автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Развитие альтернативных форм молодежного движения в СССР (1945 - 1960-е гг.)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Грицай, Владимир Викторович
ВВЕДЕНИЕ.3
РАЗДЕЛ I. Основные тенденции развития общественно-политической и культурной жизни в СССР и их влияние на советскую молодежь.27
РАЗДЕЛ II. Кризисные и протестные проявления в культурной жизни и быте советской молодежи .67
РАЗДЕЛ III. Политическая составляющая в альтернативном молодежном движении.128
Введение диссертации2005 год, автореферат по истории, Грицай, Владимир Викторович
Актуальность изучения истории альтернативных движений советской молодежи определяется тем, что в настоящее время ощущается потребность в осмыслении характера развития современного гражданского общества, в том числе и деятельности молодежных организаций, процессов, идущих в молодежной среде, опыта государственной молодежной политики. Современный этап развития российского общества настоятельно требует разработки комплекса принципов и положений, определяющих взаимоотношения государственных структур и общественных организаций с молодежью.
Протекающие в современной России процессы становления демократического общества и формирования основ правового государства выдвинули в число одной из наиболее значимых, приоритетных задач современности проблему соблюдения прав человека. Возможность реализации демократических прав и свобод принадлежит к наиболее важным завоеваниям цивилизованного общества, предполагает уважение к мнению конструктивной оппозиции. Ценности гражданского общества обуславливают защиту права человека на личностное самоопределение, свободу мысли, творчества, политических, религиозных и иных убеждений. Учитывая тот факт, что становление подобной системы ценностей стало итогом длительной эволюции цивилизованного сообщества, важно видеть, что их предпосылкой явилась борьба наиболее активных в социальном плане людей за саму возможности свободного интеллектуального и духовного развития. В данном контексте очевидна потребность в изучении исторического опыта различных форм протестного или диссидентского движения молодежи.
Важность разработки указанного направления научных изысканий определяется также общей ролью молодого поколения в функционировании общества как системы. Без ясного представления о специфике мировоззрения, особенностях становления личности в этой социально-демографической группе невозможно получить внятное представление об обществе в целом, осуществить адекватную прогностику его развития. Молодежь можно с полным правом назвать барометром общественных отношений.
Так как прошлое, особенно недавнее, неизменно присутствует в настоящем, обращение к истории альтернативного движения молодежи имеет как познавательное, так и прикладное значение. Тщательное изучение форм, в которые облекалась неформальная деятельность молодежи второй половины 1940-х - 1960-х гг., а также методов ее реализации может помочь государственным учреждениям, действующим партиям и молодежным объединениям в разработке научно обоснованной, действенной молодежной политики, которая, на наш взгляд, на сегодняшний день, к сожалению, не имеет серьезного концептуального обоснования.
Учитывая методологическую основу предпринимавшихся исследований, мы выделяем два основных периода в развитии отечественной историографии проблемы. Первый из них относится к 40-м - концу 80-х годов. Второй охватывает 90-е годы XX в. - начало нынешнего столетия. При этом каждый период, в свою очередь, распадается на самостоятельные этапы.
В частности, в рамках первого следует различать три специфических этапа, характер которых определялся вначале курсом на возврат к довоенной социально-политической модели, затем проявлениями известной либерализации системы в условиях «оттепели» и решения задач создания материально-технической базы коммунизма и утверждения коммунистических начал в различных сферах жизни, и, наконец, утвердившейся в СССР концепции развитого социалистического общества, предполагавшей его поступательное, бескризисное развитие.
Идеологические установки отмеченных этапов в развитии отечественной историографии предопределяли отражение в литературе преимущественно позитивного опыта. Негативные черты советской действительности, издержки строительства социализма либо не получали освещения совсем, либо определялись как случайные, несущественные отрицательные явления, не характерные для общества в целом. Поэтому исследователи, пытаясь объяснить те или иные общественные феномены, которые не укладывались в официальные представления о советском человеке, в том числе и молодом, обычно ограничивали свои интерпретационные схемы жестко заданными идеологическими рамками. В данной связи, как правило, неформальные, альтернативные движения рассматривались исследователями в основном как изначально негативные, отклоняющиеся от официального стандарта.
Соответственно, в качестве причин неформальных явлений в молодежной среде при этом, как правило, указывались: пережитки прошлого, ошибки в системе воспитания, общее повышение благосостояния общества, позднее взросление и социальный паразитизм, свойственный молодежи, влияние западной культуры и идеологии, появление транснациональной молодежной моды.
Конечно, в некоторой степени, вышеуказанные факторы объясняли источники ненормативного поведения молодежи. Однако изучение его под лозунгом борьбы с буржуазной идеологией объективно ограничивало меру понимания сущности явления и законов, по которым оно развивалось. В данной обстановке сколько-нибудь плодотворно (и то ограниченно) могло развиваться только направление, занимавшееся критикой буржуазных теорий молодежи. На наш взгляд, данному направлению исследований в свою очередь мешало то, что отечественными исследователями здесь отстаивался тезис о том, что советская молодежь не имеет ничего общего с западными сверстниками.1
В целом, анализ историографии проблемы показывает, что в рамках первого периода, т.е. вплоть до конца 80-х годов, в СССР практически не издавались научные работы, касающиеся советского альтернативного молодежного движения. Основная причина этого явления заключалась в том, что данный вопрос являлся предметом острой политической борьбы между СССР и Западом, прежде всего, разворачивавшейся в контексте вопроса о защите прав человека и была фактически закрыта для серьезного научного изучения.
Учитывая общеполитическую ситуацию в СССР, определившую особенности научного осмысления проблем молодежного движения, всю обширную и разноплановую литературу первого периода, в основном косвенно касающуюся темы исследования, представляется логичным сгруппировать следующим образом:
Первый историографический блок составляют общие труды по истории СССР, ибо без разработки общеисторического фона невозможны объективный анализ вынесенной на рассмотрение проблемы, понимание причин и предпосылок неформального молодежного движения, особенностей его развития.
Специфика каждого исторического периода определяла заданность научных исследований. XXI съезд КПСС отметил, что наступила полная и окончательная победа социализма в СССР и начинается новый этап -строительство коммунизма. В 1961 г. на XXII съезде партии было заявлено, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме уже к началу 80-х гг.». Программа определяла задачи партии
1 Советский Союз глазами буржуазных советологов. М., 1987. В 2-х тт.; Хоружий Г.Ф. Несостоятельность буржуазных фальсификаций социального облика и общественной в области политической организации общества, давала «научное» обоснование перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное, определяла его функции в период развернутого строительства коммунизма. Соответственно, появились работы, направленные на обоснование возможности построения коммунистического общества.2
Доминировавшая в последующем теория «развитого социалистического общества» предполагала провозглашение Советского государства государством подлинной демократии, обеспечивающим эффективное управление всеми общественными делами, активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом, формирование коммунистического мировоззрения. Никаких оснований для конфликта личности с властью, возникновения ненормативных явлений не усматривалось. Все эти положения легли в основу трудов этого периода.3
Второй блок работ составили работы, посвященные анализу идейно-политической деятельности КПСС и ВЛКСМ. В первую очередь, здесь следует отметить общетеоретические работы, посвященные проблемам совершенствования социалистической демократии и не допускавшие самой возможности появления инакомыслия в условиях советского общества. Тем самым ими закладывалась теоретическая роли советской молодежи. М., 1983;
История СССР эпохи социализма (1917-1961 гг.). М., 1967; Иовчук М.Т. Культурно-технический подъем трудящихся и его перспективы в период перерастания социализма в коммунизм. М., 1960; Струм ил ин С.Т. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. М, 1965. и др.
3 История Коммунистической партии Советского Союза. М, 1979.; Развитой социализм: проблемы теории и практики. М., 1979. и др.
4 Проблемы социализма и коммунизма в СССР. М., 1965; Социалистическая демократия в действии. М., 1971; Развитой социализм: проблемы теории и практики. М., 1979; Ильичев Л.Ф. Очередные задачи идеологической работы партии. М., 1963 и др. основа оценки «отдельных» его проявлений, как результата вражеской подрывной работы.
