автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Роль культурно-просветительных учреждений Беларуси в развитии обрядности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль культурно-просветительных учреждений Беларуси в развитии обрядности"
Р V 6 од
1 Н той •
АКАДЕМИЯ НАУК БВЛАРУСИ
ИНСТИТУТ ИСКУССТВШВДКНИЯ, ЭТНОГРАФИИ И ФОЛЬКЛОРА ДОКНИ К.К.КРАПИВЫ
На правах рукописи КАСПКРОВИЧ Виталий Адамович
РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БЕЛАРУСИ В РАЗВИТИИ ОБРЯДНОСТИ (1920-1960-0 годы)
07.00.(77 -- этнография
АВТОРВФВРАТ
диссертации на ооиоканив ученой степени кандидата иоторичвоких наук
Шток — 199Э
Работа выполнена в отделе атиогрвфии Института искусствоведения, этнография в фольклора им. К.К. Крапивы АН Республика Беларусь
Научный руководитель - член-корреспондент АН Баларуои,
доктор исторических наук, профессор В.К.Бондарчик
Официальные оппоненты: доктор исторических каук, профессор
А.П. Пономарев
кандидат исторических наук, доцент И.Н.Браиы
Ведущая организация: Минский институт культуры
Защита оостоится 24 июня 1993 г. в 14 часов на заоедании специализированного оовега К 006.07.01 по присуждения ученой ' степени кандидата наук в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси (220072, Минск, ул. Сурганова, I корпуо 2).
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им, Я.Коласа АН Беларуси (Минск, ул. Сурганова, 15).
Автореферат разослан п (г I " мая_ 1993 г.
Ученый секретарь специализированного совета > ,,
кандидат филологических наук т J-CCJLUtj > Л.М.Соловей
Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси, 1993.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теми. Современный поиск путей обновления общества начинается с восстановления утраченных традиций, с обращения к многовековому опыту празднично-обрядовой культуры белору-соз. Являясь важнейшим компонентом согшально-культурной кязни народа, праздники и обряды обеспечивают духовную связь поколений, укрепляют социальные ценности, морально-этические нормы общества. Однако путь обращения к своим истокам многотруден. Если в начале XX ст. праздники и обряды представляли собой целостную систему духовных, эстетических, моральных ценностей и ориентиров Оелоруоов, то к его концу эта целостность в значительной мере утрачена. Социальные катаклизмы XX столетия повлекли за собой исчезновение важны звеньев народной обрядовой культуры. Этому способствовали и научно-технический прогресс, который не опирался на традиционные ценности народа, и урбанизация с ее миграционными процессами, и форсированная интернационализация быта и образа жизни людей.
В современных условиях большая роль в восстановлении духовных традиций придается государственным и общественным структурам. В этом ракурса особенно актуальным является анализ деятельности учреждений культуры (главным образом клубных учреждений) по.трансформации и развитию обрядовой культуры белорусов в контексте освещения этнической истории народа, а также прогнозирования перспективных форм работы по рекультурацш обрядовых традиций.
До последнего времени основными оценочными критериями работы учреждений культуры являлись количественные показатели, попросту говоря "вал". Причем предметом особой заботы выступал не человек с его реальными интересами и запросами, а заполняемость помещений, "эффективность" их использования.
Перестройка 80-х годов в основном затронула нормативно-правовую и финансовую стороны работы клубных учреждений. Вместе с тем меняется их деятельность: от отрицания и забвения народных корней к восстановлению народных традиций, от конфронтации с церковью к взаимному пониманию в проведении праздников и обрядов.
Целью исследования является комплексный анализ развития ритуально-обрядовой культуры белорусского народа в советский период и критическое переосмысление деятельности культурно-просветительных учреждений в этой области жизнедеятельности народа.
Походя из поставленной цели основными задачами работы яв -дяются:
- рассмотреть динамику развития клубных учреждений в Беларуси;
- исследовать процессы становления и развития гражданских, трудовых, семейных и календарных праздников л обрядов, выявить роль и место клубных учреждений в этой процессе;
- показать этапы развития ригуально-обрядовой культуры в, советокяй период, рассмотреть взаимодействие в ней традиционных и новых обрядовых действий;
- определить приоритетные направления деятельности учреждений культуры по развитию обрядовой сферы.
Изученность темы. Этнографических исследований, посвященных деятельности учреждений культуры по развитию празднично-обрядовой культуры, практически нет, за исключением отдельных с^а-т ей*.
Тем не менее, особое значение для научного осмысления проблемы имеют работы теоретического плана по вопросам культурных традиций 1С.Л. Арутюнов, Ю.В.Бромлей, ¡«.¡Л.Громыко, С.Л.Токарев, К.Б.Чистов а др.).
Методологическую ценность представляют книги, посвященные проблемам традиционной и новой обрядности, их взаимодействию. Среди них наибольший интерес имеют работы этнографов В.К.Соколовой, И.II.Соколовой, Л.А.Тульцввой, Л.М.Сабуровой, В.К.Бондар-чика, Н.К.Гаврилш, И.Н.Браима, А.II.Пономарева и др., а также книги учетах обществоведов, имеющие культуроведческую направленность, —В.И.Бруцного, Д.М.Генкина, В.И.Ельченко, А.И.Мазаева, В.А.Руднева, Д.М.Угриновича и других авторов.
