автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Проблемы художественного воспитания молодежи в тридцатые годы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы художественного воспитания молодежи в тридцатые годы"
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНА1.ЕШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи ЮКЙНА Ирина Ивановна ПРОБЛЕШ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСГИГАКИЯ
цолодки в тридцатые года:
На материалах партийных организаций РС2СР.
Специальность 07.00.01 - История Коммунист ическоя партии Советского Союза
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ленинград ■ 19 9 1
Д.г,5сргпдия олкс;:а ни г?.Тод"" яол.-.йпоскоЛ котор>:л дл;; гукадятарлк фол^ътего:. ли^-г^ч^ого госудсрггхзшсго
укж-лрватста.
К'^пкЯ руководитель - доггер исгоржескх наук,
npO'jOCSOp ?,;.С.КуЗЬ!ДГН
Офпдиалъксэ олпкнзнты - доктор исторических наук,
профессор В.О.Ииьтан
- кандидат кс?ор"лчос:г.;х нз.ук, доцонт E.H.Лосева
¿едуцое
шу-чкое учзрсгдеиио - Инстатуг кулътури мдона
Р.К.Крупской
кгсл »ife» ЫэЦ Г9Э1 годд в часои v.a з&евдаккк споцггаж.'зирэяанкого совета К. 033.57.21 по п^гуздне® утекой cs-easiw кандеддгг,. наук по сг-цкгдьксл'и 07. CO.Gl - история ItextyascnneciroS sap&wi СОЗ&ТОЕОГО Созга ,ii ."гили-редоком государзтвоа«:.: уикзареат«« по едрссу: 1Ь53У4, Лзнингрлд, "кгдолаогеилк лики«, д.5, суд.С7.
С ^-.cceprarpiea ио-'.но 01лпк0«г.иьел г, Научно!} бкблиптохо лm А.!.!,Гсг..'и.го ЛсяЕотгадг.":.'^ госулдрс13о:й:йго у<:'поро;*-
Ai.TOK;fcpa-- r-i-co.-uu « ^ У»... «^-^Л ..13ЭГ
года.
. Учог-Ы"Г: сскрагарь елдаадаокрэваиього сох-отч, . •
- 3 -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы.На протяжении всей истории человечества искусство было охрим из важнейших средств воспитаний молодого поколения. Широко йоезотлн слова ЗЛ).Ленина, сказанные в беседе с К.Цеткин, о том, что искусство, которое относится а области прекрасного, должно объединять чувство, мысль и волю масо, родни:'дтъ их.^ Одно из глубоких противоречий нашего времени состоит в том, что процесс гуманистического обновления советского общества сталкивается с ростом экстремизма и кастовости, духовной депрессией я нравственной деградацией. Поэтому проблеш эмоционального содержания преобразований, происходящих л стране, и формирования внутренней культуры привлекают внимание различных политических сил. Обращение политики к духовной сфере человека становится одним из наиболее приоритетных направлений. Поиск новых подходов к культуре активно идет в обществе, приобретая иногда острые, болезненные формы. Наиболее очевидные проблемы породили взаимоэтношенчя молодели и культуры.
Б условиях перестройки общественно-политической лизни в исторической науке особое значение приобретает оценка и переосмысление сделанного в прошлом. Поэтому выбор темы и хронологических рамок исследования основывался на анализе состояния научной литературы по проблеме художественного воспитания подрастающего поколения. В силу комплексности вопроса возникла необходимость анализа исторической, культурологической и педагогической литературы.
Состояние научной разработанности теш. Анализ литература, посвященной истории становления и развития советской культуры, дан з трудах Л.М.Зэл и В.Т,Ермакова.2 Однако тема художественного воспитания до недавнего времени не являлась предметом самосто-
1 В.И.Ленин о литература и искусстве. М. 1976. С.657
2 Зак Л.М., Лельчук B.C., Погодин В.И. Строительство социализма
в СССР. Историографический очерк. M.I97I; Зак Л.М. История изучения советской культуры. M.I98I; Ермаков В.Т. I,Исторический опыт культурной резолюции в СССР, M.I968; 2. Советская культура как предмет исторического исследования.//Вопросы истории. 1973. IP II. С. ¿0 - 34
ятелышго исторического исследования. Попытки анализа проблемы впервые были сделаны в литературе по педагогике и психологии.
