автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Роль и место буддизма в китайской концепции управления государством

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Цыбанов, Шагдар Ширапович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Роль и место буддизма в китайской концепции управления государством'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Цыбанов, Шагдар Ширапович

ВВЕДЕНИЕС.

1 .Традиционная китайская государственность и религиозно-идеологические учения КитаяС.

1.1.Доктрина императорской власти и традиционные китайские ученияС.

1.2.Синкретизм «саньцзяо» («три учения») в системе государственного управления императорского КитаяС.

2.Будцийская концепция управления государством (так, как она сложилась в индийской буддийской традиции)С.

2.1.Политическая традиция и категории власти в буддизмеС.

2.2.Буддийская концепция власти в государствах Южной и Юго-Восточной Азии..С.

3.Влияние буддизма на государственную систему в средневековом КитаеС.

3.1.Использование буддизма в политических целях в средневековом КитаеС.

3.2.Будцизм и религиозные сектанские движения средневекового

КитаяС.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Цыбанов, Шагдар Ширапович

Актуальность исследования

Политическая роль религиозно-идеологических систем Китая обусловлена тем, что преобладающим элементом социальной системы общества, включающей множество противоборствующих факторов, определяющих динамику ее развития, являлась стабильность, обеспечивающая ее существование как целостной системы. Буддизм как цивилизация и традиция, выступает в качестве важнейшего фактора стабильности социальной системы стран Восточной, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии в силу того, что в идеологии буддизма важное место занимает идея социальной справедливости. В буддийском обществе идея социальной справедливости мыслится как результат соблюдения норм поведения и целевых установок. «Принцип социальной справедливости есть требование постоянного совершенства, как заповедь, обязывающая все общество и власть стремиться к возвышению меры реализации этого священного принципа жизни общества. Право как социальная справедливость - единственный критерий этого процесса. Мудрость и мужество власти, способной осуществить торжество социальной справедливости как правовой ценности и нравственного императива, власти, которая с достоинством и спокойствием может устранить все шаткое и создать состояние прочной уверенности и подлинное здоровье общества»[166.- С.666].

В странах, где существует буддизм, соотношение религиозных и светских идей находится в прямой зависимости от расстановки социально-классовых сил, поскольку политика неотделима от идеологии, и наоборот.

В системе политической организации общества особое важное место принадлежит государству, которое является результатом исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы. Дифференциация и связанное с ней усложнение общественной жизни с необходимостью требовали особого органа, который бы полностью осуществлял регулирование и управление многообразными функциями общественного целого.

Для складывания и функционирования политического института нужна прежде всего определенная духовно-идеологическая программа. Она может быть истинной или ложной, более или менее разработанной, прогрессивной или реакционной. Короче, может быть самой разной как по содержанию, так и по форме, но она должна быть всегда. «Всякая власть основана на господствующем мнении, тем самым на духе. Стало быть, в конце концов власть - не что иное, как проявление духовной силы»[104.-С.47].

В данной диссертационной работе религиозно-политические учения, в частности буддизм исследуются не сами по себе, а именно как компоненты общественного и культурного целого. Буддизм и другие религиозно-идеологические учения средневекового Китая представляют в данном случае интерес в контексте их места в обществе, их социального состава, их отношения с государственной системой; верования и ритуалы рассматриваются нами как формы социального поведения, символическая фиксация общественных структур и процессов.

Религиозная практика там, где буддийские ценности проявляются в наиболее прозрачной, непосредственной форме, является наиболее приоритетной в данном исследовании. Соответственно в самой структуре буддийского мировоззрения рассматриваются не отношения внутри религиозной общины, а отношения религии с другими общественными институтами, в частности с государством. Если и рассматривается чисто религиозное действие, то прежде всего как некая поведенческая модель, фиксирующая некие базовые ценности, предназначенные для внедрения его в социально-политические отношения.

Сферами влияния религиозно-идеологических учений Китая на политическую организацию общества являются стереотипы отношения к власти, характер лидерства, концепция управления государством. Именно изучение этих стереотипов позволило дать комплексное обозрение отношений между средневековым китайским государством и религиозно-идеологическими учениями, в частности буддизмом.

Традиционная китайская государственность, которая как известно, является одной из самых древних и развитых, достигла в процессе своей многовековой истории высокой степени организованности и совершенства. Государственность в Китае была обусловлена множеством факторов, среди которых особое место занимает религиозно-идеологические учения.

Религиозно-идеологические учения в Китае по уровню сакральности были гораздо ниже государственности, поэтому монархия имела свою доктрину императорской власти. Китайская государственность использовала религиозно-идеологические учения в качестве вспомогательных средств управления народом. Сакральная доминанта имела следствием полное и неограниченное господство государства над религиозными организациями в политическом, административном, правовом и идеологическом отношениях.

Буддизм демонстрирует возможность наличия некой более высокой сакральности, выходящей за компетенцию государя выступать агентом между космосом и подвластным ему миром людей. Мысль о высшей религиозной сакральности была вызовом традиционному для Китая приоритету государственной власти над духовной. Буддизм занимал особое место в политической системе императорского Китая.

Таким образом, исследование буддизма в контексте государственной системы средневекового китайского общества, особенно в плане социальной философии, смещение при этом акцентов на выявлении роли и места буддизма в традиционной китайской концепции управления государством, а также в контексте изучения общих параметров функционирования и взаимодействия религиозных и светских институтов управления имеет безусловно актуальное и важное значение.

Состояние и степень изученности темы

Государство и буддизм в средневековом Китае как объекты исследования попали в поле зрения ученых давно, но хотя к настоящему времени мы имеем обширную библиографию, посвященную проблемам взаимоотношения государства и буддизма в Китае, приходится констатировать слабую изученность интересующей нас проблемы.

В отечественной и зарубежной философской литературе можно найти глубокие исследования, посвященные проблемам государственного устройства общества, власти, духовной жизни общества. Изучение политической сферы общества занимает важное место в социальной философии. Проблемы политической надстройки, государства и его роли в обществе, общественного управления и самоуправления подробно исследовались социальной философией на разных этапах его развития.

