автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Развитие русскоязычной прозы в контексте чувашских национальных художественно-литературных традиций 50-90-х годов XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие русскоязычной прозы в контексте чувашских национальных художественно-литературных традиций 50-90-х годов XX века"
На правахрукописи.
Михайлов Эдуард Леонидович
Развитие русскоязычной прозы в контексте чувашских национальных художественно-литературных традиций 50-90-х годов XX века.
10.01.02
Литература народов Российской Федерации (чувашская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Чебоксары 2004
Работа выполнена на кафедре чувашской литературы Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова
Научный руководитель - доктор филологических наук профессор
Артемьев Юрий Михайлович
Официальные доктор филологических наук профессор
оппоненты: Федоров Георгий Иосифович
кандидат филологических наук доцент Ермакова Галина Алексеевна
Ведущая организация - Чувашский государственный институт
гуманитарных наук
Защита состоится «29» апреля 2004 г. в 15 часов на заседаний диссертационного совета Д. 212.301.03 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Чувашском госуниверситете им. И.Н. Ульянова по адресу: 428034, г. Чебоксары, ул.Университетская, 38, корпус 1.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
Автореферат разослан «_» марта 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук
профессор А. Р. Губанов
ОБШДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Литературный процесс в Чувашии развивается, в основном, на двух языках - чувашском и русском. Творческое содружество началось в 20-е годы, получило развитие в процессе совместного творчества в едином для чувашских и русских литераторов Союзе писателей Чувашии, на страницах издаваемых книг, журналов. Все эти годы чувашские и русские литераторы много делали для развития нашей национальной культуры. Двуязычие в литературе и его влияние на общественную и культурную жизнь республики неоднократно становилось предметом дискуссий чувашских литературоведов, ибо процессы взаимообогащения духовными ценностями, взаимопроникновение культур разных народов наиболее активно происходят именно в литературе. Однако дискуссии прошлых лет о процессах историко-литературного развития не создают целостаого представления. Между тем в Чувашии выделяется целая плеяда русскоязычных авторов: А.Чистяков, Н.Черепанова, Н.Стуриков, В.Захаров, П.Маркин и др., творчество которых неразрывно связано с жизнью страны и чувашского края. Тесно взаимодействуя с национальной литературой, русскоязычная проза Чувашии естественно вливается в общий литературный процесс республики и страны и становится его важной составной частью. Проза ставит важнейшие социальные, этические, производственные вопросы перед читателем, заставляя его размышлять об ответственности отдельной личности, его нравственном долге.
Отметим, что сформулировав цели нашего исследования, русскоязычную прозу, мы определили как творческие накопления писателей -билингвов, то есть писателей чувашской национальности, использующих русский язык как язык творчества, а также творчества русских прозаиков. В произведениях двуязычных литераторов отразилось национальное мировосприятие и национальный стиль, как впрочем, и в творчестве русских
в себя
писателей Чувашии, реализуемом в
БИБЛИОТЕКА С.П«т*| 09 ММ
происходящие в ней явления. В целях сравнения и сопоставления диссертант приводит параллельное исследование русскоязычной и переводной литературы с чувашского на русский язык (М.Ильбек, В.Уяр, А.Талвир и др.). Их основу составляет мышление, синтезирующее движение времени и способное создать историческую перспективу на будущее. Необходимость всестороннего исследования художественного исследования художественного своеобразия литератур, в частности, с позиций их жанровых разновидностей, поэтики, тематики и проблематики, национально-стилевой самобытности и составляет актуальность избранной нами темы исследования.
Состояние научной разработанности проблемы. Проблема развития русскоязычной прозы в контексте чувашских национальных художественно-литературных традиций в некоторых аспектах рассматривалась чувашскими литературоведами. Ученые обращались к истории жанров в чувашской литературе, связывая ее с историей литературного развития в целом. Среди них следует отметить работы М.Я.Сироткина, Е.В.Владимирова, ГЯ.Хлебникова, Ю.М.Артемьева, Г.И.Федорова, В.Г.Родионова, П.Н.Метина, В.С.Эзенкина, В.А.Абрамова и др.
Помимо работ, посвященных истории формирования и развития отдельных жанров прозы, чувашские литературоведы создали ряд исследований по эстетике и поэтике произведений писателей, их идейно-тематических и стилевых исканий, соотнося их с литературным процессом всей страны. Эти труды посвящены в основном анализу произведений, созданных а чувашском языке, а затем переведенных на русский язык. Говоря о творчестве русскоязычных прозаиков, литературоведы останавливаются лишь на самых значительных творениях (В.Захарова, Н.Максимова и др.), практически оставляя без внимания интересные произведения других писателей.
Обзор литературоведческих исследований по данной теме показывает, что до настоящего времени единой обобщающей работы по сопоставительному изучению прозы русскоязычных писателей, и определению ее места в
нет. Те же отдельные статьи,
рассматривающие творчество лишь некоторых писателей, не создают целостного представления о художественном своеобразии и литературных процессах и явлениях, происходящих в русскоязычной прозе.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа конкретных художественных произведений представить целостную картину развития русскоязычной прозы.
