автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Разумные потребности личности как социально-исторический феномен

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Филиппов, Лазарь Степанович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Разумные потребности личности как социально-исторический феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Филиппов, Лазарь Степанович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Историко-философские предпосылки изучения проблем разумных потребностей личности.

§ 1. Взгляды домарксистских философов на проблемы разумных потребностей личности.

§ 2. Марксистская трактовка проблемы разумных потребностей личности.

§ 3. Разумные потребности личности в трудах современных философов.

ГЛАВА II. Теоретико-методологические основания исследования разумных потребностей личности.

§ 1. Сущность и структура разумных потребностей личности.

§ 2. Критерии разумных потребностей личности

§ 3. Субъект-носитель разумных потребностей

ГЛАВА III. Единство объективных и субъективных факторов как необходимое условие формирования и развития разумных потребностей личности.

§ 1. Объективные факторы формирования и развития разумных потребностей личности в контексте общественного бытия

§ 2. Субъективные факторы формирования и развития разумных потребностей личности.

§ 3. Единство объективных и субъективных факторов -- основа формирования и развития разумных потребностей личности.

ГЛАВА IV. Диалектика способностей и потребностей личности, ее роль в гармонизации внутреннего мира личности.

§ 1. Образ жизни и его влияние на разумные потребности личности.

§ 2. Разумные потребности личности в контексте смысла жизни и счастья.

§ 3. Разумные потребности как специфическая форма проявления внутреннего мира личности.

ГЛАВА V. Современная цивилизация и разумные потребности личности

§ 1. Глобальные проблемы человечества и разумные потребности личности.

§ 2. Пути преодоления негативных факторов в формировании и развитии разумных потребностей личности.

§ 3. Общество и разумные потребности личности.

ГЛАВА VI. Закономерности процесса формирования, развития и функционирования разумных потребностей личности.

§ 1. Соотнесенность разумных потребностей личности с этапами ее жизнедеятельности

§ 2. Способности личности к физическому и умственному труду - основа формирования и развития ее разумных потребностей.

§ 3. Закономерности функционирования разумных потребностей личности.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Филиппов, Лазарь Степанович

Современные экономические, социально-политические, экологические проблемы человеческого общества, с одной стороны, несовершенство самого человека, его иждивенчески-потребительский подход к обществу и природе, с другой, требует изменения парадигмы развития общества. Существовавшая до сих пор обществоцентристская парадигма его развития, проявляющаяся в абсолютизации общественного над индивидуальным низвела человека до ничего не решающего, пассивного и послушного «винтика» социально-экономического и социально-политического механизма общества.

В настоящей работе автором осуществлены научные исследования работ, посвященных проблемам разумных потребностей личности. Этот социально-исторический феномен привлекал внимание философов всех времен в той или другой степени, как одно из важнейших качеств личности. Он наиболее предметно и исторически стройно разработан древнегреческими философами Гераклитом, Демокритом, Эпикуром, Платоном и Аристотелем. Разные аспекты разумных потребностей личности рассматривались философами средневековья Николаем Кузанским, Фомой Аквинским, Августином, Абеляром, которые подчеркивали, что человек не выходит за свои пределы, когда творит, но, развертывая свою силу, достигает самого себя. Философы эпохи возрождения М. Монтень, Д. Бруно, Э. Роттердамский и другие указывали на то, что не все люди господствуют над своими страстями. Еще тогда было известно, что не все образованные и культурные люди имеют разумные потребности и действия.

В эпоху научной революции Т. Гоббс, Паскаль, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Б. Спиноза и другие подчеркивали, что общество вырабатывает не только правила общежития но и нормы потребностей и действий. Вплотную к определению разумных потребностей подходили философы классической немецкой философии И. Кант, JI. Фейербах и Гегель. Российские философы Белинский В.Г., Добролюбов H.A., Бердяев H.A. и другие в процессе исследования проблем социума глубоко вникали проблемам человека, в том числе его потребностей.

В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса наиболее наглядно показана эволюция потребностей человека до разумных по мере его развития и изменения условий его существования. Вместе с тем К. Маркс и Ф. Энгельс не давали научного определения разумным потребностям личности и считали их формирования делом далекой перспективы. Таким образом, целенаправленные развернутые научные исследования этого социально-исторического явления были начаты с 60-х годов XX столетия. Следовательно, теоретические разработки проблем разумных потребностей личности имеют глубокие историко-философские корни, которые являются теоретико-методологическими предпосылками для дальнейших исследований этого социально-исторического явления.

Необходимость возрождения у личности активного и созидательного начала требует философского переосмысления существовавших до сих пор представлений о разумных потребностях, о закономерностях их формирования, развития и функционирования, и той роли, которую они играли в жизни личности и общества. Ибо конечной целью развития общества было, есть и будет развитие человека и удовлетворение его разумных потребностей.

Актуальность темы своего исследования диссертант усматривает: во-первых, необходимость во всесторонних и глубоких исследованиях разумных потребностей личности требует научного обоснования их историко-философских предпосылок.

Во-вторых, потребность в возрождении диалектики объективного и субъективного, общественного и индивидуального при формировании и развитии разумных потребностей личности требует комплексного подхода к исследованию этого социально-исторического феномена.

В-третьих, выявление путей возвышения разумности потребностей личности, с одной стороны, и несовершенство последней, с другой, требует научного обоснования диалектики ее воспитания и самосовершенствования.

В-четвертых, необходимость усиления мотивационной роли разумных потребностей личности в оптимизации взаимоотношений человека и природы, общества и природы.

В-пятых, в жизни современного общество наиболее актуальным становится формирование нового мышления в области создаваемой теории разумных потребностей личности.

Исследования автора трудов современных философов в области разумных потребностей личности показали, что до сих пор существовавшие их определения, критерии, условия и факторы их формирования требуют философского переосмысления.

В частности, согласно определению разумных потребностей личности такими исследователями как Арзамасцев A.M., Камынин И.И., Михайлов H.H., Мялкин A.B., Плаксий С.И., Байгальдин P.M., Мусалаев H.H. и других можно предположить о том, что в перспективе все население общества может иметь разумные потребности. В частности, исследователь Воронцов Б.Н. пишет, что, мол, на нынешней ступени пока не удается формировать разумные потребности у основной массы населения (1). Даже на уровне сегодняшних знаний вряд ли можно согласиться с такими утверждениями.

В трудах Кикнадзе Д.А., Поповича И.В., Левина Б.М., Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихоновича В.А., Наумовой Н.Ф., Роговина В.З. и других разумные потребности личности формируются и развиваются в главном и основном под доминирующим воздействием внешних объективных условий (общества, трудового коллектива, семьи, дружеской компании и т.п.), а о роли внутренних субъективных факторов говорится вскользь, как о само собой разумеющемся и малозначимом явлении. Именно выпячивание объективного, абсолютизация общественного привели к представлению об обществе, как саморазвивающейся системе, в которой личность превращалась в ничего не означающий, пассивный, послушный «винтик», безусловно подчиняющийся общим требованиям и общественным потребностям.

