автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Реализация норм партийной этики в деятельности большевиков в период нового революционного подъема (1910-1914 гг.)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Волков, Виталий Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Реализация норм партийной этики в деятельности большевиков в период нового революционного подъема (1910-1914 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Реализация норм партийной этики в деятельности большевиков в период нового революционного подъема (1910-1914 гг.)"

КШйЮКйи 01'ДЙ1Л ТРУДОВОГО 1й'Л0;Ю1'0 ЬиШсШ ГОСУМгОТВАигЛи пЕдДШгШОЛк! !У. А.ИЛШЩ&А

Па Циш.ах рукошаш

ВОЛКОВ Бнтшпй; Йръешч

ШШбЩШ. нош ЛАРМЛЮИ ЬТШШ В ДШ'БЛЪШОШ БОЛЬШЕВИКОВ В ПЕРИОД НОВОГО РЕСОШДЮБНОГО ПОДЫШ /1910 - 1914 гг./

Специальность 07.00.01 - История Коммунистической

парши Советского Соаза

Автореферат диссехггацни на соискаше ученой степени кандидата исторических наук

\

Ленинград - 1991

Работа выполнена на кафедре политической истории Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического ушхьерсптета мл. А.И.Герцена.

Науч.рук.-д.и.д,,ярой. З.ВЛШШ

Оищиалыше оппоненты: доктор исторических наук,

профессор' Г.Л.СОБОЛЕВ; \ кандидат исторических наук,

старший научный сотрудцпнс В.А.УЛАНОВ.

Ведущее штучное учреждение - Лешшградский политологический

шститут.

Защита состоится 21 шоия 1991 г. в 15 часов на заседают Спехща/шзироватшго совета К 113.05.06 по защите диссертаций па соискаше ученой степени кандидата исторических наук в Российском ордена Трудового Красного Знамени государственном иолягогичоскои университете им. А.И.Герцена по адресу: 191186, Лошпшград, наб. р. Мойки, д. 48, корн. II, ауд. 37.

С диссертацией мо;шо ознакомиться в (Ттувдэменталыюй библиотеке университета.

Автореферат разослал "_"_1991 г.

Учений секретарь Специализированного совета, кандидат исторических наук, доцент

Ша^ г. к. шлыком

Актуальность тонн. Под влшлгаеи происходящих б СССР радикальных С01щалы10-П0лнт1тавских преобразоваииП шатание советских обществоведов все более привлекает моральны!! шактор исторического процесса, вопрос о его истинном мосте в системе социальных отношении, о формах и степени его влияния па политические события. Независимо от политической и моральной оценки деятельности КПСС, история этой организации является одной из важнейших и неотъемлемых частей прошлого и настоящего нашего Отечества, Без правдивого воссоздания и научного анализа духовно-нравственных процессов, которые шли внутри партии большевиков как до, так и после ее прихода к власти, невозможно серьезно разобраться в истории советского общества в целом.

Хронологические рамки исследования охватывают период нового революционного подъема 1910-1914 гг., который характеризуется в истории РСДРП тем, что в это время политическая деятельность большевиков развивалась в наиболее классических условиях и разнообразных формах.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является изучение указанного этапа истории РСДРП с позиции выявления, определения сущности и показа механизма реализации нравственных норл, наиболее полно и наглядно воплотившихся в это время в политической деятельности и межличностных отношениях большевиков. Для ее достижения автор стремился решить следующие задачи: определить нравственные нормы, которыми в исследуемый период руководствовался В.И.Ленин; показать насколько полно и адекватно они реализовались в революционной практике большевиков; раскрыть специфику их проявления в экстремальных условиях заключения и ссылки.

Научная новизна диссертации. В работе впервые предпринята попытка дать конкретно-исторический анализ политической деятельности и внутрипартийных отношений большевиков ь 1310-1914 \ гг. с точки зрения выявления нравственных норм, преобладавших в то время в среде пролетарских революционеров, показа их практической реализации, определения их классового и общечеловеческого компонентов.

Практическая значимость исследовашш. Результаты проведенного исследования могут быть использованы политическими партия-

ми б процессе взаимодействия с массами и в работе но совершенствованию своих внутрипартийных отношений, применены в дальнейшем исследовании истории КПСС и СССР, в системе политического просвещения, при чтении общих и специальных курсов по истории КПСС и СССР в высших учебных заведениях, в преподавании истории СССР в школе.

Апробация шботы. Результаты исследования апробированы на заседаниях кафедры политической истории РШУ им. А.И.Герцена и методологических семинарах Ленинградского института историко-политических исследований.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии,. " включающей в себя указатель источников и список литературы.

