автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблема ретроспективности в творчестве И. А. Гончарова

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Ильинская, Татьяна Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Проблема ретроспективности в творчестве И. А. Гончарова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ильинская, Татьяна Борисовна

Введение .3.

Глава!.Проблема ретроспектиности в домемуэрном творчестве И.А.Гончарова

Глава П. Проблема ретроспективности в мемуарном очерке "Б университете"

Тема университета в романах Гончзровз

Особенности мемуарной природы очерка

Б университете"

Временная позиция автора очерка "Б университете".116'

Глава Ш. Проблема ретроспекгивности в мемуарном очерке "На родине"

Тема "родины" в романах Гончарова

Особенности мемуарной природы очерка

На родине".л.

Временная позиция автора в очерке "На родине"

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Ильинская, Татьяна Борисовна

Восприятие творчества й.А.Гончарова как творчества, обращенного в прошлое, имеет достаточно длительную традицию. Эта особенность, отмеченная еще при жизни писателя, истолковывалась как в отрицательном смысле /"писатель старого направления"^, "романист прежнего времени"*'/, так и в положительной, затрагивающей своеобразие авторского таланта /"обилие ретроспективен ных взглядов"4* как неотъемлемая черта гончаровского психологизма, "поэзия прошлого"^7, воплотившаяся в романистике Гончарова, предпочитавшего "прошлое - будущему, известное - неизведанному, тихие глубины жизни - взволнованной поверхности.1^/.

Литературоведческое изучение ретроспективных явлений творческого наследия Гончарова началось с трудов Е.А.Ляцкого, видевшего в романистике писателя Художественный мемуары ; мысль о мемуарной основе творчества Гончарова /а ретроспективность -один из жанрообразующих признаков мемуаристики/ находит сторонников и среди современных исследователей /Е.Краснощекова* "В романах Гончарова господствует не хронология истории, а хронология воспоминаний, субъективная по существу"^/.

I/ Утин Е.И. Литературные споры нашего времени // Вестник Европы. 1869. Т.У1. Ш, С.364.

2/ Буренин В.П. Критические этюды. СПб.,1888.С.127. 3/ Арсеньев К.К. Критические этюды по русской литературе. СПб., 1888.Т.2.С.ЗОЕ»

4/ Мережковский Д.С. Гончаров // Роман И.А.Гончарова "Обломов" в русской критике: Сб. статей» CH6.,I99I.G*I85. ~ ~

5/ Там же. С.185.

6/ Ляцкий Е.А. И.А.Гончаров. Критические очерки. СПб.,1904.С.87. 7/ Краснощекова Е.А. йван Александрович Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997.С.13.

Таким образом, проблема ретроспективности в творчестве Гончарова смыкается с проблемой автобиографизма - проблемой Факта и его художественной интерпретации, поляризация мнений по которой состоялась еще на ззре гончароведения, - в трудах М.Супе-ранского /"Художник с таким широким синтезом, как Й.А.Гончаров, не копирует действительности, а воссоздает ее"а, и "Автобиография Гончарова.является результатом того же самого художественного творчества11^/» и, с другой стороны, - Е.Ляцкого /"Роман и жизнь тесно сплелись в развитии творчесткой личности Гончарова, и долгое время оставались неразгаданными своеобразные явления этой связи. Никто из писателей так заботливо не старался скрыть ее, и ни у кого она не выступала с такой поразительной силой, как у Гончарова"!?/. Разрешение этого старого спора осложняется тем, что мемуаристика писателя - малоисследованная область гончароведения: воспоминания Гончарова тт т? • вызвали ряд работ краеведческого , биографического 6 ха

8/ Суперанский М.Ф. Й.А.Гончаров и Н.Н.Надеждин // Современник. Т.У.Ш5.С.171-172.

9/ Суперанекий М.Ф. И.А.Гончаров и новые материалы для его биографии // Вестник Европы.1907 J22. С. 571.

10/ Ляцкий Е.А. Роман:, и жизнь:Развитие творческой личности И.А. Гончарова. Из истории русч литературы ХУ1 и XIX столетий. Прага, 1925.С.I.

II/ Бейсов Ü.C. Гончаров и родной край, Куйбышев, i960.

