автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Развитие просвещения и культуры татар Прииртышья
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Сафаралеева, Юлия Уразмухаметовна
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
1.1. Роль ислама в развитии просвещения.
1. 2. Конфессиональное образование.
ГЛАВА ВТОРАЯ
СОВЕТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ТАТАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ (1917 - 1930-Й ГГ.)
2. 1. Строительство национальной школы и подготовка кадров.
2. 2. Деятельность учреждении культуры.
Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Сафаралеева, Юлия Уразмухаметовна
Актуальность темы исследования.
Россия - многонациональное государство. Исторический опыт показывает, что любое многонациональное государство, с одной стороны, может оставаться сильным лишь при условии сохранения разнообразия традиций и индивидуальности культур народов, населяющих его, с другой стороны, необходим обмен культурных традиций, взаимосвязь и сотрудничество народов России на принципах равенства, добровольности и взаимопонимания.
Многочисленные этнические конфликты, этническая напряженность в ряде регионов, формирование национальных культурных движений и объединений все это свидетельствует о том, что гармонизация этнической жизни, этнические взаимоотношения и взаимосвязи являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов, а культурно - просветительные проблемы не утратили своей актуальности и сейчас. К их разрешению стремятся различные культурные центры, национально-культурные автономии, религиозные организации и т.д.
В последние два десятилетия у сибирских татар, как и у многих других народов России, возрос интерес к своей истории, культуре и языку.
Сибирские татары - это коренной народ Сибири. За столетия сибирскими татарами накоплено ценнейшее историческое наследие, главными компонентами которого являются язык, национальные обряды, обычаи, традиции, фольклор и т.д. Осознание сибирскими татарами своей культурной самобытности, стремление к возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, привели в 1991 году к включению их в реестр народов Сибири и России. Во многом это было связано с процессами перестройки, демократизации, протекавшими в России в 80-90- е годы XX века. Сибирские татары прошли большой и сложный путь многовекого развития. Их культура и просвещение - это неотъемлемая составная часть татарской истории и общероссийской истории.
Незнание истоков социокультурного развития и исторического опыта образования конкретного народа часто приводит к негативным последствиям.
В этой связи остро встает проблема освещения культурно-просветительных процессов, происходивших у сибирских татар на рубеже XIX и XX вв. Тема актуальна с исторической точки зрения как региональная проблема. Модернизация образовательных процессов, происходящих сегодня в Западной Сибири, решение межнациональных вопросов на данной полиэтнической территории требуют новых исследований. Обращение к многовековому духовному опыту народа поможет правильно оценить современную ситуацию в разных ее направлениях и проявлениях.
Актуальность и значимость темы определяется и тем, что история становления и развития культурного процесса воздействует на современные проблемы в обучении, воспитании в национальной школе, определяет ее стратегию развития образования и просвещения.
Таким образом, исторический опыт развития просвещения татар Прииртышья представляет теоретическое и практическое значение, в том числе в контексте реалий сегодняшнего дня.
Историография проблемы.
В целом, в литературе по данной проблематике прослеживаются три последовательных периода:
- первый период включает работы, опубликованные в дореволюционное время;
- второй период охватывает научные труды, созданные в годы советской власти (1917-1991 г.);
- третий период характеризует содержание и направление исследований на современном этапе.
История возникновения образовательных и просветительных учреждений дореволюционного периода у татар Прииртышья долгое время оставалась малоизученной. Сведения, касающиеся просвещения, образования конца XIX - начала XX века, разбросаны по отдельным статьям, монографиям, справочным изданиям и т.д.
Отдельные факты по истории татарского народа в Сибири отражены в трудах Г.Ф. Миллера, П.А. Словцова, С.К. Патканова, И.А.Андронникова, В. Радлова, И. Юшкова, Н.С. Юрцовского и др.1
Следует отметить, что работы Г.Ф. Миллера, П.А. Словцова, И.А. Андроникова, В. Радлова обогащают представление об объекте, но для настоящего исследования имеют опосредственное значение.
В исследованиях С.К. Патканова, Н.Ф. Катанова, И. Юшкова, Н.С. Юрцовского, Н.М. Ядринцева нашли освещение отдельные аспекты культурно-просветительного развития татар Прииртышья исследуемого периода.
Н.Ф. Катанов (1862-1922г.г.) - лингвист, археолог, этнограф, историк. Высшее образование получил в Петербургском университете на факультете восточных языков. В 1893 году работал профессором в Казанском университете и Духовной Академии в Казани. Среди многочисленных работ Н.Ф. Катанова есть работы по истории, этнографии сибирских татар. Он собирал и издавал сохранившиеся в народе исторические предания, давал им историче
1 Миллер Г.Ф. История Сибири. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - Т. I.; Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири (1585-1742). - СПб: Тип М.Н.Скороходов, 1886.- Кн. I -II; Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. - СПб., 1911. - Т. II; Его же. Экономический быт государственных крестьян и инородцев Тобольского округа Тобольской губернии. - СПб., 1891. - Ч. I - II; Андроников И.А. Материалы по землевладению и экономическому быту оседлых инородцев Тобольской губернии. - Тобольск, 1911; Радлов В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири и Джунгарии. - Томск, 1887; Юшков И. Сибирские татары // Тобольские губернские ведомости. - 1861. - № 35-45; Катанов Н.Ф. О религиозных войнах шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири: (По рукописям Тобольского Губернского Музея) // Ежегодник Тобольского губернского музея. - Тобольск, 1804. - Вып. 15; Он же. Погребальные обряды сибирских татары // Тобольские губернские ведомости. - 1861. - № 35-45; Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. - Новоникалаевск,1923. скую оценку. Н.Ф. Катанов изучал культурные процессы в жизни сибирских татар в тесной связи с мусульманской верой.2
С.К. Патканов в возрасте 24 лет в 1881 году поступает в Санкт-Петербургский университет. В 1885 году утвержден по степени коллежского секретаря, через полгода был назначен в помощники производителя работ по составлению, предъявлению и выдачи государственным крестьянам владен-ных записей. Сразу с назначением командируется в Сибирь для работы с сельскими обывателями. Первый год был в Тюменском округе, а потом 2 года в Тобольском округе. С.К. Патканов исследовал экономический быт татар Тобольской губернии на рубеже XIX - XX вв. Ценным является то, что автор приводит данные по волостям и селениям, что позволяет увидеть общее и особенное в развитии материальной культуры. Он затронул вопросы христианизации, а также рассматривал некоторые моменты влияния ислама на татар. Автор высоко оценил факт открытия Ембаевской медресе Тюменского уезда - одного из первого конфессионального учебного заведения сибирских татар.3
В очерках под названием «Сибирские татары» И. Юшков рассматривает проблему расселения и численности сибирских татар. В его труде подчеркивается роль ислама в истории и жизни татар того периода. Работа И. Юшкова носила описательный характер, где мусульманские учебные заведения рассматривались в контексте жизнедеятельности сибирских татар.4
Н.С. Юрцовский рассматривал вопросы грамотности татар Тобольской губернии по данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 года.
2 Катанов Н.Ф. О религиозных войнах шейха Багаудцина против инородцев Западной Сибири: (По рукописям Тобольского Губернского Музея) // Ежегодник Тобольского губернского музея. - Тобольск, 1804. - Вып. 15; Он же. Погребальные обряды Тобольских татар // Ежегодник Тобольского губернского музея. - Тобольск, 1898. - Вып. 9.
3 Патканов С. К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. - СПб., 1911. - Т. II.; Патканов С.К. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. -СПб., 1888. - Вып.1. - С. 28, 325,326-328.