Во введении, помимо изложенного выше, содержатся: анализ источниковой базы, историографический обзор проблемы и характеристика методологической основы ее рассмотрения в диссертации.

Источниковая база исследования. Ядро источниковых комплексов по большинству рассматриваемых в настоящей работе проблем составляют статьи, документы и материалы В.И.Ленина. Ленинское публицистическое и эпистолярное наследие является прочной основой формирования методологических принципов исследования и богатым источником фактических сведений об изучаемых явлениях и процессах. Следующий по ваагости комплекс источников образуют партийные документы и материалы: протоколы и резолюции У1 Всероссийской конференции РСДРП, материалы Краковского и Порошш-ского совещаний, документы и переписка ЦК, местных организаций и большевистской фракции 1У Государственной думы, листовки. Значимые сведения фактического характера и оценочные суждения содержатся в деловой и личной переписке большевиков. Высоко-шьюрмамшным комплексом источников являются издания "Социал-Демократ", "Рабочая Газета", "Звезда", "Правда" и другие большевистские, социалистические и демократические органы печати. Богатейший коттека источников составляют воспоминания большевиков, содержащие конкретно-исторические сведения и оценочные замечания почти но всем затронутым в данном исследовании вопросам, а ташсе ценные моральные характеристики ряда видных деятелей РСДРП. Завершают серию источниковых.комплексов документы и

ттершыш органов государственной власти царской 1'оошш: стенограммы заседании 1У государственной думы, допосешщ н зашс-Ш1 различных подразделении правоохранительных органов сшлодер-

Часть вышеперечисленных документов и материалов является неопубликованной и была извлечена автором из шоидов Ленинградского партийного архива, Центрального 1'осударствошюго исторического архива СССР, Центрального государственного исторического архива Ленинграда.

Историография проблемы. В немногочисленных затрагивавших проблему нравственного содержания отдельных.сторон политической деятельности большевиков в 1910-1914 гг. дореволюционных работах социал-демократических публицистов последовательно проводилась мысль о классовой природе нравственных нош, отрицалось наличие общечеловеческих моральных принципов'. Ретроспективно оценивая моральный аспект дооктябрьской революционной практики рабочей партии, многие ее старые члены утверждали, что в условиях подполья высокий уровень нравственности в большевистской среде подчеркивался автоматически, и объясняли этим относительно незначительный интерес пролетарских революционеров к этическим проблемам2.

Для работ по истории РСДРП, написанных в 20-е гг., была свойственна скорее постановка вопросов, которые требовали изучения, нежели отыскание ответов на них. В исследованиях того времени была выделена проблема соотношения классового и общечеловеческого компонетов в исповедуемых большевиками нормах нравственности; поставлен вопрос о большевистском понимании моральных принципов внутрипартийной борьбы, о роли принципа партийного товарищества, как важного фактора обеспечения партийного единства; предпринята попытка выделить наиболее яркие

Кингисепп В. Резкость, грубость и брань. // Он де. К вопро-^ сам культуры. Сборн. избр. ст. /1913-1914 гг./. - Таллин: Эст. гос. изд., 1956. ~ С. 56; Малецкий А. Господин Туган-Барановский и "этическое" уничтожение марксизма. // Просвещение. - 1912. - JS 2. - С. 13-21; Александров II. Социал-де-мократическая'фракция в Ш Государственной думе. - Женева:

2 Ц0 РСДРП "Соц.-Дем.", 1910 и др. Сольц A.A. О коммунистической этшсе и дисциплине. // 0 глотали и партийной этике. Сборн. - ^¡арысов: Черв. Шлях, 1925;" Ярославский Е. Предисловие. // Каким должен быть коммунист. Старая и'новая мораль. Сборн. -М.: Мол. Гвард., IS25. - С. 3-6.и др.

моральные качества В.И.Ленина, В иоле зрения авторов попала и проблема морального компромисса, связанного с участием большевиков в работе легальных органов п организаций . К концу 20 -х гг. наибольшее распространение в большевистской среде полу-чшха позиция II. П. Бухарина, отрицавшего необходимость для пролетариата этики, как целостного учения о моральных принципах человеческих отношений2.

