автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Проза А. С. Пушкина 1830-1834 годов. Литературно-эстетические проблемы сюжета
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза А. С. Пушкина 1830-1834 годов. Литературно-эстетические проблемы сюжета"
ИНСШТГ ЛИТЕРАОТК им. 7 Г.ШЕВЧЕНКО АН УССР
На правах рукописи ЧЕБАНОВА Ольга Езгеяьевна
ПРОЗА А. С. ПУШКИНА 1830- 1834 ГОДОВ. ЛНтеРАТУРШ-ЭСТЕТИЧЕСШШ ПРОБЯЕШ СКШЕТА.
Специальность 10.0£.01 - Русская литература
АВТОРЕ?! КРАТ диссертация на ооискение ученой степени кандидата филологических паук
Киев - 19§1
Работа выполнена в отделе руоской литературы и литератур народов СССР Института литературы им. Т.Г.Шевченко АН УССР
Научшй руководитель - член-корреспондент АН УССР
доктор филологических наук профессор Н.Е.КРУТИКОВА
Официальные оппоненты: доктор филологических наук
профессор Л.Г.ФРШАЯ
кандидат филологачооких наук С.А.КРИВОШАПОВА
Ведущая организация - Нежинский государственный педа-
гогический институт им.Н.В.Го-голя
Защита состоится ivU^C!-^ ' на эаседашш специа-
лизированного совета /шифр Д.016.35.02/ по защите диссертаций ла соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы им.Т.Г.ШеЕченко АН УССР /252001, г.Киев, ул.Кирова,4/.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института лптзратуры им.ТЛ'.Шевчевко АН УССР.
Автореферат разослан " _ 1991 г.
Ученый секретарь
'V
кандидат филологических наук '^ ; В.Я.ЗвиняцковскаЙ
специализированного совета t //
Новое внимание к классике - феномен сегодняшней "сдвинувшейся" современности - побуждает исследовательскую мысль обратиться к давно в будто бы хорошо изученным проблемам литературы. Ярким примером такой актуализация классики служит научение творчества
A.С.Пушкина. В последние годы вышли монографии С.А.Фомичева, H.H.Петрунйной, Я.Л.Левкович. Н.К.Гея, фундаментальные статьи
B.Неломшг iro, В.М.Марковича , других исследователей, что говорит
0 многомерности поставленных художником проблем. При этом, "время убедительно показало, что сам феномен пушкинского творчества далеко выходит эа пределы "окончательных" решений*2.
В явлении прозы А.С.Пушкина заключено противоречие, которое заключается в сочетании внешней ее простота, "как бы ничего не вначших сюжетцев* /В.С.Узия/, рассчитанных на то, чтобы занять читателя, - и постоянного требования поэта "мыслей и мыслей" именно в прозе.
Другое противоречив в пушкинских прозаических созданиях овя-зано о их подчеркнутой литературностью. Говоря здеоь о литературности, мы имеем в виду намеренное, откровенное обращение поэта не только к традиционным сюжетным схемам я положениям, но и, шире, я литературном темам и идеям. Проблема заключается в том, что эта литературность пушкинских созданий имеет философско-эстетическое значение, которое и требует своего раскрытия. И если "...определение источника и пттей. овязываидих предлежащий текст о ними, составляет важную, все возрастала») в своем значении задачу литературоведения и истории культуры" /проблема, которой посвящены исследования Л.Гроссмана, Д.Якубовича, Б.В.Томашевского, В.В.Гиппиуса, С.М.Еонди, В.Э.Вацуро, Н.Н.Петруниной, Л.И.Вольперт, Д.М.Шарыпкява и других/, - то не меньшее значение имеет задача изучения пушкинского мировоззрения, в первую очередь, через исследование литературных связей художника. "Источники" *е и "пути" таких связей, очевидно, могут быть разнообразными. Поэтому в сво-
1 Фомячев с.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л.: Наука, 1986 Петрунина H.H. Проза Пушкина /пути эволюции/. -Л.: Наука, 1987 Левкович Я.Л. Автобиографическая проза я письма Пушкина.-Л.: Наука, 1968; Гей Н.К. Проза Пушкина. Поэтика повествования.-!!-.Наука, 1989; Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине.-М., 1983; ШрсовичВ-М. "Повести Белкина" и литературный юн-текот // Пушкин. Исследования в материалы.-Т.ХШ.-Л.: Наука, 1989.
2 Гей Н.К. Проза Пушкина... - С.8.
3 Топоров В.Н. О "скрытых" литературных связях Пушкина/Пушкинсми чтения э Тарту; Тез .докл. науч.конф. 13-14юября 1987г.-Тарту.-С.7.
ей.работе мы обращаемся, о одной стороны, к литературно-традиционному "соотаву" сюжета в повестях 1830-1834 гг., а о другой - к проблемам эстетическим и философским, выдвинутым эпохой, которые являются зачастую неким содержательным подтекстом произведений.
В фундаментальной задаче изучения пушкинского.мировоззрения одним из ее "локальны*" моментов является выяснение позиции писателя в европейской драме идей 1820-1830-х ...» главной целью которой стала выработка новой философии истории. Ценный вкяе- в этой области л?икшистики - в первую очередь, работы Б.В.Томашев-ского, Б.Г.Реиьова и И.М.Тойбина, а также Б.Я.Виленчика, В.А.Миль-чиной, С.А.Кибалышш. Однако эта сложная проблема остается до некоторой степени периферийной в дуг: ".шистике, ее актуализация является одной из задач данной работы.
Указанные литера"~рно-эотетические проблемы воплощены, прежде всего, в отлете прозаических произведений, так как именно "семантическая группировка" /т.е. сюает/, по определению В.Н.Тынянова, является "конструктивным фактором" в прозе'.
