автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проза Н.А. Бестужева и русская литература 1820-1830-х годов

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Бобина, Татьяна Олеговна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Проза Н.А. Бестужева и русская литература 1820-1830-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза Н.А. Бестужева и русская литература 1820-1830-х годов"

РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И.ГЕРДЕНА

На правах рукописи УДК 882.091 "18"

БОБИНА ТАТЬЯНА ОЛЕГОВНА

ПРОЗА Н. А. БЕСТУЖЕВА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1820-1830-Х ГОДОВ

10.01.01 - русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ле1шнград 1991

Работа выполнена на 'кафедре русской литературы Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени А.К.Герцена

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор Н.Н.Скатов

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор О.В.Сливицкая

кандидат филологических наук С.А.Кибальник

Ведущая организация - Костромской государственный

педагогический институт

Защита состоится ". />' " МЛС-ШИ- 1991 г. в часов на заседаю«: специализированного совета К 113.05.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при Российском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена (199053, Ленинград, В.О., 1-^гинкя, д.52, ауд. 21).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.

Автореферат разослан " ЗМ" ¿¿ЛЬ-^и^и:^ 1991 г.

Учешй секретарь специализированного совета Л су/^ ■

доцент (-Цг/С^осс^ н#н<Кякшто>

Акту ясность темы диссертация обусловлена стре?.тлэн::ем современного литературоведения изучать творческие взакаоогпопе-няя писателей в историко-литературном процессе, но позволяет обнаружить специфику, закономерности гг логику творчества отдельных авторов в об^ем контексто эпохи.

Литературное наследие Н.¿.Бестужева, состазжзщсе своеобразную и примечательную страницу в истории русской прозп первой трети. XIX столетия, неоднократно обращало на себя внимание ученых. Если дореволюционное литературоведение ограничивалось биографическим подходе;!, то з работах М.К.Азадовского, З.Г.йа-зансьа, Я.Л.Левковпч, А.В.Архиловой творчество Н.Бестужева рется в аспекте отдельных проблем ого развития. В больп-.-пстве случаев, проза декабриста (за исключением диссертационного исследования Л.А.Лебедевой} привлекала внимание литоратуроЕЭдоз в качестве иллюстративного материала при анализе озеот вопросов отечественной словесности 1020-1С30-х годов и творчества писателей - современников Бестужева1. И потому некоторые ваяние сторон!» литературного наследия декабрлста остаются до сет пор вне интереса специалистов, а его проза нупдастся в современном осмыслении, с учетом новоКяих достижений историко-литературной науки в исследовании литературы зпохн, теорет:гчсскк>: разработок проблем художественного метода»

В силу значимости стоящей перед литературоведением задачи углубления общей концепции литературного развития периода IВ20-1В80-х годов, обращение к изменил прозы К.А.Бестужева, являющейся предметом данного исследования, лредставлястся своевре-мекгагн, тем более, что нз все произведения декабриста стали объектом целостного анализа в их идейно-эстетической оусяоотл и связи с лятературнн?.! развитием первой трети XIX века.

Нзуггная новизна работы заключается в предаете изучения и определяется сложностью поставленных историко-литературных проблем, диапазоном исследования, литературном контекстом, з котором рассматривается проза II.Бестужева. Впервые исследуемая в столь полном объема, с учетом новых публикация текстов, пта проза анализируется в связи с творчеством писаголоЗ-ссврсмешиад.

Прегдэ всего представляется целесоэбрээнкм и плодотворном

* См.работы; Г.Б.Абаза, В.П.Вильчянского, В.А.Грлхйна, . С.Г.Исакова, А.Г.Колесникова, А.Г.Костеляпца, Т.И.МпхалеваЯ, Н.Н.Пвтрулиной, В.Сватоня, М.В.Строганова, В.Ю.Троицкого я др.

сопоставление прозы Н.А.Бесту;;;еза с отдедькши произведениями А.С.Публика, А.С.Грпбоедсва, В.Ф.Одоевского, А.А.БестухеВа-Мар-лпнского, й.НЛ'лиики, В.К.Кюхельбекера, В.Ф.Раевского п .других, исследовакм - уточнить место и роль творчества К. А. Босту^ова в ясторлко-ллтературио« лроцессо эпох::, з стзшвлонпв декабристской литературы; дать характеристику хакрозо-худохост-веннои структур!! его прозы б контексте русской литературы 18201830-х годов; прояснить специфику творческого метода писателя; обозначать основные ьталн его эволюции.

Так кег. Н.А.Бостухеь экое судоствешьг.* вклад в разработку жанров рассказа, повости, романа, расширил их ¿»апроше возодк-» кости, обогатил их сугубо декабристской проблематикой, элеыен-TQi.ni психологизма, представляется актуалышм л перспектинкам проследить жанровое движение в его прозе, исследовать овоосб-разпе конкретных жанров. Поэтому задачей работа является

та:^:о уяснеше яанроьцх разновидностей произведений К( А.Бестужева и их места и рож: в литературном процессе опохн.

Ввиду кепозгккностд- в ра!.:ках денно.; работа осуществить цэ-лостпш" анализ, произведения Бестужева исследуются преяде всего с точки зрения конфликта, характеров, проблем йьтобхогра^а-ыа, соотношения героя и автора, повествования, психологизма.

