автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Проблемы музыкального источниковедения

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Антипов, Валентин Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Проблемы музыкального источниковедения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы музыкального источниковедения"

3 С 8 и«™™»-

МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И ТШЭЛА

На правах руксшся

АЕГИПОВ Валентин Иванович

ПРОБЛЕМЫ МУШКАЛЬНОГО ИСТОЧВИКОВЩШ (На материал о творческого наследия М.П.Мусоргского)

170002 - музыкальное искусство

Автореферат диссертации на сояскание ученой степени кавдвдата йскусствовадвния

Москва - 1992

Работа, выполнена в Российсвом инсяиута искуоствознаню Министерства культуры итдазма Е®.

Научный руководитель:

яаодедад искусствоведения, доцент Б.М. Левашов

С$ициальные оппоненты:

доктор искусствоведения Л.З» Корайельникова

кандидат искусствоведения, доцент И. В. Степанова,

Ведацая организация.

Российская академия. цуэьпси /Высшая, школа вы. Гйесиных,

ЗаЕргаа соагоится^^/ сентября. 1992 года; часов на, заседании специализированного совета.Д 092 10СЭ при . Еоссийскои института Искусствознания /ХОВООЭ Ыосжва, Козицкий пер., 5/.

О дассэртацией можно ознакомиться в библиотеке ТосоиЛс кого инатитутаискусствоэнания

Автореферат розоалан

Ученый секретарь специализированного совета

1992 г.

¡—•;• с.и. Паисов

' - \ V ^ 1

I

• • i

"—' А к.т у а л ь.н.о.с « ь теки. Если обратиться к этечественной музыковедческой литературе последних десятилетий, то вряд ли модно будет найти другую область науки, в адрес которой было бы высказано столько тревожных и критических замечаний, сколько по поводу музыкального источниковедения» Много говорится о неразработанности данной дисциплины, об отсутствии методологических и методических трудов, специально рассматриваю!?« приемы работы с памятниками и документами музыкальной культуры, об острг4 нехватке различного рода источниковедческих исследований - от справочных пособий до

научных издашь Полных академических собраний сочинений оте-

I

чественных кошозиторов-классиков .

Г Сы. статьи, опубликованные в аурнале."Советская музыка"; Ягодиц B.C. Отсталый участок советского музыкознания II 1950. Р II« С. 104-105; Орлова A.A. Нушш решительные, меры // I96I..P 4. С. I9I-I92; Ляпунова A.C. Вэцензия на книгу; Автографы А.К. Глазунова в фондах Государственного Центрального цузея музыкальной культуры тени М.И. Глинки: Каталог-справочник / Составитель Е.К. Антипова. » М.,.1968 7 IS69. Р .12» С. X3I-I32? Ляпунова A.C. О некоторых проблемах музыкального источниковедения // 1971. 1!?. 3; Кунин И.Ф. Курьезы и некурьезш Заметки историка //.1975, .8? 2. С, I05-II4; Церлюк П. Комедия ошибок // 1979. Н? 12; Вач;.о кивое и движущееся, явление! Редакционная беседа // 1980. № б. С. 3748; Р ?„ С. 72-83; Текстологии на уровень современной науки; Редакционная беседа в отделе "Наследие ибибчиог^а- . фия" // 1986, (¡з II. С. 99VI03; Белон< !ко А„ В долгу ::ерсд наследием // 198?. S? 8. С, .58-59; Рахманова ш.П. Общедоступное слово о музыке // 1988» Р 60 С. 47-61 и др0 Си, такхз: Блок В. Красная карточка // Музыкальная аизнь, 1989. Г 17. С. 30-31.

Отставание источниковедения наблвдается как в области исследования общих вопросов истории музыкально!'! культуры, так и в изучении творчества отдельных ее выдающихся представителей К числу последних в полной мере относится и М.П. Мусоргский.

Цель работы. Автор ставил перед собой задачи отыскания всех письменных источников творчества М.П. Мусоргско го и составления первого полного указателя его произведений, включающего основные архивные данные„ а также сведения о важнейших публикациях.

В процессе работы над указателем, произведений Мусоргского, а также при решении рада других источниковедческих проблем наследия композитора автор диссертации неизменно приходил к выводу5 что многие из конкретных задач- отыскания- и исслздовани памятников и документов невозможно выполнить без разработки общей теоретико-методологической проблематики музыкального источниковедения. Даже для того, чтобы сформулировать и определить эти практические задачи,, требуется осознание фундаыенталь ных, основополагающих положений данной дисциплины,

В диссертации предпринимается попытка рассмотрения, источи коведения как целостной научной дисциплины, и формулируются ос новнне теоретические ее положения, К настоящему времени извест ны дашь две работы, посвященные' теории источниковедения - книга И<$» Петровской "Источниковедение истории русской музыкальной культуры ХУИ - качала XX века"*;: статья Л.З. Корабельни-ковой и П„Е, Вайдшн "Вопросы текстологии а музыкознании"^.

