автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Проблема национального в историческом процессе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Платковский, Владимир Владимирович
Введение.3
Глава I. Этническая общность и нация.17
Глава 2. Исторические предпосылки национального как формы дифференциации и консолидации общественного развития .56
Глава 3. Национальный вопрос и национальные отношения в условиях капитализма.102
Глава 4. Национальные различия в общественной жизни социализма.141
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Платковский, Владимир Владимирович
Выдвинутые решениями ХХУ1 съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС задачи планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, определяющие главное содержание созидательной деятельности всего советского народа на современном этапе, включают такое важное для нашей многонациональной страны звено общественной практики, как развитие национальных отношений. Ключевыми для реализации новых позитивных сдвигов в этой сфере, ближайших и перспективных целей расцвета и сближения наций, народностей являются продуманная, научно обоснованная национальная политика, воспитание трудящихся в духе пролетарского, социалистического интернационализма*.
За последнее время в развитие марксистско-ленинской мысли в этой области сделан большой творческий коллективный вклад, обогащающий теоретические представления "о содержании нацио2 нального вопроса на нынешнем этапе , в трудах советских ученых дан развернутый анализ становления и сущности социалистических наций, советского народа как новой исторической общности людей, диалектики национального и интернационального в социалистическом общественном развитии, выдвинуты новые научные положения, обобщающие практический опыт патриотического и интернационалистского воспитания. Вместе с тем в партийных документах выделены пункты активизации научного поиска, к числу См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с. 17, 59.
2 Там же, с. 32. которых относятся исследования закономерностей интернационализации общественной жизни, общественных факторов и форм совершенствования межнациональных отношений, путей и средств формирования у каждого советского человека "высокой культуры межнационального общения"*.
Непременным условием реалистического подхода к решению этих исследовательских задач выступает наиболее полное раскрытие специфики содержания и характера национального аспекта общественного развития на исторически длительном этапе развитого социализма, взаимосвязи этого аспекта с магистральными процессами развития производительных сил, производственных отношений, становления бесклассовой структуры, расширения и углубления социалистической демократии, формирования нового человека. В раскрытии этого вопроса особенно важен учет методологических принципов историзма и системно-целостного изучения исторической (социальной) действительности, которые составляют основу понимания изменений исторического качества народностей, наций, межнациональных отношений, подверженного "влиянию новых о обстоятельств и времени" . Научно-мировоззренческая значимость применения этих принципов к анализу национальной проблематики актуализируется в свете подготовки новой редакции Программы КПСС, в силу практической потребности для настоящего времени "осветить будущее наций, которое вырастает из объективного процесса интернационализации общественной жизни, из их посте См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 1983 года, с. 60, 70; Материалы Пленума Центрального Комитета
КПСС 10 апреля 1984 года. М., 1984, с. 14. о
См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 года, с. 14. пенного, но неуклонного сближения"*. И здесь в социально-философском плане встает более общая по своему масштабу проблема -проблема национального в историческом процессе, где выявлению подлежат прежде всего историческая необходимость национальной формы общественного развития, социальные детерминанты ее возникновения и развития в истории человечества, ее социальные функции и пределы в общественном прогрессе,
В разработке этой проблемы особая роль принадлежит историческому материализму как марксистско-ленинской социально-философской и общесоциологической теории исторического процесса. Повышение его теоретико-методологического значения для исследования современной национальной проблематики обусловлено тем объективным обстоятельством, что диалектику развития социалистического общества, всех сфер его общественной жизни в отдельности и в их взаимосвязи "невозможно понять вне целостного марксистско-ленинского видения исторического процесса", что реалистичность представлений о зрелом социализме, его прогрессивных возможностях находится в прямой зависимости от глубины и конкретности постижения логики мировой истории^. В развернутом историко-материалистическом видении национальной проблемы, передового опыта ее социалистического решения заключается ответ на ряд методологических запросов, которые возникают в ходе теоретического обоснования классового, конкретно-исторического, Выступление товарища К.У.Черненко на заседании Комиссии ЦК КПСС по подготовке новой редакции Программы КПСС 25 апреля
1984 г. - Коммунист, 1984, & 7, с. 7. 2 См.: Федосеев П,Н,, Ильичев Л.Ф. О некоторых методологических проблемах исторического материализма. - Вопросы философии, 1984, & 6, с. 19, 20. практически-политического подхода к проведению стратегии пролетарского интернационализма в международных отношениях современной эпохи, в национальном вопросе, составляющем одну из сторон общего кризиса капиталистической системы, наконец, в мировом революционном процессе, а также в укреплении единства стран социалистического содружества, мировой социалистической системы.