В предлагаемой работе ссжег рассматривается как уровень текста, динамизм которого направлен не только линейно, "горизонтально" , а и "вертикально", вглубь литературных слоев и философских смыслов. В таком случае любое сюжетное положение, ситуация, явление имеет свою литературно-семантическую историю, а значит, мировоззренческий и культурологический характер.
Целью данного исследования является осмысление сюжетов повестей Пушкина 1830-1834 гг. в аспекте функционирования литературных традиций, а также о точки зрения историко-философской проблематики, данной эпохой. Такая цель определяет основные задачу работы:
- показать сложные кс лакты разных типов культур, взаимодействую-1 вдос в структуре прозаических сюжетов;
- понять смысл обращения Пушкина к выработанным и "отстоявшимся" в сознании читателей сшетным структурам, значение их актуализации поэтом и его новаторотво в сфере литературной традиции;
- показать пушкинское "включение" в полифонию историко-философских диалогов эпохи;
- осмыслить художественную реализацию в снасете определенных идейно-тематических комплексов, как литературно-эстетических, так и историко-философских, имеющих оущностное значение для пушкинской прозы.
Материалом работы являются два законченных произведения 1£В0-х
1 Тынянов Ю.Н. Литературный факт 7/ Тынянов ю.Н. Поэтика^ История литературы. Кино. - М.: Наука, ,1977. - С.261.
годов: "Повести Белкина" /1830/ я "Пиковая дама" /1833-1834/.
Научная новизна работы заключается, во-первых, в подходе к проблеме сюжета, "локальность" этого понятия нарушается, и оно приобретает смыол нехоего "ключа" для интерпретация пушкинской прозы. Во-вторых, новизна проявляется в иоторизме подхода к смету, прослеживанием овяэь времен, а значит культур. В-третьих, указанный подход к г-зкету - это путь к раскрытию многоолойности, беспредельности искусства, "трудной простоты" и "оложной яоности" /Н.К.Гей/ пушкинских прозаичеоких оозданяЯ.
Первая главд - "Эстетическая функция литературной традиции в "Повестях Белкина" - посвящена анализу литературных и иоторико-философских проблем пушкинского цикла.
"Повести Белкина" - сложный идейно-художественный цикл, тео-но связанный о комплексом проблем, социально-философских и эстетических, поставленных в произведениях Болдинской осени 1830 года.
Фабульный ряд событий в повестях строится через "записанные" И.П.Белкиным устные рассказы титулярного советника, армейского подполковника, приказчика и "провинциальной девицы". Культурно-психологический облж рассказчиков накладывает свою печать на избранные или истории. Это проявляется в иятереое к частной жизни и особенно к необыкновенным происшествиям, а также в ко выраженной литературной ориентации на расхожие схемы романтической в сентиментальной литературы - "романы". Однако, сама фабула каждой из повестей усложнена тем, что она и "рассказала" /житейская ио-тория/ и "записана" /житейской истории придана литературность: она стала "романической историей"/ одновременно. Повеоти "большею чаотию справедливы" /как говорится в предисловии/ - читателю не дано узнать, что тут "быль", а что "вымысел", на неразрешимом колебании между этими двумя крайностями держатся фабулы повестей, незаметно превращаясь в их сюжеты.
За фабульно отраженной российской действительностью 18101830-х годов в "процеосе рассказывания" /В.С.Узик/ начинают про-г являться сюжетные мотивы известных читателю произведений. История Дуни /"Станционный смотритель"/ в встречи "крестьянки" Лизы о Алексеем Берестошм в роте /"Барышня-крестьянка"/ и "Бедная Лиза" Карамзина. Изображение человека "простого звания" у Погорельского в "Лафертовсхой маковниие", ранее - в "Извадике" Ив.Залольско-го, у Булгарияа в рассказе "Извозчик-метафизик" и - "Гробовщик". Повесть В.Панаева "Отеческое наказание" как непосредственный событийной фон, "Светлана" Еуковского как более глубокая литературная перспектива и - "Метель", "Вечер на бивуаке" Бестужева-Мар-
ллнсхого и - "Выстрел".
Далее простая русская действительность оборачивается сложным миром искусства знаменитых "вымыслов": за уровнем сюжетных схем и мотивов русской сентиментальной и романтической прозы - сюжеты мировой литературы Нового времени. Связь эта осуществляется как на уровне сюжетных моделей /"Ромео и Джульетта" и "Барышня-крестьянка"; "Жених-призрак" В.Ирвинга и "Метел-'/ так и на уровне типологии характера /Адриан Прохоров и гробовщики Шекопира ; В.Скотта, отдельных сюжетных ситуаций, некоторых других принципов литературных взаимосвязей /бальзаковская деталь в "Станционном смотрителе", гофмановский колорит в "Гробовщике"/.
Связь о мировой литературой в сь.этах "Повестей" идет "вширь" и "вглубь", и о углублением литературной перспективы в сюжетах повестей усиливается е. трагедийность. Так, в основе "Метели" лежит средневековая немецкая баллада о мертвом женихе — "первоисточник" трагического содержания. Глубину высокой трагедии "Станционному смотрителю" придает притча о блудном сыне. В "Гробовщике" вымыслу Шекспира и В.Скотта, изобразивших веселыми своих "гробокопателей", противопоставляется "истина" хара:::ера героя, но в финале "обыкновенно" угрюмый Адриан Прохоров... весел. "Вымысел" Шекспира и В.Скотта обернулся "истиной".
Проблема истины и вымысла - одна из ключевых в романтическом искусстве, занимающая в конце 1820-х годов европейское общественное сознание в связи с вопросом о задачах исторического романа. В творческом сознании Пушкина живет соотношение: истиннее то произведение, которое "дрсще", но его простота - сложное искусство и искусность, то есть, - вымысел.
Взаимонадожение С-.хетшх моделей и жизненных фабул в "Повес-' тях Белкина" создает оложный эффйкт художественной неисчерпаемости текота.