Почему диссертантом избран этот период? Бурные образования в общественно-политической и культурной жизни страны с 50-х годов XX века, естественным образом повлекли за собой изменения и в эмоционально-эстетическом, духовно-нравственном восприятии этой действительности. Появилась острая необходимость иного подхода к художественно-эстетическому изображению действительности.
Для более глубокого исследования традиций и новых тенденций в русскоязычной позе республики мы ставим перед собой следующие задачи:
выявление основных тенденций в отражении нравственных конфликтов в произведениях;
рассмотрение особенностей выражения авторской позиции в произведениях русскоязычных прозаиков и переведенных с чувашского языка;
анализ жанровых особенностей произведений;
изучение системы художественных средств, используемых
русскоязычными прозаиками;
выявление основных закономерностей развития русскоязычной прозы на современном этапе;
рассмотрение путей и форм взаимообогащения и взаимовлияния русскоязычной и чувашской литератур в системе единого историко-литературного процесса. Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили:
1. Труды известных отечественных литературоведов, исследующих проблему жанра, поэтики, анализа художественных текстов, в которых наиболее полно раскрываются основные тенденции развития многонациональной отечественной литературы как в идейно-содержательном, так и в художественно-стилевом отношении (В.Г.Белинского, М.М.Бахтина, В.М.Жирмунского, Б.В.Томашевского, В.Б.Шкловского, С.И.Машинского, Л.Г.Гинзбург, КХМ.Лотман, В.В.Кожинова, Ю.Б.Кузьменко, ГАБелой, Л. А. Аннинского и др.);
2. Труды чувашских литературоведов, посвященные проблемам становления и развития жанров художественной прозы в регионе, выявление динамики литературного процесса, взаимодействия и взаимовлияния, русской и чувашской литератур, в т.ч. и русскоязычной литературы как особой ветви чувашской литературы в целом (Е.В.Владимирова, Г.Я.Хлебникова ,Ю.М.Артемьева, Г.И.Федорова, В.С.Эзенкина. В.А.Абрамова и др.);
3. Публикации современных отечественных критиков и литературоведов в периодической печати, литературно-художественных сборниках.
Предмет исследования составили художественные произведения самых разных прозаических жанров (роман, повесть, рассказ, очерк и т.д.), написанные как русскими, так и чувашскими писателями, использующими русский язык как язык творческого самовыражения: В.Кудряшова. А.Оношина, В.Грезина, Э.Кранка, В.Долгова, Н.Максимова, В.Захарова и др. Их произведения отличаются многообразием тематики, глубиной и остротой постановки социальных и нравственных, проблем, богатством- поэтической системы и художественных средств, способов создания образа.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в чувашском литературоведении проводится многоаспектный анализ одной из малоразработанных проблем — проблемы развития русскоязычной прозы с
применением системно-целостного и сравнительно-сопоставительного анализа творчества русскоязычных прозаиков республики на уровнях тематики, проблематики, образно-художественного своеобразия. Это будет проводиться в сопоставлении с переводной чувашской литературой. Данная работа призвана стать целостным исследованием, охватывающим современную русскоязычную литературу как часть общего литературного процесса Чувашии. Вместе с тем эта проза является неотъемлемой частью большой современной русской прозы, которая продолжает традиции русской литературной классики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней выявлены и определены особенности развития русскоязычной литературы в условиях двуязычия, показан процесс взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур и эстетических ценностей в сфере художественной литературы.
Теоретические положения, конкретный материал и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы при написании «единой» истории литератур народов России, а также учителями-словесниками при изучении национальной литературы в общеобразовательных школах, преподавателями вузов в ходе чтения курса по современной чувашской литературе, при разработке спецсеминаров и спецкурсов, связанных с проблемами русскоязычной региональной прозы, при написании студентами курсовых и дипломных работ.
Апробация работы. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседании кафедры чувашской литературы Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова, сделаны также доклады на научно-практических конференциях в Чувашском государственном университете (2001,2002,2003,2004 гг.) и Чувашском филиале Московского гуманитарно-экономического института (2003 г.).
Тема исследования нашла отражение в статьях журналов «Вестник Чувашского университета» (2003 г. декабрь) и Таван Атал» (2004г., февраль), в опубликованных тезисах в «Материалах научной
конференции Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова» (2004 г., февраль).
Структура работы: введение, три главы, заключение, библиография; Основная часть диссертации изложена на 190 страницах. Список литературы включает 277 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; анализируется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи, определяются методологические основы, структура работы, раскрывается научная новизна и практическая значимость исследования.
Первая глава называется «Идейно-художественные особенности малых форм в русскоязычной прозе». Историческое развитие жанров прозы русскоязычных писателей Чувашии показывает, что наиболее активную роль в исследовании нравственных отношений играет рассказ. Он содержит в себе общие для чувашской литературы черты углубленного изучения человеческих характеров. Как малая жанровая форма художественной литературы рассказ содержит в себе небольшое по объему изображение окружающей действительности. Это позволяет писателям сосредоточить внимание на едином художественном событии, изложенном в предельно компактной форме.
