автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир"

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Панова, Ольга Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Панова, Ольга Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

Опыт осмысления онтологического взаимоотношения Слова и Мифа в концепциях русских и зарубежных учёных.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. БЫТИИ НО- М И Ф О Л ОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЗМА Л.Н. ТОЛСТОГО В ЭПОПЕЕ "ВОЙНА И МИР"

1. К постановке проблемы. Основные вопросы мировоззренческой концепции Л.Н. Толстого. Ключевые понятия {Человек Бог Вселенная, Бесконечность Душа Вера *-* Жизнь Любовь Смерть <-► Добро <-> Путь} как универсальная смысложизненная целостность. Их онтологический статус.

2. Духовные искания Л.Н. Толстого в 60-е годы.

3. Онтологичность "диалектики души" в "Войне и мире". Исследование пути, духовного развития главных героев эпопеи.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ТЕМА "ЧЕЛОВЕК - БОГ - МИРОЗДАНИЕ" В ЭПОПЕЕ "ВОЙНА И МИР". МИФОЛОГО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЖАНРОВОЙ ПОЭТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. К постановке проблемы. Толстой в надвременном полилоге ведущих онтологических и историософских концепций (философский и методологический контекст вопроса).

2. Художественное моделирование картины Мира в эпопее. Авторская версия мирообраза

3. История и метаистория в "Войне и мире" (аспект онтологии и мифопоэтики).

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СИМВОЛ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ЭПОПЕИ Л.Н. ТОЛСТОГО

1. Проблема Слова в период работы над "Войной и миром" (открытие онтологической сущности Слова; обращение к его универсальной, сакральной, символической природе). Выход в эстетику невыразимого.

2. Отражение мифологического мировидения в художественном сознании Л.Н. Толстого. Символическая система "Войны и мира" (небо - земля - вода - ребёнок-дверь - круг)

3. Роль мифологической символики в жанровой поэтике эпопеи. Проблема жанровой рефлексии ("повышение жанра").

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Панова, Ольга Борисовна

Постановка проблемы

JI.H. Толстой - писатель-классик - включён в литературный процесс, его художественное сознание отражает историческую ситуацию эпохи, его творчество - часть культурно-эпохальной парадигмы 19 столетия; HQ, одновременно его произведения пребывают в "сердцевине" универсальной Культуры как вечные, классические, бессмертные. В первую очередь вышесказанное относится к "Войне и миру". Эпопея "живёт" приближением к универсализму, "бытийной", абсолютной Памяти или, точнее, возвращением к культурной архаике - средоточию "высших истин".1

Исходный смысл "Войны и мира" глубоко онтологичен и обнаруживает себя в символах, мифологемах, восстанавливающихся архаических конструкциях, внимательно всматриваясь в которые можно приблизиться к "идеальному содержанию" Книги, выявить бытийную основу её художественного пространства.

Художественное мышление осуществляется посредством мироощущения, миропо-стижения, м up о переживет ия, миропонимания 2 и в итоге приводит к созданию произведения искусства как некоего онтологического образования; его художественный смысл реализуется и раскрывается не как гносеологический, аналитический, оценочный (наука), а как онтологический, бытийный.

Классическое художественное произведение являет собой результат особого — творческого - взаимодействия его Создателя и Мира; определяется как "живое художественное событие - значимый момент единого и единственного события Бытия" (Бахтин)3; отличается именно взаимоотношением Сознания Автора и Бытия, к постижению и выражению смысла которого авторское Сознание устремлено.4 Следовательно, произве цроиjведение искусства но сводится к идее; во-первых. потому, что оно есть создание или воссоздание некоего Бьггия." [Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Сартр Ж.-11. Ситуации. - М.: Лаяомир, 1998. - С. 104]. Литературное произведение как художественное пространство встречи, взаимоотношения и с о-т вор честна читателя и автора, в более глубоком смысле. - Язык, объединяющий пиш\щеш и читающего, обретает в понимании Ж.-П Сартра статус Абсолюта. ". начало лежало в изумлении перед анализом, перед тем, что ни одна вещь на свете не похожа на свой состав, что каменная соль состои т не из каменной соли, а из натрия и еще чего-то; что литература не возникла из фантазии каких-то личностей, а была чем-то совсем иным и всеобщим - была мироощущением" |Фрейденберг О.М. Из писем Н Человек, 1991.№3, -С. 144.].

Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам iyманигарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 208. Зд. и далее курсив в цитатах наш. - О.II.

1 М.М. Бахтиным произведение познается в его опт ^логической глубине, художест венная реальность романа онтолОги-зируется. Слово, доносящее и выражающее Истину, становится категорией Бытия: ею учение, изначально задуманное как онтология, превращается в эстетику -» зстегик) словесного творчества. Антропологическая, зстетическая и онтолодение Классики восстанавливает универсальный мирообраз, заключает в своём жанровом, семантическом потенциале глубинное онтологическое ("бытийное") содержание. Главная особенность онтологического уровня повествования произведения в том, что авторское творческое начало здесь подчинено творческому началу самого Бытия, а реальность художественного мира - некоему "идеальному состоянию", изначальному истинному смыслу. который "преднаходится" или "предсуществует" тексту и в нём выражается.

Искусство призвано раскрывать Истину жизни. При этом Истина признаётся свойством самого Бытия, той высшей силой, которая раскрывает субстанциальное содержание действительности и делает художественное произведение подлинным. Присутствие Истины как перехода из реального в идетыюе и есть онтологическое содержание, сакральное начало художественного произведения. Творческая мысль художника предполагает возможность Истины не только как воспроизведения существующего мира, но как подлинного, идеального (абсолютного) состояния самого Мира (идеал "истинно сущего Бытия").

Обнаруживается и не вызывает сомнения феномен неподвластности произведения своему создателю. Формальное содержание художественного произведения, то есть субъективная идея, намерение автора, вступает в противоречие с его истинным, реальным, "бытийным " содержанием и в подлинном, классическом творении искусства - отступает перед ним.

В свете онтологического понимания: и литература, и наука о литературе укоренены в Бытии; художественное произведение предстаёт как "акт доверия" автора и читателя "в совокупности Бытия"/ как "процесс самоосуществления и самостановления", "потенциальность, стремящаяся до конца совпасть с его реальностью"6.

Потому оправдано применение онтологической методологии исследования поэтика эпопеи Л.Н. Толстого, при которой выделяется и подвергается анализу символико-философское, сакрально-мифологическое начало повествования; через его истолкование раскрывается своеобразие воплощения абсолютной бытийной Истины в классическом тексте, подтверждается универсализм произведения. Ключевые понятия здесь - ОНТОЛОГИЯ и поэтика, предстающие в методологическом соотношении. гическая проблематика концепции учёного неразрывно связаны: главная тема, скрепляющая между собой эти смысловые сферы в единую философскою концепцию Бахтина - тема бытия человека в мире ю.'льтуры. Наделяя "речевую деятельность" онтологическим статусом. Бахтин пы тается разрешить проблему взаимодействия индивидуального авторского (человеческою) бытия и Ьытия, стремится найти точк\ пересечения и понять, в чём состоит событие их встречи. "Божественность .художника - в его приобщённости <;nemtxoi)iiuoa> ш высшей. чта в не находим ость событию жизни других людей и миру )той жизни есть, конечно, особый и оправданный вид причастности событию Бытия" [Бахтин М.М.Укщ. соч.-С. 205,|, s Сартр Ж.-] [. Чти такое литерачура? П Саргр Ж.-II. Силиции, - М.: Ладим и р, (998, - С. 46 6 Михайлов Л,В. Языки культуры. - М: Языки русской культуры. \ Щ1. - С. 466. 59.

Онтологический подход к поэтике произведения предполагает: понимание художественного текста как "живой реальности", открытой Бытию; уход вглубь классического текста к вечным универсальным законам его самоорганизации и самоосуществления, к уровню его "бытийного" основополагающего содержания; осознание и осмысление классического произведения — в данном случае, Эпопеи Толстого - как единого смыслового целого, универсального смыслообра-за; Книги, в которой проступает очертание Истины Абсолюта.