Проблема национального фактора общественного развития выступает сегодня одним из пунктов обострения борьбы двух противоположных мировоззрений, Историко-материалистическая концептуализация современных представлений о национальной форме общественной жизни, о национальных различиях общественных индивидов и т.п. представляет собой существенный момент для формирования интернационалистского миросозерцания людей, чуздого "любым проявлениям национальной ограниченности или национального нигилизма"*.
Научная концепция нации и национальных отношений впервые стала разрабатываться К.Марксом и Ф.Энгельсом на основе классового интернационалистского подхода к анализу революционно-демократических, национально-освободительных движений народных масс в эпоху капитализма. Основополагающими требованиями этого подхода выступили историческая постановка национального вопроса, оценка его содержания с позиций коренных интересов рабочего класса, конкретных общественных условий и задач осуществления всемирно-исторической миссии пролетариата - социалистической революции, построения социализма, коммунизма. Понятийное ядро марксистско-ленинской концепции складывалось на основе Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года, с. 72. теоретического обобщения подлинно демократического опыта борьбы за принципы самоопределения наций и вместе с тем в ходе последовательного применения методологии материалистического понимания истории к осмыслению сущности, исторического характера нации как необходимого результата и формы общественного развития, ее диалектической взаимосвязи с другими социально-историческими образованиями, прежде всего классами. Бесценный теоретический вклад в обоснование историко-материалистической трактовки понятий нации и национальных отношений в противовес идеалистическим, внеисторическим, абстрактно-формальным интерпретациям национальных явлений идеологами буржуазного шовинизма, национализма, оппортунизма внесли работы В.И.Ленина. Б них раскрыты действительный революционный, интернационалистский смысл национального вопроса в эпоху империализма, его классово-антагонистическая основа и пути его социалистического решения, формы общественного устройства социалистических наций, их значение для сознательного добровольного межнационального сближения трудящихся, творчества интернациональных форм единства народов, соответствующих объективным закономерностям развития социалистического общества.
В настоящее время широко и интенсивно ведутся исследования национальных отношений, процессов. Большая плодотворная работа по исследованию теоретико-методологических вопросов историко-материалистической концепции нации и национальных отношений, по творческому освоению марксистско-ленинского теоретического наследия применительно к новым историческим условиям осуществлена в трудах советских ученых А.Г.Агаева, И.Ф.Аношкина, Э.А. Баграмова, Т.Ю.Бурмистровой, А.Ф.Дащцамирова, М.С.Джунусова, В.И.Затеева, Г.О.Зиманаса, С.Т.Калтахчяна, Ф.Т.Константинова, Р.И.Косолапова, М.И.Куличенко, Л.В.Метелицы, М.А.Морозова,
П.М.Рогачева, М.Н.Росенко, М.А.Свердлина, В.С.Семенова, А.П.Сер-цовой, Ц.А.Степаняна, Э.В.Тадевосяна, П.Н.Федосеева, К.Х.Хана-зарова, А.И.Холмогорова, Б.А.Шувалова и др. В центре внимания исследователей - историческое положение и роль социалистических наций в общественном прогрессе, диалектика их расцвета и сближения, тенденции, определяющие их будущее, анализ понятия нации как исторической общности людей, его соотношения с понятием новой исторической общности - советского народа, специфика национальных и международных отношений в системе общественных отношений и т.д.