4 Юшков И. Сибирские татары // Тобольские губернские ведомости. - 1861. - № 35-45. -С. 115
Здесь требуется уточнить, в чьем ведении находились инородческие школы, кому принадлежала инициатива их создания.5
Работа Н.М. Ядринцева «Сибирские инородцы, их быт и современное положение: этнографическое и статистическое исследование» содержит материалы о положении сибирских татар, бухарцев, в ней дается статистика грамотности, сведения об инородческих управах, об училищах, численности учеников. К сожалению, автор ограничился сведениями о деятельности инородческих школ 1880-х г.г., опустив предшествующий период их развития.6
Конкретные сведения о состоянии грамотности татар Тюменского округа к началу XX века привел А.П. Лысов. Кроме статистических данных, автор рассмотрел специфические особенности учебного процесса в местных религиозных школах (мектебе и медресе). Рамки исследования автора, ограниченные пределами Тюменского округа, не дают целостного представления о состоянии школьного образования Тобольской губернии.
Идеи русификации инородческого населения России и Сибири, развития системы инородческих школ на русском языке обучения пропагандировали о
Г.А. Фальборк и В.И. Чарнолуский. Они раскрывали вопросы общетеоретического плана - участие государства, общественных организаций в деле образования, место религии в школе.
В целом дореволюционный период историографии примечателен сбором и обработкой конкретных сведений о традиционной материальной и духовной культуре татар Прииртышья, о деятельности первых образовательных учреждений. В данный период обращалось определенное внимание на про
5 Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. - Новоникалевск, 1923. -С.188.
6 Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение: этнографическое и статистическое исследование. - Тюмень, 2000. - Т. II. - С. 7.
7 Лысов А. П. Народное образование в Тюменском округе в 1897 году. - Тюмень: Тип. «Сибирская торговая газета», 1898. - С. 1.
8 Фальборк Г.А., Чарнолуский В. И. Инородческие и иноверческие училища. -СПб.,1903,- С. 113. блему конфессионального образования «инородцев», но конкретные исследования не проводились.
В советский период историография Прииртышья не отличалась глубокими исследованиями. Работы данного периода, особенно касающиеся политики Советского государства, несли на себе печать идеологического диктата.
В период 1920 - 40-х гг. отсутствовали специальные исследования по культуре и просвещению сибирских татар.
Исключением является работа А.Ф. Эфирова «Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки».9 Обращаясь к материалам Сибири, автор ограничивается показом школьного образования только Восточной Сибири, поэтому школы Западной Сибири представлены фрагментарно и поверхностно. А.Ф. Эфиров систематизировал сведения о деятельности инородческих школ различного типа: конфессионально-мусульманских, миссионерско-православных, русско-инородческих. Обратил внимание на изменения в конфессиональных школах на рубеже XIX - XX века.
По нашему мнению, А.Ф. Эфиров идеализировал деятельность русско-инородческих школ и негативно оценивал работу конфессиональной мечети.
Качественный этап обновления и дальнейшего развития историографии был обусловлен решениями XX съезда КПСС (1956 год) в области общественных наук и ликвидации культа личности И.В. Сталина и его последствий. В советский период вплоть до 60-х годов особого прогресса в исследовании сибирских татар не было.
Одной из первых обобщающих работ следует назвать статью П.Н. Иванова, опубликованную в сборнике «Культурное строительство в Сибири в 1917 - 1960 гг.». Придерживаясь общепринятых идеологических стандартов, автор противопоставил дореволюционную и советскую школу сибирских татар, проследил первые начинания советской власти в области культуры и просвещения, отметил реальные достижения 20-х и 30-х гг. в развитии национальной школы, культуры, периодической печати, в подготовке учительских кадров.10
Существенный вклад в разработку комплексной проблемы этнокультурного развития сибирских татар внесла Омская школа тюркологов во главе с академиком Н.А. Томиловым. Он и его последователи основательно систематизировали и обобщили сложные противоречивые процессы возникновения, становления, развития традиционной материальной и духовной культуры тюркоязычных народов Западной Сибири, уделив первостепенное внимание духовному потенциалу сибирских татар.11 Вопросы школьного образования Н.А. Томилов рассмотрел на материалах истории томских татар, опустив другие этнические группы татарского населения Западной Сибири.12
Оценивая неоспоримые заслуги исследователей советского периода, уместно подчеркнуть, что их творческие возможности были ограничены рамками официальной идеологии и государственной цензуры. В этом главная причина сохранения в опубликованных трудах элементов односторонности и тенденциозности в интерпретации исторических реалий.
Современный период историографии, примечательный широким развитием гласности и плюрализма в отечественной историографии, позволил ее творцам переосмыслить и обновить методы научных исследований, объективно и непредвзято оценить уникальное историко-культурное наследие народов России, в том числе сибирских татар.
Проблемам этнокультурного развития сибирских татар были посвящены труды Ф.Т. Валеева. По мнению автора, через ислам среди сибирских татар начинает распространяться арабский и персидский языки, а также «мусуль
9 Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки. -М, 1948. С. 14.
10 Иванов П.Н. Развитие культуры нерусских народов Сибири (1920-1925 гг.) / П.Н. Иванов // Культурное строительство в Сибири в 1917-1960 г.г. - Новосибирск: Наука, 1962.-С. 100,96,91,87. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале XX вв. - Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та, 1992. манская» или «арабская культура», получившая название «восточной» культуры.13 Ф.Т. Валеев исследовал разные аспекты жизни и быта сибирских татар, изучал роль мусульманских учебных заведений, деятельность первых просветителей, но не ограничился изучением только культуры и просвещения, а рассматривал историю сибирских татар в целом. Проблемы духовной культуры Ф.Т. Валеев рассмотрел в контексте естественно-географических, социально-экономических, социально-демографических, политико-правовых факторов общественного развития сибирских татар. Труды Ф.Т. Валеева сыграли большую роль в изучении истории татар Прииртышья. Тем самым они явились своеобразной базой для последующих исследователей. Важно то, что автор проследил деятельность просветителей сибирских татар. Однако широта исследования Ф.Т. Валеева не позволила ему в полной мере осветить проблему школьного образования.
Заслугой И.Б. Гарифуллина следует признать научную разработку историографии культуры и просвещения сибирских татар. Им обобщен разносторонний позитивный и негативный опыт духовной жизни и школьного образования.14 Ученый - краевед И.Б. Гарифуллин родился в 1928 году в г. Тобольске. После окончания в деревне Ново-Каишкуль Ярковского района семилетней школы, Тобольского татарского педучилища и географического факультета Казанского пединститута в 1950-51 году работал завучем, директором средней школы №15 г. Тобольска. В 1963-64 годах он учился в Новосибирской высшей партийной школе и в 1975 году, после защиты диссертации, ему была присвоена ученая степень кандидата исторических наук. С 1987 года по сегодняшний день он занимается научно-исследовательской ра
12 Томилов Н.А. Общественный быт и духовная культура томских татар // Духовная культура народов Сибири. - Томск: изд-во Томского ун-та, 1980. - С. 149.
1Я —
Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. - Казань, 1993; Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура // Культура народов России. Т. II. -Новосибирск: Наука, 1996. - С. 136,137.
14 Гарифуллин И.Б. Тюменские татары. - Тюмень, 1998. ботой в тюменских институтах по изучению проблем освоения Севера и развития регионального образования.
По мнению автора, образованием татар в дореволюционный период занимались исключительно конфессиональные учебные заведения, хотя наряду с ними функционировали отдельные, так называемые русско-инородческие школы светского типа15.
Большой и научно-познавательный интерес представляют подготовленные И.Б. Гарифуллиным сборники документов и материалов по истории ислама в Тюменской области, где представлены документы о развитии культуры и просвещения сибирских татар.16
Большой вклад в изучение сибирских татар внес Г.Л. Файзрахманов. Особого внимания заслуживают его монографии: «История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX)» и на татарском языке «Себердэ хэм Узэк борынгы тэрки дэулэтлэр». В его работах анализируется материальная и культурная жизнь сибирских татар, освещена эволюция взаимоотношений русского и татарского населения, представлена роль бухарцев и поволжско-приуральских татар в истории сибирских татар. В работах Г.Л. Файзрахмано-ва для нашего исследования раскрывается роль религии и просвещения.17
Отдельные аспекты народного просвещения региона рассматривались в исследованиях Г.Т. Бакиевой18, М.Г. Вольхиной19, Л.Р. Малицкой.20
15 Гарифуллин И.Б. К вопросу о дореволюционных конфессиональных школах татар / И.Б. Гарифуллин // Словцовские чтения. Материалы докладов и сообщений XVI Всероссийской научно-практической краеведческой коференции. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. - С. 74-75.