В чувашской литературе жанр рассказа начал развиваться с двадцатых годов прошлого века. Его основой было народное творчество. Эта преемственность закономерна, потому что художественные сокровища мордвы, чувашей, марийцев, как и многих других народов России, таились в сфере изустного творчества.
Великая Отечественная война дала новый толчок развитию рассказа, а также очерка, публицистики. Чувашская литература еще в 20-х гг. вышла из своей национальной замкнутости. Война пробудила интерес читателей к происходящим событиям. В оперативной форме об этом могли поведать только малые жанровые формы. В послевоенный период идет процесс еще большего сближения русской и чувашской литератур. Для современного чувашского
рассказа и, вообще, для чувашской литературы характерно обостренное внимание к нравственно-этическим проблемам. Эта тенденция прослеживается в ходе развития всей русской литературы, которая ставит перед читателем основополагающие проблемы и дает пути решения, Обе литерагуры заставляют задуматься над ответственностью отдельной личности, его нравственном долге перед окружающими.
Среди чувашских прозаиков, пишущих на родном языке и успешно работавших и работающих в малых жанровых формах, следует отметить Хв.Уяра, А.Артемьева, В.Алендея, Ю.Скворцова и других. Они внесли в литературу новые сюжеты, запоминающиеся образы и особое восприятие жизни.
В русскоязычной литературе Чувашии малые жанровые формы, в том числе рассказ, также развиваются достаточно интенсивно, находясь в постоянном движении. В.Грезин, В.Захаров, В.Погильдяков, В.Долгов, М.Маркин, Н.Стуриков и др. обогащают прозу разработкой новых нравственных проблем. В большинстве рассказов, несмотря на лаконизм содержания, ясно определяются жизненные позиции как 1ероя, так и самого автора. Эти позиции могут совпадать и быть противоположными. В рассказе «Таинственный путник» В.Грезин показывает через образ главного героя свое отношение к жизни, решает важные вопросы, как общечеловеческого, так и глубоко личного характера. На малой площади повествования, пристально всматриваясь в жизнь, отделяя слой за слоем агучайное, малозначительное, рассказчик проникает в суть того, что определяет в целом развитие нашей жизни.
В рассказах русскоязычных писателей Чувашии (например, рассказ В.Долгова «Иисусова молитва» и «Бузина-бузина») наблюдается и яркость событий, и отражение нравственного чувства, одухотворяющая действующих лиц, драматизм, просвечивающий через житейские будни. Каждое произведение как бы дополняет обрисовку нравственного облика поколения, духовных исканий современников, того нелегкого пути, который пришлось пройти соотечественникам.
Используя разнообразные способы художественного осмысления событий действительности, литераторы умело оперируют и авторскими размышлениями, и ведением повествования от первого лица, и зарисовками с места конкретных событий (В.Захаров «Нюринге», П.Маркин «В пути»).
Богатый по содержанию мир человека передается в произведениях разной тематической направленности, где авторы, как правило, мыслят проблемно, остро, социально, злободневно. Пристально вглядываясь в образы, можно четко представить изображаемый мир: через восстановление истории героев объяснить их настоящее, заглянуть в будущее.
Эта возможность представляется, например, в рассказах посвященных теме Великой Отечественной войны. Эта тема не перестает волновать литераторов, несмотря на то, что уже более полувека отделяет людей от тех страшных дней. В рассказах военной тематики как бы заново, в свете суровых уроков времени авторов всматриваются в духовный мир человека нашей страны, участвующего в военных действиях, вписывают в летопись войны новые, недостающие страницы.
Образ героя - освободителя представляется в произведениях малых жанровых форм русскоязычными писателями Чувашии не как однообразная фигура. Прежде всего авторов привлекают душевные качества, внутренний мир персонажей, которые в целом сохраняют народный характер, мощь и силу духа. В событиях военных лет, в героическом подвиге народа и драматических обстоятельствах писатели стремятся выявить то, что всегда необходимо иметь людям. Это определило основу сборника рассказов В. Погильдякова "Эй! Вы, живые!" Это рассказы привлекающие достоверностью изображения фронтового быта, активностью интереса ко внутреннему миру человека, занятого суровым ратным трудом.
Особая интонация сложилась в военных рассказах, посвященных тыловой жизни нашей страны, где ковалась всенародная победа над врагом трудовыми подвигами и слаженным ритмом жизни. Как правило в таких произведениях повествование окрашено в лирические тона, естественный ход мыслей
приобретает особый эмоциональный строй. Эти рассказы подкупают лирической взволнованностью и глубоким психологизмом.
В рассказе Д. Костинской "Подарки" повествуется о жизни в маленьком городе на второй год войны. Ситуация, описанная в рассказе, не являлась редкостью для того времени. Но тем не менее, показанное нашим современникам чувство единения всего народа того времени. Чувство долга, любовь к ближнему одерживают победу над бессердечием. Человечность, перед которой отступают уныние и слабость, торжествуют как та сила, с которой писательница связывает веру в победу разума, надежды на будущее. Автор показал нравственную силу в маленьких ребятах.-Они совершили поступок, который, безусловно, отразится на их дальнейшей жизни. За внешней простотой жизни выражена красота, благородство, человечность.
