автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Публицистика Кая Скагена и "новая культура" 1980-х годов

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Дурова, Ольга Исааковна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Публицистика Кая Скагена и "новая культура" 1980-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Публицистика Кая Скагена и "новая культура" 1980-х годов"

ДМИТРШЕВА JEJIЕНА БОРИСОВНА

EJl МИ-TEX НИКИ МЭТНИН СТРУКТУР-РИТМИК тэшкили

Ихтисас: 10. 02.19. Дилчилик нэзэри^зси.

Филоложи елмлэр намизэди елми дэрэчэсими алмаг учу» тэгдим едилмиш диссертас^ани'н

АВТОРЕФЕРАТЫ

Бакы — 1993

ИХЖОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.В.ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ауиштистои Кгйедрз истории зарубежной литератур! и зурналттст-.пш

На прагах сузоглгс:!

ДУРОВА ОЛЬГА ИСА/ЖЕНА

ПЖШ1ЦИСТИКЛ КАЯ СКАГЕНА И "НОВАЯ КУЛЬТУРА" КЕО-1; ГОДОВ

10,01.10 - зурналкстака

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация па со;-снан-.!э ученой степокп кандидата филологических наук

Исскез 1992

Работа выполнена на казедре истории зарубежкой литературы и "Урналистикп Московского государственного университета ил."'.В.Ломоносова .■

КАУЧгШ РУКОВОДИТЕЛЬ : кандидат ^нлологачеоких наук. Л.Е.Крой*

0'1'5ШЛАЛЬШЕ ОППОНЕНШ : доктор исторических наук С.М.ГурсЕет

кандидат ¿шлологичсских наук

?Л. Панкратова

Ведущее научное учрездзнио : Вороикзский государственной

псдагогшсский институт-

Защита диссертации состоится ,т ¿^ 1993г. на заседании Специализированного совета по .-^урналистико' Д 053.05.10 в Московском государственном университете им.М.В.Ло' моносова по адресу : г.Москва,К-9,пр.Маркса,20.

С диссертацией могтно ознакомиться в библиотеке факультета г/рнзлистшш 'ТУ.

Автореферат разослан " ¡1" января 1993 г. Учеши секретарь Специализированного совета кагщидат исторических нау1ц .

ставили каучпыП сотрудник ' Ю.Я.Орлов

П;мд-1бтлн иссло.гокагпя диссертация пинлс-агл »

чсское чоство пср&о; окого писателя Кая С/сагена' в 1970-"Т-е, Но тозгъко публ^цистлиа Си^гена,ко 1; ьс4 ..и»с::ая

тсчг.ть уяазяньиго периода в целой остгхтся прш:т;.чсскц но .»учешг.Г:!:! росси.':с;п:ш историками ч'р;илист?:к:5. «си в

:еи.а дня норг.е:-.с;:оЛ : ур1;алисач;«ц порпод,шса.'! пики..". по-

:ле "бурмпг ГО-х" годов,публицистика Кая Скагека.иознпсйая 1 русле лепего радикализма,била,по сути,единственной тр;:бу--:оД ддя критики как западного. "обцестьа благодеистш", шах I "развитого социализма" б СССР,представляла собоЛ легальную шпоашиЛ, политике правящей в Норвегии социал-демократии.

Цель иселсдогапил - показать,что в апоху расцьига заиад-гого "общества благоденствия" публнцисччпса Кал Скагиш яви-шсь иоидпш духовный,культурным и соци&лыши Т шсЦроц, опре-,е;!л-"Ц1:и поиск альтернативны.' путаЛ развития обцестаа,

Задачи исследования: '

проьссти анализ публицистического творчества Кая Скаге-а с точки зрецил идеЛиого содержания,выявить духовную связь го'публицистики с идеями русского философского ренессанса убежа ЛУ-дХ веков н с традициями русского анархизма,с овро-ейскоЛ аитропосорско.'! шсльр,с индивидуалистической концеп-кеН личности Еьорнебу;

- определит!;,в чем заключается новаторство Скагепа-публи-

иста в период 70-С0-х годов и показать,как сочетались в его убллцистике социалистические н анархистские тецценции;

- выявить роль публицистики Скагена в обществегаго-полити-зсноЛ и культурно,'!, етзш Норвегии;а »гаки-в развитии норвея-

сто'1 гуркалгспткп 70-?С-х годов;

- с:-пг8ктерт:зопа?ь «"агена как идеолога "порол культур! я ггягпть сущность ьтого дуговного напргглепш.

Актуальность исслеповаш'я. Изугипге публтгц'-стгчесгого тгор':сства одного кз крупке :'.п*т:- нсрве:хкпх писателей второ по.-огпг' ТУ, века и период чодершюацпп бурлуаснщ: ду::овп1х цеш'остсГ; пс*тап:ет нкра^отге более полного предстаслстл о ссдср"£!ггг леворгдппгльно:! печати к, се роли в обцестпекпо-прлгтгч^ско" г культурно.'; глгзнк Норвегии,о путях н особен« стях расхитил согрсттнюЛ 1:орЕс;.ст:о."1 прессы в целох;будет .сгтсег^стповать вггяспеккг. интересного т: гглтего в современно.*. •тг'.^тгрощо": обстановке вопроса о зиачеют лгчнретп гпсетелг. г публнцийта п устгногленкг преепственности разлт; кг: куп. тур,Д"ст ков?;;'; материал для. ретенпя гталонзучекногс Еопроса об сволюцки корнетского левого рпд?калнз1га,что, в сп о г о^:г>рсдьрТ!с:гогст лучте- понять проблеп: согрекетюг'о ег ропе;'с;:ого ргг.ккр.ттгггп.

Научнгя ковттенп дкссертсцтт состоит г том,что впервые-прэдттрптгкается исксгра'гьтескее исследование публицистики Кая «нггскэ,чье кия гпроко известно'в лорвегки,но практик ски по известно г. России»поскольку 17П однл из его ,лт':'Г,ка! худоусстгсиппх,та~ т; публпцкстнчсских.до с::;: пор не пздоне к? русском яе^кс.Автором диссертации сделай« переводи на русски* язнк трет ро^ппоп Кая «кагска : "Ьоснтаи через Европу" »"костр горят","('ебо ян^го кт знает",двух ого сбори ков гсов : Та".:е?ки о дс^сгтянтегъгостп",""сто Расгроса",а тегпе ::ногсчгс/енг*г р^Брогнюттос• статей,оссб и -за**етек,р« цетгг;'", "'отитов та лго прот'зведспия. ".иссертрето'.т -тс*сге иг пег гоягт"егттлгпт г.т/рпгла нлр1;еп",1'зде.васти'' и редгчтип

мн.": Чаем Скагенои на протяжение двенадцати лет /с 1078 по 19£9 гг./»привлечены материалы переписки со Скагекои и чле-яа;п! редколлегии 7.урнала,

Публицистическое творчество Кал Скагена широко освещается с норве~ско1 периодике.В перпуп очередь,сто рецензии на его сборники сссе. к ропаки,интервью,поле:шческие выступления его идо:'.11тгх оппонентов.Сюда следует'отнести,в частности,статьи и рецензии У.'?.Дала,С.Чёркхагена,Т.Ларсена,С,Хансс.она,".Уи-дала,У.'5.15реЪ:оу,С.Уоуденакка,5.Яора|И.С.коллос;на,1!.Скредв, П,К.Улсена,Г,Купперуда,И.Л.Ларсен,К.У,Грщцала » других.Сада

£е относятся публикации самого Скагена,в которых анализируется его собственное творчество,дается ответ оппонентам.

