автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Проблема ценностей в современном российском обществе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Галимбекова, Фатима Сабигияровна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
1Л. Генезис проблемы ценностей в истории философской мысли
1.2. Методологические аспекты исследования проблемы ценностей в современной философии.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Социокультурные механизмы хранения и передачи ценностей в современном российском обществе
2.2. Динамика социальных ценностей в современном российском обществе
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Галимбекова, Фатима Сабигияровна
Актуальность исследования. Перед наукой, искусством, литературой, религией в целом стоит задача формирования, целостного идеала развития современной культуры, общества и человека, который отразит отвечающий потребностям эпохи уровень развития природной, социальной и духовно-нравственной среды [208, с. 10]. Ценности играют определяющую роль в развитии идеала высокой культуры. «Главное и самое высокое проявление внутренней зрелости человека, характеризующее его социальную исключительность и уникальность - это духовность, трудолюбие, профессионализм, человеколюбие и благородство» [208, с. 10]. Мы живем в эпоху, когда создается иллюзия замены вековых ценностей новыми. На самом деле сначала идет бурное отвержение традиционных ценностей, затем возвращение некоторых из них, а так же продолжается процесс нарождения новых ценностей. Перед человеком встает вопрос отношения к ценностям, выбор жизненных установок, а также проблема соотношения прежних и новых ценностей.
Ценности родились в истории как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Они упорядочивают действительность, внося в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Ценности обозначают желаемые аспекты вещей и идей, они соответствуют представлениям о должном. В структуру ценностей входят нормы, оценки, идеалы.
Процесс смены ценностей в обществе, как правило, длителен. Традиционные ценностные ориентации могут обретать неожиданное звучание в различные эпохи. С этой точки зрения мы рассматриваем общество, которое обладает такой ценностной системой, где ценности группируются в зависимости от развития общественных процессов, что связано с многосторонним подходом различных людей к жизни, к труду и творчеству.
Несмотря на то, что проблема ценностей долгое время активно рассматривалась в отечественной и зарубежной философии, на сегодняшний день, она остается очень актуальной. На наш взгляд, оставалась слабо изученной иерархия ценностей социальных групп. А так же остается недостаточно разработанной тема изменения ценностей на уровне личности и общества в целом за последнее десятилетие.
В теоретическом плане исследование ценностей носит противоречивый характер. С одной стороны, анализ проблемы ценностей предполагает исследование форм общественного сознания, с другой стороны ценности определяют то, каким общество было и каким ему быть впредь. В результате проблема ценностей остается одной из самых важных, но вместе с тем и сложных для современной социальной философии.
На наш взгляд, рассмотрение динамики ценностей поможет определить критерии эволюции и прогресса общества, изучить причины изменений, лежащих в основе общественных процессов России, сделать эти изменения приемлемыми для населения.
Еще одна причина нашего исследовательского интереса связана с тем, что сегодня, в эпоху социальных катаклизмов перед обществом стоит вопрос о выборе места России в мировом социокультурном пространстве.
Несмотря на то, что в обществе провозглашен плюрализм ценностей, здесь имеется дефицит какой-то более или менее устойчивой системы взаимоотношений, которая способствовала бы росту духовного потенциала людей. Эту роль, на наш взгляд, могли бы сыграть так называемые «абсолютные ценности», такие как благо, истина, красота.
Сами абсолютные ценности амбивалентны: что является благом для одних, плохо для других. В связи с этим проблему ценностей можно рассматривать на трех уровнях: 1) общества; 2) социальной группы; 3) отдельной личности. Другой подход позволяет выделить индивидуальные ценности и так называемые «надиндивидуальные». Индивидуальные ценности концентрируются в надиндивидуальных и проектируются в социокультурные образования, формируя феномены культуры, феномены духа, которые объединяют их осознание у личности, социальной группы и общества в целом.
Анализ взаимодействия различных уровней ценностей поможет проследить то, каким образом меняется структура ценностей россиян в период становления рыночных отношений. Так как ценности - это проявление некоего мира, скрытого от повседневного наблюдения, который может быть воплощен в действительности, то автор делает попытку выстроить собственный взгляд на теорию ценностей.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты рассмотрения проблемы ценностей и их динамики находим еще в древности. Например, в древней мифологии различных этносов, где она стояла как проблема соотношения добра и зла. В античной философии проблема ценностей рассматривалась как отношения природы, человека и общества. В этот период учение о ценностях как раздел философии еще не выделялся теоретической мыслью из общих проблем философии. Но суждения о ценностях и ценностных ориентациях мы встречаем у Сократа, Платона[120], Антисфена [3], Аристотеля [181] и т.д.
Проблематика ценностей стала активно развиваться в XIX веке в связи с появлением науки о ценностях - аксиологии. В результате, в данной области появилось несколько направлений исследования. Свою интерпретацию данной проблемы предложили корифеи немецкой классической философии мысли И.Кант [79,80], Г.Гегель [44-45].
Кризис западной системы ценностей выразился в произведениях философов-иррационалистов: Ф.Ницше [109-111], А.Шопенгауэра
181, с. 341-361].
Немецкие философы-неокантианцы, такие как Риккерт [131] и Виндельбанд [38], отводили ценностям роль надрациональных абсолютов. Традицию неокантианской школы в отношении ценностей продолжил М.Вебер [33-35].
Свою концепцию понимания ценности выдвинули философы прагматизма У. Джемс, Д.Дьюи [125],
Социальный аспект проблемы ценностей исследует американский социолог Т.Парсонс [156, с.62].
С позиции синергетики рассматривал проблему ценностей И.Р.Пригожин [124]. Синергетика дает новый образ мира: процессы и явления, проходящие в нем, имеют открытый, самоорганизующийся характер, эволюционируют по нелинейным законам. Человеческие системы рассматриваются здесь не как "механизмы", а как креативный мир с неполной информацией и изменяющимися ценностями, мир, в котором возможно множество вариантов будущего [124].
Специфический интерес к проблеме ценностей пробудился в 1968 году, когда вышла книга А.Маслоу "К психологии бытия", в которой наряду с проблемой иерархии основных человеческих потребностей обсуждалась проблема иерархии ценностей.
На наш взгляд, наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений в социальной психологии можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х -70-е годы в США М.Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность Рокич определяет как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования.
Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности -как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка -терминальных и инструментальных ценностей. Масштабные исследования, проведенные им с помощью этого метода на общенациональной американской выборке, позволили выявить и проанализировать связь декларируемой значимости (ранга) различных ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальное положение, доход, образование, расовая принадлежность, политические убеждения. Результаты исследование других авторов показали связь ценностей с некоторыми личностными особенностями, а также их социокультурную специфику [98].
В 70-е годы XX века - новый всплеск интереса к аксиологии. Так, в 1971 году в Нью-Йорке и Лондоне появился сборник статей "Ценности и будущее: Влияние технологических изменений на американские ценности", в которой участвовали такие выдающиеся ученые как А.Тоффлер, Н.Решер, К.Боулинг, Дж. Гэлбрейт [77, с. 20]. В этот период проблеме ценностей посвящаются международные конференции. Так, в Нидерландской Королевской Академии наук и искусств состоялась международная конференция на тему "Гуманитарные науки и проблема ценностей". В сборнике вышли статьи К.Кьюсперса (Утрехт), Х.Г.Гадамера (Гейдельберг), М.Моритца (Лунд), Ш.Перельмана (Брюссель), М.Блека (Итака, Нью-Йорк), П.Лоренцена (Эрланген), Р.Мак Кеона (Чикаго), Н.Рошенштрейха (Иерусалим). В 1972 году в Гааге издан сборник статей "Гуманитарные науки и проблема ценностей", а в 1976 году К.Ситарама и Р.Когделла выпустили сборник "Основы межкультурной коммуникации". В 1977 году в Нью-Йорке прошла XI всемирная конференция, посвященная динамике ценностей [77, 20].
В 80-е годы С.Шварц (S.Schwartz) и В.Билски (W.Bilsky) предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику.
В эти же годы нарастает количество работ по теории ценностей. Так, в США выходят сборники статей: "Общественные и моральные ценности: индивидуальные социальные перспективы", "Социальный контекст и ценности: перспективы Америки", «Исследование культур и ценностей: встреча университетов, церквей и наций"; в Финляндии выходят ученые записки университета г. Турку "Исследования по теории ценностей"; в Индии проходит международный симпозиум по проблемам ценностного сознания Востока и Запада и т. д. [77, с. 22].
Исследуется теория ценностей и в российской историографии. Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: "познания", с основной оппозицией "вера - знание"; действия с основной оппозицией "аполитизм-революционаризм"; "ценностей" нравственности), с основной оппозицией "альтруизм - эгоизм". В каждой из сфер присутствует альтернативная ориентация на определенный "идеал" или "тип". В сфере знания это идеал рациональности (духовности), задаваемый либо религией, либо наукой. В сфере действия - идеал социальности, представляемый различными формами правления. В сфере ценностей - идеал человека, определяемый либо с помощью некоторых форм коллективности ("государство", "народ", "община", "церковь"), либо посредством личных атрибутов ("разумность", "нравственное чувство", "природа человека"). Таким образом, образуется два полюса русской философии - "философия тотальности" и "философия индивидуальности", которой придерживался русский мыслитель и публицист Чаадаев (17941856).
Проблему ценностей рассматривают философы-марксисты.
Интерес к ней возрос в период так называемой «хрущевской оттепели», когда общество, как и сейчас, находилось в переходном состоянии. В 60-е годы появилось множество публикаций по вопросу ценностного осмысления действительности. Для всех этих работ характерен материалистический подход к объяснению явления ценностей.
Наиболее фундаментальные работы принадлежат В.П.Тугаринову [165-168], Л.М.Архангельскому [9], И.Ф.Балакиной [15], С.И.Попову [121122], Л.Сиклаи [145], А.Ф.Шишкину [196-198].
В частности, Тугаринов исходит из 2-х сторон изучения явлений теоретической и практической. "В первом случае, что представляет собой явление, как его объяснить, каковы его причины и основания. Во втором случае как отнестись к этому явлению, как его использовать, если оно полезно, или устранить, если оно вредно" [164]. В данном случае человек берет на себя роль судьи исходя из субъективных предположений. Таким образом, гипотеза Тугаринова близка к точке зрения Дьюи, разработавшего проблему практицизма. «Ценности - это то, что нужно людям для удовлетворения их потребностей и интересов» [166, с. 261].
Тугаринов разделяет практицизм и марксистское понимание теории ценности. "В отличие от немарксистских теорий полезности марксистское понимание этой категории свободно от субъективизма, имеет классовое, партийное и объективное содержание и исходит из интересов прогрессивных классов и движений, выражающих объективные задачи исторического развития. Понятие полезности употребляется здесь в самом общем смысле материальной выгоды и поэтому относится к духовным, этическим и эстетическим ценностям" [164].
Наряду с попыткой собственного осмысления феномена ценностей идет процесс осмысления истории аксиологической мысли в статьях Е.А.Рудельсона [136], В.Н.Щердакова [193], Э.В.Соколова [150], В.В.Прозерского [125], Л.А.Чухиной [187], Т.Н.Горнштейна [49], М.А.Кисселя [82].
С позиции нового общечеловеческого идеала рассматривают проблему ценностей А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян [52, с.225-265].
Гусейнов и Апресян характеризуют ценность с точки зрения этического идеала. «Так в широком смысле слова ценностями называют обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)» [52, с. 228].
Теория ценностей рассматривается в трудах С.М.Кагана [74], Л.Н.Столовича [143], Д.А.Леонтьева [96-97] , В.В.Ильина [72].
В работах М.С.Кагана теория ценностей рассматривается в аспекте социокультурного развития общества. Ученый выступает против придания ценностям онтологического характера. Каган, считает, что нельзя отождествлять понятия ценности и идеала. Они имеют точки пересечения, однако не тождественны. Так, "цель" и "идеал" - это разные модификации проектной, моделирующей, духовно преобразовательной деятельности нашего "продуктивного воображения" (Кант), фантазии, способности "опережающего отражения" (П.Анохин) или "моделирования потребного будущего" (Бернштейн), а "ценность" -определение значения для субъекта чего бы-то ни было, в том числе и "целей", которые бывают благими, и дурными, и "идеалов" (они ведь могут быть и отрицательно оцениваемыми).
Проблема ценностей исследуется и в трудах Л.Н.Столовича, который решительно не согласен с Каганом, который выступает против онтологизации ценностей [143, с. 157]. Он считает, что ценности имеют объективную природу.