Творческая индивидуальность писателя устанавливается в работа с помощью сравнительно-типологического анализа, исторчко-хрокологичаскай пркицпп «гсследоьанхя сочетается с проблег.сно-те-оретичеекп!.:. Произведения и. Бестужев рассматриваются в хронологическом порядке, что дает возможность проследить развитие ого проза, представляющей собой яг,податное, цельное язяенпе, с единой темой, едины:.! (скеозн^л) героем. Творчество его мокот бить ое.-.'л-слено как сЕсеэСразжй цикл, в котором автор зафиксировал определенней период исторического развития русской .-.шь-кн, особенности психология и нравов предагЕлителой детабрисга-ого круга.

Пг^гтт-г'пс^^д г<нр^!г.:остт, диссертации определяется том, что ее недеркалн могут бить использованы в лекцион-гом курсе истории русской литературы первой половики XIX века, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных декабристской прозе, проблемам становления русской лпгоратури первой трети прошлого века,

Ап;;обятт.ия выводов и основных положений диссертации представлена в публикациях ангора, в докладах я сообщениях на ноуч-гю-лрактичоской ко;к|е-рэкцйи Пермского государственного педагогического института 11939 г.) к научной"конференции профессор-

еко-прстгод?ьзтольского состава На^ангапского госпедпнститута им.Хз(TODO г.). £лссор?ац;'я обсуг.дона л рекомендована i: запита тм ка./едие русской литератур« ЛИИ ст.Л.И.Гогисиа.

Ст ,тл%"гупл р.-^отн. Диссертация состоит из введения, двух глав, 5ок;;пченпя, библиографического указателя из 235 нсг/онсгсши.

Во i т>еде;г:к обосновывается вибор теш диссортацап, ее и:-туалькость, новизна, практическая знач;г..:ость, уточняется аспект рассмотрения, формулируются цели, задачи-и методы исследования, дается общая характорпстпка разработанности темп в литературоведческой науке, сбзор работ по проблема?.; творчества Бестужева.

Творчество ^тогс писателя, сфокусировавшее в себе многие тенденции литературного развития первой трети XIX вена, с одной стороны, зесьг.:а показательно и характерно (да~е типично) для прозы данного периода. А, с другой сторокн, творческая индивидуальность П.Бестужева, его вклад в развитие русской прозн, формирование «аиров пог.естп и романа позволяют считать его наследие оригинальным и значительным. Историзм, приверженность к националы! o?,¡у п гтнограЛнчесдму колориту, автобиографизм, острая наблюдательность, фактичность, достоверность, особая роль пог.оствователя, специфика сметного движения, ясность и простота изложения - все зто заставляет видеть в его прозе своеобычное и интересное явление з русской литературе.

Многогранная творческая одаренность, мощный личностный потенциал жизнедеятельной и отнюдь не реализовав-лей себя натуры И.Бестужева сказались и на его литературных занятиях, отличающихся интенсивностью и универсализмом. Проза декабриста может быть рассмотрена как своеобразная "лаборатория", в которой шла апробация разных жанров, происходило взаимопроникновение различных, порой взаимоисключающих,творческих методов и в кого-рей нашли отраяепие становление и дальнейшая авешоцая русской црозы.

Л.Бестужев занимает вполне•самостоятельное к заметное место не только б момуарнс-очерковой проза, во и в беллетристике. Его творческое наследие запечатлело манровые искания отэчост-вояной литературы от очерка, мемуаров, рассказа, позести :< произведению больной эпической форма - ржалу 1 "русский в Парк*:® 1814 года"), а такае .троцесс развития таких жанров русской прозы, как ряссКыЗ г не которые разновидности повести- историческая, или "ливонская" 1 "Гуго '{юн Брахт"), светская I "Трактлрнад лестница", "Путешествие на катере"), Ейу принадлежит и приоритет в создании нового типа повести - с декабристской трактовкой

основного конфликта, проблемой долга п счастья, стоян-зЯ перед дворянскими революционерами (."Плиссельбургская станция").

Наряду с Л.С.Пушкиным, ©.Глпккой, А.Бостуаокгл, В.Кюхэль-беисром, H.A.Бестужев стал осиовополомпиксм художественной очеркисте:::, зпачсковаваэй собой качало русской прозы ЛХ сока. И потому логичшлл било обратиться в пег-.тю'1: гла':д диисортаъ'ии '"'е-муарпс-очоркоБке ааирн в тзорчостгз Н.Л.Ь'естуу-СЕг. к русская очеркоьйя проза первой .троук 112 Bend'к анализу "Голбухшгокоги маяка", "Записок о Голландии I8ib года", "Гибралтара", "14 дс-кабрл If>23 года", "Ьоскомиипикя о Рмлеово" во взаимосвязи о отечественной литературой 1610-1820-х годов.

Бестужева-очеркиста (л беллетриста) отличают пре.чг.уз'ест-во.нное вкиманпе к историческим и социально-политическим аспектам чи Росс;;;: и зарубомья, з такт.о изначальная обращенность к социлльпо-зтпчоским начала;.; жтзни.

Своеобразие его творчества определяет сочетание автобиографизма и беллетристических оломенгоз. оригинальность бестужевского омобкогра^лзма зшуючаогся б спецп£яке отбор-i жкзкгя-ного материала, ибо писатель чащо всигс отталкивался от действительных уактов, и в его осмыслении. Прозаик сделал собственную жизнь источником худокественчцх сюаетов, пересоздавал со-битпя своей duoi-pafun, п, в коночном итоге, представил идеали-зированпнй образ двойника - веордкнарней личности эпохи декабризма.

