автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Проблемы взаимоотношений человека и природы в современных казахских повестях (70-80 гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы взаимоотношений человека и природы в современных казахских повестях (70-80 гг.)"
РГ6 од
4, МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / 3 1.1А.1 У ¿РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Апматинский Государственный университет им. Абая
На правах рукописи
РАМАЗАНОВА Айгуль Аниргапиевна
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В СОВРЕМЕННЫХ КАЗАХСКИХ ПОВЕСТЯХ /70-60 гг./
10. 01. 03 - Литература народов
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Апматы - 1993
Диссертационная работа выполнена на кафедре казахской литературы Алматинского государственного университета им. Абая.
Научный руководитель - кандидат филологических наук,
доцент С. Я МАКПЫРОВ
Официальные оппонента: - доктор филологических наук,
профессор , Б. К. МАЙТАНОВ
- кандидат филологических наук Р. С. ТУИСЕЕКОВ
Ведущая организация---Казахский государственный
женский педагогический институт.
Защита состоится "_" ¿> 199З г.
в_часов на заседании специализированного Совета,
К. 113.03.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Алматанском государственном университете им. Абая по адресу: 460100, Алматы, пр. Ленина, 13.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Апматанского государственного университета им. Абая.
Автореферат разослан " ^ 1993 г.
Ученый секретарь спецк визированного Совета, кандидат филологических наук,.
доцент . У; ' С. М. МАКПЫРОВ
ОБцАЯ ХЛОДГЕПШКЛ РАБОТЫ.
Человечество вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная ыоць создаваемых им средств воздействия на среду обитания стала соизмеримой с ыогучими силами природы. В истории нашей планеты экологические кризисы « катастрофы неоднократно потрясли биосферу, неся гибель многим живш видам и существенно меняя геногипический состав яивого мира. Причини таких катастроф носили наряду с геологическими прспессами иа самой земле преимущественно внеений, космический характер.
Однако сегодня нас гораздо беспокоят экологические кризисы, порождаемые самими людьми, Но мере развития общества воздействие Человека на природу становится все более и более масатабным. В условиях колоссального роста технической з*0!ци к энерговооруженности цивилизации, когда ойкуыенной Человека сделалась вся планета, противоречие между Человеком и окруяев^ея его Природой усугубляется социальными противоречиями и приобретает глобальный характер, особую актуальность и злободневность в науке.
В условиях Казахстана взаимоотношения человека и природы -проблема и политическая, поскольку борьба против испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне тесным образом связана с борьбой за предотврати* экологического кризиса.
Это и народно-хозяйственная, экономическая проблема бережного и рационального использования природных богатств республики.
Она является также и морально-отической, психолого-педагогической, эстетической проблемой воспитания бережнего отношения х природе, формирования экологического сознания гармонически развитой личности.
Вместе с тем это и важнейшая проблема литературы. Все, что
волнует общество и затрагивает его коренные интересы, имеет необходимость и в художественном осмыслении. Человек и природа, взаимоотношения между ними - обьокт самого пристального внимания современных писателе?.
Актуальность исследования.
проблема "человек-природа", начиная с ?0-х годов, получает новое осмысление в работах советских литературоведов и критиков. Они становятся определяющей не только в контексте общественного развития, но и литературного процесса.
Новый уровень, на которые еьшо развитие сопиально-фиософ-схой мусли, и литературно-художественная практика 70-60-х гг., дают возможность исследователям прозы выйти с экологической проблематикой на более широкие этико-ф{лософские, нравственно-гуманистические рубекм. Значительное количество работ, которые непосредственно или косвенно освешапт проблему взаимосвязи человека и природы, а также селый ряд специальных исследований по этой теме, доказывают необходимость её комплексного осмысления.
Состояние научной разработанности:
Развитие казахской художественной прозы на тему "Человек и природа" можно условно разделить на два этапа: конец XIX веко - 20-е годы XX века и 60-60-е годы XX века. К первому этапу относятся произведения А.Кунанбаева (Незабытое прошлое и настоящее киргизов)^, ы.Ауззова 1Коксерек 1929). Второй этап развития нельзя рассматривать вне развития многонациональной со. «тской художественной прозы. Здесь, бесспорно, отправной то кой является роман "Русский лес" Ц953) л.Леонова. Сюда же
I. Ь- статья была опубликована 1892 году в газете "Сибирский вес-лик" и "Дала уолаятъиын, газет!" под псевдонимом "Забытым
удет справедлива отнести и повести А.довжеяко "Зачарованная 1всна" и "11оэма о море", увидевшт ввет почти одновременно с Русский лесом". Мотивы этих произведений заметно обозначилось окрепло х середине семидесятых годов в "экологическом течении". Это явление не обоила своим вниканием литературю-худоеест-енная критика семидесятых*- восьмидесятых годов*-. Наиболее ин-
ересными работами в этом плане представляются монографии
3 4 о
.А.Липина , А.Й.Лапченко , В.А.Сурганова , но н они посвящены
роиэведениям, отстоотш по времени на добрый десяток лет от
егодняанего дня. А казахская литература в основном, пока огра-
ичивается отдельными статьями в периодике и главами в сборш-
.См.: Оащенко В. "Человек, природа, ыаоина" /Днтературюе обозрение. -1975. - В2; "О красоте природы, о красоте человека". Круглый стол. Литуратурное обозрение". - Ш 10; Шнхин Б.
