автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема политической власти в современной американской буржуазной социально-философской литературе (критика некоторых концепций)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Останина, Ольга Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема политической власти в современной американской буржуазной социально-философской литературе (критика некоторых концепций)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Останина, Ольга Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ (КРИТИКА НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙ).

Г.1. Методологические основы определения понятия:

И' сущности политической власти.

1.2. Определение понятия: и сущности политической власти.

ГЛАВА П. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ: ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

КРИТИКА НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИИ).

2.1. Вопрос о механизме функционирования политической власти в неоконсервативных теориях.

2.2. Элитистские и неоэлитистские концепции по проблеме политической власти.

2.3. Плюралистические теории о механизме функционирования политической власти.

2.4. "Синтетическая модель" политической власти.III

2.5. Теория "жизнеспособно! демократии".

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Останина, Ольга Александровна

Актуальность теш. Актуальность проблемы определяется тем, что вопрос о сущности и основных особенностях политической власти является объектом острейшей идеологической борьбы. Как отмечалось на Июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 года, "во всей воспитательной и пропагандистской работе следует постоянно учитывать особенности переживаемого человечеством исторического периода. А он отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма. Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. Ж. будущее' человечества зависит в немалой степени от исхода этой: идеологической борьбы".^

Обострение борьбы противоположных мировоззрений отражает обострение борьбы двух общественных систем, поэтому "особую важность сегодня цриобретает классовая закалка трудящихся, бескомцромиссная- борьба против буржуазной идеологии. Сила идейно-воспитательной работы, как и политики партии в целом,в ее научной обоснованности, в опоре на самую передовую, пор стоянно развивающуюся марксистско-ленинскую теорию".

А одной из задач: в области общественных наук является: "критика антикоммунизма, буржуазных и ревизионистских концепций общественного развития, разоблачение фальсификаторов

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня: 1983 г. М., 1983, с. 7.

2Там же, с. 68, 69. марксизма-ленинизма". При этом следует иметь в виду то, что говорил еще В.И. Ленин: "Если против нас буржуазный мир не 2 идет с оружием в руках, то идет с оружием лжи и клеветы"; "когда идейное влияние буржуазии- на рабочих падает, подрывается, слабеет, буржуазия везде и всегда црибегала и будет цри-бегать к самой отчаянной лжи и клевете".

Общий 1физис капитализма значительно углубляется. И методы, с помощью которых капитализму удавалось поддерживать относительную стабильность своего развития, все более теряют эффективность; империализм запутался: во внутренних и межгосударственных антагонизмах, потрясениях, конфликтах. Это глубоко, но по-разному сказывается: на политике капиталистических стран. С одной стороны, . резко увеличилась агрессивность ультрареакционных сил во главе с империализмом США. Финансовая: олигархия стремится увеличить военные расходы для: создания мощного механизма подавления сопротивления трудящихся. Но есть и другие тенденции, более реалистически учитывающие положение на международной арене.^

В связи с этим В.И. Ленин писал: "Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки: всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ. . Второй, метод - метод "либера

ГМатериалы ХХУГ съезда КПСС. М., 1981, с. Г46.

Ленин:В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 366. о

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 352.

4См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, Г4-15 июня 1983 г., с. 24. лизма", шагов в сторону развития политических прав, в сторону реформ, уступок и т.д. Буржуазия переходит от одного метода к другому не по злостному расчету отдельных лип и не по случайности, а в силу коренной противоречивости ее собственного поведения".^ Наличие обеих этих тенденций служит свидетельством кризиса капиталистической системы:, который охватывает как экономические, так и политические, социальные, духовные явления, то есть отражается в буржуазном сознании, буржуазной идеологии. Так, в буржуазной социологии выделяются два основных направления: откровенно-авторитарное, апологетическое и псевдо-обьективистское (либеральное), имеющие одну общую цель - сохранение и упрочение политической системы капитализма.