Определенный вклад в разработку проблем современной обрядности внесли белорусские этнографы. Особенно активизировалась работа в послевоенный период. Уже в 60-х годах выходит книга
* Олененко Ю.А. Деятельность культурно-просветительных учреждений по развитию социалистической обрядности // Советские традиции, праздники и обряды. Киев, 1386; Касперович Г.И., Стругацкий Т.Н. Роль культурно-просветительных учреждений Белоруссии в пропаганде и внедрении социалистической обрядности // Праздники и обряды в Белорусской ССР. Мн., 1988.
А.И.Залесского и В.'.!.Иванова о новых обычаях и обрядах*.
В 7Q--80-X годах появляется ряд монографий, исследующих изменения в быту и культуре сельского и городского населения Белоруссии, в которые включены разделы по обрядовой культуре белорусов2. В это же время зыходят книги А.А.Мелешко по современной гоаэданской л семейной обрядности3.
Нови:,! этапом а изучении празднично-обрядовой культуры белорусов следует считать коллективный труд "Праздники и обряды в Белорусской СС?" (Минск, 1988 г.), где рассматриваются как теоретические вопросы обрядности, так' п излагаются сценарно-ме-тодические материалы, которые используются в практической деятельности учрекцензй культуры, а такле энциклопедия "Этнаграф1я Беларус!" (¡.II иск, 1989 г.). К сокаленш, они, как ц предыдущие исследования, ке избехалн идеологических штампов своего времени, когда господствовал некритический подход к новым обрядовым формам и недооценивалось богатство традиционной культуры народа. В какой-то мера эти недостатки преодолеваются в монографии "Сям*я Í сямейкы быт" (Минск, 1990), где имеется интересный раздел по семейным обычаям и обрядам белорусов (Т.И.Кухаронак) и книгах "Грамадск! быт i культура гарадскога насальн!цтва Белару-cl" (Минск, IÜ90), "Грамацск! быт 1 культура сельскага насель-н!дтва Беларус!" (Минск, 1У93), в которые включены'разделы по обрядности (С.А.Милюченков, Л.И.Минько и др.).
Для изучения ритуально-обрядовой культуры белорусов большое значение имеют исследования фольклористов, создавших фундаментальные труда по семейной к календарной обрядовой поэзии, послу-:.а!вшей дополнительным источником для автора.
К третьей группе источников можно отнести исследования по
1 Залеск! АЛ., 1ваноу У.М. Новыя звыча! I абрадц — у наш быт. Мн., i960.
^ Изменения в быту и культуре сельского населения Белоруссии. Мы, 1976; Изменения в быту и культуре городского населения Белоруссии. Мн., 1976; Этнические процессы и образ .тазнп: На материалах исследования населения городов БССР. Мн., 1980.
3 [Дялешка A.A. Сучасныя традиций святы 1 абрады. Мн., 1376; его не. Современные гражданские обряды и традиции. Мн., . 1985.
культурному строительству в Белоруссии, а также книги, посвященные учреждениям культуры, истории их создания, различным направлениям деятельности, в числе которых — обрядовая культура народа1.
Четвертая ipynna литературных источников связана с практическими разработками, куда входят сценарные материалы, методические рекомендации и публикации, рассказывающие о конкретных праздниках и обрядах"*.
И, наконец, можно выделить диссертационные работы В.о.Батяе-ва, П.А.Гуда, Т.И.Кухаронак, Я.П./шпень по проблемам обрядности, в которых частично освещалась деятельность клубных учреждений по развитию современных, праздников к обрядов.
Однако, несмотря на накопленный общирный материал и серьезные исследования по ритуально-обрядовой культуре белорусов, ряд связанных с ней проблем еще требует своего изучения. До сих пор нет обобщающего исследования о рола учреждений культуры в развитии обрядности, охватывающего весь советский период, которое бы объективно, без штампов и предубеждений подвергло анализу основные тенденции развития современной обрядности.
При работе над диссертацией автором применялись используемые в отечественной этнографии методы сравнительно-исторического исследования, системного, комплексного анализа, а также методики непосредственного полевого наблюдения и атносоциологмческо-го исследования.
* Гарбунова Р.Т. Культурна-асветн1цкая работа у беларускай всс-цы у перыяд сацыял1стычнай рэканструкцы! народнай гаспадарк! (1926—1937 гг.). Мн., 1965; Гонцова С.К. Культурно-просвети-телыше учреждения Белорусской ССР: Воспитание нового человека. Ma., 1965; Шин С.З. Развитие культуры в БССР за годы Советской власти. Мн., 1970; Марцелев C.B. К духовному расцвету. Мн., 1974; Минкевич -'.К. Культурно-просветительная работа на селе. Мн., i960; Рухавец Г.В. Становление культурно-просветительной работы в Белоруссии. Ми., 1979. Селезнева М.В., Оуринович A.A. Новые гражданские обряды и ритуалы. Мн., 1978; Михневич Ю.М. Углубляя содержание традиций. Мн., 1984; В духе народных традиций: Сб. сценариев / Под ред.. , В.К.Бондарчика и др. Мн.: Беларусь, 1981.
