автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Путь Бориса Пастернака к "Доктору Живаго"
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Радионова, Алла Владимировна
0. ВВЕДЕНИЕ.
0.1. Проблематика.
0.1.1. Актуальность исследования и обзор литературы.
0.1.2. Цели работы.
0.1.3. Структура и объем диссертации.
Апробация. Практическая значимость.
0.2. Методика исследования.
0.2.1. Основания методики.
0.2.2. Анализ образных и мотивных парадигм как метод изучения автоинтертекстуальности.
0.2.3. Работы, выполненные на основе сходных методик.
0.3. Материал исследования и критерии отбора текстов.
1. ТЕМЫ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ИЗ ЛИРИКИ
В РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО".
1.1. Темы, связанные с общекультурной парадигмой
X —» мировая стихия'.
1.1.1. Тема огня.
1.1.2. Тема воздуха.
1.1.3. Тема влаги.
1.1.4. Тема земли.
1.2. Другие темы в лирике и в романе.
1.2.1. Тема голоса.
1.2.2. Тема цвета.
1.2.3. Тема толпы.
2. СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА ОБРАЗОВ
ИЗ ЛИРИКИ В РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО.
2.1. Сравнительный анализ образов одного стихотворения и параллельных им образов романа.
2.2. Сравнительный анализ образной парадигмы в лирике и в романе.
2.3. Классификация способов переноса парадигм и отдельных образов из лирики в роман.
3. СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА МОТИВОВ
ИЗ ЛИРИКИ В РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО".
3.1. Сравнительный анализ мотивов одного стихотворения и параллельных им мотивов романа.
3.2. Сравнительный анализ парадигмы мотивов в лирике и в романе.
3.3. Классификация способов переноса мотивов из лирики в роман.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Радионова, Алла Владимировна
0.1. Проблематика 0.1.1. Актуальность исследования
Б.Л. Пастернак неоднократно говорил о том, что главным в своем творчестве он считает прозу, а именно роман "Доктор Живаго". Роман стал произведением, в котором он мечтал и сумел выразить весь опыт своей жизни, к написанию которого он готовился всю свою жизнь1.
Многие литературоведы говорят о нитях, берущих начало в раннем творчестве и ведущих к роману. Наиболее полно проблему пути Пастернака к "Доктору Живаго" рассмотрел B.C. Баевский. Одна из глав его книги "Пастернак" так и называется "«Доктор Живаго»: путь к роману". Баевский называет пять дорог, по которым Пастернак двигался к своему роману: прозаические этюды, стихотворный эпос, лирика, драматургия, переводы2. В "Докторе Живаго" развивается сюжетная линия "Детства Люверс". В ранней прозе 1918-1929 гг. ("Безлюбье: Глава из повести", "Повесть" и др.), а также в прозе 30-х гг. ("Записки Патрика", "Из нового романа о 1905 годе" и др.) присутствуют некоторые персонажи и ситуации, перешедшие впоследствии в роман. Многие положения "Охранной грамоты" встречаются в романе. Из эпических поэм в роман переносится ряд тем и мотивов. В данной работе мы исследуем только путь Пастернака к "Доктору Живаго" по линии лирики. "«Доктор Живаго» связан с каждой книгой лирики Пастернака множеством стиховых, тематических, образных, мифопоэтиче-ских, стилистических, языковых скреп" . Мы будем рассматривать только прозаическую часть романа, т. к. стихотворения из романа в контексте всего творчества Пастернака исследованы в диссертации И.В. Романовой4.
Н. Вильмонт говорил о романе как о дальнейшем развитии лирического начала, о переходе Пастернака от лирики к философии романа5. Борис Зайцев считал все раннее творчество Пастернака подходами к позднейшему "Доктору Живаго"6. Е.Б. Пастернак писал о том, что стихи Пастернака были подготовительной работой для создания художественной п прозы . Н.А. Фатеева обозначила проблему пути двух великих поэтово
Пушкина и Пастернака - от стихотворного к прозаическому творчеству . А.К. Жолковский рассматривает лирическую книгу "Сестра моя жизнь" как генератор энергии, породившей "Доктора Живаго"9. И.И. Ковтунова в работе "О поэтических образах Б. Пастернака" говорит о том, что стихотворная образность Пастернака имеет особенную структуру, при которой все вещи соответствуют друг другу, внутренне согласуются и составляют гармонически устроенный мир. Далее исследовательница приводит цитату из "Доктора Живаго"10. То, что в лирике Пастернак выражал через особенное построение образов, через определенный подбор понятий, участвующих в сопоставлениях, в романе он прямо высказал, часто в одном предложении. Аркадий Гаев говорит о темах и мыслях ранних произведений Пастернака, перекликающихся с тем, что сказано впоследствии в романе; о том, что Пастернак через все этапы проносит ему одному свойственную творческую идею. Утверждение, что "философию, ранее выраженную поэтически, Пастернак дал в романе уже в форме прозы", Гаев подтверждает параллельными примерами из лирики и из романа". Переход Пастернака от лирики к прозе, в частности к роману, как закономерную эволюцию его творчества
12 характеризует А.А. Газизова . И.Н. Бушман приходит к выводу: "Доктор Живаго" не зачеркнул предыдущее творчество, но стал гармоничным продолжением его13. К. Варне говорит о переходе из стихотворений "Сестры моей жизни" и из "Драматических отрывков" в роман темы русской революции14. JI. Флейшман к эпизодам романа приводит параллели из ранней лирики15. Как утверждает Willem G. Weststeijn, все, что характерно для поэзии Пастернака, характерно и для "Доктора Живаго"16. Е. Фарыно писал о трансформации некоторых поэтических образов, мотивов в "Докторе Живаго" с сохранением свойственных им коннотаций17. А. Юнггрен видит в поэтическом творчестве истоки многих тем, образов и мотивов "Доктора Живаго"18.
Однако, несмотря на очевидность факта переноса ряда текстовых элементов из более раннего стихотворного творчества в роман "Доктор Живаго", нет трудов, посвященных более подробному и комплексному изучению таких переносов. Рассматривая проблему пути Пастернака к роману, основное внимание исследователи уделяют наиболее очивидным связям между ранней прозой и "Доктором Живаго", освещение менее очевидных связей между лирикой и романом, как правило, ограничивается частными замечаниями.
Ю.М. Лотман писал о необходимости изучения произведения в "совокупности художественных элементов на всех уровнях, в их взаимной соотнесенности и в отношении ко всей совокупности внетекстовых элементов и связей"19. Исходя из этого положения, структурная и семантическая значимость элементов романа "Доктор Живаго" не может быть исследована без их соотнесенности с предшествующим лирическим творчеством. В данной работе лирика соотносится с романом как особая область внетекстовых связей для каждого уровня романа. Тем более что и сам автор не раз перекидывал мостики от своих стихов к роману даже тогда, когда он был
20 еще в очень отдаленном предположении .
В то же время и лирические стихотворения чаще исследуются изолированно, как совершенно самостоятельные произведения, как конечный результат. Мы не отвергаем самоценности стихотворного творчества, но для нашего исследования важно акцентировать внимание на том, что стихотворные произведения и задумывались, и писались этюдами к большому прозаическому произведению21. Перечисленные предпосылки дают право на попытку в определенных аспектах исследовать творчество Пастернака как структурное и художественное единство22.
