автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Р. Г. Тоуни и формирование лейбористской историографии в Англии

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Сафронова, Ирина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Р. Г. Тоуни и формирование лейбористской историографии в Англии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Р. Г. Тоуни и формирование лейбористской историографии в Англии"

\ О КАЗАНСКИЙ государственны:-: унивзрсктбт

На правах рукописи

СА2Р0Н0ВА Ирина Викторовна

Р.Г.ТОУНЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕЙБОРИСТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

В АНГЛИИ

07.00.0?. - историография, источниковедение

и методы исторического исследования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

КАЗАНЬ - 1996

Работа выполнена на кафедре новой и новейшей исторшт Казанского государственного университета.

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

- доктор исторических наук профессор И.й.Шарифжанов

- доктор исторически:-: наук профессор Е.Г.Елосфельд

- кандидат исторических наук Й.К.Калимонов

- Саратовский государственный университет

Защита состоится г. в . на

заседании диссертационного Совета Д.05?.2?.Сб. по присуждению ученой степени доктора исторических наук в Казанском государственном универсигетет по адресу: 4В0008, Казань, ул.Ленина,.18, второй корпус, ауд. 1112.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени Н.ИЛобачевского Казанского государственного университета.

Автореферат разослан "Я^"(МСГ&Р^1996 г.

Учёный секретарь диссертационного Совета кандидат исторических наук

доцент -у Р.Г.Кашафутдинов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и научная значимость теш исследования. Исследование английской историографии XX века представляет зна -чительный научный интерес как в плане изучения её основных направлений и тенденций, так и с точки зрения анализа творчества наиболее выдающихся её представителей, В ряду последних стоит имя английского историка-экономиста Ричарда Генри Тоуни, вклад которого в британскую и мировую историческую науку общепризнан.

В Великобритании он известен как выдающийся педагог, уче-ньйг-историк, политик и видный теоретик лейбористского движения. Тоуни оставил потомкам большое политическое и научное наследие, создал свою историческую школу.

Основной период его творчества пришелся на слотов для Великобритании время. Первая половина XX века стала перисом кардинальных политических, социальных и экономических изменений в стране. Они привели к ослаблению политико-экономического положения Британии в мире и наложили свой отпечаток на её историческую науку. Поэтому в диссертационном сочинении творчество Тоуни, в центре которого было изучение экономической истории Англии, рассматривается на широком социально-политическом фоне.

Прежде всего он предстает как видный деятель лейбористской партии и один из основоположников теории Британского лейборизма. Его сотрудничество с такими видными деятелями, как С. и Б. Вебб, Дж.Коул, Г.Ласки и У.Моррис, представляет большой научный интерес с точки зрения изучения истории и теории лейбористского движения в целом, а также в плане понимания его гуманистической теории христианско-демократического социализма, получившей отражение в двух программных документах лейбо-

ристской партии.

В то же время не меньший интерес вызывает его деятельность в качестве крупного историка-экономиста, который, занимаясь традиционной проблематикой, свойственной английской исторической науке, .кардинально обогатил изучение истории ХУ1-ХУП ве -ков. Работы Тоуни, посвященные исследованию проблем английской буржуазной революции середины ХУЛ века, стали началом следующего этапа в развитии классической английской историографии.

Тоуни одним из первых подверг критике гардинеровскую концепцию "пуританской революции", согласно которой и сама революция, и гражданская война 40-х годов ХУП века являлись конституционно-религиозным конфликтом, лишенным социального и экономического содержания. Кроме того, в своих трудах он поставил ряд вопросов, по новому освещающих социально-экономическую историю дореволюционного развития Англии вХУ1-ХУП веках, а такие раскрывающих причины буржуазной революции середины ХУП века и последовавшей за ней гражданской войны, под новым углом рассмотрел проблему соотношения и взаимовлияния религии и экономики в процессе развития капитализма, дал глубокий анализ социально-аграрной революции и определил её место в истории Англии.