Весьма незначительное место отводилось изучению морального аспекта политической деятельности и межличностных отношении большевиков в исторических исследованиях 30-х - начала 50-х гг. Рассмотрение этой проблемы сосредоточилось почти исключительно в работах, трактовавших о непримиримой виутрипартш'шой борьбе, которую большевики вели против всех остальных течений в РСДРП, где первые безудержно восхвалялись, а вторые характеризовались как нравственно ущербные. В опубликованных в это время биографических очерках И.В.Сталина и других деятелей партии игл давались преукрашешше нравственные оценки^.

Изменения; в подходе к рассматриваемой проблеме наметились после принятых на 7Л съезде КПСС политических решений о преодолении культа личности Сталина. В работах второй половины 50-х - начала 80-х гг. было возобновлено изучение морального аспекта деятельности большевиков в легальных организациях, их поведения в заключении и ссылке, вновь начат анализ нравственной

Адоратский В. Большевизм в годы 'реакции. /В борьбе'с ликвидаторством, отзовизмом и троцкизмом/./1908-1914 гг./. - Ы.: Л.: ¡Лоск. Раб., 1527; Балабанов Л. Затерянная ценность. //Каким должен быть коммунист. Старая и новая мораль. Сб. Л.:

Мол. Гв., 1925. - С. 114-110; Вшюнский-Сибиряков В. Роль политической каторги и ссылки в русской революции. // Каторга и ссылка. - 1923. - $ 5. - С.5-16; Преображенский Е.А. 0 морали и классовых нормах. - М.: Л.: Госиздат, 1923 и др. Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии. - М.: Госиздат, 1921. - С.

Бибинейшвили Б. Камо. -М.: Стар, больш., 1934; Граве Б. Пражская конференции. // Борьба классов. - 1931. - В 8-9. - С. 31-47; Иванов Б. Борьба с ликвидаторами1 за создание "Правды". // Исторический куриал. - 1937. - гё 3-4. - С. 124-132;Шария П.А. 0 некоторых вопросах коммунистической морали.'- М.: ГИ1Ш, 1951: Швейцер В. Сталин в Туруханской ссылке. - М.: Мол. Гв., 1940 и др.

стороны ^изш и деятельности В. 11. Ленина, других большевиков'1". Появился ряд серьезных исследовании, и которых бшш рассмотрены проблемы формирования и проявления в политической деятельности нравственного сознания трудящихся иасс России, места и роли этого важного фактора в развитии революционного процесса, сущности моральных принципов, заложенных Б.И.Лешшш в (уунда-мент создаваемой РСДРП^.

Мощный. толчок развитию исследований но рассматриваемой проблеме бил дан провозглашением в апреле 198¡5 г. курса па качественную политическую, экономическую и духовную перестройку советского общества, одним из основных принципов которой явилось признание приоритета общечеловеческих нравственных ценностей. В опубликованных в последнее ыятшютие работах были высказаны ценные соображения методологического характера о месте морали в идеологии большевизма, о ее соотношении с политикой, о роли ленинских взглядов на мораль в становлении большевистских норм нравственности^.

В течение длительного времени в зарубежных работах по истории РСДРП преобладало желание доказать постулат об изначальной. аморальности большевизма как идеологии и политической практики^ и только в последние годы подход иностранных историков стал меняться в сторону более объективных суждений^.

Андронов С.А.. Боевое оружие партии. Газета "Правда" в I9I2-1917 годах. - Л.: Лениздат, 1962; Беляевский С. Большевики в минусинской ссылке. - Красноярск: Краен, кн. изд., 1964; Бернов Ю., Манусевич А. Ленин в Кракове. -М.: Политиздат, о 197?; Каганова Ю.Р. Ленин во Франции. - М.: Мысль, Г977 и др. Мшшшн В.В. В.И.Ленин о нравственных началах в создании партии нового типа. - Л»: Лениздат, 1985; Соболев Г.Л. Революционное сознание рабочих и солдат Петрограда в 1917 г. - Л.: Наука, 1973; Шишкин В.Ф. Так складывалась революционная мо-3 раль. — М»: Мысль, 1976 и др. Гусейнов A.A. Мораль без морализаторства. // Коммунист. -1988. - Is 13. - С. 80-90; Мчедлов М.П. Проблемы нравствешю- ' го воспитания в условиях перестройки. // Вопросы истории КПСС. Л ~ 1988. - JÎ 3. - С. 3-7 и др. Авторханов А. Происхождение партократии. T. I. ЦК и Ленин. -Фршийурт-на-Маине: Посев, V-m-JJanieLS ñ. Lenin and 4неfíus-r. sian HevoLuhonQRy Tnadthon. fiuss. ThoqHí and Pol. KM- HaRvaRd, 195? Белада Л., Краус Т. Ставши. - M.: Политиздат, 1989: Коэн С. '

Осмысливая советский опыт. - Б.u. :úiaüdze Ривй'с, IS86 и

Др.

