автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Регистровые различия русской интонации и их функции

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Судакова, Людмила Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Регистровые различия русской интонации и их функции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Регистровые различия русской интонации и их функции"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ К5ССИЙСКОЙ «ЗДЗРЛШ ' ИНСИТУТ НОСКОГО ЯЗЫКА твяя А.С.ПУШКИНА

«

Ка правам рукоансл

Судакова Лодшыа Ивановна’ ЕЕГОСТРОВНВ РАЗЛИЧИЙ РУССКОЙ ИНТОКДЩЙ

и их функции

Специальность 10,02,01 ~ русский язык

Аз.! о р о | з р з г диссертации на ооасяанаа учоной степанз кандздата фпягшготасних наук ,

г&сжва - 1993

Работа выполнена в Институте русского языка имена А.С.Цуткцна.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организаций:

кандидат филологических наук, доцент Е.А.Брызгунова доктор филологических наук

Н.А.Федянина

кандидат филологических нэук М.Г.Безяева

Московский институт нняенероз йелезнодороннзго транспорта, Кафедра русского языка .

Защита состоится 28 апреля 1993 г. в 10 часов на заседании специализированного сйвета Д.053.33.0І Института русского языка им.А.С.Цушкяна по адресу: П?485„ Москва» ул^Волгяка, дои 6.

Автореферат разослан "с££ ’’ 2993 г»

Ученый секретарь специализированного совета доктор филологических наук профессор

НДоБурвикоза

Ре-'Ъорцруэмгл рвбоге пзсеяеояз ззсиу цз коязазузейнше зопрэ-ов интонационной-теория - регпстрсггг' ~'-л;~гл.*: русской'яктзнс-:г", ж; %пкл.'ит!г г: '.га гзст.? а осстязо :::'?онгд:гсн^ш: средств. .

' Проблема рэигетров г.^епзгхэалсоь не рубеже 2С-сЗ-% годов 2 Основа:: эснолопг*.” Н.СЛруссцкого, где звтарок ошго намечено пон:т-:зкке ;>зг;:с;ра »г ого фуккдгй, зотэм ародолгзла разрабатнзаться з сследэваниях соепзмзкнн;: интонслогов: Я.К.Цепяитяса* Р.Й.Касат-:дао2, Г.А.йи^:г^ио?о« гг Не д; «со на тему но б"то • шедзальянх лянгэгскггескж: яссявдоззвей. йэдз*?' тон, некоторые из езезсткн;: на езгодке толкований регистра могут бить уточнены, не-хЗходамо тзкге обсс$*тг коаьй паксзлеаныЗ матерная., Поэтому пзбрза-ш тема зссягдоэакял прздетаэяязтея актуальной.'

Целз.^ Епоеертбщп; является исследование регястрсвас розяетггй русской пятой®:!» г й:г -^«кзаз, ~ з оэотдэготзж; * зта?.5 л рзбосо

I'- окупят •<> иа-;:,-»з::пз рзгястра с •'■':• г^ед:^;

роктск; \

2) ряоомэг:??*. регзетр а ря.щ: ^о сунл^:?:!. ззгг-ззяи-ь с?язг> сбгжирозж разязчгай оо скисло?'?осдорзйдиг.- зкойзггзнзгЗ;

3) рассмотреть регистр яак ерзлегво. аып»=«ш?»<» *!*зн"?пзл1"огс осгл-ояйг..? г^-.-.-йегоо, -(р-задо зо-:зг.тг/?-5сг: л1 весскг>аого;

■*} нроделзять узэ вз^атоз анязяенпо сочетаний роггстротк разяхчкЗ янтонашпг о определенна'.:: грггкуяедйожс-гзусггкосзйиз рэувнеряяг.г* •: тът.а'С /••м;;, озз •;•;•>?:? г^п^гоззшге

'лог~ггу.:л згшгегг зггггсей рвгних ;, «агявтосдонйнг захпгсп фрагментов обзхоляой разговор-но2 речи; фзкогргшгн кянсфгя&коз, сссктзаяеЗ п пздкэпсстзнозок; запаса бесед и интзрэьэ» Обща! объем зэвяменоЗ аз алгапу р'чд составляет болов 30 часоз звучанк;;® '

: -2 -

Методы исследования. 3 процессе исследованет материала использовалась различные виды анализа: слухозой, электроакустически! коммуникативный. Слухозэй анализ звучащей речи. с .пог/оцьэ которогс определялись типы интонационных конструкций (ИК), место интонационного центра, синтагматическое членеипа, особенности эмоциональна реализаций ИК, включающие в себя регистровые различая интонации а сопутствующие им артику.х'щионно-акустячесняе изменения звуков, позволил Евделить особенности интонационных средств на широком звучащем материале. Результаты слухового анализа отражены усложненной интонационной транскрипцией. Электроакустический анализ наиболее характерных примеров дал возможность выявить акустические параметры исследуем&с высказываний и проверить слуховое восприятие тех не высказываний. Коммуникативный анализ звучащей речи, учиты-вахдай взаимодействие синтаксиса, лексики, интонации и смысловых' связей предложений в контексте, позволил определить степень участия собственно интонационных средств в выявления эмоциональных оттенков значения высказываний» . . ; ’ .

• В результате исследований показано разнообразие функций регистровых различий русской интонация. На широком звучащем материале проверено ранее выдвинутое предположение о связи регистровых * различий интонаций о активным и пассивным эмоциональным состоянием говорящего как наиболее ббщцм призйаком эмоций, подчиняющим себе многие другие, в том числе положительные и отрицательные эмоциональные оценки. Продоляеко выявление и описание типов сочетаний регистровых различий с артикуляционно-акустич&скиш особенностями звуков при выракзнки различных энсциональньос состояний. В этом ' состоит научная новизна тазботн. - ' • • ~ ' ' ■ ' ’ ■

В теорет!шсйом" плане изучение регистровых’различий русской интонации сйяззно с дальнейвдш расазреняеы' имеющихся представлений о нейтральных и аисииональша £эалйзацинх ИК з состава ;интонациои-

ного ряда, а тг:с:з з цадом о гсояадоЕЗиаем оіісшіоязлгліоГі рзча л стллиетн-гой ззучацзи рзчи. Результаты исследования могут знавать интерес у специалистов в ссласта звучащей рзчи, поскольку знание таких особенностей интонации как рвгистрозпо различия помогает ебъяснлт.ъ, как устроена нала рзчь, рзсаирязт возможности истоліго-взкнл тоніаЗиагс авансов емсцлзнального значеній, углубляет интонационный анализ звучзцзії рзчи. В зтих аспэктах -проведенного исследования вадатся тдогтетстсская значимость работы»

Особую актузльность работа монеї приобрести в практико преподавания русской интонации нерусским,учадамся на продвинутом этапе обучения с тем, чтобн выработать назкни восприятия' различна: оттанкоа смисяа и речевых эмоций, сформировать умения использования иктонациоши-г. срэдстз в различных речевых ситуациях. Знание закономаркос'гсй кятскгцдокноі'о оформленая эмоциональной речи ксяат способствовать адзкззтнсуу восприятие ка слух худоазатгашшй проаз-задеЕЯй в ^слолкгалл чтецов, спектаклей, кинофильмов, тзяа- л радиопередач, а такяэ ус корят я^зптацггл учаслпсся и 7«;.аза.‘.х язнховоЯ срэдпа Этшл оярадоялотся поззтичес/зя ценность рзбстн.

