автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проза Вл. Ив. Немировича-Данченко и русская литературная традиция

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Легошина, Лариса Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Проза Вл. Ив. Немировича-Данченко и русская литературная традиция'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза Вл. Ив. Немировича-Данченко и русская литературная традиция"

>

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

На правах рукописи

ЛЕГОШИНА Лариса Леонидовна

ПРОЗА ВЛ. ИВ. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

(А. П. ЧЕХОВ, Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ)

Специальность 10.01.01 — русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Нижний Новгород 1992

Работа выполнена па кафедре русской литературы Нижегородского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. М. Горького.

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор М. Я. Ермакова.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор М. Т. Пинаев,

кандидат филологических наук, доцент А. Н. Орфанова.

Ведущее учреждение — Московский государственный заочный педагогический институт.

Защита диссертации состоится « ^^ » ^^ года

_часов на заседании регионального специализированного совета

К 063.77.11 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Нижегородском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. Н. И. Лобачевского (603600, Нижний Новгород. ГСП-20, проспект Гагарина, 23).

Автореферат разослан « »_____¿________1992 г

Ученый секретарь Специализированного совета

М. А. Михайлов,

Исследование творчества Бл.Ив.Немировича-Данченко, талантливого беллетриста, писателя так называемого Чуковского окружения, драматурга, театрального деятеля, является актуальной проблемой современного литературоведения.

Литературу делают не только великие писатели. А.П.Чехов писал по этому поводу: "В литературе маленькие чини.так же необходимы, как и в армии..."'/Из письма м.В.Киселевой от 14 января 1887 г./1. ' -

Огромная литература "второстепенных" писателей составляла ту литературную сведу, тот фон, на котором росли, чюрштровались великие таланты.

В литературе своего времени "второстепенные" писатели, беллетристы из чеховского окружения 80-90-х годов XIX века в известной степени 'определяли облик прозы этого периода, а также представляли интерес и в связи с биографией А.П.Чехова, и как явление общественной ;.изш: и, наконец, как определенное звено в истории русской литературы. Произведегаш. Н.А.Лейкнна, В.В.Бшшбина, И.Н.Потапенко, И.Л,Леонтьева-Щеглова, К.С.Еаранцевича, И.И.Ясинского, М.Н.Альбова, В.А.Тихонова, Л.СЛазарева-Грузшского и мн.др» во многом соответствовали'.запросам ющественного развития того времени.

В последнее время наблпдается рост общественного интереса • ' к, условно говоря, второму и третьему радам литературы. Изучение творчества "второстепенных" писателей поможет решить назревшую потребность воссоздания максимально полной истории русской литературы, восстановлеш'л ее утраченных звеньев.

В чеховской артели писателей Вл.Ив.Немирович-Данченко имел свое индивидуальное творческое лицо, свой особый путь в литературе .

Критических работ и статей по творчеству писателя 90-х гт. XIX в. Вл.Ив.Немировича-Данченко немного.

Творческое наследие этого известного для своего времени беллетриста не получило еще должной оценки и яризнания в трудах наших исследователей и критиков.

В-известных работах биографического характера о жизни и творчестве Вл.На.Немировича-Данченко Ю.Соболева, В.Я.Вклвнккна,

I. Чехов А.П. Полн.собр.соч.и писем: В 30-ти гт. Письма. - Т.З. - ГЛ.:Наука, 1976. - С.293. В дальнейшем ссылки на это издание в тексте с указанием /в скобках/ тома и страницы.

И.Н.Соловьевой, Л.М.Фрейдкиной традиционно произвольно делятся его занятия, "как если бы сначала он бия критиком, газетчиком, потом - драматургом, потом - прозаиком, потом - педагогом Филармонического училища". "На самом не деле мы так делаем, - отмечает И.Н.Соловьева, -душ удобства изложения, а он ни одного занятия не оставлял..,"1.

Совершенно справедливо большая часть этих, работ посвящена Немировичу-Данченко - театральному деятелю, 65 лет отдавшему театру.

Но также справедливо и то, что в этих исследованиях фигура режиссера, постановщика заслоняет во.многом литератора, беллетриста и драматурга, Немировича-Данченко, хотя "...б глазах сов-ремеюшков он в 90-х гг. бил презде всего, видным писателем"2.

Специальной научной работы,'посвященной анализу беллетристического творчества Вл,Ив.Немировича-Данченко в современном литературоведении нет.

Проза Вл.Йв.Немировича-Данченко 90-х гг. XIX в. впервые является й данной диссертации объектом научного исследования монографического типа.

Все это в целом определяет актуальность настоящей научной работы.

Главная цель настоящей диссертгцдги - изучение беллетристического, творчества Бл.1-1в.Нешровича-Данненко в его взаимосвязях с литературой прошлого и-современности. Эти связи обнаруживаются на разных".уровнях:.содержательном /тематика, 'проблематика/-и поэтическом/зхзнр, система художественных образов/, реализующихся через стиль худонественного произведения.

