автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Проблемы самоидентификации горских евреев КБР в период демократизации общества в новой России

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Данилова, Светлана Ароновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Проблемы самоидентификации горских евреев КБР в период демократизации общества в новой России'

Текст диссертации на тему "Проблемы самоидентификации горских евреев КБР в период демократизации общества в новой России"

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Х.М. БЕРБЕКОВА

На правах рукописи

ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА АРОНОВНА

"Проблемы самоидентификации горских евреев КБР в период демократизации общества в новой России"

Специальность: 07-00-07 этнология

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Доктор исторических наук, Профессор Мусукаев А.И.

Нальчик 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. ГЛАВА I. §1-§2. §3.

ГЛАВА II.

§1.

§2. §3. §4.

ГЛАВА III. §1.

§2.

§3.

стр.3

Горские евреи Северного Кавказа. стр.16

Из истории горских евреев. стр.21

Этнография горских евреев. стр.44

Значение религии в сохранении горско- стр.59 еврейской диаспоры. Горские евреи Кабардино-Балкарии на современном этапе.

Еврейская община. стр.70

Легитивность центра "Товуши". стр.85

Газета "Евреи Северного Кавказа". стр.97

Демографическое состояние российского стр.102 еврейства. Исход горских евреев из КБР. Национальная политика Российской Федерации и самоидентификаци я евреев КБР. Общая ситуация в России. Отношение к стр.114 евреям.

Горские евреи Кабардино-Балкарии в стр.127 перестроечный период.

Деятельность центра "Товуши" и стр.128

самоидентификация евреев КБР

Заключение. Словарь терминов. Источники и литература.

стр.155 стр.159 стр.161

ВВЕДЕНИЕ 1. Общая характеристика работы.

Актуальность проблемы.

Исследование истории горских евреев Северного Кавказа является частью задач российской исторической науки. Изучение и освещение данной темы позволит ответить на вопросы, каким образом горские евреи сохранились как субэтнос, почему в конце XX века происходит исход народа с Северного Кавказа, как решает Федеральный закон "О национально-культурных автономиях" проблемы диаспорных и малочисленных народов Российской Федерации.

Необходимость разработки проблемы истории и жизни горских евреев обусловлена тем, что в отечественной исторической науке нет сколь-нибудь значимых исследований по данной теме.

По существу же не исследованы такие ключевые вопросы, кто такие горские евреи, их этногенез, история. Недостаточно работ по этнографии евреев, не изучено влияние иудаизма на их образ жизни.

История горских евреев не нашла отражения ни в обобщающих работах, посвященных истории народов Северного Кавказа, ни в исследованиях, освещающих историю отдельных этносов. Между тем, судьбы горских евреев самым тесным образом переплетены с судьбами кабардинцев, балкарцев, осетин, чеченцев, народов Дагестана.

Изучение истории горских евреев показывает, что на Кавказе горские евреи не подвергались погромам, хотя и были отдельные осложнения во взаимоотношениях. Народы Северного Кавказа проявляли большую терпимость к евреям, к их образу жизни, к религиозной принадлежности.

Кавказская война имела самые трагические последствия для многих народов Кавказа, в том числе и для горских евреев. Эти страницы истории остались не изучены или извращены.

Поэтому исследование узловых вопросов северокавказской истории евреев не только должно восполнить пробелы в кавказоведении, но имеют научное и политическое значение. Оно позволяет проследить процесс демократического переустройства общества, формы реализации прав человека малочисленных народов, условия в которые поставлены диаспоры. Понятно, что в этих условиях сохранение их как особого целого в высшей степени затруднено. Необходима разработка программ по сохранению и развитию национальной культуры диаспорных и малочисленных народов с тем, чтобы предотвратить ассимиляцию и исчезновение субэтносов. Для этого необходимы как в науке, так и в практике новые подходы.

Если история горских евреев и освещалась, то по навязанной сверху схеме. Отбирались и обобщались те факты, которые отражали политические установки того или иного режима и идеологии.