Уетодологкческо.'. оснороЯ диссертации послухил цели.'! пласт об1!5ествеш:о-полит1!ческо;1,"п1лосо:'.ско.1, эстетической, литературоведческой июли диалектического направления,включающий труды М.Еаку1тна,!1,Еердяева,К.Гансуна,В.Дала,Я.Засурского,В.Канторовича,В. Летша'|К,!.!аркса,З.Неустроева,Е.Прохорова,В.Соловье-ва,Ч.СтюУ)Ляево.1,В.Ученовой,М.Черепанова,Г.К-. Честертона,Г.Шил-

I

лера',А.ГЙнштеЛна и других.

Автор диссертации опирается на метод иоторизца,позволяющий рассматривать публицистику Кая Скагена в качестве одного из компонентов общеевропейского процесса гуманизации человеческого общества в духа ренеосансных ценноотей.Диссертант ис-

• »

ходит -из содержащейся в работах сацо^о Скагена идеи самоценности человеческой личности, а такжд из трактовки понятий Дис-» Тина" и "свобода4, предложенной ближайший литературно предшественником Скагена пенсом Бьёрнебу,'

пштссгь псслсдогапш. Сспошп'е поло-сиил дне сертации мсгут бь*ть кспользосанп л ле.'л'дстж курсах п спзц-"3-'рсп>: по псторшт гппуЧегшо.": печати,в спсцнальнш; трудзх по

гетерпг сопр-эуеи;к>"! исрве.\скоЛ печати. •

Апробацгз гссле,';оран;я. Ягсссрт:щгя обсу-дялгсь на ааседэ-кг&рчри геру^стноЛ лгтг.гатур' и гурналгеткет МГУ кч,Ломоносова,где пг.гухьтот5? ее Сит сг.ойрсин. Ра н.учно'! ксл;-еренци преподпрате.ге.'! ^а'ультста турн.тл'тсти^:т ВГУ в 1992 году дпесер тактом Г'-'лч про'п-тши дса д'оклпда : "Аркен" - ,-урнал для ново культурп" и п*и.чрсо"с!пте аспект» публицистики Кея Скагсна", тезисг.дп^лпдея онублгкозгш. Нзляссш'йя диссертантом статья пГссег'сти:-'п. Чая С':2гема",0тр-г.7.агг'г.<т содердан;.'е одно Л игз гл?в дкссертагд.^тфннпта к. печ°тн в -уркгл гВестп;п: 'ТУ".

Стргт" г" т'2зледояоп:я. Д::сссртас,г« состоит из впедекпя, чтггго:-: гл' 11 згклг-чония.

. СОДЕРЖАЛ !'Е Р А Я О Т II.

ТТер^я глава "Т;0р>грсг>ск;'0 Скогеш-публкцпста" псспл-.сна тарелтергеггке кдеЛкик готочклков ягровопоренгя Чая Ст'огсто

на ос поп р?.сс':отрсн"ч его р-ибог,Г' ::отор1'::,.прослег.;:лси';7сл три оскотл'г'о л-нг," : трпд? *..П' русского и рус-око;'. ; глосс,

ско.'; :г'ст;:: ру<с.-,а лскоя,л1:?г:;сп"талгом Еьсгрнебу,антропосо'кя

В гллг'С лотхеапо.что да'1. Скате.» ппг-яя в иорвахсхуп иублк-,;о.г -.1;)Г;пт'п,ате.~1.!т;;'; «фитпх иобг,;сст»:а блпгодекеттл", 1-8 с'."■>"г у.'-' с гсо' по.,г:;?',:;:ес;:о'- п--;г>т:;о"; пли об.-'.сстюешпм

д'вк; опием.Антоном диссертации прослс. ивастся кде.:ш'! 1туть Сиа-гспа от ксптркультурп молсдпюго бунта до пош.то.с ш ¡работки иг,го I социально.": модели на основе шт?.мнероЕского "триединства". Обрг.ткггись в по:?с;:ах духовннх основ к русской культуре рубежа УГУ-УУ веков,Скаген приходит, ЕС лед аа Достоевским,к идее "перп-.;;пакия красотп" ,:п!: к гкзнстонЩ'.алыюЛ аксьюие.Скса'ен обращается тпкке к историческому опиту социализма п;.>01м.оГ0 ье-ка : к спору баянистов,продстаплякг.их алIт 1:аI тор::т.ариI;: социализм,и марксистов,В глав о показано,кок идеи русского аюрхгз-на - идеи саноопре.цоле1шя,саноуправлония,свободного социализма,домократизацт!,человечности, лпчно.1 ответственности били диалектически,с учетои современных реалиЛ,воспрнняти Сиагсиои. Проводится параллель не?^ "свободшн соцнвлнзуоу" Скагеиа и "релнгиозшпг социализмом" Гердясва;Анарл!Стская стика,сутью которой является уважение к личности,стала для Скагеиа основой поиска "человечности" как писмеП .духовно;'! ценности,проти-вопоставлпеноЛ л» деструктипности контр1гультури. Отрицал восприятие человеческого "я" как чего-то иллюзорного',Скаген утверждает абсолютную самостоятельность переживания "я сан",не поддающегося ни воз,действии округалцед среди,ни биологическим факторам. Автор диссертации сравнивает такуи ндеЛную позиции с утверждение» Репдпева о "целостности г^изни духа". ^ В главе приводится критика Скагепои материалистической концепции действительности,кпко:! она представлена'н иаркензмо-лошншзце, псдчеркинпетен односторонность етоа концепции,не учитывающей опит цууошоп г-лтзнн индивида. При гтоы,автор диссертации исходит из убеждения,что патернализм,как мировоззрение,основанное

Г.Бердяев Н,0 назначении человека,Опит, парадоксальной этики.. Пари;.,-fIiiT.no тсм.ГТир ^илосо"т.п,ч. Г,Ч., 1ГГ.-с. 100

