автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-Х столетий

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ефимова, Наталия Ильинична
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-Х столетий'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Ефимова, Наталия Ильинична

Постановка проблемы и ее актуальность. Христианская певческая культура западноевропейского Средневековья - тема, имеющая в гуманитарных науках давние традиции изучения. Благодаря фундаментальным работам В. Апеля, П. Вагнера, Э. Веллеса, Ф. Геварта, И. Ра-астеда, Г. Риза, О. Странка, Б. Штебляйна, Э. Яммерса григорианский хорал, в литургическом пространстве которого получило рождение высокое западноевропейское искусство, стал в XX столетии школой европейского музыкознания. В различных своих аспектах он приобрел достаточно широкое освещение, что несомненно способствовало расширению спектра научных интересов.

В последние десятилетия уходящего века григорианика вновь пережила свой ренессанс. Исследования Ш. Аткинсона, Т. Бэйли, М. Билитца, К. Броккетга, М. Марковича, JI. Трейтлера, М. Фогеля, Ф. Хансена, Ж. Шайе, М. Югло и многих других вскрыли новые пласты ее проблематики, выявили оригинальные подходы к интерпретации источников. Однако, несмотря на обилие материала, а, может быть, именно, из-за непрекращающихся на Западе публикаций дошедших до нас рукописных материалов при сравнительно хорошей источниковедческой изученности текстологии, терминологии, нотации и прочих отдельно взятых проблем хорала, то есть тех проблем, которые более всего касаются письменного этапа его развития, теория и практика 1ригорианского хорала устного и полуустного этапов все еще не стали предметом всестороннего исследования. И это - несмотря на то, что согласно всеобщему мнению западная музыкально-теоретическая традиция берет свое начало как раз в бесписьменный период.

Небезынтересно отметить, что известные нам сегодня научные представления о ладовой классификации репертуара и модальной системе хорала с описанием восьми октавных рядов принадлежат эпохе после XI столетия. Это значит, что огромный временной отрезок от момента заимствования Западом в VIII столетии Октоиха из Византии •: гаался в медиевистике "потерянным". И если вообще в наше время • «so говорить о "темном -средневековье", то это не о государствен.': или религиозной жизни, а скорее о той ладовой системе, из лоно : : рой вышел григорианский хорал.

Между тем, в "утерянных" современной наукой музыкально-ических трактатах VIII-X столетий зафиксированы принципы улъиого лада с его формообразующими категориями, представле-яссификация интервалов (консонанс—диссонанс), указаны основы звуковысотной организации музыкального пространства с осознанием функциональных опор, с установлением октавного порядка восходящего звукоряда, наконец, разработана новая нотация. Все это явилось ядром древнеевропейской музыкальной системы. С этой точки зрения в общей истории развития европейской музыки эпоха VIII —X столетий является ключевой. Она стала тем необходимым "узловым пунктом" эволюции, с которым связывают появление григорианского репертуара и теории нормативного псалмодирования. Это было время появления органума, внесшего свои корректировки в хоральную практику, наконец, это было время "онаучивания" практического опыта.

Особый характер эпохи, ее необычайная важность для судеб развития музыкальной культуры, для созидания основ европейской музыкально-теоретической науки предопределили выбор временных границ нашего исследования.

В музыкальной культуре западноевропейского средневековья эпоха VIII-X столетий характеризуется рядом специфических признаков: это эпоха переосмысления хорала из литургического объекта в объект музыкальный, эпоха рационализации знания, эпоха теоретической рефлексии на певческую практику своего времени, эпоха выработки терминологического аппарата науки, эпоха аналитизма и начала теоретического абстрагирования. Все это эпохальные явления. Но особое значение придает эпохе тот факт, что именно в данное время начал осуществляться переход от устной певческой традиции к письменной. Как представляется, в силу скрытоеш и кажущейся недоступности фактологического материала последнее обстоятельство в значительной степени объясняет сегодня отсутствие в современной зарубежной и отечественной медиевистике работ, специально посвященных рассмотрению ладового вопроса в контексте переходного периода. Но необходимость его изучения очевидна.

В пользу своевременности данного исследования имеются достаточно весомые аргументы, которые могут быть рассмотрены как в узких рамках насущных проблем медиевистики, так и более широко, в кругу первостепенных задач современного отечественного музыкознания.