Уде в первкх своих опытах Бестужев заявляет о себе как об очеркисте с отчетливо выраженной прпвзркешюстьй к документальности; ¡¡о наряду с информативным планом в его очерках получаст развитие л залетная лирическая струя. Уг.е в Толбухпнском манко" у Бгстухсва-очорглста обнаруживается тяготение к поэтическому изображений действительности. Как тхет он в "Воспокпнаж о Рылееве", первоосновой поэтического слуккг наличие возвназино-го чувства: "По-моему, всякий блахородкый поступок, каждая высокая мысль, каздое ножное ощущение и все, что выходит пз об:к-новошюго ряда наших обыкновенных действии, ость поэзия..." Потому-то в указанных очерках Бестужев вистраиваот сдает вокруг личности повествователя. Информативный и лирический планы объединяются от им образом, который содорскит конкретные биографические. черты самого автора. Другая его грань - философствую;!! наблюдатель, в облике которого в большой степени усматриваются классический "атрибуты" условного путешественника, Традициашш тип рассказчика все -более эстотизнруотся;'в "ном намочен-ковы;:

план: очеркист придает его образу философски:;, универсальний ыасытаб. Восторженное, крочсскоо поклонение стихии {солнц;') з "Толе;,-хин сном маяке" ьыводит повестьоиатоля за пределы конкретного, биогра^лческохиряда. Нестандартен! образ повостЕОвателл, характер осмысления материала и способ его воплощения свидетельствовали о новаторской устремленности Бестужева, о проникновения е его творчество романтических тепдещуп!.

НобпЛ шаг в pasnimm образа повествователя и в восприятии поэтического представляет очерк "Об удовольствиях на мора", ко-торнй написан в ?ор;.;е письма к анонимному адресату и воспроизводит поотическоэ представление о флотском деле, романтике мал. В итом очерке-атюде повествователь нолучазт дальнейшую конкретизацию, насылается чертами современника, представителя нарождающегося декабризма; специфику и отого образа составляет своеобразное переплетение реально-биографического- и чллосо.реко-ли-рического планов. Принадлежность повествователя к круг;' морских офицеров косвенным образом, с помощью собирательного в своей основе типа благородного мореплавателя, выявляет его душевные качества, которне явно несут отпечаток личности и судьби самого очеркиста. Горой и автор сливаются здесь в один образ.

"Записки о Голландии 1815 года", связанные с предадуйими произведениями и морской тематикой и образом повествователя, знаменовали поворот ко все большей фактичности, информативной нашлшшости, расширению тематических границ, благодаря масштабу обзора, глубине осмысления, нарастан;ш историзма.

В путевом очэрке (очерке-путешествии) Бестужева, в отличие от произведений с локальной цолозой установкой (воссоздание вс-енных действий) Б.Норова, Я.прозой, Д.Давидова, В.Етейнгеля, интересуют географические, этнографические, исторические, научно-технические, экономические, общественно-политические, литературные "прилеты1* Голландии.

Образ повествователя в "Записках о Голландии 18X5 года", который выстраивается ьз лирически:: шсказыа&иий, открыто пыра-;каеМь'х оценок и симпатий, наследуэт многое в своем сблике от рассказчиков предшествующих бе-лугевег-лх очерков - это образо-ванккй, тонко чувствующий морской офицер, заключающий в сьбе автобиографические черта. Весьма обширный Kpyi интересов и их специфика (в первую очередь, политика) придают его облику новые черты не только в сравнении с образами повествователей его более ранних очерков, но и "Писем русского офицера" ф.Глинки,

""Занятия Дрездена 1813 года 10 марта" Д.Давыдова и других.

В литературный оборот вводятся фигура повествователя с вос-прт.5чиьо'1. всеобъог.угкщей душой, активно откликающегося на впечатления бытия. При это:-.; факты действительности, поступил, ле-ре^пвуг.ия и разнкалсния, пропущенные через соеиениз сочинителя, гнзыьэпт, с одно:! стороны, лллгоэлю подлинности язобркгагиого, а, с другой, способствуют восприятию его как литературного героя I "олитературявапия"), ироврвдепаэ в яорсскгк, поясзтвутяИ о отбытиях. Таким обрзком, фигура повестпояате.!ш-1туте~ос7г.е!!ки?са в его очерках ("Гчбралтар"^ находятся вполне в духе тисков становящейся русской прозы. Хотя рассказчик и ориентируется не свойственную г:инру путевого счор2.о позиции наблюдателя по отнж?-няю к воссоздаваемо«? миру, все г.е у:;;о в "Записках о Голландия 1615 годл" он выступает полноправны;.: участником ссбып

В центре прозы Н.Бестужева, органически связанной с Еосста-вкеы 14 декабря, - "обсбгшэдкй образ деисбрггтспого пелолргтел»-него героя" (Ь.Г.Бозаной), романтически истолкованного персонажа.

Общепризнано стремление декабристов создать особый культурно-исторический и психологический тип русского человека, сущностными чертей; которого были чувство собственного достяш-ства, чувство чести, прямота и безапелляционность суждений, четкая поляризгцга! нравственных лслптлчоских оселок, способность к поступкам, серьезность как норма поведения, культ дружбы и братства, основанных на единстве .итичеекпх принципов, переоценка общэпричятих моральных дога, Запе^атлепнкй" Бестужевым в "Воспоминании о Рылееве" облик поэта ес многом соответствует его реальной личности и в то >:ь- время являет образец "типичного" декабриста, персонажа, отвечающего требованиям нрзветпешо-эстетического идеала самих дворянских революционеров.