Политическая власть - главное и ключевое понятие марксистско-ленинской революционной теории. Буржуазные политологи концентрируют внимание на изучении проблемы политической власти, так как ее решение дает ключ к пониманию многих политических явлений и затрагивает классовые интересы буржуазии. Теории политической власти так или иначе отражают развитие политической надстройки современного капитализма, и именно к анализу политической власти обращаются буржуазные политологи, пытаясь объяснить ей. изменения в общественном развитии. Они стремятся запутать проблему, В.йг. Ленин отмечал, что "в будущем капитализм в борьбе с нами обязательно поднимет проблему 2 свободы", эта проблема рассматривается через вопрос о демв-1фатии, о государстве. Буржуазные философы хотят внушить трудящимся: идею о надклассовости, беспристрастности политической

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 67-68. 2Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 333, 347, 372. власти, о ее способности решить противоречия государственно-монополистического капитализма, о воздействии на социально-экономические механизмы капиталистического строя. Также буржуазные социологи ставят своей целью извратить сущность как политической системы капитализма, так и политической системы социализма.

Проблема политической власти занимает одно из центральных мест в буржуазной политической науке, особенно американской, это определяется местом и ролью буржуазии США - ведущей капиталистической державы - в борьбе за сохранение и упрочение капиталистического строя. Ни одно исследование ш вопросу о демократии не обходится без определения понятия политической власти или рассмотрения отдельных теорий власти."'" Причем внимание к проблеме усилилось в последние годы, что связано с попытками буржуазии укрепить свое политическое господство, цриспособиться к новым социально-экономическим условиям, последствиям научно-технической революции. Так появлялись теории либерализма, "постиндустриального", "технотронного" общества и т.п. Но капиталистическая действительность опровергла эти концепции, они оказались иллюзорными. Эти теории подвергались критическому анализу советскими философами. Развитие политической надстройки государственно-монополистического капитализма, определенные изменения, происходящие в ней, требуют либо "оживления" и "подновления" старых концепций, либо создания

1/л; After/), Introduction "to jnafygis. - Cambridge, 4977

BrcM A.Lee. fates wd mjfot' An iniroducfm to рШм/ri'/e snd lis Siujy. Штос/ CWsffl.j), frmfict-M, nef: Луг 71 fytver W-&-ciify. n mhdQciion fo ihe Social sciences. Дм jury /press, 497f. Pmmk J. I Democratic political Яму- Pr'wcHin/л 4$7& новых (новых по форме, а не по содержанию). Цели создания этих концепций остаются прежними: они предназначены для того, чтобы империалистическая буржуазия могла и обосновать свое господство, и создать духовное оружие против трудящихся. А обращение к институту политической власти очень удобно, с точки зрения црикрытия манипулирования массами.

По-прежнему наиболее популярными являются уже давно известные плюралистические и элитистские теории демократии, которые подвергаются пересмотру, дополняются новыми чертами. Делаются попытки соединить элементы тех и других, так появляются такие концепции, как неоэлитизм, "синтетическая модель". Учитывая рост: значения технического знания, бюрократии, информации, буржуазные политологи уповают на это и создают концепции, предусматривающие разрешение множества проблем путем использования средств коммуникации и информации, как, например, теория жизнеспособной демократии. Также на щит поднимаются старые теории консерватизма и либерализма, которые приспосабливаются к новым условиям и выступают как неоконсерватизм ( и неолиберализм. Следует отметить усиление консервативных тенденций в буржуазной идеологии, что является отражением ультраконсервативного курса внешней и внутренней политики США при президенте Р. Рейгане. Товарищ Черненко К.У. говорил в своей речи перед избирателями: "Вы знаете, что последние годы были отмечены резкой активизацией политики наиболее агрессивных сил американского империализма - политики откровенного милитаризма, претензий на мировое господство, сопротивления прогрессу, нарушения прав и свободы народов".*

Правда, 1984, 3 марта.

