автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Публицист Анатолий Аграновский (проблематика и особенности творческого метода)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Смирнова, Ольга Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Публицист Анатолий Аграновский (проблематика и особенности творческого метода)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Публицист Анатолий Аграновский (проблематика и особенности творческого метода)"

С/ " , ► Н

• - к

ХКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра периодической печати

На правах рукописи

СМИРНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

ПУБЛИЦИСТ АНАТОЛИЙ АГРАНОВСКИЙ ( ПРОБЛЕМАТИКА И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА )

10.01.10 - журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертеции на соискание ученой степени кандидата филологических нлук

г.Москва,

1ЭЭО г.

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ФАКУЛЫ ЖУРНАЛИСТИКИ МОСКОВСКОГО ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВ ЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕР TETA ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК.

ПРОФЕССОР Е.А. Б1АЖНОВ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК,

ПРОФЕССОР Г.Н. ВОЛКОВ ;

КАНДИДАТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК И.М. ДЗЯЛОШИНСКИЙ

ВЕДУЩЕЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: - МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ПАРТИЙНАЯ ШИ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

ЗАШИТА ДИССЕРТАЦИИ СОСТОИТСЯ ' _ 199(

НА ЗАСЕДАНИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СОВЕТА ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ IC.053.05.39 В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. М.В. Л НОСОВА ПО АДРЕСУ: г.МОСКВА, К-9, ПР. МАРКСА, 20.

С ДИССЕРТАЦИЕЙ МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ 3 БИБЛИОТЕКЕ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ.

АВТОРЕФЕРАТ РАЗОСЛАН ^^ • _ 1990 г_

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СОВЕТА

КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК,

СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК

Ю.Я. ОРЛОВ

. 1

дел 1 в условиях перестройки необычайно остро встал вопрос об эффективности печати, о возрастающей роли средств массовой информации и пропаганда. Сейчас нашей прессе кале никогда необходимо умение проникнуть в глубь процессов, проанализировать сложную диалектику, противоречивость развития общества во всех сферах его ;:®зни.

В связи с этим в современный период одной из важнейших задач теории журналистики становится углубленное изучение закономерностей публицистического творчества, поиск путей совершенствования публицистической деятельности, выработка рекомендаций, обеспечивающих оптимальный уровень работы публициста. Очевидно, что такие рекомендации возможны лишь на основе анализа и обобщения опыта средств массовой информации, изучения наследия мастеров публицистики.

В предлагаемом исследовании предпринята попытка разработки ряда проблем мастерства публициста на материале творчества А.А.Аграновского, который на протяжении многих лет был одним из ведущих мастеров советской публицистики. Этим и определяется актуальноеть данной работы.

Главным источником для анализа стали публикации А.Аграновского с конца пятидесятых годов до начала восьмидесятых: репортажи, проблемные корреспонденции, статьи, очерки, напечатанные в "Известиях", "Литературной газете" и в других изданиях. Были использованы и сборники статей и очерков, вышедшие в различных издательствах страны в течение более чем двух десятилетий. Это обусловлено тем, что в сборниках корреспонденции, статьи и очерки снабжены как бы дополнительными авторскими комментариями, ссылками на читательские письма, официальные отклики и т.д. Такие проявления реакции читателей на газетные и жур-

нальнне выступления (а их, как правило, можно проследить лишь ш книгам публициста) делают более полным представление о характере действенности публицистики А.Аграновского.

Исследователи подошли к проблемам мастерства, широко и всесторонне изучая специфику деятельности публицистов, в первую очередь - специфику их влияния на аудиторию, условия роста эффективности средств массовой информации и пропаганды. Богатый материал получен в процессе изучения деятельности публициста, как субъекта средств массовой информации и пропаганды. Исследование общетеоретических проблем публицистики, принципов ее функционирования^ стало основой для разработки теории публицистического мастерства, определило пути и методы изучения проблемы, более четко обозначило его предмет. Опираясь на ленинские принципы печати, исследователи определили основные закономерности публицистического творчества, природу и "слагаемые" журналистского мастерства. В этом плане выделяются: мировоззренческие качества публициста: компетентность как глубокое знание темы; профессиональные навыки, к которым можно отнести технику сбора материала, разработки темы, выбор жанровых решений, методов изложения и т.д. ¡.Застерство публициста представляется как совершенное и свободное владение творческим методом, приемами и формами публицистической деятельности, которые должны обеспечить высокий идейно-содержательный уровень творчества публициста, наличие в нем новаторских элементов.