В работах Кикнадзе Д.А., Донченко Е.А., Сохань JI.B., Тихонович В.А., Воронцов Б.Н. и других разумность потребностей определяет всестороннее и гармоничное развитие личности. Исследования автора показывают, что именно способности личности к физическому и умственному труду, как главной производительной силы общества, реализуясь в процессе материального и духовного производства, порождают у нее разумные потребности, предметом удовлетворения которых являются создаваемый ими продукт (2), а не наоборот. С другой стороны, всестороннее и гармоничное развитие личности является лишь одним из критериев разумности.

Из многочисленного отряда исследователей разумных потребностей личности коллектив авторов Донченко Е.А., Сохань JI.B., Тихонович В.А. и Воронцов Б.Н. «считают разумными те потребности, которые сформированы по мерке самого человека» (3) и «скроенные по мерке самой личности» (4). Однако и им не удается раскрыть в полной мере ту истину, что разумность потребностей личности достигается при наличии определенных объективных и субъективных факторов и при определенном сочетании индивидуальной и общественной мерки.

Многие исследователи считают, что удовлетворение разумных потребностей личности возможно в коммунистическом обществе при плановой организации общественного производства, когда каждому члену общества представится возможность участвовать не только в производстве материальных и духовных ценностей, но и в управлении, и распределении общественными богатствами. В частности, Воронцов Б.Н. пишет: «Мы считаем правомерным говорить о разумных потребностях только начиная с коммунистической формации» (5). Автор же полагает, что разумные потребности личности, как одна из форм проявлений человеческой потребности, существовали с момента появлений человеческого сообщества.

Таким образом, степень разработанности проблем разумных потребностей личности остается все еще недостаточной, и по научному определению, и по условиям их формирования и развития, и по той роли, которые они призваны выполнять в жизни человека и общества. Поэтому автор приходит к выводу о том, что проблема создания теории разумных потребностей личности в современных условиях является одной из самых актуальных в жизни общества.

В исследовании этой проблемы, автор применил диалектико-материалистический метод исследования, который позволяет установить более глубинную взаимообусловленность между способностями личности к физическому и умственному труду и ее разумными потребностями, с одной стороны, между личности и природой, с другой.

Целью настоящей диссертационной работы является установление закономерностей формирования, развития и функционирования разумных потребностей как социально-исторического феномена и выработки на этой основе концепции разумных потребностей личности.

Цель достигается решением следующих задач:

1. Выявление закономерностей функционирования разумных потребностей личности в процессе последовательной смены общественно-экономических формаций.

2. Рассмотрение процесса становления субъекта-носителя разумных потребностей с целью разработки его всесторонней характеристики.

3. Аргументация того, что основой совершенствования структуры и обогащения содержания ее разумных потребностей являются постоянно воспроизводящиеся и развивающиеся ее способности к физическому и умственному труду.

4. Анализ единства и борьбы между способностями личности и разумными потребностями в индивидуальном бытии человека.

5. Обоснование диалектического единства объективных и субъективных факторов как необходимое условие формирования и развития разумных потребностей личности.

6. Выявление мотивационной роли разумных потребностей личности в оптимизации взаимоотношений человека и природы.

7. Аргументация того, что разумные потребности личности выступают мотивацией создания механизма устойчивого и динамичного развития общества.

Научная новизна исследований диссертанта определяется тем, что в нем сознательно и последовательно реализована марксистская диалектико-материалистическая методология с ее комплексным подходом и формационным анализом. В результате в настоящей диссертационной работе на основе комплексного исследования разумных потребностей личности автором получены теоретико-методологические результаты:

Во-первых, построена формационная модель формирования и развития разумных потребностей личности и выявлены общие и специфические закономерности, среди которых: зависимость степени разумности потребностей личности от характера связи с обществом и природой; возвышение степени осознания личностью необходимости формирования разумных потребностей по мере восхождения от одной степени развития общества к качественно более высокой ступени; диалектическая взаимообусловленность и взаимосвязь способностей и потребностей как универсальный идеал, стимулирующий активное и созидательное начало в обществе; субъективный характер разумных потребностей и т.д.

Во-вторых, дана всесторонняя характеристика зрелой личности как субъекта-носителя разумных потребностей. Впервые осуществлена корреляция биологической, социальной и духовной зрелости личности с разумностью ее потребностей. Раскрыто воздействие творчески активной, созидающей личности на культуру и нравственность общества, на углубление целостности самой личности.

В-третьих, впервые систематизированы и значительно конкретизированы критерии разумных потребностей личности, преломляя через индивидуальную и общественную мерки, и их диалектику, формирующейся на каждом конкретно-историческом этапе развития общества.

В-четвертых, построена модель формирования разумных потребностей личности, где показана роль объективных и субъективных факторов. Однако, в отличие от прежних моделей, абсолютизирующих объективные факторы, диссертант подробно характеризует значение субъективного фактора, усматривая в нем источники возрождения, активного и созидательного начала.

В-пятых, выявлена форма бытия разумных потребностей обусловленность потребностей и способностей личности. При этом автор полагает, что этим самым он существенно конкретизирует общесоциологический закон возвышения потребностей, ибо указывается механизм его действий.

В-шестых, обоснована идея диссертанта о том, что разумные потребности личности являются не только целью, но и средством достижения устойчивого и динамичного развития общества, ибо в них заложены мотивы самосовершенствования личности, механизм определения места и роли искусственной среды обитания человека, выявление путей разрешения локальных и глобальных проблем человеческого общества.

В-седьмых, впервые эксплицирован закон возвышения способностей личности в качестве коррелята закона возвышения потребностей. В диссертационной работе раскрыта диалектическая взаимосвязь этих законов и показана ее роль в обеспечении гармонии во внутреннем мире личности, которая является не только важнейшим фактором мира и стабильности, но и мотивом устойчивого и динамичного развития общества.

В-восьмых, в настоящей работе разумные потребности личности впервые представлены как мотивация решения глобальных проблем развития человечества, которые существуют не сами по себе, а воздействуют, в конце концов, на конкретного человека, с одной стороны, и которые появились в свое время как результат его незнания или игнорирования законов развития природы, с другой. Новизна состоит в обосновании того факта, что причиной глобальных проблем являются результаты жизнедеятельности самого человека и поэтому во главу угла решения глобальных проблем автор поставил проблемы самосовершенствования человека; развитие способностей к физическому и умственному труду, формирование и развитие разумных потребностей, овладение методикой самосовершенствования. Человек, самосовершенствуясь достигнет в своем развитии того рубежа, который позволит не только признать свою неразрывную связь с естественной природой, но и овладеть методами постижения законов ее развития, чтобы проникнуть в тайны механизма естественных процессов саморазвития, самоочищения и саморегулирования, чтобы вырабатывать умение использовать их в целях удовлетворения своих разумных потребностей, не нанося урона ей.

