автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Публицистика Ануара Алимжанова

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Есдаулетов, Айтмуханбет Оразбаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Публицистика Ануара Алимжанова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Публицистика Ануара Алимжанова"

УДК 070 (574)

Ни нравах рукописи

Р Г Б ОД

^ и о,;: ш

Есдаулетов Айтмуханбет Оразбаевич

ПУБЛИЦИСТИКА АНУАРА АЛИМЖАНОВА

10.01.10-журиалистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Республика Казахстан Алматы 1999

Работа выполнена на кафедре истории журналистики факультета журналистики Казахского государственного национального университета им. аль-Фараби

Научный руководитель -доктор исторических наук,

профессор Козыбаев С.К. Официальные онлоненты -доктор филологических наук,

профессор ЕлеукеновШ.Р. -кандидат филологических наук, доцент Абайдельдинов Е.М.

Ведущая организация -Отделение журналистики

и филологический факультет Евраазийского государственного университета имени Гумилева Л.Н.

Защита состоится '^¿о" ШрЦА/ 1999 г. в часов на заседании диссертационного советаК 14А.01.19 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при Казахском государственном национальном университете им. аль-Фараби(480078, пр. аль-Фараби, 71)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского государственного национального университета им. аль-Фараби

Автореферат разослан Л^/ЦЬ/ 1999 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук,

доцент Жакып Б.О.

5-Л............^ *

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ. Роль средств массовой информации (СМИ) трудно переоценить. Особую значимость они приобретают в последние годы в связи с отказом от устоявшейся идеологии и формирования новых социально-политических воззрений. Вместе с тем, взгляд на прошлую историю государства, в том числе и историю печати, нуждается в корректировке, освобождении от идеологических догм, схематизации, упрощения и натяжек, появляется необходимость сохранения преемственности, уважительного отпошения к событиям прошлых лет и использования накопленных знаний предыдущих поколений. Осмысливая и применяя опыт лучших публицистов прошлого, современные журналисты могут опосредованно влиять на социально -экономическое развитие молодого государства, на дальнейшую демократизацию и гуманитаризацию общества.

Современная сложная, эмоционально насыщенная жизнь значительно изменила нравственный и психологический облик человека. Огромный поток информации, напряженный ритм жизни, высокий интеллектуальный уровень современного человека требуют от всего публицистического корпуса оперативности, злободневности, глубокого изучения явлений социальной действительности и аналитического мышления.

Новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. Принципиально изменился угол зрения на мир, парод и его историю. Если раньше история Казахстана интерпретировалась как одна из составных частей единой истории СССР, то постепенно формируется осознание того, что ее следует рассматривать в контексте мировой истории, истории Евразии, истории тюркских народов, стран Центральной Азии. Не случайно в концепции становлегам исторического сознания в Республике Казахстан в качестве насущных задач общества определены "воссоздать объективную картину исторического прошлого, фрагментарность и тенденциозность исторического знания; переосмыслить историю Казахстана советского периода и т.д."[1]. В связи с чем возрастает актуальность данной темы, которая заключается в интересе к исследованиям публицистического наследия прошлого нынешним поколением с целью по-новому интерпретировать известные исторические положения, оценивать факты с позиций изучаемого времени.

Трудно представить полноценное будущее суверенного Казахстана без полнокровной системы коммуникаций и средств массовой

информации. В последние годы СМИ, в особенности печать, доносили до читателя правду истории, вооружали их объективным историческим знанием. По этой причине на сегодняшний день становится злободневным изучение истории печати и обобщение опыта наших известных казахстанских публицистов, в том числе и Ануара Алимжанова. Публицистика его своеобразна и самобытна, в основе которой активная гражданская позиция, сочетающаяся с отличным знанием национальной психологии, внутреннего духовного мира героя.

Изучение его творчества, как и творчества других публицистов, способствует решению одной из сложных проблем, обозначенных Национальным Советом по государственной политике, а именно, "при описании событий прошлого не ограничиваться обращением лишь к политической истории стран, к деятельности политической элиты, а исследовать также историю духовной и материальной культуры во всем многообразии ее проявлешш"[2]. Богатое публицистическое наследие Алимжанова А, - это закономерный результат и отражение недавней советской действительности и является проявлением духовной и материальной культуры.

Отмечая седьмую годовщину провозглашения независимости Казахстана, Президент Назарбаев Н.А. высказал идею о том, что наряду с понятиями "сокровища страны" и " сокровища земли" может существовать и понятие "сокровища доблести". Точное число подобных людей невозможно подсчитать. " Но известно только одно -их у нас немало, за что мы им благодарны. Если бы их не было много, в каком состоянии мы пришли бы в сегодняшний день? И великая заслуга этих граждан в том, что многонациональный, многоязычный, многоконфессиональный народ Казахстана находит внутри себя полное взаимопонимание. Немалая их заслуга и в том, что благодаря им мы подняли знамя независимости и заставили окружающий мир признать нас и считаться с нами"[3].

Подобное высказывание Президента страны с полным правом можно отнести и в адрес Ануара Алимжанова, произведения которого являют собой действительно творческую удачу и по сей день не потеряли своей актуальности. С этим трудно не согласиться. Как публицист Алимжанов А. поднимает актуальные проблемы современности, а также исторического прошлого казахского народа, исследуя и восстанавливая утерянную связь времен, полно и объективно отражает зарубежную действительность. При этом важно то, что он не категоричен в суждениях по некоторым спорным вопросам истории родного народа, а предлагает читателю думать, искать истину. В этой связи вполне очевидна актуальность данного исследования, посвященного его публицистическому творчеству.

Ануар Алимжанов как журналист выявил себя в различных видах творчества, работал корреспондентом областной газеты "Алма-Атинская правда", собственным корреспондентом "Литературной газеты", "Правды", заместителем главного редактора "Ленинской смени", главным редактором газеты "Казах адебиеты". Эти годы были для Алимжанова А. плодотворнейшим временем, принесшим ему мировую известность. Он проявит себя как публицист и как журналист организатор-талантливый редактор. Позже возглавлял Союз писателей Казахстана, Президиум Центрального Совета Казахского Общества охраны памятников истории и культуры, Совет национальностей Верховного Совета СССР. Его подпись стоит на документе о роспуске СССР. И в эти годы Алимжанов А. всегда оставался публицистом. В ноябре 1993 года после тяжелой болезни его не стало. "Казахстанская правда" так писала в те скорбные дни: "Публицист отличался обостренным чувством долга, искренней любовью к родной земле и людям. Его мужественный голос в защиту нравственных ценностей, национального достоинства неоднократно звучал в переломные моменты я'изш! республики" [4].