Расцвет философских теорий политики в эпоху Возрождения и Новое время связан с обоснованием сущности политической, прежде всего государственной власти и идеи разделения морали и политики в трудах Н.Макиавелли, а также с теорией естественного права Т.Гоббса, Дж.Локка и Б.Спинозы. Дж.Локк и Ш.Монтескье исследовали проблемы разделения властей, гражданского общества и правового государства. Возникают основные направления политической философии и идеологии - либерализм (Ш.Монтескье), консерватизм (Э.Берк) и тоталитаризм (Ж.-Ж.Руссо).

Немецкая классическая философия преуспела в исследовании этических основ права и государства (И.Кант) и в целом философии права (Г.Гегель). Существенный интерес представляет марксистское учение о взаимодействии политики и экономики, роли насилия в истории, соотношении морали и политики, происхождении и функциях государства. Представляют интерес также политические идеи анархизма (М.Бакунин, П.Кропоткин), а также геополитические концепции XX в. (К.Хаусхофер и др.).

Среди отечественных философов занимающихся проблемами государственного управления необходимо выделить таких как Бакунин М.А., Кропоткин П.А., Пономарев Н.В., Бурлацкий Ф.М., Барулин B.C., Марченко М.Н., Алексюк Р.П., Филиппов Г.Г., Даниленко В.Н., Белов Г.А., Сорокин П., Андреев A.JI. и др.

Сложным и малоизученным проблемам исследования социально-философских, историко-философских аспектов взаимодействия государства и религиозно-идеологических учений Китая посвящены множество работ как зарубежных, так и отечественных исследователей. Среди западных исследователей можно отметить таких ученых как А.Райт, А.Масперо, Е.Цюрхер, К.Ян, Дж.Легге, Р.Штейн, Р.Тейлор и др. Среди отечественных исследователей необходимо выделить таких как В.П.Васильев, Е.Воронцов, В.М.Алексеев, В.М.Штейн, Л.С.Васильев, В.В.Малявин, Т.П.Григорьева, А.С.Мартынов, Е.Б.Поршнева, З.И.Лапина и многих других.

Русское востоковедение имеет давние традиции изучения буддизма: в конце XIX начале XX вв. буддологические работы таких выдающихся ученых, как В.П.Васильев, П.И.Кафаров, О.О.Розенберг, С.Ф.Ольденбург, Ф.И.Щербатской, Е.Е.Обермиллер, И.П.Минаев получили всемирное признание.

В.П.Васильев в своей работе «Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм» обратил внимание на буддизм как явление китайской культуры и затронул проблемы взаимоотношения буддизма с даосизмом и конфуцианством. Васильев в этой работе пришел к выводу, что даосизм принял окончательную религиозную форму под влиянием буддизма.

Проблемы взаимоотношения буддизма с конфуцианством и даосизмом были рассмотрены в работе Е.Воронцова «Исторические судьбы буддизма в Азии со времени возникновения его до VII в.». В отличии от Васильева

Воронцова главным образом интересовали взаимоотношения буддизма с конфуцианством. По его мнению, к моменту проникновения буддизма в Китай конфуцианство как религия было еще малоразвито. И это обстоятельство благоприятствовало проникновению буддизма в Китай, поскольку малоразвитость конфуцианства как религии «оставляла многие запросы духовной жизни человека, относящихся к бытию души по смерти, без разрешения» [74.-С.547] и буддизм восполнил эти проблемы (см.[ 177.-С. 11]).

Воронцов как и Васильев, делал акцент на том, что китайские учения в религиозном плане не были достаточно развитыми.

Проблемам воздействия буддизма на социо-культурные связи китайского общества посвящена работа В.Грубе «Духовная культура Китая». В ней автор указывает, что «буддизм во многих отношениях плодотворно повлиял на китайскую культуру, а особенно продолжительное влияние оказал на религиозную жизнь и религиозные воззрения масс, придав им во многом другой вид. Однако, он, в свою очередь, приспособился к характеру китайского народа и к господствующим в его среде воззрениям настолько, что мы имеем больше оснований говорить, что буддизм стал китайским, нежели, что Китай стал буддийским» [79.-С. 185].

Исследование китайского буддизма в советский период осуществлялось главным образом в русле синологических проблем: буддизм в них рассматривался через призму его взаимоотношений с китайской традицией. Исследование проблемы взаимоотношения буддизма с традиционной культурой Китая представляет собой исключительную ценность, поскольку позволяет обнаружить общие закономерности развития китайской культуры, включающей в себя буддизм как свою неотъемлемую часть (см.[177.-С.11]).

Огромный вклад в развитие отечественной синологии внес академик В.М.Алексеев. В своих работах он рассматривал взаимоотношения буддизма, конфуцианства и даосизма и их влияние на общественно-политическую и культурную жизнь Китая. Алексеев о отличие от Воронцова считал, что позиция конфуцианства по отношению к буддизму была резко отрицательной. Алексеев писал, что «главным препятствием к внедрению буддизма в вероисповедание китайского народа была конфуцианская настороженность китайской служилой интеллигенции, атеистической и националистической, считавшей Китай центром Земли и культуры. Буддизм был сразу же отринут конфуцианцами, как вообще все иностранное, т.е. некультурное» [43.-С. 136]. Все же Алексеев отмечал, что и конфуцианство кое-что позаимствовало у буддизма, хотя в этом не сознавалось (см.[там же. -С. 137]).

Определенное внимание характеристике синкретических религиозных сект уделено в работах Васильева JI.C., Малявина В.В., Поршневой Е.Б. и др.

В.В.Малявин дал своеобразную оценку роли синкретических религий в традиционном китайском обществе. «Будучи продуктом секуляризации буддийских и даосских институтов и вызревания в средневековом китайском обществе оппозиционной системы ценностей, своего рода антиструктуры, противостоявшей официальному укладу, синкретические секты являлись наиболее зрелой и законченной формой народной религиозности в традиционной китайской цивилизации» [124.-С. 39].

Методологические проблемы взаимоотношений религиозно-идеологических учений с китайским государством в социально-философском контексте были затронуты А.С.Мартыновым, Е.Б.Поршневой, Т.Г.Комиссаровой, Е.И.Кычановым, М.Е.Ермаковым, З.И.Лапиной и др. А.С.Мартынов в своих исследованиях дал свеобразную характеристику буддийского учения и его роли в социально-политических делах государства в средневековом Китае. Мартынов отмечает, что религиозно-идеологические учения (конфуцианство, буддизм и даосизм) по отношению к государственности носили сугубо утилитарный характер, тем самым делает вывод, что государственность в Китае имела свою собственную доктрину императорской власти, в силу своей сакрализованности, которая по мнению Мартынова была выше любой другой религиозной сакральности.

