автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философские аспекты китайского буддизма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские аспекты китайского буддизма"
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
г Г ^ ОД* - \ ■ s -« ^ ----»—«.-• —
Диссертационный совет К 113.36.01
На нравах рукописи
БАЯЛИР.ВА Елена Федоровна
УДК 211/294. 3(510) Б 344
СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА
09.00.11 -социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Улан-Удэ -1996
Диссертация выполнена на кафедре философии, логики, права и социальной экологии Восточно - Сибирского Государственного Технологического Университета.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор, действительный член академии гуманитарных наук РФ Мантатов В.В.
Официальные оппоненты: Доктор философских наук Янгутов Л.Е., Кандидат философских наук, доцент Зодбоева З.Ц.
Ведущее учреждение: Бурятский институт общественных наук СОРАН.
Защита состоится 6 марта 1996 г. в . 14 . часов на заседании специализированного совета К 113.36.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при Бурятском государственном университете по адресу:
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Бурятского государственного университета
А пУ
Автореферат разослан " " _1996 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук,
доцент ^ Дамбаева В.Д.
ОБЩ£ 1АТАКШИ0ТМКА РАБОТЫ
Актуальность темь: исследования. Слолккв ссциалъно-эконсмичес-
точней Азия протекают в у словах усглвхю» значимости "буддкйсксго фактора", его влияния на общественное развитие данного региона. Ведущая тенденция ддеслогдк в зтдх странах определяется увязгвеЕяе:.. проблем современности с религиозно! традицией с одной стороны, и тесной связью идвологЕческо. вслрссоэ с проблема* и философского осмысления происходящих событий - с другой.
Особое значение в современных условиях приобретает интерес к $глссо£ска.у я культурному наследию оудсизяа, свьцвт-ельстоуюыш о том, что настоящий этап в развитии философской ыысли б странах Дальнего Востока, который мокко определить как этап исторической ретроспективы, характеризуется активна; стремлением к изучению духовного наследия буддизма, попытками соединить прошлое и настоящее, найти связующие нити, которые придали бы весомость и историческую значимость соврешкнык буддийским и философским идеологическим концепциям .
Крсасе того, исследование культурного и фидосодсксгс паслод;:я буддизма позволяет не только проследить общие законе; етности развития $йлосо.;.ского зкашея в древности & е лсследу^дне йсто>лчес;:хе эпохи, :-:с - выявить обете а специфические закономерности развития китайского буддизма и особенности мункииопит. озания будди/скоА идеология как упорядоченной системы пде»! и теорий - политических, религиозных, философских.
При всей полноте исследовали! по теме китайского буддизма все не остается достаточно сткрктдх и актуальных для ксследователей проблем - к таковым относится и те: а деньей диссертации - социально-философскиэ аспекты китайского буддизма.
Актуальность темы определяется и тек, что подобного рода исследование поможет адекватно понять и правильно ориентироваться з современной проблематике буддо-спсЕздусЕйХ сран, где часто сталкиваются традиции, берущие начало в древности ¿1 средневековье, и реалии сегодняшнего дня.
Цель настоящее диссертации.- опираясь на методологически:'! принцип рассмотрения определенной проблематики в хронологической последовательности, рассмотреть взаимосвязь социально-философских взглядов той или иной школы китайского буддизма, начиная с периода отановлэкия и до современного состояния, вычленяя при этом теорети-
ческке к прегзвчаскао-* аспекты социально-философской проблематики. При этом необходимо рассмотреть следующий перечень вопросов:
- типы религиозного сознания в китайском буддизме как форш отражения разных уровней общественной практики;
- измешнЕя буддийской философской теории и практики начина: с момента проникновения .буддизма в Китай;
- фшюсофско-мировоззренческие основы школ китайского будди:
т;
- буддизм в политике Китая;
- социальная роль буддизма в Китае.
Научная новизна к практическая значимость диссертации опред< ляатся тем, что проблематика исследования, находясь на стыке философии > политики, истории, религии и права, более сфокусирована ка преемственности и взаимосвязи социально-философских теорий.и концепций- китайского буддизма с современной реальностью. Это первая работа катаеведного направления рассматривающая ссциально-философ< кие аспекты именно китайского буддизгла.
Рассмотрение этих аспектов вряд ли станет эффективны;! без о< зора динаглики эволюции буддизма в конкретно-исторических условиях т.к. каждый отдельно ззятый социально-исторически комент станет обязательны^! фокоь; и клича-., к адекватному пониманию генезиса социальной- я философской теории, а так же их связи с практикой китайского буддизма.
Исследование под углоь: социально-философского фактора таких проблем как становление философии китайского буддизш, роль китайских традиций в развитии буддизма, пр-оцесс формирования синкретической религии "саньцзяо", буддизм, в политической история Китая тоже предпринимается впервые в отечественном китаеведении.
Материалы и выводы диссертации могут- применяться при изучен; истории буддийской философии, философии школ китайского буддизма, идеологии народных религиозных и общественных движений древнего, средневекового и современного Китая.