При таком подходе "поэтика обращена к онтологии самого произведения, которое может и даже должно создавать своё "второе дно", такой глубинный слой, к которому отсылает произведение само себя. Его (произведения) бытие уходит в вертикаль смыс-ш., которая указывает на нечто высшее за своими собственными пределами, как книга указывает на мир"1 ■

Героями" Эпопеи Толстого в данном случае могут считаться не только персонажи, созданные автором, но онтологические понятия - "жизнь", "смерть", "любовь", "истина" и др.

Центральные вопросы "Войны и мира" (о духовном "Я" человеческой личности; о смысле жизни и смерти; о смысле истории; о смысле Бытия; о взаимосвязи Человека и Мироздания и мн. др.) относятся к области онтологической проблематики, имеют бытийный статус и должны быть рассмотрены соответствующим образом.

Актуальность исследования

Актуальность темы определяется глубоким интересом современного литературоведения к мифолого-онтологическим, религиозно-эстетическим, философским основам художественного творчества; обусловлена повышенным вниманием учёных гуманитарного направления к личности Л.Н. Толстого-мыслителя, его мировоззренческой концепции, значение которой в мировой культуре очевидно. Особую значимость приобретает проблема художественно-онтологического начала в творческом опыте JI. Толстого. С этой точки зрения эпопея "Война и мир" является богатейшим материалом для исследователя. История вопроса

Творчество Л.Н. Толстого - сложное и многомерное явление культуры, в более чем вековом изучении которого накоплен огромный литературоведческий опыт, позволяющий постичь глубину дарования и значение художественных открытий писателя; существует обширная библиография исследований "Войны и мира".

7 Михайлов А.В. Языки культуры. - М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 121-122.

В толетоведении - в общей его картине - выделяются две главных тематических сферы, два фокуса исследовательского внимания, два центра аналитики: ^ Толстой - мыслитель:

Толстой - художник, писатель, мастер Слова. Первая тема - из области философской, религиоведческой проблематики; объект внимания философов. Вторая - собственно в сфере филологической, принципиально важной для нас; объект внимания учёных-филологов, литературоведческого рассмотрения и изучения.

В 19 веке о романе "Война и мир" писали В.П. Боткин, А.В. Дружинин, П.В. Анненков, А. Григорьев, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, А,А. Фет, рассматривавшие это великое произведение преимущественно как этап движения литературного процесса и развития "самого графа Толстого", как социальный, исторический, семейный роман.8

Особо интересной представляется работа близкого друга Л.Н. Толстого - философа Н.Н. Страхова,4 где поэтика и проблематика "Войны и мира" раскрываются наиболее полно (в 19 веке). Исследователь обозначил некоторые важные для нас темы, особенно - тему души, душевных движений (наравне с Н.Г. Чернышевским), толстовского глубинного психологизма, отметил повышенный интерес писателя к духовному таинству личности; заострил внимание на его художественном мастерстве.

Многое достигнуто в 20 веке авторитетными исследователями творчества Л.Н. Толстого: Б.М. Эйхенбаумом, А.А. Сабуровым, Е.Н. Купреяновой, Н.М. Фортунатовым, П.П. Громовым, Л.Я. Гинзбург, М.Б. Храпченко, С.Г. Бочаровым, В.Я. Лакшиным и другими.10 Названные учёные концептуально осмыслили мировоззренческую систему Л.Н. Толстого, дали подробный анализ романа-эпопеи "Война и мир", уделяя значительное внимание истории создания, вопросам поэтики произведения (жанровое своеобразие, "диалектика души", композиция образа, нравственные искания главных героев, принципы психологизма, сюжетосложение).

Более определённо философские (антропология, онтология), религиозные, духовные проблемы мировоззрения и творчества Л.Н. Толстого ставят русские философы рубежа 19 и 20 в.в. (Н.Ф. Фёдоров, B.C. Соловьёв, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, С.Н. Булгаков, Л. Шестов, Н.О. Лосский и др.), внося значительный вклад в осмысление его личности; с этой точки зрения их работы представляются, безусловно, ценными в толетоведении. Для русской культуры особенно характерна глубокая связь, взаимоотношение, смысловой взаимообмен религиозной философии и художественной литерату

8 См.: Бабаев Г. Лев Толстой и русская журналистика еги эпохи. - М. 1993. - 285 с.

