автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему: Проблема трагаческого и комического (на материале романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема трагаческого и комического (на материале романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)"
На правах рукописи
Чо Хе Кюн Проблема трагаческого и комического (на материале романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)
специальность 10.01.08 - теория литературы
Автореферат Диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 2000
Диссертация выполнена на кафедре теории литературы филолопическоп факультета Московского государственного университета имени М. В Ломоносова.
Научный руководитель Доктор филологических наук,
профессор Эсалнек А. Я.
Официальные оппоненты Доктор филолотческих наук,
профессор Краснов Г. В.
Кандидат филологических наук Шутая Н. К.
Ведущая организация Московский Государственный Открытый
Педагогический Университет
Защита диссертации состоится 24 февраля 2000 года на заседали диссертационного совета Д 053. 05. 12 при Московском государственно] университете имени М. В. Ломоносова.
Адрес: Москва 119899, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарны факультетов, филологический факультет. С диссертацией можн ознакомиться в библиотеке филологического факультета МГУ имени М. I Ломоносова. Автореферат разослан 2000 г.
/Ученый секретарь ^/^^^Доктор филолошческих наук, диссертационного совета: профессор Зайцев В. А.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования.
В русской и мировой научной литературе давно принято говорить о трагизме Ф. М. Достоевского, о трагическом начале чувств и стратей в его романах, об их катастрофичности, сопоставлять их с античными трагедиями и произведениями Шекспира.
Неоднократно высказывались и суждения о комических аспектах в содержании различных его произведений. Однако пока мало обобщающих работ, посвященных проблеме взаимодействия трагического и комического в творчестве писателя, хотя эта проблема все больше привлекает внимание исследователей. В данной диссертации предпринимается попытка осветить вопрос о взаимоотношении трагического и комического в романе «Идиот».
Конкретному анализу романа предшествует теоретическое осмысление названных категорий с учетом имеющихся работ в области литературоведения и эстетики.
Научная новизна работы связана с системным подходом к трактовке категорий трагического и комического, к возможности их взаимодействия и реализации в художественной практике, в особенности в творчестве Ф. М. Достоевского.
Методологические основы исследования.
В разработке и осознании данных понятий, а также в понимании творчества Достоевского автор диссертации опирается на теоретические, эстетические и историко-литературные работы прошлого и настоящего, в том числе труды Аристотеля, Г. Э. Лессиша, Г. В. Ф. Гегеля, В. Г. Белипского, Н. Г. Чернышевского, М.
М. Бахтина, В. Я. Проппа, Г. Н. Поспелова, Ю. Б. Борева, А. Я. Зися, Г. М. Фридлендера, В. Е. Хализева, Е. Г. Рудневой и др.
Практическая значимость работы. Результаты исследования, полученные в диссертации, могут быть использованы при дальнейшем изучении эстетических категорий трагического и комического, в учебном процессе - при чтении теоретических и общих литературных курсов, а также спецкурсов по творчеству Ф. М. Достоевского.
Цель и задачи исследования.
Автор диссертации старался выяснить взаимодействие трагического и комического не только в литературоведении, но и в эстетике, а затем осознать, в чем заключается специфика сочетания трагического и комического в романе Ф. М. Достоевского «Идиот», обращая внимание на различные типы персонажей и их рассказы (исповеди), а также литературные реминисценции.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав (разделенных на параграфы), заключения и списка использованных теоретических и литературно-критических источников.
Основное содержание работы
Во введении к диссертации содержится постановка вопроса и обоснование целесообразности исследования творчества Ф. М. Достоевского с точки зрения присутствия в нем трагического и комического и их сочетания в конкретном романе.
Первая глава ("Теория трагического и комического в эстетике и литературоведении") посвящена теоретическому рассмотрению названных категорий и осмыслению собственного подхода, необходимого для разбора романа Ф. М. Достоевского.
Традиционное понимание этих категорий, конечно же, связано с изучением трагедии и комедии, которое восходит к Аристотелю. Теория трагического у Аристотеля стала в истории эстетической мысли образцом теоретического исследования и вместе с тем объектом спора. Тем не менее она послужила отправным пунктом при создании теоретических концепций трагического в работах Г. Э. Лессинга, Ф. Шиллера, Г. В. Ф. Гегеля и др.