Творчество А.Аграновского неоднократно анализировалось теоретиками и практиками публицистики в контексте самых разных про-I. им.: Горохов й.гд. Закономерности публицистического творчества. М., 1975; Прохоров Е.Л. Публицист и действительность. (Д., 1979; Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976 и др.

блем мастерства. Произведения этого авгора использовались в качестве эмпирического материала в монографиях таких исследователей, как М.С.Черепахов, Е.П.Прохоров, В.М.Горохов, Е.И.Пронин и др.*.

о

j) книге "Таинства мастерства публициста", исследуя психологию публицистического творчества и психологию читательского восприятия публикаций, М.С.Черепахов характеризует А.Аграновского как мастера "нешаблонных зачинов, впрочем, как и вообще построения произведения".

Б монографии Е.П.Прохорова "Публицистика в жизни общества"'* некоторые публицистические произведения А.Аграновского анализируется в контексте ряда теоретических проблем, касанцихся социального назначения публицистики и ее функций.

с

Монография Е.П.Прохорова "Искусство публищстики - но-

1. См.: Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. IL, 1984; Прохоров Е.П. Публицистика в кизни общества. M., 1968 и др.; Горохов 3.LI. сакономерносги публицистического творчества, С., 1975 и др.; Пронин Е.И. ^разительные средства журналистики. ГЛ., 1983 и др.

2. См.: Черепахов U.C. Таинства мастерства публициста. М.,1984.

3. См.: Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. М.,1984, с. 39.

4. Е.П.Прохоров. Публицистика в жизни общества. M., 1968.

5. См.: Е.П.Прохоров. Искусство публицистики. M., 1984.

выи шаг в осмыслении публицистики как воплощенной истории современности. Автор, исследуя мир публицистики, особое внимание уделяет творчеству крупнейших советских публицистов - в том числе и А.Аграновского.

Широко использует публицистику А.Аграновского в качестве материала своих исследований З.Ы. Горохов*.

Необходимо сказать о книгах, которые, на наш взгляд, является источником наиболее ценного материала для исследования творческой индивидуальности А.Аграновского. Это сборники статей, посвященных А.Аграновскому - публицисту и человеку. Они

2

вышли в свет уже после его смерти .

Б них как бы обобщается творческое наследие А.Аграновского, заключенное не только в многочисленных публикациях, но и в богатейшем творческом, профессиональном опыте, которым он щедро делился со своими коллегами. Материалы этих сборников подробно проанализированы в данном исследовании.

При жизни публициста было опубликовано немногим более десятка статей, в которых анализируется его творчество . В части

1. См.: В.М.Горохов. Закономерности публицистического творчест ва. М., 1975; Слагаемые мастерства. М., 1982 и др.

2. См.: Уроки Аграновского. М., 1986; Воспоминания об Анатолии Аграновском. М., 1988.

3. См.: Калашникова Л.И. И мораль и экономика. - Вестник моек, ун-та, журналистика, 1968, I1 2; Тюнин А. Требовательная пуб' лицистика. - Волга, 1974, № 4; Лазарев Л. Это печаталось в газете. - Новый мир. 1974, № 7; Неумейкина Н. Уметь и не ум - Звезда, 1981, .№ I; Шевелев Э. Переход в будущее. Нива, 1981, И I и др.

из них присутствует серьезный, глубокий анализ, однако некоторые, на мой взгляд, довольно поверхностны в своих оценках. Их авторы возможно не поняли, а возмокко побоялись проникнуть в суть проблем, поднимавшихся А.Аграновским (по-видимому, здесь сыграли свою роль и общие тенденции литературной критики, ело- . лившиеся в 70-х - начале 80-х годов). Однако автор счел необходимым остановиться в представленной работе и на той,и на другой категории публикации об А.Аграновском.

Некоторые аспекты творчества А.Аграновского были исследованы в ряде диссертаций. Так например, произведения А.Аграновского анализировались в контексте проблемы информационно-пропагандистского воздействия газеты, изучения структуры журналистского текста, выявления механизма взаимодействия объективного и субъективного в очерке и ряда других проблем^.

В последние годы было также написано несколько дипломных работ, посвященных публицистике А.Аграновского . Некоторые из них, с исследовательской точки зрения, вызывают несомненный интерес.