Источниковая база исследования — материалы и документы Центрального Государственного архива Октябрьской революции Республика Беларусь (ЦГАОР РБ), Национального архива РБ, Государственных архивов Витебской, Гомельской, Минской и Могилевской областей, а также материалы текущих архивов Министерства культуры РБ, отдела по культуре и спорту федерации профсоюзов Беларуси, областных управлений культуры, научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительной работы, районных отделов культуры, клубов, домов и Дворцов культуры. Материалы арх;шов в сочетании с публикациями в периодических изданиях и литературными источниками дали основной фонд сведений об изменении в обрядовой культуре народа за 1920-1980-е годы. К тому же на начальном этапе изучение документов и литературных источников дало отправные точки для выявления и уточнения проблем обрядности, подсказало направление разработки исследования.
В диссертации используются полевые материалы, собранные автором в 1986—1992 годах. Они получены в ходе бесед с информаторами и организаторами празднеств, при непосредственном участии в праздниках и обрядах. В 1985 г. проанализирована работа по развитию обрядности 723 клубных учреждений, на каждое из них был заполнен паспорт.
Важным источником явились материалы этносоциологического исследования, проведенного авторш в 1989 году. Объектом его были клубные работники, которые занимаются организацией и проведением обрядовых форм. Всего в клубных учреждениях профсоюзов республика обрядовыми формами занимались 975 человек. Объем выборочной совокупности составил 350 работников клубов. Анкетное исследование позволило определить состояние и приоритетные направления деятельности учреждений культуры по развитию обрядово-праздничной культуры, выявить степень знания культработниками народной обрядности, родного языка.
В работе для сравнения привлечены материалы этносоциологи-ческих исследований городского и сельского населения Белоруссии (1986 г., 1989 г.), проведенные отделом этнографии ИМ АНБ.
Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первое в этнологической науке исследование, где на большом фактическом материала рассматривается роль учреждений культуры в транс-
формации и развитии обрядово-праздничной культуры белорусов. Проанализированы основные этапы и тенденции формирования соврамен-ной обрядовой культуры в связи с деятельностью клубных учреждений, выявлены негативные и позитивные черты этого процесса. В научный обиход вводятся многие новые материалы.
Практическое значение работы. Основные положения диссертации могут быть использованы при создании работ по этнической истории белорусского народа, по проблемам его духовной культуры, а тшшз при чтении спецкурсов и разработке пособий для студентов Института культуры, учащихся культпросзетучилищ, при подготовке соответствующих разделов в энциклопедических, справочных и научно-популярных изданиях, в лекционной пропаганде.
Ряд основных положений диссертации был апробирован в специальных статьях, разделах, в монографиях (общий объем — 6 п.л.) и докладах на республиканских и воесоюзной научной конференции » "Традиции в многонациональном обществе" (19ЭО, Минск).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, а также списка источников и литературы.
СОДЕРШИВ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, содержится формулировка цели и задач исследования, определяются научная и практическая ценность работы, рассматриваются методические приемы исследования, степень изученности проблемы.
Глова первая « "Становление клубных учреждений и обрядность в 20-е годы" -- состоит из трех параграфов. Первый — посвящен проблеме зарождения клубов, изб-читален, формировавшихся в условиях разрухи, голода, ожесточенной борьбы за власть. В параграфе дается анализ и историческая оценка процессам, происходящим в этот отрезок времени. Особое вниманий уделено переменам в общественной идеологии, которые влекли за собой изменения н в обрядовой сфере.
В 20-е годы формируется сеть учревдений культуры, закладываются основные принципы, формы и содер.иание их работы. К 1921 году < в республике насчитывается уже 136 клубов и народных домов, 894 избы-читальни. Однако процесс становления сети учреждений культуры шел непросто. В 19^2 г. в связи с переходом к ШПу, из-за со-' краденая ассигнований количество клубов, изб-читален, библиотек резко сократилось. В результате только » 1935 году численность
е
учредивши культуры достигла уровня IS2I года. Характерно, что сеть учреждений культуры на селе развита была олабо. Так, по Минскому округу: "В Еегомльском районе количество населенных пунктов — 115, изб-читален — 3, количество жителей на одну из-бу-чктальшо — II.518 человек... Из 17 районов округа лучшим выглядел Березинский район, где на одну избу-читальню приходилось 6210 человек"*. На лучше дело обстояло и в других округах. К примеру, по Бобруйскому округу один нардом обслуживал территорию ■ IIG0 кв. верст с населением в 40 тысяч человек, изба-читальня — 300 кв. верст с населением 18 тыс. человек^. На таких громадных территориях работа клубника носила символический характер.
Появляющиеся новые народные дома, избы-читальни, клубы, дома культуры нуждались в кадрах, которые могли бы организовать массовые гуляния, праздники и обряда. В параграфе рассматривается национальный, социальный состав культработников, образовательный уровень, повышение их квалификации, работа и учебные планы курсов, конференций; отмечается, что слабая профессиональная подготовка, отсутствие знаний по истории и культуре народа, большая текучесть кадров не способствовала поддержке традиционной обрядности белорусоз, накоплению опыта по проведению праздников. Из-за неподготовленности клубных работников за проведение праздничных дней нередко брались представители партийных и советских органов. Становление новой обрядности сдерживала неграмотность и самого населения (на первых порах это как бы "консервировало" традиционные праздники и обряды белорусов).