Притом на каждом новом этапе развития человечества личность будет становиться развитее и культурнее. Следовательно, степень осознания этой необходимости будет расти. Автор в этом усматривает закономерность процесса восхождения от простого к сложному.

В-девятых, автор обосновывает такое фундаментальное положение как то, что законы развития личности преломляются и воплощаются в законах развития общества. Поскольку «общество . выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» (6), а призвание, назначение и задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности» (7), то возрождаемое у личности активное начало, созидательный, творческий потенциал являются ее личностными качествами, которые, проявляясь в его поступках и действиях, диалектически превращаются в закономерности развития общества. В частности, закон возвышения способностей и потребностей человека, законы гармонии в его внутреннем мире превращаются в законы возвышения производительных сил и потребностей общества, в законы соответствия степени развития производительных сил характеру производственных отношений. Очевидность этого процесса в том, что человек как единичное, как субъект входит в целое -в общество. Однако объект исследования - человек еще очень и очень несовершенен: он часто эгоистичен и ленив, жаден и коварен, завистлив и жесток. Он может воровать, насиловать и убивать, поэтому во главу угла проблемы самосовершенствования личности и формирования и развития ее разумных потребностей автор поставил вопрос о возрождении в ней активного и созидательного начала, о свободе воли и выбора.

Теоретическая значимость исследования автора заключается в том, что автор установил, что главным направлением развития производительных сил общества является раннее выявление, полное раскрытие природных задатков и дарований человека, постоянное развитие его способностей к физическому и умственному труду, как «главной производительной силы» (8), и формирования, развитие на этой основе его разумных потребностей, то есть выявлено соотношение и диалектика его способностей и потребностей. Автор под ранним выявлением, полным раскрытием природных задатков и дарований человека постоянным воспроизводством и развитием способностей личности и формированием и развитием ее разумных потребностей понимает диалектический процесс:

1. Согласно Ф. Энгельсу свобода личности заключается в познании законов развития общества и природы и умение их учитывать и использовать

9), то есть человек, осознав, что его организм развивается подчиняясь законам развития природы, осознанно будет вырабатывать у себя умение использовать их в целях развития своих способностей и удовлетворения своих разумных потребностей.

2. Именно в этой форме будет проявляться активное и созидательное начало человека, ибо он полностью преодолеет свою недавнюю роль ничего не решающего пассивного «винтика» социально-экономического и социально-политического механизма общества и со знанием дела будет принимать решения и действовать по их реализации.

Автору удалось установить более глубокую и многостороннюю взаимозависимость и взаимообусловленность между способностями и потребностями личности как динамично развивающегося диалектического процесса путем исследования составляющих разумных потребностей личности в сложной системе координат этапов жизни, степени развитости ее способностей и классовой принадлежности. Автор обосновывает, что процесс создания личностью средств удовлетворения своих разумных потребностей, которые удовлетворяясь создают новые - есть борьба и единства ее способностей и потребностей, соотносясь между собой и развиваясь по спиралевидной траектории - есть форма ее бытия и форма проявления законов возвышение его способностей и потребностей. Поэтому этот социальный феномен повторяется в жизни каждого нового поколения людей сызнова на каждом этапе развития общества. Этот процесс автором рассматривается как закономерность и историзм в существовании и развитии этого явления.

Тезис автора об единстве объективных и субъективных факторов формирования и развития разумных потребностей личности преследует цели не только поднять активность и ответственность самой личности, но даже в большей мере стимулировать оживление и развитие в человеке активного, созидательного, творческого начала, чтобы он на основе изучения и постижения законов развития общества и природы осознал необходимость постепенного выхода из состояния некритической адаптации к своей искусственной среде обитания и понял необходимость ее преобразования, чтобы ее дальнейшее развитие и функционирование осуществлялись в соответствии с законами развития природы. Автор установил, что личность с разумными потребностями способна выработать умение использовать законы развития общества и природы в целях удовлетворения своих разумных потребностей. И она начнет организовывать материальное производство в соответствии с законами развития природы, разрешать локальные и глобальные проблемы, то есть постепенно найдет пути устойчивого и динамичного развития общества. Другими словами, личность с разумными потребностями поймет ошибочность и пагубность своих разрушительных действий, своего стремления подчинить своей воле природу и начнет созидать, творить в соответствии с ее законами. Личность с разумными потребностями, постигая законы развития природы, найдет свою нишу в естественном ходе саморазвития и саморегулирования природы в силу своей внутренней необходимости и в дальней перспективе органически впишется в нее. Автор полагает, что такая перспектива вполне возможна, ибо организм человека развивается и функционирует по законам природы, он способен организовать по этим же законам материальное и духовное производство, а также существование и функционирование искусственной среды своего обитания.

Таким образом концепция о разумных потребностях личности как социально-исторический феномен, присущий любой общественно-экономической формации и цивилизации, разработанная автором, явится мощным средством самосовершенствования, самореализации, самоутверждения и саморегулирования человека. Другими словами в современных условиях предметом философствования вновь становится человек, ибо комплексный подход к проблемам его разумных потребностей и рассмотрения их, преломляя через его особенности, самобытность и способности к физическому и умственному труду возможен при условии признания того очевидного факта, что смысл жизни человека, как философская категория, отражает его место и роль в обществе и природе, его потенциальные способности строить свою жизнедеятельность в соответствии с законами их развития.

Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что предложенная концепция разумных потребностей личности как социально-исторический феномен может быть использована для совершенствования управления социально-экономическим, культурным и нравственным развитием конкретной страны, в частности:

1. Разумные потребности личности как субъективный фактор динамичного и устойчивого развития общества, ибо особую значимость в условиях кризисных явлений в жизни общества может иметь реализация рекомендаций автора о том, что поиск путей к стабильности и развитию надо начинать с поиска путей оздоровления и обогащения внутреннего мира личности. В этих целях в центр государственной политики будет поставлен вопрос об удовлетворении разумных потребностей личности. В этом случае совпадут цель и задачи всех четырех уровней: человека, семьи, трудового коллектива и общества в целом.

2. Одним из главных направлений развития производительных сил общества выступит раннее выявление, полное раскрытие природных задатков и дарований каждого человека, постоянное развитие его способностей к физическому и умственному труду, ибо основой основ развития материального производства и духовных ценностей являются способности человека. Они же выступают основой совершенствования структуры и обогащения содержания его разумных потребностей.

3. Идея, заложенная в диссертации, о достижении диалектического единства объективных и субъективных факторов формирования и развития разумных потребностей личности может служить действенным рычагом повышения ответственности самой личности за формирование, развитие и удовлетворение ее разумных потребностей. Она призвана стать мотивацией повышения активности в самосовершенствовании, в признании ценности, права и потребности другой личности, призвана стать противоядием против иждивенчески-потребительского подхода во взаимоотношениях человека с природой, с обществом и с другими людьми.

4. Одно из ключевых положений диссертации об изучении, постижении личностью законов развития общества и природы, выработки умения их использовать в целях удовлетворения своих разумных потребностей призвано стать основным принципом организации жизнедеятельности человека и общества, а в дальней перспективе необходимым и достаточным условием оптимизации взаимоотношений человека с природой, общества с природой.

