автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Развитие этнокультуры в постконфликтный период: взаимосвязь общего и особенного

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Маликова, Ася Маликовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Автореферат по философии на тему 'Развитие этнокультуры в постконфликтный период: взаимосвязь общего и особенного'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие этнокультуры в постконфликтный период: взаимосвязь общего и особенного"

На правах рукописи

Маликова Ася Маликовна

Развитие этнокультуры в постконфликтный период: взаимосвязь общего и особенного

(на материалах Чеченской Республики)

09.00.13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Махачкала - 2009

003477322

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Акаев Вахит Хумидович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Лбакарова Райганат Магомедовна

кандидат философских наук, доцент Гадаев Ваха Юнусович

Ведущая организация: Государственное научное учреждение

«Академия наук Чеченской Республики»

Защита состоится, «2» октября в 14 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.053.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»: г. Махачкала, ул. Батырая 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» по адресу: 367025, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Батырая 1.

Автореферат диссертации разослан 2 сентября 2009 года

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»: www.dgu.ru

К.Г. Гусаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Философский анализ культуры предполагает применения различных теоретико-методологических подходов, способствующих выявлению её состояния в статике и динамике, взаимосвязи универсальных, региональных и этнических аспектов. Культура, будучи «второй реальностью» или «второй природой», также как и «первая реальность» - природа, является объектом философской рефлексии, позволяющей выявить её многообразные свойства и грани.

Понятие «культура» не является в строго научном отношении определенным, оно размыто, а в семантическом и содержательно-теоретическом отношении многообразным социальным феноменом. Подтверждением тому - многочисленные попытки дать емкое, исчерпывающее определение понятия «культура». Наличие более 400 дефиниций данного понятия свидетельствует о его содержательно-структурной емкости и неопределенности. Тем не менее, в научных целях важно придерживаться определенной теоретико-методологической концепции, позволяющей выстраивать исследовательскую стратегию, отражающую авторское видение, целостное восприятие исследуемого объекта. Авторский же выбор, зависящий от его ориентированности на постижение истины, научных предпочтений, методологических инструментарий - актуальная исследовательская задача.

Формирование культуры, её развитие - результат сложной и многогранной деятельности человека, этноса, общества, нацеленный на производство материальных и духовных ценностей, составляющих основу их социокультурного бытия. В теоретико-методологическом отношении представляется значимой позиция Ю.А. Жданова, считающего, что «особенный характер культуры определен двумя фундаментальными обстоятельствами: конкретно-историческими условиями деятельности общественного человека, с одной стороны, и формами или типами деятельности - с другой»1. Выявляя всеобщий, универсальный характер культуры он также пишет: «В ходе многогранной и специфической деятельности происходит возвышение особенных форм культуры на основе взаимопроникновения различных форм деятельности, снимет их обусловленность и приводит нас к категории всеобщей, или универсальной, культуры»2.

1 Жданов Ю. А. Проблемы теории и истории культуры. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 63.

2 Там же.-С. 68.

Региональные и этнические формы культуры, содержащие в себе как общие, универсальные, так и особенные, регионально-этнические аспекты, представляют собой специфические, во многом уникальные социальные феномены, определенные деятельностью общественного человека. Выявление в ходе исследования культуры общих и особенных, необходимых и случайных компонентов - не менее актуальная научно-исследовательская задача. В развитии культуры того или иного этноса, нации наблюдаются различные этапы, связанные со становлением, расцветом, упадком, кризисом, посткризисным состоянием. Их можно обнаружить при изучении культур многих этносов, проживающих на Востоке или на Западе. Они характерны и специфичным этнонациональным культурам народов Северного Кавказа, а также культуре чеченцев, испытавшей зигзагообразное развитие, а сегодня, находящейся на стадии возрождения.

Степень изученности проблемы. Определение сущности, динамики развития кризисных и возрожденческих проявлений в культуре получили отражение в трудах отечественных мыслителей: H.A. Бердяева, B.C. Библера, П.С. Гуревича, В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, Б.С. Ерасова, С.Н. Иконниковой, Ю.А. Жданова, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, М.С. Кагана, В.Ж. Келле, В.А. Малахова, В.В. Мжвениерадзе, B.C. Поликарпова, В.В. Розанова, В.М. Розина, B.C. Степина и др.

