автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Процессы по обвинению в религиозном нечестии ( ασεβεια ) в Афинах в последней четверти V в. до н. э.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Никитюк, Елена Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Процессы по обвинению в религиозном нечестии ( ασεβεια ) в Афинах в последней четверти V в. до н. э.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Никитюк, Елена Валентиновна

Введение.

Глава I. Определение понятия aaefJeia и законодательство в религиозной сфере в Афинах в V - IV вв. до н.э.

1. Развитие атеистических взглядов в Греции.

2. Определение понятия daefteia по литературным свидетельствам.

3. Выработка религиозного законодательства.

1. Закон о празднике.

2. Закон о запрете посещать храм гетерам.

Глава П. Процедура судебного преследования по урафт] aaefkias-.

1. Виды преступлений, квалифицировавшихся как асебия.

1. Осквернение святости места.

2. Гиеросилия.

3. Преступления жрецов в отношении культа.

4. Введение новых культов.

5. Организация фиасов.

6. Преступления чужестранцев и гетер по отношению к аттическим культам.

7. Отцеубийство.

8. Вырубка священной маслины.

9. Изготовление ядов и колдовство.

10. Оскорбление умерших.

2. Способы возбуждения процесса по обвинению в религиозном нечестии.

1. урафг) aaePeias-.

2. dwaycuyij.

3. ¿vSeifc.

4. elaayyeXia.

5. SacdCavQai тгрдs* ЕЬцоХтг18ад.Ill

6. <f>pdCeiv irpdsr tov ¡ЗатХёа.

7. fiifwcris'.

3. Различные типы наказания за асебиго.

4. Основные причины доносов с обвинением в религиозном нечестии и судьба доносчика.

Глава Ш. Процессы по обвинению в асебии в Афинах в последней четверти V в. до н.э.

1. Анаксагор.

2. Фидий.

3. Аспасия.

4. Протагор.

5. Диагор.

Глава IV. Процесс нечестивцев 415 г. до н.э.

1. Обстановка в Афинах накануне Сицилийской экспедиции и преступления против богов.

2. Следствие по делу гермокопидов и осквернителей мистерий и его результаты.

3. Сущность и цели кощунства, совершенного гермокопидами.

4. Сущность и цели кощунства, совершенного осквернителями мистерий.

5. Обоснованность обвинений в асебии в 415г.

6. Роль гетерий в преступлениях гермокопидов и осквернителей мистерий

1. Гетерия Алкивиада и асебия осквернителей мистерий.

2. Гетерия Эвфилета и асебия гермокопидов.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Никитюк, Елена Валентиновна

Афины в последнюю четверть V в. до н.э. переживали трудный период своей истории. Разразившийся в IV в. кризис полиса в политической и социальной сферах неизбежно сопровождался также кризисом в идеологической сфере, однако, как свидетельствуют античные авторы, истоки всех этих явлений прослеживаются не только в конце, но и в течение второй половины предыдущего века. Постепенно развивалась аполитичность и как ее следствие - появлялось пренебрежение отеческими традициями. Сказывалось это, в том числе, и в отношении верований и исполнения обрядов культа, вследствие чего государство было вынуждено встать на их защиту. По данным источников именно в это время конкретизируется понятие асебии (aae(3eia), из чисто морального аспекта которого выделяется юридический, что заканчивается оформлением специальной формулы обвинения урафт) aae(3d.a разрабатываются различные способы возбуждения процесса по обвинению в религиозном нечестии, уточняются полномочия судебных инстанций по ведению дел подобного рода. В современной литературе наметилась явная тенденция сокращать свидетельства античных авторов, характеризующие ограничения свободы мысли в Афинах V в. Так, например, КДовер рассматривая данные традиции, приходит к выводу, что большая часть их оказывается ничем иным, как необоснованной спекуляцией.1 Действительно, демократия считала одной из важнейших своих привилегий исегорию, но под ней понималось право свободного выражения своих мыслей любым членом гражданского коллектива, но никак не выражение любых мыслей и, тем более, не право на любые действия. Особенно жесткими регламентации были именно в сфере культа, поскольку, по убеждению греков, оскорбление богов одним человеком влекло за собой их кару на всю общину в целом, что ставило под угрозу существование самого государства.

Вопреки представлению о V в. как о периоде наивысшего благополучия, во вторую его половину было намного больше процессов по обвинению в религиозном

1 Dover К.J. The freedom of the intellectual in Greek society // Talanta, Vol.7, 1975. P.24-54. 5 нечестии, чем даже в IV в. - это процессы Анаксагора, Протагора, Аспасии,

2 л нечестивцев 415 г., Диагора, Андокида, Сократа, и, возможно, Эврипида . Однако, некоторые исследователи полагают, что в действительности их было даже гораздо больше, но информация не дошла до нашего времени.4

Но, в любом случае, несмотря на то, что V век был чрезвычайно богат различными событиями, стоит еще раз обратить внимание на то, что два чуть ли не самых знаменитых человека этого времени прямо или косвенно были связаны именно с процессами по обвинению в асебии, что и делает этот сюжет актуальным при изучения истории классических Афин. Один из них - Перикл, лидер афинской демократии на протяжении полутора десятилетий, которого его современники не посмели напрямую привлечь к суду за религиозное нечестие, но обвинили в 430-х гг. в этом преступлении близких к нему людей - Аспасию, Фидия и Анаксагора.

Второй - Алкивиад, также принадлежавший к старинному роду Алкмеонидов, блестящий полководец, один из инициаторов Сицилийской экспедиции 415 г. Таким образом, два персонажа и два события, причем оба - составившие эпоху в афинской истории. Бесспорно влияние процессов против друзей Перикла на его отставку в 429 г., нанесшую сильный удар по афинской демократии и

Обвинение Сократа представляет собой специальную тему для исследования, поэтому оно будет затрагиваться в работе только косвенно - в связи с псефизмой Диопифа. о

Этому судебному процессу не хватает достоверности настолько, что мы решили также опустить его при рассмотрении обвинений в асебии, выдвинутых в V в. Единственное упоминание о нем содержится в "Жизнеописании" Сатира, где оно приводится вместе с утверждением, что Эврипид был атакован женщинами во время Фесмофорий. Как предполагает П.Стевенс, эта история могла базироваться на сцене из какой-либо утерянной ныне комедии или, возможно, Сатир или его источник были уверены, что человек, ассоциировавшийся с софистами, вполне мог быть обвинен в нечестии, как и некоторые из них, см. : Stevens Р.Т. Euripides and the Athenians // JHS, Vol.76, 1956. P.88 ff. 6 ознаменовавшую конец периода Пентеконтаэтии. С другой стороны - Сицилийская экспедиция - обозначавшая ее окончательный крах, хотя агония продолжалась и дальше. Однако, Афины так и не смогли вернуть себе прежнее политическое положение после поражения под Сиракузами, поскольку Сицилийская экспедиция была, по словам Г.Бенгтсона, великим переломным моментом не только в истории Пелопоннесской войны, но также греческой истории и, в конечном итоге, истории античного мира вообще.5 Сокрушительный провал похода многие исследователи связывают именно с отзывом Алкивиада из Сицилии, что было вызвано его обвинением в религиозном нечестии по делу осквернителей Элевсинских мистерий.

Поэтому мы считаем целесообразным ограничить хронологические рамки нашего исследования именно этими двумя громкими процессами по обвинению в асебии. В промежутке между ними подобные же обвинения были выдвинуты против Протагора и Диагора, а одновременно с делом тех, кто вместе с Алкивиадом совершал кощунство по отношению к мистериям, разразился громкий скандал из-за преступления гермокопидов. Однако, эти обвинения не только не являются лишними при рассмотрении вопроса о религиозном нечестии, но доставляют нам дополнительный материал, подтверждающий общие принципы. При изложении всех этих процессов нас будет прежде всего интересовать юридическое основание для возбуждения обвинения, обстоятельства его проведения, а также степень влияния светских мотивов, в первую очередь, политических и личных.

Выбранная нами тема достаточно ёмкая, поэтому обзор источников и исследовательской литературы придется проводить в соответствии с распределением материала по главам диссертации. По каждому из вопросов есть свой круг историографии и источников, которые хорошо представлены как литературными, так и документальными свидетельствами.

По словам Лукиана в "Икаромениппе," одной из характернейших черт афинян было то, что они постоянно судились друг с другом. Отсюда ясно, какое важное

4 Dodds E.R. The Greeks and the irrational. Berkeley;Los Angeles, 1951.P. 189, 201. 7 место занимали в их общественной жизни юрисдикция и юриспруденция. Однако, свидетельств их деятельности в этой сфере сохранилось не так много. К области религиозного права относятся, в частности, надписи, характеризующие административное функционирование объектов культа, например, систему запретов и штрафов, существовавших при отдельных аттических храмах (IG, I2, 3; I2, 76; II2, 1177). Интересным, но сложным для использования источником являются речи афинских ораторов IV в. до н.э. - Демосфена, Лисия, Исея - так как они достаточно часто перелагают или даже дословно цитируют законы прошлого века ввиду значительной консервативности именно в сфере религиозного права.

