автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Пушкинская традиция в контексте творчества Б.Л. Пастернака
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Борисова, Людмила Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Проблема культурной традиции в современном литературоведении.
ГЛАВА 2. Пушкинская традиция в поэзии Б.Л. Пастернака.
ГЛАВА 3. А.С. Пушкин в эстетической системе
БЛ. Пастернака.
Часть 1. А.С. Пушкин в литературно-критической прозе Б.Л. Пастернака.
Часть 2. А.С. Пушкин в эпистолярном наследии Б.Л. Пастернака.
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Борисова, Людмила Сергеевна
Проблема рассмотрения творчества русских писателей сквозь призму той или иной культурной традиции имеет богатую историю и активно разрабатывается в современной науке о литературе, о чем свидетельствует повышенный интерес ученых к таким теоретическим аспектам литературоведения, как диалог культур, преемственность, монологизм и диалогизм в художественном произведении, специфика жанровых изменений, механизмы воздействия и восприятия художественного текста.
Рассмотрение вопроса о влиянии Пушкина на мировоззрение и художественное мышление поэтов и прозаиков XX века, с одной стороны, позволяет расширить представление об особенностях функционирования эстетической системы Пушкина в культурной парадигме иного временного промежутка, способствуя постижению пушкинского феномена, а с другой - помогает глубже раскрыть творческую природу художников двадцатого столетия.
Отношение Б. Пастернака к классическому наследию во многом определяет все его творчество. Особую роль в его творческой судьбе играет именно пушкинская традиция. Исследование влияния Пушкина на мировоззрение Б. Пастернака дает возможность полнее осмыслить художественный мир писателя.
Актуальность предложенной темы обуславливается возрастающим в последнее время в литературоведении интересом к изучению преемственных связей в пастернаковских текстах, а также потребностью расширить научное наполнение понятия, которое обычно обозначается терминами «традиция», «преемственность», «влияние». Несмотря на то, что рассмотрение наследия Пастернака сквозь призму пушкинской традиции уже было предпринято в ряде опубликованных работ1, заявленная нами тема столь широка и многоаспектна, что говорить о ее исчерпанности пока не представляется возможным.
Кроме того, ученые в большинстве случаев обращаются к художественным текстам поэта, в то время как факты внехудожественной реальности либо остаются за рамками исследований, либо привлекаются в качестве иллюстрации к сделанным выводам. По нашему мнению, и литературно-критические статьи, и эпистолярная проза поэта — вполне самостоятельные, эстетически значимые явления, способные стать перспективным материалом для изучения и нуждающиеся в системном рассмотрении.
1 См.: Баевский B.C. Пастернак-лирик: Основы поэтической системы. Смоленск: Траст-Имаком, 1993; Смирнов И.П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака. СПб.: Изд — во С. - Петерб. ун - та, 1995; Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М.: Издат. центр РГГУ, 1998; Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. М.: Новое литературное обозрение, 2003 и др.
Научная новизна диссертационного сочинения состоит в том, что в нем путем сопоставления поэтического, литературно-критического и эпистолярного сознания внутри единой творческой системы Пастернака предложена попытка показать целостную картину восприятия Пушкина художником XX века. Соотнесение разных сторон творческой личности Пастернака позволяет сосредоточить пристальное внимание на фактах, как правило, служивших лишь подспорьем в монографическом изучении художественного наследия поэта и до сих пор не становящихся объектом детального рассмотрения в пастернаковедении.
Предметом и темой нашей работы стало изучение бытования пушкинской традиции в контексте поэтического, литературно-критического и эпистолярного наследия Б. Пастернака, выявление специфики восприятия пушкинской личности и творчества в эстетике художника XX века.
Объектом исследования явились стихотворения Б. Пастернака 1912 - 1959 годов, литературно-критические статьи разных лет, а также письма поэта 1910 - 1960-х годов.
В основном, тексты приводятся по пятитомному собранию сочинений Б. Пастернака, вышедшему в свет в Москве в издательстве «Художественная литература» в 1989 — 1992 годах и являющемуся на сегодняшний момент наиболее полным. Сноски на другие издания Б. Пастернака в работе используются лишь при цитировании текстов писем, по разным причинам не включенных в собрание сочинений . В
2 В настоящее время ни одно издание писем Пастернака не является полным. Причина этого заключается в том, что его переписка обнаружена еще не до конца, многие письма утеряны, другие хранятся в закрытых фондах архивов. Пятый том собрания сочинений Пастернака включает в себя наиболее полный корпус его литературной переписки, предоставляющий возможность подробно проследить подобных случаях даются библиографические ссылки с указанием выходных данных издания, места и даты отправления письма.
В объеме данной работы, к сожалению, невозможно было подвергнуть детальному рассмотрению поэмы Пастернака, незаконченную прозу и роман «Доктор Живаго», во многом являющийся итоговым для художника и представляющий своего рода «симбиоз» различных культурных традиций. Их изучение - предмет дальнейших изысканий.
В основу методологии настоящего сочинения положен комплексный подход, включающий методы «имманентного», историко-литературного, семантического, интертекстуального анализа текста, учитывающий биографические аспекты, а также научные принципы, разработанные в публикациях В. Альфонсова, B.C. Баевского, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.В. Мусатова, Е.Б. Пастернака, И.П. Смирнова, Н.А. Фатеевой, Л. Флейшмана и др., посвященных изучению творчества Б. Пастернака в его соотнесении с пушкинским наследием.
Цель работы — выявить «разумения» Пастернака о Пушкине, определить степень влияния пушкинской традиции на мировоззрение и творчество Б. Пастернака.
В соответствии с целью и предметом диссертационного исследования намечены следующие задачи:
• выявить объем понятия «традиция», установить функциональные возможности традиции как философско-эстетической категории литературы; развитие творческих принципов поэта и формирование его позиции в литературной и общественной жизни.
• определить место пушкинской традиции в пастернаковских текстах, привлекая к анализу разнообразные текстовые реализации;
• описать тенденции ее проявления, осмыслить роль и способы бытования пушкинской традиции в художественном мире поэта;
• раскрыть значение личности и творчества Пушкина в эстетической системе Пастернака;
• попытаться обнаружить причины обращения Пастернака к Пушкину на разных этапах творчества.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Пушкинская традиция в контексте творчества Б.Л. Пастернака"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пушкинская традиция имеет огромную значимость в художественном мире Б. Пастернака. Всю свою творческую жизнь поэт находил опору и поддержку именно в пушкинской эстетике. Сознательная ориентация на классическое наследие прошлого была для Пастернака определенной внутренней потребностью.
Наследование пушкинской традиции в пастернаковских текстах проявляется на разнообразных уровнях: интертекстуальном, архетипическом, жанрово-родовом.
В восприятии пушкинского творчества Пастернаком намечаются определенные этапы. В произведениях раннего поэта имеют место как прямые отсылки к Пушкину в виде скрытого или явного цитирования его произведений, прямых обращений к пушкинской биографии и пушкинским героям, так и косвенные апелляции к духовному наследию классика посредством создания сложных ассоциативных рядов, восходящих к Пушкину, характерных жанровых обозначений, включения пастернаковской поэзии в петербургский текст русской литературы, что во многом объясняется воздействием самой культурной парадигмы начала XX века, которая в сознании деятелей искусства соотносилась с началом века XIX и, прежде всего, именно с пушкинским периодом.
В сложные и противоречивые 1930-е годы Пастернак обращается к Пушкину в оценке литературных явлений советской действительности, проводит «эр сопоставленье», в то время как в общественном сознании эпохи он воспринимается исключительно как поэт, абсолютно далекий от пушкинской эстетики и даже враждебный по отношению к ней.
В период 1940 - 1950-х годов поэтические мотивы Пушкина становятся центральными в лирическом пространстве стихотворных произведений Пастернака. Многочисленные упоминания классика в литературно-критическом творчестве, в контексте эпистолярного диалога поэта с современниками свидетельствуют о глубинном проникновении пушкинских начал в творческую систему художника XX века. В построении собственных эстетических категорий Пастернак отводит Пушкину ведущее место, он становится эстетическим, этическим и духовным ориентиром в художественном сознании Пастернака.
