с домом, со всем апвнм. |

' Мотив памяти в года воины у Твардовского имеет множество!

■ аспектов. И среди них едва ли не самый вазишй - воспомищние . j о мирной ;:шзни до войны. Признаки мирной ™.изни соединялись с

■ войной, переносились на описание воешшх событий, как будто

' поэт хотел постепенно привыкнуть и приучить читателя к неес-; теотвоиному для человека Состояния войны, что свидетельствовало о переходности сознания Твардовского. ("Не дым домашний

■ над поселком...", "Зима, под небом необжитым..."). На собы- '

' тля войны Твардовский смотрел взглядом человека уже много по-

■ видавшего на войне и в то кэ время недавнего хозяина своего ; малого родного кточка земли. Свободное обращение к собеседни-j

■ icy требовало и особой канровой формы - тетания, которая bmo-i : цала бы свободное движение времени, следующее за потоком соз-:

пания автора ("Земляку", "Партизанам Смоленщины"). j

, ' ...............;.............................;]9.1'

Воспоминание о довоенном мирном времени к концу войны в I , стихах Твардовского трансформировалось в мечту о грядущем ми-; ' ре. Так, в настоящее поэт вводит и прошлое, и будущее,исполь-. | зуя трехплановую конструкцию времени ("В поле, ручьями изры-! том..."). Иногда мы видим осложнение структуры времени часто : I повторяющимся у Твардовского приемом: он вводит в сегодняшнее. . размышлений о будущем воспоминание о прошлом и в этом прошлом. ; воспоминание о еще более отдаленном прошлом ("Новогоднее сло-'! ! во"). Время по воле автора в некоторых стихотворениях как ; | бы приобретает зримые черты, убыстряет ми замедляет свой баг, I а пространство растягивается ели снимается р зависимости от < ; замысла поэта ("Огонь", "Здесь немцы были..."). При тако?л

изображении описываемых событий используются разные средства , ; художественной выразительности: подбор слов; звук - так эле- : ; мент пейзаяа, аллитерации и многое другое ("В Смоленске").

Ощущение времени - неотъемлемая сторона стихотворений о | | природе. Можно определенно сказгть, что каждое, так называе- : ; мое, пейзахное стихотворение Твардовского привязано к кндиви-; ! дуальному историческому времени и врокени года. И так ке, как ' в "Сельской хронике", во "Фронтовой хронике" ш находим обра-| зы пркроды, несущие особые пршеты хода времени: природа оду-:

шевляется поэтом ("Коябр).") или становится символом ("Отцов ••и прадедов примета.,.'1, "Перед войной, как будто в знак бе- | ; ды..." ) и всегда дквет епапой тзньо с человеком. 1

"Стихи из записной киикки", выделяемые нами для рассмот-; 1 рения, играют очень ванную роль как дал лоншашш .всей систе-; мы канрообразования, так и для становления структуры худокест-| венного времени. С первого взгляда цикл этот выпадает из об- . I щей' системы военной лирики. На рубеже 1941-1924 хт. во фрон— ' . товой поэзии усиливается лирическая струя, связано это было . с изменением хода воины. И вот тогда появляется принципиально! ' новая Форгла лирика, которую прямо или косвенно назовут лирическим дневником. У К.Склонова - цакн "С тобой'и без тебя", у ; I Л.Суркова- "Землянка", лирика О.Берггачьц, "Стихи из записной' , кшш;л" Твардовского - в этом ряду. Объясняется это тем, что !

поэта, с одно:: стороны, не считали возмогд-шм публиковать тог-! I да очень яичные к глубоко трагедийные кронзведения, с другой' ~ ! не хотели, чтобы в>газетную с:року уходила "лшиа«" лирика. . I - Р годи бойцы, стараясь пкубтео осознать вроисходядее, г.с-',

к__________'................. ......' /......

нять современность, поэты обращались в тому, что было год близ-;, ко и понятно. Однако они не уходили от действительности, а ре-' ализовывали свою потребность.осмыслить время и войну. !