Центром культурно-просветительной работы на селе была определена изба-читальня. Все культурно-просветительные учреждения закреплялись за райполитпросветом. Он увязывал в единый план всю проводимую по району культурно-просветительную работу и осуществлял этот план через избу-читальню. Все другие учреждения культуры волости подчинялись центральной избе. В городе аналогичным очагом культуры был рабочий клуб. Безраздельная поддержка культурных начинаний, самодеятельность и инициатива населения, особенно молодежи, характерная для первых клубных объединений, со временем гасится бюрократической заорганизованностью, формализмом, администрированием клубной работы.
* Национальный архив РБ, ф. 4, оп. 7, д. 28, л. 245.
2 Там же, д. 186, л. 10.
Во втором параграфе первой главы исследуются процессы трансформации обрядовой культуры народа, становления новых гражданских, трудовых и календарных торжеств. С первых лет советской власти формируются государственные праздники и памятные дни (Первомай, годовщина.Октября, 8 марта, День Советской Армии и др.), к подГотовке которых активно подключаются культурно-просветительные работники. Лдет поиск новых форы торжеств, ритуалов, символики. В канву пролетарских праздников вошли инсценировки на революционную тематику, карнавальные шествия, демонстрации, митинги, маевки, пение революционных гимнов, позже к ним присоединились торжественные собрания, вручение красного знамени передовому коллективу, почетный караул около него, торжественный вынос знамени и мн. др.
Особое внимание уделялось детям. Школьники привлекались к демонстрации. Для детей дошкольного возраста и младших школьни-„ ков в дни праздников организовывались утренники, дни отдыха, им давали подарки. Характерно, что в этот период новые государственные праздники распространялись преимущественно в больших городах. Там они отличались размахом и зрелшцностью, поддерживались коммунистами и "свядомай" частью городского населения. 3 селах же сохранялась традиционная обрядность.
Политика государства по отношению к религии, народным праздникам и обрядам носила двойственный характер. С одной стороны, как будто бы не возбранялось праздновать старце праздники, а с другой — просматривается неприятие новой властью религии, традиционной культуры. Причем, еоли в первые послереволюционные годы предпринимаются попытки приспособить традиционные праздники к новым условиям, предварительно очистив их от религии (красная Пасха, красные Коляды), то в последующе;,! возобладали тенденции на замену их пролетарскими торжествами.
Характерно, что некоторые обряды рождались стихийно, без серьезного нравственного их обоснования и учета уклада жизни народа, непосредственно в клубах, трудовых коллективах, воинских подразделениях. Поэтому неслучайно, что многие из них, родившиеся "с ходу", — даже обернутые в тогу "народных", отмирали, как не соответствующие духовному менталитету белорусов, отдельные — продолжали жить и развиваться.
Примечательно, что в канву революционных праздников вплетались активная пропаганда лучших работников, чествование героев
труда. Постепенно праздники труда становились самостоятельными формами работы, и в учрездениях культуры начинает зарождаться и складываться трудовая обрядность. Первый опыт новой трудовой обрядности на селе — День Урожая, возникший в противовес религиозным "Покровам". В этот день на сцену сельских клубов выходили парни а девушки, те, кто хорошо потрудился в страдные дни. В их честь устанавливались на сцене именные снопы, венки из золотистых колосьев. 3 противоборстве с религиозной обрядностью ставка делалась на молодела.. Характерной особенностью дня Урояая стало проведение различных курсов профессионального мастерства, сельскохозяйственных выставок. Во время торжества проводились беспартийные конференции крестьян, митинги, сходки, вечера, спектакли, карнавалы, нолктсуды. .Хорошая традиция складывалась при организации ежегодного празднования "Дня леса" (проводилось озеленение городов и поселков, очистка парков, скверов, садов).
Являясь приводными ремнями от партии к массам, культурно-просветительные учреждения тех лет выступали как бы в двух ипостасях, с одной стороны, были централи, в которых аккумулировалась инициатива людей, разрабатывались сценарии первых советских праздников и обрядов, своеобразными пункта!,ш межличностного и группового общения населения, с другой — с первых дней своего существования были запрограммированы на закрепощение инициативы, самодеятельности масс, насаждали чундые для людей формы, вели борьбу о живой человеческой памятью: традициями и обычаями, праздниками и обрядами, самосознанием народа.
В третьем параграфе анализируются изменения в обрядности семейного цикла. Среди первых советских безрелигиозных обрядов в 20-е годы особое место занимали "октябрины" (красные крестины) , красные свадьбы, похороны. Новые советские праздники и обряды подкупали своей необычностью, революционном пафосом. Однако анализ литературы и прессы тех лет показывает, что со временем интерес населения к ним падал. Характерно, что официальные, бюрократические и вненациональные обряды, в особенности "октябрины", приживались слабо. Они находили почву в городской рабочей среде, представители которой — недавние выходцы из села, отбросили патриархальный уклад, однако еще не приобщились к культуре, моральные же опоры обычно были раскачаны. Новые обряды большей чаотью были характерны для горожан. Что касается крестьян, то они смотрели на них, как на заморскую диковинку, в большинстве
своем отвергая их. И лишь в единичных случаях новое поветрие проникало в деревню (возможно, в силу "моды", келания получить подарок, выделиться из своей среды, из-за карьеристских соображений).