Таким образом концепция о разумных потребностях личности как социально-исторический феномен, присущий любой ступени развития общества и цивилизации, разработанная автором, вновь выводит человека на уровень предмета социальной философии, ибо требуется выработка теоретических и методологических подходов к созданию теории разумных потребностей личности. Так как некритическая адаптация человека к своей искусственной среде, разрушающей естественную природу, привела к той черте, за которой начинаются необратимые процессы, опасные для жизни на планете. Теория разумных потребностей личности станет основой того, чтобы в человеке развить активное, созидательное, творческое начало, чтобы человеческое общества на фундаменте разумных потребностей личности на качественно новом уровне вновь «заключило соглашение» и разработало на его основе новые «законы» человеческого общежития, «сила» которых всегда оставалась бы «соразмерной силе их потребностей» (10) и люди вновь научились бы «объяснять свои действия, исходя их своих потребностей» (11).

Основные положения диссертации были изложены в монографиях автора: Разумные потребности личности: сущность, факторы, проблемы (на

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Разумные потребности личности как социально-исторический феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты многолетнего научного исследования автора проблем разумных потребностей личности показали, что еще предстоят глубокие фундаментальные научные исследования этой сложной многоаспектной проблемы, чтобы разработать научную теорию разумных потребностей личности, которая призвана сыграть мотивацией решения многих проблем не только личности, но и общества и человечества.

В данной диссертационной работе автор на основе диалектико-материалистического метода исследования с его комплексным подходом и формационным анализом предпринял шаги по преодолению узости и односторонности при научном определении разумных потребностей личности, при выявлении критериев их формирования, развития и функционирования, а также при определении их роли и значения в жизни личности и общества. Во-первых, автор впервые разработал модель разумных потребностей личности как социального исторического феномена, состоящего из трех составляющих, и исследовал их, применяя сложную систему координат этапов жизни личности, степени развитости ее способностей к физическому и умственному труду, классовой принадлежности и установил общие и специфические закономерности в их формировании, развитии и функционировании.

Во-вторых, автором вносится в категориальный аппарат социальной философии понятие «субъекта-носителя» разумных потребностей в лице личности в зрелом возрасте и дается его всесторонняя характеристика. Притом исследования автора показали, что не все люди в зрелом возрасте могут формировать разумные потребности, а лишь та определенная часть, которая сумела полностью раскрыть свои природные задатки и дарования и обеспечить постоянное развитие своих способностей к физическому и умственному труду, которая в своем развитии достигла того рубежа, который позволяет ей в полной мере признать ценность и права другой личности в качестве субъекта сравнения своих личностных качеств и сумела минимизировать свои недостатки и вредные привычки, которая, постигая законы развития природы и общества, вырабатывает умение использовать их в целях удовлетворения своих разумных потребностей.

В-третьих, автором впервые систематизированы и значительно конкретизированы критерии разумности потребностей личности, преломляя их через индивидуальную и общественную мерки, формирующейся на каждом конкретно-историческом этапе развития общества.

В-четвертых, модель разумных потребностей личности, разработанная автором, в отличии от прежних моделей, абсолютизирующих объективные факторы, признает единство объективного и субъективного, усматривая в последнем источника активного и созидательного начала, которое проявляется в реальной жизни общества в следующих действиях личности: самосовершенствование - полное раскрытие своих природных задатков и дарований, постоянное воспроизводство и развитие способностей к физическому и умственному труду; целенаправленное самовоспитание с целью минимизации своих недостатков и вредных привычек, вырабатывая устойчивый иммунитет против них; личность сама по своей мерке осознанно формирует свои разумные потребности, учитывая общественную мерку; она постоянно совершенствует структуру и обогащает содержание своих разумных потребностей на основе постоянного самосовершенствующихся своих способностей к физическому и умственному труду; личность, изучая и постигая законы развития природы и общества, совершенствует свое умение использовать их в целях удовлетворения своих разумных потребностей.

В-пятых, в работе выявлена форма бытия разумных потребностей, как обусловленность потребностей способностями личности к физическому и умственному труду. Автор полагает, что ему удалось существенно конкретизировать общесоциологический закон возвышения потребностей, ибо указывается механизм его действия.

В-шестых, автором впервые обоснована идея о том, что разумные потребности личности являются не только целью, но и средством динамичного и устойчивого развития общества, ибо в ней заложены: мотив самосовершенствования личности, механизм определения места и роли искусственной среды обитания людей и стимулы поиска путей разрешения локальных и глобальных проблем общества.

В-седьмых, автором впервые эксплицирован закон возвышения способностей в качестве коррелята закона возвышения потребностей. В диссертации раскрыта диалектическая взаимосвязь этих законов и показана ее роль в обеспечении гармонии во внутреннем мире личности.

Для того, чтобы свои силы замещать силами природы человек будет основательно и постоянно изучать и постигать законы развития естественной природы и вырабатывать умение их использовать в целях удовлетворения своих разумных потребностей. Следовательно, личность с разумными потребностями на основе достигнутых знаний, а также осознания роли и значения естественной природы, выйдет из состояния некритической адаптации и начнет преобразовывать свою искусственную среду обитания таким образом, чтобы ее развитие и функционирование происходили в соответствии законами природы. Эти меры будут необходимыми и достаточными условиями оптимизации взаимоотношений человека и природы, общества и природы.

Автор в своей концепции: разумные потребности личности -предлагает маркситскую социоцентристскую парадигму дополнить человекоцентристской парадигмой, ибо прогрессивная часть человеческой цивилизации понимает эти проблемы и давно предлагает соблюсти диалектику объективного и субъективного, естественного и искусственного, общественного и индивидуального. Эти предложения сфокусированы и концентрированы в различных вариантах видения будущего устойчивого развития общества.

Автор полагает, что разумность в потребностях и действиях личности -один из основных ориентиров поиска путей разрешения многочисленных проблем бытия человеческого общества. В частности, в настоящее время Россия находится в глубоком всеохватывающем кризисе, в поиске не только путей выхода из него, но из дилеммы: по какому же пути следовать. По мнению автора в решении этой дилеммы добрую службу должна сыграть его концепция о разумных потребностях личности. К такой мысли приводят:

Во-первых, особенности менталитета народов России, как гуманизм, коллективизм, патриотизм. Во-вторых, возникшее на основе равенства и интернационализма народов России внутреннее человеческое достоинство россиянина. В-третьих, их недавние огромные материальные, духовные и социальные достижения на базе общественной собственности на средства производства и возвеличение нравственного значения труда человека. В-четвертых, историческая собирательная, объединяющая и цементирующая миссия России на евроазиатском пространстве.

До 1985 года общественная жизнь в России развивалась на принципах марксистской социоцентристской парадигмы. Автор предлагает при определении нового пути развития России обогатить ее человекоцентристской парадигмой, то есть целью российской цивилизации объявить всестороннее развитие человека и удовлетворение его разумных потребностей.