По вопросу об обвинениях и процессах против друзей Перикла мы можем воспользоваться только литературными источниками, да и то, в основном, поздними. Так, Плутарх в биографии Перикла приводит данные об обвинении Анаксагора, Аспасии, Фидия. Информацию о процессе Протагора и, в том числе, его знаменитое высказывание о богах, ставшее причиной обвинения его в нечестии, приводит Диоген Лаэртский в его жизнеописании. Обвинение же Диагора Мелосского, получившего даже в древности прозвище "Атеист," засвидетельствовано довольно большим количеством источников, начиная с Аристофана и кончая христианскими авторами. Однако, благодаря этому обстоятельства его судебного преследования не становятся более ясными, поскольку, по образному выражению Ф.Якоби, все они "увариваются" до нескольких незначительных фактов.6 Важное значение при определении сути нечестия, в котором обвиняли Анаксагора и Протагора, имеют фрагменты сочинений этих философов, собранные в издании Дильса-Кранца.

Ценнейшим источником по процессу 415 г. являются так называемые Аттические стелы - каменные блоки, выставленные некогда на агоре, с перечнем конфискованного по решению суда имущества осужденных за кощунство над гермами и осквернение мистерий. Они представляли собой своеобразные отчеты полетов с указанием времени продажи, пошлины в пользу государства и суммы, полученной за имущество. Впервые такое название данного эпиграфического

5 Bengtson Н. Griechische Geschichte. 5. Aufl. München, 1977. S.240, cf.245. 8 памятника встречается в "Ономастиконе" Поллукса (X, 97). Аттические стелы были найдены во время раскопок афинской агоры и изданы американскими учеными У.Притчеттом и Д.Эмиксом с подробным эпиграфическим и реальным комментарием.7

Из древних авторов этот сюжет затрагивали в своих сочинениях Фукидид, Андокид в речи "О мистериях," Псевдо-Лисий в речи "Против Андокида"; кроме того, краткие упоминания о процессе 415 г. есть у Исократа, Диодора, Плутарха в биографии Алкивиада, Псевдо-Плутарха в биографии Андокида и у Корнелия Непота. Фукидид, описывая историю Сицилийского похода афинян, придавал огромное значение фигуре Алкивиада, посвятив ему даже целый биографический набросок (VI, 8-26). Однако, признавая его недостатки, Фукидид находился под сильным впечатлением от личности этого афинянина, интеллектуальные способности которого ставил выше моральных качеств. Это все привело его к преувеличению влияния Алкивиада на курс событий.8 Более того, поскольку Фукидид находился в это время в изгнании, всю информацию об этом деле, по мнению некоторых исследователей, он мог получить от одного из непосредственных участников событий - от Алкивиада, с которым мог встретиться во Фракии после 407 г. Поэтому все, что он считает необходимым сообщить читателям о процессе 415 г. - это то, что враги Алкивиада убедили афинян, что он виновен в нечестии. Все детали обвинения были им опущены и Фукидид даже не обостряет вопроса, виновен ли он в действительности или нет.

Речь же Андокида "О мистериях," произнесенная в 400 г. во время защиты на суде по обвинению в осквернении Элевсинского культа, имеет ярко выраженный

6 Jacoby F. Diagoras о "AQeoç. Berlin, 1959. P. 16 ff.

7 Pritchett W.K., Amyx D.A. The Attic stelai. Pt. I-III // Hesperia, Vol.22, 1953, №4; Vol.25, 1956, №3; Vol.27, 1958, №3-4; Pritchett W.K. Five new fragments of the Attic stelai // Hesperia, Vol.30, 1961, №1. P.23-29. - Андокид. Речи, или история святотатцев / Пер. и комм. Э.Д.Фролова. СПб., 1996. С. 156-190, 192-195.

8 Brunt R.A. Thucydides and Alcibiades // REG, t.65, 1952, №304-305. P.70, 91,

95 ff. 9 субъективный характер.9 Однако, приводимые Андокидом списки числившихся в доносах по делу герм и мистерий в 415 г. были подтверждены эпиграфическими данными - Аттическими стелами, что позволяет отнестись с большим доверием к этому источнику в целом.

Вопросы афинского законодательства в сфере религии и сами процессы по обвинению в асебии вызывали и вызывают до сих пор живой интерес исследователей. Так, в работе Э.Доддса анализируется характерная для греков классической поры ментальность и, в том числе, психология нечестия как социального преступления.10 Краткие, но чрезвычайно информативные энциклопедические статьи Э.Келльмера и Т.Талхейма рассматривают само понятие асебии и оформление в юридической практике специальной статьи для обвинения в этом преступлении.11 Очень

1 9 интересной нам представляется статья Ж.Рудхардта, посвященная определению поступков, считавшихся в Афинах V-IV вв. до н.э. нечестивыми В этой работе, несмотря на ее небольшой объем, собран богатый фактический материал, послуживший основанием для ряда важных выводов.

Необходимо упомянуть также и старые фундаментальные исследования немецких антиковедов по правовым древностям, не потерявшие своего значения и сейчас. Это ставшие классическими труды Ю.Липсиуса по афинскому праву, М.Мейера и Г.Шоманна - о функционировании различных судебных инстанций,

9 В датировке этого процесса мы, как и большинство современных антиковедов, следуем за Д.МакДауэллом, см. : MacDowell D.M. Andokides. Р.204-205. Однако, некоторые исследователи датировали его 399 г., см., например : Andokides1 Eerste Rede met inleidung en commentaar door A.D J.Makkink. Amsterdam, 1932. P.32-35.

10 Dodds E.R. The Greeks and the irrational. Berkeley; Los Angeles, 1951.

11 Caillemer E. 'Aaeßaa // Daremberg Ch., Saglio E. Dictionnaire des antiquités grecques et romaines. T.l. Paris, 1877. P.465-467; Thalheim Th. ' Aaeßeia? урафт) // RE, Bd.2 Hbd.2, Stuttgart, 1896. Sp.1529 - 1531.

1 л

Rudhardt J. La définition du délit d' impiété d' après la législation attique // Museum Helveticum, Bd. 17, 1960, Fasc.2. S.87-105.

10

Э.Платнера, очень подробно разобравшего в двух томах практически все вопросы, связанные с аттическим судопроизводством.13 Значительный вклад в разработку этой проблемы был сделан также современной историографией в лице, например, датского исследователя М.Хансена,14 работы которого, в основном, посвящены IV в., но содержат многочисленные данные и по V в. до н.э., а также английского антиковеда П.Родса,15 для которого характерен тщательный подбор и обработка материала.

Процедуру по обвинению в религиозном нечестии рассмотрел в своей монографии Э.Деренн, а сами процессы - их историю, обстоятельства и причины

16 17

Г.Мараско. Важным для нашей работы оказалось также исследование Р.Баумана, посвященное судебным разбирательствам, начиная с Мильтиада и кончая Деметрием Полиоркетом и, в том числе, интересующим нас процессам против нечестивцев. Мы присоединяемся к главному выводу этого автора о том, что при выдвижении всех этих обвинений в асебии большое значение имели светские мотивы наряду со вполне твердым юридическим основанием ввиду нарушений определенных пунктов

13 Lipsius J.H. Das attische Recht und Rechtsverfahren. Bd. 1-5. Leipzig, 19051915; Meier M.H.E., Schômann G.F. Der attische Process. New bearb. von J.H.Lipsius. Bd. 1-2. Berlin, 1883-1887; Plainer E. Der Process und die Klagen bei den Attikern. Bd. 1-2. Darmstadt, 1824-1825.

14 Hansen M.H. Eisangelia. The sovereignty of the people's court in Athens in the fourth century B.C. and the impeachment of generals and politicians. Odense, 1975; idem. Apagoge, endeixis and ephegesis against kakourgoi, atimoi and pheugontes. A study in the Athenian administration of justice in the fourth century B.C. Odense, 1976; idem.Nomos and psephisma in fourth-century Athens // GRBS, Vol. 19, 1978. P.315-330 etc.

15 Rhodes P.J. The Athenian code of laws, 410-399 B.C. // JHS, Vol.111, 1991. P.87-100; idem. The Athenian Boule. Oxford, 1972; idem. 'EiaayyeXia in Athens // JHS, Vol.99, 1979. P. 103-114 etc.

16 Derenne E. Les procès d'impiété intentés aux philosophes à Athènes au Ve et au IVe siècles avant J.-C. Liège; Paris, 1930; Marasco G. I processi d' empieta nella democrazia ateniese //Atene e Roma, t.21, 1976. P. 113-131.

11 религиозного права. Целая серия специальных работ посвящена обвинениям в нечестии, выдвинутым против Анаксагора, Протагора, Фидия, Аспасии и Диагора. В этих исследованиях очень подробно рассматривается датировка, обстоятельства и

18 причины возбуждения процесса в каждом из данных случаев.

Однако, наибольшее количество научной литературы посвящено процессу нечестивцев 415 г. Особое значение имеют работы, посвященные Сицилийской экспедиции19 и, в том числе, влиянию оракулов и кощунств, совершенных

20 гермокопидами и осквернителями мистерий, на судьбу похода. Не обделены вниманием исследователей и два главных персонажа этого громкого общественного скандала - стратег Алкивиад и доносчик Андокид. Более подробно, естественно, исследователями рассмотрена фигура Алкивиада - его биография и, в частности, его

17 Bauman R.A. Political trials in ancient Greece. London; New York, 1990.

18 Davison J.A. Protagoras, Democritus, and Anaxagoras // CQ, Vol.47, 1953. P.33-45; Mansfeld J. The chronology of Anaxagoras' Athenian period and the date of his trial // Mnemosyne, Vol.32, 1979. P.39-69; Vol.33, 1980. P. 17-95; Morrison J.S. The place of Protagoras in Athenian public life // CQ, Vol.35, 1941, №1-2. P. 1-16; Nicole J. Le procès de Phidias dans les chroniques d' Apollodore. Genèva, 1910; Bertheroy J. Aspasie et Phryne. Paris, 1913; Jacoby F. Diagoras ô"A0eoç. Berlin, 1959; Winiarc2yk M. Diagoras von Melos. Wahrheit und Legende. Pt. 1-2 // Eos, Vol.67, 1979. S. 191-213; Vol.68, 1980. S.51-75.