В исследованиях 20 - середини 30-х гг. обобщен первый опыт работы в области художественного воспитания детей и молодежи. Анализируя содержание этих публикаций, необходимо отметить юс многообразие: изучались различные аспекты воздействия искусстве, на чувства и сознание молодёжи, роль художественного творчества в формирования личности, организация и принципы работы систе.мы художественного воспитания. Но анализ политики культурного стро-тельства сгодился в них лишь к констатации общих задач воспитания молодёзж, не носил научього характера.^
Во второй половине 30-х гг. практически прекращаются иссле-
1 0 художественном воспитании в дошкольных учреждениях и школах второй ступени. Сб.статей под рид.А.В.Диканской, M.I924; Художественное воспитание в практике современной школы. Сб.статей -под ред.Л.Н.Шор. M.I925; Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на. материалах пространственных искусств. M.I925; Сад Н..Розанов С. Театр для детей. Л.1925; Ерянцев A.A. Воспоминания и статьи. Выступления, статьи письма. 197*3; Чичерин A.B. Что такое художественное воспита. • нив. МЛ936; Правдолюбов В.А. Кино и учатся.//На путях к ново". школе. 1927. №2; Лацис А., Кейлина Л. Дети и кино. И.1928; Кино, дети, школа: Методический сборник под ред.А.М.Гельмонт. М.192Э; Макарьев Л.®. ГоиударственныЯтеатр юного зрителя. Задачи и организация. Л.1929; Гельмонт A.M. Изучение детского кинозрителя. M.I933; Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 -ти тт. 1959; Крупская Н.К. Об искусства. Статьи, письма, высказывания. М. -Л.1953; Горький ^-.М. Собрание сочинений в 30-ти тт, M.I953. Т.27; МД955. Т.SO; Луначарскад С.Т. Театр для до-теЛ как орудие коммунистического воспитания. М.-Л.1931; Луначарский A.B. Собрание сочинений в 8-ми тт. М.1967; Бубнов A.C. Статьи и речи о народном образовании. M.I959; Сац Н. Наш nyvb. Московский театр дня детей и его зритель. М.1932; ШацкиЯ С.Т. Педагогичзскдз сочинения в 4-х i't. M.I963-I965; Валанднн В., Давздкин Н. Кино и коммунистическое. воспитание молодЧки. М.1933; Свердловский тоатр таж зрителей. IÖ30 - 1935 гг. Сб.статей. Свзрдлогст:. 1936 п др.
дования, посвященные проблема худояественного воспитании. Опубликованное в середине I93S г. постановление ЦК ВКП/б/ "О педологических извращениях в система нарокомпросов'" привело к ¿ыхолащява-нив психологических аспектов из теории и практики воспитательной работы, разр;инло научные основы методики художественного госпи-тан^я. В начале 1926 г. разгорелась "борьба с формализмом к натурализмом- в искусстве". Необъективная оценка творчества известных: деятелей культуры, в том числе работавших для молодежи i: детей, таете отразилась на подходе к проблемам художественного воспитания. Наконец, репрессия против руководителей комсомола, который занимался организацией художественного воспитания, привели к то-иу, что каколлзкнчй огшт в значительной' перо вскоре был утрачен.
Отдельные положительные примеры из опыта худокественного воспитания подпзстазощзго покления в 20 - 30-е гг. были приведены в работах педагогов в послевоенный период. В них б:ыо отмечено возросшее внимание в 30-е гг. к вопросам художественного воспитания. Однако целостного представления о система художественного воспитания, сложившейся в то время эти труда не давали.^
В историографии второй половины 50 - начала 70-х гг. усиливается внимание к. ленинской концепции культурной революции. 3 работах этого периода она рассматривается как закономерность социалистического строительства.'* Важное значение имело выявление особенностей ленинского понимания преемственности в развитии культуры."^ В этот те период появились исследования, освещающие
^Лабунская Г. Детское изобразительное творчество. M.I945; Теплов Б.М. Психологические вопросы ¿удозсестванкого воспитания.//Советская педагогика. 1946. ¡3 6; Аристов В.Н, Опыт художественного воспитания в пионерском лагере. М,1949; Константинов Л.Н., Медынский E.H. Очерки по истории советской школы РСЗД1 за SO лет. '1.1948
2Карпов Г.Г. Ленин и культурная революция. Ii. i960; Ким М.П. О закономерностях культурной революции.//Вопросы истории. ISnC. К 5; Смирнов Я.С. Ленин и советская культура. M.I960; Арнольдов А,И. В.И.Ленин и культурная революция. M.I969 и др. ^Горбунов В.Л. Ленин и социалистическая культура. Ленинская концепция фор'-ярования социалистической культуры. М. 1972
- б -
роль З.И.Ленина в разработке теоретических основ, форм и методов использования худокественных произведений в качестве средства воспитания.* Однако в работах тех лет, исследовавших политику в сфере культурного.строительства, деятельность партии в 20 - 30-е гг. рассматривалась исключительно как развитие ленинских завотоз. Не было сделано концептуального анализа ресений съездов, конференций, пленумов ЦК, замалчивались позиции партийных лидеров по данной проблеме. Такой подход не позволил авторам выявить противоречивый характер толкования поня1'Ия "культурная революция", задач, содержания и масштабов её осуществления, что привело к тому, что ленинская концепция культурной революции оказалась искусственно "втиснутой" в узкие рамку сталинского плана строительства социализма в одной стране.^
Ка рубеже 50 - 60-х гг. усиливается внимание к изучению теории культуры и эстетического воспитания. В ходе научной дискуссии произоаахо размежевание понятий "эстетическое" и "художественное". Била уточнена задача художественного воспитания: целенаправленно формировать способность чувствовать, любить, оценивать и создавать художественные ценности ; сформулирована его общественно-политическая значимость и цзль: передача от поколения к поколению в наиболее полном и всестороннем зиде исторического опыта народа.*^
¿Апресян Г.З.- В.И.Ленин и художественное наследство. М.1968; Ленин о литературе и искусстве. M.I969; Ленин и искусство. M.I969; Ленин и литература. Саратов. 1970
^Грабарь Г.5.,Плотников E.S. Ленинский план культурной революции и его осуществление в СССР. I9I7-I937 гг. M.I967; Грабарь Г.Ф. Культурная революция б СССР - составная часть ленинского плана построения социализма. 1917 - 1937 гг. M.I968; Карпоз Г.Г. Партия к культурная револяцил в СССР. M.I972; КПСС во главо культурной революции в СССР. М. 1972; История Ко ммуни ст ич е с к о Я пар-тик Советского Союза. M.I970. Т.4 и др.
^Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. M.I984; Каган И.С. I.Коммунизм и искусство. M.I953; 2. .Социальные функции искусства. ЛЛ979; Киящелко Н.И. 1.Роль искусства е коммунистическом воспитании. К. 1957; 2.Воггрссы формирования система &сте-тичегкого воспитания в СССР. M.I97I; 3.Эстетика, жизнь, искусство. МЛ977; Коган Л.Н. Худо;:зотззнная культура и художественic-e
Необходимо отметить и фундаментальные труды по истерии искусства, появившиеся в 60 - 70-е гг."^ Не затрагкзэя специально вопросы художественного воспитания подрастсмцего поколения, их авторы рассказывают о развитии форм искусства, которые били ориентированы на детское и юношеское восприятие.
В середина 70-х гг. появляются исторические исследования, рассматривающие рель искусства в удейно-восютат^льноЯ работе.^ В них не затрагивается проблема партийного руководства художественные воспитанием молодежи, допускается отождествление понятий "художественное" и "эстетическое воспитание". Для работ этогс
воспитание. М.1967; Лейзероз Н.Л. Основные этапы развития советской художественной культуры: Сборник./Октябрь и развитие художественной культуры. МЛ977; Лукин Ю.А. Художественная культура в системе идейно-воспитательной работы. К.1979; Художественная культура. Понятие. Термины. М.1978
1 Истории русского советского драматического театра. В б-ти тт. Редколлегия: А.Анастасьев и др. М.1968; Т.4,/1933-1941/; История русской советской литературы. 1917-1955 гг. В 4-х тт./Отв. ред. А.Г.Дементьев. Изд.2-е, перераб.и доп. М.1967, Т.2./1930-1941/; История русской советской музыки. В 4-х тт. Редколлегия:
A.Д.Алексеев и др. М.1956. Т.I./1917-1934/; М.1959. Т. 2./1935-1941/; История советского кино. В 4-х тт. Редколлегия: Х.Абул--Касымоз и др. И.1973.Т. 2./ТЭ31-1941/; Кино и дети. Сб.статей Сост. :М.Шнайдер и А.Попов. М.1971; Шлет Л.М. Советский, театр для детей. Страницы истории. 1918 - 1945. М.1971; Дмитриевский
B,Н. Театр юных поколений. Л.1975; Проблемы детской литературы. Мезвуз.сб./Петрозаэод.гос.ун-т им 0.В.Куусинена; Ред.коллегия: Я.П.Лупанова /отв.род/ и др. Петрозаводск. 1976 - 1987 и др.
2 Искусство и идеология. Сб.статей. Сост.Н.М.Федь. 11.1973; Макаров О.А. Искусство и идеология. М.1974; Лукин П.А., Дмитриев В, Д., Грибанов М.А. Искусство и идеологическая работа партии. М. 1976; Очерки истории идеологической деятельности КПСС. Под ред. А.З.Морозова и др. М.1985; Партийное руководство литературой и искусством: Уч.пособие / Акад.обществ.наук При ЦК КПСС. Каф. соц. культура. М.1986
периода характерно воспроизведение сформулированной после XX съезда КПСС концепция истории 20 - 30-х гг., однако обходятся молчанием уже известные к тому зремени последствия культа личности Сталина. Издательский произвол "периода застоя", отсутствие есзмоелссти использовать весь круг источников привели к тому, что • в исторической литературе 7С-х гг. тридцатые годы упоминаются вскользь.
Псрзиз попытки исследовать вопросы форжрованик государственно;! политики в сфера художественного воспитания подрастающего поколения были предприняты в статьях и кандидатской диссертации Е.Н.Лосевой.^ Автор показала деятельность партии по организации художественного воспитания детей и голодеам в годы парной пятилетки. Являясь первые опытом обобщения партийной работы в этом направлении, исследование E.H.Лосевой во многом опр&деляат последующие работы в этой области, вводит в научшЛ оборот немало новых интересных источников, ьноспт определённый вклад в анализ проблем культурного строительства в 20 - 30-е гг.