Региональная, этнонациональная специфика и конкретика, складывающиеся в ходе материальной и духовной деятельности общественного человека, раскрываются в исследованиях Абакаровой P.M. Р.Г. Абдулатипова, Ю.И. Алироева, А.-Г.К. Алиева, С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, A.M. Гелагаевой, М.Н. Губогло, М. Зязикова, Т.Э. Кафарова, Ю.М. Лотмана, M.JI. Овхадова, В.А. Тишкова и др. Кавказская цивилизация как социокультурный региональный феномен проанализирован в трудах О.Н. Домения, A.B. Лубского, А. Шадже, Х.Г. Тхагапсоева, Э.А. Шауджен, В.В. Черноуса и др.

Значительное влияние религиозной культуры, в частности ислама, на образ жизни и духовное состояние народов Северного Кавказа, в том числе дагестанцев, чеченцев и ингушей отражено в работах М.А. Абудуллаева, В.Х. Акаева, В.О. Бобровникова, Н.М. Вагабова, М.В. Вагабова, К.Г. Гусаевой, В.Д. Дзидзоева, М.М. Керимова, A.B. Малашенко, С.И. Муртазалиева, С.Ш. Муслимова, М.Д. Солтамурадова, М.А. Текуевой, K.M. Ханбабаева, A.A. Ярлыкапова, М.Я. Яхъяева и др.

Специфические и противоречивые аспекты культуры чеченского этноса в период социально-экономического, политического и идеологического кризиса в России, а также в постконфликтный период в Чеченской Республике, анализируются в трудах исследователей В.Х. Акаева, А.И. Алхазурова, Я.З. Ахмадова, М.М. Бетильмерзаевой, В.Ю. Гадаева, В.А. Тишкова, Х.В. Туркаева, З.А. Хасбулатовой, А.Д. Яндарова и др.

Отмечая значительный уровень, достигнутый в разработанности проблемы, важно подчеркнуть, что изучение этнической культуры, в том числе и культуры чеченцев, предполагает дальнейших разработок, более основательного применения общетеоретических и методологических инструментарий, позволяющих представить культуру как целостный социальный феномен, являющийся результатом практической и духовной деятельности людей.

Целью диссертационного исследования является анализ развития культуры в кризисный и посткризисный периоды в Чеченской Республике, осуществляемый путем выявления общих и особенных аспектов, проявляющихся в ходе практической и духовной деятельности этнофоры, этноса, а в целом и всего общества. Сформулированная цель реализуется путем решения следующих взаимосвязанных задач:

• осуществить теоретико-методологический анализ сущности культуры;

• раскрыть взаимосвязь общечеловеческого и национально-особенного аспектов в культурных процессах, сопряженных с определенной человеческой деятельностью;

• раскрыть предпосылки, причины кризиса культуры и возможные пути их преодоления;

• проанализировать этническую культуру чеченцев в советский период посредством установления противоречий между достижениями и потерями;

• рассмотреть кризисное состояние и культурные потери чеченцев в период функционирования дудаевско-масхадовского режима;

• выявить особенности постконфликтного возрождения этнической культуры в Чеченской Республике и влияние модернизации. Объектом исследования является этническая культура как

результат совместной материальной и духовной деятельности общественного человека, имеющего этническую принадлежность. Предметом исследования является изучение динамики развития этнической культуры в постконфликтный период на примере Чеченской

Республики. При этом устанавливается взаимосвязь общечеловеческих и национально-особенных, региональных и локальных аспектов, придающих этнической культуре целостный характер.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования включают диалектические принципы объективности, всесторонности и процессуальности рассмотрения, позволяющие осуществить философский анализ применительно к этнокультуре. Рассмотрение культуры через призму процессуальности позволяет выявить этапы её становления и развития, эволюционный и революционный характер, включая кризисные и возрожденческие ситуации.