В долом в изучении морального аспекта.теории и практики большевизма сделано пока еще очень немного. В советской исторической литературе практически отсутствуют конкретно-исторические исследования из этой области, в частности применительно к периоду нового революционного подъема 1910-1914 гг.

Методологическую основу исследования составляют принципы объективности и историзма, которые понимаются, первым, - как требование максимально адекватного отражения процессов и явлений прошлого, а второй, - как требование учитывать, давая игл моральную оценку, не только нынешние, базирующиеся на идеологии нового политического мышления1 , но и те нравственные взгляды, которые были характерны для большевистской среды в рассматриваемый период и в наиболее законченном виде выразились в этических оценках и суждениях В.И.Ленина.

В первой главе - "Осуществление этического идеала пролетарского революционера в политической практике большевиков" -рассмотрен механизм реализации принятых в большевистской партии нравственных норм в политической деятельности и практике межличностного общения В.И.Ленина и других членов РСДРП,.в повседневной революциошюй работе ее первичных организаций.

Изучение ленинского публицистического и эпистолярного наследия, меглуарннх свидетельств близко общавшихся с ним в исследуемый период людей показывает, что нравственным стержнем личности В.И.Ленина являлась безусловная п неколебимая верность революционного долу, воплотившаяся в абсолютное подчинение всего себя интересам партии, в самоотверженную отдачу всех своих интеллектуальных, физических и духовных сил общему деду. Меньшевик Ф.Дан признавал: "нет больше такого человека, кото- • рыи все 24 часа в сутки был бы занят революцией"*. При этом "значительная доля личного заработка Ильича уходила преимущественно на партийные дела"^, он ие ограничивал материальные условия своей гизнн мшнйлумоы существования парижского рабочего .

В диссертации обращено внимание на громадное политическое мужество В.К.Ленина, проявившееся наиболее ярко в его готовиос-

Ульяпова М.И. О Б.П.Ленине и семье Ульяновых. Воопошшашш. о Очерки. Писъш. - И.: Политиздат, 1989. - С. 120. " Вуцевич Л. Из восиоышашт о Владдшрс Ильиче /1912-1917 гг./ // 0 Ленине. Сб. воен. - Ы.: Госиздат, ГЛОХНУ. - С. 80.

тн взять на себя всю полноту морально!! ответственности за политические решения о проведении Пражской конференции РСДРП, об•организационном разрыве с неболыпевпстскими группами, об образовании самостоятельной большевистской Фракции в Думе, о посылке товарищей на подпольную работу в Россию.

Значимой стороной личности В.И.Ленина была его верность партийному товариществу. В рассматриваемый период он вел обширную работу па оказанию материальной помощи заключенным и ссыльным большевикам. В "Адресной книге" ЦК РСДРП имеется несколько десятков адресов, по которым В.И.Ленин высылал деньги. Переехав летом 1912 г. в Краков он включился в деятельность местного Союза помощи политзаключенным в России. Анализ документов последнего показывает, что 3/4 адресов для пересылки были даны Союзу В.И Лениным. Доля средств, выделяемых для помощи большевикам, за время работы в Союзе их руководителя, возросла с 4,4 до 14%. В направляемых в Россию письмах В.И.Ленин старался всячески морально поддержать попавших в трудное положение большевиков.

В главе показано, что в ленинской личности классовый компонент морали, составлявший ее безусловную основу, сочетался с элементами общечеловеческого. Именно с общечеловеческих гуманистических позиций В.И.Ленин отклонил предложите С.А.Тер-Петросяна /Кама/ о борьбе с провокаторами их же методами; рассле.цуя обвинения в провокации, выдвинутые против В.Михайловой, А.Полякова, Р.Малиновского, он выступил против ггредло^ешш некоторых большевиков осудить подозреваемых без достаточных доказательств, только из соображений перестраховки, оцешгв это как недопустимый нравственный-нигилизм.

Веда непримиримую политическую полемику с антибольшевистскими группами внутри РСДРП В.И.Ленин решительно выступал за строгое соблюдение известных нравственных норм, которио не позволили бы выродиться идейному противостоянию в беспринципную 4 склоку» Он требовал четко отделять личше отношения от политической оценки тех или иных деятелей партии, бить политически честным и порядочным. За нарушение этих правил В.И.Легаш подверг резкой критике Ф.Дана .и Ю.Мартова, пытавшихся подменить принципиальный разбор разногласий столкновением личных амбиций и перенести обсуждение этих вопросов на страницы легальной печати, что подрывало конспирацию нелегальной организации.