Наиболее последовательно разработал теорию ценностей Д.А.Леонтьев. Данный исследователь впервые применяет комплексный подход к рассмотрению понятия ценностей. В статье "Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции» он разрабатывает комплексный подход к теории ценностей, так он подчеркивает их особый статус. «Ценность - пишет Леонтьев, это то, что существует само по себе и не подчиняется каким либо потребностям». Так же Леонтьев стремится рассмотреть данное понятие, минуя специализированные и дисциплинарные рамки. Он выделяет три формы существования ценностей «общественные идеалы, предметно воплощенные ценности, личностные ценности» [96, 18-23].
В.В.Ильин рассматривает ценности с точки зрения синергетики как некие аттракторы, притягивающие все точки системы.
Вопросы о ценностях современного российского общества наиболее глубоко рассмотрены в работах А.С.Ахиезера [10]. Он характеризует ситуацию ценностного раскола в России, повлекший кризис идентичности в российском обществе.
Свой вклад в теорию ценностей внесли современные философы, такие как Б.С.Ерасов [59, 60], Р.Г.Яновский [207, 208].
С точки зрения социальной культурологии дает свое понимание ценностей Б.С.Ерасов. Он характеризует "ценность как выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более «высокое существование» [59, с. 114]. В трудах Ерасова рассматриваются и социально-философские аспекты динамики ценностей.
Социально-философские аспекты проблемы ценностей рассматривались целой плеядой современных российских ученых: среди них можно назвать работы Н.И.Лапина [92-94]. Лапин, рассматривает динамику ценностей в период перехода к рыночным отношениям.
Проблемы ценностей в Российском обществе на фоне более глубоких общественных процессов исследуются в трудах А.С.Ахиезера [10], В.Г.Федотовой [173,174], А.С.Панарина [118].
Для изучения проблемы ценностей в социальном контексте у нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий М.Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А.Гоштаутасом, А.А.Семеновым и В.А.Ядовым.
Среди социологов и философов Башкортостана проблема ценностей разрабатывалась Н.А.Аитовым, М.М.Утяшевым [169], Ф.Б.Садыковым, Д.Ж.Валеевым [30], И.М.Орешниковым [115].
М.М.Утяшев рассматривает ценностные ориентации молодежи Башкортостана накануне рыночных преобразований. Ф.Б.Садыков, рассматривал ценностную систему Российского общества как сосуществование множества равноправных ценностных систем, одного из последовательных сторонников теории плюрализма ценностей.
Д.Ж.Валеев рассматривал этический аспект ценностей в этнопсихологии. Так, анализируя мировоззрения башкирского народа, историк морали Д.Ж.Валеев среди основных мировоззренческих ценностей древних башкир называет добродетель, гуманное отношение к животным, уважение к старшим, "идею самоценности человека" [30, с.66]. Здесь прослеживается мысль о ценностном сознании башкир. Анализируя, отдельные качества башкир Д.Ж. Валеев выделяет среди них такое как "Мон" - это доброта, видная снаружи; привлекательность, задумчивость, внутренняя сосредоточенность". Человек, у которого отсутствуют названные качества, характеризуется выражением "монИоз кеше", что\ означает равнодушие, неумение понять другого человека, отсутствие ценностного видения мира, а также отсутствие интереса к самому себе (чувства собственного достоинства) [30, с.241-242]. Валеев Д.Ж. подчеркивает мысль о том, что башкирам близка пантеистическая точка зрения происхождения ценностей. "Добро не только вечно и прекрасно, оно присуще всему, что существует. Добро дает миру стройность и порядок, а через это делает его прекрасным" [30, с. 55].
Анализ проблемы ценностей представляет И.М.Орешников. В своей монографии «Что такое гуманитарная культура». Наряду с традиционным представлением о природе ценностей, он вносит свое понимание ценностей, определяя их новый тип, такой как «гуманитарно-культурные ценности». «Они являются общечеловеческими, основаны на гуманизме, носят оценочно-нормативный характер служат возвышению человеческого духа, облагораживанию всей системы общественных отношений, общественному прогрессу» [115, с. 12].
Анализ методологических подходов к теории ценностей показал, что данная проблематика имеет длительную историю изучения. Но на сегодняшний день остается вопросом, что лежит в основе понимания теории ценностей. Так как каждое философское направление весьма своеобразно интерпретирует данный вопрос.
Наше представление о ценностях базируется на следующих основаниях. Ценности - это те основополагающие моменты, которые лежат в основе формирования потребностей человека при помощи которых, определяются приоритеты и предпочтения человека. Ценности проявляются в процессе выявления отношения человека к окружающему миру. Они носят объективный характер, но в основе своей субъективны.
Объектом исследования являются социально-философские аспекты проблемы ценностей.
Предметом исследования является проблема ценностей в современном российском обществе.
Методологическая основа исследования. Одна из трудностей исследования ценностей состоит в том, что в методологическом плане эта проблема рассматривается с различных точек зрения. Это феноменологический, социологический, экзистенциалистский, синергетический, позитивистский (неопозитивистский), персоналистический онтологизм, социокультурный подход, прагматический, бихевиористский, социально-психологический, постмодернизм. Это типично для современного мировоззрения, так как оно нередко носит эклектический характер. Вместе с тем исследователи на стыке двух методологий нередко затрудняет определение реальной картины ценностных оснований общества.
Мы анализируем ценности и их динамику с точки зрения социокультурного подхода. Социологический подход позволяет выявить соотношение между нормой и действительностью, механизм реализации ценностных ориентаций и их роль в жизни общества, динамику и факторы культурных изменений.
Вместе с тем культура означает и многообразие человеческого опыта, что делает настоятельной задачу понимания принципов самобытности и взаимодействия культур на разных уровнях - этническом, национальном и цивилизационном, соотношения между преобладающей культурой и субкультурами.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование социально-философских аспектов динамики ценностей в современном российском обществе. Для достижения данной цели автор решает следующие задачи:
• рассмотреть генезис проблемы ценностей в истории философской мысли;
• выявить основные методологические подходы к проблеме ценностей;
• привести соответствующую российской общественной системе классификацию ценностей;
• определить процессы, лежащие в основе динамики ценностной системы российского общества;
• выявить качественные изменения в ценностной системе современного российского общества;
• выяснить каким образом динамика ценностей влияет на поиск путей выхода из духовного кризиса российского общества.
Научная новизна исследования.
В диссертации рассмотрен генезис проблемы ценностей в истории философской мысли. Приводятся определения ценностей наиболее адекватные современному мировоззрению. Так же выявлены наиболее актуальные методологические подходы к теории ценностей.