Этническая культура, формирующаяся на основе практико-духовной деятельности этнофоры и самого этноса, вбирая общечеловеческие аспекты, соотносимые со спецификой национальных ценностей, предполагает применение и системного подхода. Этот теоретико-методологический инструментарий позволяет раскрыть структурное содержание этнической культуры, а также взаимосвязь ее элементов. Этнические культуры отдельных народов всегда носят системно организованный, деятельностно-определенный характер, в них переплетаются как универсально-общие, так и специфические региональные, этнические черты, придающие им в своей совокупности целостную форму.

Вместе с тем, отмеченные теоретико-методологические, познавательные подходы, позволяющие осуществить поиск сущности культуры, дополняются в исследовании аксиологическим подходом, учет которого предполагает её ценностное осмысление.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Осуществлен теоретико-методологический анализ содержания культуры посредством рассмотрения философско-антропологического, философско-исторического и социологического подходов, раскрывающих фундаментальные основы феномена культуры.

2. Раскрыта диалектическая взаимосвязь общего и особенного аспектов, проявляющаяся в общечеловеческих и этнонациональных формах деятельности, продуцирующих культурные феномены.

3. Установлены социально-экономические, политические, духовные предпосылки, причины кризиса культуры, а также возможные пути их преодоления.

4. Выявлены противоречия в культурном развитии чеченцев в советский период, основанные на достижениях советской культуры и этнических, религиозных потерях.

5. Эксплицированы причины кризиса этнической культуры чеченцев и установлены потери, происшедшие в период антинародного дудаевско-масхадовского режима.

6. Выявлены социокультурные факторы, детерминировавшие особенности постконфликтного возрождения этнической культуры в Чеченской Республике, охарактеризовано влияние модернизационных тенденций.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Раскрытие сущности и содержания культуры, представляющей собой результат длительной и многогранной деятельности человека, представляет собой важнейшую философскую проблему, осмысление которой до сих пор не завершено. Существуют различные теоретико-методологические подходы, позволяющие выявить сущность культуры. Наиболее общими теоретическими подходами являются философско-антропологический, философско-исторический и социологический.

Философско-антропологический анализ культуры предполагает рассмотрение её как выражение человеческой природы, особого проявления сущности человека, его творческих потенций, отличающих от животного состояния. В этом случае культура предстает перед нами как развернутая феноменология человека. В соответствии с этим подходом сущность культуры - это реализация его социальных, духовно-творческих качеств. Между тем сегодня как никогда актуализировалась необходимость культивирования человечности, гуманности и духовности в межличностных коммуникациях.

К изучению содержания, сущности культуры можно подойти и посредством философско-исторического подхода. Суть этого концепта заключается в том, что при анализе культуры установливается механизмы возникновения человеческой истории, переход человека от животного состояния к цивилизованному, от природы к истории. И это произошло в ходе его эволюции, сопровождавшейся трудовой деятельностью по производству культурных ценностей, выделившей его из окружающей природы. С позиций этих двух подходов, производящий человек - творец культуры.

С точки зрения социологического подхода, культура - это фактор организации и образования жизни определенного общества, создающего культуру, определяющего её динамику, члены которого все больше зависят от произведенных ими материальных и духовных ценностей. Эта зависимость четко просматривается в разных типах обществ, например, доиндустриальном, индустриальном, постиндустриальном. Различны в них и отношение к культуре, которое

складываются на основе своеобразных форм практической и интеллектуальной деятельности и организации общества.

2. Культурный процесс, всякий культурный феномен, артефакт, будучи результатом деятельности человека, представляют собой взаимосвязь многих измерений: случайного и необходимого, количественного и качественного, регионального и глобального, общечеловеческого и национально-особенного и т.д. Рассмотрение их во взаимосвязи, взаимной обусловленности позволяют установить динамику культурного развития, и придает культуре вообще, этнической культуре в частности, завершенную форму, целостный характер.