Ллрдйзюв» тбяъч* Сбсуедєние диссертации было лрозедззо на заседании кафедры практики русского языка вклзч«аного обучения Института русского языка да.Л.С.Зузкта (ТЗЗОт.). По тема диссертации было одолено сообгдаааэ ка ойцасоозвой нэучно-ыетодячесвЬЗ конференция "Кошуникативно-прзгматическое. а функциональное описаний язика в целях его преводээзяаг з ааостраяноЗ аудктсрян" С&скг.^, 1591г,)» Материала диссертации нанял отражение з 4-г публикациях.

Дглсэртацая состоит из взздчпия, трзх глаз, яарзчая значеная, гі-гсгг^гпіі:-: рег;істровк?.к различила вктонйцяй, заключения,- сітаио использованной литература а лрзлоЕэния. Ярллогвяае содержит образцы офоргічония эмоциональной рзчи з исполнении различных артистов, переданные с по.^сцьэ услоззненной интонационной транскзиїзізпі.

СОДЗШНИВ РАБОТЫ '

Во введений обосновывается выбор теш, ее актуальность, определяется цель и задачи исследования, описываются метода анализа звучащего материала, определяется научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы, приводятся сведения о композиционной структуре работы. •

В первой главе диссертации "О понимании регистровых различий интонации" обсугдаются вопросы, касающиеся природы и понимания интонационных регистров; решается задача выбора я четкого определения исходных теоретических положений, на основе которых проводится последующий анализ регистровых различий интонации.

Как показал анализ литературы, богатый исследовательский ’ материал о регистрах е&дёра?сй а рай&тах физиологов, языковедов и специалистов в области сцёййчёок&й речи, поэтому в целях всестороннего осмысления регистровые различий интонаций было рассмотрено музыкальное понятие “регистр*'» рйзрзбОФайййё.в начале XX века усилиями ученых-фггзиояргоз я педагогэз-эокалистов в рамках учения о регистрах человеческого голоса; вцдейбйа.йзибслев сущёственныа для понимания интонационных регистров полойэняй &того учения (р&** гистрсвые различия это свойство Человеческого голоса; образовав нпе регистра.- следствие йзманёййя кехайгзш гортани; г.оловвте о взаимосвязи рзгястров о %Шбро:г голоса) { определены черты 'сходства и. различия речевых и йё^есшпгреШзтрсв* ... '

Ввиду отсутствий ёдйнбббр2зйя. в £ермин&яогшх при /описании регистровых явлений, .в работе ббруййаю^сй.такиё ^гёйрётйчейййа.тёрш-. кы, как "диапазон",, "регистр51, "п&'яоса частот”» Уточняется* Что -з . речи границы регистров достаточно условны я.более -разьнтк, чем. в, .. кузнке. Поэтому в раг.к‘з:с ойщэгог традщионкого грёхрегястрового ■ деления диапазона .на' верхний,\'срздяяй'и• няенийкоторого аагпрэдер-яязаемся в работе, детализация. йггоящйрнного зйагша производится

- 5 -

a eve? ur;;;:. тлглм г::*;1;

СОДЬ’-'5—LOpX.IC-.TJ' Д;-С *4*I-bInOi'U« "

IP :'jsr.г.:::.:оо". ^.-ро'ППйского глта?:: ...v"'::. uiiaa

ЧгО з :шстоявд? пр'г.л па- р :г;-7р.; лз-1--;-3‘'сл

Дозг яо р5сп?ос:р:л:о.::н-£: яб««£*оя попгагяяч? рог;:~ гра как пов»-л*е'!Пг лзн:шзнке '-знл ллл г^цо-зь;:,; ;;__>ди1сс ughov-•у:-:г::л ;, сгсгзг.з ::>^1у:йш2 тяпа: "Я не mrj ирайхл, - сказал д, - так как згшгс п?> jpsiy" гж: "С удовог'.сгзпзу, CK^TSJIaiL-с;»; d.iMjn^.^pcx.oiinvw ;йСЛ$удецзги. Аналогичное пснамаяие peruoc-:а козено встретить ;i у современных яссдедовзтекеЗ лнтзазшк Л.К.Цо-■дятяса , Р.Ф.КаеаткгшсЗ :: др, Иаря.17 с такик талковзлшзы регветра •ужествуат опрэдеяе?' ^ погистра коз произношение всех состазпн:-: ■аотеЗ НК на веском* ерэдзем ияй низкам урэинэ тоня <"~*'сс::лл ■рашатакя’*, I2SQ. о, 10?). '

О райо-гл ::':!:'.:..v.-Г"-. \ :

•: '-'VV-; г гоп, что :/ - :.).ч - ;r ■ .-

\ ’•у-Л .1 '• ^ Z' Л'. Л ,*i Г..• Va . —;j J 2 V*

\I~ у.-:;£;с?:;сц-:с2-хо ssi, texan Згсткч. no r.■' -*;й дат* . '''•"Г”. -. .?

. . \_______I___________________'. ...

"•• v г-'-л-': ;rr:; - •........, ,^пд Стройна,, ~/я yasgja"

пекпзкао хонэ в иос'гд*?нтрз ПК-3

4,6 . . „ , r

"опзтра ут^г.:, - оказало .w::s i :v: •.-.a.-/

vv;. • ■■ rr^m^^xpa Ил~4. л'Л-<>

1зкп.\* £ pe^pr.vr:■ ,:>;o?q з .;лл?.;:рг:>

:? р.?;-к:;:: тг^гч:*;: репсс;:;^ j, квтес?В8 аехгдаого было вранягэ 23-.лгзнпо регистра йак лрэгзиозапзе всех ссстэиянх частей 12, пклз-ал дродсигр, центр пгетаЕсптр вз вксэксу, средне:.-! а-л в^гзкел РЭВКО Т2’!Э« BrsSJO 0T*.!?3<i*S, ЧТЭ та?ТС2 SCSHVanirO oe'iot-oro wCrilG'Slia

-. - 6 - -

сбяляается с музыкальным понятием "регистр". Далее, в качестве

исходных выделены наиболее существенные черты интонационного рэгк-

.„.т/

стрз, вытекающие из снстеглы Ж ' :

- Регистр является неотъемлемы1.* свойством интонации, то есть лаз-

бая реализация ИК, нейтральная или эмоциональная, характеризуется одним из регистров. • '

- Нейтральные реализация обьгчко характеризуются средним регистра:/ с возможными незначительней отклонениями тона в пределах средне-верхнего и средне-никяего регистров.