Ануар Алимжанов - лауреат Государственной премии имени Абая, премии комсомола Казахстана. Ему присуждены Международные литературные премии имени Джавахарлала Неру, Агустиньо Него, "Лотос". Его литературная, политическая и общественная деятельность получила международное признание, способствовала становлению суверенного Казахстана. Вклад Алимжанова в культуру и общественный прогресс отмечен орденами "Дружба народов", "Знак почета", медалями.

Алимжанов А. из числа тех, кому выпала возможность посетить многие страт! Азии, Африки и Европы, по приглашению Ассоциации негритянских профсоюзов читать лекции в университетских аудиториях США, как журналисту и общественному деятелю участвовать в подготовке и проведении ряда международных симпозиумов, конференций, заседашш и совещаний, состоявшихся в Москве в июне 1965 года, в сентябре 1966 года в Баку, в 1968 году в Ташкенте, в 1970 году в Дели, в 1973 году в Алма-Ате и т.д.

В работе, в широкой международной деятельности формировались идейные убеждения и нравственная позиция Алимжанова -публициста, выкристаллизовывались главные темы произведений, которые "привлекают к себе особое внимание тематическим разнообразием, проблемностью, глубоким проникновением в историю и сложную современность народной жизни и снискали ему широкое признание отечественного и зарубежного

читателя"[5]. Из этого исходит актуальность данного исследования,

посвященного изучению журналистской деятельности и публицистического мастерства Ануара Алимжанова.

"Караван идет к солнцу", "Мост Карасункара", "Сувенир из Отрара", "Стрела Махамбета", "Синие горы", "Гонцы спешат", "Возвращение учителя", "Дорога людей", "Познание" - это неполный перечень произведений Алимжанова А., многие из них переведены и изданы за рубежом. Также им в разные годы написано немало оригинальных и увлекательных репортажей и очерков. "Его проза и публицистика населены героями самых разных наречий. Поэтому о судьбе какой - нибудь далекой африканской страны, о ее борьбе за свободу, Алимжанов А. рассказывает как о своем насущном деле"[6], -писал критик о своеобразии его публицистического творчества.

Актуальность данной работы определяется также и тем, что на протяжении многих десятилетий, особенно в последние годы, творчество Ануара Алимжанова привлекает пристальное внимание литературоведов, лингвистов, искусствоведов, критиков и других исследователей. Однако до сих пор его богатое публицистическое наследие не было предметом системного научного поиска. В связи с этим изучение и обобщение его опыта творческой деятельности расширяет рамки национальной публицистической классики.

При изучении данной темы были поставлены следующие ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-анализ общественно-политических взглядов публициста; -целостная характеристика и выявление основных тенденций развития творческого пути Алимжанова А.;

-выявление своеобразия и характерных особенностей его публицистического творчества и ее оценка;

-всесторонний анализ публицистического мастерства Алимжанова

А;

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: -определить влияние исторического развития общества на эволюцию мировозренческих взглядов и творчество Алимжанова А.;

-раскрыть социально-исторические, индивидуально-

психологические, общественно-политические и художественные факторы, повлиявшие на творческое становление Ануара Алимжанова;

-исследовать пути становления и формирования его как публициста;

-выявить познавательную и воспитательную значимость творчества публициста;

-исследовать тематическое, жанровое своеобразие публицистики, проблематику его газетных выступлений;

-изучить и дать оценку творческой деятельности Алимжанова А. в качестве собственного корреспондента центральных изданий СССР и публициста, областной и республиканской прессы;

ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ДИССЕРТАЦИИ составляют теоретические положения и установки, содержащиеся в научных трудах казахстанских ученых по проблемам тео-рии и истории журналистики Амандосова Т.С., Барманкулова М.К., Бекхожина Х.Н., Кожакеева Т.К., Козыбаева С. К., Мархабаева А.Ф., Омашева Н. О., и др.[7]; по проблемам литературоведения Ауэзова М.О., Ахметова З.А., Назарбаева М.Б., Елеукенова Ш.Р., Кабдолова З.К, Какишева Т.К, Кедриной З.С., Нургалиева Р.Н, Омарова И.О., Сериккали З.С., Смаилова К.С. и др. [8].

При разработке данного исследования автор опирался также на работы российских ученых Варустина Л.Э., Горохова В.М., Пельта В. Д., Прохорова Е.П., Ученовой В.В. и других[9], дающих ценные сведения как по истории и теории, так и по общим вопросам журналистики.

Автором учтены исследования Байменшина С., Бейскулова T.A., Жакупова Б.О., Нуртазиной P.A., Шарапова А., посвященные публицистике Ауэзова М.О., Мусрепова Г., Майлина Б., Ходжанова С., и других.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При изучении определенной научной проблемы особое значение приобретают методы познания, позволяющие раскрывать существо отображаемых явлений. Работая над темой "Публицистика Алимжанова А.", автор опирался на такие методы исследования, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, метод историзма, индукция, системный подход, обработка эмпирических данных.

Основным методом исследования явился анализ, предполагающий установление причинно-следственных отношений между различными фактами, сторонами предмета. При изучении творческого наследия публициста Алимжанова необходимо было широкое применение и сравнительного метода, поскольку именно он позволяет сопоставлять и оценивать, находить типичное и особенное в разнообразии фактов и явлений. Метод историзма позволил выявить этапы в формировании и развитии мировоззрения Алимжанова А., отражение поворотных моментов истории народа на его творчество, найти закономерность в эволюции его публицистического мастерства. Используемые научные методы не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимодействуют, обогащаясь в процессе взаимодействия.

Основными направлениями исследования являются историческое, общественно-политическое и филологическое.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ- заметки, корреспонденции, репортажи, отчеты, интервью, статьи, очерки, рецензии, фельетоны, памфлеты, выступления и речи Ануара Алимжанова, опубликованные с 1951 по 1993 годы на страницах более сорока центральных, республиканских и местных изданий. В частности, газет "Правда"."Известия", "Литературная газета", "Казахстанская правда", "Алма-Атинская правда", "Огни Алатау", "Ленинская смена", "За отличную учебу", "Советская культура", журналов "Иностранная литература", "Дружба народов", "Простор", "Жалын", "Жулдыз", "Советский Казахстан" и т.д.

Эмпирическую базу исследования также составили публицистические сборники Ануара Алимжанова "Когда встречаются друзья", "Пятьдесят тысяч миль по воде и суше", "Джемшидова чаша", "Белый друг, желтый друг, черный друг", "Человек без друта беден", соответствующие материалы из книг "В разные годы", "Познание", из избранных произведений публициста в двух томах, из собрания сочинений в трех томах.

