автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Репортаж в мексиканской прессе

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Родригес Крус, Хуан Роберто
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Репортаж в мексиканской прессе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Репортаж в мексиканской прессе"

КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ии/fAPÄßA Ш&ШИ)

РГ 6 ОД , • ■'■'„

. . На прапох рукописи

18 дпр та ■'"■••*■;..'.-

ХУАН FOBEPTO POÜPIÍTIS ,КРУС.

РШОЕТАП В ШШШШМ ПРЕССЕ

Спеця'альность 10.01.10 сургталястица ' Автореферат -/..._

...»

диссертация па соксвашз ученой -" сгепсии кацзвдата фяяолопгчесшк наук. ' "

Работа, выполнена на кафедре иевдунаоодной вурнапиетики К;п:вского университета имени Тараса Шевчеяно.

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

- кандидат филологических наук, доце ; Ярыыш Юрий феояоеиевич

. - доктор, филологических наук, профес : Почепцов Георгий.Георгиевич

- кандидат.филологических ндук, доце ' Бороена Николай Яковлевич

~ Дбвобский государственный универси им.К,Я.Франко •

Защита состоктси ■•' 199 У г. в 4 У

на заседании Специализированного Совета при Киевской университете имени Тараса Шевченко по ' адресу: Киев . уд.Мельникова,36/1 ; •■ '•"'■.._..'•'

' )' .•■."'.'•.••". .•'•'•■ ' . ■/ С диссертацией иоию ознакомиться в научной библиотеке :

Киевского." университета 52.;.Тараса Шевченко /ул.Владимирская,64/ Автореферат разослан " " г.

Ученый секретарь' Специализированного Совета доктор исторических наук/- . профессор ' *

ВАРГАНОВ Г.И.

ОБ ДОЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

\

Актуальность исследования. "Если в печатной журналистике и

есть что-то, что способно каким-то образом противостоять таким

средствам массовой информации, как радио и телевидение, то это

I

жанр большого репортажа"»

Чтобы выработать свою линию поведения по отношению к повсе-днерннм проблемам, возникающим в киэни общества, индивидуум должен разобраться в них, понять, как оуи/возникают, в чел заключаются» видеть пути их решения. Ввиду того» что современная жизнь - явление достаточно сложное, и основное внимание человека сосредоточено на решении острых личный яизнонныя проблем, получение индивидуумом всесторонней глубокой информации о событиях, имеющих социальную значимость, в значительной степени затруднено, тел более в нашем мире, где чисто национальные вопросы все в большей мере зависят от различных обстоятельств, складывающихся на международной арене.

В яанре репортажа, который яплпе*гся одним из' инструментов журналистики, реализуются следующие первоочередные установки: отыскать, •изучить,*' собрать, изложить и оценить определетгув информацию с целью .создания общественного мнения. Следует отметить, 'что "...основные техничес!«:е приемы, используемые в репортаже для

изложения материала, - это энергичность, эмоциональность, личное

2

сопереживание автора". • Именно в этом заключается сегодня актуальность жанра репортажа»

Сейчас, в конце XX века, в мексиканском обществе читатель гаг-зет перестал быть просто потребителем новостей, [ч#ормациошшх . эеметок м в большей или меньшей мере умышленных сплетен.

. Мо'ХхСапа <3е Со.:.ии1сас1ой. Апо :-:ии. 1'.. ¡Лохлсо ?.

«зпёго^х'еЪгего 19 91. р. 14.'

Utb.au,-2,:,.'

Читатель становится все более грамотным, критичный, требовательным, не соглашаясь с голой информативностью. Наш сегодняшний читатель ведает, чтобы газета не только информировала его, но и давала определенную сумцу знаний, развлекала.

Таким образом, хорошая ежедневная газета, желающая в полной мере удовлетворить требования своих читателей, всеми средствами должна стараться достичь "чего-то большего, чем просто новость". Отсюда проистекает расцвет жанра репортажа, находящий свое продолжение в разнообразных формах в современной художественной ли-„ т

тературе . . '

Немногие мексиканские журналисты сегодня работают исключительно в жанре репортажа, все свое время посвящая журналистской 'деятельности. В отличие от того, что происходит в других странах, мексиканская печать, как нам кажется, на все IOCfó впала в полную декларативность. Другими словами,'на страницах мексиканских га' ) зет публикуется угнетающее количество заявлений различных функционеров Аиноваиков/, главным образом, предпринимателей, а также артистов, спортсменов и т.п. Газеты, предлагающие читателю глубокое изложение событийного уяда, немногочисленны. Но самое печальное во всей этом то, что мексиканские газеты забыли о самом главном - человеке. .