Выявлено, что процессы динамики ценностей определяют механизмы хранения и передачи ценностей в обществе. В современном российском обществе они имеют свою специфику. В связи с реформированием общественной системы сильно изменились не только механизмы передачи, но и характер социальных институтов их определяющих.
Доказано, что определяющими для социокультурного развития российского общества остаются ценности традиционного общества, а не техногенного, информационного.
Сделан вывод, что стремление к автоматическому перенесению ценностей Западной цивилизации на российскую почву, привело к экономическому, политическому и духовному кризису и слому социалистической ценностной системы. Этот вывод является результатом анализа динамики ценностей на уровне общества в целом.
Новизна диссертации заключается в том, что предложены пути решения выхода из духовного кризиса общества. Один из выходов - поиск собственной национальной идентичности. Второй, в формировании ценностного плюрализма в рамках общественной системы.
К новым результатам можно отнести вывод о том, что ценности на уровне групп наряду с ценностями индивидуализма заметно влияние коллективистских тенденций.
Выявлено, что на уровне личности формируются ценности индивидуализма.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации апробированы в выступлениях на всероссийских и республиканских научно-практических конференциях по проблемам морали и права, образования, социально-экономического реформирования и прогнозирования [43], в публикациях журнала "Вестник университета" [41,42], а так же использованы при выработке рекомендаций для министерства промышленности РБ и комитета по делам молодежи РБ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из двух глав, приложения и списка литературы, включающего 210 наименований. Общий объем текста - 178 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема ценностей в современном российском обществе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня, когда кризис поразил не только сферу экономики, политики, но и сферу общественного сознания и в жизни страны происходят сильные изменения, реальным выходом из кризиса является поиск собственной духовной основы общества. Демократические веяния в российском обществе повлекли за собой не только позитивные изменения, но и выявили множество проблем, как внешней, так и внутренней жизни. Сегодня, когда уже не модно возвращение к духовным основаниям традиционного общества, мы вынуждены это сделать, так как - это, на наш взгляд, те реальные механизмы, которые сформировались в российском обществе за его долгую историю. Основное внимание необходимо уделять и новым, формирующимся идеалам. В этих условиях россиянин должен возвратится к духовным основаниям своей культуры - его ценностям.
1. Из выводов диссертационного исследования следует, что проблема ценностей является одной из важнейших при рассмотрении духовных основ общества. Анализ данной проблемы поможет формированию новой духовной картины общества.
2. Проведенный анализ проблемы ценностей показал, насколько разнообразна и неоднозначна картина мира у людей с различной ориентацией. Но современное общество требует формирования какой-либо единой системы взаимоотношений. Сосуществование различных систем ценностей предполагает формирование общества равных возможностей. В данном случае присутствуют некие общие признаки, по которым и возможно судить как о функционировании общества в целом, так и о развитии отдельной личности. Сегодня основной ценностью является защита права человека на достойный образ жизни. Выработка таких механизмов, которые бы показали равноценность любой человеческой жизни - это процесс весьма долгий и невероятно сложный и ответственный. В данном случае проблема ценностей, или наличие принципиальных подходов со стороны личности и общества выходит на первый план.
Для России данная тенденция уже издавна имела реальную силу. Ценности добра, красоты, милосердия все это непреходящее значимое и вчера, и сегодня, и завтра. Сегодня для России появляется нечто новое - это ценность законности, человеческого достоинства, права на лучшую жизнь, права на достойную жизнь отдельной личности, не связанной общественными узами, однако вполне сознательной и, не нарушающей прав другой личности, права на семью и право распоряжаться своей собственностью. Для того чтобы ввести данные механизмы следует вспомнить, что Россия - это не только Восток или Запад - это еще и, сама Россия. Проблему своей идентичности ей нужно искать в своей культурной жизни, не забывая и о лучших традициях Запада или Востока, оказывающих влияние на жизнь россиян, но не являющихся основой российского образа жизни. Необходимо лишь понять, что основной ценностью является не разделение материальных благ, и не деление общества на касты. А скорее обеспечение достойной жизни каждого человека, группы и всего общества. Механизмы же, которые влияют на них, следует искать в духовной основе общества, в его ценностях. В соответствии реальной жизни основным потребностям человека.
Если проблема ценностей в мифологическом сознании оценивалось как проблема добра и зла, то в религиозном сознании она рассматривается как соотношение реального и потустороннего мира. На данный период и формируются основные черты идеального общественного строя в форме идеального общества на небесах. В процессе становления религиозной мысли наблюдается размежевание ценностей на духовные и материальные. Выделяется ценность - Бог, которая не имела места в других формах сознания.
В дальнейшем наблюдается развитие данной тенденции в средние века, в новое время и в современную эпоху. Но на всем протяжении развития философской мысли меняется соотношение данных ценностей в зависимости от времени развития и направления философской мысли.
4. В конце XIX ценности становятся предметом исследования целого раздела в философии. Развивается новое научное направление аксиология, которое имеет непосредственное отношение к любому человеку независимо от его взглядов, образования, социального происхождения.
5.Сего дня проблема ценностей разрабатывается на ином уровне, а именно на уровне методологических концепций и выработки новых подходов к изучению проблемы ценностей В результате и возникло множество направлений и школ для ее развития.
6.Понятие ценность вытекает из понятия мировоззрение. В мировоззрение входят "мир" и "человек" (две "субстратные" подсистемы) и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними: 1) генетическая, 2)гносеологическая, 3)аксиологическая, 4)духовно-практическая подсистемы.
Таким образом, аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема выявляет прежде всего отношение между миром и человеком. В данном ракурсе человек выступает как субъект, мир - как объект. Ценность, связывая их, определяет отношения между ними.
7. Ценность, на наш взгляд, это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания интересы социального субъекта (индивида, группы людей, общества).
С помощью понятия ценности характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности.
8. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, в результате ценностного отношения. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Чем проблематичнее эта возможность, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет для субъекта.
9. Субъект оценки - это индивид, группа людей, общество, осуществляющее оценку. Ценности - это надиндивидуальные, индивидуальные, личностные феномены общественного сознания, и от того какова их природа зависит характер и сила общества на всех уровнях его структуры. Для социальной философии наибольший интерес представляют надиндивидуальные ценности. В данном случае они представляются, как некие социокультурные образования, от которых зависит уровень жизни.