Хотя повествованием в "Воспоыинагсш" руководит установка мемуариста на достоверность, подлинная жизнь Рылеева переосмысливается Бестужевы?.!: она дается как романтически истолкованная биография, что, впрочем, не противсренч-г закону жанра. Бестужевский Рылеев - эта "литературный портрет", обобщение, где слились воедино и биографические и художественные начала, стремление к точности и конкретности - с литературном вымыслом.

Бестужев, четко оговорив поавдыо беспристрастного биографа казненного декабриста, в то же время следует провозглашенному им своеобразному пониманию поэтического как "высокости опр-цекий": им руководит осознанная цель - зозг.зличить в лице Рлле-

)!зз подвиг дзорякскхх революционеров, воссоздать "идеплъш!/," об->аз декебриота. Отсюда проистекает и романтическая интерпретация натуры г.о.,та. Романтизация биографии л образа Рылеева пролс-:одкт и за счет трагических предзнаменовании. Но подспудно в могарах Бестужева возникает л новая для него аналогия - с блблел-;ккмп ситуациями. Мотив мертвенного подвига во имл "угнетенного гелозечества", последовательно здесь воплощении:!, сояровоздгстея ютивзмн материнского благословения на кертву и предательс ■

Если автор одного из первых специальных очерков-портретов •нлоева стремится запечатлеть его облик во всем многообразии используя при ото:.? типично беллетристические средства - портрет, гоступки, авторскую характеристику, монологи, диалоги), то в ¡емуарах К.Оболенского, М.Бестужева происходит "канонизация" ;ворянекого революционера. Спираясь на биографическую, доку..:еи-■алькую канву, автор подвергает действительные события худомост-!0ш:0й обработке, 'Ьллтературивает" героев, романтизирует кон-¡лпкт, в результате чего "14 декабря 1825 года" и "Еоспомлна-;ие о Рылееве" приобретают черти романтической повести.

В мемуарах Н. Бестужева проступает личность самого писатагч, уховкыл склад которого, по словам его брата Петра, "бил образам на терновом путл правоты и добродетели", а потому в наибать-¡ей степени соответствовал нравственному идеалу декабристов.

В сшом факте обращения В.Итейнгеля, А.Розена, А.Бзляова, [.и Н.Бестужевых, З.Оболенского к лачрам очеркоБО-мимуарнол поо-:н сказались закономерности литературного процесса 1220-1620-х ■одов: именно в канрах очерков, писем» мемуаров шло стзновлэнп течественной ирозы, обретение ею новых качеств в стила, методе.

Н,Бестужев, К.Батюшков, £>.Глинка и другие очеркиотп внесли ■ущэствешшй вклад ь разработку очерковой прозы, расширили чановые возможности писем, обогатив их новплк темами и проблемами, нчным опытом, перешагнув, по сути, границы традиционного жанра.

Многообразие, концептрированпость впечатлений, фактичность, нформационная насыщенность, точность, конкретность в описании, овке способы типизации, мастерство и изображении обширного ¡поенного материала, стремление к этнографической точности, уг.^тб-ение историзма, начатки психологизма, своеобразие облика по-ествоБаюля Iчеткость политических акцентов - республиканских импаткй, сблтахвппд. ого с будущими декабристами) сьицегольст-овали о новаторских качествах беотухззекой очерковой прозы.

Мемуарио-очерковая проза Н.Бестужева, органически вливаясь

в литературный процесс эпохи, несла б' себе и специфические качества. Именно автор "Воспоминания о Рылееве" стал основоположником канра декабристских мемуаров ; а традиционные лсанры под-его пером претерпевают качественные изменения, "корректируются". Бестужев обогащает очерково-мемуарную прозу новыми принципами повествования, сливает до::;ллект&иьчэ-автсбиогра£2-:ческое к беллетристическое начала, расширяет сферу пр:пленокш вымыслы, художественных средств б сосда;ти реальных образов, эстетизирует героев, поэтизирует обычные явления повседневности, характеры, вводит сюжетное развитие, переосмысливает конфликт.

Ножно усмотреть отчетливые тематические связи между очерковыми и беллетристически.:'.: произведениями Бестужева: скжетн, образы, мотивы его очерков к мемуаров трансформируется в беллетристические. îîe случайно очерк "Об удовольствиях на море" сопрягается о "ГГутеи-ествием на хсатере", "Записки о Голландии I8Ï5 года" соотносятся с "Трактирной лестницей". Писатель черпает из очеркистики материал для собственно художественной прозы.

Исследовашш жанрово-художестьенной природа беллетристики писателя посвящена вторая глава диссертации "Характеристика >:;ан-рово-художественной структуры прозы П.А.Бестужева в контексте русской литературы 20-30-х годов XIX века".

Наиболее интересную и своеобразную страницу в истории отечественной прозы представляют повести II.Бестужева, оригинальность которых определена спецификой конфликта, особенностями изображаемых характеров. Обратившись к жанру повести, которая еще только обретала себя как жанр на русской почве, прозаик как бы пробует сеои силы в разных вариантах повести.