фсцания и встречи с МатероЯ", "Дружба народов", 1У78. -8 2; Белая Г. "Вечное и переходящее", "Литературное обозрение" -1979, ¡1 2; Карпенко В. "Лицом к природе? "Радуга". - 1979,
.См.: Гачев Г. "Неравнодувная природа,цивилизация н детская совесть"//"Литературная учеба". - 1980. - Я 6; Белая Г. "Польза интуипии" //"Литературная учеба",- 1980. - В 6; Белая Г. ЧЬльза кнтуисии" //"Литературное обозрение". - 1981. - 3 9; Трефилова Г. "Время вибора"//"Вопросы литературы". - 1981. -Я 12; Белая Г. "На глубине"//"Литературное обозрение", 1981. -3 I; Вильчек Л.. "Аб салит или палеолит?"...//"Дружба народов". - 1983. - 9 5; Сохряков Ю. "...Которая породила"//"Нап современник". - 1987, В 2.
.Липин С.А. Человек глазами природы. -14,: Сов.писатель, 1985. .Лапченко А.З. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. - Л,: изд. ЛГУ, 1985. .Сурганов В.А. Человек на земле. - Ы,: Сов.писатель, 1980.
ках о современном литературном процессе*. Паль к задачи иссдедо?аиия.
На материале современной казахской прозы (произведения к.кагауина, О.ЬокееЕа, К.аумадмяоаа, Д.Досканова, А.Аскарова к др.) расхрмть проблему взаиыоогновений человека и природы на современном зтапо. Ав*ор ставят своей целыз раскрыть своеобрази художественной интерпретации нравстванно-фмософских и гуманистических 8СП8КТ0В этой проблемы в творчестве вышеназванных писателей, а такие определить ведущие тенденции ее развития. В ходе исследования мы имеем в виду следукицив задачи: -определение внутренней теги -творчества писателя;
- ее влияние на структуру произведения;
- своеобразие художественного мира определенных писателей;
- национальные особенности казахской прозы касающиеся темы "ч^овек и природа";
- изучение специфики использования фольклора»« мотивов, притч, легенд, как одного из приемов обобщенного выраае-ния авторской идеи;
Научная новизна.В диссертационной работе на материале казахской прозы впервые системно исследуется проблема взаимоотношений человека и природы, характеризуются изменения в идейно-
I. Скакбаев ü, КврГkti злеццег! керкемдгк 1зден!стер // ".Уакыт жене каламгер". Алыаты, 1965; Исабеков А. Ьуг1нг1 шьидын -ертецг! тарих. Ьр да сонда; Токтаров Р. йдеби бейне яане кврксид|к oesiM. /Дувдыз. 1990, »6; ^ирабаев С. О.Бекеев поаестер! туралы. Eni томдых. Алматы, 1992, т.2. 517 б.; 4Ыр<ан Majori л!кпен ыежелеу. //Егеменд! Назацстан. 1392, Ш з1лдз и прочие.
художественной структуре произведений, более полно рассматривается вопросы экологии, охраны природы, которые отражены в литературе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранные в ней материалы могут быть использованы в вузовских курсах "История казахской литературы", "Современная казахская литература", спецкурсах по проблематике "Взаимоотнопения человека и природы в казахской литературе" и в программе средней школы.
Рассматривая проблему отношения человека к природе в плане нравственно-философском, гуманистическом можно многое сделать для формирования соответствующего общественного мнения по экологическим вопросам, оказать влияние на рост сознания человека, на повышение чувства ответственности не только за настоящее, но и за будущее, за моральное совераенствование личности, углубление гуманистического и эстетического отношения человека к природе, и тем самым содействовать нравственному прогрессу.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составили теоретические и литературно-критические работы русских и казахских литературоведов.
Апробация исследования.
Основные положения диссертации обсуждались на республиканских и межвузовских научных конференциях молодых ученых и специалистов Казахского национального государственного университета иы.Аль-Фараби и Алматинского государственного университета им.Абая (1990, 1991 гг.К
Но теме диссертации опубликованы 4 статьи и 2 находятся в печати.
.СТРУКТУРА' И СОДЕРЖАНИЕ Д1ССЕРТАЩИ. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и библиографии. В соответствие с упомянутыми аспектами и задачами исследования возведении
оСосноБываэтся актуальность проблематики, определяются степень ее разработанности, цели и задачи, а также теоретические, методологические принципы исследован»«.
первой главе _ "Художественней мир писателя":пр_облемы
рассматривается проблемы своеобразия художественного мира писателей, экологическая проблема э творчества которых, является основной структурообразую-цей доминантой.
