автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Жукова, Елена Игоревна
Введение. 4
Часть 1. Рифма и каталектика. 15
1. Глава 1. Рифма у Высоцкого и ее особенности 15 % а) Особенности песенной рифмы
Ь) Контекст авторской песни
2. Глава 2. Синхронический аспект рифмы и каталектики a) Женские, мужские и др. рифмы; их соотношение; количество стихов, связанных одной рифмой b) Рифмы в произведениях различной тематики c) Роль рифмы как приема в сатирических, юмористических и иронических песнях и стихотворениях Высоцкого
3) Составные рифмы е) Редкие, нестандартные и не поддающиеся классификации рифмы
Внутренняя рифма
3. Глава 3. Диахрония a) Периоды творчества b) Эволюция рифм c) Общая картина эволюции рифм по всем параметрам
4. Глава 4. Выводы. Зависимость рифм от тематики и периодизации, имманентные тенденции развития рифмы
Часть 2. Строфика. 93
1. Глава 1. Особенности строфики песенной поэзии: рефрены, одностишия, повторы и т.д.
2. Глава 2. Типология строф a) Различные типы строф в творчестве Высоцкого b) Строфика по периодам: изменения и тенденции c) Строфика по темам 130 щ 3.
Глава 3. Нестандартные и спорные случаи строфики a) Проблема лесенки и внутренней рифмы b) Суперстрофы c) Астрофические песни и стихотворения
4. Глава 4. Сложные строфы
5. Глава 5. Выводы. Строфика Высоцкого и перспективы ее дальнейшего изучения
Часть 3. Строфика и рифма.
1. Глава 1. Различные типы рифмовки в строфике a) Изменение сложности по отношению к периодам творчества b) Распределение различных рисунков рифмовки по темам и целям c) Вопрос о строфике и рифме некоторых стихотворений Высоцкого и вероятности их песенного предназначения
2. Глава 2. Выводы: Связь периодизации рифмовки с тематикой
Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Жукова, Елена Игоревна
а) Актуальность проблемы
Творчество Высоцкого изучается уже более двадцати лет, и свой вклад в его исследование внесли как многие именитые ученые, так и молодые 1 литературоведы. Мало кому из поэтов и писателей XX в. в отношении издания научных работ повезло так, как Высоцкому: с 1997г. государственным культурным центром-музеем В.С.Высоцкого издается альманах «Мир Высоцкого. Исследования и материалы» (составители А.Е.Крылов, В.Ф.Щербакова, Б.Б.Жуков) - объемистые книги, в которые включаются работы по самым разным темам, касающимся Высоцкого и контекста его творчества.
О необходимости новых усилий в деле изучения как авторской песни в целом, так и отдельных ее авторов пишет В.А.Зайцев: «Перед современной, в том числе и филологической, наукой, изучающей авторскую песню — и как явление в целом, и в таких уже определившихся направлениях, как * «окуджавоведение», «высоцковедение», «галичеведение», - стоят немалые исследовательские задачи в сферах углубленного осмысления проблем традиций и новаторства, жанрово-стилевого многообразия, поэтики, стиха. И хотя многое тут уже сделано, однако, думается, главные исследования еще впереди»1.
Однако в стиховедении, несмотря на исключительно большие успехи именно этой дисциплины в последнее время, по сей день нет общего мнения даже о достаточно простых, базовых понятиях: точности и богатстве рифмы, внутренней рифме, максимальной длине строфы. В диссертации за теоретическую и методологическую основу приняты работы по теории литературы В.М.Жирмунского, М.Л.Гаспарова, Ю.Н.Тынянова, ^ Б.В.Томашевского, К.Д.Вишневского, Д.С.Самойлова, О.И.Федотова,
С.И.Кормилова, В.С.Баевского, П.А.Руднева, Е.Г.Эткинда. При разнице в
1 Зайцев В.А. О путях развития авторской пссни и проблемах сс изучения // Русская литература ХХ-ХХ1 веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Международной научной конференции 10-11 ноября 2004 года. М., 2004. С. 334. мнениях о тех или иных вопросах стиховедения основой признавались точки зрения, основывающиеся на исследовании не выдержанного классического стиха, а стиха поэзии XX в.
Изучение поэзии Высоцкого с точки зрения стиховедения - задача особенно сложная, подходить к ней с обычных «классических» позиций нельзя из-за специфики песенного стиха, о которой неизменно говорят при упоминании этого аспекта изучения его песен. Возможно, поэтому при исключительном обилии работ о творчестве Высоцкого чрезвычайно мало исследований его метрики, ритмики, строфики и рифмы.
В то же время попытки создать абсолютно новый инструментарий исследования поэзии Высоцкого были бы не только маловероятными, но и едва ли необходимыми: дело в том, что Высоцкий не просто пользовался традиционными размерами и ритмикой, но даже практически не выходил за пределы силлабо-тонической системы стихосложения. Этот факт отмечается С.А.Матяш и О.А.Фоминой: «Поэт оперирует только формами классического стиха, хорошо освоенными русской поэзией»2.
Споры на тему того, каким должен быть стиховедческий инструментарий для описания поэзии Высоцкого, за последнее время утихли, и немногочисленные работы, касающиеся ее метра или рифмы, опираются по-прежнему на классические методы стиховедения. К сожалению, может быть, из-за большого объема материала, может быть, из-за неопределенности с методами исследования количество этих работ растет медленно, и охватывают они чаще всего лишь небольшие части творчества поэта.
Между тем эта неисследованная сторона поэзии Высоцкого содержит в себе ответы на вопросы о его необычайно богатой и разнообразной рифме, о своеобразии строфики и о различии строф в песнях и стихотворениях и, кстати, может помочь дать ответ на вопрос о том, какие из стихотворений Высоцкого по авторскому замыслу должны были стать песнями, но не были
2 Матяш СЛ., Фомина О.А. Полиметрия Высоцкого // Творчество Владимира Высоцкого в контексте художественной культуры XX века. Самара, 2001. С. 23. доработаны или просто не сохранились в фонограммах. Отчасти исследование строфики и рифмы может разрешить некоторые текстологические проблемы, связанные с формой записи песен как четверостиший с «лесенкой» или более длинных строф.