Поршнева Е.Б. в своих работах основное внимание уделяет социально-философским аспектам влияния буддизма на формирование и функционирование религиозно-идеологических движений средневекового Китая. Поршнева считает, что религиозные движения оставались существенной частью китайской культуры, неотделимой от нее, осознавшей и формировавшей самое себя в непрерывном процессе взаимодействия и соприкосновения с ней, в контактах притягивания и отторжения (см.[148.-С. 18]).

В разработке общих социально-философских, историко-философских, источниковедческих проблем буддизма его развития в странах Южной и Юго-Восточной Азии занимались Г.Н.Бонгард-Левин, В.И.Корнев, Э.О.Берзин, И.В.Всеволодов, А.С.Агаджанян, Э.Д.Талмуд и др.

Методологическими и теоретическими аспектами изучения духовной культуры Востока, в частности буддийской культуры занимается ряд ученых Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, такие как Л.Е.Янгутов. Т.Д.Скрынникова, С.Ю.Лепехов, Р.Е.Пубаев, С.П.Нестеркин, И.Е.Гарри, И.Р.Гарри, В.Н.Пупышев и др.

Источниковон базой исследования стали письменные источники средневекового Китая, к ним относятся исторические хроники по истории Китая, династийные хроники, хроники китайских императоров по динасиям, собрания императорских указов, хроники буддийских патриархов по династиям, собрания важнейших сведений по истории религиозно-идеологических учений императорского Китая и т.д.

Цель и задачи исследования

Основной целью данной диссертационной работы является изучение процесса внедрения буддизма в традиционную китайскую государственность и значение буддизма в китайской концепции управления государством.

Для достижения вышеупомянутой цели необходимо решение некоторых задач, поставленных автором в данном исследовании. Они определены следующим образом:

- определить структуру государственного управления в традиционном китайском обществе;

- исследовать буддийскую концепцию управления государством, которая сложилась в индийской буддийской традиции, а также рассмотреть ее преобразование под влиянием китайских политических учений; исследовать взаимодействие буддийской общины (сангхи) с общественно-политической системой средневекового Китая;

- рассмотреть взаимоотношения буддизма с конфуцианством и даосизмом в плане их отношения к государственному устройству Китая;

- исследовать степень и характер влияния буддийского учения на формирование религиозных сектантских движений средневекового Китая.

Методологическая и теоретическая основа исследования

Методологической основой исследования послужили принципы социальной философии, истории философии, философии религии, источниковедения, истории религий и др.), применение которых позволило создать целостную картину взаимоотношений буддизма с государственностью в китайском обществе.

При решении поставленных целей и задач использовались достижения исторической, философской и социальной наук. Исследование данной проблемы стало возможным, исходя из принципа историзма, и использования цивилизационного подхода.

Теоретически применялась совокупность методов, в числе которых основными были: исторический метод, который позволяет рассматривать изучаемые явления в развитии, в сравнении; системный метод, при котором можно представить объект как единое целое, выявить целостную картину роли и места буддизма в государственной системе средневекового Китая. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала также использованы общенаучные принципы познания, особенно принципы системности, структурности и целостности.

Научная новизна исследования

Данная диссертационная работа представляет собой новое в отечественной литературе систематическое исследование роли и места буддизма в китайской концепции управления государством. Диссертантом определена специфика социально-философских основ государственно-идеологической системы китайского общества и показано влияние религиозно-идеологических учений на формирование и функционирование государственности в Китае.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:

- раскрыто социально-философское понимание государственной системы общества в традиционном Китае и ее связь с религиозно-идеологическими учениями;

- подробно охарактеризовано социально-философское обоснование концепции управления государством в индийской буддийской традиции и ее преобразование под воздействием китайских политических учений;

- на базе конкретного текстологического изучения источников по истории средневекового Китая дан целостный анализ социально-философской сущности государственного управления обществом;

- исследованы степень и характер влияния буддийского учения на формирование религиозных сектантских движений средневекового Китая.

Научно-практическая значимость работы

Содержащиеся в диссертационной работе теоретические положения и выводы могут иметь значение при изучении общественно-политических и культурных процессов в ареале распространения буддизма, исследовании социально-политических особенностей стран Восточной, Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии. Они могут также найти практическое применение в разработке специальных методов функционирования государственно-политических систем в современных условиях.

Содержание и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в общетеоретических и специальных курсах философии, в частности по истории китайской философии.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в докладах и выступлениях на следующих конференциях: шестой и седьмой буддологических конференциях (СПб., 1999-2000); конференции посвященной 275-летию Российской академии наук «Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии» (Улан-Удэ, 1999); международной научной конференции «Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии» (Улан-Удэ, 2000); первой и второй конференциях «Школа молодого буддолога» (Улан-Удэ, 1999-2000).

1. ТРАДИЦИОННАЯ-КИТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И РЕЛИГИОЗНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль и место буддизма в китайской концепции управления государством"

Делая выводы, можно сказать, что особенно важное значение для народных сектантских движений имело утверждение равенства социальных категорий и снятие оппозиции между монахами и мирянами, что фактически вело к секуляризации и популяризации как самого буддизма, так и традиционных китайских учений, к их дальнейшему синтезированию, достигшему наивысшей степени именно в народных сектах.

Буддизм, как формирующий фактор религиозных сектантских движений, определил всю сущность сектантства в средневековом Китае, в которой первостепенная значимость состоит в религиозной цели.

Инерционность религиозных движений при большом разнообразии их религиозных воззрений, обязательное присутствие в сектантских вероучениях в качестве основного идеологического ядра доктрины спасения, отвечающей важнейшим экзистенциальным потребностям человека, обеспечила и сделало идеологию этих движений одним из главных компонентов духовной жизни средневекового Китая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ роли и места различных социально-политических институтов в истории средневекового Китая позволяет сделать вывод, что в процессе их длительной и непрерывной исторической эволюции, взаимовлияния и взаимообогащения был разработан огромный арсенал разнообразных и весьма эффективных методов управления обществом. Применение этих методов непосредственно в государственных делах императорского Китая, существенно повышало уровень функционирования государственной системы, что позволило ей выработать высокую степень гибкости, устойчивости и вместе с тем надежности государственно-политического устройства страны.