4 Страхов Н.Н. Критический разбор "Войны и мира". - СПб., 1871. - 141 с. См. список источников и литературы к лиссфтации. ры в осмыслении единства Человека и Мира. Л.Н. Толстой, значение которого в истории русского культурного, религиозного, духовного сознания бесспорно, является сложной и противоречивой фигурой. Его гениальная личность требовала глубокого и всестороннего исследования, осмысления, постижения, которое без участия философов - то есть, толкования мировоззрения и творчества писателя на философском уровне - оказалось невозможным. Признание творчества и художественных открытий Толстого в целом одной из вершин русской и мировой культуры сочеталось у философов с резкой критикой религиозно-философского учения писателя, отношение к которому у них было крайне сложным и противоречивым. Русские религиозные философы порубежья в первую очередь обращаются к глубинно-философским проблемам мировидения и творчества Толстого, особо значимым для них "вечным вопросам" (проблема смысла человеческого бытия, добра и зла, вопрос о жизни, смерти и бессмертии, духовно-нравственном самоусовершенствовании личности; толстовская концепция мира и человека; религиозные искания мыслителя, его путь к истине).

Исследователи творчества Л. Толстого конца 70-х - 80-х годов 20 века в своих поисках опираются на опыт авторитетных учёных-литературоведов, поддерживают и более подробно рассматривают идеи философов порубежья. В работах Л.М. Лотман, И.В. Чу-прины, Г.Я. Галаган, Г.Б. Курляндской нравственно-психологические проблемы произведений писателя уже отчасти связаны с духовно-философскими, бытийными, религиозно-мифологическими.

В последнее десятилетие 20 в. наблюдается появление работ, посвященных, во-первых, изучению собственно мировоззренческой концепции Толстого-мыслителя, особенно, религиозных, философских, духовных её аспектов (статьи А.Л. Чернявского, А.Д. Сухова, С.Г. Семёновой, Н.Н. Скатова, О.С. Соиной, Е.И. Рачина, И.Б. Мардова, Н.В. Кудрявой, А.Б. Тарасова и мн. других); во-вторых - раскрытию мифолого-онтологических, сакрально-символических основ художественных произведений русского классика (исследования Б.И. Бермана, И.А. Есаулова, Н.Д. Тамарченко, В. Порудомин-ского, Г.В. Краснова, В. Кантора, В. Сахарова, В. Толстых, Ю.В, Лебедева, Л.В. Карасева и других).

Таким образом, на протяжении многих десятилетий постепенно подготавливается, формируется тема духовных основ мировоззрения Л.Н. Толстого, онтологического начала поэтики произведений писателя, мифологических и сакрально-символических мотивов его творчества. Однако глубокого и всестороннего рассмотрения названных проблем в толстоведении до сих пор нет. Великие произведения Л.Н. Толстого не были специально и обстоятельно изучены под указанным углом зрения. Пока не существует монографии, в к'оторой онтологические основы поэтики эпопеи "Война и мир" исследовались бы системно и концептуально.

Главная цель предлагаемой работы - выявить и концептуально осмыслить онтологическое содержание "Войны и мира" Л.Н. Толстого; исследовать глубинно-мифологические основы и сакрально-символический уровень поэтики эпопеи; точнее -показать, как "поэтика мира отражается в поэтике произведения"11.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: проследить путь нравственно-философских и религиозно-эстетических исканий Л.Н. Толстого, особенно - в период 1860-х годов; рассмотреть толстовскую концепцию духовных основ личности; выявить суть особого художественного антропологизма писателя;

- охарактеризовать авторский мирообраз в поэтике "Войны и мира"; объяснить онтологическую модель философии истории Л.Н. Толстого;

- обнаружить наличие "символического поля" в художественной ткани "Войны и мира", раскрыть глубинный смысл и сакральное значение образов-символов в поэтике эпопеи, доказать их единство, обосновать системность; акцентировать влияние онтологического начала на жанровую специфику произведения Л. Толстого.