При подходах к намеченному исследованию возникает проблема соотношения стихов и прозы. На каких уровнях возможно их сравнение? Проза Пастернака - это не проза в обычном смысле, это проза поэтическая. Многие эпизоды романа "Доктор Живаго" можно назвать лирикой в прозе . Элементы этих эпизодов близки по значению и функциям к стихотворным. В основе некоторых стихотворений и прозы Пастернака лежит один и тот же затекст24. Таким образом, сравнение становится возможным. С другой стороны, и в поэзии, и в прозе Пастернака использован общий языковой материал. "Поэтика русской прозы осваивалась поэтом, он шел на
9 ^ решительное сближение языка прозы и языка поэзии" . Стихотворное
•JjT творчество Пастернака сюжетно , что также является предпосылкой для сравнения поэзии и прозы. "Подчас даже самые короткие стихотворения имеют отчетливую сюжетную основу, в любом случае они ситуативны (си-туативность- зачаточная форма сюжетности)"27. Пастернак, особенно на раннем этапе, использовал экспериментальные приемы. Среди экспериментов- намеренное сочетание в стихотворном произведении лирики и эпо-28 са . Наличие в некоторых стихотворениях эпического начала также является благоприятным условием для сравнения с романом.
В современном литературоведении делались попытки сопоставить ритмику стихотворений и так называемую "ритмику" романа "Доктор Живаго"29. Но такое искусственное членение прозаического текста романа кажется нам излишним. То, что автор желал выразить с помощью рифм, ритма, других сугубо стихотворных реалий, он выразил в последней, стихотворной части романа. Многое в стихах Юрия Живаго дублирует уже сказанное до этого в прозе. Следовательно, автору было важно некоторые моменты осветить под разными углами зрения, а именно и прозой, и стихами. Ритмизованная и рифменная вариация ряда тем присутствует в структуре романа и дана самим автором. Характеризовать прозаическую часть романа как стихи, обнаруживая в ней двойное членение, отыскивая рифменные сочетания и т. д., в данной работе мы считаем нецелесообразным, хотя и согласны с положением о том, что "проза поэта" - нечто особенное и отличное от обычной прозы.
0. 1.2. Цели работы
1. Обнаружить общие элементы текстов лирики Пастернака и его романа "Доктор Живаго", выявить из этих элементов те, которые были перенесены из лирики в роман, доказать возможность и наличие переноса.
2. Проанализировать перенесенные элементы, выяснить их роль во всем творчестве Пастернака и их значение в конкретном контексте.
3. Выяснить, как изменялись элементы текста при переносе и что в каждом конкретном случае оставалось неизменным.
4. Доказать неразрывное единство между лирическим творчеством 1909-1945 годов и романом; показать, как лирика и роман объясняют и дополняют друг друга.
0. 1.3. Структура и объем диссертации.
Апробация работы. Практическая значимость
Работа состоит из введения, трех глав и заключения, примечаний, списка источников текстов, списка литературы и двух приложений, содержащих дополнительный материал ко второй и третьей главам.
Во введении дается краткий обзор проблем, рассматриваемых в диссертации. Также введение содержит описание методики исследования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Путь Бориса Пастернака к "Доктору Живаго""
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. - М.: Международные отношения, 1989. - С. 145
2. Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изв. АН. Сер. лит. и яз. - 1998. - Т. 57, № 5. - С. 2538. Фатеева разделила интертекстуальные заимствования на следующие группы:
I. Собственно интертекстуальность, образующая конструкции 'текст в тексте'.
1) Цитаты (атрибутивные и неатрибутивные).
2) Аллюзии (атрибутивные и неатрибутивные).
3) Центонные тексты (комплекс аллюзий и цитат).
II. Паратекстуальность, или отношение текста к своему заглавию, эпиграфу, послесловию.
1) Цитаты-заглавия.
2) Эпиграфы.
III. Метатекстуальность как пересказ и комментирующая ссылка на предтекст.
1) Интертекст-пересказ.
2) Вариация на тему предтекста.
3) Дописывание "чужого" текста.
4) Языковая игра с предтекстами.
IV. Гипертекстуальность как осмеяние или пародирование одним текстом другого.
V. Архитекстуальность как жанровая связь текстов.
VI. Иные модели и случаи интертекстуальности.
1) Интертекст как троп или стилистическая фигура.
2) Интермедиальные тропы и стилистические фигуры.
3) Заимствование приема.
VII. Поэтическая парадигма (лежащая в основе методики изучения образов Павлович).
3. "В большинстве случаев «интертекстуального пересказа» мы имеем дело с трансформацией формы по оси «стих - проза»" (Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов. - С. 33).
4. Смирнов И. Aemulatio в лирике Пушкина // Пушкин и Пастернак. Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989.- Budapest, 1991.-С. 17.
5. Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю., Бакина М.А., Виноградова В.Н., Фатеева Н.А. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. - М.: Наука, 1995. - С. 230.
Список научной литературыРадионова, Алла Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: В 5 т. - М.: Худож. лит.,1989.- 1991.
2. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Л.: Сов. писатель,1990.
3. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. М.: Худож. лит., 1988.511 с.
4. Пастернак Б.Л. Об искусстве. М.: Худож. лит., 1990. - 399 с.
5. Переписка Бориса Пастернака. -М.: Худож. лит., 1990. 575 с.
6. Борис Пастернак. Переписка с Ольгой Фрейденберг. New York and London, 1981.-379 с.
7. Письма Б.Л. Пастернака к жене З.Н. Нейгауз-Пастернак. М.: Дом, 1993.-248 с.8. "Вторжение воли в судьбу." Письма Б.Л. Пастернака в связи с "Доктором Живаго" / Публикация Е.Б. Пастернака // Русская речь. 1990. -№ 1.-С. 9-13.
8. Борис Пастернак и Сергей Бобров: письма четырех десятилетий. Публикация М. А. Рашковской. Stanford, 1996. - 163 с.
9. Fleishman L., Harder Н.-В., Dorzweiler S. Boris Pasternaks Lehrjahre. Неопубликованные философские конспекты и заметки Бориса Пастернака. Stanford, 1996. - Stanford Slavic Studies. Vol. 11:1. Том I, II.2. ДРУГИЕ ТЕКСТЫ
10. Блок А.А. Собрание сочинений: В 8 т. -M.-JL, 1960-1963.
11. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические в русском переводе с параллельными местами, перепечатано с Синодального издания.
12. Вересаев В.В. Сочинения: В 4 т. -М.: Правда, 1990.
13. Лермонтов. М.Ю. Собрание сочинений: в 4-х томах. Л.: Наука,1979.
14. Цветаева М.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. - 478 с.
15. Белый А. Символизм как миропонимание.- М.: Республика, 1994.-523 с.1. ЛИТЕРАТУРА
16. Абашев В.В. Письма "Начальной поры" как проект поэтики Пастернака // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции 23-25 октября 1990 г. Пермский университет. - Пермь, 1990. - С. 3-9.