Возш;кнуз в эпоху национального подъема периода Отечественной аойны и победоносных походов русской армии, испытав значительное воздействие "Историк государства Российского" II^-Карамзина , декабристская историческая проза концентрировалась вокруг так называемой ливонской темы, развивавшейся на средневековом рыцарском материале. Ливонский круг образуют повести Л.Бестужева. "Намок Венден", "Замок Нейгаузен", "Замок Эйзен", "Ре-вельский " ' турнир", Н.Бестужева 'Туго фон Ерахт", В.Кюхельбекера "Адо", М.Муравьева "Превратность судьбы", Г.Кругликопа "Колокол казни" :: др. Частично Еобрав в себя элементы "готического"романа, осспаличсских клише, примет романтической "байронической" поаья, историчоскпо повести Л.и Н. Бестужевых, Б:Кюхельбекера внесли в эти жакпы новое содержание, отражавшее миропонимание декабристов.

Именно ливонской повести знаменует К.Бестужев свое обра-цегме у собственно художественной просе. Автор отдает в рицар-ской погости дань традиции и сохраняет остаточине атрибуты готического романа Сэф^ектжо скт.ст1шо мотивы, катастрофические ситуации , рокозые стечения сбстоятельстз), ко не ио.г.ет не наполнить ее отзвука:.!;: современности, волновавшим: его проблемами,

Как и у А.Бестужева и особенно у В.йэхольбекера, тяготевших к воссоздакпо исторического колорита при списании бита и нравов, пристрастие И.Бзс-ту'-сспа К историзму вообще и к исторической документальности, в частности, выразилось в отчетливо!,) стремлении к соблюдению принципов фактического правдоподобия, Невысокий уровень исторического осмыслен:« и изображения событий прошлого совмещался у него с вниманием к детали и документу, этнографической точности и конкретности (повесть не лишена достоверных подробностей из лизни рыцарства), что было одним из путей формирования подлинного историзма.

Согласно традиции романтической исторической повести, образная система в 'Туго фон Ерзхте" строится по принципу антитезы: персона'.'и, при соотнесении их с общественно-эстетическим идеалом писателя, четко разделяются на положительных и отрицательных. В то zc время произведение лишено жесткой схематичности в построении системы характеров.

Конфликт рыцарей-антаго!шстов дополняется противоречием ко.тду ставшим из мести разбойником фон Брахтом с его собственным сыном и осложняется борьбой добра и зла в душе героя. В повести сделана начальная попытка преодоления рационалистического разграничения положительного и отрицательного начат в человеческой природе. Дшке будучи предводителем разбойников, переняв их психологию и нрави, Гуго остается верен некогда отвергнутым им идеалам, извечным представлениям о добре и зле.

Приблизившись г. пониманию противоречивости человека, писатель Кцет способы раскрытия внутреннего через внеы:пе: в речевой характеристике, психологизированной портретной дотйли, ¿эторосоч комментарии, по Психологизм повести покз еще носит условный характер. Произведение Бестужева, таким образом, запечатлело за-ровденяе нового романтического мотода, которой начинает сормгг---ваться в повестях на историческую тему. На раннем отало своего творческого развития писатель был существенно близок к продро-мантической остотике, но отдал дань и романтизму, гапсков reo самые сукестиешшо ого свойства ^воологлома;;,суб;.е;'.ти-

визы, индивидуализм, романтическая рефлексия, идея д;.'Семприя),

H.A.Бестужев приходит к осмыслен-.;» так называемой светской темы значительно раиько своего знаменитого брата A.IU-рлпнского, создавшего "аптисвзтские" повести в 1830-е годи.

Предметом изображения в прозаических опытах А.БостумеЕа Г'Ьечэр на бипуаке", "Фрегат "Падокда"), З.Одоозското ^'Странный человек", "Дни досад", "Клладпй. Картина из светской мизни"), О.Сомова Г'Чудак", "Вечер"), К.Бестужева I"Трактирная лестница", "Путешествие из катере", "Из морокой лизни"), в набросках A.C. Пуш .-.на I"Госта съезжались па дачу", "Роман на Кавказских водах", "На углу маленькой площади" и другие) служат перипетии и противоречия внутренней кизни человека.

Воплощение "светской" темы претерпевает у Н.Бестужева определенную аволицию - от добродушной насмеики над нравами провинциального дворянства в рассказе "Бзглэцы", демонстрации враждебности светских условностей естественно.! устремления!.-, человека б "Трактирной лсстнцце" и "Путешествии па катере" до уничтожающей критики света в произведении "Похороны".

Оперемая А.Бестужева и 0.Сомова, И.Бестужев пытается'прояснись характер и внутренний мир персонажа обстоятельства;/,и его »из ни и потому очерчивает образ еизни героя, то есть, осваивает детерминизм. Прислеыпвая в "Трактирной лестнице" формирование характера под воздействием внешних условий, автор но изолируе* ого от среди -герой песет в себе ее приметы, обязан ей своими сущностными чертами. Новш для прозы середины 1820-х годов была и попытка последовательного описания жизни персонала - незаурядного, полного противоречий, не реализовавшего свой'потенциал.

Путешественник в "Трактирной лестнице", чей внутренний мир писатель насыщает своим смоцнональкым к духовным опытом, сопоставим с героями "Путешествия на катере" к неоконченного "Из морской у.изпн0. В этих произведениях такие различимы характерные эломепты светской повести: актуальная проблематика, которая сопряяеиа с новш. осмыслением .характера героя, Есплоа'.авдаго идею ценности личности, отчуждение персонажа от среды и ее морали, Бкг.цоктричоское,с точки speim светского кодекса, поведение, "беззаконная1'отраоть и, как следствие., углубленно психологизма.