16 Ислам в истории и культуре Тюменского края (в документах и материалах) / Автор-составитель И.Б. Гарифуллин / ред. А.П. Ярков. - Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2004.
17 Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX). -Казань: Фэн, 2002. Он же. Себердэ хэм Узэк Азиядэ борынгы торки дэулэтлэр / Г. Файзрахманов. - Казань, 2005.
18 Бакиева Г.Т. Сельская община тоболо-иртышских татар (XVIII - начало XX в.). -Тюмень - Москва, 2003; ВольхинаМ.Г. Из истории татарского просвещения в Сибири // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1993. - Новосибирск: «Наука. Сибирское издательство - полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997.
19 Вольхина М. Г. Из истории татарского просвещения в Сибири / М.Г. Вольхина // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1993. - Новосибирск: «Наука».
В монографии Г.Т. Бакиевой обращено внимание на роль общины в духовном воспитании детей и молодежи. Она проанализировала совместную деятельность общины и духовенства, рассмотрела факты строительства мечети, роль духовенства в жизни общины и отметила просветительскую роль мечети. Г.Т. Бакиева пришла к важному выводу о том, что мусульманская религия играла важную роль в жизни сибирских татар, т.к. в традиционном обществе «религиозность входила в систему нравственных ценностей сельского труженика».
При изучении развития просвещения нельзя оставить без внимания работу исследователя М.Г. Вольхиной, которая оценила положительный опыт обучения и воспитания, учащихся мектебе и медресе. Она рассмотрела, помимо мусульманских учебных заведений и светские учреждения, где дети татар могли получить образование.
JI.P. Малицкая провела исследование по вопросам национально-культурного строительства у сибирских татар и пришла к выводу, что на протяжении 1920-х г.г. татарское население региона испытывало сильное идеологическое воздействие. Также рассмотрела процесс создания и деятельности государственно-партийных органов и их влияние на культуру татарского населения. Проследила формы и методы партийного и государственного руководства школьным строительством на территории расселения татар региона в 20-е годы прошлого столетия.
Позитивный вклад визучение истории культуры и просвещения татарского народа внесли ученые Татарстана К.А. Аблязов, Д.Д. Азаматов,
Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. - С. 109-122.
20 Малицкая JI.P. История национально-культурного строительства у сибирских татар (1917-1920-е годы): Автореф. дис. к. и. н. - Тюмень, 2000. - 23с.
21 Аблязов К.А. Система народного просвещения в деревне, Татарстана в 1920-е годы. -Казань: Казанский Государственный университет им. В.И.Ульянова - Ленина, 2001.
22 Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в общественной и духовной жизни мусульманского населения Южного Урала в конце XVIII-XIX вв.: Автореф. дис. к. и. н. - Уфа, 1994.
З.Г. Гарипова,23 Г.М. Давлетшин,24 P.M. Мухаметшин,25 Р.В. Шайдуллин,26 З.Т. Шарафутдинов и другие. Ценность данных обобщающих исторических исследований заключается в том, что они созданы на основе региональных материалов. Поэтому они обогащаю картину развития просвещения в России среди мусульманского населения.
В 2005 г. опубликован сборник документов «Национальная школа сибирских татар», подготовленный под редакцией Ю.П. Прибыльского и представляющий наиболее полное собрание литературных рукописных источников по истории народного образования татар. Документы и материалы сборника раскрывают генезис школьного образования сибирских татар с конца XVIII - до начала XXI века.
Обобщение, анализ и освещение культурных и образовательных процессов в жизни татар Прииртышья были получены в традиционных «Сулейма-новских чтениях» в г. Тюмени, Тобольске.
Таким образом, анализ трудов по исследуемой проблеме позволяет оценить и судить о степени глубины ее решения в научной литературе. Следует признать, что исследователями проведена большая многоплановая, плодотворная работа по выявлению, собиранию, изучению эмпирических материалов, раскрывающих своеобразие культурно-просветительного развития татар Прииртышья. Перечисленные работы, несомненно, выявили актуальные вопросы, проблемы изучения культурного и просветительного развития татар исследуемой территории.
23 Гарипова З.Г. Казань: общество, политика, культура (1917 - 1941) / З.Г.Гарипова. -Казань: Магариф, 2004.
24 Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие) / Г.М. Давлетшин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2004.
25 Мухаметшин P.M. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке / P.M. Мухаметшин. - Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2005.
26 Шайдуллин Р.В., Аблязов К.А. Мусульманское религиозное образование в деревне Татарстана (1917 -1929гг.). - Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова - Ленина, 2004.
27 Шарафутдинов З.Т. Историческая преемственность в развитии татарского национального образования: Автореф. дис. д. п. н. - Казань, 1999.
Историография культуры и просвещения сибирских татар, несмотря на положительные результаты, все еще требует дальнейшего всестороннего и глубокого изучения. В имеющихся работах рассматривались лишь отдельные аспекты деятельности на узкой источниковой базе, часто при изучении других проблем.
В данном диссертационном исследовании делается попытка восполнить эти пробелы, обобщить имеющие и вновь выявленные источники.
Источниковую базу исследования составил широкий круг архивных документов, опубликованных и неопубликованных материалов. Основу источниковой базы диссертации составили многочисленные документы и материалы, выявленные в фондах государственных архивов: Центральный государственный архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ), Государственный архив Свердловской области (ГАСО), Государственный архив Омской области (ГАОО), Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (ГУТО ГАТО) и Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (ГУТО «ГА в г. Тобольске»), Государственный архив общественных и политических объединений Тюменской области (ГАОПОТО). В целом изучено 36 фондов и около 600 дел.
Источники систематизированы и с учетом содержания, назначения, вида документов разделены на следующие группы.
К первой относятся официальные документы государственных органов власти и управления: «Декларация прав народов России», «Декрет совета народных комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви», «Положение о Единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», «Декрет СНК РСФСР о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» и др. Законодательные акты дают представление о политике государства по отношению к народам Сибири, в том числе, к татарам, для определения роли и влияния официальной политики в регионе.28
Во второй группе представлена делопроизводственная документация местных органов власти среднего и низшего уровней. Материалы этих групп автором выявлены и систематизированы из 36 фондов в 7 региональных, государственных архивах. Особый интерес представляют источники организационных структур - национальных отделов Советов, органов народного образования, комитетов по просвещению. В его составе приказы, указы, рапорты, переписка учреждений и сельских общин, отчеты.
В Центральном Государственном Историческом архиве Башкортостана в фондах Оренбургского магометанского духовного собрания (Ф. И-295) (ЦГИА РБ) выявлены ценные материалы о строительстве мечетей, о духовных лицах, об отношениях государства и религиозных организаций, о роли влияния меценатов на развитие просвещения татар Прииртышья. В фонде Оренбургского собрания впервые выявлены состав священнослужителей Тобольской губернии, документы о знаменитых меценатах Сейдуковых, где документально подтверждена передача 19000 рублей на просвещение народа и другие документы, раскрывающие роль общины и мечети в организации мектебе и медресе.
Материалы фонда Канцелярии Казанского губернатора (Ф. 1) НА РТ содержат документы о деятельности мусульманских учебных заведений, о развитии отношений между государством и мусульманским обществом. Данные материалы дополнили исследование при изучении внутреннего и внешнего изменений мектебе и медресе. Перечисленные источники позволяют представить общую картину мусульманского образования, так как многие выпускники мектебе и медресе из сибирских татар продолжали учебу в г. Казани.