Неизменно придерживаясь пушкинской традиции на всех этапах творческого пути, Пастернак воспринимает ее как необычайную масштабность мировидения, как широту интересов, как многообразное осмысление реальной действительности, как поразительное богатство художественного языка.
В перспективе открывшегося круга проблем, связанных с изучением пушкинской традиции в контексте творчества Б. Пастернака, представляется возможным в дальнейшем сосредоточить внимание на изучении художественной прозы поэта и показать, что в его эпических текстах наблюдается то же стремление «приблизиться к гению», что и в поэтических произведениях, причем в данном случае уже следует говорить не столько о близости проблематики и способов ее решения, сколько о сходстве самих героев повествования у Пушкина и Пастернака.
Еще одним перспективным исследовательским направлением в дальнейшей разработке темы видится системное рассмотрение «вживания» Пушкина в культурную парадигму XX века.
Проблема восприятия Пушкина в двадцатом столетии имеет особую актуальность в социально-значимые периоды, отличающиеся закономерным всплеском повышенного интереса к творчеству поэта. Такой эпохой были послереволюционные 1920-е годы, отмеченные коренным переломом не только в сфере экономики, политики, общественного строя, но и значительными изменениями в области литературы и искусства. Показательным примером того, каким образом личность и творчество Пушкина адаптировались к советской действительности, могут явиться юбилейные 1937 и 1949 годы, ставшие своего рода апогеем постижения Пушкина в культурной ситуации 1930-х и 1940-х годов.
Особого внимания достойно сопоставление пушкинских традиций с традициями Лермонтова, Тютчева, Фета, Толстого в творческом наследии Б. Пастернака, а также соотнесение восприятия Пушкина Пастернаком и другими поэтами - его современниками - А.Т. Твардовским, С.Я. Маршаком, Н.А. Заболоцким.
Список научной литературыБорисова, Людмила Сергеевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 19 т. (тома 17 и 18 -дополнительные, том 19 - информационно-справочный). 1799 - 1999/ РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом); 2-е изд.,перераб. и доп. М.: Воскресенье, 1994 1997.
2. Пастернак Б. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худож. лит., 1989 1992.
3. Пастернак Б. Воздушные пути: Проза разных лет. М.: Сов. писатель, 1982. 495 с.
4. Пастернак Б. Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М.: Искусство, 1990. 396 с.
5. Пастернак Б. Мой взгляд на искусство. Саратов: Изд — во Сарат. ун — та, 1990.282 с.
6. Переписка Бориса Пастернака / Сост. Е.В. Пастернак, Е.Б. Пастернак. М.: Худож. лит., 1990. 575 с.
7. Письма Б.Л. Пастернака к жене З.Н. Нейгауз-Пастернак. М.: Дом, ' 1993.244 с.
8. Б. Пастернак: Биография в письмах / Сост. Е.В. Пастернак, Е.Б. Пастернак. М.: АРТ-ФЛЕКС, 2000. 464 с.
9. Дыхание лирики: Райнер Мария Рильке, Марина Цветаева, Борис Пастернак: Переписка 1926 года / Сост. К.М. Азадовский, Е.В. Пастернак, Е.Б. Пастернак. М.: АРТ-ФЛЕКС, 2000. 304 с.
10. Б. Пастернак: Пожизненная привязанность: Переписка с О.М. Фрейденберг / Сост. Е.В. Пастернак, Е.Б. Пастернак. М.: АРТ-ФЛЕКС, 2000.416 с.
11. Пастернак Б.Л. Второе рождение. Письма к З.Н. Пастернак. М.: Грит, 1993. 476 с. В одном переплете с кн.: Пастернак З.Н. «Воспоминания».
12. Существованья ткань сквозная. Борис Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак (дополненная письмами к Е.Б. Пастернаку и еговоспоминаниями). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 590 с.
13. Блок А. Собр. соч.: В 6 т. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд е, 1980— 1983.
14. Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. лит., 1973 1975.
15. Вознесенский А. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1983.
16. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 8 т. М.: Правда, 1984.
17. Залыгин С. Собр. соч.: В 4 т. М.: Молодая гвардия, 1980.
18. Мандельштам О. Слово и культура: Статьи. М.: Сов. писатель, 1987.320 с.21 .Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Гослитиздат, 19551961.
19. Твардовский А.Т. Собр. соч.: В 6 т. М.: Худож. лит., 1976- 1983.
20. Ходасевич В.Ф. Собр. соч.: В 4 т. М.: Согласие, 1996 1997.
21. Цветаева М.И. Мой Пушкин. М.: Сов. писатель, 1981.
22. Цветаева М.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. 479 с.* *
23. Известия. 1937. №51 (6213). 27 февраля;
24. Известия. 1937. №52 (6214). 28 февраля.
25. Литературная газета. 1937. №11 (647). 26 февраля.
26. Правда. 1937. №53 (7019). 22 февраля.
27. Правда. 1937. №57 (7023). 27 февраля.231.«А за мною шум погони.»: Борис Пастернак и власть. 1956 1972 гг.: Документы / Под ред. В.Ю. Афиани, Н.Г. Томилиной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 432 с.
28. Абуашвили А. Пастернак и Грузия (диалог поэтов) // Вопросы литературы. 1998. №1. С. 336-346.
29. Аверинцев С.С. Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления// Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1990. Т. 49. №3. С. 213 217.
30. Алексеева М. Метаморфоза как стилевой закон раннего творчества Б. Пастернака // XX век. Литература. Стиль / Отв. ред. Л.П. Быков. Екатеринбург: Изд во Урал, ун - та, 1999. С. 200 - 205.
31. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака: 2-е изд. СПб.: САГА, 2001.384 с.
32. Аристов В. «Домашний космос» в поэзии Пастернака // Волга. 1992. №4. С. 147- 155.
33. Архангельский А. Движущийся ребус: над строками «Высокой болезни» Б. Пастернака и не только // Октябрь. 1992. №12. С. 166 — 173.
34. Асмус В.Ф. Творческая эстетика Бориса Пастернака // Пастернак Б. Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М.: Искусство, 1990. С. 8 35.
35. Баевский B.C. Лирика Пастернака в историко-культурном контексте // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1988. Т. 47. №2. С. 130- 141.
36. Баевский B.C. Миф в поэтическом сознании и лирике Пастернака. Опыт прочтения // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1980. Т. 39. №2. С. 116-127.
37. Баевский B.C. Пастернак-лирик: Основы поэтической системы. Смоленск: Траст-Имаком, 1993. 240 с.
38. Баевский B.C. Последняя книга Пастернака: О динамике отношения «автор — текст» // Автор и текст. СПб.: Изд — во С. — Петерб. ун — та, 1996. Вып. 2. С. 445-459.
39. Баевский B.C. Пушкин и Пастернак. К постановке проблемы // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1989. Т.48. №3. С. 231 243.
40. Баевский B.C. Темы и вариации: Об историко-культурном контексте поэзии Б. Пастернака // Вопросы литературы. 1987. №10. С. 30- 59.
41. Барнс К. Пушкин и Пастернак //Континент. 1999. №102. С. 396-401.
42. Богомолов Н.А. Выбор путей: О личных и литературных взаимоотношениях Б. Пастернака и В. Ходасевича // Литературное обозрение. 1990. №2. С. 60 64.
43. Богомолов Н.А. Еще раз о Брюсове и Пастернаке // Новое литературное обозрение. 2000. № 46. С. 123-131.
44. Богомолов Н.А. Рецензия. // Новое литературное обозрение. 1999. №38. С. 409 410. - Рец. на кн.: Пастернак Б. Письма к родителям и сестрам. Кн. 1 - 2. Stanford, 1998. 328, 334 с.