Характер задач, поставленных перед исследованием, определяет и его методологию.

В соответствии с проблематикой работы главной и преобладающей для нас является методология "мифореставрации" в ракурсе онтологической поэтики. Определяющими следует считать историко-культурный и теоретико-типологический методы.

Основным объектом внимания и изучения являются: особенности философско-религиозной и художественно-эстетической систем взглядов Л. Толстого; проблематика жанрового своеобразия, композиции образа, авторского повествования, принципов психологизма эпопеи "Война и мир", специфика хронотопа в мирообразе художественного сознания писателя. Раскрывается также проблема реминисценций мировоззренческой концепции и художественной системы Л. Толстого, реконструкции в его творчестве ключевых концептов мировой культуры и философии и глубже - категорий религиозного сознания, воссоздания архетипических схем архаического мышления.

11 Михаилов Л.В. Яшки культ)ры. - М.: Ячыки русской культуры. IЧУ7. - С. 120,

Методологической основой исследования творчества Л.Н. Толстого в аспекте поэтики и отологии являются работы М.М. Бахтина, С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, В.М. Топорова, A.M. Михайлова. С.М. Телегина и др.

Теоретическую базу для диссертационного сочинения составляют работы учёных, сосредоточенных на концептуальном осмыслении мифологического сознания и мифологической картины Мира; интерпретации мифа, архетипа, слова, символа; обосновании глубинной генетической связи мифотворчества и художественного творчества, мифологии и литературы (Ф.И. Буслаева. А.Н. Афанасьева, А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, А.Ф. Лосева, О.М. Фрейденберг, Я.Э. Голосовкера, И. Франк-Каменецкого, Е.М. Мелетинского, Н.И. Толстого и мн. других).

Выбранный путь исследования определяет отбор материала для анализа.

Исходный материал исследования - произведения Л.Н. Толстого:

1. эпопея "Война и мир" как основной источник исследования;

2. к исследованию привлекаются также черновые редакции и варианты "Войны и мира" для воссоздания хода творческой мысли русского классика;

3. дневники и письма писателя, оказывающие существенную помощь в понимании формирования личности Толстого - мыслителя и художника, представлении его жизненного и творческого пути;

4. в процессе рассмотрения поэтики "Войны и мира" предполагается обращение к другим художественным произведениям Л.Н. Толстого ("Анна Каренина", "Воскресение", "Смерть Ивана Ильича", "Божеское и человеческое", "Отец Сергий"), хронологически расположенным на разном расстоянии от эпопеи, с целью уточнения и подтверждения некоторых доказываемых положений;

5. религиозно-фшюсофские сочинения Л.Н. Толстого ("О религии", "О жизни", "Исповедь", "В чём моя вера?", "Царство Божие внутри вас", "Религия и нравственность" и др.), необходимые для понимания мировоззренческой концепции мыслителя, обоснования его основного утверждения об онтологическом статусе человеческой личности, осмысления его учения о духовном развитии и становлении человека;

6. "итоговые" книги - "Путь жизни", "Круг чтения", появившиеся к концу творческого пути Л. Толстого, но создававшиеся на протяжении всей жизни писателя и на определённом этапе явившие собой наиболее полное отражение его мировидения и миропонимания.

Новизна диссертационного исследования

В работе предложена целостная концепция онтологической поэтики "Войны и мира" Л.Н. Толстого. Научные результаты предпринятого исследования могут быть сформулированы следующим образом: поставлена проблема художественной онтологии творчества Л.Н. Толстого; обоснована глубинная генетическая связь поэтики "Войны и мира" с мифопоэти-кой; осмыслены архетипические модели в повествовании эпопеи; выявлена бытийная, духовная основа концепции личности в "Войне и мире"; - дана характеристика мирообраза в авторском повествовании Эпопеи; проанализирована онтологическая модель философии истории Л. Толстого; рассмотрен вопрос о сущности Слова и Символа в эстетике Л.Н. Толстого; предложен вариант интерпретации сакрально-символического уровня поэтики "Войны и мира"; представлена система ключевых символов эпопеи; подтверждено значение символа в становлении жанра произведения.