Все эти исторические проблемы получили свое отражение в крупных монографиях и статьях Тоуни, раскрывающих его концепцию исторического развития. В основу своей теории британский ученый положил идею многоплановости исторического процесса, основанного на переплетении и взаимовлиянии различных экономических, религиозных и политических факторов в прогрессивном движении общества. Это позволило Тоуни не только предложить новую интерпретацию тюдоровско-стюарговской эпохи в истории Англии, но и ввести новые подходы в методику исторического ис-

следования в Британской науке. Именно эти подходы легли в основу формирования лейбористской историографии, её методологических и социальных принципов.

Разработанность темы. Своими достижениями в политической, научной и педагогической деятельности Р.Г.Тоуни внес весомый вклад в английскую и мировую историческую науку. К сожалению, научное наследие британского историка недостаточно исследовано в нашей отечественной историографии, В настоящее время творчество Тоуни в советской и российской исторической науке представлено лишь в двух аспектах: в работах по истории рабочего движения в Англии Х1Х-ХХ вв. и в исследованиях по истории Англии ХУ1-ХУП вв. Однако его исторические взгляды, а такие теоретические выводи широко использовавшиеся в различных работах советских историков, во многом до сих пор представлены фрагментарно, без широкого и всестороннего анализа, а его собственно-историческая концепция по-прежнему игнорируется.

Более полное освещение научное наследие Тоуни получило в зарубежной историографии, рассмотревшей практически почти все основные направления его исследований, хотя и не обобщившей- их в единую картину творческого процесса. Исключение составляет лишь работа Р.Террилла - "Р.Г.Тоуни и его время" / 1973 г. /, ставшая наиболее последовательной попыткой целостного изучения жизни и творчества британского историка.

Сегодня назрела необходимость преодолеть эти пробелы. Жизненный путь Тоуни, его вклад в историческую науку Великобритании, в становление лейбористской историографии нуждается в комплексном исследовании, которое представляет большой познавательный интерес для российских историков и приобретает особую актуальность в условиях современной переоценки ценностей исторической науки.

Цель и задачи работы. Цель диссертационного сочинения -всесторонне исследовать научный вклад Р.Г.Тоуш в историческую науку, определить его место в английской и мировой историографии XX века.

Для достижения поставленной цели мы стремились решить следующие задачи:

1. Исследовать основные этапы жизненного пути Тоуни и его деятельности;

2. Рассмотреть социально-политические взгляды ученого, изучить его вклад в формирование английского лейборизма;

3. Провести анализ теоретико-методологических и исторических взглядов английского историка, раскрыть содержание и основные принципы его исторической концепции.

В.итоге это позволило охватить практически все творческое наследие Тоуни.

Хронологические рамки работы. Работа охватывает 80-?0-е годы XIX века - 60-е годы XX века. Этот период включает формирование и укрепление лейборизма в Великобритании, а такие жизненный и творческий путь Тоуни. - -

Новизна и практическая значимость исследования. Новизна работы заключается в представлении комплексного исследования жизни и-творчества Р.Г.Тоуни, как одного из ведущих исследователей английской истории ХУ1-ХУП веков, как одного из основоположников лейбористской историографии и как одного из идеологов британского лейборизма, фигура которого ранее оставалась в тени более известных имен - С. и Б. Вебб и Дж.Коула.

Кроме того, научная новизна диссертации заключается в том, что в научный оборот введены работы Тоуни по теории и методике исторического исследования, ранее не рассматривавшиеся в отечественно"^: историографии, что позволило по новому рас -

смотреть "тезис Зебера - Тоуни".

Результаты данного диссертационного сочинения могут быть в дальнейшем использованы при создании обобщающих работ по истории британской исторической науки, её методологии, в исследованиях по экономической истории Англии ХУ1-ХУП веков, а также в работах, посвященных лейбористскому движению в Велико -британки.

Кроме того, материалы диссертации могут помочь в разработке курсов по истории Европы в средние века, новое и новейшее время, а также спецкурсов по лейборизму и лейбористской историографии Великобритании.

