автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Проблема образа в музыкальном искусстве
Текст диссертации на тему "Проблема образа в музыкальном искусстве"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
БОРИСОВА Светлайа Львовна
с.
ПРОБЛЕМА ОБРАЗА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОСОФСКИХ НАУК
Научный руководитель -доктор философских наук профессор Ф. А. Селиванов
Тюмень - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Статус музыкального образа.......................................................................14
1.1. Образ: сущность, богатство трактовок...............................................................14
~1.2.Специфика музыкального образа........................................................................32
Глава 2. Онтологические основания музыкального образа......................................66
2.1. Изобразительность и выразительность в музыкальном образе.........................66
2.2. Пространство и время музыкального образа......................................................78
2.3. Содержание и форма музыкального образа.......................................................88
Глава 3.Типология образа в музыкальном искусстве.............................................114
3.1. Образ в вокальной музыке и синтетических видах искусства........................114
3.2. Образ в программной инструментальной музыке............................................131
3.3. Музыкальный образ непрограммных инструментальных произведений.......141
Заключение...............................................................................................................155
Библиографический список использованной литературы....................................163
Приложения .................................................................................... 177
Введение
Современное музыковедение находится на том этапе, когда необходимо всесторонне исследовать центральное явление музыки - музыкальный образ. Важнейшим фактором более полного анализа данного феномена является привлечение философского аппарата.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что только на стыке философии и музыковедения возможно рассмотрение образа в музыкальном искусстве как способа отражения действительности. Однако в музыкознании сложилась парадоксальная ситуация. В конце двадцатого века стала распространяться тенденция рассмотрения музыки лишь как самовыражение субъекта музыкального творчества, а также стремление изолировать музыку от действительности, социального и природного мира. Это прослеживается в различных направлениях авангардизма, в том числе в творчестве композиторов новой венской школы (А.Шёнберг, А.Берг), сторонников пуантилизма (А.Веберн), алеаторики (Дж.Кейдж), конкретной музыки (Ш.Шеффер, Л.Анри), электронной музыки (К.Штокхаузен, Х.Эймерт), сонорики (Д.Лигети, К.Пендерецкий) и др. Отказ от предшествующих художественных форм и эстетических традиций приводит к отрицанию отражательно-образной сущности искусства в целом, музыкального искусства, в частности.
Отражение действительности в музыке неизменно происходит посредством музыкального образа. Однако отсутствие достаточно полной методологии и философ-ско-эстетической основы изучения данного способа отражения эстетических сторон действительности затрудняет изучение образа в музыкальном искусстве.
Отказ части исследователей от теории отражения вызван скорее идеологическими соображениями, нежели научными. Вероятно, тот факт, что именно в труде "Материализм и эмпириокритицизм" В.И.Ленина нашли обобщения высказанные ранее предположения о существовании свойства материи, "по существу родственным с ощущением, свойством отражения", послужил тому, что в последнее время интерес к проблеме отражения значительно снизился. Однако это обстоятельство никак не может повлиять на объективное существование данного свойства вещей. Более того, благодаря отражению обретают жизнь и становятся актуальными собственно все произведения искусства.
Следует отметить также, что в ряде работ по методологии музыкознания существует догматическое понимание отражения музыкой реальности. Это понимание можно свести к отношению к музыке как слепку с действительности. Подобная упрощенная трактовка музыки, музыкального образа основана на игнорировании того факта, что человек живет в двух реальностях, в двух мирах. Непосредственно - в субъективной реальности, а через нее - в объективной. Разумеется, есть обратная зависимость: объективный мир направляет духовную жизнь индивида, отражается в ней, вторгается в нее.
Музыка не имеет иного содержания, кроме музыкального. И анализ его - важнейшая методологическая проблема. Но ее разрешение упирается в выяснение сущности и специфики музыкального образа. Чем он отличается от других художественных образов - этот вопрос по мере развития идеи отражения в музыковедении, эстетического понимания музыкального творчества приобретает все большее актуальное значение. Актуальным становится и рассмотрение различных сторон музыкального образа с точки зрения философии. Что составляет содержание музыкального образа? Как содержание музыкального образа соотносится с его формой? Чем разнятся содержание и форма образа в различных видах музыкального искусства?