В диссертации рассматриваются два аспекта стихосложения Высоцкого: рифма и строфика, а также связывающие их рифмовка и каталектика. И рифма, и строфика берутся как в синхроническом, так и в диахроническом аспекте, что позволяет определить развитие различных форм в творчестве поэта и выявить общие особенности его стихосложения. Помимо временных периодов, творчество Высоцкого разбивается на темы, а также делится по предназначению: песни для собственного исполнения, песни театра и кино, стихотворения и стихи «на случай». Отдельно исследуется строфика, но не во всех отношениях (это дело будущего), а главным образом как формы рифмовки - и в синхроническом плане, и в диахронии - и собственно со стороны объема строф.
Ь) Научная новизна
Если обратиться к уже существующим работам, касающимся стиха Высоцкого, то зачастую оказывается, что при подсчете, на основе которого делались какие-либо выводы, брался не весь корпус стихотворений и песен, а либо только песни, либо даже просто выборка наиболее известных произведений. Ни один из подобных подходов к выбору материала, конечно, адекватной картины дать не может. Вообще, отбор материала в данном случае - метод недопустимый, произведения здесь нужно учитывать только все без исключения, если ставить перед собой цель полноценного анализа строфики, рифмы или метрики Высоцкого.
Наиболее полно охватывает произведения Высоцкого работа П.А.Ковалева «Творчество В.С.Высоцкого и проблема песенного стиха»3,
3 Ковалев ПЛ. Творчество В.С.Высоцкого и проблема песенного стиха //Высоцковсдснис и высоцковидение. Орел, 1994. привлекающая, как указано в таблице «Метрический репертуар поэзии Высоцкого», 865 стихотворных текстов4, хотя в их количестве явная неточность, поскольку автор считает каждую часть полиметрических композиций за отдельный текст, а в собрании сочинений Высоцкого в 2-х томах (на материале которого и проводилось исследование) всего 529 стихотворных произведений, считая и неоконченную поэму. Статья посвящена главным образом метрическому аспекту поэзии Высоцкого, но как минимум о каталектике речь тоже ведется и сделаны интересные наблюдения, хотя автор, к сожалению, не проводит различия между текстами песенными и стихотворными, при том, что эта разница достаточно существенна, особенно как раз в метрическом аспекте. Это убедительно доказывает статья С.С.Бойко «О некоторых теоретико-литературных проблемах изучения творчества поэтов-бардов»5, где впервые поднимается вопрос об актуальности проблемы стиховедческого исследования поэзии Высоцкого и затрагивается тема правомерности использования традиционного стиховедческого инструментария при анализе его произведений и произведений Окуджавы, чье творчество также почти совсем обошли исследователи-стиховеды. Автор в основном останавливается на проблеме метрики и ритмики и на метрических же примерах вполне убедительно доказывает свою правоту. «Если исходить из представления, что метр Высоцкого можно описать в терминах силлабо-тонической системы, то всевозможные отступления от метра тоже, по идее, должны описываться с помощью понятий анакрузы, спондея, пиррихия и т.д. /./ Разумеется, никакие термины силлабо-тоники не приспособлены к описаниям такого рода (описаниям песенного звучания произведений. - Е.Ж.), поэтому попытка их применения сразу вызывает вопрос: а верно ли мы избрали инструментарий, если не хотим игнорировать основные отличительные особенности изучаемого художественного мира? /./ Дело в том, что
4 Там же. С. 58.
5Бойко С. С. О некоторых теоретико-литературных проблемах изучения творчества поэтов-бардов // Мир Высоцкого. Вып.1. М., 1997. прецедент изучения творчества Высоцкого «с другого конца», не с позиций традиционной формальной поэтики, уже создан. М.В.Китайгородская и Н.Н.Розанова в своей статье констатируют, что применительно к Высоцкому «традиционные методы анализа, ориентированные прежде всего на письменную форму, могут оказаться недостаточно эффективными»6. /./ Исследовательницы, в частности, привлекают внимание к расхождениям между реально звучащим словом и записанным текстом»7. После всех приведенных примеров и доводов С.С.Бойко приходит к следующим выводам: «а) теория формальной поэтики требует бережного творческого применения и постоянного учета семантической функции описываемых единиц; б) теория устной речи, а также стилистически маркированных пластов языка может быть широко применена при анализе письменных текстов, устных вариантов, а также при их сопоставлении»8. При всем том, что об исследовании метрики сделано немало ценных наблюдений, к проблеме строфики и рифмовки эти утверждения отнести сложнее из-за того, * что на них произношение влияет гораздо меньше, чем на метрику. О воздействии устного исполнения на рифму, несомненно, нельзя забывать при определении точности/неточности и богатства/бедности рифмы, но это не означает необходимости принципиально менять весь инструментарий описания, как предлагает автор статьи.
Рассматривать одни только песни или избранные произведения неплодотворно - стиховедческое исследование едва ли может считаться вполне убедительным, если опирается не на весь корпус текстов. Конечно, возможно говорить о тенденциях, беря за основу только наиболее известные произведения, какой-либо сборник или даже только первый том двухтомного собрания сочинений Высоцкого, но отнюдь не приводить по ним статистику, I
I а претендующую на полноту картины, как в работах В.С.Баевского,
6 Китайгородская М.В., Розанова H.H. Творчество Владимира Высоцкого в зеркале устной речи // Вопросы языкознания. 1993. №3. С. 97.
7 Бойко С.С. Указ. соч. С. 346-347.
8 Там же. С. 351.
О.В.Поповой и И.В.Тереховой9 или Дж.Смита10. Существенные различия заметны даже на самом поверхностном уровне, при сравнении статистических данных: например, если по подсчетам П.А.Ковалева 4-стопный ямб составляет 3,6% от всех произведений Высоцкого, а у Дж.Смита - 3,4%, то в статье группы В.С.Баевского - 6,3%, - разница весьма заметная. Дело в том, что П.А.Ковалев пользовался всеми текстами собрания сочинений Высоцкого в двух томах, Смит - 288 песнями из парижского издания «Песни русских бардов» (1977-1978), а группа В.С.Баевского -текстами первого тома двухтомника.
Помимо собственного творчества Высоцкого, исследователи во многом опираются и на литературный контекст его, но в том, что касается стиховедения, произведения поэтов-современников до сих пор практически не привлекаются (исключение - статья В.Ф.Каюмовой «Некоторые замечания о четырехстопном ямбе у Высоцкого»11 и диссертация О.А.Фоминой, о которой речь пойдет ниже), хотя несомненно влияние творчества как поэтов предшествующих поколений, так и современных Высоцкому. Конечно, приводится сравнительная статистика метрических форм у Высоцкого и других поэтов, но прямой связи имен почти нигде не прослеживается - кроме статьи Дж.Смита «Метрический репертуар русской гитарной поэзии», где сравнивается и метрический репертуар русской поэзии песенной и непесенной и ведущие размеры у Высоцкого, Окуджавы, Галича и остальных советских поэтов или малых поэтов-бардов - их современников.