Парадоксально, сквозь занимательную фабулу "Метели", проявляется ее трагедийно отсвечиваиций сюжет. Метель как событие повести содержит в оебе противоречив. С одной стороны, это явление зимней поры, которому никто из действующа лиц не придает значения. С другой, - понятная метель действует "как необходимость, рок, который... сам по себе не поддается уразумению и непонятен" /так Гегель определяет Судьбу в античном искусстве/. Трагедия содержится в простом и обыкновенном, а обыкновенное обладает силами, действие которых предвидеть невозможно. Эта мысль прямо выражена Пушкиным в статье "Второй том "Истории русского народа" Полевого", написанной в Болдине: "Ум человеческий... угадчик...
но невозможно ему предвидеть сттщ - мощного, мгновенного орудия Провидения". Она /мысль/ является пушкинской репликой в европейской драме идей 1820-1830-х годов.
Идея "тотальной" закономерности, провиденциального .лыола истории была развита "новой школой французских историков" и стала решающей для французского исторического романа 1820-х годов. Случай был введен в рамки исторических закономерностей и, таким образом, прояснен и объяснен. Великие идеи эпохи имели такое значение, что оказывались "заданными" художественному творчеству. Художественные образы и сюжеты становились "телом" историко-философской иддц - "души", что прямо декларировали сами романтики /"Сен-Мар" А.де Виньи, "Собор Парижской богоматери" В.Гюго/. Идея случайности как проявления закономерности "проверяется" Пушкиным художественно. И "Метель" художественно "усваивает" философию французских историографов. "Объективно" действующая метель заключает в себе роковой, то есть не просветленный высшей закономерностью, смысл: она разбивает и слепо сплетает судьбы людей, в ее действии - трагическое напряжение. Трагедия "снимается" другим, все прояонящим и особенным в российской истории Событием, которое несет значение провиденциальное, а это - 1812 год. "Изящная шутка" /как назвал повесть А.Искоз/ оказывается наполненной не шуточным философским содержанием.
Однако "Повести Белкина" - цикл, я каждая повесть имеет свое совершенное значение в ооставе единого целого, где все смыслы олож-но переплетены. "Метель" "типологически" сходна о "Барышней-крестьянкой" /обе "истории" рассказаны "провинциальной девицей" К.И.Т./.
Самое веселое, "несерьезное" произведение цикла - "Барышня-крестьянка". Сюжет в нем состроен на радостной игре, гаяяей в себе драматические возможности. Здвоь парадоксальное явление пушкинского творчества: чем веоелей и шутливей произведение, тем глубже в нем историко-философский смысл. Филооофия случая, просветительская "теория малых причин", о которой спорили французские историографы, несомненно, учитывается Пушкиным, но большее внимание его привлекает Паскаль, чьи философские построения соотносимы с заметкой о "Графе Нулине", датированной той жё осенью 1830 года. Однако если рассуждения Паскаля - мысли о оувтнооти в олабооти человеческой, один из фрагментов его трагической картины мира /"Нос Клеопатры: будь он чуть покороче - облик земли отал бн иным" - это не острый афоризм, но пессимистическая мысль/, то у Пушкина аналогичные построения означают совсем иные мысли. В "Барышне-крестьянке" коллизия "Ромео и Джульетты" переходит в свою
противоположность со счастливой развязкой благодаря "пугливости худой кобылки". Отношения вражды между людьми, закрепленные авторитетом "вымысла" Шекспира, - истинны, действительны. Но эта истина не абсолютна, ее относительный характер показывает Случай.
Традиционно "высокая" ситуация /падение коня героя - дурная примета, предсказывающая гибель - А. де Вин^и, "Сен-Мар"/ изменяется комедийно /происходит падение героя о коня - "куцой кобылки"/. Эта трансформация дает сильный эффект. Провиденщшлг ому смыслу "порядка вещей" противопоставляется как бы самая жизнь. Случай выступает "орудием" стихии жизни, ее творчески-непредсказуемых сил. В таком выражении проблемы скрыта л драматическая возможность, здесь не реализованная /реализация произойдет в "Капитанской дочке"/. Веселье в "Барышне-крестьянке" - эквивалент как бы самой жизкп, ее идс льного, радостного смысла. Таким образом, противоречие между провиденциадъшм смыслом случая а .его стихийностью оказывается творчески плодотворным в "Повестях Белкина": оно дает "Метель" и "Барышню-крестьянку", а в единстве целого всего цикла эти разные решения намеренно уводят от окончательного ответа, потому что нет окончательности в жизни, которой "Повести. .." и написаны. °
Сшет цикла как единого произведения обнаруживает свою динамику на уровне тем и мотивов. Это комплекс проблем, характерный и для "Маленьких трагедий", и для болдинской лирики, - в первую очередь, концепция жизни и смерти, сплетенности жизни со смертью и их борьбы. От "Выотрела" к "Барышне-крестьянке" движение в згом смысле происходит, говоря упрощенно, от смерти к жизни /через ка-тароио в "Станционном смотрителе"/. .
"Повести Белкина - произведение классическое в том смыоле, какой придавал этому олову сам Пушкин. К классическому же роду он относил "те стихотворения, коих форш известны были грекам и римлянам" /"О поэзии классической и романтической", 1825/. Принципы такого рода характерны не только для ранней поэзии Пушкина, они сказываются, иногда неожиданно, в произведениях, казалось бы, далеких от античности. В связи с тем, что из античных классиков наиболее близким Пушкину своей эстетикой был Гораций, горациевы поэтические принципы /выраженные им в Послании "К Пизонам"/, а также некоторые теш скрыто присутствуют в "Повестях Белкина".