10. Ценности - это мера отношения людей к тем или иным явлениям, предметам и процессам, критерий их оценки. Они проявляются в различных формах эмоциональных переживаний, высказываниях суждениях о мире, в конечном счете, именно они определяют поведение, как отдельных индивидов, так и функционирование целых общественных групп, именно они лежат в основе общественного мнения.
Ценности являются двигателями мотивационной сферы, не всегда осознаются, субъектом, поэтому прогнозировать его поведение на данном основании представляется весьма сложным. В данном случае ценности являются объектами подсознательных процессов.
В социальном отношении определение ценности возможно рассматривать 1) с точки зрения массового сознания, как удовлетворение непосредственных жизненных потребностей. Но эти потребности жестко определены положением индивида в данной группе, потребление имеет ограниченный характер. Идеалы массовой культуры выражены в богатстве, долголетии, мудрости, красоты, силы.
2) с точки зрения группы профессионалов и группы интеллигенции, как рост материальных и духовных предпосылок труда.
11.Иерархия ценностей представляет собой взаимозависимость различных видов ценностей. Она различается в зависимости от того, с каких методологических позиций рассматривается данное понятие. Социокультурный подход предполагает анализ ценностей с точки зрения личности, общественных групп и общества в целом. В зависимости от этого, возможно выделить ценности личности, ценности общественных групп, национальные или этнические и общечеловеческие ценности. Иерархия же определяется вышеперечисленными субъектами. Она же является различной для различных типов общественной системы традиционной или модернизированной. Иными словами иерархия ценностей зависит от типа социокультурной общности. А так же от динамики общественных процессов. Сегодня на вершину иерархии выходят ценности рыночного капиталистического общества.
12. Процессы динамики ценностей в современном обществе предполагают изменение всех процессов в обществе. Это приводит нас к выводу о том, что необходимо рассмотрение процессов социокультурных механизмов хранения и передачи ценностей в обществе. Мы рассмотрели их на уровне личности, общественной группы и на уровне общества в целом.
13. Отсюда возможность сделать вывод, что за последнее десятилетие изменился процесс передачи ценностей в обществе. Так как он был обусловлен, прежде всего, процессами трансформации всего общества. Так процессы социализации получили более индивидуалистическую окраску. Особое влияние на развитие личности продолжают оказывать генетические факторы. Так же на него повлияли и процессы дизинтеграции общественной системы. Большое влияние оказал и процесс технологизации общества. В результате сформировался особый тип личности, который сочетает в себе лучшие традиции генетического развития личности, при этом, являясь вполне цивилизованной личностью.
14. На уровне общественных групп происходит изменение облика общественных институтов. Процессы разгосударствления и развития частной инициативы повлекли за собой формирование новых механизмов социализации и передачи ценностей в обществе. Однако продолжают функционировать и те институты государственной сферы, они продолжают оказывать воздействие на механизмы передачи ценностей в обществе. Таким образом, наряду с ценностями индивидуализма заметно влияние и коллективистских тенденций.
На уровне общества формируется новый идеал нового времени -раскрытие в каждом человеке широких и глубоких духовно-нравственных возможностей. Надвигающиеся на человечество социально-экономические, духовно-нравственные угрозы и опасности вызваны неспособностью индустриально развитых государств, современной цивилизации вырваться из приоритета материального потребительства и глобального насилия и войн, ведущих к засорению и разрушению природной, социальной, духовно-нравственной среды обитания.
Мировая цивилизация на наших глазах стала перестраиваться на новых принципах - отказа от господства одной нации над другой, одного государства и одного региона над другими.
15. Анализ динамики ценностей различных уровней, показал. В динамике ценностей россиян за время реформ произошли значительные изменения. На уровне личности в некотором отношении общественная ориентация сменяется ценностями индивидуализма. Однако данной установки придерживается меньшая часть населения, которая приспособилась к рыночным изменениям. Определяющими в экономическом, политическом, социальном отношении у большинства членов общества остаются коллективные отношения.
16. На уровне групп общество продолжает руководствоваться ценностями коллективизма. Но и здесь заметно социальное расслоение, так как повсеместно распространяются ценности индивидуальной заинтересованности, материального интереса, собственности. Общество развивается по пути увеличения различия в ценностях определенных групп. Дифференциация ценностей распределяется в зависимости от уровня материальной обеспеченности людей.
17. На уровне взаимоотношений с другими государствами, государственная, тоталитарная система ценностей сменяется плюрализмом ценностных систем различных культур и этносов, государств. Каждая культура доказывает свое право на существование. Что касается российского общества в целом, то здесь наблюдаются процессы социокультурной динамики, в плане освоения опыта общечеловеческих ценностей. Россия перенимает ценности рынка, демократии, плюрализма, как со стороны западных государств, так и, учитывая положительный опыт восточных стран.
18. Во внутренней системе российского общества немного другая картина. Несмотря на то, что на уровне личности и общественных групп произошла динамика ценностей. На уровне общества в целом данный процесс происходит несколько замедленно. Так как в обществе, действующем по демократическим законам, функционирует все та же система власти. Где определяющими факторами являются не внимание к конкретным проблемам, а многословие и бездеятельность. Мы считаем, что общество - это, прежде всего люди, а если большее количество людей находится в состоянии маргинальное™ и криминализации, то данное государство со своими реформами является неблагополучным. Внешние изменения не принесли радикальных внутренних изменений процессов. Россия остается традиционным государством, с элементами демократической власти, но с реальной возможностью перехода к новому обществу при условии, что вопросы свободы личности будут соблюдаться.
Список научной литературыГалимбекова, Фатима Сабигияровна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. Антисфен. Диоген. Кратет. Керкид. Дион. М.: Наука, 1984 400 с. к Антология мировой философии. В 4-х томах. Т.1, Философия древности и средневековья. Ч. 1, 2. М.: Мысль, 1969 - 936 с.
2. АнуринВ.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы ознания// Социологические исследования № 1, 1995, С. 104-115. К Архангельский JT.M. Индивидуальное сознание и моральные ценности // вопросы философии, № 7, 1995.
3. Ахиезер A.C. Россия как большое общество // Вопросы философии, 1993, tel.С. 3-9.
4. Ахмадеев Ан.А. Научно-технический прогресс и нравственность// Социологические исследования, № 7, 1990.
5. Бабаева Л.В. Чирикова А.Е. Бизнес элита России. Образ мировоззрение и ипы поведения. // Социологические исследования, № 4, 1994, с. 129-133.
6. Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология: Критика ювейших политико-социологических концепций. М.: Мысль,!966 - 325 с.
7. Бакштановский В.И., Соломонов Ю.В. Этика предпринимательства// Вести АН, М., 1993, т. 63, 11- С. 981-987.
8. Балакина И.Ф. Проблема ценностей внимание исследователей //Вопросышлософии № 9, 1965.
9. Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии//Социология. М.,№3., 1993-94, с. 55-64.
10. Башкирский народный эпос. М.: Главная ред. Восточной лит-ры. 1977 -¡19 с.
11. Беляева JI.A. Не такие уж мы бяки // Новое время. № 14, 1996. С. 32-34.
12. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. в 2-х т., т. 1.М.: 1скусство: ИЧП «Лига», 1994 - 542 с.
13. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. в 2-х т., т. 2. М.:1скусство: ИЧП «Лига», 1994 509 с.
14. Бердяев Н. Самопознание. Ленинград : 1991 398 с.
15. Берелович А. Новые ценности в постсоветском обществе// Куда идет 'оссия? М., 1994.
16. З.Борзенко В.И. Религия в посткоммунистической России: новая вангелизация 1000 лет спустя// Экономические и социальные перемены: юниторинг общественного мнения. 1993, № 8. С. 6-9.
17. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса. // Проблемадеализма. М., 1902. С. 1- 47.
18. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-т.т. М., 1993.б.Бутенко И.А. Социальное сознание и мир повседневности: Горизонты юноменологической социологии. М., 1987.
19. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. М.: Изд-во Знание, 1998 304 с. ,8. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах, том 2, М.: Мысль, 1978 - 575 с. 9. Вала Лоренцо Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989-476 с.
20. Вебер М. Основные социологические понятия// Избранные произведения. VI.: Прогресс, 1990 805с.
21. Вебер М. Избранные произведения, М.: Прогресс, 1990 805 с.
22. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 805 с.
23. Вейдле В.В. Россия и Запад // Вопросы философии. 1991. № 10, с. 59-71.
24. Вудватс Р. Психофизика, методы шкалирования// Проблемы и методы психофизики. М., 1989, ч. 1.
25. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.: Наука, 1993 105с.
26. Волков В.В. Силовое предпринимательство в современной России. Социологические исследования № 1, 1999 С. 56-65.
27. Галимов Б.С., Селиванов А.И., Философия.: «Учебное пособие. Уфа: Баш ГУ, 1995 -230 с.
28. Галимбеков А.Д. Галимбекова Ф.С. Об одной математической модели, эписывающей динамику ценностей в двух взаимодействующих общественных системах // Вестник Башкирского университета. № 1, 1998. С. 25-27.
29. Галимбекова Ф.С. Проблема эволюции ценностей в свете становления нового мировоззрения // Вестник Башкирского университета. № 2, 1997. С.- 67.
30. Гегель Г.В.Ф. Эстетические ценности. Собр. соч., т.71. М.1971.
31. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990 524с.
32. Голенкова З.Т., Витюк В.В., Гриднич Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация.
33. Социологические иссл., 1965, № 6. С. 14-23.
34. М. Голеикова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России. Социологические иссл. 1998, № 10. С. 77- 91.
35. Голенкова З.Т, Игитханян Е.Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества// Социологические исследования 1999, №9, С. 22-33.
36. Горнштейн Г.Н. Проблема объективности ценности в философии Николая Гартмана // Проблема ценности в философии. M.-JL: Наука, С. 194-218.
37. Грачев В.И. Социология российского предпринимательства и менеджмента// Социологические исследования № 3, 1995, С. 77-79.
38. Григорян А.Ш. Современные молодежные субкультуры на Западе // Контркультура и социальные трансформации. М., 1990.
39. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998, 472 с.
40. Данеш Х.Б. Психология духовности. М. 1996.
41. Девятко И.Ф. Изменение установки: Становление социологической парадигмы // Социологические исследования № 6., 1991. С. 49-59.
42. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: «Наука», 1974 388 с.
43. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. M.-JL: Наука, 1966 С. 25-40.
44. Дронов В.Т. Роль социологии в формировании профессиональной этики И Социологические исследования № 3., 1995, С. 80-82.
45. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения // Дюркгейм Э. Социология ее предмет, метод, назначение. Пер. с фр. М. 1995 С. 286-304.
46. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1996 591с.
47. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1994. ч.1.-384с., ч. 2-240 с.
48. Ерисеева А.Х., Абдоков С.А. Некоторые проблемы ценностных ориентаций Карачаево-Черкессии: (По мат.изучения общественного мнения молодежи)// Социальные проблемы современной Черкесии, 1992, С. 3-12.
49. Ершов В.П. Духовный мир православного верующего в 80-е годы 'Социологические заметки). Православие в Карелии. Петрозаводск, 1987.
50. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М.: Изд-во полит, штературы., 1989 35.2 с.
51. Жилина JI.H. Потребности, культура потребления и ценностные зриентации личности (Социологический аспект). М., 1988.
52. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, ;татус //Социологические исследования № 3., 1995, с. 3-12.
53. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат,, 1986 223 с.
54. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX начала КХ века. М.: Высш. шк., 1988 520 с.
55. Иванов В.Н. Реформы и будущее России // Социологические исследования №3, 1996, с. 21-26.
56. Иванова Н.И. Разрешение ценностного противоречия как условия эазвития личности // М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет Психологии. 1993.
57. Игнатьев A.A. Ценность науки и традиционное общество. Вопросы философии. 1991, № 4. с. 3-30.
58. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политииздат. 1968-319с.
59. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М.: МГУ, 1994 136 с.
60. Интеллигенция конверсируемых предприятий // Социологические иссл. № 10,1998 г.
61. Ионин Л.Г. Георг Зиммель социолог. (Критический очерк). - М.: Наука, 1981 -129 с.
62. Истопник И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции товедения. Психологические механизмы регуляции социального поведения. VL, 1978.
63. История культуры России. М.: Изд-во Общество «Знание» РФ, 1993 224 с.
64. Каган М.С. Философская теория ценности. Санкт-Петербург. 1997 206 с.
65. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990 415 с.
66. Кант И. Избранные произведения. Соч.Т.2., М., 1978.
67. Кант И. Соч. в 6-ти т.т. М., 1963-66.Т.7.
68. Квинтэссенция. Философский альманах. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990 -с.
