автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблемы нравственности в "Шахнамэ" Абулкосима Фирдавси

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Атоев, Атоулло Мухторович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Проблемы нравственности в "Шахнамэ" Абулкосима Фирдавси'

Текст диссертации на тему "Проблемы нравственности в "Шахнамэ" Абулкосима Фирдавси"

А ?

/,' i •i

ty /

тж НАУК республики Таджикистан институт ФИЛОСОФИИ И права

На правах рукописи

д И С С 8 Р Ï

на соискание ученой философских

а ц ж я

степени кандидата наук

Научный руководитель: кандидат философских наук

шл.шттт

Душанбе - 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Отр.

ВВЕДЕНИЕ .............................................3

ШВА I. КЖТУРОЛОГЙЧЕСКОЕ И ЗГЖ0-ФИЮС0ФСК0Е

ШАЧВНИВ "ШАХЕАМЭ"..........................18

§ I. О Фирдавеи ж культурологическом значении

"Шахаамэ"..................................

§ 2, Этико-фадософская направленность содержа-

нш "Шахнаш"..............................

§ 3* Теоретические жстокж этшескжх взглядов

#Щ>давсж...................................

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ШВДЙШ В 1Ш1

§ I. Добро ж зло - кохода© категории этического

уадвш Фирдавсн......;......................

§ 2. Пржвдш справедливости.....................

§ 3. О мужестве» патриотизме, гуманизме, любви

ж дружб©. * ................ *................

§ 4. Об этжке правителя........................

ЗАКЛЮЧЕН! В.........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛШРАТОТ...................

ВВЩЕНИЕ

Актуальность теш исследования. Коренные ж глубинные жзме- ... нения, происходящие ныне в общественно-экономической ж социально-политической .жизни Республики Таджикистан» порттт острее коллизии и противоречивые процессы в духовной и культурных областях, придают остроту моральным проблемам человеческого общежития, побуждают исследователей обращаться к этической проблематике и фшюсофоко-сощажьвым учениям в целях выявления путей и форм моральных отношений в современном обществе.

В этой евши исследование этических проблем в поэме "Шахна-мэ" §ирдавси, ставшей "национальным достоянием всего иранского народа^» чрезвычайно актуально и весьма значимо.

По словам К.ГЛернышевского, "первостепенный поет" ж шшш-тель Х-П столетия Фирдавои своими рационалистическими идеями оказал значите,жьное влияние не только на литературу, но и на философскую и культурную жизнь постзороастрийского Ближнего и Среднего Востока. Критически осмысливавший реалыаде факты дегуманизации общества, Фщщавси дал выразительные характеристики кризисных явлений реальной действительности в период полной "исла-мизации" древней и богатой культуры иранских народов. Своей творческой деятельностью он способствовал возрощению традиций таджикского и других ираноязычных народов. Его поет, как "неисчерпаемый родник высокоинтеллектуальных идей", служила и продолжает служить источником вдохновения не только ираноязнчных народов, но и интеллектуальной эдйетй.всего.мира.

Культурная, социальная, историческая и гуманистическая значимость "Шахнамэ" не потеряла свое! актуальности ж на современном этап® развития мирово! цивилизации. В современном таджикском обществе она должна , стать символом независимости и возрож-

" дения нации. Заложенные в ней идеи мира, дружбы народов, благосостояния, благонравжя, справедливости, свободы и рационализма до сих пор являются необходимы?® атрибутами человеческого обще-'жития. .

В наши дни актуализация щей Фирдавси может служить отправным пунктом конструирования философско-этических ж культурно-социальных концепций современного таджикского общества. Необходимость анализа морально-нравственных идей Фщдавси, как важного источника ж компонента высокой духовности, актуализируется ж тем обстоятельством, что на современном этапе развития Таджикистана весьма сильно ощущается потребность в восстановлении, укреплении и развитии подлинно гуманистических идей, теорий ж морально-этических концепций*

Исследование содержаний и сущностных определений этико-мо-рального элитаризма Фирдавси обретает сегодня особую важность ж в связи с необходимостью укрепления ж развития в сознании нашего народа идей гуманизма, патриотизма и социальной справедливости, когда больше надезды возлагаются на национальные I щровые штел-лзктуальнве силы, которые могли бн серьезно обогатить духовный и этический потенциал современного таджикского общества ж эффективнее повлиять на нравственное воспитание человека. Ведь именно "благодаря; деятельности цело! плеяды мыслителей 1Х-ХХ вв. , прежде всего Фирдавси, поднимается на новую ступень этическая мысль. "Шахнамэ" не только кннга, в которой возрождены историко-культурные, мифологические, релжгаозно-философские идеи ж учения древних иранских народов, ее пронизывают идеи справедливости, добра, щедрости и сострадания"^88*^. Без знания истории отечественных этических учений, без обращения к истокам нравственных идеалов народа, без учета традиционных, восточных духовных ценностей труд-

г но уйти от метафизических, оторванных 01? жизни дефиниций, а также от..прошлых, идеологических установок ж эффективно приобщиться к передовой общечеловеческой культуре ж ценностям.