Натчная новизна данной.работы заключается в исследовании литературных связей писателя с предшественникам /Ф.М.Достоев-еккм/ и его современниками /А.Н.Чеховы/, которые складываются в определенную систему,; У кагдого писателя эта система своя,она-то во многом определяет-его индивидуальность и определяется ею,

Для исследования используются мало известные широкому кругу читателей романы и повести Вл,Ив.Немировича-Данченко, литературно-критические статьи о нем, публиковавшиеся в периодической

1. Соловьева:Й,Н. Немирович-Данченко. - М.: Искусство,1979. -. С,65.-/В1зш> в искусстве/,

2. ЕаШШ Ф.И. Ва.йв.Йедшрсвич-Данченко /и с туп иг. с т./ // Иешро-ыч-Яанченко Ел.Ив.Повести и пьесы. - М.:ГШ, 1958. - С.З.

печати, эпистоляпноо наследие писателя, архивные материалы,.которые впервые вводятся в научный оборот.

Основная цель диссертационного исследования достигается путем постановки ряда конкретно задач, главными из которых являются следующие:

- исследовать художественный мир прозы Вл.Ив.Немировича-Данченко:

- установить характев литературных влияний на творчество Вл.Ив.Немировича—Данченко 5

- охарактеризовать эстетическое своеобразие творчества писателя;

- определить место и значение Вл.Ив.Немировича-Данченко в литературном пиоцессе 90-х гг. XIX века.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили общетеоретические работы А^С.Бушмина, М.Бахтина, Л.Я.Гинзбург, В.Днепрова, Ъ.Кулешова, Д.Лихачева, Г.Н.Поспелова, И.Н.Прудкова, У.Фохта, Г.Фрцдяендера, Ы.Храпченко и др., определяющие сущность системного и типологического методов исследования, развивающие принципы литературно-критического анализа, рассматривающие художественную структуру произведения, еэ основные компоненты в их взаимосвязи.

Значительную толь в Формировании концепции диссертации сыграли поло-лета и выводы, содержащиеся в работах А.С.Бушина, И.Б.Храпченко, Г.Н.Поспелова, У.Фохта, 'посвященных методологическим вопросам литературоведческой науки, творческой индивидуальности писателя и проблема?,! исторического развития литературы, проблеме литературных связей, литературных влияний.

Таким образом, предметом данного научного исследования является беллетристическое творчество Вл.Кв.Немировича-Данченко в процессе выработки им своего индивидуального стиля, когда в идейно-творческих исканиях писателя раскрываются два направления, получившие дальнейшее развитие в его художественной манере: сочетание чеховской традиции и традиции романа Достоевского, Во многом это разграничение условно, так как часто в художественном произведении тесно переплетается и то, и другое. При конкретном идейно-художественном анализе выделяется доминанта, тот угол зрения, который мы считаем более характерным и определяющим для наиболее полного раекрнтия творческого замысла писателя.

Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью ее использования в вузовском изучении литературы, в частности, л курсе лекций по русской литературе ХИ в., а также при про-

ведении спецкурсов и спецсеминаров по проблеме традиций и новаторства в русской литературе, при подготовке и написании курсовых и дипломных работ.

Апробагощ работы осуществлялась на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Горьковского государственного педагогического института /1990, 1991/, на Всесоюзной меквузовской научной конференции" "Литература и нравственность" /г,Ставрополь, 1990 г./ и на У1 йярмановских чтениях "Творчество писателя и литературный процесс" /Иваново, 1991 г./. Основные положения диссертации нашли отражение в 9 публикациях. ■

Структура диссертации обусловлена логикой раскрытия темы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, Основной текст диссертации изложен на 176 страницах машинописного текста. Список использованной литературы. включает 251 наименование, г

ОСНОВНОЕ СОДЕРЗШИЕ РАБОТЫ

Ео введении выявляются актуальность и значимость избранной для изучения проблемы, определяются цель и задачи данного научного исследования, излагаются основные теоретические пешшения, являщиеся стер;шёвыш для настоящей диссертации, анализируются известные работы, о жизни И творчестве Вл.Ив.Немировича-Данченко; дается характеристика эпохи 90-х годов XIX в., условий литературного развития пцеателя; устанавливайтсЯ'основные направления .литературных влияний на творчество Вя.Ив.Иешровича-Данчедао.

В первой глаа^ - "Ел.Ив.Немирович-Данченко в оценке литературной критики 90-х годов ХП века" систематизирован и представлен критический материал о писателе чеховской шкоды Вл.Ив.Не мировиче-Данчежо» вышедший при мазни автора, который впервые вводится в широкий литературоведческий оборот. Интерпретация творчества писателя так называемого чеховского.окружения Ел.Ив. Нешрсвича-Данчешо литературной критикой 90-х гг. XIX века ранее специально не исследовалась.

Литературная критика SO-x гг. XIX века, достаточно высоко оценив его только что появившиеся произведения, формулировала их проблематику, яроаленивала в них. традиции русской классической литературы. ;

А.М.Скабичзвский. в статье "Владимир Иванович Немирович-Данченко" хотя и отмечаетj что талант зтот не первостепенный,

тем не менее, на наш взгляд,.совершенно справедливо подчеркивает, во-первых, непреклонную верность писателя раз избранному пути, во-вторых, трезвое сознание своих творческих сил и умений.