19 Meritt B.D. The departure of Alcibiades for Sicily // AJA, Vol.34, 1930, №2; Hatzfeld J. Le départ de l'expédition de Sicile et les Adonies de 415 // REG, T.l, 1937. P.293-303; Kagan D. The peace of Nicias and the Sicilian expedition. Ithaca; London, 1981.

20 Powell C.A. Religion and the Sicilian expedition // Historia, Bd.28, 1979, Hft.l.

S.15-31.

21 Marr J.L. Andocides' part in the mysteries and hermae affairs 415 B.C. // CQ, Vol.21, 1971, №2. P.326-338.

12

00 участие в асебии, а также выдвинутые против него в 415 г. обвинения в попытке установления тирании в Афинах. Нельзя не отметить также ряд интересных работ западных антиковедов, посвященных отдельным сюжетам этого процесса, но с изложением общего хода событий - так, в статьях И.Дройзена и В.Гётца тщательно

23 анализируются свидетельства источников по делу гермокопидов, А.Вейля -общественный резонанс этого кощунства среди современников,24 Р.Осборна -сущность асебии гермокопидов,25 Д.Льюса - последовавшие за завершением процесса конфискации и продажа имущества нечестивцев,26 Р.Воллеса - роль женщин в инициировании процесса по обвинению в асебии.27 Существует также диссертация американской исследовательницы Р.Аллен, написанная при университете в Цинциннате, известная нам, к сожалению, только по рецензиям, в которой всесторонне рассматривается преступление гермокопидов. Особая тема при изучении кощунств 415 г. - это участие гетерий в этом преступлении, что еще раз явственно продемонстрировало присутствие политического момента. Большой

22 Hatzfeld J. Alcibiade. Etude sur 1' histoire d'Athènes à la fin du Ve siècle. 2.ed. Paris, 1951; Forde S. The ambition to rule : Alcibiades and the politics of imperialism in Thucydides. Ithaca; London, 1989.

Droysen J.G. Des Aristophanes Vögel und die Hennokopiden // RM, Bd.3, 1835. S. 161-208; Bd.4, 1836. S.27-62; Götz W. Der Hermokopidenprocess. Nach den Quellen dargestellt von W.Götz // Jahrbücher fur classische Philologie, Bd.8, Hlbd.8, 1876. S.535-581.

24 Weil H. Les Hermocopides et le peuple d'Athènes // REG, T.6, 1893. Р.317-321.

ОЯ

Osborne R. The erection and mutilation of the hermai I I Proceedings of the Cambridge philological society, 1985, №211 (N.S. №31). P.54-58.

Lewis D. After the profanation of the mysteries // Ancient society and institutions. Studies presented to V.Ehrenberg. Oxford, 1966. P. 177-191.

27 Wallace R.W. Charmides, Agariste and Damon : Andokides 1.16 // CQ, Vol.42, 1992, №4. P.328-335.

28 Allen R.E. The mutilation of the Herms : a study in Athenian politics. Cincinnati,

13 материал о деятельности греческих гетерий был собран и изучен еще в старых работах Э.Цибарта и Дж.Калхауна. Очень обстоятельно рассмотрен вопрос о гетериях

29 в классическое время в специальном исследовании Ф.Сартори. Кроме того, серия работ посвящена именно выявлению степени виновности членов различных афинских

30 гетерии в кощунствах, совершенных гермокопидами и осквернителями мистерии.

Отечественные антиковеды в гораздо меньшей степени занимались всеми перечисленными выше вопросами. Именно поэтому особое значение в нашей работе мы придавали тем исследованиям, которые прямо или косвенно имели отношение к теме нашей диссертации. Среди них следует отметить статью Г.Т.Залюбовиной, считающей, что элементы кризиса полиса уже в V в. оказывали весьма заметное влияние на внутри- и внешнеполитическую жизнь многих греческих полисов и, в том числе, афинского.31 М.С.Корзун рассматривает обстоятельства выдвижения обвинений против друзей Перикла и приходит к выводу о большом влиянии на ход

32 всего судебного разбирательства политических мотивов. В исследовании Э.Д.Фролова не только анализируется феномен греческой тирании в целом, но также разбирается вопрос о тех подозрениях в отношении Алкивиада, которые существовали в Афинах накануне Сицилийского похода. Многие тогда считали, что

29 Ziebarth Е. Das griechische Vereinswesen. Leipzig, 1896; Calhoun G.M. Athenian clubs in politics and litigation. Austin, 1913; Sartori F. Le eterie nella vita politica ateniese del VI e V secolo A.C. Ed. anast. Roma, 1967.

30 Aurenche O. Les groupes d'Alcibiade, de Léogoras et de Teucros. Remarques sur la vie politique athénienne en 415 avant J.C. Paris, 1974; Murray О. The affair of the mysteries : Democracy and the drinking group // Sympotica / Ed. O.Murray. Oxford, 1991. P. 149-161; MacGlew J.F. Politics on the margins : The Athenian hetaireiai in 415 B.C. // Historia, Bd.48, 1999, Htt. 1. S. 1-22.

31 Залюбовина Г.Т. Кризис полисной идеологии в Афинах в V в. до н.э. // Проблемы истории античной гражданской общины. М., 1982. С.7-27.

32 Корзун М.С. Политическая цель процессов против друзей Перикла и причина Пелопоннесской войны // Вестник Белорусского университета. Сер. III, №2, 1971. С.7-15.

14 он, стремясь к установлению тирании с помощью коринфян, совершил кощунство для того, чтобы запугать сограждан. В статье же Э.Д.Фролова, помещенной в издании первого перевода на русский язык речей Андокида, прослеживается история святотатцев 415 г. и впервые вводится в научный оборот отечественной историографии ценнейший документальный памятник по делу нечестивцев - так называемые Аттические стелы.34 Фигура Диагора Мелосского привлекла внимание Б.Б.Виц-Маргулес, которая издала перевод всех античных свидетельств о нем, собранных еще в свое время Ф.Якоби и М.Виниярчуком, снабдив его подробным комментарием.35 Статья И.Е.Сурикова посвящена теме, которая еще ни разу не становилась предметом специального рассмотрения в отечественной историографии -феномену афинских гетерий как основного типа горизонтальных политических формирований внутри демократического полиса. Автор приходит к выводу, что характерной особенностью гетерий, формировавшихся вокруг отдельных политиков, была не столько свойственная им приверженность олигархии, сколько л/" принципиальная оппозиционность демократии.

Итак, целью нашего исследования было рассмотреть заново античную традицию об обвинении в асебии в последней четверти V в., и даже более конкретно -с 30-х гг. до 415 г. Для того, чтобы картина была достаточно полной мы посчитали целесообразным разобрать следующие вопросы:

33 Фролов Э.Д. Младшая тирания // Античная Греция. Проблемы развития полиса / Редкол. Е.С.Голубцова и др. Т.2. Кризис полиса. М., 1983. С. 122-123.

34 Фролов Э.Д. Из истории политической борьбы в Афинах в конце V века до н.э. // Андокид. Речи, или история святотатцев / Пер. и комм. Э.Д.Фролова. СПб., 1996. С. 5-32.

35 Виц-Маргулес Б.Б. Диагор Мелосский. Статья. Перевод. Комментарии. Гродно, 1996.

36 Суриков И.Е. Демократия и гетерии : некоторые аспекты политической жизни Афин V в. до н.э. // Власть, человек, общество в античном мире / Институт всеобщей истории РАН, Российская ассоциация антиковедов : Доклады конференций 1996 и 1997 гг. М., 1997. С.89-99.

15

1. Причины появления именно в Афинах нечестиво настроенных людей, поскольку "громкие" процессы, о которых мы знаем из источников, произошли в этом городе.

2. Степень конкретизации самого понятия аае^еьа, так как только при условии выделения религиозного нечестия из общей массы этико-моральных категорий, оно становилось объектом судебного преследования.

3. Разработанность афинского права по отношению к сфере культа, сосуществование и функции устного и письменного права, классификация преступлений против богов и определение наказания по каждому из них.

4. Процессуальная сторона судебного разбирательства по обвинению в нечестии, виды инициирования процесса и инстанции, в которых такое обвинение возбуждалось, типы наказаний за преступления различной тяжести.

5. Обстоятельства процессов по обвинению в религиозном нечестии, возбужденных против Анаксагора, Фидия, Аспасии, Протагора и Диагора, на примерах которых можно проследить соблюдение всех принципов афинской юрисдикции.

6. Громкий процесс нечестивцев 415 г. и обвинения, выдвинутые против гермокопидов и осквернителей мистерий.

При этом, рассматривая конкретные примеры судебного преследования за совершение асебии, мы ставили перед собой также цель попытаться реконструировать социально-психологическую обстановку в Афинах конкретного периода с тем, чтобы определить, насколько политическая ситуация оказывала влияние на возбуждение обвинения и ход самого судебного процесса по обвинению в нечестии.