69. Киссель М.А. Экзистенциализм и проблема "переоценки ценностей" // проблема ценности в философии. M.-JL: Наука, 1966, с. 219-234.
70. Ковчегов В.Б. Модель динамики групповых структур человеческих сообществ//Социология 4M., 1. 1991.
71. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Изд-во «На Воробьевых», 1994-224 с.
72. Краткий философский словарь. М. : Изд-во «Проспект», 1997 400 с.
73. Культурология XX век: Антология. М.: Изд-во ИНИОН, 1994.37. Культурология . М., 1994.
74. Культурология. Уч. Пособие и хрестоматия для студентов. Ростов нагону.: Феникс, 1995.
75. Курлов А.Б., Селиванов А.И., Введение в методологию управления социальными процессами и системами. Уфа: РИО БАГСУ, 1995 93 с.
76. Ю. Кун H.A. Легенды и мифы древней Греции. Йошкар-Ола: Марийский толиграфическо-издательский комбинат., 1997 496с.
77. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Т., Наумова Н.Ф. Динамика денностей населения реформируемой России. М. 1996.
78. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. Социологические исследования № 5., 1996, С. 3-23.
79. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования № 2., 1993.
80. М.Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования № 5., 1994, С. 3-8.
81. Лаппо-Данилевский A.C. Основные принципы социологической доктрины Э.Конта // Проблема идеализма. М., 1902, С. 394-490.
82. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972. № 12, 3. 128-140.
83. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992., т.13, № 2 С. 107-117.
84. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопросы философии. № 1987.
85. Лунеев В.В. Преступность в 20 веке // Социологические исследования № 7., 1996.
86. Майзель Наука и проблема ценности // Проблема ценности в философии. VI.- Л. 1966, с. 50-64.
87. Макдональд Д. Навыки и процесс общения в преподавании ценностей и 1равственном обучении // Мораль и общество. М.: Междунар. центр общечел. денностей, 1993, С. 97-111.
88. Макиавелли Никколо. Государь. Санкт-Петербург: Изд-во «Азбука», 977- 192 с.
89. Малащенко И.Е. Эволюция внешнеполитических ориентаций вшериканском массовом сознании // Проблемы американистики. № 5, 1987.
90. Мифы древнего Китая. // Боги и герои древнего мира. Санкт-Петербург:
91. Золотой век». «Диамант», 1996 336 с.
92. Мифы древней Индии. М: Наука, 1975 240 с.
93. Моральные ценности и личность. М.: Изд-во МГУ, 1994 176 с.
94. Мунье Э. Что такое персонализм? М.: Изд-во гуманитарной литературы,994. 128 с.
95. Нейл Смелзер Социология. М.: Феникс, 1994 687 с.
96. Ницше Ф. Избранные произведения. М.: «Просвещение.» 1993 - 573 с.
97. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. т. Т. 2., М. Мысль, 1997 829 с.
98. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей (1884-1888).
99. Под ред. Г.Рачинского и Я.Бермана. М.: ТОО «Транспорт», 1995 300 с.
100. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Изд-во «Пресса», 1991 -538 с.
101. Новиков А.И. Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России. ¡Сонец XIX начало XX в. // Проблема ценности в философии. M.-JL: Наука, 1966, с. 244-260.
102. Овчинников В.Ф. Типы духовного поиска // Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М.: 1993 460 с.
103. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992 148 с. L16. Осипов Г.В. Социология. М.: 1995.
104. Очерки по истории теоретической социологии. М.: 1995.
105. Панарин A.C. Смысл истории. Вопросы философии. № 9, 1999, с.3-21.
106. Пажес С.М. Исторические ориентиры психосоциологии // Социологические исследования № 3, 1995, с. 129-138.
107. Платон Диалоги. М.: Мысль, 1998 607 с.
108. Попов С.И. Проблема ценностей и современный социал-реформизм // Проблема ценности в философии. M.-JL: Наука, 1966.
109. Попов С.И. Категория ценности и оценки в марксистской философии. // Философские науки, № 5, 1965 С. 55-63.
110. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Изд-во Феникс, в 2-х тт. Г. 1, 1992-446 с.
111. Пригожин И. Природа, наука, рациональность // Философия и жизнь., 1991, с. 32-41.
112. Прозерский В.В. Проблема ценности и оценки в философии Д. Дьюи // Проблема ценности в философии. M.-JL: Наука, 1966, с. 171-180.
113. Психология толп. М.: Иститут психологии РАН, Изд-во «КСП», 1998. -U6 с.
114. Радугин A.A. Радугин К.А. Социология. М.: Изд-во Центр, 1996-206 с.
115. Рассел Б. Мистицизм и логика // Почему я не христианин. М.: 1олитиздат, 1987-334 с.
116. Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат, 1987 334 с.
117. Рационализм как предпосылка и содержание модернизации//
118. Философские науки. 1995. № 1-4.
119. Риккерт Г. Наука о природе и науки о культуре// Культурология, 1995, 69-103.
120. Российский социум в 1994 году: конфликтологическая экспертиза // Социологические исследования № 2., 1995, с. 3-11.
121. Ру М. Чувство ответственности и научная деятельность: социологи как гравозащитники // Мораль и общество. М.: Междунар. центр общечел. ^нностей. 1993, С 97-111.
122. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
123. Рукавишников В.О. Поиск стратегии мирового социального развития// Социологические исследования № 8., 1996.
124. Рудельсон Е.А. Неокантианское учение о ценностях (Фрайбургская цкола) // Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966, с. 128-144.
125. Руткевич М.Н. Постмодернизация или социотрагизм? // Социологические сследования № 3., 1995, С.16-23.
126. Сен-Симон. Избранные сочинения. Т.1-2.М., Л.,1958.
127. Савельев А.Д. Идентификация и формирование научной элиты // "оциологические исследования № 2, 1995. С. 118-124.
128. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука», 1979,264 с. С. 47-52.
129. Семенова Л.А. Социологическое обследование российской интеллигенции ' Вести РАН. М., 1993, т. 63, № 8, с.737-743.
130. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-:Х вв. М.: Наука, 1982-248 с.
131. Столович Л.Н. М.С. Каган Философская теория ценностей. Вопросыфилософии. 1998, № 5., с. 155-159.
132. Сербиненко Н.И. Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен // Вопросы философии. 1990. № 7.
133. Сиклаи Л. Возникновение ценности и ее формы // Философские науки, № .,1961.