Во-первых, наблюдения каролингских теоретиков над условиями функционирования системы музыкальных элементов Октоиха, действующих в соответствии со строением текста, над принципами согласования звуков в монодических ладах по хронологии являются первыми из уцелевших до нашего времени наиболее ранних свидетельств христианской эпохи. Если вспомнить, что аналогичные документы от византийской певческой традиции доступны сегодня лишь по памятликам, датируемым не ранее XIV столетия, а древнерусскую традицию можно восстановить по источникам после XVI столетия, становится понятным, что для реконструкции начального этапа формирования на-учно-теорегической системы 8 ладов, системы общей для всей христианской певческой традиции, совершенно необходимо обращение к ее западноевропейской ветви.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по искусствоведению, Ефимова, Наталия Ильинична

В-третьих, освещение теории и практики западноевропейской мо-нодиипарадоксальным образом может помочь, со своей стороны, прояснить феномен европейской музыкальной культуры как целого. Но уже в этом аспекте специальное изучение раннесредневекой модальности переходной эпохи есть ни что иное, как постановка основного вопроса современного музыкознания, вопроса о развитии научной традиции европейской музыкальной культуры на протяжении ряда веков. Впервые фиксированные в ранних средневековых трактатах Запада принципы звуковысотной организации музыкального пространства долгое время оставались основой европейской теоретической системы. Новые явления музыки XX века, нередко связанные с разрушением этой системы, вновь с особой остротой поставили вопрос о сущности того, что же именно послужило, так сказать, ее музыкальным материалом.

Кроме того, в свете создания общей теории монодии предпринятое изучение раннесредневекового хорального репертуара, представляющего в истории монодийных культур один из первых образцов рационально осмысленного одноголосия, также не теряет своей актуальности. Оно, в определенной мере, приближает современное теоретическое музыкознание к глубинному постижению сущности монодийного искусства. А это еще один дополнительный аргумент в пользу своевременности настоящего исследования.

Главной целью данной работы является изучение начального этапа оформления модального учения в эпоху первоначальной систематизации певческого репертуара Запада по заимствованной из Византии восьмиладовой схеме. В центре внимания находятся вопросы становления и развития западноевропейской модальности в контексте переходного периода. Эти вопросы в предложенной работе условно группируются вокруг трех общезначимых дня современного музыкознания проблем. К первой из шве относятся вопросы бытования "живого" донаучного опыта, обеспечившего начальный этап реорганизации репертуара по заимствованной из Византии схеме. Ко второй — вопросы оформления научной теории лада, ее терминологического аппарата. К третьей - вопросы взаимовлияния традиционного знания, накопленного многовековым практическим опытом и знания научно-теоретического, возникшего на основе переработки этого опыта намного позднее.

Через параллельное рассмотрение нотографических и научно-теоретических материалов, оставленных нам в наследство эпохой VIII-X столетий, через анализ категорий и форм бытования мелодического лада как системы звуковысотных связей, упорядочивающих внутреннее согласие литургических напевов, в работе предпринимаются попытки реконструировать процесс осмысления "живого звучания" песнопений в переходную к письменности эпоху. При этом автор стремится максимально (на сколько это возможно) приблизиться к адекватному пониманию основ той системы, которая заложила фундамент европейского учения о "церковных тонах".

Постоянная опора на документальный материал помогает понять диалектику процесса осмысления модального лада, раскрыть рубежные пункты эволюции раннесредневековой модальности, проанализировать причины возникновения новых типов ладовых структур. Она способствует формированию общего представления об Исторически последовательном развитии хорала и его репертуара в первом тысячелетии нашей эры.

Выбор основных проблем определил главные задачи исследования:

- осмысление истории григорианской ветви средневекового хорала в связи с историей развития общества (материальной и духовной);

- выявление опорных точек процесса формирования раннесредневековой модальной системы (на пути от стихийной центоннОй фор-мульности с ее способностью спонтанного складывания мелодий в уме к нормативно-теоретическим абстракциям начала письменного периода);

- раскрытие специфических особенностей понимания лада в переходную эпоху, когда создавалась новая, ориентированная на практику, теория; специальное рассмотрение понятиино-терминологического словаря эпохи с дифференциацией терминологии научно-теоретических руководств и "исполнительской" терминологии, которая, не требуя специальных дополнительных разъяснений, была понятна в певческой среде, но которая сейчас создает определенные трудности для исследователя;

- анализ путей понятийно-терминологического взаимообмена теоретических систем Запада и Востока;

- введение в научный обиход терминов и понятий модальной теории переходного к письменности периода.