В диссертации продемонстрировано каким образом принятие в пролетарском партии нравстг.ешше нормы воплощались в политической деятельности большевиков в Государственной думе, органах рабочей печати и в других легальных организациях. Анализ предвыборной тактики большевиков в 1912 г. свидетельствует, что главным моральный критерием, которнм опи руководствовались при внгспякогоет •кандидатов в депутаты ХУ Государственной душ, яышлись верность революционному долгу и преданность общепар-■ тпйпому долу. В своих воспоминаниях большевики-выборщики писали, что моральной обязанностью для них было поддерживать тех кандидатов, которые били намечешь местной организацией РСДРП, стоптал, если пто потребуется, собственные кандидатуры в их пользу. Памечешиш в депутаты большевик не имел права отказываться. Благодаря высокой степени развития в большевистской среде понятии нравственного долга и основанной на нем партийной дисциплине большевикам удалось провести по рабочей курии А.Е.Бадаева, Ф.11.Самойлова, М.К.Муранова и других своих кандидатов.

Моральной обязанностью депутата большевики считали во всеуслышание заявить с трибуны Думы о нувдах и чаяниях трудящихся России. В главе показано, что большевистские депутаты не только думскими речами, но и личным участием выражали свою солидарность с пролетарскими выступлениями протеста. Осенью 19ГЗ г. А.Е.Бадаев был даже задеркат полицией и приговорен к 6 неделям ареста за то, что во время демонстрации-похорон нескольких погибших на заводе "б.Парвиаинен" рабочих, "вмешался в действия по.лиции, когда последние принимали меры к удалению толпы рабочих"* с кладбища. Большевики-депутаты поддержали действия товарища, заявив, что в этом они видят свой нравственный долг. Анализ думских выступлении и практических шагов большевистских депутатов показнрает, что одним из вазнейшх моральных принципов своей деятельности отш считали ответственность перед избирателями, понимаемую как обязанность сохранять верность той политической платформе, на. которой они были избраны. Когда в 1912 г. депутат -меньшевик Т.О.Болоуеов объявил себя "внефракционным". " в 1914 г. то."е самое сделал его коллега по партийной группировке А.Ф. Бурьянов, большевики решительно потребовали от них сложения депутатских полномочий. Требование абсолютной независимости делу-

1 ЦГОА ДГчтшпгуада, 569, он. II, д. 1-309, л. 4.

тата большевики считали равным стремлению добиться полной безответственности. Свой нравствещшй долг ош видели в обязанности отстаивать независимость собственной фракции от президиума Дуни, от ее черносотеино-буркуазного большинства, признавая при этом свою зависимость от лиш-ш РСДРП и воли избравших их пролетариев.

В главе показано, что в деятельности большевиков в органах легальной печати - использование института "зиц-редакторов", практически ненормированный рабочий день, минимальная оплата труда, отсутствие гонораров - ярко проявились такие моральные качества пролетарских революционеров, как самоотверженность, стойкость, мужество. Они позволили большевикам успешно противостоять полицейскому преследованию рабочей печати и обеспечить ее непрерывное существование в 1910-1914 гг.

Работа в легальных организациях означала определенное сотрудничество с существовавшим политическим режимом, взаимодействие с его экономическими реалиями, что было для большевиков моральным компромиссом. В ходе ряда дискуссий, которые состоялись по данному вопросу в исследуемый период, в большевистской среде был выработан общий критерий степени допустимости подобного компромисса: оправданными были признаны такие действия, которые не противоречили конечным целям революционного движения.

В исследовании выявлены духовные взаимосвязи, составлявшие моральную основу существования большевистских организаций, - отношеяит дружбы и товарищества; показано, что важным фактором партийного единства являлись доверие большевиков друг к друзгу и авторитет старших более опытных и политически развитых членов партии. Анализ воспоминаний показывает, что исключительно важную роль в деле укрепления РСДРП в исследуемый период играли личные качества таких видных революционеров, как М.И. Калинин, К.С.Еремеев, Н.Н.Крестшгекий, Н.Н.Яковлев, Е.Б.Бот. Охранка прилагала значительные усилия для подрыва доверия между пролетарскими революционерами и насаждения в их среде настроений недоверия и подозрительности. Разлагающая деятельность провокаторов создала в ряде оргаиизацш Поволжья и Северного Кавказа такую атмосферу недоверии, которая почти полностью парализовала партийную работу. Выявление и удаление агентов ох-рашеи являлось обязательным требованием для создания нормальной

моральной атмосферы в организациях. Б рассматриваемое врош ¡¿а РСДРП били изгнали как предатели Л.Иуусоакои и 10.Серова, была пресечена деятельность Р.йЬштовекого, М.Черномазова, А.Полякова.