Понятие трагического актуальзировалось в эпоху классицизма и романтизма. В период классицизма требуется строгое соблюдение принципов и норм. Французская классицистическая трагедия, в которой соблюдается три единства (времени, места, действия), внесла вклад в литературу с трашческим содержанием, особенно в ту разновидность трагического, сущность которой заключается во внутренней коллизии между личным чувством и высоким общественным долгом. Теоретическая разработка понятия трагического продолжается в эстетике романтизма. Так, в теории трагического Ф. Шиллера страдание личности, через которое человек утверждает победу нравственного идеала над силами необходимости, занимает важное место. Главной причиной трагического, с его точки зрения, является непримиримый конфликт между чувственной и нравственной природой человека. Ф. Шиллер исследует трагическое как эстетическую категорию, как разновидность конфликта между идеалом и необходимостью. Для философа смысл трагедии состоит в победе духовной свободы над слепой природной необходимостью судьбы. В качестве примера, где воплощается эта идея, можно привести драмы Байрона и Гюго.
В отличие от Ф. Шиллера, Ф. Шеллинг видит смысл такого столкновения свободы и необходимости в том, что не побеждает ни одна из сторон: трагаческий конфликт завершается синтезом свободы и необходимости, их примирением: «сущность трагедии заключается
в действительной борьбе свободы в субъекте и необходимости объективного; эта борьба завершается не тем, что та или другая сторона оказывается побежденной,, но тем, что обе одновременно представляются и победившими, и побежденными- в совершенной неразличимости». Таким образом, Шеллинг старается объяснить трагическое не конфликтом свободы и необходимости, а их синтезом.
Гегель воспринимал трагическое как разновидность пафоса и утверждал, что трагическое - действие является следствием непримиримых противоречий. Сущность таких противоречий - в конфликте противоположных несовместимых друг с другом субстанциональных начал, т. е. высоко нравственных начал в сознании и действующих героев. По-своему продолжая Гегеля, В. Г. Белинский отмечал, что сущность трагического заключается в коллизии между естественным влечением сердца и нравственным долгом. Н. Г. Чернышевский понимал трагическое более широко, связывая его со страданием или всякого рода гибелью.
Во второй половине и конце XIX века'немалое значение имели идеи А. Шопенгауэра о трагической судьбе человека. На рубеже XIX-XX веков к проблеме трагического обращались многие ученые, философы и писатели, русские и зарубежные, в том числе Ф. Ницше, Л. Волынский, Н. А. Бердяев, Вяч. Иванов, Д. С. Мережковский, В. В. Розанов и др1. В середине XX века эта проблема нашла отражение в работах А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, Н. Я. Берковского, А. А.
1 Ницше Ф. Соч В 2 т. Т. 1. М., 1996; Волынский А Л. Ф. М. Достоевский Спб., 1906; Бердяев Н. А. Великий инквизитор; Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия; Мережковский Д. С. Достоевский; Розанов В. В. На лекции о Достоевском// Властитель дум. Ф. М. Достоевский в русской литературе конца XIX в. - начала XX в. Спб., 1997.
Аникста, Л. П. Гроссмана, ГО. Б. Борева, Г. Н. Поспелова, А. Я. Зися, М. Т. Рюминой и мн. др2.
Г. Н. Поспелов возродил понятие пафоса как идейно-эмоциональной направленности, проявляющейся не только в трагедии, но и в романе, повести, поэме, лирической поэзии. Его идеи развивались рядом исследователей, в частности, Е. Г. Рудневой3. Подобная мысль находит подтверждение в работах зарубежных ученых: «Трагическое, - писал X. Г. Гадамер,- это основной феномен, смысловая фигура, которая представлена отнюдь не только в трагедии, в трагических произведениях искусства в узком смысле слова, но находит себе место и в других видах искусства, прежде всего в эпосе»4.
Опираясь на традицию и систематизируя разного рода конфликты трагического типа, Г. Н. Поспелов считает, что «общность этих конфликтов заключается в наличии внутренних противоречий, возникающих в сознании главных действующих лиц » т. е. «глубоких противоречий между личными мотивами своих действий и переживаний и мотивами "сверхличными" для них самих
2 Лосев А. Ф. История античной эстетиш. Итога тысячелстного развития. Кн. 2. М., 1994; Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Он же. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963; Беркоеский Н. Я. Литература и театр. М., 1969; Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1974; Он же. Шекспир. Ремесло драматургии. М., 1974; Гроссман Л. П.. Достоевский и театрализация романа// Борьба за стиль. М., 1927; Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972; Он же. Теория литературы. М., 1978; Борее Б. Ю. О комическом. М., 1957; Он же. О трагическом. М., 1961; Зись А. Я Искусство и эстетика. М., 1967; Рюмина М. Т. Тайна смеха иди эстетика комическою. М., 1998. и др.