В данной связи, общую картину разработки отмеченной проблематики в советской печати дополняют научно-популярные и публицистические работы, в которых прямо проводилась мысль о том, что инакомыслие представляет собою не что иное, как работу на империалистический Запад, предательство Родины, прямой путь к сотрудничеству с вражескими спецслужбами.5 На наш взгляд, они не только обеспечивали решение текущих агитационных заданий, но зачастую больше напоминали «сигнал» лояльного обывателя, политический донос, нежели научное исследование.
Отмеченная исследовательская парадигма наложила неизгладимый отпечаток на прикладные исследования, посвященные анализу проблем развития советской молодежи, воспитательной работы, осуществлявшейся в данной возрастной группе.6 Основную часть работ здесь была связана с разработкой темы партийного руководства п воспитательной работой в среде молодежи. При этом они отличались очевидной заидеологизированностью, ограничивались в основном комментариями к очередным решениям партийных инстанций. В данных условиях выяснение действительных проблем развития советской молодежи оказалось проблематичным. Наряду с этим оказалось
5 Агрессия без выстрелов. Куйбышев, 1981; Веселов В.И. Владимиров АЛ. За ширмой святости. М., 1981; Разговор начистоту. М., 1979; Чертков А.Б. Крах М., 1968; Разговор начистоту. М., 1979; Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. М., 1980 и др.
6 Арсеикшг В.К. Кризис религиозности и молодежь. М., 1984; Гончарук Г.К. Роль комсомольского политического просвещения в формировании марксистско-ленинского мировоззрения молодежи. Киев-Одесса, 1984; Образ жизни современного студенчества. Л., 1981; Плаксий С.И. Отклонение от норм социалистического образа жизни в молодежной среде: сущность и пути преодоления. М., 1986; Федоров Г.Т. Молодежь и современная идеологическая борьба. Киев, 1979; Титма М.Х. Саар Э.А. Молодое поколение. М, 1986; и др.
7 Солдатов В.А. XX съезд КПСС и задачи советской молодежи. Д., 1957; Семичастный B.C. В партийном руководстве - источник силы и крепости комсомола. М., 1958; и др. максимально затрудненным и исследование теоретических проблем развития современного молодежного движения.8
В данной связи, первые статьи, затрагивающие феномен неформальной молодежи, относятся только к 70-м годам.9 Причем они были довольно редкими и схематичными.
Исходя из общей неразработанности интересующей нас проблематики, отметим, что особый блок исследований составили работы, затрагивающие вопросы развития советской литературы и искусства. Общим моментом для публикаций 50-80-х гг. выступали: нетерпимость к ненормативному художественному творчеству, отстаивание принципов ответственности деятеля искусства за свое творчество, партийного руководства художественным процессом, взгляд на культуру как на фактор роста политической активности масс.10
На этом фоне разработка соответствующей проблематики более успешно осуществлялась зарубежными авторами (нередко русского происхождения). Довольно ценные для своего времени, к сожалению, они не отличались адекватной фактологической насыщенностью и, кроме того, были также в значительной степени ограничены потребностями текущей идеологической борьбы.
На наш взгляд, для большинства представителей зарубежной историографии была также характерна непосредственная включенность в процессы идеологического противостояния. Условия холодной войны не могли не оказать известного влияния на их работы. Во многом по этой причине их оценки не всегда отличались объективностью и политическим
8 Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. JI., 1973; Иконникова С.Н. Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970
9 Алексеева В.Г. Неформальные группы подростков в условиях города// Социс. 1977. №3.
10 Дергалова Н.С. Завершающий этап культурной революции в СССР и формирование' элементов коммунистической культуры. М., 1969; Чурбанов В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. М., 1981. и др. беспристрастием. Такие советологи как 3. Бжезинский, Б. Мейснер, В.
Леоигард, Р. Конквест и др. стремились создать образ жесточайшего политического диктата правящей партии, полного пренебрежения демократическими правами и свободами.
Тем не менее, следует выделить целый ряд интереснейших работ, вышедших на Западе, в том числе написанных непосредственными
11 участниками диссидентского движения. Наиболее полный системный историко-социологический анализ движения неформальной советской молодежи осуществлен в публикациях таких авторов как Риордана Д., и Кагарлицкого Б.12
Принадлежащие людям, порой находившимся на противоположных политических полюсах, к примеру, представителям русского национального движения13 и их идеологическим противникам из либерального направления,14 они ярко отразили идейное содержание основных диссидентских течений, обобщили и сделали достоянием
11 Молодежь Советского Союза. Мюнхен, 1959; Русланов И. Молодежь в русской истории. Франкфурт-на-Майне, 1972. № 81; Pilkington Н. Russia's Youth and its Culture. A Nation's Constructed. London-New York; Routledge, 1994; и др.
12 Riordan J. The Soviet Youth: Pioneers of Chang. - Soviet Studies. 1988; Kagarlitski B. The Thikkking Reed: Intelectuals and the Soviet State From. 1917 of Present - Verso. 1988.
13 Осипов B.H. Три отношения к Родине. Статьи, очерки, выступления. Франкфурт-на-Майне, Посев. 1978; Емельянов В. Критические заметки русского человека о патриотическом журнале «Вече» // Новый журнал. Ныо-Йорк. 1975. № 118. Приложение № 2 к статье М. Агурского; Вагин Е.А. Встречи диссидентов в Турине // Зарубежье. 1978. № 3-4; Вагин Е.А. Историческая преемственность в советской оппозиции // Голос зарубежья. 1977. № 5; Вагин Е.А. О Игоре Огурцове // Вече. 1981. № 2; Вагин Е.А. Религиозное инакомыслие в сегодняшней России // Русское возрождение. 1978. № 1 и др.
14 Синявский А.Д. Диссидентство как личный опыт // Юность. 1989. N° 5; Синявский А.Д. Русский национализм // Синтаксис. Париж, 1989. № 26; Сахаров А.Д. О письме А. Солженицына «Вождям Советского Союза». Ныо-Йорк, «Хроника». 1974; Померанц Г. Сон о справедливом возмездии // Синтаксис. Париж, 1980. № 6; Плющ JI. Мы должны научиться демократически мыслить // Форум. 1984. № 8; Плющ JI. С другого дерева // Форум. 1984. № 7; Амальрик А. Записки диссидента. М.: СП «Слово», 1991; Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? Амстердам, 1970; Амальрик А. СССР и Запад в одной лодке. Лондон, 1978; Шрагин Б.И. Противостояние духа. Лондон. 1977 и др. общественности многие мало известные стороны движения, показали расстановку основных политических сил в данной сфере.
Неформальная активность молодежи рассматривалась зарубежными исследователями как политическая и идеологическая альтернатива для молодого поколения в условиях хронического кризиса советской политической системы.15 При этом у зарубежных ученых прослеживалось стремление выстроить определенную модель политики официальных социальных институтов в отношении альтернативных молодежных объединений. В свою очередь, истоки неформального движения молодежи ими в основном усматривались в социальных пороках социалистической системы.
Лишь рубеж 80-90-х годов открыл новый период изучения проблем альтернативного молодежного движения, который характеризуется серьезными изменениями в общественном развитии. Возможность более адекватного рассмотрения ранее «закрытых» тем, изменение в подходах к оценкам многих явлений прошлого, утверждение плюрализма мнений позволили критически проанализировать накопленный опыт, по-новому взглянуть на протекавшие в обществе процессы, проследить их эволюцию.
Наряду с этим, демократизация общества активизировала молодое поколение. Резко возросшая роль молодежной самодеятельности, выступившей важным фактором перемен, обусловила повышенное внимание к ней со стороны обществоведов. Неформальное движение и его предыстория стали предметом тщательного изучения и анализа. При этом, однако, далеко не всегда удавалось удерживаться в рамках объективности в оценках неформальных явлений в молодежной среде. На волне критики прошлого, поднявшейся после событий августа 1991 г., все то, что выступало оппонентом советской власти, получало нередко одностороннее, апологетическое освещение. Наряду с этим, в главном, вновь появлявшиеся исследования шли в русле методологических подходов, предложенных ведущими западными политологами.16
Лишь со временем появились более спокойные по тону работы по данной проблематике.
В 90-е гг. появляются работы, созданные под знаком коренных перемен, по-новому трактующие пройденный исторический путь. Их авторы пытались вскрыть причины деформации советского общества, показать, как это отражалось на экономической, политической
1 *7 и духовно - нравственной сферах жизни общества. Указанные работы помогают составить более полное представление о той среде, в которой проходило развитие неформального молодежного движения. Некоторое значение имели также публицистические персоналии руководителей КПСС и советского государства, в которых отразилась
18 политика в отношении диссидентов.