Продолжением разработки темы стала кандидатская диссертация Л.Д.Прохоровой, в которой проблема художественного воспитания молодеяи в года nepsoii и второй пятилеток рассмотрена ка материалах Западно-Сибирской краевой партийной организации.^ Привлечение значительного круга работ местных историков, архивных материалов сделало исследование оригинальным. Однако и для етих работ сохранились отмеченные выые черты, характерные для всей советской историографии по проблемам культурного строительства 20-30 -х годов.
Подводл итоги историографического обзора, необходимо отметить неоспоримые достоинства исследований советских историков, накопивших значительный эмпирический материал по вопросам истории
1 Лосева E.H. Партийное руководство х/докестзенкыи воспитанием подрастающего поколения в года первой пятилетки./1923-Ш32 гг./ /Диссертация ка ооискакио ученой степени кандидата исторических наук. Л.1984
2 Прохорова Л.Д. Деятельность партии по художественному воспитанию ^олодеж; в годы I и П-о8 пятилеток. Ра материалах Западной Сибири. /Диссертация ка соискание ученей степени канедата исторических наук. Л.1985
советской культуры. Вместе с тем, прослеживается сугубо прагматический подход к трактовке ленинской концепции культурной революция, нет глубокого анализа политики Коммунистической партии в области культурного строительства, особенно в 30-е гг., что дз-лаьт необходимым дальнейшее изучение этой проблематики. Особенно вальо рассмотреть вопросы художественного воспитания подрастающего поколения в свете нашего исторического опыта,соотнесенного с общечеловеческими гуманистическими ценностями.
Хронологические рамки исследования. Проблемы художествекно-го воспитания молодели в период второй пятилетки избраны з качестве предмета исследования потому, что он оказался наименее освещенный » советской историографии. Вместе с тем, в это Бремя бия аккумулирован опыт 20 - 30-х гг. и одновременно начглся процесс его разрушения. Ирсзнализчрогав и поняв причины происшедшего, можно в наши дни лучлэ решать задачи общественного воспитания.
Методологической основой исследования явился метод диалектического материализма, примененный в контексте нового политического мышления. При конкретно-историческом анализе использованы принципы историзма и научной объективности.
Источниковую базу работы составили документы центральных и местных партийных и государственных органов, творческих и общественных органчзаций, профессиональных союсов, учргздений народного образования и культуры, как опубликованные в периодической печати и сборниках, так и находящиеся на архивной хранении. В работе над диссертацией бкли использованы материалы 38 фондов из 8 архивов.
Значительная часть фактических данных была взята из статистических сборников, содержащих информацию о состоянии народного образования, науки и культуры в СССР и РСФСР, из сообщений центральной и местной периодической печати за период второй пятилетки.
Для оценки состояния художественного воспитания и полтиики в этой области важное значение имел анализ опубликованных статей, выступлений, научных трудов непосредственных участников событий, их воспоминания.
Цели и задачи исследования. Проблемы художественною воспитания молодежи рассматриваются в диссертации как часть естествен-
но-исторического процесса, все элементы которого находятся во взаимодействии объективных и субъективных факторов развития человеческой цивилизации. Из многочисленных аспектов проблематики в представленном исследовании выделен политический аспект, выражающий в наиболее концентрированном виде существо происходящих процессов. Целью исследования является стремление объективно проанализировать и обобщить исторический опыт формирования и осуществления политики в сфере художественного воспитания подрастающего поколешя в период второй пятилетки.
В рамках данной работы ставятся следующие основные задачи:
- выявить основополагающе элементы политики Советского государства и Коммунистической партии з области культурного строительства и организации художественного воспитания детей и молодежи;
- определить степень воздействия на формирогание этой политики различными течениями партийного и государственного руководства, уровень влияния центральных и местных органов власти, общественных и творческих организаций на выработку и реализацию политики в сфере художественного воспитания подрастающего поколения;
- осмыслить влияние уровня экономического, социального и политического развития советского общества в 30-е гг. на формирование и осуществление политики в исследуемой области;
- еыяснить, насколько сложившаяся политика и практика соответствовали провозглашенным целям коммунистического двнвдния и Советского государства, тенденциям исторического развития.
Научная новизна исследования определяется целями и задачами, поставленными перед диссертантом. Особенностью представленной работы является то, что интегрируются данные по истории партии, литературы и искусства, по теории и истории культуры, ло педагогике и психологии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЙССШАЩИ
Диссертация состоит из введения, трех ?лав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Во введонии обосновывается актуальность темы, содержатся историографический обзор, характеристика источшковой базы, опоздали»туя цели и задачи исследования.
- II -
В первой гласе - "Зормировакие политики в области художественного воспитания подрастающего поколения" рассматриваются теоретические предпосылки и историк формирования политики в области культурного строительства и художественного воспитания' молодежи в 20-30-е гг-
В парзом параграфе главы анализируется взгляды Маркса, Энгельса и Ленина на роль- и место художественной культуры з историческом процессе, её значение в духовном развитии личности, обращено внимание на соотношение индивидуального и общественного з ху-до.'юственном творчество. В результате сделан зпвод о том, что марксизм рассматривает искусство как ваздоЗиее средство воспитания личности, развития её творческих способностей» утверждения в общественном сознании идеалов социальной справедливости и гуманизма. Художественное воспитание воспитание при этом обеспечивает гармоничное развитие личности, раскрытие её творческих возможностей и тем самым способствует общественному прогрессу.