3 Руднева Е- Г. Пафос художественного произведения. М., 1977
4 Гадамер X. Г. Истина и метод. М„ 1988. С. 174.
или между сверхличными мотивами и разного уровня "все общности"»5. Поэтому в определении Г. Н. Поспелова отражается самая суть трагического противоречия, хотя, неслучайно другие исследователи, в прошлом и настоящем, пытались обратить внимание на то, что трагический конфликт связан не только с внутренним противоречием в сознании личности, но и с противоречием между личностью и окружающим миром. При этом обязательным условием трагического конфликта личности (героя) и мира должно быть наличие в сознании личности высоких, общезначимых, субстанциональных ценностей, стремлений, намерений, не осуществимых в данных условиях, что порождает тяжелые страдания или гибель такого героя.
В следующем параграфе ("Проблема комического и смеха в эстетике и литературоведении") рассматривается проблема комического и смеха. Сложность создания целостной теории комического заключается в том, что, во-первых, смех имеет огромное количество оттенков в различных культурах. Во-вторых, он поворачивается то одной, то другой стороной, занимая далеко не одинаковое место, выполняя даже противоположные функции.
В истории литературоведения и эстетики существуют два взгляда на комическое; одни мыслители (Аристотель, Г. Э. Лессинг, И. Кант и др.) считают что, комическое, прежде всего связано с чувством радости и удовольствия, несмотря на то, что в нем иногда скрывается начало пародии и насмешки. Исследователи, которые поддерживают эту точку зрения, видят сущность смешною в безобразном и нелепом. Другие исследователи ( Платон, Ф. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, В. Г. Белинский и др.) утверждают, что с помощью смеха можно увидеть не
5 Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972. С. 89.
только светлые стороны человеческой жизни, но и выявить сатирические начала и даже трагические моменты.
Несмотря на различные подходы к комическому и смеху, в теории комическою, по мнению М. Рюминой, присутствуют три мотива - мотив противоречия (контраста, нелепости, безрассудства, бессмыслицы, перехода в противоположность и т. д.); мотив игры (добровольного действия, в котором осознается пное бытие, нежели обыденная жизнь) и мотив видимости (мнимости, кажимости, лжи, обмана, иллюзии и т. д.)6. Нам близже та точка зрения, что сущность комического состоит в противоречии между содержанием какого-то объекта или явления и формой (как воплощением идеи) или точнее, в несоответствием между сущностью и ее проявлением, помня при этом, что в комическом выделяются такие разновидности, как остроумие, ирония, сатира, сарказм, юмор и т. д.
Все только что сказанное позволяет подойти к проблеме взаимодействия трашческого н комического. Опираясь на то, что ряд исследователей настаивают на противоположности трагического и комического, следут иметь в виду, что, начиная с Платона, проблема сочетания трагического и комического является предметом постоянного интереса со стороны других исследователей и писателей (Аристотель, Шекспир, Сервантес, Д. Дидро, Ф. Фишер, В. Белинский, М. Бахтин, В. Днепров, А. Алексеев, М. Рюмина, Н. Фадеева). Как отмечает М. Рюмина, общность трагического и комического как эстетических феноменов заключается в том, что оба они основаны на отражении жизненных противоречий двояким образом - через возникновение видимости и ее разрушение. Именно тип сознания видимости и ее разрушения становится общим для трагедии и комедии.
6 Рюмина М. Тайна смеха или эстетика комического. М.. 1998. С. 74-79.
В третьем параграфе ("Проблема сочетания трагического и комического") делается попытка рассмотреть проблему сочетания трагического и комического в истории эстетики и литературоведения. Уже в античном мире некоторыми философами было зафиксировано соотношение и противоречие между трагическим и комическим на основе определения трагедии и комедии. Например, Платон оправдывает смешение смешного и серьезного эстетически, гносеологически и онтологически. Неслучайно философ отмечает, что «без смешного нельзя познать серьезное», ибо «противоположное познается с помощью противоположного» (Законы). Трагическое и комическое возникли из культа Диониса: в легендах о Дионисе сочетались идеи радости и страдания, жизни и смерти. Эта двойственность природы божества Диониса отразилась и в характере празднеств.