Это проповедь простоты и единства произведения искусства у Горация /"Стало быть, делай, что хочешь, но делай простым и единым"/ и необходимость простоты в прозе как выявления целостности жизни, с одной стороны, и как выражения обыкновенного в ней - о
- ? -
другой, у Пушкина. Далее, соответствие дружеского "урока" Горация Пизонам о краткости в произведении /"Кратко скажи, что хочешь сказать..." /требованию точности и краткости как "первых достоинств" прозы у Пушкина. Необходимость овободы, декларирс.анная Горацием /"...делай, что хо^еш^"/', - это один из самых главных пушкинских принципов, который к 1830-му году нашел свою "сонетную" завершенн'-пть /"Поэту". Сонет/. Свобода же эта - овобода вымысла: "...Поэзия вымысел и ничего с прозаической истиной жизни общего не имеет". "Об Альфреде Мюссе" /1830/. Разнообразно понятая "простота" и сложная "структура" вымысла - особенность, которая лежит в основе "Повестей Белкина".
Античный принцип, выраженный Горацием "Науке поэзии" -"Следуй преданью, поэт, а в выдумках будь согласован", - у Пушкина становится открышм и сильным художественным способом построения сюжетов произведений. Трудность "сказать по-своему общее" для Пушкина делается эстетически значимой необходимостью.
Целостность циклу "обеспечивает". И.П.Белкин. Белкин - это "житейская проза, раосказыващая себя сама" /С.Г.Бочаров/, зто одновременно и проза-действительность и проза-рассказ - поэтому "пушкинская простота есть структура" /С.Г.Бочаров/. Такая "простота" выявляет сложную целостность жизни. В "Повестях Белкина" это жизнь всей России. Интерес к провинции характерен для европейской культуры 1810-1820-х годов. Новой реализацией уже реализованного в "Евгении Онегине" эпиграфа к его П главе /"0 rus]... /Ног./ о Русь!"/ являются "Повести Белкина". География цикла чрезвычайно обширна, но здесь нет отдельных.провинций со своим местным колоритом. Здесь все - провинция. И это - Россия, Росойя обыкновенного, простого, частного человека. Горацианская тема деревни и частной жизни - тема лицейских стихов, "Деревни" /1819/, в трансформированном виде присутствует в стихотворениях 1829 года: "Зима. Что делать нам в деревне?...", "Зимнее утро"; далее -в "Осени" 1833 г; Тема деревенского мудреца находит своеобразное преломление в образе И.П.Белкина. Тайна отличия героя от других связана с его занятиями литературой. Во всех отношениях "умеренный" И.П.Белкин оказывается провинциальным российским Горацием. На нем "отблеск" горацианского мудреца, в оельской глуши занимающегося искусством. В таком ракурсе образ Белкина пародиен, но есть и иной ракурс. Образ Белкина - это в философии "Повестей..." мера жизни и смерти, потому что жизнь и смерть обрели равновесие в "покойном" авторе, "создавшем" книгу, существугацую и в настоящем, и в будущем. То, что Белкин - покойник, тлеет глубоко-содер-
жательное значение в цикле. Искусство сильнее смерти, и скромный Иван Петрович Белкин неожиданно соответствует лирическому герою внаменитой оды Горация "К Мельпомене". Эта горациева тема бео-смертия поэзии /именно мысль: "Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон"/ прошла сквозь все творчество Пушкина и была для Него личной. Так "автор" Белкин чар^ч "родство" о Горацием оказывается сближен о самим своим создателем.
"Повести Белкина" создавались на широчайшем культурно:.: фоне и на глубокой основе мирового искусства. Осознанная ориентация на мало- и широкоизвестные художественные произведения приводит к сложному эффекту юс взаимодействия в новом тексте, который обретает от этого неповторимую оригинальность. Сюжет "сплавляет" в единстве своего целого художеотвенно "разномасштабные" динамические структурн. Это си..ация, когда "все уже... сказано", а между тем, "мысли... могут быть разнообразны до бесконечности".
Глава вторая - "Историко-философские проблемы в художественном мире "Пиковой дамы".
Поскольку пушкинская концепция прозы означала требование' "мыслей", одной из главных проблем, -рассматриваемые зо П главе, является проблема Истории, в ее особомуосмыслении, характерном для эпохи второй половины 1820-1830-х годов.
История, как "центр всех познаний, наука наук, единственное условие всякого развития" /И.Киреевский/ - это внесение всеобщего смысла в прошедшие действия народов и человечества, придание ему вида сложной, но стройной системы: сюжета, в котором яя одно событие не может быть.не объяснено. В то же время, История - "неопределенное, синтетическое, но оладос.твое чувство" /М.Погодин/, возникшее на основе потрясения, переживаемого человечеством на грани веков. В нем целостно соединились катастрофизм и ощущение некоего Нового начала в мировом развитии. Наиболее сильное художественное выражение такое мироощущение получило в элегии Радищева "Осьмнадцатое столетие", лучшем, по мысли Пушкина, произведении писателя. Диалектика старого - нового, конца - начала имеет боль-вое значение в философском строе мысли "Пиковой дамы".
Осмысление современной ситуации в русской литературе 1830-х годов осуществляется о учетом общеевропейской Истории. Общечеловеческое движение понимается по-разному. Свое значение сохраняет теория совершенствования, "апологетом" котором выступила в конце ХУШ - начале XIX века Ж.де Сталь. Не всегда ясные идеалы высшей справедливости, к которой идет, человечество, видели в его движении и французские историки в 1620-е годы. Другие шсли явились в "Последней смерти" Баратынского /1827/, произведении, глубоко пес-
- а -
симистическом по отношению к ^дее прогресса, показывающем, что движение истории от высших достижения цивилизации идет к всеобщей гибели и разрушению. Эти стихи своей философской основой имеют теорию круговорота Де. Вико, созданную в первой половине ХУШ в., ставшую актуальной в первой половине века XIX. Замечено, что "сумеречная" атмосфера поэзии Баратынского окуювает собой "Пиковую даму" Пушкина. Не менее важным моментом яв... .ется и тот, что виковская "модель" также алеет свое - структурное - значение в повести.