Можно предположить, что в повестях "Путешествие на катере" и Мз морг'кой ж'.знл" развивается одна и та ,т.е тема, лрослехйва-мск судьбы герое £, получаицих одинаковые имена, попадающих в > похожие ситуа:ши. только па разных этапах jrx ьз.жсотнсгкэний.

В произведениях каблодэотся определенное типологическое сходство: герой, наход.чет:'1ся в обособленном половши в обществе, любит з:::.:укьто:о .леютлу, тяготится предрассудками, фалшыэ света. С однс'! стсронн, эта однотипность коллизий проистекает из прпсуцого Бестумову автобиографизма: в осново- ею:кета так или кигле лроетул.';:?? уаловие комонти судьбы лксотеля, такяе восставшего против ",л!спиП света".С другой стороны, аяалззпрусыно лро-нзг&де.чил соотгатствуэт классическим образцам светских новостей.

К.Бестуг.ев продолжает здесь поиски "героя временя", пред-, принимая одну из ранних попыток изобразить типического представителя своей эпохи -личности декабристского круга начального периода '¿орг.:ирсван:ы ¿того об::;есгг.очпо-психологпческого типа. 3 флотском лейтенанте Аркадии Брасово сконцентрирован!; лучина черти русских мореходцев: подарен он близок персонажам прочих очерковых и беллетристических произведения Н.А.Бестужева.

Еслп обра:чэш:о к исторической повести в "готическом" се варианте било данья Е?емэ>ш, то разработка позести с характером декабриста в центра дольше отвечала насудаж потребностям литературного процесса. Бестужев находится в русле исканий русской проза и тогда, когда в рассказе "Похорони" вводит тему "матенького человека", внося оттенок социальности в конфликт рассказа, делая попытку создания "антксветского" произведение.

В целом, обращение к манрач ком.ччесхох'о рассказа и светской повести вело к углублению проблематики в творчестве Н.А.Бестужев а (взаимоотношения героя и срсяй), появлению новых характеров (героев декабристского типа), расшпрешнэ спектра повество-ватоль.'ппс приемов (усилению роли диалога), выработке новых принципов социально-психологического анализа; доказывало результативность поисков и "подвластность" писатели многих яанров.

Если "Трактирная лестница" била своеобразным водоразделом ме:зду двумя периодами творчества Бестужева (до я после 14 де"-кабря), то "Шлиссельэургская стадия" открывала повиД этап. Зтлт период характеризуется специфически декабристской тематикой, стремлением изобразить конкретного, реального человека в его частной жизни и социальных сгязях, попыткой раскрыть общественные отношения через личные переживания. Так, повесть "Ылиссель-бургская станция" зимдется на исповедуемых автором политических и этических идеалах 14 декабря. Вообще творчество Н.Бестууелл развивалось в тесной сея?» с рголшпей его миропонимания, и ото, л спою очередь, обусл^^ило модификация его герпя, который

все более "демократизируется", обличается с кизньы, касидается реалиями начала 1820-х годов. Если дойсгвуицкм лице:.: повести "Гуго фон Врахт" писатель избирает нскличитОлькую личность, то иорсонаки "Трактирноп лестннцн" и особенна "Ылпссельбургской станции" вполне типичные представите."!: свое;- среды.

Предпринимая в "¡Плиссольбургскои станг.пи" новую попытку создания образа положительного героя-декабриста, Бестужев стремится показать идейные и нравственные истоки характера, его психологический облик, логжу его поведения. Автор четче определяет смысл общественной деятельности персонажа, ншекан на приобщение к "опасной для правительства тайно". Герой новости, по сути, "двойник" самого писателя.

Н.Бестунев сочетает распространенную в этот период Лорму прозаического повествования -рассказ о событиях от первого лица -с прямым их изображением. "Шлиссельбургская станция" уме являет собой повествование с четкой сюжетной организацией материала, с объективно представленными событиями и фактами, точными зарисовками людей и психологическими их портретами, пропущенными к тому же через субъективное восприятие повествователя и объединенными в целостную художественную систему. В повести заметно усложняются формы повествования. Бнач;:-гс-льноо место, в противовес предыдущим повестям, занимают диалоги - дифференцированные, приближенные к повседневной устно:: речи (.тш:ов ьыразг ■ тельный диалог рассказчика с бойкой и словоохотливой хозяйкой). Множество диалогических сцен о разнообразными участниками свидетельствовало о шаге вперед в развитии бестужевской прозы.

Если "классически.!" сентименталистам и романтикам было свойственно приподнимать рефлектирующего персонажа над бытовой эмпирией и обнажать его внутренний мир через внебытовые проявления, то Бестужев стремится снять противоречие мезду идеалом и повседневным бытом. Избранная им близкая к эмоциональной исповеди форма произведения помогазт выразить неоднозначность, напряженность коллизий психологической гизни героя, ее зависимость от обстоятельств. Персонаж .повести 1!.Бзсту;:;евь'-личность вмоционгльно восприимчивая, обладающая на только высокой степень» самосознания, но и способностью к самоанализу, Е этом смысла¡ автор ,'ЛЗлиссельбургскоЙ станции" предвосхитил опыты, плздне1зпей ¡психологичьской прозы, Из много образной палитры приемов психслох'ическбго анализа он чаще всего выбирает косвенные: ?нутранний монолог, диалог, характеристическую бытовую деталь.