1 Ы.» 1983 / Взц.г Корабельникова Л.З. Историкам цузыки // Советская музыка, 1955. 7, 2-е доп. изд, книги И.Ф. Петровской -И., 1989.

2 В ли.: Методологические проблемы цузккозныигя: Сборник ста--тей. - 1!., 1987. - С. 122-150.

!|иссертация преемственно связана с- указатшми грудами и разви-зает их осношшз теоретические положения. Однако в настоящей работа проблематика источниковедения рассмотрена в более широком аспекте.

Научная новизна работы заключается, в первую очередь, п рассмотрении источниковедения не как простой суммы различию: специальных /по старой терминологии - вспомогательных/ исторических дисциплин, ко как самостоятельного учения с тесной взаимозависимостью составляющих его компонентов и звеньев. Таким образом, различные отрасли - библиография, археография, текстология и ряд других - представлены в определенной системе, логически обусловленной единством процесса источниковедческого исследования.

Практическая ц еккость.работы. Диссертация в значительной степени имеет практическую направленность и: ыоает быть использована в различных областях музыкознания, музыкально-издательского дела, музееведения, а-, также; исполнительства,- В частности, материалы ее были учтены при создании новой экспозиции Дома-музея Мусоргского на родине, композитора, а также при постановке первой редакции оперы

"Борис Годунов" в театре им. К.С. Станиславского и В.Ир Неми-' *

ровича-Данченко, /декабрь 1989 г./. Диссертация монет рассматриваться как методическое пособие, для специальных курсов по источниковедению в музыкальных вузах,* кроме того, рад положений и результатов ориентирован на дальнейшие научные изыскания в. рамках практического источниковедения.

Связанный с научными положениями диссертации указатель "Произведения Мусоргского по автографам И другим первоисточникам" может быть использован в практической работе музыкантов

и ученых в качестве справочного материала.

Апробация работы., ^яссартация обсудцала на заседаниях Отдала музыки Российского института искусство' знания. Отдельные положения работы были изложены автором, в доклада на международной конференции, посвященной 150-летию со дкл роадения М0П, Мусоргского /г. Великие Луки, май 1989 года/, а также отражены в ряде публикаций«

Некоторые положения диссертации апробировались при выр£ ботке концепции издания Полного академического собрания ос--а нений M.ÍL Мусоргского псд руководством Е,М. Левашва, a Tai se при подготовке к изданию партитуры первой авторской рада! ции "Бориса Годунова" /общая редакция и реставрация E.&L Лег шева/<,

С i ру к í у р а д и с сбр í а ц и и. Вабота аосзгат из основной части и Приложения0 Основная часть включает в.ое бя Введение, четыре главы и Заключениеснабжена, списком использованной литератур:, нотными примерами» В качестве Прнло нения к: диссертации даетая ужа упоминавшийся указатель "Произведения М.П. Мусоргского по автографам и другим первоисточ никш". - .

СОДЕШАЯИЕ РАБОТЫ

Во Введении определяется значение источниковед ниндяя любой исторической, и в том числе, музыковедческой науки» Подчеркивается, что знание основных приемов и методов источниковедения в целом и отдельных его дисциплин обеспечивает историческому исследованию такие необходимые качества,

как объективность и точность получаемых выводов? направляет внимание ученого на изучения максимального объема источников, упорядочивает процесс источниковедческих изысканий.

Первая глава называется "Основные зонроск теорга источниковедения™, В ней прослеживаетет процесс станов ления этой науки9 даются определения понятий "источниковедение", "исторический источник",, рассматривается проблема. классификации исторических источников, а также обосновывается структура диссертации»

Источниковедение как специальная историческая дисциплина своим происхождением уходит вглубь зеков - начиная с зарой" дения "библейской критики15 г имеющей предметом установление подлинности письменных памятников и документов, правильное прочтение их текста, а также их толкование и интерпретаций. Кроме того» источниковедение развивалось э рамках установления подлинности и достоверности различного рода документов * дипломов, грамот и т.д.

Ключевое слово для источниковедения - "критика", которым подчеркивается основное требование науки об источниках; какими бы подлинными ни представлялись текста и какими бы достоверными ни выглядели исторические свидетельства, истогак, презде чем приступить к их интерпретации и толкованию, должен провести тщательную а кропотливую работу по установлению адекватности сведений,, сообщаемых в источнике., реальным историческим фактам. Понятие "историческая критика", собственно, является оинонимом источниковедения «• последний термин возник лишь в начале нашего столетия и применяется только .. отечественной историографии.