После революционного переворота 1917 года, историки не имели возможности объективно освещать историю всех народов Кавказа, в том числе и горских евреев. Исследователи были полностью зависимы от сталинской теории исторических событий.

В обстановке, когда психология вождизма уже успела пустить достаточно глубокие корни в сознании общества, сталинский постулат стал регламентировать методы исторического познания.

Имперское шовинистическое мировоззрение как официальная доктрина стала господствующей. В такой обстановке тема горских евреев оказалась вне поля зрения исследователей.

Цель и задачи исследования.

Настоящая диссертация ставит своей целью исследовать проблему самоидентификации горских евреев КБР, структуру общины, объективные и субъективные факторы, предопределяющие процессы конца XX века. Предпринята попытка выяснить причины исхода горских евреев.

Поставленная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:

во-первых - выявить роль исторической памяти в процессе самоидентификации;

во-вторых - проанализировать национальную идентичность, национальное самосознание;

в третьих - выявить корни исторической ориентации горско-еврейской диаспоры;

в четвертых - проследить каким образом уникальная горско-еврейская община г.Нальчика не потеряла своих национальных особенностей, своеобразия.

Задача данной работы показать важность сохранения субэтноса, а также попытаться дать анализ решения данной проблемы.

Работа ставит также задачу показать, что горские евреи являясь субэтносом, имея специфическую историю в объективно-закономерном процессе, являются частью единого народа, для которого религия есть выражение многовековой традиции еврейской истории.

Для решения поставленных задач проанализирован опыт работы общественно-политического культурного центра "Товуши", национально-культурной автономии как средства самоидентификации горских евреев и новой формы решения национальной политики Российской Федерации конца XX века. Прослежена роль Федерального Закона "О национально-культурной автономии" (17 июня 1996 г.), дающего право диаспорным народам, национальным меньшинствам на развитие национальной культуры, языка, образа жизни, вероисповедания.

Научная новизна и практическая значимость исследования обусловлена тем, что в ней впервые в кавказоведческой исторической науке предпринята попытка конкретно-исторического анализа проблемы самоидентификации горских евреев КБР.

Значимость исследования заключается и в том, что изучение этой темы будет способствовать выработке общих и частных методов осуществления национальной политики на современном этапе - этапе демократизации общественно-политического устройства Российской Федерации.

Познание истории самоидентификации горских евреев КБР будет способствовать не только прогнозированию, но и предупреждению межнациональных конфликтов, устранять явления дискриминации в области трудовых отношений и, в

целом, реализации программы по возрождению языка, традиций, культуры малочисленных народов.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что приведенные в ней фактический материал и выводы автора получили отражение в работах "Спешите делать добро", "Горские евреи КБР", "История, этнография горских евреев Кавказа" опубликованны в сборниках Всемирного Еврейского Конгресса, а также в статьях, выступлениях на семинарах.

В процессе работы над избранной темой в течение десяти лет изучались и анализировались следующие вопросы:

• соотношение общечеловеческих и этнокультурных функций образования;

• деятельность общественно-политического культурного центра "Товуши";

• роль национально-культурной автономии в решении национальной политики на современном этапе;

• взаимосвязь и взаимообусловленность еврейского образования и национального самосознания;

• развитие национального самосознания как условие реализации прав личности.

Источниковая база

Документальные материалы, составляющие основу настоящей работы, хранящиеся в различных архивах, не подвергались научному анализу. В данной работе исследованы документы из фондов архивохранилищ: Государственного архива Грузии, Государственного архива Кабардино-Балкарии:

Ф.1 - Управление Кабардинской линии (1820-1850 г.г.);

Ф.2 - Управление Кабардинского округа (1858-1870 г.г.);

Ф.З - Управление Георгиевского округа (1871-1875 г.г.);

Ф.6 - Управление Нальчикского округа (1882-1917 г.г.);

Ф.16 - Управление начальника центра Кавказской линии (1831-1857 г.г.);

Ф.23 - Кабардинский временный суд (1842-1858 г.г.);

Ф.24 - Нальчикская слободская дума (1917,1919 г.г.);

Ф.40 - Управление межевой частью Терской области (1862-1911 г.г.).