. На наакх глазах меняется мироощущение современного человека, все более и Солее в-гягиваюцэгося в тревоги мира и человечества. 1. литература торопится зафиксировать эти изменения в романах, повестях, стихотворениях, которые не просто слепок с действительности, а в то ке время и совершенно новая действительность, передитал худсганикон, розданная им. Конечно, произведение искусства отражает реальную жизнь. V» все же оно есть именно особый мир, созданный и яивуций в художественной речи. Задача науки - проникнуть в самый этот мир, понять и оценить его с позиции кивни.
Категория "художественный мир", будучи одной из древнейших категорий науки о литературе, особое значение обрела в последнее десятилетие, после известной статьи Д.С.Лихачева "Внутренний :ир художественного произведения" Д968/л появилось большое количество как теоретических, так и историко-литературных сочинений рассматривавших художественный мир как отдельных произведэ-
I. Лихг />ав Д.С. Внутренний мир художественного произведения. .7 //Вопр;л^ литературы, 1968, Кб, с.74-Ь7.
ний, так и художников в целом. Худояестзенный мир, как было провозглашено еще Аристотелем, есть "псдраяение" С"Сочинение
эпоса, трагедий, а также комедия и дифирамбов /....../ - все
это в целом не что иное, как подражания^, есть отражение обьок-тивного мира, отражение опосредованное, если в основу художественного задания была положена нормативная функция (конкурирование нормы предполагает знание той реальности, которая ту или иную норму выдвигает), или отражение непосредственное, если в основу художественного задание кладется познавательная функция (исследование реальности во всех ее формах и закономерностях) .
В.Г.Белинский, имея в виду эти два способа отражения реальности, и делал литературу, следуя традиции, возникшей в конце ХУц! века, на идеальную и реальную: "Поэт или пересоздает г.нзкь по собственному идеалу, зависящему от образа его воззрения на вегци, от его отношения к миру, к веку и народу, з котором он живет, или воспроизводит ее по всей ее наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям, краскам н оттенкам, ее действительности . Художественный ыир как "подражание", как отражение предпологает, что все его явления, все категории, как и отношения между ними, функционируют в формах, имеющих место реальности или являювдхся возможными, воображаемыми, кыслкмьыи не столько в границах определенной исторической культуры, сколько в границах человеческой культуры вообще, т.е. воспрозведенная действительность должна быть воспринимаемой (воспринимающейся) действительностьв. Язык художественного мирт должен быть из-
1. Аристотель. Соч. й., 1984, Т.4, С.646.
2. Белинский В.Г. Собр. соч. И., 1976, Т.1., С.141.
вестей воспринимающему его субъекту, реципиенту. В противном случае текст остается непрочитанным. Как писал В.Ф.Асмус, художественный мир "не есть порождение чистого и сплошного вымысла, не есть полная небылица, не имеющая никакого отношения к действительному миру. У автора может быть могучая фантазия, автор может быть Аристотелем, Сервантесом, Гофманом, Гоголем, Маяковским, - но как бы ни была велика сила его воображения, то что изображено в его произведении, должно быть для читателя пусть особой, но все же реальностью"^. Координаты художесгвен-ного мира соотносимы с существующими, возможными, мыслимыми координатами мира реального.
Однако художественный мир - это не только отражение, но и концепция обьективного мира, его оценка, его версия; отражение реальности в искусстве невозможно без ее оценки; без учета системы сложившихся о ней представлений; художественный мир -это картина мира, сложившаяся в сознании художника, в сознании культуры; художественный мир - их продукт и одновременно глаиа-' тай; он - "мощное средство осмысления жизни"*\ В связи с этим мы можем говорить не только о художественном мире того или иного текста, но и о художественном мире того или иного автора, представляющем собой, "смысловой инвариант его произведений" о художественном мире того или иного типа искусства, все тексты которого, как и в случае с отдельным автором, составляют некий единый, инвариантный по своему характеру текст. Именно потому.
1. Асмус В.В. Вопросы теории и истории эстетики. Н., 1968, с.56.
2. Лотман J0.il. Статьи по типологии культуры, Тарту, 1973. вьп.2. с. 40.
3. Жолковский А.К., [Щеглов Ю.К. К понятием "тема" и "поэтический мир",- В кн.;Тр.по знаковым системам, УЙ.Уч.зап. Тартуского госуниверситета. Тарту,1975, вып.Збо, с.161.
что художественный пир представляет собой органическое единство объективного мира и мира сознания художника, он не есть копия, фотография обьективного мира: он с ним связан и от него независим, он сотворен художником, так сказать по своему образу и подобию.
Воссоздание художественного мира - дело нелегкое. Аля этого необходимо определить круг познавательных интересов писателя, в пределах которого находятся его герои, понять его концепцию человека и мира; надо увидеть "механизм" поведения персонажеЯ-исходные стимулы, мотивы, пружины, определяете их постановки, надо выйти к анализу основных, значащих для писателя представлений.
Главный путь к познанию своебразия художественного мира писателя лежит через приобщение к единству волнующих его жизненных проблем, которое обнаруживает себя пренде всего в устойчивости "внутренней" теин творчества писателя.