Структура и основное содержание работы

Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир""

Заключение

Мировоззренческая концепция Л.Н. Толстого - смысловое единство философского, религиозного, антропологического, этического, психологического, художественно-эстетического аспектов - по сути, онтологическая система, направленная на восстановление связи Человека и Мироздания, Человека и Абсолюта, Человека и Человечества.

Произведения Л.Н. Толстого как художественные, так и религиозно-философские характеризуются онтологическим вопрошанием - поиском Истины и смысла жизни, нацелены на проникновение в духовный мир человека. Эпопея "Война и мир" - главная Книга писателя-классика - обладает глубоким онтологическим содержанием; в поэтике произведения существует сакральный уровень - "бытийная" основа его художественной реальности.

Художественное мышление Л.Н. Толстого обладает всеми качествами мифомыш-ления. Его творчество базируется на основных положениях, характерных для архаического мифосознания. Как истинный писатель-классик Толстой, безусловно, является мифо-творпем: подтверждение этому - сакрально-символическая наполненность "Войны и мира" (и других произведений), проявление вечных архетипических моделей и восстановление мифологических конструкций в поэтике эпопеи.

Существует принципиально важное смысловое соотношение (сй-общение) между онтологией и антропологией в творчестве Л.Н. Толстого, связанное с вопросом о смысле жизни. Суть особого художественного антропологизма создателя "Войны и мира" - в глубинно-психологическом постижении личности; проникновении в сокровенную тайну души, осознании её божественности, связи с абсолютным началом Бытия; раскрытии онтологической сущности человеческого "Я"; осмыслении универсальной темы существования Человека в Бытии; понимании высшего трансцендентного смысла человеческой жизни и смерти и —> итоговом построении духовной концепции личности.

Концептуальная система {Человек Бог Вселенная, Бесконечность Душа Вера Жизнь «-> Любовь Смерть «-► Добро Путь} являет духовно-символическое единство, содержит в себе смысложизненную целостность, составляет онтологическую сердцевину художественного мира Толстого, духовную основу его концепции личности. Согласно Д.С. Лихачеву, под концептом следует понимать "универсалию человеческого сознания", границы которой "в сознании субъекта определяются культурной памятью, причастностью к духовной традиции".1 Указанные "универсалии" выполняют в поэтике "Войны и мира" мотивирующую функцию, организуют художественно-онтологическое пространство эпопеи. Не являясь синонимами фактически, духовные символы образуют в душе героя особую универсальную реальность складываются в некое достаточно однородное семантическое поле, внутри которого и обретается смысловой центр "диалектики души".

Мировоззренческая концепция Л.Н. Толстого на протяжении всего жизненного и творческого пути писателя = поиску истины претерпевает глубокую эволюцию, сущность которой состоит в стремлении к синтезу религиозно-философского и художественно-эстетического творческих начал. Шестидесятые годы - один из важнейших этапов формирования личности Толстого - мыслителя и писателя-классика; период онтологического осмысления многих "жизненных истин", постижения взаимосвязи Человека и Абсолюта; часть психологического процесса самопознания и творческого духовного самоопределения.

Душа человеческая - главный смыслообраз художественного мира Л.Н. Толстого, категория, в истолковании которой отражается вся мировоззренческая концепция писателя в целом. Психологизм Толстого, "диалектика души" обнаруживает онтологический смысл, предстаёт как онтология глубинного человеко-постижения. Онтологичность "диа-^ лектики души" в "Войне и мире" определяет психологический универсализм, глубокий синтез бытового и бытийного в психологии героя, подлинное самопознание. Основополагающая идея творца эпопеи, связанная с религиозным откровением - идея духовного восхождения и преображения, развития, жизнетворчества, пути человека к Божественной Истине, стремление к бесконечному совершенствованию, несомненно, повлияла на композицию образов главных героев - Пьера Безухова и Андрея Болконского, во многом повторяющих внутренний путь самого писателя.