28
Сборник документов и материалов по истории СССР Советского периода (1917-1958г.г.) - М., 1966; Директивы ВКП (б) и постановления советского правительства о народном образовании за 1917-1947 г.г. / Сост. Н.И.Болдырев. - M.-JI., 1947. - Вып. 2.
Из фонда Иоанно-Введенского женского монастыря (Ф. И-197) ГУТО «ГА в г. Тобольске» выявлены материалы о школе для детей татар Тобольской губернии при Иоанно-Введенском монастыре, а также о деятельности миссионерского общества. Материалы помогли раскрыть некоторые особенности организации монастырских школ для нерусского населения.
Особый интерес представляют документы (Ф. 152) Тобольского Общего губернского управления и (Ф. 329) Тобольского губернского правления ГУ-ТО «ГА в г. Тобольске». Их материалы отражают внутреннюю жизнь татарской общины, совместную работу духовенства и прихожан, взаимоотношения населения по религиозным вопросам с губернским управлением. В использованных материалах четко прослеживается роль мечети и духовенства в жизни данного населения, отражается система получения звания муллы и активное участие прихожан в строительстве мечетей.
Архивные материалы (Ф. 417) ГУТО «ГА в г. Тобольске» позволяют раскрыть социально-экономическое состояние населения, а также проследить статистические данные по первой переписи населения 1897 года и роль общества в развитии духовных учреждений.
Фонд УРАЛОНО (Ф. Р - 233) ГАСО включает материалы по развитию культуры и просвещения среди национальностей исследуемого периода. Примечательны материалы, характеризующие первые передовые школы татар Прииртышья, работу учебных заведений для повышения квалификации учителей Единых Трудовых школ.
Фонды отдела Народного образования Тюменского губисполкома (Тюменский ГУБНАРОБРАЗ, ГУБОНО) (Ф. 80) ГУ ГАТО, Тюменского губкома РКП (б) (Ф. 1) ГАОПОТО освещают культурно-просветительное строительство советского государства в 1920-е годы среди татарского населения региона. Использованы материалы, анализирующие работу мусульманской секции, Татаро-башкирского Бюро, которые помогли охарактеризовать основные направления работы по культуре и просвещению.
Например, в фонде Тобольского окружного отдела народного образования (Ф. 676) ГУТО «ГА в г. Тобольске» выявлены ценные сведения по просвещению и народному образованию татарского населения исследуемой территории. Документы раскрывают проблемы письменности татарского населения и организацию первых обществ «Яналиф».
Заслуживает внимания фонд Тобольского отдела народного образования исполкома уездного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (УОНО) (Ф. 167) ГУТО «ГА в г. Тобольске», который отражает конкретный опыт культурно-просветительной и политико-просветительной работы. Использованы материалы о первоначальной организации культурной жизни, о проблемах просвещения и т.д.
Таким образом, в этих документах содержится информация о строительстве мечетей, взаимоотношениях государства и местного населения по культурным и общественным вопросам. Они дают возможность оценить роль государства, деятельность мечетей и духовных лиц на разных уровнях, охарактеризовать качественный и количественный рост культурного развития. В названных фондах отложились материалы, связанные с правительственными указами по отношению к организации учебных заведений и культурных учреждений. Основная часть документов подобного характера приходится на конец XIX - начало XX вв., когда усиливается борьба между старометодными и новометодными школами и одновременно появляются разные распоряжения в отношении данных школ со стороны правительства.
Третью группу источников составляют статистические сборники и справочная литература. К статистическим источникам можно отнести списки населенных мест Тобольской губернии за 1868 - 1869 гг. и 1904г. Сборник позволяет раскрыть динамику культурно-образовательных процессов в среде сибирских татар. Были использованы, в частности, «Памятные книжки Западной Сибири», «Ежегодник Тобольского губернского музея» исследуемого периода. Эти источники в основном содержат сведения о расселении народов
Западной Сибири, памятных датах и событиях, учебных заведениях, известных людях края. Сборники документов (составитель И.Б. Гарифуллин) дают статистические материалы для сравнения и анализа событий данного периода.
Четвертую группу документов составляют сведения и данные периодической печати, в которой наряду с официальными материалами публиковались корреспонденции с мест. В ходе диссертационного исследования были просмотрены центральные и местные журналы и газеты, содержащие научную информацию. Среди ценных материалов периодическая печать на арабской, латинской графике, например, газеты «Коммунист», приложение на татарском языке «Советский Север». Их ценность заключается в оперативности, злободневности, использовании большого числа интересных фактов, доносящих неповторимый колорит эпохи. При этом, безусловно, автор учитывал тот факт, что пресса являлась составной частью агитационно-пропагандистского материала.
Пятой группой источников для написания работы стали собственные полевые материалы, собранные в ходе этнографических экспедиций: в 1998 -1999 гг. в Вагайском и Тобольском районах Тюменской области и в 20022003 гг. в Вагайский район Тюменской области (совместно с Тычинских З.А.). Программа сбора полевого материала была составлена автором и охватывала круг вопросов, связанных культурно-просветительными процессами татар исследуемого региона. Полевые материалы дают дополнительные сведения характеристики мусульманских учебных заведений, мечетей, духовных лиц, информацию о первых советских организациях в деревнях и личностях, которые активно участвовали в культурном строительстве. Сбор материалов начался с 1996 года после окончания Тукузской средней школы Ва-гайского района, во время учебы в ТГПИ им. Д.И. Менделеева, при написании дипломной работы на тему «Национальная школа: история развития, особенности и проблемы» (на примере Тукузской школы).
Итак, в процессе работы были использованы разнообразные источнико-вые материалы. Комплексный анализ, сравнение и сопоставление источнико-вых материалов, сверка противоречивых сведений позволили создать необходимый документальный фундамент для выводов, к которым пришел автор в своем исследовании.
Объектом исследования являются проблемы народного просвещения, предметом исследования - исторический опыт развития просвещения татар Прииртышья во второй половине XIX и в первой трети XX в.
Хронологические рамки 1861 - 1930-й год. Выбор нижней границы обусловлен тем, что вторая половина XIX столетия открыла череду реформ, затронувших, в частности, культурные процессы жизнедеятельности татар Прииртышья. Верхняя граница определяется временем перехода к всеобщему начальному образованию (завершение параллельного сосуществования светских и религиозных учебных заведений, установление советской системы образования).
Территориальные рамки исследования включают ту часть Западной Сибири, которая входила в исследуемый период в состав Тобольской губернии (1861 - 1919 гг.), затем Тюменской губернии (1919- 1923 гг.) и, наконец, Уральской области (1923 - 32 гг.). Обозначенный в диссертации географический термин «Прииртышье» включает территорию Западной Сибири в бассейне Иртыша и его притоков, которая входила последовательно в состав Тобольской губернии, Тюменской губернии и Уральской области РСФСР.
Перечисленные нерешенные проблемы, требующие компетентного исследования, обусловили цель и задачи написания настоящей диссертационной работы.
Цель и задачи диссертационного исследования поставлены в связи со значимостью и актуальностью темы. Автор диссертации поставила перед со
29 Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII - XX вв.) / Под ред. В.П.Петровой. - Тюмень: ОООТНЦ «Тюмень НИИГипрогаз». ФГУ ИПП «Тюмень», 2003, - С.58,63. бой цель исследовать и раскрыть процессы культурно-просветительного развития сибирских татар на переломном историческом рубеже второй половины XIX - первой трети XX вв. Для достижения цели исследования мы определили следующие задачи:
- проанализировать просветительную деятельность мусульманского духовенства со второй половины XIX до 1917 года;
- показать роль ислама и мусульманских учреждений в культурно-просветительном развитии татар Прииртышья;
- проанализировать развитие конфессионального образования;
- охарактеризовать культуру и просвещение татарского населения с 1917 по 1930-й гг., выделить определенную преемственность дореволюционного и советского периодов культурной жизни татарского населения;
- проследить процессы перестройки системы школьного образования в 20-е годы XX столетия, выявить особенности развития просвещения и культуры в исследуемый период;
- показать источники подготовки и формирования национальных кадров образования и культуры, оценить жизнь и творчество выдающихся просветителей сибирских татар; раскрыть деятельность учреждений культуры, раскрыть опыт культурного сотрудничества сибирских татар с другими народами региона;
- раскрыть деятельность учреждений культуры, раскрыть опыт культурного сотрудничества сибирских татар с другими народами региона.