искл'-лгктолыю га даннпх естествознания,является детищем прошлого пека и мо~ет служить лишь одним из слемептов современного »•крого?.зрвния,пклрчпгцего я себя опит, чисто духовных переливы :тП игпегп'дуулп,- оют,нп бппо которого человек смо.-.ет глуб осопнгть croe единство с Космосом. ; Огрсиуг роль р гделном "ормнрованни Скагена скграло твор-чсстго'известного норвежского писателя !!енса Рьёрнебу,его философ гя "мига сво|5одтз".'1'ип личности,к которсу принадлежал сам £ь°рнебу,своего рода'"опгбочн!.'.": гаргант" в статистшгескоП картине общества, послужил для «гсагена реальной основой для наработки пончтпя "бесдоптости" как счрггения крайнего отчузденпя личности от социального аппарата,как "переливание того,что ти-едннствсннпл гглвая дула в укггсрсуке".* Отталкиваясь от понятия "'гга стюбоди" Рьёрнебу,ы;гген рассматривает "бездомность" в качестве особого внутрештего нспгтгшкя.в качестве одного из путем тс Fory. Автор диссертации сравнивает "бездслюсть" Скагеяв с "тоскоЗ по вечности" ,Гердяова,1:<г,о'ял:ко'г котороЛ является "чу-дость мира,тленность всего р "пре."^

В поискау нового организационного принципа,далг.его человечеству и личности возможность осугестплять социальна" и тегно-логнчески"' контроль,а T*?ir--p. преодолеть нст1п;ное,гегучан"гз"руг>-гсч начало,окаген обрэгаятег к антропосоггк РудольТ-а ГтеГ;нера, к его концепции этического индг:ги,дуализма, в'свои очеродь восходящей к гтпке лг:пиоП свобод;? в русском анархизме ) IX века. Не человек для общества,а обпество плгт челог-ека - гот суть социально:! модели'окагена.Лтталт'.згрз'я перспективы развития нор-ве"стс0" сот^ал-демократ/х,внимательно и.т/чая социальше сис-

I.Skegan К. Fre monatrum til menneske.Arksn.193&»n2i-c«^''»

-¿М"се-Л.ч-ГеР^ега к г-rc T30-CG.-"Но^-тй -урнел'

те'гп.сио.'гг'вэтгеся в н странах Восточной е.врош к началу 19ГП--Т годов,«/аген углубляет понятие "сгобсднп '."сси-алисл", свгсппргл его с теорией "триединого о^-ества" П'теЛнера. "ip::e- • ппиство^пре^пслага-.^ее гарнонтпеское сочетание прокзЕодст^сн-но.",,пряЕсзо,'! п лууоЕноЛ с~ер,С?:аген рьсснатрн'-'ает в качестве основного антицогматического принципа общественного устро'1ст-вп,создающего предпоснл;:» для своеобразного синтеза социализма и капитализма,для понимания современного обпества вне :того традиционного противоречия.Отводя центральное место в истории человечества христианству и естествознанию,Скагеи,вслед за [ГтеЛ-нерои, рассматривает традицношую религиозность в качестве ¡'актора, сопутствугг,ого крийнсу западно.1 цивилизации. Сш:т познания красотн.почерпнутнй Cicarciîott у Достоевского и пропущенш.Ч сквозь призму ште^неровскоП антропософии,виступает у Скагена в виде ре^лектируще.1! религиозности,позволяющей человеку отожествить себя с человечеством,осмчслнвакщиц само себя.Автор диссертации подчеркивает, чт,о рассмотрение Скагеноц пволщии сознания в историческом процессе как решающего фактора развенчивает односторонне-догматическую сущность .исторического'материализма.

Вторая глава "КаЯ Скаген - редактор журнала "Аркан" посвящена характеристике "Аркена" как одного из ведущих просветительски?: издания Норвегии ГРСО-х годов,а также рассмотрении новаторски" принципов организации в^тутрнредакционноЯ работы,реализован-ннх в "Лркппе" 'taon Сгсагеном.

Тункцнониропянне луриала "Лркен" рассмотрено на фоне деятельности всего журнального ринка Норвегии ,в частности,просветительских журналов.Автором диссертации выявлена специфика "Аркена" . как издания,независимого от каких-либо партий и организаций,ви~

-р>

пускаемого ис:~^п:тгли:о го сглт o*>oi.c?f n.'o'l плат?' пс'пгсчи-гсг.ст'ггт^го пт>ол собс" ц^гь« ги>о~едпнир йгг.тогнатт:пноЛ лп-. hhi с oweteim о'ипгаяьноЯ n??Tt;'Ho'l лоттякк. Ргсокг.про-"сссиснплыпт?. уровень,серьезность и острота рассматр'-огста проблем ропголтшт .журналу "Дрксн" к копну СО" гочов опередит ло чгс.'-у по.-ггсч^ов все другие -норгс renne хуркалн того не типа : чгс.-о с^опскТов pi'cna" достигло 150 т».'сяч,что по мае

Fop-ersm гарслптруст пкокс-тгчсское Biauunuiie иэдаигл. fa осгоге иегг.тегепи:: пршципов организации работп редколлегии, дгл'" rrr рогь га.\г,ого члит редакции no-cncesy ведущей, погтп,-гг-:-\- осуществить вопг"о:;.т'онлс"ость к совмещение не -с.-'ггыху 'vuri-Vil в c->t,v , г. тглг.е пр.ргоо рецаиткрогоние» турчгл "Аргон" обрел стг.^г-мгл" еудиторкю не только в Норвегт г лгугг" странах,но тсп~е в стрпнях ВссточноП

Литер диссертации кгделлэт в r-урнале "русскую те*у" как од»у '•з гедунгг,обуслопяпгпл ?то кат? спгци^икоЯ иировоззреш'.я самого Чая Сктгена,так и присутствием н редакторской коллептгво спогголгстсв по истории pyecttoii лхгтпратур« п •Т-вяосо'.чш.Выделял г дг-сгрядатрлетней истории курнача три отапа,агтор диссертант ОПЛС7ТЛЯСТ "Арксн" "как г'урпал для ново". культурк»качеств «^ел спг.с.-,сл?!п,ость которой осиовака на "vmmemni к дея-

«I

гелыюстп отдельного рцф'впца."

. С«тулт;гп в сотпсменмо.: иорвехсг.о'' культурно'I -.гизш rioii Ока-ген оцс«ч«?59т г:п" куп/гурнуп р:- гол«цию в самой потрохом емкелз слога : дугогнгл' глтонь прстрглается в ргнок для спекулянтов. Дкссертяпт отт:о«г.от,что ситуация т, культурно"! n:smi Норвегии

r.hikca ,ТГ"'! ,'^,-сЛ.