В рабств указаны классические труды по "исторической критике" /или источниковедению/, вышедшие в конце XIX - начале XX века: книга французских ученых Ш. Лакгдуа и Ш. Сеньобоса, а также русского историка А,С. Лаппо-Данилевского./Очевидно, музыковедам покалется небезынтересным тот факт, что среди студентов Петербургского университета, посещавших лекции Лаппо-Данилзвского по методологии истории и источниковедения, был Б.В. Асафьев, который сдавал экзамены по названным дисциплинам/* ,

В дальнейшем,, на протяжении наиего столетия, огромный вклад в развитие источниковедения внесли Дж. Коллингвуд, М. Блок,, а также историки нашей страны - А. Шестаков, Г.П. Саар, С.Н. Быковский, М„Н. Тихомиров» С.О, йщцг, Л.Н. Душкарев, <ХМ„ Ыедухиеаская и многие другие. В настоящее время источниковедение общей истории - шроко развитая фундаментальная дисциплина, в которой глубоко разработана основная теоретическая проблематика, определены ключевые понятия.

В отечественном источниковедении истории музыкальной культура также имеются высокие достижения, в первую очередь, в практической области. Существуют глубокие традиции, которые берут начало в деятельности В.Ф. Оцоевского, В.В, Стасова, других исследователей, а также собирателей образцов музыкального фольклора, специалистов по церковно-певческоыу искусствув Среди ученых нашего столетия, обогативших различимые области музыкального источниковедения, необходимо назвать Н.Ф. Финдейзенае И.В„ Иванова-Борецкого, В,В. Яковлева, Т.Н. Ливановой, Н.Л. Фишана, С.В. Кедцыша.

I Воспоминания о Б.В. Асафьеве. - Л., Г974. - С. 426-427

Существуют глубокие источниковедческие исследования отдельных явлений истории музыкальной культуры, в частности,, творческого наследия Мусоргского- В истории изучения источников жизни и художественного наследия композитора можно выделить несколько этапов.

Первый, бесспорно, связан с. именем В.В. Стасова, который оставил важнейшие сведения, касающиеся жизни и творчества музыканта, а также провел огромную работу по сохранению его рукописного наследия.

Следующий этап в дореволюционной мусоргиане представлен деятельностью В.Г. Каратыгина, впервые посетившего родные места композитора и опубликовавшего ряд ценных документов, касающихся его родословной. Кроме того, Каратыгин впервые составил Перечень сочинений М.П. Мусоргского*.

Подлинного расцвета источниковедческое изучение творчества Мусоргского достигло в конце двадцатых - тридцатые годы, когда под редакцией Л".А. Лакма начался выпуск авторских текстов праизведений. композитора. Тогда же были опубликованы все известные а то время письма и документы er обширными комментариями А„Н. Римского-Корсакова /М.: Л., 1932/, полная баблио-

? Q

графия , изданы воспоминания .Среди последующий источниковедческих исследований выделяется книга A.A. Орловой "Труды и дни М.П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества" /М., 1963/.

1 См. в кн.; Музыкальный современник. 1917. № 5-6. С. 223-235.

2 См. в кн.: М.П. Мусоргский: К пятидесятилетию со дня смерти: I88I-I93I: Статьи и материалы / Под ред. Ю.В. Келдыша и В. Яковлева. - М., 1932. - С. 238-290.

3 Там же, С. 105-166. См. также: Воспоминания о М.П. Мусоргском A.A. Голешпцева-Кутузога // Музыкальное наследство. -М., 1935. - Вгл. I. - С. 4-49.

Указанные труда в разное время служили источниковедчеа-кой базой для крупных научных монографий о композиторе И»В, зуманиной» Г.Но Хубова, СЖ Шлифштейна, Э.Л, $рид.

Молено говорить о возрождений интереса к. первоисточникам творчества Мусоргского в последние годи» Глубокому изучению связей композитора с кругом выдающиеся современников - историков» писателей, критиков - посвящены исследования М.П. Вахма-

т р

нозой $ появилась первая краеведческая книга - Н.С» Новикова ;;

накснацр начала осуществляться работа по изданию Полного академического собрания сочинений композитора. Под руководством Е.М0 Левашева была проведена тщательная работа по. отысканию и систематизации рукописного наследия Мусоргского, а также выработана концепция издания^1»

Следующее разделы первой главы диссертации посвящены основным понятиям науки об исторических источниках.

При определении таких терминов, как "источниковедение" и "исторический источник", подчеркивается многомерность и неоднозначность их толкования» Например, понятие "источниковедение" можно трактовать как обозначающее определенный этап исследования, на котором историк имеет дело непосредственно с источниками: в этой смысле любой историк является также и источниковедом. Источниковедение может пониматься как термин,

обозначахшрй совокупность различных дисциплин - библиографии,

» «

1 Рахманова М.П. Мусоргский и.его время // Советская музыка, 1960, Р 9. С. Г01-110; Р 10. С. 109-115. .