Новое ярочтенш этики Фирдавси имеет смысл и с точки зрения того, что в постсоветском и постконфликтном таджикском обществе острые нравственно-политические и идеологические противоречия особенно обострились. Сейчас все настойчивее ощущается потребность в философском осмыслении ж научной разработке проблем этики ненасилия и соотношения политики и морали. Глубинные изменения, происходящие ныне в социально- политической и морально-нравствен-яых сферах, обусловлена противоборством двух идеологий - светско-демократической и исламско-фундаменталистской. Стремление таджикской нации к возроящению, приобщение ее к общечеловеческим ценностям, сознательному свободное творчеству, а также масштабность проблем,-возникающих в процессе ломки старого стереотипного мышления и влекущих за собой нравственные и психологические стрессы,-вот те основные факторы, которые определяют роль и место проблемы взаимосвязи политики и морали в современном общественном развитии Республики Таджикистан. При этом необходимо также учитывать нарастающую... деполитизацию общественного сознания ж одновременное возрастание роли моральных факторов в жизни таджикского общества.

Исследование проблем нравственности в поэме Фирдавси актуально ж с точки зрения современных этических дискуссий. Обновление нравственных ориентиров, защита высоких духовных ценностей предполагают объективное выяснение конкретно-исторических причин деформаций в области морали, политической этики. В публицистике все чаще доводится тезис о присущих средневековому исламскому учению о фундаментализме, ^рационализме, этических постулатов, которые якобы чужды демократическому и светскому строю. Такой тенден-

V1

циозный подход является не только не обоснованным, но и приводит к искажению сущности светского государства ж нарушению традиционной свяви нравственных ценностей таджиков с общечеловеческими ценностями.

Степень научной разработанности проблемы, В мировой ориенталистике о Фирдавси и его "Шахнамэ" имеется значительная исследовательская тература195'202^^^ 234;225;237;249;245;246;131;154;49;62;93;136;178;188).

Учеными-востоковедами обстоятельно изучены жизнь и творчество поэта, дан общий анализ его литературного наследия, философских, социально-этических и эстетических взглядов, определены его место и роль в развитии персидской и мировой литературы и культуры. Большая работа проделана по переводу "Шахнамэ" почти нн все языки мира.

Европейское востоковедение, особенно начиная с XIX в., посвятило Фирдавси и его поэме много трудов. Практически ни одна работа по истории литературы Ирана не обходилась без упоминания Фирдавси и его поэмы.

В русском и советском востоковедении о Фирдавси и месте его поэмы в литературе и истории писали многие. К примеру, в работах Базарянца^30\ Ф.Л.Розенберга^154\ В.В.Вартольда^9^, Е.Э.Бер-тельса^5^, И.С.Брагинского^, М.И.Занда^^ описываются жизнь и творчество Фирдавси, при этом акцентируется внимание именно на его бессмертной поэме "Шахнамэ". Хотя указанные авторы косвенно или непосредственно и затрагивали некоторые вопросы этической системы поэта, тем не менее они ограничивались лишь художественно-литературным толкованием поэмы Фирдавси, ее гуманистическим содержанием и раскрытием образов героев.

В работах И. 0рбели^135), А.А.Ромаскевича^155) Д.В. Треве|^8) И.К.Чайкина А.Н.Самойловича^^ наряду с жизнью и творче-

ством поэта анализируются .основные аспекты поэмы "Шахнамэ" Фяр™ давси, ..©в.историческая направленность, исторжко-мифологическнй характер и ..ее влияние на литературу других народов шра. Следует подчеркнуть» что хотя вышеназванные работы являются бесценным вкладом в.изучение ,жизни и творчества Фирдавси, однако они не свободны от классового подхода к решению вопросов, поставленных поэтом в своем цроизэедеяии.