Важным представляется и вопрос о пространственно-временной организации образа в музыке. Это тем более необходимо выяснить, что в науке закрепилось убеждение, будто музыка - временной вид искусства. Тем самым понятие о пространстве нивелируется, сводится практически к нулю.
Актуальной задачей для исследователя является решение вопроса о соотношении "выразительно-изобразительного" в музыкальном образе. Традиционно музыка рассматривается как "выразительный" вид искусства. Следовательно, музыкальный образ - это нечто "изнутри во вне"? Нечто сугубо субъективное? Но ведь человек существует как в субъективной, так и в объективной реальностях. Проблема "изобразительного" в музыкальном образе, объективного, того, что "извне" не может быть решена автономно, вне связи с понятием о выразительном.
Не до конца еще понят механизм детерминации музыкального образа в разных исторических эпохах, традициях, стилях. Много говорится о музыкальном образе, но не выделяется зависимость этого феномена от исторического развития самого музыкального искусства. А ведь специфику собственно музыкального образа, свободного
от внемузыкалъных компонентов, имеющего не прикладную функцию, а сугубо эстетическую, можно исследовать лишь в связи с эпохой, в которую зарождается, устанавливается, существует такая структура, как музыкальное произведение. То есть назрела необходимость исследования музыкального образа в рамках европейского классического композиторского творчества ХУШ-пер.пол.ХХ вв.
Важной методологической проблемой является дифференциация образов в различных видах музыки - в вокальной, программной инструментальной, непрограммной инструментальной. Это вызвано тем, что до сих пор не разрешен вопрос, в связи с каким видом музыки используется термин "музыкальный образ". Тем самым актуализируется возможность терминологических уточнений в отношении образа в музыкальном искусстве.
И, наконец, нерешенной остается пока проблема выделения этапов становления целостного музыкального образа. Совпадает ли его становление с закономерностями художественного образа вообще, или возникают специфические моменты, связанные с сущностью музыкального образа? Не достаточно изучен также онтологический статус музыкального образа на этапе его замысла и воплощения в звуковом материале.
Степень научной разработанности проблемы. Традиции отечественной науки предполагают рассмотрение некоторых сторон музыкального образа в контексте различных проблем музыковедения. К источникам такого рода относятся исследования К.Горанова, Н.Дмитриевой, Г.Л.Ермаша, В.Д.Конен, А.Ф.Лосева, Г.И.Панкевича, Н.Г.Шахназаровой.
Огромным подспорьем в изучении логики становления музыкального образа, характера взаимосвязей, отношений между его компонентами, содержания и формы, пространственно-временной организации музыкального образа являются работы, в которых исследуются различные средства музыкальной выразительности. Вопросы ритма изучали В.А.Васина-Гроссман, М.Харлап, В.Н.Холопова; ладогармонические особенности - Б.В.Асафьев, Т.С.Бершадская, А.Веберн, Э.Курт, Л.А.Мазель, И.В.Способин, Ю.Н.Холопов, В.П.Шестаков; музыкальный тематизм В.П.Бобровский, В.В.Валькова, Е.А.Ручьевская, А.Н.Сохор, В.Н.Холопова, В.А.Цуккерман; фактуру - С.Г.Григорьев, М.С.Скребкова-Филатова, Ю.Н.Тюлин; тембр - Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов; жанр - М.Н.Лобанова, А.Н.Сохор, В.А.Цуккерман.
Некоторые стороны музыкального образа затрагиваются в ряде научных исследований и учебных пособий по музыкальной форме, по проблемам музыкального языка, мышления и восприятия музыки (М.Г.Арановский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский). Отдельные работы посвящены проблемам музыкальной интонации, музыкальной логики (Б.В.Асафьев, Ю.А.Кремлев).
