автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Потемкина, Нора Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода'

Текст диссертации на тему "Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода"

Российская Академия музыки им. Гнесиных

На правах рукописи

Потемкина Нора Александровна

Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода (на примере московской традиции)

Специальность 17.00.02 - музыкальное искусство

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель-кандидат искусствоведения, доцент Н. В. Заболотная.

Москва 1999

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение..............................................................................3

2 . Глава I. Источники современной московской обиходной традиции.............................................................................16

3 . Глава II. Структурная организация обиходных песнопений разных жанров.....................................................................61

4. Глава III. Особенности существования обиходных песнопений современной традиции..........................................111

5. Заключение.......................................................................139

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Нотные примеры................................................................145

2. Список нотных изданий, использованных в работе.................186

3. Рукописные источники........................................................190

4. Список звукозаписей..........................................................198

5. Характеристика рукописных материалов (ОР РГБ)...............199

6. Описание анализа звуковысотности обиходных напевов..........203

7. Библиография....................................................................208

Введение.

В настоящее время мы можем наблюдать возрастающий интерес к явлениям церковной культуры, и в частности, церковного пения. Процесс развития церковно-певческих традиций интенсивен. С открытием каждого нового храма в нем начинается организация богослужения и богослужебного пения, как неотъемлемой его части. Освоение напевов церковных песнопений связано с преодолением различного рода препятствий: отсутствие специально подготовленных певчих, знающих современную традицию, нехватка источников, зачастую непонимание специфики богослужебного пения.

В то же время исследование церковно-певческого обихода нашего времени только начинается. Это явление ставит целый ряд проблем, связанных как со сбором материала, так и с его анализом.

Кроме того, в формулировку темы исследования включены два основных его аспекта: «церковный обиход» и «современная московская традиция».

Термин «обиход» употребляется ныне в трех значениях: как традиция петля, как свод канонических распевов и как певческая книга. В современной богослужебной практике более актуальны два первых значения, поскольку певческая книга Обиход в настоящее время не употребляется непосредственно на клиросе. Песнопения, содержащиеся в ней, почти везде исполняются устно, по ненотированным текстам. Два первых значения термина «обиход» являются актуальными для нашего исследования, в особенности же понимание его как богослужебной певческой традиции.

Традиционное церковное пение, к которому принадлежат современные обиходные напевы - явление канонической культуры,

формировавшееся в течение столетий. Современная традиция

церковного пения охватывает период второй половины нашего столетия. В то же время, эта традиция опирается на источники конца XVIII - XX веков, что указывает на ее преемственность, тенденцию к сохранению старинных напевов. Напевы современного церковного обихода принадлежат каноническим распевам1 - знаменному, киевскому, греческому, болгарскому, а также местным напевам, в число которых входят и монастырские.

В то же время это явление имеет региональный характер - в каждом регионе существует собственная певческая традиция, так или иначе сопоставимая с другими региональными традициями и имеющая индивидуальные особенности. В этой связи материалом нашего исследования является полный круг песнопений, исполняющихся в настоящее время в храмах Москвы и Московской области -

о и

песнопении московской традиции.

Московская традиция нашего времени выполняет двойную функцию. С одной стороны, это локальная традиция, имеющая ряд отличительных особенностей. С другой стороны, это столичное пение, влияющее на другие певческие центры, осуществляющее просветительскую функцию (издательское дело, учебные заведения с преподаванием церковного пения).

Московская традиция рассматривается нами как одна из местных традиций, существующих по законам церковной культуры, следующая принципам ее существования и структуры.

Обиходные церковные песнопения характеризуются следующими факторами:

1 И.А. Гарднер вводит термин «уставное пение» по отношению к традиционным распевам, официально принятых Церковью для богослужебного употребления. См.: Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. Т. 1. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1978, с.

133 - 134^ 4

Функция - постоянное употребление за богослужением, в контексте чинопоследования.