- Особенностью эмоциональных реализаций КК может быть повшюние

или поникание регистра, то есть произнесение эсей КК на более зксо когл или низком уровне тона. ' . • " • • .

- Регистр является интонационным средством, обладающим различительными возможностями» С одной стороны, регистр может усиливать смысловые различия высказываний, с другой стороны,' регистр участку ет з различении разнообразних эмоциональный аостояний; .•

- В речи регистровые различия тесно взаимодействуют с артикуяяця онно-акустическкш особенностями звуков: особенностями келодаческо го контура, сдвигом артикуляции звуков вперед или назад, удлинением гласного центра, усилением или ослаблением мускульной напряженности артикуляция звуков» усилением юга ослаблением фонетической’ саюстоятельностк слога ила слова, движением гортанл по вертикали, скатаем или расзяренлёи глотки, назализацией, придыхатаяьностью, приступом гласных или согласных и тешор&льныда характеристиками. Особенно ярко это свойство ]ээгиетров проявляется при вкракании эмо ций, где б результате сочетания '-того гіля иного регистра с артикул* ционко-акуствгевсккш номялексгш' звуков возяакаот; разнообразные '

1/ Ерызгунова ЕД. "Звуки п интонации русской речи", М.; Ь'с.язкк, 1969,1277,1353, Ее аэ: "Интонация" - В кн. "Ерсская граматика" Т. I,'с.96-122, С.232-234.- М,: ЯэукаД980; "йзоциокальнс

стилистические различая русской звучащей речи” - М.; пзд.М1У,1£

кровна окрвскйа • . •

Вторя.? глава лзсЕЯцена рассмотрения 5$л;гцлй регзетрозкх раз-чи£' русской йнтокгпгс:. среди коториг. зицеяекн тр^ крупные разке-цнзста рогастр-зш: рз-г,:н^Д: рзгас^вяв. различия оря передаче .гой речи г рзг-ястрэвно различия з ф;/нкш!д сж'гдоразягхойая» ре-.стровые различия как средство внраяещ?

Рпг.ис.?т5Цв,тм.гкпя п.ок .псшл.^ча_тг^..в^и Калбодьэуэ 'шщиональную нагрузку собственна регистра в тестом взде аолзпяит эг парепаче «укчк 1ч>яосов, 'Тзкта ргг^гтрогас раолхггя Кииягс-даатоя сценической ярзктака одного акгора ,т;яя изобрененгя речи и голоса азяичзьк парссиакей, • пэщшэр, щз&ттх я аенских голосов, Тияяч-ой шшзстрацкей тзк?й сруякщш регистров является чтение М.Уяьяво-нм глаз из рекза? "Ъг/зй Дон”, где на разных регистрах акгер перэ-9в* речь &«отя.ъч ч Х^агоргя .Мзязйоса, Д»акв*« я Пенгеяея Меяехзпз,

*: < гея !.:?.!.> а <> Яскце пртгг:- ?:-о“об«л'и г^этлхпог.-зг.т':

»г:/с;эог кг тг.;..г»*сг-1; ^ггг5^альма5: п 'г_г:р-»л:«~.--\ з

;-л!1рп,гя с*</.\-лъп ''ийраодявгшйл", •;-. с--?з у;*: а-га-

:-г^ прлх::г;:тол псх. г.ггч .•-жлзре.'ленко ;?во рои й;у*с:.у:; аэзезу::), ^аарлмеп* з юкдклз ••дус.трл-сая ^аядад"’'7 з и^рзчхи

* знога ::орпетэг з .егся-лгзлв ’^З^гадяцатаз а;*;»" у©а»ра "боэрэманния* '.{.Неелова з ос л" Пеб?о?*-лне гг ~ "Бярг^^Гг.'е, л зг>-

зо •.’егк-' ЛЛС^-лт?.:: » брзкягл: г г^ггг.п: т2арде.«г4 2 с;зг*аягл.

язченэние облика шреонагз! связанною с переояэЕашгом, согтровозда-этся яерекзйой в логедзЕпп, стяйз» язшее, а 2аг*а голосе, за с??? £з’.:эи"'::;г; %с>72с-'гр?. о,г'-:о1п:?-:-л татга'.гта: ^р*гл'^г.:у вивяофэ-

г.ай ооиаза аа- сцене. я по9?о*л <ге?и* тт^гг*"!*.,

В ротк э^г:. ^ юга &ъ*$ятга а 7с;;о^‘я:; ж его ес-^кзы тэякз эозмозяо Еслэльзозаяаэ рег£с??з с цегшз кгнтащи ^гоЗ р-з'-пг* Зо? одна кз глдестроцгл такого йсяслгзованед сегпе-трозж различий а погкяогэ из нзисфзяьйз ”£лпсетя1'а меня такой'*: -

Лидия: А если еглу так ванна его работа»/ что я он ? о7

сейчас с нее сбогает,/ предатель?

*' * /* * *25

Андрей: Кого я предал?/ Кого я предал?

Мать: Лада,/ кого он предал? .

Лидия: Дело,/ людей, которые за ним позли./ '

1мэм^мвн^усвинулЕЦ1аЕ§рх. / tlifaM, я_отказ1лся.

Скакхто, какой скромный!

При имитации Лидией речи Андрея актриса И.Савхгша используе' средне-верхний регистр, тогда как собственная речь Лидки, исключав

J9*e**«dOO990*9i99699t ?6 9

реплику ЧМзм,^меня^дзлнул;10Еаверх,У :л-_я_отказЙ лея", реализует-

ся в средне-нижнем регистре. Лидия передразнивает Андрея и это качество речи передается лскользованлем реализаций М£-6 и ИК-I2 в средне-верхнем регистре в сочетании с $6ястранным темпом речи, ела бо вырагенным синтагматическим членением, высокой степенью слитности произношения. Такал образом, регистровый различия, используема при передаче чуяой рэча{ ярэдстав^шэг' собой простейшее эладенлэ го лосом к довольно распространены как s сценической, так и в разговорной речи. В меньяей степени изучена другкз-зада регистровых раз

дичий. • . ■ • "