Методологическими, теог,етическики основами и источниками та-боты послужили общие принципы социально-философского и историко-философского исследования, разработанные отечественной фклософскоз школой, в особенности представителя-,ж востоковедного направления 1 прежде всего, конечно, китаеведного и буддологяческого. Следует
отметить,что буддийская философия,в частности,китайская буддийская философия_достаточно_объеыно и качественно исследована в работах за рубежных и отечественных философов и синологов.
Источниками для исследования послужили сделанные автором переволы с китайского документов буддийской сангхи и правительства КНР,материалы китайской прессы. Диссертант ввела в научный оборот перевод письма первого президента Китайской Республики Сунь Ятсена в адрес Ассоциации буддистов Китая.
Степень изученности темы.Социально-философские аспекты китайского буддизма еще не были объектом отдельного исследования в отече ственном китаеведении,но в трудах корифеев китаеведной буддологии.в работах современных российских и зарубежных ученых эти проблемы час тично освещались.
Если в трудах основоположников отечественной китаеведной буд дологии* рассматривались чисто философские проблемы,то российские и зарубежные синологи второй половины XX века^ все чада обращаются к вопросам социальной активности китайского буддизма, традициям его философской и социальной практики, их взаимосвязи.
Апробация.Диссертация обсуждена на заседаниях кафедр философии Восточно-Сибирского Государственного Технологического Университ ета,Бурятского Государственного Университета и на диссертационном совете № К 113.36.01. По итогам обсуждений рекомендована к защите.
Î.. См: Васильев В.П. Буддизм.Его догматы,история и литература.ч. I, Пб,1857; Религии Востока:конфуцианство,буддизм,даосизм.СПб.,1873// Кафаров П.И. (Палладий).Жизнеописание Будды.(Труды членов Российской духовной миссии в Пекине)тЛ.Пекин, 1852// Ольденбупг С.Ф. Жизнь Буд дь'диндийского учителя жизни,Пг., 1919;Буддийские легенды,СПб. 1894// Розенберг 0.0.0 миросозерцании современного буддизма на Даль нем Востоке.Пг1,1919//Щербатской Ф.И.Избранные труды по буддизму.М. 1988философское учение буддизма.Пг. ,1919.
¿<См: Васильев Л.С. Культы,религии и традиции в Китае.М.,1970//Кор-нев В.И. К изучению буддизма.Вопросы истопии 1981,№б;Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии.М.,1983.//Пепеломов Л.С.Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.M.,1981.//Малявин В. В.Буддизм и китайская традицияОтика и ритуалы в традиционном Китае) М. ,ТУ88;Синкретические религии в Китае в XX веке: традиционное и по сттрадиционное-Релипш миоа.Истооия и современность .Ежегодник .1987 М.,1989.//Map тынов А.С,Конйуцианство,буддйзм и двор в эпоху Мин(Ис-тория и культура Китая)М., 1974.//
J.Takakusu. The essentials of Buddhist philosophy. Honolulu.1956; // M.Weber. The Religions of India: the sociology of Hinduism and Buddhism. Glencoe,1960; // K.K.S.Chen. Buddhism in China. A Historical survey. Princeton, 1964, // H.Nakamura. Ways of thinking of Eastern Peoples: India, China, Tibet, Japan, Honolulu, 1977; Buddhism in comparative light. Delhi, 1986; // Suzuki. The essentials of Buddhism. Kioto, 1968; // E.F.Schumaher. Small is beautiful: a study of economics as a people mattered. L.,1975.
Основные положения диссертации апробированы на Школе Молодых Востоковедов(Уюсква, 1£'5С,), ка Четырнадцатой научной конференции "Общество и государство в Китае"(Москва, 1883), в разработках курса лекций и семинаров по истории философии в ВСИУ(1'лан-Удз, 1£89)
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав..и заключения. Первая глава называется "Типы религиозного сознания в буддизме". Втораягзшва"з?йлооо5скиа основы китайского буддизма" состоит из двух параграфов. §1. Распространение и развитие буддизма в Китае. 52. Рилософско-мровоззренческие основы школ китайского буддиз!<:а.
Третья глава. "Социально-политические позиции китайского буддизма" икеет два параграфа. §1. Буддизм в политике Китая. §2. Социальная роль буддизма в Китае.
Диссертация имеет заключение и библиографию.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цели исследования, источники, используемые диссертанток при исследовании, научная новизна и делается обзор литературы по теме диссертации.
Первая глава "Типы религиозного сознания в буддизме" посвящена' тгшологкзащш религиозного сознания в китайской буддизме. В научной буддологической литературе принято виДеть в буддизме два основных направления: махаяну - кит. да чэн - большая колесница и хинаяну - кит. сяо чэн - малая колесница.
. Хинаяна ориентирует на индавидуальнкй монастырский дуть спасения, По хинаяне, реальные психофизические элементы - дхарш находятся в, постоянном движении, волнении и непрерывная череда-их комбинаций образует нереальные "Я" к мир в "проявленном" состоянии бытия^й когда волнение дхарм прекращается, наступает абсолютная статика "непроявлешюго" состояния бытия, то есть состояние нирваны.