Анализируя по романам и повестям Немировича-Данченко социальную психологию среднего русского интеллигента- 90-х годов /писателя, актера, чиновника/, А.М.Скабичевский дает ецу такие определения, как "злосчастный, бесхарактерный* вечно сидящий ме-длу двумя стульями", и приходит к выводу о бесконечном возрождении типа лишнего человека в казднй период реакции.

Н.К.Михайловский в статье, посвященной идеШю-художествен-ному анализу романа Вл.Ив.Немировича-Данченко "Старый дом" /"Мертвая ткань"/, характеризует автора как "серьезного, вдумчивого и правдивого" писателя. Известный критик, в основном руководствующийся в своей литературно-критической деятельности мыслью о том, что ценность и значимость того'.или иного произведения определяется тем, что "дает материал для вагшых-выводов, которые вот и делаются критикой", говорит о поучительности произведений Немировича-Данченко.

Журнальная полемика разворачивалась вокруг особенностей стиля писателя, непонимание вызывали новаторские искания автора в области поэтики.художественного произведения. Обвинения старой литературной критики в "недоделанности", "случайности", чрезвычайной привергднности писателя к правде кпзни, пуританской строгости и щепетильной честности близки господствовавшему тогда мнению о том, что Чехов изображает то, "что попадется на глаза", без "всякой идеи".

Поэтичность мышления, лирический подтекст /"второй план"/ повестей и романов Ел.Ив.Немировича-Данченко, способствующий слиянию непосредственно-реального и поэтически-обобщенного * не укладывались в рачки "утилитарного" подхода к произведениям литературы старой критики, обусловленной определенными (философскими и социологическими идеями.

Литературная критика 90-х годов XIX века не смогла в полной мере оценить историко-литературное значение писателя-беллетриста Вл.Ив.Немировича-Данченко, но достаточно точно обозначила его связи с чеховской школой и соответственно его место, в историко-литературном процессе, того времени*

Во второй главе - "Художественный мир повестей Вл.Ив.Немировича-Данченко. Литературная традиция А.П.Чехова" - рассматри-

ваются преемственные литературные связи А.П.Чехова и Бл.Ив.Немировича-Данченко 90-х годов XIX в.

Духовная двама крушения человека, слияние его со строем господствующих социальных отношений - главный предают изображения в чеховской трилг тми "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", в рассказах "Ионыч", "В усадьбе".

Эта тема становится центральной и в первой оольшой повести Вл.Ив.Немировича-Данченко "На литературных хлебах". И родство здесь скорее типологическое, чем "через влияние".

Повесть Вл.Ив,Немировича-Данченко "На литературных хлебах" - "это не автобиография, но вариант шзни, который он мог бы прожить"*, - считает автор известной книги о Немировиче-Данченко И.Н.Соловьева.

Этот вариант жизни'во многом знаком многим литераторам-иеллетристам 80-90-х годов XIX века.

Творчество писателя - это творчество одинокого. Порой оно развивает способность к излишней идеатизащш, в уединении вера в себя, в свои силы постоянно подвергается сомнению, слабая воля пасует перед ничтошейшими препятствия!,®.

Подобно чеховским героям /учителю словесности Никитину из рассказа "Учитель словесности", героине рассказа "В родном углу", Дмитрию Ионычу Старцеву /рассказ "Ионыч"/, главное действующее лицо повести Недаровича-Данченко "На литературных хлебах" мечтает о "забвешш самого себя", стремится к иной кизни, наполненной глубоким смыслом, общественными идеалами.

Главный фокус всего произведения Немировича-Данченко /одновременно и самый лучший и характерный эпизод повести/ - встреча главного героя понести - молодого начинающего автора с пятидесятилетним беллетристом, берущим скжеты из народного быта, известны.! писателем-шестидесятником - Тростниковым; их разговор - диалог о тенденциозности искусства.

Тростников горячо выступает против искусства для искусства, считая, что абсолютной художественности нет.

Взгляд Тростникова на современных беллетристов как на писателей, любящих самый пвоцесс писания, а так;;е - гонорар и библиографические рецензии о его книге, мошт быть резко тевденцио-аен, но, по мнению автора, без сомнения, в чем-то справедлив.

I. Соловьева И.Н. Немирович-Данченко.- м.¡Искусство,1979. - С.24.

Главный герой повести, однако, сознает то, что проповедь Тростникова'о слуг.ении добру и народу стала надоевшим штампом и необязательно непременно писать народные рассказы, чтобы прослыть за честного писателя.

Полемический спор, который ведут писатель-народник и начинающий беллетпист Алмазов типичен для литературной среды 80-х гг. XIX в.

Лучшие писатели и в это тякелое переходное время стремились к правдивому показу всех сторон окружающей их действительности, широкой картины общественных нравов, изобразит всей сложности жизни во всем се многообразии.

Однако легковесное сочинительство, беспринципность, отсутствие идеалов и "общей идеи" толкали многих' литераторов того времени к духовной н нравственной капитуляции перед гсизнью.

Талант без осознанного совершенствования, без нравственного противостояштя, без "общей идеи", цельного иировоззрешш,активной и общественной позиции худо:.эдика - погибает в столкновении с "ло:шэ" низни.