В цикле "Стихи из записной книжки" отозвались все аспекты памяти, .разрабатываемые Твардовским в годы войны: память о мирном довоенном детстве ("У Днепра"), память о войне ("За Вязь- ; мой") и память о самой памяти ("Две строчки"), причем развитие' ■ее идет по степени усложнения. В этих произведениях действует : принцип открытости времени и пространства, усилившийся в пос- 1 левоенной лирика. Такая структура, дающая возможность читате- ; лю как бы стать участником происходящего, позволяет создать ! .жанр дневника или записной ннияки, как он определен самим Твардовским в названии цикла. Таким образом, жанровое своеобразие ; ■лирики Твардовского во многом зависело от концепции времени на' определенном этапе ее развития. ,

Хронотоп лирики поэта в период войны как бы раздвигает | свои рамки: пространство не замыкается в пределах Смоленщины ! (и этому в большой мера способствует образ дороги, пути, осо- ; бенно развившийся в эти годы), художественное время все чаще | имеет все три уровня (прошлое, настояцее, будущее), тем самым (' -помогая открывать бсв новые и новые стороны бытия. |

Третья глава "Синтез прошедшего, настоящего и будущего - ) в структуре художественного времени послевоенной лирики Твар- ) довского" исследует структуру хронотопа на заключительном эта-! пе развития лирика Твардовского. Синтез -триединства: прошедшее', настоящее, будущее приводит к утверждению вечности бытия. • | Концепция времени у Твардовского за весь послевоенный пе-г риод, меняясь в частностях, остается постоянной в главном: время действия его произведений - сегодня, которое вбирает в се-! . бя прошлое и будущее - вечность. Однако настоящего нет без ! прошлого, поэтому память становится ведущей категорией в. об- ! разной системе Твардовского на долгие годы, трансформируясь и ; тематически: от конкретных воспоминаний с точными деталями,- ! : именами и т.д., до обобщенной па мл ти чувств; и структурно: от ' прямых воспоминаний о случившемся событии до сложных ассоциа- | гивных воспоминаний, характерных исключительно для мировосприятия Твардовского. |

В стихах о павших почти всегда обнаруживается соединение : . двух начал: трагического и оптимистического. Определяя хроно- ;

• ' ■.....;....... .......... .'и

; топ в таких прока рудзддлх, i.n: видим, что от чередования про- ; j иодаздо к настоящего вромадя - через будущее - поэт вшодит

• свод ¡.шаль к ое»щоеш вечности блтдя, как вечна сама память о

¡ логабишх. Гзир лирического раз:лшяонгл, поторнй попользует ио-I от для реализации проблеял: памяти, требовал н такого построо-цпя времена, течение которого подчкнязгея потоку сознания чо-! ловока - с возвратами в продлоз, скачками в будущее, с выходом ь вечноегь ("Я ублт подо Рмзвом", "Б тог дань, когда окон-i чддась война").

) лудодестденноз врат, обусловленное содердандзм стдхотво-; psHbS, не распадается, а напротив, сливается в ыгновепие нас! тоядего, которое предрадлотся в вечность, Форма стихов варьи-

• руетоя иоэуол:: seo и обращения, д пркзшш ("22 июня 1941 го: да", "Жестокая питать"). Пашгь внетупао? теперь не только

'; как механизм воспроизведения дроллого, но к как нравственная , ; категория, часто ома как 6¡; раствордстсд в произведошзк о ; современности ("лссгская память", "Л зная: нлкако;! моей ви-, глг...").

■ По память Твардовского ко только доскремала образи по: гдбл.дх дошюд-бпатьзв, ода бдла наяравдзла на осознанно все; го исторического прошлого Рсзсдд к еноте трагдчзеддд; событий : : Bûîinu. История, все оз богатство e.ïvoc-rssuuo.трзнсфоргларова-