16

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Процессы по обвинению в религиозном нечестии ( ασεβεια ) в Афинах в последней четверти V в. до н. э."

Заключение

Итак, по свидетельству античных источников, оформление религиозного законодательства в Афинах проходило в два этапа, включая реформы Солона, регламентирующие обряд жертвоприношений, и деятельность комиссии по пересмотру всех афинских законов, созданную по псефизме Тисамена в 403 г., когда были зафиксированы многие установления культа и было запрещено пользоваться впредь неписанными законами, за исключением, по-видимому, только Элевсинского культа. К концу V в. до н.э. структура афинского права в сфере религии уже приобрела известную четкость. Она включала в себя множество различных элементов : специальную статью обвинения за асебию (урафт) аае(3аа?), письменный устав жертвоприношений (установления на кирбах и стелах, а также синграфы), своеобразную классификацию видов нечестивых действий, разработанную систему наказаний за различные преступления по отношению к богам и т.д. Все это предоставляло возможность поддерживать в неприкосновенности традиционные культы. Однако, постепенно в недрах афинского общества назревал кризис и, в том числе, в идеологической сфере, что сказалось на росте аполитичности и небрежении отеческими традициями.

Мы рассмотрели семь обвинений в религиозном нечестии, выдвинутых в конце V в. до н.э. против Анаксагора, Фидия, Аспасии, Протагора, Диагора, гермокопидов и осквернителей мистерий. В каждом из этих случаев можно четко выделить причину и повод инкриминирования асебии, причем поводом всякий раз служило нарушение каких-либо религиозных установлений, а причиной -политические или социальные трудности, испытываемые в данный момент Афинами. Так, Анаксагор, занимаясь астрономией и философией, высказывал нечестивые суждения относительно небесных светил, Аспасия - назвала своих дочерей именами Муз, Фидий посмел поместить изображения смертных рядом с олимпийцами, что являлось вполне достаточным поводом для обвинения их всех в асебии. Однако, источники явственно свидетельствуют, что главной причиной обвинения были именно их близкие или дружеские отношения с фактическим

267 главой афинского государства Периклом. Обвинение Протагора также не выглядит беспочвенным, так как его агностические высказывания относительно божественной сущности противоречили общепринятому восприятию богов. Причину же его обвинения в нечестии можно предположить в том, что он считался приверженцем демократии и был при этом софистом, что позволило Пифодору, стороннику олигархической партии, пользуясь возмущением консервативной части горожан деятельностью этих новоявленных философов и учителей мудрости, выдвинуть обвинение. И, наконец, Диагор, некоторое время открыто насмехавшийся почти над всеми обрядами культа и даже над почитаемыми всеми греками Элевсинскими таинствами, был обвинен только в 415 - 414 гг., возможно, вследствие судебного процесса гермокопидов и осквернителей мистерий.

Кроме того, следует отметить еще одно обстоятельство. Среди обвиненных многие были чужестранцами : Аспасия происходила из малоазийского Милета, Анаксагор - из Клазомен на западном побережье Малой Азии, Протагор - из Абдеры Фракийской, а Диагор - с острова Мелос. Кроме Диагора они все приехали в Афины из городов, заселенных ионийцами, что, по-видимому, и сказалось в их большей свободе от условностей, поскольку, как считала традиция, ионийцы обладали живым, любознательным характером. Эта отличительная особенность, безусловно, имелась и у афинян, о которых Фукидид сказал, "что сама природа предназначила афинян к тому, чтобы и самим не иметь покоя, и другим людям не давать его" (I, 70).

Поэтому неудивительно, что и среди природных афинян нашлось немало таких, кто не отличался благочестием и уважением к традиционным культам и обрядам своего полиса, что проявилось в громком общественном скандале, разразившемся в Афинах накануне Сицилийского похода, и в последовавшей за ним целой серии обвинений в религиозном нечестии против тех, кто совершил кощунство по отношению к гермам и Элевсинским мистериям. С нашей точки зрения, действия Алкивиада и его симпосиальной группы нужно оценивать не как преднамеренное совершение асебии, а как развлечения, которые он хотел доставить себе и своим друзьям. По свидетельству источников, Алкивиад в высшей степени индифферентно относился ко всем небожителям в целом и к Деметре и Коре, в

268 частности. Зная своих сограждан Алкивиад, естественно, не стремился афишировать "собственые" мистерии, но будучи в курсе, по-видимому, о некоторых других нечестивых деяниях, совершаемых в городе, пребывал в высокомерной уверенности в своей широкой популярности и необходимости для государства и, как следствие, в безнаказанности. Но он ошибся, не учтя степени убеждаемости и эмоциональности афинян, опасности всей ситуации перед началом Сицилийского похода, а также влиятельности своих врагов, возбудивших подозрения сограждан в отношении его тиранических замашек. Поэтому дело, начавшееся с расследования кощунства гермокопидов, получило широкий размах и превратилось в крупный общественный скандал.

По другому дело обстояло с совершением нечестия по отношению к гермам. Два древних автора - Андокид прямо (I, 61) и Плутарх косвенно (Ale., 18, 8) -свидетельствуют, что это преступление против богов было совершено членами одной из афинских гетерий для жизнедеятельности которых было свойственно проявление "наглости" (í^pi?) в отношении богов, законов и сограждан. Это кощунство, как мы полагаем, было действительно залогом верности для ее членов, но только личной верности и личного подчинения. Подобный залог верности не имел конкретной политической цели - ни срыва Сицилийской экспедиции, ни, тем более, свержение демократии. Однако, с другой стороны, то, что по времени это кощунство совпало с началом похода не обязательно было чистой случайностью, поскольку инициатор этой акции Эвфилет мог решить воспользоваться обстановкой нервозности и суматохи, царившей в городе, для укрепления своей гетерии. Такого рода кощунство, как верно отметил О.Мюррей, могло существовать только в обществе, которое верит в богов, и внутри группы, которая не вполне уверена в том, что сама в них не верит.1 Это был вызов как богам, так и людям, по принципу "если боги есть, то пусть они накажут нечестивцев" и "если демократия считает себя столь всесильной, то пусть найдет и накажет виновных."

1 Murray O. The affair of the mysteries : Democracy and the drinking group // Sympotica / Ed. O.Murray. Oxford, 1991. P. 158.

269

Оба преступления против богов были связаны с симпосиальными группами : Алкивиад с друзьями, собираясь на пирушки, справлял мистерии в частных домах, и свое предложение о залоге верности Эвфилет сделал именно на пирушке членов своей гетерии. Симпосиумы были принадлежностью аристократов, но сами по себе они не были чисто политическим явлением. Безусловно, они связаны с политикой в том смысле, что гетерия чаще всего начиналась, по-видимому, именно с симпосиальной группы, а в дальнейшем основывалась на отношениях, сформированных на симпосиуме. Характерной чертой симпосиума был так называемый комос - ритуальный пьяный разгул, обязательно с демонстрацией силы и неподчинения законам. Но, как нам представляется, способ исполнения этого комоса находился в прямой зависимости от того, к какому социальному и интеллектуальному слою принадлежали члены этой симпосиальной группы и, самое главное, их руководитель. Безусловно, симпосиальные группы не всегда следует отождествлять с гетериями, но для тех и других было характерно участие в подобных совместных пирушках.2

Надо отметить, что отношение к совершению нечестия заметно меняется с течением времени. Если в 30-х гг. действия, скажем, Анаксагора, не имеющие специально антирелигиозной направленности, были расценены как нечестивые и преследовались судебным порядком, то в 415 г. источники свидетельствуют о сознательно совершаемом и заранее подготавливаемом гермокопидами акте кощунства по отношению к культу. Главной причиной этой перемены стал кризис во всех областях идеологии, который, в данном случае, ярко иллюстрирует как само кощунство, совершенное гермокопидами и осквернителями мистерий, так и обстоятельства процесса, последовавшего за этим преступлением - вовлеченность большого количества афинян (до 100 человек), осведомленность властей города о кощунствах, совершенных еще ранее, но не вызвавших громкого резонанса в обществе, серия доносов о нечестивцах, инспирированных врагами Алкивиада,

2 Ср. рассуждение Платона (ТЬеае!., 173 (1) о том, что философы - это те, кто не интересуется общественной жизнью и, в том числе, не участвует в гетериях и их симпосиумах.

271

 

Список научной литературыНикитюк, Елена Валентиновна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Белох Ю. История Греции. Т. 1-2. М., 1897-1899.

2. Бергер А.К. Анаксагор и афинская демократия // ВДИ, 1960, №3. С.61-86.311

3. Борухович В.Г., Фролов Э.Д. Античное свободомыслие и атеизм // Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху возрождения / Под. ред. А.Д.Сухова. М., 1986. С. 104-150.

4. Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб., 1909.

5. Виц-Маргулес Б.Б. Диагор Мелосский. Статья. Перевод. Комментарии. Гродно, 1996.

6. Глускина Л.М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н.э. Л., 1975.

7. Глускина Л.М. Социальные институты, экономические отношения и правовая практика в Афинах IV в. до н.э. по судебным речам Демосфеновского корпуса // Демосфен. Речи / Отв. ред. Е.С.Голубцова и др. Т.2. М., 1994. С.405-467.

8. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л., 1985.

9. Зайцев А.И. Перикл и его преемники (к вопросу о приемах политического руководства в древности) // Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Л., 1983. С.23-28.