Методология. Учитывая разнообразие направлений исследований в творчестве Тоуни, мы использовали несколько методов в процессе изучения его научного и политического наследия. Для изучения истории лейбористской партии в конце XIX - начале XX веков наш был использован конкретно-исторически'? метод. В процессе исследования политической и исторической теорий ученого мы применили социально-психологический и социологический методы, что позволило более полно изучить творчество ученого. Кроме того, в работе был использован сравнительный метод, который помог в анализе проблемы становления и развития теоретико-методологических позиций историка.

Источники и литература. Йсточниковую базу данного диссертационного исследования можно разделить на три группы.

Первая включает труды самого Тоуни, его эпистолярное наследие и некоторые опубликованные архивные материалы. В целом, она охватывает свыше пятисот печатных трудов, представленных книгами, статьями в газетах и журналах, политическими памфлетами, рецензиями, выступлениями и лекциями. Сюда же входят опубликованные им сборники документов, а также его

вступительные статьи к научным работам других историков и их совместные труды.

Вторую группу источников составляют воспоминания видных ученых, писателей, публицистов, так или иначе соприкасавшихся с личностью Тоуни / Дж.Зштона, Дяс.Коула, М.Коул, Г.Гайтскела, Л.Стоуна и других /, а такие заметки, очерки, дневниковые записи его друзей, почитателей и учеников. Они представляют значительный интерес для воссоздания биографии ученого в годы его учебы в школе и университете, его преподавательской и общественной деятельности, хотя и несут на себе отпечаток личностных пристрастий и симпатий.

Третья груша источников, использованных в диссертационном сочинении, - это опубликованные в нашей стране и за рубежом документы и материалы по историк Англии. Сюда вошли источники по истории предреволюционной и революционной Англии /парламентские документы, королевские указы, памфлеты, эпистолярное наследие, законодательные акты и архивные докумен -ты/, по истории рабочего движения /архивные документы тред -юнионов, партийные и парламентские документы и акты, материалы "королевских комиссий" и ряд других/, по политической и социальной истории Англии XX века /материалы газет, нурналов, законодательные, парламентские и статистические документы/.

В диссертации использована татае обширная отечественная и зарубежная литература, посвященная исследованию творчества Тоуни.

В отечественной историографии следует прецце всего отметить труды К.Л.Авдеевой, Ы.А.Барга, М.И.Еацера, К.З.Винокуровой, Е.Д.Воробьевой, О.В.Дмитриевой, Н.А.Ерофеева, И.Звавича,' Г.И.Зверевой, Б.А.Каменецкого, Е.А.Косшнского, Н.С.Креленко, В.¡¿.Лавровского, Г.Р.Левина, А.Д, Люблинской, Л.Сталинского,

Н.ы.Мещеряковой, К.Б.Виноградова, А.Кудрявцева, А.З.Йсаенко, В.П.Митрофанова, Т.А.Павловой, Л.П.Репиной, Ю.М.Сапрыкина, В.Ф.Семенова, И.ЛД'арифжанова, Л.А.Ыеверды, В.В.Итокмар, занимавшихся проблемами истории Великобритании ХУ1-ХУП и XIX-XX веков.

Кроме названных в диссертации использовались и труды

B.Н.Виноградова, Э.Н.Лооне, Л.В.Мочалова, Н.Э.Мочульского,

C.П.Перегудова, В.А.Ркжикова, А.Г.Судейкина, А.Ф.Трубайчука, /вышедшие в свет в 50-70-е годы/, Е.Г.Влосфельд, А.Калинина, Е.А.Ферфилатьевой, О.З.йныровой /вше.диие в о0-90-е года/ по истории английского лейборизма, а также работы по проблемам методологии истории / М.А.Варга и О.Л.Вайнштейна /.

Зарубежных исследователей творчества Тоуни можно разделить на три группы. Первая включает монографии, посвященные изучению его политических взглядов - работы К.З.Бранда, М.Эридена, В.ГриюпЛа, Э.Халла, Т.Найта, В.Нельсона, К.Хатчи-сона, Д.Хоуэлла, Г.Смита, С.Гарольда и других. Особы-: интерес в этой группе вызывают исследования Э.Райт "Британский социализм: 18С0-1960 гг." /1983 г./ и З.Хелеи и Н.Денниса "Английский этический социализм" /198Г г./.