Диссертант отмечает необходимость уточнения понятия "темы" и вслед за Г.Белая считает, что у каждого художника имеется основная тема, образующая внутреннее единство его творчества, обозначающая внутреннее тяготение различных тем друг к другу.
Для того чтобы понять основную (внутреннюю) тему писателя, необходимо выявить фазы ее формирования, связи ее с основами художественного мышления писателя, диапазон уровней темы и формы конкретной реализации ее в отдельном произведении.
Эта работа в диссертации производится на материале произведении О.Вокеева. Его творчество привлекает внимание оригинальностью художественного видения. Еп;е в ранних произведениях писатель стремился показать сложность человеческих отнонений, их разнообразие к основные причины этих явлений. В повести
"Кузтау" автор считает, что причиной, которая приводит к неравноправие человеческих отношений, является природное начало, так как в самой природе заложено неравноправие. В то же время писатель на примере Актана и "Д "у которых от природь; были одни и те же задатки, обусловхенноГ тем, что у них обгдиР отец, обращает внимание и на роль социальной среды,т.е. писатель отмечает, что жизнь человека зависит от обстоятельств, которые способны высветить в нет доброе и злое.
-Одну-изпричин.-которая-осложняет-человеческие-отношения,-
автор старается показать на примере Ьврхана в одноименной повести. Герой произведения, обь-чнь'й труженик, ежедневно работая вместе с Сейткулом, незаслуженным орденоносцом, переносит социальною несправедливость. Он вначале не обращал внимания на происходившее, но постепенно его начинают терзать мысли о собственном ничтожестве. VI в конце концов песчаная буря подтолкнула его к решающему шагу. В повести новым било уже само мироощущение Ьархана, чувствующего себя в песках, как в своем государстве, и в то же время осознающего свою мал ость.Новым был и подход писателя, не выделявшего человека из природы, но и не растворявшего его в ней. Ьыло бы наивно думать, что "возмущение" природы изображено О.Бокеевым только для того чтобы живописнее изобразить душевное состояние Ьархана. Этот метафорический слой в чистом виде не оригинален, он есть почти у каждого писателя, привлекающего пейзаж в психологические союзники. О.Бокеев идет дальше - он заставляет Ьархана, взглянув на небо и звезды, почувствовать себя частицей огромного мироздания, ощутить страх перед смертью и задуматься над тем, "с чего началось, чем кончится".
В повести "К^ар чызы" писатель вновь возвращается к природным
началам в человеке. В ней автор высказывает мысль о врожденной нравственности. Дети послевоенных лет Нуртан, Ьакытжан, Аман-жан - в трудных условиях показали свои врожденные качества. Никто из них не знает своих отцов, но автор, как бы намекая, приводит читателя к выводу, что у пуржана отец старик из Айыртау, у Аманжана - Конкай, у Ьакытжана - председатель колхоза. Таким образом автор хочет сказать, что многие качества человека заложены в генах.
Страх и чувство жизни - важнейшие антитезы этической системы - были заложены в основу повести "Сайтан коп(ри. Страх по О.Ьокееву есть принадлежность не природы человека - он принадлежит исторической, социальной сфере. Страх вселяют в человека, и только потоп он заполняет все его существо, подчиняет его плоть, его чувства, принимает облик самой жизни, выступая как бы в каждом ее проявлении. И тогда человек вступает в идеологические отношения со страхом, строя внутри пси-хологив самозаидаты. Писатель большое внимание уделяет восстанию достоинства человека и рождение в его внутреннем мире новой личности, победившей страх.
Таким образом, человеческие отношения и их нравственная позиция, по О.Бокееву, складывается из определенных компонентов: в ней есть то, что идет от натуры; то, что идет от воспитания и среды; то, что составляет уровень нравственных принципов, установок, определяющих действия человека, его поведение в разных обстоятельствах.
Основная тзорческая тема писателя, - человеческие отношения и отношения Человека с природой - взятая в общих параметрах, образует как бы огромный.свод, под которым распологаются отдельные произведения писателя.
Так, внутрення тема О.Бокеева предстает как огромное дугообразное покрытие, под которым в разнообразном, но внутренне организованном порядке расположены повести "Ыузтву", "Борхан", "Кар кыэы", "Сайтан коп!р" и "Атау-кере".
Определив основных тему творчества писателя, диссертант рассматривает ее влияние на структуру его произведении, так как основная или внутренняя тема определяет многое: и ажет, и композит» и отдельные мотивы, и направленность героев, смысловые обертоны. В связи с этим исследуются основные струк-турообразуюцие элементы.
Художественный мир творчества писателя или отдельного произведения, отмечал Л.С.Лихачев, состоит из отдельных, "малых" миров. Допытавшись выявить "внутреннюю" тему О.Ьокееэа и с ее помогаю выйти к художественному миру писателя, мы обнаружили ее глубокую сопряженность с нравственной проблематикой.