Центрального Государственного архива РСО-Алания:

Ф.11 - Терское областное правление (1869-1917 г.г.);

Ф.12 - Канцелярия начальника Терской области (18601917 г.г.);

Ф.123 - Дирекция народных училищ Терской области (1876-1920 г.г.);

Ф.124 - Инспектор 1-го района дирекции народных училищ Терской области.

Анализ архивных документов показывает, что горские евреи более двух тысяч с половиной лет жили в диаспорах Ирана, Азербайджана, Дагестана и в других местностях Северного Кавказа, сохранив при этом особенности национальной ментальности и самобытную культуру. На основе архивных документов проанализирована политика царского самодержавия, а также политика эпохи сталинизма по отношению к горским евреям. Обширные архивные документы

содержат фактическую информацию об экономическом, политическом положении горских евреев.

Источниковой базой диссертации являются наравне с опубликованными архивными документами и неопубликованный и полевой материалы.

Зачинателями историографии еврейства Российской империи были известные русские ученые. Книга экономиста и политического деятеля Т. Чацкого "Рассуждение о евреях и караимах" (1806) является первым объективным исследованием истории и этнографии еврейского народа. Далее "Евреи в России" И.Г.Оршанского (1872). Историк С.А.Бершадский издал "Русско-еврейский архив" (1882). С.М.Дубнов создал историко-этнографическую комиссию при Обществе для распространения просвещения между евреями в России (1892). Данное общество в 1908 г. преобразовано в Еврейское историко-этнографическое общество. С.М. Дубнов издал 10 томов "Всемирной истории еврейского народа". Крупным событием еврейской историографии в России была публикация "История еврейского народа" (1914), в которой участвовали также и крупнейшие историки-евреи. Исторические материалы о евреях освещались и в петербургском журнале "Будущность" (1899-1904).

В 4-х сборниках "Еврейская летопись" (1923-1926) под редакцией Л.М. Клячко (1873-1974) печатались работы многих историков. Так, например, историк, филолог С.Я. Лурье в своих работах исследует причины, вызывающие проявление антисемитизма.

Но авторы данных работ изучали и освещали проблемы европейских евреев, не затрагивая судьбу, историю,

этнографию горских евреев Кавказа. В то же время, их исследования имеют огромное значение для анализа истории еврейского народа в целом.

Горские евреи, являясь частью целого народа, имеют свои особенности, свой менталитет. И для изучения истории этнографии данного субэтноса имеют особое значение работы ученых, которые непосредственно писали о горских евреях. Среди них необходимо особо выделить ученых В.Ф.Миллера, И.Черного, И.Ш.Анисимова.

Однако, исследуя научные, путевые, этнографические работы, необходимо обратить внимание, что часть ученых, таких как И. Черный, В. Миллер интересовались преимущественно религиозной стороной истории евреев Кавказа. Работы дореволюционных местных кавказских военных и гражданских чиновников написанные в духе шовинизма, отражали антисемитские тенденции на Кавказе, особенно во второй половине XIX в.

Для автора данной диссертации интерес представляет русский ученый В.Ф. Миллер (1848-1913), который является автором многочисленных трудов. В 1888 г. он посетил слободу Нальчик, познакомился с жизнью, этнографией горских евреев, собрал большой полевой материал, статистические сведения. Трудно переоценить вклад ученого в изучении еврейской диаспоры города Нальчика.

Среди горских евреев выделяется первый этнограф И.Ш. Анисимов (1862-1928), автор этнографических исследований о горских евреях Кавказа. Отец Анисимова был раввином в родном ауле Тарки-Дагестан. Будучи студентом московского технического училища, Анисимов выступал с публичными

рефератами о горских евреях. Именно он познакомил русских филологов, в частности, профессора В.Ф.Миллера, со своим родным татским языком. В 1886 году по поручению московского археологического общества совершил научную поездку по Кавказу, в результате которой опубликовал весьма ценное статистико-этнографическое исследование "Кавказские евреи - горцы"1 (1888 г.), содержащее историческую справку, статистические данные, этнографию, основанную на полевом материале.