Ыахаяна, получившая в Китае наибольшее расдрастранение, и превалирующая в кахаяне ксола мадхъя^иков, предлагают в качестве сущности дхара принять"пустотность" кит.-кун(пуньяту)._Сна выступает в роли Абсолюта я отождествляется с мистические "Телом Будды", или телок Закона. Тело сакона, зевою очередь, объявляется то&-
цестзеанш. .-.ирване. А тезис о тождестве "проявленного" (сансара) .и._Инвлроявленного-(нирвана)-бытия - подкрепляет" учеайе ьахаяны о яеобходжостс поло-нтельно* актпв'.ост;! .-сек деятельного слу-екая, о лстекциыыйих будцах-бодхясаттвах, отказывавшихся ст нирваны, чтобы помочь другим ь ее обретении.
Своеобразие отого учения наиболее отчетливо видится в переплетении в нем прелого и настоящего, традиционного и совреъ еп-.о-го, во взаимовлиянии в будизмэ ^алософш и религии, в его высоких адаптационных способностях, б гибкости его социально-политических позеттгЗ:.
В веке религия йкеет многослойную функшю - активно выступает в политшчеедок, социальном и прочих аспектах жкзки. Б условиях, когда отношение человека я религии изменяется весьма динамично, становится важным вопрос анализа основных типов религиозного сознания.
Поскольку один из критериев формального плана - отношение к религиозней догматике - подчинен пели спрегелекия пут;; дальне?:-: его развития, то более насуиак становится другой критерий - со-циально-класссЕын характер ьктерпретшяа этой догматики. россв", используя принцип 1;,.Т.СтесанянцА'. прг; ененныи к типологи-заЦ'Н религиозного ссзьешш, применяет его у.:.е по стяогек^ к буддизму. Это следуйте четыре типа:
Ортодоксия. Буддийские лгдэх.к-сртодоксы формально внетуяапт за отстранекнооть от политики, соблюдение оудеийскшс принципов морали, обшинно-монастырской низни, созерцательной практики, усиленно проповегуэт устои древке4": религии, сотердохогль;, будд: зткку в качестве панацеи от всех бэд.
К ортодоксам тяготеют социальные классы и группы, относящиеся к патриархально-обкушным и феодально-общинным отношения!.:. Оки-наиболее консервативное направление в обтэстзенясЗ :*-геслог:::-м
' а : В.П.Андросов. Буддизм :_?е;,нгкя к филссо^кя. - уплоса^яя г. религия"К1 зарубесчоп востоке ^^лв.,!.., ,1&Ь5
^ См: К.Т.Степанянц. Кусулылансяие конпепции в философы? и политике ХПчП. в.в. ,1974
Модернизм отличается более легким отношением к традиции, которая для всех буддистов является основной.ценностной шкалой. Если ортодоксы цринллают традицию в полной объеме и требуют неукоснительного исполнения каздого доплата, то модернисты относятся к ней выборочно, предпочитая какое-либо конкретное учение в качестве базисного для своей идеологии.
Модернисты выступают за социально-политические греобразова-ния, нередко подцершзаат идею социализма, активно работают в миротворческом движении, и в этом видится стремление буддийских теоретиков и практиков сделать свое учение более отвечающим насущны требованиям эпохи и тем самым подвигнуть буддизм навстречу новым социальным и политическим запросам общества я личности.
- Модернизм имеет довольно узкую социальную базу - это компрадорская буржуазия и интеллигенция, получившая так называемое "западное" образование.
Реформаторство - тип религиозного сознания, выделившийся в отдельное течение в XX веке, представлен в основном историками буддизма, исследователями его философии, религии. Зти буддологи демонстрируют необходимые знания древних языков, чтение оригинальных текстов и т.д., используют при этом методологию современной науки, применяют научную терминолоп-иэ, и, наряду с буддийской .грамотностью выказывают и европейскую образованность. Буддизм, изложенный иьаи в виде нескольких цельных систем мировоззрений, учитывает дух науки XX века.
Реформаторство поддерживают представители крупной буржуазии и правящих слоев буддийского региона.
Возрокденчество. Цель движения - независимо от принадлежности к религиозной идеологии восстановить вероучение в его первоначально" чистоте и послуанла доводом для названия данного типа религиозного сознания. Для лидеров буддийского движения это очень удачное прикрытие их политических платформ, а для народных масс, устремленных к целям полного освобождения и подлинного национального возрождения это привлекательный лозунг.
Возрокденчество - тип религиозного сознана наиЗолее многочисленных средних слоев общества - начиная с интеллигенции, мелких торговцев и кончая ремесленниками и крестьянами. Сложное переплетенке в современном буддизме мотивов и причин обращения к тому или иному типу религиозного сознания каждый раз заставляет
исследователей производить оценку зуздийского наследия,..с..тем,___
5Тобк_погСВоему_истолковав-культурное_достоя::;-:8, у.креш:ть эта, сош:алънс-экопо:. ._чес::;;е и .-.г.еолсггческйз пс£и;:1п оугдкз^а.
Глава 2 "Философские окота алтайского будлизь-а".
Ь первого параграфе рассматривается дроцесс распространения и .развития буддизма а Китае. Решаю»у® роль в успехе еуздкзьа сыгран: склалквшссхвся ексног.-ическк-з ссвда^ъяс-по^тические условия.