Забвению преданы его победы и поражения, печали и радости, заботы и стремления, то' есть все то, что представляет собой неистощимый источник жизненного опыта, служащего отличным сырьем для великолепного репортажа.

Такое положение вещей является следствием того, что ежедневно журналистами накапливается огромный обьем информации _____| | .111- i 1

\jortablo Martin ViVúldl, Guiieroa-periodísticos. Ediciones frisas

'' pa£. 10¿i.I,léxico D,£\,19V;j.

/большая часть которой не представляет собой никакой ценности/, а профессиональные качества мексиканских ¡журналистов оставляют яелать лучшего. Репортер, излагающий информации языком бюллетеня, начисто отрицает самуя суть зурналяетики* То 5га самое происходи? с радиовурналкстон» цель которого »• записать на плещу какое-либо заявление; с телегуриалистом, который ограничивает спою работу тем, что просто располагает человека перед :.тарофэио?г и телека-

о «-

мерой.

Поэтоцу ганр репортажа является основной формой отражения действительности только для тех вурнаяистоя, дал которьзс воспроизведение материалов пресс-бюллетеней кз является самоцелью. которые не несутся сломя голову гслед за почтой йашяной или скоро Я помощью. Репортеры, пребнвахпцие в псзтогчиом поиске новости, знают, что она - это репортам п з»?с»р:готш.

Цель работ».. В иааей работа сделана попнягса обобщить ите* чка-ся материалы и опит в г-аиро рояортат с машоакзних срэдст?ох массовой информации. Учитывал речь, ко^опул играет сегодня средства массовой /иуэдо-.-цх;;, со«кл л-гдо часть и яал/тоиеея йнструивотой шасгп профессиональная под-

готовка людей а сфере сощалмюй погщушжацт! должна стать приоритетом национальной политики.

Явление расширения и распорстракения функций, которые ~..и-ол-ияют зурмалистика в современном обществе, приобретает большую эагаость в реализации проектов использования и преобразования средств массовой кодауникацкн.

Принимая во внимание необходшиоЬть з.профессиональной па.ц-гстоЁке, современный журналист не долвен проходить шя« такого факта, которым является успешное распространение кових нуф;."\' ционных систем и систем передачи изображения, ;.

касаищкхсясферы нокгзунадсацим. С другой стороны, оь не долтая забивать о тех сксгайш: и паналак.- которые е древнейших вреаен человек приспособил для передачи кифораации. В отношении зе прессы очевидной, является необходимей овладения ^?еоратотеской и технической спецификой различная ванровшс'равковщшостей в щурнаякстике, особенно .санрои репортага.

-Главдшз обьеетои накего исследования является разнвтае аанра

о

' репортаза в шторми иексиканской цурналиеигаи и анализ структур-но-кошоэкционннх особенностей решртаввйе дублируемых в трах еаедневкьш швсиванекшс газетах: яЭдь Сояь да Мехико"0 "Да Хор-нала" и иЭксеаьснора„ В работе.продстаааенш проанализированы рз-псртавя, написадаш ведущая: иэксиканевши зуриалистеши, в которых отрааены гсарактергшз особенности е?кля0 свойственного иекёикаа-ской ^уриашсткЕр» „

Работа ориентирована на ^о0 чтобы дать мексиканским и укра- ,, ш!скш работников СШ целостную караацу того 9 что представляет собой мексиканская цуркалиеткка в пракютеской сфере. Это, на наш бзгяяд3 будет способствовать еоздашао у работников средств массовой информации реальной базк ковше знаний» ш?о позволит $ш распшроть таорческий кругозор„ шесзж свой вклад в развитие вур-иавистадаи

Теоретическая основа диееерташошой работа. В работе над диссертацией бач использован диалекигаеский иетод познания, дающий возгюикост'Ь изучать эвояйцкэ ганра рапортава в развитии мексиканской прессы во взаимосвязи» Пркаеабн иетод теоретико-эмпирического наследования0 включавший анализ й синтез, историжо-ло^и-чгсцую аргуизнтацию сравнения к обобщения.