2 Новиков Н.С. У истоков великой музыки: Поиски и находки на . родине М.П» Мусоргского. - Л., 1989.

3 См.: Левашев Е.М. Бизнь творческого наследия Мусоргского и задачи современного акадешгаеского издания // Наследие Ну-соргского: Сбор-гик материалов-. - М., И£'Л ~ С, Д-1-62.

археографии, нотографии».'днсяографии, палеографии, текстология,, хронологии, генеалогии,, археологии, музееведения, краевадекия 55 целого ряда друга. , л, хаким образом, объединяющий зти действительно зо многом самостоятельные дисциплины з едану» му* Шесте с тем, источниковедение есть также специальная диа-ципяика» изучающая сам процесс источниковедческого исследования, разрабатывающая теорию и методику работы с кстсричэзком источниками, '

Неоднозначность термина "исторический источник* сбуелозлз-на мноаествои смыслов, содержащихся э понятии "источник" вообще: это "всякое начало илк основание, зорзнь к причина,, ксхед,

исходная точка?, запас или сила, иг которой что-дзгбо проиауега-

Л

ет и рождается, ароисходи?„

В широком смысле именно такое ■ значение приобретают исторические источники для любой области познания прошлого, в ?ом числе и музыкознания^ В более специфичесяом аагслв "асяорегееа-зий источник™ - 370 конкретные памятники к документы,, з котсрж получили отражение различные фасеты культура прошлого,, Крона '.того, "исторический источник" мозшо трактовать как пезнаватэль-нуп категорий для обозначения всякого реального обтекга, которой изучается не ради его аамого, а.для тогор чгсбы через бян-гайиее его посредство получить знание о другом объекта, то есть об историческом факте" .

Дет современной историографии кс?ор.теосхкш< »дсточникамк является ейсояэтно все, что остается иг прооаого в шсаояауаа и что

1 Даль В. Толковый словарь ззевогс великорусского языка. - Спб.: И., I9J*. - Т„ 2.

2 Лаппо-Др^илевский A.C. Методология истории« - Спб., 1913. -С. 366.

может быть использовано в историческом исследовании. Исторические источники - не только письменные или вещественные памятники культуры, но также обычаи, верования, духовные искания н идеи прошлого. При тагом понимании термина "исторический источник" бесконечно расширяется и сам предмет источниковедения, включающий в себя все5 что отражает исторический процесс и может служить для понимания прошлого.

Главная мысль, которая проводится в диссертации, заключается в том, что музыковедческое исследование должно охватывать -как можно более широкий круг памятников н документов -не.только письменных, но также изобразительных, вещественных и. многих других« В свор очередь, необходимо максимальное использование; письменных источников; в частности, музыкознание не должно ограничиваться изучением цузыкадьных произведений и литературных материалов о музыке. В этом свете представится актуальными слова С.С. Аверинцева: "В идеале филолог сбязян знать в самом буквальной смысле всё, коль скоро

в с ё а принципе кожет потребоваться для прояснения того или

'* "л;'

иного текста". - •

Одной из. сложнейших в теории источниковедения предстает проблема классификации исторических источников. Число исторических источников необозримо, и для того, чтобы разобраться в этом:море памятников » документов, необходимы специальные •теоретические исследования по их упорядочиванию. Рассматривался „классификации-источников по видам, по степени приближения к-отражаемому факту, по степени достоверности сообщаемых сведений и т.д. -

I АваршцевС.С» Филология.// Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 468-469.

В современной историографии наиболее распространена классификация источников по видам,, то есть по устойчивой сбпрюсти их структуры, обусловленной назначением памятника и его функционированием, Примером видовой классификации является деление письменных источников в указанной выие книге Петровской: нога, переписка и другие материалы личного происхождения», воспоминания, документация государственных учрездений и общаст-вешшх организаций, эаконодатечьные актЫр периодическая печать^« В диссертации приводится и ряд других классификаций исторических источников.

В заключении первой главы предпринимается попытка объединения различных источниковедческих дисциплин в единую систему, сбусловдэнную логикой процесса работа с историческими источниками, Этот процесс подразделяется на три основных этапа!.

- отыскание памятников м документов;

- текстологическое восстановление источников?;

- установление их происхождения /атрибуция, датировка,, нее*-

то создания памятников/, а таг&э установление достоверности сведений исторических сввдетельстз.

Логика этих трех основных этапов источниковедческого исследования определяет содержание пйследугаупс трах глав ДИССер^^-ЦИИ. .