 

Список научной литературыФилиппов, Лазарь Степанович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 131.

2. К. Маркс, Ф. Энгельс. Наемный труд и капитал. Соч. Т.6. С. 446.

3. Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихонович В.А. Формирование разумных потребностей личности. Киев, 1984. С.67.

4. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 178.5. Там же. С. 178.

5. К. Маркс, Ф. Энгельс. Капитал. Соч. Т. 46. 4.1. С.214.

6. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Соч. Т.З. С.282.

7. В.И. Ленин. Великий почин. ПСС. Т.39. С.21.

8. Фридрих Энгельс. Биография. М., 1970. С.357.

9. К. Гельвеций. О человеке // Соч. в 2-х т. М., 1974. С.95.

10. Ф. Энгельс. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Соч. Т.20. С.493.1. ГЛАВА I

11. Дынник М.А. Материалисты Древней Греции. М., 1955. С.43.2. Там же. С. 51, 52.3. Там же. С. 153.4. Там же. С. 51.

12. Там же. С. 153,154, 158,159, 160.6. Там же. С. 213.

13. Платон. Федон // Соч. в 3-х т. М., 1970. Т.2. С.48.

14. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4-х т. М., 1984. С.66.

15. Дынник М.А. Материалисты Древней Греции. М., 1955. С.153.10. Там же. С. 217.11. Там же С. 217.

16. Платон. Государство// Соч. в 3-х т. М., 1971. т. 3. 4. 1. С.273.

17. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4-х т. М., 1984. Т.4. С.66.

18. Дынник М.А. Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 158.15. Там же. С.168.

19. Платон. Федон // Соч. в 3-х т. М., 1970. Т.2. С.48.

20. Иовчук М.Т., Ойзерман Т.П., Щипанова И.Я. Краткий очерк истории философии. М., 1969. С.60.

21. Дынник М.А. Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 167.

22. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975. С.25.20. Там же. С.24.

23. Николай Кузанский. Соч. в 2-х т. М., 1979. Т.1. С.258.

24. Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. 4.2. С.827.

25. Августин Аврелий. Исповедь. Киев, 1980. С.210.24. Там же. С.210.

26. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992. С.13.

27. Абеляр П. Диалог между философом, иудеям и христианином // История моих бедствий. М., 1959. С. 100.

28. Монтень М. Опыты. М., 1958. кн.2. С.27.

29. Монтень М. Опыты. М., 1954. кн.1. С.208.

30. Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С.247.30. Там же. С. 490.

31. Роттердамский Э. Оружие христианского воина // Филос. произведения. М., 1987. С.114.

32. Спиноза. Богословско-политический трактат // Избранные произведения в 2-х т. М., 1957. Т.2. С.204.

33. Лейбниц Г. О предопределенности // Соч. в 4-х т. М., 1982. Т.1. С.237.

34. Паскаль. Из мыслей // Размышления и афоризмы французских моралистов XV-XVIII веков. Л., 1987. С.233.

35. Гоббс Т. Человеческая природа // Избранные произведения в 2-х т. М., 1964. Т.1.С.442.

36. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Избранные произведения в 2-х т. М., 1987. Т.2. С.204.

37. Гольбах П. Система природы // Избранные произведения в 2-х т. М., 1963. Т.1. С. 59,60.

38. Гельвеций К.А. О человеке. Соч. 2 т. М., 1974. Т.1. С. 93-97.39. Там же. С. 93-94.

39. Гоббс Т. Человеческая природа // Избранные произведения в 2-х т. М., 1964. Т.1. С. 441-442.

40. Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства // Антология мировой философии в 4-х т. М„ 1970. Т.2. С.560.

41. Оуэн Р. Катехизис нового нравственного // Деборин А. Книга для чтения по истории философии в 2-х т. М., 1925. Т.2. С.382-384.43. Там же. С. 383.

42. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба. 1755 // Сочинение в 6-ти т. М„ 1963. Т.1. С. 249-251.45. Там же. С. 260.

43. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Сочинения. М., 1935. Т.8. С.25-28.

44. Гегель. Философия права // Соч. М., 1934. Т.7. С. 211.

45. Фейербах Л. Писатель и человек. Собрание юмористических философских афоризмов // История философии в 3-х т. М., 1967. Т.1. С.421.

46. Белинский В.Г. Полное собр. соч. М., 1955. Т.1. С. 287.

47. Добролюбов H.A. Полное соб. соч. М., 1948. Т.2. С. 273.

48. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1943. С. 65.

49. Ф. Энгельс. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. М.,1961. Соч. Т.20. С. 486.53. Там же. С. 489.54. Там же. С. 493.

50. К. Маркс. Капитал. Соч. Т. 23. С. 81.

51. К. Маркс. Капитал. Соч. Т. 46. 4.1. С. 214.

52. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология // Избранные произведения в 3-х т. М., 1970. Т.1. С. 20.58. Там же. С. 21.59. Там же. С. 21.60. Там же. С. 21.

53. Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1986. С. 30.

54. К. Маркс. Наемный труд и капитал. Соч. Т.6. С. 446.

55. К. Маркс. Из ранних произведений. М., 1956. С. 601.64. Там же. С. 601.

56. Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М.,1986. С.30.

57. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология. М.,1988. С.65.

58. Ф. Энгельс, К. Маркс. Соч. Т. 19. С. 113.

59. Ф. Энгельс. Развитие социализма от утопии к науке. Соч. Т. 19. С. 224.

60. К. Маркс. Капитал. Соч. Т.23. С. 244.

61. К. Маркс, Ф. Энгельс. Принципы коммунизма // Избранные произведения. М., 1995. Т.1. С. 89,91.71. Там же. С. 90.

62. К. Маркс, Ф. Энгельс. Принципы коммунизма // Избранные произведения. М.,1985. Т. 1. С. 90.73. Там же. С. 91.

63. К. Маркс. Капитал. Соч. 46. 4.1. С. 214.

64. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология. М, 1988. С.65.

65. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1986. С. 30.

66. Ф. Энгельс. Похороны Карла Маркса. Т. 19. С. 30.

67. ИванчукН.В. Потребности социалистической личности. М., 1986. С. 53.

68. Арзамасцев A.M. Что понимать под разумными потребностями // Научный коммунизм. 1980. № 1. С. 78.

69. Кикнадзе Д.А. Потребность. Поведение. Воспитание. М., 1968. С. 8. Попович И.В. Научно-техническая революция и формирование развитых потребностей личности в условиях развитого социализма. Вопросы философии. 1975. № 7. С. 32.

70. Мотяшов ВЛ. Потребляющий мир: за и против. М., 1976. С. 255-256.

71. Левин Б.М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. М, 1974. С. 131.

72. Камынин И.И. О разумных потребностях личности. Научный коммунизм. 1985. №5. С. 10.

73. Михайлов H.H. Социализм и разумные потребности личности. М.,1982. С. 64.

74. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. Изд-во МГУ. 1968. С. 482.