Вместе с тем, рассмотрены материалы из библиографических фондов государственной библиотеки Национальной Академии Наук Республики Казахстан, Национальной библиотеки Республики Казахстан, научной библиотеки КазГУ им. аль-Фараби, архивные материалы Центрального государственного музея, семейного архива Ануара Алимжанова. В диссертации использованы статьи автора, опубликованные в различных изданиях.

Ануар Алимжаков публиковался в газетах и журналах Германии, США, Индии, Пакистана, Цейлона, а также в зарубежных изданиях - в журналах "Советский Союз", "Совет лэнд"-"Советская жизнь" (журнал АПН, издававшийся на многих языках мира).

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ: Произведения Ануара Алимжанова оказались в центре внимания ученых, писателей, критиков, лингвистов, искусствоведов, начиная с конца пятидесятых годов. Многие обращались и обращаются к его произведениям в своих монографиях, статьях, рецензиях и обзорах. Среди них можно выделить труды Ауэзова М., Владимирова В., Елеукенова Ш., Каратаева М., Кедриной 3., Омарова й., Ровепского Н., [10] и ряда других авторов, которые дали оценку творчеству публициста. Они рассматривали связи его произведений с традициями русской классической и мировой литературы, их проблематику, жанровые, эстетические своеобразия и национальные истоки творчества.

Еще при жизни Алимжанова А. появились работы, посвященные его личности, литературно-эстетическим взглядам, таких авторов как Долматовский Е., Кульмухамедов М., Шакенова Э. и др.[11]. Вместе с тем, следует выделить основные направления исследований авторы

которых старались осмыслить произведения публициста с позиции таких наук, как исторической, общественно-политической, филологической. Это труды Ахметовой Л., Джангужина Р., Ивановой Н., ТаукееваС., Мухамадиева X., Оскоцкого В. и других[12].

Следующий круг авторов составляют Иманасов С., Исабеков Д., Кабышев Г., Мацкевич Э., [13] и другие, которые после потери близкого человека стали писать о его личности и творчестве. В основном, это воспоминания людей, знавших Ануара Алимжанова и еще не свыкшихся с потерей друга, товарища, наставника.

О творчестве А. Алимжанова писали и за рубежом. К примеру, Штрадер Р. го Германии посвятил рецензию "Роман о поэте", в 1971 году газета "Казах эдебие-ri" перепечатала статью "Планета тынысы" (Облик планеты) из индийского журнала "Совет лэнд", в декабре 1988 года о пребывании публициста в США сообщают своим читателям газеты -"Тайме" и "Post tribune".

Еще при жизни он издавал свои сборники репортажей, статей и очерков, куда входили его выступления и по вопросам литературы, искусства, которые становились объектом пристального внимания со стороны критиков. В 1998 году была защищена первая диссертация Рустемовой K.P. по теме "Концепция человека и история в прозе Ануара Алимжанова"[14] на соискание ученой степени доктора филологических наук. Данная работа берет объектом исследования прозу Алимжанова А., то есть его художественные произведения.

На сегодняшний день можно говорить об определенном уровне изученности творческого наследия Ануара Алимжанова. Вместе с тем, все перечисленные работы не следует рассматривать как монографические. До сих пор не было капитального труда, обстоятельного, монографического исследования, посвященного непосредственно журналистской деятельности, содержанию и особенностям его публицистики, который бы систематизировал и обобщал, а также давал бы объективную оценку публицистическим произведениям Алимжанова А.

Во многих работах критики и ученые рассматривали творчество известных публицистов с позиции марксизма-ленинизма. Их оценку нельзя сбрасывать со счетов. Однако, после радикальных перемен в жизни общества, во взглядах нового поколения, требуется современная оценка деятельности и творчества этих же публицистов с позиции сегодняшнего дня.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В диссертационной работе впервые в казахстанской истории журналистики предпринята попытка целостного и комплексного исследования творческого наследия публициста Ануара Алимжанова. Рассматривается тематическое,

жанровое своеобразие, проблематика его публицистического творчества в разные периоды жизни.

Вместе с тем, данная диссертационная работа представляет собой: -первую попытку монографического исследования богатого публицистического наследия Ануара Алимжанова;

- рассмотрение творческого пути в полном объеме, а также становление и формирование его общественно-политических взглядов;

- новую трактовку некоторых фактов из жизни публициста на основе изучения архивных документов и воспоминаний современников.

-наиболее полную систематизацию списка опубликованных работ Ануара Алимжанова в различные периоды его жизни, -изучение публицистического мастерства Алимжанова А. НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ. Результаты и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы:

-при подготовке общих курсов и спецкурсов но истории и теории печати, а также посвященных творчеству отдельных казахстанских публицистов и их журналистского мастерства для факультетов и отделений журналистики;

-молодыми журналистами дам изучения традиции и новаторства публицистов старшего поколения;

-в качестве базы для дальнейшего научного исследования творческого наследия публициста Ануара Алимжанова;

-для подготовки учебного пособия факультета по истории журналистики;

СТРУКТУРА РАБОТЫ: состоит из введения, основной части и заключения, а также списка использованной литературы. Структура диссертации отражает цели и задачи проведенного исследования.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялась посредством публикации статей по теме диссертации в различных научных изданиях;

-тезисы докладывались на различных научно-практических конференциях, в частности, Международной школы - семинара "Инновационные модели обучения в магистратуре" в 1997г., научно-методических конференциях КазГУ (1992-1999), научных семинарах кафедры истории журналистики КазГУ, посвященных видным публицистам Казахстана (декабрь 1997 г., февраль, март, май 1998 г.)

-диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр истории журналистики, издательского дела и литературного редактирования,

периодической печати, радиожурналистики и тележурналистики КазГУ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, степень изученности данного вопроса, научная новизна, определяются цели и задачи диссертационной работы, обозначена связь данного исследования с учебной программой факультета журналистики КазГУ имени аль-Фараби, дается обоснование структуры работы.

Первая глава "Тематика и проблематика публицистических произведении Алимжанова А." состоит из трех подразделов. Первый из них 1.!."Становление н формирование его общественно-политических взглядов." - посвящен истокам творчества Ануара Алимжанова, становлению его как профессионального журналиста. Автор исследует условия и социальную среду, в которой рос будущий публицист, роль окружения в формировании его жизненной позиции.