Крах иллюзий, бунт главного героя повести Немировича-Данченко "На литературных хлебах" против, перспективы стать литератором на продаж'/, увенчались традиционной историей духовной и нравственной капитуляции идеалиста перед пошлостью, крушением многообещающего таланта.

Проблема дилетантизма, ставшего источником ясизненной драмы человека, поднятая в повести Вл.Ив.Немировича-Данченко "На литературных хлебах", найдет свое развитие и во всех других повестях и романах писателя и презде всего в "чеховских" повестях "Сны" и "1убернаторская ревизия".

Повесть Вл.Ив.Немировича-Данченко "Сны" поднимает важную для той эпохи проблему нравственного самосознания личности,расхождения мечты и действительности.

В исследуемой нами повести Вл.Ив.Немировича-Данченко есть ряд полога? ний, характеров и сюгегных линий, перекликающихся с чеховской повестью "Три года" и пьесой "Вишневый сад". Типологическое сопоставление этих произведений правомерно как в плане расширения границ литературной генеалогии героев и сюжета "Вишневого сада", так к в плане чеховской традиции, подхваченной его современниками.

Экспозиция погости "Сны" - традиционная .ситуация утраты

своего могущества дворянским! гнездами, перехода дворянского имения от разорившегося помещика в руки купца новой формации.

Но в отличие от будущего "Вишневого сада", где центром сюжетного развития является покупка Вишневого сада купцом Лопахи-ным, - новым хозяином ;шзни, в повести Немировича-Данченко эта внешняя коллизия уходит на второй план, в тень, выдвинув вперед фигуру Василия Онисимовича Первозерникова, купца с беспокойной совестью, "кающегося капиталиста", близкого во многом чеховским героям - Алексею Лаптеву из повести "Три года", Лизе Ляликовой из рассказа "Случаи из практики".

В одной из бесед со своим биографом В.Я.Вилешшшм Ел.Ив.Не-мирович-Далченко заметил:-"Есть у меня рассказ "Сны"., Там выведен чистейший Лопахин"1.

Василий Онисимович Первозерников, "чистейший Лопахин", помогает лучше понять мысль А.П.Чехова о том, что Лопахин в пьесе "Вишневый сад" действительно роль "центральная": Чехов предупре-задал постановщиков и актеров МХАТа в..письме О.Л.Книппер от 30 октября 1903 г,: "lieдь роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то, значит, и пьеса провалится, Лопахина надо играть не крикуну, не надо, чтобы это непременно был купец. Это мягкий человек" /П.,II,290/..

Не случайно Чехоз возражал против акцентирования внимание на сйсдовной сущности.Лопахина.

.Нравственные вопросы, проблемы личной морали выдвинуты Вл.Ив.Нешров11чем-Дапченко на. первый план и в повести "Сны".

- Чехозский "рассказ открытия", ситуация перехода от "казалось" к "оказалось" /когда происходит переход чеховского героя к новому видению жизни и новому, мироощущение) в процоссе осознания окружающей действительности, окружающего мира в целом/ -один из важнейших и определяющих принципов художественного метода писателя, тот угол зрения, который В.Б.Катаев в монограо>ш "Проза Чехова: проблема "нтерпретации" называет "гносеологичес-кш".

Именно переход от "казалось" к "оказалось" определяет развитие основной сюжетной линии повести Немировича-Данченко "Сны",

I. Цит.по кн.: Немирович-Данченко Вл.Ив. Повести и пьесы /Вст. ст. Ф.И.Евнина/. - 1.1,: ЩСЛ, 1958. - С.25.

связанной с центральной ее ймгурои - Василием Онисимовичем. Пер-возерниковнм.

Главное действующее лщо повести делает открытие, которое опровергает его преагае представления о людях, развенчивает иллюзии, дает новые ориентиры в окрукаищей его мире.

Мотив /тема/ подаога, говорящий о другой, скрытой, теме повести, - крестьянской, теме угнетенных и жестоко обиженных, еще заявит о себе в середаше повести как о несчастье мужиков, о неспособности к действию интеллигента Добальцева, о стретении к деятельному добру шадшего Иервозершгеова.

По:гар в повести Пемирошча-Дачченко "Сны" высвечивает все стороны изображаемой им русской кизни.

Интеллигент Дебальцев раскрывает сложную и мучительную драму своего времени, драму самосознания, когда люда его поколения вынуждены путем страдания и сомнений искать своя правду. .

В связи с этим в повести Немировича-Данченко "Сны" обстоятельно разрабатывается мотив "греха", "вины", унаследованной'от предыдущего поколения, "отцов".

Г.'лсли Дебальцева о больной совести," одиночестве , все разъедающем дилетантизме близки' разглашениям чеховских "хмурых" людей.

В современном литературоведении утвердилось мнение о том, что чеховские герои швут деойной кизныо, когда яизнь внутренняя, личная, глубоко интимная, обособлена от внешней.

Для большинства героев Немировича-Данченко такке характерна двойная жизнь, Воплощением внутренней кизни героя, его неясных стремлений к иной пизни, "неясной Мечты о чем-то лучшем, чем самая лучшая действительность" - являются сны Первозершшова-ияацшвго.