Особое значение для понимания онтологических проблем повести имеет эпиграф к I главе /"А в ненастные дни Собирались они часто?'/. Известно, что в сочиненном им эпиграфе Пушкин использовал размер и строфику литературно-агитационной песни А.Бестужева и К.Рылеева: Ах, где те оогрова, 'Где растет трынь-трава, Братцы!
Где читают Pucefe, И летят под постель Святцы.
Поскольку "'тмическая организация литературных куплетов декабристов была оригинальна а легко узнаваема современниками, исследователи видят историко-волитяческяе аллюзии в пушкинском стихотворном тексте: то есть, намек на изменение исторической ситуации в России от первой половины 1820-х х 1830-м годам. Однако в аллюзии содержится и другое значение, кал кажется, ускользнувшее от внимания ученых. Дело в том, что тема островов -¿ocus ¿oticus в поэзия ХУШ - н. XIX вв. его общее место любовной поэзии, но тема имела не только локальное значение, а в расширительное и развитие свое получила еще в античности как тема Блаженных островов. О Блаженных островах как о месте посмертной жизни поколения героев говорит Гесиод в "Работах и днях". Состояние блажеьства было связано не только со смертью, античная поевля показывает поиск этих островов в действительном мире, а наиболее трагический его вариант запечатлен в 16 аподе Горация "К римскому народу". Тема приобретает гражданские сшслн. Русская неоклассическая поэзия в обращении к теме оотровов знала необычную для европейской традиции контаминацию легкой эротической и гражданской тем. Таковая является в песне В.В.Капниота "Венерин остров" /1806/. Таким образом,маленький куплет агитационной песни декабристов содержит мяфопоэти-ческий смысл, оказывается литературно-традиционным. Однако в нем отражается и явление российской народной жизни, выраженное в легенде о Беловодье как стране крестьянского благополучия, расположенной на 70 островах. К этому символу крестьянской веры п лучшую
жизнь, осуществить который поисками островов пытались некоторые старое рядчаские секты, официальные круги Петербурга относились серьезно. Наибольшую активность это крестьянское движение получило в начале 1820-х годов, и декабристы, многие из которых были лричастны к официальным кругам, не могли не знать этого явления.
Тема островов как очаотья жизни со всем комплексом литературных, сказочно-утопических и мифологических ассоциаций - в подоо-нове "игрецкого" эпиграфа Пушкина. Влийотвенный смысл этой под-текстовой темы углубляется тем, что Петербург, играпций важную роль в п эеоти, "импровизирован царем Петром Великим" /Казанова/ на...островах. Сотворение же Петром Петербурга как символа нового государства в контексте поэтической культуры конца ХУШ века было соотносимо о нахождением зе!.;ля утерянного изначального блаженства. Трагедийная трансформация этого мифа происходит в "Медном всаднике", но присутствует и в "Пиковой даме", в глубине ее текста. Таким образом, глубинный мифопоэтический подтекст, связанный о сильнейшей мечтой человечества о Золотом веке и невозможностью ее осуществления в веке Железном, придает бытийствешшй трагизм всем событиям и действиям - всему сюжету повести.
Основа сюжета - анекдот Томского о трех картах. Движение в художественном пространстве повести /как на авторском уровне, так и нч уровне героя/ приводит к карточному отолу. Это локальное пространство вбирает в себя и отражает разные исторические эпохи, движение получает особое измерение: оно идет вглубь иного времени, в 70-е годы ОТ века,и влечет за собой иное историческое пространство -столицу Европы, Париж эпохи заката "отарой монархии". Таким образом, Пушкин соотнооит две эпохи: "предкризисную" /1770-е, Франция/ в "посткризисную" /1830-е, Россия/, обходя молчанием то, что вскоре последовало за эпохой 1770-х во Франции и то, что предшествовало 1830-м в Роосии. При этом, о высшей точки зрения "свободы буря" во Франции и восстание "ота прапорщиков" в Россия - звенья одной исторической цепи, события одного огромного сюжета.
Образом, обозначающим культуру 1770-х годов, является граф Сен-Нермен. Упомянуто имя Казаковы, а анекдот из жизни Калиостро -зерно, из которого "пустила ростки пушкинская новелла" /Л.Гроссман/. Авантюризм как черта времени имеет в повести особое значение. В судьбах знаменитых авантюристов выразились доведенные до логической завершенности идеи сенсуализма, показавшего, что "в ощущении и состоит деятельность сознания" /Э.Радлов/. Открывается парадокс: внешний мир непознаваем и таинствен, так как сознание сконцентрировано не на нем, а на собственном ощущении, и отсюда же - страстный интерес к жизни, но как к средству по отношению
к своему оыущениц - такова главная линия отношений личности с миром. Это ищущий интеллект, захваченный истинным интересом такого процесса. Переживание собственного ощущения становится своеобразной эстетикой жизненного поведения, и граф Сен-1ермен, человек, в котором мяотицизм переходит в мистификации, - это характерная фигура эпохи и "среды", ее определяющий "знак". Он открывает графине тайну, значение которой тоже обретает символические оттенки: она характеризует ХУШ век как век тайн. Граф Сен-Нермен - тип личности, который "представляет" в "Пиковой даме" предзакатную эпоху огромного "явле;:.:я' в общчй и бесконечной драме Истории, действующие лица которой вскоре будут сметены Великой революцией.
Представление о Французской революции как о событии, принесшем новый исторический опыт человечеству, - важный момент в философии истории "Пиковой дамы". Пушкин обращался к этому событию иа протяжении всего своего творческого пути. Концептуальный момент в осг,молении революции в 1820-1830 годы тот, что она рассматривалась Пушкиным одновременно как катастрофическая развязка ХУШ века и "исторический пролог к современности"'. Историческое соотношение эпохи 70-х годо* ХУШ века о современностью через событие Французской революции, аналогичное "Пиковой даме", находим в послании I 1830 г. "К вельможе". Однако сюжетное построение "Пиковой дамы" отличает от послания историко-ообытийная лакуна, концентрирунцая 60 лет европейской историй. Зто намеренное умолчание подчеркивает Контраст эпох - и провоцирует читателя, заставляя напряженно мыслить, - таким образом, 60 лег исторической жизни в глубине текста повести.