45. Борис Пастернак. 1890 1960: Материалы. Статьи. Размышления// Дружба народов. 1990. №2. С. 223 - 246.
46. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории «Доктора Живаго» Б. Пастернака // Новый мир. 1988. №6. С. 205 248.
47. Бухштаб Б.Я. Лирика Пастернака // Литературное обозрение. 1987. №9. С. 106-112.52.«Быть знаменитым не красиво.». Пастернаковские чтения / РАН, Ин- т мировой литературы им. A.M. Горького. М.: Наследие, 1992. Вып. 1. 281 с.
48. Вейдле В. Пастернак и модернизм // Литературная учеба. 1990. №1. С. 156- 163.
49. Вейдле В. Стихи и проза Пастернака // Критика русского зарубежья: В 2 ч. / Сост. О.А. Коростелева, Н.Г. Мельникова. М.: Олимп; ACT, 2002. Ч. 2. С. 160- 177.
50. Верникович О. Две вьюги //Новая юность. 1994. №4. С. 181-188.
51. Вечорек А. Литературные традиции в прозе Б. Пастернака 20 30-х годов // Идейно-художественное многообразие советской литературы 60- 80-х годов: Сб. ст. М.: Изд - во МГУ, 1991. С. 48 - 54.
52. Газизова А. «Синтез живого со смыслом» (Размышления о прозе Б. Пастернака). М.: Знание, 1990. 47 с.
53. Гаспаров Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Дружба народов. 1990. №3. С. 223-242.
54. Гаспаров М.Л. «Близнец в тучах» и «Начальная пора» Б. Пастернака: от композиции сборника к композиции цикла // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1990. Т. 49. №3. С. 218-222.
55. Гаспаров М.Л., Поливанов К.М. Из комментария к «Близнецу в тучах» Б. Пастернака // Известия Рос. АН. Серия лит. и яз. 1998. Т. 56. №4. С. 22-29.
56. Гаспаров М.Л., Подгаецкая И.Ю. Пастернак в пересказе: сверка понимания // Новое литературное обозрение. 2000. №46. 163 177.
57. Гаспаров М.Л. Рифма и жанр в стихах Б. Пастернака // Русская речь. 1990. №1. С. 17-22.
58. Гаспаров М.Л. Семантика метра у раннего Пастернака // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1988. Т. 47. № 8. С. 142 147.
59. Гинзбург Л. Мандельштам и Пастернак в читательском восприятии 20-х годов // Даугава. 1989. №1. С. 92 95.
60. Гинзбург Л. Письма Бориса Пастернака // Переписка Бориса Пастернака. М.: Худож. лит., 1990. С. 3 12.
61. Гистер М. Мотивы Достоевского в стихотворении Пастернака «Марбург» // Литературное обозрение. 1996. №4. С. 55 61.
62. Горелик Л.Л. Пушкинский «миф о метели» в повести Б. Пастернака «Детство Люверс» // Русская филология: Ученые записки. Смоленск: Изд-во СГПУ, 1994. Т. 1.С. 256-278.
63. Горелик Л.Л. Эволюция темы творчества лирики Пастернака («Близнец в тучах» и «Начальная пора») // Известия Рос. АН. Серия лит. и яз. 1998. Т. 56. №4. С. 12-21.
64. Дарвин М.Н. В мире художественного текста // Литературное обозрение. 1992. № 7 9. С. 86 - 88. - Рец. на кн.: Пушкин и Пастернак. Материалы Второго Пушкинского коллоквиума. Будапешт, 1991.
65. Евстигнеева А.Л. Документы Б.Л. Пастернака в ЦГАЛИ СССР // Советский архив. 1990. №3. С. 68 70.
66. Евтушенко Е.А. Почерк, похожий на журавлей // Пастернак Б.Л. Стихотворения. Петрозаводск: Карелия, 1989. С. 280 — 296.
67. Енсен П.А. «Константа случайных мимолетностей»: Заметки и неклассическом языке Пастернака // Классицизм и модернизм. Tartu: Tartu University Press, 1994. С. 129 139.
68. Енсен П.А. По ту сторону «своего» и «чужого»: Заметки об эстетике Пастернака // «Свое» и «чужое» в литературе и культуре: Сб. ст. Tartu: Tartu University Press, 1995. Вып. IV. С. 273 283.
69. Жолковский А.К. К переосмыслению канона: Советские классики — нонконформисты в постсоветской перспективе // Новое литературное обозрение. 1998. №29. С. 55 68.
70. Жолковский А.К. Книга книг Пастернака: К 75-летию «Сестры моей жизни» // Звезда. 1997. №12. С. 199 214.
71. Жолковский А. Механизмы второго рождения: О стихотворении Пастернака «Мне хочется домой, в огромность.» // Литературное обозрение. 1990. №2. С. 35 41.
72. Жолковский А.К. «Мне хочется домой в огромность» Б. Пастернака: социальный заказ, тематика, структура // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1991. Т.50.№1. С. 20-34.
73. Жолковский А.К. Ранний Пастернак: Актеон или Геракл? // Литературное обозрение. 1991. №11. С. 87-90.
74. Иванов Вяч.Вс. Ахматова и Пастернак: Основные проблемы изучения их взаимоотношений // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1989. Т. 48. №5. С. 410 — 417.
75. Иванов Вяч.Вс. Литературные параллели кавказским стихам Пастернака // Культура русского модернизма. М.: Наука, 1993. С. 158 -164.
76. Иванов Вяч.Вс. Пастернак и ОПОЯЗ // Тыняновский сб. Третьи тыняновские чтения / Отв. ред. М.О. Чудакова. Рига: Зинатне, 1988. С. 70-81.
77. Иванов Вяч.Вс. Перевернутое небо: Фрагменты из книги о Б. Пастернаке//Согласие. 1990. №1. С. 199-212.
78. Иванов Вяч.Вс. Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке// Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1. Знаковые системы. Кино. Поэтика. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. С. 15 — 143.
79. Иванов Вяч. Вс. Русская поэтическая традиция и футуризм (из опыта раннего Б. Пастернака) // Связь времен: Проблема преемственности в русской литературе конца XIX начала XX в. М.: Наследие, 1992. С. 329-347.
80. Иванова Н. Пастернак и другие. М.: ЭКСМО, 2003. 608 с.
81. Йозеф Гора и Б. Пастернак К истории одного перевода. // Вопросы литературы. 1979. №7. С. 177- 187.
82. Каган Ю.М. Об «Апеллесовой черте» Б. Пастернака: Попытка постижения // Литературное обозрение. 1996. №4. С. 43 50.
83. Кигондзер М. Грузия в поэзии Пастернака // Литературная Грузия. 1990. №10. С. 172- 183.
84. Клинг О. Пастернак и символизм // Вопросы литературы. 2002. №2. С. 25-69.
85. Колобаева Л.А. Феноменологический роман в русской литературе XX века на примере сопоставительного анализа романов И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и Б. Пастернака «Доктор Живаго». // Вопросы литературы. 1998. Вып. 3. С. 132- 144.
86. Кондаков И.В. Роман «Доктор Живаго» в свете традиций русской культуры // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1990. Т. 49. №6. С. 527540.
87. Коппер Дж.М. «Котик Летаев» А. Белого и «Детство Люверс» Б. Пастернака: двойное видение русского авангарда // Русская литература XX века: исследования американских ученых. СПб.: ПЕТРО-РИФ, 1993. С. 89-109.
88. Красильников В. Борис Пастернак // Печать и революция. 1927. № 5. С. 78-91.
89. Кружков Г. «Как бы резвяся и играя» Заметки о творчестве Б. Пастернака. //Новый мир. 1992. №4. С. 167- 180.
90. Кушнер А. Заметки на полях: несколько слов о Пастернаке // Вопросы литературы. 1990. №4. С. 129- 157.
91. Левин Ю.И. Б. Пастернак: Разбор трех стихотворений // Левин Ю.И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 156 174.