О-r годов имеет ряд otí^tx черт с процессами ^тчавгапсися в i'opr росск:'ско": культурп ГО-х годов,при стой за основу берет-уггор-дпгг.е ¿клггна о топ,что культура гибнет не из-за не-■•^атта срргств,а ип-за нехватки г. де.";,способшпс воспринимать -у.-оитго цептссти кат его' личпмЛ опит.* Диссертант отмечает, гто »гели wtnrena о кризисе современно.'» буртуазноД культура 'мег.т теснее родство с разм^пли^ями Достоевского о сути "шп-галепгинн".

Jco6oe втшание в главе уделено рассмотрение сущности 'еномена "ново! культури" на основе анализа таких предпестБогавипс е гтвлеты.как "молодепш.Ч бунт" и "контркультура", считая моло-петгь главно:! двиггутпеЗ сило! всех социальных преобразовании и /твердая 'енонен "молопе.\'нсго бунта" в качестве универсального показателя общественпоЛ гнзни^каген на страницах "Аркена" оце-нивпет артизированш.'. нолодежш;-; бунт как типичный Теноиен контркультуры;цеструктивно:1 по сачоЛ своеЛ сути и направленной пре-де всего на уничтожение общечеловеческих ценностей. Рассматривая супюсть "ново.4. культуры" .в иасштабе общечелове-ческо4 истории,-каген приходит к идее утверждения "нового" через' "личное",индивидуальное,тем самим давая новыЛ импульс ре-нессансноЧ идее непреходяще} ценности личности.вслед за оьёрне-бу „каген утвертдает в качестве творца "нового" личности, вступапце(1 на путь независимого становления индивидуальности, диссертант виделяет нисль чтеягена о тон,что "новое" в "новоЛ культуре" - гто некая творческая субстанция человеческого "я", отличного от друпг: человеческих "я" и независимая от них :

х.Агкеп., iVH3,!T3-i,-c.yO.

именно через «п!роЕоззре1ше отделькол личности - посредство:.: сугубо индивидуального.видения мира - и чо/.сг произойти прорш к ктсн'сл духовности.Неоднократно предпринимая на страницах "Af иена" попчгкн ос:нсления "енонена "ново."; тультури" с ксторико-Т илосо7сио."; точки. зрения,Скаген пряно указывает на родство свс его мировоззрения с русской религиозно-;;!лосо'ско:; школол,в честности,с "нлосотиоЛ В.Соловьева.

В третье;? главе "Тссепстика Кая Скагена" показано,с каких погициЛ отратется в'публицистике Скагена литературннЛ процесс в Норвегии 7С-8С-Х годов.Т'деЛно связанный с просвотительскоЛ традицией в публицистике,Скаген однозначно ставит вопрос о кри зпсе сопрекстп!оЛ норве.тскоЯ - и европеЛскоЛ - культуры.О[ици-альнп.": статус норвеяско": публицистики 8С-х годов,сводной,; роль публщнста к пери^ериЛногу придатку, партии,ре;л:тельно отвергается Скагеком. Скагея понимает публицистику в качестве тоП "особоЛ творческой гормп",которая, кьтрат:аясь словами Е.Прохоров предполагает детерминированную соотнесенность с общественный

мнением,а такте ответствегшость за нормальное Туикцшшрование общественного »-нения. Для осмысления позиции Скагена по отно-'шеник к норвс.7.ско'1 публицистике £0-х годов диссертант привлекает труды таких видных российских теоретиков журналистики,как Я.Засурский.В.Канторович,¿.Прохоров,М.Стю1шева,В.Ученова-и др

Самым с.еръезнш обвинением,предъявляемым"Скагоном современно» норвежской публицистике и литературе в целом,является то, что они "целиком ij полностью принимает лишь одну определенную диалектику и не задаются вопросом относительно теоретико-познавательных основ такого выбора."Буря и натиск" 70-х

j Skegen K.Bazerove barn.eyldendal Horak Forlag.Oalo,1934,-B.1l

годоп вглилпсь у Скагсна десятилетие спустя в яснуо концепц!:о рационального :: стол ¡сования п1л:ра ш^'а и иечты",в сознательное утверждение чялогечсского в легкости.

Публицпстичеслое нг-стерстпо Скагсна с наибольшеЛ полнотоЛ про-ягплось п сссе.

ипгралсь па ' ¡псшш согро'-ектп: нсрвегсккх нееледояателеЛ .-.урка-лгет'чги,яг-гор дгссерти'прн::ог.ят к заключении¿что современное псрпегсксо ;ссе - ото не только иабрссок или сскиз,находящий апте<« прнменеше п более крупшх л:;тературп;>- *ор"а>:,но полно-пепш1 публицистически.! свои закономерности и тра-

диции. / •

Гссеисттнса Скагена рассатрипается в денно Л глаЕв на прикере двух сборников : "'."аиеттсн о действительности" и ".^ети Назарова", идя от гпечатлениЛ обя.пенгсго сознания, каген предельно локализует "поле иабл-дения",-токусируя внимание на конкретнол задаче, оспоривает свои сугдетш на базе документов и материалов пресен.пе разделяя взглядов ни одноЛ из политических партиЛ,

каген Старается использовать лишь те неточншеп документальной ин'ормапии.которпе заведомо лишены идеологцческо; или пенхоло-гкчрско:' предвзятости.Знание исторического 'она исследуемого яп.пения^енголопн'еекпя настроенность на познание данного фрагмента пе 1стРНтелытооти,коррелирование авторского влияния на процесс "наблюдения" за счет п"сокоП степени авторскоЛ персо-ниТикании, дслягпгяП личность автора одномаштабно' с исследуе-явлением гее ото позволяет .кагену снизить до »пппшума возмо'-ние субъективнее причиш искажения кпртинн явления,

о иентре внимания .кагена всегда находится документальный Ьакт,т.е.т!1кяя гиксация собптия или отношения,действительное.

"чтие которого ис-ет бить непосредственно прогерено или удо-стогерено дополнитольниш докпзательства?3! ми: свидетельства 'П.^докучетггальта'* *акт у „кагена оргагически вписывается в с,,стс.г/ полт'тп'-ескт: к *илосотскнг идо.', автора,не претсрп~ва ггрп гточ сугественпг- иска-:ониЛ .да-е рассматривая соб'тяе кр,

ф

ит! плпиок, т-аген диалектически вычленяет в яглениг его »'/кр стлук-тту.гг'^лтет н)'аттро''-ст,язи тлеттп с реальностью.¡ской срстечтт'' подход позволяет кагену подняться от еигнгчного "акта к худог/ественно-публицистичесяону образу. Автором диссертации дается аналитический разбор ессе Скагена "ТТзвргг^енныЛ раП","Пконерн убокества", "Соцкализц нгсцей? и нищета социализма" из сборника "Заметки о делствителыюсти".Ос< бое место сборнике занимает рассмотреше проблем лич-

ности, срязеннш: с процессом стандартизации человеческого сознания. Человек "в чистом виде" - &та специфическая реальное! "отвлеченная л'.ггенная "орш",^ является лейтмотивом всех 8ссе,вт0дягту в сборштк.