Важным в пушкинской концепции истории является и представление
0 ней как.о великой драме. Такое понимание, в котором сказалось изучение Шекспира, было присуще поколению писателей и ученых в "эпоху романтизма" /1820-1830-х годов. Драматизм пронизывает ообой всю сшетно-композиционную структуру "Пиковой дамы": "метод картин" сочетается о диалогами. Пушкинские картины в овоей лаконичной структуре содержат множество исторических, развивающихся - динамических СЛО?- Пушкину не нужно объяснять, как складывался характер старой графини Анны ФедоТСЕН*1» Он показывает картину версальской жизни 1770-х годов, называет несколько »253 исторических личностей как определенных знаков эпоха и культурно-исторической ситувции, -и за всем этим, о учетом "монтажа кадров" иа XIX и ХУШ веков, динамический смысл необратимого движения Истории, которое захватыва-
1 Вацуро В.Э. "К вельможе". // Стихотворения Пушим« 1820-1830-х годов. - Л., 1974. - С.210,
ет всего человека и в общую, вечную его оущнооть внооит овов, овойст. лннне данному акту драмы в поэтому уникальные, теряющиеся в следукщем поколении, неповторимые ухе никогда, черты. Каждый "штрих" поведения героев сложен и сложен исторически.
"Метод картин" усиливается приемом зеркальности, через которую соотносятся эти картины и крторая имеет вначение как композиционное, так и сюжетное. Сюжет повести содержит множество глубинных смыслов. Так, картина "старая графиня /бывшая ¿а. (ЖпЩ /По-1СО{// перед веркалом" является модификацией античного мифологически о сюжета: Венера перед зеркалом. Зеркало, отразившее не молодую красавицу, а безобразную старуху, - деталь в структуре повести, через которую выражается ее важнейшая тема: тема искаженной действительности. -
Сюжетные линии героев имеют самодовлепцее значение, этот "приближенный к романному полифонизм" /Р.Н.Поддубная/ содержит в повести трагический смысл. Он связан о "бинарной" динамикой сюжета, когда "прогноз" и результат целенаправленных действий персонажей не совпадают. Это касается героев современности: Лизы и Германяа.
С образом Лизаветы Ивановны связан комплекс литературно-эстетических тем, взятый в аспекте социально-этической проблематики петербургской повести. Через него прорастает тема, данная русской литературе Карамзиным: бедная Лиза. Однако внутренний динамизм образа героини в сюжете таков, что вызывает и другие литературные ассоциации на основе сущностно важного для него художественного пространства. Пространство Лизы - окно, которое не просто "обрамляет" её образ, а определяет ее лейтмотив, ее главную тему. Девушка у окна - традиционный литературный мотив, это ожидание счастья, заключающегося в любви, поэтому обязательно появление второго персонажа /раннее стихотворение "Окно" /1816/, перевод У элегии А.Шенье "Ты вянешь и молчишь, печаль тебя снедает..." /1824/, "Я здесь Инезилья, я здесь, под окном" /1830//. Это - тема о вариациями, наибольшую^разработку получившая в литературе сентиментализма. Не менее важное для образа героини значение, чем повесть Карамзина, имеют "Нравоучительные рассказы" Мармонтеля, один из которых /"Окно" - история любовных переживаний и замужества молодой девушки/ Пушкин использует для.-схемы оюжога своей героини. Пушкинский сюжет - это разрушение литературного клише, в художественное пространство героини изменяет свое устойчивое значение: окно - это уже не ожидание счастья, заключающегося в любви, а страстное желание вырваться из жизни, уготованной безжалостной судьбой. Это и есть главная цель героини, остальное /Германн/ - средства к ее достижению. Звучит, тема искаженной действительности: люди друг в .
друге видят средство к достш.^няю своих целей и при этом используют "отлаженные" литературой я "отстоявшиеся" в сознания схемы поведения. Эти схемы наполняются автором новым эстетическим и трагедийным содержанием. Эти "клише" осознаются читателями, на основе контрастного по отношению к ним поведения героев, как недостижимый образец для современного человека. Литературная схема - девушка у окна - содержит эстетическую проблему философской культуры сенсуа-
(изма, В ее основе - традиция идеи чувствительности и утилитарное Ьедставление о красоте как о будущей пользе. Ожидание обещанного яастья, аств' тесное осмысление жизни чувствитеяьно-сенсуалисти-еского толка - анахронизм в эпоху "железного века". Однако новые отношения возникают на "анахронической" основе сенсуализма, из которой уходят представления о красоте, зато усиливается понятие личной пользы, утверждение статуса личности за чужой счет, утилитаризм, развиващийся в индивидуализм. Сложные соотношения литературных и философских традиций в образе героини - старая "канва", ноше "узоры" на ней утратили прежнюю наивность я свежесть. Это "обманный ход", завлекший читателя в лабиринт сопоставлений и заставивший прийти к выводу об особой новизне героини, заключающейся в ее ординарности. Героиня выбирает то, что уже прожито /богатая благодетельница - бедная родственница - финал Лизаветы Ивановны/. Это - человек в рамках своего "века", им вполне определенного. Утрачивается красота, торжествует "мораль расчета". Но сама идея чувствительности, созданная особой культурой, имела высокое значение для Пушкина, что подтвердится в "Капитанской дочке". В "Пиковой дама" открыта трагическая невозможность наивного, но непосредственного чувства, а отсюда - разноналравленность и неслиянность жизненных судеб людей, что является искажением нормы человечности.