Методология и методика исследования. Важнейшими научными принципами для автора диссертации явились историзм, научная объективность исторического исследования. Наряду с этими общими методологическими принципами в работе применялись такие общенаучные и специальные методы исследования, как сравнительно-историческое, проблемно-хронологическое, описание, статистическое.
Научная новизна - заключается в комплексном исследовании впервые в новейшей историографии исторического опыта культуры и просвещения татар Прииртышья в период второй половины XIX - в первой трети XX вв.
В научный оборот вводятся новые документы, ранее не привлекавшиеся материалы периодической печати. Показаны характерные для Тобольской губернии общее и особенное, сходство и различие культурных процессов дореволюционного и послереволюционного периодов. Прослеживается преемственность традиционных направлений, форм и методов в деятельности образовательных и культурных учреждений. Выявлены и изучены, систематизированы и обобщены, введены в научный оборот архивные источники, раскрывающие и характеризующие основные направления, этапы, результаты осуществленных социокультурных преобразований. Проведен сравнительный анализ аналогичных исследований по другим территориям, где ярко проходили сходные процессы. Исследование раскрывает основные направления в реформе культурно-образовательных направлений в регионе, дает более полное понимание исторической картины в разрешении современных проблем в этой области.
Апробация полученных материалов. Основные положения диссертации были изложены автором в выступлениях на научных конференциях. Материалы диссертации апробированы автором в докладах и сообщениях, представленных на 13 Всероссийских, региональных, областных, окружных научных и научно-практических конференциях, симпозиумах в городах: Санкт - Петербурге, Тюмени, Тобольске, Ишиме, Ханты-Мансийске. В том числе VI Царскосельские чтения с международным участием в г. Санкт-Петербурге, Всероссийская конференция «Три века сибирской школы» в г. Тобольске и др. Различные аспекты диссертации нашли отражение в 19 тезисах и статьях, опубликованных автором в 1998-2005 годах. Автором разработаны учебные курсы, опубликован сборник материалов в помощь учащимся и студентам, изучающим историю Тюменского региона. Материалы диссертации нашли применение в поисковой работе школьников и в создании научного общества учащихся. Ученики в составе российских, окружных, городских команд приняли участие в международных, всероссийских, окружных, межрегиональных, городских конкурсах по этнологии, истории, социологии, права и стали лауреатами этих конкурсов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Развитие просвещения и культуры татар Прииртышья"
Заключение
Сохранение накопленного за многие столетия культурного потенциала, обеспечение преемственности культурных традиций, возрождение и развитие национальных культур являются необходимым условием успешного и стабильного существования нашего многонационального государства.
Развитие просвещения и культуры определяло уровень и качество жизнедеятельности татарского населения исследуемого региона. Изучение историко-культурного опыта сибирских татар в исследуемый период позволяет выявить и определить специфические особенности этих процессов, основные направления, этапы и результаты общественных преобразований. Социокультурное развитие татар Прииртышья рассматривалось в двух этапах: дореволюционный и советский. В зависимости от особенностей периодов, каждый из них подразделяется на подэтапы и промежуточные периоды.
I. Дореволюционный. В этот период были выявлены следующие направления культурно-просветительного развития:
1. Просветительная деятельность осуществлялась с учетом естественно-географических, социально-демографических, общественно-политических факторов этнокультурных традиций татарского населения Прииртышья. Татары Прииртышья коренной народ Сибири, так по данным Первой Всероссийской переписи 1897 года, в Тобольской губернии численность татар насчитывалось 57 тыс. человек.
2. Духовно-нравственное воспитание населения было основано на традициях ислама, способствовавшего распространению грамотности, расширению мировоззрения, приобщения татар Прииртышья к духовным ценностям влиятельной мировой религии. Носителями и проповедниками ислама среди татарского населения выступали служители мусульманских, религиозных учреждений. В начале XX века насчитывалось около 160 мечетей и 160 имамов, хатыпов и мугаллимов. Была организована система подготовки имамов, хатыпов и мударрисов, сдача экзаменов в Оренбургском Духовном Собрании для получения права быть имам хатыпом и мударрисом, и получение об этом свидетельства. Экзаменуемые держали испытание в знании русского языка.
3. Широкое развитие получили конфессиональные учебные заведения, как центры распространения грамотности, как первоначальный этап для продолжения обучения, как проводники восточной культуры и мусульманской религии. Процессы становления и развития конфессионального образования среди татар Прииртышья протекали сравнительно медленно и непоследовательно.
4. Зарождение на рубеже XIX-XX в.в. новометодных (джадидист-ских) школ, знаменовало переход от традиционных мусульманских учебных заведений к полусветской системе образования. Прогресс заключался в обогащении учебного процесса новыми предметами, методиками, внешними изменениями и т.д.
5. Были открыты первые в Тобольской губернии школы для татарских детей в Иоанно-Введенском женском монастыре и русско-татарская школа в г. Тюмени. Открытие этих школ являлось первым опытом организации образовательных процессов со стороны церкви и государства.
6. Наряду со священнослужителями просветительную деятельность среди татарского населения осуществляли представители национальной интеллигенции из Бухары и Поволжья.
7. Несмотря на достигнутые результаты, просветительная деятельность была сосредоточена преимущественно в городах и крупных селениях Прииртышья. Она не распространялась на жителей малых, отдаленных, труднодоступных селений Прииртышья. Вместе с тем развитие мусульманских школ требовало дальнейшего централизованного решения проблем по совершенствованию качества и организации учебного процесса, подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, составлению учебных и методических пособий. Для положительного разрешения проблем нужны были качественно новые, решительные реформы с учетом национальных особенностей культуры и образовательной системы татар Сибири.
II. В советский период просвещение и культурные преобразования татар Прииртышья в 1920-е годы прошлого столетия вступили в своем развитии на новые рубежи:
1. В основе советизации культуры и просвещения лежали законы по национальному вопросу, которые определяли развитие национальной политики в области культуры и просвещения. Были решены вопросы обучения на родном языке, открытия школ и учреждений культуры, развития периодической печати на татарском языке.
2. Характерной особенностью являлись сосуществование старой и новой систем образования, культуры, сохранение преемственности, выразившееся в соблюдении прогрессивных традиций, в кадровой политике, в использовании здании культовых учреждений и т.д.
3. Само татарское население помогало в организации образовательных и культурных учреждений в форме добровольных взносов, предоставления личного жилья для учебного процесса.
4. Перестройка школьного образования происходила на основе принудительного всеобщего огосударствления, замены конфессиональных учебных заведений системой Единых Трудовых общеобразовательных школ, перевода процесса обучения с арабской письменности на латиницу. Была создана система общеобразовательной школы с преподаванием родного языка. Трудности перестройки заключались в слабой материальной базе, недостаточном финансировании школ, нехватке национальных учительских кадров и т.д.
5. В районах компактного проживания татарского населения сложилась первоначальная сеть культурно-просветительских учреждений, развернувших пропаганду политики Советского государства, а также экономических, сельскохозяйственных, медицинских, правовых знаний.
6. В 20-е годы были осуществлены целевые программы, рассчитанные на подготовку квалифицированных специалистов в области культуры и просвещения из среды местного населения. Были открыты профессионально-учебные заведения, национальные отделения, факультеты, курсы и т.д. Однако решить проблему обеспечения кадрами образовательных и культурно-просветительных учреждений в короткие сроки не удалось.
В целом позитивный и негативный исторический опыт культурно-просветительного развития сохранил его актуальность на современном этапе, противоречивых процессов социального и духовного возрождения.