дозь в оознапдд поэта z ддадиз согодпелнзго дня. Пгопзвздз- j ; як: зтд незят зяичзсклл характер, иногда мащ: ;;:: мзмлс ояре- ' дзлкть как оду ("Крз.мяь здмнзл ночью"), иногда оы: близки д пссде ("Москва", "Песая о Р'ослжз"). Иозтрозпиз мз врзмзшг-в одном случай осложняется углублением в проллоа д вдходом в бесконечное будуаре, в другом слудаз врокш становятся как tíu ; объе ДДНДТЩаЛ цэпгром, вокруг которого СДрОЩСЯ ВСЯ КОМПОЗИЦИЯ ! произведения ("Москва"). :

Память Твардовского обрекзнз i: образам н событиям, д;ото-' рде мдвут в ''тамягд самого народа. Еро/:я д пространство, ста- ¡ новясь стердлем лпрдчаских произволе шгй Твардовского, всегда | подчинены главной, цели каздого конкретного произведения и по ! воде поэта могут как бы слзлаться шш растягиваться. Такое по. строение хронотопа даат возможность создать совердонпо особый| ханр лирического произвздэиш»'. с одной ciopomí, зазерщзнвость ¡ структуры Ену.ри цикла, с дгггой -.возможность 0пС1»печа0 про-доляать его ('а.амятд Лсш;ша"). . >!

В послевоенные годы в лирике Твардовского заметно роспро-. сграиопие такого явления:, как наличность, что связано и с по-1 иекчгли в области ^.преобразования, отсэда и усложненность , структури хронотопа. Все ото наиболее отчетливо наблюдается ; при анализе цикла "Памяти иатора". В послевоенной лирике к во всем творчестве Твардовского цикл "Паг.еттл матери" становится ; одной из вершин и связуоадам звеном всех творческих искании поэта, В нем объединяются, завершаются попеки гаировше форм в' лирике, доходив до высокой степени развитие лирического сознания автора, особую .'ханрообрпзуашуэ роль, наконец, играет хро-. потоп. Построение времени в этом елочном, многосоставном про-' из веде нии слугглт, с одной стороны, глубинному раскрыто обра-' за матери - конкретного родного человеке с его особенной судьбой, и обобщенного образа матери - символа родшш - с другой. Многосложность вромепи, что соответствует многосложности са- , мой тазни, позволчет поэту свободно переходить от одного образа к другому, тем самым он создает прокзгзденло, вЗпрздщое основные -заирп лпрп.чл - от лирического рассказа до песни.

Все, что пишет Твардовский о современности, вгшлоег в себя память, поэтому исвозмотгио вычленить стихотворения толь- • ко о сегодняшнем дно. Это особенность хронотопа в стихах о строительство новой ;чпзни, об освоении Сибири, о космосе. Параллельно меняется и ззпропэя спстоиа. Общая тсидонщш рззви- ; тля язнров в истории литературы отрачаотся и в процессе развития на ¡¡ров в лирике Твардовского. "Только в новое время по-, является система яа.чров, основанная на литературных принципах. Л дальяе катдоз произведшие - это новый жанр. £анр обусловливается материалом произведения - форма вырастает из содержания" Определенные канровые формы, такие, как рассказ в стихах, стихотворный портрет, баллада, песня, постепенно сливаются в единую форму - сткхотворэпке-рззшгзленпе, имеющее ухо но внешние повествовательные рамки, а Езутренна организованное, как только мокет быть организован поток сознания и потоп самой жизни. Такую форму стихов определяет название, данное самим поэтом в подзаголовке к "Василия Тергзму" - "Книга про бойца". Всем своим творчеством он пишет книгу жизни, вбструп-тую прошлое, настоящее и будущее.

Стремление Твардовского "поспевать, надрываясь до страсти, с болью, с тревогой за нынешним днем",, который в разных

1 'Лихачев Д.С. О Филологии. - 1.1.: Высшая школа, 1989. то

' JCVIG4.

| образах появляется во многих его произведениях этой поры, и.....

| прежде всего - в образе бегущего дня - огневого вала, это ! | отрешение Твардовский реализует в стихах о Сибири. В них - { !, глубокие раздумья о жизни человека и природы, о том, что сей-' ¡час мы называем экологией, в чем Твардовский опередил свое | | время ("Порог Падун", "Разговор с Падуном", "У Падуна"). ; ! Для мировосприятия Твардовского очень ваяна такая форма | 1 выраненид художественного времени, как преемственность поколений. Только осознание жизни как процесса, а челокека-как

• необходимого звена в человеческой общности дает поэту понима-! 1 ние взаимосвязи всех жизненно важных явлений, что полнее все-; ! го воплощается в стихотворениях, посвященных космической те' ме ("Не просто случай славы тленной...", "Космонавту", "Па- ;

мяти Гагарина").