10. Залюбовина Г.Т. Кризис полисной идеологии в Афинах в V в. до н.э. // Проблемы истории античной гражданской общины. М., 1982. С.7-27.

11. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993.

12. Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М., 1964.

13. Исаева В.И. Афинская демократия и свобода слова // Античность и современность. Доклады конференции / Отв. ред. Е.С.Голубцова. М., 1991.

14. История греческой литературы / Под. Ред. С.И.Соболевского и др. Т.2. М., 1955.

15. Катаров Е.Г. Религиозные и нравственные воззрения аттических ораторов. Пг., 1915.

16. Клячко Н.Б. Стелы гермокопидов как источник сведений о рабах V в. до н.э. // ВДИ, 1966, №3. С. 114-127.312

17. Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.

18. Корзун М.С. Политическая цель процессов против друзей Перикла и причина Пелопоннесской войны // Вестник Белорусского университета. Сер. III, №2, 1971. С.7-15.

19. Корзун М.С. Социально-политическая борьба в Афинах в 444-425 гг. до н.э. Минск, 1975.

20. Коршунков В.А. Религиозные, судебные и политические полномочия афинского Ареопага // Античность и раннее средневековье. Социально-политические и этнокультурные процессы : Межвуз. сб. научн. тр. Н.Новгород, 1991. С.37-42.

21. Кравчук А. Перикл и Аспазия / Пер. с польск. М., 1991.

22. Круазе А., КруазеМ. История греческой литературы. Пг., 1916.

23. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. 4.1. Государственные и военные древности; 4.2. Богослужебные и сценические древности / Под ред. Е.В.Никитюк. СПб., 1997.

24. Леви Е.И. Ольвия : город эпохи эллинизма. Л., 1985.

25. Лурье С.Я. История Греции / Под ред. Э.Д.Фролова. СПб., 1993.

26. Маринович Л.П. Мидий и его друзья, или Демосфен против плутократов // ВДИ, 1998, №2. С. 19-31.

27. Никипок Е.В. Виды преступлений, преследуемых по урафт)в У-1У вв. до н.э. // Античное общество 3 : Тезисы докладов научной конференции (22-23 марта 1999 г.). СПб., 1999. С. 18-20.

28. Никипок Е.В. К развитию представлений об идеальном человеке в греческой литературе У-1У вв. до н.э. : понятие и образ каЬв kagathos у Ксенофонта// Вестник СПбГУ, 1994, сер.2, вып.1 (№2). С. 111-116.

29. Никитюк Е.В. Оратор Андокид и процессы по обвинению в религиозном нечестии (аае(3е1а) в Афинах на рубеже У-1У веков до н.э. // Вестник СПбГУ, сер.2, 1996, вып.З (№16). С.23-36.

30. Никитюк Е.В. Оратор Андокид (к характеристике афинской образованной элиты на рубеже У-1У вв. до н.э.) // Интеллектуальная элита313античного общества : Тезисы докладов научной конференции (8-9 ноября 1995). СПб., 1995. С.28-31.

31. Никитюк Е.В. Процессы по обвинению в религиозном нечестии в Афинах во второй половине V в. до н.э. // Античный мир. Проблемы истории и культуры : Сборник научных статей к 65-летию со дня рождения профессора Э.Д.Фролова. СПб., 1998. С. 117-138.

32. Новосадский Н.И. Элевсинские мистерии. СПб., 1887.

33. Пёльман Р. История античного коммунизма и социализма / Пер. под ред. М.И.Ростовцева. СПб., 1910.

34. Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983.

35. Семенов А.Ф. Гиперид и Фрина. Нежин, 1911.

36. Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.

37. Соколов Ф.Ф. Постановление Тисамена // Труды Ф.Ф.Соколова. СПб., 1910. С.400-404.

38. Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н.Новгород, 1991.

39. Фролов Э.Д. Младшая тирания // Античная Греция. Проблемы развития полиса / Редкол. Е.С.Голубцова и др. Т.2. Кризис полиса. М., 1983. С.121-156.

40. Фролов Э.Д. Прибыль и предприниматели в древней Греции // Торговля и торговец в античном мире. Доклады "Круглого стола" 29 января 1997 г. М., 1997. С.3-28.314

41. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. JI., 1988.

42. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Изд. 2-е, испр. и доп. Л., 1991.

43. Цыбульский С.О. О гермах // Гермес, 1908, №11-12. С.322-328; №13. С.345-349; №14. С.376-378.

44. Шахнович М.М. Диагор Мелосский античный критик религии // Религиеведение в музеях. Л., 1989.

45. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991.

46. Adcock F. Literary tradition and early Greek codemakers // The Cambridge historical journal, Vol.2, 1927, №2. P.95-102.

47. Ameling W. Plutarch, Perikles 12-14 // Historia, Bd.34, 1985, Hft.l.1. S.47-63.

48. Andrewes A. The opposition to Pericles // JHS, Vol.99, 1978. P. 1-8.

49. Arnheim M.T.W. Aristocracy in Greek society. London, 1977.

50. Atkinson J.E. Curbing the comedians : Cleon versus Aristophanes and Syracosius' decree // CQ, Vol.42, 1992, №1. P.56-64.

51. Aurenche O. Les groupes d'Alcibiade, de Léogoras et de Teucros. Remarques sur la vie politique athénienne en 415 avant J.C. Paris, 1974.

52. Barbieri G. Conone. Roma, 1955.

53. Barth В. De Graecorum asylis. Strassburg, 1888.

54. Bauman R.A. Political trials in ancient Greece. London; New York,1990.

55. Becq de Fouquières L. Aspasie de Milet. Etude historique et morale. Paris, 1872.

56. Bengtson H. Griechische Geschichte. 5. Aufl. Munich, 1977.

57. Bertheroy J. Aspasie et Phryne. Paris, 1913.

58. Bicknell P.J. Axiochos Alkibiadou, Aspasia and Aspasios // AC, t.51, 1982. P.240-250.315

59. Bleicken J. Die athenische Democratic. 2. Aufl. Paderborn etc., 1994.

60. Bloch L. Der Kult und die Mysterien von Eleusis. Hamburg, 1897.

61. Bloedow E.F. Alcibiades "brilliant" or "intelligent"? // Historia, Bd.41, 1992, Hft.2. S. 139-157.

62. Bloedow E.F. "Not the son of Achilles, but Achilles himself' : Alcibiades entry on the political stage at Athens II // Historia, Bd.39, 1990, Hft.l. S. 1-19.

63. Bloedow E.F. On "nurturing lions in the state" : Alcibiades1 entry on the political stage in Athens // Klio, Bd.73, 1991. S.49-65.

64. Blümel C. Phidiasische Relieefs und Parthenonfries. Berlin, 1957.

65. Blumenthal H. Meletus the accuser of Andocides and Meletus the accuser of Socrates : one man or two? // Philologus, Bd.117, 1973, Hft.2. S. 169-178.

66. Boegehold A.L. Andokides and the decree of Patrokleides // Historia, Bd.39, 1990, Hft.2. S. 149-162.

67. Bonner R.J. Freedom of speech // Bonner R.J. Aspects of Athenian democracy. Berkeley, 1933. P.67-85.

68. Bosworth B. Athens' first intervention in Sicily : Thucydides and the Sicilian tradition // CQ, Vol.42, 1992, №1. P.46-55.

69. Brunn H. Geschichte der griechischen Künstler. 2.Aufl. Bd.l. Stuttgart,1889.

70. Brunt R.A. Thucydides and Alcibiades // REG, t.65, 1952, №304-305.1. P.59-96.

71. Burkert W. Greek religion. Cambridge, 1985.

72. Burnet J. Greek philosophy. Pt.I. Paris, 1924.

73. Burn A.R. A biographical sourse on Phaiax and Alkibiades // CQ, Vol.4, 1954, №2. P. 138-142.

74. Burnet J. Greek Philosophy. Pt.l. London, 1924.

75. Bury J.B. Blasphemy trials at Athens // CAH. Vol.5. Cambridge, 1927. Ch.XIII, III. P.382-385.

76. Busolt G. Griechische Geschichte bis zur Schlacht bei Chaeroneia. Bd.3, 2. Gotha, 1904.316

77. Caillemer E. ' Aaeßaa // Daremberg Ch., Saglio E. Dictionnaire des antiquités grecques et romaines. T.l. Paris, 1877. P.465-467.

78. Caillemer E. La liberté de conscience à Athènes // Revue de législation ancienne et moderne, 1.1, 1870. P.341-354.

79. Calhoun G.M. Athenian clubs in politics and litigation. Austin, 1913.

80. Camp J.McK II. Greek inscriptions // Hesperia, Vol.43, 1974, №3. P.314-321

81. Capizzi A. Protagora. Firenze, 1955.

82. Carawan E.M. Apophasis and eisangelia. The role of Areopagus in Athenian political trials // GRBS, Vol.26, 1985. P. 115-140.

83. Carcopino J. L' ostracisme athenien. 2.ed. Paris, 1935.

84. Chroust A.-H. Socrates, man and myth. London, 1957.

85. Clinton K. The natura of the late fifth-century revision of the Athenian law code // Studies in Attic epigraphy, history and topography presented to E.Vanderpool. Princeton, 1982. P.27-37.