92. Лихачев Д.С. Борис Леонидович Пастернак // Пастернак Б. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худож. лит., 1989. Т.1. С. 5-47.
93. Лихачев Д.С. Звездный дождь: Проза Б. Пастернака разных лет // Пастернак Б. Воздушные пути: Проза разных лет. М.: Сов. писатель, 1982. С. 3-17.
94. Лотман Ю.М. Стихотворения раннего Пастернака. Некоторые вопросы структурного изучения текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство СПБ, 1999. С. 688 - 717.
95. Магомедова Д.М. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1990. Т. 49. №5. С. 414-419.
96. Малмстад Дж.Е. Единство противоположностей. История взаимоотношений Ходасевича и Пастернака // Литературное обозрение. 1990. №2. С. 51-59.
97. Меркулова Т.И. Об «экзистенциальности» художественного восприятия Б. Пастернака// Филологические науки. 1992. №2. С. 3 11.
98. Морыганов А.Ю. К истории взаимоотношений М. Цветаевой и Б. Пастернака (на материале переписки 1926 года) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Иваново: Изд- во ИГУ, 1998. Вып. 3. С. 160 168.
99. Мусатов В.В. «Всем нам являлась традиция, всем обещала лицо.». Пушкинская традиция и поэзия Бориса Пастернака // Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М.: Издат. центр РГГУ, 1998. С. 373 437.
100. Мусатов В.В. К проблеме генезиса лирики Бориса Пастернака // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1990. Т. 49. №5. С. 403 413.
101. Нехорошев М. Секреты литературоведения // Нева. 1998. №12. С. 188 189. - Рец. на кн.: Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое литературное обозрение, 1996.
102. Никитаева В.Н. «Образ мира в слове явленный»: Ранняя лирика Б. Пастернака // Русская словесность. 1997. №4. С. 63 66.
103. Новикова Н.В. «Магическое природоведение»: Тютчев и Пастернак // Скафтымовские чтения: Мат —лы науч. конф., посвящ. 100летию со дня рождения А.П. Скафтымова, 23 28 окт. 1990 г. Саратов: Изд - во Сарат. ун - та, 1993. С. 62-63.
104. Овчинников Н.Ф. Б. Пастернак поиски призвания: От философии к поэзии // Вопросы философии. 1990. №4. С. 7 - 22.
105. Орловская-Бальзамо Е. Воздушные пути литературы: Якобсен — Рильке Пастернак // Новое литературное обозрение. 2000. №46. С. 132- 162.
106. Парнок С. Б. Пастернак и другие // Русский современник. 1924. №1. С. 305 — 311.
107. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М.: Сов. писатель, 1989. 685 с.
108. Пастернак Е.Б. В осаде: К биографии Б. Пастернака. // Континент. 1998. №1. С. 221 -254.
109. Пастернак Е.В. Лето 1917 года: «Сестра моя — жизнь» и «Доктор Живаго» // Звезда. 1990. №2. С. 158 165.
110. Пастернак Е.В. «Новая фаза христианства»: Значение проповеди Льва Толстого в духовном мире Бориса Пастернака // Литературное обозрение. 1990. №2. С. 25 29.
111. Перхин В.В. Об участии Б.Л. Пастернака в московских литературных собраниях (март 1936 г.): К характеристике духовной программы поэта // Вестник С. Петерб. ун - та. Серия 2. История. Языкознание. Литературоведение. 1996. Вып.1. С. 67 — 77.
112. Подгаецкая И.Ю. Генезис поэтического произведения (Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Марина Цветаева) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1990. Т. 49. №3. С. 203 212.
113. Поливанов К.М. Отечественная пастернакиана за 10 лет (Обзор)// Новое литературное обозрение. 1993. №2. С. 256 261.
114. Поливанов К.М. Политический аспект биографии Бориса Пастернака (на материале новейших документов) // Новое литературное обозрение. 1996. №20. С. 91 111.
115. Поливанов К.М. «Хор» Пастернака: опыт комментария // Литературное обозрение. 1996. №4. С. 50 54.
116. Померанц Г. Любовь небесная и земная (центростремительное и центробежное): О стихотворении Б. Пастернака «Магдалина» // Континент. 1997. № 1.С. 306-317.
117. Померанц Г. Неслыханная простота: О поэзии Б. Пастернака // Литературное обозрение. 1990. №2. С. 19-24.
118. Пригов Д. Нельзя не впасть в ересь (О Б. Пастернаке) // Континент. 1991. №69. С. 320-325.
119. Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма: Итоги исследования в XX веке. Материалы научной конференции. Смоленск: Изд во СГПУ, 2000. 172 с.
120. Рабинович В. Маски смерти, играющие жизнь: тема и вариации: Пастернак, Мандельштам, Цветаева // Вопросы литературы. 1998. №1. С. 299-310.
121. Раскат импровизаций: Музыка в жизни и творчестве Б. Пастернака. М.: Сов. композитор, 1991.
122. Рудова Л. Борис Пастернак и его творчество в западной критике последних лет // Новое литературное обозрение. 1995. №12. С. 371 — 374.
123. С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. М.: Сов. писатель, 1990. 288 с.
124. Седакова О.А. «Вакансия поэта»: к поэтологии Пастернака // Философская и социологическая мысль. 1991. №8. С. 139- 144.
125. Семенов А. Позиция художника: Письма Бориса Пастернака // Литературное обозрение. 1990. №2. С. 3 17.
126. Смирнов А.А. А.С. Пушкин и Б.Л. Пастернак (от романтического к футуристическому образу стихии) // Пушкин: Сб. ст. М.: Изд во Моск. гос. ун-та , 1999. С. 256 -265.
127. Смирнов И.П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака. СПб.: Изд во С. - Петерб. ун - та, 1995. 192 с.
128. Смолицкий В.Г. В гимназии: По архивным материалам // Литературное обозрение. 1990. №2. С. 30 34.
129. Смолицкий В.Г. «Рождественская звезда» Б. Пастернака и духовные стихи // Русская словесность. 1997. №4. С. 26 — 29.135. «Сознание личной правоты»: Новое из творческой биографии Б. Пастернака // Наше наследие. 1990. №1. С. 39 48.
130. Степанян Е.В. Категории поэтического мышления Б. Пастернака// Вопросы философии. 2000. №8. С. 62 78.
131. Тун Ф. О «непоправимой чужеродности» Б. Пастернака // Новое литературное обозрение. 1997. №28. С. 126- 133.
132. Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 400 с.
133. Флейшман Л. В дни «ежовщины»: Из книги «Борис Пастернак в тридцатые годы» // Даугава. 1990. №1. С 114 122.
134. Флейшман Л. От «Записок Патрика» к «Доктору Живаго» // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1991. Т.50. №2. С. 114 123.
135. Флейшман Л. Пастернак и Бухарин в тридцатые годы // Дружба народов. 1990. №2. С. 249-259.
136. Флейшман Л. Пастернак и предреволюционный футуризм // Пастернаковские чтения. Вып. 2 / РАН, Ин т мировой литературы им. A.M. Горького. М.: Наследие, 1998. С. 244-256.
137. Франк B.C. Водяной знак: Поэтическое мировоззрение Пастернака// Литературное обозрение. 1990. №2. С. 72 77.
138. Фроловская Т. «Следы небесного огня.»: Проблема лирической личности и преображение русской метафоры // Простор. 1989. №11. С. 139- 147.
139. Хазан В.И. «Таким я вижу облик ваш и взгляд.»: о творческом содружестве А. Ахматовой и Б. Пастернака // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1990. Т. 49. №5. С. 432 443.
140. Цветаева М. Записи из рабочих тетрадей: О прозе Б. Пастернака.// Знамя. 1992. №9. С. 180 189.
141. Чиковани С. Слова любви, привета, расставанья. // Заря Востока. 1968. 9 января.
142. Шурмак Г. Третье рождение Б. Пастернака о военной лирике поэта. //Новый мир. 1995. №8. С. 227-235.