3. В ходе развития культуры, в том числе этнической, под влиянием социально-экономических, политико-идеологических, религиозных предпосылок, а затем социокультурных трансформаций в обществе, возникают противоречия между старым и новым, попытка разрешения которых часто приходит к упадку культуры. Человек, длительное время находившийся в условиях традиционных культурных ценностей, под влиянием социальных новаций, испытывает культурный шок. Задача научно-теоретического исследования видится в том, чтобы раскрыть предпосылки, причины кризисных явлений в культуре, определить возможные пути их преодоления, что также сопряжено с целенаправленной деятельностью власти, общества на возрожденческие тенденции.

4. Этническая культура чеченцев и других народов в Чеченской Республике испытала позитивное воздействие социокультурной стабильности советского периода, упадок постсоветского периода, а затем постепенное возрождение в контексте общероссийской реальности. Культура чеченцев, как и культуры других российских народов, достигла заметных успехов в советский период, хотя имела противоречивый характер и испытывала соответствующие потери. Последние происходили в силу доминирования коммунистическо-атеистической идеологии, ограничивающей развитие этнокультурных и религиозных составляющих этноса, которые нередко оценивались как препятствующие социальному прогрессу.

Вместе с тем в период перестройки в СССР сложились условия для национального и духовно-религиозного возрождения, что могло сбалансировать этнокультурное бытие народов, в том числе и чеченцев. Однако последующий распад СССР, социально-экономические и политические перемены в России, захват власти националистическими

и сепаратистскими объединениями в бывшей Чечено-Ингушетии привели чеченское общество к глубокому социокультурному кризису.

Противоречия между прежними культурными достижениями и потерями сегодня в Чеченской Республике стремятся преодолеть возрождением этнической культуры. Эта созидательная социокультурная деятельность способствует преодолению социально-психологического напряжения в обществе, придает человеку, обществу уверенность в будущем, залечивает нанесенные конфликтами раны, формирует новое понимание мира.

5. Достижения советского периода в области экономики, социальной сферы, культуры в чеченском обществе в период функционирования дудаевско-масхадовского режима пришли в глубокий упадок. В секуляризованное чеченское общество, отрицавшее социокультурные новшества режима, настойчиво внедрялись националистические и религиозно-радикалистские установки, соответствующие образцы поведения.

Только незначительная часть чеченского общества, в том числе творческой интеллигенции, поддерживала власть, осуществляющая «новое культурное строительство», а точнее - разрушающая то, что было достигнуто в культурной сфере в предыдущие годы. В целом чеченский этнос свое бытие не мыслил вне общероссийской социокультурной реальности, что порождало противоречие между антинародным режимом и самим народом.

6. Возрождение культуры в Чеченской Республике - яркое событие постконфликтного периода, сопряженное с экономическими, социальными, духовно-культурными трансформациями, призванными преодолеть кризисное состояние этнической культуры чеченцев. Особенности функционирования традиционной этнической культуры в современных модернизационных условиях во многом связаны с воздействием на неё внешних экстравагантных факторов и новаций, порождающих соответствующие противоречия. Традиции, составляя основу этнической культуры, противодействуют новациям, подвергающим их к серьезному испытанию.

Возрождение культуры в Чеченской Республике - яркое событие постконфликтного периода, сопряженного с экономическими, социальными, духовно-культурными трансформациями, нацеленными на преодоление культурного упадка. Благодаря поддержке руководства России, эффективной деятельности Президента Чеченской Республики P.A. Кадырова, осуществляется успешное социокультурное возрождение этнической культуры, что основано на сохранении и

развитии традиционных этнонациональных и религиозных ценностей. Возрождение ислама и православия в Чеченской Республике -составная часть духовно-нравственной программы, осуществляемой в данной республики, результаты которой получили одобрение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретические положения диссертации, анализ развития этнической культуры чеченцев в условиях постконфликтной ситуации, выявление взаимосвязи общечеловеческих и конкретно-национальных аспектов способствуют расширению научного видения проблемы, дает приращение культурологических знаний.