Своеобразным творческим импульсом в достижении современного уровня и состояния разработки теоретико-методологических аспектов исследования национальной проблематики выступила дискуссия советских ученых об определении понятия нации, ее признаков, которая развернулась на страницах журналов "Вопросы истории", "Вопросы философии", "Народы Азии и Африки" и др. в середине 60-х - начале 70-х годов*. В ходе дискуссии содержание обсуждаемых вопросов вышло за рамки первоначального предмета, в частности обозначилась потребность в прояснении понимания национальной психологии, национального самосознания индивидов, системного характера национальных процессов. Вместе с тем одним из итогов дискуссии явилось преодоление тенденции упрощения проблемы определения понятия нации, сведения ее сути к поиску новой краткой формулировки определения. Теоретическое развитие любого научного понятия идет по линии его спецификации, конкретизации его содержания путем установления взаимосвязи с другими понятиями, фиксирующими в процессе познания Анализ этой дискуссии см.: Серцова А.П. Социализм и развитие наций. М., 1973, с. 16-22. тех или иных явлений, взятых в объективном развитии, многообразие и единство их сторон, аспектов, В этом плане дискуссия ввдвинула вопрос о соотношении социального и этнического как характеристик развития наций, национальных отношений и процессов. В постановке этого вопроса очевидна определенная связь с обсуждением этнической проблематики в статьях, опубликованных в это же время в журналах "Советская этнография", "Природа".
В последние десятилетия развертывание этнографических исследований в СССР обусловило необходимость теоретического осмысления, аналитической классификации многообразного конкретного материала, построения этнографического понятийного аппарата. Результаты соответствующей теоретико-методологической разработки, в которой концептуальным стержнем выступают понятия этнической общности людей, этнических процессов, их таксономические уровни и типы, изложены в работах советских ученых С.А.Арутюнова, С.И.Брука, Т.А.Дданко, В.И.Козлова, С.А.Токарева, Н.НЛебоксарова, К.В.Чистова и др. Всестороннее теоретическое обобщение, определение итогов и перспектив этнографических исследований содержатся в фундаментальных трудах Ю.В.Бром-лея*.
Проблема соотношения социального и этнического получила свое освещение с учетом достижений этнографической науки в фи-лософско-социологических работах А.Ф.Даящамнрова, М.С.Джунусова, И.В.Иордана, С.Т.Калтяхчяна, М.И.Куличенко, а также акад. о
АН ГДР А.Козинга . В раскрытии этого соотношения усматривается Бромяей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973; его же. Современные проблемы этнографии. М., 1981; его же. Очерки теории этноса. М., 1983. 2
См. также: Ленинизм и национальный вопрос в современных специфика структуры наций, национальных явлений. Вместе с тем анализ этого соотношения еще остается предметом дискуссии. Не исчерпаны все эвристические возможности такого анализа, прежде всего, для изучения национального как особого интегративного социального образования, как одной из исторических характеристик общественного развития, а также для понимания исторических феноменов национальной обособленности, национальных границ и различий общественной жизни»
Между тем проблема национального в историческом процессе как относительно самостоятельная тема исследования поднимается в силу современного состояния разработки теоретического анализа племени, народности, нации как исторических общностей лодей, определившегося в работах советских философов, историков, этнографов (Ю.П.Аверкиева, А.Г.Агаев, С.А.Арутюнов, Ю.В.Бромлей, Л.П.Лашук, С.Т.Калтахчян, М.И.Куличенко, В.И.Козлов, Н.Ф.Колес-ницкий, М.В.Крюков, Г.Е.Марков, А.А.Сатыбалов, Ю.И.Семенов, А.Л.Серцова, И.П.Цамерян и др.). В этом научном направлении интерес представляет выявление исторической специфики процессов консолидации и дифференциации указанных общностей.
Принципиальные методологические вопросы, связанные с понятием национального, возникают в ходе изучения диалектики классовой борьбы, классовых отношений и национальных отношений в общественном развитии*, а также при исследовании особенностей продолжение сноски) условиях. М., 1974. Некоторые аспекты этой проблемы см.: Авторефераты кандидатских диссертаций Г.В.Шелепова (1970), Г.Гасан-бековой (1972), докторской диссертации В.И.Затеева (1979). См. работы Г.Е.Глезермана, С.Т.Калтахчяна, Р.И.Косолапова, М.И.Куличенко, В.С.Семенова, а также авторефераты канд. дис. национального вопроса в современную, щоху в развитых капиталистических государствах и развивающихся странах*. Здесь особенно важно разоблачение мистификаций национального вопроса, попыток подмены его классового содержания этническим.