Как ясно из вышеизлокенного, начало изучению творчества

I. См.: Пронин Е.И. Средства и методы воздействия газеты на формирование общественного мнения (некоторые проблемы методологии теории печати). Дисс.канд.филол.наук. М., 1968;

Мезенцев М.Т. Некоторые тенденции развития современного очерка. Дисс... канд.филол.наук. 'Л., 1972; Лавреневская A.C. Объективное и субъективное в очерке (к теории жанра). Дисс... канд.филол.наук. М., 1989 и др.

А.Аграновского было положено еще в начале 60-х годов. В дальнейшем продолжалось исследование теоретиками и практиками советской публицистики отдельных сторон его творчества. Однако до сих пор еще не было сколько-нибудь обстоятельного монографического исследования, посвященного содержанию, характеру и особенностям публицистического наследия А.Аграновского. В этом и заключается научная новизна данного исследования.

Актуальность и степень разработанности проблемы определили цели и задачи исследования. Поскольку мастерство публициста проявляется всегда индивидуально, оно опосредовано творческим своеобразием, личными качествами публициста и выражается в его творческом стиле. В соответствии с этой концепцией автор попытался проанализировать специфические особенности творчества одного из выдающихся современных публицистов, опираясь при этом на материалы и вывода, полученные другими исследователями публицистического творчества. При этом были поставлены следующие теоретико-практические задачи:

- выявить социально-историческую обусловленность творчества А.Аграловского;

- определить основные тематические направления его творчества;

- исследовать некоторые характерные особенности публицистического наследия А.Аграновского;

- раскрыть прогностическую направленность его творчества, предвидение им коренных преобразований в жизни общества.

Методологической основой диссертации послужили произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУШ съезда КПСС, XIX Всесоюзной конференции КПСС, Съезда народных депутатов СССР,

решения руководящих партийных органов по вопросам деятельности партийно-советской печати, труды руководителей КПСС и Советского государства. Автор диссертации использовал труды ученых, разрабатывающих проблемы теории, практики и истории публицистики.

Большое значение для написания диссертации имели исследования названных выше теоретиков публицистики, а также работы, посвященные отдельным аспектам мастерства публициста, проблемам экономической пропаганды, работы публицистов-практиков, раскрываодие их творческую лабораторию. Эти исследования помогли выделить наиболее существенные грани проблемы при изучении творчества А.А.Аграновского.

Практическая ценность исследования заключается в том, что осмысление богатейшего публицистического наследия А.Аграновского, восполнение имеющихся пробелов в изучении его творчества должно обогатить новыми знаниями современных журналистов и дать им возможность творческий опыт своих предшественников в практической работе, в освещении сложнейших проблем перестройки.

Новый фактический материал и основные положения и выводы ■ могут быть также использованы в лекциях и практических занятиях по курсам теории и практики советской периодической печати для студентов факультетов и отделений журналистики- университетов, при подготовке учебных пособий и специальных исследований по журналистскому мастерству.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Е&бота состоит из введения,двух глав, заключения и списка литературы.

Основное содержание работы.

Зо введении обосновывается актуальность теш, выявляется степень научной разработки проблемы, определяются цели и задачи исследования, его методология, кратко излагается практическое значение исследования.

ß первой главе "Общественно-исторические и предметные истоки творчества А.Л.Аграновского" автор работа, анализируя тематику и проблематику выступлений А.А.Аграновского, стремится показать, какое преломление в творчестве публициста получили важнейшие социальные, экономические и нравственные проблемы страны на разных этапах ее общественно-исторического развития.

В § I "Социально-историческая обусловленность творчества А.А.Аграновского" сделана попытка выявить общественно-исторические истоки творчества А.А.Аграновского, проследить этапа становления его как журналиста-новатора, чей публицистический анализ граничит с научным исследованием актуальных проблем народного хозяйства, науки, культуры, развития демократии.

Начало творческой биографии А.А.Аграновского пришлось на конец 40-х - начало 50-х годов. Его публицистические произведения этого периода в основе своей отвечают духу времени; в них звучит пафос созидания, твердая убежденность в реальности намеченных планов.

Заметный перелом в творчестве публициста происходит после XX съезда КПСС, в период "десталинизации" общественной жизни и первых шагов к демократизации. Он яснее начинает сознавать необходимость решительных перемен именно в "системе" в целом, а не только в локальных масштабах.