Происхождение - принадлежность одному из традиционных распевов: знаменному, киевскому, греческому, болгарскому или местному напеву.2

Особенности существования - церковной обиходный напев может исполняться как- по недатированной богослужебной книге и существовать в памяти носителей традиции, так и может быть записан и спет по нотам. Тем самым обиходные напевы могут бьггь явлениями как устной, так и письменной традиции. В этом случае мы можем говорить о двух способах передачи традиций пения - устном, через непосредственное обучение от носителей или через звукозаписи и письменном, когда напевы изучаются по рукописным сборникам и печатным изданиям.

Здесь мы более подробно охарактеризуем черты стиля обиходных песнопений современной традиции, то что отличает обиход от других пластов церковной музыки.

Стиль традиционного обиходного пения в последней трети XX века

О /-Ч о

можно рассматривать с двух позиции. С одной стороны, церковное пение современной московской традиции испытало множество влияний: монастырского и приходского пения разных регионов, авторской музыки различных стилей. С другой - обиход обладает характерными только

для него чертами, отличающими его от другой церковной музыки: авторской, а также древнерусских распевов, которые все чаще исполняются в последнее время за богослужением. «Однако, - пишет Е.Б. Резниченко, -обиходными для современной культуры их (песнопения древнерусских распевов - Н.П.) в настоящий момент считать нельзя. Их вживание в

2 Следует с самого начала сделать различие между терминами "распев" и "напев". Первый обозначает исторически сложившуюся систему напевов, обладающую общими принципами строения, и относится к четырем указанным выше распевам, а второй - региональную певческую традицию. Подробнее об этом см. Гарднер И. Богослужебное пение в православной русской церкви. Т.1. Нью-Йорк, 1978, с.82.

современную литургическую жизнь, функционирование в ней - особая проблема»3.

В разных жанрах специфические черты обиходного пения раскрываются с разной степенью яркости. Напевы осмогласия - стихир, тропарей, ирмосов, наиболее единые по стилю, составляют «ядро» обихода. Их особенностями в мелодике являются: речитативность склада, сохранение интонационности традиционных распевов. Во многих мелодиях современного обихода можно найти интонации знаменного распева (ирмосы 6 гласа), киевского распева (стихиры 1, 2 гласа), греческого распева (тропари 1, 3 гласа). Многие из современных гласовых напевов являются сокращенными вариантами мелодий знаменного, киевского греческого, болгарского распевов из источников XVIII - XIX веков, в частности, Синодальных певческих книг. В тоже время в некоторых мелодиях можно найти светские бытовые интонации (ирмосы и тропари Пасхального канона, тропарь 8 гласа).

Гармонизацию напевов можно понимать как результат соединепния русской модальной системы и европейской функциональной тональности. Напевам свойственны наличие нескольких тональных центров, плагальные каденции, ладовая переменность, появление вариантных ступеней (очень часто VII натуральной и VII повышенной минора или VII и VII низкой мажора).

Гармонической вертикали присущи некоторые особенности функциональной логики, являющиеся характерными признаками обиходной гармонизации: разрешение септимы доминантсептаккорда вверх, следование субдоминанты после доминанты (так наз. у А.Н. Мясоедова «оборот DS»)4, параллелизмы всех голосов или

3 Резниченко Е.Б. Современный церковно-певческий обиход в исторической ретроспективе и некоторые проблемы певческой практики нащих дней./Ютчет о работе съезда преподавателей церковного пения Духовных заведений и регентских школ Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, МДА, 1994, с.37.

4 Мясоедов А.Н. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики). М., 1998, с. 54.

дублировка мелодии во всех остальных голосах и т. п. (подробнее см. главу 2 работы).

Фактура многоголосных напевов обихода основана на параллельном движении в терцию мелодических голосов, как правило верхних. Нижние гармонические голоса создают вертикаль напева. Многоголосие такого типа существует ныне в двух видах четырехголосии и трехголосии. Последнее встречается более редко5 и характерно для однородного состава хора, где гармоническим является нижний голос. Расположение голосов может меняться -мелодия может быть изложена параллельными терциями или секстами, в тесном и широком расположении.