Истинность нравственного выбора, совершаемого героями и определявшего их отношение к природе во всей многозначии этого слова, является критерием человечности. Натурфилософская проблематика, на которую опирается выбор определенной жизненной позиции, является одним из важных сентров "нравственного мира" в этих произведениях. Бели в 30-е годы проблема "человек и природа" была достоянием героя - философа, то сегодня, став глобальной по своему характеру и следствиям, она органически вливается в миропонимание каждого персонажа. Но при всей общности пафоса или даже совпадении отдельных этико-фялософских мотивов у каждого писателя натурфилософская проблематика - лишь составная часть его резко индивидуального художественного мира, формируемого мировоззрением, складом дарования, особенностями видения действительности, культурной традицией и т.д. Понятие
- 10 -
"нравственный мир художественного произведения", введенное академиком а.С.Лихачевым в литературоведческий обиход полтора десятилетия назад^, позволяет вписать натурфилософскую проблематику в индивидуальную идейно-художественную систему того или иного художника, избежать нивелировки в истолковании этических и философских оценок, принадлежащих непохожим друг на другэ творческим индивидуальностям. Вслед за Г.Белая автор диссертации расшифровывает понятие "нравственный мир художественного произведения" как " систему этических генностей, существующих в произведении и реализующих себя в этических оиенках мира, принадлеуао?их художнику и его персонажам; в его представлениях о нравственной норме и ее связи со временем; в его воззрениях на этико-психологическую структуру человека; в его
модели должного и сущего в человеческом поведении; в соииально-
2
классовой расстановке нравственных акгентов" .
Диссертант предприняла попытку определить, что представляет собою "нравственный мир" вообще и применительно к отдельному произведению - в частности повести О.Бокеева "Атау-кере" ("Опасный гибрид").
Соотношение и столкновение разнохарактерных нравственных и эстетических оценок, идущие от различного видения и понимания героями социального и природного миров, является здесь основ-• • "конструктирую:цим" началом, ото материализуется в сшете
ломпозиции, во внутреннем соотношении их элементов. "Яблоком раздора" служит конкретная жизненная ситуация, вызывающая различные нравственно-психологические реакции, как бы специально
1.Лихачев Д.С. Внутренне! мир художественного произведения.
Вопросы литературы, 1У66, И 6.
2,Белая Г. Нравственный мир художественного произведения.
Вопросы литературы, 1963, }? 4, С.21.
предназначенная для осмысления с разных жизненных позиций и социальных уровней.
Ыногогеройная структура повествования представляет простор для противоборства разных, несовпадающих, часто противостоящих друг к другу персонажей.
Особое место в первой главе уделено и миру природы, который стремится предстать самостоятельным художественным образом, как бы реально участвующим в развитии событий, старается определить саму смысловую тональность произведения, его эмоциональный ключ. Эстетиэированный образ природы - пейзаж предоставляет возможность писателю расширить, дополнить и одновременно обобщить, придать цельность жизненным судьбам героев. О.Бокеев в силу объективных причин создал довольно пространные, панорамные описания природы. <&то обусловлено и проблематикой, и особенностью конфликта, и морально-этической сущностью героев. Философичность его произведении предопределяет символичность некоторых пейзажных зарисовок. Создавая такие образы - символы, писатель исходит преаде всего из ассоциативности ощущений. Смысл символа у О^Бокеева многозначителен .Выписанный сам по себе конкретно и детально, он во всей глубине и значительности осмысливается не сразу. Иногда такой образ-символ воплощает од-чу из идей произведения. Например, образ горной реки, которая"' по очереди окунула в свои холодные воды деда, отца и сына, символизирует жизнь человечества или заглохший трактор на фоне огромных, покрытых снегом, сопок символизирует противостояние НТР и Природы и служит для раскрытия идеи произведения. Природа в произведениях О.Бокеева предстает одушевленной,живой. Так, в повести "Бархан" Кызылкуы волнуется, даже подталкивает героя к нравственному поступку. Они- один яз важнейших образов, '
отношением к нему определяются судьбы главных героев.
Глубоко зная родную природу, О.Бокеев при помощи самых разнообразных выразительных средств (метких сравнений, свежих метафор, ярких эпитетов и др), обусловленных специфическим художественным мировоззрением, передает читателю глубину эстетического восприятия художественного мира.
В пейзажах О.Ьокеева зрительные детали и особенно звуки ошутимы, почти осязаемы. Писатель добивается не только того, чтобы читатели увидели описываемое, но и активно откликнулись, встрепенулись, эмоционального отклика художник достигает свежестью образов, выразительностью языка. Особенно яркими предстают в произведениях О.Ьокеева картины зимнего пейзажа, полные внутреннего смысла. Ьелкй, чистый снег, как правило, выступает символом всего светлого и возвышенного - надежды, радости, счастья, самой жизни. В каждом явлении природы писатель улавливает доминирующую деталь и, благодаря ей, создает запоминающийся образ, полный динамизма и красоты.
В художественном мире писателей есть и "отрицательный мир". Казахской прозе 70-х и начала 80-х годов с экологической проблематикой свойственно повыпеннов внимание к характеру антигероя. Это диктуется стремлением, во-первьк, многосторонне показать "зло", а во-вторых, выявить позитивные тенденции в реальной действительности, противостоящие ему.