Особенностью ленинского восприятия проблем культуры было то, что он в искусства видел мощный импульс к активной созидательной деятельности. В.И.Ленин считал, что задачи социалистической революции могут быть успешно решены только при активном историческом творчестве большинства трудящихся. Не только объективные условия, но и духовный потенциал общества являлись основой формирования новых отношений . Ленин ввел в марксистскую теорию новое понятие - "культурная революция", которая в его представлении являлась целой полосой исторического развития, периодом преодоления отсталости и формирования в обществе высокого уровня цивилизованности. Поэтому в своих последних статьях и письмах он призывал партию поставить в центр всей деятельности мирную организаторскую "культурную" работу.'*
В разьэртывании культурной революции В.И.Ленин большое место отводил литературе и искусству. Для ленинского подхода к проблемам художественного воспитания был характерен гуманизм, четкая партийная позиция, приверженность демократические русской и мировой культуры. Цель художественного воспитания он видел в
I Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.45. С.376-377
формировании личности, способной созидать новое общество по законам прекрасного. Содержание художественного воспитания определялось им возможностью использова'шя худоаественной культура для пробуждения в людях высокой морали и нравственности, коммунистической убежденности. 3 формировании политики партии в области художествеггного воспитания основополагающее значение в теоретическом наследии Ленина имели полонения о преемственности в развитии культуры, о необходимости повышения образовательного и культурного уровня населения для того, чтобы художественные ценности стали доступны народу.
Крупный вклад в разработку программы художественного воспитания внес А.В.Луначарский. Он конкретизировал и развил важнейшие положения марксизма о роли культуры в обществе, показал взаимосвязь х/дояеетвенного и эстетического воспитания. Луначарский выдвинул в качества практической задачи создание целостной системы художественного воспитания молодежи. Он определил социальный заказ художественной культуре - формирование морально-нравственных идеалов социализма и их пропаганда в массах.
Взгляды Н.К.Крупской на проблему художественного воспитания оказали определяющее воздействие па развитие советской педагогики, так как в её трудах научно уточнены основные понятия - "эстетическое" и "художественное" воспиташе, впервые сделана попытка выявить особенности воспитательного воздействия различных видов искусства на личности подростка, раскрыта роль художественного воспитания в подъема общей культуры народа.
Одним из первых начал работу по созданию теории художественного воспитания проф. А.В.Бакунинский, обобщивший имевшийся опыт исследований ка основе пространственных искусств. Им были разработаны психологические основа методов художественного воспитания.
Значительное влияние ка формирование мзтодов художественного воспитания оказал С.Т.ПЬцкий, продяоаиВЕпй конкретную педагогическую систему. В трудах С.Т.Еацного идеи ленинской культурной революции налки болео последовательное воплощение, чем в политическом курсе партии в 30-е гг.
Замечательный опыт художественного воспитания в работа с детьми обобщил в 30-е гг. А.С.Макаренко.
Таким образом, марксистско-ленинская методология позволяла
реализовать в программе художественного воспитании молодежи гуманистическое содержание, находившееся з неразрывно.'! связи с задачами общественного прогресса.
Во втором параграфе главы показано, что большинство лидерэз партии не восприняло в полном объеме ленлнекуэ концепцию культурной революции, ставило сугубо прагматические задачи з.сфзре культурного строительства, нацелопжз па разрешение кол:;р?тких экого-мнческих и политических проблем. Создани? условий для вгэсторочнз-го развития личности не стало содержанием лартичкого руководства культурой. Человек рассматривался в качзстае орэдзяаа дооттаг-я экономических и политических устремлзний, направленных на формирование и укреплзние единовластия в сильноч и независимом государстве. В области художественного воспитания это приводило к тому, что его считали формой подготовки отдельных одаренных представителей молодежи, творчество которгтх способствовало росту престижа страны в мирз, воспитания юношества в духе преданности официальной идеологии, политическому руководству страны, жчно Сталину. Существенное значение приделалось военно-патриотическому воспитания средствами искусства, готовности п самопожертвозажэ к героизму. Второстепенная роль отводилась художаствснному воспитанию з деле подъема общего уровня культуры народа, поскольку этот процесс рассматривался, главным образем, з связи с носбходимостьэ организации современной индустриальной базы народного хозяйства.
В ЗО-з гг. утверждался "аппаратный! стиль" в партийном руководства различными сторонами жизни общества, шол активный процесс создания централизованной админист; \тивной системы упоааления, что находило отражение и з политика художественного госпитания подрастающего поколзния. Бюрократическая тенденция наталкивалась на инициативу социальных с.това, энергия которых была рог\цена революцией. В организации художественного воспитания многое основывалось на интузиазме педагогов, учзгагх, представителей художественной интеллигенции. В стыоеф-эрз массовых репрессий и иог.тгчзс-кого диктата был завершен пароход от цззэЯ художественного воспитания, провоаглазэыак в рово&яггощуа зпеху, и их срагматически--авторитарнои трактовка.