Исторический опыт социокультурного развития позволяет глубже осмыслить и успешней решать вопросы дальнейшего культурного развития татар Прииртышья на современном этапе.
Одной из проблем конституционного развития России является ее национально-государственное устройство. Целостность России зависит от единства наций и народностей, проживающих в ней. Культура и просвещение - важнейшие социальные явления, определяющие наряду с правом отношения внутри общества.
Список научной литературыСафаралеева, Юлия Уразмухаметовна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Архивные источники
2. Государственное учреждение Тюменской области «Государствен ный архив Тюменской области» (ГУТО ГАТО) Фонд И-592.
3. Опись 1. Тюменское мужское высшее начальное училище (1903 -19 гг.) Д. 42, 821. Фонд И-78.
4. Опись 1. Тюменское уездное училище д. 43,44, 45,46,47.1. Фонд И-55.
5. Опись 1. Тюменская женская гимназия Д. 2,3, 13, 146.1. Фонд И-95.
6. Опись 1. Ишимское мужское высшее начальное училище Д.з1. Фонд И-77.
7. Опись 1. Штатский смотритель Тюменских училищ1. Д.41. Фонд И-21.
8. Опись 1. Ясачный старшина Тюменского округа1. Фонд 80.
9. Опись 1. Отдел Народного образования Тюменского Губисполкома (Тюменский Губнаробраз, ГУБОНО)
10. Д. 4, 4а, 5, 14, 16а, 21а, 23, 26, 27, 30, 43, 84, 97, 118, 120, 127, 140, 78, 86, 101,107,108,109, 110, 121, 129, 149, 187, 188, 157, 172,173, 192, 224, 227, 351.1. Фонд 81.
11. Опись 1. Отделы Народного образования уездных исполкомов Д. 1,2, 3, 5, 6, 7, 8, 9,20,26,27, 76, 81, 82.
12. Государственный архив общественных и политических объединений Тюменской области (ГАОПОТО)1. Фонд 1.
13. Опись 1. Тюменский губком РКП ( б) 1919-23 гг. Д. 75,103,104,105,106,112,192,193,196,228,290,302,305,324,381,465, 484,553,558, 727,728, 842.
14. Государственный архив Свердловской области. (ГАСО)
15. Фонд. Р 233 Опись 1. Уралоно
16. Опись 1 том1 Д. 3,4, 5, 8,15,17,29, 62, 63, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 90, 91, 94, 128, 248, 249, 252,253, 254, 255, 256, 257, 258,428,429, 430,432, 434, 449, 497,498, 578, 587, 591, 597, 641, 646, 688,694, 734, 735, 737, 740, 745, 770, 773, 782, 837, 897,
17. Опись 1 том 2 Д. 898, 899, 900,920,1163,1164,1165,1166,1168,1169,1289,1290, 1291,1292, 1516, 1548, 1549, 1550,1552, 1553, 1554, 1555, 1556, 1557, 1829, 1830, 1831, 1833, 1850, 1881
18. Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в городе Тобольске (ГУТО ГА «в Тобольске»)1. Фонд 676.
19. Опись 1. Тобольский окружной отдел народного образования за 1924-29 гг.
20. Д. 1,2,5,6, 9, 8, 54,37,20, 24, 11, 14, 73,72,71,66,61,60,58, 387, 379, 380, 373, 384, 392, 394, 396,400,406, 405, 17, 15,20, 25, 26, 37, 53, 52, 58, 54, 69, 60, 61, 75, 70, 80, 82, 83,108, 107, 133,129, 138, 147, 146, 164, 282,226, 221.1. Фонд И 197.
21. Опись 1. Иоанно Введенский монастырь междугорный женский Д. 4, 5, 6, 7,47, 8,45, 65, 106,27,28, 32, 37, 38, 44, 91, 101, 108,107, 120, 147,18,17,16,1. Фонд 417.
22. Опись 2 Тобольский губернский статистический комитет Д. 569, 591, 549,484, 3342, 2266,2280, 1923, 520, 563.1. Фонд.417. Опись 1.
23. Д. 459, 460,461,462, 463,464, 465, 466, 467, 468, 469, 470, 471, 472, 473, 474, 475, 476, 477, 478, 491, 492, 493, 497, 499, 504, 507, 520, 523, 522, 524, 585,1. Фонд 156.
24. Опись. 30 Тобольская духовная консистория Д. 16.1. Фонд.355.
25. Опись. 1. Тобольский приказ общественного призрения Д. 1048, 701,227, 92, 238.1. Фонд. 57 .
26. Опись. 1 Канцелярия Епископа Сибирского и Тобольского Фонд 1.
27. Опись. 1. Тобольское городское полицейское управление Фонд. 159.
28. Опись. 1. Тобольское губернское жандармское управление Фонд. 167.
29. Опись 35. Тобольское общее губернское управление Д. 574,580, 578.1. Фонд.329.
30. Опись.2 Тобольское государственное управление Д.265, 2831. Фонд.5
31. Опись. 1 Дело канцелярии дирекции народных училищ Тобольскойгубернии1. Д.771. Фонд.2
32. Опись. 1 Тобольское полицейское управление ДЛ0
33. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ)1. Фонд.1
34. Опись. 4 Канцелярии Казанского губернатора за 1913 год Д. 5482, 1441
35. Центральный Государственный Исторический архив Республики Башкортастан (ЦГИА РБ)
36. Фонд. И-295 Оренбургское магометанское духовное собрание с 1829 по 1919 гг.
37. Государственный архив Омской области (ГАОО)1. Фонд. 318
38. Опись. 1. Омский губернский отдел Народного образования Д. 32,49, 95, 97, 141, 177,196, 248, 279, 713, 1133, 1159, 1160, 635, 640, 673, 695.
39. Фонд. 211 Омское губернское Управление по просвещению строительного
40. Опись. 1. (ОМГУБКУЛЬТСТРОЙ) д. 7,16
41. Ф. Р-241 Управление кинофикации исполнительного комитета Омской области1.. Статистические и справочные издания.1. Всеобщая перепись 1920.
42. Волости и населенные места 1893.Тобольская губерния 1894. Тобольская губерния список населенных мест по сведениям 1868-1869гг. СПб, 1871.
43. Наиболее важные статистические сведения об инородцах восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама. Казань, 1912.
44. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897г. Тобольская губерния. 1905.
45. Список населенных пунктов Тобольского округа Уральской области 1924 г.
46. Статистический обзор Тобольской губернии 1897год.
47. Статистический обзор Тобольской губернии 1898 год.
48. Статистический обзор Тобольской губернии 1899 год.
49. Статистика Российской империи. Волости и населенные места 1893. -СПб. ,1894.
50. Ю.Тюменская область в цифрах 1971-1975 годы: Стат. Сб. Свердловск: Средне - Урал.кн. из-во, 1976.
51. Ю.Тобольская губерния. Список населенных мест 1871.1.I. Периодическая печать.
52. Вестник ТГПИ им. Менделеева. 2004.- № 3, 2.
53. Преподавание истории и обществознания в школе. 2003.- № 2.
54. Сибирская торговая газета. 1902. - № 27.4. «Янарыш» (1990, 1991, 1992, 1994, 1999-2002)1.. Исследовательская литература.
55. Аблязов К.А. Система народного просвещения в деревне, Татарстана в 1920-е годы. Казань: Казанский Государственный университет им. В.И. Ульянова - Ленина, 2001.
56. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в общественной и духовной жизни мусульманского населения Южного Урала в конце в конце XVIII XIX вв.: Автореф. дис. к. и.н. - Уфа, 1994.
57. Андроников И.А. Материалы по землевладению и экономическому быту оседлых инородцев Тобольской губернии. Тобольск, 1911.
58. Административно-территориальное деление Тюменской области (XIX-XX вв.) / Под ред. В.П. Петровой. Тюмень: ОООТНЦ «ТюменНИИГи-прогаз». ФГУ ИПП «Тюмень», 2003.