Свадебные торжества в клубе, так хо как и родины, проводились однотипно, по одной схеме: доклад о новом быте, приветствие от общественности, от представителей предприятий, оформление и вручение свидетельств о бракосочетании, вручение подарков. В новом обряде не было традиционных сватов, дру.так, обручальных колец, фаты,, каравая, что, естественно, обедняло торжество. И все же овадебная обрядность в 20-е годы, особенно на селе, сохраняет свою традиционную основу: этапы свадьбы, свадебные чины (сваты, дружи и др.). Шесте с тем коренная ломка основ старой жизни не обошла и свадьбу. Д&-ке традиционное "вяселле" приспосабливается к новым условиям. Вот, к примеру, свадебное пожелание: "Дару вам шчасце, доли, явдта мерку 1 дачку-Шянерку". Постепенно утвергдаются гражданские браки, отвергавшие церковное венчание. Однако гражданское оформление брака без венчания не означало отхода от элементов старой свадьбы в ходе самого свадебного торжества. Тем более, что клубных и идеологических работников после проведения торжественной регистрации уке не интересовала сама свадьба. Зто в какой-то мере и сохранило в народе традиции.
Наряду с октябринаыи и красной свадьбой внедрялась и новая гражданская похоронная обрядность. Вместо отпевания покойного играл духовой оркестр. Похоронная процессия по новому обряду под звуки траурной музыки медленно двигалась к месту захоронения. На кладбище открывался митинг, в заключение церемонии гремел оружейный салют. В последующие годы погребальный обряд упростился, стал обычным безрелигиозным актом, обыкновенной гражданской панихидой без священника и отпевания. Это было обусловлено уменьшением роли церкви в жизни общества, ростом атеизма в республике в результате гонений на священнослужителей, закрытия храмов, изменением в какой-то мере образа шэни белорусского народа.
На примере внедрения новой семейной обрядности в 20-е годы как в зеркале просматриваются тенденции на разрушение народной культуры, к утрате преемственности духовных ценностей, что в конечном итоге обернулось утратой духовности, разобщением молодого и старшего поколений,
, Во второй главе — "Клубные учревдения и их место в проведении обрядности в 30—50-е годы" — автор показывает, что с из-
менением в политической и экономической жизни общества (принудительная коллективизация, массовое закрытие храмов, репрессии, высылки, индустриализация и урбанизация) рушится традиционный зхкзнешшй уклад крестьянства, что влечет за собой и перемены в обрядности, lia государственном уровне пропагандируются революционные праздники, новая трудовая обрядность. День Урожая приспосабливается к восхвалению социалистической перестройки сельского хозяйства, в соответствии с чем меняется его название — День Уролая и коллективизации. Го?овясь к празднику, клубы задействовали буквально все твор1. зские резервы форм работы того времени: проводились читки газет, вывешвались в колхозах настенные газеты, организовывались вечера'вопросов и отййтов( доклады, беседы, использовались радио и кино, йк.окурсии и разного рода компании, зелась кружковая и окольно-курсовая работа, работа среди ¿;екдин, детей, наконец, социалистическое соревнований* интернациональная и атеистическая пропаганда. Арсенал этих ОреДатв был направлен на разъяснение коллектизизшцш и лр1ШаЧ&нйе в к лхозы сошювазэ-цихся крестьян, а такке на подготовку к НрйаднЯку урожая.- Клуба-:., занимались посевными компаниями» зйгоговйами И так называемшш;г-л красными обозами, юс украшала ЛбзукгаМи» разами. 0тра<5атиоая<й>'-г' специальный ритуал отправки и встрйчя обоза»
Тематика клубной padoirii ьхйёткй&лё Главном образс;л.^иМ"дус1грц-' ; ализацию страны и коляоМйвйзвцйй Ц'йльскйг'о ЛЬзяЯотв'ауьйяаочада--в собя "разоблачение классовых hpardôHt борьбу "с-бргийдб'л&.ш> и нарушителями трудовой дйсцийлйШ;
Рост промышленное tu îpe6oB'àit квалвфйщфо&шшых'^абочпх.-К обучению рабочих подключались и клубные учрйздеш^.гСоздава-лись разного рода курсы и кружка ft'd овладении- технике!!;'--- Уке в 1930 году клубные учреадоиия пропагшщировали'соревнования (сквозные бригадй-, Дйшй'ййЯ обгце йMcniïorô'"букс;(ра-, встречное планирование), шотовскоб и стахановское-'&з%«Ийя<«'.'организо-вшзали встречи передовых бр'й!гац> прилагали - на-н!!* -Ьтсгавзях, поддергивали Дни индустриализай'й^ S ^оцесс^'й^'овёйёййгр массовой работы, связанной с производишь даФашйаЖЙ^'й'дельнц^^т.уа-лы, церемониалы, больше появилось 'йпё'пЕфэтес^Й' агркбут'йкп н gilv— волики, все это со временем совёрвй^от'йойалооь'я Закреплялось за определенней обрядами. Широкое распространение 'получили вечера'' • наставников молодежи, отличников и ударников производства, передовиков соцсоревнования, вечера-встречн новых и старых рабочих,
вечера обмена опытом и др. В это вземя появляются профессиональные праздники, возвеличивающие человека труда.