- 14 -
Вторая г."аза - "Художественное воспитание подрастающего поколения в дзятелпности государственных органов, партийных и общественных организаций" - раскрывает практическую работу по формированию содержания и развитию форм и методов художественного воспитания и образования.
В главе рассматривается три основных направления художественного воспитания:
- ознакомление молодей с произведениями профессионального искусства;
- художественное образование и самообразование;
- самодеятельное художественное творчество.
С этой целью исследуется деятельность органов народного образования, учереадений культуры, творческих организаций, партийных и комсомольских органов по формированию издательской и репертуарной политики для детей и юношества. Рассмотрена работа издательств, дотскчх и кукольных театров, киностудий, филармоний, эстрадных объединений и музеев в этой области, раскрываются укреплявшиеся в тот период методы политического руководства государственными органами, учреждениям!; культуры и творческими организациями.
При анализе содержательной части политики в области художественного воспиташя подрастающего поколения в года второй пятилетки выделяются два этапа. На первом - 1932-1935 гг. - осуществлялась попытка в^фаботать общую концепцию содержания воспитания детеЛ и молодежи средствами искусства, стержнем которой было стремление приобщить молодежь к классическим произведениям отечественной и мировой культуры, сформировать с их помощью эталонное восприятие искусства, воспитать художественный вкус. Выработка этой концепции осуществлялась на широкой основе с привлечением представителей педагогической и художественной общественности. Принятое з апреле 1932 г. постановление ЦК ВКП/б/ "Оперестройке литературно-художественных организаций" создало благоприятные условия, раскрепостив на короткое время инициативу творческой интеллигенции, ослабив пролеткультовские позиции в партийных и государственных- органах. В этот период свое творчество посвятили детям я юношеству такие известные деятели советской культуры, как:писате-ли К.Чуковский, К.Паустовский, С.Маршак, А.Толстой, А.Гайдар, Б, Киткоз, С.Перовскал, Л.Кассиль, В.Катаев, Ю.Олеша, В.Бкакхи, Л. Пантелеев, Е.Шварц, Ы.Пришвин, З.Вересаев, поэты А.Безыменский,
А.Барто, С.Михалков, И.Уткин, А.Каров, М.Светлов, художники А. Кравченко, Г.Верейский, Д.Лэбедев, В.Канашевич, А.Пахомов, Е.Чарушин, режиссеры и артисты А.Ерянцев, Н.Сац, И.Берсенез, С.Гиацинтова, Н.Черкасов, В.Честноков, Б.Чирков, Ю.Толубеев, Н.Бирман, Р.Плятт, кинорежиссеры А.Птушко, М.Барская, С.Герасимов, !,!,Ромм, М.Донской, В.Вайншток, мультипликаторы И.Иванов-Вано, А.Ивапов и многие другие, кто создал произведения, ставиие гордостью советской литературы и искусства.
На втором этапе - 1936-1937 гг.- возрастает политическое давление на процесс формирования содержания художественного воспитания, административное вмешательство в сферу индивидуального творчества. Усиление этой тенденции наблюдается после опубликования в "Правде" в январе-феврале-1936 г.ряда статей по проблема:.! раззитчя искусства. В сферс художественного воспитания ято выразилось в требовании ограничиться изучением исключительно только реалистического направления, запретить другие течения, ограничить тематику своеобразно представленным патриотизмом: возвеличиванием процесса социалистического строительстве., превознесением личности Сталина. Это приводило к тому, что рядом с академическими произведениями высокого художественного уроЕНя соседствовали откровенные иоделки "в реалистическом духе", декларируемая патриотическая тема иногда ЗЕучала неубедительно, гражданская позиция ряда произведений представлялась неестественно зкзальтированной, так как в основе их лежала прощенная политическая схема, не имевшая ничего общего с жизнью. В целом, необходимо признать, что советское искусство воспитывало у молодежи сочузствиэ оОездоленнгн, нетерпимость к несправедливости, чувство взаимопомощи, любозь к Родине.
Зо втором параграфа главы рассмотрены проблемы станозлзния художественного образования з школа, развития форм и методов художественного воспитания во внешкольной работе. В этой езязи раскрывается работа Домоб художественного воспитания д?тей/ДХВД/ органов Советской Еяасти и народного образования, комсомо.тьсг/х, пионерских и профооозкде организаций по культурно-массовому обслуживании акольнихоз, рабочей и учащейся молодежи. В результате исследования автор припгзл к выводу, что з годи второй пятилетки сложилась система художественного воспитмгия подрастрщщзго поко-
ления, ядром которой были ДХВД. Они являлись центрами научной, методической и организационной работы, обеспечивавшими распространение передовых методов воспитания и обучения в школы, крухки художественной самодеятельности, лектории по различньм видам ис-гусства, б музыкальные и художественные пколы, в дома культуры. ДХВД проводили большую работу по поиску и закреплению кадров в системе художественного воспитания, повышения их квалификации. Деятельность ДХВД способствовала внедрению в повседневно зеизнь подростксз и молодзжи элементов художественного воспитания. Сни закладывали основы для дальнейшего развития системы общественного воспитания в исследуемом направлении. Однако, упоминавшееся выпте постановление ЦК ВКП/б/ по педологии .привело к ликвидации ДХВД. Таким образом била подорвана основа,на которой дер-халась и могла развиваться сложившаяся уже система художествешого воспитания .особенностью которой явилось то, что большая её часть приходилась на внешкольную работу.