Являясь слс..<ш;м яанровиы единством, "Шлиссельбургская станция" занимает промежуточное положение между автобиографаческими и собственно /удо.теотвенними произведениями' писателя. В помести солидное г.ссго отразилось такое качество СестужтскоЛ прозы, как г-анроьач контаминация; ибо в ней момно усмотреть своеобрэз-иь*2 синтез мемуироз, романтической повести и путешествия.

!!«Б«с?у;;:ов (кяс я Л.Бестужев - "Поездка в Ревель", А.С.Пушкин - "В 179х году познрицзлся я...", 0.Сомов - "Вывеска", "Почтовой дсм в Щатс-Тьоррс", 3.Раовсклл - "Повесть о Р.") испытывал отчетливей творческое воздействие со сторону Л.Стерна("Сентиментальное нутемествле по Франции и Италии'). Б повести Н.Бестужева есть лиы> внешняя кзнза путешествия (сцена отьозда, поломка иклпал;а, случайная встреча с прекрасной путешественшщой). Творческая переработка я.шровнх "клише" заключается не в пародировали;:, как у Стерна, а в переосмыслении их в соответствии со своими эстетическими и идеологическими задачами -постановкой 1ьпоры»е ь отечественной прозе) драматичной проблемы соотношения .шчной ;.;з:знп и гражданского долга. Коллпзкя, вызванная знакомством с обаятельной и умной женщиной, наполняется новкм со-дер.тлпшем, сггно?.ч:тея подлинной проверкой твердости убеждений героя. Сама ко книга английского прозаика является своеобразным ошетообраауг-ч иентдян, моментом, подсказывавшим путешественнику окончательное решение. Реакция героини на стерновский эпизод в бастильсг.ом застенке служит для повествователя знаком душевного сходства и закладывает основу Взаимной привязанности.

Ирония, присущая творческому мироощущении Бестужева, также мо::;ст слуклть свидетельством ориентации его на Стерна. Но здесь она не разрушает реальность (как у Стерна), а, наоборот, сгущает ее черты: внешний, объективный мир вообще занимает зна'читоль-ноо место в его повести, "Реальная" стихия предопределила достаточно подробную детализации в описаниях: , обстоятельное воссоздание обстановки в жилпчв станционного смотрителя и др.

"шлиссельбургскзя станция" II. А.Бестужева, испытав значительное воздействие поэтики■ "Сентиментального путешествия по Франции и Италии", новаторских устремлений Стерна в исследовании человеческой психологии, включалась в определенный круг литературных явлений первой трети ХГХ века.

Наряду с повестями А.Бзстукова-Царляпского, 0.Сомова, Р. . Одоевского, произведения Н.А,Бестужева становятся связуюпим звеном мекду просветительским реализмом и пушкинской прозой.

Литературная одаренность й.Есстужеэа и полно;! ¡.¡эре проявилась в романе "Русский n JIapiwe 1314 года", над которым писатель работал в период ('.орпированпя жанра псторнчо-Счтоього романа. "Русский в Парике 1814 года" служил логическим развитием его творчества по пути создают крупного эпического полотна, что отвечало вддугеЦ тенденция жанрового дрижоитя русской нроан.

Принимая во внимание возможность творческой полемики Н.А. Бестужева с Н.Н.Загоскиным ^название реглана явно пзро:ш:као?ся с нашумевшим "Рослзелорш, или русскими в 1012 хчэду"), необходимо отметить, что он предложил свое, декабристской ргшоиие проблемы патриотизма, сочетающего в себе лкбовь к отечеству и приятие европейской култ.туры. Но укладываясь в равд; какого-либо одного жанра, "Русский в Париже 1814 года" являет собой синтез исторического романа, мемуаров, светской психологической повести. Своеобразие ого жанра заключается в причудливом сочетании автобиографических, биографических Ш.ИЛорора* и беллетристических элементов. Совмещение исторических персонажей с ыналепнши. позволило Н.Бестужеву расширить сюжетные ралки романа.

Основной доминантой произведения становится портрет современника. Это конкретно-исторически;: 7:1Ц с т;ЗС^0ТНШ;к В03_

paeTiiUMH, социальны:.®, психологическими свойствами, характер, сложившийся в атмосфере Отечественно;'! войны 1812 года и заграничной кампании, Можно с достаточной степенью обоснованности резюмировать, что весь облик главного героя романа в сущностных своих чертах отвечает декабристскому этическому идеалу, включающему в себя комплекс лучших качеств русского человека середины 1810-х годов, - душевное благородство, высоту нравственных помыслов и общественных устремлений. Образец общественного поведения писатель, такил образом, находят гаешю в прошлом: Вадим Глинский - типично бестужевский положительный герой на ранней стадии определения и формирования его поведенческих установок, личность, в немалой степени отражающая интеллектуальный и эмоциональный f.mp ке только своего прототипа, но и самого романиста. Tew не менее, Бестужев именно здесь осуществляет окончательное обособление героя от автора, его о'Съектипашш.

