автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Рассказы Ерванда Отяна

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Айрапетян, Наируи Суреновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Рассказы Ерванда Отяна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Рассказы Ерванда Отяна"

>2.1 12 3, к

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им. М.АБЕГШ1А

Но правах рукописи УДИ 891.931.09

АЙРАПЕТЯН Н АКРУ И СУРЕНОВНА

РАССКАЗЫ ЕРВАНДА ОТЯНА

Специальность: 10.01.03 - литература народов СНГ

{армянская литература)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ереван - 1992

/ ^ ^ ./ ,

Работа выполнена в институте Л'-.теригур» 1,м. М.Абеглнь Академии наук Республики Армения.

Научный руководитель - Член-корреспондент АН РА,доктор

филологических наук,профессор С.Н.САРИШ

Официальные оппоненты

Ведущая организация

Доктор .¡.нлологичееких наук Г.А.АЙР;Ы

Кандидат филологических hsvh С.Д.ДАл.'ЛЪЫ

Еревански;! госу ччрстлен'-п'Я уни-аерситет

Защита диссертации состоите» "" " Qjt/CßtSpcSl IS92 р. в IS, 00 час. на заседании Специяли зироманного ¿ояе т а Л»005.10.01 по задайте диссертации ив соискание ученой степени доктора филологических наук при институте литературы им.М.Абегяна Ali РА.

Адрес специализированного совета: 375015,Ереван,ул.Гри-гор Лусаворчи,15.

С диссертацией можно ознакомиться в институте Литературы им. М.Абегяна АН РА.

Автореферат разослан " tfülßSfiJ1 1Э02 года

. УченнЛ секретарь Специализированного сонета, ■ кандидат филологических наук ') п < А.М.Варташш

' • "•» V« ; ?иННЛИ

'^РлИ СТ£-ИА ,, "

- 3 -

ОЬЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТА

Актуальность теми. Издающийся армянский писатель конца XIX начала XX вв. Ервацд Отян оставил большое литературное наследие, роль и значение которого до сих пор не оценены по достоинству. Более того, многие произведения Ервянда Отяна не только не исследовались и были изьятыиз литературного процесса, но и подвергались искажению с вульгарно-социологических позиций. Отсюда необходимость нового осмысления творчества Ервянда Отяна на основе достижений теории и истории литературы.

Степень изученности темы. К творческой биографии к отдельным произведениям Е.Отяна обращались многие известные литературные критики и литературоведы: А.Макарян - "Ераанд Отяи - критик" (Известил АН Арм. ССР, 1547, ??■!); "Ерпанд Отян", Ереван, 1965; "Жиз"ь и публицистическая деятельность Ервавда Отяна", Ереван, 1977; А. Тертерян - "Несколько слов о Ерианде Отяне (предисловие к собрании сочинений Е.Отяна, 1935); С. Мануиян - "Ерванд Отян" ("История новоР армянской литературы", Ереван, 1975, т. V, стр. 60С-700); М. Юсян - "Страницы из истории эападноармлнской литературы", Ереван, 1977, стр. 123-134; А.Сируни - "Штрихи из жизни Ерванда Отяна" ("Советакан граканутюн", Ереван, 1969, №12), а также М.Чанашян, Е. Теололян, К.Сасуни, А. Оиакан, Л. Шан? в своих исследованиях об истории армянской литературы.

Цель и задача исследования. При написании работы автор счел целесобразны.м обратиться в первую очередь к раскрытии ¿'.ирозозэре-ния„ $илосо$ии, литературно-эстетических взглядов писателя в ат-,. мос(?ере идей современности и на основе изучения конкретного жанра, в данном случае рассказа, уясняя при этом место и роль рассказа в литературном наследия Отяна.

Научная новизна. В работе делается попытка оценить и переосмыслить литературное творчество Ервавда Отяна, его роль и значение в литературе и исторической жизни армянского народа. Произведения писателя рассматриваются в контексте развития современного литературного процесса.

Методологической и теоретической основой исследования является принцип единого исторнко-типологического изучения в сочетании с новыми достижениями современной теоретической мысли о литературе и художественном процессе.

Научное и практическое значение работо.Материалы и выводы, содержащиеся в диссертационной роботе, представляют интерес для специалистов, занимающихся проблемами истории новой армянской литературы и творчества Ерванда Отяна, работавших в области армянской литературы.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите в отделе новой армянской литературы института литературы им. М.Абегяна Ail Республики Армения. Основные положения исследования отражены в статьях, опубликованных в научных журналах республики (см. список в конце автореферата).

Структура и объем работы.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Ее объем ¡£3 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЙССЕРГЩИ

Be введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цели и задачи. Рассматривается степень'новизны темы.

В первой главе - -реализм 0тяна" - анализируются рассказы "Ифодра" (1893), "История одной статьи" (IQ94), "Мулет" (1699), "Добрый палач" (1899), "Mocan лесим" (1899), "Ростовщик" (11393), "Элатолюбец" (1905), "Новогодняя повесть" (1895)

Перед литературным поколением 1860-ых стояла задача освоить достижения мировой литературы, создать искусство, по своему духу и содержанию опирающееся на национальные корни. И здесь свою вьщаюцуюся лепту привносит Е,0тян. Продолжая лучшие традиции литературного движения восьмидесятников, писатель в рассказе "И{од-ра" (1893). посредством художественных образов раскрывает свои

остетические взгляды.

В условиях армянской действительности,когда запрещена была национальная культурная яизнь, право публикации и постановки на сцене произведений на национальные и истосичеспие темы, вновь пробу; кдается духовная жажда возвоздащегося к яиэни народа, его поиски спета и духовности. Наряду с тенденцией находить утешение в героическом прошлом и мистические явлениях жизни возникает необходимость обретения литературы, исполненной духовных порывов, борьбы за возвышенные и прекрасные идеалы.

Поэтому в западноаркянской литературе до конца века и далее довольно длительное время псюобладающим было влияние романтизма. Однако вместе с развитием литературы и общественных идей появилась потребность гщотиаостоять романтизму, сосредоточить внимание народа на проблемах реальной жизни, чтобы на основе лучших общечеловеческих идеалов изменить ямзнь.