В становлении студента Алимжанова как журналиста огромную роль сыграл и Ауэзов М.О., преподававший в то время в КазГУ. Вместе с тем, немаловажное значение имела также и правильная организация учебного процесса в университете. Своевременное внесение изменений в учебный план, положительно повлияло на подготовку журналистских кадров в университете. Благодаря этому студенты получили широкую возможность ближе познакомиться с жизнью редакции, уже на студенческой скамье приобщиться к газетному делу, выработать навыки журналистской работы. Следует отметить актуальность этого вопроса и в наши дни. Профессор Омашев Н.О. в статье "Много нов ого в подготовке журналистов" отмечает: "Сохраняя баланс общеобразовательных предметов, следует совершенствовать "индустриальную модель"- специальные дисциплины по профессиональной подготовке. Оказывается, американские выпускники, выделяющиеся как специалисты профессионализмом, ратуют за увеличение часов практики в счет уменьшения количества занятий по теоретическим дисцшитнам"[15].

В данном подразделе рассматривается ранний период (1951-1955) журналистской деятельности Алимжанова А., а именно, его сотрудничество с университетской многотиражной газетой "За отличную учебу" и работа в качестве корреспондента областной газеты "Алма-Атинская правда".

И

Творческой, деятельностью Ануар Алишканов стал заниматься благодаря учебе в КазГУ и сотрудничеству с университетской многотиражной газетой "За отличную учебу". Это пора искания, когда он формируется как профессиональный журналист, ищет свой стиль и форму выражения мыслей. Публицист в своем творчестве в большей степени обращается к моральному облику советского студента, поднимая вопросы чести, ответственности, осуждая ложь, эгоизм, пассивность, беспринципность и другие отрицательные качества случайных студентов КазГУ. Вместе с тем, он не ограничивается освещением только негативных сторон студенческой жизни в университете, часто герои его ранних произведений - это те люди, на которых должны равняться все остальные, это лидеры в учебе и общественной жизни, гордость родителей и сверстников. Таким образом, в ранний период творчества, совпавший с годами учебы в КазГУ, основное место занимает студенческая тематика.

В феврале 1954 года студент пятого курса отделения журналистики КазГУ Ануар Алимжанов становится корреспондентом областной газеты "Алма-Атинская правда" (ныне- "Огни Алатау"). В диссертации подробно рассматривается творческий рост молодого журналиста.

Алимжанов А. в начале своего пути журналиста-профессионала, кор-респондента областной газеты "Алма-Атинская правда" не имел ярко выраженную тематическую специализацию. Писал "отовсюду обо всем" или в зависимости от задании редакции накануне командировки. Но их можно условно сгруппировать по следующим направлениям: проблемы сельской торговли и нарушения допущенные должностными лицами потребкооперации отдельных районов; партийная жизнь; целинная тема и проблемы отгонного животноводства; театральное искусство и кино; моральный облик советского человека.

Он писал критические материалы, в которых выявлял те недостатки, которые другие старались не замечать, обойти стороной и в них открыто называл фамилии виновников. Журналист расширил географию публикуемых материалов "Алма-Атинской правды".

В советский период областные газеты как бы. негласно делили "сферу влияния". Газеты на казахском языке печатали материалы из отдаленных районов, где преимущественно проживали представители коренного населения. А областные газеты, издающиеся на русском языке, освещали жизнь промышленных районов, расположенных ближе к областному центру, и где основную массу подписчиков составляли русскоязычные читатели. Алимжанов А., в сочсршенстве

зная родной язык, нарушил эту традицию: география его материалов охватывает отдаленные районы, такие как Нарынкольский, Кегенский, Уйгурский, Чиликский. К примеру, в первый месяц работы из пяти опубликованных материалов только один написан им из столицы республики.

В данном параграфе также дается авторская трактовка приходу Алимжанова А. в "Литературную газету". Рассматриваются объективные и субъективные факторы, повлиявшие на то, что он, только окончивший университет и не успевший проработать даже полный год в областной газете, был принят на работу в центральное издание.

Подраздел 1.2.-"На страницах "Литературной газеты". Журналисту была оказана большая честь работать среди маститых представителей русской литературы и русской журналистики, тем самым на него ложился большой груз ответственности. Ему доверяли и его материалы попадали на газетную полосу без вмешательства редактора. Но это пришло постепенно. Автор исследования рассматривает обширный период (1955-1986) творческой деятельности Ануара Алимжанова, показывает поэтапный рост его публицистического мастерства.

В первый год работы в редакции столь солидного издания он не смог проявить себя как полноценный собственный корреспондент "Литературной газеты" по Средней Азии и Казахстану. Но в "писательской газете" терпеливо и бережно пестовали молодого журналиста, дали ему время и возможность научиться писать так, как пишут другие в редакции. Покровительство Мухтара Омархановича, творческая атмосфера в коллективе редакции, плюс трудолюбие и талант Ануара дали свои плоды. Постепенно, из года в год расширяется диапазон его творческих тем, что дается ему за счет отказа от одних информационных жанров и освоения других - аналитических.

Молодой журналист со временем находит свою специализацию -как жанровую, так и тематическую, из которых выделяются такие, как освоение целинных и залежных земель; рациональное хозяйствование, социально-экономические и культурные проблемы сельской глубинки и т.д. Он пишет большую часть своих очерков, репортажей, памфлетов, которые позднее вошли в его сборники репортажей, очерков "Когда встречаются друзья","Белый друг, желтый друг, черный друг", "Пятьдесят тысяч миль по воде и суше", "Джемшидова чаша" и других. Позже они только перепечатывались в разных его книгах, где менялись иногда их названия и год написания.

В шестидесятые годы своеобразием творчества Алимжанова можно отметить освоение им таких жанров публицистики, как очерк и

памфлет. Однако журналист хге отказывается и от репортажа, обращается к нему в экстремальных ситуациях, когда обстановка требует оперативного освещения событий, таких как землетрясение силой 7,5 балла в Ташкенте.

Годы работы в "Литературной газете" были весьма

плодотворными для его творческого роста. Ануар Алимжанов делает огромный скачок по совершенствованию своего публицистического мастерства, которое ставит его в один ранг с известными публицистами. Он признан как международный общественный деятель. Активно участвует в работе Ассоциации писателей стран Азии Африки и других международных организаций. В разделе раскрывается их влияние на публицистическое творчество Алимжанова А., на формирование его общественно-политических взглядов.