! Время жизни человека и природа становятся поводом для .! глубоких раздумий о кизни и смерти. Особенно обрагает на се- ; ' | бя внимание поэта символическое -начеиие весны кап' обновле- ! | ния яизни ("Как только снег начнут буравить...", "Как после I мартовских метегэй...", "Признание"). Иеюгдэ в стихотворении ; ; о природе проявляется память о войне ("Ветер какой - ты слы- ; шишь?".) или о детстве ("Снега потемнеют синие ..,", "Мне ела-; ; док был тот шум сонливый...", "... И каворонок, сверлящий че— 3. •бо..."), иногда-это пушкинские мотивы о смене поколений как и | ! непременном условии жизни, о ничтожности и в го же время величии каждого' из этих поколений перед лицом вечной и нещирывт- 5 , но развивающейся и обноалящейс}кизни ("Посданнве дедом дерев-!

• да..'."). | ! Часто Твардовского волнует проблема вхождения человека В; | природу, он вовлекает собеседника-читателя в шзнь природы

| ("Июль - макушка ле та...", "Многоснежная зима", "Чуть зацве-, тет иван-чай..,"). !

1 Каждое ст -/¿сотворение Твардовского - это целый мир, ело;;'.- ! ; ный, порой противоречивый, но всегда очень многообразный, мно-: гоаспектный, стоящий в одной цени всех его произведений и в , то же время автономный, замкнутый в себе самом. Глубина мыс- ', ( ли поэта вмещает все богатство шра. Структура художественно- ! I го времена осложняется вместе с усложнением содержания егюсог-' I ворений. Так, память приобретает разветвленную форму, стано- , ■ вится памятью всей жизни на земле. Сопрягая три времени, Твар-| довеккй добивается утверждения неразрывности бытия потока I

?4......................:!_.„_■...................................._............п

лизни ("Береза"). 1

| Используя традиционные сравнения" старость - вечер, ста- | |Рость - осень, Твардовский вносит свое, только ему присущее ; .осмысление известных образов ("Листва отпылала...", "В живых- | ;то меня.уже нету...", "На дне моей яизии."Там сям дымок ( садового костра..."). Твардовский постоянно ощущает свою от- '; ветствегшость за все, постоянную тревогу и стремление связать | 'разорванную нить времен, поколений, народов ("В чем хочешь | человечество вини...", "Полночь в мое городское окно..."). Обостренное чувство времени на протяжении всего творчества поэта,1 :а особенно в последние годы приводило к пристальному внима- | 'нию к тема смерти, которую он решает по-своему: смерть - жиз-| ленная закономерность, поэтому ее надо принимать не с безна- I 'дежностьга, а мудро. Высоконравственная жизнь, настоящая дружба' вот те идеалы, которые дают человеку истинное бессмертие I ("Мне памятно, как умирал мой дед...", "В дружбе есть святая .проба...", "Ты, дура смерть, грозишься людям...").

Спокойное, осознанное отношение к смерти как закономерно-; му исходу человеческой жизни у Твардовского связано с понима- I нием значения творчества как проявления жизненной энергии че- | ловега и желания оставить на земле свой след, остановить мгно-. вение ("Есть что-то в долголетье необычном...", "Я полон веры несомненной;..", "Пускай сегодняшний вчерашним.., "Не знаю, I как бы я любил..."). Бегущий поток жизни постоянно напоминал ;Твардовскому о необходимости спешить ("Ни ночи нагу мне, ни ¡дня...", "Некогда мне над собой измываться...", "Хить бы мне ; век соловьем-одиночкой...").