12/ Мазон A.A. Материалы для биографии и характеристики Гончарова. СПб.,1912; Бобров Е.А. И.А.Гончаров о Н.Й.Вэдеждине // Изв. Отд. рус. яз. и словесн. 1909.Т.Х1У>1.0.114-124; Спасская Н. Биографический элемент в произведениях И.А.Гончарова. Казань,1912 ; Евгеньев-Максигюв Б.Е. й.А.Гончаров. 1изнь, личность, творчество.М.,1925; Демиховская O.A. И.А.Гончаров в Московском университете // Учен. зап. ЛГПИ им. А.Й.Герцена. 1959.Т.210.С.3-26; Недзвецкий В.А. Публицистика романиста // й.А.Гончаров. На родине. М.,1987.С.18-24; Груздев А.й. К хронологии произведении й.А.Гончарова /о датировке очерка "В университете'1/ // Уч. зап. ЛГПИ им. А.Й.Герцена. Т.87.1949.С.75-78. s рактера, но в своей жанровой специфике до сих пор они не были объектом анализа /исключение составляет беглое замечание м. Эре, который в своей монографии й0блошв и его создатель11 пишет, что в мемуаристике Гончаров возвращается к поэтике "натуральной школы1* "статическим представлением характеров и сцен то из ежед вной жизни® йвжду тем в №Воепоммнанияхн Гончарова звучит общая с романистикой тематика, что дает материал для сопоставления художественного и мемуарного образа в творчестве писателя - сопоставления, помогающего уяснить соотношение Wahrheit unol Dichtung для Гончарова. Кроме того, "Во с помина нив® рассмотренные в темпоральном аспекте, содержат два типа перекличек времен: мемуарист - юноша и мемуарист - художник /преломление темы университета, становления личности, и "родины" в романистике/, что, в частности, дает возможность понять эволюцию образов "университета*' и "родюш* в "Обыкновенной истории", иибломовей и "Обрыве"♦ другой аспект рассматриваемой проблемы - ретроспективность на Идейно-тематическом и еюжетно-композиционном уровне также недостаточно изучен: внимание ученых привлекали лишь историософские представления писателя^ и темпоральная структура ро

13/ Ihre К Oblomov and His Creator. Princeton, №.

14/ Туниманов в.А, Вступ. ст. к разд. йримечания- //М.А.Гончаров. йолн. собр. соч. и писем: ß 20 тт. Т.З.СПб.,2000.С.500-,502; Отрадин й.В. lipo за й.А.Гончарова в литературном контексте. СПб.,1994; йраснощекова Е.А. й.А.Гончаров. Мир творчества. Щб.,1997; Васильева O.A. Философия истории в книге М.А. Гончарова "фрегат ,,йалладаии. Автореферат канд. дисс. -Тверь, 1998. мана "Обломов0, среди ретроспективных явлений которой рассмал тривались художественные приемы, обозначаемые общим названием экскурса в прошлое*^ /предыстория, задержанная экспозиция, обрамление/, а также роль времени, роль прошлого в гончаровской типизации*6, циклическая и линеарная концепции времени, воплотившиеся в образной структуре романа*7. Особую линию в изучении йвремеборческойй^ концепции й0бломовая являют собой работа, развивающие идеи м.м.Бахтина19 об идиллическом хроно-рп топе» Среди трудов, затрагивающих вопросы поэтики времени и не ограничивающихся только Яблоновым1', стоит назвать книги

1§/ Киреева а.Ф. йдейно-художественная роль экскурса в прошлое в романе И.А.Гончарова "ибломов" //материалы юбилейной гончв-ровской конференции. Ульяновск,1963. C.2I9-23Ö. 16'/ Лихачев Д.С, аравоописательное время у Гончарова //Лихачев I.G. поэтика древнерусской литературы»!.,1979.С.299-305. 17/ ?аборисская я.м.Цространственно-временные отношения в романе "Обломов" // Метод и мастерство.шп Л.Вологда,1970.С.120-130; Borowec Ch. Trrne. after TimeThe. Temporal Ideoloqq of Oblomov/.Slavic & East European Journal.VotJ&vl Ш1 Р.53Г-5?3.