В целях ггрцгандл большего авторитета своему ученая будд Пасете ясточвекй датирует проникновение буддизма в Китай первым веком н.э. Однако потребовались столетия, чтобы новое учение сьюг-лс укрепить свои позиции в этой стране.
Благоприятные фактороу. для буддизма стала аналогичность его и даосских социальных функций( помощь в достижении идеала спасения или освобождения, ритуально-магическое "обслуживание" в повседневной кизни л т.д.) , постановка бл деках философских гроблен. г. схожесть рсшви2( невозможность выражения и описания истинно сушего, негативная оценка привязанности к прараниче объекта!.* ;: т.п.) к данэ использование психотехники для достижения изгл?кекнах состоянии сознайкя, определяет.;ь:х ^едкаке*.:. .-.ах "созе, -гекнне' .
Буддизм проявил больтузо пластичность и способность 1С адаптированию з свой комплекс кестнкх нулътоз тред. цксшшх. китайских учепй:, что до;, сглс аьу - когда со второго века н.э. начался упадок ханъского государства, а вместе с кя- закончилось и госнсдстео ксн^унгзансксй идеологии - стать достаточно склькиь, чтобы удовлетворить новые запросы общественной идеологии. К 717111 векш буддизм сумел прогрессировать до статуса государственной религии страны, поскольку свояки призывами к, всео^ге!^ спасения, очюгелшс, зесоко;: доб} оде?елк вь-полейл кеоб>.оди1.ул социальную задачу - сп.:оченке общества в период складывания в Китае централизованного государства.
Б 71 ъ. процесс "к::таизац,:и" будд:.3ск;.х доктрин привел к утверждению в стране всех основных течений и школ, крупнейшие из которых развивала, в основном, традиции кахаянекого буддизма, сто школы: саньлунь, вэйши, тяньтай, хуаяяь, чань, ми, лкй, цзпп-
ту. Им было свойственно соединение догматико-философской основы буддизма с социально значимыми концепциями, что придавало китайскому махаянскому буддизму значительный социально-регулируккуй потенциал, а последний и обусловил поддеражу буддизм государс-еом в Китае. Статус государственной религии стимулировал дальнейшее развитие буддизма и усиление социальной направленности вероучения 1
Три тезиса: 1) тоздество нирваны .и сансары 2) наличие природы Будды во всем сущем 3 внезапное достижение состояния Будды (в настоящей жкзн^ являются общими и базовыми для школ китайского буддизма тяньтай, хуаянь и чань. Одновремешю эти тезисы не .находились в противоречии с прообразами индийских школ в Китае -саньлунь и фасяк. Здинство терминологии и канонической литературы, а также единые политические, экономические и социальные задачи стали внутренним стимулом для дальнейпего развития я укрепления позиций буддизма в стране.
С У1 по IX в. буддизм переживал полосу своего наивысшего расцвета. Буддийские монастыри были крупными землевладельцам, а хозяйства монастырей были значительными экономическими организациями, концентрировавшими огромные богатства. Экономическое могу' щество давало болылую политическую силу: буддийские монахи нередко становились крупными политическими деятелями^Дэн Гуан и Фа Цзан-советкики при имдератрице Цзэтянь(-У Хоу) , а буддийские монастыри порой не подчинялись императорсткой власти.
С усилением конфуцианства, вобравшего в себя философские социально-политические к этические положения буддизма и даосизма, буддизм постепенно начал терять свои позиции в сфере идеологии, а начавшиеся правительственные гонения на буддизь( императорские указы 842-845 г.г. направленные на подрыв экономического Могущества монастырей, расправы с монахами, уничтояение буддийских книг и т.д.), прекратили существование многие гколы и секты■китайского буддизма, оставив лишь школы цзинту и чань.
-------В-последующе"оеохе Гкеа'отря ка господство конфуцианской
;.:нсли, 6удгиз&: не рак порэллгоал периоды своего р&сцвега (в эпоху династии Юань Х111-Х1У в.в., в впоху Клк 117-/Л1 з.j.) . Сдканс, буддизм .-.й!С0гда y.f.e не достигал такой экоаа.ическс2 с^ш л поэтического влияния. Несмотря на то, что сама буддийская церковь утратили сбою бклу.о пелагическую активность, теы нэ менее буддизм часто ¿сдользсвалсе. сравшал кругами в различных политических целях. 3 эпоху Сук буддизм использовался ро з;-.огс:е£ дод^тике по стногзпйй к тангутокому государству Си Ся, в эпоху так буддизм служил проводником китайской политики з тибетских землях.
Более ярко видимы характеристики буддизма на примере его развития на территории Тибета. Вместе проникновением и развитием буддизма происходит образование первого единого тибетского государства, в котором буддизм к концу 7111 в. получает статус государственной религии. Развитие связи буддизма с тибетским государства-:. е кснпчпсм счете вылилось з ^еноквн слияния оуддппскол: церкви с государственным аппарате:.., принявшее за^.о-ч-. пике формы теократической власти, а духовней глава государства облег:ел и pcei; полнето" светской власти.