Если осмогласные песнопения - ядро обихода, наиболее единое по стилю (ср. у Е.Б. Резниченко определение - «монолитность стиля»)6, то неизменяемые песнопения оказываются более разнообразными. На них сильнее отразилось влияние других стилей

и и

церковной музыки: монастырского пения, а также авторской музыки. В обиход московской традиции вошли мелодии Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Почаевской Лавр, Зосимовой, Оптиной Пустыней, Соловецкого и Валаамского монастырей и других (дивеевские, пюхтицкие, Псково-Печерские, корецкие и т.д.). Монастырским песнопениям присущи специфические стилевые признаки. Напевы Киево-Печерской, Почаевской Лавр мелодически развернуты, певучи, обладают особой "умилительностью", которую создают опевания устойчивых звуков, ходы на терцию и кварту с последующим заполнением, интонации вздоха. Фактура этих напевов близка

5 Появляющиеся в последние годы сборники почти все рассчитаны на четырехголосный смешанный хоровой состав. Немногочисленные трехголосные сборники (Песнопения Божественной Литургии /ред. свящ. Березовского, Песнопения Постной Триоди /ред. Е. Азеева) - репринтные переиздания нотных сборников начала века Среди изданий начала века этот тип многоголосия представлен более значительно: сборники А.Бекаревича, Г. Извекова, М. Коневского, А. Ставровского (см.список нотных изданий в Приложении).

6 Резниченко Е.Б. Цит. изд., с. 37.

современному московскому обиходному пению, для нее характерно движение мелодии параллельными терциями. Это явилось одной из причин частого их использования в московской певческой практике.

Мелодика северных монастырей (Соловецкого, Валаамского) обладает интонационной строгостью знаменного распева, будучи его местным вариантом. Напевы отличаются многоголосием особого склада, изобилующим параллельными квартами и квинтами в двухголосии и трезвучными параллелизмами в трехголосном звучании. Близость к народно-песенным интонациям - характерная черта напевов Пюхтицкого, Корецкого женских монастырей.

Особое влияние на московское пение оказал обиход Троице-Сергиевой Лавры. Мелодии лаврской традиции развернуты, ударные слоги текста . широко распеваются. Выразительность напевов проявляется в ярких кульминациях в акцентные моменты текста. Лаврское пение интонационно близко древнерусским распевам. Многие осмогласные песнопения являются вариантами мелодий знаменного , киевского, греческого, болгарского распевов. Примером может служить Ирмологий по напеву ТСЛ (Сергиев Посад, 1904). На обиход Лавры во многом повлияла традиция Киево-Печерской Лавры, активно используются мелодии Оптиной, Глинской, Зосимовой Пустыней ( см. сборник "Древние монастырские подобны", М., 1991). Воздействие авторской музыки выражается не только в исполнении композиций различных стилей ХУШ-ХХ в.в., но и в использовании приемов обработки древних распевов А.Д.Кастальского, П.Г.Чеснокова современными знатоками церковного пения и композиторами: С.З.Трубачевым, арх. Матфеем (Мормыль), иг.Никифором.

Обиход московской традиции наряду с мелодиями монастырских напевов включает композиторские сочинения - «такие, которые

написаны «по законам» традиционной стилистики, близкие ей интонационно и в гармоническом отношении и, наконец, восприняты церковной культурой как сродные ей».7 Примерами таких сочинений могут быть «Предначинательный псалом» и «Взбранной воеводе» Д. В. Аллеманова, Ирмосы Великого канона «Помощник и Покровитель», «Под Твою милость», «Непроходимая врата» Д.С. Бортнянского, ектении Ст. В. Смоленского, А. А. Архангельского, иером. Нафанаила и другие произведения. Они отличаются мелодикой речитативного склада, иинтонационностью, близкой обиходным напевам, ладовой переменностью в гармонии, многоголосием с параллельным движением в терцию верхних голосов. В интонациях авторских сочинений можно обнаружить влияние светской музыки. Например, в «Взбранной воеводе» Аллеманова слышится четкий двухдольный метр, в котором можно угадать черты марша. В «Блаженнах» П. Мироносицкого чувствуются колыбельные интонации, а в -таком же песнопении Звоника - романсовые.