75. Большая Советская энциклопедия. М, 1975. Т.20. С. 490.

76. Королева Т.В. Семья и кризис моральных ценностей буржуазного общества. Минск, 1980. С. 44.

77. Э. Фромм. Иметь или быть. М., 1971. С. 201.

78. Михайлов H.H. Социализм и разумные потребности личности. М., 1982. С. 67.

79. Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихонович В.А. Формирование разумных потребностей личности. Киев, 1984. С. 41.

80. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 19.

81. Мялкин A.B., Плаксин С.И. Разумные потребности молодежи. М., 1985. С. 7.

82. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Соч. Т.З. С.282.

83. Наумова Н.Ф., Роговин В.З. Культура разумного потребления. М., 1987. С. 15.

84. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. J1, 1990. С. 259. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни. Минск, 1988. С. 105.

85. К. Маркс, Ф. Энгельс. Капитал. Соч. Т. 46. 4.1. С. 241.

86. Королева Т.В. Семья и кризис моральных ценностей буржуазного общества. Минск, 1980. С. 40-43.

87. Э. Фромм. Die Revolution der Hoffnung (fur eine humanisierte tiehnex). Hamburg. 1974/-178 S.

88. Э. Фромм. Haben oder Sem (Die sedischen grundlagen einer neven gesellschaft). Darmstsdt, 1976-201 S.

89. Коптюг В.А., Матросов В.M., Левашов В.К., Демяненко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. Москва-Новосибирск, 1996. С. 13,14,29.

90. Г. Парсонс. Человек в современном мире. М., 1985. С. 203.

91. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 168.

92. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.Н., Демяненко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. Москва-Новосибирск, 1996. С. 21.

93. Михайлов В.Д. Философия согласия. М., 1996. С. 151, 174.

94. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Соч. Т.З. С. 19.

95. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Демяненко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования. Москва-Новосибирск, 1990. С. 12.

96. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология // Избранные произведения в3.х т. М., 1970. Т. 1. С.20.1. ГЛАВА II

97. Morgan L.H. Ancient Society. London, 1877. p. 19/

98. Кикнадзе Д.А. Потребности, поведение, воспитание. М., 1968. С. 16.

99. Евстигнеева Л.П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе. М., 1975. С. 138.

100. Михайлов H.H. Потребность личности: проблемы формирования. Челябинск, 1981. С. 39.

101. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. С. 13.

102. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 12.

103. Левин Б.М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. М., 1974. С. 131.

104. Попович И.В. Научно-техническая революция и формирование разумных потребностей личности в условиях развитого социализма. Вопросы философии. 1975. № 7. С. 32.

105. Камынин И.И. О разумных потребностях личности. Научный коммунизм. 1984. №5. С. 10.

106. Кикнадзе Д.А. Потребность. Поведение. Воспитание. М., 1968. С.84.

107. Михайлов H.H. Социализм и разумные потребности личности. М., 1982. с. 64.

108. Роговин В.3.Формирование разумных потребностей. М., 1979.С.7

109. Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихонович В.А. Формирование разумных потребностей личности. Киев, 1984. С. 41.

110. Кикнадзе Д.А. Потребность. Поведение. Воспитание. М., 1968. С. 8.

111. Мялкин A.B., Плаксий С.И. Разумные потребности молодежи. М., 1985. С.7.

112. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.6. С. 446.

113. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.23. С. 81.

114. Роговин В.З. Формирование разумных потребностей. М., 1979. С.7.

115. Ф. Энгельс. Похороны Карла Маркса. Соч. Т. 19. С.350.

116. К. Маркс, Ф. Энгельс. Капитал. Соч. Т. 46. 4.1. С. 386.

117. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.С. 90-91.

118. Наумова Н.Ф., Роговин В.З. Культура разумного потребления. М., 1987. С. 15.

119. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Фридрих Энгельс. Биография. М., 1970. С. 357.

120. Бебель. Будущее общество. М., 1923. С.33.

121. Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности. М., 1986. С. 53.

122. Михайлов H.H. Социализм и разумные потребности личности. М., 1982. С.67.

123. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С.99, 102.

124. Камынин И.И. О разумных потребностях личности. Научный коммунизм. 1984. №5. С. 16.

125. Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихонович В.А. Формирование разумных потребностей личности. Киев, 1984. С. 53.

126. Канашевич Н.М. Научный коммунизм. 1983. № 10. С. 12.

127. Воронцов Б.М. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 38, 43, 45.

128. Савицкая С.Л. Республика Саха. 1994. 24 февраля.

129. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 178.

130. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971. С.409.

131. Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихонович В.А. Формирование разумных потребностей личности. Киев, 1984. С.41.

132. К. Маркс, Ф. Энгельс. Наемный труд и капитал. Соч. Т.6. С.446.

133. Дубинин Н.П. Соотношение социального и биологического в развитиичеловека. Пермь, 1981. С. 8.1. ГЛАВА III

134. Гребенников Р.В. Потребности личности: программно-целевой подход. Минск, 1978. С.25.

135. Миженская Э.Ф. Личные потребности при социализме. М., 1973. С. 112.

136. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. С. 191.

137. Куделин Ю.Е. О противоречиях между производством и потребностями. М., 1968. С. 51.

138. Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности. М., 1986. С.53,64.

139. Программа развития народонаселения Якутской Саха ССР на 1990-2000 годы. С. 21.

140. Перепись населения СССР в 1979 г.

141. Программа развития народонаселения Якутской Саха ССР на 1990-2000 годы. С. 20.

142. Гиренюк Ф.И. Человек, его положение и призвание в современном мире. М., 1986. С. 46.

143. Ю.Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 162.

144. П.Дубинин Н.П. Соотношение социального и биологического в развитии человека. Пермь, 1981. С.8.

145. Фурье Ш. Краткий философский словарь. М., 1954. С. 652.

146. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 168.

147. К. Маркс, Ф. Энгельс. Капитал. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 386.

148. Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности. М., 1986. С. 22.

149. Луначарский A.B. О народном образовании. М., 1958. С. 44.

150. Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихонович В.А. Формирование разумных потребностей личности. Киев, 1984. С. 106.

151. Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности. М., 1986. С. 25.

152. В.И. Ленин. Очередные задачи советской власти. ПСС. Т. 36. С. 203-204.

153. Кон К.С. В поисках себя. М., 1984. С. 52.

154. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 161.

155. К. Маркс, Ф. Энгельс. Экономические-философские рукописи 1844. Соч.Т. 42. С. 65.

156. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971. С. 49.

157. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991. С. 59.

158. ПелевинаТ.В. Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. Л., 1978. С. 113.

159. Горький A.M. Жизнь Клима Самгина. Собр. соч. в 16-ти т. Т. 13. С. 273.

160. Воронцов Б.Н Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 161.1. ГЛАВА IV

161. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1960. С. 45.

162. К. Маркс, Ф. Энгельс. Капитал. Соч. Т. 46. 4.1. С.224.

163. Бутенко А.П. Образ жизни: проблемы и суждения. М., 1978. С. 36.