В современной отечественной прозе заметно стремление к переосмыслению духовно - нравственных ценностей исторического наследия. Эта тенденция естественно связана с произошедшими в последние десятилетия в нашей стране глобальными изменениями, охватившими все сферы общественной жизни (А. Будников "Общага", Б. Чиндыков "Возвращение хана").
В поисках ответа на наиболее волнующие вопросы русскоязычные писатели Чувашии обращаются и к историческому прошлому, и к современности, размышляют о судьбах родины, о ее настоящем и будущем. Все это придает произведениям этого ряда особую философскую настроенность, психологизм.
К числу мастеров слова, использующих жанровую форму рассказа -размышления, принадлежит Н. Боровая. Обращаясь в произведении "Особенная встреча" к теме Великой Отечественной войны, прозаик раскрывает ее как бы изнутри, через восприятие участника событий и его близких, проникая во внутренний мир героев.
В литературе Чувашии одно из главных мест занимает тема деревни. Значима она и у русскоязычных авторов малых жанровых форм. Литераторы
склонны обстоятельно, с разных сторон исследовать жизнь одного из каких -то сел, чтобы показать самое существенное. Валерка, герой рассказа П. Маркина "Квартирантка" - сельский труженик - представлен в неразрывной связи с землей, природой, через отношение к которой раскрывается их внутренний мир.
В центре внимания авторов - люди самых обычных профессий, никаких особых поисков не совершающие, далекие от остросовременных вопросов. Само действие сведено к минимуму, а конфликты заключены внутри характера. Писатели сосредоточили внимание на исследовании прежде всего народных истоков гуманизма, трудовой основы нравственности, преемственности национальной духовной культуры. Их произведения заставляют задуматься не только о судьбах крестьянства в прошлом, но и проблемах взаимоотношения города и деревни на современном этапе, о духовных потребностях тружеников села и т. п.
Чувство любви, притяжения к родной земле пронизывают овеянные лиризмом рассказы П. Маркина "В пути" и А. Оношина "Тюльпаша". В этих произведениях привлекает живая достоверность описания деревенского быта, умение передать знаменательные перемены, произошедшие в жизни села, пристальное внимание к проявлению добрых и гуманных начал, таящихся в недрах народной жизни, в душевном складе простых людей. Писатели сумели открыть в сельских тружениках благородство и великодушие. Милосердное отношение ко всему, что нуждается в помощи - все, что нравственно возвышает человека.
Стремление русскоязычных писателей республики проникнуть во внутренний мир крестьянина, взглянуть на окружающее его глазами, понять особенности народного характера заметно в рассказах В. Погильдякова "Каравай солдатских матерей", П. Маркина "Радость" и др. Герои наделены трудолюбием, душевной добротой, открытостью, любовью к родной земле.
Теме добросовестного отношения к труду, нравственного выбора посвящены рассказы П. Маркина, в частности, "Наташа", "Надломленная ветка". Его рассказы о селе, сельских тружениках отличаются широтой тематики,
жанровым многообразием. Герои попадают в самые различные ситуации, из которых они находят выход, прежде всего благодаря своему терпению, выдержке. Писателя приивлекают натуры твердые, не вступающие в сделку с совестью.
В малой прозе наблюдается тенденция к углубленному исследованию наиболее сложных жизненных проблем социльно — этического аспекта трудовой деятельности наших современников — представителей рабочих, трудовой интеллигенции, - нравственных поисков молодежи, решаются вопросы личности и коллектива, "производственной" и личной жизни героев. Самим этапом развития действительности продиктован выбор конфликтов и психологических типов. В этом плане наиболее характерными являются рассказы В. Захарова, П. Маркина, Л. Будникова, Г. Сидорова, Н. Оболенцева, В. Палинова и др.
Русскоязычные писатели Чувашии продолжают традиции классической русской литературы и в создании женских образов, которые представлены яркими, живыми характерами. Прозаиками создана целая галерея прекрасных женских типов, наделенных душевной добротой, тонкой чувствительностью, нравственной силой. Тем не менее, при их обрисовке каждый из авторов индивидуален.
Зина, героиня рассказа П. Маркина "Трудный случай", например, обаятельна, нежна, но в то же время напориста, целеустремленна. Таинственно загадочен женский характер в романтической истории С. Орлова и Д. Суслика " В ночь полной луны". Она воплощена в образе "призрака", ее душа не нашла успокоение и мечется в поисках виновницы своих бед. Главный герой не пасует перед опасностью столкновения с этим загадочным явлением, но в конце концов оказывается беспомощным и слабым противостоять ему. Герои не в силах изменить что - то в своем существовании и отдаются во власть судьбы.