В исследуемый период произошли изменения также в стиле и методах политического руководства процессом художественного воспитания. Пирокий размах мероприятий в работе с детьми и молодежью достигался в результате совместных усилий органов Советской власти, Коммунистической партии, народного обоазования, комсомольских и профсоюзных организаций. Это позволяло, в том числе и волевыми методами, преодолевать ограниченность средств, которыми располагала страна. Решения 1936 г. изменили роль партийных органов,в отси системе, которые стали проводниками политического диктата в духозной жизни общества, навязывания единомыслия и однообразия в художественной культуре. Этот поворот был подготовлен реорганизацией аппарата идеологических органов партии, проведенной в 1935 г., созданием специализированных органов государственного управления в сфере искусства./ в 1936 г. был учрежден Всесоюзный комитет по делам искусств при СШ СССР/ последовавшей затем передачей внешкольной работы в ведение комсомола. Вся система художественного воспитания оказалась под. жестким политическим контролем.
В третьей главе - "Деятельность государственных органов, партийных и общественных организаций по обеспечению работы системы художественного воспитания" рассматриваются вопросы подготов" ки кадров и развития материальной базы в исследуемой области в период Етсрой пятилетки.
В главе показано, что в это время были заложены основы системы художественного образования в стране, слоилась его структура, была создана сеть учебных заведений, разработаны стабильные учебник;!, учебные планы и программы. Вместе с тем очевидно, что учебные заведения не располагали необходимой материальной базой, кадрами высококвалифицированных преподавателей. Утверждение единообразия в художественном образовании закладьпало негативные тенденции в процесс его развития, так как ликало пропагандируемое политически:« методами художественное направление соревновательных стимулов. Масштабы художественного образования были таковы, что не могли обеспечить подготовку достаточного числа квалифицированных кадров для нсеГ: РС5СР. В результате полноценные структуры художественного воспитания возникли только в крупных городах, прежде всего в '.!оскве и Ленинграде.
В года второй пятилетки б высших учебных заведениях были открыты отделения по подготовка специалистов для детских библиотек и педагогов по пнешсольной работе. Однако учебный процесс тольуо разворачивался и га давал практических результатов. Так, по данным Наряомпроса РС5СР в мартз 1937 г. на уровне руководителей • внзаколькой работой в автономных республиках, кра?гк к областях РСЗС? из 80 - работало только 23 человек, да к среди них из все имели ошл работы с деть\т.А
Подготовка кадров дллгрсцзс.са художественного воспитания в такой огромной стране требовала, длительного эремекч и знач-.гтель-ных средств.
Создание материальной базы си -темы художественного воспитания определялось источниками финансирования и цсктраяизовашгим планированием. В пятилетнем плане на соцмяльно-кул:>туряые нужды было гыдзлено вО млрд.руб. &та сумма в 3 раза превосходила объемы финансирования данной сферы в первую пятилетку и составляла четвертую часть всех капитальных влечений по 2-ому пятилетнее пиану. ^ Из нее впервые на. внршкольнуы работу било вздел-.-но С?5
1 Сборник ррчказов и распоряжений по Народному комиссариату лро-свеценчя PCXCF. IC37. № II. C.S-IO
2 Чог-иунистическая револкгсия. 1934. № I. С.33-51
«>
'Л
млн. руб.^ Другим источником финансирования мероприятия по худо-кественноггу воспитанию были средства местного бюджета. Так, асси-гкования на учреждения культуры по РСФСР составалв из централизованных источников - 175 млн.руб., из местных - I млрд.598 млн. руб., из других источников - 306 млн.руб.^ Значительные средства выделялись профсоюзами, комсомолом, обществом "Друг детей". Все источники финансирования выделяли средства ь соответствии с общими решениями, рекомендациями и прямим указаниями партийных органов разного уровня. Таким обратом, командно-административные методы руководства системой художественного воспитания основывались не на экономических, а на политических особенностях строя.
В главе рассмотрены вопросы создания книгоиздательской базы, увеличения сети детских и кукольных театров, школьных библиотек и их комплектования, финансирования утренников в театрах и кинотеатрах, создания и укрепления материальной беэы ДХВД, а затем Дворцов и домов пионеров и школьников/ДПШ/.