Практическая значимость осуществленного исследования заключается в том, что положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания философии, культурологии, религиоведении, спецкурсов, посвященных изучению региональных проблем культуры. Выводы и рекомендации могут быть использованы в практической деятельности работников культуры, государственных служащих, при планировании и реализации культурной политики в регионах, находящихся на стадии постконфликтного развития.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Чеченского государственного университета, а также на заседании сектора философии Государственного научного учреждения «Академия наук Чеченской Республики». Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы, изложенные в нем, опубликованы в журнале, рецензируемом ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, а также в публикациях в других изданиях.

Структура диссертационного исследования отражает логику проведения исследования и подчинена решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения и библиографического списка литературы. Общий объем работы составляет 163 страницы.

I. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуется степень её научной разработанности в отечественной научной литературе, формулируются цель и задачи исследования, определяется его теоретико-методологическая основа, конкретизируется научная новизна работы, выделяются основные

ю

положения выносимые на защиту, дается характеристика научно-теоретической и практической значимости диссертации, приводятся сведения об апробации результатов диссертационного исследования.

В первой главе «Теоретико-методологический анализ содержания культуры» осуществлен философский анализ культуры, выявлены взаимосвязь общечеловеческих и национально-особенных измерений в культурных процессах, предпосылки, причины кризиса культуры и пути их преодоления.

В первом параграфе «Философский анализ сущности культуры» анализируется многообразие определений культуры, имеющее множество смысловых оттенков. Слово «культура» латинского происхождения. Учитывая его дословный перевод можно определить культуру как возделывание, обрабатывание, культивирование земли, разведение растений и животных, осуществляемые человеком в ходе его трудовой деятельности. Термин «культ», также латинского происхождения и допускает интерпретацию - поклонение, почитание, образование, воспитание и развитие. Термины «культура», «культ» -этимологически родственные слова, поэтому представляется важным учет их содержательных смыслов при попытках дать развернутое определение культуры.

Термин «культура» является многозначным, что связано с разнообразной деятельностью этнофоры, этноса, социальной группы, общества. Культура как внеприродный феномен («вторая природа») противостоит природе и является следствием многообразных форм деятельности разумного человека. Каждая отрасль науки, обладая собственными методическими и теоретико-методологическими инструментариями, способствует формированию содержания культуры, представляющей собой результат материальной и интеллектуальной деятельности человека. Но ни одна из частных наук не может найти ответа на вопросы, определяющие сущность культуры, её структуру, архитектонику, механизмы функционирования, историческое развитие. Ответы на эти вопросы предполагает философский уровень познания культуры, недосягаемый для частных наук.

В системе философско-культурологической мысли сложились ряд теоретико-методологических подходов, концептуально

осмысливающих культуру как целостность. Наиболее общими подходами являются философско-антропологический, философско-исторический и социологический.

С точки зрения философско-антропологического подхода культура рассматривается как выражение человеческой сущности,

развернутая феноменология человека. В культуре реализовывается не биологическая природа человека, а социальные, духовно-интеллектуальные свойства. Изучая первобытную культуру, Э. Тейлор пришел к следующему утверждению: «Полный перечень явлений, составляющих общую принадлежность жизни известного народа, суммирует собою целое, которое мы называем культурой»3. Жизнь человека, этноса и есть постоянное воспроизводство материальных и духовных основ их бытия, образующих единство общечеловеческого, национального и этнического.

Философско-антропологическая концепция ориентирует на разработку универсальной модели культуры, основанной на взаимосвязи общего и особенного в организации и осуществлении человеческой деятельности.

Сущность культуры стремятся раскрыть и посредством философско-исторического подхода, позволяющего установить механизмы возникновения человеческой истории, переход человека от животного, варварского состояния к цивилизованному, от природы к истории. Произошло это в ходе деятельности человека, продуцирующего материальные и духовные ценности. Исторически сформировавшийся производящий человек - творец культуры.

С точки зрения социологического подхода, культура - это фактор организации и образования жизни определенного общества. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества организованы по разному и в них отношения к человеку, культурным ценностям разительно отличаются. В этих обществах социальные группы, этносы создаются культурные миры со своими ценностями, нормами, образцами, традициями, знаниями и навыками деятельности и поведения людей. Как отмечает П.С. Гуревич: «У каждого общества есть своя культуры, каждый человек культурен в том смысле, что участвует в той или иной культуре»4.