Вторая группа включает труды, посвященные рассмотрению и анализу его исторического творчества. Наиболее важными для нас здесь стали три работы. Зто статья О.Фишера "Век Тоуни", помещенная в сборнике "Исследования экономической и социальной истории тюдоровско-стюартовской Англии в честь Р.Г.Тоуни" /1961 г./, книга ®.§аснера "Тюдоровская история и её историки" /1970 г./ и очерк Дж.Винтера "Тоуни как историк" /К78 г./

Все три работы дают оценку исторических исследований ученого.

И наконец, третья группа, включающая исследования по

проблемам образования, к которым Тоуни постоянно обращался в своей деятельности. Это работы В.Георга, Р.Веста, Р.Вильямса, Р.Варкера и других.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСС2РТАЦИИ

Во введении обоснованы актуальность и научная значимость проблемы, освещена степень её разработанности, определены цель и задачи исследования, а также дана характеристика источнико-вой базы и использованной литературы.

Первая глава - "Социально-политические и теоретико-методологические основы исторических взглядов Р.Г.Тоуни" - состоит из четырех параграфов. В ней на фоне возникновения и становления лейборизма, его идеологии, рассматривается нормирование и развитие исторических и политических взглядов Тоуни. Исследуются его политическая и научно-педагогическая деятельность.

В первом параграфе - "Формирование лейбористской идеологии в Англии /конец XIX - начало XX вв./. Образование лейбористской партии" прослеживается процесс становления лейборизма как идеологии, ход формирования его социально-оилоссфской базы. Определяются общественные группы и личности, которые принимали в этом самое непосредственное участие.

Эпоха XIX века стала для Великобритании периодом подъема и расцвета, временем широких либеральных преобразований. Это было столетие стабильного социально-политического развития Англии, которая вплоть до конца вэка не знала значительных социальных битв и революционных взрывов, за исключением чартистского движения.

Однако, в конце XIX века стабильность, гармония, оптимизм Асоциальный мир" начали давать трещины. Обострение экономической ситуации в 80-50-х годах привело к росту массового недовольства, зарождению радикализма. Лондонские городские марши 1886-87 годов, "Кровавое воскресенье" в Лондоне 13 ноября 188? год,а, "Великая стачка докеров" 1869 года - стали свидетельством обострения социальной борьбы в Англии.

Последовавши за ними быстрый рост массового рабочего движения, сопровождавшийся активизацией деятельности старых и новых тред-юнионов и расширением пропагандистской работы социалистических организаций, поставил вопрос о необходимости образования самостоятельной рабочей партии. Целью её деятельности должна была стать залога прав рабочих в парламенте и правительстве.

Лейбористская партия была официально создана в феврале 1500 года на совместной конференции тред-юнионов и трех социалистических организаций: Фабианского общества, созданного Веббами, Социал-демократической федерации, основанной Г.Гайн-дманом, и Независимой рабочей партии 7гж.Кейр Гарди. На выборах 1506 года от новой партии в состав парламента вошло уже 54 депутата. Они сформировали лейбористскую фракцию, которая стала основой парламентской лейбористской партии.

Лидерами лейбористской партии стали Р.Мак-Дональд, А.Ген-дерсон и Ш.Сноуден. Популярность новой партии, усиление её позиций в Англии после первой мировой войны позволили ей, потеснив либералов, занять их место.

По своему характеру, по методам работы и идеологической платформе это была социал-демократическая партия. Её основными принципами в политике стали парламентаризм и реформизм.

В лейбористской историографии этого времени ведущими

были две темы - разработка проблем истории рабочего класса, ставшей частью английской историографии нового и новейшего времени, и история самой партии и её политических деятелей. Обе теш получили широкое развитке.

3 основу идеологии лейбористского движения были положены принципы демократического социализма, изложенные в трудах супругов Веббов, Р.Мак-Дональда, Дя.Коула, а также Р.Г.Тоуни, которому и посвящена наша диссертация.

Во втором параграфе рассматривается кизненный путь Тоуни. Основное внимание уделено формированию мировоззрения историка, условиям становления его как политика и ученого.