Из освещаемого в газете обширного круга вопросов литературоведения и внутренней жизни, выступление Ануара Алимжанова на страницах этого издания можно очертить такими тематическими рамками: современная архитектура и градостроительство; лигерагурно-критические статьи и обзоры новых произведений казахстанской литературы; статьи о жизни и творчестве писателей классиков; рецензии; рациональное хозяйствование; материалы хроникального характера, информации о литературной жизни страны, деятельности писательских организаций; публикации, раскрывающие связь советских писателей с жизнью (писательские поездки по стране и т.д.); социально-экономические и культурные проблемы села; публикации о литературе народов СССР; можно выделить целинную тематику.

Тема международной жизни появилась в публицистике Алимжанова А. благодаря его работе в "Литературной газете". Из обширного списка зарубежных тем газеты, журналист предпочитает освещать: буржуазный образ жизни, идеологию и политику сионизма, мирное сосуществование государств, национально-освободительное движение и неоколониализм. Он часто в публикациях приводил факты из жизни зарубежных стран и рассказывал о деятельности международных организаций. Иногда из под его пера выходили материалы, разоблачающие антисоветские и антикоммунистические выступления буржуазной пропаганды.

В третьем подразделе 1.3. "Проблемы современности в творчестве публициста" автор старается рассмотреть весь спектр тем и проблем, затрагиваемых и поднимаемых Алимжановым А., в основном, после декабрьских событий. В диссертации рассматривается подход публициста к теме современной архитектуры и градостроительства в статье "О силе и символах народа". По признанию Алимжанова А.,

часто выезжая за рубеж, он обращает внимание как чехи, венгры, арабы, и даже негры черной Африки, свои ультрасовременные здания украшают штрихами, любовно взятыми из сокровищ национального опыта градостроительства. Его начинает волновать вопрос, какой вид должна принять Алма-Ата, как одна из европейских столиц или иметь свой восточный колорит? Почему мы пренебрегаем лучшими традициями народа в оформлении Алма-Аты как столицы? Актуальность проблемы, поднимаемой публицистом возрастает в наши дни в связи со строительством новой столицы.

Проблема национальных отношений имеет очень древнюю историю и поистине всеобщую географию. Не смог обойти эту тему и Ануар Алимжанов, который в своих произведениях воспевает дружбу народов СССР, интернационализм. Прежде всего он очевидец тех изменений, которые произошли в стране за годы советской власти и с пафосом воспевает успехи страны, выделяет заслуги Ленина, партии. В них гордость публициста за свою единую монолитную страну. Однако в общественной жизни все больше и больше бросается в глаза разница в толкованиях понятий интернационализм и степени усвоения языка. Все ярче и ярче выявлялась двойная шкала ценностей, двойная мораль и всеобщий культурный спад. На страницах периодической печати Ануар Алимжанов вынужден отстаивать догмы и представления, восходящие к периодам культа личности и застоя. Не имея возможности открыто выразить свой протест существующему положению, призывает своих коллег уделять больше внимания в разработке этого вопроса, подчеркивая роль мастеров культуры в упрочении дружбы народов. Опасения писателя были не напрасными: игнорирование национального вопроса приводит в Казахстане к декабрьским событиям.

Страна оказалась застигнутой врасплох с обострением национального вопроса. Начался поиск утраченного единства и все враз заговорили о проблемах межнациональных отношений. Не остался в стороне в разрешении последствий конфликта и Ануар Алимжанов. Свое мнение он выражает на страницах "Литературной газеты" в январе 1987 года, где старается разобраться в том, что произошло, объяснить мотивы выступления молодежи. Однако некоторые суждения публициста в оценке декабрьских событий национальной интеллигенцией были восприняты неоднозначно. Будучи депутатом Верховного Совета Казахской ССР Ануар Турлыбекович работает в комиссии по разработке закона о государственном языке и занимается проблемами межнациональных отношений. Публицист старается найти виновных в перегибе языковой политики государства. В тот период он был в числе группы представителей творческой л научной интеллигенции, которая

выступила с обращением к казахстанцам через республиканскую партийную газету. Среди многих, остро стоящих проблем, они напомнили общественности и об особой - подлинной свободе для народа начинающейся с подлинного расцвета языка. Одним из вопросов с которым ему пришлось тогда столкнуться - это события в Новом Узене. Алимжанов А. обвиняет власти в пристрастии навешивания ярлыков и обнажает социальные корни конфликта, раскрывает их причины.

Летом 1990 года в "Комсомольской правде" была опубликована нашумевшая статья А.Солженицина "Как нам обустроить Россию?". Его высказывания сильно задели казахстанцев. Взялся за перо и Ануар Турлыбекович. Он аргументированно и взвешенно, без лишних эмоций дает отпор размышлениям московского проповедника.

Трагические страницы истории республики, связанные с голодом, постигшим сельские районы в 1931-1932 годах, долгое время оставались закрытой темой. Ануар Алимжанов был одним из первых в бывшем Союзе, кто упоминает о голоде на страницах периодической печати еще в шестидесятые годы. Но, живя в государстве, где не представлялось возможным открыто говорить об этом явлении, он, конечно, не мог писать о нем. Он берется за перо, когда стало реальным поведать миру о тех событиях, которые творились на его родине. Алимжанов в своих произведениях не только описывает голод, охвативший казахские степи, но и вскрывает причины, повлекшие за собой это уродливое явление и создавшую искусственно ситуацию, которая привела к геноциду народа.

В данном подразделе, в основном, охватывающем период (19861993) после декабрьских событий, дается трактовка причин изменения и эволюции взглядов публициста. Диссертант показывает, как публицист обнажает социальные корни описываемых событии, раскрывает их причины. Он доказывает, что корни национальных проблем лежат в социальной сфере и предлагает начинать лечение именно с устранения ее противоречий. Объективен его подход к освещен!®) темы голода, проблем единства и дружбы народов, современной архитектуры и градостроительства.

Вторая глава 'Творческая индивидуальность публициста" состоит из трех подразделов. В первом -2.1. "Формы и виды жанрового своеобразия алимжановской публицистики" автор рассматривает своеобразие репортажей, корреспонденции, отчетов, интервью, статей Алимжанова А., определяет их разновидности. Репортажи публициста подразделяются на проблемные, познавательные, на репортажи-раздумья. По тематике условно выделяет два ведущих направления: 1. репортажи с различных международных фестивалей молодежи, международных конференции; 2. - целинная, которая по времени

освещения подразделяется на три основные группы - о проведении весенне-полевых работ; об уборочной кампании; и период завершения уборки, когда республика сдавала в закрома страны более миллиарда пудов зерна. Параллельно выявляются временные рамки написания большинства репортажей А.Апимжанова, объясняются причины обращения к этому жанру в шестидесятые годы.