Метод и материал исследования. В работе применен системный метод исследования, позволяющий сочетать исторический, культурологический, эстетический и теоретический подходы к изучаемому явлению. Необходимость взглянуть на хоральную практику глазами ее современников, чтобы более или менее адекватно раннесредневеко-вому миропониманию проследить путь формирования определенного образа мышления, норм и условий создания европейской научно-теоретической системы, потребовала привлечения большого количества источников, как музыкальных так и не музыкальных. Анализу подвергалась не только певческая практика и современная ей теория, но и педагогика, патриотические и философские учения, а также документы, имеющие государственное значение. Это сделало возможным выявить глубинные причины преобразований внутри самой певческой практики, проследить эволюцию классификационных представлений, установить промежуточные их этапы, рассмотреть прототипы ладовых моделей Западного Октоиха.

Наряду с изучением рукописных источников в работе были использованы лучшие на сегодняшний день критически выверенные издания теоретических текстов'.

1 Общеупотребительные тексты из собраний М.Герберта (M.Gerbeit. Scriptores ecclesiastic! de musica sacra potissimum. - St.Blasien,1784; ND Hildesheim, 1963) и Э де Куссмакера (Coussemaker. Scriptores de musica medii aevi novam seriem - Paris, 1864 -1876) рассматривались с коррективами, внесенными новейшей текстологической и источниковедческой наукой.

Научная новизна работы определяется ее проблемами и характером их постановки. Главная из них — решение проблемы эволюции раннесредневековой модальной системы переходной к письменности эпохи, а также тесно связанных с этой проблемой вопросов ориентации в звуковысотном пространстве хорала. В работе впервые указано, что рассматриваемые вопросы имеют принципиальные различия для бесписьменной и письменной эпох. И не учитывать их — значит навязывать переходной эпохе несвойственные ей штампы.

В отличие от зарубежной медиевистики, где средневековая модальность традиционно рассматривается в свете рационально организованной системы горизонтальных связей, координируемых внутри отношением tenor-finalis, в данной работе наглядно показано, что в рассматриваемую эпоху, в эпоху, когда единственной опорой систематизатора был его слух, не эта конструкция, а мнемонические формулы являли собой суть мелодического лада. Поэтому говорить о паре tenor-jinalis как о первоосновах модальной системы средневековья, по крайней мере вплоть до эпохи сквозной письменности, бесперспективно.

К новым положениям диссертации относятся:

1. Положение о внутренней субординации интонационных формул "NOEANE", "Primum querite regnum Dei" и "neuma". Разная хронология появления этих моделей и разная форма подачи интонационного материала (односложная или двусложная) позволяют высказать мнение об их разном функциональном предписании внутри псалмодической практики VIII-XI столетий. Это предписание зависело от особенностей формообразования антифонной композиции и от времени введения в певческую практику тех или иных моделей.

2. Рассмотрение действия принципа разобщения и активизации отдельных мотивов внутри интонационного пространства мнемонических моделей.

3. Изучение композиционного значения ладовых формул в организации семантики хорала.

4. Более широкая, чем принято в западной медиевистике, трактовка понятия "ноэан", которые в работе рассматриваются в качестве центрального элемента формульной модальности дописьменного Октоиха.

5. Понимание "ноэан" переходной эпохи в двух качествах: общего координатора мелодического строя сдвоенной антифонной формы (A+V) и частного организатора мелодического рельефа псалмового тона (V).

6. Специальное изучение проблемы "медиальных ладов" (nothas -paraptere), обсуждение которых в каролингской науке следует рассматривать исключительно в русле общих проблем формообразования внутри антифонной композиции.

7. Тезис о подвижности внутренней структуры дасийного пентахорда, который не всегда соответствовал жесткой схеме TST ( тон -полутон - тон).

8. Положение об оправданной для переходной эпохи идентификации терминологических пар modus - tonus и nothas - paraptere. От их взаимодействия в конечном итоге зависела общая стройность сдвоенной антифонной композиции.

9. Обоснование целесообразности анализа доступных сегодня ранних письменных версий интроитов и коммунио не с позиций первоначальной формульности, не с позиций поиска в них типового ядра формульного лада, а с позиций двухопорного лада, имеющего двухполюсное ладовое притяжение. Главными координационными осями хорального мелоса этих репертуаров явились tenor и finalis. Устойчивая "вращательноегь" развивающих разделов таких мелодий вокруг tenor с замыкающим "опеванием" finalise в заключительных разделах смысловых членений текста говорит о смене базовых критериев организации осмысливаемого интонационного пространства. Существенным условием приведшим к этой смене автор считает появление "поргретированных" версий, открывших возможность к редактированию. Слабо просматриваемые в антифонах Мессы следы формуль-ности свидетельствуют о появлении нового мелодического пласта внутри данных репертуаров.