Нэобходиыо подчеркнуть» что выбор политической.печати для контекетуализацин эволюции яанра репортажа, Зил сделан наш по

;ледующей причине: "В мексиканском обдеодге, - шязат известный лексиканскмй исследователь Ак'авдо Вар^оа, - философская и социальная кнель развивалась э форко поли'лгч'есгли цпзй, ?еско сэязан-«¡X с конкретными нсторичестяги прэбяе?'йин., Вклад, сделанный ва-хущиш иексккаясккии 'кесдитэяянИв по крайней таре да ластоянего эренени» имел ярко шраненшй зсараккор пршэдазшое?;; в опредеяеи-юй партии и социально-праптачесада направленность. Журналистика i политическая иурнаякстака,» в ас.'?"та. была, главный образом, i почти исключительной сферой инрапеиия со. каксиванваой та-

v

»ретической «кс-та"»"

<2

История мексиканской дурна,asesinas a оо кшросне особенности фактически не изучены „ полмчевЯЕО .публикаций по ■кок© невелики, |Днако, необходико назвать следулякз ссслздо?занняЕ кауерюр.Еы ко-•орнх были использованы в нагэЛ ps4o¿o: :

- При анализа эсотацда mipa репортажа з догории кекешюнгяой [рэссы, а такса друга: суриалгагесгоп к л&^щнугчк: пяйроз, соотносящихся с репортажем» бияи допошзэди» работа, я^сэященше »тории прессы в Мексике я общим яробзевем гдеагнях санрос» осо-

енно репортажа. Они' расскатржагся о трудам гаяс; аатороа, как

« * '-3

•.М.Гуревич» а из иекейкакегда: ::еслэдоозггалз..; - Мария лоль Ка'р-ен Руис Кастаньета» йолздда Афущя, Ваезнге Лекэро, Карло2 lh-< ин, Бартра Арнандо, йарлое Монсевгке, Нэдуэль Буздяксц Итьйщьэ аллал к др. Большую помощь о::аэали н работа Карина Ба^гакна я ермании.

- При исследовании теоретических и технических аспектов ?анра епортаиа, в основу полотен опыт веду.зог мексиканских спецнадке-ов в области вурналистики, таких как Гуадардо 0расно, Сентием

Bortra Armando (eciitoj? regeneración 1900-1918« La corriente ка radical de La revolución Llexicana áu 19Ю а través de su periódico de combate. Era, léxico, 1S8ia

Гарсия Карлос, Адриана Лопес, Виеенте Ленеро, Раймундо Рива Пала-сио, Фернандо Й.Гарса„ Алехандро Иньинго, кроме того, были использованы работы американца Тома Вол.'!«,

- Для раскрытия различных способов и технических приемов написания репортава, для анализа структурно-композиционных особенностей использованы материалы таких журналистов, как Хавйер Ибарро-ла, Оскар Инохоса, Райцундо Рива Лаласио.

При написании диссертации были использованы такие печатные издания и другие источники, из которых была почерпнута ценная информация, гарантией .достоверности которой служит авторитетность их авторов.

Научная новизна. Наука пока не располагает крупными исследованиями по проблеме репортажа в цексиканской прессе.

До настоящего времени в Мексике не публиковались исследования теоретического и методологического характера, целью которых являлось бы рассмотрение различных' аспектов эволюции и применения ванра репортажа в контексте взаимозависимости политики, зурналис-тики и литературы. Этот подход позволит более четко и ясно представить, чем является »акр репортажа, доказать, что он играет значительную роль в таком обществе, как мексиканское. Поэтому наше исследование можно считать первой попыткой в этой области. Проблемы в вопросах исследований систем информации обусловлены, в частности, тем, что только в семидесятые годы в Менсике появились широкие возможности для обучения журналистов и других специалистов в области средств коммуникации.

Каадлй из ¡ганров удовлетворяет специфическим потребностям, т.'е. появление, рождение кавдого из жанров вызвано социальной необходимостью, исторически обусловлено. Это коллективная социальная необходимость» Ми не в состоянии волевым усилием создать, "открыть" кцкой-лиоо *епр. Фазирование мн^ув происходит с точе- .

нием времени /не осязательно предполагая линейность/, так как их появление, общественное признание и развитие ЕЫзвано их <'ункцио-нальннми особенностями.