Во многих; произведениях Отяна и в частности в "Ифодрэ" этим обусловлено острое и прямое столкновение романтических идеалов и вопиющих жизненны/ противоречий. Кредо писателя совершенно'определенно: материал литературы необходимо брать из жизни, но ухо дить от жестокой действительности, предаваясь идиллическим любовным сюжетам. Сюжетом для своего рассказа "Ифодра" Отян избирает характерную для романтических произведений и казалось бы обычную любовную историю: герой безответно любит, героиню,у которой есть богатый жених. Произведение заканчивается трагедией героя. Но создевпя псевдороыантические образы, автор переносит своих героев в реальную обстановку» рисует комические ситуации, тем самым исключая для своего воспитанного на романтических произведениях читателя возможность натетически-трогатсльного финала, надуманных безжизненных героев и в особенности исчерпавших себя сюжетов. Автор считает, что писатель вместе с талантом должен обладать высоким интеллектуальным развитием, чтобы суметь выразить передовые идеи времени и даже опередить свою апоху. Только тогда его произведения будут ныоть общечеловеческое звучание и не станут простым повторением своих предшественников.

Исходя из этих литературных принципов и вновь делая акцент на общечеловеческом звучании творчества, Отян подвергает острой критике и так называемых писателей, поднатаревших на "воспоминаниях детства", которые пытаются изобразить жизнь 'Как она есть",

превращают искусство в хронологическое протоколирование и кспи-изм, в то время как искусство не есть лишь зеркальное отражение жизни. Имея в виду произведения такого рода, в своей новелле "История одной статьи" (1894) Отян создает реалистические образы, лишенные лирических черт, казалось для того, чтобы доказать, что причина низкого качества литературы не бесцветная атмосфера армянской действительности, не дающая возможности, по мнению некоторых, создавать высокохудожественные произведения, а недостаточный художественный уровень мастерства пишущих.

Характерная черта классического реализма - выявление и изображение ииеюцихся в реальной аизни недостатков, а конкретная цель его - посредством воспитания индивидуумов улучшить общественную жизнь. Доптому неслучаен выбор темы нивеллы "История одной статьи": одновременно с нависшей над народом опасностью истребления набирает силу инстинкт самосохранения нации, кетовый выражается во все углубляющемся интересе к национальной литературе. В современной Отину периодике большое внимание уделяется вопросам обучения и образования, указывается на недостатки этой системы, сфера обучения рассматривается как арена борьбы за сохранение нации. В этих условиях, когда наиод едва сюсобен отстоять свое существование, армянская литература и печать сосредотачивают свое усилие на то, , чтобы содействовать духовной эволюции, не допустить того, чтобы каждодневная борьба за кусок хлеба и физическое вшивание отбросили на второй план эту первостепенную задачу, сохранив за ней приоритет всенародного внимания. В новелле Стян гиперболизирует, сгущает араекм чтебы заострить внимание на унизанной проблеме. .

Примечательно, что автор в своих произведениях акцентирует именно человеческую боль, как проблему ппоблем. Для Стяна, как и в целом для представителей классического реализма, искусство призвано не уводить от действительности, а разоблачать и бичевать ее пороки. В рассказе "Mocan лесим" (1899) писатель вновь концентрирует общечеловеческие невзгоды в одном образе, изображая нищету крестьянской жизни. Пользуясь свободой художественного вымысла, он и здесь противопоставляет реальную жизнь выдуманной идиллии сельского быта. В отличие от других современных ему художников, Отян далек от призывов удалиться от жизни в райские кущи изолированного от мива существования. Что может быть легче

бегства от жизни, поролуцаодего бездеятельное "небокоптитель-ство". Этот путь писатель называет самообманом, ибо, эядаклись целью изменить действительность, лади должны изучать ее, уметь видеть жизнь во всей ее наготе. В чем выход? "Суета сует",-заключает автор. Эта философия сопровождает его на протяжении всей жизни, заставляя автора искать свой ответ на поставленный вопрос: люди рождаются, умирают и все приходящо, тщетно. И Отян ищет в жизни то непреходящее, ради чего стоит жить, бороться и умирать.

В ранний период творчества Отян проявляет симпатии к идее революционной борьбы, что несомненно является следствием влияния первой русской революции. Однако позже, став свидетелем сперва фактической победи и морального поражения турецкой, а затем Октябрьской революции, деятели которой боролись и взяли в свои руки елйсть под лозунгом братства-свсбсди-нзЕодоЕластил, но установили диктатуру t мечем е огнем задушили провозглашенные ими же идеалы,-Отян совершил идеологический пововот к идее естественного общественного обновления. Отян не оправдывает революционных способов достижения цели, по его мнению - дорогой крови и преступлений нельзя придти к обществу, построенному на социальной справедливости. Нельзя построить свое собственное благополучие на несчастье другого.

Несмотря на это, автор критически относится к буржуазному общественному строю, и в его произведениях тема социальной справедливости занимает весьма значительное место, являясь, как известно, идейным стержнем произведений классического реализма в целом.

Ростовщик в одноименном рассказе (IB93), поставив Карапета ara в материальную зависимость от себя, предлагает в счет покрытия долга отдать ему а жены свою дочь, уже помолвленную со своим суженным. Автор разворачивает известный и распространенный сюжет. Однако е отличие от других современных писателей, он утверждает свой идеал, не прибегая к трагическому финалу: но жертвуя собой физически, героиня терпит духовное поранение, не вцдержав испытания выбором. Альтернатива ыеяду любовью и деньгами не пвиводит ое к духовному кризису. Жизнь уае преподала свои уроки, побеждают деньги, но молчаливое примирение героини-это та же жертва социальной несправедливости и власти денег.