18/ Отрадин M.B# Указ.соч. СПб.,1994.С.112/тeрмин взят у Нед^др 19/ Бахтин м.М» Формы времени и хронотопа в романе //Бахтин Ш*М. вопросы литературы и эстетики, М.,1975. 0.383. 20/ Ляпушкина £.м. идиллический хронотоп в романе й.А.Гончарова иОбломовя //Вестник 1ГУ.1989.сер.2.Вып.2.С.27-33; Фаустов A.A. Роман М.А.Гончэрова "ибломов0. Художественная структура и концепция человека. Автореферат кандидатской диссертации. терту, 1990; Вершинина м.1. О роли «идиллического компонента" в Г|ибшсновенной истории8 й.А.гончврова //й.А.Гончаров, материалы международной конференции, посвященной 1Ь5-летию со дня рождения й.А.Гончарова. Ульяновск,1998. С.65-75.ляпушкина Е.й. Русская идиллия XIX века и роман И.А.Гончарова "Обломов". СПб.,1996.

В.Й.Мельника*^ и М.В.Отрадина^ в которых, 1 частности, рассматривается исторический аспект проблемы ретроспектизноети /"человек внутри большого Времени, временного эпохального, иссо дорического сдвиганЛ /. Однако некоторые аспекты ретроспекти-выосгн - например вопрос об авторском Бремени, о мемуарных приемах в романистике /"мемуар" яМат8шан байского, "иблоиов" как записанные литератором воспоминания Штольца/ - не привлекали внимания ученых.

Все сказанное приводит к выводу, что ретроспективные явления в творчестве Гончарова не были предметом целостного рассмотрения, которое, однако же, необходимо как для полноты представления о художественном мире писателя, так и для понимания Гончарова-мемуариста.

Таким образом, представляется необходимым предпринять всесторонний анализ ретроспективных явлений и в художественном творчестве писателя /на концепционном, сюжетно-композиционном и субъектно-авторском уровнях/, и в мемуаристике /"воспоминания11 рассматриваются прежде всего в темпоральном аспекте/, и в его теоретико-литературных высказываниях /идея времени, на которой базируется гончаровская теория типического/. й в связи с этим в настоящей работе делается попытка прояснить ряд моментов:

I/ Выявить, как проявляется у Гончарова концепция прошлого, характерная для романтизма и "натуральной школы". 2/ Исследовать мемуарную форму повествования у Гончарова /включая *мемуарные" элементы романистики/, а также переплетение

21/Меяьник в.й.Реализм Гончарова. Владивосток, 1985. 32/0традин М.В. Указ.соч. и.37. 23/Там же. е.39» мемуарной и дневниковой форм повествования во-"Фрегате "Налла

Д8"и.

3/йзучить особенности авторского времена в романистике и мемуаристике.

4/0пределить ролв временной дистанции в создании художественного и мемуарного образов "родины11 и "университета". ъ/Выявигь публицистическое, остросовременное Н8Ч8ло, в романистике Гончарова /прежде всего в "Обрыве"/ и в мемуаристике. б/Рассмотреть "Воспоминания" Гончарова как комментарий к художественному творчеству писателя и отметить в домемуарном творчестве те явления, которые важны для становления гончарова-ие-муариста. предмет исследования - временная дистанция как смысла-, стиле- и жанрообразущий фактор - обуславливает методологическую основу диссертации, формированию которой послужили труды по поэтике времени /й.М.Бахтин, В.В.Виногрздов, Г.Мейерго.ф, Н.Гей, А.Мендилов, й.Ф.Ржевская, Б.АЛсаенекий, А.Я.Гуревач, Д.С.Лихачев/, работы по теории и истории мемуаристики /Б.М. Эйхенбаум, И.К.Губер, В.Комарович, Л.Я.Гинзбург, А.Г.Тартаков-ский, Г.Г.&шзаветина, В.А.Тушшанов, Г.А.Островская/, иселе-дования по творчеству Гончарова /Е.А.Ляцкиа, а.Ф.Суперанский, Б.М.Энгельгардт, м.В.Отрадин, Т.й.Орнзтская, В.А.Туниманов, А.Г.Гродецкая, Ё.Ы.Таборисская, и.И.Бухаркин, Л.С.Гейро и др./. В диссертации использованы сравнительно-исторический, текстологический и сравнительно-типологический методы исследования.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что ее положения могут быть использованы при издании и комментировании мемуаристики Гончарова, а также ромэна В0брыви. 9