В диссертации критически рассматриваются наиболее распространенные в США. элитистские, неоэлитистские и плюралистические концепции, которым в последние годы посвящено немало рат бот американских политологов и которые еще недостаточно изучены в советской философской литературе. Также анализируется проблема политической власти в теории неоконсерватизма, приобретающей все большее значение в буржуазной политической мысли, и такие новые концепции, как "синтетическая модель", "теория жизнеспособной демократии".

Выбор концепций обусловлен, во-первых, их остро политической и идеологической нацравленностью и значимостью, а, во-вторых, тем, что в советской философской литературе црактически нет монографических исследований, которые бы рассматривали цроблему политической власти в буржуазной философии в ее целостности Сесть работы по отдельным идеологическим нацравлениям или кошешшяА. Причем осуществляется критический анализ отдельных аспектов проблемы политической власти, как, нацример, ее структуры или механизма функционирования, что, в оцределенной степени, мешает глубокому философскому анализу проблемы, так как не представляется возможным вскрыть методологические и социально-классовые основы буржуазных кон

Iin, EiHen In conflict And order. Understanding Stc/ify. Boston, &rdonU. Welfare, jusHte ond freedom > яуу ШитШ pros, Ут*е< Ch'mgo, 1996- Putnm lЛ Ite сш/>*г*Л* sludyfijpDiiM e/Ш frwHce-fafl, Ш. 2

См.: Ашин Г.К. Концепции элитизма и плюрализма.- Философские науки, 1976, №7; Мельвиль А.Ю. Социальная филодофия современного консерватизма. М., 1980; Ильин В.И. Буржуазный плюрализм: истоки и классовый смысл. М., 1983; Щелкин А.Г. В плену новых иллюзий. М., 1983. цепшйЕ политической власти, показать ее сущность, фзлософский смысл.

А такое исследование необходимо для: критики буржуазных антинаучных концепций и для выявления и анализа новых методов, форм, проблем современной буржуазной: социальной философии. Надо учитывать, что буржуазия: хочет использовать эти концепции для привлечения на свою сторону широких слоев населения, для развертывания буржуазной: пропаганды.

Степень разработанности проблемы. Критический анализ буржуазных идей и концепций является частысг фундаментальных исследований по актуальным проблемам современного общественного развития и идеологической борьбы. В советской и зарубежной литературе есть немало работ, посвященных различным проблемам и направлениям современной буржуазной философской и социальной мысли США. Так, например, следует назвать работы Ашина Г.К., Гаджиева К.С., Замошкина Ю.А., Мельвиля А.Ю.,

Автор диссертации опирается на работы советских ученых, в которых изложены методологические основы критики современной буржуазной общественной науки, значительный интерес в этом плане представляют труды А.И. Александрова, Г.А. Арбатова, А.С. Богомолова, Л.П. Буевой, Г.Л. Епископосова, А.Д. Косичева, Ю.А. Замошкина, ■ Г.В. Осипова, Ю.Н. Семенова,

П.Н. Федосеева, Б.А. Шабада, Г.Х. Шахназарова, С.А. Эфирова и других.

В советской философской литературе разрабатывается учение о политической власти, но в основном эту проблему исследуют представители юридических наук. В работах советских исследователей анализируются: отдельные стороны политической власти, высказываются противоречивые и дискуссионные суждения", наиболее значимыми в этой связи представляются работы Н.И. Азарова, Ф.М. Бурлацкого, Н.М. Кейзерова и других.

Объект исследования. Учитывая особенности идеологической борьбы по проблемам демократии, автор в качестве объекта диссертационного исследования берет наиболее влиятельные в американской буржуазной "политической науке" теории: плюрализм, эли-тизм, неоконсерватизм, выделяя то новое, что появилось в рамках этих концепций в последние годы. Ввиду того, что буржуазная философская мысль приспосабливается к условиям общественно-политического развития, она тем или иным образом модернизтг рует свои основные принципы, исходные положения. Так появляются некоторые новые концепции ("синтетическая модель", "жизнеспособная демократия" и др.), которые подвергаются критическому анализу. Диссертационное исследование выполнено на основе изучения работ Р. Пеннока, Р. Путнзма, Л. Крайсберга, Ч. Андерсона, Д. Эйтзена, А. Брауна, М. Марголиса и других.