Для того, чтобы дать четкое представление о применении танра репортам в журналистской практике, проанализировать и раскрыть его конпсптуальнуп характеристику, принципиально новым является в насей работе то, что сделана полюта исследования его основных функций, природы, целей, характеристик'на каждом из этапов раз- ~ вития политической прессы, в мексиканском обществе.

Тяким образом, научная новизна "данного исследования состоит в слодуюзем: / /

- Проанализирована история политической печати в Мексике в связи с развитием -¿срмы репортажа. Показано, что понятие "репорта?" прижшалэ различнме значения в соответствии со своими особенностями и применялось р особой форме на каздом этапе. В начале семидесятых годов, в газете "Эксельащ»" сак? репортажа был оп-раделен характеристика, которые в нзетэяягг стали общепринятыми: актуальность, четкость, интерес, персональный тглзиеняуР. ожг, энергичность и ъ.%.

- Отмечено, что.репортаз возник, исходя кэ общественной и политической необходимости /новый тип чяттежя, 'средай класс, возникновения профессиональных яургияистоа, скодг* зу^язллстики к т.д./: . ' " '

-Показано, что главшй ролш, ъяттыемой бояьштк мексиканскими газета»® ш разаичше .зпоад,' является трибунн для высказывания киений политических групп или группировок,.

■ - Раскрыто, возникновение различных журналистских кан^? а соответствии с общественными и политическими необходимости каждой эпохи, указаны сходства и- различия, которые тег,? налиотские «аиры /интервью, хроника, статья, к.;.-...»»:.».

вица/ с репсртаг-ем, которые его обогатили.

- Объяснено возникновение современной необходимости использовать я.анр репортажа вследствие того, что современный общественный читатель не удовлетворяется информационным сообщением. Мы сталкиваемся с более образованным и более требовательным читателем, нуждающемся в бол«е^критической и более глубокой информации, р которой ему объясняется причины и возможные последствия событий. К тому ®е данная информация дадша быть представлена в привлекательной, интересной к хорошо написадаой форме, чтобы газета помимо информирования обучала и развлекала его. Исходя из этого, современное значение репортааа очень веядяо, ::о;.одь-зуется для того, чтобы доказать определений кж, расследовать события, объяснять проблему, для описания зцдаеиесзжмя дан ©йучь-ния или распространения научной и технической даЗормацкк,. джя развлечения или увеселения.

- Объяснена структура и методы различных типов' репортажей /исследовательский, интервью, повествовательный, пояенитедья&Я, описательный и т.д. и проанализированы каждая из его составляющих частей. '

- Показано, на конкретных примерах применение различных гур-налистских приемов техники репортааа. Доказательство базировалось на курналистском опыте мексиканских специалистов, таких как:

В.Ленеро, К.Марин, Х.Ибаррола, Р.Рива Лаласио, Ф.М.Ггрса, А.Инь-

«

инго. Все они работали или работают в мексиканских газетах "Эксе льсиор" , "Эль Соль де Мехико" и "Ла Хорнада".

*

. - Оооснована необходимость создания теорий и методологий в области коммуникации, а также нсурналистских технических приемов, которпе обеспечили бы профессионализм журналиста в связи с появ-ленгиг. новых технологий и информациоян?;х систем.

Размышления, анализ понятий, изучен-.? истоков происхо»деиип жанра репорта-га и сознание технических в мексикаиской

журналистике д;ио? строгое, с.гстетаое и социально значимое прес-ставл^ние, знание, которое прясаат стячсл тучной работе, позволяет повчть ремяаа, котогдагл г/яут сегодня лексика и Украина в д&ветя эдягипстакй, средств ноюфнеткаерт и нультури соэзлпт юзжзеюстз. дал вэбора путая соцкаль.-та демократических изменен:!»!.

1Есэтэуу нтка работа, которая раскрывает воссоздание путч ис-

-1- а

торятесюто рязвятия кадра репорт,?.'«*, анализ становления технических сроков, свойственных публицистике, свал? репортажи, осно-мгваетгд Н1 убездешп! в тем, что создание систематических знани!», кстгриз сс временем мтгут переряста 1 в одну из социальных наук, ¿»лик» стать гагиоЯ коллективной задачей в процессе построения си-стсто про^есеиэнзльной подготовки журналистов.