Из общего массива литературы хочется выделить монографию Шубина А.В. «От «застоя» к реформам. СССР В 1917-1985 гг.», в которой значительное место отведено исследованию таких неформальных явлений послевоенного времени, как авторская песня, рок-движение. Автор
15 Whites S. USSR. A Superpower in Transition. Glasgow. 1988.
16 Арон P. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992; Хаек Ф. Путь к рабству. М., 1993 и др.
17 Аксютин Ю.В. Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М., 1991; Зубкова ЕЛО. Общество и реформы. 1945-1964 гг. М., 1993; Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.; Вайль П. Генис А. Мир советского человека. М., 1996; Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР В 1917-1985 гг. М., 2001; Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945 - 1991. М., 1998; Пыжиков А. В. Опыт модернизации советского общество в 1953-1964 годах: общественно-политический аспект. М., 1998; и др.
18 Медведев Р. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991; Медведев Р. Генсек с Лубянки. М., 1993; Хрущев Н.С. (1894-1971). М., 1994 и др. подробно рассматривает эти феномены общественной жизни, анализирует их развитие в контексте исторической эпохи.
В новых условиях отечественные исследователи стали активно разрабатывать проблемы инакомыслия, диссидентского движения в СССР.19 Сосредоточиваясь на выяснении общих вопросов возникновения и истории развития оппозиционного движения, авторы означенных трудов также значительно расширили представление и о неформальном движении молодежи, хотя непосредственно такой задачи ими не ставилось. Все проявления оппозиционности в молодежной среде исследователи истории инакомыслия рассматривали как часть движения сопротивления тоталитаризму. В частности, в работе А.А. Данилова давалась уже не только хроника диссидентского движения, но и была осуществлена классификация течений в диссидентстве, предложены научные определения данного явления, трактовки отдельных теоретических дефиниций. Вместе с тем, уже в начале 90-х годов появились первые историографические работы по проблеме.
В известной степени данные работы дополнялись исследованиями по истории массовых волнений, отразившими иные проявления протестного движения.21
19 Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Весон, 1984; Лукин Ю.Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР. М., 1992; Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период 1917-1991 гг. Уфа, 1995; Зиновьев А.А. Об оппозиции в коммунистическом обществе // Квинтесенция. М., 1992; Безбородов А.Б. Мейер М.М. Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-80-х годов. М., 1994; Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М, 2001; Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетня. М: РОССПЭН. и др.
20 Безбородов А.Б. Пивовар Е.И. Диссидентское и правозащитное движение в СССР (к историографии проблемы)// Рабочий класс и общественное обновление: итог и задачи изучения. Уфа, 1991.
21 Пономарев В.Н. Общественные волнения в СССР: От XX съезда КПСС до смерти Брежнева. М., 1990; Козлов В.А. Массовые беспорядки при Хрущеве и Брежневе (1953-начало 1980-х годов). Новосибирск, 1999;
Отличительной особенностью нового периода в отечественной историографии стало также появление довольно многочисленных работ, посвященных как официально санкционированному, так и альтернативному молодежному движению в Советском Союзе. В них осмысливался исторический опыт молодежной политики государства, делались попытки взвешенно оценить ее достижения и просчеты, выяснялись взаимоотношения молодежи и командно - административной системы, мотивы, побуждавшие молодое поколение к участию в неформальном движении.
Так, к примеру, в работе Болелова А.А. была предпринята попытка выяснения причин ненормативного поведения молодежи, особенностей деятельности молодежных организаций при командно-административной системе, выяснялась степень религиозности советской молодежи и корни этого явления. Значительная часть коллективной монографии «Поколение застоя» была также посвящена нарастанию отчуждения молодежи от командно-административной системы и расширению сферы неформальной активности молодого поколения. В монографии Яковлева JI.C. «Проблемы исторического опыта формирования молодого поколения в СССР. (1961-1986)» анализировался процесс формирования сознания советской молодежи, указывались издержки молодежной политики и причины их обусловившие, выяснялось определяющее влияние социально-экономических факторов на духовное развитие молодого поколения.
22 Криворученко В.К. Наука о молодежи: история и политика. М., 1999; Болелов А.А. Социализация молодежи в условиях администрирования. Зерногрод, 1991; Базаров А.Щ. Вознесенская JI.O. Терновой О.И. Поколение застоя. Майкоп, 1992; Добрынина В.И. Суслова Е.А. Ювкин М.И. Самодеятельные инициативные организации: проблемы и перспективы развития. М., 1990; Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000; Яковлева JI.C. Проблемы исторического опыта формирования молодого поколения в СССР. (1961-1986). Саратов, 1991. и др.
В работах указанного направления большое внимание уделялось по-прежнему исследованию деятельности ВЛКСМ, его места в системе советских общественных организаций, специфики функционирования механизма воспитательной работы с молодым поколением.
Вместе с тем, уже с конца 80-х годов в поле зрения исследователей все чаще оказываются и неформальные течения в молодежном движении. Во второй половине 80-90-х гг. поток публикаций на эту тему значительно расширился. Рассматривая теоретические и методологические аспекты проблемы, состояние и перспективы развития современного им молодежного движения, авторы в то же время уделяли внимание вопросам истории, неформальных объединений в стране, воссоздавая картину ненормативного мира
23 советской молодежи. В данной связи особо отметим монографию
9 J.
Давыдова С.Г.
Особенностью нового периода в развитии отечественной историографии стало также растущее число публикаций, непосредственно посвященных отдельным аспектам феномена молодежных субкультур исследуемого периода, самодеятельного политического движения молодежи и влиянию, оказываемому на общество и молодежь внешними факторами.25
23 Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989; Запесоцкий А.С. Файк А.П. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений. М, 1990; Сундиев И.Ю. Самодеятельные объединения молодежи. // Социс. 1989. № 2; Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня.а завтра? М., 1988; Неформалы. М., 1990; Леванов Е.Е. Самодеятельные объединения: истоки и тенденции развития // Глобус. 1988. № 3; Сундиев И.Ю. Неформальные молодежные объединения: опыт экспозиции // Социс. 1987. № 5; Ненашев С.В. Молодежные объединения: проблемы исторические и надуманные. Л., 1988; Щекочихин 10.П. По ком звонит колокольчик//Социс. 1987. №1. и др.
24 Давыдов С.Г. Молодежная оппозиция в СССР в послевоенный период. М, 1998.
25 Кирсанова Р. Стиляги. Западная мода в СССР 40-50- гг. // Родина. 1998. № 3; Брусиловская Л. «Московский Бродвей», «джаз на костях», «пожар в джунглях» // Родина. 1998. № 8; Зубок В. Зато мы делаем ракеты // Родина. 1998 № 8; Печуро С. Булганова Д. Дело Джалала - Абадских школьников. К истории молодежных
Значительный вклад в изучение проблем развития неформальной кульурно-политичеекой активности советской молодежи внесли появившиеся в это время первые диссертационные исследования по изучаемой проблеме. Хронологически первая среди них - работа Кондратьева А.С. «Общественно-политическое самодеятельное движение советского студенчества в середине 50-х - 60-е гг.», в которой внимание автора сосредоточивается на таких направлениях самодеятельной активности советской молодежи, как политическая оппозиция в молодежной среде, культурно-демократическое и правозащитное движение. Спецификой диссертации Кондратьева А.С. является освещение неформальных феноменов в молодежной среде исключительно на примере студенчества, прежде всего столичного, что придает ей несколько ограниченный характер.
Неформальная деятельность молодежи в области политики, религиозной и культурной сферах была рассмотрена Прищепой А.И. в исследовании «Инакомыслие на Урале (середина 1940-х-середина 80-х
97 гг.)». Автор органично включает молодежную тему в общий контекст истории противостояния командно-административной системе в Уральском регионе, подробно останавливается на описании ненормативных молодежных инициатив (прежде всего политических), дает оценки самодеятельному молодежному движению.
С рубежа 1980-90-х годов серьезной корректировке подверглись также взгляды авторов, исследовавших проблемы развития советской культуры. В этого времени начали выходить в свет работы, авторы которых задались целью воссоздать картину альтернативной антисталинских организаций // Звенья. М., 1991; Фаин А.П. Люди "Системы" (мироощущение советских хиппи)// Социс. 1989. № 1 . и др.