Родился Ричард Генри Тоуни в 1880 году в Индии, где его отец Чарльз Тоуни работал учителем санскрита и директором-основателем окружного колледжа в Калькутте. После возвращения семьи в Англию Тоуни в 1894 году для получения образования поступил в Рудби, учителя которого закрепили привитую ему в семье духовность. По окончании школы в 189" году он стал студентом Баллиол-колледжа в Оксфорде. Здесь был заложен фундамент социально-политических, философских и исторических взглядов ученого.

В Баллиоле Тоуни испытал влияние таких педагогов как Ч.Гор, Э.Кейрд, А.Раскин, У.Моррис, А.Смит и П.Виноградов. Здесь яе, в колледже, он воспринял идеи гуманизма, умеренного радикализма и социализма. На их базе сформировалась собственная философия ученого. Значительную роль в её становлении сыграл его переезд в Тойнби-Холл - университетский городок в Ист-Энде, где председательствовал Кэнон Самюэль Барнет. Под его влиянием Тоуни сделал свой профессиональный выбор, увлекшись социально-практическими исследованиями и учительством.

В КОС году началась педагогическая деятельность Тоуни.

Его пригласили в университет Глазго на кафедру экономики профессора У.Смарта. Здесь он проработал до 1900 года.

В этом же году, покинув университет, Тоуни поступил на службу в Ассоциацию Рабочего Образования, основанную А.Манс-бридаем. С этого времени он неразрывно был связан с теоретической и практической деятельностью в сфере рабочего образования. Им была создана сеть тьютерских классов в Лонгтоне, Рочдейле, а затем в Лондоне, Литтлбруке и Верксхаме, Здесь он получил прекрасную практику преподавания экономической истории.

В 1909 году на базе классов образовался "Комитет тьютерских классов Оксфордского университета", который занялся не только обучением, но и издательской деятельностью, что позволило Тоуни всерьез заняться исследовательской работой. Манчестер стал для этого идеальным местом. Здесь-в апреле 1912 года вышла в свет его первая крупная монография - "Аграрная проблема ХУ1 века", ставшая одно;; из лучших работ по английской истории этого века. Она получила высокую оценку П.Виноградова и У.Анвина.

В 1912 году Тоуни был назначен директором Ратан-Тата-Зоундейш - учебного заведения, предназначенного для расширения экономических исследований. Па время работы в РТФ, изучая документы и материалы по экономической истории, Тоуни окончательно сформировался как прарессиональныг ИСТОрИК-ЭКОНОМИСТ.

1914 год стал переломным в жизни ученого. Тоуни принял активное участие в боевкх действиях первой мировой воины, которая закончилась для него тяжелым ранением в битве на р.Сомме. После лечения он вернулся в Англию, где активно включился в политическую деятельность и занялся журналистикой. Вскоре простой администратор Ассоциации Рабочего Образования превра-

тился в фигуру общенационального масштаба.

В 1918 году Тоунн стал депутатом парламента от лейбористской партии, где работал в Комитете по высшему образованию. Одновременно он продолжал педагогическую работу. С 1919 года Тоуни - преподаватель Лондонского университета. В нем он проработал до 1949 года и за это время ему было присвоено звание профессора экономической истории.

В 1926 году Тоуни, заботясь об экономическом образовании нации; принял активное участие в создании общенационального Британского экономического исторического общества / в 1946 -1960 годах он являлся его президентом/, которое впервые объединило экономических: историков Британии. Взгляды ученых, близких к этому обществу, активно пропагандировались на страницах журнала "Экономическое обозрение истории", В 1927-34 годах журнал редактировал Тоуни, приложивший огромные усилия для становления экономической истории как самостоятельного направления в исторической науке.

Не забывая о политической деятельности, в 1929 году британский историк принял участие во втором лейбористском правительстве Мак-Дональда. После его отставки и -выхода НРП из состава партии Тоуни вошел в "Социалистическую лигу", ставшую радикально-? оппозицией партийному руководству. Венцом её деятельности стало принятие третьей программы партии - манифеста "За мир и социализм", одним из авторов которой был Тоуни.