Почти во гсех произведениях Отяна, где ставится проблема выбора между любовью и богатством, героини почти всегда ориентирован« на богатство, предпочитают его чувству, lie предлагая готовых ответов, не отнимая у своих героев способности к собственной позиции, автор дает возможность читателю самостоятельно мыслить, приходить к собственным умозаключениям, исключает непосредственность автсрского воздействия. Он не навязывает читателю свои принципы, а словно приглашает его к полемике, к своему мнению, не соглашаться или осуждать поведение героев и таким образом вы-раб; тывать свою истину. А между теы симпатии и антипатии автора налицо: стремясь раскрыть и подчеркнуть отрицательную сущность своего героя, автор прибегает к натуралистическим краскам, красноречивым именам и другим художественным выразительным средствам. Такой же подход присутствует ив рассказе "Златолюбец". Рассказ начинается и завершается сценой у смертного одра бывшего ростовщика, во вреия которой .автор повествует о прошлой жизни героя. Человек в последние мгновения кизни более правильно и искренне оценинеет свою жизнь, подводит итог, который уже нельзя изменить иди исправить. Посредством -художественного произведения писатель дает возможность читателю проникнуться картинами этой страшной жизни, приобщиться к переживаниям героя г произвести переоценку своей собственной жизни, >5одиться в тщете денег. Этот рассказ является одни*,: из проявлений философии автора относительно тщеты суетного мира. Автор показывает, что отыодь не деньги и материальная обеспеченность являются той непреходящей ценностью, ради которой стоит жить и бороться. Лишая себя всего на СБете, герой жил во имя накопления золота. Однако он не может взять его с собой на тот свет. Золотые монеты застревают в горле, только усиливая страдания агонизирующего больного. Вряд ли в действительности можно было бы встретить такую болезненную одержимость, эта сцена явно преувеличена. Однако жизнь есть жизнь, а искусство - искусство. Здесь Отян задается целью довести одержимость золотом до патологического накала страстей и опредмечивает идею, придает ей ощутимую образность, чтобы исцелить общество от нрав-, ственных пороков. Прием гиперболизации помогает понять неестественность, уродливость изображаемого явления, привлечь к нему внимание общественности.

Такое опредмеченное, как бы овещественное выражение идеи,

поляризация отрицательных черт в одном образе, его типизация,обращение к трагическим финалам, сгущение красок, когда автов прибегает к гиперболе, чтобы подчеркнуть зло, способствует более зримому изображении нраастзетого пли духовного падения личности в данной социальной среде, вызывая у читателя сожаление по поводу власти денег, привлекая внимание к социелыши несправедливостям. Однако при подобном подходе, когда в художественном произведении бросается в глаза авторская мораль, когда очевидно, ' что автор стремится показать, с какого угла зрения следует смотреть на мир, что надо принимать, а что нет,-заветная худсямзетвен-ная идея может свестись к голому морализаторству. И этот путь воздействия на общественное сознание становится бесплодным, возникают новые выражения февыы, настоятельная потребность поисков новых художественных принципов. Идеи времени дингушт свои идеологии и соответствующие ей фермы. Классический рзализи с течением времени исчерпывает себя, а ограниченные возможности метода превращаются в пути, которые препятствуот прогпоссу литературы. И если в свое время Отян в рассказе "Ифодра" издевается над романтизмом, преувеличивал присущие атому мзтоду характерные особенности, на сей раз ом прибегает к тоыу ;хе приему в повести "История лобви ¿'икс", виспеивля типичные для классического реализма образы и сдеотм, обветшалые-литературные принципы.

Расг.рострышенная в свое время темп неравного брака, неоднократно использованная и сами« Отлпсм, постепенно исчерпала себя, доке учитывая все виаможкке новые варианты. Однотипнее переживания "под крышей" затасканного свиста, в той или иной степени трагические финали, свидетельствующие о стоРкссти авторского Г/ эстетического идеала,-в конце концов грозили скомпрометировать себя в глазах читателя, приобрести комические обертона. Сатира Отяиа - попытка предотвратить злоупотребление заигранным сюжетом. Противопоставив воображаемый мир героя Мяке, формировашшРся под воздействием эпическо-книаного мышления, реальной низни, автор подчеркивает дистанцию ыежду искусством и действительностьо,необходимость находить более близкие жизни принципы и выразительные средства. В классическом реализме автор сам распоряжается судьбой своего героя, в соответствии со своим миропониманием и знанием жизни. И как бы финал произведения не вытекал иэ логического хода действий, роль автора достаточно активна и сюжет вещи

развивается не так, как в действительности, следуя природным и вселенскдо законам, а так, как могло пюоксхсдить г.о мнению автора, то есть по человеческой логике. Отсюда и обилие произведений заканчивающихся самоубийством и смертью героев не только романтического толка, но и реалистических; И хотя классический реализм обретает новое качество, когда на смену свободному полету фантазии приходит понимание логической обусловленности явлений, тем не менее, это еще не реальная жизнь, а некое срывание масок, имеющее конкретную целеустановку противопоставления горемычной действительности романтическому воображению. Стремясь возможно больше подчеркнуть это противостояние, классический реализм изображает действительность более мрачными красками, чем ото есть в реальной жизни. Для того чтобы еще более акцентировать остроту контраста героя с обществом и средой, в реальном действии показывается душевное состояние героя с его жизненным нигилизмом, т.е. автор снова уходит от природных законов, чтобы с помощью художественных приемов лусг;е раскрыть бесчеловечную сущность общества, вызывающего трагедию личности. И если в рассказе "Ростовщик", написанном в 1093 году, автор разоблачал социальное зло, пред-, ставляя героиню ьсевтвой буржуазных нвавоз, то с опубликованной в 1914 году повести "История любви ыике" он но только не изображает "герой о такса ракурсе, но и высмеивает подобный подход. Изображение "Еэртз яестокой действительности" - это способ выявления и разоблаченья аморальных нравов этого общества с целью их исправления, самоочищения,-все это в конечном итоге приводит к одностороннему осуждению общественных пороков. Бею тяжесть вида авторы фактически переносят на общество, полностью оправдывая героя и тем самим лишая его ответственности за свои действия. Если герой сопераил зло, следовательно, виновато несправедливое социальное устройство, и он сам является жертвой социальной несправедливости, в атом случае проблема борьбы со злом, противостояния пороку в самом себе отходит на второй план. Но для того чтобы общество оздоровилось., необходимо нравственное возрождение индивидуумов, из которых У! состоит это общество. Таким образом, в литературе нового времени на первый план выходит личнсстьЧеловека.