В результате проводившихся мероприятий к концу второй пятилетки наша страна вышла на первое место в мире по количеству изданий и тиражей детских кшг, в 1936 г. началась реализация широкомасштабной программы, расчитанной до 1940 г., по созданию спе-циалнпировгшной полиграфической базы и широкой сети библиотек для детей. Однако в течение пятилетки в повседневной жизни все еще ке могли пользоваться детскими книгами около 5 млн.школьников.0 За период второй пятилетки число ТЮзоз выросло с 55 до 69, кукольных теа^ров-с 25 до 66.^ Утренние спектакли для детей в РС5СР ставили в 423 театрах. Только в Москве по дрптевым расценкам для студентов и школьников предоставлялось около миллиона билетов за сезон.® В детском кинопрокате по республике к 1938 г. было задействовано 19.095 немых и 7.439 звуковых киноустановок.^
1 ЦГА РСФСР. $.2306. 0п.70. Д.1876. Л.5
2 Коммунистическое просвещение. 1934. Р 2. С.12-46
3 ЦГА РСФСР. $.374. 0п.27. Д.427. Л.1-4
4 Там ке. Ф.2306. 0п.70. Д. 1876.Л. 177-205; там лее.Д.2017. Л.2
5 Комсомольска;: правда. 1934 г. 14 августа; Социалистическое строительство Союза ССР./1933-1938 гг./. М.-ЛЛ939. С.247
6 Там де. С.247
9.
и
Широкое развитие получила сеть ДХВД. Если з 1932 г. в РСФСР было создано 14 ДХВД,. то в 1936 г. их стало уде 105.1 На-шнал с 1935г. на базе ДХВД и детских домов культуры создается сеть ДПШ. В 1938 г. насчитывалось 1074 ДПШ,^ одновременно из системы ДХВД выделились как самостоятельные 139 музыкальных и 50 художественных
3
школ.
Таким образом, система художественного воспитания детей и молодежи значительно укрепила материальную базу в годы второй пятилетки, что позволяло решать сложные и многообразные вопросы воспитания подрастающрго поколения. Однако' эта кгтериальнрл база была неравномерно распределена по стране., сосредоточившись в основном в крупных промизленннх центрах.
В заключении диссертации излагаются основные выгодч, подводятся итоги исследования. Подчеркивается, что революция в России привела в движение огромные социальные силы, которые ьз обладали ни оптом, ни знаниями необходимом для созидания нового общества. Поэтому реализах^ия творческого потенциала масс била возможна только через создание материальных и духовных предпосылок для развития личности.
Б диссертации эта проблема исследуется на примере организации системы художественного воспитания подрастающего поколения в Российской Федерации в год-i второй пятилетки. Этот период совпадал с процессом форсированной индустриализации и насильственного разрушения мелкотоварного крестьянского хозяйства. В повседневный быт ладей входило образование,техника. Население пареетвало процесс значительного изменения образ.: ;.мзки. Существенное влияние на сознание лиде? оказывала возраставшая угроза войны, общественно-политическая атмосфера в стране была отравлена практикой массовых репрессий. "
Худокественкое воспитание, как и любая другая сфера духоаноч жизни, вс многом зависело от господствовавшей в общества идеологии. В марксистской теории художественное госпитание рассматривалась как средство развития личности, формирования нового образа
I ЦГАЛИ СССР. 5.687. Оп.1'. Д.1. Л.Т
'¿ TITA PCÍCP. 5.374. Оп.27. Д.518. Л.4
3 ЦГАЛИ СССР. S.637. Ол.Т. ДЛ. Л.1
жизнк. Ко в реальной политической обстановке 20-х гг. это положении било отвергнуто. Роль литературы и искусства была низведена до агитационно-пропагандистской функции.
В практике реализации политики в области художественного тзосчитаипя в 30-е гг. выделяется дзе тенденции. Первая, основанная на лзкинской концепции культурной революции, обеспечивала формирование научных основ воспитательной работы, способствовала освосга» богатейших сокровищ классики .даровой художественной культуры, созданию новых произведений, отмеченных высокими художественными достоинствами и расчитанных на детское и юношеское восприятия.
В 1936 г. большоз влияние приобрела вторач тенденгргя, характеризующаяся преобладанизм политического фактора, основанного на идеологии и практике сталинизма. Она проявлялась в усилении административного вмешательства в сфору художественного творчества и воспитательной работы с подрастающим поколением, что, в конечном итоге, разрушало накопленный потенциал духовной культуры сойотского общества.
Противоположные тенденции в сфере художественного воспита-ни/; в те годы отражали объективные противоречия в жизни страны. Ь реальной политика сегодня нельья забывать, что преодоление подобных противоречий возмогло лишь через повышение творческого потенциала человека, общества в целом. В противном случае па первый план выступает разрушительная, а не созидательная тенденция исторического процесса.
По теми диссертации опубликованы следующее статьи:
1. Политика партии и Советского государства в области художественного воспитания подрастающего поколения в годы второй пятилетки. //ХХУП съезд КПСС к актуальные проблемы историко-партийной науки. Деп.сб. Л.ЛГУ. 1987
2. Разработка Коммунистической партией программы художественного воспитания молодежи в 20 - 30-е гг. //Великий Октябрь и современность. Деп.сб. Л.:ЛГУ. 1988
3. О художественном чосплтании молодеги. К историографии проблемы. //Вестник Ленинградского университета. 1989. № 13.Вып.2