Социологический подход предполагает изучение следующих структурных компонентов культуры общества: материальной и духовной культуры, обыденной (повседневной) культуры, специализированной (высокой) культуры, массовой культуры, субкультуры. Изучение этих компонентов должно осуществляться не изолированно друг от друга, а во взаимной связи.

Указанные теоретико-методологические подходы к культуре позволяет выявить её сущность как определенного исторического

3 Тейлор Э. Первобытная культура. - М., 1939. - С. 5.

4 Гуревич П. С. Философия культуры. - М., 1994. - С. 25.

12

уровня развития общества, человеческого творчества, проявляющегося в типах организации жизни и деятельности человека.

Во втором параграфе «Взаимосвязь общечеловеческого и национально-особенного измерений в культурных процессах» раскрывается единство общего и особенного в человеческой деятельности, нацеленной на производство материальных и идеальных форм бытия. Труд, как всеобщая основа человеческой деятельности, воплощается в различных артефактах, являющихся результатами творческой деятельности человека, этноса, общества. Культурные ценности, производимые тем или иным народом, имеют как общечеловеческое, так и национально-особенное содержание и значение. Культура - универсальный способ превращения мира в дом человеческого бытия, наделяющего её различными смыслами. Но это превращение происходит не само по себе, а в результате практической деятельности человека, которая не может существовать без реализаций его творческих, интеллектуальных потенций.

Культурные артефакты созданы человеком в ходе деятельности, используя огонь и орудие, речь, знание, искусственно преобразовывая себя (посредством запретов), образовывая группы, сообщества, иерархически организованные. Одним из важных проявлений этого процесса - образование государство со всеми его атрибутами. Это историко-культурное развитие человека сопряжено с осмыслением им своего бытия, развитием самосознания, духовной культуры. Эти общие тенденции культуротворчества, присущие отдельным этносам и всему человечеству, предают особенности культурному развитию. Так, общие и особенные аспекты в культуре чеченцев - это результат сохранения этнокультурной основы и аккультарационных контактов с соседние народами.

В третьем параграфе «Предпосылки, причины кризиса культуры и пути их преодоления» раскрываются экономические, политические, религиозные факторы предшествующие культурному кризису, подготавливающие его, выявляются внутренние противоречия в культуре, возникающие между традициями и новациями.

Личность, общество сегодня ощущают чуждость и абсурдность происходящих событий в мире и в отдельных его частях. Традиционные нормы и ценности подвергаются атаке со стороны массовой культуры, часто не выдерживают её, неожиданно и спонтанно появляющееся «новое», явно не коррелируется с традиционными ценностями. Несоответствие традиций и новаций порождает в субъекте культурный шок, глубоко проникающий в социально-психологическую, духовно-

культурную сферу общества, индивида. В этой ситуации человек теряет жизненные ориентиры, духовно и культурно раздваивается.

В России, в силу, происшедших экономических и социальных трансформаций, возник конфликт между традиционными ценностями, оставшимися в наследство от советского прошлого и новой культурой навязываемой демократией. Этому способствовала экспансия массовой культуры в российское общество, формирующая нового человека -приспособленца, принимающего новые правила игры, отказывающегося от своего прошлого, порывающего с прежней социокультурной реальностью.

Разрешение социокультурного кризиса предполагает создание разных моделей, которые могут быть и взаимосвязаны, ориентированы на защиту традиционных ценностей, реставрацию и дальнейшее развитие. Еще Платон считал, что развал настоящего можно остановить, реанимируя культуру прошлого, причем жесткими морально-политическими мерами. Другая модель - уничтожение кризисного внешнего воздействия, отвергаемого сознанием личности.

Третья модель ориентирует на самореализацию личности посредством разрушения идеологических, политических и экономических институтов, что предполагает преодоление ущербного культурного бытия посредством самосовершенствования, самодостраивания личности. Самосовершенствование личности может привести к лучшему изменению внешних социальных условий жизни, формированию новой культуры.