С воцарением ь.сигольско:! дкластги iCa^i. тибзтск:.Й будд из./, стал наиболее предпочтителен для чикгнс.доб, поскольку нагбелзе соответствовал защ осам правящего дома, связанным с идеологической консолидацией империи. После падения империи чппгис^ов тибетский буддизм все еще был нужен китайским правителя?:;, поскольку удера^зал кочевников от набегов на Китан с север Были р.э-иеь.к к Lcjiiernr. е вопросы об оргаягзацкськкх. структурах я глава церкви(если у мусульман была Мекка и шейх-уль-кслам, у христиан -Иерусалим и патриарх, то у буддистов появились гора Кайласа, озеро Кана cap. овар и Др^жй-лвхс). бизнес тонкость тр анида:-: тлс&тс-кого буддизма хороно .-п^нна н в собнткнашего времени, когг.а ни войска ИСАК, введенные в Тибет в If 51г., ни события сезрегеиннэ не повлияли на поо-адо этоТ: релпгщ: в оО. эствэкиом сознании тибетцев .
Значительное вос^кие оказал буддизм и на формирование идеологии чисто китайского явления - тайных обществ. В определенные периоды истории Кйтая они пронизывали вс:о структуру общества, играли значительную роль в общественно-политической низ::я страны.
■1 г — хи —
Tai-;, к лУИ в. в Китае было известно 18 названий скол и сект которые относились к "Еайлань цзяо" - ".Учение Белого Лотоса". Бо многом на складывание втого учения сказали влияния такие школы китайского буддизма как цзикту и тяньтай.
Рассматривая социально-психологические проблемы изучения тайных религиозных объединений в старом Китае российские китаеведы Абаев Н.Б. и Ледехов С.Ю. приходят к выводу о том, что присущий только тайным общества1., социально-психологический климат был обусловлен как неформальным статусом, так и спецификой отношений в микрогруппах, каковыми и являлись тайные общества- Но в особые для страны моменты (например, во врем Боксерского восстания 1898-19С1г.г.) то, что мы называем психологически!« микроклиматом, выходило за рамки микросоциальных объединений и становилось характерным для очень широких слоев населения!
"К началу XX века буддизм в Китае почти полностью растворился в синкретической народной религии "саньцзяо" - "три учения". Структура религиозного синкретизма была слоеной и многоярусной. Конфуцианство преобладало в сфере этики и социально-семейных отношений .; как бы компенсируя сухость и рационализм конфуцианства, даосизм,' с его магией,, натурфилософией и пантеоном божеств и духов был обращен к сферам чувств;, буддизм заботился о замаливании грехов, роздал и поддерживал иллюзии о светлом будущем^. В.В.Малявин, описывая синкретические религии Китая, разделяет их на традиционные и посттрадиционнкеßЭтот принцип базируется на определении состояния культурного самосознания, обладающего способность» превращать исторические фор^к своего бытования в типические образы посредством которых происходит самопознание культурной традиции.
В начале }JL века происходит распад традиционных ферм китайской идеологии, усиливаются иностранные влияния, происходит быстрый- процесс модернизации - все кто благоприятствовало росту влия-
~ См: К.3.Абаев, С.К.Лепехоз. Некоторые социально-психологические проблемы изучения тайных религиозных объединений в старом Китае. 14-я научная конференция "Существо и государство в ;лтае", ч.1, ,1£83,с~2й7-231.
~ О.: Л. С.Васильев. Культы, религии и традиции в Китае Л,;. ,1974, с. 34 ( 3. См: В.В.Малявин.Синкретические религии в Китае в XX веке:традици онное и посттрадиционное.-Религии мира.История и современное сть.Еже годник.1987М.,1989.
ния синкретических религий. 2 зависимость от характора_сект_еиь-_____
кротического-кшплекса-они-пс-разкс^у^ёагкруЪт на изменения ъ :::издд общества - или приобретают консервативную ;т реакционную окраску, ''.ли выступают фактором обновления культурного самосознания китайцев.
Зторой патзаглай. Филосо^ско-мгговоззренческде основы т-кол китайского буддизма. Б период с 17 по У_ века н.з. в Хрт&е оформились следующие сколы буддизма:
Школа саньлунь. В пр: дсгденни учений кадэиыакков белее рь-дккалько отретала реелькость внутреннего и внешнего к.ира.
Скола взйпш. Она проделала традиции йогочаров и признавала реальность внутреннего мира.
Школа хуаянь. Это чисто китайская школа, в своем учении сочетала основные положения мадхъямиков я йогочаров. Мир, по хуаякь^ это универсум, полностью присутствуем в каждом из составляющих его элементов. Акцент делается на разработку философских проблем бытия, дополняя теоретическую основу гколы чань.
Школа чань. Основное внимание у.де.тялось практике достижения высшей истины посредства., интуитивного сга;еш;я.
Бкола тяньтай. ^е учение утверхлг&ло идею присутствия "природы Будды" во все!., су^еь. л стремилось :: синтезу с друга.,и учениями ахаянь;.
'¿к ела лдум. Бе назван е - ьтс китайское звучание вимал. Главное условие спасения - это омурпулег„ое соблюдение монашеских уставов, подкрепленное медитативных« псстгиеккем шс внутреннего смысла. Гсчааы лмл пониде приняты в круш1в'::!г;1Х V о.,астьрях Битая.