17. Александрова В.А. Ранняя проза Пастернака // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 190-203.
18. Алексеева М.А. Творчество Б. Пастернака 1910-1920-х г.: формирование органической поэтики: Дисс. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1997.-196 с.
19. Аллен Л. Литературные реминисценции Гоголя у Пастернака и Гумилева // Аллен Л. Этюды о русской литературе. Л., 1989. - С. 144-157.
20. Анисова А.Н. Особенности художественного пространства и проблема эволюции поэтического мира (на материале лирики Б. Пастернака): Автореф. дисс. канд. филол. наук. Тверь, 2002. - 22 с.
21. Арутюнова Б. Звук как тематический мотив в поэтической системе Пастернака // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 238-270.
22. Асмус В.Ф. Творческая эстетика Б. Пастернака. Пастернак Б. Об искусстве. - М.: Искусство, 1990. - С. 8-35.
23. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988.-512 с.
24. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. -М.: Современный писатель, 1995.
25. Ю.Бабаев Э.Г. "Где воздух синь."// Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 536-547.
26. Баевский B.C. История русской поэзии. 1730-1980. Компендиум. -Смоленск: Русич, 1994. 292 с.
27. Баевский B.C. Рецензия на книгу: Кристина Фишер. Музыка и поэзия: Музыкальная сторона лирики Пастернака // Известия РАН. Серия лит. и яз. 1999. - Т. 58, № 6. - С. 62-65.
28. Баевский B.C. Лирика Пастернака в историко-литературном контексте. Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1988. - Т. 47, № 2. - 130-141.
29. Баевский B.C. Миф в поэтическом сознании и лирике Пастернака: (Опыт прочтения)// Известия АН СССР. Сер. лит. и яз.- 1980.- Т. 39, №2.-С. 116-127.
30. Баевский B.C. Темы и вариации. Об историко-культурном контексте поэзии Б. Пастернака // Вопросы литературы. 1987. - № 10. - С. 30-59.
31. Баевский B.C. Пастернак. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 112 с.
32. Баевский B.C. Б. Пастернак лирик: Основы поэтической системы. - Смоленск: Траст - Имаком, 1993. - 240 с.
33. Баевский B.C. Пушкин и Пастернак. К постановке проблемы// Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1989. - Т. 48, № З.-С. 231-236.
34. Баевский B.C. Сквозь магический кристалл: Поэтика "Евгения Онегина", романа в стихах А. Пушкина. -М.: Прометей, 1990. 158 с.
35. Бак Д.П. "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака. Функционирование лирического цикла в романном целом // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПГУ, 1990. - С. 10-12.
36. Белова Т.Н. Роман Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" в англоязычных исследованиях 80-х годов // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 1993.-№6.-С. 11-26.
37. Бельская Л.Л. Цикл Б. Пастернака "Петербург" и "петербургский текст" в русской поэзии начала XX века // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции 23-25 октября 1990 г. Пермский университет. -Пермь, 1990. - С. 16-20.
38. Бертнес Ю. Христианская тема в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Сборник научных трудов. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1994. - С.361-377.
39. Бобров С.П. О Б.Л. Пастернаке // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 59-66.
40. Боков В.Ф. Собеседник рощ// Воспоминания о Борисе Пастернаке. -М.: Слово, 1993.-С. 347-352.
41. Большакова А.Ю. Деревня как архетип: от Пушкина до Солженицына// Вестник российского гуманитарного фонда. №1. М., 1999. С. 316328.
42. Борис Пастернак. Библиографический указатель. Составители: Г.Д.Золенко, Н.Н.Чернего. Одесса, 1990. - 474 с.
43. Борисов В.М. Имя в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго"// "Быть знаменитым некрасиво.". Пастернаковские чтения. Вып. I.-М.: Наследие, 1992. С. 101-109.
44. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Комментарии // Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: В 5 т. Т.З. -М.: Худож. лит., 1990. С. 641-733.
45. Бурдина С.В. "Я" и мир в лирике Б. Пастернака конца 10-х начала 20-х годов // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. - Пермь: ПТУ, 1990. - С. 20-24.
46. Бушман И.Н. О ранней лирике Пастернака // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 204-224.
47. Бушман И.Н. Пастернак и Рильке (Из работы на тему "Немецкая поэзия и творчество Пастернака) // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С.233-239.
48. Бэлнеп Р.Л. Структура "Братьев Карамазовых". СПб.: Академический проект, 1997. - 144 с.
49. Васильев И.Е. Поэзия Б. Пастернака 10- 20-х годов (к проблеме содержательности художественной формы) // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПТУ, 1990. - С. 25-20.
50. Виленкин В.Я. О Борисе Леонидовиче Пастернаке// Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 464-486.
51. Вильмонт Н.Н. Борис Пастернак. Воспоминания и мысли. М., 1989.-224 с.
52. Воинов А.Д. К вопросу о художественном времени в поэзии Б. Пастернака // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПТУ, 1990. - С. 31-36.
53. Вознесенский А.А. Благовещизм поэта// Мир Пастернака. М., 1989.-С. 25-33.
54. Вознесенский А.А. Мне 14 лет// Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 574-607.
55. Гаев А.Г. Б.Л. Пастернак и его роман "Доктор Живаго" // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 20-44.
56. Газизова А.А. "Синтез живого со смыслом" (Размышления о прозе Б. Пастернака). М., 1990. - 48 с.
57. Газизова А.А. Обыкновенный человек в меняющемся мире: Опыт типологического анализа советской философской прозы 60-80-х годов. -М.: Изд-во "Прометей" МПГУ, 1990. 80 с.
58. Галоци К. "Театр" в "Апеллесовой черте" Бориса Пастернака// Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. -Szeged, 1988.-С. 279-296.
59. Гардзонио С. Борис Пастернак и поэма в прозе Андрея Белого "Глоссолалия" (Размышления над стихотворением "Степь") // Russian Literature. 1997. - XLI-IV. - С. 451-460.
60. Гардзонио С. "Сестра моя жизнь" Б. Пастернака и наследие св. Франциска Ассизского // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister1.fe" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol. 21. - 1999. -C. 66-75.
61. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака "Доктор Живаго" // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989.-C. 315-358.
62. Гаспаров M.JI. "Близнец в тучах" и "Начальная пора" Б. Пастернака: от композиции сборника к композиции цикла// Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1990. - Т. 49, № з. с. 218-222.
63. Гаспаров M.JI. Подгаецкая И.Ю. Пастернак в пересказе: сверка понимания // Новое литературное обозрение. 2000. - № 46. - С. 163-177.
64. Гаспаров M.JI., Поливанов К.М. Из комментария к "Близнецу в тучах" Б. Пастернака // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1998. - Т. 57, № 4. - С. 2229.
65. Гаспаров M.JI. Поэтика Пастернака в культурно-историческом измерении (Б.Л. Пастернак и О.М. Фрейденберг)// Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М.Лотмана. Тарту, 1992. - С. 366-384.
66. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984. - С. 319.
67. Гаспаров М.Л. Рифма и жанр в стихах Бориса Пастернака // Русская речь. 1990. - № 1. - С. 18-22.