Большое влияние на творчество А.А.Аграновского оказало развитие в 50-х годах проблемной публицистики, центральной фигу-

рой в которой стал В.Овечкин. Публицист унаследовал основные традиции проблемной публицистики - гражданскую честность и социальную активность, стремление к наиболее глубокому анализу исследуемой проблемы.

Творчество А.А.Аграновского 50-х годов, покалуй, наименее известно читателям. Однако анализ публикаций этого периода свидетельствует о том, что именно в эти года происходит ■ фор.тарование активной гражданской и творческой позиции журналиста, которая впоследствии дала ему возможность проявить себя как серьезного исследователя социальных и экономических проблем.

Расцвет деятельности А.А.Аграновского как публициста-исследователя можно отнести на начало 60-х годов - время, ставшее преддверием перемен, которые принесла с собой хозяйственная реформа 1965 года. Если в 50-е годы мы видим его первые, порой удачные поиски в разрешении сугубо производственных вопросов, первый, еще не очень уверенный анализ отдельных экономических проблем, го в 60-е годы - это узкое, порой одностороннее освещение действительности сменяется в материалах А.Аграновского широким, глобальным видением новых задач. В его творчестве уже органически сочетаются два подхода: экономический и социально-нравственный.

Стремясь взглянуть на любое событие с иного, нетрадиционного ракурса, достичь все более глубоких слоев предмета исследования, публицист предлагает подчас парадоксальное, но по сути своей глубоко диалектичное видение проблемы. Он стремится к разрушении "проблемных" стереотипов, к возвращению "затертым" понятиям их истинного смысла.

А.А.Аграновский никогда не был публицистом одной темы. Его волновали проблемы экономики, науки, образования, он писал очерки на тему, которую в нашей журналистике принято называть моральной. Однако тематику ни одного из его произведений нельзя рассматривать однозначно, для публициста не существовало обособленных проблем. У А.Аграновского всегда одна проблема порождает другую, он умел увидеть их в сложном, всегда неповторимом взаимопереплетении, характерном для каждого конкретного случая, и в процессе поиска причинно-следственных связей явления создать прочно спаянный и многогранный комплекс проблем.

Однако ка какой бы теме не остановился публицист, посущ0-ству все его творчество было подчинено главной идее; борьбе нравственного и безнравственного начал. Имея тонкий "нравственный слух", он в противоречиях в экономике, в управлении производством, в науке и технике исследовал прежде всего нравственную сторону как {ундамент для человеческих отношений в любой области. И последствия этих противоречий он никогда не рассматривал лишь с экономической точки зрения.

Таким образом, одной из важнейших предметно-тематических особенностей творчества А.А.Аграновского следует считать то, что он исследовал целостные социально-нравственные, социально-экономические категории действительности, добиваясь слияния самых разных аспектов проблемы.

Взаимопереплетение различных проблем в публицистике А.Аграновского усложнило поставленную задачу, сделало в какой-то мере условном четкую классификацию тематических направлений его творчества. К тому же диапазон его журналистских интересов был так широк и многообразен, что, не боясь обобще-

ний, можно сказать: темы его газетных выступлений отражают динамизм социально-экономического развития страны.

Б § 2 "Публицистические прогнозы А.Аграновского" проводится мысль о том, что глубина анализа, способность оперативно изучать общественные явления, умение оценивать анализируемое с точки зрения коренных интересов общества, а также другие качества делают публицистику вакным средством прогнозирования социальной действительности.

Анализируя сейчас творчество А.Аграновского, можно без преувеличения сказать, что его публицистика "воспитывала в людях нравственную готовность к перестройке"^.

Умение найти конфликт, проблему в любой, самой благополучной, на первый взгляд, теме, докопаться до истоков этой проблемы, показать перспективы ее развития и решения - вот то, что объединяет саше разные по тематике произведения публициста. Но не только это. Главное - у них общая цель - помочь сдвинуться, по выражению одного из героев А.Аграновского, с "мертвой точки зрения", освободиться от устоявшихся, косных представлений, гак прочно укоренившихся во всех сферах нашей жизни.

По многим произведениям А.Аграновского можно проследить обозначенные гам перспективы социального, экономического, нравственного развития нашего общества.

Парадоксальность постановки, новое видение проблемы, традиционно воспринимаемой окружающими, то есть, го, что при стереотипном мышлении невозможно, - вот один из ключей к механизму прогнозирования у А.Аграновского. Почти к каждому явлению

I. М.С.Горбачев. Перестройка для нашей страныил^я всего мм/м. Ы., 1987, с. 13

или событию публицист подбирает иной, непривычный угол зрения, который позволяет увидеть истинную значимость предмета.