Бкола и. Са.зньядь) . Эта пкела не выдержала конкуренции с даосской практикой , но оказало значительное влияние на культовую практику, психотехнику и иконографию даосизма и китайского "буддизма .
Б-:ола пзи;.?у лмеет особое ;.;естс в китайском букдлз~е. Б народных массах была очень популярна ео идея "счастливой земли" где обитают бохэства у "святые бессмертные". Екола нацеливала логе"; не. скорое возрождение в "Чистой Еемле Предельной Радости".
Школы тяньтай, хуаянь, чань, цзимту были созданы на основе синтеза индийского буддизма и китайского мировоззрения, причем хуаянь л тяньтай сохранили в себе больше черт индийского буддизма,
нежели две последние еколы. Б цзннту внимание фокусоровалось на зере в могущество будды Амитабк, способного, по мнению адептов школы цзинту, обеспечить .«м спасение. При слабой разработке теоретической проблематики и акценте ка более простом пути к спасению - религиозной практике - зто учение пользовалось популярностью среди народных масс, т.к. обещало простой путь к спасеншэ, основанный на шж.опщ могущественного Аьдаабы.
Б философских школах чань, хуань, тяньтай преобладал акцент на философско-психолоп'ческле аспекты, основная роль отводилась усилиям самого индивида в его совершенствовании собственной психики с целью избавления от иллюзий своего "Я" и внешнего мира. Эти школы соответствовали запросам общественных верхов, всегда имевших интерес к филосовским построениям и утонченным психологически.': изыскал; в поисках путей к нирване.
Одновременно все школь; и направления китайского буддизма очень социальны, т.к. и "истина", и "спасение" в китайском буддизме привязаны к той или иной форме социальной практики - в зависимости от пути к "истине" и "спасению", предложенного каадой конкретной школой.
То обстоятельство, что основные принципы ыахаяны не противоречили традщионному китайскому складу мышления и привело Т.П.Григорьеву к выводу о том, что "буддизм" накладывался на уже существовавшую в Китае структуру мышления^-
Т.о., два фактора способствовали проникновению и укреплению буддизма в Китае: 1)внешняя схогесть буддизма с даосизмом и 2^ схожесть двух типов мышления - древнекитайсксгс и буддийского в махаянскок его варианте.
Подгонка буддизма под местные стандарты положила начало тл "китакзации" буддизма, в дальнейшем эта проблема ушла с повестки дня, т.к. излишнее усердие могло бы „ишь навредить. В.ЗЛгалявин отмечает, что"секрет яизкепности махаяны в Китае заключался не з
~ См: Т.П.Григорьева. Захаяна и китайское учение учения. (Попытка сопоставления) - Изучение китайской литераторы з СССР, i-.:., if?3, с.ее.
тем,что она была похожа на какие-то черты китайской традиция, а з том, что сна__прйвнесла_нечто_-Новое"г----------------------------
Буддизм, оперируя традиционными китайскими категориями а понят ями, предложи китайцам новое мировосприятие, новую мораль, новую религиозную практику, Б.Г.Буров отметал, что "одной из наиболее ярких особенностей китайской философии ъ отличие от западноевропейской мысли, является высокая степень преемственности и традиционности: обсу^енпе оддпх и тех хе проблем, оперирование одними и тем же схемами и категориями на протяжении многих ве-ков'.'^ Следовательно, китайские муслптодг: в течение столетии выработали приемы передачи новых идей,облекая их в старые Формы, именно так новое преподносилось буддистами.
Диссертант считает, что если рассматривать школы китайского буддизма с точки зрения типологизации религиозного сознания, то .правомерен следующий., вывод: .
К ортодоксальному типу более близка школа люй, с ее строгим отношением к переформируемым буддийским ценностям и морали, сч-ас кениек к месткому исполнения устава монастырской мдзпк;
• К возролдекческа у тлпу мелко отнести сколы цздкту, тяаътай хуаяяь и чань. Здесь общее - проблема освобождения от "X", проблема "куп" - пустстности, гтхчеехде погигии.
Реформатсрсний тип и..ее:: imere сбдего со днелой ми из-за стремления к йогпчесхот практике, .^едктащ.и, тантризму.
Глава III. Социально-политические позиции китайского буддизма
Первый параграф. Буддизм в политике Китая.
Буддизм, качавг;::'. свое двгиеьде в первых веках ...с. с самых низгях слоев населения, все более расширял свое влияние, проникая постепенно в высшие сферы общества, и оказывал воздействие на'культурную л'нзнь страны, превращался в один из неотъемлемых компонентов по..*итичоской Китая.
Голь буддизма в политической ...изни страны постоянно, претерпевала из: специя. Сд переьжвал полосы расцвета и упадка.
1 См: В.В.калявин. С месте буддизма в китайской культуре - Об-
щество и государство в Китае, ,14 8С ,ч.1,с.132.