Да, считает Отян, среда может производить безнравственных героев или стать причиной появления жертв общества, но та же среда соверие.то по-разному обращена к разным индивидуальностям.

пресунцее влиянне социальных условий нонет едкого превратить п преступника, другого - напротив, сделать нравственно чистим, одного толкнуть на самоубийство, другого - на борьбу. Поэтому причину гибели героев нужно искать не в обществе, не вне личности, а внутри псе самой.

В произведениях нового периода Отян следует этой эстетической программе, создаст отрицательных героев, которые стансгятся не мишенью морализаторства, а предметом изучения;. Автор достигает этого, прибегая и натуралистическим приемам, помогающим создать отталкивавшие образы, писатель углубляется в причины возникновения зла, благодари чену егс сбрчзы приобретает филозеуску» глубину. Так, .например, в повести "Доносчик" Ст/ш особо останавливается на прошлом героя, эпизодах его детечка, восссядает социальную среду, которая оставила свой неизгладимый негативны!5 отпечаток на индивидуальности героя. Понимая, что это его не оправдывает,автор ¡лаг за вагон вскрывает весь драматизм, нравственного падения героя, и причины этого падения ¡счет в ноу. са^см. В его душе происходит тянелая борьба, восстает собственная совесть, однако он сам должен суметь Н!дер~:ать жизненные испытаькя и не потерять человеческого облика, должен обрести воле противостояния злу, чтобы преодолеть самого себя, приостановить разрушительный процесс низвержения в пропасть темных страстей. Так и герой романа "Шпион номер семнадцать" внешне привлекательный молодой человек, который становится членом партии и посвящает себя делу свободы, сознавая, что ему может угрожать, как любому ¿орцу за свободу. Однако исключительные аизненные ситуации (он осузден на казнь) извращают его сущность. Первый донос, разумеется, совершенный после тяжелых душевных переживаний и внутренней борьбы перед лицом смерти, повлек за собой цепочку преступлений, и подобно вращающемуся колесу, движение которого невозможно остановить, он катится по-наклонной плоскости к полному душевному падению. Голос его совести, взбунтовавшейся было против его преступного настоящего во имя прошлых едеалов, он окончательно глохнет, когда принимает участие в смертной казни своих бывших това-

рищей по партии, чья воля не была сломлена страхом смерти.

Одинаковая опасность, угрожавшая жизни, перспектива казни, по-разному воздействует на психологию героев, одного толкая на преступление (причина которого кроется, по автору, во внутреннем

нравственном несовершенстве героя), других - на самоотверженный подвиг и героизм.

Однако Отян не выносит обвинительного приговора своим "доносчикам". У кавдого из них есть своя "правда", которую автор представляет беспристрастно, но подвергая ее критическому анализу. Он вскрывает лиаь порождающие зло причины и следствия, в то яе время изображая людей, для которых дороге личного благополучия благоденствие всего армянского народа. Тем самым автор дает • возыонкос^ь читателю без авторского вмешательства и советов самому выбрать свой жизненный путь - самопожертвования или собственного благополучия, построенного на жертвенности других.

Чем тяжелее борьба за существование, тем быстрее человек мохет 'потерять свой моральный облик. Перед ним всегда стоит альтернатива выбора; достижение удобной и приятной цели, однако не приносящей моральной победы и, с другой стороны, внутренняя борьба с негативными страстями. В основе жизни лежит победа добра, ко добро существует, утверждается, вступая в противостояние со злом, подвергаясь испытаниям. Жизнь есть цепь противоречив где каждый сом избирает свой путь. Чем труднее испытания и сильнее давление (политическое, социальное), тем больше побежденных и тем кристальнее, подобно золотникам, победители. С одной стороны, это лоди, одушевленные безграничной добротой, правдивые и честные, готовые всю свою кизнь без остатка посвятить Родине, с другой - персонажи, исполненные разрушительной жестокости, одержимые скупостью и стрьгтью к накопительству. Самый главный пробный камень - зто деньги. Герой может выбрать суетный путь, сулящий богатство, легкую низнь без бор'бы или дорогу трудных испытаний и нравственного совершенствования личности, одержавшей победу над собой в бсрьбес собственническими инстинктами. Поэтому проблема денег занимает особое место в творчестве Отяна.

Если отрицательные герои избирают путь благоденствия и низменных страстей, положительные г- оказываются победителями в борьбе с материальным соблазном и низменным началом собственной натуры и становятся на путь истины и справедливости. Отсюда и характерная особенность положительных образов Отяна: в произведениях на бытовые темы - стремление к справедливости, а в исторических - признание превыше всего личного - интересов Родины. Родина - велчное понятие для каадого народа и личности. Но у ар-

мпнсксго писателя она по-особому становится символом справедливости и самопожертвования, самой величественной целью, смыслом жизни и борьбы, мерилом оценки человеческой деятельности, пос-кильху ради спасения Родины, спасения народа, который находится на грани уничтожения ("Ноша нация веками покинутая сирота") жертвуют своей жизнь» только личности очистившийся от низменных страстей и собственнических инстинктов.

Поиски добродетели и справедливости в жизни присутствуют во всем творчестве Отяна. С одной стороны, роскошная кизнь богача, легкая, но суетная, с другой - цноготрудкая, обретенная ценой сопротивления злу и победой над ним. Все та же альтернатива выбора присутствует еще в раннем рассказе Отяна "Рождественская повесть',' в котором, однако, автор склоняется к скептицизму: если не;' справедливости и равенства, значит нет и Бога. Но при таком равновесии сил жизнь бы остановилась и потеряла смысл. Ведь именно противоречия, противостояние добра и зла движут вперед жизнь, и борьба за существование дает проявиться в человеке доброму и злому началу. Хотя в рассказе подобная постановка вопроса еще не находит философского решения, тем не менее ужо в этом произведении очевидно стремление автора постичь структуру общества и смысл жизни. Для того, чтобы принять или отвергнуть ту или иную идеологию писатель подвергает ее сомнению. Так он проверяет на прочность общепринятые истины, ищет ответа и дает возможность иитг.те-ло сомневаться вместе с ним и вновь искать и находить. Этот поиск смысла жизни путем сложных, противоречивых переживаний, преодоления сомнений в конце концов ведет к духовному совершенствованию человека, к идее необходимости борьбы со злом во имя добра и справедливости. Таким образом, философия Отяна-"суета сует" ье подводит к идее отрицания жизни, а содержит в себе и отрицание нигилистической идеи. Иначе говоря, автор отрицает жизнь, чтобн ее утверждать, та;етныи считает вещественный мир, предпочитая торжество духовности, возвращения человека к его духовному призвании

Во второй главе работы - "Отян и ого эпоха" - анализируются рассказы Е. Отяна "Меч царя Девона" (1093), "Примирение" (К00), "Ыолитва" (18&9), "Вдова" (1900) и цикл рассказов "Паразиты революции (1898-1902). Рассказы были написаны под впечатлением га-мидовских погромов 96-ого года. Автор обращает свой взор в далекое прошлое, чтобы найти там утраченный нацией дух сопротивления.