Прау.т/ч'эская знач-.тмЬсть работа, Научные результаты л практические рекомендация даянаП диссертации могут бнть- испольэопанн .зля преподавательской и научно-исследовательской работы при создании учгСнлясв и'учебных пособий по истории, теории и практике мексиканской печати. Материала могут стать пояознккк дяя

начинающих специалистов в области зурналистики, непосредственно сотрудничавших в газетах, студентов факультетов вурплдистикн. Работа будет способствовать сзданию у студентов реальной базы, что в даяьнейсе« позволит им внести свой вклад в развитие гурналче-тикк,

О сног:ые положения и выводы диссертации были обсуклени аз каТюдре международной курналистикч и на' кафедре пержжгалг-.ЬЙ печати Института ягурнадистики Киеве? ого университета им Ла раса Шевченко.

ю

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРШЖ РАБОТЫ

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении раскрывается акутальность теш работы, определяется цель исследования, методы и принципы анализе, характеризуется теоретическая база и материал исследования, новизна и научно-практическое значение диссертации.

В первой главе "Эволюция жанра репортажа в истории мексиканской прессы" анализируется эволюция жанра репортажа, а така:е других журналистских и литературных ванров, соотносящихся с репортажем: информативной заметки, статьи, хроники, интервью, реалистического романа и т.д. В контексте истории развития мексиканской печати /с колониальных времен до наших дней/ доказывается, что канр репортава был вызван к шзни в силу общественно-исторической или же коллективно-социальной необходимости. На каждом ■ этапе на формирование «акра репортажа оказывали влияние статья, информационное сообщение, хроника и т.д., а такге определенные черты реалистического романа, очерка, рассказа, они определили, разграничили,'обогатили, привели к образований того, что сегодня мы называем »аирами журналистики, ив конце-концов, что является высшим воплощением мексиканской журналистики - канру репортажа,

В процессе'исследования автор пришел к выводу, что появление • * - '

жанра репортава вызвано социально-исторической и политической необходимостью. Этот вывод сделан в результате глубокого, анализа эволюции этого сайра в мексиканской печати.

. На этап.е религиозно-информационной вурналистики /период" колониального владычества/ давалась информация о процессах, происходивших в сфере; церковной шзни. В то se время не возникало дискуссионных тем,'как не' существовали силы, способные оказать про-'

г/.водействие циркви или ж королю. Инеано поэтому в наиболее используемом ;?г:нром было информационное сообщение /ядро которого сегодня положено в основу Еанра репортаха/ и хроника, НсСМОТрм Н;.'1 го, что «анрово* она соотносилась больше с литературном, чем журналистским занром. Их первый взгляд между сообщением и репортами нет никакой разницы /смысл эакличается в подаче информации/, -г.е. в то время все, что било сообщением, было репортажем, а все, -1ТО было репортажем, было сообщением. Утверждается, что в испан-;кий и колониальный пзриод еще не существовал термин "репорта»;", соторый в настоящее время имеет свое определенное значение.

Получение независимости стало началом нового этапа в развитии мексиканской »урналистики, преобладали политические и полеми-геские тенденции. Эта журналистика тесным образом была связана : деятельностью партий и политических группировок. В диссертации )тмечается, что репорта» в том виде, в котором он сегодня су-хествуе? как ианр журналистики, сформировался в какой-то степени I под влиянием старой полемики об объективности и субъективности 5 журналистике, спори о которых,широко ведутся в Мексике до на-1Тоящего времени. Определилась разница мевду сообщением о каком-■то событии и оценкой этого события журналистом. Именно так в газетах появляются разделы сообщений, передовых статей .и коммента-шев, Такими качествами'"обьективности" /течкое, вэл«шенное, бес-¡трастное., не .подверженное.личным предубеждениям и внешним влин-ием описание фактор/ характеризовался репорта», который появляйся, в мексиканской печати в конце XIX ст. В 1896 году газета 'Эль Импарсиаль" начала публиковать репортажи как "ин{юрмацион-1ЫЙ" ванр и стала прототипом газет, пользующихся жанром репорта-

В период индустриально—информационной аурналистики в 1916 л

■1917 годах были основаны газеты "Эхь йкверсаль" и "Эль Эксель-сиор",-которые стали преемняяаки газете "Эль »'лпарсиаль" /они воплотили в жизнь концепция щяацтеха. передачи и печать сообщений /новостей/ перед использованием Уоркь* комментария/. .По мере индустриализации в области куряаиастани в силу вступают законы рыночной конкуренции, происходят' процессы разделения труда.- В этот период преобладающей .!ормой становится репортаж, а статья перестает считаться собственно новостью. Ха^атте^ал^ черсоЯ мексиканских репортажей этого времени является трлЕкйяыззсть к сенсационность. Репортаж использовался в *орме чистгЯ, врэсгзЯ а "объективной" информации.