Кондратьев А.С. Общественно-политическое самодеятельное движение советского студенчества в середине 50-х - 60-е гг. Дисс, . канд. ист. наук. М., 1992.
27 Прищепа А.И. Инакомыслие на Урале (середина 1940-х-середина 80-х гг.). Дисс. . докт. ист, наук. 1999. культуротворческой деятельности молодежи времен «оттепели» и последующего «застоя», дать объективную оценку вкладу нестандартно мысливших самодеятельных и профессиональных молодых писателей, художников, поэтов и музыкантов разных десятилетий в общую копилку отечественной культуры.28
В данной связи, интерес представляют работы, посвященные отдельным ярким представителям движения культурных инициатив, которые позволяют через призму личностного взглянуть на мировоззрение эпохи, понять жизненную позицию независимой творческой личности в условиях регламентации культурной деятельности.29
Среди публикаций, затрагивающих вопросы культуротворчской самодеятельности, особое место занимают работы по истории массовых музыкальных феноменов, игравших большую роль в неформальном движении советской молодежи на протяжении всего рассматриваемого в
-in диссертационном исследовании периода. Здесь следует выделить книгу крупного исследователя неформальной музыкальной среды Советского Союза Троицкого А., в которой рассматривается процесс зарождения и развития рок - движения в стране в 60-е - 80-е гг., поднимаются проблемы взаимоотношений рок-музыки с учреждениями и организациями официальной культуры, делаются попытки
28 Волчек Д. Митин журнал (по материалам рукописных журналов). М, 1990; Констриктор Б. Дышала ночь восторгом самиздата // Лабиринт. 1991. №1; Колымагин Б. Из истории самиздата // Новое литературное обозрение. 1994. № 7; Иванов Б. В бытность Петербурга Ленинградом // Новое литературное обозрение. 1994. № 7; Величанский. А. Грядущий благовест // Новое литературное обозрение. 1966. № 20; Махрова Г. Запретные краски эпохи. Спб., 1988; и др.
29
Крохин 10. Профили на серебре. Повесть о Леониде Губанове. М., 1992. и др.
30 Троицкий А. Рок в СССР. М., 1991; Козлов А. Рок: истоки и развитие. М., 1998 г.; Козлов А. Козел на саксе. М., 1988; Гнедовский М. Майк, или секретная лаборатория российского рок-н-ролла. // Контр/культура. 1991. № 3; Кушнир А. Дискретная энциклопедия рок-самиздата// Контр/культура. 1991. № 3; Рок-культура глазами социологов. Свердловск, 1989. периодизации движения. Работа интересна обилием материала о самодеятельных и полупрофессиональных рок-группах, а также показом специфики рок-движения в разных регионах СССР.
Значительное место явлению рок-андеграунда отводится в работе Козлова А. «Рок: истоки и развитие». Будучи сам непосредственным очевидцем и участником неформального музыкального движения молодежи Козлов в своей книге приводит немало ценных материалов по его истории, и создает ощущение эпохи «подпольного» рока. Еще одна книга этого автора «Козел на саксе» представляет собой широкое историческое полотно, посвященное истории советского джаза, рок-музыки и связанным с этими музыкальными течениями неформальных общностей молодежи.
Большой интерес для раскрытия темы культуротворческой деятельности молодежи представляют диссертации Кантемировой С.М. и Шлаковой Т.А., показывающие взаимоотношения молодой творческой интеллигенции с официальными структурами, процессы
Ч1 становления независимой культурной традиции в Советском Союзе. Эти вопросы затрагивает и Бородай А.Д. в диссертационном исследовании «Культурная политика в Советском обществе:
32 формирование молодой художественной интеллигенции».
Отмечая безусловную значимость указанных работ для раскрытия темы неформальной деятельности советской молодежи, хочется отметить то, что в силу специфики направления исследования не все культурные инновации молодого поколения нашли в них свое отражение.
31 Кантемирова С.М. Творческая молодежь России в 60-е гг. Дисс. . канд. ист. наук. М., 1995; Шлакова Т.А. Духовная жизнь советского общества во второй половине 50-х - начале 60-х гг. Дисс. . канд. ист. наук. М., 1990.
32 Бородай А.Д. Культурная политика в Советском обществе: формирование молодой художественной интеллигенции». Дисс. .докт. ист. наук. М., 2000.
Таким образом, несмотря на разработку различных аспектов избранной для диссертационного исследования темы, собственно проблема неформального движения советской молодежи во второй половине 40-х - 60-х гг. до настоящего времени еще не стала предметом специального, комплексного изучения.
Исходя из этого в качестве объекта исследования автором избранно молодежное движение в СССР.
Предметом исследования являются основные течения в альтернативном молодежном движении в СССР, выявившиеся и оформившиеся в 1945-1960-х годах.
Цель диссертации состоит в том, чтобы исследовать исторические условия возникновения и закономерности развития альтернативных форм культурного и политического молодежного движения в СССР в 1945-1960-х годах.
Задачи диссертации в соответствии с поставленной целью заключаются в следующем:
• изучить совокупность факторов, определивших основные тенденции развития общественно-политической и культурной жизни в СССР и их влияние на молодежную субкультуру в 40-60-е годы XX века;
• проанализировать динамику развития кризисных и протестных проявлений в культурной жизни и быте советской молодежи;
• исследовать проявления политического протеста в альтернативном молодежном движении.
Хронологические рамки исследования охватывают период с середины 40-х до конца 60-х гг. XX века. Это самостоятельный, завершенный период, как в истории Отечества, так и в истории молодежных альтернативных движений в СССР. С общеисторических позиций его содержание составляет эволюция советской общественно государственной модели, созданной в 20-е - 40-е гг., все процессы и явления которой имели прямое отношение к молодежи.
Во второй половине 40-х - начале 50-х гг. закладываются основы неформального движения последующего времени. Затем в условиях смягчения режима неформальная деятельность молодежи прочно вписалась в социально-политическую, духовно-нравственную и культурную жизнь общества в контексте существующей модели общественного и государственного устройства, достигая своего пика к началу 1970-х годов, что позволяет считать избранный для исследования период логически завершенным этапом развития неформального молодежного движения Советского Союза в целом.
Источниковая база исследования. Условно использованные в работе источники можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют архивные материалы. Основной массив документов по теме исследования сосредоточен в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). Диссертантом привлечены к работе материалы фондов М-1 (Центральный комитет ВЛКСМ), М-3 (Комитет молодежных организаций). Характеризуя источниковую базу РГАСПИ, в первую очередь, следует отметить, что многие документы архива лишь сравнительно недавно стали осваиваться исследователями. Далее интерес представляет то обстоятельство, что архив располагает богатым материалом, касающимся всех исследуемых в диссертации направлений в неформальном молодежном движении. Документы архива, представленные в комплексе, дают представление об умонастроениях молодежи разных десятилетий и разных возрастных групп, ее увлечениях, быте, нравах.
Большое количество документов содержится в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ). В диссертации использовались материалы общего, административного, идеологического отделов аппарата ЦК КПСС (фонды 4, 5), пленумов ЦК ВКП (б) - ЦК КПСС (фонд 2), коллекции рассекреченных документов (фонд 89).
Документальную основу исследования существенно пополнили материалы Центрального архива общественных движений г. Москвы. (ЦАОДМ) - фонд 478 (Партком Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова), фонд 4 (Московский городской комитет КПСС), фонды ряда районных комитетов ВЛКСМ г. Москвы, дающих представление о настроениях столичной молодежи. В сочетании с документами других архивов материалы ЦАОДМ позволили диссертанту глубже понять и более полно раскрыть феномен неформального движения советской молодежи.
Воссозданию картины неформального движения советской молодежи способствовали материалы архива научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». В нем собраны документы по истории диссидентства в СССР. Интересна коллекция документов по истории оппозиционного движения в СССР в послевоенный и новейший период, являющаяся плодом кропотливой работы сотрудников архива. К работе также привлекались фонды Центра документации «Народный архив».
33
Вторую группу источников составляет мемуарная литература. Не претендуя на объективность, данный пласт источников позволяет увидеть события и явления глазами их участников и очевидцев, понять особенности становления мировоззрения участников неформального движения, уловить детали его развития.