Психологический смысл снов, понимаемый как закон природы, который человек не осознает, но который живет в нем, раскрыт Достоевским в "Сне смешного человека". Художественная манера Достоевского /ср. сны Ипполита в романе "Идиот"/, используемая Чеховым /см. "Черный монах"/, наследуется И Немировичем-Данченко.

Немирович-Данченко через сны передает работу человеческого подсознания.

. Символично само название повести "Сны". Именно оно подчеркивает расхокдешю мечты и окружающей героя действительности;

Рисуя переливания главного героя повести "Сны", автор воспроизводит одно из характернейших явлений 90-х гг. ХИ века:

рост самосознания "среднего"- русского человека, задумавшегося над смыслом своего бытия. Проблема самосознания и "самоосуществления" особенно остро постаанена Вл.Ив.Немировичем-Данченко и в другой его повести - "Губернаторская ревизия".

Лучшее беллетрис.'ическое произведение Вл.Ив.Немировича-Данченко "Губернаторская ревизия" имеет внутреннюю литературную связь с чеховской "Палатой К 6". В центре внимания автора -жизнь провинциального чиновничества, судьба "лишнего человека" эпохи 90-х гг. XIX века.

Земский начальник Думчин, герой "Губернаторской ревизии", во многом схож с доктором Рагиным из чеховской "Палаты & 6".

Размышления доктора Ратина о жизни как "досадной ловушке из которой нет выхода", близки думам главного героя повести Немировича-Данченко. Философские воззрения Думчина, рассуждающего перед. самоубийством /герой утопился в реке/ "о полнейшей абсолютной свободе и независимости, чтобы никогда.не отягощали душу требования и условия, созданные общежитием людей""'-, перекликаются с философией доктора Ратина, во.многом оправдывающей и обосновывающей эту -жизненную практику,

В анализируемой нами повести Вд.: Ив. Немировича-Данченко "Губернаторская ревизия", автор часто прибегает к одному из "конструктивных элементов чеховского повествования"^, использованию ррямых или скрытых цитат из. литературных источников, ссылке на Них, упоминанию имени писателя, философа; парафраз, литературным пародиям.

В цитатах строится мир, созвучны!! внутреннему состоянию героя. Именно этот стилеобразупщий фактор объединяет повесть А.П.Чехова' "Палата & 6" и "Губернаторскую ревизию" Вл.Ив. Немировича-Данченко.

Главные вопросы бытия герой Немировича-Данченко, как и персонажа! чеховской повести, решает, опираясь на какие-то ух® известные представления о жизни, однако подвергая сомнению, все привычные сшившие авторитеты, стереотипы и механически усвоенные убеждения.

1. Немирович-Данченко Ьд.Ив, Губернаторская ревизия /Повести и пьесы/. - М.: ГШ, 1958. - С.Г41. .

2. Громов А. Скрытые цитаты /Чехов и Достоевский/ // Чехов и его время. .- М.: Наука,1977. - С.39-52.

Проблемы вины, личной ответственности, свободы воли, без которых немыслимо чувство собственного достоинства, - вечные проблемы человеческого существования становятся одними из главных проблем эпохи "нравственного ободрения"1.

Эпо чувство личной шны, несомненно, присуще и обитателям чеховской "Палаты Л 6", и главному герою "губернаторской ревизии". Именно это чувство шны пробуждает в героях нравственное сознаше, толкает героев к постановке и решению главных вопросов бытия, решению, непосильному для одинокого угла.

Размышления главного героя "Гусзрнаторской ревизии" - ревизия его собственных мыслей и убеждений, отракающих широко распространенные во второй половине XIX века идеи социологии и этики, как идеи антигуманные, деспотические, так и идеи социальной справедливости, идеи правды и добра.

Лейтмотивом звучат в повести Немировича-Данченко прямые дитаты из. байроновского "Каина",. В литературоведческих исследованиях отмечена мысль о двоякой роли использования в сюкете повести мистерии Байрона. С одной стороны, герой сопоставляет себя с байроновским героем /"Каиново отродье"/, с другой стороны, ассоциативная связь Думчина с Каином позволяет читателю лучше разобраться в нравственной и социальной сущности этого героя^.

Шесте с тем символ байроновского Каина сливается с образом Думчина, пронизывает все содеркание "губернаторской ревизии", но не покрывает всей сложности внутреннего мира героя.

Сознание человеческой ограниченности объясняет, почему Каин и подобные ему многочисленные'варианта байроиовских героев, "хмурых людей" /от Евгения Онегина до тургеневских героев, толстовского Нехлюдова , чеховских персонажей/ больше отрицают, чем утверждают в существующем миропорядке.

Не случайно главный герой "Губернаторской ревизии" так и остается, подобно Каину, с неразрешимыми противоречиями; с муками совести.

Гносеологическая тема, вопросы познания и их'решения'составляют сущность философских искашй Думчина.

I, Немирович-Данченко Вл.Ив.Инкогнито. Бодрые пеыш // Новости дня. - 1891. - 27 окт. ЛаЭ75/. - С.2.