В главе показано, что зарождение ганра репорта»», в ел? современном понимании произошло в газете "Эксельсиср*"" /19£6-Х975 гг./ которой руководил Хулио Гарсия Перер. Социальной' сигсг^-Я

развитие этого Уанра, стал мексиканский средний класс, зг-оядаг-шйй раное для него запрещенное политическое и культурное проетра. с'тво. В политическом отношении его появлений способствовала нео5 ходимость в подготовке кадров для разл1гчных областей науки, производства, культуры в сеязи с курсом мексиканского правительства на индустриализации страны, В культурном отношении предпосылками к появлению среднего класса стало создание в 50-е годы первой шк . лы вурналистики, а в 70-е годч - факультета коммуникационных нау количественный рост литературных курналов, появление приложений к газетам, куда включаются политические, лятературггае репортами и т.д.образование в 70-е годы первых мексиканских информационных агентств; большей политической терпимости к средствам массовой информации; использований с 70-х годов крупными столичными издательствами компьютеризированных систем в определенных производственных процессах, установка видеотерминалов*в редакционных

. - ■ I . - ■ ,

помещениях. ?

3 KCfí-'tu 70-х годов возникает "новая ^авлкгтика*', в которой ¡епорт-а»: использует приемы, свойственные рсалкктямееаодау роману .'IX века.

Б диссертационной работе отмечается таята осноисге 4d¿>?n, которые долшы Сыть присущи хорошему j*eaopraïy: актуальность, яс-юсть, интерес, личность, колорит, энергичность и яизныщий опыт. '.ънд рьпортава шкет выяалазть слелвушяяе функции: ииЪордаровать, шисывать, рассказывай», ксследовать, раскрывать, виспатывать.

Бо BTopjîl главе "Классификация и структура репортажа. Технн-i-îcsîg пз^сим, используеш-re при додгчтшяе л напказаиы далортажа"

структура репортажа, техдаческие приема написания .еп^т&га в наиболее лредстааитевшик газетах этаго г»»ра: "Зк~ •ejKciíop'"', "Ла Хс^адда" и "Эль Соль де Пешни".

т

Согласно Шк£няа Внаште Леаеро и Заряос USajant решортаЕи игасси^лцаруютзя та:

■s демонстражашвЗ, одшгателшк®, швемвоватеяьшй, инструк-и раввдажатежьыэй. •

В отношении репорта», как и лйбой канр в курна-

кгетаге, делится на три части: вступление, излоаение /развитие îEEeïa/ а.концовку. Автор диссертации подчеркивает, что каждый тип репортага имеет и свои собственные техни ческие прием.

Дртор считает, что репортер, работающий над репортааем. долвен выработать ряд- собственных методологий, системных подходов к исследованию, технических приемов. Но тем не менее в основу репортажа. всегда заложены определенные технические приемы последовательности выполнения работы, способ ее выполнения. Главная цель, которая должна бить достигнута при написании вступления, закли-

¿.еяе'го Vicente у Marin Garlos. Manual- de periodismo. Чхъйьйсй у normales, üd. аПзоХЪо, Mexico, D.í'., 1986. p. 185.

чается в той, что "его первыь абзацы долги» привлечь Еникалнс 4i т:-.толя, возбудить его яоСопктство, заинтересовать его материалом пригласить к прочтснжз acero репортажа".^ ИнЪормагиошюе сообгасн г.т(0ится, так, чтобы рядовой читатель, прочитав вступление и пер вне абззцп, получает достаточную н1хГормацлю о событии, и у него, порой, не возникает необходимости читать все написанное. Работая в канре репортажа, «уриалис? стпг-ит n>"-pe.; ooóoP. другие цели. Чтс

в

tu определить смисл, яалокс-шшЯ в репорта«, в достаточней evae-ни освоиться с проблемой, поставленной в репoptase, аднозначш убедиться в ее существовании, даьч,- встрегожиться. читатель лол-:f-JH дочитать репорта? да конца, до последнего слова. P^-icpras: с. начала и до конца строится как нечто завершенное, замкнутое. Резонно, учитывая несомненное сходства репорта*« с очеркам, статьей, что Уурналкст вицу клен С&рэться с дсньс, которая одалевеет многих читателей. / .