Государственная система императорского Китая представляет собой сложную систему взаимоотношений между правителем и религиозно-идеологическими учениями средневекового Китая. Монархия в Китае всегда признавала за собой существенную доминанту в идеологической сфере, в силу того, что в Срединной империи существовала собственная доктрина императорской власти. Религиозно-идеологические учения были дополнительными средствами управления и функционирования страной. Но надо заметить, что каждая религиозно-идеологическая система Китая (буддизм, конфуцианство, даосизм) имела своё собственное представление о методах управления государством и обществом. В свою очередь, они в любой ситуации могли предложить монархии свою собственную программу, что наглядно проявилось в истории китайского государства.

Буддизм сложившийся в Индии и преобразовавшийся, под воздействием китайских религиозно-идеологических учений был внедрен в систему государственных отношений средневекового Китая. В отличии от конфуцианства, даосизма, моизма и легизма, буддизм в общественно-политическом контексте был намного гибче и эффективнее в различных ситуациях, в которых оказывалась та или иная политическая система традиционного Китая.

В индийской буддийской традиции существуют два основных направления буддийской концепции управления государством: рационально-этическое, где буддизм выступает в качестве идеологии порядка; иррационально-милленаристское, когда буддизму необходимо при известных обстоятельствах выступать в качестве идеологии протеста. Категории учения и власти, как правило, нерасторжимо переплетены: Будда призван властвовать с помощью Дхармы, а царь призван воплощать Дхарму с помощью власти.

Данное исследование позволяет отметить некоторые ключевые моменты категории высшей власти в буддийской политической культуре: во-первых, монарх прямо провозглашает Дхарму государственной идеологией, а буддийские моральные принципы - нормами власти; во-вторых, интересы подданных он ставит выше своих; в-третьих, он покровитель, вся его деятельность направлена на благоустройство жизни в государстве и заботу о подданных.

Основным средством легитимации буддийского учения в государственной системе древнеиндийского общества и стран Юго-Восточной Азии было использование палийской литературы государством. Именно благодаря этому буддизм проникает во все области средневекового общественного сознания и становится интегрирующей идеологией всей государственной системы.

На протяжении всей истории Китая буддизм неоднократно демонстрировал наличие высокой сакральности, которая выходила за компетенцию государя выступать агентом между космосом и подвластным ему миром людей. Монархи, которые, будучи наделены собственной сакральностью, не боялись обратиться за консультациями по поводу вспомогательных средств управления государством к «сань цзяо». Для управления государством важен не выбор того или иного учения, а правильное использование любого из них.

Необходимо отметить также, что буддизм как идеология порядка лучше обеспечивал сохранение культурных традиций национальных меньшинств, так как обладал высокой степенью терпимости и легко приспосабливался и адаптировался к другим культурным традициям.

Религиозные движения относятся к духовной сфере общественного бытия, следовательно именно в этом качестве выступают существенным компонентом социального развития.

Общая типологическая характеристика религиозного сектантства, отличающая его от других форм социальных движений, состоит в первостепенной значимости религиозной цели.

Буддизм как народная религия, выступала в роли идеологической основы религиозных движений средневекового Китая, что во многом определила степень и характер влияния буддийского учения в формировании и функционировании религиозных сектантских движений. В качестве основного идеологического ядра в сектантских вероучениях выступала доктрина спасения, отвечающая важнейшим экзистенциальным потребностям индивида. Буддизм как идеология сектантства являлся одним из главных компонентов духовной жизни Китая периода средневековья.

Важное значение для народных сектантских движений имело утверждение равенства социальных категорий и снятие оппозиции между монахами и мирянами, что фактически вело к секуляризации и популяризации как самого к» к* к* буддизма, так и традиционных китаиских учении, к их дальнейшему синтезированию, достигшему наивысшей степени именно в народных сектах.

В итоге, буддийский компонент в социально-политическом устройстве китайского общества составлял весьма значительный вес, что определяло невозможность существования и функционирования китайской государственности вне буддийского влияния. По-видимому, вне буддизма история традиционного Китая не может быть легитимной.

 

Список научной литературыЦыбанов, Шагдар Ширапович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Баоцзюань о Пу-мине / Издание текста, перевод с кит., исследования и комментарии Э.С.Стуловой.- М., 1979.

2. Бань Гу. Хань шу (История династии Хань).- Пекин, 1964.

3. Бицзи сяошо да гуань (Детальное изучение записанных историй).- Т. 12.- Тайбэй, 1962.

4. Байхутун (Дискуссии в зале Белого тигра) // Сер. «Лянцзинибянь».-Шанхай, 1937.

5. Бяньвэнь по Лотосовой сутре / Перевод и комментарий Л.Н.Меныникова.- М., 1984.

6. Ван Аныпи. Линьчуань сяныиэн вэньцзи (Собрание произведений г-на Линьчуаня).- Шанхай, 1959.

7. Ван Жисю. Луншу цзинту вэнь (Сочинения о «Чистой земле») / Тайсё синсю дайцзо кё (Заново отпечатанная Трипитака годов Тайсё).- Т. 47.-Токио, 1924-1929.

8. Ван Мин. Тайпинцзин хэцзяо (Свободное издание «Тайпинцзина»).-Пекин, 1960.

9. Ван Чан. Цзиныпи цуйбянь (Собрание надписей. на камне и металле, кс.).- Шанхай, 1941.

10. Васубандху. Абхидхармакоша (Близкий к тексту перевод с тибетского на русский язык, введение, подготовка тибетского текста примечания и таблицы Б.В.Семичова и М.Г.Брянского).-Улан-Удэ, 1980.-Гл. 1-3.

11. Вэй пгу (История династии. Вэй).- Шанхай, 1936.

12. Гуцзиньтушуцзичэн (Полное собрание текстов и изображений, относящихся как к древности, так и к новому времени).- Б.м., б.г..

13. Дао-ань. Эрцзяолунь (Рассуждение о двух учениях). «Дацзан» годовтайсё».- Т. 52.

14. Дао-сюань. Гуанхун минцзи (Дополнение к собранию литературы о «Расширении Пути. и уяснения [Учения]»). «Дацзан» годов «тайсё».-Т.52.