33 Туманова А. Шаг вправо, шаг влево. М., 1995; Моргулие М. Еврейская камера Лубянки. Иерусалим, 1996; Батшев В. Записки тунеядца. М., 1994; Буковский В. И возвращается ветер. Ныо-Йорк, 1979; Бобков Ф. КГБ и Власть. М., 1995; Гидони. А. Солнце идет с Запада. Торонто, 1980; Поликовская Л. Мы предчувствие . предтеча. М., 1997; Осипов В. Три отношения к родине: статьи, очерки, воспоминания. Франкфурт-на-Майне, 1978, и др.
К третьей группе источников следует отнести литературу «самиздата» и «тамиздата». Серьезным источником по теме исследования является «Хроника текущих событий» (ХТС) на страницах которой находили отражение факты, касающиеся проблемы реализации гражданских прав в Советском Союзе.
Большой интерес представляют собой материалы научных
Л л конференций Мюнхенского института по изучению СССР.
Особое место занимают судебные материалы, программные документы различных групп.35
Ценным источником являются публикации выходивших за рубежом журналов, посвященные различным аспектам культурной, политической духовной жизни в СССР - «Грани», «Время и мы», «Студент», «СССР: внутренние противоречия», «Информационный бюллетень», «Вестник русского студенческого христианского движения», «Страна и мир», «Посев», «Континент» и др.
Четвертую группу источников составляют проза и поэзия молодых поколений 40-80-х гг. (стихи «маяковцев», тексты бардовских песен, студенческая поэзия середины 50-х гг., произведения Евтушенко Е., Рождественского Р. и проч.), в которых отражался дух молодежи, многие социально-психологические моменты.
Пятая группа источников объединяет постановления ЦК КПСС и ЦК BJ1KCM, пленумов ЦК BJIKCM, материалы съездов комсомола,
34 XX съезд КПСС и советская действительность //VIII конференция Института по изучению СССР. Мюнхен, 1956; Современное советское общество // X конференция Института по изучению СССР. Мюнхен, 1958; Проблемы советской внутренней политики // XII конференция Института по изучению СССР. Мюнхен, 1960; Молодежь Советского Союза // XIV конференция Института по изучению СССР. Мюнхен. 1962. и др.
35 ВСХСОН: Материалы суда и программа. -Франкфурт - на - Майне, 1976; Христианский комитет защиты прав верующих в СССР. - Франкфурт - на - Майне, 1977. и др. другие официальные документы, которые прямо или косвенно затрагивали вопрос о неформальной активности советской молодежи.
Научная новизна исследования заключается в следующих позициях:
Выработано комплексное теоретическое обоснование неформального молодежного движения, как социального феномена.
В работе изучена неформальная деятельность политически ориентированной молодежи, культуротворческая самодеятельность, участие молодежи в национальных и религиозных движениях.
В научный оборот введены значительные массивы архивных документов, результаты социологических исследований, посвященных молодежной проблематике, мемуарная литература, отражающая взгляды участников различных молодежных объединений и движений, принадлежащих к разным поколениям, а также представителей власти и официальных структур, что позволило дать оригинальное видение неформального молодежного движения.
Впервые представлена связная история неформального молодежного движения, показана объективная смена ценностей и установок поколений, обусловившая вызревание и утверждение новых форм, в которые облекалась неформальная молодежная деятельность, что позволило значительно расширить представление о советской молодежи.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
Неформальное движение молодежи в СССР во второй половине 40-х - первой половине 80-х гг. являлось объективным общественным явлением, посредством которого молодое поколение страны реализовывало потребность в инновациях, подготавливалось к вступлению во «взрослый» мир, создавало свою систему ценностей, на основе которых в дальнейшем осуществлялось поступательное развитие советского общества; специфика неформального молодежного движения определялась политическим режимом, характером партийно государственной молодежной политики, социально-экономической и политической ситуацией в стране, связанной с завершением формирования экономических основ индустриального общества.
Главными факторами становления и развития неформального движения советской молодежи второй половины 40-х - первой половины 80-х гг. выступали нормы и пределы, установленные КПСС и советским государством для самореализации молодого поколения, отсутствие равноправного диалога с ним, наличие острых социально-экономических и сопутствующих им проблем, напрямую или косвенно затрагивающих молодежь; внешние факторы носили опосредованный характер.
Политическое самодеятельное молодежное движение в СССР в послевоенные годы, отталкиваясь от критики советской действительности с позиций ортодоксального марксизма - ленинизма, развивалось в направлении расширения мировоззренческой и теоретической базы деятельности, обогащаясь новыми идеологическими компонентами, переходя от политической полемики к возрождению собственно политической оппозиции режиму; всплески политической самодеятельной активности молодежи были связаны с крупными событиями политической жизни за рубежом и, особенно, внутри страны (XX съезд КПСС, события 1956 гг. в Венгрии и Польше, судебными процессами над участниками демократического движения, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 гг. и др.). Предпосылками развития самодеятельного культуротворческого движения молодого поколения в послевоенные годы выступали потребность в неформальном общении, смягчение внутриполитической линии во время «оттепели», попытки молодежи преодолеть идеологизацию культуры, влияние зарубежных культурных феноменов, трудности, испытываемые официальными учреждениями и институтами с удовлетворением культурных запросов молодежи; инновационная деятельность молодежи в области культуры имела тенденцию к усложнению структуры неформального культуротворческого молодежного движения и увеличению количества его участников, что привело к складыванию обширного поля замкнутой на себя «второй культуры».
Методологическую основу диссертации составляют важнейшие научные положения, относящиеся к диалектическому пониманию исторического процесса, сочетание принципов историзма и объективности, опора на всю совокупность общественного знания.
Неукоснительное следование принципу историзма позволило проследить в динамике развитие процессов и явлений, сформировавших сущностные черты неформального движения молодежи, а применение историко-генетического метода выявить в исторической последовательности происходившие в ней изменения.
Применение историко-системного и логического методов дало возможность осуществить синхронное изучение различных направлений в неформальном молодежном движении. Анализ, синтез и историческая интерпретация информации помогли составить полную картину распространения неформальной деятельности советской молодежи. Опираясь на сравнительно-исторические методы, диссертант сравнивал и сопоставлял выделенные в неформальном молодежном движении направления, выявляя в них общее и особенное. Используя историко-типологический метод, исследовал формы проявления и методы неформальной деятельности.
В исследовании проблемы неформальной деятельности молодежи в рассматриваемый период автор строго придерживался требований научности, аргументированности и достоверности. Все вынесенные на рассмотрение вопросы исследовались с учетом конкретно-исторических условий, в контексте социально-политического развития государства и общества в целом и отдельных его составляющих в частности.
Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют составить более полное представление о процессах развития альтернативных молодежных условиях в послевоенном СССР, о деятельности государственных органов по установлению контроля за данными процессами. Материалы диссертации могут использоваться для подготовки научных и учебно-методических трудов, привлекаться в процессе преподавания в учебных заведениях, занятых подготовкой административно-управленческих работников, юристов, специалистов -историков, социологов и т.д.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора, в сообщениях на научных конференциях.
Структура работы соответствует избранной цели и задачам. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Развитие альтернативных форм молодежного движения в СССР (1945 - 1960-е гг.)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование и полученные в ходе него результаты позволяют сделать ряд выводов теоретического и конкретно исторического порядка.
В СССР в исследуемый период сложился комплекс условий, определивший особенности развития неформального молодежного движения. Прежде всего, огромное влияние на становление неформального движения оказала Великая Отечественная война, изменившая представления советских людей об окружающем мире, реанимировавшая значение внешних факторов влияния и вызвавшая стихийную десталинизацию сознания. В данной связи существенно расширились возможности для неформальной молодежной самодеятельности. Усложнение социально-экономической структуры общества и ломка сложившихся идеологических, а следовательно, и культурных стереотипов вызвали разграничение интересов различных социальных групп, что, в свою очередь, вызвало рост самодеятельности. Однако, поскольку нормативная деятельность направлялась на сохранение однородности советского общества, любые начинания не совпадающие с официально заданным вектором развития могли реализовываться почти исключительно как неформальные. Наряду с этим, непоследовательность «оттепели», мешавшая ликвидации деформаций в экономике, национальной политике, духовной сфере, создавала питательную среду для расцвета неформальной социальной активности, в которую выплескивалась энергия нонконформистской молодежи.
Неформальное движение советской молодежи в исследуемый период складывалось из нескольких основных направлений.