См.: Хромова И.А. Пл.Ив.Немирович-Данченко и русская драматургия конца 19 века: Дис. ... канд.филол.наук. /Науч.руко-водитель проф.И.Н.Соколов/. - Л., 1980.

Познание некоторых' отвлеченных истин через проникновение в видимый овальный мир облегчало решение отдельных сложных философских проблем, в Частности о существовании бога. Сомнение и неверие Думчина, апатия, решение - умереть - не было случайным в повести Немировича-Данченко. Оно отражало сомнения и поиски эпохи,

В .философских признаниях. Думчина о судьбе человека в окружающем его мире во многом, на наш взгляд, просматривается связь с основными полокенияма идеалистического учения Шопенгауэра и Нише.

Проповедь Заратустры /в книге Ницше "Так говорил Заратуст-ра"/ идея саморазрушения способствовала стремлению своей гибелью, готовностью пожертвовать собою, заявить свою волю, сделать вызов человеческому обществу, свести счеты с жизнью. Главный мотив самоубийства Думчина - "бунт" гер'бя, желание проявить свою волю к протесту.

Еунтарь-йилософ, созданный Немировичем-Данченко, не принимает мира в том виде, в каком он перед ним предстал, но и не может изменить его.

Немирович-Данченко близок Чехову в освоении канровых возможностей сощгальпо-ссйософской прозы. Это проявляется в способности художника в.изображении лизни пойти от конкретного социального и бытового факта до больших философских обобщений, прежде всего - о смысле человеческого существования на земле на фоне его неизбежной смерти; о нравственном противостоянии человека в этом слокном противоречиво. устроенном мире, о поисках, истины, о муках познания и самопознания, о бунте и смирении.

Третья глава - "Специфика романов Еч.Ив.Немировича-Данченко. Литературная традиция Ф.М.Достоевского" - посвящена сопоставительному анализу романов писателя 90-х годов XIX века Вл.Ив.Не мировича-Данченко с творчеством Ф.М.Достоевского.

Своеобразие литературного процесса 90-х гг. XIX в. во многом было обуслоалено возросшим влиянием традиции Достоевского как на процесс б" целом, так и на творчество отдельных писателей /Чехов и Короленко оказались теш художниками, которые сумели продолжить традицию Лостоевского в широком культурном аспекте, обращение к Достоевскому било характерно И для беллетристов массовой литературы: П.Д.Боборыкин, В.Светлов, Кигн-Дедоюв, И.Павловский, Е.Ардов, Анненкова-Бернард и др./.

К одной из самих "кгучих" тем текущей современности - самоубийству с общественной окраской — Немирович-Данчешсо обращается в одном из своих романов "Старый дом" или "Мертвая ткань".

Проблема "цены кизни", "чести", "роковой тайны и разгадки бытия", нравственные испытания самоубийцы в романе Немивовича-Данченко в своем идейном, йшосотеком значении восходят к традиции Достоевского.

Обращение Немировича-Данченко к Достоевскоцу не было случайным. Немирович-Данченко видел в творчестве Достоевского "русскую трагедию" и ответ на "высшие запросы духа" человечества.

Роман в романе - такова жаноовая особенность "Старого дома". Ненаписанный роман "кончившегося художника", по выражению самого автора, был создан писателем Немировичем-Данченко, роман о жизненных тупиках, о прошлом, об истории старых домов, окруженных огромными вишневыми садами.

Как и многие герои русской литературы, персонажи "Старого дома" пытаются вырваться из жизненных тупиков. Бессилие, одиночество приводят их к■капитуляции перед кизныо, полной неразрешимых противоречий.

Сложность и глубину внутреннего мира "мечтателя", человека, уходящего от реальной действительности, характеризует разорванность, двойственность сознания, амбивалентность чувств и поступков.

Сущность человека, выражающаяся в единстве "ума" и "сердца", проявляется, с точки зрения Достоевского, именно в предельных, крайних ситуациях, слонных, порой катастрофических, переломных моментах жизни.

Самоубийца Достоевского я&тается страстным выразителем своей идеи, то есть необходимости самоубийства. Перед героем Достоевского стоят самые высшие, самые первые вопросы: "Для чего жить? и Что может удерхать человека на земле?"

Достоевский, говоря об индифферентизме человеческого суще-ствоватш как о современной русской болезни, приходит к выводу о том, что "эти самоубийцы покончили о собой из-за одной и той яе духовной болезни, от отсутствия высшей идеи 'существования в душе'их"*.

X. Достоевский'Ф.М. Поли.собр.соч.: В 30-ти тт. - Т.24. - Л.:На-ука, 1902. - С.50.

Несомненно, с нашей точки зрения, глубокое влияние Достоевского на: идеологический и психологический облик героя романа Не-миоовича-Данченко "Старый дом".

В откровенных толкованиях главного героя романа Немировича-Данченко звучат, на наш взгляд, идеи, вычитанные из книг разных философов, в том числе Шопенгауэра.. Абстрактная любовь к человечеству, презрение к людям, неверие в бога, приводят героя к душевной и нравственной катастрофе.