Образы антигероев в произведениях О.Ьокеева, в сравнении с персонажами других писателей (Д.Досжанов, А.Аскаров), отражают некоторые тревожные явления социальной, духовной и экономической жизни нашего общества, вызывающие пристальное внимание как общественности, так и писателей, публицистов. Выявляя тенденцию и усложнению характера хищника и разрушителя,
авторы ряда произведений показывают юс способность маскировать свою подлинную суцность, уМеЛо использовать объективные противоречия действительности, ■откровенно эксплуатировать демагогические приемы. Тип антигероя в прозе с экологической тематикой отнюдь не исчерпывается характером браконьера, разрушителя природы. Он выявляется в значительно более сложных художественных модификациях: от Молдаберди /"Тхяепедг бере гер" Д.Дос-канов/, всгупаюцего в конфликт с моралью общества посредством
тех кс возможностей, которые общество и представлло,—до не--
обычайного в своей смысловой '^тяжеленности" образа духовного растлителя- Конкай /"Кар кызы" О.Бокеев/. Авторы экологической прозы особенно подчеркивают всевозрастающую опасность духовной глухоты и слепоты персонажей, выявляют тенденцию к хицничеству. Неспособность к одухотворенному восприятию природного мира грозит разрушением не только окружающей среды, но и - что особенно важно-определенных нравственно-зтических представлений и норм, которые необходимы человеку в его дальнейшем развитии. Ьозтому концепция характера хищника, созданная казахскими писателями, приобретает не только художественно-психологический, но и социально-идеологический смысл, она помогает поачть сущность "антогонистического социально-нравственного столкновения" гонаду защитниками природы и ее разрушителями.
Исследователь отмечает, что обжив художественный мир О.Бокеева, мы получили возможность найти те ответы на вопросы о смысла жизни, о социальной активности человека, о борьбе добра и.зла, которые интересуют читателя; только в таком случае анализ поэтики, на наш взгляд, оказывается оправдан.
Мояно с уверенностью сказать, что современная проза - это тоже особый нравственный мир, обладающий сложным многоголосием.
Но голоса эти, при всем различии их индивидуальных звучаний, художественных миров,имеют единый перекрывающий эти различия трубный глас: они исполнены веры в человека, в его социальную активность, в неразрывность личности и общества, человека и природы.
Вторая глава^Н^иональные^особенности^каз окологи-
ческой_прозы" посвяцена национальным особенностям темы человек
и природа. 1фоблема народных и национальных - то есть своенарод-ных, присущих определенному народу -основ литературы и культуры в целом приобрела за последние годы давно уже невиданную остроту и всеобщность, с-тот подьем нераздельно связен с возвратом к традициям, к многовековой культуре народа во всем ее богатство, поэтому диссертант на примере произведений казахских писателей делает попытку раскрыть национальные особенности казахской прозы, посвяценной проблемам взаимоотношения человека и природы. Казахская "деревенская проза" вполне самобытна, хотя ее связи с другими национальными прозами, без сомнения, суцест-
вуют. Потому что художественное освоение современного бытия
»
людей во всей его целостности с необходимостью совершалось в русле именно деревенской прозы.
И это вахнее всего. Ь у нас, и в других странах искусство обратилось к деревне не ради неё самой, но для более глубокого , проникновения в смысл современности, ибо как раз в деревне, там, где непосредственно и открыто "сталкиваются" социально-техническая и природная реальности, открывается возможность до конца проникнуть в смысл происходящего. "Деревенская проза" -всего лишь "рабочий" термин критики.
Но вместе с тем деревни деревням рознь. Казахский аул
многим отличается от русских, американских сел.
Поэтому нравственную глубину современника, его способность к содружеству с природой в условиях научно-технического прогресса казахская литература выверяет не только глобальным воздействием на среду обитания, но и его повседневными, малозаметными сеязами с миром «ивой природы, не только Аралом или Балхашом, но и маленькими Лашыном и скакуном, которые приняли на себя всю тяжесть трагического разрыва человека с природой и
были представителями вековых национальных традиции._
В мировой литературе есть немало увлекательных произведений, героями которых являются животнш. Главенствуюцее место в этой галерее образов животных занимает собака. И в повести М.Магауина. "Тазыныц ел1м:" собака представляет серединное звено ыезду человеком и природой, зачатки разума в ней, возмок-. . ности совершенствования, развития. Казахи своими целенаправленными действиями вывели особую породу степных гончих - тазы. В повести рассказывается трагедия последнего представителя этой породы - Лашын. Автор с недоумением спрашивает читателя, что стало с тем казахом, который всего полвека назад не об-мэнял одного ценна этой породы на девять скакунов. А теперь после смерти хозяина, последнего охотника, трагический погибает собака, а вместе с ними передается забвению и народная, гумон-" ная традиция.