В'1943-40 годах Тоуни принял участие в деятельности Комиссии по университетским грантам, главной целью которой было осуществление широкой демократизации различных аспектов деятельности Британских университетов.

За его заслуги перед исторической наукой Великобритании, за деятельность по реформированию и либерализации высшего об-

разования в 1954 году Р.Г.Тоуни был удостоен звания члена Бри-ганской Академии наук.

Сфера деятельности Тоуни не была ограничена своей страной. Он много путешествовал. В течение жизни он посетил СМ, Китай, Россию, Австралию и ряд европейских государств, где занимался исследовательской и преподавательской деятельностью.

Творческая энергия, политическая и педагогическая активность характеризовали Тоуни практически до конца его жизни. Он скончался 13 января 1862 года в возрасте восьмидесяти двух лет.

Политической активности Тоуни, которая занимала значительное место в его деятельности, посвящен третий параграф. В нем рассматриваются содержание его теории христианско-демокра-тического социализма и критика основ британского капитализма.

Как социофилософ, политический теоретик и лейбористский идеолог Тоуни, по своей значимости, стоит в одном ряду с Дд.Ко-улом и Г.Ласки. Его авторитет и личное обаяние были столь велики, что в 20-50-х годах он неизменно входил в число самых влиятельных руководителей.

Независимость суждений, умение отстаивать свою точку зрения, не приникая оппонента, завоевали ему симпатии и у правых, и у левых лейбористов.

Социалистическая теория Тоуни отражала прежде всего его личностные, моральные и религиозные принципы. Свое выражение она нашла в концепции христианско-демонратического социализма, основные идеи которой были сформулированы Тоуни в двух фундаментальных работах, написанных в 20- в годы >С'- века, - "Стяжательское общество" и "Равенство", - и развиты в 30-50-е годы в. политических статьях и памфлетах, а также в двух программах партии.

По признанию многих выдающихся деятелей лейборизма Тоуни

фактически обучил три поколения социалистов на базе своей политической стратегии, основанной на понимании классовой сущности капиталистической системы и знании методов её трансформации. Он стал фигурой общенационального масштаба. Сформулированная им концепция Британского социализма, как наиболее соответствовавшая британскому характеру, была признана всеми лейбористами.

Отличительной чертой христианско-,демократической теории стало сочетание критического и конструктивного начал. В основу её легла демократическая формула, предназначенная укреплять социальное согласие на всех уровнях общественных отношений. Методом её реализации стал реформизм, базирующийся на развитии образования и культуры населения. Девизом - знаменитый лозунг Великой французской революции; "Свобода, Равенство и Братство", освященный именем Бога.

Основное внимание при изложении своей теории Тоуни уделил разъяснению терминов. Он не просто использовал их, а наполнял конкретным содержанием. Принципиально важным среди них было определение "социализма". Для Тоуни социализм - это "Братство свободных людей, признающих по отношению друг к другу равенство прав и обязанностей, исходя из достоинства и взаимоуважения"

Четвертый параграф раскрывает теоретико-методологические основы мировоззрения Тоуни. Основное место уделено анализу его представлений о природе исторической науки.

Тоуни специально не занимался проблемами методологии истории. Тем не менее его труды,-посвященные этой теме /"Изучение экономической,истории",■"Макс Вебер и дух капитализма" и ряд других/, определили вклад ученого в теорию исторической науки Великобритании. Вклад этот был столь велик, что позволил даке говорить о школе Тоуни.

Особую роль в становлении методологической теории Тоуни сыграли концепции К.Маркса и М.Вебера. Через отноиение к ним наиболее четко просматривается его собственная концепция, в которой "материя" и " дух" - неотъемлемые компоненты истории.

Тоуни серьезно изучал труда К.Маркса. Он признавал его достижения в научном познании, но сам марксизм не принял. Его христианский идеализм противостоял абсолютизации материалистического аспекта в иизни общества и человека. Его гуманизм выступал против таких черт марксизма, как историцизм, прсметиа-нкзм, авангардистская теория элитной партии.