Новым в своей совокупности является и привлекаемый к исследованию материал: ранние латинские музыкально-теоретические трактаты, тонарии и нотографические источники, многие из которых анализируются впервые.

В работе исправляются существующие в современной литературе неточности в толковании того или иного термина, предлагается уточненная трактовка ряда понятий, таких как modus, tonus, nothas, paraptere, neuma, pneumata и др., развивается выдвинутое автором ранее положение о двух практиках западноевропейской моноди-ческой традиции.

Практическая значимость работы определяется включением в сферу современного знания малоизученных в медиевистике проблем становления раннесредневековой модальности. Исследование восполняет один из существенных в истории Октоиха пробелов, который связан с трансформацией донаучного практического опыта в знание научно-теоретическое. Система научных понятий и методы анализа классификационных критериев ладового упорядочения хорального репертуара, выдвинутые на страницах диссертации, способствуют усвоению сути раннесредневековой формульной модальности. В музыковедческий обиход вводится целый ряд необходимых источников, способных обогатить существующий фонд информации по теории и практике далекой эпохи. Материал диссертации может быть полезен для курсов музыкально-теоретических систем, анализа музыкальных произведений, а также при изучении истории гармонии, полифонии и музыкально-исторических дисциплин.

Апробация результатов работы проходила (в форме докладов) на специальных семинарах медиевистов в Москве (1990 г.) и Хайдельберге (1995 г.), а также нашла отражение в цикле лекций, прочитанных на спецкурсе анализа музыкальных произведений в Московской государственной консерватории (1998 г.). Диссертация подготовлена на кафедре теории музыки Московской государственной консерваторий им. П.И. Чайковского. После своего обсуждения на данной кафедре 14 ноября 1997 года диссертация была рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация издана в виде монографии (общий объем 21,5 п. л.). Она открывается вступительным разделом (К ЧИТАТЕЛЮ). Здесь дается обоснование темы и формулируются основные параметры ее изучения. Далее следует Введение, где анализу подвергается современное состояние изученности данной темы, а также определяется круг наиболее важных проблем. Кроме того, во Введение аргументируется актуальность данного исследования.

Вслед за Введением идут четыре главы, которые внутри распадаются на отдельные параграфы. Суммирует узловые положения работы Заключение.

После Заключения следуют Сокращения, Список используемой литературы и Указатель имен.

Монография содержит многочисленные нотные примеры, транслированные автором в современную нотацию. Научный интерес представляют созданные автором сравнительные схемы классификаций антифонов Мессй. Полезным справочным материалом могут оказаться сравнительные таблицы мнемонических формул. В монографии имеется вклейка цветных книжных миниатюр, которые дополняют "образ" далекой эпохи VIII—XI столетий.

Приложением к работе служит трактат анонимного автора начала X столетия "Краткое напоминание о пении тонов и псалмов" {Commemoratio brevis de tonis el psalrnis modulandis). На сегодняшний день этот трактат является единственным памятником, сохранившим для нас раннесредневековое учение о псалмовых тонах. Публикация данного источника в нашей стране осуществляется впервые. Перевод "Краткого напоминания с. >" выполнен автором данного исследования, а параллельный текст латинского оригинала приводится здесь по критическому изданию Ханса Шмида2.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

С тех самых пор, как началась раннесредневековая теоретическая традиция, направленная на осмысление интонационных норм григорианского хорала, на понимание внутренней специфики его гармоничной выстроенности, вопрос осознания модальной организации псал-модической ткани всегда носил оттенок таинственности и неизвестности, в которой ускользала эмпирическая основа восьмиладового упорядочения репертуара, истинных критериев его систематизации. Раннесредневековые теоретики в силу общеизвестности классифицируемого ими музыкального материала, а возможно, из-за отсутствия единой системы ладовой ориентации в нем, оставили нам в наследство лишь беглые замечания по повода ртдельных критериев его ладового упорядочения. Но к сожалению, их оказалось явно недостаточно для того, чтобы представить сейчас в полной мере процесс становления европейского модального учения, прошедшего путь от формульного восприятия мелодического лада к осознанию модальности на уровне структуры звукоряда. Многое теперь приходится домысливать самостоятельно, и нет никакой гарантии, что предложенное видение ситуации полностью соответствует далекой действительности ушедшей эпохи.

Риск" поиска содержания скрытого, "несказанного" не пользуется в зарубежной медиевистике популярностью. Научный интерес здесь сфокусирован, главным образом, вокруг конкретизации отдельных уцелевших до нашего времени документов, их детального рассмотрения.