Вторая глава называется "Проблемы отыскания исторических источников". Подчеркивается значение именно первого, поискового этапа источниковедческого исследования а на конкретных примерах показывается, как негативно может сказаться игнорирование его на результатах научной работы.

2 Указ. соч. - М., 1389. - С. 4

Другая причина ошибок или неудач, возникающих в процессе исторических исследований,, обусловлена слабой развитостью в отечественном музыкознании таких специальных дисциплин, как библиография, археография, нотография, дискография и лексикография,,, призванных упорядочивать и облегчать процесс отыскания необходимых материалов. •• •

Рассматривается проблематика каздой из указанных дисциплин н анализируется общая ситуация, сложившаяся в этих отраслях ь применении к музыкознании.

Прз определении целей и задач библиографии автор опирался на высказывание вццазощегося литературоведа и книговеда П.Н. Беркова, в котором подчеркивается общественный смысл

библиографии как дисциплины, занимающейся учетом вклада в мит '

ровузо культуру либо группы ученых, либо народа в целом . Екаче говоря, библиография понимается .ккк зеркало прошедшей яультури, поэтому смысл ее отнюдь не ограничивается обеспечением ученым-исследователям упорядоченного поиска необходимой литературе. .

К сожалению, библиография - одна из самых отсталых областей. в музыкальной науке, что особенно заметно, например, по отношению к указателям литературы о творчестве великих представителей русской классической музыки: последняя полная научная библиография трудов о Мусоргском ограничивается 1928 годом;

0 Чайковском - 1934 годом; библиографии Глинки, Бородина, Вшс-кого-Карсакова вышли более 30 лет назад и с тех пор не возобновлялись, При таком положении дел вряд ли мозкно говорить о му-

1 Верков П.Н. Избранное: Труды по книговедению и библиографове-денюо. - М., 1978. - С. 82.

зыкальной библиографии как о зеркале музыкальной культуры.

Множество нерешенных проблем стоит и перед музыкальной археографией» Достаточно сказать, что в музыкальных энциклопедиях отдельная статья по археографии не зстрзчается. Возможно, данное обстоятельство связано с противоречивши науками трактовка?.® этой дисциплины. В диссертации за основу принято определение Д.С„ Лихачева, рассматривающее археографию как составление научных описаний рукописей*,, Необходимо признать, что до настоящего времени у нас почти нет публикаций сводных и полных описаний рукописного наследия отечественных композиторов« Единственным исключением может служить фундаментальная работа A.C. Ляпуновой "1^кописи М.И. Глинки:. Каталог"2.

То же можно сказать и о музыкальной иотографии, занимающейся учетом нотных изданий; дискографии, учитывающей выходящие грампластинки /и иные вида звукозаписи/; лексикографии -отрасли, занимающейся составлением различных словарей, справочников, энциклопедий. Среди особо заметных пробелов, в источниковедческой области музыкознания - отсутствие указателей произведений великих представителей русской музыкальной культуры, аналогичных каталогам сочинений западноевропейских композиторов - Ваха /Пкидер/, Гайдна /Хобокен/, Моцарта /Кехеяь/, Бетховена /Кинский/, фундаментальному 5-титомному приложению к новому собранию сочинений Генделя и многим другим^.

1 Лихачев Д.С. Текстология: на материале русской литературы. Х-ХУЛ веков. - Л., 1983. - С. 105.

2 Л., 1950.

3 Первым трудом подобного рода станет Тематико-библиографичес-кий указатель произведений П.И. Чайковского, находящийся ныне в печати.

Еакиы образом, первый, поисковый, этап источниковедческого исследования может быть успешно пройден при соблюдении двух главных условий? с. одной стороны, каждый ученый должен развивать в себе стремление к непрерывным поискам новых документов? с другой же стороны, без полных» тщательно составленных справочных пособий по различным областям культур! отыска-низ источников будет затруднено и неизбежно приведет к. существенным недочетом, упущениям, а порой и к грубым ошибкам.

Третья глава называется "Проблемы теории музыкальной текстологии", В ней рассматриваются вопросы восстановлений письменных источников. В практике изучения рукописного наследия композиторов весьма редко встречаются случаи, когда обнаруженный памятник не требует дополнительных усилий по его правильному прочтению в соответствии с; действительной творческой волей его автора; наличие различных вариантов и редакций одного сочинения, внешние моменты - зачеркивания, :;стзки? повреждения текста, отсутствующе страницы,, захва-¿■¡¿¡ше уюш, неясный почерк или стертые карандашные записи -&зе эти факторы обусловливают различного рода трудности, встаю щие на пути восстановления текстов произведений в том воде, в котором они были задуманы автором. Восстановлением текстов занимается специальная источниковедческая дисциплина - текстология.