Итак, категории трагического и комического родственны тем, что они рождены противоречиями, хотя разного рода. В реальной жизни трагическое и комическое редко существуют в чистом виде, поскольку трагические явления могут вкючить в себя грань комического, а на смешном нередко лежит тень трагического. Более того, одна и та же ситуация может породить и трагический и комический эффект. Подверждение этой мысли можно найти в книге А. Зися, где говорится, что «в жизни трагическое и комическое, горе и радость, смех и страдание часто связаны, шествуют рядом. Трагическое и комическое иногда так тесно переплетены , что порой бывает трудно сказать, |де кончается горе и начинается смешное, какая краска преобладает в том или в ином явлении»7.
Упомянутые исследования и высказыванные суждения позволяют взглянуть на трагическое и комическое с разных точек зрения, в
1 Зись А. Указ. соч. С 229.
первую очередь с точки зрения авторского замысла и точки зрения персонажей, и главное, серьезно подойти к рассмотрению романа Достоевского «Идиот».
Анализ романа, данной во второй главе диссертации ("Комическое и трагическое в поэтике Ф. М. Достоевского") предваряется выявлением комического в ранних повестях писателя («Бедные люди», «Ползунков», «Господин Прохарчпн», «Двойник», «Хозяйка») и "комических романах" («Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон»), а также выяснением того, что специфика комического в этих произведениях связана с интересом к "маленькому человеку" и его сложному внутреннему миру и к герою с двойственным, расколотым сознанием, сочетавшим в себе светлое и темное, небесное и демоническое.
Здесь же отмечается, что смех выступает в разных функциях и имеет очень большое значение. Начиная с Голядкина и кончая раздвоеным Иваном Карамазовым, в творчестве Достоевского обнаруживается страшный разлад и "адский хохот". Но с другой стороны, герои Достоевского улыбаются, как дети. У них добрый детский смех, например, у Мышкина и Алеши Карамазова. Следовательно, можно сказать что, смех у Достоевского не только оружие дьявола, но и инструмент Бога, спутнник красоты.
Уже в ранних произведениях Достоевского комическое и смех занимают важное место, что можно объяснить влюгнием Гоголя. В "комическом романе" Достоевский старался создать образ комического героя-шута. В этот период шуты у Достоевского, большей частью принадлежат к такому типу, который связан с фарсовой традицией и отличается добродушием и простоватостью. Внешне они выглядят как увеселители или болтуны. При этом Достоевский понимает их душу и заставляет их высказывать правду о жизни.
Что касается трагического, то известно, что уже в молодости Достоевский интересовался трагическими аспектами содержания в произведениях не только русской, но и мировой литературы, говорил о необходимости внимательно следить за текущей действительностью, таящей в себе много трагического, осмыслял разные типы трагических героев, что уже тогда было связано с определенным типом мировоззрения, о чем позднее писал Вяч. Иванов. Не случайно, обращаясь к зрелому этапу творчества писателя, многое исследователи выявляли и акценцировали трагические моменты в содержании его основных романов, называя их "идеологическим" (Б. Энгельгардт), "полифоническим" (М. Бахтин), "социально-философским"(В. Этов), "философско-психологаческим" (Ю. Карякин, Г. Щенников), "фантастическим" (В. Захаров) и не случайно - "романом-трагедией" (Вяч. Иванов) и даже "романом-трапикомедией" (П. Бицилли)8. О трагическом, комическом и их сочетании в творчестве Достоевского разных периодов писали В. Белинский, Н. Страхов, Н. Михайловский, Н. Бердяев, Н. Лосский, Вяч. Иванов, И. Лапшин, Ю. Тынянов, В. Виноградов, А. Скафтымов, Л. Гроссман, Я. Зунделович, Н. Чирков,
* См.: Энгельгардт Б. Идеологический роман Достоевского// Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы. М.- JL, 1924; Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963; Этов В. И. О художественном своеобразии социально-философского романа "Преступление и наказание"// Достоевский - художник и мыслитель. М., 1972; Карякин Ю. Ф. О философско-этической проблематике "Преступления и наказания"// Достоевский и его время. М., 1971; Щенниюов Г. К. Художественное мышление Ф. М. Достоевского. Свердловск, 1978; Захаров В. Н. Фантастическое как категория поэтики романов Ф. М. Достоевского// Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1978; Ковач А. Жанровая структура романов Ф. М. Достоевского. Роман-прозрение// Проблемы поэтики русского реализма XIX века. JI-, 1984; Бицилли П. М. К вопросу о внугренной форме романа Достоевского// О Достоевском: Сб. ст. Providence, 1966.