143. Эпштейн М. Хасид и талмудист: Сравнительный опыт о Пастернаке и Мандельштаме // Звезда. 2000. №4. С. 82 99.
144. Эткинд А. Авторство под луной: Пастернак и Набоков // Эткинд А. Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 316 415.
145. Якобсон Р. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 324-338.
146. Miiller L. Pasternak. Doktor Shiwago // Der russische Roman / Hrsg.von B. Zelinsky. Dusseldorf: Bagel, 1979. S. 354-380.
147. Анненков Ю. Б. Пастернак: Воспоминания // Литературное обозрение. 1990. №3. С. 101 104.
148. Бабаев Э.Г. Воспоминания. СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», 2000. 336 с.
149. Барлас В. О Пастернаке Воспоминания. // Нева. 1987. №8. С. 188— 195.
150. Берковская Е. Мальчики и девочки 40-х годов: Воспоминания о Б. Пастернаке // Знамя. 1999. № 11. С. 153 172.
151. Бирнбаум X. Беседа с Борисом Пастернаком // Славяноведение. 1992. №6. С. 93- 103.
152. Борис Пастернак Ольга Фрейденберг: Письма и воспоминания (1910- 1954) // Дружба народов. 1988. №9. С. 235 - 256.
153. Буромская-Морозова Е. Переводя Шекспира: Из воспоминаний о Б. Пастернаке // Наше наследие. 1990. №1. С. 49 50.
154. Вершинин Л. О знаменитостях и не только.Воспоминания о встречах с Б. Пастернаком, Евтушенко, Цветаевой. М., 1999. 207 с.
155. Виленкин В. О Б.Л. Пастернаке: Воспоминания и дневник // Театр. 1990.№3. С. 129-141.
156. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. М.: Сов. писатель, 1989. 222 с.
157. Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. 750 с.
158. Генштейн Э. О Пастернаке и об Ахматовой // Литературное обозрение. 1990. №2. С. 96 102.
159. Гладков А. Встречи с Пастернаком Воспоминания. // Октябрь. 1990. №3. С. 171 -200.
160. Горнунг Л. Встреча за встречей: Дневниковые записи поэта о Пастернаке // Литературное обозрение. 1990. №5. С. 102 112.
161. Данин Д.С. Бремя стыда: Книга без жанра. Б.м.: Б.и., 1997. 531 с.
162. Емельянова И.И. Легенды Потаповского переулка: Б. Пастернак. А. Эфрон. В. Шаламов: Воспоминания и письма. М.: Эллис Лак, 1997. 396 с.
163. Зайцев Б. Вечность: Из воспоминаний о Пастернаке. // Слово. 1990. №2. С. 50-51.
164. Зайцев Б. Пастернак: Полгода со дня кончины // Русская речь. 1990. №2. С. 11-15.
165. Карлайл О. Три визита к Б. Пастернаку Из воспоминаний. // Вопросы литературы. 1988. №3. С. 162- 182.
166. Корнилов В. Б. Пастернак Воспоминания. // Смена. 1990. №4. С. 97-111.
167. Крашенникова Е. Крупицы о Пастернаке // Новый мир. 1997. №1. С. 204-213.
168. Кунина Е. Воспоминания о Б. Пастернаке // Знамя. 1990. №2. С. 205-211.
169. Левин М.Л. Воспоминания о Борисе Пастернаке // Звезда. 1993. №4. С. 180- 187.
170. Ливанов В. Невыдуманный Борис Пастернак: Воспоминания и впечатления//Москва. 1993. №10. С. 164- 180.
171. Ливанов В. Невыдуманный Борис Пастернак: Воспоминания и впечатления (окончание) // Москва. 1993. №11. С. 170 — 192.
172. Любимов Н. Из книги «Неувядаемый цвет»: Борис Пастернак // Дружба народов. 1996. №5. С. 77 97.
173. Масленникова З.А. Портрет Бориса Пастернака. М.: Сов. Россия, 1990. 288 с.
174. Нейгауз Г. О Б. Пастернаке Из воспоминаний. // Литературная Грузия. 1988. №2. С. 194-212.
175. Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. М.: Знание, 1990. 62 с.
176. Пастернак Е.Б. Из воспоминаний // Звезда. 1996. №7. С. 125 — 191.
177. Пастернак Е.Б. Нобелевская премия Б. Пастернака: Из воспоминаний //Новый мир. 1990. №2. С. 191 194.
178. Пастернак Ж. Patior: Из воспоминаний о Б. Пастернаке. // Знамя. 1990. №2. С. 183- 193.
179. Пастернак JI.O. Записи разных лет. М.: Сов. художник, 1975. 287 с.
180. Пастернак, Фельтринелли, Гослитиздат: Страничка воспоминаний// Литературное обозрение. 1996. №4. С. 61 —63.
181. Пикач А.Н. Фрагменты о Б. Пастернаке: Из книги «Просроченные дневники» // Звезда. 1990. №2. С. 166 182.
182. Поливанов М.К. Тайная свобода: Из воспоминаний о Б. Пастернаке //Литературное обозрение. 1990. №2. С. 103 109.
183. Черный О. Из «Ежезаписей» Фрагменты воспоминаний о Б. Пастернаке. // Вопросы литературы. 1993. Вып. 1. С. 282 296.
184. Чуковский К.И. Из воспоминаний о Б. Пастернаке. // Юность. 1965. №8. С. 66-70.
185. Шаталова 3. В гостях у Пастернака Из воспоминаний. // Человек. 1990. №3. С. 176- 178.3
186. А.С. Пушкин. 1799 1949. Материалы юбилейных торжеств. М.; Л.: Изд - во АН СССР, 1951. 378 с.
187. А.С. Пушкин. Пушкинская эпоха. Пушкинская традиция // Художественный текст и культура: Мат лы и тез. докл. Владимир, 1999. Вып. 3. С. 3-54.
188. А.С. Пушкин: Pro et contra: Личность и творчество Александра Пушкина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. Т.2. / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. СПб.: Изд во РХГИ, 2000. 704 с. (Русский путь)
189. Альми И.Л. О лирических сюжетах Пушкина в стихотворениях Анны Ахматовой // Альми И.Л. Статьи о поэзии и прозе. Владимир, 1998. Кн. 1.С. 233-248.
190. Анненкова Н.В. А.С. Пушкин в художественном сознании Д.С. Мережковского // Философия и поэзия: Сб. ст. Рязань, 2000. С. 55 57.
191. Вересаев В.В. Пушкин в жизни: Сист. свод подлин. свидетельств современников. М.: Моск. рабочий, 1987. 701 с.
192. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М.: Гослитиздат, 1941. 620 с.
193. Галимова Е.Ш. Пушкинский Дом Анны Ахматовой // Res philologica: «Пушкин наше всё». Архангельск: Изд - во Поморск. ун -та, 1999. С. 122-131.
194. Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. Томск: Водолей, 1997. 288 с.
195. Григорьев В.П. Хлебников и Пушкин (Несколько соображений к постановке проблемы) // Григорьев В.П. Грамматика идиостиля. М.: Наука, 1983. С. 155- 172.
196. Дебрецени П. Житие Александра Болдинского: Канонизация Пушкина в советской культуре // Русская литература XX века: Исследования американских ученых. СПб.: ПЕТРО-РИФ, 1993. С.258 — 283.
197. Десятое В. Клон Пушкина, или Русский человек через двести лет// Звезда. 2000. №2. С. 198 202.
198. Дворцова Н.П. Миф о Пушкине в творчестве Пришвина // Филологические науки. 2000. №1. С. 24 30.
199. Духовный труженик: А.С. Пушкин в контексте русской культуры. СПб.: Наука, 1999. 552 с.
200. Зайцев В.А. Жанровая традиция «Памятника» в русской поэзии XX века // Филологические науки. 1999. №3. С. 3 14.
201. Кар Пушкина Л. А. Образ Пушкина в поэзии И. Северянина // Вестник Литературного института им. Горького. 1999. №2. С. 27-33.