Сам термин "текстология" возник в литературоведении, в работах Б,В« Томашевского. Основная проблематика этой дисциплины, ключевые теоретические положения были выработаны в тру-дат Г.0. Винокура, С.Ы. Бонди.^Д.С. Лихачева, B.C. Нечаевой,

С. А. Взйсера и других литературоведов. В настоящее время насчитывается более 300 работ, посвященных теоретическим вопросам текстологии в литературоведении*.

К сокаленнп, в современной отечественной музыкальной науке текстология относится к. одной из садах отсталых дисциплин,, хотя для цузыкознания. значение ее никак не меньшее,, чем для литературоведения.

До недавнего времени у нас; не было ни одного исследования» посвященного теории музыкальной текстологии« Лишь упот-навшяся уже статья Л.З. Корабеяькиковой и П.Е. Вайдман "Вопросы текстологии в музыкознании" в какой-то мере восполнила этот существенный пробел» хотя, безусловно, до фундаментальной разработки музыкальной текстологии* которая не уступала *

бы по глубине и масштабности, окажем,. "л Текстологии" Д.С. Лир.......

хачева , музыковедческой науке еде очень далеко.

В диссертации рассматриваются ключевые понятия гакстоло-тжг. основной текст произведения,, авторская воля, последняя воля автора, редакции и варианты, "творческие" и "нетворческие" редакции, история текста произведения. Рассматриваются вопросы творческого процесса композитора в связи.с задачами текстологии, а также проблемы соотношения рукописных и напечатанных текстов.

В диссертации подчеркивается, что основные понятия текстологии должны очень гибко, творчески применяться к. яон-кретным памятникам и документам. Особенно это касается терми-

1 См.: Лебедева Е.Д. Текстология. .Вопросы теории». Указатель советских работ за 1917-1981 гг. - М., 1982.

2 Л., 1983. '

на "'последняя авторская воля", нередко являющегося главным критериев» при выборе основного текста сочинения„ Необходимо учитывать, что изменения текста могут возникать и под давлением каких угодно внешних обстоятельств - цензуры, компетентных и некомпетентных советов коллег, различных просмотров, дискуссий,,, официальных обсуждений и утверждений текста произведения, указаний со стороны общественных организаций к-е„д, Поэтому, яревде чем установить основной текст сочинения, необходимо изучить характер изменений этого текста, отделить творческие моменты от нетворческих - иначе говоря, необходимо тщ&теяьное изучение историк текста; от набросков,, черновиков, яерзсшачальных беловых вариантов - к другим вариантам к редакциям сочинения» В диссертации на конкретных материалах

творчества Мусоргского показывается, как игнорирование под-

ч

робкого изучения истории текста приводит к. существенным упущениям при восстановлении текстов письменных источников.

Ярким примером недооценки первоначальной версии сочинения мояат служить отношение к первой авторской редакции опер»' "Борис. Годунов", которая вплоть до последнего времени совершенно неправомерно называемой "предварительной редакцией"*. И лишь в выпускаемом ныне Полном академическом собрании сочинений Мусоргского принято единственно верное решение - опубликовать первую редакцию отдельно от второй как совершенно самостоятельной н законченное сочиненна. Таким образои, воо

I Как известно, такое обозначение первой редакции впервые было дано В,Г, Каратыгиным. См.: Перечень сочинений,М.П» Мусоргского // Музыкальный современник. - Пг., 1917. - С. 230.

станавливается историческая справедливость по отношению к. первоначальной версии.

В заключении главы коротко рассматривается соотношение рукописных и напечатанных текстов и подчеркивается важность изучения именно рукописного наследия, ибо печатные гексзн нередко несут на себе печать субъективизма» исходящего от рэдактороа этих изданий. ЕНцащийся американский дирижер Э. Лайнсдорф, уделявший много внимания именно точности в передаче авторского текста, заметил по этому поводу: "Каздому, кто знаком а- затяжным и трудоемким процессом гравировшг,, печатания и публикации любого текста - будь то невольное письмо в газету или сложная партитура с. более чем десятком нотных станов в акколаде, - известно, какие яри этом случаются неояздашости и зачастую непредсказуемые недоразумения.и ляпсусы».. Нот редактируются и печатаются человеческими •■ существами» а не скатываются а горы Синай выгравированными на скрижалях"*„

; Разумеется, в рамках одной главы диссертации невозмож-' но рассмотрение всех проблем теории текстологии. Автор лишь попытался включить текстологию в общую систему источниковедческих дисциплин.

Кроме того, в работе, подчеркивается специфика .именно музыкальной текстологии, во многом отличающейся от текстологии: литературы, что, в первую очередь, обусловлено знаковой системой музыкального текста /ноты/. Данное обстоятельство еще раз подтверждает, что создание музыкальной текстоло-

' Лайнедорр 0. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации. - М,, Г988. - С. 22.