68. Гаспаров М.Л. Семантика метра у раннего Пастернака// Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1988. - Т. 47, № 2. - С. 142-147.
69. Гершензон М.О. Гольфстрем. М.: Народное образование, 1996.128 с.
70. Герштейн Э.Г. О Пастернаке и об Ахматовой // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 388-407.
71. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. - 415 с.
72. Гинзбург Л.Я. О раннем Пастернаке // Мир Пастернака. М., 1989.-С. 41-45.
73. Гиржева Г.Н. Поэтика лирики Б. Пастернака (лингвистический аспект). Дисс. . канд. филол. наук. М.: АПН СССР. НИИ национально-русского двуязычия, 1991. - 239 с.
74. Гистер М. "Как трагик в провинции драму Шекспирову.": Об одной аллюзии в "Марбурге" Пастернака // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol.21. - 1999.-C. 185-192.
75. Гистер M. Мотивы Достоевского в стихотворении Пастернака "Марбург" // Литературное обозрение. 1996. - № 4. - С. 55-61.
76. Глебов Ю. "Свеча горела на столе" (Юрий Андреевич Живаго как поэтическая индивидуальность: заметки к теме) // Russian Studies. 1994. -№ 1. - С. 228-234.
77. Горелик Л.Л. Проза Пастернака 1910 1920 годов в литературном и мифологическом контексте: Дисс. д-ра филол. наук. - М.: 2000. - 365 с.
78. Горелик Л.Л. Пушкинский "миф о метели" в повести Б. Пастернака "Детство Люверс" // Ученые записки. Русская филология. Т. 1. Смоленск, 1994.-С. 256-278.
79. Горелик Л.Л. Ранняя проза Пастернака: Миф о творении. Смоленск, 2000.- 172 с.
80. Горелик Л. Л. Роман в стихах Бориса Пастернака "Спекторский" в контексте русской литературы. Смоленск, 1997. - 79 с.
81. Горелик Л.Л. Семиотические проблемы Жени Люверс: К характеристике образа Пастернака// Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма: Итоги исследования в XX веке: Материалы научной конференции. Смоленск: СГПУ, 2000. - С. 101-112.
82. Горелик Л.Л. Эволюция темы творчества в лирике Пастернака ("Близнец в тучах" и "Начальная пора") // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1998. -Т. 57, №4.-С. 12-21.
83. Горелов П.Г. Размышления над романом // Горелов П.Г. Кремнистый путь: Книга литературно-критических статей. — М.: Мол. гвардия, 1989.-С. 93-125.
84. Горнунг J1.B. Встреча за встречей // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 67-89.
85. Григорьев В.П., Иванова Н.Н., Некрасова Е.А., Северская О.И. Идиостиль Пастернака // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. М.: Наука, 1994. -С.70-75.
86. Даль Е. Некоторые особенности звуковых повторов Бориса Пастернака. Goteborg, 1978. - 169 с.
87. Дело Пастернака. Мюнхен, 1958. - 112 с.
88. Дубровина И.М. С верой в мировую гармонию: Образная система романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1996. - № 1. - С. 95-103.
89. Ерохин А. На территории совести: (О романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго") // В мире книг. 1988. - № 4. - С. 13-16.
90. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-405 с.
91. Жолковский А.К. Заметки о тексте, подтексте и цитации у Пастернака (к различению структурных и генетических связей) // Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976. - C. 67-84.
92. Жолковский А.К. Место окна в поэтическом мире Пастернака // Russian Literature (Amsterdam). 1978. - № 01. - C.l-38.
93. Жолковский А.К. О заглавном тропе книги "Сестра моя жизнь" // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol. 21. - 1999. - C. 26-65.
94. Зайцев Б.К. Пастернак в революции // Писатель и время. Сборник документальной прозы. М.: Советский писатель, 1991. - С. 505-512.
95. Захариева И. Роман Б. Пастернака "Доктор Живаго" как лирическая эпопея // Болгарская русистика. 1990. - № 1. - С. 3-13.
96. Зотова Е.И. Взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Б.Л. Пастернака: Дисс. канд. филол. наук. -М., 1998. 164 с.
97. Каган Ю.М. Об "Апелессовой черте" Бориса Пастернака // Литературное обозрение. 1996. - № 4. - С. 43-50.
98. Казаркин А.П. Тема поэта в творчестве Бориса Пастернака: (Вопросы оценки) // Художественное творчество и литературный процесс. -Томск, 1979. Вып. 2. - С. 61-74.
99. Карлайл О. Три визита к Борису Пастернаку // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 646-661.
100. Карлинский С. Пастернак, Пушкин и океан в поэме Марины Цветаевой "С моря" // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 46-57.
101. Карпов A.C. Борис Пастернак // Лекции по курсу "История русской литературы XX века". Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Марина Цветаева. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1994. -С. 29-49.
102. Кац Б.А. Пробужденный музыкой // Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака: Сборник литературных, музыкальных и изобразительных материалов. Л., 1991. - С. 5-36.
103. Кацис Л.Ф. Маяковско-Пастернаковские эпизоды в "Путешествии в Армению" и "Разговоре о Данте" Осипа Мандельштама (К проблеме "вторая проза" "первых поэтов") // Russian Literature. 1997. - XLI-IV. - С. 465482.
104. Кацис Л.Ф. Несколько иудейских комментариев к статье С. Гардзонио "Борис Пастернак и поэма в прозе Андрея Белого «Глоссолалия» (Размышления над стихотворением «Степь»)" // Russian Literature. 1997. -XLI-IV. - С. 461-464.
105. Кацис Л.Ф. Пастернак и Шопен (О второй редакции "Баллады" Б. Пастернака "Бывает, курьером на борзом.") // Изв. АН. Сер. лит. и яз. -1998.-Т. 57, №4.-С. 19-38.
106. Ким Юн-Ран. Об особенностях организации повествования в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1997. - № 3. - С. 20-32.
107. Кислова Е.П. Метафора в поэзии и прозе: семантико-стилистический аспект (На материале лирики и романа "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака): Дисс. канд. филол. наук. Уфа, 1998. - 209 с.
108. Кичева (Романова) И.В. Почему кремировали Юрия Андреевича Живаго? // Русская поэзия XX века. Смоленск: СГПИ, 1992. - С.31-33.
109. Ковтунова И.И. О поэтических образах Бориса Пастернака // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиости-лей. М.: Наследие, 1995. - С. 132-207.
110. Кондаков Б.В. Роман Б. Пастернака "Доктор Живаго" и русский классический роман // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПГУ, 1990. - С. 36-40.
111. Кондаков И.В. Роман "Доктор Живаго" в свете традиций русской культуры // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. Т.49, № 6 - С. 527540.
112. Кузина Н.В. Два поэтических мира: О.Э. Мандельштам и Б.Л.Пастернак (1910- 1920 гг.).: Дисс. . канд. филол. наук. Смоленск, 1997.-284 с.
113. Кукушкина Е.Ю. Синтаксическая традиция символизма в лирике Б. Пастернака // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. -М.: Наука, 1996. С. 107-113.