После П-й Мировой войны еврейская историография продолжает изучать данную тематику, но уже в эмиграции, а ряд видных советских историков-евреев подверглись репрессиям в годы сталинских чисток. В 30-е годы погибли Д.Б. Рязанов, Г.С. Фридлянд, в конце 40-х, начале 50-х годов историки О.Л. Вайнштейн, Н.Л. Рубинштейн, Л.И. Зубок, Г.Н. Дебрин и другие ученые преследовались как "космополиты".

Во второй половине XX в. вышел аннотированный библиографический указатель ученого Ю.И. Мурзаханова "Горские евреи" (1994), в котором автор библиографический материал дал по разделам: 1) история и этнография; 2) язык и фольклор; 3) антропология. Хронологические рамки данной работы охватывают период с XVIII до 20-х годов XX в.

Особый интерес представляет монография израильского ученого, историка, этнографа Ицхака Давида "История евреев

л

на Кавказе". Автор монографии исследовал огромный материал по данной теме, среди которых документы, фотографии, архивные материалы, теоретически и научно обобщенные источники. Автор раскрыл общие и конкретные вопросы кавказско-еврейской истории. В монографии анализируется

историографическая проблематика. Интересны анализ и выводы, сделанные автором монографии. Содержание монографии И. Давида - это статистико-демографические сведения, социально-экономическое положение евреев Кавказа со 2-й половины XVIII по XX в. Правовое положение, религия, традиции, этнография, влияние революции 17-го года, дают представленйёУиГ являются источником изучения современных историков и этнографов.

В период демократизации РФ стали выходить работы по национальной политике.3 Издается вестник "Корни", который освещает многие аспекты еврейской культуры, быта, истории, образования, традиций. Журнал издается в Саратове.

Журнал "Вестник Еврейского Университета в Москве" стал центром исследований по проблемам еврейской культуры, трибуной обмена мнений историков, социологов, философов.

Журнал "22", который издается в Израиле общественно-культурным фондом "Москва-Иерусалим", также является источниковой базой для автора диссертации.

В работе используются источники текстов Торы, притч, рассказы мудрецов и о самих мудрецах, философское осмысление содержания праздников и их значение в современной жизни еврейского народа, как основа самоидентификации народа.

Источниковой базой является и полевой материал. Авторы его: Гилядов К.И. (1884-1967гг.) г.Нальчик, Крестьянская,30; Гилядова Берим Сабиевна, (1907г.), ул.Иллазарова,62; Нафталиева Е.Я. (1938г.), ул. Новошевченко, 19; Ашурова Авшаг (1919г.), ул. Куйбышева, 97; Ифраимова Шура (1916г.), ул. Королева,100, Ашурова Бесерит Ш. (1923г.),

ул.Суворова; Ашуров Ябо Ханиноевич (1881-1973гг.), ул. Красноармейская,191; Амиров Нахамиль (1884-1966гг.); Бельхияева Ольга (1899г.), ул. Чайковского.

Структура и краткое содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной проблемы, ее научная новизна и практическая значимость, определяется цель и задачи диссертации, круг рассматриваемых вопросов, характеризуется степень изученности темы, дается историографический анализ использованной литературы и источников.

В первой главе - освещаются такие вопросы как история горских евреев, этнография, значение традиций, обрядов.

Горские евреи прошли большой исторический путь. Потеряв свою государственность, живя более двух тысяч лет в инородной среде, в Иране, Азербайджане, на Северном Кавказе, они сохранили свои исторические корни, религию, традиции, самобытную культуру. История евреев оказывалась под воздействием войн Вавилона, Ассирии, Древнего Рима, Ирана. Расселение, переселение отражалось на процессе ассимиляции народа, и несмотря на этот процесс, сохранялись вплоть до конца XX в. компактные еврейские населенные пункты.

В сохранении национального самосознания особо важную роль играет религиозный компонент. Историческая память предполагает анализировать национальное самосознание и национальную идентичность, исходя из конкретных исторических условий.

Еврейский народ большую час