Показано, что ?>орма написания вссуяя^лия обусловлена рззлкч-амми ^.окторамй, темой, которая раорабаткэаетск, способом трактовки, темпераментом пишущего, характером нагадал, разменом газетной плопали. • '"" ' ■ . .

В соответствии с х&рактерсм выполненной работы, еешккмн» по-лучешшми в ходе изучения материала и целыз, которую зурпжест. ставит перед собой, используются и другие формы изложения материала при написании репортака. Самые характерные из них:

a/ тематическое изложение /если в репортаже есть несколько вполне определенных направлений, илй не возможны несколько подходов для анализа', материала, целесообразно, тематически группировать полученные данные/. . * •. .в

''varios autores. Enciclopedia' do Uexico. Tono X.ilexico 1986. p. 240. • \ -С/

ш

5/ Изложение в соответствии с источниками ин?Ю(шации /деление на смысловые части здесь монет-быть ориентировано на источники информации, которыми пользовался журналист/,

в/ Изложение в соответствии с изученными /исследуемыми/

объектами. Репорта»: структурированной таким способом оЪормляет-

т

ся так: люди, места, документы".

г/ Хронологическая форма излоииния /все данные, относящиеся к теме располагают в хронологическом порядке/.

д/ Изложение, определяемое ходом событий при изучении материала. /Собранные репортером данные группируются в таком порядке, в каком они поступали в его распоряяение в ходе сбора информации и изучении данной теш/.

е/ Энигматическая форма изложения, когда данные располагаются таким образом, чтобы достигнуть в повёстовании эффекта недосказанности, неопределенности. Только в последнем абзаце читатель получает ключ, позволяющий ецу понять содержание репортажа, а репортаж обретает однозначность и смысл.

В концовке репортажа, проявляется уровень мастерства журналиста, его профессионализм. Концовка - это "золотая кисть", которой наносится последний "пазок", завершающий написанное. В диссертации выделяются следующие виды концовок: концовка-возвращение, концовка-заключение, концовка-совет или концовка-призыв, категорическая концовка и концовка,-"деталыо".

Во второй главе рассматриваются лучшие репортажи, опубликованные в газетах "Эксельс'иор", "Эль Соль де Мехико" и "Ла Хорна-ла". Выбор этих репортажей был продиктован единственной целью -продемонстрировать, что "нет сомнения в том, что жанр репортажа

\'ulvo Hernán Manuel. Periodismo Gientifico»: Editorial Gernica, TJ3?. p. 86. ' '

предоставляет большие возмошости/для реализации личностного самовыражения, индивидуального стиля худонника, но несмотря на это,

/ /

основой, каркасом всегда слу?й¥ технические приемы, способа, це-

■h /

тэдика написания репортава"^/

Авторов, раесматриваемыкдиссертантоы репортажей, объединяет то, что вое они являются и^ксикенцами и обнаружили свое истинное призвание в данном ванре./

I '

В главе отмечается^ «то изучение сайра репортажа играет очень важную 'роль потому» что/'в Мексике9 к совалению, четко проявляется тенденция к недооценке/того значения, которое имеет процесс проь-фёссиональной подготовки кадров., пополняющих ряды журналистов с университетской скаШ>и или во входящих в журналистику посредство»! практической деятельности. В отношении печати становится очевидной необходимость fkovo, чтобы она стала сферой применения новым теоретических полЙвений.

Подробно анализируя репорташ таких репортеров, как Хавйер

*

Мбаррола, Райцувдго Рива Паласио и Оскар Ортис, автор диссертации показывает на практике значение применения технических приемов репортана»

• В заключении формируются основные выводы диссертационного исследования:

- Появление ванра репортажа в мексиканской прессе вызвано сол

циально-исторической к политической необходиыостью. В его современном понимании жанр репортака зародился в газете "Эксельсиор"-/1968-1976 гг./.

Репорта» - единственный в мексиканской вурналистике яанр, ко-

о

торый может содержать в себе, в своем "сообщении", в излоешии '.'.ойытий, в "форме изложения", в структуре любую другую из мировых

únzalo Martin Vivaldi. Genaroв periodísticos. Ediciones Prisma

• 109» Kexioo D.F., 197¿»

разновидностей журналистики. В репортаже возможно использование

/

технических приемов/обработка материалов, формальное выражение, позаимствованное щ других "языковых систем" /графики, статистические выкладки и/т.д./.