114. Кушнер А.С. "И чем случайней, тем вернее." // "Быть знаменитым некрасиво." Пастернаковские чтения. Выпуск I.- М.: Наследие, 1992.-С.175 -181.
115. Лавров А.В. "Судьбы скрещения" (Теснота коммуникативного ряда в "Докторе Живаго")// Новое литературное обозрение.- 1993. — № 2. С.241-255.
116. Левин Ю.И. Заметки о "Лейтенанте Шмидте" Б.Л. Пастернака// Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976. - C. 85-161.
117. Лепахин В. Иконопись и живопись, вечность и время в "Рождественской звезде" Б. Пастернака // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 255-276.
118. Лилеева А.Г. Интерпретация художественного текста. Из поэзии и прозы Б.Л. Пастернака. Стихотворения "Весна", "Зимняя ночь", отрывок из романа "Доктор Живаго": Учебное пособие для иностранных учащихся. М.: "Диалог МГУ", 1997. - 87 с.
119. Лесная Г.М. Блоковские традиции в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. -1996.-№ 1.-С. 104-113.
120. Лихачев Д.С. Звездный дождь: Проза Б.Л. Пастернака разных лет// Пастернак Б.Л. Воздушные пути: Проза разных лет.- М.: Сов. писатель, 1982.-С.З-17.
121. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" // Новый мир. 1988. - № 1. - С.5-10.
122. Локс К.Г. Повесть об одном десятилетии (1907-1917)// Воспоминания о Борисе Пастернаке. -М.: Слово, 1993 С. 34-53.
123. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М.: Гнозис, 1994. 547 с.
124. Лотман М.Ю. Мандельштам и Пастернак (попытка контрастив-ной поэтики) Tallinn, 1996, 1997. - 175 с.
125. Магомедова Д.М. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака. Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. -1990. - Т. 49. № 5. - С. 412-419.
126. Маймескулов А. "Весна" Пастернака (дескриптивный уровень) // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. -Szeged, 1988.-С. 223-240.
127. Маневич Г.И. "Доктор Живаго" как роман о творчестве // Маневич Г. Оправдание творчества. М.: Прометей, 1990. - С. 61-135.
128. Мансков С. Поезда в "Докторе Живаго" Бориса Пастернака// Studia literaria polono-slavika 3. Warszawa, 1999. - С. 235-241.
129. Масленникова З.А. Портрет Бориса Пастернака. М.: Сов. Россия, 1990.-287 с.
130. Мейлах М.Б. Вторые Пастернаковские чтения в Москве// Вопросы литературы. 1989. -№ 7.- С. 272-278.
131. Межаков-Корякин И. К проблеме личности в романе "Доктор Живаго" // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. -Мюнхен, 1962. С. 84-102.
132. Меркулова Т.И. Проблема творчества в поэзии М. Цветаевой и Б.Пастернака 1920-х- 1930-х гг: Дисс. . канд. филол. наук. М.: РАН, ИМЛИ им. А.М.Горького, 1992. -188 с.
133. Микола Д. Бытие как говорящий о самом себе язык (Анализ стихотворения Бориса Пастернака "Лето") // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 331-342.
134. Мифологический словарь. / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.
135. Мифы народов мира: В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1980.
136. Морыганов А.Ю. Ленин и Сталин в стихотворных фрагментах Б. Пастернака 20 30-х годов // Потаенная литература. Исследования и материалы. - Вып. 2. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2000.-С. 171-181.
137. Моссман Э. Комментарии // Борис Пастернак. Переписка с Ольгой Фрейденберг. New York and London, 1981. - С. 339-372.
138. Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака: Сборник литературных, музыкальных и изобразительных материалов. Л., 1991.-328 с.
139. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. От Анненского до Пастернака. М.: Прометей, 1992. -220 с.
140. Наумов Е.И. О времени и о себе: Маяковский и Пастернак // Наумов Е.И. О спорном и бесспорном: Статьи. Л.: Сов. писатель, 1973. — С.133-213.
141. Нейгауз Г.Г. Борис Пастернак в повседневной жизни // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 548-563.
142. Овчинников Н.Ф. Б.Л. Пастернак: поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 7-22.
143. Озеров Л.А. Жизнь сестра// Дверь в мастерскую. - Париж-Москва - Нью-Йорк, 1996. - С. 17-92.
144. Озеров Л.А. Начала и концы// Необходимость прекрасного: Книга статей. М.: Сов. писатель, 1983. - С. 268.
145. Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. М.: Знание, 1990. - 64 с.
146. Орлицкий Ю.Б., Анисова А.Н. К типологии прозиметрического текста: стих и проза в романе "Доктор Живаго" // Литературный текст: Проблемы и методы исследования: Сборник научных трудов. Вып. З.Тверь: ТГУ, 1997. С.114-129.
147. Орлицкий Ю.Б. "Доктор Живаго" как "проза поэта"// Russian Literature. 1997. -XLI-IV. - С. 505-517.
148. Павловец М.Г. Становление художественной системы Б.Л. Пастернака и творчество P.M. Рильке: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1997.-238 с.
149. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995. - 491с.
150. Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: На материале русской художественной литературы XVIII-XX веков. В 2 т. М., 1999.
151. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак // Мир Пастернака. М., 1989. -С. 5-12.
152. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография. М.: Цитадель, 1997.-728 с.
153. Пастернак Е.Б. Лето 1917: ("Сестра моя жизнь" и "Доктор Живаго") // Звезда. - 1990. - № 2. - С. 158-166.
154. Пастернак Е.Б. Из первых прозаических опытов Бориса Пастернака. Публикация II // Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. -Stockholm, 1976. -C. 26-51.
155. Пастернак Е.Вл. "Сестра моя Жизнь" в свете отношения к романтизму // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. - Stanford Slavic Studies. Vol. 21. - 1999. - C. 193-223.
156. Пастернак З.Н. Воспоминания// Воспоминания о Борисе Пастернаке.-М.: Слово, 1993.-С. 175-231.
157. Пискунова С.И., Пискунов В.М. "Вседневное наше бессмертье" (О романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго") // Литературное обозрение. -1988.-№8.-С. 48-54.
158. Поливанов К.М. "Воробьевы горы" и традиция русского шестистопного хорея с цезурой // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol. 21.-1999.-C. 167-184.
159. Поливанов К.М. Отечественная пастернакиана за 10 лет // Новое литературное обозрение. 1993. -№ 2. - С. 256-261.
160. Поливанов К.М. Политический аспект биографии Бориса Пастернака (На материале новейших документов) // Новое литературное обозрение. 1996. - № 2. - С. 91-111.
161. Поливанов К.М. "Хор" Пастернака// Литературное обозрение.-1996.-№4.-С. 50-55.
162. Поливанов М.К. Тайная свобода // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 492-510.
163. Поливанова А.А. Из разговоров Пастернака // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 487-491.
164. Померанцев И.Я. "Детство Люверс": повесть о взрослении// Russian Literature. 1999. - XLV-II. - С. 197-208.
165. Поплюйко-Анатольева Н.А. "Безвинное страдание" (Философские элементы в творчестве Б. Пастернака) // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 60-83.
166. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. М: Наука, 1969. - 168 с.
167. Пузиков А.И. Пастернак, Фельтринелли, Гослитиздат. Страничка воспоминаний // Литературное обозрение. 1996. - № 4. - С. 61-63.
168. Пуста Д.Б. Пастернак: "Плачущий сад" (Анализ стихотворения) // Dissertationes Slavicae, XIX: Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 319-329.
169. Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма: Итоги исследования в XX веке: Материалы научной конференции. Смоленск: СГПУ, 2000.-172 с.
170. Радионова А.В. Голос, крик, шепот в творчестве Бориса Пастернака// Семиотика средств связи: Тезисы докладов международной научной конференции 6-8 XII 2001. Warszawa: IS PAN, 2001. - С. 25 - 27.
171. Радионова А.В. Образ пыли в творчестве Б. Пастернака// Русская филология: Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. Смоленск: СГПУ, 2001. - С. 253 - 261.
172. Радионова А.В. О мотивах и образах, связанных с темой огня, в творчестве Б. Пастернака// Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма: Итоги исследования в XX веке: Материалы научной конференции. -Смоленск: СГПУ, 2000. С. 124-132.
173. Радионова А.В. О постоянстве некоторых мотивов в творчестве Б. Пастернака // АЛФАВИТ: Филологический сборник. Смоленск: СГПУ, 2002.-С. 136-154.
174. Радионова А.В. О роли очага в творчестве Б. Пастернака // Scripta manent VI: Сборник научных работ студентов и аспирантов-филологов. -Смоленск: СГПУ, 2000. С. 140-151.
175. Радионова А.В. О символике лилового цвета в лирике Б. Пастернака и в романе "Доктор Живаго" // Смоленский филологический сборник: Труды молодых научных работников. Смоленск: СГПУ, 1999. С. 52-58.
176. Радионова А.В. Путь Б. Пастернака к "Доктору Живаго": огонь, воздух, вода // Актуальные проблемы современной филологии: Материалы IV Кирилло-Мефодиевских чтений. Смоленск: СГУ, 2000. - С. 17-22.
177. Радионова А.В. Сопоставление образных систем поэзии и прозы Б. Пастернака // Studia Russica XIX. Будапешт, 2001. - С. 467 - 474.
178. Радионова А.В. Цветовые эпитеты в творчестве Пастернака // Риторика в свете современной лингвистики: Тезисы докладов межвузовской конференции (13 14 мая 1999 г.). - Смоленск: СГПУ, 1999. - С. 73-74.
179. Раевская-Хьюз О.П. О самоубийстве Маяковского в "Охранной грамоте" Пастернака// Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 141-152.
180. Ржевский Л.Д. Язык и стиль романа Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. -Мюнхен, 1962.-С. 115-189.
181. Романова И.В. Между смертью и воскресением: Тема огня в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" // Graduate Essays on Slavic Languages and Literatures (Pittsburgh). Vol.8. - P. 84-91.
182. Романова И.В. Миф о Св. Георгии в "Докторе Живаго" Б. Пастернака // Русская филология: Ученые записки Смоленского государственного педагогического института. Смоленск: СГПИ, 1996. - С. 38-48.
183. Романова И.В. Память жанров жития и греческого эротического романа в "Докторе Живаго" Б. Пастернака // Взаимосвязи национальных литератур и культур. Вып.1. Смоленск: СГПИ, 1996. - С. 93-101.
184. Романова И.В. "Стихотворения Юрия Живаго" в контексте романа и лирики Б. Пастернака: Дисс. . канд. филол. наук. Смоленск: СГПИ, 1997.-275 с.
185. Романова И.В. Тематическая функция рифмы в "Стихотворениях Юрия Живаго" Б. Пастернака // Золото и серебро русской литературы. -Смоленск: СГПИ, 1995. С. 47-86.
186. Рудова Л. Борис Пастернак и его творчество в западной критике последних лет// Новое литературное обозрение. 1995.- № 12. - С. 171174.
187. Русские писатели, поэты (советский период): Биоблиографиче-ский указатель. Т. 18. Б. Пастернак. Санкт-Петербург, 1995. - 474 с.
188. Саралева С.А. Поэтическая проза ("Детство Люверс")// Пастер-наковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПГУ, 1990.-С. 47-52.
189. Секе К. "Называние" и "наименование" в "Детстве Люверс" Б. Пастернака // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 29-37.
190. Семенова С.Г. Федоров и русская литература XX века. Б. Пастернак// Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М.: Сов. писатель, 1990. - С. 373-381.
191. Силантьев И.В. Семантическая структура повествовательного мотива// Материалы к словарю сюжетов и мотивов. Вып. 3. Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999.- С. 10-28.
192. Симфония на Ветхий и Новый Завет. Христианское общество "Библия для всех". - Санкт-Петербург, 1996. - 1500 с.
193. Синева О.В. Метакоммуникация в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. -М.: Наука, 1996. С.113-121.
194. Синявский А.Д. Некоторые аспекты поздней прозы Пастернака // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 359-371.
195. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике. Очерк историографии. Новосибирск, 1999. - 104 с.
196. Силантьев И.В. Семантическая структура повествовательного мотива // Материалы к словарю сюжетов и мотивов; Вып. 3. Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. - С. 10-28.
197. Сиротенко Л.В. Миф и фольклор в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПТУ, 1990. - С. 53-56.
198. Смирнов И.П. Порождение интертекста. (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). СПб., 1995.- 192 с.
199. Смирнов И.П. Роман тайн "Доктор Живаго". М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 205 с.
200. Соловейчик-Зильберштейн И.А. Стихи в романе "Доктор Живаго" // Сборник научных трудов. Иерусалим, 1993. - С. 27-33.
201. Степун Ф.А. Б.Л.Пастернак// Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 45-59.
202. Струве Н.А. Затерянная заметка Бориса Пастернака// Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 414-417.
203. Суриков В. Тайная свобода Юрия Живаго// Московский вестник. 1990. - № 3. - С. 216-238.
204. Суханова И.А. Интертекстуальные связи в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго". Ярославль, 1998. - 211 с.
205. Тамарченко Н.Д. К типологии героя в русском романе // Сюжет и время: Сборник научных трудов. К семидесятилетию Г.В. Краснова. -Коломна: Коломенский педагогический институт, 1991. С. 28-32.
206. Тарасенков А.К. Пастернак. Черновые записи. 1930-1939// Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 150-174.
207. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное.- М.: Издательская группа "Прогресс" "Культура", 1995. - 65 с.
208. Тренин В.В., ХарджиевН.И. О Борисе Пастернаке// Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976. - C. 9-25.
209. Трофимова Н.П. "Стихотворения Юрия Живаго" как художественное единство// Русский язык в молдавской школе. 1989.- № 6.- С. 58-62.
210. Тюленева Е.М. Ранний Пастернак: Поэтический миф о сотворении мира // Филологические штудии: Сборник научных трудов. Иваново, 1995.
211. Тюленева Е.М. Творчество Б.Пастернака 1910-1920-х: Мифо-мышление и поэтика текста: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Иваново, 1997.- 16 с.