В 2005г. в Самарском государственном университете была защищена кандидатская диссертация О.А.Фоминой «Стихосложение В.С.Высоцкого и проблема его контекста». Собственно стихосложению Высоцкого в диссертации посвящена лишь одна глава из трех, где рассматриваются метрика, строфика, каталектика и графика поэта, причем доминирует
9 Баевский B.C., Попова О.В., Терехова II.В. Художественный мир Высоцкого: стихосложение // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т.2. М., 1999.
10 СмитДж. Метрический репертуар русской гитарной поэзии // СмитДэ/с. Взгляд извне. Статьи о русской поэзии и поэтике. М., 2002.
11 Каюмова В.Ф. Некоторые замечания о четырехстопном ямбе у Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 5. М., 2001. описание метрики, но есть и попытка классификации строфики и некоторое
1 "У описание графики. Поскольку диссертация О.А.Фоминой посвящается главным образом проблеме контекста этого аспекта творчества Высоцкого, то само стихосложение поэта описано сравнительно сжато, но с ценными данными по метрике, которой исследовательница занимается уже давно, если судить по весьма объемистому списку публикаций на тему диссертации, а также с интересными наблюдениями по части строфического репертуара Высоцкого.
При этом если исследовать каждую часть стихосложения отдельно, то получится несомненно более сложная картина. Такая значимая часть стихосложения Высоцкого, как рифма, впервые была рассмотрена в настоящей диссертации по возможности полно, с применением статистических методов исследования и компьютерных технологий, в синхроническом и диахроническом аспекте, выявлены особенности эволюции рифмы у Высоцкого и связь этого с творческой биографией поэта, а также с тематикой его произведений. Рифма была рассмотрена и как прием при создании комического эффекта. Кроме того, были проанализированы строфика и рифмовка: во-первых, строфика была рассмотрена с точки зрения объема (частично с привлечением метрических характеристик), во-вторых, в плане рифмовки и каталектики. Эти стороны стихосложения Высоцкого также рассматривались в связи с тематикой и по разным периодам творчества.
Редкие, спорные и нестандартные случаи рифмы и строфики описывались отдельно от остальных, что дало возможность проанализировать их, не объединяя со стандартными примерами.
Специально для данной диссертации профессиональным программистом по заказу и проекту автора исследования была разработана компьютерная программа статистики и вывода отчетов по ней. Эти отчеты
12 Фомина О.А. Стихосложение В.С.Высоцкого и проблема его контекста. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Самара, 2005. составляют немалую часть работы по исследованию рифмы и строфики Высоцкого. Программа дает возможность ввести целый комплекс данных по произведениям. По каждому стихотворению или песне указываются источник, год написания, свойства рифм (богатство/бедность, точность/неточность) и характеристики строф (размер, каталектика, рисунок рифмовки и количество строф каждого типа в произведении), а также по мере надобности дается краткий комментарий. После ввода всего вышеуказанного по полученной информации составляются отчеты, причем в каждом отчете можно задать набор нужных параметров: выбрать период творчества, нужную категорию песен (например, военные песни или песни на тему дружбы) и т.д.
Программа написана на Microsoft Access, входящем в стандартный комплект Microsoft Office, и состоит из следующих компонентов:
1. База данных, содержащая информацию о песнях;
2. Система ввода данных;
3. Система поиска песен по ряду запросов, как-то: название, первая строка, любое слово из названия или первой строки;
4. Набор статистических отчетов с возможностью получения параметризации (в том числе - по заданным группам произведений);
5. Система категорий, позволяющая, создав любую категорию (выделив группу произведений), внести в нее необходимые произведения и далее составлять отчеты отдельно по каждой группе;
6. Набор сервисных функций: контроль за обязательностью ввода данных, отслеживание произведений без каких-либо данных.
Технические характеристики: программа работает в среде Microsoft Access 2002-2003; процессор от Pentium III 500 МГц; ОЗУ от 128 Мб; необходимое место на диске - 5-10 Мб при количестве единиц информации до 10 тыс.
В систему введены все произведения Высоцкого из собрания сочинений в 2-х томах и часть произведений из собрания сочинений в 5 томах, что составило всего 698 песен и стихотворений. Теоретически система способна содержать до 2 млрд единиц информации (например, песен или стихотворений); реально (при данном программном обеспечении) - до 100 тыс.
Иллюстрации, находящиеся в Приложении 1, отображают тот вид программы, в котором она использовалась автором в период работы над диссертацией. с) Материал
Вообще о выборе материала в данном случае, как уже отмечалось, говорить недопустимо, поскольку если ставить перед собой цель полноценного аиализа строфики, рифмы или метрики Высоцкого, произведения нужно учитывать только все без исключения. Казалось бы, сейчас, в начале XXI в., произведения Высоцкого изданы полностью и даже сверх того: в 1990-х гг. большую популярность приобрели его «посмертные» стихотворения и песни, якобы продиктованные духом поэта медиумам и контактерам13. Но и издания бесспорно принадлежащих поэту произведений далеко не все равноценны прежде всего в текстологическом отношении. Изданием, заслуживающим наибольшего доверия, по-прежнему остается собрание сочинений в двух томах под редакцией А.Е.Крылова (М., 1990), многократно переиздававшееся. В качестве вспомогательного издания для данной работы было взято собрание сочинений в пяти томах под редакцией С.В.Жильцова (Тула, 1993-1998). Это издание очень полезно в плане изучения маргинальных произведений Высоцкого: посвящений, песен для капустников, стихотворений «на случай», которые представлены очень широко и для раскрытия данной темы необходимы, но в двухтомнике не представлены вообще. Кроме того, в пятитомном издании встречается
13 См.: Новые тексты Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.2. М., 1998. некоторое количество песен, отсутствующих в двухтомнике, которые также были учтены при статистических исследованиях.