Анализируя газетный и архн.:шг4 материал, автор отмечает, что именно в 30-е годы началось а:-.; явное внедрение новой обрядности в быт рабочих и служащих. Кроме основных торжеств, проводимых в клубах, избах-читальнях, красных уголках, клубные работники, актив предприятия по заранее намеченной программе посещали на квартирах передовиков производства, проводили беседы на дому "О Международном женском дне", "О задачах 18-летия Октября" и др. В дни празднования революционных торжеств клубам предписывалось организовать массовые вечера, развернуть соревнование за лучшую квартиру, за чистоту, за лучший уют.
Характерная особенность тех лет — приоритет трудовой обрядности. Так, в Гомеле в кан"н I мая и 3-й годовщины соцсоревнования и ударничества планы работы клубов начинались с празднования 3-й годовщины соцсоревнования и ударничества. I мая уже отходит на второй план.
Б это время страшный удар наносится по традиционной обрядности, которую квалифицируют как кулацкую, буржуазную, националистическую, и которая не имеет права на жизнь. Гипертрофированных размеров достигает антирелигиозная пропаганда. Все без исключения формы работы клуба, будь то хоровой, драматический, агрокру-жок и др,, пропитывались ее элементами. Ставилась задача заменить все религиозные праздники революционными или же уничтожить их без замены. В клубах активно развертывалось социалистическое соревнование по лучшему проведению антирелигиозной кампании. В преддверии религиозных праздников (Великодня, Коляд и др.) культпросветработники проводили разъяснительную работу среди рабочих и крестьян, вовлекат их в клубы на художественные вечера, развлечения. Накануне во всех клубах, красных уголках, хатах-читальнях, нардомах, библиотеках проходили антирелигиозные и интернациональные вечера "безбожника и,ударника", лекции и доклады, театральные постановки, детокио утренники; демонстрировались кинофильмы о антирелигиозным содержанием. Особое внимание уделялось борьбе с праздничными традициями (красные яйца, пироги и др.). В конечном счете серьезные отступления от народных традиций нанесли большой ущерб развитию культуры в целом и республика, отрицательно сказалиоь на развитии системы обрядности.
В года Валиков Отечественной войны в жизни белорусов увели-
чизается роль традиционной обрядности, как своеобразного оберега духовности народа, растет религиозность населения, В партизанских отрядах и зонах отмечались и советские праздники — Октябрьские, Первомай, которые отождествлялись о желанием отстоять Отечество.
3 послевоенное время возобновляется работа учреждений культуры. У.'.:о в период уборки урожая Победы 1945 г. клубные работники широко популяризируют опыт работы передовиков, тысячников, организуют доски показателей, доски почета лучших колхозников. Среда людей старшего возрас :а намечается возврат к народным обрядовым традициям, О 1У47 года становится нерабочил днем I января , . (Новогодняя евда была реабилитирована в 1935 г.). Начало демокра-,.. тизации в жизни общества в середине 50-х годов создало благопри-» 1.-. ятиыа условия дли развития культуры.
Третья глава — "Традиции и новации в обрядности в' 60—ВО-о.. . годи" — внлочаеу в себя четыре параграфа. Первый из -них посвя-г:'.-т • цен организационным формам. работы учреждений культуры. Ка^оснру-Лт--во документальных и статистических материалов, своих каблппецай-. автор лсоледует развитие современной системы обрядности-,-.оздеча--ет положительную роль а этой процессе общественных кшисокй^фес-публиканского совета по разработка и внедрению в быт новнх>граж-даноких обрядов. При их содействии и материальной поддержкагве-домств и учреждений о участием культурно-просветит&льных работай- ... коэ разрабатывались и апробировались многие сценарии праздников а обрядов, символика и атрибутика, музыкальное сопровождение обрядов и др. Причем процесс организованного внедрения новой обрядности сопровождался активизацией обрядового творчества народных косо, возрождением старых обрядовых традиций. Характерно^ что эти два процесса шли не изолированно, а как бы подпитывали друг друга к чему во многом способствовали клубные работники.
В параграфе уделяется внимание развигсш сети клубных учреждений, подготовке и переподготовке специалистов обрядовой слукбы, анализируется образовательный уровень, знание культработниками традиционной культуры белорусов. Материалы исследования 1989 г„ показали, что лишь каждый третий культработник хорошо знает и монет обучать народным песням, каждый четвертый знает белорусскую • народную музыку, национальные игры, фольклор белорусов. Лишь каждый шестой опрошенный хорошо представляет себе традиции и обычаи белорусов. Свободно владеет белорусским языком только кавдий вго-
poil из культработников.
По втором параграфе третье;: г павы анализируются основные тенденции развития семейной: обрядности, формирование ее новых черт, рассматривается опыт использования народных традиций в современной родинной и свадебной обрядности, главное внимание уделяется торжественной регистрации новорожденных и торжественно!; регистрации брака, в становление которых внесли зачетный вклад учреждения культуры.