15. Дао-сюань. Цзигуцзиньфо даолуньхэн (Собрание рассуждений о буддизме и даосизме в древности и в наше время). «Дацзан» годов «тайсё».

16. Жэньван хуго баньжо боломито цзин (Сутра праджняпарамиты человеколюбивого государя, защищающая страну)// Тайсё синсю дайдзокё.- Токио, 1924-1932.- Т.8.- № 245-246.

17. Ицзяоцзин (Сутра завещанного учения).- «Дацзан» годов «тайсё».

18. Линь-цзы. Саньцзяохуэй бяньяолюе (Собрание ваэнейших сведений о «трех учениях») // Линь-цзы. Саньцзяо чжэнцзунтун (Линь-цзы. Подлинная традиция доктрины «трех учений», кс.).- Тао 2, бэнь 1-4.-Б.м., б.г..

19. Лю Ми. Саньцзяо пинсиньлунь (О том, как три учения приводят в равновесие сердце). Сер. «Цуншу цзичэн».-Шанхай, 1937.

20. Ло Цин. Посе сяньчжэн яоши цзюань (Свиток, содержащий. ключ сокрушения ереси и обнаружения истины).- [Б.м.], 1509.

21. Ло Цин. Чжэнсинь чуй усючжэн цзыцзай баоцзюань (баоцзюань о том, как с помощью истинной веры изгнать сомнения, и о достижении отрешения от мирской суеты).- Б.м., 1968.

22. Ляо ши (История династии Ляо).- Сер. «Сыбу бэйяо».

23. Миндай Сицзан шиляо (Материалы по истории Тибета при династии Мин).- Киото, 1959.

24. Мин ши (История династии Мин). Сер. «Сыбу бэйяо».- Шанхай, 1936.24а. Мо-цзы./ Пер. И комм. Фэн Ю-лань.-М.: Евразия, 1998.

25. Нянь-чан. Фоцзу лидай тунцзай (Хроника буддийских патриархов подинастиям). «Дацзан» годов «тайсё».- Т. 49.

26. Пу-ду. Ляньцзун баоцзянь (Драгоценное зеркало Школы Лотоса).-Б.м., б.г..

27. Суй шу (История династии Суй). Сер. «Сыбу бэйяо».

28. Сун дачжао линцзи (Собрание императорских указов династии Сун).-Пекин, 1962.

29. Сунхуэйяоцзигао (Собрание важнейших черновых материалов династии Сун).-Пекин, 1957.

30. Тан дачжао линцзи (Собрание императорских указов династии Тан).-Пекин, 1959.

31. Танлюйшуи (Танский кодекс с комментариями). Сер. «Цуншу цзичэн».- Шанхай, 1937.

32. Тан Чанжу. Вэй, Цзинь Нань Бэйчаошилунь Цунь (Сборник статей по истории Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий).- Пекин, 1957.

33. Хоу Вайлу и др. Чжунго сысян тунши (Общая история китайской мысли).- Пекин, 1963.- Т. 3.

34. Цзун Сяо. Лэбан и гао (Дополнительное собрание сочинений о Земле Блаженства).- Б.м., б.г..

35. Цзю Таншу (Старая история династии Тан) / Сост. Лю Сюй.- Сер. «Сыбу бэйяо».- Шанхай, 1936.- Цз. 11.

36. Чжи-пань. Фоцзун тунцзи (Всеобщая хроника буддийских патриархов). «Дацзан» годов «Тайсё».- Т. 49.

37. Чэнь Юань. Чжунго фоцзяо шицзи гайлунь (Обзор китайской буддийской исторической литературы).- Пекин, 1962.

38. Шанцзюньшу (Книга правителя области Шан) / Пер., вступит, статья и комм.- М.: Наука, 1968.

39. Юань ши (История династии Юань).- Шанхай, 1887.1. Литература

40. Абаев Н.В., Поршнева Е.Б. О влиянии чань-будцизма на учение Ло Цина (XVI в.) // Философские вопросы буддизма.- Новосибирск: Наука, 1984.

41. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке. Религиозные ценности и современная история стран тхеравады.- М.: Наука, 1993.

42. Алексеев В.М. В старом Китае. М.: Наука, 1958.

43. Алексеев В.М. Китайская народная картина.- М.: Наука, 1966.

44. Алексюк Р.П. Аппарат управления и власти как общесоциологическая категория.- Воронеж, 1974.

45. Андреев А.Л. Сущность политики как предмета философского анализаУ/Вестник МГУ.- Сер. 7.- 1990. № 3.

46. Андреев С.С. Политика как социальное явление//Социально-политические науки.- 1991. № 4.

47. Андреев С.С. Политический идеал и политическая действительность// Социально-политический журнал.- 1992. № 9.

48. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение.- М.: Мысль, 1990.

49. Бадылкин Л.Е. О буддийском влиянии в китайской культуре // Народы Азии и Африки. 1978.-№ 3.

50. Бакунин М.А. Коррупция. О Макиавелли. Развитие государственности// Вопросы философии.- 1990. № 12.

51. Барулин B.C. Социальная философия.- М.: Высшая школа, 1993.

52. Бектимирова Н.Н. Буддийская сангха в независимой Кампучии.- М.: Наука, 1981.

53. Белов Г.А. Политические отношения социалистического типа.- М.: Мысль, 1976.

54. Берзин Э.О. История Тайланда (краткий очерк).- М.: Наука, 1973.

55. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия.- М.: Наука, 1980.

56. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев.- М.: Наука, 1973.

57. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия.- М.: Наука, 1969.

58. Бокщанин А.А. О социальных причинах войны «Цзиннань» в Китае // История и культура Китая.- М.: Наука, 1974.

59. Бокщанин А.А. Усиление деспотической власти в Китае в конце XIV в. // Народы Азии и Африки.- 1969.- № 1.

60. Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX в.).-М.: Мысль, 1984. ■

61. Бруннерт И.С., Гагельстром В.В. Современная политическая организация Китая.-Пекин, 1910.

62. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии / Отв. ред. Г.М.Бонгард-Левин.- М.: Наука, 1982.

63. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии / Отв. ред. К.М.Герасимова.- Новосибирск: Наука, 1980.

64. Бурлацкий Ф.М. Ленин, государство, политика.- М.: Политиздат, 1970.