"Логический" самоубийца Достоевского в своих идейных исканиях, приходит к выводу о том, что раз нет бессмертия,, вечности, то не стоит нить. Именно потеря веры в бога приводит героя Достоевского к самоубийству. Вместе с тем, самоубийца Немировича-Данченко, в отличие от героя Достоевского, прежде всего решает вопрос о смысле л счастье индивидуальной человеческой жизни. Самоубийство для героя Немировича-Данченко - средство облегчить свои страдания, избавиться от тягостного существования. С точки зрения Немировича-Данченко, гораздо, ваянее, как прожил человек, чем как он кончил свою жизнь.

Таким образом, обращаясь к описанию нравственно-психологической атмосферы жизни обитателей старого дворянского дома, их духовных драм, Вл.Ив.Немирович-Данченко поднимает большие философские и нравственные проблемы о месте человека в жизни, о смысле его существования, о воле, о свободе воли и др. Писатель напоминает о многих нереализованных возможностях человека и своего поколения.

Среди них: труд, любовь, свободное проявление личных достоинств, "деятельное добро", что ташке близко позитивным устремлениям Достоевского и Чехова,

. Роман Бл.Ив.Немировича-Данченко "Мгла" поднимает проблему "случайного семейства", которая впервые бьиа открыта в русской литературе Ф.М.Достоевским.

"•Случайное семейство", как это нам представляется, кроме свидетельства социального неблагополучия, выполняет роль символа, столь характерного для романов Достоевского /"чудо" и "тайна" в "Братьях Карамазовых", образ снятого с креста, загубленно го Христа в "Идиоте", образ загнанной и забитой лошади в "Преступлении и наказании", образа "Ивана-царевича" и "самозванца" в "Бесах"/. На самом деле: тема "случайного семейства" символизирует хаос и катастрофу разума и психики людей в таких романах, как "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы".

Именно случайные, то есть неарочные, несчастные людские связи особенно тревояшш и Немировича-Данченко, ибо в них рождалась и, одновременно, отражалась спутанность, исковерканность человеческого сознания и чувств.

Мотив "скандала", "катастрофы" - главный мотив романа Немировича-Данченко, принимающий, как и у Достоевского, значение символа. "Сумятица чувств, понятий, взглядов" характеризует психологическое состояние героев младшего поколения в романе "Мгла"

Герои Немировича-Данченко показаны в момент душевного кризиса, когда рушатся привычные устои, представления и понятия. Они напряженно ищут смысл своего существования и смысл происходящих вокруг них событий.

Противоречивая, антиномичная природа героя из'.братается автором в момент надлома, душевной катастрофы, приближаясь в этом смысле к художественной манере Достоевского.

Один из героев романа - младший сын'видного петербургского чиновника Василия Васильевича Славгородского, мучимый неразрешимыми противоречиями мевду чувством долга, чести и мечты, погибает. Молодой офицер, решивший выйти в отставку, мечтает о сцене. Но уже с первых шагов осуществления своего намерения герой обнаруживает первые признаки слабоволия. Проводя социальные вопросы /проблему "отцов" и "детей" и др./ и философские /о смысле человеческой жизни/ сквозь призму человеческого характера, автор, как и Достоевский, проверяет человека на его волю, разум, сердца

Внутри этого дисгармонично устроенного мира автор видит и иной пласт лизни с ростками красоты и гармошш.

Вялости воли и. рефлексии, "почти патологической впечатляемости и восприимчивости к любым внешним раздражениям, власти мгновенных импульс'ов и вожделений, неспособности к самопринуждению"* автор противопоставляет стремление старшего сына Слав-городского найти верный путь к народу и земле.

Идеи толстовства, вобравшие в себя сложность и противоречивость общественно-политической жизни-России конца XIX в,.тлели большое. влияние на передовую интеллигенцию того времени.

Противоречивый путь "опрощения" Петра Васильевича Славго-

I. Гинзбург Л. О психологической прозе. - Л.: Худож.лит.,1977. - С.212-213.

родского нашел освещение в романе Вл.Ив.Немировича-Данченко.. Герой, пытающийся познать "ясихолопга" .».у: лига, в своем стремлении принести ему пользу, порою терпит крах в своих начинаниях, но вновь и вновь 'предпринимает действия,., открывающие £се пути к выгоде мужика. .

Драматизм романа Вл.Ив.Немировича-Данченко "Мгла", как и драматизм романов Достоевского, - это не драматизм открытой и ясной по свот целям и идеалам общественной борьбы, а драматизм болезненного существования многих сотен И тысяч раздираемых внутренними противоречия-® "случайных семейств", драматизм внутреннего раздвоения личности*

В эиоку 80-90-х хт. XIX в., при Неустойчивости общественного и личного бытия, традиция "катастрофического" стиля Достоевского помогала писателю в реше?цги его творческих задач.

При. этом при определении традиции Достоевского мы имеем в виду не "перекличку" отдельных произведений двух художников слова, а влияние многообразных форм худокественного мира великого предшественника на прозу писателей 90-х гг., в том числе и Немировича-Данченко.

Роман Вл.Ив.Немировича-Данченко "В стели", опубликованный в 1900 году,. - последний законченный роман писателя.