В. Кирпотин, Г. Поспелов, Г. Фридлендер, А. Кунильский, Р. Назцров, В. Халлзев (совместно с В. Шикиным ), М. Спивак, Е. Полякова, Б. Дземидок, Н. Попов и др.
В третьей главе ("Проблема трагического и комического в романной структуре романа «Идиот»") представляется анализ романа «Идиот» в избранном аспекте. Сопоставление трагического и комического в данном произведении тесно связано с особенностями его романной структуры, в связи с чем обсуждаются такие понятия, как романная ситуация, романный конфликт, романный герой, а первостепенное место отводится рассмотрению образа главного героя -князя Мышкина. Мышкин, несомненно, - трагический герой, хотя в нем есть и комические черты. В Мьппкине сосуществуют ум, проницательность, доверчивость, желание помочь людям и в то же время сознание своих недостатков - слабого здоровья, наивности, мнительности, неприспособленности к жизни.
Мышкин старался стать посредником между людьми, а оказывался участником событий, затягивающих его в свою паутину. Мышкин имеет свой опыт и свои представления, сложившиеся в Швейцарии при общении с детьми и с Мари, но он применяет их к другой ситуации. Поэтому результаты его действий во многом оказываются противоположными его замыслам н намерениям. Его мысли и поведение порождали конфликты между ним и окружающими. В основе его поведения - определенный этический идеал, который, конечно же, вступает в противоречие с действительностью. Поэтому трагедия Мышкина - это, прежде всего, трагедия идеала.
Сочетание трагического и комического проявляется в наличии противоположностей, которая фиксируется словами: князь-идиот, и князь-Христос. В результате анализа его характера подтверждается
ранее высказываняый тезис, что трагическое и комическое близки тем, что порождаются противоречием, хотя и разного плана.
К числу трагических героев относятся - Рогожин, Настасья Филипповна, Агаая и Ипполит. При этом у каждого свои причины, вызывающие их трагедию.
В отличие от других персонажей, Рогожин воспринимает Мышкина всерьез, как соперника, хота сам Мышкин относится к нему как к другу или брату. В Рогожине, с одной стороны, страшная страсть и стремление к цели даже в чувстве любви, с другой, -гордость и стремление к самоудовлетворению. Поэтому он безумно любит Настасью Филипповну и одновременно ее ненавидит. В конечном счете, он не смог преодолить свое чувство и убил Настасью Филипповну. Именно поэтому трагедию Рогожина можно рассмотреть как трагедию чувства.
Трагедия Настасьи Филипповны - это трагедия обстоятельств. С детства героиня находится под воздействием губительных обстоятельств: она была воспитана в доме богатого помещика Топкого и предназначена на роль его содержанки. Это предопределяет ее трагическую судьбу. На деле Настасья Филипповна хочет избежать такого положения и видит возможность изменить свою жизнь с помощью Мышкина. Однако ее желание обусловлено противоположными началами - гордостью и самоунижением. С одной стороны, она презирает Мышкина и издевается над ним, с другой -считает себя недостойной князя.
Ипполит, как и Настасья Филипповна, губит себя. Он сам перестает общаться с людьми, в том числе со своей семьей. Он обвиняет и презирает всех вокруг него, но в то же время любит жизнь и ищет обеседника. Его противоречия ярко проявляются в его исповеди «Мое необходимое объяснение». Во время чтения исповеди он следит за аудиторией, поскольку для него реакция
и
аудитории является критерием суда над собой а возможностью общаться с людьми. Таким образом, на грани между жизнью и смертью Ипполит ставит основные вопросы - о жизни и смерти, справедливости в жпзни и т.п. Именно поэтому его трагедия таит в себе онтологический и даже экзистенциальный смысл.
Трагедия Аттгаи связана не только с ее неожиданным замужеством п переходом в католическую веру, по и с глубинными чертами ее характера. В ней тоже сочетаются, точнее сказать, борются разные особенности, порывы и стремления - детскость, ум, желание быть доброй, любить близких и страшная гордость, жажда независимости, бескомпромисспмость, требование обсалютной преданности, нетерпимость. Она ценит Мышкина и смеется над ним, она воспринимает Мышкина не как любимого человека, а как помощника, с помощью которого она может изменить жизнь, например, бежать из дому, поехать учиться в Париж и т. п. В этом смысле ее любовь к Мышкину - проявление нравственной трагедии.