Предмет исследования. Из числа многих важных аспектов, характеризующих понимание буржуазными философами политической власти, в качестве предмета исследования выделяется сущность политической власти, определение ее понятия и характеристика структуры механизма функционирования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - показать научную и методологическую несостоятельность теоретических оснований новых концепций политической власти, дать их критический анализ, вскрыть их апологетическую и реакционную сущность, заключающуюся в стремлении созфанить и утвердить существующий капиталистический'строй.

- II

В соответствии с указанной целью автором ставятся задачи:

- раскрыть теоретико-методологическую ограниченность и классовую направленность и практическую несостоятельность современных концепций политической власти;

- показать социально-классовые и гносеологические корни различных буржуазных теорий политической власти;

- дать критический анализ каждой из рассматриваемых теорий, показать их основные отличительные черты и то общее, что црисуще данным буржуазным теориям;

- раскрыть социально-политическую функцию концепций политической власти, их связь с буржуазными теориями демократии и с идеологией господствующего класса США.

Методологическая основа диссертации и источники. Теоретической и методологической основой данной работы являются произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы и документы коммунистических и рабочих партий, Советского правительства, труды советских философов по проблемам критики буржуазных социально-философских, социологических направлений и теорий.

Научная новизна работы заключается в том, что:

- автором изучена и подвергается критическому анализу американская социально-политическая литература 70-80-х годов, связанная с проблемой политической, власти. Проблема политической власти рассматривается с учетом изменений во внутриполитической обстановке США. и особенностей современного международного положения;

- с марксистско-ленинских позиций дана критика новых концепций ("жизнеспособной демократии", "синтетической модели" политической власти), а также новейших вариантов таких теорий,

- 12 как неоэлитистские, неоконсервативные;

- цроблема политической власти рассматривается в системе концепций новейшей американской буржуазной философии;

- введены в научный оборот материалы, ранее не использовавшиеся цри цроведении исследований Св работе анализируются-более 100 оригинальных источников);

- рассматривается вопрос об определении понятия политической власти в американской буржуазной философии, вскрывается его методологическая и теоретическая несостоятельность;

- сделаны выводы и обобщения, имеющие значение для последующих исследований и критики других направлений современной буржуазной философии: показано, что в современных буржуазных концепциях политической власти растет роль крайне реакционных теорий. Эти концепции, в свою очередь, оказывают влияние на буржуазные теории, фальсифицирующие сущность демократии, так как проблема политической власти занимает ведущее положение в системе империалистической идеологии.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по истории философии, историческому материализму, научному коммунизму, для спецкурсов по критике современной буржуазной философии и в пропагандистской работе.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема политической власти в современной американской буржуазной социально-философской литературе (критика некоторых концепций)"

ЗАКЛЮЧЕВЖ.

Буржуазные: теории власти вообще и политической власти в особенности несомненно отражают положение и проблемы капиталистической системы в условиях все более углубляющегося ее кризиса и в связи с этим имеют прямую идеологическую направленность. По этому поводу В.И. Ленин писал: "Достаточно сколько-нибудь вдуматься в государственную, затем в общеэкономическую, затем бытовую и всяческую иную зависимость современных образованных людей от господствующей буржуазии. Достаточно вспомнить громадное большинства модных философских направлений, которые так часто возникают в европейских странах, . чтобы представить себе связь, между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии, поддержкой его всяческих форм религий и идейным содержанием модных философских направлений.