' . ' ‘ ' * Рвгисттюака оззяичгст в бунютаа .^ысяроэзитчения. Роглстр выполняет Сдункцию сшслорэзличевня ара условия сравнения Бнсказыващс характеризующихся одинаковым яексико-гра?йШТ£ческнм составом и типом ИК, то есть 2с& йоотноаеияя тона з ШС (пр-здцонтр, центр а постцентр) реализуются а пределах, «sphere или з лсэдеяззс нианего регистра. Как отмечалось, в латерзтурэ, 'наибояьанв Ьозуогаоои».регистра кая сшсяоразяэтшэяьного - ррвдс-гза;. катонецйя прояз/хяэтся а русское языке лря эдрааенки вэ^гсирзсе* -пщоутша, врапомйнааяя в . ’IK-б, а такав сценки в .ИЙ-S н SKrS (?усс?{ая ‘йрщгааай. 1930,о.ПВ) 3 д11ссертадя:г'расскатраваатся..ртп скучья»':у ■'

иедоууеніи, ііряпсмгяанш»,'о дяугз#; тіврзепрос ’.газе? усішватьея

пззнзоняем ;,-згас?рз я убас?рс-шгегі гвкиа рггл:

А £ ^ » е <■ « о с * £ в • _ о о о • •*«*»«**'

" іГттй-мн его 5:їЛ>л:Г?" іглп зи .-озоряте, ї;:іі сгз зедзля?”

а ві??г-л«няе ::с:^у!.:«пг:5 пряп^жна-іяя - Езшіаанивй регістра її за-

ьгзддсяясм тамсп рс*-?л:

"ІГле ііі: его вддвда?** іші яЬіятврзсво> гда ми сго я;:?" Прзьоденннй 2 дігосорїзця:: вналяз поназал, ч?о не звірений звуязцем матеряаяе прсслекяззвтся регистрошз разлячяя яри пвре-опоосе гсдсу:.:сп:~, зряаоміадвншц й так.»? ебпзрупяя, '-зто пра вцрз-

г.9й2і! упоА'лнутьгх зга-геилі: тсї.гп рзча з соявїаняя с регистроз^я различпямл получао? нзкбользше сктлзрззлотитальнао возкоянзстл: Кедзуке?т; , Тебз да-~о_напяева?ь, ч?о я торч| здесь два часа,/ дождімось! /1/йгІ я дхйдззсь? '

(фоногр. к/й “їїряходагз ззв'гря") ■

їїясеоппсг; Пзгряг: -• А зог з СЗзрзяя / дсз«це;!. їероглу" / гоііиапп зст&кз/с голтоа/;; рлаз&г:.

Лязгог.ез; лойкаяа? (б исп. ЛЛлллг.'.:-:з'

г>

■ язі'кіяізгпг - З Счзг--:::'!: _

Бр;:пгь'.лнзняе: Илз?.'.-;со: - Нриотаяв віх-яягв? / ;^«-»є:ь'п с глгар~;:,/ напоре по взч?рз;ь Л'хІк оп йськваяс.?? / А яазнзЬлсл он /

■ Самарз. • '

Сртагг:., :-/?> !'НС'0:-{3:Г-’С!'ї;зя г:^-оз дія г:го»-іг;!С’‘)

РЄГИСТР02ІІЗ рв З ЛІЛЛЯ при пе?:?спрасс-, недоумсвяіі, Пр:їГ7С.7ЛНЗЯ:ПГ опроделявїся с помо^ьз сяуяозогз онзиза. Результати злектрзакустя-'^іскоі о йі:а~:'зз. па ослоьакп косокго егслзллютсг; оо'зогкязстк рйз-гигпг,;::; 2.С, дззгиип» про^ерать слухової? вослриятіга йнсгззцважіЗ,.

Гпз^я’.яг й їі::*" отрзг-аз? доота-ізчшй кокграст з глрца” вр« ііереспрзсо (от 360 Рд до 430 Щ) а пряазжнаня'л (от І£0 ІЦ до 230 ГЦ) в яеяоляешш одязгз п уогз аз гозорящегз (А.Калягянз). Темп зечя 'гакге отрагзн нз графіках’: сзроспрос %4 слога) прзязносятся

- ю - •

за 460 м/с, тогда как время произнесения припоминания (6 слогов) почта вдвое бояъяе - 840 м/а* Така;.! образом, электроакустический анализ пэдтперлдает регистровые различия при переспросе, недоумении, припоминании к обнаруживает их связь с темпом речи.

*1

чсе

за 3» I» г/» «с

»с

График Л I. Переспрос •••««•« '

е поймана? .

&

"с?

М і-г«»

'ЗгҐ

ш

4(1 •

Х^І-УЧ т га а>

ас

Ії>афлк 'Л 2. Припоминание ІКІК он назывался?

** А)» и» к» <«* -м/е

У *

Л

5_& X* А і &

'Т'Л £ ЙГ'"Г~£'"г'*

4ве ив Ш 4сФ хее (»* и* *се

Рвгкстпзчыв различия интонации как средство анрэяения змопиі Наиболее слонное и разнообразное использование регистра набладае: при выражении эмоций в устной речи. Рассмотрение эмоциональной фз кціи регистров вызвала необходимость осветить современное состояние имеющихся представлений об эмоциях. Из общей теории эмоций бі ли ввделонн и обсу вдоїш в работе такяэ понятия» как змоциокальна^ реакция и эмоциональное состояние, активное и пассивное эыоциона; ноз состояние, которые явяяатся весьма сушественнши для пояимаш и объяснения эмоциональной речи* - , .,

.Национальная теактнгя и эмоциональное состояние. Одним из вопросов, который требует уточненая а лингвистическим плане, яви отся выяснение того, какие типы проявления эмоционального значені наблюдаются в речи. $тог вопрос обсуждается в литературе (Н.З.Св* тозэровз, Б.А.Брцзгунсва, З.А.Нутлкян), но на сегодяяиний дань не "'■'в5'£ однозначного решения. В дассертацнд принимается тсч:га зрвкі в соответствии с коюрзй вздоаяются дза наиболее ярких згапэ прояз леняя эмоционального содерзания речи: эмоциональная ртакцхч а эи:

- п - -

цпональное состояние говорящего (Е.А.БрнзгуноБа, 1984. С.12), При разграничении этих понятий лрезде всего учитывается длина речевого отрезка. Так, эмоциональные реакции, разнообразно представленные в диалогической речи, обычно связаны с отдельным высказыванием, вырастающим какое-либо эмоциональное значение, например, удивление, нзсторояенность, вызов и др. в определенной диалогической позиции конкретным типом ИК. Вот пример реплики-реакция, выражающей удивление с оттенком нздоварая, при этом используется Ж=3 в верхнем регистре, которая характеризуется высоким уровнем тона на гласном лредцентрз и удлинением гласного центра: -

- А вы / платІля? .