Изображение женских типов в русскоязычной литературе Чувашии неразрывно связано с темой любви. Писатели в своих произведениях поют гимн любви к матери, ее великой силе. Развивая этот традиционный мотив, писатели вносят в него современное звучание и ставят проблему человеческой черствости,
бессердечного отношения детей к своим-родителям. Этой теме посвящен рассказ П. Маркина "Дом родной". Автор передает глубину переживаний героини, заставляя читателя задуматься о своем отношении к родителям. Рассказ о судьбе пожилого одинокого человека пронизан чувством сострадания и сочувствия.
Таким образом, следует отметить важную особенность современной прозы русскоязычных писателей Чувашии - стремление решить актуальные проблемы времени путем углубленного психологического анализа, изображения нравственного мира героев.
Итак, проанализированные диссертантом рассказы показывают, что от произведения к произведению все четче и полновеснее очерчиваются важнейшие черты и признаки данного жанра. Скажем, в отдельных рассказах, написанных в 50 - 70 - е годы, в основе, как правило, лежит линейный сюжет, а основным двигателем его является событийность. Так в рассказе Л. Агакова "Песня" все подчинено рассмотрению противостояния партизан и гитлеровцев.
В противоположность, в рассказах В. Захарова, В. Погильдякова, П. Маркина и других авторов наблюдается углубленный интерес ко внутреннему миру героев, на первый план постепенно выдвигаются проблемы нравственности и духовности. Прозаики овладевают приемами психологического письма, оставаясь при этом пристрастно внимательными к реалиям быта, домашней, личной жизни героев. При этом фабула обретает черты динамизма, что позволяет преодолеть многословие, обогащает поэтику малых форм эпоса выразительными деталями.
Кроме рассказа, в русскоязычной прозе Чувашии также развиваются и другие малые жанровые формы: новеллы, этюд, путевые заметки, очерк. Диссертант рассматривает их с точки зрения художественно - стилевого своеобразия.
В основе понятия стиль лежит сходство, однородность, единство творческих особенностей, присущих данному писателю: идей, тем, характеров, сюжетов, языка. Оно обусловлено, прежде всего, его биографией, жизненным
опытом, культурой, талантом, той социальной обстановкой, в которой развивается его творчество и по отношению к которой он, естественно, занимает определенную позицию в зависимости от своих эстетических идеалов. Особенности биографии, исторические условия и эстетические позиции писателя определяют его творческое своеобразие, его стиль.
Должную оценку развитию жанра чувашской новеллы дал Г. Федоров. Он считает, что в чувашской новелле изначально лежит коммуникативная завязка, которая заметно усиливает свои возможности по мере перехода от документирующей (хотя и художественной) публицистики к публицистике аллегорической, иносказательной, символической.
Новелла в русскоязычной литературе Чувашии - достаточно редкая жанровая форма. Можно назвать сборники М. Юхмы "Солнечные ножки", П. Маркина "Отцвела калина" и некоторые другие.
Новеллы М. Юхмы отличаются разнообразием повествовательных форм. Это и объяснение в любви ("Песня жаворонка"), и бережное отношение к народному добру ("Девять кирпичей"), и взаимовыручка в трудных ситуациях ("Счастье человека", "Квартира"). Но всех их объединяет искренность, с которой писатель вводит читателя во внутренний мир героя, хорошо знакомый и дорогой для него самого.
П. Маркин в своем сборнике также ставит современные и вечные проблемы: любви и дружбы, преданности и предательства, долга и памяти, смысла жизни и одиночества, бездушия и милосердия. Взгляды автора на мир, на людей пронизывает все его творения от первой до последней строки. Он всегда вместе с героями, рядом с ними.
Среди произведений малых жанровых форм- прозы, созданных русскоязычными писателями Чувашии, не последнее место занимают этюды и путевые заметки.
Заметки - интересный и довольно редкий жанр рассматриваемой прозы. Они передают впечатление автора от ярких картин окружающей путешественника среды, встреч с людьми. Произведение обычно пишется со
сжатостью- содержания достаточно сухой речью (Л.Студенецкий «От Чебоксар до Ростова»).
«Волжские этюды» Н.Стурикова заняли достойное место в русскоязычной прозе чувашей. Они отличаются разнообразием тематики, идейно-художественными особенностями.
Особое место среди произведений малых жанровых форм занимает очерк - описательно-повествовательный рассказ, имеющий обычно нравоописательную проблематику. Сюжет в таких очерках играет меньшую роль, чем диалог, описание обстановки, авторское отступление и пр. Преимущество этого жанра в том, что очерк всегда находится на переднем крае литературы, позволяет быстро откликаться на новые, темы и проблемы. Происходящие в экономике, науке, культуре события нуждаются в помощи очерка - жанра исследований и точных фактов.
В очерке Ю.Князева «Увлеченность» ярко выражена активная жизненная позиция писателя, его умение находить необычное, интересное в обыденном, видеть талант описываемого человека, его неравнодушие к безделью, стремление делать добро.
В рамках художественного очерка «Хлеб - наш, целинный» Г.Зябловой удалось создать тип чувашского молодого человека - волевого, трудолюбивого, терпеливого, любящего землю.
Таким образом, по мнению диссертанта, новеллы, этюды, путевые заметки, очерки русскоязычных писателей Чувашии отличаются стилевым своеобразием, стремлением откликнуться на важнейшие события прошлого и современности, выразить свое отношение к ним. Общая тенденция показа в произведении своего отношения к описываемым событиям различается индивидуальным авторским подходом.