212. Тюпа В.И., Ромодановская Е.К. Словарь мотивов как научная проблема // Материалы к "Словарю сюжетов и мотивов русской литературы": от сюжета к мотиву / Под ред. В.И. Тюпы. Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1996. - С. 3-15.
213. Тюпа В.И. Традиционность нового (текстопорождающая моти-вика пушкинского наброска) // Материалы к словарю сюжетов и мотивов. Вып. 3. Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. - С. 29-32.
214. Тюпа В.И. Фазы мирового археосюжета как историческое ядро словаря мотивов// Материалы к словарю сюжетов и мотивов. Вып. 3. Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999.-16-23.
215. Тюпа В.И. Эстетика Пастернака (по страницам романа "Доктор Живаго") // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПТУ, 1990. - С. 68-73.
216. Фарыно Е. Греческая губка на зеленой скамейке в "Весне" Пастернака // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988.-С. 181-221.
217. Фарыно Е. Два поэтических портрета. (Ахматова —» <— Пастернак) // Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976.-C. 52-66.
218. Фарыно E. Иконизм и иконность поэтики Пастернака. (Тезисы) // Musica Antaqua Europae Orientalis. Vol.2: Acta Slavica. Bydgoszcz, 1988. -C. 283-298.
219. Фарыно E. Клейкие листочки, уха, чай, варенье и спирты. (Пушкин Достоевский - Пастернак) // Studia Russica Budapestinensia. Материалы III и IV Пушкинологического Коллоквиума в Будапеште 1991, 1993. -Budapest, 1995. - С.175-208.
220. Фарыно E. К проблеме кода лирики Пастернака. // Russian Literature. 1978. -№ l.-C. 69-101.
221. Фарыно E. Некоторые вопросы поэтики Пастернака ("Вечерело, Повсюду ретиво.") // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 135-180.
222. Фарыно Е. Поэтика Пастернака ("Путевые заметки" "Охранная грамота") // Wiener Slawistischer Almanach. - Sonderband 22. - 1989. - 316 с.
223. Фарыно Е. Холодная телятина Желвак - Рябина - Фосфорическое слово. (Археопоэтика "Доктора Живаго", 5) // Semantic Analysis of Literary Texts. - Elsevier, Amsterdam - New York - Oxford - Tokyo, 1990. - C. 133-152.
224. Фарыно E. Юрятинская читальня и библиотекарша Авдотья. (Археопоэтика "Доктора Живаго") // Сб. статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1992. - С. 385-410.
225. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т.- М.,1987.
226. Фатеева Н.А. Картина мира и эволюция поэтического идиостиля Бориса Пастернака (поэзия и проза) // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М.: Наследие, 1995. - С. 208304.
227. Фатеева Н.А. Краски мира Бориса Пастернака// Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма: Итоги исследования в XX веке. Материалы научной конференции. Смоленск: СГПУ, 2000. - С. 113-123.
228. Фатеева Н.А. О неявной грамматике поэтического текста Пастернака (на материале поэзии Б. Пастернака) // Die Welt der Slaven XLV. -2000.-С. 201-220.
229. Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1998. - Т. 57, № 5. - С. 25-38.
230. Фейер А. Человек, истина, универсальность (Анализ романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 1-27.
231. Флейшман JI.C. Б. Пастернак в двадцатые годы. Munchen, 1981.-341 с.
232. Флейшман Л.С. Борис Пастернак в тридцатые годы. Jerusalem, 1884.-444 с.
233. Флейшман Л.С. Автобиографическое и "Август" Пастернака// Slavonica Hierosolymitana. Slavic Studies of the Hebrew University. 1977.-Vol.l. - C.194-198.
234. Флейшман Л.С. Статьи о Пастернаке. Bremen, 1977. - 149 с.
235. Фоменко И.В. Музыкальная композиция как черта романтического стиля (на примере творчества Пастернака 20-х годов) // Вопросы романтизма (Межвузовский сборник). Вып. 2. Калинин, 1975. - С. 75 - 90.
236. Фоменко И.В. Циклизация как типологическая черта лирики Б.Л. Пастернака // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПТУ, 1990. - С. 78-84.
237. Франк B.C. Водяной знак (Поэтическое мировоззрение Пастернака) // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962.-С. 240-252.
238. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989. - 455 с.
239. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998. —800 с.
240. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.-448 с.
241. Хазан В.И. Космогония Кавказа в лирическом цикле Б. Пастернака "Из летних записок" // Пастернаковские чтения. Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПГУ, 1990. - С. 84-90.
242. Хан А. Основные предпосылки философии творчества Б. Пастернака в свете его раннего эстетического самоопределения // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. -Szeged, 1988.-С. 39-134.
243. Ханзен-Лёве Ore А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения М.: Языки русской культуры, 2001. - 672 с.
244. Цивьян Т.В. Проза поэтов о "прозе поэта" // Russian Literature. -1997. XLI-IV. - С. 424-436.
245. Черняк Е.Б. Пастернак. (Из воспоминаний) // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 127-142.
246. Чуковский К.И. Из дневника// Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 263-285.
247. Чуковская Л.К. Отрывки из дневника // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 408-442.
248. Шаламов В.Т. Пастернак // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 608-631.
249. Эмблемы и символы / Вступительная статья и комментарии Ма-хова А. Е. М.: Интрада, 1995. - 366 с.
250. Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник вселенной.": Система пейзажных образов в русской поэзии.- М.: Высш. шк., 1990. 303 с.
251. Юнггрен А. О поэтическом генезисе "Доктора Живаго// Studies in 20th Centry Russian Prose. Stockholm, 1982. - C. 228-249.
252. Юнггрен А. "Сад" и "Я сам": смысл и композиция стихотворения "Зеркало" // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 224-237.
253. Явор Д. Трактовка стихотворения Б. Пастернака "Раскованный голос" в свете платоновского Сократа об Эросе // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 241254.
254. Якобсон А.А. Лекции о Пастернаке // Якобсон А. Почва и судьба. Вильнюс-Москва, 1992. - С. 59-94.
255. Якобсон P.O. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. - С. 324-338.
256. Aroutunova В. Земля и небо. Наблюдения над категориями пространства и времени в ранней лирике Пастернака // Boris Pasternak 18901960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)- Paris, 1979.- C. 195-224.
257. Aucouturier А. Семантика ритма в сборнике "Сестра моя жизнь"// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) Paris, 1979. - C. 255-262.
258. Aucouturier M. Об одном ключе к "Охранной грамоте" // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) -Paris, 1979.-C. 337-349.
259. Barnes C.J. Boris Pasternak, The Musican- Poet and Composer// Slavonica Hierosolymitana. Slavic Studies of the Hebrew University. Vol.1.-1977.-C. 317-335.
260. Barnes C.J. Notes on Pasternak // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989.-P. 398-413.
261. Barnes C.J. Борис Пастернак и революция 1917 года// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) -Paris, 1979.-C. 315-327.
262. Belentschikow V. RuBland und die deutschen Expressionisten 1910 -1925: Zur Geschichte der deutsch-russischen Literaturbeziehungen Frankfurt am Main; Berlin; Bern; New York; Paris; Wien; 1990. - 230 c.