164. Новиков А.И. Образ жизни. Л., 1979. С.4.

165. Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975.

166. Луковцев B.C. Минуя тысячилетия. М., 1982. С.19.

167. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.42. С. 162-163.

168. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 13.

169. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23. С. 311.

170. Новиков А.Г. О менталитете Саха. Якутск, 1996. С. 111.

171. Хатылаев М.М. Промышленное развитие Якутии в 1946-1960 годы. Якутск, 1992. С. 155.

172. Тодоров А. Качество жизни (критический анализ буржуазных концепций). М., 1980. С. 68.

173. Штайнер Р. Основные черты социального вопроса (в жизненныхнеобходимостях настоящего и будущего). Ереван, 1992. С.51,58, 65.

174. Филимонов С. Чубайсономика. Советская Россия. 1995. 23декабря.

175. Тилле А. Корзина абсурда. Советская Россия. 1995. 5 сентября.

176. Бестужев-Лада И.В. Вопросы философии. 1975. № 3. С. 145.

177. Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975. С. 28.

178. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л, 1990. С. 295.

179. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни. Минск, 1988. С. 105

180. Капралов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельность человека. Л,1975. С. 125.

181. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М., 1986. С.9.

182. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. С.223. Коган Л.Н. Там же. С. 223.

183. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж, 1990. С. 38.

184. Капралов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л,1975. С. 130.

185. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. С. 233.

186. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. С. 229.

187. Капралов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975. С. 133.

188. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни и деятельности человека. Л., 1975. С. 133.

189. Чехов А.П. Собр. соч. в 8-ми т. М., 1970. Т.8. С. 350.

190. Фридрих Энгельс. Биография. М., 1970. С. 357.

191. Гельвеций К. О человеке. Соч. в 2-х т. М., 1974. Т.1. С.93-97.

192. В.И. Ленин. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. ПСС. Т. 41.С. 8788.

193. Иовчук М.Т., Ойзерман Т.И., Щипанова И.Я. Краткий очерк историифилософии. М., 1969. С.60.

194. Гегель. Философия истории // Соч. М., 1934. Т.7. С.211.

195. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба // Соч. в 6-ти т. М., 1963. Т. 1.С. 249-251.1. ГЛАВА V

196. Гиренюк Ф.Н. Экология, цивилизация, неосфера. М., 1987. С.4

197. Олейников Ю.В. Экологические альтернативы научно-технической революции. М., 1987. С. 135.

198. Загладин В.В., Фролов И.Г. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспект. М., 1981. С. 16, 24.

199. Хозин Г.С. Глобальные проблемы современности: критика буржуазных концепций. М., 1982. С.23.

200. Анучин В.А. Проблемы глобального природопользования (географический аспект). М., 1983. С. 17,26.

201. Будыко М.И. Глобальная экология. М., 1977. С. 15, 258.

202. Некрасов H.H. Социалистическое природопользование. М, 1980. С. 10.

203. Лейбин В.М. Модели мира и образ человека. М., 1982. С.72.

204. А. Печчеи. Человеческие качества. М., 1985. С. 306.10. Там же. С. 311.

205. Пестель. За пределами роста. М., 1988. С. 41.

206. Д. Нэсбитт. Что нас ждет в 90-е годы. М., 1992. С. 356.

207. А. Тойнби. Постижение истории. М., 1991. С. 13.

208. А. Кинг. В книге Э. Пестель // За пределами роста. М., 1988. С. 37.

209. Ф. Энгельс. Похороны Карла Маркса. Соч. Т. 19.С. 350.

210. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1955. Т. 8. С. 287.

211. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.X., Демянко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. Москва- Новосибирск, 1996. С. 7, 8, 9.

212. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. Философскийэнциклопедический словарь. М., 1998. С. 508.

213. Спиркин А.Г. Философия. М., 1948. С. 571.

214. Семенов B.C., Степанян Ц.А. Конфликты и согласие в современной России. М., 1998. С. 157.

215. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Демянко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России. Москва-Новосибирск. 1996. С. 21.

216. Семенов B.C., Степанян В.А. Конфликты и согласие в современной России. М., 1998. С. 51.

217. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. М., 1981. С. 149.

218. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Демянко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России. Москва-Новосибирск. 1956. С. 30-31.

219. Из доклада группы экспертов ЦРУ Президенту США. Экспресс-информация. 1995. № 1. Март.

220. Ленин В.И. Политика и экономика. Диалектика и эклектицизм. ПСС. Т.2. С.278.

221. Ленин В.И. V Всероссийский съезд Советов. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 245, 36, 501.

222. Перепись населения СССР в 1979 г.

223. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973. С. 262.

224. Рувинский Л.И, Арет А.Я. Самовоспитание школьников. М., 1976. С. 54.

225. Гусейнов A.A. Проблемы коммунистического воспитания и развития личности на современном этапе. Вопросы философии. 1985. №6. С. 34-35.

226. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. С. 127.

227. К. Маркс, Ф. Энгельс. Экономическая рукопись 1861-1863 гг. Соч. Т. 47. С. 42.

228. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культуры. М., 1981 .С.43.

229. Левин Б.M., Левин М.Б. Социальные потребности. М., 1986. С. 14-16.

230. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. Философский энциклопедический словарь. М., 1998. С. 508.

231. Гельвеций К. О человеке. Соч. в 2-х т. М., 1974. Т.1.С.95.

232. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Собр. соч. в 3-х т. М., 1970 Т.1. С. 20.

233. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология // Избр. произв. М., 1970. Т.1. С.21.

234. К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология. М., 1988. С.65.1. ГЛАВА VI

235. ДынникМ.А. Материалисты Древней Греции. М. 1955. С. 167.

236. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975. С.25.

237. Ананьев Б.Г., Дворянина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. С.40.

238. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972. С. 12.

239. Штайнер Р. Основные черты социального вопроса. Ереван, 1992. С. 60.

240. К. Маркс, Ф. Энгельс. Капитал. Соч. Т. 46. 4.1. С. 214.

241. В.И. Ленин. По поводу так называемого вопроса о рынках. ПСС. Т.1. С.101.

242. К. Маркс, Ф. Энгельс. Диалектика природы. Соч. Т. 20. С. 493.

243. Гельвеций К. О человеке//Соч. в 2-х т. М., 1974. Т.1. С.95.

244. К. Маркс, Ф. Энгельс. Диалектика природы. Соч. Т.20. С. 489.11. Там же. С. 492.

245. К. Маркс, Ф. Энгельс. Капитал. Соч. Т. 25. 4.2. С. 387.

246. К. Маркс, Ф. Энгельс. Наброски ответа на письмо Д.И. Засулаг. Соч. Т. 19. С.419.

247. Дынник М.А. Материалисты Древней Греции. М., 1955. С.51.

248. Августин. Исповедь. М., 1992. С. 13.

249. Гольбах П. Система природы // Избранные произведения в 2-х т. М., 1963. Т.1.С. 63.