Даже самое технически словное'оборудование для производства газет не может ^'вменить интеллект журналиста, деятельность которого является Ценовой и гарантией качественных показателей этой работы. /

Несмотря^/на огромный простор для реализации личного творческого по^енциауа, стилистической индивидуальности, щурналиста, в.основу репортажа всегда заложены определенные технические приемы, последовательность выполнения работы, способ ее выполнения.

Для успешного использования технических приемов при написании репортажа необходимо: ясное видение событий /наблюдательность/, анализ событий /размышление/, научный подход /обьективность/ и детальное, ясное изложение материала,-

По мнению автора главные причини ослабления развития жанра репортажа в Мексике заключаются в том, что специалисты, работаа-щие в этом жанре, в своей повседневной работе сталкиваются со следующими препятствиями и трудностями:

- Международное агентством новостей определяет то, что-может считаться новостью-/агентства являются предприятиями, а Новости - товаром/; . . ' ■

~ Политика партии, содержащей свою собственную газету, нормативные акты,'которым газета долзаа подчиняться;

- Страх, предрассудки, взяточничество;

- Недостаточный уровень профессиональной подготовки некоторых

журналистов; -

• - ПоЕтасние,цен на бумагу;

к

- Низкая заработная плата журналистов и научных работников г

- .Незнание своих конституционных прав теми, кто занят в области журналистики и т.д.

"Поэтому важно принимать во внимание тот <*акт, что журналистика - это инструмент социальной коммуникации, но он не являете* единственным. Поэтому человек, работающий в с^ере социальной ко^ . муникоции, - это нечто горазно большее, чем просто журналист. Ее ли в политическом отношении его мояно назвать руководителем, лидером,. ведущим, в техническом отношении он полден быть хороша репортером, превосходны?.« редактором, умело руководить рекламой, няллжилать отношения с общественностьэ, быть профессиональным пр пагпндистом",1

Автор предлагает такие возможные решения вышеизложенных проблем: укрепление и развитие национальных информационных агентств подержка политики взаимообмена специалистами мекду разннмн странами; гарантии достоточного уровня заработной платы журналистов,0 качественное улучшение кадровой подготовки .хурналнетов; создание национального журналистского колледжа; юридическая зените журналистов; создйние альтернативных средств массовой ксмиуникшдип; ; курсы повышения квалификации и т.д..,

Все эти меры будут способствовать качественному улучшении профессиональной практики и кадровой подготовки мексикански;: журналистов „• . .

I Ви'еасНа ]Лап*ие1. Здехсхсхо 1'ег1ойи81;хсо. 1:ог1о1 Се ui.au. Рилйосхоь Уалие! БиепсИа. .р. 63. ¿;ез:1со,

Основные положения диссертационной работы отражены в следующих статьях:

Г..Ка-.о-, .¡«-о у Иъсга^ига «и ^и.^со. яеуха^а иех ¿¿«ОС (х'гоиео хиъ^гс хV.зюиэ1 с1о Солшисзсхоа), 1А1>>Х, Кехюо Х>«-Ь'.,

1д.:и .гас: оп у иезсш.Лс-о (Не^огЬаЗе), 31 ^оххсаио, • С .о -1а Сы-иь, ■ х'-оцаиа , ^агао 1л1»

II ^^(г^о ге.-огЬа ей 1о ^г^иаа оС 1Сд.с:1 ¡ае/.хсааа, fcje.ua-пагхо, ЛиоУоа с^ со Х).Ь'. 19^2.

1. .и-е.лга у А-с:ю1о а.' Сеьсго ае Л^оуо а 1а 1а>/евСхц;асхОи. L7.Au.

-со

5. Возникновение нового типа мексиканских газет ("Экселъсиор", "Га Хорнада", "Эль Соль де Мехико"). Киев, 1993.

I. Особенности средств массовой информации в Мексике. Киев, 1993.

Сдано в производство 14.03.94.-

Подписано в печать 17,03.94. Форйат ■ 84хЮ8 1/32#

Усл.печ. лД ,25 Уч.-изд.л. 1,76 3ак.173. Тип.КПИ