86. Connor W.R. Thucydides. Princeton; New York, 1984.

87. Creed J.L. Moral values in the age of Thucydides // CQ, Vol.23, 1973, №2. P.213-231.

88. Croiset M. Aristophane et les partis è Athènes. Paris, 1906.

89. Crome J.F.'Iirrràpxeioi'Ep|iaî //AM, Bd.60-61, 1935-1936, S.300-314.

90. Curtius L. Die antike Herme. Munich, 1902.

91. Davies J.K. Athenian propertied families, 600-300 B.C. Oxford, 1971.

92. Davison J.A. Protagoras, Democritus, and Anaxagoras // CQ, Vol.47, 1953, №1. P.33-45.

93. Decharme P. La critique des traditions religieuses chez les Grecs. Paris,1904.

94. Derenne E. Les procès d'impiété intentés aux philosophes à Athènes au Ve et au IVe siècles avant J.-C. Liège; Paris, 1930.

95. De Sanctis Gr. Storia dei Greci. Ed.4. T.l. Firenze, 1954.

96. Deubner L. Attische Feste. Berlin, 1966.317

97. Devambez P. Piliers hermaïques et stèles // RA, 1968, fasc. 1. P. 139-154.

98. Develin R. Athenian officials 684-321 B.C. Cambridge, 1989.

99. Dissen G.L. De yôjioiç àypâ(f>olç. Index scholarum. Gottingen, 18371838.

100. Dodds E.R. The Greeks and the irrational. Berkeley; Los Angeles, 1951.

101. Dover K.J. Diokleides and the light of the moon // CQ, Vol.15, 1965, №3. P.247-250.

102. Dover K.J. Lysias and the Corpus Lysiacum. Berkeley; Los Angeles,1968.

103. Dover K.J. The freedom of the intellectual in Greek society // Talanta, Vol.7, 1975. P.24-54.

104. Dover K.J. The Patrnos scholia and the text of Thucydides //CR, Vol.5, 1955. P. 134-137.

105. Dow S. The Athenian anagrapheis // HSCPh, Vol.67, 1963. P.37-54.

106. Dow S. The Athenian calendar of sacrifices : the cronology of Nickomakhos' second term//Historia, Bd.9, 1960, Hft.3. S.270-293.

107. Dow S. The calendar of the Eleusinian Mysteries // HSCPh, Vol.48, 1937. P. 111-120.

108. Dow S. The law codes of Athens // Proceedings of the Massachusetts historical society, Vol.71, 1959. P.3-36.

109. Dow S. The walls inscribed with Nikomakhos' law code // Hesperia, Vol.30, 1961. P.58-73.

110. Drachmann A.B. Atheism in pagan antiquity. Copenhagen, 1922.

111. Droysen J.G. De Demophanti Patroclidis Tisameni populiscitis quae inserta sunt Andocidis orationi ITepi p-wrnpicov. Diss. Inaug. Berolini, 1873.

112. Droysen J.G. Des Aristophanes Vögel und die Hermokopiden // RM, Bd.3, 1835. S. 161-208; Bd.4, 1836. S.27-62.

113. Ellis W.M. Alcibiades. London, 1989.

114. Famell L.R. Greek hero cults and ideas of immortality. London, 1921.318

115. Ferguson W.S. The Athenian law code and the old Attic trittyes // Classical studies presented to E.Capps on his seventieth birthday. Princeton, 1936. P. 144-158.

116. Fiehn. Meidias (2) // RE. Hbd.29. Stuttgart, 1931. Sp.334-338.

117. Fiehn. Menesechmos//RE. Bd. 15, Hbd.l. Stuttgart, 1931. Sp.849.

118. Fischer N.R.E. Hybris and dishonour : I // G&R, Vol.23, 1976. P. 177193.

119. Fischer N.R.E. Hybris and dishonour : II // G&R, Vol.26, 1979. P.32147.

120. Fisher N.R.E. The law of hubris in Athens // Nomos. Essays in Athenian law, politics and society / Ed. by P. Cartledge et al. Cambridge, 1993. P. 123-138.

121. Forde S. The ambition to rule : Alcibiades and the politics of imperialism in Thucydides. Ithaca; London, 1989.

122. Foucart P. L' accusation contre Phryné // Revue de Philologie, t.26, 1902. P.212-227.

123. Foucart P.F. Les associations religieuses chez les Grecs. Thiases, éranes, orgéons. Paris, 1873.

124. Foucart P.F. Le culte des héros chez les Grecs. Paris, 1918.

125. Foucart P.F. Hetairiai ('ETaip'iai) // Daremberg Ch., Saglio E. (ed.) Dictionnaire des antiquités grecques et romaines. T.III, 1. Paris, 1900. P. 158-159.

126. Fritz K. Protagoras // RE. Bd.23, Hft.l. Stuttgart, 1957. Sp.910.

127. Frost F.J. Pericles, Thucydides, son of Melesias and Athenian politics before the war // Historia, Bd. 13, 1964, Hft.4. S.385-399.

128. Fuks A. The ancestral constitution. London, 1953.

129. Furtwängler A. Meisterwerke der griechischen Plastik. Leipzig; Berlin, 1893. S.l-153.

130. Garey C. Nomos in Attic rhetoric and oratory // JHS, Vol.116, 1996.1. P.33-46.

131. Gerner E. Ilapavô|ia)v ypa<f>i| // RE. Bd. 18, Hbd.4, Stuttgart, 1949. Sp. 1281-1293.319

132. Giovannini A. Le Parthénon, le trésor d'Athéna et le tribut des alliés // Historia, Bd.39, 1990, Hft.2. S. 129-148.

133. Goldman H. The origin of the Greek herm // AJA, Vol.46, 1942. P.58-68.

134. Goldstaub M. De àbeiaç notione et usu in jure publico Attico. Vratislaviae, 1889.

135. Götz W. Der Hermokopidenprocess. Nach den Quellen dargestellt von W.Götz // Jahrbücher för classische Philologie, Bd.8, 1876, Hbd.8. S.535-581.

136. Greek inscriptions, №1-36 / Ed. by J.H.Oliver // Hesperia, Vol.4, 1935.1. P. 1-70.

137. Griffith G. T. Isegoria in the Assembly at Athens // Ancient society and institutions. Studies presented to V.Ehrenberg. Oxford, 1966. P. 115-139.

138. Grace E. "Word" and "deed" in the Athenian dikasterion // Античное общество. M., 1967. C.96-105.

139. Guthrie W.K.C. The Greeks and their Gods. London, 1962.

140. Guthrie W.K.C. A history of Greek philosophy. Vol.3. Cambridge, 1969.

141. Hackforth R. The composition of Plato's Apology. Cambridge, 1933.

142. Halliwell S. Comic satire and freedom of speech in classical Athens // JHS, Vol.111, 1991. P.48-70.

143. Hannick J.-M. Note sur la graphé paranomôn // AC, t.50, 1981, fasc.1-2. P.393-397.

144. Hansen M.H. Apagoge, endeixis and ephegesis against kakourgoi, atimoi and pheugontes. A study in the Athenian administration of justice in the fourth century B.C. Odense, 1976.

145. Hansen M.H. The Athenian Ecclesia : A collection of articles, 19761983. Copenhagen, 1983.

146. Hansen M.H. Diokles' law (Dem. 24, 42) and the revision of the Athenian corpus of laws in the archonship of Eukleides // CM, Vol.41, 1990. P.63-71.

147. Hansen M.H. Eisangelia. The sovereignty of the people's court in Athens in the fourth century B.C. and the impeachment of generals and politicians. Odense, 1975.320

148. Hansen M.H. Eisangelia in Athens : A replay // JHS, Vol.100, 1980. P.89-95.

149. Hansen M.H. Nomos and psephisma in fourth-century Athens // GRBS, Vol. 19, 1978. P.315-330.

150. Harris E.M. Demosthenes' speech against Meidias // HSCPh, Vol.92, 1989. P. 115-124.

151. Harrison A.R.W. The law of Athens. Vol. 1 : The family and property. Oxford, 1968. Vol.2 : Procedure. Oxford, 1971.

152. Harrison A.R.W. Law-making at Athens at the end of the fifth century B.C. //JHS, Vol.75, 1955. P.6-35.

153. Harvey F.D. Dona ferentes : some aspects of bribery in Greek politics // CRUX : Essays presented to G.E.M. de Ste Croix on his 75th birthday / Ed. by P.A.Cartledge and F.D.Harvey. Exeter; London, 1985. P.76-117.