Избрав де1<ствугсяям л:ахом человека, несущего ноизглздьшй отпечаток ьремони и среда, прозаик иллюстрирует тем самим умилённа понимания исторического типа. Творчестве й.Бзстухоаэ запечатлело эволгщ® декабристского персонажа не только внутри-его грозы, но отразило ведущие тенденции в решении декабриста-

иг проблемп поло.тительиого героя.

Б романе чж'эчени попытки уг^блоиного,всестороннего психологического анализа героев з связи с многообразием событийной жизни, наблюдается новое качество психологизма: противоречивость эмоций, гачоткл самоиссл'здодаппя, частное, трансформируемое в общезначимое, - эти свойства психологизма Бестужева подготавливали психологические открытия Л.Толстого. 2 романе "Р/с- . ский з Парине 1814 года" отчетливее, нежели в других работах писателя, сказалось его умение передать -обыкновенные чувства, изобразить то:г!а::зие их продления, логику развития любовных перемивгчс:?. от зсрсждегсзд до глубокой страсти. Б психологизме »1.Бестужева намотаюсь стремление воспроизвести внутренпзев неоднозначность личпостл, изменения психологических состояний. Монолог в романе хфиблжается к хялязки эмсцпонально-мыслитель-ного процесса как слоу.ного комплекса сталкивающихся чувств и "рефлексии". Сочлыгеелъ существенно расширяет и сцеш:-диалогИ, благодаря чему псве-етзова ни а становится • длнаглп.чым. Диалог в ''Русском в Парике" оол-зе самостоятелен, чем в "илкссольбургской станции": он слумпт ci,особом непосредственного изображения соЗигЯ.

Повествование от автора, безличная .манера, к которой приходит Н.Б^стужов з романе, дриооротает характер объективированного, бппческого рассказа, ибо позволяет наблюдать зз происходящим со оторопи и в равной мере говорить об &моц:1ях, настроениях, поступках героев, {Таксировать малой^ио изменения в обстоятельствах их хпзпз, характеризовать, бытовой fo». Эволюция бестужевского повествования к безличной £ормо вкигргчт в изобразительных возможностях, ибо события воссоздается через ряд спгет-нкх ситуаций, в их динамике к а связи с ними погсдепия и .чувстп персонажей. Да;з:ая структура повествования отгечала закономерностям развития прозы по пути к ре&тпотнческ:?.: оормам изображения.

При Dcoii безусловной принадлежности произведений II, Бестужева л оьро,доленное/ :.шнру, ориентации па классические схемы, устойчивые элементы си-лета, композиции, поотлки, t ого прозе наблюдается впутрикачровая контаминация, включен в граница одного щанра атрлбутоз других манрегле: образован ■.. Многообразие хайров прозы дскабрлота и их синтетичность гялг ахают из близкого ему романтического принципа переходности, текучести ганров» а тэгс;;э ис стремления обрести себя как писателя.

В его прозе происходя* поиск!: новых и -активных '¿ор.и повествования: авторский рассказ о событиях Г'Гуго фон Ерзхт"),

рассказ и комментарий к происходетему от лица повествователя -свидетеля и участника собнтиД с интенсивным использованием монолога ("Трактирная лестница"), безличная £орма повествования, в сочетании с монологом и диалогом, роль которого существенно возрастает ("Русский в Париже 1814 года").

Сохраняя в последекабрьской прозе верность прежним традициям, литератор, в то :.-;э время, оперомае? многих современников в изображении психологического процесса, в нарастании историзма.

Произведения И.А.Бестужева отмечены попыткой вмхода за пределы рационалистической трактовки характеров главных героев, которые таряат свойственную романтизму однолппейность и содержат начатк;! кон^шиктного взаимоотношения со средой.

Проза ¡{.Бестужева претерпела убоджцих» к более сложным творческим принципам, что совладало с эволюцией многих деятелей русской словесности и было частью сложного процесса ядейно-ес-тетичоского самоопределения литературы первой трети XIX века.

Но своему методу творчество Бестужева -явление переходное, неоднозначное, подчас противоречивое, где атрибуты романтизма сочетаются с просвефтельскнми и сентименталистскиш элементами и проникаются новыми реалистическими тенденциями. Взаимодействие столь разнопорядковых начал во многом обменяется социально-историческими условиями России 1620-1030-х годов, многообразием направлений, в которых велись тогда художественные поим;.

Сравнительно-исторический анализ творчества 11.А.Бестужева в кснтексте русской прозы первой трети XIX века позволяет сделать вывод о том, что хотя его проза, в силу, известных обстоятельств, не заняла подобающего места, тем не менее писатель внес достойт'Л вклад в создание самобытной русской литературы.

Основные положения диссертация отрахены в следующих публикациях:

1. Декабристский этический идеал в романе Н.ЛЛЬстужева 'Русский в Пар-лке 1814 года" //Этические принципы русской литературы к их художественное воплощение: Мелшуз.сб.паучлр. /Отв.ред.

В.Е.Ка!)ГОродова. - Перль: Пермский гос.пед.ин-т, 1989.- С.27-32.

2. Проза К.Л.Бестужева и сентиментализм. К проблеме твор-. ческого метода: Тезиса доклада па зональной научно-нрактичос-

кой 'конференции. - Пермь, 1389. - С.25-26.

3. Н. ¿.Бестужев и Л.Стерн 1К вопросу о специфике жанра путешествия), - Л,, 1909.. - Рукопись депонирована в ИЛИОН ЛИ СССР 11.04.89 г. - К 37539. - 22 с.