С периодом второй половины 40-х гг. было связано, прежде всего, культуротворческая инновационная деятельность молодежи. Поток новой информации, хлынувшей в СССР из стран Восточной Европы, в котором одно из центральных мест принадлежало ознакомлению с иными культурными ценностями, самовольное возвращение себе молодежью свободы выбора приоритетов в литературе, музыке, танцах фундировали реставрацию неформальной духовной жизни, уничтоженной в ходе строительства нового общества в 30-е гг. В стране возникла первая субкультура послевоенного времени -прозападная субкультура стиляг. Параллельно ей процветала доморощенная блатная субкультура, развивавшаяся на основе криминальной самодеятельности.
На основе увлечения запретными пластами поэзии, прозы, живописи и философии складываются неформальные культуротворческие объединения. Несмотря на малый объем пространства нонкультуры, само ее существование в агрессивной среде сталинского нормативного вектора культурной жизни было чрезвычайно значимо. Оно символизировало стремление к внутренней независимости от господствующих догм, раскрепощению личности, созданию нового нравственного идеала.
После 1953 г. самодеятельной культуротворческой активности молодежи предоставилась возможность развиваться в относительно более благоприятных условиях, созданных сложным комплексом явлений, объединенных понятием «оттепель». Исследование показало, что альтернативное культурное поле формировалось из усвоения молодежью модных западных культуротворческих течений, элементов буржуазного образа жизни и собственных инновационных начинаний.
Расцвет «стиляжничества» ознаменовал начало новой эры культурных стратегий урбанистической молодежи. В массовое поэтическое движение, являвшееся одновременно и культурным и социальным явлением, развивается увлечение любительским стихосочинительством. Желание публично и независимо высказывать свои взгляды инициирует расцвет студенческого самиздата, существенно расширившего область неподцензурного творчества и познакомившего молодежь с достоянием отечественной и зарубежной культуры. Анализ самиздата показывает, что, как правило, в студенческих "изданиях" литературно- публицистические элементы сливались с общественно -политическими мотивами.
Основными направлениями во «второй культуре» 50-60-х гг., вокруг которых группировались интересы молодого поколения, были джаз, искания молодых независимых художников, писателей, поэтов, движение самодеятельных студенческих театров и бардовская песня. «Уместив» в себе все то, что не могла найти молодежь в предлагаемой ей официальной культурной программе, они явились универсальными средствами позиционирования молодежью себя в советском культурном пространстве.
Хотя конфликт неформальной культуры с властью лежал не в идеологической, а в эстетической сфере, творческая интеллигенция и увлеченные поиском новых форм в искусстве молодые люди постоянно испытывали на себе давление государства. Сама борьба партийно-государственного аппарата с нонкультурой несла в себе солидную политическую нагрузку, так как независимое творчество, пусть и не направленное напрямую против политического строя как такового, зачастую оказывалось направленным против нормативной культуры, рассматриваемой режимом как неотъемлемая его часть.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что, несмотря на препятствия, чинимые властью на пути процесса разрушения моностилистической культуры и создания области автономной духовной жизни, во второй половине 60-х гг. в основном завершается ломка стереотипов 30-х гг., значительно оздоравливается общественное сознание. В него привносятся идеи культурного плюрализма, развития личности на базе создания нового, независимого идеала. Шло быстрое складывание единого обширного пространства нонкультуры. На рубеже десятилетий /60-70-е гг./ она обогащается новыми компонентами, закладывающими основу неформальных объединений 80-х гг.
Одним из них было политическое. В силу особенностей возрастной психологии молодое поколение находилось в авангарде послевоенного инакомыслия. От критики недостатков советской действительности и восстановления разрушенных в 30-е гг. неформальных коммуникаций между людьми молодежь перешла к сознательному противодействию официальной практике и теории.
Замкнутость советского общества на себе, трудности ознакомления с альтернативными теоретическими конструкциями, предельно идеологизированное воспитание предопределили почти чисто марксистский характер оппозиции. Подпольные политические организации стремились к пересмотру опыта государственного строительства в СССР. Опираясь на работы В.И.Ленина, подпольщики ставили перед собой задачу распространения в массах подлинного марксистско-ленинского учения, критики сталинизма и, в конечном итоге, возвращения партии и всей державы на демократический путь развития. Таким образом, именно в молодежной среде впервые в послевоенный период были выдвинуты требования коренного обновления общества.
Репрессии прервали самодеятельные молодежные искания, но не смогли уничтожить тенденции к превращению неформальной политической самодеятельности в одну из констант общественной жизни
Советского Союза. Ситуация «оттепели» позволила молодежной самодеятельности вновь обрести конкретную историческую практику. Частичная либерализация режима облегчила расширение мировоззренческого кругозора молодежи, а критика культа личности И.В. Сталина подтолкнула развитие движения общественных инициатив.
Стимулирующее влияние на развитие политической формы оппозиции оказали: XX съезд, события в Польше и Венгрии, половинчатость и непоследовательность культа личности, отторжение партийной бюрократией «революционного романтизма» молодежи стимулировали дальнейшее развитие политического движения. Молодежные группы хрущевской «оттепели» в целом были модельно индентичны кружкам 40-х гг. Они продолжили их начинания, занявшись поисками истинного социализма. Вместе с тем в политическом движении наблюдались количественные и качественные сдвиги. Во-первых, значительно возросло число неформальных политических объединений. Во-вторых, усилилось стремление опереться в выработке собственной точки зрения на альтернативные философские и политические учения. В-третьих, попытки создания серьезных теоретических построений с детальной проработкой пунктов многочисленных программ. Состояли нелегальные объединения в основном из студентов и учащейся молодежи, что являлось частным выражением общей закономерности развития неформальных политически ориентированных молодежных движений.
Слабые стороны подпольщиков, такие как переоценка готовности народа к решительным действиям, отсутствие которых вызывало разочарование молодых революционеров, дилетантизм в вопросах конспирации, недостаточная теоретическая подготовка, предопределили кризис движения. Однако уже с конца 50-х гг. начинается новый подъем самодеятельного политического движения молодежи, обусловленный сохранением устоев режима и нарастанием тенденции к ресталинизации во внутриполитической жизни.
В 60-е гг. самостоятельная политическая активность молодежи распределялась по следующим направлениям: выстраивание неомарксистской идеологии, обсуждение злободневных вопросов современности в дискуссионных клубах и складывавшихся вокруг них неформальных объединениях, индивидуальные акты протеста, участие в правозащитном движении. В конце десятилетия отмечается отход молодежи от социалистической идеи и, соответственно, сокращение организаций, разрабатывающих это направление в диссиденстве, что объясняется разочарованием молодежи в нормативных ценностях, росте аполитичности, отмирании классового сознания, процессами ресталинизации и нарастанием мифотворчества верхов. В то же время происходит усиление влияния идеологии национал-социализма, в котором определенные слои молодежи видели возможность самореализации в условиях нарастания кризиса официального мировоззрения в Советском Союзе.
Список научной литературыГрицай, Владимир Викторович, диссертация по теме "Отечественная история"
1. ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. 14-21 февраля 1956 г. М., 1956. -ТТ. 1-2.
2. Культура и Власть от Сталина до Горбачева. Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964 гг. Документы. -М., 1998.
3. Постановление ЦК ВЛКСМ, август 1957 г. «О сокращении платного аппарата и развитии самодеятельности в комсомоле» // Документы ЦК ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1971. - С. 247-252.
4. Постановление ЦК КПСС от 17 февраля 1967 г. «Об улучшении качества и повышении действенности общественно-политической литературы» // КПСС в резолюциях. М.: Политиздат, 1986. - Т. 10. -С. 146-149.
5. Постановление пленума ЦК КПСС от 18-21 июня 1963 г. «Об очередных задачах идеологической работы партии» // КПСС в резолюциях.-М.: Политиздат, 1986. Т. 10. - С. 352-366.
6. Культура и Власть от Сталина до Горбачева. Идеологические комиссии ЦК КПСС 1958-1964 гг. Документы. М., 1998. - 539 с.
7. МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Амальрик А. Записки диссидента. М., 1991 .-432 с.
8. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление /1953-1985/: Свидетельство современника. -М., 1991.-398 с. Батшев В. Записки тунеядца. М., 1994, Бобков Ф.Д. КГБ и власть. М., 1995.-382 с.