выход из тупигов горькой судьбы армянского народа, духовные пути возрождения нации.

Герой рассказа "Меч царя Левона", онаэаваиеь свидетелем убийства брата погромщиками, переживает тяжелое душевное потрясение, однако посетив однажды музей и увидев хранившийся здесь меч последнего царя, армянского государства, он воодушевляется и, преодолев свой страх, выздоравливает.

В те времена, когда, говсря словами автора, культ Вардана дестиг своей кульминации, когда Аварайрсная битва стала стеркне-вп!' темой литературы, когда драматурги предшествующего поколения возрождения в своих исторических трагедиях более всего обращались к героям вой-щ Варданидов, Стян, стремясь пробудить у современников былой патриотический дух, называет Карданом не только борющегося но гибнущего героя, ко и (в других своих произведениях) - самого бессливного, жалкого или попросту ленивого и развращенного.

Если какое-либо явление выбывает в обществе бурное воодушевление и ликование, это означает, что назрел духовный голод относительно этого явления, в данном случае потребность а мужестве и героике, родившаяся вместе с пробувдением национального духа. Это должно было стать причиной появления новых Варданов, а не увлечения бесплодными мечтаниями, воспоминаниями о прошлом, что может быть гибельным для любого народа: "Видеть славу только на кладбищах к лицу лиаь нациям» реииваим умереть",-заметил Паронян. Перед новым литературным поколением ставились новые задачи и давно следовало, чтобы народ не только поклонялся вараанам, аплодировал спектаклям на историческую тему и удалялся, чтобы вернувшись, вновь аплодировать к воодушевляться. Необходимо было делать конкретное дело, подражая Варданам, рождать новых Варданов. Культ Вардана, выполнившего в свое время свою роль, возродив в народе национальный дух, с одной стороны, более не реализовался в конкретные действенные шаги, с другой,- как и всякое преувеличение, перенасыщение явления, стимулировал появление новей противоположной тецценции денационализации и отрыва от корней. В этом смысле ирония Отяна по отношении к культу Вардана или возвеличивание прошлого заставляла народ смотреть вперед, а не оглядываться на прошлое.

Каждое поколение не должно связывать свои надежды с прошлым

или будущим и, отступая шаг за шагом, взваливать на себя тяккий груз горестных воспоминание*. Ему следует думать о том, как выполнить своп миссию в споем времени. Отян фокусирует внимание народа на действительности, предлагая жить не прошлым, а настоящим, поскольку прошлое имеет ценность лишь настолько, насколько может служить сегодняшнему дно и будущему, или помогает их лучше понять. Прошлое само по себе без силу обратной связи попросту не имеет цены, поэтому Стян требует Пардана (который встает из могилы чтобы исполнить свою роль на сцене") "безвозвратно вернуть историй".

Вардан для армянского народа - прежде всего духовная ценное"-, опора сохранения нации, но для того чтоб из мертвого прошлого превратиться в духовную ценность настоящего, ему надо выполнить свою роль не только в театро, но и а реальной жизни. Иначе говоря, он должен стать примером, оставить долговечный след. Оружием сатиры писатель хочет преодолеть стремление народа уйти от кевкорний действительности, пытается отвлечь его внимание от прошлого, для того чтобы народ видел и создавал сегодняшний день ./¡а, считает автор, у нас били герои, но вардани сегодня безорукны:в театральных бумажных илемих и с деревянными копьями.

В рассказе "Меч царя Леве на" Отян более обстоятельно останавливается на эпизода гибели Вардана, чтобы подчеркнуть разницу з.'ежду прошлым и настоящим, старым и новым Вардансм, ибо для армянского читателя это имя могло ассоциироваться лиыь с .\'амиконя-Н01.1 и героизмом. Автор не совершает слитком стремительного перехода к последующим действиям: с пемоцыо эпизода, в котором герой рассказа Галуст всю ночь не отрывает глаз от трупа своего убитого брата-Вардана, он еще более усиливает впечатление от самой сцены убийства. Сосредотачивая внимание читателя на смерти Вардана, азтор открывает путь к глубоким раздумьям и умозаключениям.

Итак, когда прошлое превращается лишь в предмет пустого воодушевления, возникает необходимость его развенчать, чтобы на обломках старого возродилось новое, чтобы духовный вакуум героики люди заполнили реальными делами и героями.' В атом смысле не случайно погибшего героя авали Варданоы, а живого, выжившего - Га-лустом, то есть приходящим, грядущим, символизирующим новое поколение. Став свидетелем погромов 96-ого года (и это не могло не оставить патологический след на психологии не только героя, но и

всего поколения) и пройдя сквозь адкровавоС резни, это поколение, одержимое идеей государственности, должно было найти в себе силы для борьбы за освобоадаение Родины.

В рассказах "Примирение" и "Молитва" автор 1род.олкеет идейную направленность предыдущего произведения, развивая мысль об обращении к самообороне и завоевании свободы силой оружия. Автор отводит важную роль идее армяно-греческого политически го с» труд-ничества и объединенной борьбы.