В даироА главе показано,что глементп вто.'сла в ессе использована Сгагеном в качестве дополнительно.'! п:калы отсчета,привязанной к то.; .те "системе координат",что и "актэтеская основа гссе.Пртгчеч такого рода "ггсала" ,дагг,ая пубиздгетическоцу образу дополнительное "познавательное" измерение,мо-ет в масште бе реального времени и не совпадать с анализируемы.: событием: Скагену важно показать неккл исторически;'; инвариант идеи,настроить читателя на пространственно-временное восприятие об-раза.Лвтор диссертации втгчленяет в оссе Скагена образы,струк-

1.Уч&ког-а В.Твор"сс:;ие горизонты гурнслгстиккД. ,?£;сль,1976, - с.1СЗ.

окаБвп К. НоЬвЬвг ош у1г кеН^еЬеп.ТЫва Ногак Porl.ag.Oalo, 198

а. 57.

турно тзпттся1гтп:е п одно предхотппие : гто своего рода "публицистически:! поток",концентрат нокол реально.! кортинн или многих картин, пределы юс обобщение "сирого", 'оптического материала, транспоннровяпюго из ¡игра политической проппгпндн с персон:»-' •-ш'.иропптпос пространство авторского "я". "Публии,нсткческиЛ поток" в масштабе одтгого предложения даст Скагсну позмолность актнппэирогать у питателя г^оционплыуп с; еру,1Г.строт;ть читателя ira уудотостпешое восприятие деЛствггельпости, тго,по '«не-нкт> автора д;;ссертс1ии1, позволяет преодолеть односторонность прямолинейного материализма,утГиЦ''РУ!'>',его л.изнь игдивида.

Анализируя сборник "Дети Базарова",диссертант дает широкиД обзор откликов норветско": прессу на г.ту KiMiry в 1?СЗ го,'(у,тн-явгяет ту исслг'гительнут роль,которую енграла книга "Дети Базарова" в норвежском литературном процессе CD-r. годов.Острая критика п пдрес каргсистсккх пксатслс'Д,сгруппировагг,:::лсл вокруг яурнала "Про" иль" и задсгг-::\- тон во все- националыгш: дискуссия* о культура,тчгссь для Сппгсиа отпрмно:': точкой для борьбы с нигилистическими, "баэ^ровск'н'л" воззрения;tî на человека, Сутьа »:сторг:: ллпяется утверг^г.пке о той,что. человек не более ценен,чем сумма его чгстпН,что человек,- сто нечто незначительное в ерщнен-": с социальными и материальными структурой, что человек,под;сбпо Л1гу"гкс,мо~от стать объектом препарировгния.^

В главе показано,что Скаген,г.рнтп1суя норвежских писателеЛ-Псе:чцтсслтп:;т:оп",утгор.1дает нови,"; стиль >лл1лен;ш,в основу которого клянется тозис о том,что человек - *.то нечто святее,!ie-долгмее и са-'оцерпое,-даст основу для построения полноценной кар-

j Msrrkhahea B.Med Bezsrov som bre^ern not sn lifcfceror fsttig. doffl.^febi.onen.2? espt. ,1933,-3.1.

тинн мира,в которой человек 'орштрустся не только на базе наследственности и окру;;ап:;есреди,но к за счет clo:íc;;u вибора. Персонифицируя п образе Базарова нигилистические силы соврежь ного общества,Скаген гюказивает.путь "детей Гсаароьа" к дестру

thbhoíí квнэидууоыюстп.к Ничто,в котором гпбцут обгсчелопечес»-ценности,

Со^етно-композкцнонпая особенность "Детс;: Базарова" обусло* лена.повышенной ролью микроептуацки : z:to "случайные" встречи Скагсна с Газаропш,причем не в России,« в 1'орвогип,в Бергене, где постоянно мшет сам Скаген,диалоги с Еазаров!ш,циалогизи-ровашше ионологи Скагсна.В cix/gTe "Детей Базарова" материал объединяется не хронологически,несмотря на точность идентификаций,а логически,путем аЕторского монтаха ¡.пнзодов -. или шс-ленкмх экспериментов - каудпД из которще несет в себе определ< нуг> еденную нагрузку,становится "uurou истины".

Говоря слоьами Скагсна,"Дети Еазароьа" - нто "разорванное lcc< единство которого поддерживается лптературно-уудояеетвешшии приемами."*Автор диссертации показывает,что задача,поставлены;

Скагеноц при написании "ДетеП Базарова",не имеет аналогов в w сепсскоЛ публицистике 70-00-х годов,и сто обусловливает слоию( ^ормы "разорванного сссе",его г.анровую неоднозначность. Скаго трактует жанр "разорванного гесе" настолько свободно,что по -зволяет<себе ввести в повествование практически лк.бол ьпизод, как доку ментальны;',, так и вшзлпленшл. Усиленное авторское нач; ло в "Де.ях Базарова" увеличивает худотественцую составляющую эссе.повитает роль внмпела. функция вишела в "Детях Базарова

I. Skagen K,Bazarova barn.Qyld.Horak fforleg.OBlo.igaj.-s.iai

вспс-'оггт^льпа^буслоглснп поиском новых публицистических lopu г п.-спиряет воямог-ностп авторского проникновения в суг.пссл'ъ сот-гглмюго т"пп Назрротч». "tim Газ^рог-а, - ппиет Скагсн, -й'тп" го ттг'спп tyrreiicDR ряп,н "лльнтг? исключением,сегодня стал *5Г.те:ял'лт»п' nHar^noM."^

Агтор ,п"ссорттщгг • отвечает,что пуУлгцгсткчесгскЛ образ Fa3apooa' несет у ^гсагена двоЛнуя нагрузку : сто к образ идейного оппонента, и персонпмац'ровплшое авторское "я"»непрерывно поротцап-пее своп противополо"кРсть и гтрподолсвгпг;ес ее. ТургснсЕская тнгура Разгрова превращается у икагена в герсотт^.пцировшшиЛ

образ соврене!Шости,п бродягой! по Ь,вроп- призрак,"преисполнен-

р

шЯ 'мсчтк V. устремлешгнЛ к кровавогу горизонту."

В главе подчеркивается,'гго,несмотря на свободную-' трактовку-rairpa "разорвашого гссе" и парадоксальность вгмисла в книге,., есть оснований'говорить об очерковом характере'"Детей Назарова", а именно,об очепковости типа пчсловегс-проблриап.Вшпгшлен1тП геро" чуквгена востзртптнмастся кпи реальнчЛ тип,как продукт современно.'! автору среда.