9. Буковский В. «И возвращается ветер.»: Письма русскогопутешественника. Лондон, 1978. - 280 с.
10. Гидони А. Солнце идет с Запада. Торонто, 1980. - 536 с.
11. Григоренко П. В подполье можно встретить только крыс. Нью-Йорк,1981.-466 с.
12. Евтушенко Е. Волчий паспорт. М., 1998. - 572 с.
13. Мазус И. История одного подполья. М., 1998. - 353 с.
14. Марченко А.Т. Мои показания. Париж, 1969. - 369 с.
15. Моргулис М. «Еврейская» камера Лубянки. Иерусалим, 1996. 224 с.
16. Новодворская В. По ту сторону отчаяния. М., 1993. - 268 с.
17. Туманова А. Шаг вправо, шаг влево. -М., 1995. -240 с.
18. Хейфец. М. Украинские силуэты. Сучастнисть, 1983. - 287 с.
19. Хрущев Н.С. Воспоминания. М. 1997.-512.
20. Щаранский Н. Не убоюсь зла. -М., 1991.-386 с
21. Российский государственный архив социально-политическойистории (РГАСПИ).1. Ф. М-1.-ЦК ВЛКСМ.
22. Ф. М-3, оп. 15 Всемирный фестиваль молодежи и студентов (г. Москва)
23. Государственный архив российской федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991, on. 1 — Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР.
24. Центральный архив общественных движений г. Москвы (ЦАОДМ).
25. Ф. 478, оп. 2 Партком Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова.
26. Ф. 2903, оп. 5 Свердловский районный комитет ВЛКСМ (1968 - 1971 гг.)
27. Ф. 635 Московский городской комитет ВЛКСМ.
28. Ф. 4, оп. 40 Отдел вузов и школ МГК ВКП(б). (1943 - 1948 гг.)
29. Ф. 4, оп. 89,100,139 Отдел пропаганды и агитации МГК КПСС.
30. Ф. 6083, on. 1 Комитет ВЛКСМ Московского Государственногоуниверситета им. М.В. Ломоносова. (1956- 1971 гг.)
31. Ф. 4013, оп. 2 Ленинский районный комитет ВЛКСМ.
32. Центр документации "Мемориал". Коллекция документов "Архива самиздата". Исследовательская литература. Авторханов А. Империя Кремля. Советский тип колониализма. -Вильнюс, 1990.-237 с.
33. Алексеева JI. История инакомыслия в СССР. Новейший период. -Вильнюс-Москва, 1992. 352 с.
34. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. - 303 с.
35. Бордюгов Г.А. Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективныезаметки об истории советского общества. М., 1992. - 352 с.
36. Бородай А.Д. Работа комитетов ВЛКСМ с творческой молодежью:опыт, проблемы. -М., 1990. 127 с.
37. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л., 1973. -200 с.
38. Бузаров А.Ш., Вознесенский Л.О., Терновой О.И. Поколение застоя. Майкоп, 1992.-139 с.
39. Галич А. Поколение обреченных. Франкфурт-на-Майне. 1974. - 304 с. Гефтер М. И. Из тех и этих лет. - М., 1991. - 486 с.
40. Гончарук Г.К. Роль комсомольского политического просвещения в формировании марксистско-ленинского мировоззрения молодежи. Киев-Одесса, 1984- 163 с
41. Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. М., 1994.-192 с.
42. Давыдов С.Г. Молодежная оппозиция в СССР в послевоенный период. -М, 1998.-173 с.
43. Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991.-Уфа, 1995. -103с.
44. Жиляев В.И. Позитивный и негативный опыт участия молодого поколения и коммунистического союза в развитии экономики. М., 1997.
45. Запесоцкий А.С. Музыка и молодежь. М., 1988. - 64 с.
46. Запееоцкий А.С. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальныхмолодежных объединений. М., 1990. - 223 с.
47. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964 гг. М., 1993. - 200 с. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М. 1988.
48. Иконникова С.Н, Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970. Ильичев Л.Ф. Очередные задачи идеологической работы партии. М., 1963.-78 с.
49. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. -М, 1991.-214 с.
50. История СССР. Эпоха социализма (1917-1961 гг.).-М., 1964.-356 с. Ковалева А.И., Луков В.И. Социология молодежи. М., Социум. 1999. -350 с
51. Козлов А. Козел на саксе. М., 1998. - 444 с. Козлов А. Рок истоки и развитие. - М, 1988 - 201 с.
52. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953-начало 1980-х гг.).-Новосибирск, 1999.-416 с. Колтанов Н.Г., Москвичев И.И., Рыков В.В. Актуальные проблемы изучения политической культуры студенческой молодежи. Бийск. 1997. -80 с.
53. Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001. - С. 240.
54. Королева Л.А. История советского диссидентства (40-80-е гг.). М.,1998.-199 с.
55. Криворученко В.К. Наука о молодежи: история и политика. М., Социум.1999.-205 с.
56. Махрова Г. Запретные краски эпохи. СПБ. 1988. - 271 с.
57. Медведев. Р.А. Книга о социалистической демократии. Амстердам1. Париж, 1972.-401 с.
58. Миф о застое. -Ленинград, 1991. -478 с.
59. Ненашев С.В. Молодежные объединения: проблемы истинные и надуманные. Л.: Лениздат. 1988 63 с.
60. Ненашев СВ., Пилатов С.Г. Дети андеграунда: приглашение к разговору. Л.: Лениздат. 1990. 113 с. Неформалы. -М., 1990.-239 с.
61. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня., .а завтра? М., 1988.-68 с.
62. Неформальные объединения молодежи и идеологическая борьба. М., 1988.-210 с.
63. Плаксий С.И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988.
64. Пыжиков А. В. Опыт модернизации советского общества в 1953-1964 годах: общественно-политический аспект. М., 1998. - 300 с. Развитой социализм и кризис «советологии». - М., 1982.
65. Русланов. И. Молодежь в русской истории. Фракфурт-на-Майне, 1972.-142 с.
66. Рыбин А.Р. Кино с самого начал. Смоленск, 1992.
67. Свет и тени «великого десятилетия». Н.С. Хрущев и его время. JL, 1989.-480 с.
68. Семичастный B.C. В партийном руководстве источник силы и крепости комсомола. - М., 1958. - 46 с.
69. Сербии Е. Политические настроения советской армии в послесталинский период. Мюнхен. 1956. - 87 с.
70. Сивохина Т.А., Зезина М.Р. Апогей режима личной власти. «Оттепель»
71. Поворот к неосталинизму. М., 1993. - 31 с.
72. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». JL, 1990.
73. Синявин И. Глас. —Л., 1991. -216 с.
74. Славкин. В. Памятник неизвестному стиляге. М., 1996.
75. Советский Союз глазами буржуазных советологов. М., 1987. В 2-хтт.
76. Соколов В.И. Молодежное движение в России. Рязань, 1994.
77. Солдатов В.А. XX съезд КПСС и задачи советской молодежи. JL, 1957.-44 с.
78. Старченко Е.Т, Пустельник И.О., Черныш Н.И. Молодежь: вехи социальной зрелости. Львов, 1988. - 264 с.
79. Комаров Е.Г. Политическая культура молодежи. -М., 1986.- 156 с. Стецовский Ю. История Советских репрессий. М., 1997. т. 2. - 433 с. Сулемов В.А. Союз молодых борцов. - М., 1971. - 303 с. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М, 1986.
80. Федоров Г.Т. Молодежь и современная идеологическая борьба. Киев. 1979.-183 с.
81. Хоружий Г.Ф. Несостоятельность буржуазных фальсификаций социального облика и общественной роли советской молодежи. М., 198328 с.
82. Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. -М., 1994. -В 2-х тт. Шинкарев В.И. Митьки. -М., 1990.
83. Ширяев Э.В. Алейников А.В. Новое в идейно-политическом воспитании молодежи. Ленинград, 1990. - 32 с.
84. Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М., 1990. Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917 1985 гг. М., РОССПЭН. 2001-766 с.
85. Щегорцев А.А., Щегорцев В.А. Советская молодежь: Эволюция политических взглядов. М., 1990. - 144 с.