Разделение песен на «просто песни» и «песни театра и кино» в некоторой степени условно, так как в первом томе двухтомного собрания сочинений есть и песни, звучавшие в кинофильмах «Вертикаль», «Стрелы Робин Гуда» и написанные на заказ к фильмам, но в картины не вошедшие. Составитель собрания сочинений А.Е.Крылов объясняет такой подход следующими соображениями: «Песни и циклы песен, написанные автором по заказу, непосредственно для спектаклей и фильмов и частично представляющие собой стилизации под определенный песенный жанр: народную, вагонную песню, старинный романс, шансонетку, тесно связанные со своей драматургической основой и вне контекста фильма или спектакля не всегда понятные, выделены в раздел "Песни театра и кино"»14. Именно такие песни, в соответствии с избранным как основа изданием, и будут далее пониматься под термином «песни театра и кино». Прочие же песни, даже писавшиеся Высоцким для фильмов (но чаще всего в эти фильмы не входившие), по сути являются абсолютно самостоятельными произведениями. Не исключено, что такая их «самостоятельность» была одной из причин, помимо официальной антипатии к поэту, по которой многие песни режиссерам не удавалось включить в картину. Наиболее показателен, конечно, случай с песнями к к/ф «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Это песни «Разбойничья» и «Купола», которые не только стали одними из известнейших и самых сильных произведений Высоцкого, но и, несомненно, рисковали «перетянуть» на себя внимание зрителей, как бы затмив при этом сам фильм.
В приведенной ниже таблице показано количество песен, взятых из двух указанных выше источников, с делением по разделам. Пункты 1-4 относятся к двухтомнику, в пункте 5 указано количество произведений из основного корпуса пятитомного издания, не встречающихся в двухтомнике, а
14 Высоцкий B.C. Сочинения: В 2 т. М„ 1991. Т.1. С. 589. пункте 6 - число стихотворений «на случай» из пятитомника.
Количество произведений и источники
Источник Кол-во произведений
1 Песни 314
2 Стихотворения 106
3 Песни театра и кино 108
4 Пятитомник 84
5 Стихотворения «на случай» 85
Итого 697
Заключение научной работыдиссертация на тему "Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рифма и строфика Высоцкого - только часть всей системы стихосложения поэта, но при этом весьма значительная ее часть.
Первая из рассматриваемых частей стихосложения - рифма - одно из наиболее выразительных стиховых средств в поэтической системе Высоцкого. Во-первых, конечно, Высоцкий широко использует эмфатические свойства рифмующихся слов: это позволяет ему ставить в ударную позицию яркие, запоминающиеся пары слов, броские словосочетания, привлекающие к себе еще большее внимание за счет сильной позиции в строке. Во-вторых, Высоцкий нередко связывает рифмой слова, резко противоположные друг другу по смыслу или по стилю, что также обращает на себя внимание.
Рифма Высоцкого - в большинстве случаев фонетическая, ориентированная на звучание, а не на написание. Тем более заметны исключения в стихотворениях, где редко, но встречаются точные богатые графические рифмы. Например, в стихотворении «В одной державе, с населеньем.» (2,179) рифма всего - ого-го.
Вообще в плане рифмы весьма ценной и полезной работой может стать составление словаря рифм Высоцкого. У поэта есть пристрастие к рифмам с необычными словами, в том числе и таким, которые повторяются в нескольких произведениях, как, например, рифмы со словом «однова»: «Ой, где был я вчера.» (вдова - однова) и «Солдатская песня» (атъ-два -однова).
Особенности рифмы Высоцкого, выявленные в ходе проведенного исследования, указывают на то, что его поэтическая техника близка в этом плане к рифме авторской песни вообще, хотя сам Высоцкий к бардовскому движению себя не причислял и даже, наоборот, иногда резко отвергал подобные предположения, сохраняя при этом глубокую симпатию к творчеству А.Галича, Ю.Визбора, Б.Окуджавы.
Вторая часть стихосложения Высоцкого - строфика - играет меньшую роль в выразительном плане, нежели рифма, но в некоторых случаях и она оказывается незаменимым средством выражения определенного настроения лирического героя, подчеркивания особенностей хода речи персонажей, напряженности или, наоборот, затянутости моментов действия. Поскольку исследование в настоящей диссертации начиналось с рифмы, то и строфика рассматривалась в первую очередь с точки зрения рифмовки; метрический же аспект строфики был затронут только в случаях редких строф, и поэтому остается еще немало материала для дальнейших исследований. Также в описании строфической системы Высоцкого внимание уделялось объему строф, поскольку в творчестве поэта встречаются практически все типы строф и редкие - как короткие, так и длинные - можно найти в отнюдь не проходных произведениях.
Важно изучать строфику не только с точки зрения ее как средства выразительности, но и - для начала в сочетании с рифмовкой, как было сделано в данной работе, - для решения некоторых текстологических проблем.
Так, одна из немаловажных проблем, относящихся к текстологии произведений Высоцкого, - вопрос о произведениях с лесенкой и внутренней рифмой, которая по сути далеко не всегда может считаться внутренней; от этого зависят и характер публикации текстов, и стиховедческие исследования, в которых приходится делать выбор между различными вариантами опубликованных произведений. Анализ же строфики и рифмовки хотя и не всегда дает абсолютно однозначный ответ, но в сомнительных случаях может склонить чашу весов в сторону одного из решений.
Вторая проблема касается тех текстов, которые были отнесены к стихотворениям, поскольку не было найдено фонограмм (что не означает их отсутствия, поскольку и до сего дня не все записи Высоцкого опубликованы, они хранятся в частных архивах и качество их колеблется от очень хорошего до слабо разборчивого). Притом у части этих текстов присутствуют ярко выраженные песенные характеристики: наличие припева, песенная строфика, характерные для песен рифменные сочетания.
Вообще сравнение стихосложения разных частей поэтического творчества Высоцкого дает представление о разнице не только между песнями и стихотворениями, но и между песнями, предназначенными для собственного исполнения и для театра и кино. Кроме того, поэт вполне сознательно разграничивает для себя песни, именуемые в исследовательской литературе «ролевыми», и прочие, к ролевым не относящиеся.
Исследование контекста стихосложения Высоцкого еще только начинается, и сопоставительный аспект, несомненно, нуждается в проработке; так, М.Л.Гаспаров в заключении статьи «Рифма Бродского» цитировал этого выдающегося с точки зрения версификации поэта: «"Я дикий человек: люблю хорошие рифмы", - сказал однажды Бродский в конце интервью "Независимой газете". Речь шла о рифмах Высоцкого - поэта, /./ весьма мало похожего на Бродского. Как кажется, рифмы Маяковского
197
Бродский любит таким же образом, - может быть, подсознательно» .