202. Литературное наследство. Т. 16 18: А.С. Пушкин / РАН, Ин - т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: ИМЛИ - «Наследие», 1999. 1179 с.
203. Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки, 1960 1990. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб.: Искусство — СПБ, 1999. 848 с.
204. Лукьянова Л. Оздоровляющее жизнечувствие: Солженицын о Пушкине // Москва. 1999. №10. С. 192 198.
205. Макшеева Н.В. Пушкинская тема безумия в интерпретации А. Белого // Пушкинский альманах: Юбилейный выпуск. Омск, 1999. С. 134- 143.
206. Мильков Д. О сходстве с Пушкиным: Поэтическая корректность и поэтический экстремизм // Звезда. 1999. №6. С. 176 187.
207. Молок Ю. Пушкин в 1937 году: Материалы и исследования по иконографии. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 272 с.
208. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М.: Издат. центр РГГУ, 1998. 484 с.
209. Налегач Н.В. Образ Пушкина в кантате И. Анненского «Рождение и смерть поэта» // Этногерменевтика: некоторые подходы к проблеме. Кемерово: Кузбасс вуз издат, 1999. Вып. 4. С. 135- 139.
210. Налегач Н.В. Пушкинская традиция темы поэта и поэзии в лирике И. Анненского // Проблемы литературных жанров: Материалы IX Междунар. науч. конф. Томск, 1999. Ч. 2. С. 63 72.
211. Нижегородова Е.И. «Пушкинское слово» в лирике М. Волошина// Вестник Воронежского университета. Серия 1, Гуманитарные науки. 1999. Вып. 1.С. 23-31.
212. Низова Н.И. Мотив сада и статуи в творчестве Д. Мережковского и пушкинская традиция // Пушкинский сборник. М., 1999. С. 63 78.
213. Николаева Е.Г. Пушкин в творчестве Г. Иванова // Пушкинский сборник. М., 1999. С. 54 62.
214. Никольская Т. Футуристы и Пушкин // Традиции и новаторство в советской литературе: Сб. науч. тр. Рига: Изд во Латв. гос. ун - та, 1986. С. 57-64.
215. Онуфриева Н.И. Проблема Востока и Запада в «Бахчисарайском фонтане» Пушкина и ориентальная поэзия Ахматовой // Два века с Пушкиным. Оренбург, 1999. Ч. 1. С. 198-202.
216. Орлицкий Ю. Пушкин с нами? // Новое литературное обозрение*. ' 1999. №36. С. 235-263.
217. Паперно И. Пушкин в жизни человека Серебряного века // Современное американское пушкиноведение. СПб.: Академический проект, 1999. С. 42-68.
218. Паперный 3. «От Пушкина до наших газетных дней.» // В мире Маяковского: Сб. ст. / Сост. А.А. Михайлов, С.С. Лесневский. М.: Сов. писатель, 1984. Кн. 1. С. 80- 102.
219. Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу: Труды семинара «Творчество А.С. Пушкина в историко-культурном контексте» (Смоленск, 10-12 февраля 1998 года) / Сост. и ред. B.C. Баевский, Н.В. Кузина. Смоленск: Изд во СГПУ, 1998. 178 с.
220. Пузырева О.Г. Пушкин в сознании И.А. Бунина // Русский язык за рубежом. 1999. №3. С. 102 111.
221. Пушкин в парадигме современной культуры: «Круглый стол» преподавателей кафедры теории литературы и русской литературы XX века//Наш Пушкин: Сб. ст. Иваново, 1999. С. 17-46.
222. Пушкин. Итоги и проблемы изучения: Коллективная монография/ Под ред. Б.П. Городецкого, Н.В. Измайлова, Б.С. Мейлаха. М.; Л.: Наука, 1966. 663 с.
223. Пушкин и современная культура / РАН, Науч. совет по ист. мир. культуры. М.: Наука, 1996. 325 с.
224. Пушкин и поэтический язык XX века: Сб. ст. / Отв. ред. Н.А. Фатеева. М.: Наука 1999. 312 с.
225. Ранчин A.M. Об одном поэтическом треугольнике: Пушкин -Ходасевич Бродский // Пушкин: Сб. ст. М.: Изд - во МГУ, 1999. С. 266- 275.
226. Редькин В.А. Творчество А.С. Пушкина как основа интертекстуальности русской поэзии XX века // Проблемы современной филологии: Межвуз. сб. науч. тр. Тверь, 1999. С. 114 123.
227. Смирнов Р. Пушкин и Блок // Сибирь. 1999. №4. С. 84 86.
228. Филология: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5: Пушкинский. Саратов: Изд во Сарат. ун - та, 2000. 274 с.
229. Цявловский М.А., Цявловская Т.Г. Вокруг Пушкина. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 336 с. (Филологическое наследие)
230. Шакиров С.М. Пушкин в художественном мире М.А. Волошина// Пушкинский сборник. М., 1999. С. 133 138.
231. Эйдельман Н.Я. Статьи о Пушкине. М.: Новое литературное обозрение, 2000.455 с. (Филологическое наследие)
232. Эпатова Н. Пушкин и Есенин // Под знаком Пушкина: Альманах. Обнинск, 1999. С. 229 233.
233. Юдин В. Солженицын защищает Пушкина // Дон. 1999. №8. С. 185 192.
234. Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 145 180.
235. Ясакова Е.А. А.С. Пушкин в литературно-общественной ситуации 1920-х годов. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов: ИПА «Визард», 2001. 19 с.
236. Busch U. Puschkin. Jewgenij Onegin // Der russische Roman / Hrsg. von B. Zelinsky. Dusseldorf: Bagel, 1979. S. 47 68.
237. Neuhauser R. Puschkin. Boris Godunow // Das russische Drama / Hrsg. von B. Zelinsky. Diisseldorf: Bagel, 1986. S. 51 68.4
238. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. 278 с.
239. Арнольд И.В. Объективность, субъективность и предвзятость в интерпретации художественного текста // Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб. ст. СПб.: Изд во С. - Петерб. ун - та, 1999. С. 341 -349.
240. Арнольд И.В. Проблемы интертекстуальности // Вестник С. — Петерб. ун-та. Серия 2. Филология. 1992. №4. С. 53 -61.
241. Арсеньев Н.С. Из русской культурной и творческой традиции. London, 1992.
242. Арутюнова Н.Д. Диалогическая цитация: (К проблеме чужой речи) // Вопросы языкознания. 1986. №1. С. 50 64.
243. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. 294 с.
244. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989. 615 с.
245. Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С.328 335.
246. Бахтин М.М. Проблема материала, содержания и формы в художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. С. 6 71.
247. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 237 — 280.
248. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. М.: Худож. лит ра, 1972. 470 с.
249. Белобородов Д.В. Эстетика традиционализма в современной культуре // Традиционализм и модернизм в русской литературе XX века: Сб. ст. Томск: Изд во Томск, ун - та, 1999. С. 106-115.
250. Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания / Пер. с англ. С.А. Никитина. Екатеринбург: Изд во Урал, ун - та, 1998. 351 с. (Studia Humanitatis)
251. Борев Ю.Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика, методология критики и герменевтика // Теории, школы, концепции: Художественная рецепция и герменевтика: (Критические анализы). М.: Наука, 1985. Вып. 5. С. 3 68.
252. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980. 334 с.
253. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы: 2-е изд., доп. Л.: Худож. лит., 1978. 224 с.
254. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория И Философские науки. 1980. №4. С. 30 39.
255. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Сов. писатель, 1973. 336 с.
256. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 139 с.
257. Гинзбург Л. О лирике. М.: Интрада, 1997. 415 с.
258. Гинзбург Л. Частное и общее в лирическом стихотворении // Гинзбург Л. О старом и новом: Статьи и очерки. Л.: Сов. писатель, 1982. С. 16-42.
259. Гройс Б. О новом // Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. С. 113-244.
260. Гуковский Г.А. О стадиальности истории литературы // Новое литературное обозрение. 2002. №55. С. 106-131.