Во второй главе «Эволюция жанра современной русскоязычной повести» рассматриваются вопросы исторического развития данного жанра.
Повесть как жанр повествовательной литературы, по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман. Чаще всего это
история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.
Начало развития чувашской повести приходится на двадцатые- тридцатые годы XX века. Именно в эти годы приблизительно определились жанровые границы в эпическом ряду, и в этих рамках сформировалась повесть как жанр. Повесть расширяет эпичность, углубляя социально-историческое содержание, сюжет строится на взаимосвязи отдельной судьбы и отдельных исторических событий или важного периода истории народа и страны. Углубляется психологизм и получает свою прописку в жанровых границах, происходят важные изменения в повествовательной структуре повести, сюжетно-композиционном построении и выделятся индивидуальных стили. Таковы повести С.Фомина, Д.Исаева, М.Трубиной и др.
Но, к сожалению, тенденция двадцатых начала тридцатых годов к обогащению художественной образности содержания и структуры повести со второй половины тридцатых годов ослабла ввиду известных причин, имевших место в течение нескольких лет жизни общества и литературном процессе (вмешательство государственно-политических структур в литературный процесс, война 1941-1945 годов).
В чувашской прозе 50-90-х годов наиболее заметным становится внимание к личности, индивидуальности, напряженный и строгий интерес к тому, какова эта личность, если судить о ней с точки зрения объективной ценности данного человеческого характера.
Жанр русскоязычной повести исторически развивался в едином ключе с повестью, переведенной с чувашского языка. Много внимания им уделял профессор Ю.М.Артемьев. В отличие от тридцатых годов литературные связи послевоенных лет становятся более глубокими, интенсивными. Расцвет чувашской повести стал также результатом постановки проблемы личности в ходе изображения действительности. Именно этим захватывают наш интерес лучшие произведения чувашских авторов: «Три дня, три ночи» Ф.Уяра, «Земля и человек» В.Садая, «Взмах крыла» А.Талвира, «Красный мак» Ю.Скворцова и др.
Повесть русскоязычных писателей Чувашии в своем жанровом развитии, прочно занимая как бы промежуточное положение между малыми жанрами прозы и романом, выходит далеко за узкие рамки исследования только проблем семейно-бытовых, нравственно-этических. В центр внимания писателей все больше попадает человек с философским пониманием жизни, широко ведется разработка социальной, производственной тематики. Им удается объединить в единую сюжетно-образную систему бытовую, социальную, и производственную линию, тем самым создавая поэтическую цельность произведения, расширяя художественные возможности более глубокого обобщения действительности.
Написано много прекрасных повестей В.Захаровым, В.Погильдяковым, П.Маркиным, В.Мурашковским, В.Долговым и другими писателями. В их произведениях жанр представлен в самых различных аспектах: как конфликт личности и общества, конфликт внутренний, конфликт производственный, бытовой, любовный и т.д. Писатели исследуют сложные нравственные взаимосвязи человека и среды, показывая героя современной прозы в широком потоке жизни.
Отражая в повестях события прошлого и настоящего, реального и фантастического, комического и трагического, русскоязычные писатели Чувашии осваивают самые разнообразные формы этого жанра.
Особым лиризмом, позволяющим свободно сочетать рассказ о прошлом и о современности, изображать объективные картины и характеры, давать прямые авторские оценки, отличается деревенская повесть русскоязычных и двуязычных писателей республики. Так, повесть В.Захарова «Железины» отличается своей правдивостью жизненностью. Незатейливо, просто и в то же время проникновенно рассказывает автор истории судеб членов семьи Железиных. Но не исключительны эти судьбы, напротив, типичны для русских и чувашских деревень начала 1970-х годов. Писатель сумел достоверно и глубоко показать традиции, нравы, быт села.
Стремление русскоязычных прозаиков Чувашии к поиску новых повествовательных форм, проявилось в жанре военной повести. Писатели 50-90-х годов открывали новые возможности освещения коренных черт русского характера, осмысления войны в целом, ее особенностей как народной войны.
Проблему гуманизма в годы Великой Отечественной войны рассматривает Н.Максимов в своей повести «Двое под одним крестом». Мир его героев - их страдания, их тревоги и заботы - становится нашим миром. Мерой оценки служат общечеловеческие идеалы, сама жизнь, как высшая, абсолютная ценность. Повесть можно назвать произведением нравственного испытания. Действительно, писатель ставит своих героев1 в такие условия, в которых давление неблагоприятных обстоятельств достигает высшей критической точки. Это позволяет ему выявить максимальный потенциал - положительный или отрицательный - их чувств, их душевных возможностей. В повестях на историческую тематику проявились характерные для современной отечественной прозы черты: многопроблемность, усиление художественного интереса к психологической стороне личности, его внутренней жизни, гуманистический пафос, лиризм.