2 См: А.к.Кобзев. С роли филологического анализа в историко-
философском исследовании - Пароды Азии и Африки,L, 1S78, .«-5, сь 7
- 14 - '
Значимость буддизма в различных регионах страны была не одинаковой. По А.С.'Мартынову, "судьбу буддизма в Восточной Азии определили несколько ванных факторов. Зо-первых, для всего этого региона характерна сакрализация государственного устройства. Поэтому буддизму пришлось иметь дело с государством. Нигде в данном регионе буддизм не сумел подчинить себе государство, как это было , скажем в Тибете, и наоборот, сам буддизм превратился во вспомогательное средство управления. Во-вторых, в идеологическом плане нигде в данном регионе не встретил соперника, претендовавшего на монопольное заполнение всей религиозно-идеологической сферы, сакральный статус которого в обществе был бы достаточно высок, чтобы исключить всякое соперничество"^- И, наконец, в Китае уже стали традиционными принципы взаимоотношения государства с местными религиозно-филосовскими учениями (цзяо) , где, например, конфуцианство играло роль дополнительного средства направления.
Буддизм, проникая во все сферы шзни китайского общества, во многом старался сохранить фундаментальные основы своей традищ: которые восходили к Индии. Это сказалось как на социальных позициях буддистов, так и на принципах организации сакгхи.
На севере Китая, где государственная власть оказалась сильнее, соотношение сил в диалоге государство - сангха складывалось совсем не в пользу буддизма, здесь он использовался как орудие в идеологической сфере. На юге, где государственная власть была слаба, сангха продолжала сохранять некоторую независимость от государства.
Постепенно буддизм стал наиболее приемлемые средством "поучения творить добро", оттеснив тем самым и конфуцианство, и даосизм. Но это не означало, что конфуцианство и даосизм совсем ушли из идеологической сферы. Дискуссии между ниш продолжались а главным судьей в этих спорах выступал император. Поэтому государственная власть представляла главную угрозу буддизму и она же используя буддизм как дополнительное средство воздействия на массы, способствовала экономическому укреплению монастырей - они
См: А.С.Мартынов. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М,1982,с-14-
- 15 -
превратились в крупных землевладельцев.
Династии Суй импонировали адеи буддистов-о единстве всего --------сушегс^Е'непжГБуддк. Суиские правители в своей деятель-ост;; копировали традиций и Северных, и Юиных династий, ¿инастия Тан, пришедшая на смену Cyf, тоже продолжала синтез :<кнкх и северных традиций. Буддисты севера акцептировали свое внимание на религиозной практике и основную аудитория его составляли простые люди, Кхиие судиисты белее сосредотачивались на теоретических проблемам философских вопросах,- и ряды их адептов в основном составляли выходцы из аристократитюсддх семо£.
Возрастание роли буддизма в культурней, социальной и политической жизни Китая не означало победу буддизма над государством. Наоборот, в период Тан наблюдается все большая зависимость буддийской церкви от государства. Государственный контроль все более ужесточался - светские лица, чиновники, назначались' надзирать за сакгхой.В этот период получили развитие такие школы буддизма как чань, хуаянь, тяньтай. Несомненно, что буддийские идеи вызывали у танцев ассоциации со своей империей, которая в идеале представлялась б виде единства, гармонии, благополучии, где все б итоге .стремится к централизованной власти.
Буддизм не ра? впоследствии ив;еллвал подъемы, но уме никогда сн не постиг такого могумеотва, какое в-ел при Тана;-:.
Традицию использования буддизма в своих политических целях поддержала династия Кин. Кеоценчмуэ пемежъ бугдизм оказал Кина?. в их политике в тибетских землях, где было образовано управление по делам буддийской церкви.
Рубеж л1К-1а веков ознаменовался появлением новых форм политической борьбы. Буддисты поддерживали национально-освободительную борьбу китайского народа против иноземной династии (маньчжурской) Цин, свергнутой в 1911г. Сни выдвинули лозунг "Новому Китаю - новый булдкзк'", а также задачу восстановить буддийское учение в егс первоначальной чистоте и модернизировать его соответственно потребностям социально-экономического развития страны. Стали открываться буддииские .сколы нового типа и многочисленные буддийские ассоциации. Первый президент Китайской Республики, лидер буржуазной демократии Сунь Ятсен ответил на обраЕение к нему китайских буддистов и в своем письме поддержал и одобрил идею
организации Китайской Буддийской Ассоциации. В этот период было организовано более 20 ассоциаций (Нанкин, iiiaHxaë, Пекин,).Из-за противоречий внутри ассоциапий они просуществовали недолго, и лишь в 1S53 году была вновь воссоздана Китайская Буддийская Ассоциация при поддержке и контроле со стороны правительства КНР.
Второй параграф. Социальная роль буддизма в Китае.
Различаются как бы два уровня в религиозном комплексе буддизма. К верхнему относится высокообразованное духовенство, устремленное к достижению высших идеалов учения, к нижнему - основная масса верующих стремящихся к достижению определенных социальных целей.
Верхний и нижний уровни религиозной системы разработаны по жестким формальным законам,которые раскладываются в четкие схемы. Эти схемы взаимодействуют с религиозно-культурными традициями стр; ны, вбирают" в себя все местные религиозно-культовые особенности и весь этот* комплекс приобретает буддийское родержание.Именно так буддизм приобретает свои социальные функции. При столкновении с высокоразвитыми и сильными идеологиями или с устойчивыми религиозными традициями эта структура нарушалась, деформировалась и приспосабливалась к ним, как это, к примеру, произошло в Китае.