261. Гюббенет И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста. М.: Изд во МГУ, 1991. 204 с.
262. Елина Е.Г. Литературная критика и' общественное сознание в Советской России 1920-х годов. Саратов: Изд во Сарат. ун - та, 1994. 192 с.
263. Елина Е.Г. О соотношении понятий «литературный процесс» и «литературная жизнь» // Вопросы литературы. 1998. Вып. 3. С. 31 — 38.
264. Елина Е.Г. Эпистолярные формы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов, 1981. 91 с.
265. Емельянов С. Явление традиции // Поиски и традиции: Сб. критич. ст./ Сост. В.В. Фадеев. Л.: Лениздат, 1986. С. 43 65.
266. Жабицкая Л.Г. Чтение служит таланту: О специфике восприятия художественной литературы писателем // Проблемы комплексного изучения восприятия художественной литературы: Сб. науч. тр. Калинин: Изд во Калинин, гос. ун-та, 1984. С. 17-27.
267. Жолковский А. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. М.: Сов. писатель, 1992. 430 с.
268. Зарбабов М.Н. И прекрасное развивается. (о традициях и новаторстве в искусстве). М.: Знание, 1970. 32 с.
269. Зарубежное литературоведение 70-х гг.: направления, тенденции, проблемы. М.: Наука, 1984. 358 с.
270. Зверев А. Антитетическая критика // Новое литературное обозрение. 1999. №38. С. 340 346. - Рец. на кн.: Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания / Пер. с англ. С.А. Никитина. Екатеринбург: Изд -во Урал, ун-та, 1998. 351 с. (Studia Humanitatis)
271. Зоркая Н.А. Рецептивная эстетика // История эстетической мысли. М.: Искусство, 1990. Т.5. С. 89 104.
272. Иванюшина И.Ю. Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика. Саратов: Изд во Сарат. ун-та, 2003. 312 с.
273. Изер В. Историко-функциональная текстовая модель литературы// Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1997. №3. С. 118-142.
274. Изер В. Рецептивная эстетика. Проблема переводимости: герменевтика и современное гуманитарное знание // Академические тетради. 1999. Вып. 6. С. 59 96.
275. Ильин И.П. Между структурой и читателем (теоретические аспекты коммуникативного изучения литературы) // Теории, школы, концепции: Художественная рецепция и герменевтика. М.: Наука, 1985. Вып. 5. С. 134- 168.
276. Ильин И.П. Стилистика интертекстуальности: теоретические аспекты // Проблемы современной стилистики. Сборник научно-аналитических обзоров / АН СССР, ИНИОН. М.,1989. С. 186 207.
277. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. СПб.: Изд во РХГИ, 2000.
278. Катанян В.А. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М.: Сов. писатель, 1985. 647 с.
279. Кедрова М.М. Системно-функциональное исследование литературы: основные аспекты // Художественное восприятие: проблемы теории и истории: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калинин: Изд-во Калинин, гос. ун та, 1988. С. 7 - 17.
280. Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл / Пер. с франц. С. Зенкина. М.: Изд во им. Сабашниковых, 2001. 336 с.
281. Кондаков Б.В., Кондаков И.В. Классика в свете ее современной интерпретации // Классика и современность / Под ред. П.А. Николаева, В.Е. Хализева. М.: Изд во МГУ, 1991. С. 20 - 48.
282. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман (1967) // Вестник Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 1995. №1. С. 97- 124.
283. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург; Омск: Изд во Урал, ун - та; Изд -во Омск, ун - та, 1999.
284. Куликова И.С. Традиции и новаторство в эстетике. М.: Знание, 1989. 64 с.
285. Кулинич А.В. Новаторство и традиции в русской советской поэзии 20-х годов. Киев: Изд во Киев, ун - та, 1967. 376 с.
286. Кэвана К. Модернистское созидание традиции: О. Мандельштам, Т.С. Элиот, Э. Паунд // Русская литература XX века: Исследования американских ученых. СПб.: ПЕТРО-РИФ, 1993. С. 401 -421.
287. Кедрова М.М. «Лишь слову жизнь дана.»: Литература как диалог: Сб. ст. Тверь: Б.и., 1997. 81 с.
288. Кедрова М.М. Системно-функциональное исследование литературы: основные аспекты // Художественное восприятие: Проблемы теории и истории: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калинин: Изд-во КГУ, 1988. С. 7-17.
289. Лавров В. Писатель читает классику // Поиски и традиции: Сб. критич. ст./ Сост. В.В. Фадеев. Л.: Лениздат, 1986. С. 25 42.
290. Литературный текст: проблемы и методы исследования: «Свое» и «чужое» слово в художественном тексте: Сб. науч. тр. Тверь: Изд — во Твер. гос. ун-та, 1999. Вып. 5. 220 с.
291. Лихачев Д.С. Будущее литературы как предмет изучения (Заметки и размышления) // Новый мир. 1969. №9. С. 167 184.
292. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985.575 с.
293. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство СПБ, 2000. С. 11 - 148.
294. Лотман Ю.М. О семиосфере. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма // Труды по знаковым системам.ХУИ. Тарту: Изд во Тартуск. ун - та, 1984. С. 5 - 23.
295. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т.1. Статьи по семиотике типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. С. 200 202.
296. Лотман Ю.М. Повторяемость и уникальность в механизме культуры// Классицизм и модернизм: Сб. ст. Tartu: Tartu University Press, 1994. С. 9- 14.
297. Лотман Ю.М. Символика Петербурга // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство СПБ, 2000. С. 320 - 334.
298. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство СПБ, 2000. С. 62 - 73.
299. Лушникова Г.И. Интертекстуальность художественного произведения. Кемерово: Изд во Кемер. ун-та, 1995. 82 с.
300. Максимов Д.Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока. Предварительные замечания // Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд — е, 1986. С. 199 — 239.
301. Маркарян Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных наук. Ереван: Изд во АН Арм. ССР, 1977. 230 с.
302. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Рос. гос. гуманит. ун т, Ин - т высш. гуманит. исслед. М., 1994. 136 с.
303. На грани тысячелетий. Судьба традиций в искусстве XX века. М.: Наука, 1994. 256 с.
304. Направления и тенденции в современном зарубежном литературоведении и литературной критике: Реф. сб. / АН СССР, ИНИОН. М., 1975. 175 с.
305. Науман М. Литературное произведение и история литературы. М.: Радуга, 1984. 423 с.
306. Никитина Е.П. Русская поэзия на рубеже двух эпох / Под ред. проф. Е.И. Покусаева. Саратов: Изд во Сарат. ун - та, 1970. Ч. 1. 205 с.
307. О прогрессе в литературе: Сб. ст. / Под ред. А.С. Бушмина. JL: Наука, 1977. 263 с.
308. О традициях и новаторстве в литературе и устном народном творчестве: Сб. ст. Уфа: Изд во Башк. гос. ун - та, 1964. Вып. 1. 246 с.
309. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. М.: Наука, 1995. 263 с.
310. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. 1934. Стенографический отчет. М.: Худож. лит., 1934. 718 с.
311. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. 220 с.
312. Поэтика жанра: Сб. науч. ст. / Отв. ред О.Г. Левашова. Барнаул: Изд во Алт. ун-та, 1995. 145 с.
313. Пратт С. Гарольд Блум и «Страх влияния» // Новое литературное обозрение. 1996. №20. С. 5 16.
314. Проблема традиций и новаторства в художественной литературе: Сб. науч. тр. Горький: Изд во ГГПИ, 1978. 138 с.
315. Прозоров В.В. Художественная классика: границы истолкования (К теории вопроса) // Проблемы комплексного изучения восприятия художественной литературы: Сб. науч. тр. Калинин: Изд — во Калинин, гос. ун та, 1984. С. 100 - 104.
316. Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. Саратов: Изд -во Сарат. ун-та, 1975. 211 с.