- Я ллатія. . •

-ІПлатІли? (фоногр. к/ф "Служебный роман")

Если в речи говорящего многократно повторяется однотипная эмоциональная реакция, например удивление, и распространяется на Золее крупные участки речи, чем одно конкретное высказывание, то в этих случаях мокно говорять о расширенной эмоциональной реакцій или о сблигеняи э:.'3’яональнзй реакции и эмоционального состояния, например: . . ■ . ... • '

Софья: / К8К зы теперь./ что лоделкзаете? •

Платонов: Я ахольный учитель, Софья Егоровна,/ только У я всего, Ссфья: ІКІ

Платонов: Да

^ Т 2 2

Софья: Невероятно,Лно почему,/іпачецу ж© не больпе?

-г ~ 3

Платонов: Мало одной фразы, Софья Егоровна,/ чтобы ответить на ваз вопрос. . '

б 2 п

Софья: Но Лу киве рейте т зо крзйнеЯ кере ,/1вц кончила?

Платонов: Нет',/ я ого бросил,/ зэибрїенл.

■ ' А V -■ ■ П 1%

Софья: Ля... ао / это кз ыешаст вза быть человеком,/Ізернс?

Сфонсгр. к/ф "Неоконченная пьейа дяа исйашгтеского яканзног)«

Эмоциональное состояние говорящего, как правило, огсватнвзат болыие речевое объомц 2 моает представлять собой восторженный, грустный ила драматический рассказ. При этой ,!ослн тот или иной вид эмоционального состояния охватывает большой речевой отрезок, то обачно проявляются ведущие интонации, создающие окраску речи" (Е.А.Брызгунэ5Э» 1984, С.12). . .

Йокайем на примере конкретного материала принцип анализа эмоционального состояния* Ярким примером проявления эмоционального состояния является рассказа Платонова из к/ф "Неоконченная пьеса для механического пибНино". Это история его молодости к первого

глубокого разочарования:.* „ ‘ „

3 6 3 0 *5

I. Девочка лэбида студента*/ студент любил девочку»/ Зечорша

6 , -6 они сидели на рэке,/ смотрели ка огни пароходов,^которые проплывали мимо,/ пели пэсни^/ ?.:эчтаЛН,/1целовались,/ Vклались./Де зочка к:

3 *|ь ' 0

сила волоса!./зечейаш&а на у£ги>/ и от неё всегда пахло/ речной зс

дой./ К д^зНЬ ей/ рисоваласг/Ьольшь^длинням праздником,/ в которс

б б 1э X 6 **[ * 1

для них било/ очбНЬ Шогйкместа»/|0ни были счастливы./

* 3 Т б ? • 6 т

П. ^ Одаа|да дЗзоткй/сказаяа/ ч?о ей куяно уехать/ На два д»я/

в п!терб^рг./ -Ш отп|стизь ыек!? - спросила она*/ - Отпаду! -

ответил он*/ - Только буду £чень/ скучать,/ '

** "В

^Он проводил &е на ьокзая«/|Она негяо обяйла его./40.4 сзшЬл

ее р$ки,/|едв& сдершзад сл!зы/1и не говорил «й йи ся5ва./ А когда

поезд уз1л(/он смотрел на удамташ огоньк!/ к тй::о гозор1я:/

3 / ' * V ■ ^

-4.\Ьглая моя девочка!ЛНбяш<ояоиная уоя депочьгэ!

По емоциоиэльНО/ф состояние рассказ расседается на дзо «веди

У этих .двух частей свои мшрогемы и своя ваоцгэкаяьяш тональности

В первой части рассказчик нзредзет_прятана -радостные госпомикзнгя

доставляющие еиу' наслаждение. Вторая часть-- ото вырапеяяз грустя,

печаля, неосуществизяихся .цядезд. Наряду с лексикой и синтаксисом

большую рояь а выражении эмоционального состояния говорящего итоге

- ІЗ - .

зїоясцхя. В кгчестав вздувей пслользуется ИК-6, хорзас я8рода:э:ца~ гтороплизнЗ харзкгзр госпогланаїпія. Регистры б .сочетании с артат/-Г4^'с::Ко-2"ус'":"’ес":'і,::г характеристикам згухаз задейстзозсг.:: рас-їазчдкам, когда оц, пере дает то_рр:іятнне, то грустные зостіог/инашія:

3 "* ,3 ^ і * "і і - . ■ . , '* ** 1 ^ ,

:ге темпа речи, гсплзнле .'.гуекулзноГі нолрягенноетя аронікуляцая зву-;в,сдз:іг гласных зперэд, поднятие гартанл, .расширение глотки -эрэдают рздостныэ ошуиеняя «чссказчяяа: Іядпксь - пноЗий се глет-». 73'”?”":” герггаз - пзззодямт представить себе, с какой интонацией эоизносилась клятва; І л они были счастливы,Іона йейпа обняла его -Р8ДН8—нижний регистр, Удлиненные отодвину®» йаэад гласные центров, зущзнная гортану- передают счастье, Не ~ї сіять; іон с.такал ее руки,/ хзз сдергивал слазн/іл не говорил ей н;і слова - низкий регистр,

ггпутае паз.*л ?я«онкэ центров, сяатзя глотка, оетщсшшя :;огт?.н:..

* . З

: ,.г^.;~у:тг. рз?:, - передают сдерзяваеыоо страдание;^/ллал :оол

г-з/.ііколоішйя етя.разочка - лояозатольнвя сценка, зцтхг.азте-гям регістром з сочетании с уменьшенном интенсивности д::з:с:і г;г;г:соЛ, уеллояяем фонетической самостоятельности д^зс"»®,. у о терші передаст сагуїдение ееличаіїлей потери,

ейразе;.:, проведенный анализ показал, что эмоциональное їс’мянта га”оглет~о с'гзнь подеаяно, изменчиво, Оно С2Я30Н0 С О.ТО-^пвд&аоа тсиалкгооть*.:) тзггота. Подобно 'тощ, яак в тексте яосго-зло изменяются емкелозые отношения высказывания, так и в эиоцио-гяьном состоянии говорящего высвечиваются благодаря' янтоноцаояна-:;.;-:сзым орадстязг: :о о дня. то, другие эмоциональные пережгозкия,

• да ясследомтя

’;зг:іс:':‘;озіу: раядачий русской интонаяяи з эмоциональной рача

і.їнц тазяо їїоютля.кок агжізнсе н пассивное оиоціїонзльное состоя-іС; кзторз пртшзолостгзленн нейтральному эмоциональному состоял с ;{ргсрк::'і'с.сязоия наиболее крупные различия эмоций.' При

- 14 - ' .