Теории политической власти отражают с буржуазных классовых позиций характер современной исторической эпохи - эпохи перехода от капитализма к социализму во всемирном масщтабе. В силу этого на передний план выступают две главные черты, ха-рактерные^ для абсолютного большинства буржуазных политических концепций: апологетизм и антикоммунизм. В своих выводах политические теории буржуазии; исходят из ложной: 1фитики социалистической политической системы и грубого искажения сущности буржуазной демократии с целью1 события ее классовой природы и классовой ограниченности. Они пытаются скрыть сущность буржуазной политической системы за непроходишм частоколом разных кон- • цепций. Буржуазные политологи спекулируют на некоторых измене *

Леншг В.И1. Полн. собр. соч., т. 45-", с. 24-25. ниях функционирования: капитала в связи с углублением его1 монополизации;, в связи с ростом государственно-монополистического капитализма и в связи с некоторыми социальными последствиями научно-технической революции.

Господствующий класс пытается: удержать народ в угнетении двумя способами: насилием и способом обмана, лести, обещаний, уступок неважного:.^ Эти два основных направления в политике соответствуют авторитарному и апологетическому направлениям в буржуазной идеологии, которые защищают, оправдывают буржуазную демократию в капиталистических странах, являющуюся ограниченной по своему характеру. Парламентская, президентская буржуазная республика держит в тисках политическую жизнь масс, сводит на нет их непосредственное участие в строительстве всей государственной жизни. Еще Ф. Энгельс прозорливо отмечал: ". А современное государство: опять-таки есть лишь организация, которого создает себе буржуазное общество для охраны общих, внешних условий капиталистического способа производства от посягательства как рабочих, так и отдельных капиталистов. Современное государство, какова бы ни была его форма, есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупнц^ капиталист. Чем больше производительных сил возьмет оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капиталиста и тем большее число о граждан будет оно эксплуатировать."

В.И. Ленин, характеризуя политическую власть, указывал на енян В.И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 149-186. ^Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел Ш. Социализм, ч. П. Очерк теории. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 290.

- 137 такой важнейший ее признак, как наличие особой группы, социального слоя людей, профессионально занятого управлением. Эта черта политической власти в современных условиях приобрела большое значение, что используется политологами для демонстрации якобы полной самостоятельности, независимости буржуазного государства.

Чрезвычайная активность в {области политологии в США несомненно является проявлением идеологической активности правящих 1фугов США, их стремления подключить политологию к внешнеполитическим акциям США, направленных на достижение мировой гегемонии. Кризисы I97.4-I976 и 1980-1982. годов окончательно похоронили миф' о безкризисном развитии капитализма. Монополистическая буржуазия видит выход из кризиса в милитаризации экономики, что ведет к усилению военно-промышленного комплекса, который требует обеспечения своего интереса как в политике, так и в идеологии. Это находит глубокое отражение в американской политической философии.

Одна из задач буржуазного государства - предотвратить и распространение опыта социализма и разрушить влияние марксистской идеологии. Антисоветизм - одна из характерных черт современной буржуазной философии США.

Неверную интерпретацию политических явлений следует искать и в гносеологических и методологических ошибках буржуазных" философов. "Ни единому из этих профессоров, способных давать ценные работы в специальных областях химии, истории, физики, нельзя верить ни в едином слове, раз речь заходит о философии. Почему? По той же причине, по которой ни единому црофессору политической экономии, способному давать саше ценные работы в области фактических, специальных исследований, нельзя верить ни в одном слове, раз речь заходит об общей теории политической экономии. Ибо эта последняя - такая же партийная наука в современном обществе, как и гносеология.В общем и целом профессора-экономисты не что иное, как ученые приказчики класса капиталистов, и профессора философии ученые приказчики теологов.