Исследование произведений А.Аграновского (таких, как "Письма с передового завода", "Узел", "Инициатива сбоку", "Крушение карьеры" и других) убеждает в том, что метод прогнозирования в творчестве этого публициста выступает как важнейший инструмент исследования действительности.

Важной особенностью процесса реализации прогностической функции в публицистике этого автора является как широта социального обобщения, так и способность к прогнозированию развития конкретной проблемы.

В данном параграфе затронут такие иной аспект этой проблемы, а именно: роль прогноза как инструмента создания и совершенствования публицистического текста. На основе ряда произведений автор дказывает, что используя своеобразные худоясественно-иубли-цистические приемы, А.А.Аграновский прогнозировал влияние своего произведения на читателя. Следовательно, прогноз в публицистике этого автора выступает и как способ получения адекватной реакции на произведение.

Анализируются как прямые, лежащие "на поверхности", так и скрытые приемы прогнозирования, которые становятся действенным средством подтверждения авторской позиции, ее обоснованности и аргументированности.

Во второй главе "Особенности публицистического творчества Анатолия Аграновского" выявляется, как основные принципы, присущие творчеству этого публициста, реализуются, в способах типизации, приемах доказательств, в жанровых и сгаетно-кошюзиционных особенностях его произведений.

В §1 "Творческая позади публициста А.Аграновского" подчеркивается, что от глубины познания жизни, от того, насколько отчетливо видит публицист сложность и взаимосвязанноеть проблем зависит в основном его способность выполнить свою социальную функцию. А в основе подлинного понимания публицистом реально су-ществуицих проблем лежат глубокие мировоззренческие представления, которые реализуются в процессе овладения предметом исследования.

Злободневность, объективность поднимаемых А.Аграновским проблем, пристрастное отношение к фактам и явлениям действительности свидетельствуют о неизменной четкости его гражданской и творческой позиции. Каждое выступление публициста отличалось глубиной разработки теш, серьезнейшим анализом поднимаемых проблем.

Компетентность в исследуемом предмете помогала А.Аграновскому наиболее убедительно раскрыть активную позицию публициста, доказать читателю правоту своих идей, вызвать у него нравственное доверие. Повседневная жизнь являлась для него неиссякаемым источником публицистического материала, который рождался в результате синтеза пережитых и осмысленных им явлений и событий. Именно на тс сочетании с конкретным материалом основываются фундаментальные идеи и выводы его публицистических произведений.

Активность жизненной позиции, обостренное чувство социальной ответственности стало для А.Аграновского основой для выработки индивидуальных приемов исследования действительности. Однако важна, на наш взгляд, не только автивно-творческая направленность личности публициста. Важнейшей особенностью творческой позиции А.А.Аграновского является то, что это - позиция "госу-

дарственного" человека, всегда мыслящего в масштабах целого народа, страны.

В §2 "Некоторые особенности публицистического обобщения действительности в творчестве А.Аграновского"' на основе теоретического утверждения о необходимости точного соответствия формы и содержания публицистического произведения. Отмечается, что основными факторами при определении формы становятся задачи наиболее доказательного изучения проблемы, создания выразительного образа героя.

Творческий процесс типизации в очерке заключается прежде . всего в том, чтобы в конкретном портрете выявить основные социально-экономические черты, идейно-нравственные ценности, методы деятельности, присущие данной категории лвдей, поколению, типу, характеру.

Таким образом, типизация представляется одним из важнейших средств публицистического обобщения действительности. А.Аграновский создал множество типов и характеров с самыми, подчас, противоположными чертами и свойствами. Объединяет их прежде всего то, что своим рождением они обязаны определенной проблеме, истоки которой автор ищет в объективной действительности. Важной особенностью в методе типизации у А.Аграновского является то, что создавая образы своих героев, он основывается не только на социально-экономических, но и социально-психологических, нравственных аспектах их существования. Яркие образы' героев публициста зачастую воспринимаются не только как социальный тип, но и как некое нравственное явление.

Глубоко психологичные образы героев публициста созданы на основе взаимообусловленности его социальных связей: профессио-

нальных, бытовых, семейных и прочих. Нередко исследуются, к примеру, взаимоотношения героя с природой, оказавшей какое-либо влияние на его судьбу.