Совсем иначе сложились отношения у Тоуни с историческим творчеством М.Вебера. Оно было ближе британскому ученому присушим ему дуализмом. Поставленная Вебером проблема воздействия психологического фактора на развитие капиталистической цивилизации, с его точки зрения, была естественна и фундаментальна. Признание Вебером факта параллельного детерминизма капитализма и протестантизма / известное в советской историографии как "тезис Вебера" / было признано и развито Тоуни, Это стало связующим звеном в их теоретических подходах к истории развития человечества, но не отразило глубину содержания тоуневской теории истории. На наш взгляд, это привело не только к ошибочному обобщению их взглядов в единый"тезис Вебера-Тоуни", но и к искажению собственного мировосприятия британского историка. По сути взгляды Тоуни и Вебера, соединяющиеся в признании "духовного начала" в истории, существенно разошлись в вопросах методов познания. Британский ученый не принял веберовскую теорию "типологического метода", утверждавшую внеистсричность научных понятий. В его творчестве нет абстрактных явлений. Все процессы в истории имеют свое время, причины и последствия.

Собственная концепция Тоуни стоит мекду экономико-мате-

риалистичесним детерминизмом К.Маркса и религиозно-экономическим детерминизмом М.Вебера. Практически он как бы соединяет их в своей дуалистической исторической теории, основанной на единстве теоретических и практических знаний, связанных логикой диалектического анализа.

Главной идеей гоуневского подхода к истории стал принцип многофакторности. В основу методологического аспекта легли историзм и индуктивный метод, дополненные социально-психологическим анализом исторических процессов.

Вторая глава рассматривает исследования Тоуни по истории тюдоровско-стюартовской Англии. Она состоит из трех параграфов, в которых анализируются наиболее ватаые и дискуссионные проблемы в английской историографии, подаятые Тоуни.

В первом параграфе рассматривается история аграрных отношений ХУТ века в Англии, исследование которых отражено в монографии "Аграрная проблема ХУТ века". Эта работа Тоуни была признана "классической интерпретацией аграрной революции" в Англии.

В этой книге ученым была изложена его концепция развития земельных отношений в процессе их перехода от феодального способа производства к капиталистическому. Её содержание включает в себя широкий спектр проблем эволюционного развития английской деревни в Х1У-ХУ1 веках. В качестве предмета исследования Тоуни выделил несколько аспектов. Это сложная и разноплановая история крестьянства и проблема перераспределения земельной собственности. Далее, проблема содержания перехода аграрной экс номики на капиталистическую основу с учетом процесса индустриализации, где. он особо отметил роль коммерциализации в развитии аграрных отношений. И наконец, проблема последствий аграрной револютщи ХУ1 века, определивших путь будущего разви-

тия страны.

В основу монографии были положены изученные Тоуни мано-риальные документы и юридические акты того времени.

Центральным аспектом тоуневской концепции аграрной революции стал ответ на вопрос, что привело Англию к революции и гражданской войне. С его точки зрения, этот процесс был вызван закономерностью исторического развития, идущего путем перерастания количественных изменений в качественные. Учитывая конкретно-исторические особенности эпохи и абстрагируясь от эмоционального фактора, Тоуни, на наш взгляд, смог достаточно объективно оценить аграрную историю ХУ1 века, что позволило ему определить ряд объективных: причин, вызвавших революционные изменения ХУП века и подойти к проблеме субъективного фактора в истории.

Исследованиям Тоуни этой проблемы посвящен второй параграф наше?: диссертации. В нем анализируется тоуневская концепция социально!" трансформации английского общества ХУ1-ХУ1Т веков и

теория "возвышения джентри".

Эта тема была отражена в работах Тоуни - "Интерпретация Гаррингтоном своего времени", "Возвышение дгкентри" и "Постскриптум". В этих статьях британский историк поставил ряд вопросов, которые ранее практически не рассматривались английскими историками. Он исследовал проблему субъективных причин английской революции середины ХУП вена, связанных с возникновением нового социального сословия в английском обществе; причины возникновения этого социального сословия и его возвышения, а также проблему отношений монархии и народа.