геталч птгснссттт и поведения Газярова несут в себе некое символическое значение,что делает гх са"остоптелыптми образами-

•т актами. В "Детях Базарова" «каген использует та« называемую г ' . ,

заимствованную образность : Базаров Окагена - рто персоогыслеп-

1П'Л героЛ "Отцов и детей" Тургенева,переадресованииЛ "бунтарскому" поколения I960-C0-X годов.

й главе понизано,что одно-' из спещ^нческих черт "Дете'\ Fa-эррова1? является поле:тчзм.Полемика с'норвежскими "детьми Базарова", норпзр'вно связанная у.окягеиа с аиапизом пх стиля млп-

Г..пм.г'0,-сЛВ. Я.Тп" -;е,-с.!.Рм.

лешш.с выявлением противоречий их нигнлнстическо;! логики,их "базаровслоЛ* культурЕ:,по croe., мюгогрянностн приближается к 'лгосо'скоЛ полетпсе Киркегора. Уудо;:сстпс1пзг.; вггп.!сел d "Детях 1>азврова" неотделим от авторского "я" : „ггаген указывает время и место события,подлитые имена,обозначает собственное 'изччоское присутствие на место событии - все. ltu гтр;.буты документальности заверяет правдивость тех обоб;'..ени..,к который прн%одит агтор в "присутствии" читателя,что придает сссо черты репортажа.

автор диссертпщш подпирает,что художественно-публицистические особенности сборника позволяют.говорить о "тлпгалениои ptnop-тп*е",в котором налицо три временных'уровня ; вре»ш конкретной ситуедии,историческое время к *Ш!осогское время.^Тяготение к Тилосотскому оси'слению нигилистического мира "детеЛ ьазарова" позволяет ыкагену создать ряд образов-понятий,ставших своего рода вехами в развитии образных ресурсов норвет^ско.! публицистн-ки РО-х годов,

•В четверто'; главе "5илосоТскпе аспекты публицистики Скагена" впервые рассматривается публицистические произведения Кая Скагена с точки зрения современных научно-.] нлосо!,ских идей.При ртом автор диссертации анализирует соотношение системы философских представлений Скагена с марксистско-ленинский материализмом,русской религиозно"! тилосо;;ией рубе.да У1У.-ХУ веков ц советскими исследованиями в clepe методологии науки ГО-х годов. Переломный период - от "молодежного бунта" 60-х до перестроечных процессов 80-х в Восточно^ Европе - настроил Скагена на

переосмысление европейских духовных традиций,в том число идей социализма,на выработку "нового мышления". Диссертант показы-

Г.Стюп1Ляева М.Образше ресурсы публлцистики.М. ,Мысль,10С2,-с.13

я<зт,'гто гилосо'створа.нн'! яеллстся неогьемлвшц свойством сти-

п "нилпнгя С':агеня т? пргннпчлает псе ого творчество. Поиск об-их закономерностей разгиткл культуры поставил перед Скагенои псзнстопцирльич* попросов : о бнтии,о Гоге,о человеческой ИЧГОСТИ.

и? С-Г.1ПЧ цельч создание иопоГ* ?цлосотско:1 систем»,Скаген но ПпТ I, сп01т гссе строгих,в традиционном о^сле^де' тптци^допа-ятельств,точ1П'^ рпродог.Его 'илософскоо мталение во 1шогоч ян-у1'Т"Рно,а*орнстгчно,обратно,Но дппая крнкретной Философской ло!,я,<от"',ч?ст!1 пгобл«чп,-С"агон стремится к тт^опостнческо^, елретно'у осч'слапгю,

В гля»о поклрч^лгчся/гго характер и направление философских зпскзниЛ Скагена го многом определяется "русской состаллягщсД" го публ::цчстпки,связшто.1 о !Г!сна\а Герцена,Пакупина,Достоев-кого,Тургсне~па.Ду.\-от1М ориентиром для С;;згсна явились проспе-ительскне традиции русской публицистики прошлого века и пред->епол7>циопно"! руевкой публицистики христианского направления, тлшпдпе'цплъп переорпентирогпть тр~д"ГПоннос сознания ради -ально'1 российской интеллигенции с р<!нсл"'-глно!;но-соцгальпого а г.волгвдр?пго-рал?«гиозгол нгпраглгопм.

Литор д'-сс^ртсЧ!Г'! отмечает,что трорчоскял проомстлгушость, :ргто'-ство,диалектически:! взгляд на русст7/т, тпло-о'етт*: усчгтг с пезгцни об-.севрипе'стп':? ду;огг-т:- цоп-остс'<,у'иго 1!а.;'т!1 "глее" ч тг/льтуре другого порода - все г то ОГПОЛ-.'.ТС С:£«гс:-у НО ГО.-ЫО определить ТОЧКИ сопрггсосго _С1Л\я русого!". со'"'а."-'ст;"тсогоЛ ;щс:;п со "скаидд'нагсккм С01!,.'ал1!з:'См", ;о г стг.ть прг^'тт-ом гол:::пгх русских ?г/слчтсле 5 грсплого геггл.

Именно-л ссответствии с русской культурно.1 'традицией ькаге понюрвт.*клоср*ш> не толькй как ч^стук науку о битии,но к иг основу дця гипотетических соцкагьно'культурних irocTpoówiil.'e-

ftousn гТклосгЛсрой публицистики Окагена состоит,по кнснкв дкс-1 ' * •»

оптанта, в той,что Еоспринятме Сгагеном в исторической перспе ткве традиции русской "илосоТскои 'шслн использопаны им для анализа духовной гипни согреиетю.\ икацгднаЕПй.Диссертант вп-

' 4 N , .

долпет дв^ орновшос tn^ocoJcKiix направления в публицистике «f гоио критика мпрксизиа-ленганриа и борьба о нигилистически! деструктивных цетдениеы, . ' ,

|\орцепщ1Я "свободного социализма" формировалась в публицистика икагрца,6 одно') CT¿ppHia,i¡a. .*;ойе слоившегося анТикрицу!