Разработка социально-философского понимания национального, в частности национальных различий, выступает одним из методологических ракурсов в обширном исследовании диалектики национального и интернационального во всех сферах общественной жиз2 ни развитого социализма, мировой социалистической системы . В этой связи необходимо выделить работы, посвященные изучению закономерностей сближения, интеграции стран социалистического содружества (А.П.Бутенко, И.В.Дудинский, В.М.Еремина, Ю.С.Но-вопашин, В.А.Печенев, А.П.Серцова и др.). Следует также особо отметить перспективное направление комплексного исследования продолжение сноски) С.Ф.Руденко (1980), Р.И.Жеенбаевой (1982).
См. работы Э.А.Баграмова, Р.И.Исмагиловой, М.И.Куличенко и др.; ряд коллективных трудов: 0 национальном вопросе в капиталистических странах. Прага, 1981; Современные этнонациональ-ные процессы в странах Западной Европы. М., 1981; Национальный вопрос в странах Востока. М., 1982; Национализм в современной
Африке. М., 1983 и др. о
См.: Интернациональное и национальное в социалистическом обществе. Киев, 1976; Советский народ - строитель коммунизма. В 2-х кн., Фрунзе, 1977; Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе. М., 1981; Национальное и интернациональное в современном мире. Кишинев, 1981; Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни. Фрунзе, 1982 и др. национальных и интернациональных факторов в межнациональном общении индивидов, в формировании интернационалистского, коллективистского типа личности, в общественном развитии советского человека, которое сложилось относительно недавно благодаря работам философско-мировоззренческого, общесоциологического плана (в монографиях Г.Л.Смирнова, Л.Д.Буевой, С.М.Ковалева), специально философско-социологического (в работах А.Ф.Даш-дамирова, Б.А.Шувалова) и частносоциологического (в работах Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробижевой, Ю.Кахка и др.).
Проблема национального в историческом процессе - по своей сути социально-философская проблема. Она требует специального историко-материалистического анализа, о чем свидетельствуют в последнее время плодотворные разработки понятия национального (М.И.Куличенко), понятия национальности (С.Т.Калтахчян, А.Ко-зинг). Данная проблема составляет один из аспектов философско-исторического понимания соотношения в общественном развитии его локальных и всемирноисторических предпосылок и форм, которое так или иначе раскрывается в работах, посвященных теоретико-методологическим вопросам исторического исследования (М.А. Барг, Н.И.Конрад), философско-теоретическим вопросам социальной революции (Г.Г.Водолазов), цивилизации (М.П.Мчедлов, Л.И. Новикова), общественного прогресса (В.И.Мишин, Ю.М.Павлов), культуры (А.И.Арнольдов, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев). Тем не менее в осмыслении национального в этом широком социально-философском плане в научной литературе встречаются порой абсолютизация культурологического подхода, построенные на некритических заимствованиях из буржуазной социологической мысли абстрактные, внеисторические, внеклассовые трактовки национальных явлений, этнических феноменов, стереотипы этноцентристского мышления.
Кардинальным для социально-философского анализа национального с учетом сложившейся теоретико-познавательной ситуации представляется использование системного подхода к изучению социальной сферы общественной жизни, социальной структуры, предложенного в работах В.Г.Афанасьева, В.П.Кузьмина, М.В.Лашиной, Ю.К.Плетникова. Особое значение для такого анализа имеет понимание социальных отношений, социально-исторических общностей людей, социальных ячеек общества, т.е. собственно социального, как исторических форм дифференциации и консолидации общественной жизни, функционирования и развития общественно-экономической формации, понимание их специфического общественного ин-тегративного качества, определяемого в конечном счете материальными, производственными отношениями (Ю.К.Плетников). Для раскрытия проблемы национального как предмета комплексного межнаучного исследования представляется необходимым привлечь в соответствующей полноте результаты, положения последних социально-философских и методологических разработок в области исторического материализма, прежде всего систематизации его категорий, теоретического воспроизведения целостности, единства и многообразия исторического процесса, формационного анализа*.