гик как отдельной дисциплины крайне необходимо.

В четвертой главе рассматриваются пробле-ш анализа исторических источников. Акцентируется внимание на слэдуюцюс аспектах;

» установление происхождения памятников и документов /атрибуция s датировка, место сочинения произведения/;

- установление достоверности сведений исторических источников»

Проблеш установления происховдения источников, то есть вопросы! ж V о являвгся автором сочинения, когда и где оно было создано - нередко возникают в работе историка к требует кропотливых поисков, глубоких знаний как творчества автора в целом, так к других явлений культуры прошлого Прк рассмотрении проблем атрибуции памятников фрмулируются два основных типа доказательств принадлежности памятника тому ияк м-оцу автору «■ документальный и стилистический. Подчеркивается недостаточность привлечения лишь одного иа указанных ейлов для атрибутирования документов» То же относится к к друтак пробяешм установления происхождения исторических источниковс

Приведем в этой связи, лишь один пример документальной атрибуции - даетроэку песни Мусоргского "Где ты, звездочка?" из сборника "Юнне годы". В настоящее время известно местонахождение трех автографов песни - двух клавирных и одного для голоса с оркестром. Оцна из клавирных рукописей датирована Мусоргским 185? годом; другая клавирная и оркестровая рукописи - 1658 годом. Мевду автографом песни, помеченным 1857 годом, и. автографами Ï858 года имеются существенные разночтение

/в основу оркестровки положена клавирная рукопись 1858 года/. Казалось бы,, в таком случае правомерно было бк рассматривать автограф 185? года как первую редакцию пескиг что ш было сделано П.А« Лаымом, опубликовавшем ее именно в таком качестве. Оцнако подобной трактовке противорочит подпись самого композитора, имеющаяся в автографе 185? года - "Мусоргский", э яо ареия как в рукописях до 1860 года могла быть указана фамилия только в прешем ее варианте - "Мусорскийи, то зеть без б^асвы "г"о Именно подпись "Мусорский" проставлена в клавир-ной и оркестровой рукописях 1858 года, Огсвда напрашивается вывод: автограф, датированный 1857 годом, на самом деле относится к более позднему времени - во всяком случае, к периоду после 1860 года и представляет собой как раз вторую редакции песни. Очевидно, эта вторая редакция была создана специально для сборника "Шые годы", то есть после января 1866 года»

Подобного рода "мистификации" в датировках ~ не' редкость в рукописном наследии каа Мусоргского, так и других композиторов, и поэтому от исследователя зачастую требуется предель-нре внимание и известная доля скептицизма по отношению даже, казалось бм, к неопровержимым данным.

Другая проблема анализа исторических источников касается установления достоверности сведений различного рода литературных источников - писем, дневников, мемуаров» Данная проблема, формулируемая в источниковедении как соотношение понятий "исторический факт" и "исторический источник®, практически не разрабатывалась специально в рамках музыкознания, хотя важность ее не вызывает сомнений; любое свидетельство или воспоминание неизбежно несет на себе отпечаток субъективных впечатлений их авторов; показания отшдь не всегда соответствуют

реальным историческим фактам,, что создает подчас немало тру; костей в ^реконструкции истинной картины тех или иных явлени! прошлого*«

С другой стороны, сами исследователи отнвдь не всегда свободны от субъективизма в трактовке или толковании исторических фактов, Проблема познания историком документов провш го определяется в источниковедении как соотношение исторкче; кого источника и исследователя, В данной связи приведем однс из замечаний , высказанных французскими историками Ш.Ланглуг и Ш.Сеньобосом: "Даже историки, работающие по всем правилам метода, шею®„склонность читать текст документа с единственною заботою найти в нем непосредственно нужные сведения, не задаваясь мыслью представить себе с точностью, что имелось i уме у автора,.» Всякий, кто читая текст, не заботится исключительно о том, чтобы его понятьв поневоле читает его сквоэ! призму своих собственных впечатлений; его поражают в докуме* те отдельные фразы и слова, отвечающие его собственным мысля и согласующиеся с тем'представлением, какое он составил себе a priori о фактах} сам того не замечая, он выделяет эти фразы и слова и создает из них вообрадаемый текст, принимаемы?, им за действительный текст автора"*.

. Чтобы удостовериться в справедливости приведенного высг казываиия, достаточно вспомнить, как разнятся.трактовки тех шш иных явлений прошлого, в том числе и творческого наследия иди самой личности Мусоргского, в зависимости от ыетддо-

1 Проблемы субъективности исторических- свидетельств отчасти затрагиваются в указ. соч. Ц.Ф. Петровской. .