В эвдемонистическое понимание поведения человека каждая эпоха вкладывала новое содержание. Наиболее близким Пушкину решением проблемы счастья, как кажется, был горацяаяско-монтеневсхйй идейный комплекс. Это принцип "средней дороги", "золотой середины", который вырастает из ощущения скоротечности жизни человека. Целью такого пути оказывается сама жизнь, а онтологической ее основой -подготовка к смерти, ибо "кто учит людей умирать, тот учит их жить" /Монтень/. В целостности этого мироощущения содержится ка-тартическое просветление трагического противоречия жизни, возможность действительной овободы человеческого духа, его бесстрашие перед лицом неизбежной оудьбы. Путь Пушкина к этой цели - развитие его особого трагизма, его "светлой печали". Один из этапов на атом пути - "Пиковая дама", ее главный герой. Важно то, что ч Гораций, и Монтень видели разрешение противоречия в опыте чеяовечес-
4
кой личности оообого оклада: художника-мудреца, уже только овоим даром ^ознеоенного над обыденностью. И опыт Пушкина как гениальной личности, всей:своей индивидуальной жизнью утверждавшего ее общий смысл, актуализировал а Горация, и Монтеня.
Но оставались другие люди, которые составляют в любую эпоху большинство человечества. И если ординарностью Лизаветы Ивановны Пушкин лишает ее возможности стать трагической героиней, то по-иному в этом плане читается "роман жизни" главного героя.
В образе Германна узел проблем, поставленных повестью. Ио-следовать.ш большее внимание уделяют "эгоиотически-демоничеокощу началу в герое, его наполеонизму, однако нельзя не учитывать в равной степени и социально-этического его определения как маленького и бедного человека /это сделано Д.Якубовичем/. В ооциально-историческом аспекте этой проблемы содержится трагичеоки неразрешимый смыол.
Цель Германна - независимость, я она осознается им как очао-тье. Счастье ощущается как отсутствие связей человека о другими людьми. Это - свобода, понимаемая определенным обрезом. Такое ощущение было подготовлено просветительской философией, считавшей, что счастье для отдельного человека заключается в его полной независимости от других людей и в наибольшем просвещении /Гельвеций. Поэма "Счастье"/. Это представление в его разных модификациях оказалось устойчивым в первой трети XIX века, в то время, как многие понятия потеряли овое прежнее уотойчивое значение. ПосЛе революционной катастрофы человеческое сознание вынуждено было начать новый поиск смысла жизни, ее целей я критериев. А не размышляющий, но "просто" живущий человек, неотвратимо был поставлен перед проблемами, которые ранее не кеоля по отношению к нему столько жестокости и подавляицей оялы.
Стремление Германна к счастью - это стремление к независимости от обстоятельств, ставших судьбой. Трагическое противоречив между исторической судьбой человека и его личностными стремлениями - предмет раздумий.мыслителей в 1820-е годы.
...Всех благ возможных тот достиг.
Кто дух судьбы овоей лоотиг /Баратынский, "Стансы", 1824/.
Гете в "Странствиях Вильгельма Мейстера" /1821-1829/ углубляет подобную мысль разрушительно действующей силой нового исторического опыта: "современности...движущейся с...огромной быстротой". Германн "дух судьбы своей постиг", но, в условиях невозможности проявления личноотных способностей, принять свою судьбу не может. В этом сходство героя с Лизой, окружашая их действятель-
нооть будоражит и тревожит, ] дает покоя, принося страдания и "лихорадочный трепет". Германн выбирает поединок о судьбой. Невозможность иного выбора прояоняет художественное пространство героя: зимний, сумеречный Петербург, таящий в себе трагедию. Еще одно его пространство - бедное жилище, "смиренный уголок", место "абсолютных невозможностей" героя, не соизмеряющего оебя о реальностями российской жизни. Самовосполнение ли*: ости оказывается ее саморазрушением.
В. Гврманне сконцентрирован новый круг социально-исторических проблем. Он - человек без корней. Это черта поколения, появившегося в результате резко сдвинувшейся исторической жизни. Германна не "обосновывает" никакая к, льтура. Герой в этом плане одинок и брошен в водоворот жизни без какой бы то ни было философской, идейкой "поддержки".
Другой, более ранний "-ил" героя, молодого человека XIX века, в истоках своих определенный комплексом фаустовских проблем, "представлен" а русской литературе Евгением Онегиным, определенным фи- . лософией сенсуализма, гедонизма и утилитаризма /Б.Г.Реиэов/. Проблемы, поставленные перед Онегиным историей, глубоко драматичны, но это - проблемы идеологические, философские. Большое значение для пушкинских героев имеют книга, которые они читают. В связи о Гер-манном книга упоминается всего один раз: ого первое письмо к Лизе, содержащее объяснение в любвв, "слово-в-слово взято из немецкого романа". Он - "бедный человек" из-за отсутствия в нем каких бы то ни было культурных оснований. Поэтов для него невозможен нравственный конфликт.
Если для героя онегинского гида личная польза - один из компонентов филооофско-этического комплекса, определяющего поведение человека, то для Германна "комплекс* распадается,в личная польза -не идея, над которой можно размиадять, в ней поч^л отчаяние, это путь спасения ооботвенной дичяоотв от гнета жизни. Неразрешимость противоречия здеоь в том, что такой путь единственно возможен для героя, и в то же время он глубоко ошибочен. У Германна нет опыта "не-одиночеотва": нет родины, дома» семьи, друзей, возлюбленной. Он бы-тийствевно одинок, а отремится к овободе, которая опять представляет собой одиночеотво, Множенное" на силу. Это-историчеокие воздействия: величие одиночества а оидн продемонстрировал миру Наполеон.