263. Birnbaum H. Further Reflections on the Poetics of "Doktor Zivago": Structure, Technique, and Sumbolism // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989.-P. 284-314.
264. Bjorling F. Aspects of Poetic Syntax // Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976. - P. 162-179.
265. Bobryk R., Faryno J. Parawoz wzorowego maszynisty // Studia liter-aria polono-slavika 3. Warszawa, 1999. - C. 243-246.
266. Bodin P.A. Pasternak and Christian Art// Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976. - P. 203-214.
267. Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - 425 p.
268. Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976.-216 p.
269. Cassedy S. The European Context of the Early Pasternak // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. -Stanford Slavic Studies. Vol. 21. 1999. - P. 9-25.
270. Ciepiela C. Pasternak's Romantik Plot // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol. 21. - 1999. - P. 104-122.
271. Cornwell N. Pasternak's Novel: Perspective on "Doctor Zhivago". Essays in Poetics publications № 2. Keele, 1986. - 165 p.
272. Djurcinov M. Антиномия "романтизм-реализм" в поэтике Пастернака// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) Paris, 1979. - C. 95-102.
273. Doring R. Семантизация звуковых структур в поэме Пастернака "Высокая болезнь"// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 143-154.
274. Doring-Smirnov R. Пастернак и немецкий романтизм (1. "Доктор Живаго" и "Разбойники") // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989.- Budapest, 1991. С. 169-174.
275. Erlich V. Boris Pasternak and Russian Poetic Culture of His Time // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 32-45.
276. Erlich V. "Страсти разряды". Заметки о "Марбурге" // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) -Paris, 1979.-C. 281-288.
277. Etkind E. Пастернак, новатор поэтической речи // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C.l 17-142.
278. Faryno J. Как Ленский обернулся Соловьем Разбойником // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989.-Budapest, 1991.-С. 149-174.
279. Faryno J. Pushkin in Pasternak's. Tema s variatsiiami // The Slavonic and East European Review. Volume 69, Number 3, July 1991. P. 418-457.
280. Fleishman L. Boris Pasternak. The Poet and His Politics. London, 1990. - 359 p.
281. Fleishman L. История Центрифуги// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979. -C. 19-42.
282. Fleishman L. Pasternak and Bukharin in the 1930s // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989.-P. 171-188.
283. France P. Pasternak et le romantisme// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) Paris, 1979. - C. 83-92.
284. Gifford H. Pasternak and His Western Contemporaries // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 13-31.
285. Greber E. The Art of Memory in Boris Pasternak's Aesthetics // Russian Literature. 1997. - XLII-I. - P. 25-46.
286. Grossman J. Variations on the Theme of Puskin in Pasternak and Brjusov // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 121-140.
287. Hingley R. Pasternak: Biography. London, 1983. - 249 p.
288. Hughes R.P. Nabokov Reading Pasternak // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989.-P. 153-170.
289. Hughes О. Стихотворение "Марбург" и тема "второго рождения". Наблюдения над разными редакциями стихотворения "Марбург" // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 289-302.
290. Katkov G. "Безлюбье" ранний набросок "Доктора Живаго" // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 329-335.
291. Kopelev L. Фаустовский мир Бориса Пастернака // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 491-515.
292. Lilly J.K. Binary vs. Ternary in the Early Lyrics of Pasternak // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 271-283.
293. Livingstone A. Allegory and Christianity in "Doctor Zhivago" // Melbourne Slavonic Studies. -Vol. 1. 1967. -№ 1. - P. 24-33.
294. Livingstone А. Пастернак и Рильке// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) Paris, 1979. - C. 431-440.
295. Majmieskulow А. "Переделкино" Бориса Пастернака (разбор цикла). Bydgoszcz, 1994. - 280 с.
296. Majmieskulow А. Стихотворение Пастернака "Образец" // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989.-Budapest, 1991.-С. 175-185.
297. Mallac G. de. Boris Pasternak. Norman: University of Oklahoma Press, 1982.-450 p.
298. Mallac G. de. Эстетические воззрения Пастернака // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 63-81.
299. Maroti Z. Зеркало как метафора познания (Анализ стихотворения Б. Пастернака "Зеркало") // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989. Budapest, 1991. - С. 186-195.
300. Masing-Delic I. Capitalist Bread and Socialist Spectacle: The Janus Face of "Rome" in Pasternak's "Doktor Zhivago" // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 372-385.
301. Mossman E. Metaphors of History in "War and Peace" and "Doktor Zhivago" // Literature and History. Theoretical Problems and Russian Case Studies. Stanford, 1986. - P. 247-262.
302. Mutevossian G. Еще раз о "Зеркале" Бориса Пастернака // Russian Literature. 1998. - XLIV-IV. - С. 433-442.
303. Nilsson N. Ake. "With Oars at Rest" and the Poetic Tradition // Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976.- P. 180202.
304. Nilson N. Eke. Стихотворения Пастернака "Сложа весла" и литературная традиция// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979. -C. 373-280.
305. O'Connor K.T. Elena, Helen of Troy, and the Eternal Feminine: Epigraphs and Intertextuality in "Sestra moya zhizn'" // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 212-223.r
306. Palfi А. Стиховая и прозаическая наррация Пушкина в пьесе "Борис Годунов" // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989. Budapest, 1991. - 63-70.
307. Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol. 21. - 1999. - 246 p.
308. Pomorska K. Themes and Variations in Pasternak's Poetics. Lisse, 1975.-92 p.
309. Rowland Mary F. and Rowland P. Pasternak's "Doktor Zhivago".-London and Amsterdam, 1967. 216 p.
310. Rylkova G.S. Doubling Versus Totality in "Doktor Zivago" of B. Pasternak // Russian Literature. 1998. - XLIII-IV. - P. 495-518.
311. Rusakov L.D. Визуальность художественных образов у Б.Л. Пастернака ("Рождественская звезда". Стихотворения Юрия Живаго) // Russian Literature. 1999. - XLV-I. - С. 93-106.
312. Segal D. Заметки о сюжетности в лирической поэзии Пастернака// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 155-177.
313. Szabo С. Путь к согласию "быть землей": Анализ стихотворения "Болезни земли" // Studia Russica XIX. Будапешт, 2001. - С. 200-212.
314. Thomson R.D.B. Cvetaeva and Pasternak 1922-1924 // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 58-90.
315. Tshertkov L. К вопросу о литературной генеалогии Пастернака// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) Paris, 1979. - C. 55-62.
316. Weststeijn W.G. Доктор Живаго поэтический текст // Russian Literature. - 1997. - XLII-III/IV. - С. 477-489.
317. Wilhelm L.K. Structure as Signifier in Evgenij Zamyatin's "Pescera" // Русский текст. Российско-американский журнал по русской филологии. Санкт-Петербург, Россия, Лоуренс, Канзас, США, № 1, 1993. — С. 70-82.
318. Zbyrowski Z. Cechy gatunkowe poematow Borisa Pasternaka// Studia filologiczne. Zeszyt 41. Filologia rossyjska 17.- Bydgoszcz, 1995.- P. 165-187.