атом существенно учитывать, что многие чувства могут быть вираяанн активно и пассивно.^

Б этой связи интересно вспомнить, что еще в 1925? г. Э.Н.Бсе-волэдск;п!-Гернграсс, обобщив известные е!$г данные из области физиологии и психологии, предлагая классифицировать эмоции по энергии прояилонля, деяться на актязние я пассивные, а затем, используя музыкальную терминологии, связал изменение регистра с выражением различных эмоциональных состояний: "Низиим гагедам соответствует

сильные пассивные п слабые активные змоцлк, о выезим гаммам - елль

2/

ные активные к слабые пассивные смсции, ' Эта мысль, высказанная

ТО лет назад, не утратила св:'Ез актуальность и в наше время. •

Исследование регистровых .различай речевой интонации показалг,

что в омоциоигльной ре»: и функции регистра последовательно саяза!

с вкракскием активного и пассивного состояния, которые по-рззио:.у

могут конкретизироваться в речи с пэиэщкз лексика к контекста. Та-5

активное эмоциональное состояние «огэ* конкретизироваться как вое-

торненкое, оживленное, приподнятое» боопокойяое и др. Пассивное

эмоциональное'состояние кокет конкретизироваться как усталость, &■

надежность, исчерпанность доводов, недсстяззмостг чего-то к др-.-

Ваяло отметить, что пассивное - это не значит отрицательное эыетр:

иальное состояние, оно «озет быть очень разнообразие:*

Активное эмоциональное состояние характэрпзуетсй употябебаввг

верного регистра в сочетают с усилением мускульной, напрзгзЕкое:;

ар-шкуяяцан звуков и словесного ударения, приподнятой гортаньз*. Г

11 "" • ■ .

■1" Более подробно об активном л пассивном еноцпонаязном состсант ■см, в кн. Е.А.Брызхунозсй "&гацпонаяьно-стнластгг»аскаэ разлети-х русской звучащей роча" - К,: Изд-во ЩУ, 1584, 0.12. .

2/

З.Н,Б0еВ0Л0ДСКЯ2-ГерКГр0СС "ТсорИЯ РУССКОЙ речевой 2НТ0е£Ц:ш'8 Пб., 1922. С,38-39, .

зное эмоциональное состояние характеризуется употреблением шотю-реглетра з сочетании с ослаблением мускульной нг5пря:.::с::."аст:: зр-куляцггл звуков, отсутствие:.: ярко "ыр^скногс словесного удсре?„:л, уценкой гортопьк»

Так, например, з зыскаэнэаниях из кинофильма "Запомните ;.-енч кой", которые представляют собой эмоциональные реализации ИК-2 и растеризуются общностью знзчекия, регастрн участвуют л шлялоялп зличных эмоциональных оттенков значения:

( о , 2^

*лватлт, — я сказала./ —(;В псп* л#^ия0Г‘0вь0й)

1Прекратите!/IКакие мелкие,Днизкие споры! (з ясгнгиСтеппиозой).

В первом высказывания верхний регистр з соЧб'Таняп с наз1;анш.кп ше артикуляциями передает активное эмоциональное состояние, кото-е конкретизируется как возмущение, активный протест, тогда как втором высказывании ни/кннй регистр в сочетания с соотлетстэую-ш артикуляцшгш передает пассивное 0:’лоцисналг>;-:ое сосг-г-гимс,. рое конкретизируется как усталость, безнадежность,, связанные с зрезудътатностьэ предыдущих доводов.,

Существует мнение, что высокий регистр связан с вирпэокпоы по-яительной оценки человека, а низкий регистр - с выралепло;; отр:г-.тельной оценки (С.В.Кодзасоз, О.Ф.Крлвнова» 197?)»

Материал диссертации показывает большее разнообразие связей :?онациовно-звуковкх средств с. тем или иным значением з ре*

Он такой_добрый! (средке-нкзний регистр выракает сочувствие)

‘ 2 ' ' ‘ ■ '

Вы настоящий ЭДдбйййк!, (уверение, с преклонением л восхищением) 2 1. / я * ; , ' '

Он добрнй,/|ся такой уьшьй! (с восхищение-ч)

~ О

Они тзккз иротквннв I ,досадок) ■

'Бездаркнй калека! (отчаяние) - ’

Метая моя девочка У^вэлшсолепная моя.доводка-(с грустью)

Ящерицы ^зеленые Ляурй»/ увязались за -отцом,/ иояослуагкяо свое кззнвать приехали*, (насмезка, активное эмоциональное состояние).

- 16 -

їпкям образом, лрявздоннке примера показизаг/х., что связь верхнего рогкстре с пэяэж:тояьной оценкой, а пик-юго с о-грэдатал^-пей возгоана, но нэ обязательна» ,

При о&ясаогш связей иптонацязйнэ-зэукоьых средств с амракзе-г.і:о‘»’єп;ія»: бу/гл учтена ::ысль, шоказашза? єщо а начале 20-?: годов о км, что кэгдая кнтонгция (::лй 1ІК) облгздьет обобщенным знз-

аотоаоэ :.а:огосбраз«о яоккватязаруется з рот.; в завпешлооти'

* ' ’ т /

от :;о:;с:іг:о-с;ііітзкс:гїескаго состава Бисказшзашшт' Это ваанейзоо

свойство лнтоксции было показано на шярокогл ззучацгм (латериалз л в

других лссл-ідовзіиіях Чїзучзшой ро'ч'н (В.Я.Тругуавова, ІІ.ІиЩ'Хйиоз,

М»С.О«;:р:-ова, Т.Э.Ког;-поновз). Анаяокгаиэе своіістзо лнтокации, то

ьск, й.‘Зобс2кноса-ь іттоаацаоашос значений, проявляется я в эмзцле-

к.'.ъ~.г:1!с:1 р-з’гл, в том чле ..о з зпгявядях, глра"г.е;лнх регистровым:; раа-

л.пгль-и, В яссдйдозон:-?. показано, чго основано тлпц регистровых:

іпплл-г:.; в оочо?ак;:и о арічаїудяздслінікк азьйкешшма звуков тяготеют

к ебоб;.»шшх раздэтг”» аксцаЙ: аархкий - к внра-шш) ок-

тлв;:0т'0 йлсцжяшьнэго состоявля. вакней - к гцрп?ш:а оаезкэаэго

о:.-с:ілокадь:;сго состояния, которое разкосерзско коркрехгзгфуится в

рочл. - ' '

Это с.-.гЛство роггстровчх ргзліли?. :ттонацха арояаляотск и

л;;.- поясгглтейыпгс п т'тріпіат'ЗДікгж оценок. Так, :латерявд

д:исср-га;я;і покачивает, что поло:?лтелвнно я отрицательные оценки

г-огут в:я;пг.-’Ы1 ке-и в октявнз.'.т (ворлнял регистр), так я в

і.чісочвягм (и;г.<н;гй рэггготр) о^одлоналвноїл состсянгн.