В диссертации показано, что основу ме;:ш1чиоетных отношении большевиков составляли чувства товарищества, солидарности и взаш.юномощи. Их ярким проявлением была деятельность организаций РСДРП по оказашш поыощы заключенный и ссыльным большевикам, которая предполагала не только материальную ноддоршсу через политический "Красный Крест", но и выступления протеста против бесчеловечного обращения с шш в тюрьмах и на каторге. Против нарушении нрав политзаключенных протестовали с трибуны Душ рабочие депутаты. С листовками аналогичного содержания выступали местные орташзацнн РСДРП.

В условиях обостренных до предела социальных противоречий в повседневной революционной практике большевиков неизбежно ¡татпшваиисъ общечеловеческие моральные ценности и сшошнутшю потребности классовой борьбы. Спор между нравственными идеала/,ш и политическими интересами не всегда решался в пользу первых. Во время проведения в 1911-1912 гг. кампании помощи голодающим ряд организаций РСДРП выступил против нее н призвал использовать слошшщуюся ситуацию исключительно в целях политической пропаганды. Эта позиция не нашла поддержки у В.И.Ленина и большинства местных большевистских организаций и была осуждена ими как антигуманна)!.

Во второй главе - "Проявление нравственных норм, принятых в среде большевиков, в их моральной позиции и конкретных действиях во время следствия и суда, в заключении и ссылке" - рассмотрены те нравственные порт, которыми большевики руководствовались в этих экстремальных ситуациях своей здзни и деятельности, показан механизм их практической.реализации.

Анализ поведения большевиков на предварительном следствии свидетельствует, что в исследуемый пердод его продолжали определять традиционные дош русского революционного демократического движения моральные принципы, прежде всего - требование категорического отказа от дачи показаний, могущих повредить партии или ее отдельным членам. Подобной тактики придерживались проходившие в 1910-1914 гг. по различным "делам" Г.М.Шидловскш, Т.Ф.Людвинская, Е.Д.Стасова, Т.С.Кривов, С.М.Киров и другие. Они считали своим нравственным долгом решительно отвергнуть

нродножшпш жшдармов о сотрудничестве в обмен на сшгчсишо собственной участи. Изучение отдельных Листов моральной нестойкости членов РСДРП показывает, что иа сотрудничество с охранкой шли едшшцн, ирешущеотвегаю i io-'ioi'jí.-.u ютшло, нестойкие, случайно оказавшиеся в партии лещи. Подобный iioctjuok большевики однозначно оценивали как предательство, совершивший ого немедленно исключался из партии.

Б условиях нового революционного подъема моральной обязанностью' подсудимых большевиков било так вести собственную защиту, чтобы, не поступаясь политическими убездешшш, получить минимальный срок, скорее выйти на свободу и включиться в борьбу. В случае, если их принадлежность к РСДРП была доказана на предварительном следствии, нравствошпФЛ долгом большевиков было заявить о своих революционных взглядах, но воздержаться от эпатирующих суд выступлений. Подобной тактики прндержгалпсь участники процессов по делам Московской организации РСДРП в I9IO и I9II хт., Одесского партийного комитета в I9II г., профсоюза ситцепечатников во Владимире в 1912 г. Однако но у всех большевиков хватало выдержки. Некоторые из них не ыоглн совладать с чувством ненависти к реетшу, превращали своп речи на суде в агитационные выступления, чем удлиняли себе сроки заклотешш.

В главе про,анализировано поведение заключенных болылевиков, показано, что в сопротивлении тюремному режыу omi реализовали свою моральную потребность вести непримиримую борьбу с царизмом. Большевики выступали во главе той части политзаключенных, которая отказывалась подчиняться тюретлт-шм правилам, решительно, отстаивала свои человеческое достоинство и честь революционера. В различных местах заключения их сопротивление возглавляли И.П. Ворогащын, В.П.Богословский, В.А.Боровский, Ф.С.Петров, К.Е.Ворошилов, Г.К.Орджоникидзе, Д.А. и М.А.Трнлнссеры. Большевики отказывались посещать церковь, отвечать хором "здравия лселага" и на обращешге "ты", снимать шапку и становиться "смирно" перед, администрацией. Oidi активно боролись против телесного наказашш.