Таким образом, ставные герои романа «Идиот» являются героями разного рода трагедий. Но нельзя не обратить внимание на то, что все они связаны с комическими персонажами, тоже каждый по-своему. К комическим относятся Лебедев, Иволгин, Фердышенко.
В отличие от Мышкина, эти комические персонажи старались обратить внимание на себя и намеренно вызывали смех у окружающих людей. Они любят ораторствовать и фантазировать и даже лгать из ложного самодовольства или самоуважения, с тем чтобы привлечь внимание аудитории. Лебедев в начале романа находится радом с гаавным героем - Мышкиным и даже иногда оказывает влияние на него. Иногда он дает какую-то информацию о других персонажах (именно поэтому он представляется собой "всезнайку", хотя его информация касается прошлой жизни окружающих людей) и анализирует Апокалипсис. Очевидно, как подмечает князь Мышкин, в
Лебедеве сосуществуют истина и ложь. Для него ложь является средством подойти к людям и почувствовать свое превосходство над ними.
По сравнению с комизмом Лебедева, сущность комизма генерала И Волгина заключается в его "фантастике". В Иволшне есть что-то детское, наивно сентиментальное, простодушное, он старается восполнить свои недостатки своими вымыслами. В этом смысле он своего рода поэт. Этим он отличается от Лебедева.
Комизм Фердыщенко проявляется в его роли. В отличие от Лебедева и Иволгина, у него мало творческих начал, и он действует по какому-либо правилу игры. В этом смысле Фердыщенко является "сальным" шутом и получает удовольствие от своей роли.
В последнем параграфе третьей главы ("Трагическое в рассказах героев и литературных реминисценциях") рассматриваются трагические аспекты в рассказах героев и реминисценциях. Трагическое и комическое проявляются не только в характерах персонажей, но и в рассказах героев. В романе «Идиот» большинство персонажей (Мышкин, Ипполит, Рогожин, Лебедев, Иволгин и др.) являются героями своих рассказов или творцами своего "сочинения" (в широком смысле этого слова). Поэтому читатель узнает многое, а также осознает внутренний мир героев через их рассказы, а не через повествователя или автора. Кроме того, рассказы героев намекают на главную тему произведения (например, мотив смерти и веры и тд. проявляются в рассказах Мышкина, Рогожина и Ипполита). На наш взгляд, рассказы героев Достовеского характеризуются исповедальными началами, поскольку герои откровенно относятся к собеседнику.
Содержание рассказов героев говорит, с одной стороны, о реальных трагических событиях (убийствах), а с другой стороны,
связано с художественными произведениями предшественников (А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Сервантева, Шекспира и тл.) Это означает, что, во-первых, Достоевский придает реальные черты идеальному образу главного героя, т.к. Мыппснн живет в реальном земном мире. Во-вторых, Мышкин связан со всеми другами персонажами. В-третьх, реплики персонажей/ в которых упоминаются какие-то произведения, подчеркивают трагическое состояние. Кроме того, каждый герой имеет своеобразную точку зрения на источник цитаты.
Таким образом, Достоевскому удалось органически соединить психологическую трагическую детализацию образа с комическими элементами, обнаружить смешное в переживаниях героев и включить их в психологический анализ. В романе «Идиот» трагическое и
комическое переплетаются друг с другом и дополняют друг друга на разных уровнях - на "уровне" характеров персонажей, и на "уровне" повествований (рассказов) героев. И одновременно Достоевский постарался найти идеал человека именно в трагической действительности. Поэтому в данном романе трагические события и литературные реминисценции, является общим фоном для развития действия и тесно связываются с сюжетом и художественной структурой романа.
В заключении подводятся итога и систематизируются теоретические идеи и результаты конкретного анализа романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
и
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Ироническое начало в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»// Русский язык и литература. Сеул.: Когеай Association of Rusists, 1999. Вып. б.
2. Место и функция рассказов героев в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»// Голоса молодых ученых. М.: Диалог-МГУ, 2000. Вып. 7. (в печати)
3. Реферат монографии О. Г. Дилакторской «Петербурская повесть Достоевского»// Содиально-гумманитарная наука. Отечественно-зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: РЖ. - РАН ИНИОН. М., 2000. No. 2. (в печати)