В.Мурашковский в своей повести «Последняя повозка» воспроизвел колорит эпохи зарождения воинственной орды Чингисхана и его преемников. В стремлении постичь своеобразие исторической эпохи, сущности политической, экономической, нравственной, духовной жизни народов выражен пафос книги, познавательное значение которой несомненно.
Художественное мастерство А.Титова и М.Суетнова, авторов другой исторической повести «Алена Арзамасская», проявилось в умении воссоздать колоритные картины жизни крестьянства в семнадцатом веке, проникнуть в глубь народной психологии. Рисуя героическое прошлое, повествователи органично сплетают в единое целое реалистическое и романтическое, что придает произведению форму предания, легенды.
Тема любви к родной земле осваивается, в основном, в произведениях П.Маркина. В них показана взаимосвязь духовного богатства человека с
красотой природы. В повести «Выплач» жизнь природы сопоставляется с жизнью человека. Не всегда жизнь последнего благороднее. Те же призывы к гармоничному взаимоотношению с природой находим в «Плахе» Ч.Айтматова. Одна из главных идей произведения - ради своих интересов человек готов поработить весь земной шар.
Теме выбора правильного жизненного пути, необходимости противостоять злу в повседневной жизни и силе добра посвящены повести В.3ахарова и В.Долгова.
Художественные произведения В.Захарова («Пуд соли», «Меженица») всегда отличаются насыщенностью остросоциальными портретами наших современников. Герои произведений интересны и разнолики. Все они показаны в своем кругу общения, в заботах о работе и окружающих людях.
Необходимости противостоять злу в повседневной жизни и силе добра посвящена повесть В.Долгова «Несгибаемый Полышев». Он показывает нелегкость принятия жизненных решений. Борьба силы и возможной слабости духа вполне естественно. Они умеют правильно оценивать обстановку и, преодолевая трудности, отдавать тепло своей души нуждающимся.
Тенденция к углубленному исследованию наиболее сложных сторон жизни, к выявлению социально-этического аспекта трудовой деятельности наших современников наблюдается в повестях русскоязычных писателей Чувашии на производственную тематику. Она раскрывается писателями. как тема нашей общественно-нравственной жизни. Это определило своеобразие сюжетов и конфликтов.
Пристальным вниманием к сложным социально-нравственным вопросам на материале производственной деятельности современников отличаются произведения В.Приходько «Марш энтузиастов», Б.Александрова «Авария» и др. авторов. В их повестях нашли достаточно широкое отражение некоторые существенные явления и конфликты современной действительности: столкновение разных стилей руководства - бюрократического и подлинно творческого, борьба за технический прогресс, организация современного
производственного коллектива, ответственность человека за выполняемую работу. В центре внимания прозаиков оказывается идейно-нравственный конфликт между людьми эгоистическими и подлинно передовыми, творчески мыслящими, ставящими общественные интересы выше личных.
Таким образом, в русскоязычной прозе писателей Чувашии жанр повести активно осваивается и видоизменяется, доказывая свою жизнестойкость и еще сильнее укрепляя свои лидирующие позиции среди жанров.
В третьей главе «Проблемы эпических традиций и литературных взаимосвязей в русскоязычной романистике» говорится об истории развития жанра и его типологических особенностях.
В чувашской прозе 50-90-х годов активно развивался жанр романа. За сравнительно короткий период своего существования от «На заре» С.Эльгсра жанр осваивал новую тематику, постоянно пополнял свое видовое разнообразие, стремился к более глубокому отражению действительности.
Интенсивный рост послевоенной культуры способствовал быстрому развитию романной жанровой форм на чувашском языке. Наиболее успешными можно назвать роман «Тенету» Ф.Уяра (1957), а также произведения М.Ильбека «Черный хлеб» (1957). Они отразили очень важные этапы в жизни чувашского народа и несли национальное своеобразие чувашской действительности и характера.
В романах русскоязычных писателей чувашей обращает на себя внимание глубокий художественный анализ сложных и противоречивых коллизий, стремление писателей, независимо от жизненного материала широко осмыслить закономерности развития действительности. Они детально исследуют нравственно-психологические и социальные проблемы. При этом углубляется трактовка положительного как в исторической, так и в военной и современной тематиках. При всей остроте актуальности поставленных в русскоязычном романе в 50-90-е гг. проблем явственно нарастает стремление писателей пристальнее вглядеться в народное бытие, в неразрывно связанное с землей, трудом на земле, с национальной психологией и культурным началом.
Главная ценность исторических произведений состоит в том, что в них историческая судьба чувашского народа и населения, которое жило на территории Чувашии до XX века, показывается в контексте российской и мировой истории. Наиболее значительным в этом плане является роман В.Мурашковского «Кремень и кресало». Органично переплетая в произведении несколько сюжетных линий, романист создает обширную панораму жизни восточного общества конца IX - начала X века. Борьба за власть, будущее Волжской Булгарии, истинный и ложный патриотизм - на этих важных вопросах больше всего концентрирует автор свою мысль.
Отличительной особенностью русскоязычных исторических романов является и то, что на конкретном историческом материале решаются современные задачи. В частности, обращение писателей к теме власти (В.Мурашковский «Кремень и кресало»): власти и веры, власти и закона, власти и права, власти и народа. Изображая важные вехи в истории, романист находит в них созвучие нашему времени.