Ы.Магауин продолжил "охотнмчьую тему" в повести "Шахан-шер1и, где подлинная близость с природой омрачается тоской и боль», и .автор постигает охоту ~ право на чью то еизнь - как всеобщую философип жизни и смерти. Два крика - любви и смерти -сливаются воедино в охотничьей "праве", любви - высшего проявления жизни, и смерти, обрывающей жизнь в пору любви.
Философия "охоты" есть отражение мировоззрения человека, и в различных типах "охотников" воплоцаютсч самые противоположные жизненные позиции и уровень духовности. М.Магауин показывает меняющуюся психологию охотника Шахана которая произвола с ним в результате трагического случая,когда духовное наслаждение миром вытесняет страсть убивать тигров, мстить за смерть своих родныхкогда охота становится мастерством - умением /Казы, "Тазыныц елгмгJ спасать - сохранить "душу природы" и мастерством-умением раскрывать потаенные ее силы - возможности.
В казахской литература, как устной, так и письменной, коню-верному спутнику джигита - отводится особое место, нот поэта, который не воспевал бы коня. Казахскат "деревенская проза" тоже не обошла стороной векового спутника, который в век ИГР второстепенным, иногда забытым.
писатели 'J .¡¿агауин и К..1уыедилов обратились к одной проблеме в разных плоскостях. ¿i.MarayiiH как и в повести "Тазыныц елimí" рассматривает проблему с точки зрения традиции. Тренировка скакуна - в казахских степях была особый традицией. Vi эту традицию по эстафете передовали из поколения в поколению. В повести "SyflpiK" трагедия скакуна связана с трагедией народа. Loеле долгих лет запрета были восстановлены народные традиции, в том числе и "байги". Старики-знатоки находили незаметных скакунов, тренировали и вместо добивались славы. Но смерть последнего знатока одного казахского аула обернулась для скакуна Нарккзыл отправкой в мясокомбинат. Ьисатель тем самым показывает роль человека, настоящего человека, в судьбе животного мира. Смерть охотника Казы и старика Мамай - это потеря памяти целого народа, так как нет продолжателей традиции. Народные традиции - это истоки, корни народного самосознания,
векши формировавшегося в тесном единстве со средой обитания. Боэтому потеря традиции воспринимаются казахскими писателями как потеря единства человека и природы.
Образ "памяти" и его художественная модификация играют значительную роль в выявлении основной идейно-философской концепция произведения Кабдеиа Жумадилова "Сэйгулхктер", посв^цен-ной проблемам коневодства. Анализ этого произведения убеждает в том, что духовную зрелость своих героев К.Жумадилов выверяет
- путем осмысления-ихвзаимоотношениис-зеылей ¡—с учетом изме--
нении в жизни крестьянства: после необдуманных решений было распахано все, что можно распахать. Но эти земли остались просто неосвоенными "в силу невозможности". А последствия рао-пааки сказываются на всем комплексе, на всей прилегающей территории происходит полная смена естественного покрова, который по премудрой нашей статистике, числится по разряду лугов и пастбиц. А на самом деле уничтожили ковыль-траву, траву-мураву и развели ни к чему непригодный сорняк.
1.ри этом надо учесть, что приказано держать поголовье скота, молоко и ыясо давать обязан, и жить тоже вроде бы надо. Суть образа старика Агибай в предельной слитности с природой, обцей судьбе с ней. Герой осуждает прагматизм и буздуховность, отсутствие у человека поэтического и эстетического чутья. Он & заключает в себе то извечное тяготение к земле, которое пробуждала физическую силу и самые драгоценные качества человеческой души.
Тема исторической памяти, верности родной земле, своей истории тревожно-настораживающе прозвучала в повести М.Магауина "йылаеды жаз". В произведении поднимается проблема преемственности поколении. Три поколения людей живут в одном ауле и все
обеспокоены передвижением колонии змей и кл^ут причин. Старшое поколение-старики в повести изображается носителем исторической памяти народа, но после голода и войны их осталось немного. Они не могли передать свои жизненный опыт своим детям, которые выросли в других условиях. Деяния старших поколений рассматривается сквозь призму детского вегляда.. Ребенок, дш1ек от забот стариков, честолюбивых страстей и престижных соображений своих отцов. Он окапывается промежуточным звеном ксоду природой, как детством всего человечества, и взрослыми людьми, ужо отторгнутыми от природного мира. Реальный материал исследуемого произведения свидетельствует о приобщении юных героев преимущественно к трагическим сторонам взаимоотношении современного человечества с природой, км свойственно остров оцуцен;:е нарастающей дисгармонии в этой сфере бытия.
Все это усиливает идейно-психологическую нагрузку на детские характеры, так кок через восприятие героя-подростка автор в большей мере передает свой взгляд на природный мир, свое понимание его нравственно-эстетического богатства. Репрезентация авторского восприятия неизбежно ведет к усложнению детского характера, стремительному взрослению героя и значительной драматизации его мироощущении, что сказывается в обострении сюжетов произведений.