Основным итого исследования Тоуни стал вывод о том, что английская революция не была неожиданностью. Напротив, она стала закономерным следствием кардинальных изменений в эко-

номической и социальной сферах общества, потребовавших радикальных перемен в политической области.

Эта нестандартная для английской науки интерпретация причин революции, её социальных сил, идущая вразрез с вигс-ко-либеральной концепцией "пуританской революции" Гардинера, привлекла к себе внимание многих историков.

Однг.ко неполный анализ соотношения количественных и качественных аспектов социальной истории, недостаточное внимание историка к другим социальным группам в английском обществе ослабили теоретические доказательства его концепции. Это вызвало острую и длительную дискуссию, получившую в историографии название "спора о джентри". Её зачинателем стал Х.Тревор-Ропер. Дискуссия коснулась в первую очередь вопроса методологической обоснованности теории Тоуни и её истинности. Она заставила историков углубиться в изучение фактологического материала и значительно расширить научную базу исследования революции середины ХУП века, что явилось несомненной заслугой Тоуни,

Третий параграф главы посвящен проблеме взаимовлияния протестантской идеологии и процесса развития капитализма в ХУ1-ХУП веках на примере Англии,

К этой теме Тоуни обратился вслед за Вебером. Целью его исследования стало изучение влияния социально-психологического фактора на развитие английского общества в ХУ1-ХУП веках.

Наиболее полное отражение данная проблема нашла в фундаментальной монографии Тоуни - "Религия и рост капитализма", вышедпей в 1926 году. Предметом исследования британского историка стало изучение процесса возникновения и развития протестантской религиозной мысли, её трансформации в ходе утверждения капиталистического способа производства от Лютера до Кальвина и далее до пуритан.

В своем исследовании Тоуни рассмотрел следующий ряд вопросов, Первый, самый общий, затрагивал роль духовного фактора в формировании социальной и экономической организации Англии в период Реформации, Второй - определял суть отношений между церковью и государством, особых исследований по которым, применительно к данному периоду, не проводилось. Третий - концентрировал внимание на причинах возникновения пуританизма и кризиса Англиканской церкви. И наконец, последний - касался проблемы отделения церкви от государства в конце ХУП века.

Итогом исследования Тоуни проблемы взаимовлияния религии и роста капитализма стал его вывод о том, что пуританская реформация, рожденная в условиях складывания нов^с капиталистических отношений, в процессе своего развития превратилась в революционную идеологию, сплотившую массы на революционную борьбу за утверждение новых общественных отношений.

Этот тезис Тоуни определил суть подхода, обязывающего уделять внимание не только экономической и политической организации общества, но и развитию религиозной мысли, занимавшей важное место в истории человечества. Это явилось несомненной заслугой Тоуни, чьи исследования в этой области навсегда утвердили религиозную тематику в историографии по истории Англии тюдоровско-стюартовской эпохи.

В заключении диссертации подведены основные итоги исследования.

Обширное творческой наследие Тоуни дает историкам больше возможности в изучении1 как историко-теоретвческих взгляд,ов британского историка, стоявшего у истоков лейбористской историографии Великобритании, так и исторических процессов, имевших место в английской истории в ХУ1-ХУП, Х1Х-первой половине XX вв.

III. АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВ/ШШ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ

Основные положения диссертации докладывались на итоговых научных конференциях Казанского государственного университета, а также на межвузовской конференции "Историческая наука в меняющемся мире" / Казань 1093 г. /.

Содержание диссертации отражено в публикациях:

1. Сафронова И,В. Место Р.Г.Тоуни в английской историографии XX века // Историческая наука в меняющемся мире. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. - С.141-144.

2. Сафронова И.З, Формирование теории христианско-демократи-ческого социализма Р.Г.Тоуни // Викторианская Британия: события, люди, явления, процессы. - Уфа: Изд-во Банкирского ун-та, 1994. - С.45-47.

3. Сафронова И.В. Исторические взгляды Ричарда Генри Тоуни / Казанский гос. ун-т. - Казань, 1995, - 16 с. - Деп. в ЙНИОН АН Р®. - № 50605 от 18.07.95.