Думая об универсальной религии, Л.Н. Толстой работал над созданием учения о духовности, полагая, что для духовно развитого человека Бог становится символом Истины, Любви, Добра, Жизни - духовного мира. Поэтому Бог для писателя и его героев - не личность, но единое первоначало. Всеобъемлющая сущность Бога, принципиально связанная с композицией образов главных героев, в душе каждого из них раскрывается в определённой ипостаси, актуальной для их ценностных ориентации. Каждый из героев "Войны и мира" и др. произведений Л. Толстого реализует такое представление о Боге, 1 Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. сер. литературы и языка, 1993. которое "живёт" в его подсознании, глубинной бездне души, воспринимается как воссоздание единства Человека и Абсолюта.

Л.Н. Толстой остро ощущал высочайшую значимость категории Пути в религиозном и духовном миропонимании. По глубокому убеждению мыслителя, путь к Истине и Богу является путём к жизни; путь этот - открыт, бесконечен для человека.

Онтологическая проблематика и мифо-поэтика Эпопеи органически включает тему "Человек - Бог - Мироздание", которая даёт возможность усвоить основы толстовского миромоделирования, раскрывается в универсально-культурном контексте онто-логики "теокосмического всеединства". Жанровая модель "Войны и мира" предполагает авторский поиск смысла Бытия и смысла Истории, подразумевает авторское исследование онтологии взаимоотношений Человек - Мироздание, Человек - История, Человек - Абсолют.

Тема "Человек - Бог - Мироздание": миро-модель и онтологическая модель философии истории Л. Толстого, выявляющие глубокую связь души человека с бесконечным Космосом, Вселенной, Божественным Абсолютом, соотнесены с хронотопом авторского сознания, существуют в его ракурсе и структурируются категориями "пространство", "время", "вечность", "вертикаль", "горизонталь".

В основе построения мирообраза эпопеи - пространственно-временной континуум, универсально-мифологическая схема взаимопроникновения Человека и Бытия. В "Войне и мире" Толстым осуществляется художественно-онтологическое исследование {Бытия-в-целом}; предлагается дуальная картина Мироздания с учётом взаимосвязи идеальной, сакральной, "небесной" н реальной, "земной" сфер - вертикали и горизонтали, адекватная целокупному образу подлинной реальности.

С точки зрения религиозно-мифологического аспекта в художественной системе Л.Н. Толстого особую значимость приобретает метаисторическая концепция; наблюдается соотношение исторического и мифологического типов художественного мышления. В поэтике эпопеи формируется историософская модель, включающая, главным образом, онтологическую проблематику (рассмотрение исторической реальности и исторического процесса, проблемы логики исторического развития и смысла истории). Исторические события в повествовании "Войны и мира" изображаются в мифологическом плане, несут подлинно мифологенную глубину. "Переломный момент" войны 1812 года наделяется онтологическим смыслом, отличается бытийной спецификой, сверхисторическим значением. Следовательно, историософское мышление создателя эпопеи - способ видеть и понимать Бытие. В религиозном и художественном сознании писателя продолжается поиск в области самопознания и самосовершенствования человечества в целом; История трактуется как Путь, процесс, развитие, становление, "бытийная судьба".

В миро-видении и художественном сознании Толстого-классика свершается выход в "эстетику невыразимого" (в русле традиции 19 века). Художественная онтология писателя стремится к осознанию действительности в её "феноменально-ноуменальном единстве", причастности реального реальнейшему. Л. Толстому присуще особое - подчёркнуто онтологическое понимание Слова, обращение к его сакральной, универсально-символической, абсолютно-бытийной природе; убеждение в со-вечности Слова и Бытия. Слово становится центром, к которому стягиваются основные бытийные проблемы ^Символом, наполненным безграничным содержанием, заключающим в себе высший смысл.

Системность основных символических образов "Войны и мира", их взаимозависимость и, более того, неразрывность, вплоть до смыслового совпадения в некотором едином комплексе (небо - земля - вода - ребёнок - дверь - круг) необыкновенно важна для создаваемого в художественно-онтологическом пространстве эпопеи мифа; точнее, мифа, "бытийствующего" на самом глубинном уровне повествования и - творящего Эпопею.