2 Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Цит. соч., С. H4-II5.

логических установок или мировоззрения музыковедов. Проблема субъективности исторического исследования также еще не разрабатывалась специально в музыкальной науке.

Изучение основных вопросов теории источниковедения, позволяет определить И сформулировать те конкретные проблемы, которые предстоит решать современному отечественному музыкознанию в изучении творчества отечественных композиторов-классиков» в том .числе наследия Мусоргского. Проблемы эти следующие:

1. Создание полной, научной библиографии ка русском и иностранных языках, расписанной по различным параметрам,

2. Составление полной нотографии.

3. Создание, полного научного описания.рукописных фондов.

4» Составление полной дискографии. По отношению к Мусоргскому можно говорить лкщь о продолжении полной научной диско«-графии,. составленной Я.Вебером до 1979 года*.

5*. Создание предметно-тематического указателя, произведений композитора*-

Сладуюв^й яоютлекс. проблем связан с восстановлением и. установлением подлинных -текстов Мусоргского, необходимым для работй! Над Полным академическим собранием сочинений.

В кратком - 3 а к..л ючен к и диссертации говорится о задачах музыкознания как исторической науки... В широком,, сшсй-ле они состоят в осуществлении непрекращающейся связи музыкальной культуры прошлого о современной. Для воплощения

I См. в кн.: 5\уо1Меп Н- ¡\rakow; ШО.

5. 236-33"7.

своего общественного призвания музыкальная наука должна направлять усилия на отекание и изучение первоисточников прошедшей культуры,

В задачу историка "не входит изобретать что бы то ни было; его задача - обнаруживать имеющееся" -так афористически сформулировал цель исторического познания известный английский ученый Р.Дчи Коллиигвуд* о Виразим убевдение, что приведенную мысль следует в полной мере осознать и историкам-муатсоведам.

Приложен и е диссертации представляет собой . аннотированный, сводной указатель всех произведений Ы.П. Мусоргского, известных до настоящего времени по автографам и другим первоисточникам /прижизненным и вашейшим последующим публикациям, авторизованным и заслуживающим внимания не-авторизоваяным спискам/. ■ ' '

Весь материал сгруппирован в указателе по произведениям, которые распределены по жанровым признакам»; Шутри каздого жанра сочинения следую® в, алфавитном, поредке. При описании рукописей указываются место хранения и архивный шифр, фор-, ¡лат рукописей и количество заполненных листов.1

Поскольку главной целью составителя было сведение и приведение в единую цельную систецу материалов, хранящихся в различных архивах и фондах, то в настоящем указателе строго очерчены и намеренно ограничены рамки научного рассмотрения, нотных рукописей. Введение, любой из дополнительных характе-' ристик непомерно увеличило бы размер! указателя и сообщило

I Коллингву д Р.Да. Дцея истории. Автобиография. - М., 1980. -С. 239.

бы ему конкретную археографическую ориентацию. Однако в принципе указатель составлен с таким расчетом и оформлен таким образом, чтобы все аспекта изучения архивных документов кегли бить включены в него без изменения его структуры» В частности, указатель мог бы стать нэдеишм ориентиром для составления такого необходимого труда, как Предметно-тематический указатель произведений М.П. Мусоргского.

CMC® ПУБЛИКАЦИЙ .

1. Неопубликованные рукописи Л Советская музыка. I9S9, № 3. С. 77-86 /I п.л./

2. Наш долги перед Мусоргским // Музыкальная жизнь. 1989. »5 3. С. 19-20 /0,5 п.л./

3. Неопубликованные рукописи Мусоргского // Модест Мусоргский s Личность» Творчество, Судьба; Научная конференция, посвяг-щенная 150-летии со дня роздения композитора.-Великие Дуни, 1989.-С. 78-79 /0,1 п.л./

4. Произведения Мусоргского по автографам и другим первоисгочг-никаы // Наследие М,П. Мусоргского: Сборник материалов: К выпуску Полного академического собрания сочинений М„П, Мусоргского s тридцати двух томах 7 Под ред. Е.М. Левашова. -M.» 1989. - С. 63-148 /7,5 п.д./

5. Литература о М.П. Мусоргском за 125 дет // Наследие М.П. Мусоргского... - М., 1989, - С. 149-190. /В соавторстве с

Т.В. Ангиповой/. Об'ьем текста В,И. Антипова - 2 п.л. •

6. Научная редакция /публикация нотного текста, историко-лига-ратурные и «узыкально-текстологические комментарии/ партитуры первой картины оперы "Борис Годунов" /Первая авторская редакция « 1869 г./ под общей редакцией Е.Ц. Левашова, В печати. Объем текста В.И. Антипова - 8 п.л.