Основная цель диссертации состоит в том, чтобы раскрыть социально-философское понимание проблемы национального в историческом процессе, в первую очередь социально-исторических факторов становления национальных границ общественной жизни людей т
См.: Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М., 1981; Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. М., 1983; Теория общественно-экономической формации. М., 1983. и их преодоления в общественном развитии, социального значения и исторических тенденций преобразования национальных различий общественных индивидов в условиях социалистической интернационализации общественной жизни,
В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
- на основе марксистско-ленинской концепции нации и национальных отношений рассмотреть соотношение понятий нации как исторической общности лодей и этнической общности лвдей, соотношение социального и этнического в национальной форме общественного развития, уточнить смысл и значение понятий национального, национальности в теоретико-познавательном плане, прежде всего для понимания национальных различий общественных индивидов;
- проанализировать специфику племени, народности, нации как исторических форм дифференциации и консолидации общественного развития, тем самым выявить исторически обусловленный и преходящий характер национальных границ общественной жизни, общения индивидов, социально-исторический характер этнических предпосылок этих границ;
- на основе марксистско-ленинского подхода к национальному вопросу рассмотреть исторические, классовые детерминанты роста национальных перегородок, границ межнационального общения индивидов в условиях капитализма, некоторые исторические особенности борьбы пролетарского интернационализма против буржуазного шовинизма, национализма в современных условиях;
- на основе марксистско-ленинского понимания сущности социалистических наций, советского народа, интернационализации общественного развития в условиях социализма рассмотреть исторические тенденции в изменении характера и роли национальных различий общественной жизни индивидов, прежде всего в процессах сближения наций, становления бесклассовых социалистических наций, их будущего коммунистического слияния.
Методологической основой диссертационного исследования являются теория научного коммунизма, диалектический и исторический материализм, его теория и методы познания общественных явлений. Важная методологическая роль в работе принадлежит концепции развитого социалистического общества.
Основным источником постановки и решения проблем выступают цроизведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, важнейшие партийные документы, представленные в первую очередь материалами ХХУ1 съезда КПСС и последующих Пленумов Центрального Комитета КПСС, Постановлениями партии и правительства, докладами и выступлениями Ю.В.Андропова, К.У.Черненко и других руководящих деятелей КПСС; партийные и государственные документы стран социалистического содружества, документы мирового коммунистического движения.
В диссертации широко используются работы советских философов, этнографов, историков, экономистов, специалистов в области марксистско-ленинской теории нации.
В диссертации впервые предлагается социально-философский анализ проблемы национального в историческом процессе, разрабатывается историко-генетический подход к пониманию национальных различий общественной жизни индивидов.
Элементы новизны содержатся:
- в обосновании методологического значения анализа исторического соотношения национальности и нации для понимания утвердившегося в советской этнографической и социально-философской науках сближения понятий этнического и национального, раскрытия их социальной природы и функций;
- в выявлении с позиций современных теоретических разработок исторического материализма, на основе материалов исторических и этнографических исследований социально-исторической необходимости, закономерности становления и преодоления этнических, национальных границ в общественном развитии на различных формационных ступенях истории, в выявлении действительного основания этнической истории в исторической ограниченности социальных связей индивидов;
- в анализе принципиальной противоположности понимания роли национального фактора в истории с точки зрения буржуазной формальной демократии и подлинной пролетарской демократии, буржуазного национализма и пролетарского интернационализма;
- в анализе значения фактического социального равенства наций, фактической демократизации межнациональных отношений в условиях социализма для сознательного добровольного сближения наций, преодоления социально-исторической основы национальных различий, образования бесклассовых наций социалистического типа и форм интернационального единства национальностей;
- в социально-философской критике некоторых абстрактных, внеисторических, внеклассовых трактовок национальных явлений, феномена этнического.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема национального в историческом процессе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что предлагаемый историко-генетиче-ский подход к пониманию национальных различий общественной жизни и самих шщивидов способствует социально-философскому осмыслению некоторых вопросов современной национальной проблематики, выдвигаемых в рамках научного коммунизма, социологических и этнографических исследований. Речь идет о социокультурных аспектах изучения процессов межнационального общения людей в многонациональных трудовых, производственных объединениях, в быту. Сегодня почти каждая республика является в основном многонациональным коллективом, где живыми интернациональными интересами соединены представители разных национальностей нашей страны. Этот процесс усиления и возрастания рож межнациональных отношений закономерен в условиях социалистической интернационализации общественной жизни, образует важные черты сближения социалистических наций. Блеете с тем КПСС ставит задачи дальнейшего совершенствования организационных и культурных форм межнационального общения людей.