Определенное место в публицистике Алимжанова А. занимают корреспонденции, написанные им в пятидесятые годы. В них можно выделить несколько тематических направлений и проблем, которые поднимает автор. В корреспонденции "Пустые баржи стоят у причалов", дорожные наблюдения, до поры до времени находившиеся в периферии сознания, пройдя скрытый "инкубационный" период, дали возможность журналисту раскрыть существо отображаемых процессов, установить причинно-следственные отношения между фактами и позволили увидеть явление в его глубинном, сущностном содержании. Автор концентрирует внимание на определенном круге вопросов. За двумя, казалось бы малозначительными дорожными наблюдениями, скрывается злободневная, интересная тема, далеко выходящая за рамки воспроизведенных частных случаев. Он последовательно идет от частного к общему.

Развивая свою мысль, Алимжаков А. в корреспонденции старается убедить читателя, что это не локальный вопрос, ждущий конкретного, оперативного вмешательства, а проблема, которую надо решать на государственном уровне. Мастерство журналиста в значительной степени определяется аналитической зоркостью, способностью его своевременно выявлять актуальные, общезначимые проблемные ситуации, всесторонне осмысливать, точно интерпретировать их, исходя из насущных потребностей определенной отрасли. Так республика готовилась сдать государству очередной миллиард пудов зерна, а речные перевозки могли дать миллионы рублей экономии. Однако следует учесть, что журналист не смог копнуть до "второго дна", поставить вопрос в такой плоскости: почему в республиканской конторе Заготзерна не в чести хозяйственный подход и меры по повышению эффективности перевозки грузов на дальние расстояния. Вместе с тем, он в других хорреспонденциях затрагивает проблемы повышения продуктивности отар за счет выведения новых пород овец, строительства чабанских домов на зимовье, что могло бы коренным образом улучшить быт чабанов на участках отгонного животноводства и их культурное обслуживание.

В творчестве Алимжанова А. определенное ыссто занимают стать и, написанные им в разные годы. Это - "У них и у нас","Главная забота человека", "К естественному руслу","Величие красоты" и другие. В "Величие красоты" Алимжанов А. за основу повествования берет-подвиг библиотекаря Кати Каткович, незначителыгый факт героизма простого советского человека во время землетрясения, оставшуюся спасать книги в библиотеке. За два дт было спасено тридцать папок рукописей. Публицист сумел на примере ее героизма поднять важную проблем>' государственного масштаба - зашиты памятников культуры и истории в Казахстане. Автор для раскрытия темы умело использует метод сравнения.

Следует' отметить, что значительная часть статей написана после декабрьских событий, вызвавших необходимость, объективного раскрытия картины действительности, проанализировать и обобщить происходящие изменения в обществе. Специфика статьи отличается наибольшей широтой обобщений, глубиной анализа фактов по сравнению с другими жанрами.

Диссертант выявляет несколько тематических направлений и проблем, которые поднимал публицист в своих корреспонденциях. Дается оценка интервью публициста. Рассматриваются статьи значительная часть которых написана после декабрьских событий, для глубокого, объективного раскрытия картины действительности, анализа и обобщения происходящих изменений в обществе.

Второй подраздел 2.2-"Художественно-публицистические особенности очеркового наследия" посвящен очеркам Ануара Алимжанова, их жанровым разновидностям: зарисовкам, портретным и путевым. Диссертант выявляет своеобразие путевых очерков.

Алимжанов А. в своих исторических очерках доводит до сознания читателя, что в средние века на территории современного Казахстана преобладала высокая городская культура. Тем самым, дает отпор тем, кто считал и пытался доказать невежество и дикость целого народа. Поднимает проблему бережного отношения к творениям культуры прошлого в Казахстане и призывает общественность пересмотреть свои взгляды на историю родного народа и заняться вплотную вопросами сохранения невосстановимых ценностей исторических памятников.

В данном параграфе также рассматривается рост мастерства очеркиста, начиная от его зарисовок до создания крупных полотен портретов известных людей: Курмангазы, Джамбула Джабаева, Сакена Сейфуллина, Ильяса Джансугурова, Беиыбета Машшна, Мукагали Макатаечэ и других.

Определенное место в творчестве публициста занимают очерки, посвященные Мухтару Ауэзову, известному рисоводу Ибрато Жахаеву. Все герои газетных портретов выписаны зримо и живо. Ануар Алимжанов еще раз подтверждает истину, что только в своеобразном и индивидуальном может во всей полноте раскрыться тигагческое, ординарное явление.

В параграфе 2.3. - "Своеобразие публицистического мастерства" рассматриваются приемы и методы, используемые мастером пера в своих произведениях аналитического характера. Его умение установить причинно-следственные отношения между фактами, между различными сторонами предметов и прийти к определенным выводам, обобщениям. Мастерство журналиста заключено в интерпретации фактов, полученных в результате наблюдений. В системе фактов журналист находит проблему и обнаруживает явление, характерное для определенной отрасли. Вмешательство его в жизнь в значительной степени определяется аналитической зоркостью, способностью своевременно выявлять актуальные, общезначимые проблемные ситуации, всесторонне осмысливать, точно интерпретировать их, исходя из насущных потребностей общества.

Автор показывает мастерство публициста, как он используя сочетание логических аргументов разного вида, доказательности добивается высокой степени аудиторного восприятия авторской позиции.

В данном разделе речь идет об языке и стиле публицистических произведений Ануара Алимжанова. Как он умело использует в тексте языковые и выразительные средства, которые помогают наиболее доходчиво и ясно передать идею автора. Диссертантом рассматривается употребление публицистом образных средств русского языка, а также тюркизмов. Указывается, что использование тюркизмов автором продиктовано его стремлением к созданию образной языковой картины мира и, что тюркская лексика органично вплетается в ткань повествования, способствуя адекватному восприятию читателем содержания художественного текста. Вместе с тем исследователь, приходит к выводу, что повтор как один из стилеобразующих компонентов присутствует в основном в очерках. И это закономерно, так как публицист, создавая свои произведения опирается на языковые традиции своего народа.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы и практические рекомендации по внедрению в практику казахстанской публицистики творческого опыта Ануара Алимжанова.