В армянской литературе временами высказывалось мнение о том, ЧТ1, корни несчастья армянского народа, его примирения с зависимым положением и отказа от борьбы надо искать в религии. Это противопоставление оружия и ыолитвы присутствует и в произведениях Отлна. "Ыолитрз" - самостоятельный отрывок из мемуаров автора, где он в качестве очевидца рассказывает об отчаянном положении армянских беженцев, спасшихся от резни, но перекивишх целую одиссею борьбы за кусск хлеба. Он повествует о том,как кошмар настоящего и неизвестное будущее ввэргает народ в религиозный фанатизм, и Еместо того, чтобы найти в себе силы преодолевать трудности, ставшие на пути к будущему, он ищет надежду и утепение в молитвах. Отян восстает против религии, когда она ппевращается в некое дурманящее средство, (т.е. выполняет ту же рель, что и мертвое гороически-сбоятельнсе превлое), которое становится для народа ложным путем забвения настоящего и отказа от борьбы. Отяна беспокоит и заботит будущее нации, за которое нужно сражаться.

Христианская философия проповедует сопротивление злу внутри личности (не не вне ее, поскольку последний обусловлен первым). По существу Е.Стян приемлет постановку такого вопроса (в его творчестве значительное место отводено проблеме духовного смущения личности, его самосовершенствования), однако критикует христианство, рассматривая его как идеологию,проповедующую непротивление злу, сосуществования добра со злом.

То же противопоставление оружия и молитвы или борьбы и веры находим в повести "Кесть", где ярко проявляется противоборство взаимоотрицающих чувств автора. С одной стороны, для писателя гуманиста неприемлемо чувство ненависти, недопустим сам факт убийства человека,-с другой - в его глазах - далека от добродетели терпимость к бесконечной череде злодеяний и их безнаказанность. Столкновение »тих двух идей Отян воплощает в двух образах - Аршп-

ка, ставшего жертвой преступления, но всепростительного.и нетерпимого к злу и восставшего против него Гарегина. Считая, что со-творивяий зло, должен получить достойную кару, автор тем пе менее воздерживается ст того, чтобы сделать убийцей своего геро - и тем более прославить убийство. Не отдавая предпочтения ни одной из двух идей, Отян создает ситуацию, в которой злодей сам становится жертвой своего преступления.

Подобное, отяновское решение проблемы, когда автор, не желая противостоять идеологии христианского добра, одновременно защищает. идею противостояния злу, в армянской литературе еде более четкую формулировку получает в произведениях Ав. Агарсияна. Смирение и рабское приспособление - разные явления, первое вытекает из христианской общечеловеческой любви, последнее насаждается силой, отсюда и "смирение" побежденного, не имеющего другого выхода. ¿обрым межет быть победитель.а не побежденный.

Образ Зла присутствует и в рассказе Агарондна "Масис" и Отяна - "Вдсва". В обоих произведениях азторы питаются в иносказательной ферме обобщить пройденный армянским народом путь, одновременно призывая к борьбе.

"Вдова" явилась тематическим продолжением предыдущих трех произведений, где кок бы подытоживаются и обобщаются свободолюбивые идеи автора.

Своими художественными достоинствами этот рассказ вс многом им уступает, однако он примечателен для своего времени (он был написан в период упаднических настроений сразу после резни), поскольку исполнен оптимизма и веры.

Считая, что свои надежды на освобождение армянский народ должен возлагать на самого себя, автор в этих рассказах призывает народ найти в себе силы бороться с турецким деспотизмом для того, чтобы восстановить былую славу и государственность.

"Паразиты революции" Отян написал в последовавший за 96-ым годом период противоречивых настроений, когда отношение к национальным партиям было далеко неоднозначно: с одной стороны, ликование по поводу революционных митингов и демонстраций, вызванное бунтарскими настроениями пробудившегося от векового рабства народа, независимо от того, к каким это приводит результатам, с другой - последовавшие за демонстрациями крайне нигилистические настроения, связанные с последствиями погромов.

- 16 -

Не отдавая предпочтение ни одной иэ этих крайг.остей, Отян одинаково осуждает оба подхода, одновременно выдвигал свой идеал борьбы, который казался слишком романтичным для стремящегося к свободе и борзщегося за нее народа, не имеющего опыта борьбы. Герой ее - фидаи с ружьем на плече и пистолетом за поясом, цель революционной деятельности которого - самоотверженная защита своего народа от разорения и погромов местных властей и курдских банд. Однако, позже, удостоверившись в том, что для армянского народа единственный выходом из отчаянного положения является борьба за политическую независимость, Отян в 10-ые годы (до ге-нощда 15-ого года), художественно воплощает нового героя. Это уже не просто защитник одной части населения от разбойных набег гов, а закаленный в политических сражениях борец за свободу Родины.

Высмеивая революционную митинговщину и "контрреволюцию", Отян критиковал и национальные партии. Езвращенные стихийным протестом народа, но не имея за плечами богатого опыта борг бы, не успев разработать программу действий и создать национальна идеологи», обе национальные партии отдали дань получившим широкое распространение интернационалистским идеям. Они берут готовое социалистическое учение, и каждая партия, восприняв и трактуя его по своему, приспосабливает к своим национальным интересам. Так теория классовой борьбы была приспособлена к армянской освободительной борьбе во вред последней.

В рассказах постановка этих основных проблем зависела от императива того времени. В дальнейшем эти проблемы уточняются и находят свое воплощение в сатирических произведениях цикла,получив завершение в вершине творчества Отяна. Искусственное выделение этих сатирических жемчужин из общей системы произведений, утверждающих идеалы автора, привело к односторонней трактовне и выводам относительно якобы отрицательного отношения писателя к национальным партиям. Надо заметить, что нелицеприятная критика партий и бичевание револиционных паразитов в сатире Отяна совершались не беспринципно и самодельно, а исхоця из его идеалов и программы спасения Родины. Так, в "Паразитах революции" и других его произведениях той же направленности Отян осуадает вымогательство денег от имени партии, террор, как метод борьбы, тактику за-сыла в Арльнир вооруженных групп, от чего фактически пустели ар-