В этой связи приобретает мировоззренческое и практическое значение интернационалистское понимание национальных различий, воспитание людей в духе не столько безразличия к ценностям национальной культуры, сколько в духе социалистического коллективизма, где все ценное, что накоплено народами за всю историю, становится интернациональным достоянием каждого человека, условием его всестороннего и гармоничного развития. Именно социализм создает такие формы интернационального общения, в которых мощным фактором объединения людей выступает сама культура, ее многообразие. Превращение этнической специфики культуры в фактор обособления, в своеобразную границу общения индивидов не соответствует социалистическому образу жизни людей.
Б нашей стране шееюя уже опыт этносоциологических исследований, в которых изучаются региональные особенности межнационального общения, интернационализация духовной жизни социализма. Перспективной и положительной чертой этих исследований выступает ориентация на выявление непосредственных связей развития социальной структуры и национальных отношений на уровне личности. Между тем возросшее значение кадровой, социальной политики в обществе развитого социализма вызывает необходимость изучения и негативных явлений в области национального общения. Эти явления связаны с пережитками местничества, бюрократизма, с недостаточной зрелостью классового облика трудящихся, а также с упущениями воспитательной работы. Отсюда необходим комплексный подход к изучению социально-психологического климата в межнациональных коллективах, учет социальных факторов жизнедеятельности и общения людей. Говорить о национальном в чистом виде, об этнических особенностях людей в отрыве от их социальных, вдейно-политических характеристик ошибочно. Другое дело -понимание специфики социальных, прежде всего классовых различий индивидов в условиях социализма. Ликвидация классовых антагонизмов коренным образом меняет характер противоречий в обществе.
Между тем неантагонистические противоречия, связанные с остатками старого общественного разделения труда, с различиями в материально-технической оснащенности производства, с товарно-денежными формами экономических связей, в национальных отношениях между людьми могут способствовать рецидивам национальной ограниченности, обособленности, непонимания. Личностный фактор межнациональных отношений - основа успеха национальной политики на местах, эффективности патриотического и интернационалистского воспитания.
Выявление факторов, отрицательно влияющих на сознание и мировоззрение людей, не должно быть самоцелью, а надежным средством партии в создании наилучших условий совершенствования культуры межнационального общения. Этносоциологические исследования призваны стать средством соединения социальной и национальной политики в каждом отдельном случае. Шесте с тем результаты этих исследований необходимо учитывать и при составлении планов социально-экономического развития как в масштабах отдельной республики, так и в рамках предприятия.
Важным теоретическим результатом исследования проблемы национального в историческом процессе является обоснование вывода о значении совершенствования демократических форм в межнациональном общении, удовлетворения равных потребностей в управлении общественными делами, производством независимо от национальности людей. Личные деловые, идейно-политические качества человека должны быть определяющей мерой в этом вопросе.
Для социальной основы развития межнациональных отношений необходимо также увеличение удельного веса рабочих коренной национальности в республиках. Объективно сплоченный и зрелый рабочий класс определяет конкретное единство национальных и интернациональных интересов. Его социальные нормы и ценностные установки интернациональны в сущности.
Список научной литературыПлатковский, Владимир Владимирович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 3-230.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7-544.
3. Маркс К., Энгельс Ф. О Польше. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 371-373.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т. 4, с. 419-459.
5. Маркс К., Энгельс Ф. О польском вопросе. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 488-494.
6. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 65185.
7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии, т. I,кн. I: Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. - 907 с.
8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий, кн. 3: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. I,- 545 с.
9. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (1У том "Капитала"). -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. I. 476 с.
10. Маркс К. Экономические рукописи 1858-1859 г.г. Маркс К.,. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I. - 529 е.; ч. П. -545.
11. Энгельс Ф. Празднество наций в Лондоне. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 587-599.12