В. связи с исследуемой проблематикой, нельзя не отметить работы М. М* Дьяконова М.Н.Османова®^, И.В.Пьянкова^4^, в. которых авторы» анализируя жизнь и творчество Фирдавси в историко-филологическом ключе, уделяют некоторое внимание.и природе моральных.ценностей в "Шахнамэ", и отдельным мировоззренческим вопросам поэта......

Из исследований, посвященных философско-этической цро.блема-тще в "Шахнамэ", презде всего следует отметить весьма ценную книгу таджикского ученого М.Раджабова "Фирдоуси и современность" В данной работе.наряду с мировоззренческими и философскими проблемами (бог, природа, человек) и социально-политическими взглядами поэта рассматриваются и его этические идеи. При этом исследователь считает, что принципы разума,, знания, добра...й зла в "Шахнамэ" - главные в этической системе Фирдавси. Другим же категориям этики поэт якобы не придавал большого зна-чения^^. Но это не совсем так. В поэме имеет место множество добродетелей и категорий и кащая из которых в учении поэта-мыслителя нашла соответствующую интерпретацию.

Кроме того, на наш взгляд, анализ тех этических принципов, которые рассмотрены исследователем, носит характер узкофилософени!, цели,же и идеи поэта-мыслит8ля, которые заключены в данных категориях, в сущности М.Раджабовым до конца не раскрыты.

Одним из первых таджикских исследователей, который этическим воззрениям Фирдавси посвятил специальную работу, была 0.1а-санова. В своей кандидатской диссертации®^ она проанализировала .различные, аспекты этики мыслителя. Наряду с этжкой она исследовала и социально-политические взгляды Фирдавси, а это уже особая тема. В результате основополагающие вопросы этики Фирдавси оказались как бы на втором плане. Кроме того » автор анализировала этику §ирдавси через призму официальной идеологии, на основе классовых, партийных ж атеистических принципов. Свою роль здесь сыграло и то, что при исследовании этики Фирдавси СДасанова сосредоточила свое внимание на назидательности моральной системы Фирдавси. По ее мнению, именно назидательность является, .главной особенностью нравственных принципов поэта, в то время как назидание - лишь один из элементов этической системы Фирдавси.

В статье Н.Саркорова®^ исследуется проблема добра в "Шах-наме". Анализируя этот главный этический принцип поэмы, автор во главу угла поставил борьбу Ахримана - Злого Духа, существующего со времен. появления первого человека - Каюмарса, с Ормузом - Духом Добра. Олицетворением этой борьбы в поэме стал злой и хит-, рвгй Захок. Н.Оаркоров в первую очередь обращает внимание на мифологические и исторические аспекты этих принципов и почти не затрагивает их философской основы.

Взглядам Фирдавси на моральное воспитание посвящена статья современного иранского исследователя Махмуда Шафии "Знание, и. разум у Фирдавси"^33). в не! освещены проблемы разума и знания, поставленные в "Шахнамэ". По мнению ученого, поэма Фйрдавси. -это гшш знанию и разуму, и поэтому именно на них акцентирует он свое...внимание. Только разум и знание могут очеловечить человека и укрепить ©го нравственную позиции. Но при всех этих утвервде-

няях исследователя у. не го отсутствует философская интерпретация

проблемы звания и разума. .....

В связи с исследуемой проблематикой нельзя также не отметить работу индийского ученого Дж.Кояджи "Исследование в "Шахнамэ"^®. Автор в первом параграфе, названном "Теология и философия Фирдавси", рассматривает этические идеи мыслителя в контексте его теологии и философии, а также эволюцию этих идей. Коя-джи шсказал ценные суждения по вопросам гносеологического и онтологического характера, философии-Фирдавси и о ее взаимосвязи с его этическими воззрениями. Тем не менее автор анализирует идеи мыслителя односторонне и его "поучения владыкам" считает слабым местом.в поэме.

Отметим, что из всех названных исследований, книга Дж.Коя-джи "Исследование.в "Шахнамэ" отлетается хорошим философским изложением вопросов и может служить примером .для исследователей, изучающих философско-теологические идеи мыслителя»

Интерес представляет для нас и исследование Мухита Табота-бои "Фирдавси и "Шохнама"^3^. Автор почти не затрагивает проблем этиет в. мировоззрении мыслителя, тем не менее, раскрывая некоторые аспекты религиозного верования Фирдавси и влияние религии на мировоззрение и духовно-нравственные позиции. шслителя, он высказал ценные ...суждения по интересующей нас теме.. .