о.тичзского общественного мивщя ,оперирумцего такими Ьраэамк, как "провал по>агуиизма","коноц ррцнализма","смерть марксизма* и цр.,а с другой - в условиях' "моды" на !шрксипц р среде норвежской интеллигенции.Ухе в'середине 70-х годор,.десятилетие»! р&нызе начала перестройки в1 Восточной Европе,«кагеи дает J3.pi их псзса /"Ленинизм и'Духовные потребности","перманентная ело-лицил" и др.t резкуи критику сталинского - а цо суТв и лешш-ркога - варианта социализма.итриц&тельно оценивал' "социалист ческлй ¡кепертгант" в oüUP и странах ВосиочноП авропы,Citaren piraie'r4,4T9 .".cu;?, построенный• сталинской рукой по проекту Лени на,проиграл .холодную войну против Запада и к началу 1990-r -п до? фепрфпжя в•голод1шЯ,нип\»;!-'дон,по'ору1'е17П7Я до зубов яд! шитн боеголовками,которин нево^моаю на.»ти приношение,

ы{лгел ставит вопрос об нних,ие ко!Я?/|1Истпчёс1;кх 'духовних а целом считает марксизм 'одной v.q самю. ради-

I, Sfcageu K.Hoyt spill i Osfe.AXfcenpoaten,199o»n6»-s»5,

талшгх теори" проплого река и вчмосгт «зго на riepruii плай ндбЛ"» кого байнса современного общества» • .'

Аняллз .критчпп ькаге'на норясвзма-ленттагзма' аддетоЛ диссертантом с позиции р^ссчотретгя марксизма и крм^уг^пстичоски* та-орчЛ rocíné как лрттапг по двое?, сути,поскольку все ótra в то.» !»л,г rrrol степетт ytncwnrBí основное ггргг*?о чеговека - право на частнуг. собственность^ в луговном планеправо .на яндпвиду-пльнуг* свободу "»••слп -'но впепне'прквлекатеяышх,прязпэвпщях

к .построена "светлого' будущего".' Однако своп .позиции днссер-

тан? но .определяет (тк •"т*тпко1:,<унпст|гтеску1о" з традиционной смысле,поскольку, считает 'ссое Г, зздпчеЛ не голое отрицание уврк-Ba?Mi,(v его прподолетпте творческими усилиями дуга : отделаться от бесплодного призрака ко>е.г/ннз}?а нотшо лишь прЪлдя часть "призрачного" пути,впитав в себй логику отого дуги и на.1дя в. себе дутовкие сил»! возщсять свое человеческое "я".над причитий-г ицм.безлшпгм :» ант^гумаишм томму t и! с т ич е с к : "ш".

Автор дгссертоции отмечает,что'путь к нахождению смысла лгиз-ни Сипггн видит и в марксизме,но не считает сто дууониое нат правление' сгссобкчн удовлетворить .nyxon'Kvg потребности личностей Период { мгркснз;<у,п0'мненип Скагена,осуществляется "тепле способом,что и обращение к Погу,с-помочья "презрение"Стбра-

с-фоя классически"! :.!пр;{систский хлассозк:1. под::од,Скаген противопоставляет мапипуляторскому понятии "сознание рабочего класса" понятие "сознание личности"ЛТллпзорному кошукяз'о* .почим&е-

но»у как "об:\естго безмерного изобилия,населенное беззаветно.

■i " о

пррденплг* делу,в---сокоморалы--т'н тружениками", "" Скагек претило-

постреляет об-..йстро,основанное на гтейкеровском тряедгпегьо.-

Т. Sksgen К.Den gudlose.Arken.1988,nJ-4fs.26. 2 Лот-mJ цист, I(TO , -с. 15; !

Критику»» ütibäCTHiiЛ тезис Маркс« "битие определяет с'сзниЦф4,

C.ittftín утпер*ц&от,что ц сознфше-|,ц бытие ¡таит собствеш'ще цезависише д/шаиии;.' развития.Дкссертщгс отвечает,чус? Сиаген Че проводит робкой грьш иепцу сбг;естсри,в котором .господстьу-ют догшпт.ческие марксистско-ленинские идем,и "обцоотаои благо-

доястьия" Запада с его "аппаратси1* в лице общественных институтов ,так или иначе подавлявших личность человека,.Cküi^h рас; ■»

снатриьлет авторш animí; социализм восточной Enoom: г. "изпрацед-. „ i i ' шЛ коимерциелийц" C5I!A в ■качестве гфотивопололшц сторон одног

го ц того ке явления ; кризиса европейской цивилизации, ■ 'Критика нарксцзиа ведется Скагонои не только и социально -политической с*ере,но и'.ро линии так называемого "основного во^-<просд"?'в,,ос^ин|'»Однни из путец р.азрнва с иоркспстскнии принципами познания действительности-в той числе и в публицистике

Скеген считает пере?,оц bí clepu идеологии на первоначальный ба*

■ Г . " N ,

аист.", уровень,к теоретико-познавательно.! рерлексш^а черед

нее - к утверждению пошл принципов позшипш депстиитолщостн

и распространению nx.ud рездцп сбгодняшцего дрл.Понижая,что по«

реомот.р4 парадигм ишлещш влечет еа собой социальное нероиеиц,

Скаген (Подчеркивает,что диалог официального ишлеиия с новик ы^шлешшм / "новой культуройп/палол;&т конец одномерно;! nupml-•ной идеологии, '. ' '.•,'..

... 'Автор диссертации показываем ь даннол г л uno, что, главно,i .^ri-л'осрфскЬ-|1ублицистиуескоЛ пробленоЛ^ассиатрниаоиоЛ Скогенои

ряде гее"? и в сборнике ''Дети Базарова",является пробрела кон-сорвативма мышление,поскольку существую^ П тип рациональности ураконивает сегодняи1ню'10.''расстановку сил в ерциалию^по'лити-чесро.1 ,н .пуховноА. сферах,а' материализм присваивает себе право на глинстпрннуп ucTriiy,

'S главе ЬтчечастсЯ.тго во irr ö тссретгкс-поглЬт,г.та"ыпс rp-in-. ■ * * * " it пи гтр<?лставл<?т:н. Скагепс!* й рапгт:т;тг. сбрп?а Fosaporá - п так

ft3TíB«c-5rt "лгзлогях". с Газаровнм. /,втср-л::ссс!ртй1?п?_ по,йро5«ю •

налгг',грует утгергдепие Скагепа ó .то*л,пто ?'^териал:'зм не явля-

тся'естественно."! ступень» на пути от Ренессанса,п. представ т-яе*

* ' • ' *

обоГ. нет": 1гглзсЛетопт1;ттрро1ио118ЛьшП скачок все!! стропе.! -по5 гультур:-; к ИТ веку.и'что câvo ectcctrcsnamte ne vc~êr тать базисом лля яркого-1П:5удь saftonréirHoro '.тровбзэретч;

• Оетлзлсь 1ГЗ TT^VIÎ?' А»ГЯ}ПТГОП;НсЦ Д"СССру ПЛГТ J что

доя рррсипсмгльрого переход? от ИРтур^клосо' пл я матерлплнз'.у г.ргстгрлястсяг на сегсдпяплптй день вполге убедительной; Я глаго сворятся,что отказ '¿кагена от традинноикого истич??<to~