Главная тема ромшга - "прочте нарастания, целого века",разорение помещичьих гнезд после реформы, продажа имения крестьянам, их тяжелый труд, нужда, глухая вражда к "панам".

В романе ясно звучит мотив.лжи, который отравляет жизнь главного героям потому, что неправильно, несправедливо устроена жизнь вообще, ложны отношения интеллигенции к народу, ложны взаимоотношения меясду людьми..

Идея Достоевского о слабости человеческой натуры в романе .Немировича-Данченко "В степи" связана с сюжетной линией главного героя. Герой романа не может бросить нелюбимую женщину, больную, почти умирающую, любящую его за "беспредельность падения", а она приковывает _его к деревне, ко всей его мертвой жизни. Идея "свободного" /но туманного и абстрактного в мыслях/ труда остается нереализованной героем.

Значение "идеи" в жизни человека и общества особенно подчеркивается в романе Немировича-Данченко. "В степи". Но в чем зта вдея ? Придавая большое значение "идее" и показывая "битву идей" в своих нравственно-философских романах, Достоевский /осс-

¿енно в "Братьях Карамазовых"/, в частности, резко разграничил абстрактную любовь к "человечеству" и деятельную любовь к "ближнему" /человеку/. Подобное решение проблемы наблюдается и в романе Немировича-Данченко.

Финал романа Немировича-Данченко с особой силой ставит вопрос о будущем героя: кризис или "возрождение?

Идея "малых дел" /православных, по Достоевскому,/ воплощается героем на практике. Выстраданная собственной жизнью идея Берестова противопоставлена в романе идеям Потоковых, догматически вычитании?.! из газет и книжек,'■ статей московских публицистов,

Итак, живая жизнь сложнее и глубже любой идеи. Это убеждение не только Достоевского, но и Немировича-Данченко.

Кризис или возрождение? - финал романа "В степи" звучит как исповедальное слово Достоевского.

Исповедальное слово главного героя романа Ел.Ив.Немировича-Данченко "В степи" - та грань, у которой начинается возрождение человека, лучших сторон.его души.

Исследуя сложность идей и чувств современного ему типа интеллигентного русского человека в романе "В степи", Немирович-Данченко наследует традицию Достоевского, своеобразие его социально-философского романа как "диспута идей" и психологического, доводящего анализ душевных двилензгй человека до мучительных,болезненных пределов.

Роман "В степи" типологически близок прозе Достоевского и характером гуманизма /в утверждении любвй к "ближнему" в противоположность отвлеченной любви к "человечеству"/. Впрочем.здесь, как и в признании необходимости деятельного, конкретного добра /"малых дел"/ и возможного возрождения на этой основе человека, - Немирович-Данченко близок■типологически не только Достоевскому, но и Чехову.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются те основные выводи, которые формулировались в диссертации по ходу исследования,

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Символика в творчестве Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова // Проблемы традиций и новаторства в изучении и преподавании русской литературы: Метод.рекомендации.- Горький,1984. - С.43-44.

2. Исповедь и сон как элементы психологической характеристики героев в творчестве А.П.Чехова и Ф.М.Достоевского /"Скрипка Ротшильда'.' и "Идиот4/ // У1 научная конференция молодых ученых Волго-Вятского региона: Тезисы докладов. - Горький,1986. -С.61.

3. Портрет как средство психологической характеристик}! героев в творчестве А.П.Чехова и Ф.М.Достоевского /"Скрипка Ротшильда" и "Идиот"/ // Анализ художественного произведения русской и советской литературы: Метод.рекомендации. - Горький,1986. -С.11-14.

4. Особенности психологизма в романе Ф.М.Достоевского и драме А.П.Чехова // Анализ художественного произведения в шкоте и вузе. Вып.2: Метод.рекомендации. - Горький,1988. - С.54-57.

5. Нравственные проблемы в "детских" рассказах А.П.Чехова // Анализ художественного произведения в школе и вузе. Вып.З: Мет од.рекоме ндации- - Горький, 1988. - С.45-49.

6. Роман Вл.Ив.Немировича-Данченко "Старый дом" /или "Мертвая ткань"/ // Анализ художественного произведения в школе и вузе: Метод.рекомендации.. - Горький, 1989. - С.35-38.

7. Повесть Вл.Ив.Немировича-Данченко "Губернаторская ревизия"

' /традиции и новаторство в русской литературе XIX века // Анализ художественного произведения в школе и вузе: Метод, рекомендации. - Горький,1990. - С.37-39.

8. Вл.Ив.Немирович-Данченко в оценке литературной критики 90-х годов XIX века // Творчество писателя и литературный процесс: Тезисы докладов У1 фурмановских чтений. 30 с.ент.-2 октября 1991 г. - Иваново,1991. - С.51-52..

9. Традиция Ф.М.Достоевского в романе Вл.Ив.Немировича-Данченко "Старый дом"./"Мертвая ткань"/ // Литература и язык в контексте культуры и общественной жизни: Тезисы меягосударствен ной научной конференции /Казань, 26-29 мая 1992 г./ /Казаиоь. ун-т. - 4.1. - Казань,1992. - С.73-74.