причину передвижения колонии змей каждое поколение понимает по-своему. Писатель в развязке повести, когда змея ужалила представителя райкома, символически показывает, что причиной передвижения являются атомные испытания и за это отвечает среднее поколение, поколение, порождение командной политической системы. Если в повести змея символизирует ироду, то Едиге -будущее народа. Автор возлагает всю ответственность за содеян-
ное на среднее поколение, лишенное исторической памяти.
Рассматриваемые в диссертации произведения свидетельствуют о нравственно-философских поисках казахской прозы, об устойчивом интересе ее к морально-этическим проблемам. Все авторы единогласно утверждают, что человек должен жить на земле ради доброты и быть в ответе за нее.
Во второй главе исследуется также и проблема миграции, на материалах произведении А.Аскарова "¿^уртта цалган «ет1 уй" и
"Бгзд1ц жацткн. иалдары", ибо в наше время нарушение духовной_
связи" "с малой родиной", сложные перипетии адаптации на новом месте носят типичный характер. В странах, где нет частной собственности на землю, где земля принадлежит государству, расставание с нею является главным образом душевной, а не экономической драмой. Но человек меняет весь риты своей прежней жизни, лишается привычной среды, расстается о близкими, с природой, среди которой жил. Часто он не выдерживает такого испытания и возвращается в родные места или умирает от переживании /Байсулган, "Б13Д1Ц жацтыц шалдары"/.
приняв на себя заботы о природе, добиваясь наибольшего эмоционального воздействия на читателя, современная литература стремится к обогацению художественных средств в все чаще обращается к использованию таких условных форм обобщения, как миф,-притча, легенда, антропоморфизм. /"Музтау" О.Бокеева, "Шахан-шер!" М.Магауина, "Сейгул1ктер" К.Жуыадилова/.
Диссертант на основе анализа произведений Ы.Магауина, К.Жумадилова и О.Бокееба показывает умелое использование прит-
чевых обобщений, приемов художественного антропоморфизма при
*
соответствующем социальном насыцении» глубоких национальных
корнях, отнюдь не уводит в область абстрактных условностей, а наоборот, обогащает, предает образам особую художественную выразительность, усиливает заостренность повествования.
Особое внимание при анализе уделено национальным особенностям использования притчевых обобщений и мифотворчества. Исследователь отмечает, что кацдкй писатель, обращаясь к условным формам художественного обобцения, ставший приметной чертой современной прозы, особенно же произведении рассматриваемой тематики, использует национальные мифы и легенды, л тем самым придает национальный оттенок своим произведениям и является одним из примечательных и плодотворных стилевых тенденции в современной литературе. Она рождена требованиями времени.
Раскрывая: национальные особенности казахской экологической прозы исследователь отмечает, что совпадающим моментом художественного репения "человек и национальный мир" в разных национальных литературах является сосредоточение внимания на калом пространстве изображения, благодаря чему их художественные миры становятся аналогами национальных миров, но в то же время они рассматриваются как модель большого мира, обцезна-чимых для человечества проблем и процессов.
В_заключении диссертации подводятся итоги исследования и устанавливается типология социально-экологического и нравственного поведения героя современной прозы.
В исследовании представлены три типа отношения человека к природе: разумно-сознцательное со способностью к одухотворенно-поэтическому ее восприятию /Дана "Тхлеггцд! бере гер", Агыба.1 "Сэйгулхктер"/, пассивно-созерцательное /Актан "Музтау"/ и хшд-нически-потребительское. /Молда^ердх "Тхлогй'дг бере гер", Кончай "1\др цызы", bpiK "Лтау-кере"/.
Вместе с тем, диссертант отмечает, что казахская проза, несмотря на обилие и разнообразие произведений о человеке и природе, заметно отстает от документалистики: конкретные лади, "незаурядные личности, настояцие герои в жизни еце не стали прототипами героев литературных, полнокровными и масштабными художественными образами.
Казахская литература участвуя в художественной разработке темы "Человек и природа" участвует в борьбе за утверждение принципов гуманизма, нравственного идеала, за физическое и духовное здоровье человека, и этим вносит весомый вклад в решении экологических проблем современности.
lio теме диссертздии_опубликов;^__зд^
1. 1\аэац повестергндегх экология иэселес1 //Казахстан Республикам Гылыы Академия сынын хабарлары. Ti л, эдабиет сериясы. 1992, № I.
2. Экологиялыц повестердегх ултты^ ерекшелхктер. Ьдзац аде-биетЬ 19У2, 28 тамыэ.
3. Экологиялыц сананы цалыптастырудагы здебиеттхц ролх // ' Зерде. 1992, № х2.
4. Дазац едебиетгндег1 адам жэне табигат «арым-цатынасы мэсе-лес!. Абай атьщдагы Алыаты Ыемлеквтмк Университет!kíи
г чаты. Алматы, I9S2. Ь. О.Бекеевтхц керкецц1к алемг. "¿Cae алаш" газетке басуга
цабылдаеды. ¿993. ó. bA3Ípri цазак зкологиялыц повзстерхндег! а^ыздарды пайда-лану. "Халык кецес!" газетхне басуга усынылды. 1993,