Кроме того, предстоит более подробное исследование грамматической стороны рифмы, которая в настоящей диссертации была затронута лишь отчасти.
Диссертация главным образом основывалась на статистике, но при изучении стихосложения как элемента поэтической системы не стоит забывать и о том, что строфика, рифма, метрика и ритмика в сочетании являют собой индивидуальный портрет каждого произведения; к песням и стихотворениям Высоцкого это относится в полной мере. Поэтому при исследовании его стихосложения можно основной упор делать не на статистическую сторону, а на индивидуальные особенности произведений или даже их частей. Эти характеристики могут составить и индивидуальный стилистический портрет произведения или цикла произведений. Вместе с тем общий фон свойств стихосложения Высоцкого также подчеркивает особенности отдельных произведений.
127 Гаспаров M.JI. Рифма Бродского // Гаспаров МЛ. Избранные статьи. М., 1995. С. 92.
Стихосложение Высоцкого - предмет будущих долгих и разносторонних исследований, которые сейчас только начинаются. Исследовать предстоит и все стихосложение в целом, и отдельные его стороны, так как этот аспект творчества Высоцкого может дать ответы на некоторые немаловажные вопросы и помочь в разрешении ряда сложностей, связанных с его изучением.
Стих Высоцкого настолько богат и разнообразен, что может составить предмет исследования для еще многих стиховедов.
Список научной литературыЖукова, Елена Игоревна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Высоцкий B.C. Соч.: В 2 т. М., 1991.
2. Высоцкий Владимир. Собр. соч.: В 5 т. Тула, 1993-1998.
3. Высоцкий B.C. О времени, о себе. Душанбе, 1990.
4. Высоцкий B.C. Четыре четверти пути. М., 1989.
5. Владимир Высоцкий: монологи со сцены. М., 2000.
6. Визбор Ю.И. Ты у меня одна. М., 2001.
7. Галич A.A. Стихотворения. Песни. М., 2004.
8. Окуджава Б.Ш. Ваше благородие, госпожа удача: Стихи, проза. М„ 2004.
9. Литература по общему литературоведению, теории и истории стиха.
10. Баевский B.C. Стих русской советской поэзии. Смоленск, 1972.
11. Бейли Дэю. Избранные статьи по русскому литературному стиху. М., 2004.
12. Белый Андрей. Лирика и эксперимент // Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 176-226.
13. Берпштейн С.И. О коммуникативности поэзии // Slavica Hierosolymitana. Vol. III. 1978. P. 380-383.
14. Блок A.A. О лирике // Блок A.A. О литературе. М., 1980. С. 66-92.
15. Богомолов H.A. От Пушкина до Кибирова: Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. М., 2004.
16. Богомолов H.A. Стихотворная речь. М., 1988.
17. Борее Ю.Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970.
18. Брюсов В. О рифме // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. VI. М., 1975. С. 544-556.
19. Брюсов В. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии исозвучиям, по строфике и формам // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. III. М., 1975. С. 455-544.
20. Бухштаб В.Я. О структуре русского классического стиха // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. 1969. Вып. 6. С. 386-408.
21. Бычкова О.И. О восприятии стихотворного ритма // Вопросы русского языка. Мурманск, 1971. С. 71-81.
22. Введение в литературоведение. Под ред. JI.B. Чернец. М., 1999.
23. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
24. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 229-256.
25. Вишневский К Д. Введение в строфику // Проблемы теории стиха. Л., 1984. С. 37-57.
26. Вишневский К Д. Нетождественные строфы в русской поэзии XVIII-XIX вв. // Онтология стиха. Памяти В.Е.Холшевникова. СПб., 2000. С.51-62.
27. Вишневский К Д. Становление трехсложных размеров в русской поэзии // Русская советская поэзия и стиховедение: Материалы межвузовской конференции. М., 1969. С. 207-217.
28. Вишневский КД Экспрессивный ореол пятистопного ямба // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985. С. 94-113.
29. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.
30. Гаспаров M.JJ. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М., 1999.
31. Гаспаров M.J1. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.
32. Гаспаров M.JI. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
33. Гаспаров M.JI. Русский стих начала XX века в комментариях. М., 2001.
34. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974.
35. Гаспаров М.Л. Эволюция русской рифмы // Проблемы теории стиха. Л., 1984. С. 3-36.
36. Гаспаров М.Л. Ямб и хорей советских поэтов и проблема эволюции русского стиха // Вопросы языкознания. 1967. №3. С. 59-67.
37. Гаспаров М.Л., Скулачева ТВ. Глагольная рифма и синтаксис в стихотворной речи // Русский язык в научном освещении. М., 2001. С. 148-160.
38. Гаспаров М.Л., Скулачева Т.В. Статьи о лингвистике стиха. М., 2004.
39. Гвоздиковская Т.С. Двусложные размеры и стилевые искания в современной лирической поэзии // Научные труды филологического ф-та Киргизского ун-та. Вып. 16. Фрунзе, 1970. С. 106-112.
40. Гвоздиковская Т.С. Судьбы трехсложных размеров в современной поэзии // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985. С. 292 300.
41. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973.
42. Гончаров Б.П. К проблеме интонации в стиховедении // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985. С.29-48.
43. Дземидок Б. О комическом. М., 1974.
44. Дозорец Ж.А. Синтаксическая структура строки и ее членение на синтагмы // Актуальные вопросы грамматики и лексики русского языка. М., 1978. С. 79-96.
45. Ерешко А.Е. Интонационное оформление строки стихотворного текста // Славянский стих: стиховедение, лингвистика и поэтика.1. М., 1995. С. 99-103.
46. Жирмунский В.М. Теория стиха. JL, 1975.
47. Жовтис A.JI. Опорный согласный в рифме (несколько сопоставлений из истории русского и английского стиха) // Исследования по теории стиха. JI., 1978. С. 75-84.
48. Златоустова JI.B. Фонетическая структура слова в потоке речи. Казань, 1962.
49. Златоустова JJ.B. Фонетическое слово в стихе и пении // Славянский стих: Лингвистическая и прикладная поэтика: Материалы международной конференции 23-27 июня 1998г. М., 2001. С. 259-266.
50. Зырянов И.В. Поэтика русской частушки (вариативность, язык, стих). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1956.
51. Илюшин A.A. О внутренних рифмах и слоговых звучаниях в стихе // Русский язык в школе. 1986. №6. С. 50-54.
52. Илюшин A.A. Русское стихосложение. М., 1988.