с 'Тфовозвретш 0зн?"рст нетто бельмес,че»* пррсто раср"п с арнс-из-си : гто recretnoe' прпяг'акие того,что лгбос мирегоззре-пе, «онелгг ность" которого строится tía 'т.рр."П"опг-Л1!!ост",на гс-еггаеелн услрпмт 'переходчх»-кглясуся утопке"':.Уткерсдгш нрраци-

ггчгость похода от естествознания к го~

ср"т о "Св.-гропс:;сч" типе гглнсстп,остгсгт'П^ем '.тот н^речод. юсотпстг*" тощего т'-пз Лнчзосггг геезгодгт к' тр-з-

"н;тн руссне* гтррату4" грелого гепл : вслсг. Лостсзсскгм, rr.r.ei' г«дчт "еу~ь^онссгге ттгнптанп болезлн' на~егг? сблёстга." 1

• " у î.'y^r-.ro. ""'aja'TEC'n".'' т::п лн'Ь:сст**,по чтетг:« ^"агела,

""л^т-'в-^ст ССЛС'У д": в оец""}..~

- " -T'.c'-or::".','co6ce сто гчспрсстгпг.ешч: "вослогтлтдно

■•лтгз'.'п" с:т,о-"г ''^гнс1,з,г'-лг'н:гиз,1т,псг.сл: vie?.'

■ V

i г : п : о "винтике г vj'—чте, ревел::"-::;" п^н^'Н'нс'ги'тесн-л гт"р-

Skagoá к; Bs.-.orovn. barn,Gyld.Iîorck Forloß,OsIo,19C3,-s.44.

тия,монополизирующая в своих рука-.: per власть,в конечно!.: счете

смыкается для 'икагена с технократической олкгархиеЛ "сб;;;естга благоденствия". Духовные ценности едрспы для .геагена - ;то про.-де всего духовный инвариант,порожденный Ренессансом : истина, . красота и добро,и сохранить г,ти ценности мохет.по его ниени», ииенно нерасчлененное »ш'веское сознание,обогвгенное цуховшш огитои современности.

Автор диссертации отмечает,что,поставив вопрос о разрушающе:; р' ли "базаровского" мировоззрения задолго до перестройки в СССР,

Скаген предугадал направление и характер будущих диысусснЛ в российской прессе. Вывода ^кагена,относящиеся,в основном, к ре альности ?апада,являются настолько обеими,что uor/т быть,пЬ ин шш диссертанта,использованы для рассмотрения россиЛскоц действительности ГОСО-х годов.

В заключении сформулированы вывода s Норве-тская публицистика 80-х годов - явление уникальное в иасш табах Европы,В этот период наблюдается переосмысление радикшц ной частью норвежской интеллигенции традиционных норм "общее?

ва благоденствия" в свете социалистической идеи,так или иначе

* ' ■

связанной'с иарксизыои-лениниэиоц,актуализируется духовное род

с'ро норвенской н русской ^игёратур.Нагребне иолодегшого бунч и ^рворади^алнстских течений в нордеаскуч публицистику 70-х г< прмшлн рмсатели-коицунмоты.что сделало марксистски ориентиров! ную.уурналротику по-свовцу "задающей тон* в норвежской культу] жизни..Но именно на ьуои идейной направления- произошел ра ры^ е ^радиционныии нр|вехсвдии культурными ценностями, сред* > тарых главное место зшщц&вт личностное начало,'

Одш;м гз гст1олес последовательных"сторонников восстоиовле-1!Я связи современности и национальных традиций в литература тал '<ай Скаген,представитель поколения "бурных 60-х". !редстг.вляя собой во многом неогиданно'е явление в норвежской лй-'ературе,Скаген опровергает многие общепринятое взгледы я передует в свое"; цублгщпстике почти все,что вписнвается в совре-генную европейскую культуру. Кай Скаген актгвно зантшается ли-■ературно.ч критикой,участвует в литературно.' полемике на стра- • тцах »едущих норвежских газет.

Отличительно.'! чертой публицистики Кая Скагенаяпляется ее идейное родство с -русско."; философской шель» проалого века и зубета 71У-7У. веков .Опираясь на идеи русского анархизма и-русской христианской '"илософии,Скаген приближает норвежского 'штапеля к вечнш общеевропейским ценностям,дает новпй импульс взаимопониманию норвежского л русского народов. Идея Европн кал ду-говного "дома" человечества выступает в публицистике Скагена. в тесной связш-с "-русской идеей" Рердяева, поскольку обе они вн-)содят на одну ссхатологическую точку : иццивндууц,свободная,независимая личность.Рассматривая скаццпнаЕскуэт социал-демократию в качестве составной части социалистического,базирующегося на марксизме двихешя,Скаген выявляет ряд гуманитариях проблем,с которптс столкнулось в конце £0-х годов советское общество -и ето делает его публицистику актуальной для российского читателя °0-х годов.

Сознательно избегая понятия классовости,Скаген дает убеди -тельную картину духовного расслоения современного индустриального общества,показывает социальной тип "бепдошого", "проигравшего", выброшенного из социальности,человека. Не останавливаясь■

-,'Л-

на лоэщпи анархизма и гу^архо-шщкг.к.яуад-ил.-п,^оочг.-п/"?"- у с;ю:, предиестпеглгаков - русскпу. яшру истов лрсп-огс ьска Гь"р1 с- ;»-Скаген приходит - через антропософыл Р.П'те.'.кора - рок-гя.чт--, "гриедикеро" оби-,естпа,в пстсро;.: гармонично пза:::'одс..стг.у;.т нрг.-вовая,.лулоьнея и прюизвоцствешап о*ери.

Дкалекткческц развивая русские Тилосо'скпе трздпци:: р»> бе..а веков,окаген дает иопиГ: импульс ] илссо'сксьу напр!.ьлеьи>. ь норвежской публицистике ГО-ГС-х годов.Критг.куя современное западное общество с течки зрения его тоталитарно.! состсмшэдсП, ген вццеляет среди главшхх признаков тоталптярчзна аннигиляции

традиций,разрыв с историей и пропиши,а таюхе сознательцуг и

«

целенаправленную переделку человека. '

Значительное место в публицистическоЛ деятельности «кагана занимает редактирование сериале "Аркен" на протяженно двенадцати лет.окаген сумел - "без какол-лнбо под^арлки си сторош партий или государства - сделать свой журнал духокшм центром независимой ¡журналистики,опередить по количеству подписчиков все аналогичное журналн Ьорвегии.Ориентируя "дркен" на самостоятельно мыслящего читателя,^каген осуществил на практике идеи альтернативного издания,противопоставляющего себя оТ.ицпалышцу стереотипу. В журнале "Аркен". отрате'н драматический переход западного сознания от деструктивности контркультури к Рцовой культуре",базирующейся на ренессансных цеш<6стях,рассматривает.: шх в преломлении реалий нынешнего века, . I