Для публистики А.Аграновского характерна постановка проблемы посредством создания образа человека. Это позволяет выявить не только условия существования социального типа, но и перспективы его дальнейшего формирования. Таким образом, существование того или иного типа взаимообусловлено существованием того или иного крута проблем.

Так социальный тип бюрократа вызван к жизни целым рядом проблем: и неполадками в системе управления, и вопросами, связанными с уровнем профессионализма, и с нравственными аспектами развития общества.

Произведения А.Аграновского, на наш взгляд, наиболее ярко отражают тенденцию современного очерка к углублению анализа внутриклассовых различий и, с другой стороны, к созданию социальных типов, объединяющих различные классы.

Как новаторство публициста в области социальной типологии необходимо отметить создание игл социального типа интеллигенции. Тем самым ему удалось наиболее глубако проанализировать анш-рш процессы, происходящие в стране, исследовать нравственное состояние общества.

В §3 "Роль домысла в публицистике А.Аграновского" подчеркивается, что документальность в публицистике А.Аграновского - не простое описание факта, а его художественное восприятие автором, отражение в системе его воззрений. Он считал- необходимым сохранение подлинности, неповторимости каждого факта, тем самым наиболее точно и ярко передавая нам сущность явления. Не привлекая,

как правило, домысла он выявляет типическое, закономерное в самом факте, поднимая частный случай до обобщения.

Но неверно было бы утверждать, что домысел как таковой не присутствует в публицистике А.Агранвского.

Однако домысел в произведениях А.Аграновского не только не стоит над действительностью, не противоречит ее логике. Он связан прочными нитями с конкретными фактами, по сути дела подчинен им. Его главная цель - наиболее глубоко и емко раскрыть содержание, смысл факта, явления и в то же время связать эти факты композиционно.

В §4 "Сюжетно-композициокное и жанровое своеобразие публицистики А.Аграновского" подчеркивается, что организующим началом каждого публицистического произведения являются такие важнейшие элементы формы, как жанр, сюжет и композиция.

Выбор кадровых признаков будущего материала дает определенное направление дальнейшему творческому процессу. От него во многом зависит глубина осмысления проблемы, степень типизации явления. В то же время на этом этапе определяются, как правило, основные принципы построения произведения.

В публицистике А.Аграновского - зрелого мастера - наиболее ярко проявилось всестороннее взаимопроникновение жанров. В начале 60-х годов наметилась серьезная тенденция к усилению публицистического начала во всех жанрах. Это прежде всего проявилось в широте обобщений, в постановочном характере выступлений публициста, в его стремлении к наиболее активному самовыражению, к разнообразию форм подачи материала.

В то же время эту тенденцию можно объяснить тем, что в эти годы публицистика А.Аграновского принимает наиболее конк-

ретнуто направленность. Она рассчитана прежде всего на "думающую часть страны", на заинтересованное и в то же время глубоко ком. петентное читательское восприятие.

Метод изучения действительности и метода изложения материала тесно связаны мевду собой. Именно эта взаимосвязь является причиной возникновения в творческой лаборатории публициста особой жанровой разновидности - исследовательского очерка. Изменения, произошедшие в жанровой структуре очерка А.Аграновского были вызваны как общими тенденциями развития публицистики, так и его внутренними творческими потребностями. Основными факторами возникновения очерка-исследования стало усложнение и углубление творческой задачи. Для публициста стало недостаточным поставить ряд проблем и попытаться раскрыть юс с пс™ощьго присущих очерку художественных средств. Важно было не только вовлечь читателя в сопереживание, но и в соразмышление, в "сонаследовании" этих проблем.

Эффективность воздействия на читателя во многом определяется композиционным построением произведения.

Сюжетно-композиционное своеобразие публицистики А.Аграновского прежде всего в постоянном стремлении автора "повести читателя путем мысли". Создается впечатление, что необходимая для построения определенная цепь фактов, событий служит лишь своеобразной опорой, от которой отталкивается мысль и развивается далее самостоятельно, по своим внутренним законам.

Такая форма построения материала дает широкий простор для свободного развития авторской мысли, для возникновения разнообразных аналогий, рождающихся по мере углубления в проблему.

Сюжет каждого очерка А. Аграновского является историей развития публицистической идеи. Динамическую структуру их, как правило, составляет история постановки проблемы.