Задача марксистов и тут и там суметь усвоить себе и переработать те завоввания, которые делаются этими "приказчиками" ••• - и уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и борвться со всей линией враждебных нам сил и классов."1

Философский основой многих теоретических потроений является: неопозитивизм, который, уходя от решения коренных, философских проблем, сосредоточивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки; функционализм, вычленяющий исследуемый объект в качестве целого, раскладывающий его на составные части и выявляющий их функциональную зависимость; прагматизм. Эти теории объединяет метафизичность, эмпиризм, идеализм, эклектизм, субъективизм. Говоря о гносеологических корнях идеализма, В.И. Ленин указывал: ". с точки зрения диалектического материализма, философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное . развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный. Дознание человека не есть . прямая линия, а хфивая линия:, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в

ГЛенин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 363-364. самостоятельную, целую, прямую1 линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведет в болото, в поповщину (где ее закрепляет классовый интерес господствующих классов). Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелосщ>, субъективизм и субъективная слепота \/oiU (вот) гносологичес-кие корни идеализма.

Наиболее распространенные ошибки буржуазной политологии заключаются в следующем: демократия отождествляется с капиталистической экономикой; буржуазная демократия отрывается от социально-экономической структуры капитализма, от его базиса. Только диалектический подход к анализу общественных явлений оказывается продуктивным и позволяет дать объективную их оценку.

Буржуазные философы выполняют социальный заказ правящего класса, заинтересованного не только в сохранении экономической и политической власти, но и в ее обосновании, апологии. Ограниченность, неверная интерпретация фактов и явлений приводит к тому, что большинство буржуазных концепций не дает ожидаемых результатов. ". так называемая "современная демократия" . представляет из себя не что иное, как свободу проповедовать то, что буржуазии выгодно проповедовать, а выгодно ей проповедовать самые реакционные идеи, религию, мракобесие, р защиту эксплуататоров и т.п."

СожкнияН

ГЛенин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 321-322. р

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 28.

 

Список научной литературыОстанина, Ольга Александровна, диссертация по теме "История философии"

1. Маркс: К., Энгельс Ф. Немецкая: идеология:. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., с. 7- 544.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

3. Маркс К. К критике гегелевской философии' црава. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 219-368.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 1-4.

5. Маркс К. Критика политической экономии. Книга Ш Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 25, ч. I, с. 29-505;ч. П, с. 3-458.

6. Энгельс Ф. Об авторитете. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 18, с. 302-305.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 5-342.

8. Ленин В.И'. Что делать? Полн. собр. соч., т. 6, с. I-I92.

9. Лйнин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, с. 7-384.

10. Ленин В.И. Разногласия в европейском рабочем движении.

11. Полн. собр. соч., т. 20, с. 62-69.

12. Ленин В.И". Три источника и три составных части марксизма. Полн. собр. соч., т. 23, с. 40-48.

13. Ленин В.И. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих. Полн. собр. соч., т. 25, с. 321-352.

14. Ленин В.И". Империализм как высшая стадия, капитализма. Полн. собр. соч., т. 27, с. 299-426.

15. Ленин В.И1. 0 двоевластии. Полн. собр. соч., т. 31, с.145-Г48.

16. Задачи пролетариата в нашей революции. Полн. собр. соч., т. 31, с. 149-186.

17. Ленин В.И. Государство и революция7. Полн. собр. соч., т. 33, с. I-I20.

18. Ленин В.И:. Один из коренных вопросов революции. Полн. собр. соч., г, 34, с. 200-207.

19. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. Полн. собр. соч., т. 37, с. 235-338.

20. Ленин В.И. Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата. Полн. собр. соч., т. 37, с. 491-510.

21. Ленин В.И. 0 государстве. Полн. собр. соч., т. 39, с.64-84.

22. Ленин В.И. 0 диктатуре пролетариата. Полн. собр. соч., т. 39, с. 259-26В.

23. Ленин В.И'. Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата. Полн. собр. соч., т. 40, с. 1-24.

24. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр. соч., т. 41, с. I-I04.

25. Ленин В.И. Речь на заседании пленума Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов 28 февраля 192Г г. Полн. собр. соч., т. 42, с. 353-366.27