53. Калитин Н.И. Слово и время. М., 1967.
54. Ковалев П.А. Современный русский стих (актуальные аспекты стихосложения). Орел, 2001.
55. Kooicwioe B.B. Стихи и поэзия. М., 1980.
56. Кондратов A.M. Статистика типов русской рифмы // Вопросы языкознания. 1963. №6. С. 96-106.
57. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. М., 1999.
58. Кормилов С.И. Разновидности моностиха и проблема их верификационного статуса // Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. Сб. в честь 60-летия М.Л. Гаспарова. М., 1996. С. 145-162.
59. Лилли Ион К. Динамика русского стиха. М., 1997.
60. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.
61. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
62. Лотмап М., Райфман С. Опыт функционального описания строфики // Материалы XXVII студенческой научной конференции Тартуского гос. ун-та: Литературоведение; Лингвистика. Тарту, 1972. С. 131-134.
63. Лотмап Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972.
64. Ляпин С.Е. Ритмико-синтаксическая структура строфы (к проблеме изучения вертикального ритма русского 4-стопного ямба) // Славянский стих: Лингвистическая и прикладная поэтика: Материалы международной конференции 23-27 июня 1998г. М., 2001. С. 138-150.
65. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Сост., автор статей и примечаний
66. B.Е.Холшевников. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1987.
67. Невзглядова Е.В. Звук и смысл. СПб., 1998.
68. Невзглядова Е.В. Петербургско-ленинградская и московская поэтические школы в русской поэзии // Иосиф Бродский: Творчество, личность, судьба: Итоги трех конференций. СПб., 1998. С. 119-123.
69. Никонов В.А. Строфика // Изучение стихосложения в школе. М., 1960. С. 96-149.
70. Орлицкий Ю.Б. Славянский стих: стиховедение, лингвистика и поэтика // Новое литературное обозрение. 1996. №17. С. 411-415.
71. Плюханова М.Б. Проблема пародийности рифмы // Тыняновский сборник. Вторые Тыняновские чтения. Рига, 1986.1. C. 240-253.
72. Поливанов Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники // Вопросы языкознания. 1963. №1. С. 99111.
73. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1999.
74. Пузырее A.B. Влияние ритма на отбор и употребление собственных имен в стихотворном тексте // Формирование семантики и структуры художественного текста: Межвузовск. сб. научных трудов. Куйбышев, 1984. С. 115-121.
75. Руднев В.П. Стих и культура // Тыняновский сборник. Вторые Тыняновские чтения. Рига, 1986. С. 227-239.
76. Руднев П.А. Руднев В.П. Типология строфических композиций в русском стихе: В сопоставлении с типологией композиций метрических // Стилистика художественной речи: Межвузовск. тематический сборник. Калинин, 1982. С. 137-154.
77. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М., 1982.
78. Словарь поэтических терминов. М., 1940.
79. Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М., 2002.
80. Стехгш Ю.К. К вопросу об использовании различных частей речи русского языка в рифме // Вопросы прикладной лингвистики. Вып.2. Днепропетровск, 1970. С. 96-98.
81. Тарановский К. О взаимоотношении стихотворного ритма и тематики // Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000. С 372403.
82. Тарановский К.Ф. Основные задачи статистического изучения славянского стиха. // Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 234-256.
83. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М.; JI., 1959.
84. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2003.
85. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 2004.
86. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2 кн. М., 2002.
87. Федотов О.И. Понятие строфы и ее типология // Онтология стиха. Памяти В.Е.Холшевникова. СПб., 2000. С. 63-78.
88. Федотов О.И. Фольклорные и литературные корни русского стиха. Владимир, 1981.
89. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
90. Холшевпиков В.Е. Из истории русской рифмы (от Ломоносова до Лермонтова) // Русская литература. 1989. №2. С. 41-52.
91. Холшевпиков В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.
92. Шапир М.И. На подступах к общей теории стиха (Основные методы и понятия) // Шапир М.И. Universum versus. Язык стих - смысл в русской поэзии XVIII-XX веков. Кн.1. М., 2000. С.76-90.
93. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.
94. Эткгшд Е.Г. Материя стиха. СПб., 1998.
95. Эткипд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001.
96. Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения // Труды по знаковым системам. Вып. 4. Тарту, 1969. С. 504-526.
97. Bailey James. Literary Usage of a Russian Folk Song Meter // SEEJ, XIV, No. 4. 1970. P. 436-452.
98. Bailey James. The Russian Linguistic-Statistical Method for Studying Poetic Rhythm // SEEJ, 23, No.2. 1979. P. 251-261.
99. Jakobson R. К лингвистическому анализу русской рифмы // Jakobson R. Studies in Russian Philology. Michigan, 1962. P. 1-13.
100. Lilly I.K. On the Rich Rhymes of M.N. Murav'ev // International Journal of Slavic Linguistics. 1981. Vol. XXXIII. P. 147-161.
101. Russian Verse Theory: Proceedings of the 1987 Conference at Ucla / UCLA Slavic Studies Series Volume 18 (UCLA Slavic studies). Slavica Pub. 1989.
102. Wachtel M. The Development of Russian Verse: Meter and Its Meanings. Cambridge, 1998.
103. Работы по стиху русских поэтов и по творчеству В.С.Высоцкого.101 .Акопян A.B. Рифма Бродского // Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. Русская филология. Т. 8. Смоленск, 2004. С. 116-119.
104. Антонова М.В. Особенности создания сказочного мира в поэзии
105. B.C. Высоцкого // Высоцковедение и высоцковидение. Сборник научных статей. Орел, 1994. С. 48-55.
106. Антощенков Г.Н. Дольники в системе русского стихосложения // Русская советская поэзия и стиховедение. М., 1969. С. 185-191.
107. Баевский B.C., Попова О.В., Терехова И.В. Художественный мир Высоцкого: стихосложение // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т.2. М., 1999. С. 181-186.
108. Баевский B.C., Семенова H.A. Эволюция лирического стиха как основа периодизации творческой биографии поэта: кластерный и корреляционный анализ (Пушкин, Гумилев, Пастернак) // Славянский стих. VII: Лингвистика и структура стиха. М., 2004.1. C. 421-436.
109. Бахмач В.И. Пути смеха Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т.2. М., 1999. С. 233-238.
110. Белый Андрей. Поэзия слова. Пушкин. Тютчев. Баратынский. Вяч. Иванов. А. Блок. Пб., 1922.