Несмотря на обилие исследований по различным проблемам музыкального творчества, работ по специфике музыкального образа нет. В комплексном изучении музыкального образа традиций еще не заложено. Практически отсутствует методологическая основа для исследования логики становления, механизмов детерминации, характера взаимосвязей, отношений между элементами, сущности музыкального образа.
Конечно, нельзя сказать, что музыкальный образ не осмысливался в философской, эстетической и музыковедческой литературе. Однако подобное осмысление не охватывало всех сторон, различных аспектов столь сложного феномена, как музыкальный образ. Тем не менее, в отечественной и зарубежной литературе разных периодов есть много работ, способствующих изучению и пониманию музыкального образа как единого динамического явления, как центрального образования музыки. Различные методы теоретического исследования музыкального искусства, рационального его постижения направлены на некоторые аспекты данного явления.
Существенное значение для исследования музыкального образа имеют идеи философов о специфике музыки, о месте ее в обществе и в ряду других искусств. Прежде всего, это взгляды Аристотеля, Г.Гегеля, И.Канта, А.Ф.Лосева, Ф.Ницше, Платона, Псевдо-Дионисия, Ф.Шеллинга, А.Шопенгауэра, К.Юнга.
Огромный вклад в развитие теории музыки внесли древнегреческие философы, наметив основные положения науки о музыке. Так, Гераклит выявлял природу музыки, сформулировал ряд исходных положений музыкальной гармонии; Демокрит исследовал отношение музыки к другим искусствам; Пифагор создал основы музыкальной акустики; Платон заложил фундамент греческой теории ладов, разработал некоторые проблемы музыкальной эстетики. Важные мысли о музыке были высказаны Аристотелем. Некоторые исследователи полагают, что им был написан даже специальный трактат о музыке, к сожалению, не дошедший до нас. Однако ряд проблем музыкальной науки обсуждаются им на страницах таких трактатов, как "Метафизи-
ка", "Поэтика", "Политика". В последнем, в частности, философ обосновывает, каким образом музыка служит облагораживанию нравов, объясняет, почему она должна служить предметом воспитания молодежи, а также представляет разработанную им теорию музыкального мимесиса, которая прокладывает в теории музыки пути для дальнейших размышлений об отражении действительности в искусстве, о деятельности творческого воображения. Согласно Пифагору, художественное произведение -это искаженный образ идеи.
В средние века миметическую концепцию искусства сменяет образно-символическая (Псевдо-Дионисий Ареопагит). Система чувственно-воспринимаемых символов, образов, знаков, изображений в этом случае является одной из форм передачи высшего "знания" сверху вниз. Развитие музыкальной мысли в Европе в большей степени определяется идеями христианской религии, а теория музыки развивается главным образом в условиях храма ("Исповедь" Августина).
Мыслители Нового времени (представители европейской, особенно немецкой эстетики) акцентируют в художественном образе связь его не столько с объектами мира, сколько с внутренним состоянием - чувствами, мыслями, фантазиями. В трудах И.Канта, высказываниях И.Гете, Ф.Шиллера утверждается идея о неделимости образа, слияния в нем противоположностей.
Музыкально-эстетические взгляды Канта ("Критика способности суждения"), несомненно, связаны с просветительским учением об аффектах, музыку он оценивает как "язык аффектов". Музыка, по Канту, "говорит" с помощью ощущений без понятий, следовательно, они есть скорее наслаждение, нежели культура.
Интересны замечания Гегеля о соотношении красоты и характерности в музыке, о выразительной роли диссонансов, об исполнительском искусстве и др. Разрабатывая свою систему искусств ("Лекции по эстетике") и раскрывая особенности ее видов, философ определяет музыке почетное место в этом ряду, признавая, что только музыка является тем искусством чувства, которое, "непосредственно обращается к самому чувству".