317. Проскурин О. Две модели литературной эволюции: Ю.Н. Тынянов и В.Э. Вацуро // Новое литературное обозрение. 2000. №2. С. 63- 77.
318. Пруцков Н.И. Классическое наследие и современность. Л.: Наука, 1988.322 с.
319. Ревякина А.А. Традиции и поиски (Обзор литературно-критических работ о современной литературе) // Проблема традиций и новаторства русской и советской прозы: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Н. Новгород: Изд во НГПИ им. М. Горького, 1990. С. 5 - 14.
320. Родионова Е.В. К проблеме восприятия и интерпретации культурно-исторических текстов: «Рецептивная эстетика» (Обзор) // Культура и общество в средние века раннее новое время. М., 1998. С. 154- 170.
321. Связь времен (Наука Традиции культуры - Новое видение мира). Вып. 1. М.: Прогресс - Традиция, 2001. 323 с.
322. Сент-Бёв Ш. Что такое классик? / Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки / Пер. с франц. С. Петрова. М.: Худож. лит., 1970. С. 310-325.
323. Современность классики: Сб. науч. тр. Л.: Наука, 1989. 241 с.
324. Современные зарубежные литературоведческие тенденции: (Герменевтика, рецептивная эстетика): Реф. сб. / ИНИОН. М., 1983. 184 с.
325. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения / Под ред. А.С. Бушмина. Л.: Наука, 1974. С. 168 — 202.
326. Стригалев А. Искусство между XIX и XX веком: исторические взаимосвязи. М.: Изд во госуд. ин - та искусствознания, 1998. С. 166 — 182.
327. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. 216 с.
328. Теории, школы, концепции: Художественная рецепция и герменевтика: (Критические анализы). М.: Наука, 1985. Вып. 5. 287 с.
329. Тименчик Р.Д. Текст в тексте у акмеистов // Труды по знаковым системам. XIV. Вып. 567. Тарту: Изд во Тартуск. ун - та, 1981. С. 65 -75.
330. Титаренко С.Д. Идея модерности в русском модернизме и поэтика канонических форм // Культура и текст: Литературоведение: Сб. науч. тр. СПб, 1998. Ч. 2. С. 112 122.
331. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Культура», 1995.621 с.
332. Тороп П.Х. Проблема интекста // Труды по знаковым системам. XIV. Вып. 567. Тарту: Изд во Тартуск. ун - та, 1981. С. 33 - 44.
333. Традиции в познании и культуре: Препринты докл. / АН СССР, Ин т философии. М, 1986. 71 с.
334. Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе 19-20 вв. Пермь: Изд во ПТУ, 1990. 144 с.
335. Традиции и новаторство в поэтическом языке: Сб. ст. / Под ред. О.И. Александрова. Куйбышев: Б.и., 1978. 174 с.
336. Традиции и новаторство в русской литературе: Сб. тр. М.: Б.и., 1973.289 с.
337. Традиции и новаторство в современной зарубежной литературе: Сб. ст. Иркутск: Б.и., 1976. 124 с.
338. Традиции и новаторство русской литературы XX века: Сб. тр. М.: Изд во обл. пед. ин - та им. Н.К. Крупской, 1973. 180 с.
339. Традиция в истории культуры: Сб. ст. М.: Наука. 1978. 279 с.
340. Традиция и литературный процесс: Сб. ст. Новосибирск: Изд — во СО РАН; Научно-издат. центр ОИГГМ СО РАН, 1999. 544 с.
341. Турсун-заде Ф.М. Художественные традиции и прогресс искусства. Душанбе: Ирфон, 1976. 126 с.
342. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1929. 596 с.
343. Удодов Б.Т. Субъетивно-объективные основы интерпретации: К проблеме современного прочтения классики // Русская классическая литература и современность: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд — во Воронеж, ун та, 1985. С. 5 - 24.
344. Устин А.К. Текст. Интертекст. Культура. СПб., 1995.
345. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М.: АГАР, 2000. 280 с.
346. Франк C.JI. Двуединство традиции и общества // Франк СЛ. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 125 128.
347. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. 398 с.
348. Хёйзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня / Пер с нидерл. М.: Прогресс, 1992. 458 с.
349. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1970. 392 с.
350. Храпченко М.Б. Творческое новаторство и принципы оценки литературных произведений // Контекст 1987: Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1988. С. 3 —24.
351. Цветов Г. Право на наследство // Поиски и традиции: Сб. критич. ст. Л.: Лениздат, 1986. С. 66 89.
352. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы, типологии и поэтики). М.: Изд во МГУ, 1982. 192 с.
353. Шаадат Ш. Новые публикации по интертекстуальности // Новое литературное обозрение. 1995. №12. С. 337 344.
354. Шкловский В. Искусство как прием // Поэтика. Пг.: Б.и., 1919. С. 101-114.
355. Эккерман И.-П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М.; Л.: Academia, 1934. С. 844 845.
356. Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант // Элиот Т.С. Назначение поэзии. Статьи о литературе / Пер. с англ. М.: ЗАО «Совершенство», 1997. С. 157— 166.
357. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии 1920 вв. М.: Сов. писатель, 1988. 416 с.
358. Эрн В.Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности // Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991. С. 71 108.
359. Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. №12. С. 34 84.
360. Holthusen J. Die Generation der ehemaligen Avantgarde // Holthusen J. Russische Literatur im 20. Jahrhundert. 2., unverand. Aufl. Tubingen: Francke, 1992. S. 210-241.
361. Zelinsky B. Das russische Drama // Das russische Drama / Hrsg. von B. Zelinsky. Dusseldorf: Bagel, 1986. S. 9-32.
362. Zelinsky B. Der russische Roman // Der russische Roman / Hrsg. von B. Zelinsky. Dusseldorf: Bagel, 1979. S. 7-46.5
363. Владиславлев И.В. Литература великого десятилетия (1917 -1927). Художественная литература Критика -История литературы -Литературная теория и методология. М.; Л.: Госиздат, 1928.
364. Голубева О.Д. Литературно-художественный альманахи и сборники: Библиографический указатель: В 2 т. М.: Всесоюзная книжная палата, 1957- 1958.
365. Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966.
366. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. А.А. Сурков. М.: Сов. энциклопедия, 1962 1978.
367. Культурология. XX в. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.
368. Литературная энциклопедия / Гл. ред. А.В. Луначарский. М.: ОГИЗ РСФСР, 1929 1939. Т. 1 - 9, 11.
369. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
370. Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиографический указатель / РАН. ИНИОН. М., 1993-.
371. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Рос. АН; Рос. фонд культуры: 3-е изд. М.: АЗЪ, 1995.
372. Писатели современной эпохи: Биобиблиографический словарь русских писателей XX века. Т. 1. / Под. ред. Б.П. Козьмина. Изд-е 2-ое. М.: ДЭМ, 1991.
373. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1999.
374. Русские писатели, XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под. ред. Н.Н. Скатова. М.: Просвещение, 1998.
375. Русские писатели. 1800 1917: В 6 т.: Биографический словарь. М., 1989-.
376. Русские писатели. Поэты. (Советский период). Библиографический указатель. Т. 18: Борис Пастернак СПб.: Изд — во Российской Национальной библиотеки, 1995.
377. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974.
378. Словарь русского языка: В 4 т / Ин-т русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой: 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981 1984.
379. Словарь современного русского литературного языка: В 17т./ Инт языкознания. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950 1965.
380. Советское литературоведение и критика: Библиографический указатель книг и статей: В 4 кн. / Отв. ред. Ю.Д. Рыскин. М.: Наука, 1966 1979.
381. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник / ИНИОН. М.: Интрада, 1996.
382. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова: 2-е изд., испр. и доп. Лондон; Франкфурт на - Майне; Париж; Люксембург; М.; Минск: Панпринт,1998.
383. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Терра, 1996.
384. Художественное восприятие: Основные термины и понятия: Словарь-справочник. Тверь: Изд — во Твер. гос. ун-та , 1991. 90 с.