65. Буржуазная социология на исходе XX века.- М.: Высшая школа, 1986.

66. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае.-М.: Мысль, 1966.

67. Бэшем А. Чудо, которым была Индия.- М.: Наука, 1977.

68. Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература.- СПб., 1857.-Ч. 1.

69. Васильев В.П. Религии Востока: Конфуцианство, буддизм и даосизм. -СПб., 1873.

70. Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае.- М.: Наука, 1970.

71. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайской мысли.- М.: Наука, 1989.

72. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произв.- М.: Мысль, 1990.

73. Воронцов Е. Исторические судьбы буддизма в Азии со времени возникновения до УП века по р. Хр. // Вера и разум. Харьков.- 1900.- № 8,9.

74. Всеволодов И.В. Бирма: религия и политика (буддийская сангха и государство).- М.: Наука, 1978.

75. Гозман Л.Я., Эткинд A.M. Люди и власть: от тоталитаризма к демократии // В человеческом измерении.- М.: Правда, 1972.

76. Гордон А.В. Крестьянские восстания в Китае. Научно-аналитический обзор.- М.: Наука, 1984.

77. Григорьева Т.П. Махаяна и китайские учения: Попытка сопоставления // Изучение китайской литературы в СССР.- М.: Наука, 1973.

78. Грубе В. Духовная культура Китая. СПб., 1912.

79. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М.: Искусство, 1984.

80. Даниленко В.Н. Политические партии и буржуазное государство.- М.: Политиздат, 1984.

81. Демьевиль П. Проникновение буддизма в традиционную китайскую философию // Вестник истории мировой культуры.- М., 1957.

82. Древнекитайская философия. Т. 1.- М.: Мысль, 1972.

83. Дхаммапада (перевод В.Н.Топорова).- М.: Наука, 1960.

84. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии.- М.: Наука, 1977.

85. Зарубежный Восток и современность.- Т. 1-2.- М.: Наука, 1974.

86. Иакинф Бичурин Н.Я.. Статистическое описание китайской империи.- СПб., 1840.

87. ИвановА.И. Сутра «Восхождение Майтрейи на небо Тушита».- Пг., 1916.

88. Игнатович А.Н. Тяньтайская доктрина «чжигуань»//Четырнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае».- Ч. 1.- ИВ АН СССР.- М., 1983.

89. Игнатович А.Н. Об одной интерпритации сутры Лотоса Благого Закона//Десятая научная конференция «Общество и государство в Китае».- Тезисы и доклады.- Ч. 1.- ИВ АН СССР.- М., 1979.

90. Игнатович А.Н., Светлов А.Н. Лотос и политика.- М.: Мысль, 1989.

91. Из истории китайской философии: Сопоставления и основные Направления / Отв.1 ред. В.Г.Буров.- М.: Наука, 1978.

92. Илюшечкин В.П. Тайные общества и еретические секты в Китае в середине XIX в.// Тайные общества в старом Китае.- М.: Наука, 1970.

93. Индийская культура и буд дизм / Сб. статей памяти академика Ф.И.Щербатского.- М.: Наука, 1972.

94. История и культура Китая / Сб. статей памяти академика В.П.Васильева.-М.: Наука, 1974.

95. История Кампучии. Краткий очерк. М.: Наука, 1981.

96. История политических и правовых учений / Под ред. B.C. Нерсесянца.-М.: Мысль, 1983. '

97. Кауфман А.С. Бирма. Идеология и политика.- М.: Наука, 1973.

98. Кобзев А.И. Методологическая специфика традиционной китайской философии // Методологические проблемы изучения истории Зарубежного Востока.- М.: Наука, 1987.

99. Кобзев А.И. Формирование основ китайской философии // Общество и государство в Китае.- Ч. 2.- М.: Наука, 1987.

100. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия.- М.: Наука, 1983.

101. Комиссарова Т.Г. О трех китайских переводах сутры о Вэймоцзе // П.И.Кафаров и его вклад в отечественное востоковедение.- Ч. 3.- М.: Наука, 1979.

102. Комиссарова Т.Г. «Монах не должен быть почтительным к императору». Из буддийской полемики в Китае в IV-V вв.// Буддизм и государство на Дальнем Востоке.- М.: Наука, 1987.

103. Конрад Н.И. Запад и Восток.- М.: Наука, 1966.

104. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии.-М.: Наука, 1983.

105. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии.- М.: Наука, 1987.

106. Корнев В.И. К изучению буддизма//Вопросы философии.- М., 1981.-№6.

107. Кочетов А.Н. Буддизм.- М.: Наука, 1968.

108. Краснодемская Н.Г. Традиционное мировоззрение сингалов (обряды и верования).- М.: Наука, 1982.

109. Кутасова И.М. Буддийская философия и логика в трудах академика Ф.И.Щербатского//Советское востоковедение.- М., 1958.- № 3.

110. Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. Люди и боги страны снегов.- М.: Наука, 1975.

111. Левада Ю.А. Социальная природа религии.- М.: Мысль, 1965.

112. ПЗ.Лепехов С.Ю. Буддийская культура и буддийская цивилизация //

113. Методологические, и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока.- Улан-Удэ: Издательство БНЦ, 1997.

114. Лепехов С.Ю. Буддийская философия как идейная основа буддийской цивилизации // Проблемы историографии философии Зарубежного Востока.- М.: Наука, 1998.

115. Лепехов С.Ю. Цивилизационная программа Ашоки и ее реализация в процессе распространения буддизма Махаяны // Материалы научной конференции «Цыбиковские чтения 7»,- Улан-Удэ: Издательство БНЦ, 1998.

116. Лепехов С.Ю. Философия Мадхьямиков и генезис буддийскойцивилизации.- Улан-Удэ: Издательство БНЦ, 1999.

117. Липсет С.М. Политическая социология. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы.- М.: Мысль, 1972.

118. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия.- М.: Наука, 1989.

119. Лучина В.Н. Некоторые аспекты учения раннего буддизма (на материалах «Сутта-нипаты»).- М.: Наука, 1973.

120. Лысенко В.Г. Философия пространства и времени в Индии: Школа Вайшешика // Рационалистическая традиция и современность: Индия.-М.: Наука, 1988.

121. Макиавелли Н. Государь.- М.: Мысль, 1990.

122. Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция // Этика и ритуал в трдиционном Китае.- М.: Наука, 1988.

123. Малявин В.В. Еще раз о природе религиозного сектанства // Шестнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тезисы и доклады.- Ч. 1.- М.: Наука, 1985.

124. Малявин В.В. К определению понятия народной религии в традиционной цивилизации (на примере Китая)// Советская этнография.- 1988.-№ 1.

125. Малявин В.В. О месте буддизма в китайской культуре // Общество и государство в Китае.- Ч. 1.- М.: Наука, 1980.

126. Малявин В.В. О религиозном аспекте народной (локальной) культуры в средневековом Китае//Двенадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае».- Ч. 1.- М.: Наука, 1981.

127. Мартынов А.С. Государственное и этическое в императорском Китае//Этика и ритуал в традиционном Китае.- М.: Наука, 1988.

128. Мартынов А.С. Доктрина императорской власти и ее место в официальной идеологии императорского Китая// Всемирная история и Восток.- М.: Наука, 1989.

129. Мартынов А.С. Государство и религии на Дальнем Востоке//Буддизм и государство на Дальнем Востоке.- М.: Наука, 1987.

130. Мартынов А.С. «Искренность» мудреца, благородного мужа и императора// Из истории традиционной китайской идеологии.- М.: Наука, 1984.

131. Мартынов А.С. О некоторых специфических трудностях при определении роли традиций по отношению к современному Китаю//Место религий в идейно-политической борьбе развивающихся стран: Тезисы.- ИВ АН СССР.- М., 1978.

132. Мартынов А.С. К проблеме сосуществования официальной идеологии срединной империи и буддизма в эпоху Тан//Одиннадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тезисы и доклады.- Ч. 1.-ИВ АН СССР.-М., 1980.

133. Мартынов А.С. Сила дэ монарха // Письменные памятники Востока.-М.: Наука, 1974.

134. Мартынов А.С.,' Поршнева Е.Б. «Учения» и религии в Восточной Азии в период средневековья // Народы Азии и Африки.- 1986.- № 1.

135. Марченко М.Н., Фарукшин М.Х. Буржуазные политические партии.-М.: Мысль, 1987.

136. Меньшиков JI.H. Изучение древнекитайских письменных памятников // Вестник АН СССР.- М., 1967.

137. Меньшиков JI.H. Проблемы изучения окружения бяньвэнь/ЛГеоретические проблемы восточных литератур.- М.: Наука, 1969.

138. Методологические проблемы изучения истории философии Зарубежного Востока / Отв. ред. М.Т.Степанянц.- М.: Наука, 1987.

139. Минаев И.П. Буддизм. Исследования и материалы.- Т. 1-2.- СПб., 1887.

140. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения.- М.: Мысль, 1955.

141. Нестеркин С.П. «Абхисамаяламкара» в Индии и Тибете // Тибетский буддизм: теория и практика.- Новосибирск: Наука, 1995.

142. Ольденбург Г. Будда. Его жизнь, учение и община.- М., 1900.

143. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Вопросы философии. 1989.-№4.

144. Переломов JI.C. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.- М.: Наука, 1981.

145. Поршнева Е.Б. Верования «Байляньцзяо» как идеология восставшего крестьянства// Тайные общества в старом Китае.- М.: Наука, 1970.

146. Поршнева Е.Б. Даосизм и идеология народных религиозных движений в Китае.- М.: Наука, 1982.

147. Поршнева Е.Б. Мир и война в сектанской традиции Китая//Четырнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тезисы и доклады.- Ч. 1.- М.: Наука, 1983.

148. Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая. Проблемы идеологии.- М.: Наука, 1991.

149. Поршнева Е.Б. Социальная роль народных сектанских движений и история ее интерпритации/Юбщество и государство в Китае.- М.: Наука, 1981.

150. Проблемы средневековой культуры Восточной Азии//Народы Азии и Африки.- 1986.-№ 1.

151. Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. В.В.Мантатов.-Новосибирск: Наука, 1986.

152. Пубаев Р.Е. Пагсам-чжонсан памятник тибетской историографии XVIII века.- Новосибирск: Наука, 1981.

153. Пубаев Р.Е. Будцологические исследования в Бурятии // Общественные науки.- 1982.- № 6.

154. Религия и общественная мысль народов Востока.- М.: Наука, 1971.

155. Религия и общественная мысль народов Востока.- М.: Наука, 1974.

156. Рудой В.И. Некоторые вопросы структуры и терминологии Абхидхармы (исследования, перевод, тексты и санскритско-тибетско-китайские терминологические соответствия). Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук.- JL, 1980.

157. Савада М. Дзохо хокан-но кенкю (Расширенный вариант исследования «драгоценнях свитков»).- Токио, 1975.

158. Сакаи Т. Тюгоку дзэнсё-но кэнкю (Изучение китайской нравоучительной литературы).- Токио, 1960.

159. Самозванцева Н.В. Формирование представлений об истории в буддийской традиции Индии// Буддизм. История и культура.- М.: Наука, 1989.

160. Седов JI.A. Ангкорская империя.- М.: Наука, 1967.

161. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения.- М.: Наука, 1977.

162. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия (XVI-XX века).- Новосибирск: Наука, 1988.

163. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана.- М.: Наука, 1997.

164. Скрынникова Т.Д. Монголы: модель социополитической организации кочевников // Этнография народов Сибири и Монголии.- Улан-Батор -Улан-Удэ. 2000.

165. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Мысль, 1992.

166. Спиркин А.Г. Философия.- М.: 1999.

167. Стулова Э.С. Вероучение секты «Желтое Небо». Картина мира//Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока.-М.: Наука, 1977.

168. Стулова Э.С. Даосская практика достижения бессмертия//Из истории традиционной китайской идеологии.- М.: Наука, 1984.

169. Талмуд Э.Д. История Цейлона (1795-1965).- М.: Наука, 1973.

170. Торчинов Е.А. Даосская утопия в Китае на рубеже древности и средневековья (П-IV вв.)//Китайские социальные утопии.- М.: Наука, 1987.

171. Чугуевский Л.И. Китайские документы из Дуньхуана.- М.: Наука, 1983.

172. Штейн В.М. Экономические и культурные связи между Китаем и Индией в древности (до Ш в. н.э.).- М.: Наука, 1960.

173. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Редакция и примечания Парибка А.В.- Ч. 1-2.- СПб.: Аста-пресс, 1995.

174. Юго-Восточная Азия в мировой истории.- М.: Наука, 1977.

175. Яблоков И.Н. Социология религии.- М.: Высшая школа, 1979.

176. Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь.-Улан-Удэ: Изд. БГУ, 1998.

177. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма.- Новосибирск: Наука, 1995.

178. Ames R.T. The Meaning of Body in Classic Chinese Thought // International philosophy quarterly.- Vol. 24.- 1984.- № 1.

179. Annual Report of the Archaological Survey of India.- Delhi, 1930.- N4.

180. Cambridge History of China. Vol. 3. Sui and Tang China, 589-906.- P. 1.-Cambr., 1979.

181. Ch'en K.S. Buddhism in China. A Historical Survey.- Princenton, 1964.

182. Conze E. Buddhism. Its Essence and Development.- N.Y., 1959.

183. Conze E. (trans.). Buddhist Wisdom Books.- L., 1958.

184. Crawford R. Eunuch Power in the Ming Dynasty. T'oung Pao.- Vol. 49.1961.- livr.3.

185. Edkins J. Chinese Buddhism.- L., 1893.

186. Freches J. Francois Bernier Philosophe de Confucius au XVII siecle // Bulletin de l'Ecole Francoise d'Extreme Orient.- P., 1973.- T. LX.

187. Freedman M. On the Sociological Study of Chinese Religion // Religion and Ritual in Chinese Society.- Stanford, 1974.

188. Gernet H. Les aspects economiques du bouddhisme dans la societe chinoise du V au X siecle.- Saigon, 1956.

189. Groot J.J. de. Sectarianism and Religious Persecution in China.- Vol. 1-2.-Amsterdam, 1903.

190. Heine-Geldern R, Conception of the State and Kingship in S.E.Asia// Cornell University S.E.Asia Programm Data Paper 18.- Ithaca, N.Y., 1956.

191. Hooker M.B. Aconcise Legal History of Southeast Asia.- Oxf., 1978.

192. Kirsch A.Th. Economy, Polity and Religion in Thai Society / Ed. by G.W.Scinner, A.Th. Kirsch.- L., 1975.

193. Legge J. Chinese Classics.- Т. 1.- L., 1861.

194. Leehman F.K. Burmese Religion //The Encyclopaedia of Religion / Ed. by M.Eliable et.-N.Y.: 1987.

195. Ling Т.О. Kingship and Nationalism in Pali Buddhism // Buddhist Studies: Ancient and Modem.- L., 1983.

196. Ling Т.О. Buddhism, Imperialism and War // Burma and Thailand in Modern History.- London, 1979.

197. Liu Ts'un-yan. The Penetration of Taoism in to the Ming Neo-Confucianist Elite.- T'oung Pao.- Leiden.- Vol. LVIL- 1971.

198. Magnin P. La vie et l'oeuvre de Huisi (515-577).- P., 1979.

199. Maspero H. La Religion chinoise dans son developpment historique // Melanges posthumes sur les religions et l'historie de la Chine.- Vol. 1.- P., 1950.

200. Naquin S. Connections Between Rebellion // Modern China.- Vol. 8.-1982.-№3.

201. Naquin S. Millenarian Rebellion in China: The Eight Trigrams Uprising of 1813.-New Haven, 1976.

202. Narada Thera. The Buddha and His Teachings.- Colombo, 1964.

203. Needham J. Science and Civilization in China.- Vol. 2.- Cambridge, 1956.

204. Obeyesckere G. The Buddhist Panteon in Ceylon and Its Extantions // Anthropological Studies in Theravada Buddhism / Ed. by M.Nash.- New Haven, 1966.

205. Overmyer D.L. Religions of China. The World as a Living System.- San Francisco, 1986.

206. Piker S. The Relationship of Belief Systems to Behavior in Rural Thai Society// Asian Survey.- 1968.- Vol.13.

207. Reynolds F.E. Civic Religion and National Community in Thailand// Journal of Asian Studies.- 1977.- Vol. 36.- N2.

208. Sanglois and San K'o-K'uan. Three Teaching Syncretism and the Thought of Ming Tai-tsu // Harvard Journal of Asian Studies.- Vol. XL.- 1983.

209. Saso M. Buddhist and Taoist Ideas of Transcendence. A Study of Philosophical Contrast // Buddhist and Taoist Studies.- Honolulu, 1977.

210. Sato Chusui. The Caracter of Yun kang Buddhisms // Memoirs of the Research Department of the Toyo Bunko.- 1978.- №36.

211. Stein R. Religious Taoism and Popular Religion from the Second Centures// Facet of Taoism.- New Haven, 1979.

212. Tambiah S.J. The Buddhist Saints of the Forest and the Cult of Amulets// A Study in Charisma, Hagiography, Sectarianism and Millenial Buddhism.-Cambridge, 1984.

213. Tambiah S.J. World Conqueror and World-Renoucerer// A Study of Buddhism and Polity in Thailand Against a Historical Background.-Cambridge, 1976.

214. Tang Code.- Vol.I.- General Principles.- Princenton, 1979.

215. The Light of the Dhamma.- 2502 B.C.- Vol. V.- N3.

216. The Revolt in the Temple.- Colombo, 1973.

217. Wales A.G.Q. Ancient Siamese Government and Administration.- L.,1934.

218. Weber M. The Religion of India.- Glencoe, 1960.

219. Weber M. The Sociology of Religion.- L., 1965.

220. Weller R. Sectarian Religion and Political Action in China // Modern China.- Vol. 8.- 1982,- №4.

221. Wright A. Buddhism and Chinese Culture: Phases of Interaction // Journal of Asian Studies.- Vol. XVII.- 1957.

222. Wright A.F. Buddhism in Chinese History.- Stanford, 1959.

223. Wright A. The Formation of Sui Ideology, 581-604 //Chinese Thought and Institutions.- Chicago, 1957.

224. Yang C. Religion in Chinese Society.- Berkeley Los Angeles, 1961.

225. Yang C. The Functional Relationship between Confucian Thought and Chinese Religion // Chinese Thought and Institutions.- Chicago, 1957.•РОССИЙСКИ ,q •/7