мянские деревни, и национально-освободительная борьба выливалась в межнациональные армяне-курдекие столкновения, выгодные преяде всего турецкому правительству. Псзже, убедившись, что армяно-турецкое сосуществование далее невозможно, Отян в своем романс "Снг.лхй ханум или армия против тирана" выдвигает целостную пр'.г--рамму политической борьбы во имя освобождения Родины. Понятие, что в Турции Отян не мог опубликовать книгу, псезяценну» армянской реклюции армянскому освободительному движению. Поэтому он обращается к эпизодом младотурецкой революции и, избрав в качестве сюжетной канвы героев - турецких революционеров, пишет книгу, которая без снесения запрета кокет распространяться в армянских провинциях к не привлекая внимания, свободно прспогандировать перед народом кцео вооруженней борьбы против турецкого деспотизма ("Одержать лебеду и спасти родину из гибельной пропасти"). Последующие трагические события истории показали, кап прзз был автор,

когда отвечая тем, кто был воодушевлен мледстурецкой сеБслтзцкеЯ, устами своей героини высказал такую .мысль: "Паи успех сол'иктелеи, истому что у него шаткая основа". "Папа борьба,-писал сн дел^е,-нвши жертвы принесены не для фалыаигах султанских деклараций, а для обретения свсб<ды и вкушения ее плодов. Сна должна ут-вер дитьег без содействия тирчник, на ее облачках".

О том, что Отян в этом романо вурэн&ет мысль о независимости Армении, однако не "преобразованной", "демократизированной" в составе Турции, как представляли себе интеллигенция и партии,свидетельствует написанная в том же 1911 году повесть "Война к мир". В ней автор фактически призывает народ к оружию для спасения Родины от окончательной гибели, прозрачно аакекэя на то, что неза-> висимо от решения международных инстанций в особенности в условиях усиливающейся угрозы веской империи.Армении не удастся дипломатическим путем достичь автономии э составе Турции, ибо это означало бы распад Турецкой империи. Разумеется, Турция не могла бы с этим примириться. "Каи окованные цепями гребцы на галерах, мы до конца жизни обречены жить под бичом нашей жестокой и неумолимой судьбы и до последнего вздоха бороться, не надеясь уввдеть зари спасения",-писал Отян. Выход один: "Отчего и я не стал солдатом, не избрал легкий и временный путь войны и сам себя обсек на гиекну огненную, от которой нет спасения и где есть только "плач и скрежет зубов". Последние слова взяты из Библии. Автор

- 20 -

утвервдает мысль о тем, что человек дсл*лн умномт^ данное Творцом и возвратить ему сполна. Того(кто этого не сделает. Lor лишит имеющегося: "Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неичеющего отнимется и то, что имеет" (От Матвея, глава 25, 2930). Независимо от духовного смысла притчи, с-тян здесь имеет в виду Родину: если не хочешь сохранить ее, не берешься за ее воз-рокдение, теряешь ее навсегда и изгоняешься из "врат царства Божьего" "во тьму внешнюю'^ где "будет плач и скрежет зубов". К сожалению, последующие годы должны были доказать дальновидность Отяна.

С "Паразитов революции" берут начало три типа героев, характерных для всей сатиры Отяна. Первый - образ контрревслюционера. С помощью трех разных героев, принадлежащих к разным социальным слоям - интеллигента ("Паразиты резолюции"), шпион ("Доносчик"), купца ("Письма купца") - автор показывает, что теми, кто видит в армянских революционерах первопричину погромов, кто осуждает национально-освободительную борьбу, движет только скрытая корысть.

Кроме образа контрреволюционера, Стян создал еще два типа. Это партийный деятель, пытающийся приспособить жизнь к идеям,интересы Родины, подменяющий своими собственными, в вопросах революции, говоря словами Пыщкуни, взявший на себя рель "звонаря". Оставаясь в тени, он отправляет на борьбу других. Этот герой, приобретая в разных произведениях различные обличая (Какаянц, Индзелтурянц, Вардхотянц, г. Ьшан и др.), достигает своего сатирического совершенства в образе Панджуни. Третий - тип революционера-обманщика,' ничего общего не имеющий с революцией и превративший ее в источник наживы. Это дашуйн Артуни, псевдогерои Заке-ос, Тумик, Дканик, Керавьянц, Ункуз, Корнак. Все эти персонажи Отяна имеют своих прототипов в жизни. Это не выдуманные, воображаемые образы, а художественные обобщения.

Чем обусловлено их появление в армянской действительности и с какой позиции Отян рассматривает и художественно воплощает эту действительность? В "раскованный и гордый период" (А. Ошакан.)де-ятельности поколения прббувдения,крещенного кровью 'погромов, страх кары заставил слабые, неустойчивые души отступить, а весу, надезду и ожидания вытеснило лишенное смысла трескучее красноречие. Па смену пробужденного национального самосознания пришла новая тенденция национального нигилизма, когда предметом насмешки

становились даже национальные святынь, прозванные националистическими, что и обусловило всепршикнопение интернационалистских идей в армянскую действительность и их абсолютизацию. В этой атмосфере хаоса появляются личности, для которых революция и армянская гаовь превращаются (как это не кажется кощунственным) в источник спекуляции и нажипы. Так, по примеру основателя партии "Гнчак" Аветиса Аазасбска, ослепленный денежным дождем, к "национальной" деятельности устремляется один из паразитов революции Закеос и.чи-редактор газеты "Миутюн" Ретеос % радии. Спираясь на этот прототип, Отян создает драматиччый образ. "Это шут, который хочет сыграть роль старого отца, вот в чем его ошибка",- сокрушается писатель, видя разрушение личности. Привлекая изображение природы, Отян подчеркивает трагедийность образа: серость его внутреннего мира гармонирует с дождливым днем, холодной ночью ("Была грустная довдливая ночь, холодная, приводящая а отчаяние"). Герой лишен идеалов, возвышенности души. Идеал Отяна - тот без остатка преданный Родине "неисправимый" революционер, в существе которого "есть орлиный полет идеального пилота".

Природа - это единство гармонии. Для того чтобы обеспечить гармоничное состояние общества, нации, народа нужно, чтобы каждая частица этого единства находилась на своем месте. Неполноценная или регрессивная, вредная для нации деятельность личности не может равноценно не отразиться на судьбе этого общества или народа. Тюэтсму нравственное оздоровление каждого индивида будет прямо способствовать пробуждению от духовной спячки.