154. Hatzfeld J. Alcibiade. Etude sur F histoire d' Athènes à la fin du Ve siècle. 2.ed. Paris, 1951.

155. Hatzfeld J. Le départ de l'expédition de Sicile et les Adonies de 415 // REG, t.l, 1937. P.293-303.

156. Hauvette-Büsnault A. De archonte rege. Paris, 1884.

157. Henderson B.W. The great war between Athens and Sparta. London,1927.

158. Henry M.M. Prisoner of history. Aspasia of Miletus and her biographical tradition. Oxford, 1995.

159. Hignett C. A history of the Athenian constitution to the end of the fifth century. Oxford, 1952.

160. Hirzel R. "Aypa^oç yô|ioç. Leipzig, 1900.

161. Humphreys S.C. Public and private interests in classical Athens // CJ, Vol.73, 1977/8. P.97-104.

162. Jacoby F. Diagoras ô*A0eos\ Berlin, 1959 (Abhandlungen der deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Klasse fur Sprachen, Literatur und Kunst. Jahr. 1959, №3).321

163. Jebb R.C. The Attic orators from Antiphon to Isaeos. Vol.1. 2. ed. London, 1893.

164. Jones J.W. The law and legal theory of the Greeks. Oxford, 1956.

165. Just R. Women in Athenian law and life. London, 1991.

166. Kagan D. The peace of Nicias and the Sicilian expedition. Ithaca; London, 1981.

167. KahrstedtU. Meletos//RE. Bd.15, Hbd.l. Stuttgart, 1931. Sp.503-504.

168. Katz B.R. The Birds of Aristophanes and politics // Athenaeum, Vol.54, 1976. P.353-381.

169. Keil B. Ein neues Bruchstück des Diagoras von Melos // Hermes, Bd.55, 1920, №3. S.58-67.

170. Kennedy G.A. The oratory of Andocides // AJPh, Vol.79, 1958, №1. P.32-43.

171. Keuls E. The reign of the phallus : sexual politics in ancient Athens. 2.ed. Berkeley; Los Angeles, 1993.

172. Kirchner J.E. Axiochos//RE. Bd.2. Stuttgart, 1896. Sp.2627.

173. Kirchner J.E. Prosopographia Attica. Bd. 1-2. Berlin, 1901-1903.

174. Köhler U. Hermokopideninschriften//Hermes, Bd.23, 1888. S.393-401.

175. Krentz P. The ostracism of Thukydides, son of Melesias // Historia, Bd.33, 1984, №4. S.499-504.

176. Latham K.J. Hysteria in history : some topoi in war debates of Homer, Herodotus and Thucydides // Museum Philologum Londiniense, Vol.5, 1981. P.54-67.

177. Lendle O. Philochorus über die Prozess des Phidias // Hermes, Bd.83, 1955. S.284-303.

178. Lewis D. After the profanation of the mysteries // Ancient society and institutions. Studies presented to V.Ehrenberg. Oxford, 1966. P. 177-191.

179. Lewis J.D. Isegoria at Athens : When did it begin? // Historia, Bd.20, 1971, Hft.2. S. 129-140.

180. Lipsius J.H. Das attische Recht und Rechtsverfahren. Bd. 1-5. Leipzig, 1905-1915.322

181. Lobeck Chr.A. Aglaophatnus sive de theologiae mysticae Graecorum causis. Vol. 1. Königsberg, 1829.

182. Lullies R. Die Typen der griechischen Henne. Königsberg, 1931.

183. MaasP. Kinesias//RE. Bd. 11. Stuttgart, 1921. Sp.479-481'.

184. MacDevitt A.S. Andocides I, 78 and the decree of Patrocleides // Hermes, Bd.98, 1970, Hft.4. S.503-505.

185. MacDowell D.M. Hybris in Athens // G&R, Vol.23, 1976. P. 14-31.

186. MacDowell D.M. The law in classical Athens. London, 1978.

187. MacGlew J.F. Politics on the margins : The Athenian hetaireiai in 415 B.C. // Historia, Bd.48, 1999, Hft. 1. S. 1-22.

188. MacGregor M.F. The Athenians and their empire. Vancouver, 1987.

189. MacGregor M.F. The genius of Alcibiades // Phoenix, Vol.19, 1956, №1.1. P.27-46.

190. Maele S. Van de. Le récit de l'expédition athénienne de 415 en Sicile et l'opinion de Thucydide sur le rappel d'Alcibiade // AC, t.40, 1971, fasc. 1. P.21-37.

191. Maidment K.J. The later comic chorus // CQ, Vol.29, 1935, №1. P. 1-24.

192. Mansfeld J. The chronology of Anaxagoras' Athenian period and the date of his trial // Mnemosyne, Vol.32, 1979. P.39-69; Vol.33, 1980. P. 17-95.

193. Marasco G. I processi d' empieta nella democrazia ateniese // Atene e Roma, t.21, 1976. P. 113-131.

194. Marr J.L. Andocides' part in the mysteries and hermae affairs 415 B.C. // CQ, Vol.21, 1971, №2. P.326-338.

195. Marr J.L. Who said what about Alcibiades? Frogs, 1422-1434 // CQ, Vol.20, 1970, №1. P.53-55.

196. Mazon P. Mélétos accusateur de Socrate // REA, t.44, 1942, №3-4. P. 177-190.

197. Meier M.H.E., Schömann G.F. Der attische Process. New bearb. von J.H.Lipsius. Bd. 1-2. Berlin, 1883-1887.

198. Meritt B.D. The departure of Alcibiades for Sicily // AJA, Vol.34, 1930, №2. P. 125-152.323

199. Meyer Ed. Geschichte des Alterthums. Bd.4. Stuttgart-Berlin, 1902.

200. Meyer H.D. Thukydides Meiesion und die oligarchische Opposition gegen Perikles // Historia, Bd. 16, 1967, Hft.2. S. 141-154.

201. Missiou A. The subversion oratory of Andokides. Politics; ideology and decision-making in democratic Athens. Cambridge, 1992.

202. Mitchell L.G., Rhodes P.J. Friends and enemies in Athenian politics // G&R, Ser.2, Vol.43, 1996, №1. P. 11-30.

203. Mommsen A. Feste der Stadt Athen in Alterthum. Leipzig, 1898.

204. Montuori M. Sul processo di Anassagora // De Homine, №22-23, 1967. P.103-148.

205. Morrison J.S. The place of Protagoras in Athenian public life // CQ, Vol.35, 1941, №1-2. P. 1-16.

206. Muller C.M. Protagoras über die Götter // Hermes, Bd.95, 1967, Hft.l. S. 140-159.

207. Münchenberg Th. De Diagora Melio. Halle, 1877.

208. Murray O. The affair of the mysteries : Democracy and the drinking group //Sympotica/ Ed. O.Murray. Oxford, 1991. P. 149-161.

209. Murray O. The Solonian law of hubris // Nomos. Essays in Athenian law, politics and society / Ed. by P. Cartledge et al. Cambridge, 1993. P. 139-145.

210. Mylonas G.E. Eleusis and the Eleusinian mysteries. Princeton, 1961.

211. Nakategawa Y. Isegoria in Herodotus // Historia, Bd.37, 1988, Hft.3. S.257-275.

212. Nicole J. Le procès de Phidias dans les chroniques d' Apollodore. Genèva, 1910.

213. Nilsson M.P. A history of Greek religion. Oxford, 1925.

214. Osborne R. The erection and mutilation of the hermai // Proceedings of the Cambridge philological society, 1985, №211 (N.S., №31). P.54-58.

215. Ostwald M. From popular sovereignty to the law : Law, society and politics in fifth-century Athens. Berkeley; Los Angeles, 1986.

216. Palmer M. Alcibiades and the question of tyranny in Thucydides // Canadian journal of political science, Vol.15, 1982. P. 103-124.324

217. Paoli U.E. Asebia // Enciclopedia Italiana di scienza, lettere ed arti. Milano; Roma, 1929, t.4. P.824.

218. Parke H.W. Festivals of the Athenians. London, 1986.

219. Patterson C. The case against Neaira and the public ideology of the Athenian family // Athenian identity and civic ideology / Ed. by A.L.Boegehold, A.C.Scafuro. Baltimore and London, 1994. P. 199-216.

220. Pease A.S. Cicero. De natura deorum I. Cambridge (Mass.), 1955.

221. Perlman S. On bribing Athenian ambassodors // GRBS, Vol.17, 1976. P.223-233.

222. Philippi A. Alkibiades, Sokrates, Isokrates//RM, Bd.41, 1886. S. 13-17.

223. Platner E. Der Process und die Klagen bei den Attikern. Bd. 1-2. Darmstadt, 1824-1825.

224. Podlecki A. J. The political significance of the Athenian "tyrannicide" cult // Historia, Bd.15, 1966, Hft.2. S.129-141.

225. Pope M. Thucydides and democracy // Historia, Bd.37, 1988, Hft.3. S.276-296.

226. Powell C.A. Religion and the Sicilian expedition // Historia, Bd.28, 1979, Hit. 1. S. 15-31.

227. Prestel G. Die antidemokratische Strömung im Athen des 5. Jahrhunderts bis zum Tod des Perikles. Breslau, 1939.

228. Pritchett W.K. Thucydides V, 20 // Historia, Bd. 13, 1964, №1. S.21-36.

229. Quass F. Nomos und Psephisma. Untersuchungen zum griechischen Staatsrecht. München, 1971.

230. Raubitschek A.E. Andocides and Thucydides // Raubitschek A.E. The schools of Hellas. Essays on Greek history, archaeology, and literature. N.Y., Oxford, 1991. P.292-295.

231. Raubitschek A.E. Damon// CM, Vol.16, 1955. P.78-83.

232. Raubitschek A.E. The case against Alcibiades (Andocides IV) // TPAPhA. Vol.79, 1948. P. 191-210.

233. Reincke G. Nikias (5)//RE. Bd. 17, Hbd.l. Stuttgart, 1936. Sp.323-333.

234. Rhodes P.J. The "Acephalous" polis ? // Historia, Bd.44, 1995, Hft.2. S. 153-167.

235. Rhodes P.J. The Athenian Boule. Oxford, 1972.

236. Rhodes P.J. The Athenian code of laws, 410-399 B.C. //'JHS, Vol.111, 1991. P.87-100.

237. Rhodes P.J. ' EiaayyeAia in Athens // JHS, Vol.99, 1979. P. 103-114.

238. Rhodes P.J. The ostracism of Hyperbolus // Ritual, finance, politics : Athenian democratic accounts presented to D.Lewis. Oxford, 1994. P.85-98.