В списке использованных источников содержатся сведения о литературе, диссертациях и авторефератах и других материалах, использованных в исследовании. Основные выводы исследования:

- на основе поэтапного изучения публицистического наследия Ануара Алимжанова выявляются следующие периоды обозначенные определенной хронологией:

первый период охватывает 1951 - 1955 годы. Это этап становления, формирования его общественно-политических взглядов. Охватывает раннее творчество публициста, которому присуща тематическая и жанровая ограниченность;

второй период охватывает 1955 -1986 годы. Этот этап отмечается ростом публицистического мастерства А.Алимжанова. Он пишет основную массу своих публицистических произведений; третий период охватывает 1986 -1993 годы. Для этого этапа его публицистики характерно появление новых тем, ранее запретных. Он боевит, в первую очередь - разоблачитель. Меняются обществешю-политические взгляды публициста;

- главные направления в творчестве Ануара Турлыбековича Алимжанова: современность, историческое прошлое народа и зарубежная действительность;

- своеобразием публицистики Алимжанова А. является во-первых, познавательная и воспитательная значимость, тематическое разнообразие; во-вторых, универсальность, овладение всеми жанрами публицистики, начиная от заметки до очерка; в-третьих, способность публициста своевременно выявлять актуальные, общезначимые проблемные ситуации, всесторонне осмысливать и точно интерпретировать их, исходя из насущных потребностей общества; в четвертых, употребление образных средств русского языка, а также тюркизмов, для создания образной языковой картины мира, использование пословиц, поговорок;

- факультетам и отделениям журналистики необходимо вводить спецкурсы, посвященные творчеству видных публицистов прошлого и современности, в том числе Ануара Алимжанова;

1. Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан // Саясат, 1995, № 3, С. 81.

2. Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан// Саясат, 1995, №3, С. 81.

3. Назарбаев H.A. Независимому Казахстану - жить и здравствовать! // Казахстанская правда, 1998, 16 декабря.

4. Казахстанская правда, 1993,11 ноября.

5. РовенскийН. Избранные произведения в двух томах. // Алма-Ата, 1990 , т. 2, С. 6

6. Там же.

7. АмандосовТ.С. Казак.советбаспасезппнтеориясы мен практикасы Алматы: Мектеп, 1971; Барманкулов М.К. Телевидение: деньги и власть-Алматы: Санат, 1997,-272с.; БекхожинХ.Н. Казак 6acnaco3¡ тарйхынын очерга.-Алматы: Мектеп, 1981; Бекхожин Х.,Козыбаев С., Матвиенко С. Очерки истории журналистики Казахстана. -Алматы: Казакстан, 1964; Жакып Б. М^хтар Эуезов-публицист,-Алматы: Ана-тш, 1997.- 1766; КожакеевТ.К. Жастйшшерсерш.- Алматы: Рауан, 1991; Кексещчрлер. - Алматы: Казак университет!, 1992; Сарасездщ сардарлары. - Алматы: Санат, 1995; КозыбаевС.К. Аудитория весь Казахстан.-Алматы: Мектеп, 1984; КозыбаевС.К., АллабергенК.М., Рамазанова А.Р. Эдем баспа coai тарихьшан,-Алматы:Санаг,1998,2566.; Омашев Н. О. Казак радиожурналис-тикасы.-Алматы: Казак университет!, 1992, 264с.; Толкындагы "Тотияйын",-Алматы: Казакстан, 1988,1586.; В борьбе с негативными... . -Алма-Ата: Рауан, 1990, 112с.

8. АуэзовМ. О литературе. - Алма-Ата: Санат, 1992.; АуэзовМ. Собр. соч. в 5-ти томах. -М.:Художественнаялитература,1975, т. 5, 566е.; Ахметов 3.Абайдьщакындыкелеик Алматы: Анатш, 1995, 271 бет. Базарбаев М. Казахская поэзия: художественные искания Алматы: Жазушы, 1995; Епеукенов Ш. Р. Казахский роман и современность.-Алматы: Жазушы, 1968; От фольклора до рома-на-эпопеи.-Алматы: Жазушы, 987, 352с.; КакишевТ. Поступь.-тупь.-Алма-Ата: Жазушы, 1988; С.Сейфуллин. - М.: Молодая гвардия, 1972, Кедрина3.С. Главное-человек.-М.: Советский писатель, 1972; Из живого источника.-М.: Советский писатель, 1960; Литературно-критические статьи,- М.: Советский писатель,-1956; Кабдолов 3. Искра жизни.-М.: Молодая гвардия,1958.; Пламя.-Алма-Ата: Жалын, 1982; Нургалиев Р. Древо обновления.-Алма-Ата: Жазушы, 1989; Омаров И. Глазами читателя. - Алма-Ата: Жазушы.1967; Ровенский Н.С. Совпадение.-Алма-Ата: Жазушы, 1986; Сержкалиев 3. Сын ютабы: Тандамалы.-Алматы: Жазушы, 1997; Смаилов К. 6м1рдщоз1мен елшесек. -Алматы: Жазушы, 1983,256 б.

9. ВарустинЛ. Э. Вровень с героем.-М.:Мысль,1987;ГороховВ.М. Слагаемые мастерства. -М.: Мысль, 1982.; Основы журналистского мастерства.-М.: Высшая школа, 1989,119с.; Прохоров П. Белинский -публицист. -М.: Мысль, 1992; ПельтВ.Д. Горький-журналист. -М.: Мисть, 1963;Учечова В.В. Основные направления разработки

теории публицистики-M.: МГУ, 1978-66с.

10. АуэзовМ. Доброеначало. Предисловие.// В кн. АлимжановА. «Караван идет к солнцу»-Алма-Ата: Казгослитиздат, 1963, С.3-6; Владимиров В. На стремнине // Алма-Ата: "Жазушы", 1972, С.32; ЕлеукеновШ. От фольклора до романа, эпопеи//Алма-Ата: Жазушы, 1987, 352 с.; Каратаев М. Мировозрение и мастерство. -Алма-Ата: Жазушы, 1965, С. 435; Кедрина 3. Из живого источника - Алма-Ата: Жазушы, 1966, с. 413; Омаров И. Глазами читателя-Алма-Ата. 1967; РовенскийН. Читая, перечитывая...// Алма-Ата: Жазушы,1976; Предисловие. В кн.: Алимжанов А. Повести, рассказы, очерки. Избранные в 2-х томах//Алма-Ата, 1979; Имя на колоколе. //Алимжанов А. Человек без друга беден .-Алма-Ата, 1986;

11. Долматовский Е. Было. Заметки поэта,- Москва: Советский писатель , 1982, 802 с. ; КульмухамедовМ. Элшжанов Энуар Турлы-бекулы. К,азак ССР терт томдык кыскаша энциклопедия,-Ал-Алматы, 1989.-4 т.-149 б.; Шакенова Э. Пятьдесят миль по воде и суше // Простор, 1962, № 10.