Посредством сбраэа "революционного деятеля" Отян критикует революционное поколение, которое вместо того, чтобы вести всеобщую освободительную борьбу против турецкого деспотизма, охвачено страстью к созданию местечковых "движений", разрушащих и уничтожающих все на своом пути? Ожесточенное пролитой кровью тысяч невинных, это поколение восприняло лишь одну форму борьбы, где главное - схватка, а все остальное второстепенно ( как свидетельствует автор истории дашнакцутюна М.Варандян), и все формы вооруженной борьбы преемлек«ы и священны.

Стяна иногда критиковали за то, что, создавая художествен--ные образы, он недостаточно объективно изображал исторические личности (Г. Хажак, Джангулян). Анализируя художественное произведение, следует знать, насколько правдиво автор изображает лич-

- '¿г -

ность (не субъективно, отдавая дань времени, тому или иному политическому течение или даже требованиям широких народных масс: в последнем случае речь идет об искусстве массового потребления) и какую ценность это представляет для армянского искусства, поскольку художник является носителем лучших устремлений и заветных идеалов своего народа. Для литературоведения существенно не самоцельное рассмотрение этих образов, а изучение посредством этих образов личности самого автора. Каздый художник, талантливый ин-дивидузыпривносит в литературу свой неповторимый мир, и чем совершеннее личность художника, тем более безупречно и его искусство, несущее общественные идеалы. "Паразитов' революции" Отяна нельзя идентифицировать с их прототипами, поскольку эти образы есть результат субьективного авторского восприятия истинных личностей, и их «следование дает возможность выявить критерии оценки нравственности самого Отяна.

Нацию можно возродить лишь обостряя б каждой личности осознание своего собственного долга перед Рединой. Поэтому приобретает особу» важность пересмотр критериев патриотизма, который на поверку должен сделать шаг вперед по сравнению с прошлым периодом национального пробуждения, с его фразерством и эмоциона-: льным патриотизмом. Необходимо было переходить к делу, в этом заключалось требование времени. Будучи великим сыном своего народа, Отян становится носителем исторически неизбежных идей.

При создании сатирических образов Огян нарочито отстраняется от положительных черт своих прототипов, и это объясняется необходимостью концентрированного изображения негативных явлений. Он задается целью не возвеличить данную личность или увековечить портрет того или иного политического или исторического деятеля, а осудить отрицательное явление через образную характеристику персонажа. Автор добивается этого, создавая характер на негативной основе, подчас сатирически заостряя, гиперболизируя недостатки с тем, чтобы они еще больше бросались в глаза читателю, вызывая его ненависть, презрение или жалость, заставляя искать и находить эти недостатки в самом себе, уметь их осудить по высшим нравственным меркам и отличить верное от ошибочного, прекрасное от безобразного.

Нации, народы исчезают с исторической арены не в результате погромов или насильственной ассимиляции, а вследствие падения

нравов и утраты духовности, которые находятся в неразрывной связи друг с другом. Как и языческие песнопевцы пытались возродить дух свободы из героического прошлого, Ра^и призывал к возрождении легендарного духа нации, напоминая о героическом прошлом армян, о былой государственности, возвращался к истории и географии народа, ого верованиям и традициям, чтобы пробудить любовь к родному краю. Отян продолжает линию " беспощадного самоанализа" своих предшественников, поколения возрождения, подсказанную необходимостью пробуждения национального самосознания.

Для западных врмян, несущих в себе все последствия деспотической турецкой среды, он избирает фундаментальный путь нравственного возрождения, ведущий к совершенству личности, высвободившую дух из унижающих его пут духовной несвободы. Только лишь высоконравственная личность и нравственно очистившийся народ могут приобщиться к пробуждение богатырского духа нации.

Говоря о Реф^и, необходимо отметить еще одну важную сторону его "программы". Посредством своих героев, в одиночку борющихся против целых армий, Раффи стремится внушить народу надежду и уверенность в своих силах, повышает роль и ответственность каждого перед Родиной, воспитывает сильные индивидуальности. Дня освобождения нации он выдвигает на первый план личность, как действенна единицу, противопоставляя качество огромному количеству милитаристского государства. Именно благодаря этому качеству армяне сумели одолеть врага в войне Варданидое и в дальнейшем победить в Сардарапате.

Как Раффи, так и Отян, воспитывают сильных и нравственных личностей и тем самим прокладывают путь к достижению свободы и независимости, стремясь вновь поднять богатырский дух народа, сникший под ударами истории и времени. Ото было единственной гарантией дальнейшего существования, единственной возможностью не быть раздавленным между двумя гигантскими империями. Однако Отян указывает армянской общественности ¡ш необходимость самоочищения, поскольку полностью посвятить себя Репине и оздоровлению нации может лишь личность, стоящая выше личных интересов.

13 этом смысле главным стержнем произведений Отяна становится проблема духовного и нравственного самосовершенствования, в свою очередь мерилом которого является патриотическая идея. Только таким образом можно выкорчевать вековые истоки рабства и вое-

становить "дух богатырства", как единственный путь возрождения нации и исторического прогресса всего человечества.

Дгя того, чтобы нация вновь смогла встать на ноги после многовекового тяжкого гнета, она должна создать в себе самой, силы, которые воспитают здоровое поколение, поднимут личную ответственность кшкдого за положение нации: плодом этих длительных усилий и тяжких паражений будет победа, подготавливаемая от поколения к поколению.

В заключении даютя выводы диссертационной работы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1 Рассказ Ерванда Отяна "И^одра"; X республиканская сессия молодых научных сотрудников и аспирантов, Ереван, 1990, стр. 25.

2 Свободолюбивые идеи в произведениях Е.Отяна, Вестник общественных наук, 1591, И, 0,5 п.л.

3 Рассказ Ерваада Отяна "Меч царя Девона", Ыайрени, 1991, Н-5, 0,4 п.л.

4 Реализм Отяна, Историко-филологический журнал, 1992, 1?2, 0,5 п.л.

Заказ й 19

Тираа 100

Отпечатано ш ротапринтном участке Центра научной информации

яо общественным наукам.

Адрес: Ереван-1, рт.Абовяна, 15.