По принципу "исторического синхронизма" знаком новой эпохи, в параллель к определениям эпохи 1770-х годов, является Наполеон. Контраст эпох, между которыми 60 дет исторнчеокой жизни, говорит о неслыханной скорооти движения человечества. Образ Сен-Еормена определяет локальную эпоху. Наполеон вырос в проблему целого века. В пер-
бой половине XIX в, образ Наполеона - центр всех исторических, фи-лософс..их, даже эстетических проблем. Наполеон и его судьба - важнейшее звено в философско-исторических построениях французской историографической школы, главный герой в апологии успеха, теории 1820-х годов, утвеождавшей правоту Победителя. В Наполеоне нашло полное выражение то новое, что победило старое и отжившее, в нем открылось миру то, что не было еще подкреплено историческим опытом человечества - опыт небывалых личностных возможностей. После смерти Наполеона новое поэтическое сознание придало его личности значение космическое и вселенское /В.Гюго "Два острова"/.
Наполеоновская тема - особая у Пушкина. В стихотворении 1824 года "Зачем ты послан был, и кто тебя послал..." он впервые говорит об изменившейся психологии народа в результате деятельности Наполеона, когда "Добро и зло, вое стало тенью..." Конкретизация проблемы в отдельной человеческой судьбе происходит в "Пиковой даме".
Воздействие личности Наполеона, чей образ в 1830-е годы становится образом "массового искусства", могло происходить, как это показывали писатели, открыто /Вюльен Сорель/, а могло протекать в "скрытой форме", действуя на неочевидные для самой личности глубины сознания, что оборачивалось психологическим тупиком и влекло за собой катастрофический взрыв в структуре личности. Такова судьба Г' рманна, представляющая собой основу сюжета современности и повести. Этот динамический сюжет есть развитие изменяющегося оозна-ния главного героя, все фантастические события суть его отражение. Расщепленное сознание маниакальной личности творит "двоемирие" и поэтому человек "естественно" переходит из одного мира в другой, так как границы между ними для него не существует. Мифологизирующееся сознание Германна постепенно превращает старую графиню в Пиковую даму.
Зеркально-искаженные вваимоотражения в структуре сюжета повести замыкаются друг в друге, рождая постоянно возвратное колебание, а значит, несмотря на беспрерывность движения, его отсутствие. В финале повести движение судеб героев оказывается повторением ранее прожитых другими циклов, в чем выражается скептицизм Пушкина в его взгляде на поступательное движение человечества. Это не последняя точка в пушкинском историзме, но один из моментов его развития. "Пиковая дама" - слово Пушкина в его диалоге с Баратынским на основе исторических "моделей" Дж.Вико. Однако, если Вико считал естественным и целесообразным "даже абсолютное падение культуры" /Мих.Лифшиц/, у Пушкина утрата определенной культуры ведет к невозможности понимания истории и к опасности нравственней гибели человека. Тайна трех карт потому и не разгадана, что она
принадлежит к другоцу историческому времени; над ней - ореол особой культуры, эстетически организующей взаимоотношения личности о миром через таинственность. Красота, подчеркнутая в /й i/i /inf. nioicOtfi.te,i аапечатлонная в портрете, принадлежит этой культуре. Контрастно подчеркнутая старость и безобразие графини - оимвол .и-менения мира. В мирэ людей, лишенных культур1шх ооиов, Венера становится "страшной старухой". Такова трагедия истории.
"Пиковая дама" - произведение безысходного, "непросветленного" трагизма, наибольшего у Пушкина. Это особенно проявляется в финале судьбы главного героя, не имендей себо аналогов в пушкинских произведениях. В сумасшэствяи Германна жизненшй тупя:: и безысходность, конец жизни, победа смерти. А частная его судьба есть общая, универсальная трагедия бытия, .потерявшего свою целостность.
"Массовая" личность, рожденная зелтим историческим сдвигом, оказывается беззащитной пэрод его силой. "Каменная ткань истории" /М.Погодин/ раздавливает человека, действующего "по своему плану" а создающего вместе о другими людьми ее "высший план" - вот трагедия исторического движения, проблема "Пиковой дали", открывающаяся в совокупности контрастно отраженных сюжетных действий.
Заключение. Осмысляя литературко-эстетические дроблзш сшета в повестях А.С.Еупшша IBS0-1834 гг., ш приходам к олэдуззцим еывсдшч
- Это сюжет о глубинной литературней перспективой, а которой соединяются разные типы культур} их противоречивое сочетание я взаимоовязь является эстетически»; шраженяом пушкинской установки на необходимость шояя в прозе.
Ис торяко-фалософское содержанке доавотвЯ 1330-х годов выявляется в контекоте русского и европейского критико-публицкстичес-кого и художественного развития 1820-1 ШО-х годов.
- В сюжетах ''Повестей Белккга" и "Пиковой дамы" художественно реализуются адеЗно-аотаипвскиэ комплексы проблем, сущнсстно важные для всего творчества A.C.Пушкина второй половим 1820-х v-1830-х годов.
Основные положения диссертации изложены в олэдудагх рубгуиш-
циях:
1. Приншлы "классического рода" в "Повестях Еожина". // Слово f час. - I9S0. -ЛИ,- С.77-61 /на укр. яз./.
2. К вопросу о сшате "Повестой Ьо теина". // Бопросн творчества н биография А.С.Пушняпа: Тез. докл. и сообц. обя. науч. кейф. 16-19 мая 1989 г. - Одеооа, 1989. - C.31-Q3.
3. Праядйяк "класоотезкаго рода" а "Повестях Егдана" А.С.Пуаккла // Пушкин к KpvM: Tea. докл. Крымской яауч.койф. 34-¿^ мптп?,-ря IS89 Г. ~ Симферополь, 1S69. - С.41-43.
"Y<:
Подписано в печать ll.P5.9l форма» 60хв4 1/16 Усл.печ.л. 0.9 Уч.изд. л. 1.0
Тираж 100 Заказ 266 1991 г. Бесплатно
Полиграф, уч-к Ин-та истории Украины ЛИ УССГ Киев-!. Кирова, 4