В диссертации проанализирована специфика проявления в условиях заключения принципа партийного товарищества и показано, что он являлся моральной основой создания п ¡оункциошчровашш коммун полштзаключенных, многими пз которых так;:® руководили большевики Я.U.Свердлов, Ф.И.Петров, М.II.Томский, М.ВЛрунзе.•

Комцуш! орхшлзовиъалмоъ в осйшх îcatiepax и шелл ci ©eil гласной целью датерпальнук» помощь заклшотши ш оснош уравнительного распределения нолучаишх с волн передач. Ош являлись ъа;.;цш 'TiaK'íopoM морально!! консолидации захушчошшх, разыалиш чувства коллективизма, солидарности, товарищества, моральная атмосфера коммун оказала серьезное влияние на процесс Лоршрошшхя типичных нравственных черт членов большевистской партии. Членами коммун не ш1\ш стать лица, ашитнашие честь революционера сотрудничеством с охранкой, доносительством тюремной одшшшп-ра-цпи, подачей прошения о помиловании, растратой обществишшс денег и т.п. Большевики исключали их из своей товарищеской среди, однако, верные принципам гуманизма, они не требовали, как это делали уголовные, удаления отверженных в специальные "сучьи" камеры, зная, что там изгоев вдут жестокие унижения.

IIa основе анализа документов, материалов и воспоминаний, отразивши жизнь и деятельность большевиков в ссылке, в диссертации показано, что общая моральная атмосфера коллективов ссыльных большевиков характеризовалась настроениями оптимизма, бодрости, веры в скорую победу революционного движения. Начавшие выходить из заключения на поселение в I9I0-I9II гг. большевики застали в местах ссылки крайне неприглядную картину: большая часть ссыльных, среди которых было немало мелкобуржуазных попутчиков революции без определенных политических взглядов, представляла собой морально разложившуюся массу,.погрязшую в пьянстве, воровстве, картежной игре, склоках и т.п. Большевики видели свой нравственный долг в том, чтобы сорганизовать здоровую часть ссылки и возглавить борьбу за ее нравственное очищение. Под руководством Б.В.Куйбышева, А.М.Буйко, Ф.А.Сергеева /Артема/, H.H.Смирнова и ряда других большевиков ссыльным удалось ликвидировать наиболее опасные очаги разложения в Усть-Удо, Ннжне-Идшске, Парше и некоторых иных местах.

В главе показано, что с целью устранить материальную основу морального разложения политической ссылки - исключительную нищету большинства попавших в нее людей, большевики применили практику тюремных коилун. На их основе была создана достаточно эффективная система морально-политического единения и коллективной взаимопомощи политических ссыльных. Практически во всех местах ссшвш, гди ииомиоь болъшевнтскко грушш, действовали кассы взашлоиомоищ, бесплатные столовые, артели и иные формы

мате)якш>иоп поддержки ссыльных. Коыыуны лившись ор1чшлзующшл стержней солидарных выступлении иошстдчосклх ссыльных за. свои нрава, против притеснений местных органов нпрскон власти. 1''.изпь в них способствовала дальнейшему укреплению в личностях больгао-вихов.тех щйьствшшнх тсачеств, к.оторыо закяэдшчш.оь в них в условия;.' тюремного заключения.

Б заключещщ диссертации подведены общие итоги исследования, сделали выводи, указало па генетическую связь тех норм нравственности, которые исповедовали большевики в досматриваемый период, с моральными принципами, возобладавшими и партии нооло ее прихода к власти в 1917 г.

Громадное влшшпе па '¿оршроваше общей моральной атмосферы большевистских органнзг-щтш и нравственных поры, которыми руководствовались их члены, оказал признанный политический п духовный руководитель революционной части РСДРП В.Я.Ленин. Б ого .личности воплотились многие .лучшие моральные качества пролетарских революционеров. Моральная позиция Б.И.Ленина по целогду ряду возникавших в ходе политической деятельности РСДРП этических проблем являлась ориентиром для остальных большевиков.

В период нового революционного подъема 1910-1314 гг. боль-шевитекпе организации представляли собой немногочисленные, тесно сплоченные коллективы единомышленников, скрепленные общностью политических убеждеш-ш и моральных идеалов. Их внутренняя нравственная атмосфера характеризовалась высокой степенью воодушег -ления и оптимизма.