Когда общество переходит на стадию преодоления основного конфликта, то в нем намечается тенденция устойчивого социокультурного развития. Между тем культурная динамика может вызываться факторами и силами, спонтанно возникающими в самом обществе, или происходить вследствие контакта с другими народами5. Этническая культура - результат аккультурации, являющийся непрерывным взаимодействием людей, этносов, социальных групп, придерживающихся разных культур. В данном контексте не является исключением культуры народов Северного Кавказа, в том числе и культура чеченцев.

В ходе преодоления постконфликтных последствий этническая культура часто подвергается трансформации, теряя отдельные ценности, приобретая новые, приникающее в открытое общество под влиянием разных культурно-цивилизационных векторов. В ходе

* Билз Л. Ральф. Аккультурация // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. - СПб., 3 997. - С. 349.

технологизации этнической культуры, чему она подвергается в постконфликтный период возрождения, в неё проникают стандарты массового потребления.

Подобный динамизм этнической культуры в конечном итоге может привести к культурным мутациям, подрыву традиционных стандартов, духовных основ, превращению человека, представителя этноса, в бездумного существа. Опасность для культуры, в том числе для этнической, в превращении жизни в технический фетиш или ещё хуже - виртуальную реальность. В этом случае человек лишается корней, теряет этническую почву и родину.

Во второй главе «Этническая культура в Чеченской Республике в контексте стабильности, кризиса и постконфликтной ситуации» диссертационного исследования рассмотрены культурные достижения чеченцев в советский период, кризисное состояние этнической культуры в период существования дудаевско-масхадовского режима, а также особенности ее возрождения в современных условиях.

Первый параграф «Культура чеченцев в советский период: противоречия между достижениями и потерями» отражает достигнутое в годы советской власти культурное развитие чеченцев, что было связано с реализацией советской программы культурного развития народов. На этом пути были достигнуты ощутимые результаты в образовании, искусстве, литературе, науке, экономике. Формировались кадры, обогатившие и развившие этническую культуру, придавшие ей цивилизованный характер.

Созданные в годы советской власти многие материальные и духовные ценности, наряду с их базисными компонентами, составили культурное ядро чеченцев. Этническая культура чеченцев, будучи специфическим явлением, содержит в себе общие черты, объединяющее её с культурами других народов.

Вместе с тем национальная культура чеченцев, как и культуры других народов Северного Кавказа, испытавших влияние мусульманской культуры, несмотря на приданную ей коммунистической идеологией форму целостности, таковой всё-таки не была. С нашей точки зрения, она имела синкретический характер, что связано с наличием в ней значительного пласта материальных и духовных ценностей, привнесенных исламом. Традиционная культура чеченцев в годы советской власти, подвергаясь коммунистическому воздействию, сохраняла свой этнический и религиозный облик.

Накануне и после распада СССР культурная направленность этносов резко меняется, определяющими становятся иные идейные,

идеологические ценности: национализм, религиозный радикализм. Реализация этих культурных установок в Чечне приводили к упадку, кризису общества и его культуры, культурной изоляции чеченцев

Во втором параграфе «Кризисное состояние и культурные потери этнической культуры чеченцев в период дудаевско-масхадовского режима» выявлены причины, детерминировавшие упадок и кризис этнической культуры чеченцев, сопряженные с политическими событиями. Накануне распада СССР, а затем и в связи с распадом этого государственного образования, происходит экономическая, политическая и культурная деформация общества, усиливаются тенденции суверенизации национально-государственных автономий.

На волне сепаратистских и националистических лозунгов в Чечено-Ингушской АССР к власти приходят Д. Дудаев и его сторонники. В итоге единая автономная республика распадается на две части, происходит политическая и культурная изоляция чеченцев, разрываются социокультурные связи и контакты с народами Северного Кавказа, а в целом с народами России.