Из числа исследований, посвященных различным аспектам этики Фирдавси, особо выделим работы М.Муллоахмадова "Влаго й бла-годвянш о точки зрвяш Фирдоуси"(188'5), н.Федшшой, К.Кадырова "Гуманистические идеалы. "Шахнамэ" Фирдоуси"^88*®, Аскара Додбеха "Гуманизм Фирдоуси"®®*® * Р.Хокжроева "Рыцарские тенденции в поэме "Сиявуш"®^'3^; А.Д.Дтяилова "Рыцарство, рыцарская литература и "Шахнамэ" Фирдоуси"^^»33)^ дж.Бобокалоно-

5

вой "Концепция любви и становление образа женщины в поэме "Зол и Рудоба" Фирдоуси"^188,35 \ Курбана Восеъ "Фирдоуси и джавон-марди,пхии'^Л Эти статьи являются определенным вкладом в изучение рационалистического характера "практической философии" поэта. Названные авторы, анализируя вопросы наставления и нравоучения, благородства, верности родине и нации, храбрости и правдивости, определяя практическое и теоретическое значение гуманизма Фирдавси и его место в истории мировой цивилизации» раскрывают некоторые важные стороны этики поэта. .

Спорными, на наш взгляд, являются рассузвдеяил некоторых из авторов (Н.Федюнина, К.Кадыров) "о свободной личности, противостоящей року", "о правдивости, как основе добра" (Курбан Восеъ) и др. Эти идеи не совсем соответствуют истинному звучанию поэш, и это можно подтвердить многочисленными аргументами, почерпнутыми из "Шахнамэ", что и будет сделано в соответствующем параграфе нашей диссертаций.

В статьях японского исследователя, профессора Карио Ноги "Фатализм" в "Шахнамэ" Фирдоуси" 44) й иранского ученого Раищда Ёсими "Убеждение Фирдавси о свободе воли и предопределенности50^ дается подробный анализ проблем, определенных уже в названиях работ.

Профессор .Карио Ноги, критически анализируя бейты "Шахнамэ", которые включают проблемы фатализма, разделяет их на 5 груш. Исследователь приходит к правильному выводу, что "хотя Фирдавси, с одной стороны, и не отрицает идеи рока, но с другой стороны, он призывает .людей .к активности и целеуотрешенности"437-446)

.......Рашвд Ёсими, также придерживаясь этого мнения, акцентирует.

внимание на том, что Фирдавси не был столь уж убезденным сторонником предопределенности, и в тех бейтах, где "рок" ставится вы-

ш человеческих...намерений.,. поэт» исходя из нравственных соображений, .призывает людей к "золотой середине»»(250,61-62) ^

Из последних работ,..посвященных Фирдавси и его поэме, можно.назвать... статьи Х.Мухаббатова "Фирдавси - основоположник национально-патриотического мышления персоязычяых народов"^ З.Ахрорж "Образ Фирдавси в персидской литературе"^46 М.Хуро-сони "Гарщаспноме" - первое и лучшее подражание "Шахнамэ" и ее великтг идеям" М.Муллоахмада "Искусство творения личнос-

ти у Фирдавси"^124'8^, Т.Шрзода "Несколько строк о невинном дворце , В.Самада "Василь Васильевич Фирдавси и Николай

Гаврилович Чернышевский"^157'^, Х.Шарифова "Фирдавси.и его панегирическое стихотворение султану llaxмyдy"^8'?,6\ С.Б.Бузург-

мехра "Фирдавси - философ-энциклопедист и монотеист"

Бекзода "Фнрдавсн - не изученный философ"^'8), А,Мухаммадходжя

(А. Мухаммадходжаев) "Место и роль разума в идеях Абулкасима Фирдавси"126,8^.

Указанные.статьи посвящены жизни и творчеству Фирдавси, в основном, они носят философский и исторический характер. Тем не менее, из вышеперечисленных авторов необходимо упомянуть работы С.Б.Бузургмехра, А.Щухаммадходжаева и К.Бекзода, Хотя эти авторы не ставили цель предметного изучения этики Фирдавси, тем не менее они, анализируя мировоззренческие основы идей поэта,-выявляют преемственную связь медцу воззрениями мыслителя ж доисламскими философскими учениями.

А.Мухаммадходжаев, раскрывая сущность разума в ..идеях Фирдавси, определяет его как учителя в достижении лучшего .духовного блага. Анализируя роль "практического разума" в "Шахнамэ" и сопоставляя, трактовку его Фирдавси с идеями Аристотеля, он приходит. к. выводу, что Фирдавси так же, , как и