Нравственной первопричиной вступления многих большевиков на путь революционной борьбы с существовавшим политическим и социально—экономическим строем была моральная невозможность мириться с лежавшими в его основе отношениями эксплуатации и уг-нетегшя. Нравственный долг пролетарского революционера большевики погашали как моральную обязанность отдать Есе свои интеллектуальные, духовные и физические силы общепартийному делу -- подготовке и проведению социалистической революции. Такое видение долга означало безусловное подчинение индивидуальных потребностей и склонностей члена партии ее интересам в целом. Яа личностном уровне наибольшую ценность щлюбротата такие моральные качества, как непоколебимая верность революционному долгу, т.е. общеиартшцго1лу долу, способность к сэшограшгюшш,

вплоть до полного сыыоотвср. шй, к стойкому и ц/.ьотвоняо^ перенесению всех тягот, связанных о участием в ден'хчздыюоуц РСДРП. Нарушении о'шх 'этических требований являлось •од.чиишшд нравственным проступком.

В условиях нелегального существования революционной партии важнейшими Лактораш внутрипартийной связи становились доверю членов организации друг к другу и авторитет, которш старшие, более опытные н политически развитие большевики пользовались в глазах молодых революционеров. Вгглг/ю роль в деле укрепления единства партии ш'рал принцип партийного товарищества, яшшмшЦ' ся основой шэдычиоошшх отлошоиий в большевистской среде н вюшчавшш в себя такие попитая, как солидарность н взаимопомощь. Разрешение этих основополагающих элементов внутрипартийных связей, к чецу немалые усшшя прилагала царская окраина, означало бы. неизбе.;ашй распад и гибель РСДРП как единой боевой организации.

В ходе освоения большевиками легальных уорм политической деятельности в значительной степени были преодолены настроения революционного романтизма в моральных вопросах и на практике реализовано понятие морального компромисса. Степень его допустимости была определена большевиками, исходя из понимания ими конечной цели своего движения — социалистической революции. Все, что приближало ее было признано ими нравственно оправданным. Вместе с тем, подобное понимание морального компромисса, выйдя за рамки вопроса о допустимости и формах работы в легальных организациях, явилось теоретической основой для возникновения у части членов партии настроений нравственного нигилизма.

Классовый подход к решению этических проблем преобладал у большевиков над общечеловеческим. Основой такого положения было то, что социалистическую революцию большевики рассматривали как единственную возможность покончить с антигуманной действительностью несправедливости и угнетения. Следовательно, деятельност] по ее подготовке не могла, с их тошен зрения, не быть нравственной. Известное непротиворечивое сочетание классового и общечеловеческого компонентов в политической деятельности большевиков в исследуемый период достигалось нрезде всего благодаря личным усилиям В.И.Лешша и руководства пролетарской партии, большипст-

во которого суса'шлшшг люди, воспитанные на общечеловеческих нравственных ценностях русской передовой шшшо(гетдш.

С научной н политической точек зрения наиболее нереноктнв-и»м upc¡дети!игяотоя дальнейшее развитие н проведение исследовании в следующих направлениях: голйзно иргшстшинх 1103*1 большевиков, нх сшзь, степень их тождества и различия о моральными пргащпташ прениествующнх революционных организаций России; динамика их развития и реализатгпя их в деятельности большерот? в от момента зарождения РСДРП до ее прихода к власти в 1917 г. Без серьезной теоретической разработки датпшх проблем нелозмол:-но рассчитывать на значительные успехи в доле пзучеття -"орглтро-вагагя и ^ушещготптроватптя такого исторического 'Тюпомона как мораль советского общества.

По томе диссертации автором депоштровано л ИШОН АН СССР две работн общим обьемогл 2 п.л.:

Г. Большевистская "Правда" о реализации в деятельности большевиков ленинских нравственных норм пролетарской партии нового типа в период нового революционного подъема I9I0-I9I4 гг. Волков В.Ю. / Российск. гос. иод.'ун-т. Л.; 1991. - 28 с. - Бпблиогр. назв.: 51. - Рус. - Доп. в ИШТОП АН СССР J3 43923 ГЗ.02.91. - 1,2 п.л.

2. В.И.Ленин и "дело Малиновского": моральный аспект проблемы. Волков В.Ю. / Российск. гос. пед. ун-т. Л.; 1991. -17 с. - Бчблдогр. назв.: 16. - Рус. - Леи. в ШМОН АН СССР В 43922 13.02.91. - 0,8 п.л.

МП "Ривьера". Заказ 434. Тираж 100 экз. 5.05.91 г. Бесплатно.