59. Бонифатьева Г., Прибыльский Ю. Имя твое Учитель. - Тюмень: «Вектор Бук», 2003.-304 с.
60. Бакиева Г.Т. Сельская община тоболо-иртышских татар (XVIII начало XX в.). - Тюмень-Москва, 2003.
61. Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. Харьков, 1889.
62. Багашев А.Н. Этническая антропология тоболо-иртышских татар. Новосибирск, 1993.
63. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань: Татарское кн. изд-во, 1993.
64. Ю.Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: История и культура. Т.2. - Новосибирск: Наука, 1996. - с. 136, 137.
65. Вагапов. Самоучитель для русских по татарски и для татар по-русски. -Изд. Двенадцатое. - Казань, 1895.
66. Венюков М. Краткие статистические сведения о сибирских инородцах по отношению их всеобщей воинской повинности. СПб., 1874.
67. Влияние ислама на культуру народов Сибири (к 600 летию ислама в Сибири): Материалы научно-практической конференции. Тюмень, 18-19 февраля 1995 г. Тюмень, 1998. - 136 с.
68. Вольхина М.Г. Из истории татарского просвещения в Сибири / М.Г. Вольхина // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1993.-Новосибирск, 1997.-С. 109- 122.
69. Вопросы истории Сибири досоветского периода: Бахрушинские чтения, 1969. Новосибирск: Наука, 1973.
70. Гарипова З.Г. Казань: общество, политика, культура (1917-1941).- Казань, 2004.
71. Гарифуллин И.Б. Очерки истории татарского населения Тюменской области. Тюмень, 2000.
72. Гарифуллин И.Б. Зарубежные путешественники и участники научных экспедиций о сибирских татарах. Тюмень, 1995. - 15 с.
73. Гарифуллин И.Б. Ислам в Сибири. Тюмень, 1995. -6 с.
74. Гарифуллин И.Б. Социально-демографическое развитие татарского населения Тюменского области в годы освоения Севера (1960-1996гг) Тюмень, 1997.
75. Гарифуллин И.Б. Из истории работы среди татарского населения Тюменской области. Тюмень, 1998.
76. Головнев А.В. Историческая типология хозяйства народов СевероЗападной Сибири. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1993.
77. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). Казань, 2004.
78. Дамешек JI.M. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX-нач. ХХв). Иткутск: Изд-во Иркутск. Ун-та, 1986.
79. Диалог культур и цивилизаций. Тезисы IV научной конференции молодых историков Сибири и Урала. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002.
80. Диалог культур и цивилизаций. Тезисы V Всероссийской научной конференции молодых историков, посвященной 170-летию со дня рождения Д.И. Менделеева. Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2004.
81. Духовная культура народов Сибири. Томск, 1980.
82. Духовная культура народов Сибири / Сборник: изд-во Томского ун-та, -Томск, 1980.
83. Елпатьевский С.Я. Очерки Сибири. М., 1893.
84. Ельницкий К. Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России. Этнографические очерки. СПб, 1895.
85. Еремеева О.И. Развитие культуры народов Северо-Западной Сибири в конце XIX первой трети XX вв. / Автореф. дис. к. и. н. - Омск, 2002.
86. Елисеев В. Программы и правила всех классов мужских гимназий и про гимназий. Министерства Народного Просвещения. С Петербург. -Москва - Одесса, 1910.
87. Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1993. -Новосибирск: «Наука». Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997.
88. Ежегодник Тобольского губернского музея. Выпуск 5, - Тобольск, 1895-96: Катанов Н.Ф. Предание Тобольских Татар о Кучуме и Ермаке.
89. Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея (1991) / отв. Ред. Якимович Н.М. Тюмень, 1992.
90. Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. Вып.1.-Тюмень, 1960.
91. Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея (1992). Тюмень: «Вектор Бук» ЛТД, 1994.
92. Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея, 1993. Новосибирск: Наука, 1997.
93. Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея, 1994.- Тюмень, 1997.
94. Елисеев Е. О единой истинной вере миссионерско христианская апологетика. На русском языке и на наречии татар Тобольской губернии. -СПб, 1910.
95. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1918 год.
96. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1914 год.
97. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1916 год.
98. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1906 год.
99. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1907 год.
100. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1913 год.
101. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1901 год.
102. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1895 год.
103. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1896 год.
104. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1910 год.
105. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1915 год.
106. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1895-1896 гг.
107. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1897 год.
108. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1911 год.
109. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1905 год.
110. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1912 год.
111. Ежегодник Тобольского губернского музея за 1898 год.
112. Жилища народов Западной Сибири / ред. М.С.Усманов. Томск, 1991.
113. Записки Западно-Сибирского отдела императорского русского географического общества кн.14, Вып.1: сост. Г.Е.Катанаев. - Омск:1893. - 73с.
114. Заветы Ленина в области народного просвещения / Сост. Н.К. Крупская. 3-е изд. М.: Работник просвещения, 1924.
115. Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. -Вып.1-Нижневартовск. 1998.
116. Западная Сибирь: История и современность. Краеведческие записки. -Вып. 2. Екатеринбург, 1999.
117. Земля Тюменская: Сб. Тюм. Обл.краевед. музея. Вып. 4-й. - Тюмень, 1965.
118. Зиннер Э.П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и ученых VIII века. Иркутск: Восточно-Сиб. Кн. Изд. - Л., 1968.
119. Западносибирское краеведение: Научно-информативный сборник. -Выпуск 4-й .- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2001.
120. Иванов П.Н. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири (19201925 гг.) // Культурное строительство в Сибири в 1917-1960 гг. Новосибирск, 1962.
121. Исхакова С.М., Валеев Ф.А. Сибирские татары: этнокультурные и политические проблемы возрождения / Ин-т этнологии и антропологии. М., 1996.
122. Исторический опыт народного образования Тюменского края. Материалы научной конференции. Тюмень, 1992. - 120с.
123. Исхаков Д. М. Татары: краткая этническая история. Казань: Магариф, 2002.
124. Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань, 1997.
125. Исторический опыт развития народного образования Тюменского края: Материалы научной конференции. Тюмень, 1992.
126. Из истории культурного строительства в Тюменской области: Сб. док. 1918-1975 гг. Свердловск, 1980.
127. Катанов Н.Ф. О религиозных войнах шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири: (По рукописям Тобольского Губернского Музея ) // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1904. - Вып. 15. -С.1-28.
128. Катанов Н.Ф. Погребальные обряды Тобольских татар // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1898. - Вып. 9. - с. 48.
129. Кауфман А.А. Экономический быт государственных крестьян и оседлых инородцев Туринского округа Тобольской губернии: исследование. -СПб, 1891.
130. Ковалевский Е. Народное образование на Всероссийской выставки в Н-Новгороде в 1896 г. СПб., 1897.
131. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII-нач. Х1Хв. / Отв. ред. J1.A. Гольденберг-Новосибирск: Наука, 1974. 251с.
132. Культурное строительство в Сибири в 1917-1960 гг. Новосибирск: Наука, 1962.
133. Культурная жизнь Сибири XVII-XX вв. Бахрушинские чтения 1981 г. Сборник научных трудов. НГУ, 1981.
134. Лукинский Ф.А. Народное образование в Сибири (1928-1941гг) Истори-ко-статистическое исследование. Новосибирск: Наука, 1982.
135. Лысов А.П. Народное образование в Тюменском округе в 1897 году: (очерки). Тюмень: Тип. «Сиб. Торг. Газ.» (А.Н.Крылова), 1898.
136. Малицкая Л.Р. История национально-культурного строительства у сибирских татар (1917-1920-е годы) / Автореферат к. и. н. Тюмень, 2000.
137. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. Вып.7. - СПб., 1890.
138. Материалы научно-практической конференции «Сулеймановские чте-ния-99». Тюмень, 2000.
139. Миллер Г.Ф. История Сибири: Т.1. -М.-Л.: Изд-во АН СССР. Т. 1, 1937. - 607 с.
140. Менделеевские чтения -2003: материалы 34 региональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. -Тобольск: ТГГТИ им. Д.И. Менделеева, 2003.