Религиозная практика рассматривается как социальный фактор буддизма. Социальный фактор - это ориентация верующего на шкалу социальных оценок, забота о своем социальном престике и стремление путем накопления религиозных заслуг возродиться вновь в привычном ему социальном окружении.
Во второй половике XX века широкая социальная база и- авторитет этого вероучения в массах .заставили руководство КНР искать пути сближения государства с буддийскими иерархами. Эта связь косила формальный характер и была продиктована тактическими соображениями, однако в первые годы существования нового Китая буддийская сангха страны получила определенный стимул и поддержу государства. Была восстановлена деятельность Китайской Буддийской Ассоциации, в чьи структуру был включен журнал "Соврёменный буддизм", а в печати были разъяснены принципы свободы совести, провозглашенные правительством КНР, увидел свет ряд законов, регулирующих экономические отношения между сангхой и правительством.
Система, предложенная 3.1:.Корневым, выражает социальную специфику буддизма, напедшую_свое_отражение-В-йдеологии-национально^ • ссзоббзктелького движения: здесь Бщгеляются трй этапа 1) более активное втягивание г-ркн з лолкмческу» деятельность; 2) отход группировок, получивших власть, от религиозных лозунгов; 3) ; борьба за власть а экономические привилегии ь-еаду разлачныю! политическими группировками"1.
Гиссертент полагает, что предложенная система подходит и для социально-философского анализа религиозного сознания в китайском буштизмв: первое этапу соответствует этап обновления дв«аекш> буддистов ^нтая, второму этапу - положение буддизма з Китае после образования ¡-ИГР, и третьему - ситуация, складывающаяся вокруг буддизма после культурной революции, когда официальное признание буддизма вновь явило собой доказательство лояльности властей и придало политике сохранения и бережного отношения к религиозным и национальным традициям гуманистическую окраску, создало китайскому руководству образ правительства,, заботящегося о сохранении общечеловеческих культурных ценностей.
Экономическое развитие, с буддийской точхк зрения, дслзнс происходить не в сторону умножения материальных благ, а более способствовать формированию человеческого характера, лриобмая индйвн-да к трупу. Буддийская экономика, предложенная американски. учены/. Э.Сук'ехер»:, основана па "простоте и отсутствии принуждения. к буддийский образ жзкй для экономиста представляется чудо?,- из-за удивительно:: рациональности своей модели - исключительно маленькие
2
затраты и удовлетворяющие результаты. Тезке с внезапном госткке-ник состояния Бунды основан па традиционном китайском рациональном менталитете. Ведь для буддиста рациональность - это не получение материальных, благ, а зозмокяссть скорейшего достижения нирваны. Универсальность этого тезиса состоит в том, что сн актуален практически 'для всех исторических и ссцаально-^клосси'ских слетем.
Благодаря наличию мкогях скол, которые предлагали множество как теоретических, так и практических рекомендаций в ранках "и:;:ро-
1
См: В.й.Коркев. Буддизм и его роль в общественной яизни стран Азия. М.,1983,с.189-19С
о
"•E.F.Schumaher.Smsl! le beautiful-, a study of economics as a people mattered L 1975
c.'52 '
кого пути опасения"", в сферу влияния буддизма бнли включены все социальные слои и группы верующих Китая, поскольку каждый человек мог получить уье готовую формулу спасения, пригодную для конкретного социального уровня. Философские школы китайского буддизма адаптированы к различным уровням социальной теории и практики. Сбщшл для них всех является оценка общественной деятельности и высокой морали индивида как необходимого шага к спасению, т.е. к достижению состояния Будды.
В заключении подводятся итоги исследования, дается общий анализ социальной философии китайского буддизма и его роли в общественно-политической практике в Китае с момента зарождения первых буддийских школ и до настоящего времени. Указывается, что китайский буддизм отличается свои!« социальным наполнением, внедрением не только в массовое сознание, но и в политику в качестве важного общественно-регулирующего фактора. Б качестве выводов диссертант отмечает, что социальная наполненность буддийской религии в Китае обуславливается специфическим типом мировоззренческих установок, традиционных для этой страны , а именно, превалированием значения общественного над индивидуальным. Адаптация буддийских доктрин к предшествующим китайским философским учениям была связана с имманентно присущей буддизму пластичностью, что и способствовало, с одной стороны, быстрой буддизации Китая, а с другой стороны, приобретению буддизмом несвойственны/! ему изначально социальных черт.
Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих научных публикациях:
1. Политическая активность буддистов Тибета - Всесоюзная Школа Молодых Востоковедов, ч.2, т.11, №.,1880 - О,Зп.л.
2. Обновленческое движение буддистов Китая на рубеже Х1Х-ХХ веков. Четырнадцатая научная конференция "Общество и государство в Китае", ч.З,Б1983-С,6п.л.
3. Буддизм в политике Китая. ( в печат^. - 1п.л.
4. Распространение и развитие буддизма в Китае, (в печати)-