! Размышляя о назначении нозта, смысле поэтического твор-'чества, Твардовский раскрывает еще одну грань создаваемого им метафорического образа времени ("Московское утро", "Есть книги - волею-приличий...", "Время, скорое на расправу.;.). Одной из особенностей изображения времени становится олицэт-' ворение его, превращение в некий символ, который как бы рас: слаивается: с одной стороны, становится более абстрактным, с ; другой - конкретизируется в определенных категориях: час, I день, срок,, эпоха, время ("Усталость", "Изведав жар такой ра-| боты...", "Час мой утренний* час контрольный...").

В заключении подводятся итоги исследования. Вывод, к ко-1 торсму приходим мы в результате: ведущая .тенденция жанрообра-*

зсваяия, во глл^иол завиодея от структуры хропотопа, приводит ■ к обойденному лаару - ::;а:;ру даевнкка ополи, книги с открытой структурой, которой соответствует свободному течению кисля поэта как но ьрошпя, так и в пространстве. Таким образом, общая иацрявдошюсть развития лирики Твардовского в связи со структурой хгопотопа и -^лросЗраоозанлл онозделяется большей свободой сомовира?.сщп, что порождает эгснность ее содерхшнияг лпршнгсть воплощены.

Рассматривая воалоллила перспективы ¡гзучовяя творчества 'Твардовского, :.аа прогдэ всего исходил: из острой совреглзаиостн его поэзии. Вновь и зновв обращаясь к творчеству Твардовского, литературоьз.чгшю нролипаа? во все болклиа глубины ого поэтического мастерства. Для рвег.ргаяа иоооозеглыж проотрааств шелк поэта пухни ноыю иоязхдн, повил уропз::ь всех средств анализа стиха. Позголу ллллллллио попоил в области изучения хронотопа Твардовского ;хлллил илтл кал по столон:: углубления в структуру одного стихотворения, н по о:лл;сли •раслпр.з ш;я связей Х1лл;ололз Тллфлллопово со структура:.:;: хуополоиов других поэтов. И ото лллл золвлло ьлл .л; ллооти ллл освоения такой и:лли~ л игл пообл.лл олллнлллллюи л .л.л л л-лловодзнил, ник ипооллла воулл;.?:л., л л л:лл :лолл;> лл л:;э". ла ¡..атерлало елллглллл пооз.-и.

Основное сблллллллл ллесорлацлл отлл лил г: слс.л.>;лл;лл л. '■лихачило::

1. „Лиричесипл фрон. сон охали А .Т.±вапллвалвго_. - Еополап • тоской литоратуш: // Ролл.: ал:ллзл.¡влил.об. - или. I (33): -львов, 1973. - С. Сл-39.

2. Личность поэта в лоллевоенлол лили:::: л.Т.Твлллотсиогс // Воотяяк Болоолослого гоо'лха'атилпноло улл.. ^ооитста. - г;оп:ш ТУ. - П 2. -'«Минск, Х9£0. - С. 15-17.

3. Еоонние отпхи д.Т.Твиодовзкого (ШЗ-1У-'5 ст.). - 11.,Т380 - 25 с. - Дан. в ШШН АН" СССР РЛ.ОЪ.ВО. - .'.'. «80.

4. Об особэнпоат.ф, Лорлгпроваплл. :;;аиров в лхгиие Л.Т.ТвархоБ-ского 30-х 1льдОтл // Пройде:хотекои творчества. А.Твардовский, М.Пеаиолюили, Н.Ршеоякзз / .^олсвуз.сб.палч.то, - Сиэленск, 19&6. - С. ЗО-ЗВ." ' *

5. Нзл современник Тгалдолсллй // Янтерав''оа в вколз. - 19&5. -.02. - 0. 76-7?. '

5. Мотив пзялта в лирике А ЛлТгарллиоиого повишу лот. К прос ло.\;а худоН'!С1 ванного ши.чьа,; // ¿Ьспкэя отечественная воина в тьпрчоетео А,Т.Твардовского, '1. В .Исаковского, Ы.П.Ркленпогл / 1Ц:;;у>уз.с^'.п.туч.тп. - Смоя»;кл;, КУЗ. - 0. 2?~Г<5. •