Объявив на весь мир, что в Чечне строится независимое от России суверенное государство, сепаратисты во главе с Дудаевым ничего не сделали для развития этнической культуры чеченцев. Она пришла в кризисное состояние, более того власть искусственно уничтожала тот культурный сегмент, который был связан с советским периодом. Уничтожались памятники, сжигались книги, разорялись музеи, похищались художественные картины, ценности прикладного искусства. Ярким примером тому является разорение Чечено-Ингушского краеведческого музея, похищение золотых, серебряных украшений, старинного холодного оружия. Эти криминально-уголовные события происходили под лозунгами избавления чеченцев от советского наследия и преодоления русификации.

Кризис этнической культуры чеченцев, начавшийся при Дудаеву, продолжился и в период правления А. Масхадова. Особенность этого периода состоит в том, что на развалинах культуры, возникших в ходе первой войны в Чечне, обозначилась тенденция религиозной радикализации, а точнее ваххабизации чеченского общества. Идеологи ваххабизма в Чечне ставили следующие задачи: утвердить шариат, уничтожить традиционный суфийский ислам, заменив его ваххабизмом, облечь в соответствующие одеяния женщин и мужчин, заменить светские школы религиозными, создать исламское государство.

Реализация этой антинародной культурной программы в масхадовский период сопровождалась идеологическим и культурным расколом в чеченском обществе, конфликтами, нравственно-культурным упадком. Кризис и разорение - состояние этнической культуры чеченского народа, имевшее место в период дудаевско-масхадовского правления. Военные действия в Чечне практически уничтожили культуру, созданную многими поколениями советского периода.

В третьем параграфе «Особенности посконфликтного возрождения этнической культуры в Чеченской Республике и влияние модернизации» рассматриваются экономические, политические и духовно-культурные механизмы возрождения этнической культуры чеченцев. Современное возрождение культуры чеченцев - качественно новый этап, нацеленный на преодоление культурного кризиса и восстановление разрушенной экономики, социальной сферы. Этот процесс сопряжен со сложным путем стабилизации общественно-политической ситуации в Чеченской Республике, начатой Первым Президентом Чеченской Республики А,-X. Кадыровым при поддержке федерального центра. Благодаря государственной деятельности этого лидера чеченского этноса, начался этап преодоления военного конфликта, установления политической стабильности, экономического и социального возрождения Чеченской Республики.

Будучи ярким представителем традиционной этнической культуры, А.-Х. Кадыров эффективно противодействовал религиозному радикализму и экстремизму, пустившим корни в регионе. Культурная стратегия, которой он придерживался, основана на ценностях традиционного ислама, утвердившегося среди дагестанцев, чеченцев, ингушей, а также других народов Северного Кавказа. Социокультурное развитие чеченцев им не представлялось вне Российского государства.

Эта стратегия получила продолжение в деятельности нынешнего президента Чеченской Республики P.A. Кадырова. Итог такой преемственности - бурное духовное и культурное возрождение чеченского этноса, восстановление экономики, социальной сферы, культуры в Чеченской Республике, установление широких социокультурных контактов с российскими регионами, мусульманскими странами что серьезно способствует духовно-культурному росту чеченского народа.

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, определяются направления дальнейшей разработки диссертационной проблематики.

По теме диссертации автором опубликованы работы:

Публикации в журналах из списка ВАК Минобрнауки России

1. Абдулазиева A.M. Этническая культура чеченцев: противоречивый путь развития // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 2. - 0,5 п.л.

Статьи в других изданиях

2. Абдулазиева A.M. Противоречивый процесс возрождения культуры Чеченской Республики // Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. - 2007. - 1(9). - 0,5 п.л.

3. Абдулазиева A.M. Культура чеченцев в постконфликтный период: состояние и динамика возрождения // Вайнах. Ежемесячный литературно-художественный, историко-культурный журнал / Министерство Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации. - 2007. - № 10. - 0,5 п.л. В соавторстве с В.Х. Акаевым.

Подписано в печать 31.08.2009 г. Формат 60x90 1/16 Бумага офисная. Печагь-ризография. Тираж 120 экз.

Издательство Чеченского государственного университета Адрес: 364037 ЧР, г. Грозный, Ул. Киевская, 33.