250. Гельвеций К. О человеке // Соч. в 2-х т. М., 1974. Т.1. С.94.

251. К. Маркс, Ф. Энгельс. Нищета философии. Соч. Т.4. С. 133.

252. В.И. Ленин. Великий Поган. ПСС. Т. 39. С. 21.

253. Дынник М.А. Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 52.

254. Гольбах П. Система природы // Избранные произведения в 2-х т. М., 1963. Т.1. С.64.* *

255. Абульканова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1960.

256. Бутанова Л.Я. Личные потребности. М., 1984.

257. Баранова Л.Я., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление. М.,1988.

258. Булочникова Л.А. Законы возвышения потребностей и формирование работника нового типа. М., 1984.

259. Байгальдин Р.М. Формирование разумных потребностей студентов (автореферат). Уфа, 1987.

260. Бочкарев П.И. О смысле и цели жизни. М., 1969. Бардин С.М. Учитесь властвовать над собой. М., 1976. Борисов М.Н. Общее и особенное в формировании и развитии социалистического быта. Красноярск, 1984.

261. Будыко М.И., Голицын Г.С., Израэль Ю.А. Глобальные климатические катастрофы. М., 1986.

262. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.

263. Вернадский В.И. Природа и общество. М., 1968.

264. Вернадский В.И. Научно-технический прогресс и общество. М., 1973.

265. Воронцов Б.Н. Культура потребностей и потребления и пути ееформирования // Научный коммунизм. 1984. № 3.

266. Воронцов Б.Н. О разумных потребностях и их критериях // Философские науки. 1983. № 3.

267. Глухов П.И. Потребности людей в центре экономической и социальной политики КПСС // Научный коммунизм. 1984. №1. С.51.

268. Гребенников Р.В. Потребности личности: программно-целевой подход. Минск, 1978.

269. Гуцаленко Л.А. Формирование гармонии материальных и духовных потребностей. Минск, 1977.

270. Гончаренко. Духовная культура источник и движущая сила прогресса. Киев, 1980.

271. Громов И.А. Становление и культурное развитие личности в производственном коллективе. Л., 1983.

272. Григорьян Б.Т. Человек, его положение и призвание в современном мире. М., 1986.

273. Гребнева Г.И. Формирование разумных потребностей личности в современных условиях. Минск, 1978.

274. Горбунов Т.Д. Учитесь управлять собой. Л., 1976.

275. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938.

276. Демин М.В. Потребности как проблема философии. Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1984. № 2.

277. Донцов И.А. Личное самосовершенствование и мораль. М., 1975.

278. Донцов И.А. Самосовершенствование личности. Ростов-на-Дону, 1977.

279. Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983.

280. Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М., 1976.

281. Дубинин Н.П., Карпец В.Н., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.

282. Джекобсон X.K. Прайс М.Ф. Система исследований человеческих измерений глобальных экологических изменений. М., 1992.

283. Еремин Ю.Е. О противоречии между производством и потребностями. МГУ, 1968.

284. Евстигнеева Л.П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе. М., 1975.

285. Ершов И.М. Потребности человека. М., 1990.

286. Жилина Л.Н., Фролова Н.Г. Проблемы потребления и воспитания личности. М.,1969.

287. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. Злотников P.A. Духовные потребности советского рабочего. Саратов,1975.

288. Зюганов Г.А. За горизонтом. М., 1995.

289. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М., 1981. Кожевников H.H. Концепция относительных равновесий в природе. Якутск, 1995.

290. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.,1983.

291. Махаров Е.М. Методология комплексного исследования человека. М.,1991.

292. Михайлов H.H. Потребности личности: проблемы формирования. Челябинск, 1981.

293. Миженская Э.Ф. Личные потребности при социализме. М., 1973. Миженская Э.Ф. Личные потребности при социализме. М., 1973. Миженская Э.Ф., Пусенкова И.В. Формирование потребностей в труде. М„ 1986.

294. Мялкин H.H. О потребностях человека, их возвышении и формировании. М„ 1981.

295. Марченко Т.А. Потребности как социальное явление. М., 1990. Маргулис A.B., Степанов Е.И. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования//Вопросы философии. 1988. № 4.

296. Маргулис A.B. Проблемы формирования социальных потребностей. Тбилиси, 1981.

297. Мочалов Б.М. Развитой социализм: человек и его потребности. М.,1982.

298. Мусалаев H.H. Диалектика формирования и развития разумных потребностей человека в социалистическом обществе (автореферат). Алма-Ата, 1989.

299. Мотяшов В.В. Власть вещей и власть человека. М., 1985.

300. Мосолов A.M. Общественные отношения и человек. Красноярск,

301. Неустроев H.Д., Романов M.H. Студенческие курсовые, дипломные работы как научно-исследовательский процесс. Якутск, 1995.

302. Оконешникова А.П. Методическия указания на тему "Предмет и методы психологии". Якутск, 1990.

303. Плаксий С.И. Становление в труде. М., 1987.

304. Радаев В.В. Потребность как экономическая категория социализма. М.,1970.

305. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. Л., 1987.

306. Рубинский Л.И., Арет А.Я. Самовоспитание школьников. М., 1976 Рыбакова Н.В., Протанская Е.С. Моральная надежность человека (этика). М., 1984.

307. Сергиевский В.Н. Проблемы оптимального соотношения производства и потребления в СССР. М., 1968.

308. Станкевич Я.П. Проблемы целостности личности (гносеологический аспект). М., 1987.

309. Сиземская И.Н. Человек как главное общественное богатство при социализме. М., 1980.

310. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М.,1979.

311. Тейер да Шарден. Феномен человека. М., 1965.

312. Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда. М., 1989.

313. Тарасенко В.И. Социальные потребности личности: формирование, удовлетворение, развитие. Киев, 1982.

314. Тодоров A.C. Качество жизни. М., 1980.

315. Томский И.Е. Социально-экономические проблемы женского труда. Новосибирск, 1979.

316. Федотова Н.Д. Объективные и субъективные факторы формирования потребностей личности в условиях развитого социализма (автореферат). Л., 1987.

317. Филиппов JI.C. Разумные потребности личности: сущность, факторы, проблемы (на примере Республики Саха (Якутия)). Якутск, 1993.

318. Филиппов JI.C. Разумные потребности личности. М., 1997.

319. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985.

320. Фролов И.Г. Перспектива человека. М., 1983.

321. Иовчук М.Г., Коган JI.H. Духовный мир советского рабочего. М., 1972.

322. Хлыстова H.A. Формирование социальных потребностей тружеников агропрома (автореферат). Киев, 1989.

323. Хрусталева Н.С., Спасибенко С.Г. Становление разумных потребностей личности. М., 1987.

324. Хожий Г.Ф. Личное потребление: сущность, противоречия, проблемы оптимизации (автореферат). М., 1991.

325. Чудинова И.М., Гордиенко A.A., Борисова Л.Г. Потребности основа формирования личностных качеств работника. В книге: Личность и НТП. Новосибирск, 1990.

326. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.