В 60—70-х годах по традиции 20—30-х годов со стороны государства делается все возможное, чтобы искоренить церковные об-ряды — крещение и венчание, противопоставив m новые гражданские ритуалы. Однако, если а 20-е годы шго почти полное отторжение национальных обычаев и традиций, то в Gû-x наблюдается своего рода компромисс между н^вым и старым, их синтез. Поиски наиболее разнообразных, зрелищных и запоминающихся элементов в родинной обрядности привели к тому, что постепенно в клубах, Дворцах бракосочетаний появились этнически маркированная атрибутика и реквизит. Ведущие надели национальные костюмы, нагрудные знаки, появились специально изготовленные медали для новорожденных.' В канву обрядов вошло преподнесение хлеба, венков из колосьев родителям ребенка. Фольнлорио-этнмрафмческиа коллективы сопровождали обряд родинными песнями. Материалы исследования 1989 года показали, что торжественную регистрацию новорожденных проводили регулярно 7профсоюзных клубных учреждений Беларуси, от случая к случаю — 12,2р. Причем, чем крупнее город, тем более широко использовалась эта форма работы. В Минске, например, кавдый третий клуб, Дворец культуры проводил торжественную регистрацию регулярно. В ¡начало 90-х годов этот обряд практически перестал проводиться. Клубы, в условиях рынка, находясь на распутье, уступили свое место Церкви. На сегодняшний день в родинной обрядности остались по сути две формы — это церковная и народно-бытовая.
Развитие и обогащение ритуальной культуры белорусов привело к тому, что в свадебной обрядности на первое место выдвинулся ритуал оформления брака. Зтому во многом способствовали учреждения культуры прошедаше путь от забвения традиционных ценностей и без думного заимствования до кропотливой работы по реконструкции традиционных обычаев и обрядов. Из торжеств семейного цикла в клубах и До-мпх культуры наиболее распространена торжественная регистра-шм брака учреждений культуры проводят ее регулярно). При
проведении используется целый ряд этнически специфических элементов: национальная одежда у распорядителей обряда, присутствие сватов, обрядового рушника, вручение хлеба-соли, исполнение свадебных песен, использование народной музыки, белорусского языка. 3 последние годы культпросветработники включились в организацию показательных свадеб, иллюстрирующих на 'местном материале наиболее красочные этапы народной белорусской свадьбы: сзатозстзо, девичник, посад невесты, расплетание косы и т.д. (по данным исследования 6,5^ клубных учреждений проводили такие свадьбы регулярно, 17,7,.' -- от случая к случйй). Рост ориентации на включение традиционных элементов в соврЙенные семейные обряды непосредственно связан с упрочением йаииЬнального самосознания. В семейную обрядность не без влиянйя культработников вошел ряд новых ритуалов: "золотые", "серебряные" семеГ.ше торжества, дни рождения, праздники семьи, Автор особо подчеркивает, что в современных условиях, когда нарушена системность в передаче этнокультурной информации, только учреждениям куль уры с их фольклорными самодеятельными коллективами под силу возродить звенья традиционной семейной обрядности','вернуть их к жизни, там самым' упрочить преемственность между поколениями.
В третьем параграфе главй внимание акцентируется на изменениях, происходящих в трудовой'обрядности белорусов, показаны проблемы и перспективы ее развития, дана классификация.
3 60—80-е годы сохранялась преемственность трудовых традиций, берущих свой отсчет с первых лет советской власти, вместе с тем праздничная и ритуальная практика, отбросив не прошедшие испытание временем политизированные'формы,' обогатилась целым рядом разнообразных "отраслевых" праздников, ритуалов посвящения молодых рабочих, хлеборобов в профессию, юбилеями трудовых коллективов, рабочих бригад и цехов, чествованием передовиков производства и трудовых династий и мн. др. Они стали ближе к человеку, к его трудовой деятельности. В условиях заинтересованности общества в повышении культуры и престижа труда, закреплении трудовых кадров на рабочем месте, в формировании добросовестного отношения к труду обрядность приобретала черты арадипионализании. Наблюдался, например, переход от спорадического к систематическому ее проведению в трудовых коллективах, от использования прос- ■ тейших во ¡/логом формально-бюрократических форм к комплексу многообразных, эмоционально насыщенных и эстетически оформленных
массовых действий. Особенно велика заслуга в разработке и проведении трудовых обрядов и ритуалов работников клубшх учреждений, подвижничеством которых хогъ в какой-то мере восполнялись потери в обрядовой культуре наро;-,. Согласно данным исследования, в 74$ клубных учреждений регулярно проводятся профессиональные праздники, в 65;» из них — чествование передовиков производства, трудовых , династий:, ветеранов труда, в 52£ — посвящение в профессию.
Поддерживая позитивные моменты в трудовой обрядности, ее 1умшшстический заряд и пафос созидания, необходимо отметить и негативные черты, следы наследия 20—30-х годов, — разделение людей на зрителей и исполнителей, созидателей и потребителей, слабую разработанность атрибутики и символики.