86. Яковлев Л.С. Проблемы исторического опыта формирования молодого поколения в СССР (1961-1986 гг.) Саратов, 1991.- 187 с. Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. Саратов, 1984. - 320 с. Яницкий О.Н. Социальные движения. -М., 1971. -272 с.1. СТАТЬИ
87. Алексеева Л. После XX съезда. // Карта. 1996. - № 13-14. - С. 17. Алексеева Л. Социалисты в советском подполье // Время и мы. - 1985. № 87.-С. 126-142.
88. Батшев В. СМОГ: Поколение с перебитыми ногами. // Столица. 1992. № 14.
89. Буковский В. Я вдруг расцвел в удивительно сжатые сроки. //
90. Независимая газета. 31.01.92. - С. 7.
91. Глезер. А. 20 лет спустя // Континент. Мюнхен, 1976. № 6. - С. 389 -409.
92. Гнездовский М. Майк или секретная лаборатория российского рок-н-ролла//Россия. Москва Венеция 1998.-С. 179-196. Гуревич П. Музыка и борьба идей // Молодой коммунист. - 1987. - № 7. -С. 82-88.
93. Даниэль А. Ю. Диссиденство: культура, ускользающая от определений //Россия.-1998.-С. 111-123.
94. Дело Джалал Абадских школьников. К истории молодежных антисталинских организаций // Звенья. - М., 1991. - С. 528 - 535. Довиденко Г. Это было бы немного смешно, если бы не было так горько // Карта. - 1988. - № 21. - С. 25-26.
95. Домнышева Е. Всю боль испить до дна // Литературная газета 1990. 19 декабря.
96. Корсакова П. Дети оттепели // Комсомольская правда. 1989. 13 октября.
97. Краснопевцев JI.H. «Дело» молодых историков // Вопросы истории. -1994. №4.-С. 106-135.
98. Кулаков В. СМОГ: взгляд из 1996 года. // Новое литературное обозрение 1996. - С. 281 - 292.
99. Леванов Е.Е. Самодеятельные объединения: истоки и тенденции развития // Глобус. 1988. № 3. - С. 20 - 25.
100. Лисюткина Л.Л., Хлопин А.Д. Неформалитет // Человек. М, 1990. Вып. 4-С. 84-96.
101. Лурьи Ю. На процессе ВСХСОН // Новый журнал. Нью-Йорк, 1975. № 119. С- 119-129.
102. Марков Я. Подполье выходит в эфир // Посев. Франкфурт-на-Майне, 1963. №35.-С. 2.
103. Медведев Ф. Римский мир // Родина. 1990. № 12. - С.
104. Михаил Хейфец. Русский патриот Владимир Осипов // Континент.
105. Мюнхен, 1981. №27.-С. 159-214.
106. Можаева Л.А. Молодежное движение советской эпохи: проблемыальтернатив // Вестник архивиста. М., 1996. № 4. - С. 46 - 49.
107. Молоствов М.М. Ревизионизм 58 // Звенья. - М., 1991. - С. 577 - 592.
108. Неизвестный Э. Катакомбная культура и официальное искусство //
109. Литературная газета. 1990. от 10 октября.
110. О тех, кто не молчал // Карта. 1999. - № 24-25. - С. 19-20.
111. Об одной встрече тридцать лет спустя // Огонек. 1987. № 9.
112. Осипов В. Бредяевский кружок в Ленинграде // Вестник Русского
113. Студенческого Христианского Движения. Париж - Нью-Йорк, 1972. №104.105.-С. 153-165.
114. Осипов В. Площадь Маяковского, статья 70-ая // Грани. Франкфурт-на-Майне, 1971. № 80. - С. 107 - 162.
115. Пименов Р.И. Один политический процесс.// Память. Париж, 1979. № 2.-С. 160-260.
116. Померанцев К. Во что верит советская молодежь // Новый журнал. -Нью-Йорк, 1965. № 78. С. 140 - 158.
117. Померанцев Н. Советская молодежь // Новый журнал. Нью-Йорк, 1965. Кн. 78.-С. 151-170.
118. Революционная группа в Ленинграде // Посев. Франкфурт-на-Майне, 1964. № 1.-С. 2.
119. Рождественский С. Д. Материалы к истории самодеятельных объединений в СССР после 1945 г // Память. М., 1981. Париж, 1982. № 5. -С.226-283.
120. Русланов И. Молодежь в русской истории // Грани. Франкфурт-на Майне, 1971. №81. -С. 180-221.
121. Семенов А. Топор над головой: что происходило 40 лет назад на физическом факультете МГУ // Неделя. 1990. № 36. - С. 12. Сундиев И.Ю. Неформальные молодежные объединения: опыт экспозиции // Социс. - 1987. № 5. - С. 56 - 62.
122. Танин Е. Откуда берутся перерожденцы // Мосты. -Мюнхен, 1959. № 2.-С. 403-413.
123. Тарасов А.И. Всесоюзная демократическая партия // Вопросы истории. 1995. №7.-С. 133-139.
124. Устав Нравов В. Скурлатова // СССР внутренние противоречия. 1982. №6.-С. 175-178.
125. Фадин А.В. Неформалы и власть // Вестник АН СССР. М, 1989. № 10.-С. 87-96.
126. Фай к А.П. Люди «Системы» (мироощущение советских хиппи) //
127. Социс, 1989 № 1.-С. 85 -92.
128. Фашизм в СССР // Страна и Мир. 1984. - С. 51 - 55.
129. Щекочихин. Ю.П. По ком звонит колокольчик? // Социс. 1987.№ 1.1. С. 81-93.
130. Яковлева Е. Борьба и победа // Комсомольская правда. 31 августа 1988.
131. Янов А. Идеальное государство Геннадия Шиманова // Синтаксис -1978. Париж. № 1. С. 31 - 56.
132. Янов А. Русская идея в молодогвардейском исполнении // СССР внутренние противоречия. 1986. Вып. 15. - С. 146 - 196. Молодежь Советского Союза сборник статей. - Мюнхен. Институт по изучению СССР. 1959.-101 с.
133. Молодежный ренессанс: (проблемы социализации молодежи) М.: Наука. 1990.-237 с.
134. XIV конференция по изучению СССР. Молодежь Советского Союза. -Мюнхен, 1962.-159 с.
135. Культура. Политика. Молодежь: Сборник научных работ. М., 1996. Институт молодежи. Вып. 2. - 117 с.
136. Опыт осуществления политики КПСС в отношении молодежи: история и современность. М., 1989. - 153 с.
137. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ. Антонов М.Г. Молодежная политика партий, государственных и общественных организаций: историко-политический и теоретический аспект. 1918-1995 годы. Автореф. Дис. канд. ист. наук. -М., 1996. -28 с.
138. Бакланов В.И. Национальные движения в СССР 1953-1985 гг. Дисс.канд. ист. н. М., 1999. - 312 с.
139. Прищепа А.И. Инакомыслие на Урале (середина 1940-х-середина 80-х гг.) Дисс. .докт. ист. наук. Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, 1999.
140. Давыдов С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е первой половине 60-х гг. Дисс. канд. ист. н. - М., 1996. - 262 с.
141. Кантемирова. СМ. Творческая молодежь России в 60-е гг. Дисс. канд. ист. н. М., 1995.
142. Кондратьев А.С. Общественно-политическое самодеятельное движениесоветского студенчества в середине 50-х 60-е гг. Дисс. канд. ист. н. - М., 1992. - 144 с.
143. Мацуев. А.Н. Опыт и уроки реализации молодежной политики в СССР. Дисс. канд. ист. наук. М, 1992. - 180 с.
144. Бородай А.Д. Культурная политика в Советском обществе: формирование молодой художественной интеллигенции. Дисс.док. ист. наук. М., 2000 - 464 с.
145. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ. Axelbank A. Soviet Dissent: Intellectuals, Jews Detente. -N.Y., 1975. Brumberg A. td. In Quest of Justice: Protest and Dissent in the Soviet Union Today. -L., 1970
146. Feldbrvgge FJ. Samizdat and political dissent in the Soviet Union. Leyden, 1975.
147. Nahirny V.C. The Russian Intelligentsia: From Torment To Silence. L., New Brunswick, 1983.
148. Samizdat. Voices of the Soviet Opposition. -N. Y., 1975
149. Brake M. Comparative Youth Culture. The Sociology of Youth Culture and
150. Pearson G. Hooligan. A History of Respectable Fears. London: Macmillan,1983.
151. Pilkington H. Russia's Youth and its Culture. A Nation's Constructors and Constructed. London and New York: Routledge, 1994.