К числу исторических сегодня вполне можно уже отнести и произведения о периоде Великой Отечественной войны. В.Долгов в романе «На железном ветру» проявляет значительный интерес к проблеме нравственного выбора, пытается выявить те истоки, которые позволили бы сделать его верно. Писатель видит их, прежде всего, в духовной цельности человека, его верности своей земле, своей национальной чести и гордости.
Историзм современной прозы, ее стремление все чаще обращаться к наиболее острым истокам нынешних проблем ярко проявляется прежде всего в прозе о деревне. Но развитие русскоязычной романистики по этой теме было не очень интенсивным. Если отмечать некоторые общие тенденции развития самой крупной жанровой формы данной тематики, то следует отметить возможность более активного вмешательства литературы в судьбу деревни и более глубокого решения различных злободневных социальных и нравственных проблем.
В романе «Потоп» В.Грезин обратил внимание на ставшую популярной еще в семидесятые годы тему «человека на земле» по мере развития народного
хозяйства, роста городов и промышленных центров остро встал вопрос об охране окружающей среды. Писатель затронул важные нравственные проблемы, благодаря чему повествование превратилось в социально-философское произведение о прошлом, настоящем и будущем, о критериях духовных ценностях личности, о взаимоотношениях, человека и природы, об иждивенческой и коллективной морали. Автор ориентируется на традиции отечественной литературы, на ценности народной культуры. Он стремится точно передать определяющие черты народного характера, придает изображаемому эпический масштаб типизации.
Эти же отличается и «производственный» роман Л.Кузьмина «Неласковый берег». «Производственная тема» раскрывается романистом как тема нашей общественно-нравственной жизни. Это определило своеобразие сюжета и основного конфликта произведения. Он написан в духе литературных традиций своего времени. Писатель ставит в центре произведения проблему формирования личности в рабочем коллективе. Реалистично изобразив нравственные конфликты, Л,Кузьмин тем не менее не избежал некоторого схематизма в изображении своих героев.
Таким образом, исследуя жанровые особенности романа русскоязычных писателей Чувашии, следует прежде всего отметить многообразие его форм. Их, как правило, отличает пафос исследований, стремление к художественной полноте, завершенности мысли, анализу общественной и частной жизни в историческом и современном планах.
Следующая разновидность романистики — фантастические произведения. Сюда мы относим книги И.Дручина «Глухая орбита вечности», «Хрупкое время Ауэны».
Его фантастические романы формировались на фоне общего высокого развития фантастики в отечественной литературе. Что касается чувашской литературы, то здесь фантастика еще, к сожалению, не заняла своего достойного места. Это подтверждается отсутствием широкого круга романов разных писателей на русском языке.
В произведениях затронуты проблемы цивилизации и зарождения жизни. Конечно же, далеко не все равноценно в романе. Так, в первом произведении, весьма пунктирно представлена деятельность коренных жителей планеты. Они редко появляются и показаны как таинственные люди, отгороженные от пришельцев неизвестной стеной отчуждения. Заслугой автора является выдвижение гипотезы цикличности развития Галактики.
В романе «Хрупкое время Ауэны» писатель глубоко анализирует проблемы государства будущего. И.Дручин постоянно нагнетает в произведении напряжение. Он дает читателю ощутить приближение будущей катастрофы. Хотя это и фантастическое произведение, но мы при его чтении чувствуем: проблемы, поднятые автором живо перекликаются с современностью.
В целом, в романах русскоязычных писателей республики преобладают социальные, исторические, нравственно-психологические направления в художественном исследовании действительности. Произведения отличаются многосложным разветвленным содержанием, в котором воссоздается картина духовной жизни народа, взятая в историческом, национальном, идейно-психологическом аспектах. Считая одной их наиболее актуальных проблему духовно-нравственной преемственности, писатели единодушно утверждают внимательное, бережное отношение к народным традициям, культуре, ратуют за наследование нравственных ценностей, идеалов, веками складывающихся в народной среде.
В заключении подводятся итоги проделанной исследовательской работы, делаются выводы о развитии русскоязьиной прозы в> контексте чувашских национальных художественно-литературных традиций 50-90-х гг. XX века, прослеживаются наиболее характерные особенности ее тематики и проблематики, поэтики, системы жанров.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
1. Повести русскоязычных писателей Чувашии //Родная Волга. - 2004. -N2. - С.66-67.
2. Русскоязычный роман Чувашии: нравственность и эстетическое богатство // Вестник Чувашского госуниверситета. - 2003. — N1. - С.112-116.
3. История малых жанровых форм в русскоязычной прозе Чувашии //Актуальные вопросы филологии. - Чебоксары, 2004. - С.118 -120.
Подписано в печать 26.03.04. Формат 60х 84/16. Бумага офсетная. Печать оперативная . 1п.л. Тираж 100. Заказ № 175. Чувашский государственный университет
Типография университета 428015 Чебоксары , Московский просп., 15
Р-7149