В заключительном четрдртом параграфе третьей главы исследуются проблемы функционирования календарной обрядности, показывается роль учреждений культуры в возрождении ее традиционных форм. Отмечается, что в послевоенное время в первую очередь возобновлялись календарные праздники, которые не имели явных примет религиозности — Проводы Зимы, Гукание весны, Зажинки, Дожинки, кирмаши, Купалье, а с начала 90-х годов, когда общество осознает самоценность религии для духовности народа, в число общенациональных праздников входят Рождество .Христово, Великдеаь, Радавница, День Памяти. Кроме них работники культуры пытаются поддержать такие календарные обрядовые традиции, как "Юр'я", "Страда", "Спас" и др. Сохранение их в быту народа было обусловлено тем, что белорусы осознавали религиозные праздники своей национальной традицией, которая превратилась в этнический символ, смыкающийся с таким понятием, как история народа. Об этом ке говорят данные етносоциологичеекого исследования (1989 г.): свое участие в религиозных праздниках каждый второй белорус связал с национальной традицией.
В параграфе рассматривается география распространения календарных обычаев, их локальные варианты, развитие вторичных форм .и стилизаций современных праздников под традиционные. Отмечается, что в развитии ритуально-обрядовой культуры чувствовался и механизм торможения. Развивающийся обряд возрождался, не в тех его направлениях, которые формировались веками и служили естественно« чаотью жизни человека — без принуждения, приказов и призшюп, митингования и заорганизованности, а в сценических ва-
риантах, что не способствовало росту активности, творчества народа.
В заключении подведена итоги исследования, сделаны выводы и обобщения.
В празднично-обрядовой культура белорусов за последние 70 лет произошли существенные изменения. Этому способствовали в первую очередь социально-экономические и политические преобразования, происшедшие в жизни народа. Наряду с "естественным отбором", в результате которого отпадали архаичные элементы, шло целенаправленное разрушении традиционной культуры. В этих условиях в культуре происходило роачукание внутрисистемных связей, в результате чего наметился перерыв в культурной традиция, нарушилась межпоколенная преттаеиность в наследования духовного прошлого.
Будучи гонимой, трацщиопво-обрядовая культура те?,г не- меп'е'ё> хотя и в редуцированном ввдв» сохранялась в "■подсознании"' наро®> в его генной памяти. Поэтому Н5 случайно, что о, появлением благоприятных условий происходит возмращение белорусов к своим иСтб-кам, восстановление прерванных связей.
Многовековой, включая а советский» ошт обрядовой культуры! может и дош'.эн присутствовать в нашей яизник пусть и в новой интерпретации. В ряде случаев! содержание традиционных праздников и обрядов переосмысливается и от включаются в современную обрядовую культуру народа, иногда, на базе современных форм возникают неотрадиционныа праздника-.
Определенна- мокно- сказать, что обряды сферы общественно-трудовой деятельности» направленны а на возвеличивание человека, отбрасывать не стоит. Чествование лучших, премии и награды за труд, памятные подарки и вымпелы — все это нужно я ватсно. Эти и другие обрядовые формы необходимы будут фермеру и колхознику, предпринимателю и служащему, бизнесмену и рабочему.
Клубные работники, внесшие определенную лепту в подавление традиционной обрядности,. переключаются на ее сохранение и рекуль-турацию. Сегодня из сферы неуважения к духовным кладовым народа, в частности, к его обрядам и ритуалам, они.могут перейти на путь внимательного, углубленного изучения национальной культуры белорусов.
Основные положения диссертации изложены в следующих
работах:
1. Традацы! | навацы! у духо^нак ¿.-"-льтуры // Грамадск! быт 1 культура сельскага насельнШтаа ¿еларус]. — аИнск: Наву-ка 1 тэхн!ка, 1993. — С. 227-248 (в соавторства).
2. Роль учреждений культуры в развитии обрядности в Белорусской ССР // 'Тезисы докладов всесоюзной научной конференции: Традиции в многонациональном обществе. — Минск, 1990. — С. 70-71.
3. Некоторые аопекты зарождения, развития и внедрения в жизнь праздников и обрядов в Минской области. ~ ¡¿пнск, 1990. — 84 с. (в соавторстве).
4. Работа культурно-просветительных учреждениях ордена Ленина Белорусской железной дороги по совершенствованию и закреплению современных праздников и обрядов. ~ Минск, 1989. — 24 с. (в соавторстве).
5. Опыт работы социально-культурного комплекса Витебского железнодорожного узла. — Минск, 1989. — II с.
6. Опросный лист (Анкета). — 1989, — II с.
7. Свята вёск! // Этнаграф1я Беларуси Энцыклапедыя. — Шнек, 1989. — С. 453 (в соавторстве).
8. Свята вул1цы (Там жа).
9. Основные тенденции развития современной обрядности белору-. сов // Тезисы докладов 1У съезда географического общества БССР. — Брест, 1989. — С. 48-49 (в соавторстве).
10. И дело прославит тебя // Политический собеседник. — 1989. — Я1 3 (в соавторстве).
П. Я запрашаю вас на танец // Служба быта. — 1989. — '5 окт. (в соавторстве).
12. Дворец на Московской // Из опыта работы Дворца культуры Брестского облсовпрофа по внедрению в быт новых праздников и обрядов. Минск, 1990. — В с. (в соавторстве).