Диссертация состоит из введения, трех глзв, заключения в библиографического списка, первая глава посвящена анализу ретроспективных явлений в домемуарном творчестве Гончарова, что позволяет подойти к исследованию мемуаристики с учетом гончаровской поэтики времени, в двух последующих главах рассматривается соотношение художественного и мемуарного образов "университета" и "родины".-и роль позднейших настроений писате ля, определяющих мемуарное изображение университетской и провинциальной жизни. В заключении подводятся итоги о роли временной перспективы ж концепции прошлого у Гончарова.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема ретроспективности в творчестве И. А. Гончарова"

Заключение

Предпринятый анализ тех явлений творчества Гончарова^ которые можно объединить понятием ретроспективности, привёл к следующим результатам:

Насыщенность" временем- отличительная черта прозы Гончарова /долгие годы , в течение которых писались романы, отражают следы как более ранней, так и более поздней манеры писателя; обыкновение Гончарова возвращаться к завершенным произведениям, перерабатывая их, приводило к отражению новых настроений писателя в тексте; тема прошлого, его власти, памяти, воспоминаний в романистике; усиливающийся от романа к роману историзм гончаровской прозы; широкий охват изображаемого времени »проявляющийся в использовании исторических параллелей, характерных уже для ранней прозы писэтеля; концепция преемственной связи прошлого и настоящего,звучащая в романистике /особенно в романе "Обрыв", мемуаристике и публицистике/^ ретроспективные главы в романах и мемуарном очерке "На родине"; нарушения хронологии в изложении событий в романах и мемуарном очерке "На родине" /несовпадение фабульного и сюжетного времени/*

Для повествовательной манеры Гончарова не характерна ретроспективная авторская позиция; даже ъ ретроспективных главах, автор, сообщив о "возвращении назад"»переходит на синхронную точку зрения.Мемуаристика Гончарова обнаруживает зависимость от романной поэтики автора преобладанием синхронной авторской позиции»Изображение событий прошлого в "Воспоминаниях" в значительной мере обусловлено временем литературного воплощения произведений /оценка роли университета, совпадающая с цензорским* отзывами и эпистолярными высказываниями; позднейшие настроения, отразившиеся в трактовке "обломовщины" и достаточно резко расходившиеся с сочувственно принятой вначале добролюбовской интерпритацией/в

Очерки "В университете" и "На родине", объединенные автором в новое художественное единство- цикл "Воспоминания"- имеют, однако,разную жанровую природу, представляя собой мемуарно-публицистическую /"В университете"/! художественно-мемуарную /"На родине"/ разновидности жанра воспоминаний, В силу жанровой неоднородности "Воспоминаний" ретроспективность представлена в них разными явлениями- от прямой переклички эпох /чередование собственно мемуарных и злободнезно-публицисти-ческих отрывков,авторские ремарки, подчеркивающие временную дистанцию /до синтеза разновременных событий, совмещающихся в единый художественный образ0

Мемуарный жанр не был абсолютно органичен для Гончарова и в силу некоторых психологических причин /несклонности к испо-ведальности/ и вследствие эстетических установок /обобщение и типизация как "вторая натура"/,и по причине характера дарования, /роман как условие проявления гончаровского таланта/о Поэтому специфику мемуаристики Гончарова определяет приглушенное личностное начало, отсутствие патетики, лиризма, элегических нот, типизация и сюжетность лучших воспоминаний, в которых ведущим началом является не стремление к фактической точности, а определенный художественный замысел, что заставляет их прочитывать как "Поэзию и правду" о Гончарове.

 

Список научной литературыИльинская, Татьяна Борисовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. НО/ Колядич Т.М. Воспоминания писателей. История развития. Жанровая специфика, м.,1991.

2. I/ Коновалова В.П. О некоторых особенностях автобиографического жанра // Проблемы стиля, метода и направления. М.,1969. 112/ Костенецкий Я. Из моих студенческих воспоминаний //Русский архив. 1887.Т.2.

3. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада". Л.,1986 /Сер. "Лит. памятники"174/ Орнэтская т.И. Трилогия и.А. и "Фрегат "Паллада"" // Ivan А. Goncarov. Leben«, Werk und Wirkung, Köln-Weimar-Wien, 1334.175/ Островская P.A. "Поэзия и правда" Гете и "Былое и душ"

4. Ehre M Oblomov and his creator. Princeton, 1973.

5. Kleiner I. The role of time in literary genres // Zagadnienia Rodzajow Literackich.T.2.z. 1 (2). Lodz, 1959.

6. Mendilow A. Time and the novel. N.Y.,1965.

7. Meyerhoff H. Time in literature. Los Angeles, 1960.