141. Мухаметшин P.M. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке. Казань, 2005.
142. Народное образование в СССР 1925-1926 г. М.,1927.
143. Народное образование Тюменского края: историография, источниковедение: Материалы научной конференции, дек. 1993. Тюмень, 1993. - 144 с.
144. Народы и языки Сибири / Отв. Ред. Е.И.Убрятова. Новосибирск: Наука, 1980.-204 с.
145. Народная культура Сибири: Материалы VII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 1998.
146. Никольский Н. Родной язык, как орудие просвещения инородцев. -Казань, 1904.
147. Обзор Тобольской губернии за 1900 год.
148. Обзор Тобольской губернии за 1901 год.
149. Обзор Тобольской губернии за 1902 год.
150. Обзор Тобольской губернии за 1903 год.
151. Обзор Тобольской губернии за 1904 год.
152. Обзор Тобольской губернии за 1906 год.
153. Обзор Тобольской губернии за 1907 год.
154. Обзор Тобольской губернии за 1908 год.
155. Обзор Тобольской губернии за 1910 год.
156. Обзор Тобольской губернии за 1911 год.
157. Обзор Тобольской губернии за 1912 год.
158. Обзор Тобольской губернии за 1913 год.
159. Обзор Тобольской губернии за 1914 год.
160. Образование и культура Тюменского края в XVIII XX вв. // Материалы VII Тюменской областной научно-практической конференции, посвященной памяти П.П. Чукомина, - Тобольск, 1998.
161. Общество, школа, педагог // Материалы шестой Тюменской областной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Указа Петра 1 об открытие в Тобольске первой сибирской школы, Тобольск, 1997.
162. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.
163. Патканов С.К. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. Вып.1. - СПб, 1888.-351с.
164. Патканов С.К. Экономический быт государственных крестьян и инородцев Тобольского округа Тобольской губерниич. СПб, 1891. - Ч. 1.
165. Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири язык и роды инородцев. Том 2. - СПб, 1911.
166. Проблемы этногенеза и этнической истории аборигенов Сибири. Кемерова, 1986.
167. Проблемы этнической истории тюркских народов Сибири и сопредельных территорий: Сборник научных трудов. Омск: ОмГУ, 1984.
168. Памятная книжка для Сибири 1882. Омск: Тип Окружного Штаба, 1882.-394 с.
169. Памятная книжка для Тобольской губернии на 1864 год.
170. Памятная книжка для Тобольской губернии 1912 год.
171. Профессиональное образование Тюменского края. История и современность // Материалы областной научно-практической конференции, посвященной 80-летию тобольского учительского института. Тобольск, 1996.
172. Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири: Сб. статей. / Под ред. Н.А. Томилова. Томск: Изд-во Том. Унта, 1987.
173. Радлов В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири и Джунгарии. Томск, 1887.
174. Развитие народного образования и культуры в Сибири за 70 лет Советской власти: Тезисы докладов научной конференции, омский пединститут. 20 октября 1987. Омск: ОГПИ, 1987.
175. Сборник документов и материалов по истории СССР советского периода (1917 1958). - М., 1966. - 621 с.
176. Салихов Р. Становление новометодного образования в Казани в конце XIX начале XX вв. //Иман нуры. - 1996. - № 4.
177. Семейная обрядность народов Сибири: Опыт сравнительного изучения. / Отв. ред. И.С. Гурвич. М.: Наука, 1980. - 240 с.
178. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири (1585 по 1742) кн. 1,2,-СПб.,- 1886.
179. Словцовские чтения-2003: Материалы докладов и сообщений 15 Всероссийской научно-практической краеведческой конференции. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2003.
180. Сибирские татары. Материалы 1-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (14-18 декабря, 1998 г.,Тобольск). Омск: изд-во ОмГПУ, 1998. 228 с.
181. Степашко JI.A. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 272 с.
182. Сулеймановские чтения 202: Тезисы докладов т сообщений научно-практической конференции / Под ред. Ф.С. Сайфулиной. - Тюмень, 2003.
183. Сулеймановские чтения 2001: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции / Под ред. Ф.С. Сайфулиной. - Тюмень, 2002.
184. Сибирские татары. Сборник статей.-Казань: Институт истории АН РТ, 2002.
185. Сибирские татары. Материалы 1-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (14-18 декабря, 1998г., Тобольск). Омск: изд-во ОМГПУ 2000.
186. Сибирь в период строительства социализма и коммунизма. Новосибирск, 1965.
187. Соскин В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы Новой экономической политики (1921-1923) / Отв. ред. B.C. Флеров. Новосибирск: Наука, 1971.
188. Сагалаев A.M., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука.Сиб. Отделение, 1990.
189. Сулимов B.C. Очерки по истории народного образования Западной Сибири. Тюмень, 1995.
190. Сборник декретов 1917-1918 гг. М.: Госиздат, 1920.
191. Тобольский исторический сборник (Сборник научных трудов). / Отв. Ред. А.Ю. Конев, И.В. Цыганова. Вып. 2. - 4.1. - Тобольск., 1997. - 116с.
192. Традиционные верования и быт народов Сибири XIX- начало XX в. / отв. ред. И.Н. Чемуев, A.M. Сагалаев. Новосибирск: Наука, 1987. - 204 с.
193. Тюменская школа в 20 веке: Хрестоматия / Науч.ред.и рук.проекта Ю.П. Прибыльский.-Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2002.
194. Тюркские народы. Материалы 5-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» 99-11 декабря 2002 г., Тобольск). Тоболск-Омск: ОмГПУ, 2002.
195. Три века сибирской школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию народного образования в Сибири ( 21-23 ноября 2001) Тобольск, 2001.
196. Тумашева Д.Г. Язык сибирских (тоболо-иртышских) татар.- Тюмень: ТОГИРРО, 1997.146. Татары. М.: Наука, 2001.
197. Татары сибирские // Народы Сибири: энциклопедия. М.,1994.
198. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения ЗападноСибирской равнины конца XVI начала XX в. - Новосибирск: Изд-во Но-восиб. Ун-та, 1992.
199. Тобольский биографический словарь. Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2004.
200. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа (историко-этнографические исслендования). Казань: Татарское кн. Изд-во, 1984.
201. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII XVIII вв. - Казань, 1972.
202. Усманов Д.М. Мусульманские представители в Российском парламенте. Казань, 2005.
203. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е гг. XIX в. Москва - «Наука» - 1994. - 144 с.
204. Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX века). Казань, 2002.
205. Фальборк Г.А. Чарнолуский В.И. Инородческие и иноверческие училища 1903.-СПб., 1903.
206. Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. М.: Тип. М.Н. Лаврова и К., 1882.
207. Халиков Н.А. Промыслы и ремесла татар Поволжья и Урала. Казань, 1998.
208. Хайруллина Н.Г., Салихова А.Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.
209. Шайдуллин Р.В., Аблязов К.А. мусульманское религиозное образование в деревне Татарстана (1917 1929 гг.). - Казань, 2004.
210. Шарафутдинов З.Т. Историческая преемственность в развитии татарского национального образования: Авторреф. Дис. д.п.н. Казань, 1999.
211. Школа Тобольской губернии в XVIII начале XX вв. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2001. - 256с.
212. Школа Тюменской области: Сборник сорок первый: Вып. В. Тюмень: 1968.
213. Шильдяшов И.М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание. Новосибирск: Наука, 1982.
214. Экономика, управление и культура Сибири XVI XIX вв. - Новосибирск: Наука, 1969.
215. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья Приуралья и Сибири: Исторические очерки. М., 1948.
216. Юшков И. Сибирские татары // Тобольские губернские ведомости. -1861.-№35-45.
217. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Новони-калаевск, 1923. - С. 188.
218. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. Тюмень, 2000. - Соч. 1. - 479 с.
219. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение: этнографическое и статистическое исследования, Тюмень, 2000. -334с.