ІКЬао?. ту. красивий! - исаеззгселыууг оценка варагеиа в ак" I г/ Ц3

угоном 57сц:їоп2Лі-;ю:.5 еостоянлл аоохх-.сшия, я ;<КакЗй угнсі-вкліП -\.олок:те;л:';;;; сцодла :л;:"з?!!а в пассивно:.’ э.\гац’лоца?1ь:;:лл иостсяняа,

*■' 2.Л.Брязі.’ио„а ’"ірмсялескся '^олетлва л. гнтонзц-5» русского языка Игут-во МГУ, 1033 г. .

;оторое конкретизируется как зосхищеиие с оттенком удивленна не-іостигпімости. Или другой пример:

М. наглая! глл |3ы вообще неизвестно кто, Лкїг э гонке! -ітрпцательная оценка виражена з яктизном эмоциональном состоянии юзьущення її I Гад какой! - эозиудекио з пассивном эмоциональном ;остояніпі8 связанное с безкоде?лсстью.

О точки зрения изменения регистра при выражении Оценки, инте-есен следующий пример: авантоойст!/|Тц ндгг.оц!/?Тц варвар!/

к обалдуй! (к/ф "Ироііия судьбы"), в котором изменение эмоциональ-рго состояния от активного возмущения К пассивному* расслабленному, вязанному с безрезультатностью доводов, вЛЭЧЭФ за собой постепен-ое изменение регистра от верхнего через средёий-к СредНО-ПГПлНеі.'у.

Наиболее характерные примера зирагения оценка в активном л зссизяси эмоциональном состоянии били подвергнуты эясктроакусти-гскоцу анализу, котошй дал следующие результата, наприкзр:

*7 6 4^^ ^2

|3н но умная,/1д6бпая,/1мллосэрдная Св исп. АЛСэяягина} - роа-ззуется з ниенш регистре в полосе частот от 180 Гц до Е0 Гц а гразао®лолояительнуа оценку в пассивном эмоциональном состоянии, второе конкретизируется как усталость, нежелание продоллать разговор [Бездарный каліка!/|іде мои с§дц,/|^м,/|тзлІнт,/(пропІла аизнь! -второе рзайіізуотея в верхнем регистре б полосе частот от 480 Пі до ;0 Гц и ЕНраяает оценку з активном эмоциональном состоянии отчая-’я (говорящий • гої ае). .

. Конкретизация оценка в этих примерах происходи? эз счет лек-екд. интонация но внро;к-ет обобщенные значения активного и пассиз-(ро .шочяонапьйого -ссстоягш. ' '

Б т-ептдей глон-з проводится шгализ'регистровых различий русской фонации 2 исследуются типн сочетаний регистра с артіїкуляционгіо-устичоскини особенностями 'звуков при заражения эмоций. Зто капраз-яие исследования пока остается малоизученным, а ряд возко;.чннх со-

■ - 16 - •

четапх; регистра с тембровими хзрзктер:істаха?йі звуков открытым.

Анализ реглстрозих различий показал, что регистровые различи иктонсіл-л прл вирахзнли разнообразных эмоцлонагьних состояний некогда не выступают з одиночку, онл функціюнлруэт в езчетзклл с другими особенностями. Как правило, это два-три артикуляцаонно-ак; стлческие характеристики звука с определенны;.! тлпом ИК, который реализуется в одном аз регистров з определенном темпе речи.

Наиболее часто в речи прослеклвзэтся следующие сочетания регистров с артлкуляцяонно-акустлческлмх особенязстягли звуков.

1. Верхнлй регистр + усиление мускульной напряженности артик;

лируэщлх органов + сдвиг артикуляции вперед, прэзде всего гласног' центра + растянутость гласного центра + поднятая гортань - полояз* тельная эмоция, проявляемая активно: __ .

-ЛПоздрзздй» Вас, Сергея Далч!/1зэлая Вам всег§-всаг§1 (радость)

-4 Л воздух/ІкакІй в|зцух!/ Испода!/ Сёря,/ я в восторге от каяаг

сІда./ІД^нш'і,/ дЁеный сЩд! (восхищение, восторг)

-ІОй, ЛПдочка,/1здразса'вуй,/Іздр2встзуй!/1І,/ ОлІжка,/1їн как зі-

рос-то у_ нас!/1 Просто вы?.<ахал,1ку н$дэ га! (радость).

~ІАх, какой у нас добрий царьІ/ІСлавняй/царї/Торсх.Лхороіо ему/

^ X

анвотся ка езото,/{когда у него такой веселый/ характер... (прославленно), ' . ' ■ •

2. Верхний регистр + усхлекле мускульной напряженности артак:

лпруадлх органов + усиление олэбэсиого удареній + сдалг артикуляц; назад + напряженная глотка+-(теми речи варьируется) - отрицательна; з:.«оц:іяг проявляемая адтаэйог . •

-;Я^ н'біь,п лч т^.эстао,/ц;?лъ! /ІВє^дз^нїй кадІкаГ/ІІ^е мое сіли,/ 1^;.',/Ьал^нт?!/ Пропілз гр.з.ч в! (отчаяние) ‘

- Зої я сг.оц;і8лько4па5лзкЬла/|и удлзляяась.ДЦза стакана чая,Лзот тг

,3' * 5' 5' ....................

лО,г і-гус:::,з гсїїлдлкц, (потог.? пять~чзЦ|/іпзтоу забоалея, не споосяс

........ з .... § 4о - і * ,

.і :.-0'с лсглн-яті-/І;: сьоя по.іплрогз./іВое капаете?/1 к ох^ат,/ скакалг

яя2,/ топают,/ с^сэмого утра покоя нот!/ Что там за гум?!/Прекратить сейчас ге! (раздражение)

!■ ” 2‘ ' л 2'

||ы что, дурак,/|з разговор влезаешь?! (досада)

Ну наглая!/ 1? (возмущение)

I ’/ л ..... . *

Он же газеты перестал читать,Дэн ез"напивался*и*орад в окна*про-хВяям/1он "Спидолу" на’луДза бутылку в^дки /Штдал! (зозмущение)

3, Никний регистр + ослабление мускульной напряженности арти-

лируюиих органов + едзяг артякуяяцет назад + оудекнзя гортань + мп варьируется)- отрицательное эмоциональное состояние, преявляе-е пассивно: ^ _

Мог бы вообще не приходить./ С$ш ке велели/ долбить,/ когда б$дет гот^во-с. (обида)

7^/ пианино!'/ Господа,/ пианино! (разочарование)

Было^а ещо одно городу царя Гороха. (озабоченность, тревога) зЗяе^мой! /1к1к я устала!/^Как^я сумасшедшая к§чь! (усталость)

2 . 3

\ндрей,/)это правда? (горькое удивление)

1$дая,Лино стЕдно за тебя./1как базарная б§ба./]Дера§ себя в зуках. (укор) .