12. Оскоцкий В. Двадцатый век и дали истории.// Алимжанов А. Собрание соч. в трех томах.-Алма-Ата: Жазушы, 1990. 512 с.; ДжангужинР. Сила должна управляться разумом. Рецензия//Про-стор, 1979, №12, С. 119-120.; АхметоваЛ. Патриотизме ракурсе истории-Алматы: Санат, 1996-224с; Иванова Н. Д. Акын и поэт. Заметки о языке исторического романа А.Алимжанова «Стрела Махамбета»//Русская речь, 1982,№5,С.42-45; ТаукеевС. Тюркизмы как средство создания образно-языковой картины мира//Русский язык и литература в казахской школе, 1991, №6; Стилистическая роль повтора в произведениях писателей-билингвов//Русский язык и литература в казахской школе, 1988, N12; МухамадиевХ. Фразеология русскоязычного художественного текста //Русский язык литература, 1988, № 12.

13. Иманасов С. Жубатам калай журтымды //Егемен Казакстан, 1993, 1993,11 караша; Исабеков Д. Ел намысын ту етт... // Казак эдебиет1, 1994,2желтоксан; Елш ж^рткатаныткдн// Социалист Казак-стан, 1990,12мамыр; КабышевГ. Перед истиной достоин благодарности //АлимжановА. Познание,-Алматы, 1993; Мацкевич Э. Человек щедрого таланта //Эко-курьер, 1993, 11 ноября.

14. Рустемова К. Концепция человека и история в прозе Ануара Алимжанова//Автореферат на соискание ученого звания доктора филологических наук,- Алматы, 1998.

15. Омашев Н. Журналист дайьшдауда жаналык коп// Вестник КазГУ, серия журналистки, 1998 г., №4.

Список опубликованных работ но теме диссертации:

1. "Эуезов жене Эл1мжаноп"// Акикат, 1997, № 9,0.5 п.л

2. "По тропе наставника" //Вестник КазГУ, серия журналистики, {998, № 2,0.4 п.л.

3. "Некоторые вопросы организаций магистратуры по специальности "Журналистика"// Инновационные модели обучения в магистратуре. Материалы международной школы-семинара. Алматы: Казак университет!, 1997,0.1 п.л.

4. "Становление публицистики Ануара Алимжанова" // Вестник КазГУ, серия журналистики, 1998, №3,0.4 п.'л.

5. "Ануар Алимжанови "Литературная газета"//Вестник КазГУ, серия журналистики, 19S8, N34,0.8 п.л.

6. "Жанр репортажа в творчестве публициста А. Алимжанова" // Вест ник КазГУ, серия журналистики, 1999, N?5,1.0 п.л.

7. "Ануар Алимжанов и "Алма-Атинская правда"//Из истории отечес твенной журналистики. Ежеквартальный сборник научных статей. Под редакцией лроф. Козыбаева С.К., 1999,-Выпуск 4,0.9п.л.

Есдэулетов Айтмуханбет Оразбайулы Энуар Этмжановтын, публицистикасы 10.01.10-журналистика

Бул диссертациялык жумыс белгш публицист Энуар Турлыбекулы Эл1мжановтыцтворчестволык,м¥расынзерттеугеарнадган.

Диссертациялык жумыс юргсиеден, ск1тараудан,корытыЕщыдан жане паиданалынган эдебмеггерт1з1мшен турады.

Клрюпеде зерттеу такырыбынын езектшш, зерттелу децгеш карастырылып, гылыми жацалыга айкындалып, коргауга усынылган катидалары тужырымдалады.

Б1ршцп тарауда Энуар Эл1мжановтыц творчествосынын жэне онын саяси-апеуметпк кезкарасынын калыптасуы зерттеледь Сонымен коса автор публицистщ "Литературная газета" басылымында кызмет юте ген кезше жэне де жарияланган макалаларынатакырыптык, проблемалык кырынан тадцау жасалады.

Екнши тарауда белпл1 публициспн журналист шеберлт жайында, онын, окырманга ойын жеткдзудеп пайдаланатын эд!стер1, шыгармаларыныц т!л 1 мен спш, жанрлык езгешел1ктер[ жайында сез козгалады.

Диссертациялык. жумыстыц корытындысында б1рнеше тужырымдар жасалынады:

-Энуар Элимжановтьш творчестволык жолын шартты турде уш кезецгебэлшедЦ 1951-1955; 1956-1986; 1987-1993);

Оныцпублицистикалыкмдасы жикактаргатутастуцгыш зерггеледа журналистикалык шеберлтшн езгеншпктер! керсетшедк

- казак тшн жеттк б'ту'1 жэне оны ез творчествосында всерл! пайдалануы;

-тарихи фактшерд! кэз1рп кезешпн проблемаларымен уштас-тыра бшу1;

-болган окигаларды жариялаудагы жедекабылдыгы, т.б. шеберлж кырлары айкындалады;

Диссертациялык ¿здешстщ нэтижесш жене тужырымдарын журналистика тарихы, таориясына арналган дорютерде пайдалануга болады.

RESUME

Yesdauletov Aitmuhanbet Orazbayevich Speciality 10.01.10 - Journalism

The role of mass media acquires important significance at the modern stage. For the devel opment of mass media it is necessary to study and analyse the past experience of the outstanding journalist.

This dissertation work "A.Alimzhanov's publicism" is devoted to the detailed investigation and scientific analysis of the creative works of the famous Kazahkstan journalist Anuar Alimzhanov.

The dissertation consists of introduction, two chapters and conclusion.

In the Introduction the theme's urgency and novelty are founded, the research level of the given theme, the aids and tasks of the research are determined, the base of the theoretical and scientific sources is charaterised as well as the structure order of the work is given.

In the first chapter the authcr rescaches A.Alimzhanov s activity, the social-political, historical and mental conditions, which had influence on formation of his vital views and creation. The auther also showed the collaboration with the well-known soviet edition " Literary newspaper".

The second chapter is devoted to the problems of themes, style, linguistic wealth. Peculiarities of Alimzhanov's works and their main featu-res are also investigated.

At the end of dissertation there are several conclusions. They are:

- the creative way of Alimzhanov had three periods :

from 1952 till 1955 is early creation;

from 1956 till 1986 is heyday of writing;

from 1987 till 1993 is revision of his views.

- Peculiarities of Alimzhanov s skill:

- the using of Turk s terms, especially Kazakh words and tenus;

-connection of the modem problems with the past;

-the quick reaction on the important events and problems.

Results and research conclusions can be used for teaching journalism history and publicism skills.