С развитием мировои и, в частности, русской эстетической мысли на первыи план выдвигается понимание искусства как "мышления в образах" (В.Г.Белинский), что спорно, но находится в русле созвучных тому времени идей. Ценны труды А.Ф.Лосева по теории искусства, в том числе музыки. Философ относился к музыке
чрезвычайно трепетно, из всех искусств одну лишь ее приближая по значению к "умной молитве", с другой стороны, считая выше музыки только молитву.
Общие философские проблемы искусства, такие как отношение искусства к действительности, отражение субъективной и объективной реальности в произведениях искусства, специфика искусства, содержание и форма искусства, объективное и субъективное в искусстве, время и пространство в искусстве и др., исследуются также в трудах А.Банфи, В.В.Ванслова, С.Василева, П.П.Гнедича, Л.А.Зеленова, И.Тэна,
B.Н.Холоповой. Философско-эстетические проблемы музыкального искусства содержатся и в работах таких ученых, как Ю.А.Кремлев, О.А.Кривцун, В.Лисса, Н.Л.Очеретовская, Ю.Н.Рагс, А.А.Фарбштейн, Ю.Н.Холопов.
Теоретико-методологическим основанием для разработки исследуемой проблемы послужили источники, в которых анализируются следующие философские категории: часть и целое, связь и отношение, рациональное и чувственное, пространство и время, форма и содержание, процесс, структура.
Сущность любого образа можно вскрыть, рассматривая его как результат отражения субъективной и объективной реальности. Обширно представлена научная литература, касающаяся процесса отражения. Особенно полезными для диссертации оказались труды П.К.Анохина, Н.И.Губанова, И.Д.Калайкова, Т.Павлова,
C.Л.Рубинштейна, Ф.А.Селиванова, М.И.Сетрова, А.Г.Спиркина, Б.С.Украинцева,
A.Д.Урсула, В.С.Тюхтина, А.Т.Чусовитина. Интересны в связи с исследованием работы, связанные с собственно образным отражением на уровне сознания (К.К.Платонов, Ю.Н.Романов). Основные результаты исследований разных лет опубликованы в совместных трудах ряда ученых: Ленинская теория отражения и современность (1969); Ленинская теория отражения и современная наука (1973, кн. 1-3); Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики (1981, т. 1-2).
Художественный образ является разновидностью образа вообще. Но по своей сути он не имеет утилитарного значения и создается с целью отражения эстетических качеств действительности. Проблема художественного образа нашла разработку в трудах В.Г.Белинского, Л.С.Выготского, Г.Гегеля, К.Горанова, Г.Л.Ермаша,
B.Д.Конен, В.Ф.Одоевского, А.А.Потебни, Т.В.Чередниченко, Н.Г.Чернышевского, Ф.Шиллера, К.Юнга.
Диссертация содержит не только теоретические, но и эмпирические источники. Важной основой для обобщений в исследовании специфики образа в музыкальном искусстве (его содержания, формы, других характеристик) послужила информация "из первых рук", а именно партитуры сочинений, воспоминания, дневники, письма композиторов и музыкальных критиков: Г.Берлиоза, А.Веберна, Г.Малера, Н.А.Римского-Корсакова, С.С.Скребкова, И.Ф.Стравинского, С.И.Танеева, П.И.Чайковского, Р.Шумана, Ф.Шопена.
Факт различной степени разработанности отдельных проблем, важных для изучения такого сложного феномена, как музыкальный образ, указывает на необходимость интеграции различных наук. Тем более что наиболее полное исследование проблемы музыкального образа возможно лишь при условии использования данных таких наук, как философия, эстетика, психология, музыковедение.
Цель и задачи исследования определяются назревшей необходимостью философского подхода к проблеме музыкального образа, выделения некоторых онтологических сторон музыкального образа, компонентов музыкального образа, их взаимоотношений и связей.
Цель диссертационного исследования предполагает решение общих и частных
задач:
- определение отражения в музыке, выявление предмета отра