4. Нижний регистр + ослабление мускульной напряженности арти-1яции + сдвиг гласного- назад + опущенная гортань - положительная

|ция, проявляемая пассивно.:

I 3 *- з

& С8ШЙ умный,Дсамый веселый./»Я так за тобой счастлива,Л так

окойна. (нежность) . ; ■ ,

5* 5* • • ■■ - ■ • "

зяой умненький! (восхищение с оттенком удивления)

...При БЬфаааЕшг..эмоциональных различий прослеживается связь ре-тра и темпа речи, но/ как показал анализ/ она не столь регулярно ; г.ри заражении смысловых различий (при переспросе, недоумении, поминании). Отмечаются следующие типы'сочетаний регистра и темпа а: ■ . ■ - . •

Повышение регистра +■ убыстрение.•темпа речи - акглзноё вмоцио-

' • . ■ - 20 - . ' нальное_состоянпе; _ - '

-|целов1яись! (удовольствие, радость) ^ •-

, * • « » » « ••• « • • 3 # в/*.Д * * 41 *у* * в • 3 *

—]Лермонтов еосогль лот как Д8кал в могил о! /ТКаполеок был гонорало "1 Вот! А к я нечего з вашей проклятой кязнп ке сделал, (отчаяние) Понижение регистра + замедление темпа рэчи - пассивное эмоци нальное состояние:

-1н?/£..Лчтз теп?рь/1про Ее ну—то толковать, (замешательство)

*ё\ ' ■

-1 С^у;,-И^ти^ходцгаь ^долшГо^цть^ (усталости) .

-]У,/ л;юн5но!/^Гос1зод§,/1п!!ан5но! (разочарование}

Однако обнарукиваотся и такая связь - воЕСТсние регистра 2

сочатап:::! с. замедленным темпом речи, напржор, при выражении иг.т;

сибпостл действия: ^Пропадете вы без ио;ш. Платонов! - или пр£ з

раээнли высокой степз’.гя проявления пщзнака: -|Какая наглость!

ц понижпше рзглстра в сочетании с ускоренным темпом рвче ыокэт

I О • • с « !*••••• *9

передзээть тревогу: -)Что о тобой?, страданнэ: -|Мне тридцать я'б

1 | • • •*А* I О •' * »р • е с с о

а такгк приглушенную речь: -4Когдэ вн только сйте бываате?! ил;* .«'о *****•’•• »»»«“»»/•» » • * * »

40пять от тебя, подлеца, мош/я духами пахнет? .. г

Так:ш образом, способность регистра выразать ^ногообрэзиз эмоциональных состояний обеспечивается его широко!: сочетаемость:; артлкуледионно-акустическшсс особенностям, звуков, в результате торой образуется различные окраски эмоционального тембра, о •го я: воляет охарактеризовать регистр как очень яркое, педвлгяоа и рг: образкоэ средство эмоциональной роче. '

В подрчио представлена попытка собрать те эиаченгя, з зыра: наи к о торга ирпнимаот участие регистровые разкич:ш 2 прокяластр: аэгьих примерами из гяучаяей речи,- ■

3 яп;;гоч5я,.1.п г.редставлонн основные результата дпсгертЕцион: работа, которое уогко обобщить в следуэднх вводах: -

I. В диссертации проанализированы разное этлкогэвпл регзет в целях всестороннего ссг^ксдокня реглстровнх разяпчдД ;ШТОН£ДГШ

- 21 - '

ізсскотрено і/узнкальное понятие регистр, н в результате а качестве [сходного принята понимание регістра как произношение всей ИК на «соком, средне:,: яли низком уровне тона. Такое понимание, близкое : .тузшсаяьяому, является существенным для изучения связи іїйчевол

і кузнкаяьноЗ интонация. *

2. Регистровые различия интонации широко представлены з устной :еч:і а несут больную функциональную нагрузку: попользуются-при пе-їзда’го 'зуасЗ речи; учаоїчуют з зцраяенпп столовых различай выскз-;ываний (щи переспросе, недоумении, припоминании, оценке); перемят эмоциональное состояние говорящего* Айадаз широкого звучащего іатериала показал, что основные типа регистровых различий в соче-■эшш с артикудяцнонно-акустичзсктли изменениями звуков тяготеют

: различения активного и пассивного эмоционального состояния в ре-•лг которые «ногообразно конкретизируются в результате нзажодей-твня синтаксиса, лексики, интонации и контекста.

3, Регистровые различия интонации рассматривались во взэнмо-;ействии с артикуяяцланно-экустическиш комплексами звуков л ритмическими особенностями высказывания, что позволило детально оха-актеризовать интонационно-звуковое оформление конкретних виска-нвашш и тем ьтш наиболее ййлно отразить реальную картину уст-ОІХ звучащей рочй* .

3. даилзданки содержатся образца йнтонационно-звукового офор-лбнил устной рэча» переданные с помощью усложненной транскрипции.

В дяссвртшкй 5 качестве примеров бьти асяользовакы звучащие ■пг-зкп ::о кипофш-мсз "Неоконченная пьеса для механического пиа-"пЬ", “Сг:”<-:збнні: ро;,;ан", ''Ирония судьбы", "Вокзал для двоих".

0:; серого золіосіаика”, "Проходите завтра"телефильмов ”3а-омнптз дапя такой", "Стараячгарая сказка", радиоспектакля "Сказ-

э про царя Гороха* я др. . , •

Содеряаїш дассэртацаа отражено з следулщлх публикациях:

1. Регистровые различия руссиой ішїокєцгпі как средство зыр; кпя клоціїзнально^гнслозах отнглеклй в знсказаваїш. - Тезпон д; кладов общесоэзноВ научно-методической конференцій "КоимуннкаКЕ прагматическое я функциональное опзсаяпе' языка в целях аго epee: даванім з аюстранасЗ аудитории". Москва, 1991.

2. Регистровые различая лнтонацхі z лх функции. - Деп. ІШ

РАН, per. й 48460 от 29.С4.92.

. • •

3. Регистровые различая яак средство Еырагенгя эмоцгональк

отноленлЗ в высказызанли. - Тезисы докладов региональной нонфер цяи "Яозые тенденция в лпнгвдетаке с преаэдаэанал иностранных я ков”. - Пермь, 1992". ' •

4. Аспекты стллпстпческого аналлза худоаествэнного авучаще

текста. - Ясский я-,ак за рубегом. - 1992. - й 6. ,

кгяа - *5Г«