Влияние разных стилей авторской музыки на обиходное пение продолжалось не одно столетие. Оно проявлялось как непосредственно, так и косвенно, через композиторское творчество. Процессы, происходившие в разных областях русской музыкальной культуры, затрагивали и церковную музыку. Так, итальянское влияние конца XVIII -1-й трети XIX века привело к появлению концертного стиля Бортнянского, Дегтярева, Веделя, созданию парадного, официального пения Придворной певческой Капеллы. Немецкое влияние середины века отразилось в использовании приемов классической, «школьной» гармонии в многоголосных обиходных напевах. Обиходы Капеллы в редакциях А.Ф. Львова (1848) и Н.И. Бахметева (1869) способствовали повсеместному

7 Резниченко Е.Б. Цит. изд., с. 37.

распространению такого стиля, так как были предназначены для обязательного употребления во всех российских регионах. Подобные гармонизации многоголосных напевов можно видеть и в учебных пособиях 2-й половины XIX - начале XX века (С.Смоленский, Д. Соловьев и т. д.)

Стремление к национальной самобытности, проявившееся в конце прошлого века во всех направлениях русской музыки, в том числе и авторской церковной музыке (П.И. Чайковский, М.А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, позднее - С.В.Рахманинов, А.Д.Кастальский, П.Г.Чесноков, А.Т.Гречанинов, А.В.Никольский и др.), - отразилось и на обиходном пении. Гармонизации известных обиходных песнопений - например, тропарей «Ангельский собор» знаменного распева П. Г. Чеснокова, тропаря 4 гласа киевского распева и догматиков восьми гласов знаменного распева, «Предначинательного псалма» А.Д. Кастальского, - с использованием характерных черт русского многоголосия оказали влияние на стиль обихода, поскольку вошли в богослужебное употребление.

Обиходное пение в большей или меньшей степени известно каждому прихожанину православного храма. Напевы его просты, легко запоминаемы. Простота и привычность могли быть одной из причин недостаточного внимания исследователей к напевам церковного обихода, хотя необходимость изучения обиходного пения в русских православных храмах различных регионов осознавалась как научная задача еще в конце XIX века8. Достаточно подробно была исследована близкая проблема - принципы гармонизации традиционных напевов. По этому вопросу существует ряд работ, в

8 См. Белоненко A.C. Из истории русской музыкальной текстологии.//Проблемы русской музыкальной текстологии. Л., 1983, с. 190.

частности, известная монография И.А. Гарднера «Богослужебное пение русской православной Церкви» (т.2, 1982). Из последних работ в этой области можно назвать книгу Н.С. Гуляницкой «Русское гармоническое 'пение (XIX век)» (М., 1995), диссертацию Н.Ю. Плотниковой «Многоголосные формы обработки древних распевов» (М., МГК, 1996), исторический очерк Е.М. Левашева «Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова» (М., 1994). В этих исследованиях рассматривалось воздействие традиционного церковного пения на творчество композиторов XIX - начала XX веков, а также выявлялись приемы и правила обработки напевов, используемые Бортнянским, Львовым, Турчаниновым, Потуловым, Одоевским, Смоленским, Кастальским, Чесноковым, Рахманиновым и другими композиторами и исследователями церковного пения.

Обиходное пение и авторская церковная музьпса резко отличаются друг от друга по стилевому звучанию. При этом авторская церковная музыка, взаимоде