Однако в данный момент, когда в распоряжении медиевистики находится достаточно изученный текстологический материал, необходимость в развернутом "панорамном" исследование, связывающем разрозненные его фрагменты в единую историческую картину, кажется совершенно очевидной. В нашем случае без "панорамного" охвата раннесредневековой певческой действительности, окутанной не свой

2 Schmid Hans. Musica et Scholica Enchiriadis una cum aliquibus tractatulis adiunctis/VMK, 3. Mtinchen, 198 ]. - S. 157-177. ственной для музыкальной области, но все же полезной для нее информацией, весьма сложно было бы отыскать объективные причины трансформации лшургической практики, изменившей ладовое сознание эпохи и создавшей свою теоретическую концепцию. Настоящую работу можно рассматривать в качестве попытки приближения к "панорамному" охвату псалмодической практики франкской традиции.

Изложение основных глав работы предваряет вступительный раздел "К ЧИТАТЕЛЮ". Здесь автор обращает внимание на особенности бытования дописьменной певческой культуры, напоминая о том, что ее специфика, с каждый раз заново воссоздаваемыми по памяти мелодическими версиями хорала, принципиально отличается от исполнения мелодий по заданному йотированному тексту.

Дописьменная традиция христиан была не столько знанием, сколько навыком, умением, которым овладевали "с голоса". Почти тысячелетие с момента своего появления традиция viva voce передавала певческий репертуар от учителя к ученику, го уст в уста, живя в слуховой памяти своих носителей. В силу многолетнего исполнительского опыта, доводящего певческую практику до состояния рефлекторной "наработанности", а также благодаря локальной замкнутости и устойчивости региональных практик, эта традиция долгое время не нуждалась в нотном письме. Но даже тогда, когда в этом письме появилась необходимость, его; первые знаковые системы имели весьма условное приближение к отражаемой ими интонационной реальности и продолжали служить лишь вспомогательным средством для человека, знающего свой репертуар.

В сегодняшних оценках устной и полуустной стадий развития хорального репертуара следует учитывать, что наше восприятие этой культуры находится в прямой зависимости не столько от норм отражения практики, сколько от степени постижения специфики музыкального предмета. В нашем случае важно не ошибиться в правомерности употребления тех или иных оценок. Применение чуждых для этой практики критериев может привести к нежелательным результатам.

Во ВВЕДЕНИИ, в связи с аргументацией актуальности избранной темы, особенно подчеркивается тот факт, что до сих пор в теоретической науке, европейской и американской, по поводу особенностей функционирования известных медиевистике двух типов модальных систем (формульной и абстракшо-^георетической) больше вопросов, чем ответов. Нерешенность проблемы раннесредневековой модальности особенно сказывается при попытках анализировать интонационный строй антифонов. Использование в их анализе удаленных от первоначальной практики критериев не смогло раскрыть внутреннюю взаимообусловленность мелодического восприятия лада. Оно также не способствовало проникновению в суть формульной модальности.

Опираясь на изучение истории развития антифонного репертуара, данная работа на фоне показа непрерывного процесса совершенствования практических навыков исполнения раскрывает динамику взаимовлияния теоретического и практического знания в момент выделения из последнего прикладной науки. Комплексный анализ документального материала, оставленного нам в наследство эпохой VIII-X столетий, помогает понять переходную эпоху "изнутри" в категориях, адекватных ей.

Особое внимание автора сосредоточено на вопросах классификации певческого репертуара по 8-ладовой схеме, "технических" приемах выравнивания антифонных композиций, учении о псалмовых тонах и их формообразующих категориях, а также на проблеме мнемонических моделей антифонной псалмодии. Как свидетельствуют источники, все эти вопросы в исследуемую эпоху более всего волновали средневековых, авторов. Поэтому значительная часть музыкально-теоретических трактатов тех лет была посвящена именно их рассмотрению. '

Избирательный интерес раннесредневековых классификаторов к проблемам ладовой организации именно антифонного репертуара кроется в особенностях его исполнительской практики. Известно, например, что в Каролингскую эпоху на смену сольной практике речига-ции псалмовых стихов, пронизывающих антифонно—рефренную форму, пришла хоровая. Очевидно, это обстоятельство явилось главной причиной для разработки нормативной теории псалмовых тонов. Интонационная регламентация функциональной системы конструктивных элементов этих тонов была несомненно действенным приемом, который в бесписьменную эпоху обеспечил единорбразностъ мелодического оформления текстов в каждом из 8 таких тонов. Нормативная практика открыла возможность хоровой мелодекламации псалмов в унисон и способствовала оформлению нового типа музыкальной формы с четко обозначенной выстроенностью границ.