Внимание к "символическому измерению" и аналитический подход к символической системе "Войны и мира" позволяет выделить архетипические темы и мотивы, восходящие к мифам древности; космогонический мотив, миромоделирование, создание авторской версии мирообраза; ощущение двойственности Мира и итогового синкретизма, амбивалентность Космоса и Хаоса, начала и конца, жизни и смерти, мира и войны, истока и возврата; мотив "второго рождения" через смерть; циклическое обновление жизни (круговое восприятие) и многие другие, актуальные как для мифо-мышления, так и для художественного мышления Толстого.

Символическая система "Войны и мира" даёт возможность выхода не только на ар-хетипический, но - на онтологический уровень поэтики. Всматриваясь в Символ (будь то "круг", "небо" или "ребёнок"), можно заметить "вертикаль смысла", обнаружить ту онтологическую основу, на которой держится весь художественный мир произведения, выявить главную авторскую идею - сокровенную мысль Л.Н. Толстого о единстве Человека и Бытия, Абсолюта, о существовании в вертикальном измерении, о бессмертии, то есть, приблизиться к пониманию исходно-сакрального смысла художественного текста, осознать его как вневременную, надындивидуальную, "бытийную" <=> классическую сущность.

Онтологическое содержание поэтики произведения, безусловно, предоставляет возможность новой постановки вопроса о жанровой модели. Символическое, бытийномифологическое начало, несомненно, определяет эпичность "Войны и мира", более того, "повышает" ("преображает") жанр Эпопеи Толстого до жанра "Великой Книги".

Многие проблемы поэтики и онтологии "Войны и мира", поставленные в предложенной диссертации, требуют более подробного и глубокого изучения.

Для дальнейшего исследования художественной онтологии Л.Н. Толстого, религиозно-мифологических основ его мировидения и поэтики несомненный интерес представляют романы "Анна Каренина" и "Воскресение", также требующие специального изучения под заявленным углом зрения.

Пристальное внимание следует уделить соотношению религиозно-философского и художественно-эстетического начал мировоззренческой концепции Л.Н. Толстого. Необходимо глубокое и всестороннее - концептуальное - исследование главных религиозно-философских произведений мыслителя (80-90 -е годы).

Принципиально значимым представляется подробное рассмотрение традиций концепции мировидения и философского, художественного творчества Л.Н. Толстого в русской и мировой культуре 20 века.

 

Список научной литературыПанова, Ольга Борисовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Толстой Л.Н. Война и мир // Толстой Л.Н. Полное собр. соч. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1937-1940. Т.9.- 517 е., Т. 10.- 431 е., Т.П.- 467 е., Т.12.- 427 с.

2. Толстой Л.Н. Война и мир. Черновые редакции и варианты // Толстой Л.Н. Полное собр. соч. -М: Госуд. изд-во худ. лит., 1955. Т.13.-442 е., Т.14,- 448 е., Т.15.- 338 е., Т.16.-255 с.

3. Толстой Л.Н. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1935. Т.19.-518 с.

4. Толстой Л.Н. Воскресение И Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1936. Т.32.-541 с.

5. Толстой Л.Н. О религии // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М/. Госуд. изд-во худ. лит., 1936. Т.7.-С. 125-128.

6. Толстой Л.Н. Сон // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1936. Т.7.-С. 117-120.

7. Толстой Л.Н. О будущей жизни вне времени и пространства // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.- М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1936. Т. 17.- С. 337-338.

8. Толстой Л.Н. О душе и жизни её вне известной и понятной нам жизни // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1936,- С. 340-353.

9. Толстой Л.Н. О значении христианской религии // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч-М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1936.- С. 353-357.

10. Толстой Л.Н. Определение религии-веры // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1936. - С. 357-359.

11. Толстой Л.Н. Христианский катехизис // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.: Госуд изд-во худ. лит., 1936.- С. 363-369.

12. Толстой Л.Н. В чём моя вера? // Толстой Л.Н. Полн, собр. соч. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1957. Т.23.- С. 304-469.

13. Толстой Л.Н. Исповедь // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1957. Т.23.-С. 1-60.

14. Толстой Л.Н. Соединение и перевод четырёх Евангелий // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М: Госуд. изд-во худ. лит., 1957. Т.24.- С. 7-801.15