111. Беглов A.JI. Иосиф Бродский: монотония поэтической речи (на материале 4-стопного ямба) // Philologica. 1996. Т.З. № 5/7. С. 109-123.
112. Бердникова O.A., Мущенко Е.Г. "Среди нехоженых дорог одна -моя."(Тема судьбы в поэзии B.C. Высоцкого) // B.C. Высоцкий. Исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 52-65.
113. Бойко С.С. О некоторых теоретико-литературных проблемах изучения творчества поэтов-бардов // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.1. М., 1997. С. 343-353.
114. Брюсов В. Левизна Пушкина в рифмах // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. VII. М., 1975. С. 148-163.
115. Брюсов В. Стихотворная техника Пушкина // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. VII. М., 1975. С. 61-99.
116. Вдовип С. «Растащили меня, но я счастлив.» // Мир Высоцкого. Вып.4. М., 2000. С. 186-194.
117. Вишневский К.Д. Строфика Лермонтова // Уч. зап. Пензенского педагогического ин-та. Сер. филол. Вып.14. 1965. С. 3-131.
118. Влади М. Владимир, или Прерванный полет. М., 1989.
119. Волкова Т.В. Сатирическое начало в песнях Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. З.Т. 2.М., 1999. С. 239-244.
120. Ml. Воронова М.В. Стилистические средства маркировки лирического и ролевых героев B.C. Высоцкого // B.C. Высоцкий. Исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 117-128.
121. Владимир Семенович Высоцкий. Библиографический справочник /1960-1990 гг./. Что? Где? Когда? Харьков, 1992.
122. Гаврилеико Т.А. Образ песни в поэтическом мире Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2. М., 1999. С. 61-72.
123. Гаспаров МЛ. Рифма Бродского // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 83-92.
124. Гончаров Б.П. О рифме Маяковского // Филологические науки. 1972. №2. С. 3-14.
125. Дузъ-Крятченко В.А., Ушаков Л.С. О практике и проблемах издания песенного наследия Высоцкого на CD II Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 5. М., 2001. С. 468-477.
126. МЪ.Евтюгина A.A. Разговорная речь в поэзии B.C. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.6. М., 2002. С. 40-53.
127. Евтюгина A.A. «Читайте простонародные сказки.» // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998. С. 244257.
128. Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. М., 1988.12Ь.Житеиева A.B. Лексический состав поэтического наследия Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 2.М., 1998. С. 148-164.
129. Зайцев В.А. B.C. Высоцкий // История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. М., 1998. С. 448-461.
130. Зайцев В.А. О путях развития авторской песни и проблемах ее изучения // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Международной научной конференции 10-11 ноября 2004 года. М., 2004. С. 332-335.
131. Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич. Поэтика, жанры, традиции. М., 2003.
132. Изотов В.П. Филологический комментарий к творчеству B.C. Высоцкого. Проект II Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 5. М., 2001. С. 179-198.
133. Камапкипа М.В. Владимир Высоцкий и авторская песня: родство и различия // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.2. М., 1998. С. 258-266.
134. Каюмова В.Ф. Некоторые замечания о четырехстопном ямбе у Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 5.М., 2001. С. 237-243.
135. Китайгородская М.В., Розанова H.H. Творчество Владимира Высоцкого в зеркале устной речи // Вопросы языкознания. 1993. №3. С. 97-113.
136. Кихней Л.Г., Сафарова Т.В. К вопросу о фольклорных традициях в творчестве Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого.
137. Вып.З.ТЛ.М., 1999. С. 72-82.
138. Ковалев П.А. Творчество В.С.Высоцкого и проблема песенного стиха//Высоцковедение и высоцковидение. Орел, 1994. С. 56-66.
139. Ковалева Т.В. Концепция рифмы в песенном цикле «Алиса в Стране чудес» // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т.2. М., 1999. С. 193-198.
140. ХЫ.Ковтуп В.М. Снова об источниках // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.2. М., 1998. С. 202-215.
141. Копылова Н.И. Фольклорные ассоциации в поэзии B.C. Высоцкого // B.C. Высоцкий. Исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 74-95.
142. Корлтлов С.И. Антропонимика в поэзии Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2. М., 1999. С. 130-142.
143. Кормилов С.И. Изолированные четверостишия Высоцкого // Формальные методы в лингвистической поэтике. II. СПб. (в печати).
144. Крисанова Е.В. Особенности звуковой структуры стихотворных произведений: Консонантные и вокальные сегменты в стихотворном и прозаическом тексте. Дис. . канд. филол. наук. М., 2001.
145. Крылов А.Е. Бытование и трансформация крылатых выражений Высоцкого в газетно-журнальных заголовках // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.4. М., 2000. С. 217-227.
146. Крылов А.Е. Песня «Через десять лет»: трудный случай текстологии // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 5. М., 2001. С. 375-386.
147. Кузнецова Е.Р. Музыка внутри строфы, или секрет воздействия лирики Высоцкого // Творчество Владимира Высоцкого в контексте художественной культуры XX века. Самара, 2001. С.15.19.
148. Кузнецова Е.Р. Песни В. Высоцкого в зеркале интонационной формы // Владимир Высоцкий: Взгляд из XXI века: Материалы третьей междунар. науч. конф. М., 2003. С. 400-409.
149. Кулагин A.B. Агрессивное сознание в поэтическом изображении Высоцкого (1964-1969) // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.2. М., 1998. С. 52-61.
150. Кулагин A.B. Высоцкий и другие. М., 2002.
151. Кулагин A.B. Поэзия B.C. Высоцкого. Творческая эволюция. М., 1997.
152. Лакербай Д.Л. Поэзия И. Бродского 1957-1965-го гг. (опыт концептуального описания) (дис. . канд. филол. наук). Иваново, 1997.
153. Намакиипанская И.Е., Романова Е.В., Куглер H.A. «Человеческая комедия» в поэтике Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т.2. М., 1999. С. 245-254.
154. Новиков В.И. В Союзе писателей не состоял. Писатель Владимир Высоцкий. М., 1991.
155. Новиков В.И. Рукописи В. Высоцкого собрания А. Евдокимова;
156. Рукописи В. Высоцкого, из блокнотов, находящихся на Западе: Сборники // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.1. М., 1997. С. 415-417.
157. Новые тексты Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998. С. 216-222.
158. Полухина В.П. Поэтический автопортрет Бродского // Иосиф Бродский: Творчество, личность, судьба: Итоги трех конференций. СПб., 1998. С. 145-153.