134. Смит А. Исследование о природе и причинах богатств народов. Л.: Соцэкгиз, 1962- 684 с.
135. Современная буржуазная философия и религия. М.: Политиздат, 197757 с.
136. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991 -И4с.
137. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов на - Дону, 1995.
138. Соколова Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному юниманию//Свободная мысль. М., 1994, № 1, с. 52-61.
139. Соловьев В.С. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991- 525 с.
140. Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992.
141. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М.: Наука, 1994 -¡60с.
142. Сорокин П.А. Система социологии. В 2-х т., М.: Наука, 1993 688 с.
143. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992 543 с.
144. Социальная философия. Хрестоматия. Часть 1. М.: Высшая школа, 1994, '25 с.
145. Социальная философия. Хрестоматия. Часть 2. М.: Высшая школа. 994 352 с.
146. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. М.: Политиздат, 990-446 с.
147. Социальное познание и социальное управление. Киев: «Наук, думка», 1979-371 с.
148. Социология. М.: Культура и спорт,«ЮНИТИ», 1998 349 с.
149. Социология. Основы общей теории. М.: Аспект Пресс, 1996 461 с.
150. Соколов Основные идеи общей теории ценностей Р.Б. Перри // Проблема ценности в философии. M.-JI. 1966, С. 154-170.
151. Станкевич Л.П. Проблема ценности личности. М.: Высш.шк., 1987 -134 с.
152. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме// Избранные философские руды. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1988, 334с., с. 256-292.
153. Тугаринов В.П. Красота как ценность. "Философские науки", 1962, № 4.
154. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-■а, 1960- 156 с.
155. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности // 1роблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966 с. 14-24.
156. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленинград, ун-:а, 1968- 124 с.
157. Утяшев М.М. Ценностные ориентации молодежи. Уфа, 1994.
158. Файзуллин Ф.С. Галлямов P.P. Урбанизация общество: закономерности >азвития и проблемы управления. М. Уфа: Изд-во Уфимский авиационный шститут им. Орджоникидзе, 1992. - 165 с.
159. Фаутс Дж. Мы считаем очевидное истиной // Мораль и образование, 'оссийско-американский проект. М.: Междунар. центр общечел. ценностей. 993, С. 89-96.
160. Фаутс Дж. Реформа образования и нравственного воспитания // Мораль I образование. Российско-американский проект. М.: Междунар. центр )бщечел. ценностей. 1993, с. 10-21.
161. Федотова В.Г. Анархия и порядок в контексте российского юсткоммунистического развития. 1998, № 5, с. 3-20.
162. Федотова В.Г. Модернизация «другой Еврпы». М. 1997.
163. Фенько A.B. Земля и огонь архетипы российского сознания. Социологические исследования № 9, 1996.г.
164. Философия хозяйства. М., 1990.
165. Философская энциклопедия. М. : Изд-во «Сов. энциклопедия», 1960 -¡04 с.
166. Фролов С.С. Социология. Издательская корпорация «Логос». М.1997.
167. Фромм Эрих Искусство любви. // Философия и жизнь. № 6, 1991.
168. Хилл А. Этика и закон // Мораль и образование. Российско-американский роект. М.: Междунар. центр общечел. ценностей. 1993. С. 51-66.
169. Хрестоматия по философии. Ростов на - Дону:, изд-во «Феникс», 997 - 244 с.
170. Ценностные ориентации неблагополучных семей. // Социологические сследования. № 8, 1996.
171. Ценностные аспекты общественного сознания. Барнаул, 1990.
172. Цихонь В. Мир ценностей и способы его познания. Польша, 1978.
173. Человек и общество. Культурология. Ростов-на -Дону: Изд-во «Феникс», 996 544 с.
174. Черныш М.Ф. Социальная мобильность и массовое сознание // Социологические исследования, 1995, № 1,с. 134-137.
175. Чухина Л.А. Феноменологическая концепция Макса Шелера // Проблема ;енности в философии. М.-Л. 1966., С. 181 193.
176. Шабров О.Ф. Политическое управление проблемы стабильности и азвития. М.: Интеллект, 1997.
177. Шварцман К.А. Новые тенденции в развитии современной буржуазной гики. М., 1997.
178. Шварцман К.А. Этика без морали. М. 1964-264 с.
179. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973 343 с.
180. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: 1992.
181. Щердаков В.Н. Критика неопозитивистского анализа оценочных уждений в этике // Проблема ценности в философии. М.-Л. 1966., с. 145-153.
182. Шеллинг Ф.В. Единство философии, место философии искусства в общейистеме философии // Хрестоматия по философии. Ростов на - Дону:, изд-во :Феникс», 1997 - С. 288 - 294.
183. Шейерман Р. Методы обучения, применяемые для утверждения равственных ценностей и достижения желаемых результатов // Мораль и •бразование. Российско-американский проект. М.: Междунар. центр •бщечеловеческих ценностей., 1993, С.66-88.
184. Шишкин А.Ф. Человек как высшая ценность // Вопросы философии, {о 1, 1965. С. 3-15.
185. Шишкин А.Ф. К вопросу о моральных ценностях. М., 1958.
186. Шишкин А.Ф. Шварцман К.А. XX век и моральные ценности еловечества. М., 1968 271 с.
187. Штомпель К. Человек и общество. Культурология. Словарь-справочник, 'остов на - Дону, 1995.
188. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев.: «Наук, умка» 1989- 118 с.
189. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен. Социологические иссл. № 12, 1999, с. 50-53.
190. Эллис А. поиск высших ценностей и нравственные основы образования //Мораль и образование. Российско-американский проект. М.: Междунар. центр общечел. ценностей., 1993. С.22 41.
191. Юм Д. Трактат о человеческой природе. О познании. Об аффектах. О морали. Изд-во «Попурри», 1998. 720 с.
192. ЮнгК. Избранное . Изд-во «Попурри», 1998. 448 с.
193. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1973. 182 с.
194. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных// Социология 4 М., №1, 1991, с. 14-32.
195. Яновский Р.Г. Восток Запад: Социальные изменения и динамика еополитической ситуации// Социологические исследования. 1998, № 8 с. 3-16.
196. Яновский Р.Г. Поиск народной идеи// Социологические исследования.997. № 5, с. 15-20.
197. Ярошевский М.Г. История психологии: От античности до сер. XX века, 1: Академия, 1996 416 с.
198. Ясперс К. Смысл и назначение истории., М.: Изд-во политической лит-ры, 991-527 с.