В заключении диссертации излагаются выводы исследования.

I. Предметно-тематические особенности творчества А.Аграновского дают повод считать его одним из наиболее ярких представителей проблемою;-! публицистики, журналистом-новатором, чел публицистический анализ граничит с научным исследованием актуальных проблем общества. Унаследовав традиции проблемного очерка, он обогатил их новым содержанием, использовав при этом новые метода и формы.

Поднятые им проблемы и сейчас являются актуальными. Среди них проблемы экономики, науки, образования и многие другие.

В творчестве публициста ясно прослеживается стремление к глубокому и аналитическому показу действительности. Одной из наиболее характерных особенностей является анализ экономических и нравственных аспектов проблемы в их единстве и взаимосвязи.

Тематическая многоплановость творчества А.Аграновского может быть объяснена прежде всего тем, что для публициста не существовало обособленных проблей. В его произведениях одна проблема всегда порождает другую, он умел увидеть их в неповторимом взаимопереплетении, характерном для каждого конкретного случая, и в процессе поиска причинно-следственных связей создать прочно спаянный и многогранный комплекс проблем.

Новаторство А.Аграновского заключается, на наш взгляд, в том, что он стремился показать любое явление, с иного, нетрадиционного ракурса. Пытаясь наиболее глубоко проникнуть в суть предмета исследования публицист предлагал читателю подчас пара-

доксальное, но по сути своей глубоко диалектичное видение проблемы.

Таким образом, индивидуальные особенности публицистического мастерства позволили ему отойти от проблемных стереотипов, по-новому осветить традиционные теш.

2. При исследовании публицистической биографии А.Аграновского доказала ого социальная прозорливость, глубокое постижение гол перспектив развития общества. Анализ произведений публициста позволяет сделать вывод о том, какую важную роль в его творчестве сыграл метод прогнозирования. Социальный прогноз в публицистике этого автора выступает как инструмент исследования действительности и как способ реализации конструктивной программы ее преобразования.

Следует подчеркнуть, что прогноз в творчестве А.Аграновского многофункционален и является не только инструментом исследования действительности, но и одним из средств создания текста.

3. В своем творчестве публицист мастерски исследует закономерности зависимости мевду общим и единичным, типичным и индивидуальным. Органический синтез общего и индивидуального, на котором основывается большинство его произведений, и является главным средством достижения высокого уровни достоверности в отображении фактов и явлений. А.Аграновский использует типизацию как одно из важнейших средств публицистического обобщения действительности. Задачам всестороннего раскрытия проблемы служит в его творчестве богатый арсенал изобразительно-выразительных средств.

Как новаторство А.Аграновского в области социальной типологии необходимо отметить создание им социального типа интеллигенции.

В творчестве А.Аграновского наиболее ярко проявилось всестороннее взаимопроникновение жанров. Особенности метода изучения действительности и методов изложения материала, прочно связанные мезду собой, явились причиной возникновения особой жанровой разновидности - очерка-исследования.

Таким образом, анализ публицистических произведений А.Аграновского позволяет говорить о выработке им своеобразных приемов и способов деятельности. Именно они позволили этому автору достичь оптимальных результатов в творчестве, обеспечить наличие в нем новаторских элементов и долгосрочноеть действия своих произведений.

Постоянно развивая ио обогащал свой творческий метод, А.Аграновский не только обеспечил преемственность проблемной публицистики, но и внес значительный вклад в дальнейшее развитие ее возможностей.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что творчество публициста всегда обусловлено, с одной стороны, социально-историческими предпосылками, с другой - системой его личных качеств, своеобразием его творческого метода.

Проведенное исследование позволяет рекомендовать в целях повышения качества журналистских кадров на факультетах и отделениях журналистики расширить по объему и углубить по тематике спецкурсы по мастерству журналиста, включить в них знакомство с творчеством рада представителей проблемной публицистики, в том числе и А.Аграновского.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

1. Прогнозы Анатолия Аграновского. - Вестн.Моск.ун-та. Сер.Еурналистика, 1990, ^ 5 (принято к публикации) - 0,9 п.л.

2. Образ в системе публицистических средств. (Особенности типизации в творчестве Анатолия Аграновского). -Деп. в ИНИОН АН СССР. Рег.;5 37618 от 17.03.90 г. (0,5 п.л.).

Зак. № 10211 тир. 80 экз. ЦОП ВНИИЭГаэпрома