239. Robertson N. The laws of Athens, 410-399 B.C. : the evidence for review and publication//JHS, Vol.110, 1990. P.43-75.

240. Robertson N. Solon's axones and kyrbeis, and the sixth-century background//Historia, Bd.35, 1986, Hft.2. S. 147-176.

241. Romer F.E. Atheism, impiety and the limos Melios in Aristophanes' Birds //AJPh, Vol.115, 1994, №3. P.351-366.

242. Rudhardt J. La définition du délit d'impiété d' après la législation attique // Museum Helveticum, Bd. 17, 1960, Fasc.2. S.87-105.

243. Ruschenbusch E. ITàTpioç TToXiTeia. Theseus, Drakon, Solon und Kleisthenes in Publizistik und Geschichtsschreibung des 5. und 4. Jahrhunderts v. Chr. //Historia, Bd.7, 1958. S.398-424.

244. Ruschenbusch E. Phonos. Zum Recht Drakons und seiner Bedeutung fur das werden athenischen Staates // Historia, Bd.9, 1960, Hft.2. S. 129-154.

245. Sartori F. Le eterie nella vita politica ateniese del VI e V secolo A.C. Ed. anast. Roma, 1967.

246. Schömann G.F. De comitiis Atheniensium. Gryphiswaldiae, 1819.

247. Schömann G.F. De religionibus exteris apud Athenienses // Opuscula Academica, Vol.3, Berlin, 1858.

248. Schubert Ch. Perikles. Darmstadt, 1994.

249. Seager R. Alcibiades and the charge of aiming at tyranny // Historia, Bd. 16, 1967, Hft.l. S.6-18.326

250. Snodgrass A. Les origines du culte des héros dans la Grèce antique // La mort, les morts dans les sociétés anciennes / Ed. G.Gnoli and J.-P.Vernant. Cambridge, 1982. P. 107-119.

251. Sommerstein A.H. The decree of Syrakosios /ACQ, Vol.36, 1986, №1. P.101-108.

252. Stadter Ph.A. Pericles among the intellectuals // Illinois Classical Studies, Vol.16, 1991, №1-2. P. 111-124.

253. Stamires G .A. 6épp.aixms etc. // Hesperia, Vol.27, 1958, №4. P.324327.

254. Stevens P.T. Euripides and the Athenians // JHS, Vol.76, 1956. P.82-91.

255. Strauss B.S. Andocides' On the mysteries and the theme of the father in late fifth-century Athens // Nomodeiktes. Greek studies in honor of M.Ostwald / Ed. by R.M.Rosen and J.Farrell. Ann Arbor, 1993. P.255-268.

256. Strauss B.S. Fathers and sons in Athens : Ideology and society in the era of the Peloponnesian war. London, 1993.

257. Stroud R.S. The axones and kyrbeis of Drakon and Solon. Berkeley etc.,1979.

258. Stroud R.S. Drakon' law on homicide. Berkeley; Los Angeles, 1968.

259. Taaffe L.K. Aristophanes and women. London, 1993.

260. Taylor A.E. On the date of the trial of Anaxagoras // CQ, Vol.11, 1917, №2. P.81-87.

261. Taylor A.E. Varia socratica. I ser. Oxford, 1911.

262. Thalheim Th. Andokides // RE. Bd.l, Hbd.2. Stuttgart, 1894. Sp.21242129.

263. Thalheim Th. 'Aaepdaç ypa^ // RE. Bd.2, Hbd.2. Stuttgart, 1896. Sp.1529- 1531.

264. Thalheim Th. Zur Eisangelie in Athen // Hermes, Bd.37, 1902, Hft. 3. S.339-352.

265. Thomas R. Oral tradition and written record in classical Athens. Cambridge, 1989.327

266. Toepffer J. Alkibiades (2) // RE. Bd.l, Hbd.2. Stuttgart, 1894. Sp.15161532.

267. Tompkins D.P. Stylistic characterization in Thucydides : Nicias and Alcibiades // Yale Classical Studies, Vol.22, 1972. P. 181-214.

268. Valk M. Van der. A few observations on the Atticistic lexica // Mnemosyne, ser.4, t.8, 1955. P.207-218.

269. Vickers M. Alcibiades on stage : Aristophanes' Birds // Historia, Bd.38, 1989. S.267-299.

270. Vickers M. Alcibiades on stage : Philoctetes and Cyclops // Historia, Bd.36, 1987. S. 171-197.

271. Vickers M. Alcibiades on stage : Thesmophoriazusae and Helen // Historia, Bd.38, 1989. S.41-65.

272. Vickers M. Lambdacism at Aristophanes Clouds 1381-1382 // Liverpool Classical Monthly, Vol.12, 1987. P. 143.

273. Vischer W. Die oligarchische Partei und die Hetairien in Athen. Basel,1836.

274. Wade-Gery H.T. Thucydides the son of Melesias. A study of Periklean policy //JHS, Vol.52, 1932, pt.2. P.205-227.

275. Walbank M.B. The confiscation and sale by the poletai in 402/1 B.C. of the property of the Thirty Tyrants // Hesperia, Vol.51, 1982, №1. P.74-98.

276. Wallace R.W. Charmides, Agariste and Damon : Andokides 1.16 // CQ, Vol.42, 1992, №4. P.328-335.

277. Wallon H. Du droit d'asyle. Paris, 1837.

278. Wasserstein A. Thaïes' determination of the diameters of the sun and moon// JHS, Vol.75, 1955. P. 114-116.

279. Wehrli F. Ree. in : F.Jacoby. Diagoras ôvA0eos\ Berlin, 1959 // Gnomon, Bd.33, 1961, Hft.2. S. 123-126.

280. Weil H. Les Hertnocopides et le peuple d'Athènes // REG, t.6, 1893. P.317-321.

281. Westlake H.D. Nicias in Thucydides // CQ, Vol.35, 1941, №1-2. P.58328

282. Will Ed., Mosse C., Goukowsky P. Le monde grec et 1' Orient. T.l. Le V-e siecle (510-403). Paris, 1972.

283. Willetts R.F. Aristocratic society in ancient Greece. London, 1955.

284. Winiarczyk M. Diagoras von Melos. Wahrheit und Legende. Pt. 1-2 // Eos, Vol.67, 1979. S. 191-213; Vol.68, 1980. S.51-75.

285. Winiarczyk M. Diagoras von Melos und Diogenes von Sinope // Eos, Vol.64, 1976. S. 177-184.

286. Winiarc2yk.M. Ergänzungen zu Diagoras und Theodoros // Philologus, Bd.133, 1989, Hft.l. S.151-152.

287. Winiarczyk M. Methodisches zum antiken Atheismus // RM, Bd.133, 1990, Hft.l. S.2-31.

288. Woodbury L. The date and atheism of Diagoras of Melos // Phoenix, Vol. 19, 1965, №3. P. 178-211.

289. Worthington I. Greek oratory, revision of speeches and the problem of historical reliability // CM, Vol.42, 1991. P.55-74.

290. Wrede H. Die spätantike Hermengalerie von Welschbilling. Untersuchung zur Kunsttradition im 4.Jahrhundert n. Chr. und zur allgemeinen Bedeutung des antiken Hermenmals. Berlin, 1972.

291. Wrede H. Die antike Herme. Mainz am Rhein, 1986.

292. Wycherley R.E. The temple of Hephaistos // JHS, Vol.79. P. 153-156.

293. Zanker P. Wandel der Hermesgestalt in der attischen Vasenmalerei. Freiburg etc., 1965.

294. Ziebarth E. 'ETaipia ( ¿Tcupeia, eTaipria) // RE. Bd.8. Stuttgart, 1913. Sp. 1373-1374.

295. Ziebarth E. Das griechische Vereinswesen. Leipzig, 1896.3291. Принятые сокращения1. Периодические издания.

296. ВДИ Вестник древней истории. Москва. АС - L'Antiquité Classique. Bruxelles. AJA - American Journal of Archaeology. Baltimore. AJPh - American Journal of Philology. Baltimore.

297. AM Mitteilungen des Deutschen Archaeologischen Instituts. Athenische Abteilung.

298. REA Revue des Etudes Anciennes. Bordeaux.

299. REG Revue des Etudes Grecques. Paris.

300. RM Rheinisches Museum fur Philologie. Frankfurt a. Main.

301. TPAPhA Transactions and Proceedings of the American Philological Association. Boston.1.. Сборники надписей, хрестоматии, словари.

302. Edmonds The Fragments of Attic Comedy / Ed. J.M.Edmonds. Vol. 1-3. Leiden, 19571961.

303. Ed. by R.Meiggs and D.Lewis. Oxford, 1975. RE Pauly's Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearb. beg.von G.Wissova, hrsg. von W.Kroll. Bd.l -. Stuttgart, 1894 -. SEG Supplementum epigraphicum Graecum. Leyden, 1923 -.

304. Ditt. Syll. Sylloge inscriptionum Graecarum nunc tertium edita / Ed. G.Dittenberger. Vol. 1-4. Lipsiae, 1915-1924.1.I. Исследования.

305. САН The Cambridge Ancient History / Ed. by J.B.Bury, S.A.Cook, F.E.Adcock. 2.ed.

306. Vol. 1-12. Cambridge, 1923-1939. Davies J.K. APF Davies J.K. Athenian propertied families, 600-300 B.C. Oxford, 1971. Dover K.J. HCT, Vol.4 - A historical commentary on Thucydides by A.W.Gomme,