159. Розенберг Г.А. Он был чистого слога слуга. О стихотворческой технике Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.2. М., 1998. С. 305-320.
160. Рощииа А.А. Автор и его персонажи. Проблема соотношения ролевого и лирического героев в поэзии В. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998. С. 122135.
161. Руднев П.А. Из истории метрического репертуара русских поэтов XIX начала XX в. (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Брюсов, Блок) // Теория стиха. Л., 1968. С. 107-144.
162. Рудник Н.М. Проблема трагического в поэзии B.C. Высоцкого. Курск, 1995.
163. Сафарова Т.В. Жанровое своеобразие песенного творчества
164. Владимира Высоцкого (автореф. дис. . канд. филол. наук). Владивосток, 2002.
165. Сахарова О.В. Языковые средства создания сатирической модели мира в творчестве B.C. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 5. М., 2001. С. 199-203.
166. Свиридов C.B. Звуковой жест в поэтике Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 4. М., 2000. С. 167185.
167. Семенов В. Стихосложение Иосифа Бродского: метрика; строфика; ритмика; ритм и синтаксис (магистерская дис.). Тарту, 1998.
168. Семешок O.A. Авторская песня и русский язык периода 60-80-х годов XX века // Владимир Высоцкий: Взгляд из XXI века: Материалы третьей междунар. науч. конф. М., 2003. С. 196-202.
169. Скобелев A.B., Шаулов С.М. Владимир Высоцкий: мир и слово. Уфа, 2001.
170. Смит Дэю. Метрический репертуар русской гитарной поэзии // Смит Дэю. Взгляд извне. Статьи о русской поэзии и поэтике. М., 2002. С. 219-236.
171. Смит Дэю. Стихосложение последних стихотворений И.Бродского // Смит Дэю. Взгляд извне. Статьи о русской поэзии и поэтике. М., 2002. С. 481-500.
172. Соколова H.A. Авторская песня: определения и термины // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.4. М., 2000. С. 429449.
173. Соколова H.A. Многоголосье Юрия Визбора. Жанры, формы, стилистика // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. T. 2.М., 1999. С. 404-416.
174. Толокопиикова С.Ю. Бард, неомифологическая ирония и научная фантастика // Мир Высоцкого. Исследования иматериалы. Вып. 5. М., 2001. С. 264-273.
175. Томеичук Л.Я. «.A истины передают изустно». Днепропетровск, 2004.
176. Томеичук Л.Я. Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек. Днепропетровск, 2003.
177. Томеичук Л.Я. «Но есть, однако же, еще предположенье.» Днепропетровск, 2003.
178. Факты его биографии. Людмила Абрамова о Владимире Высоцком. М., 1991.
179. Федгша Н.В. О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии В. Высоцкого // B.C. Высоцкий. Исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 105-117.
180. Федотов О.И. Катрены охватной рифмовки в стихотворениях О.Мандельштама 1908-1909 гг. // Славянский стих: Лингвистическая и прикладная поэтика: Материалы международной конференции 23-27 июня 1998г. М., 2001. С. 286302.
181. Фисуп И. Речевые средства выражения авторского сознания в лирике B.C. Высоцкого (К проблеме иронии). // B.C. Высоцкий. Исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 129-135.
182. Фомина O.A. Военная тема в поэзии Высоцкого и стиховые средства ее воплощения // Тезисы докладов регион, науч.-практич. конф. молодых ученых и специалистов Оренбуржья. Оренбург, 2000. С. 187.
183. Фомина O.A. Графический облик поэзии Высоцкого // Проблемы поэтики и стиховедения: Материалы междунар. науч. конф. Алматы, 2003. С.103-107.
184. Фомина O.A. Метрический репертуар песенного и поэтического творчества Высоцкого: опыт типологического анализа // Регион, науч.-практич. конф. молодых ученых испециалистов Оренбургской области: Сб. материалов. Ч. IV. Оренбург, 2003. С. 67-68.
185. Фомина O.A. Монорим Высоцкого // Материалы per. науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов Оренбургской области. Оренбург, 2004. Ч.З. С.12-13.
186. Фомина O.A. Особенности метрического репертуара песенного и поэтического творчества Высоцкого // Владимир Высоцкий: Взгляд из XXI века: Материалы третьей междунар. науч. конф. М., 2003. С. 327-338.
187. Фомина O.A. Полиметрия Высоцкого и Галича // Регион, науч.-практич. конф. молодых ученых и специалистов Оренбургской области: Сб. материалов. Ч. IV. Оренбург, 2002. С. 126-127.
188. Фомина O.A. Стих Высоцкого в контексте Пушкинской традиции // Тез. Второго междунар. конгресса студентов, молодых ученых и специалистов. 4.2. М., С.85-86.
189. Фомина O.A. Стихосложение В.С.Высоцкого и проблема его контекста. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Самара, 2005.
190. Фомина O.A. Строфика Высоцкого // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. №2. С.36-41.
191. Фомина O.A. Строфика Высоцкого и Галича // Материалы регион, науч.-практич. конф. молодых ученых и специалистов Оренбургской области. 4.1. Оренбург, 2005. С. 75-76.
192. Фомина O.A. Функции полиметрии Высоцкого // Регион, науч.-практич. конф. молодых ученых и специалистов: Сб. материалов. В 3 ч. Ч. 3. Оренбург, 2001. С. 101-103.
193. Хардэ/сиев Н.И. Заметки о Маяковском // Литературное наследство. Т. 60. Новое о Маяковском. М., 1958. С. 397-430.
194. Шатан Ю.В. Поэтическая система В.Высоцкого // http://otblesk.com/vvsotskv/i-shatO 1 .htm
195. Шилина О.Ю. «Вы втихаря хихикали, а я - давно вовсю!».
196. Творчество Владимира Высоцкого и традиции русской смеховой культуры // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.6. М., 2002. С. 73-83.
197. Шилина О.Ю. О некоторых проблемах изучения творчества В. Высоцкого. (С обзором материалов, хранящихся в научно-информационном отделе ГКЦМ) // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.1. М., 1997. С. 319-324.
198. Шоу Дэю.Т. Части речи в рифмах основных стихотворных жанров и в концах прозаических синтагм у Пушкина // Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1996. С. 327-336.
199. Шпилевая Г.А. О композиционных повторах // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т.2. М., 1999. С. 187-192.
200. Шулеэюкова С.Г. Крылатые выражения Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2. М., 1999. С. 216-225.